Объем курсовой работы должен составлять не менее 30-40 машинописных страниц, имеющих сквозную нумерацию (номера страниц проставляются снизу страницы по центру), включая в общую нумерацию таблицы, расчеты, фото и рисунки, если они занимают целую страницу.

Если размер иллюстрационного материала более одного печатного листа, то материал выводятся в приложение.

Курсовая работа оформляется в соответствии с общими требованиями и стандартами. Ссылки по тексту работы и список использованной литературы оформляют согласно ГОСТ 7.01-84.

Установки для печатания текста:

Текст печатается – 14 шрифтом Times New Romans;

Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см;

Межстрочный интервал – полуторный;

Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен 1,27.

Работа обязательно должна быть скреплена по левому краю.

Основная (текстовая) часть курсовой работы делится на разделы, которые, в свою очередь, состоят из подразделов, при необходимости последние могут делиться на еще дробные части. Все они нумеруются. Раздел нумеруется одной арабской цифрой, его подразделы - двумя цифрами. Первая из цифр соответствует номеру раздела, вторая - означает номер подраздела. Например, цифра 3.2. означает второй подраздел 3-го раздела. По такому же правилу нумеруются и более дробные части - с привлечением 3-х и более цифр, например 3.2.1., 3.2.2. и т.д. При такой нумерации слово «глава» и знак § не используются.

Введение, заключение, список литературы и приложение не нумеруются.

Как правило, научный текст пишется от третьего лица, например, не «я считаю», а «автор считает».

Все слова в тексте пишутся полностью, за исключением общепринятых сокращений: км., кг.; словосочетания и т.д., и т.п., и др., которые употребляются в конце фраз. Допускается сокращение часто употребляемых в работе терминов с обязательной их расшифровкой при первом употреблении: ППГУ - Правила предоставления гостиничных услуг, ВТО – Всемирная Туристская Организация и др.

Числа с единицами измерения пишутся цифрами, например, 200 см, 30 штук и т.д. Ссылаясь в тексте на рисунок, таблицу или страницу, следует использовать сокращения: рис. 3.1.1, табл. 4.2.3, с.5.

Оформление формул. Если в работе используется формула, то она размещается в середине страницы, а справа в скобках указывается ее номер. Формулы в курсовой работе должны нумероваться арабскими цифрами. Номер формулы заключают в круглые скобки и помещают на правом поле, на уровне нижней строки формулы, к которой он относится. Например,

X = 2Y + Z (1)

Пояснение символов, коэффициентов рекомендуется приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и коэффициента приводится с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Если в тексте ссылок на формулы немного, то обычно используется сквозная нумерация: (I), (2), (3) и т.д. Если ссылки на формулы приходится делать часто, то лучше использовать сложную нумерацию, например, 3.2.1, что будет означать: раздел 3, подраздел 2; порядковый номер формулы в подразделе – 1 (см. приложение 3 ).

Оформление таблиц . Курсовые работы не обходятся без таблиц, так как это основной способ систематизированного представления цифровой информации. Форма каждой таблицы должна быть хорошо продумана. Важнейшие требования к таблице состоят в том, чтобы она содержала весь необходимый материал и была легко читаема. Небольшие таблицы желательно помещать в тексте по ходу изложения материала, а большие таблицы нужно выносить в приложение. Все таблицы должны иметь порядковый номер и название, отражающее содержание. Слово «Таблица» и ее порядковый номер (без знака №) пишется в правом верхнем углу, а ниже, посередине указывается заголовок таблицы, а затем сама таблица. Правила нумерации таблиц те же, что и для формул, т.е. нумерация может быть сквозной или соотноситься с номером раздела (см. приложение 3 ).

Таблица помещается после первого упоминания о ней в тексте курсовой работы, если она не умещается на той же странице, то переносится на следующую (не разрывается).

Если таблица целиком заимствована, то за названием следует ссылка на источник. Если таблица составлена по печатным источникам (различные справочники и т.п.), то ссылка выполняется в виде: (составлено по...), т.е. перечисляются все источники.

Оформление рисунков, графиков, схем, фотографий. Перечисленный иллюстративный материал позволяет лучше воспринимать содержание работы, но подходить к этому вопросу следует продуманно. Целесообразно найти оптимальный вариант соотношения иллюстративного материала и таблиц с текстовой частью.

Весь иллюстративный материал нумеруется и помечается словом схема, диаграмма, рисунок, например: рис. 3.2.1 – «График загрузки номерного фонда гостиницы по месяцам». Сначала размещается сам рисунок, а под ним название рисунка. Рисунки нумеруются по тем же правилам, что и формулы, таблицы, и помещаются же после первого упоминания о них в тексте.

Схемы, рисунки должны иметь четкие пояснения. На графиках и гистограммах указывается размерность и обозначение показателей, например белая линия это загрузка за март месяц, красная – за апрель, и т.д. Обычно это делается или рядом или под графиком или диаграммой. На заимствованный материал всегда делается ссылки (см. образец в приложении 3) .

Примечание:

Принцип нумерации формул, таблиц и рисунков должен быть одинаковым и соотноситься с нумерацией разделов работы;

Таблицы, рисунки и прочий иллюстративный материал должны размещаться без разрыва и только на одной странице, в противном случае выносятся в приложение. После названия таблицы, рисунка, раздела и т.д. точка не ставится;

Все страницы работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку до последней страницы без пропусков и повторений;

Титульный лист и лист оглавления не нумеруют. Нумерация начинается с листа «Введение», где ставится цифра «3».

Оформление библиографических ссылок. При написании курсовой работы любое заимствование студентом информации: определение, фраза, цитата, отдельные параграфы и прочий материал должны обязательно иметь ссылку на источник - откуда он заимствует материал или отдельные результаты. Такая ссылка обеспечивает фактическую достоверность сведений о цитируемом документе, представляет необходимую информацию, о нем, дает возможность разыскать документ, а также получить представление о содержании, объеме, языке текста и т. д.

Ссылаться следует на последние издания публикаций. На более ранние издания можно ссылаться лишь в тех случаях, когда в них есть нужные материалы, не включенные в последние издания.

В ссылках на произведение, включенное в список литературы, после упоминания о нем или после цитаты из него в скобках проставляют номер, под которым оно значится в списке, например: Дж.Уокер считает «...». Если ссылаются на определенные страницы произведения, ссылку оформляют следующим образом: в своей работе С.Скобин писал «...». При ссылке на многотомное издание указывают также и номер тома, например: . Если ссылаются на произведения одного и того же автора несколько раз или на работы нескольких авторов, то в скобках указываются номера этих работ, например: «ряд авторов придерживаются мнения…..».

Оформление списка литературы. Список литературы (библиографический список) составляется студентов в алфавитном порядке. В нем должны быть представлены только те источники, которые были использованы в курсовой работе (не менее 20 источников).

Список должен быть составлен в следующей последовательности:

I. Нормативно-правовые источники;

II. Теоретическая литература;

III. Интернет – источники.

Правила составления списка литературы следующие:

1) список литературы составляется в алфавитном порядке с цифровой нумерацией, а в тексте выполнены в виде ;

2) описание литературного источника имеет следующую структуру:

Название учебника, монографии, статьи;

Сведения о повторности изданий;

Место издания и год издания;

Количество страниц.

Например: Скобин С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе. Учебно-практическое пособие./ С.С. Скобин. - М.: Юрист, 2001. - 224 с.

В списке литературы каждый источник пишется с нового абзаца.

Электронные источники, которые представлены только в Интернете, помещаются в списке самыми последними в отдельную рубрику – «Интернет - источники» и должны быть представлены следующим образом:

Например:

Www.comcon-2.com – официальный сайт исследовательской компании Сомсон-2;

Www.worldgeo.ru -сайт «Всемирная география».

Согласно данным, представленным в таблице 2.6. видно, что за период с 2009 г. по 2011 г. произошло увеличение собственных средств предприятия и уменьшения заемных. В настоящее время наибольший удельный вес в структуре источников средств ОАО «Лакомка» занимают собственные источники - 76,12%. На предприятии имеются также заемные средства, которые представляют собой кредиторскую задолженность - 23,88%. Более половины объема кредиторской задолженности составляют обязательства перед поставщиками за товары, работы и услуги. Таким образом предприятию необходимо обратить особое внимание на данный фактор.

Расчет показателей платежеспособности приведен в таблице 2.7.

Таблица 2.7

Расчет показателей платежеспособности

Показатели

Исходная информация

1. Денежные средства, руб.

2. Дебиторская задолженность, руб.

3. Запасы и затраты (без расходов будущих периодов), руб.

4. Краткосрочные обязательства, руб.

Показатели платежеспособности

5. Коэффициент абсолютной ликвидности

6. Промежуточный коэффициент покрытия

7. Общий коэффициент покрытия

8. Удельный вес запасов и затрат в сумме краткосрочных обязательств

Согласно данным, представленным в таблице 2.7. за период с 2009 по 2011 гг. произошло снижение показателей платежеспособности предприятия, связанное с увеличением удельного веса запасов и затрат в сумме краткосрочных обязательств на 30,07%. В связи с этим коэффициент абсолютной ликвидности уменьшился в 2 раза, а промежуточный коэффициент покрытия и общий коэффициент покрытия на 0,2.

Предприятие ОАО «Лакомка» считается платежеспособным, т.к. коэффициент абсолютной ликвидности, равен 0,52 (при норме 0,2 - 0,5), а общий коэффициент покрытия, равен 1,35 (при норме >=2).

Расчет и анализ основных показателей финансовой устойчивости предприятия ОАО «Лакомка» представлен в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Расчет показателей финансовой устойчивости

Показатели

Изменение в 2011 г. к 2009 г. (+,-)

Исходная информация

1. Собственные средства, руб.

2. Сумма задолженности, руб.

3. Дебиторская задолженность, руб.

4. Долгосрочные заемные средства, руб.

5. Стоимость имущества, руб.

Показатели финансовой устойчивости

6. Коэффициент независимости,

7. Удельный вес заемных средств,

8. Соотношение заемных и собственных средств

9. Удельный вес дебиторской задолженности

10. Коэффициент финансовой устойчивости

Инвестиционный процесс играет основополагающую роль в формировании структуры производства, в этой связи основные изменения, которые должны произойти в отечественной экономике при переходе к рыночным отношениям, в первую очередь касаются процесса принятия инвестиционных решений.

Роман Капраль

Анализ показателей экономической эффективности проекта

Если проанализировать данные таблицы, можно сделать следующие выводы:

o показатели эффективности проекта, где риски ещё не учитываются, находятся в приемлемых пределах, а, именно, показатели NPV при 10% и 15% дисконта имеют положительные значения. Внутренняя норма рентабельности составляет 39%, величина достаточно высокая. Показатели PI больше единицы при ставках дисконта 10% и 15%, что говорит о приемлемости проекта. Сроки окупаемости вложенных инвестиций 6,1 год без дисконта и 6,5 лет с учетом 10% дисконта, данный показатель ниже по сравнению с ситуациями, рассчитанными с учетом рисков. Точка безубыточности составляет 3,09 млн. тонн, т.е. при данном объеме производства проект не приносит ни прибыль, ни убыток.

o изменение показателей при различных случаях рисковых ситуаций нагляднее рассмотреть в графическом виде (рисунок 3,4)

Рис. 3 Изменение показателя IRR от влияния различных факторов

Как видно из графика, наибольшее влияние на показатель IRR оказывает изменение уровня добычи, а, именно, ее снижение, наименее чувствителен данный показатель к повышению эксплуатационных затрат. В целом риски довольно закономерно влияют на показатель внутренней нормы рентабельности.

Рис.4 Изменение показателя NPV от влияния различных факторов

Экономический показатель NPV в целом чувствителен к разным видам рисков в большей или меньшей степени. Свое минимальное значение он достигает при снижении объема добычи, уменьшаясь в 1,7 раз по сравнению с ситуацией без риска. Стоит отметить, что изменение показателя NPV при ставках дисконта 10% и 15% при различных факторах происходит равномерно.

Индекс доходности не изменяется в сторону отрицательного влияния на эффективность проекта при всех рассмотренных факторах, достигая своего минимального значения 1,55 (не дисконтированный) и 1,32 (дисконтированный) при снижении добычи.

Срок окупаемости проекта увеличивается под влиянием данных факторов, достигая своего максимального значения (7,2 лет) при снижении объемов добычи. Аналогичная ситуация и с точкой безубыточности.

Таким образом, можно однозначно сказать, что проект наиболее чувствителен к риску снижения объема добычи. Остальные факторы в различной степени влияют на экономические показатели, не отображая стабильную тенденцию.

При самом пессимистичном варианте разработки проекта одновременное влияние всех факторов приводит к тому, что проект в целом становится неэффективным в силу того, что основные показатели выходят за пределы приемлемости. Показатель NPV при 10% дисконта снижается в 11 раз по сравнению с ситуацией, не учитывающей риски, и меньше в среднем в 8,5 раз ситуаций с различными видами рисков. При 15% дисконта данный показатель вовсе становится отрицательным, что говорит о неэффективности данных капитальных вложений. Показатель IRR равен 12%, т.е. практически сравнялся со ставкой дисконта. Индекс доходности инвестиций с учетом дисконта 10% составляет 1,07, что является пограничным значением, ниже которого реализация проекта нецелесообразна. При дисконте 15% данный показатель и достигает неприемлемого значения (0,91). Срок окупаемости с учетом всех рисков вырос до 10 лет (без дисконта) и 15 лет (дисконт 10%). Точка безубыточности увеличивается до 4,06 млн. тонн и это при том, что объем добычи падает.

Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации
бизнес предпринимательство рыночный Данная работа посвящена проблематике государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Актуальность данной темы заключается в том, малое предпринимательство играет значительную роль в социальной и экономической стабильности страны...

Денежно-кредитная политика
Актуальность темы исследования. В условиях относительно благоприятной экономической конъюнктуры и, тем более в условиях финансового кризиса, значение и роль денежно-кредитной политики, как составной части экономической политики государства неуклонно возрастает. Проведение взвешенной денежно-кре...

Развитые страны играют важную роль в мировой экономике. От состояния экономики в развитых странах зависит вся экономика в целом, дальнейший ход ее развития и характер изменений происходящих в ней. Поэтому проблемы формирования трудовых ресурсов в развитых странах влияют на весь рынок труда. Для того чтобы выявить основные проблемы влияющие на формирование трудовых ресурсов в развитых странах проанализируем основные показатели из которых формируются трудовые ресурсы в развитых странах. В анализе рассматриваются следующие промышленно развитые страны: Австрия, Бельгия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Великобритания, США.

Рис 1. Динамика численности населения в развитых странах (по оценке на 2005-2011 гг. )*

* Источник: Составлено автором на основе данных статистики стран мира

Из рис. 1 видно, что численность населения развитых стран в 2011 году по сравнению с 2005 годом выросла на 34167915 чел. В 2009 году по сравнению с 2008 наблюдается снижение численности населения на 1626614 человека, но уже в 2010 году наблюдается резкий рост численности населения на 16251293 чел. С 2010 по 2011 гг. темп роста численности замедлился, это связанно в большей степени со снижением уровня рождаемости.


Рис 2. Динамика уровня рождаемости в развитых странах (по оценке на 2005-2011 гг.)*

В развитых странах с 2005 по 2008 гг. уровень рождаемости стремительно рос, рост составил 0,1. Но начиная с кризисного 2008 года, наблюдается снижение уровня рождаемости: с 2008 по 2009 гг. показатель снизился на 0,02, в 2010 году показатель вырос на 0,01. К 2011 году показатель упал на 0,03, прежде всего, падение уровня рождаемости связанно с увеличением безработицы, уровнем благосостояния и образования.

Снижение уровня рождаемости приводит к старению населения, а, следовательно, и к снижению экономически активного населения и к увеличению уровня безработицы.


Рис 3. Динамика экономически активного населения в развитых странах за 2005-2011 гг.*

Доля экономически активного населения в развитых странах с 2005 по 2008 гг. выросла на 1,3%. В 2008-2009 гг. процент экономически активного населения держался на одном уровне и составил 59,5 %. С 2009 по 2011 наблюдается резкий спад на 1,6 %. К 2011 году процент экономически активного населения упал до уровня ниже чем был в 2005 гг, если в 2005 году он составлял 58,2%, то в 2011 доля составила 57,9 %.

Как уже было сказано выше, на снижение отчасти повлияло сокращение уровня рождаемости, но это не единственная причина, на снижение экономически активного населения влияет также и уровень безработицы.

В целом уровень экономически активного населения зависит от уровня развития страны. Экономически активное население включает в себя занятые и безработные слои населения.

Для того чтобы рассмотреть численность безработных на численность которых также влияет уровень рождаемости, необходимо рассмотреть общую занятость населения в развитых странах.


Рис 4. Динамика численности занятого населения 2005-2011*

С 2005 года до 2008 года численность занятого населения в развитых странах увеличивалась, рост составил 7050,8 тыс. чел, с 2008 по 2010 гг. численность занятых слоев населения развитых стран начала сокращаться с 324375,1 до 316737,6 тыс. человек. В 2011 году численность занятых выросла всего лишь на 2660,3 тыс. чел. и составила 319397,9 тыс. человек, что ниже уровня 2008 года на 4977,2 тыс. чел.

Одним из факторов способствующих э тому: кризис. В условиях кризиса усилилась конкуренция на мировом рынке, и многим производителям приходилось разрабатывать и проводить внедрение новых технологий и методов, а также менять систему управления. Например, отдавать некоторые сегменты своих предприятий на аутсорсинг, а это, как правило, приводит к сокращению численности работников организации.

Для того чтобы более детально изучить занятое население в развитых странах рассмотрим процент занятого населения по каждой отрасли экономики в которую входят:


Рис 5. Структура занятости населения по секторам в развитых странах 2005-2011 гг.*

*Источник: Составлено автором на основе данных Евростата.

В современном обществе основная часть населения занята в третичном секторе экономики, т.е. в сфере услуг. Доля работников занятых в секторе услуг с 2005 по 2011 год выросла на 3,2 %. Во вторичном секторе с каждым годом доля занятых сокращается с 2005 по 2011 гг. процент занятых сократился на 2,6 %. В первичном секторе доля занятых за 7 лет сократилась на 0,6 %.

Снижение численности в аграрном секторе связанно с развитием новых технологий и научных разработок, которые во многом облегчают жизнь населения и способствуют развитию непроизводственной сферы экономики. Происходит переход от производства товаров к производству услуг, в сфере занятости преобладают работники умственного труда, внедряются новые инновационные технологии и техники.

Научно технические разработки повлияли также и на вторичный сектор экономики. Они вытесняют уже устоявшиеся ранее отрасли промышленного сектора (например, паровозостроение), а процесс замены натурального сырья – синтетическим, отчасти снижает долю добывающей промышленности.

Рассмотрим часть населения, которые не задействованы ни в одном секторе экономики – это безработные.


Рис 6. Динамика уровня безработицы в развитых странах 2005-2011*

Как мы видим из графика 6, с 2005 года уровень безработицы сократился с уровня 7,4% до 5,9 % в 2006 -2007 гг. Начиная с 2008 кризисного года уровень безработицы начал резко расти к 2011 году уровень вырос на 3% и составил 8,9 %. .

Мировой финансовый кризис сильно повлиял на экономику и люди за этот период потеряли работу. Многие развитые страны до сих пор не могут вернуться к докризисному уровню безработицы. Еще одним не менее важным фактором, повлиявшим на увеличение безработицы, является то, что многие компании переносят свое производство в страны с наиболее дешевой рабочей силой, такую практику применяют ТНК.

На рост числа безработных влияет и то, что у молодежи, впервые ищущей работу, нет опыта и необходимых знаний, что снижает количество вакансий для них на рынке труда.

Для увеличения численности своих трудовых ресурсов, в развитых странах затрачивается немало средств на образование населения.

Перед тем как изучить затраты развитых стран на образование необходимо проанализировать данные по ВВП на душу населения, так как затраты напрямую зависят от показателя ВВП.


Рис 7. Структура ВВП на душу населения в развитых странах 2005-2011*

Как мы видим из графика 7, с 2005 по 2008 гг. показатель ВВП на душу населения вырос на 252885,8 долларов, с 2008 года уровень ВВП сократился на 79788,247 долларов и удерживал свои позиции на протяжении 3 лет. С 2010 по 2011 года уровень ВВП на душу населения значительно подрос по сравнению с 2008-2009 гг., рост составил 80428,8 долларов.

Изучив показатель ВВП на душу населения мы можем проанализировать затраты государств на образование, т. к. уровень образования напрямую влияет на способность к трудоустройству.


Рис 8. Динамика затрат на образование 2005-2011*

Из графика 8, видно, что уровень расходов на образование в развитых странах за последние 6 лет вырос, рост составил примерно 0,5%. С 2005 по 2008 гг. рост затрат составил 0,2 %. В 2008-2009 гг. наблюдался самый высокий рост затрат и составил 0,4%. Но с 2009 по 2011 год наблюдается резкое снижение уровня затрат на образование, с 6,1% показатель упал до 5,9%.

В развитых странах уровню образования уделяют большое значение, а, следовательно, для повышения качества образования страны выделяют значительные финансовые средства. Самая высокая доля затрат на образование от уровня ВВП в 2011 году наблюдается в таких странах как: Кипр 7,27%; Дания 8,1%; Ирландия 7,42%; Люксембург 7,52%. Более низкие расходы отмечаются в Словакии 2,63%; Чехии 4,24%.

Уровень образования играет важную роль в жизни общества и экономики страны. Повышение качества образования предоставит каждому возможность развить свои навыки и способности, которые в дальнейшем могут помочь при трудоустройстве.

Рассмотрим уровень образования в развитых странах

(по числу лет обучения)


Рис 9. Уровень образования в развитых странах 2005-2011*