1. Стратегическим объектом является имущество, имеющее социально-экономическое значение для устойчивого развития казахстанского общества, владение и (или) пользование и (или) распоряжение которым будут оказывать влияние на состояние национальной безопасности Республики Казахстан.

2. К стратегическим объектам могут быть отнесены: магистральные железнодорожные сети; магистральные нефтепроводы; магистральные газопроводы; национальная электрическая сеть; магистральные линии связи; объекты телерадиовещания (производственно-технологический комплекс наземных и спутниковых систем телевизионного и радиовещания); нефтеперерабатывающие производства; энергопроизводящие объекты мощностью не менее 50 мегаватт; национальная почтовая сеть; международные аэропорты; морские порты, имеющие статус международного значения; аэронавигационные устройства системы управления воздушным движением; устройства и навигационные знаки, регулирующие и гарантирующие безопасность судоходства; объекты использования атомной энергии; объекты космической отрасли; водохозяйственные сооружения; автомобильные дороги общего пользования; а также пакеты акций (доли участия, паи) в юридических лицах, в собственности которых находятся стратегические объекты, пакеты акций (доли участия, паи) физических и юридических лиц, которые имеют возможность прямо или косвенно определять решения или оказывать влияние на принимаемые решения юридических лиц, в собственности которых находятся стратегические объекты.

Стратегические объекты могут находиться в государственной и частной собственности в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

3. Обременение стратегических объектов правами третьих лиц либо их отчуждение возможно на основании решения Правительства Республики Казахстан о выдаче разрешения и в порядке, определяемом законодательным актом

4. В случае намерения гражданина или негосударственного юридического лица произвести отчуждение стратегического объекта, а также в случае обращения взыскания на стратегический объект либо отчуждения стратегического объекта реабилитационным либо конкурсным управляющим, либо реализации заложенного имущества (стратегического объекта) залогодержателем во внесудебном порядке, либо обращения взыскания на стратегический объект на основании судебного акта Республика Казахстан обладает приоритетным правом на приобретение стратегического объекта на условиях, определенных законодательным актом Республики Казахстан о государственном имуществе.

Рыночная стоимость стратегического объекта определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности и законодательным актом Республики Казахстан о государственном имуществе.



Порядок использования приоритетного права на приобретение стратегического объекта определяется законодательным актом Республики Казахстан о государственном имуществе.

5. Если при обременении стратегического объекта правами третьих лиц либо его отчуждении нарушены требования пунктов 3 и 4 настоящей статьи, такие сделки признаются недействительными с момента их совершения.

Право собственности и иные вещные права на жилище

Особенности осуществления права собственности и иных вещных прав на жилище регулируются жилищным законодательством .

Вещные права лиц, не являющихся собственниками

1. К вещным правам наряду с правом собственности относятся:

1) право землепользования ;

2) право хозяйственного ведения ;

3) право оперативного управления ;

3-1) право ограниченного целевого пользования чужой недвижимостью (сервитут);

4) другие вещные права, предусмотренные настоящим Кодексом или иными законодательными актами.

2. К вещным правам применяются нормы о праве собственности, если иное не предусмотрено законодательством или не противоречит природе данного вещного права.

3. Переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения других вещных прав на это имущество, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.

Вопрос №15. Граждане как субъекты гражданских правоотношений. Понятие правоспособности и дееспособности

Понятие физического лица

Под физическими лицами понимаются граждане Республики Казахстан, граждане других государств, а также лица без гражданства. Положения настоящей главы применяются ко всем физическим лицам, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Самое сложное в работе главы муниципального образования – это определить приоритеты в развитии города, его стратегически важные направления, а проще сказать, выбрать основные объекты финансирования, помня о том, что на все желаемое средств не хватит. Как решить, что сейчас нужнее горожанам: хорошие дороги, достаточное количество недорого жилья, новые школы и детские сады, а может современные центры развлечений, как в соседней Самаре. На очередные выборы на пост главы Бузулука сегодняшний руководитель города Валерий Рогожкин шел с конкретным перечнем проектов. И первой в списке неотложных дел стояла задача обеспечения бузулучан чистой водой.

Причин для того, чтобы считать решение этой проблемы первостепенной, масса. Многолетние наблюдения качества и безопасности питьевой воды (1992- 2002 гг.) в разводящей сети указывали на постоянное превышение допустимых санитарно-гигиенических нормативов по содержанию железа в 7-15 раз, что обусловливало повышенный уровень общей жесткости в 7-8 раз, мутности - 2,2 раза и цветности -1,5 раза. Это связано с высоким природным содержанием железа в подземных водах, используемых в качестве источников водоснабжения, и вторичным загрязнением их в сетях. Низкое качество питьевой воды, в свою очередь, отрицательно влияет на техническое состояние городских водопроводных сетей, сооружений и оборудования котельных, так как в результате образования различных отложений на поверхности трубопроводов, запорной арматуры, приборов и оборудования резко уменьшается нормативный срок их службы и увеличиваются затраты на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты. Повышенное содержание железа, мутности и взвешенных веществ в питьевой воде сказывается не только на здоровье населения, но и затрагивает экономические вопросы как в масштабе города в целом, так и в отдельно взятой семье. Экономические потери несут не только городские службы, но и каждый житель города Бузулука затрачивает определённые средства из семейного бюджета на покупку дорогостоящих чистящих средств для санитарно-технических приборов, различных фильтрующих элементов, оборудования для стиральных машин, на ремонт и замену смесителей и кранов.

В августе 2003 г. по приглашению городской администрации немецкая фирма «Гидро-Абвассертехник» провела обследование водозаборов и качества воды г. Бузулука и предложила свой вариант водоподготовки и очистки воды стоимостью 8,1 млн евро или около 300 миллионов рублей. Но этот проект город реализовать при сложившейся экономической ситуации в стране и регионе не смог, поэтому было принято решение обратиться к отечественным проектировщикам. В 2003 г. был заключен договор с Федеральным государственным научно -исследовательским институтом «НИИ ВОД-ГЕО», г. Москва, имеющим аккредитацию Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу на проектирование станции очистки подземных вод в г.Бузулуке производительностью 50 тыс. м.куб/год.

Естественно, что пойти на такие затраты администрация без поддержки горожан не могла, и поэтому общественная организация города «За чистую воду» провела соцопрос среди бузулучан, которые полностью одобрили начало строительства.

Затем нам удалось сделать очень важный шаг на пути к реализации проекта – войти в федеральную программу «Жилище» в рамках подпроекта «Модернизация объектов ЖКХ». Для города это означало поддержку строительства на федеральном и областном уровнях в плане долевого софинансирования.

И вот сегодня, в 2009 году, мы находимся на финишной прямой. Станция практически готова к запуску. Буквально на днях в городе работала комплексная комиссия по проверке городских объектов строительства. По словам Бахтиера Холматова, начальника отдела внутреннего аудита Департамента финансов и бухгалтерского учета Министерства регионального развития РФ, станция водоочистки Бузулука один из самых лучших объектов по России. Как положительный момент Бахтиер Абдумаликович подчеркнул, «что в удаленной от центра,приграничной территории Оренбургской области в строительстве такого крупного объекта, как станция водоочистки, максимально использованы материалы, произведенные в России, это тоже немаловажно».

За годы реконструкции инвестировано в этот проект немало, но дело того стоит, ведь оно касается здоровья бузулучан, их материального благополучия.

Бузулук небольшой, уютный город с устоявшимися традициями и жителями, поколениями, живущими на своей малой родине. Может быть мы немного, по-хорошему консервативны и сентиментальны, но каждый бузулучанин на вопрос о перспективе развития мест отдыха в городе, прежде чем вспомнить о модных аквапарках и ледовых аренах, помечтает о возрождении старейшего и любимого парка им А.С.Пушкина. Именно поэтому объектом номер два на сегодняшний день по важности стала реставрация этой рекреационной зоны. Проект для горожан очень важен, это подтверждает тот факт, что парк негласно считается «народной стройкой». Многочисленные соцопросы городских СМИ говорят о том, что бузулучане готовы личным трудом поучаствовать в возрождении парка. Пока мы только дважды привлекали городские трудовые коллективы на «парковые работы». Специалисты администрации города первыми вышли на объект, но мы уверены, что когда понадобится помощь большего количества бузулучан, она будет.

В прошлом году мы сделали первый большой и очень решительный шаг – выкорчевали вековые деревья, полностью расчистили территорию парка. В 2009-м, несмотря на кризис, пусть немногие средства, но вложили. Создали проект, разбили парк на зоны, причем на бумаге он имеет вполне конкретные очертания, вплоть до количества и видов зеленых насаждений. В осень часть из них обязательно посадим, а пока на территории будущего места отдыха бузулучан работает тяжелая техника. Бульдозеры ровняют территорию, делят её на сегменты и нарезают дорожки, где вскоре будут бегать городские малыши и степенно прогуливаться бузулукские старожилы.

Можно перечислить еще много объектов и дел, которые хотелось бы и надо сделать для города. Последние финансово успешные годы, особенно 2008-й, дали нам надежду на реализацию наших планов. Мы начали проектировать реконструкцию центральной городской площади, всерьёз задумались о новом путепроводе – втором городском виадуке, запланировали строительство спортивных объектов. Сейчас проектируется новый современный стадион в районе ВСК «Нефтяник», нам его передало ОАО «Оренбургнефть». Конечно, это очень затратно, но мы сразу закладываем хорошее, добротное, профессиональное покрытие и футбольного поля, и беговых дорожек. И легкая атлетика, и футбол в Бузулуке в почете, у нас есть замечательные тренеры, появилась даже женская футбольная команда, так что стадион просто необходим.

А буквально на днях открылся новый спортивный центр боевых искусств «БУСИДО», строить его помогали и нефтяники, и предприниматели Бузулука. Этот объект тоже можно назвать общегородским. Теперь у вида спорта, культивирующегося в городе с 1985 года, у трехсот ребятишек, занимающихся карате, появился свой дом.

К сожалению, реалии сегодняшнего дня не позволили воплотить все задуманное, но все-таки кое-что из этих грандиозных планов мы реализовали или работаем над этим.

Когда отечественные адепты всеобщих запретов и тотального контроля оказываются припертыми к стенке доводами здравого смысла, они извлекают последний аргумент: "Но ведь это стратегический объект". Даже если речь идет о банальном складе или здании отдела полиции.

Давайте разберемся, откуда взялось понятие "стратегический".

Его придумали в свое время военные. Вот что пишет "Пограничный словарь ":

Объекты стратегического значения
- крупные административно-промышленные и военные объекты, уничтожение или овладение которыми в ходе военных действий может привести к коренному изменению обстановки на театре военных действий, обеспечить выполнение стратегических задач и в целом определить исход войны . К ним относятся: ракетные позиции, авиационные базы и аэродромы, военно-морские базы и порты, склады ядерного оружия, командные пункты и штабы, а также объекты органов государственной власти и управления, крупные административно-политические, промышленные центры и энергетические узлы.

Если вы помните, Ленин причислял к числу стратегических объектов, который должны взять большевики, еще центральный телеграф. Сегодня телеграф кроме смеха ничего не вызывает. Весь этот перечень относится по сути ко временам масштабных сухопутных операций (см. фильм "Сталинград"). Сегодня вряд ли можно себе представить, что враг будет наступать на станцию метро "Бухарестская" и брать в осаду стоящий там торговый комплекс. Почему же стандарты ведения войны 60-летней давности ложатся в основу нелепых ограничений и домыслов в современных российских городах во вполне мирное время?

Десятилетия промывки мозгов советской пропагандой сделали свое дело. Понятие "стратегический" настолько въелось в головы сторожей и начальников, что таковым готовы объявить уже и туалет на вокзале.

И конечно, тем, чья работа "не пущать", приятно сознавать, что они отвечают не просто за автобазу мэрии, а за стратегический объект.

Да, мы знаем, что где-то в тайге располагаются настоящие стратегические объекты 21-го века - шахты баллистических ракет, но туда вы никогда не попадете (если ваш родственник не командир этой части, хе-хе).

Метро - это просто система общественного транспорта, единственная задача которой - оказывать услуги пассажирам.

Вокзал - это просто железнодорожная станция, единственная задача которой - оказывать услуги пассажирам.

Мост - это просто речная переправа, единственная задача которой - пропускать транспорт и пешеходов.

Здание городской администрации или отдела полиции - это просто здание, в котором сидят оплаченные налогоплательщиками сотрудники, единственная задача которых - оказывать услуги гражданам.

Все эти объекты могут нести определенную опасность, являются подчас технически сложными, но стратегического в них нет ничего. Поэтому совершенно не нужно избыточно ограничивать к ним доступ, осуществлять досмотр или запрещать фотосъемку.

Не существует никакого "закона о стратегических объектах". Если вам вешают лапшу про "стратегический объект" - шлите "стратега" на три буквы.

Стратегический менеджмент.

Понятие и сущность стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент - деятельность, направленная на реализацию целей предприятия, в условиях переменчивой внутренней и внешней среды,

Внутренняя среда - люди, цели, технологии, структура, задача.

Внешняя среда - состоит из факторов прямого и косвенного воздействия.

Факторы прямого воздействия: конкуренты, потребители, поставщики трудовых ресурсов, товара заменители.

Факторы косвенного воздействия: политические риски, социокультурные факторы, состояние экономики.

Пять задач стратегического менеджмента:

Выработка миссии, стратегическое выделение

Постановка цели

Разработка стратегии

Ее реализация

Анализ и корректирующее действие

Отличие стратегического менеджмента от оперативного:

Стратегические решения носят долгосрочный характер (3-5 и более лет);

Как правило необратимы;

Носят системный характер в отличие от оперативных (ситуационный).

Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании.

Определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;

Анализ внешней среды фирмы;

Анализ ее внутренней обстановки;

Выбор и разработка стратегии на уровне СЗХ; фирмы;

Анализ портфеля диверсифицированной фирмы;

Проектирование ее организационной структуры;

Выбор степени интеграции и систем управления;

Управление комплексом "стратегия - структура - контроль";

Определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;

Обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;

Совершенствование стратегии, структуры, управления.

Объекты стратегического управления.

Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Предметом стратегического управления являются:



1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.

2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.

3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

«Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации»
Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.

В качестве объекта стратегического управления организация рассматривается как открытая комплексная социально-экономическая система, представляющая совокупность структурных подразделений (стратегических хозяйственных подразделений).

Классификация организаций:

По принципу объединения: добровольные, принудительные (армия, школа);

По способу создания:

формальные (искусственные) делятся на коммерческие: хозяйственные товарищества (полное, на вере), хозяйственные объединения (ООО, АО, ЗАО, ОАО и т.д), производственные кооперативы, унитарные предприятия (ГУП, МУП), и на некоммерческие: фонды, союзы, общественные, религиозные, потребительские кооперативы, ассоциации и т.д.

неформальные (спонтанные);

По характеру деятельности: программируемые, непрограммируемые;

По размеру: крупные, средние, малые;

По времени действия: временные, бессрочные;

По форме собственности: государственные, муниципальные, частные, смешанные, общественные, иностранные, совместные;

По форме специализации: специализированные, специальные;

По характеру приоритетов: первичные (приоритет организации над людьми), вторичные (корпорации, ассоциации) (наделенные приоритетом участников).

Внутренние переменные организации:

1. персонал. И организация, и руководители, и подчиненные – все это люди. Руководство может достигать цели организации через других людей: люди являются центральным фактором в любой модели управления. Существует 3 основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: 1. Поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя; 2. Функционирование менеджера в роли лидера; 3. Его влияние на поведение отдельных людей и групп.

2. технология - это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации, людях.

3. структура (способы распределения власти, персонала по отделам) - это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации: адаптивная, матричная (люди из разных отделов работают под началом 2-х рук-лей линейного и проектного), продуктовая, дивизиональная, линейно-функциональная.

4. цели - есть конечные конкретные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться группа, работая вместе. Руководство, осуществляя планирование, разрабатывает цели и сообщает их другим членам организации для того, чтобы дать им возможность знать и понимать к чему они должны стремиться в своей работе. Цели организации определяют ориентацию всех дальнейших решений руководства.

5. задачи - предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее установленные сроки. Задача предписывается не работнику, а должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность получает ряд задач, которые рассматриваются как вклад в достижение целей организации.

Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях.

СЗХ (Strategic business unit - SBU) - группировка зон бизнеса, основанная на выделении некоторых стратегически важных элементов, общих для всех зон. Такие элементы могут включать частично совпадающий ряд конкурентов, относительно близкие стратегические цели, возможность единого стратегического планирования, общие ключевые факторы успеха, технологические возможности. Пионером применения понятий СЗХ в бизнесе является фирма «Дженерал электрик», которая сгруппировала свои 190 направлений в 43 СЗХ, а затем агрегировала их в 6 секторов.

Управленческое значение концепции СЗХ состоит в том, что она дает возможность диверсифицированным компаниям рационализировать организацию разнородных сфер бизнеса. СЗХ также помогают уменьшить сложность подготовки стратегии корпорации и взаимодействия сфер деятельности фирмы в различных отраслях.

СЗХ может рассматриваться и как отдельный сегмент рыночного окружения, на который фирма имеет или хочет иметь выход.

СЗХ характеризуется как определенным видом спроса (потребностей), так и определенной технологией. Как видно из рисунка после выбора СЗХ фирма должна разработать соответствующую номенклатуру изделий. Ответственность за выбор области деятельности, разработку конкурентоспособных изделий и сбытовых стратегий лежит на СХЦ. Как только номенклатура изделий разработана, ответственность за реализацию прибыли ложится на подразделения текущей коммерческой деятельности.

Управление деятельностью фирмы в СХЗ возлагается на стратегические хозяйственные центры (СХЦ), система которых накладывается на существующую организационную структуру фирмы. Число таких центров не постоянно и зависит от реализуемых стратегий и конкретного круга решаемых ими задач. СХЦ должен формировать самостоятельную стратегию, обслуживать внешний рынок, иметь четко определенный круг конкурентов, возможности распоряжаться своей судьбой, получать прибыль, стать центральным звеном планирования и реализации долгосрочных стратегий.

СХЦ осуществляет планирование и реализацию крупных дорогостоящих производственно-сбытовых программ. Но их функционирование основывается на более прочных связях и полномочиях, чем у обычных проектных и программно-целевых структур, поэтому подобная система более гибка и адаптивна к требованиям среды.

Функциональная зона организации – это сфера деятельности, организационно представленная функциональными структурными подразделениями, которые специализируются на выполнении определенных функций и обеспечивают эффективную деятельность как отдельных СХП, так и организации в целом.

Характеристика объектов стратегического управления. Выделяют три группы объектов стратегического управления, соответствующие трем структурообразующим уровням предприятия:

1. Предприятие в целом (группа предприятий, концерн, самостоятельный завод или фабрика).

2. Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональной политики. Стратегическое поле бизнеса крупных многопродуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса. Стратегическая единица бизнеса – это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка.

Концепция стратегических единиц бизнеса оказала существенное влияние на формирование систем управления в крупных фирмах всего мира и поэтому рассматривается как важный элемент стратегического менеджмента.

В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция сегментации рынка. Сегмент – это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция предприятия. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общими признаками.

Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом является предметом субъективного выбора. Можно предложить следующие критерии выделения бизнес – единиц:

Стратегическая единица бизнеса имеет определенный круг клиентов и заказчиков;

Бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение;

Деятельность бизнес – единиц оценивается на основе учета прибылей и убытков.

Основная задача стратегической единицы бизнеса – достижение поставленных перед ней стратегических целей (внедрение на новый рынок, снижение затрат, увеличение рыночной доли, разработка новой продукции и др.).

3. Функциональная сфера деятельности, или подразделение, – структурные подразделения предприятия, ориентированные на выполнение определенных функций и обеспечение успешной деятельности стратегических единиц бизнеса и предприятия в целом (НИОКР, производство, маркетинг, финансы и др.).

Концепция стратегического управления Венсила / Лагранжа.

Процесс стратегического планирования, по мнению авторов, включает четыре этапа:

Структуризация целей и определение расхождения между намеченными целями и реальными возможностями (анализ пробелов);

Определение необходимых ресурсов и разработка вариантов действий по преодолению выявленных разрывов;

Распределение ресурсов (составление планов и бюджетов);

Наблюдение и контроль за ходом выполнения намеченных планов и программ.

Таким образом, формирование стратегии развития организации является итеративным процессом и осуществляется на всех уровнях иерархии.

Рис. 2.4. Модель процесса стратегического управления

1. Уяснение корпоративных целей и структуризация.

2. Прогноз будущей деятельности на основе текущей стратегии и определение расхождения (разрыва) между прогнозами и целями.

3. Установление разницы между показателями стратегического плана и возможностями предприятия.

4. Корректировка стратегических целей по результатам анализа пробелов и внутренних возможностей.

5,6. Разработка вариантов стратегий на функциональном уровне и бизнес-уровнях.

7. Консолидация стратегических планов бизнес-единиц и функциональных подразделений.

8. Выделение ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей. 9,10. Распределение ресурсов на соответствующих уровнях стратегии.

11, 12. Наблюдение и контроль за использованием ресурсов.