Акционирование - это преобразование государственного предприятия в акционерное общество, которое не всегда и не обязательно ведет к переходу предприятия из государственной собственности в руки частных владельцев.

Приватизация же есть процесс передачи предприятия целиком или его акций в собственность физических лиц и негосударственных организаций, то есть этот процесс изменяет отношения собс

твенности. При этом единого, общего для всех определения приватизации в экономической литературе не существует. Под приватизацией может пониматься:

· переход прав собственности от государства к частным лицам или смену государственной собственности на частную;

· делегирование прав по распоряжению государственным имуществом частным лицам;

· полная продажа государственных предприятий частным лицам;

· продажа частным лицам части активов государственных предприятий.

И так: приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу.

При этом приватизация является не только экономическим, но и политическим процессом.

В Российской приватизации выделяют два этапа. Первый (преимущественно ваучерный) пришелся на 1992 г. - первую половину 1994 г. Следует сказать, что ваучеризация не смогла способствовать росту инвестиций.

С 1 июля 1994 г. осуществляется переход ко второму этапу приватизации, который имел качественно новый характер (с использованием приватизационных чеков). В новом приватизационном этапе заложены два ключевых принципа:

· инвестиционная ориентация продаж;

· обеспечение инвестору возможности приобретения пакета акций приватизируемого предприятия.

Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер.

4. Дальнейшие перспективы развития собственности

На первом этапе приватизация была проведена весьма поспешно. Это обусловило многие ее недостатки, нарушения приватизационного законодательства, злоупотребления и другие негативные явления.

В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный характер» в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который, безусловно, обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.

В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.

Отношения собственности буквально пронизывает все фазы хозяйственной деятельности. Собственность экономически реализуется, если она приносит доход владельцу, который позволяет не только окупать затраты, но и получать прибыль.

Говоря о собственности как об экономических отношениях, надо подчеркнуть то, что это отношения не субъекта к объекту, а отношения между субъектами по поводу того, кто владеет, кто пользуется, распоряжается и управляет объектом собственности. История развития отношений собственности показывает, что тот класс и та социальная группа, которая владеет средствами производства, по существу определяет всю остальную систему, поэтому всякое изменение экономических отношений всегда предполагает, прежде всего, изменение отношений собственности.

Кардинальные перемены в макроэкономике выразились в том, что к концу XX века полностью утрачено свойство классического капитализма быть «чистым капитализмом» (участие государства в национальной экономике).

В нашей стране идет переход к рыночной экономике, вырабатываются специфические для нас черты, а также проявляется общая тенденция синтеза форм собственности.

При огромном значении смены владельцев и распорядителей государственной собственности переход от государственной формы к коллективной и частной, сам по себе еще не решает проблемы создания эффективной рыночной экономики. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность.

Заключение

Общественная мысль всегда уделяла большое внимание проблеме собственности. Специальные обращения к ней можно найти в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.

Собственность как экономическое отношение начало формироваться еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду.

Освобождение от личной зависимости привело, с одной стороны, к юридическому равноправию всех граждан, а с другой стороны, к новому типу отношений: экономической власти одних и экономической зависимости других.

Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно осуществляемое в России сегодня, безусловно, лимитируется крайне недостаточными финансовыми возможностями государства. По мере преодоления финансового кризиса стимулирование создания частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные искусственно созданные препятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит будущее России.

Итак, дальнейшее экономическое развитие России в совершенствовании форм собственности. После долгих лет господства государства и отчуждения человека от собственности, в стране стало формироваться общество, ориентированное на то, что каждый его член имеет право быть собственником.

Незавершённость в настоящее время процессов формирования различных форм собственности создаёт широкое поле деятельности для различных научных исследований, рекомендации которых необходимо апробировать на практике с тем, чтобы определить оптимальные для экономически развитого общества формы собственности и отношения по поводу распоряжения данной собственностью.

Проведение рыночных преобразований, введение многообразия форм собственности и их равной правовой защиты создают материальные предпосылки для формирования в Российской Федерации нового класса собственника, ограничивают государство в «беспределе» по отношению к индивидууму экономической деятельности, освобождают личность от постоянного страха перед «аппаратом насилия» и устанавливают пределы государственного вмешательства в отношения собственности.


Приватизация путем акционирования

(некоторые тонкости процесса реорганизации ФГУП )

Прежде всего следует правильно расставить акценты и определиться с понятийным аппаратом, ведь для многих термины «приватизация» и «акционирование» не очень совместимы. Встречается и другая крайность, когда между приватизацией и акционированием фактически ставят знак равенства. Как правильно оценить ситуацию применительно к государственным унитарным предприятиям? Как соотнести понятие «акционирование», предусматривающее изменение организационно-правовой формы юридического лица с приватизацией, которая, как известно, включает в себя преобразование государственной собственности? Ответы на эти вопросы мы постарались найти, анализируя законодательство о приватизации, а также некоторые результаты собственной практики оказания юридических услуг предприятиям, организационно-правовая форма которых – ФГУП. Вот что у нас получилось.

Отраслевые федеральные и муниципальные государственные унитарные предприятия (ФГУП), как известно, все еще занимают достаточно заметное место в экономике нашей страны, особенно в том случае, если они входят в состав так называемых системообразующих организаций, то есть имеют непосредственное отношение к выполнению важных государственных программ разного уровня и различной отраслевой направленности. Вероятно, именно по этой причине приватизация таких предприятий подробно регламентируется законодательством, согласно которому любое преобразование унитарных предприятий в компании иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. Федеральный закон содержит в этой части конкретное требование (ст.34 закона №161-ФЗ от 14.11.2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Статьей 13 ФЗ-178 от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрены следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торгов на рынке ценных бумаг; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления. Причем, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со статьей 11 упомянутого выше Федерального закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными указанным выше Федеральным законом способами. Из этого следует, что общие принципы приватизации по отношению к крупным унитарным предприятиям по большей части неприменимы. Как уже было отмечено, по отношению к государственным унитарным предприятиям, имеющим важно государственное, в том числе – оборонное, значение приватизация может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Оно и понятно: трудно представить продажу с торгов режимного оборонного института или завода. Следовательно, акционирование ФГУПов является в данном случае способом (механизмом) приватизации, причем исключительным, то есть, единственно возможным. Именно так следует расставлять акценты и приводить в порядок понятийный аппарат.

На практике упомянутый механизм чаще всего предусматривает, во-первых, преобразование ФГУП в открытое акционерное общество (100% акций которого находится в федеральной собственности) и, во-вторых, последующее внесение 100% акций минус одна акция в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал какого-либо акционерного общества в порядке оплаты размещенных этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала. Как правило, решения такого рода принимаются в формате указа Президента Российской Федерации. То есть, неизбежно возникает вопрос о том, кому именно государство передает полномочия по управлению активами реформируемых унитарных предприятий. Согласитесь, с учетом печальной практики всех предыдущих «волн» приватизации, такой вопрос возникает закономерно и обоснованно, и дело даже не в возможной коррумпированной составляющей процесса приватизации. По нашему мнению, актуальность данной проблемы обусловлена двумя главными причинами, а именно:

Многие отраслевые унитарные предприятия отнесены к категории стратегических, поскольку в том числе выполняют важные государственные задачи в области обороны и безопасности в целом;

Большинство из упомянутых унитарных предприятий располагает на праве хозяйственного ведения внушительными активами, в том числе объектами недвижимости, дорогостоящим оборудованием. Отраслевые научно-исследовательские институты, например, часто располагают также правами на интеллектуальную собственность, которая часто по своей стоимости сравнима с дорогостоящими объектами недвижимости. Но ведь создаваемое на месте ФГУП акционерное общество одновременно приобретает возможность не только использовать упомянутые активы по их прямому назначению, но и заниматься их продажей, которая на практике получила достаточно туманное наименование «реализации непрофильных активов». Так кому же «с барского плеча» государства передаются активы реформируемых унитарных предприятий? Вопрос, как говорится, интересный…

В нашей стране перечень таких предприятий утвержден Указом Президента РФ от 4 августа 2004г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ». Кроме того, перечень так называемых «системообразующих» объектов утверждается правительственной Комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. Упомянутый перечень не является исчерпывающим и может корректироваться решениями упомянутой Комиссии. Это означает, что состав системообразующих предприятий формируется на уровне высших органов государственного управления России, постоянно меняется с учетом изменений, происходящих в базовых отраслях экономики, в том числе с учетом потребностей оборонно-промышленного комплекса страны.

Следует отметить, что в качестве первых шагов унитарного предприятия по пути акционирования необходимо рассматривать его включение в Прогнозный план (Программу) приватизации федерального имущества, который утверждается Правительством Российской Федерации, а также последующее издание соответствующего приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом или его территориального подразделения. На этом основании выпускается распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом об условиях приватизации конкретного федерального государственного унитарного предприятия. Поскольку с этого момента процесс приватизации регулируется преимущественно упомянутым выше распорядительным документом, остановимся более подробно на его содержании.

В преамбуле распоряжения об условиях приватизации обычно перечислены нормативно-правовые и распорядительные документы, на основании которых осуществляется приватизация данного предприятия, в том числе содержится ссылка на аудиторское заключение с предварительной оценкой стоимости активов ФГУП. Далее, в распоряжении обычно указывается, что приватизацию надлежит осуществить путем преобразования в открытое акционерное общество, причем указывается его полное наименование и размер уставного капитала акционерного общества. В этой части, обязательным является указание на то, сколько именно именных обыкновенных бездокументарных акций составляют уставный капитал и какова стоимость каждой акции. Распоряжением доложен быть утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП, что по общему правилу должно быть отражено в специальном приложении к распоряжению. Однако на практике унитарное предприятие, подлежащее приватизации, как правило, получает лишь текст основного документа, без перечня имущественного комплекса. По всей вероятности, представитель собственника в этом случае оставляет за собой право в последний момент внести коррективы в этот важный документ, поскольку в процессе подготовки имущественного комплекса к приватизации могут возникать разного рода неожиданности. Очень часто, например, правоустанавливающие документы на некоторые объекты недвижимости или не оформлены надлежащим образом, или вообще отсутствуют, особенно если речь идет об объектах незавершенного строительства, либо о так называемом «самострое». Это означает, что для того, чтобы на свет появилось приложение к распоряжению с указанием состава имущественного комплекса, подлежащего приватизации, администрация унитарного предприятия часто бывает вынуждена предварительно проводить большую работу, направленную на приведение в надлежащее состояние правоустанавливающих документов. Начало такой работы – организация комиссионной проверки имущественного комплекса предприятия, с участием представителей собственника, то есть территориального управления Росимущества, по итогам которой оформляется соответствующий акт. Названный документ сопоставляется с оформленным ранее актом передачи предприятию объектов на праве хозяйственного ведения и в результате появляется возможность вычленить «проблемные» объекты недвижимости, по которым необходимо проводить дополнительные специальные мероприятия (уточнение границ земельных участков; урегулирование территориальных разногласий; переоформление документов БТИ; согласование и получение недостающих правоустанавливающих документов и т.д.). Правда, в передаточный акт могут войти не все объекты недвижимости, которые входят в имущественный комплекс ФГУП, такое бывает достаточно часто. Чем руководствуется в этом случае собственник, нам не ведомо. Есть, видимо, какие-то свои резоны… В качестве приложения к распоряжению об условиях приватизации оформляется также перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП. Чаще всего имеются в виду объекты, расположенные на территории предприятия, но принадлежащие ГО и МЧС (обычно, защитные сооружения). Расчет балансовой стоимости активов предприятия, а также перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав имущественного комплекса, также оформляются, как приложения к упомянутому выше распоряжению об условиях приватизации. Важно учитывать, что названным распоряжением должен быть утвержден также устав создаваемого акционерного общества, состав органа управления (совета директоров), ревизионной комиссии. Но все кадровые решения в этом случае носят временный характер, то есть принимаются до первого общего собрания открытого акционерного общества. Есть и конкретные мероприятия, которые должны провести члены органа управления. Так, часто в распоряжении об условиях приватизации содержатся требования: в 2-3-х месячный срок осуществить необходимые меры с целью государственной регистрации открытого акционерного общества; подписать передаточный акт о приемке подлежащего приватизации имущественного комплекса и предоставить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом заверенный экземпляр Устава, а также копию документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц и экземпляр передаточного акта; в месячный срок предоставить в территориальное управление Росимущества документы, необходимые для внесения соответствующих изменений в реестр федерального имущества; осуществить юридические действия по государственной регистрации перехода к созданному открытому акционерному обществу права собственности на объекты, полученные им в соответствии с передаточным актом. Названным выше распоряжением об условиях приватизации органам управления акционерного общества обычно предписывается принять решение о выпуске акций открытого акционерного общества с размещением всех акций единственному учредителю – Российской Федерации (в лице Росимущества), а также утвердить отчет об итогах выпуска акций созданного ОАО и направить соответствующие материалы в уполномоченный государственный регистрирующий орган.

Практика показывает, что именно организация выпуска акций является наиболее сложной и трудоемкой задачей. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ устанавливает процедуру эмиссии ценных бумаг, которая включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Одновременно установленный перечень этапов не является исчерпывающим, а порядок осуществления этапов может меняться в зависимости от ситуации. В дальнейшем, Совету директоров также предписывается организовать ведение реестра акционеров и представить собственнику соответствующие документы, подтверждающие исполнение предписания.

Важно учитывать, что акционерное общество считается созданным с момента его государственной регистрации (п.5 ст.2 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №208-ФЗ). То есть до момента государственной регистрации предприятие является ФГУПом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Новое акционерное общество является правопреемником государственного унитарного предприятия. Трудовые договоры с работниками организации сохраняются (статья 75 ТК РФ), причем какого-либо письменного согласия работника на продолжение трудовых отношений не требуется. А вот если работник почему-либо не согласен продолжать работу в реорганизованной компании, он обязан выразить такое несогласие (отказ от продолжения работы) в письменной форме. Но в любом случае, стороной трудовых отношений становится новое юридическое лицо. В трудовые книжки работников вносится запись о новом названии организации-работодателя. В соответствии с частью четвертой статьи 43 Трудового Кодекса РФ, «коллективный договор сохраняет свое действие в случаях реорганизации организации в форме преобразования».

Завершая размышления об особенностях процесса приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, необходимо перечислить и некоторые трудности, с которыми чаще всего сталкиваются руководители ФГУПов в это сложное для них время, которое именуется, как «приватизация» или «акционирование» (читатель уже понял, что правильно и то, и другое). Разумеется, в каждом конкретном случае ситуация может выглядеть по-разному, но общие тенденции существуют. Прежде всего, предприятие после акционирования должно войти в состав другого акционерного общества, которое с момента выпуска распоряжения территориального управления Росимущества об условиях приватизации обычно уже начинает чувствовать себя, как фактический хозяин реформируемого предприятия. Полагаем, к этому явлению следует относиться с пониманием, ведь акционирование рано или поздно, но закончится. Так что контроль со стороны «головного» акционерного общества, некоторые его настойчивые рекомендации и предложения (от которых нельзя отказаться) относительно кадровой политики и перестановки в руководящем звене, это, так сказать, трудности роста. Но главным, скорее всего, следует считать такую особенность, как фактическое руководство процессом приватизации со стороны собственника – территориального управления Росимущества, точнее, весьма жесткий контроль всего происходящего, который осуществляется представителями этого ведомства. Сможет руководство ФГУПа и его юридическая служба правильно ориентироваться и найти свое место в этой «двухступенчатой» конструкции, следовательно, сможет сохранить себя в этот сложный период структурных потрясений. Справедливости ради отметим, что мало кому это удавалось до сих пор. Вот такая третья трудность, с которой неизбежно предстоит столкнуться.

Благодарим за просмотр статьи. Если потребуется наша помощь, рекомендуем: звоните по телефонам в Москве: +7(495)229-82-53 или 8-926-005-89-20 . У вас будет возможностьобсудить возникшие вопросы или записаться на консультацию. На рынке юридических услуг мы работаем уже пятнадцать лет. И работаем ДОБРОТНО.

Генеральный директор

ООО «Информационно-правовое агентство «ЭНПРА»

Евгений Постнов

Кандидат юридических наук

В конце прошлого года Председатель Правительства РФ Владимир Путин распоряжением от 30.11.2009 № 1805-р утвердил программу приватизации федерального имущества на 2010 г. и основные направления приватизации на 2011 и 2012 гг. Корпоративной реорганизации (приватизации, реструктуризации, ликвидации) будут подвергнуты те предприятия, деятельность которых не соответствует публичным функциям государства. Сотни унитарных предприятий будут преобразованы в открытые акционерные общества. Как безболезненно пройти этот путь? Как избежать заторов на сложных дорогах акционирования? Возможна ли деприватизация?

В этом году акционирование ожидает предприятия, исключенные из перечня стратегических, в том числе как в рамках формирования вертикально интегрированных структур в стратегических отраслях экономики, так и с последующим включением вновь образованных акционерных компаний в стратегический перечень. К продаже будут предложены пакеты акций обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов).

Процедура преобразования унитарного предприятия в акционерную компанию — процесс сложный и длительный. Руководству ФГУПа предстоит провести комплексные подготовительные мероприятия. Могут быть (а в некоторых случаях - должны) задействованы и внешние консультанты - аудиторы, оценщики, юристы.

Рассмотрим основные этапы приватизации предприятия.

Прогнозный план

Первый шаг - утверждение Правительством РФ Прогнозного плана приватизации на срок от одного года до трех лет (с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) Федеральным законом от 31.05.2010 № 106-ФЗ).

В Прогнозном плане указываются основные направления и задачи приватизации на плановый период, рассматривается возможное влияние приватизации данного имущества на структурные изменения в экономике, приводятся его характеристика и предполагаемые сроки проведения процедуры. В документе содержится перечень ФГУПов, акций ОАО, находящихся в федеральной собственности, а также иного федерального имущества, которое планируется приватизировать.

Включение ФГУПа в Прогнозный план налагает ограничения на ряд действий его руководителя. Так, c даты утверждения программы приватизации до момента госрегистрации АО он без согласия собственника (государства) не вправе:

    сокращать численность работников;

    совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения последнего балансового отчета или более чем в 60 000 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, заключать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью прямого или косвенного отчуждения имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 000 раз установленный законом МРОТ;

    получать кредиты;

    эмитировать ценные бумаги;

    выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.

обратите внимание

Если решение об условиях приватизации ФГУПа принимает Правительство РФ (об этом сказано в Прогнозном плане) или Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), то сделки и действия ФГУПа согласовывает последнее. В остальных случаях решение об условиях приватизации принимает территориальное управление Росимущества.

В отношении каждого ФГУПа Росимущество издает распоряжение о подготовке к приватизации, назначает ответственное подразделение или территориальный орган, с которым унитарному предприятию предстоит взаимодействовать. Определяются также необходимые подготовительные мероприятия и сроки их проведения. К сожалению, данный процесс зачастую затягивается.

Подготовка к приватизации

1. Инвентаризация имущества и обязательств государственного унитарного предприятия.

Несмотря на то что порядок инвентаризации изложен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13.06.95 № 49) и Методических рекомендациях по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности (утверждены совместным распоряжением Минимущества, Минпромнауки и Минюста России от 22.05.2002 № 1272-р/Р-8/149), предприятия нередко допускают ошибки при ее проведении. Например, не соблюдают требования к оформлению документов: приказ руководителя не содержит обязательных сведений, предусмотренных рекомендациями, встречаются технические ошибки в описях и актах, нарушается порядок внесения изменений в документы. Зачастую не обеспечивается установленный порядок взаимодействия членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц, а также условия, препятствующие внесению в документы несанкционированных исправлений.

Результатом проверки являются акт инвентаризации и прилагаемый к нему перечень обязательств унитарного предприятия на дату завершения инвентаризации.

2. Составление промежуточного баланса.

Промежуточный баланс формируется в объеме и по формам годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказами Минфина России от 22.07.2003 № 67н и от 31.10.2000 № 94н. Пояснения к промежуточному балансу приводятся по всем его статьям.

Промежуточный баланс проверяет аудиторская организация, выигравшая соответствующий конкурс. Если аудитор выявит нарушения, Росимущество или его территориальный орган организуют проверку расхождений в документах, представленных ФГУПом и аудитором. По результатам проверки Росимущество или территориальный орган составляют акт, на основании которого изменения вносятся в учетные данные ФГУПа.

Помимо акта инвентаризации и промежуточного баланса представляется план земельного участка с правоустанавливающими документами на землю. Типичные ошибки на данном этапе - отсутствие кадастрового номера участка и документов о праве собственности. После проведения всех мероприятий документы направляются в орган, ответственный за принятие решения об условиях приватизации.

Расчет балансовой стоимости активов предприятия и определение способа приватизации

Росимущество или его территориальный орган рассчитывают балансовую стоимость активов предприятий, подлежащих приватизации. Расчет основывается на данных промежуточного бухгалтерского баланса с учетом результатов инвентаризации имущества на дату составления акта инвентаризации.Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов определяется как сумма стоимости чистых активов предприятия, рассчитанных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса.

Если величина балансовой стоимости подлежащих приватизации активов равна (или превышает) 100 000 руб., то в расчете указываются размер уставного капитала, который принимается равным величине балансовой стоимости подлежащих приватизации активов, количество и номинальная стоимость именных обыкновенных бездокументарных акций, составляющих уставный капитал создаваемого ОАО. Номинальная стоимость акции, как правило, 10 или 100 руб. В этом случае ответственное ведомство должно разработать проект устава открытого акционерного общества (на практике проект устава разрабатывает и представляет в ответственный орган предприятие).

Указанным решением определяется способ приватизации - преобразование государственного унитарного предприятия в ОАО. В нем отражаются:

    наименование имущества и иные данные, позволяющие его индивидуализировать (характеристика имущества);

    способ приватизации;

    начальная цена имущества, если иное не предусмотрено решением Правительства РФ, принятым в соответствии с абз. 16 п. 1 ст. 6 Закона о приватизации (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.05.2010 № 106-ФЗ);

    срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

    иные необходимые сведения.

Кроме того, утверждаются состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации, перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, расчет балансовой стоимости активов. Наконец, утверждается устав ОАО, назначаются единоличный
исполнительный орган и члены ревизионной комиссии, определяется количественный и персональный состав совета директоров.

Необходимо составить также передаточный акт, подписываемый ответственным лицом органа, принявшего решение об условиях приватизации. Передаточный акт по форме и содержанию должен соответствовать составу подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУПа. Приложениями к передаточному акту являются расчет балансовой стоимости активов и перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав имущественного комплекса, подлежащего приватизации, а также сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.

После госрегистрации ОАО передаточный акт подписывает представитель принимающей стороны - единоличный исполнительный орган ОАО.

обратите внимание

Для госрегистрации ОАО в инспекцию Федеральной налоговой службы представляются решение об условиях приватизации, устав (в двух экземплярах), передаточный акт и соответствующее заявление. От уплаты госпошлины предприятие освобождается. В течение месяца с даты регистрации общество регистрирует выпуск акций в региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам.

Руководитель общества проводит мероприятия по госрегистрации прав на недвижимое имущество ОАО. Одновременно с регистрацией права собственности акционерного общества на имущественный комплекс приватизируемого ФГУПа регистрируются обременения (ограничения) его имущества.

Отдельно следует остановиться на социальных аспектах приватизации. Открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, содержащимся в коллективных договорах, действовавших до приватизации. Вносить изменения в коллективный договор возможно только спустя три месяца после регистрации ОАО. Трудовые отношения работников акционируемых предприятий после приватизации продолжаются с их согласия.

Особенности правового положения

Акции общества, созданного в результате приватизации ФГУПа, могут быть включены в Прогнозный план (программу) приватизации на очередной финансовый год и приватизированы. Способ приватизации (открытый, закрытый или специализированный аукцион) определяет орган, уполномоченный принимать решение о продаже акций. Вид аукциона выбирается с учетом сложившейся структуры уставного капитала общества, инвестиционного спроса и т.д.

В случае отчуждения 75% акций общества Правительство РФ или органы государственной власти субъектов Федерации могут принять решение об использовании специального права на участие РФ и ее субъектов в управлении открытыми акционерными компаниями - «золотая акция». Данное право позволит представителю органа по управлению государственной собственностью налагать вето на ряд решений общего собрания акционеров (например, о внесении изменений и дополнений в устав ОАО, реорганизации и ликвидации компании, совершении крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность).

В отношении обществ, 25% голосующих акций которых принадлежат государству или муниципальному образованию, действует правило о сохранении соответствующей доли участия в уставном капитале при осуществлении дополнительной эмиссии акций.

Итак, процесс передачи госимущества в частную собственность завершен. Новый правовой режим имущества предоставляет новому собственнику возможность более эффективно его использовать, что соответствует целям и задачам приватизационных процессов.

Деприватизация

Деприватизация - пересмотр итогов приватизации. На самом деле то, что обычно путают с пересмотром итогов, является решением вопроса о недействительности отдельных сделок купли-продажи государственных предприятий, имущественных комплексов, государственных пакетов акций, приватизация которых проведена с нарушением закона.

С правовой точки зрения в некоторых случаях речь может идти о процессе восстановления нарушенных прав собственника (государства), что предполагает определенные юридические и административные действия. Возврат государству незаконно приватизированного имущества не считается национализацией, поскольку исходя из ст. 301 ГК РФ каждый законный собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Что может стать причиной такого оспаривания? Обычно это несоблюдение формы сделки, путем заключения которой была проведена приватизация, или особого порядка ее заключения. В качестве примера можно привести постановление ФАС Московского округа от 03.12.2003 № КГ-А40/9305-03. Данным постановлением договор купли-продажи признан ничтожной сделкой, поскольку приватизация проведена способами, не предусмотренными законом. В частности, покупатель не имел на тот момент права выкупать арендованное имущество.

Остановимся на сроках исковой давности, в течение которых можно обратиться в суд с иском о признании сделки недействительной. В соответствии со ст. 181 ГК РФ иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки (о возврате незаконно приватизированного имущества государству) может быть предъявлен в течение трех лет со дня, когда началось ее исполнение.

    дата утверждения плана приватизации;

    дата заключения договора купли-продажи арендованного имущества между Фондом имущества и предприятием;

    при приватизации имущества путем преобразования государственного предприятия в АО - день регистрации акционерной компании. Именно с этого дня организация считается созданной и приобретает способность иметь права и нести обязанности (ст. 49 и 51 ГК РФ);

    в случае приватизации путем внесения государством имущества в уставный капитал АО - момент издания соответствующим комитетом по управлению государственным имуществом распоряжения о преобразовании организации и утверждения акта оценки имущества;

    при преобразовании государственного или муниципального предприятия в ОАО -день учреждения акционерного общества и утверждения устава.

обратите внимание

Такое положение вещей устраивало не всех. Чтобы обойти срок давности при предъявлении исков, истцы на судебных заседаниях ссылались на то, что им стало известно о совершении незаконных приватизационных сделок только в ходе проверки. В этой ситуации срок давности переставал считаться пропущенным.

Однако этот обходной путь пресекли. Пленумы Верховного и Высшего арбитражного судов РФ приняли совместное постановление от 12.11.2001 и 15.11.2001 № 15/18. В нем разъяснено, что в соответствии со ст. 200 ГК РФ срок исковой давности исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права независимо от того, кто обратился за судебной защитой - само лицо, право которого нарушено, либо другие лица в его интересах, когда закон предоставляет им право на такое обращение.

Значит, если с иском о признании сделки приватизации недействительной обращается прокурор, отсчет срока давности начинается не с того дня, когда он узнал о незаконности приватизации, а с даты, когда об этом должен был узнать компетентный государственный орган, представляющий в приватизации государство (как правило, это комитеты по управлению государственным или муниципальным имуществом, которые должны знать о незаконности сделки приватизации еще в момент ее совершения).

Например, комитету по управлению государственным имуществом Иркутской области в иске о применении последствий недействительности ничтожной сделки (договора безвозмездного пользования) и администрации г. Иркутска, заявившей встречные требования по делу № А19-14474/06-54 от 29.12.2006, было отказано в связи с пропуском срока исковой давности.

Особый интерес представляет постановление ФАС Московского округа от 09.01.2004 № КГ-А40/10712-03-П, согласно которому договор купли-продажи был признан оспоримой сделкой и применен годичный срок исковой давности. В то же время Арбитражный суд г. Москвы первоначально признал сделку ничтожной в связи с нарушением порядка приватизации (использовалось ненадлежащее средство платежа), но приобретатель был признан добросовестным.

Как доказать добросовестность

Еще одна возможность избежать деприватизации - применить статус добросовестного предпринимателя. В постановлении Конституционного суда РФ от 21.04.2003 № 6-П сказано, что содержащиеся в п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ общие положения о последствиях недействительности сделки в той части, в которой требуется возвратить другой стороне (государству) все полученное по сделке (то есть полученное предприятием по сделке приватизации), не распространяются на добросовестного приобретателя. Согласно постановлению, если по возмездному договору имущество приобретено у лица, не имевшего права его отчуждать, собственник может обратиться в суд в порядке ст. 302 ГК РФ с иском об истребовании имущества из незаконного владения лица, которое приобрело это имущество (виндикационный иск). Если собственник подаст иск о признании сделки купли-продажи недействительной и применении последствий ее недействительности в форме возврата переданного покупателю имущества и при разрешении данного спора суд установит, что покупатель является добросовестным приобретателем, в удовлетворении исковых требований в порядке ст. 167 ГК РФ должно быть отказано.

Как доказать суду, что именно вы и есть тот самый добросовестный приобретатель? Необходимо доказать, что организация относилась к приватизированному имуществу как к своему, а именно:

    поставила его на баланс;

    платила налоги (на имущество, землю) и иные платежи (например, сбор за техосмотр транспортных средств);

    проводила капитальный или текущий ремонт имущества;

    принимала меры к надлежащему документарному оформлению права собственности (провела топосъемку или межевание земельного участка, техническую инвентаризацию объекта недвижимости и т.д.).

Если суд установит эти обстоятельства, то с высокой долей вероятности он сочтет предприятие добросовестным приобретателем имущества, полученного в порядке приватизации, и откажет в иске о возврате имущества государству.

Последний фактор связан с задолженностью предприятий. Многие предприятия имеют огромную кредиторскую и дебиторскую задол­женность банкам, государству, другим предприятиям и т. п. При оцен­ке имущества предприятий необходимо учитывать их доли, а предла­гаемая цена должна быть пропорционально уменьшена, если предпо­лагается, что обязательства по уплате задолженности будут возложены на покупателей, в данном случае на акционеров. Наличие долгов ус­ложняет положение инвесторов, которые должны сделать выбор меж­ду приобретением акций на существующий капитал или увеличением капитала предприятия, поскольку данная альтернатива влияет на их долю в капитале предприятия.

Акционирование как форма приватизации имеет свои достоинства и недостатки.

ПРЕИМУЩЕСТВА преобразования государственных предприятий в акционерные общества состоят в возможности заинтересовать пред­приятия-смежники в развитии акционерного общества, укреплении его финансового положения путем продажи им акций. Это обстоятельство особенно важно для предприятий, перерабатывающих сельскохозяй­ственную продукцию, предприятий машиностроительного комплекса, имеющих большое количество поставщиков.

НЕДОСТАТКИ акционерной формы собственности заключаются в ограничении производственно-хозяйственной самостоятельности акци­онерных обществ и необходимости делиться частью прибыли с акцио­нерами. Тем не менее для крупных предприятий альтернативы этой фор­ме акционирования нет.

ВЫКУП АРЕНДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ по форме и содержанию на­поминает прямой выкуп. Он может осуществляться сразу или в рас­срочку. При взятии в аренду государственною предприятия коллектив арендаторов образует арендное предприятие, которое самостоятельно выбирает способ управления в соответствии со своим уставом. Оно обязано по договору аренды принимать на себя выполнение государ­ственного заказа. В остальном арендному предприятию предоставля­ется значительная самостоятельность. Поэтому в условиях перехода к рыночной экономике аренда является способом разгосударствления с последующим образованием на базе арендного предприятия негосу­дарственного предприятия с коллективной, кооперативной или акци­онерной формой собственности.

Инициатива приватизации арендного предприятия может исходить только от коллектива арендаторов.

Важнейшим условием приватизации арендного предприятия является возможность использования для выкупа прибыли предприятия, а также амортизационных отчислений от сто­имости имущества, приобретенного коллективом арендато­ров за период аренды. Это позволяет накопить средства для выкупа и обойтись без кредитов банка и привлечения личных средств членов трудового коллектива.

В республике почти все договоры аренды были заключены до приня­тия закона о приватизации. Поэтому примерно к 2000 г. договоры аренды закончатся. Аренда по различным причинам не смогла успешно решить назревшие проблемы предприятий. Среди этих причин можно выделить следующие.

Рост ставок арендной платы вследствие инфляции и постоянной переоценки фондов привел к ухудшению финансового положения арендных предприятий.

Хозяйственный механизм арендных предприятий таков, что не стимулирует инновационный процесс, появление новых идей у коллектива арендаторов. Поэтому конкурентоспособность арен­дных предприятий не выше, чем государственных.

Организационно-правовая база приватизации не предусматривает, кроме выкупа, форм приватизации, что значительно сужает возможности приватизации имущества коллективом арендаторов.

Отраслевые федеральные и муниципальные государственные унитарные предприятия (ФГУП), как известно, все еще занимают достаточно заметное место в экономике нашей страны, особенно в том случае, если они входят в состав так называемых системообразующих организаций, то есть имеют непосредственное отношение к выполнению важных государственных программ разного уровня и различной отраслевой направленности. Вероятно, именно по этой причине приватизация таких предприятий подробно регламентируется законодательством, согласно которому любое преобразование унитарных предприятий в компании иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. Федеральный закон содержит в этой части конкретное требование (ст.34 закона №161-ФЗ от 14.11.2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Статьей 13 ФЗ-178 от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрены следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торгов на рынке ценных бумаг; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Причем, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со статьей 11 упомянутого выше Федерального закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными указанным выше Федеральным законом способами. Из этого следует, что общие принципы приватизации по отношению к крупным унитарным предприятиям по большей части неприменимы. Как уже было отмечено, по отношению к государственным унитарным предприятиям, имеющим важно государственное, в том числе - оборонное, значение приватизация может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Оно и понятно: трудно представить продажу с торгов режимного оборонного института или завода. Следовательно, акционирование ФГУПов является в данном случае способом (механизмом) приватизации, причем исключительным, то есть, единственно возможным. Именно так следует расставлять акценты и приводить в порядок понятийный аппарат.

На практике упомянутый механизм чаще всего предусматривает, во-первых, преобразование ФГУП в открытое акционерное общество (100% акций которого находится в федеральной собственности) и, во-вторых, последующее внесение 100% акций минус одна акция в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал какого-либо акционерного общества в порядке оплаты размещенных этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала. Как правило, решения такого рода принимаются в формате указа Президента Российской Федерации. То есть, неизбежно возникает вопрос о том, кому именно государство передает полномочия по управлению активами реформируемых унитарных предприятий. Согласитесь, с учетом печальной практики всех предыдущих «волн» приватизации, такой вопрос возникает закономерно и обоснованно, и дело даже не в возможной коррумпированной составляющей процесса приватизации. По нашему мнению, актуальность данной проблемы обусловлена двумя главными причинами, а именно:

многие отраслевые унитарные предприятия отнесены к категории стратегических, поскольку в том числе выполняют важные государственные задачи в области обороны и безопасности в целом;

большинство из упомянутых унитарных предприятий располагает на праве хозяйственного ведения внушительными активами, в том числе объектами недвижимости, дорогостоящим оборудованием. Отраслевые научно-исследовательские институты, например, часто располагают также правами на интеллектуальную собственность, которая часто по своей стоимости сравнима с дорогостоящими объектами недвижимости.

Но ведь создаваемое на месте ФГУП акционерное общество одновременно приобретает возможность не только использовать упомянутые активы по их прямому назначению, но и заниматься их продажей, которая на практике получила достаточно туманное наименование «реализации непрофильных активов». Так кому же «с барского плеча» государства передаются активы реформируемых унитарных предприятий?

В нашей стране перечень таких предприятий утвержден Указом Президента РФ от 4 августа 2004г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ». Кроме того, перечень так называемых «системообразующих» объектов утверждается правительственной Комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. Упомянутый перечень не является исчерпывающим и может корректироваться решениями упомянутой Комиссии. Это означает, что состав системообразующих предприятий формируется на уровне высших органов государственного управления России, постоянно меняется с учетом изменений, происходящих в базовых отраслях экономики, в том числе с учетом потребностей оборонно-промышленного комплекса страны.

Следует отметить, что в качестве первых шагов унитарного предприятия по пути акционирования необходимо рассматривать его включение в Прогнозный план (Программу) приватизации федерального имущества, который утверждается Правительством Российской Федерации, а также последующее издание соответствующего приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом или его территориального подразделения. На этом основании выпускается распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом об условиях приватизации конкретного федерального государственного унитарного предприятия. Поскольку с этого момента процесс приватизации регулируется преимущественно упомянутым выше распорядительным документом, остановимся более подробно на его содержании.

В преамбуле распоряжения об условиях приватизации обычно перечислены нормативно-правовые и распорядительные документы, на основании которых осуществляется приватизация данного предприятия, в том числе содержится ссылка на аудиторское заключение с предварительной оценкой стоимости активов ФГУП. Далее, в распоряжении обычно указывается, что приватизацию надлежит осуществить путем преобразования в открытое акционерное общество, причем указывается его полное наименование и размер уставного капитала акционерного общества. В этой части, обязательным является указание на то, сколько именно именных обыкновенных бездокументарных акций составляют уставный капитал и какова стоимость каждой акции. Распоряжением доложен быть утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП, что по общему правилу должно быть отражено в специальном приложении к распоряжению. Однако на практике унитарное предприятие, подлежащее приватизации, как правило, получает лишь текст основного документа, без перечня имущественного комплекса. По всей вероятности, представитель собственника в этом случае оставляет за собой право в последний момент внести коррективы в этот важный документ, поскольку в процессе подготовки имущественного комплекса к приватизации могут возникать разного рода неожиданности.

Очень часто, например, правоустанавливающие документы на некоторые объекты недвижимости или не оформлены надлежащим образом, или вообще отсутствуют, особенно если речь идет об объектах незавершенного строительства, либо о так называемом «самострое». Это означает, что для того, чтобы на свет появилось приложение к распоряжению с указанием состава имущественного комплекса, подлежащего приватизации, администрация унитарного предприятия часто бывает вынуждена предварительно проводить большую работу, направленную на приведение в надлежащее состояние правоустанавливающих документов. Начало такой работы - организация комиссионной проверки имущественного комплекса предприятия, с участием представителей собственника, то есть территориального управления Росимущества, по итогам которой оформляется соответствующий акт. Названный документ сопоставляется с оформленным ранее актом передачи предприятию объектов на праве хозяйственного ведения и в результате появляется возможность вычленить «проблемные» объекты недвижимости, по которым необходимо проводить дополнительные специальные мероприятия (уточнение границ земельных участков; урегулирование территориальных разногласий; переоформление документов БТИ; согласование и получение недостающих правоустанавливающих документов и т.д.).

Правда, в передаточный акт могут войти не все объекты недвижимости, которые входят в имущественный комплекс ФГУП, такое бывает достаточно часто. Чем руководствуется в этом случае собственник, нам не ведомо. Есть, видимо, какие-то свои резоны… В качестве приложения к распоряжению об условиях приватизации оформляется также перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП. Чаще всего имеются в виду объекты, расположенные на территории предприятия, но принадлежащие ГО и МЧС (обычно, защитные сооружения). Расчет балансовой стоимости активов предприятия, а также перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав имущественного комплекса, также оформляются, как приложения к упомянутому выше распоряжению об условиях приватизации.

Важно учитывать, что названным распоряжением должен быть утвержден также устав создаваемого акционерного общества, состав органа управления (совета директоров), ревизионной комиссии. Но все кадровые решения в этом случае носят временный характер, то есть принимаются до первого общего собрания открытого акционерного общества. Есть и конкретные мероприятия, которые должны провести члены органа управления. Так, часто в распоряжении об условиях приватизации содержатся требования: в 2-3-х месячный срок осуществить необходимые меры с целью государственной регистрации открытого акционерного общества; подписать передаточный акт о приемке подлежащего приватизации имущественного комплекса и предоставить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом заверенный экземпляр Устава, а также копию документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц и экземпляр передаточного акта; в месячный срок предоставить в территориальное управление Росимущества документы, необходимые для внесения соответствующих изменений в реестр федерального имущества; осуществить юридические действия по государственной регистрации перехода к созданному открытому акционерному обществу права собственности на объекты, полученные им в соответствии с передаточным актом. Названным выше распоряжением об условиях приватизации органам управления акционерного общества обычно предписывается принять решение о выпуске акций открытого акционерного общества с размещением всех акций единственному учредителю - Российской Федерации (в лице Росимущества), а также утвердить отчет об итогах выпуска акций созданного ОАО и направить соответствующие материалы в уполномоченный государственный регистрирующий орган.

Практика показывает, что именно организация выпуска акций является наиболее сложной и трудоемкой задачей. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ устанавливает процедуру эмиссии ценных бумаг, которая включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Одновременно установленный перечень этапов не является исчерпывающим, а порядок осуществления этапов может меняться в зависимости от ситуации. В дальнейшем, Совету директоров также предписывается организовать ведение реестра акционеров и представить собственнику соответствующие документы, подтверждающие исполнение предписания.

Важно учитывать, что акционерное общество считается созданным с момента его государственной регистрации (п.5 ст.2 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №208-ФЗ). То есть до момента государственной регистрации предприятие является ФГУПом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Новое акционерное общество является правопреемником государственного унитарного предприятия. Трудовые договоры с работниками организации сохраняются (статья 75 ТК РФ), причем какого-либо письменного согласия работника на продолжение трудовых отношений не требуется. А вот если работник почему-либо не согласен продолжать работу в реорганизованной компании, он обязан выразить такое несогласие (отказ от продолжения работы) в письменной форме. Но в любом случае, стороной трудовых отношений становится новое юридическое лицо. В трудовые книжки работников вносится запись о новом названии организации-работодателя. В соответствии с частью четвертой статьи 43 Трудового Кодекса РФ, «коллективный договор сохраняет свое действие в случаях реорганизации организации в форме преобразования».

Завершая размышления об особенностях процесса приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, необходимо перечислить и некоторые трудности, с которыми чаще всего сталкиваются руководители ФГУПов в это сложное для них время, которое именуется, как «приватизация» или «акционирование» (читатель уже понял, что правильно и то, и другое). Разумеется, в каждом конкретном случае ситуация может выглядеть по-разному, но общие тенденции существуют. Прежде всего, предприятие после акционирования должно войти в состав другого акционерного общества, которое с момента выпуска распоряжения территориального управления Росимущества об условиях приватизации обычно уже начинает чувствовать себя, как фактический хозяин реформируемого предприятия. К этому явлению следует относиться с пониманием, ведь акционирование рано или поздно, но закончится. Так что контроль со стороны «головного» акционерного общества, некоторые его настойчивые рекомендации и предложения (от которых нельзя отказаться) относительно кадровой политики и перестановки в руководящем звене, это, так сказать, трудности роста. Но главным, скорее всего, следует считать такую особенность, как фактическое руководство процессом приватизации со стороны собственника - территориального управления Росимущества, точнее, весьма жесткий контроль всего происходящего, который осуществляется представителями этого ведомства. Сможет руководство ФГУПа и его юридическая служба правильно ориентироваться и найти свое место в этой «двухступенчатой» конструкции, следовательно, сможет сохранить себя в этот сложный период структурных потрясений.