Труд - целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый - физический труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый - умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Также «труд» - деградационная деятельность человека в малоразвитых цивилизациях (то есть использующих труд человека), системах (в том числе политических) приводящая к умственной и социальной отсталости в развитии человеческих индивидов, низведении человека до функционала машины, винтика в системе.

В процессе труда человек опосредует, регулирует и контролирует обмен между собой и природой. Изменяя в процессе труда природные условия своей жизни, человек изменяет и свою собственную природу, развивает свои творческие силы и способности. Труд представляет собой как способ отчуждения человека от природы, так и форму связи человеческого общества с природой.

Труд, с точки зрения большинства современных экономистов, осуществляется за плату. Заработная плата может расти и падать, поскольку растущая производительность труда не всегда приводит к росту зарплаты (например, Кривая Филлипса). Разнообразие форм исчисления заработной платы является косвенным следствием того, что ни одна из них не совершенна. Труд облегчает выживание, труд приносит деньги, увеличить количество денег в краткосрочной перспективе можно, объединившись в профсоюз. Труд может быть бесплатным (см. рабство, коммунизм, военная служба). Полной противоположностью бесплатному труду является профессия рантье. Классический взгляд на труд как на физический процесс сильно изменился с началом НТР. Ничего физически не делающий учёный проделывает умственный труд, который может характеризоваться огромной производительностью труда. Но чаще оказывается, что учёный действительно ничего не делал, так как выдающиеся открытия совершаются не каждый день.

Труд структурирует не только индивидуальную, но и коллективную жизнь людей: их социальные роли, социальное пространство и время. Жизнь человека делится на этапы социализации в соответствии с трудовой деятельностью: активную жизнь и жизнь на пенсии, отдых. День, неделя, год также подчинены ритму, задаваемому работой. Пространство, в котором живет индивид, также оказывается функционально расчлененным: место работы, дом, место отдыха. Отсутствие дома большей части населения в течение рабочего дня определяет городскую среду обитания (спальные предместья, рабочие города) и организацию досуга (зрелищные мероприятия проводятся после окончания рабочего дня)

Фейджин, Л. и М. Литтл выделили несколько функций труда в жизни человека:

1. Работа является источником идентичности: через нее люди определяют себя в терминах класса, статуса, влияния, устанавливают свое место в социальной иерархии и групповых объединениях. Из этого вырастает чувство безопасности, принадлежности, социальное узнавание и понимание.

2. Работа создает социальные связи вне рамок семьи, обогащает межличностное общение.

3. Работа организует регулярную целенаправленную деятельность людей. Делать это самостоятельно могут не многие.

4. Труд создает условия для развития профессиональных навыков и творческих способностей, повышает самооценку, создает чувство уверенности и безопасности.

5. Труд структурирует психологическое время, заполняет и организует день. При потере работы люди зачастую не могут ответить, чем они занимались сегодня или вчера.

6. Труд – источник целеполагания, он связывает человека с миром, с другими людьми. Потеря труда приводит к ощущению бессмысленности существования.

По дисциплине «Регламентация и нормирование труда

Курс лекций

Т.А. Самылкина

Использование связей между публикациями для выявления структуры областей знаний, наблюдения и прогнозирования

Информационный блок, для обслуживания индивидуальных исследований и научных организаций

8. Дайте понятие «междисциплинарного исследования» (Междисциплинарное исследование – это организация исследовательской деятельности, предусматривающая взаимодействие, изучение одного и того же объекта разными научными дисциплинами.)

Тема 1. Понятие труда. Характер и содержание труда.

С точки зрения регламентации и нормирования труда производственные процессы чаще всего рассматривают как совокупность процессов труда по созданию определенного вида продукции. При этом процессы труда могут сочетаться с естественными процессами. Но и в этих случаях основу производства составляет труд.

Поэтому «труд» относят к важнейшим базовым экономическим категориям, используя которую можно определить ряд других важнейших категорий в экономике. Например, «производство» – это сфера применения труда, «капитал» есть накопленный труд, «прибыль» представляет собой денежный эквивалент преобразованного труда и т.д.

По этим и другим причинам, связанным с пониманием дисциплины «Регламентация и нормирование труда», необходимо определиться с понятием "труд», его сущностью, характером, содержанием и характеристиками.

Понятие «труд» трактуется в экономической литературе в двух различных аспектах: как экономический ресурс и как вид деятельности .

Первый подход связан с именами Джеймса Милля (1773–1836) и Карла Маркса (1818–1883), которые рассматривали труд, как особую деятельность, где субъект труда не просто человек, а работник , для которого труд – источник существования, источник дохода, т. е. деятельность не ради удовольствия.

Особым свойством труда К. Маркс определил «отчуждение продукта труда », которое означает, что результат труда работнику не принадлежит. В обмен он получает материальное вознаграждение.

Этот подход обосновывает ведущую роль
человеческого труда в системе факторов производства. Объясняется это тем, что производительной силой обладают только люди, производящие те или иные блага с помощью вещественных
факторов производства. Сами по себе, не охваченные человеческим трудом и не приведенные им в действие, эти факторы никакой самостоятельной производительностью не обладают.

Следуя данной точке зрения, можно заключить, что и при современном
уровне производительных сил, при определяющей роли знаний и информации, при развитии информационных и коммуникационных технологий нет никаких оснований говорить об утрате трудом роли
важнейшего фактора производства. Информация сама по себе ничего не производит. Только труд обеспечивает интеграцию информации, средств производства, технологии, т.е. без него невозможен
процесс производства.



Второй подход связан с именем Альфреда Маршалла (1842–1924), основателя Кембриджской школы политэкономии, который в своей работе «Основы (Принципы) экономической науки» (1890) впервые выделил четыре вида экономических ресурсов: земля, капитал, труд, организация производства. Труд как один из видов экономических ресурсов Маршалл предложил рассматривать «как всякое умственное или физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо полезного результата...» .

При этом Маршалл подчеркивал, что в производстве существует только два базовых фактора: природа и человек, а капитал и организация производства – это результат деятельности человека. Современные экономисты, следуя за Маршаллом, обозначают четыре вида экономических ресурсов: земля, капитал, труд, предпринимательские способности.

Согласно этому подходу невозможно
приписывать труду какие-либо особые преимущества по сравнению с другими факторами производства. Более того, в процессе
развития современной рыночной экономики значение труда как
фактора производства снижается. Этот вывод обосновывается
двумя аргументами.

Во-первых, в условиях современной НТР и постиндустриальной экономики труд человека достаточно быстро замещается другими факторами производства. Внедрение комплексной механизации, автоматизации, компьютеризации производства ускоряет процесс вытеснения труда из сферы производства.

Во-вторых, в современной рыночной экономике отсутствует
прямая, непосредственная связь между величиной затрат труда
и показателями хозяйственной деятельности предприятия (выручка от реализации, прибыль, рентабельность). Достаточно сдержанно оценивается и роль
труда в развитии общества и человека.

Отечественная экономическая школа в целом всегда придерживалась первого подхода, где понятие труд интерпретируется в традиционно классической форме, а именно: как процесс сознательной человеческой деятельности, направленной на определенную цель, благодаря которой человек видоизменяет природные предметы для удовлетворения собственных потребностей и нужд семьи.

Отправной точкой отечественных экономистов при первом подходе являются работы К. Маркса, где категория "труд" получила достаточно подробную характеристику. В частности, К. Маркс писал: "...труд, как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость..."

Анализируя процесс материального производства, К. Маркс подчеркивал, что "труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Принимая в целом эту точку зрения, отечественные экономисти в разные периоды развития экономической науки и, прежде всего, экономики труда, внесли свой вклад в трактовку понятия «труд». Так, в учебной литературе советского периода наиболее часто можно встретить следующую трактовку рассматриваемого понятия. "Труд" – это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивида и общества в целом.

Именно в создании материальных благ и услуг заключенасущность труда. Она остаётся неизменной в любых экономических условиях и способах производства.

В современных учебниках можно встретить определение данного понятия, которое в явном виде раскрывает двойственную природу труда, а именно: труд – это целесообразная деятельность людей, которая всегда и одновременно является взаимодействием между человеком и природой и отношением между людьми в процессе и по поводу производства.

Также можно встретить следующую трактовку понятия. В самом общем виде труд можно определить как объективно присущую человеку сферу деятельности по превращению располагаемых им природных, материальных и интеллектуальных ресурсов в необходимый для личного или общественного потребления продукт.

И, наконец, в одном из современных учебников по экономике труда понятие "труд" трактуется как целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг .

Существенные особенности труда как процесса, вытекающие из приведенных определений, состоят в следующем.

1. Труд – это процесс целенаправленного воздействия людей на природу для удовлетворения определенных потребностей.

В ходе трудовой деятельности человек познает окружающую среду и видоизменяет ее в соответствии с заданной целью.

2. По своей сути труд является общественным процессом, так как цель трудовой деятельности людей - удовлетворение потребностей общества в целом, а не только конкретного человека.

Трудовая деятельность всегда должна быть направлена на удовлетворение в первую очередь общественных потребностей через волю и личные потребности людей, а не наоборот, поскольку труд – это коллективная деятельность людей, их первое и основное условие социального существования.

Осознание необходимости труда как базовой общественной ценности не может восприниматься человеком автоматически, восприимчивость к труду приобретается лишь в ходе длительного воздействия со стороны общества. Человечество на протяжении всей своей истории занималось поиском способов заставить человека трудиться на общество.

3. Всякий процесс труда неизбежно сопровождается установлением трудовых отношений или социально-трудовых отношений (определенных отношений между его участниками), что предопределяет двойственную природу труда – технико-технологическую (естестенно-техническую) и социальную.

В современном производстве человек труда рассматривается не только как владелец рабочей силы, но и как носитель определенных социально-трудовых отношений. С этой точки зрения труд рассматривается как такая целесообразная, сознательная и общественно-полезная деятельность человека, в которой важную роль играет его поведение по отношению квещественным факторам производства, а также коллегам по совместному труду.

4. Труд есть: важнейший элемент процесса адаптации человека к среде обитания; фактор воздействия на внешнюю среду и собственную человеческую природу.

Труд не только создает продукцию, но и формирует самого работника.

Таким образом, разные трактовки отражают развитие взглядов на процесс труда, что обусловлено развитием способа производства.

В любом процессе труда всегда присутствуют основные элементы – предмет труда, средства труда, продукт труда. Взаимодействие основных элементов процесса труда можно представить в виде следующей схемы:


Предметы труда всё то, что видоизменяется, перерабатывается (земля, её недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия). Другими словами, предметы труда - это то, что составляет материальную основу
будущего продукта труда. Они могут даваться природой (водные, лесные ресурсы, полезные ископаемые) либо
быть результатом переработки в процессе труда (сырье, полуфабрикаты). К предметам труда также относят объекты производственных и непроизводственных работ и услуг, энергетические, материальные и информационные потоки.

Средства труда всё то, что используется, применяется, с помощью чего воздействуют на предметы труда (машины, приборы и оборудование, инструменты, приспособления и другие виды технологической оснастки, средства программного обеспечения, организационная оснастка рабочих мест).

По своему составу средства труда неоднородны и подразделяются на такие группы:

1. Орудия труда - органы непосредственного воздействия
человека на предмет труда (рабочие машины, оборудование, инструменты). Именно они в наибольшей мере определяют и характеризуют степень овладения людьми
 силами природы. Развитие орудий труда - показатель технического прогресса. Главный отличительный признак каждой исторической эпохи в развитии производства состоит в степени развития орудий труда.

2. «Сосудистая система производства » - различные емкости для хранения предметов и продуктов труда (чаны, цистерны,
трубы, бочки, сосуды, тара и т.п.).

3. Объекты производственной инфраструктуры , обеспечивающие необходимые условия для нормального хода процесса производства (здания, сооружения, дороги, транспортные средства, хранилища, каналы). Земля также является средством труда. В этой роли она выступает, прежде всего, как место, на котором совершается труд,
и как естественная сила, поставленная на службу человеку (носительница естественных свойств, используемых в земледелии для выращивания различных культурных
растений). К средствам труда относятся и другие естественные силы,
используемые в производстве, например, пар, электричество,
химические, ядерные реакции и т. п. В современном производстве применение этих сил получает широчайшее развитие.

Окружающая среда рассматривается с точки зрения обеспечения безопасности труда, соблюдения требований к условиям труда (санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические).

Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей организма и личности человека, используемых им в процессе труда при производстве товаров и услуг.

Другими словами, "рабочая сила" – это совокупность физических и духовных качеств, которыми обладает организм, живая личность и которые пускаются человеком в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости.

Связи между орудием и предметом труда образуют технологические операции и технологические процессы, а связи работника с орудиями и предметами труда – трудовые операции и трудовые процессы. В совокупности они составляют производственный процесс как процесс производства продукции. Эти взаимосвязи показаны на следующей схеме:


Продукт труда является результатом взаимодействия элементов процесса труда. На него "переносятся" основные элементы процесса труда (предметы и средства труда, рабочая сила) в стоимостной форме. Именно труд выполняет эту важную функцию (создание не только потребительной стоимости, но и стоимости).

Из определений труда следует, что труд есть целесообразная деятельность. Это означает, что понятие «труд» взаимосвязано с понятием «деятельность». Однако следует различать понятия «труд» и «деятельность».

Под деятельностью понимается любая целесообразная внутренняя
(психическая) и внешняя (физиологическая) активность человека.

Деятельность может быть как трудовой, так и нетрудовой. Понятие «деятельность» является более широким, так как труд это не всякая, а целесообразная деятельность, направленная на создание определенных
общественно полезных материальных или духовных благ . Трудовая деятельность складывается из совокупности решаемых задач и выполняемых работ.

Выделяют два основных критерия различия трудовой и нетрудовой деятельности.

Первый критерий - связь с созиданием благ (материальных
или духовных). Деятельность, не имеющая этой связи, не относится к трудовой. Например, такие виды деятельности, как прием пищи, лечебные процедуры, путешествия, прогулки, игры,
отдых, играют важную роль в развитии человека, восстановлении его работоспособности, воспроизводстве жизнедеятельности, однако трудом не являются, поскольку связаны с потреблением, а не с созиданием благ.

Второй критерий - легитимность (законность) деятельности.
Трудом можно считать только разрешенную законом деятельность. Запрещенная же деятельность (торговля наркотиками,
работорговля) не является трудовой.

Таким образом, понятия «труд» и «трудовая деятельность» взаимосвязаны. Труд, как деятельностный процесс, всегда выполняется под воздействием внешней среды прямым либо опосредованным путем. Это обусловлено, во-первых, целесообразностью трудовой деятельности, а во-вторых, вынужденным характером труда в силу обеспечения общественной выживаемости. Этим трудовая деятельность отличается от деятельности человека ради собственного удовольствия.

В силу этих обстоятельств человеческая практика выработала следующие формы необходимости труда :

Экономическая неизбежность - человек в обмен на те или иные материальные блага вынужден продавать свою возможность и способность трудиться;

Социальная неизбежность - человек трудится ради приобретения социального статуса, для нахождения своей социальной ниши в обществе;

Моральная неизбежность - человек получает желаемое одобрение со стороны других через свою трудовую деятельность.

Кроме того, целые исторические эпохи были связаны с рабским трудом. Это было прямое насильственное принуждение к труду . В сису распространенности принудительного труда и в современную эпоху была принята Конвенция МОТ No 29 «О принудительном или обязательном труде», которая вступила в силу 1 мая 1932 года и была ратифицирована в Советском Союзе. Она определяет такой труд, как всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, и для которой это лицо не предложило своих услуг добровольно.

Вместе с тем в п. 2 ст. 2 Конвенции были установлены пять исключений для некоторых работ, на которые не распространяется понятие принудительного или обязательного труда. К этим исключениям относятся:

1) всякая работа или служба, связанная с обязательной военной службой и применяемая для работ чисто военного характера;

2) всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны ;

3) всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ;

5) всякие мелкие работы общинного характера , выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

С категорией «труд» тесно связана категория «рабочая сила». Можно сказать, что рабочая сила - это потенциальный труд, а труд - это реализовавшая себя рабочая сила. Различают биологическую и организационно-технологическую формы проявления трудовой деятельности.

Биологическая
форма заключается в расходовании в процессе труда энергии человека, а организационно-технологическая - в системе взаимодействия работника с вещественными факторами производства. Однако две эти внешние формы проявления трудовой деятельности в полной мере не раскрывают богатства содержания
категории «труд».

Ключевой характеристикой труда является его общественная природа . В процессе труда работники вступают в определенные отношения друг с другом. Труд отдельного работника есть
частица совокупного общественного труда. Даже там, где внешне процесс труда представляется совершенно обособленным,
изолированным от общества процессом, при более внимательном
рассмотрении всегда обнаруживаются взаимосвязи и взаимозависимости между различными производителями.

В то же время
многие экономисты отрицают общественную природу труда.
В западной экономической теории на протяжении уже достаточно длительного периода широкую популярность сохраняет метод «робинзонад».

Апеллируя к известному
герою классической литературы Робинзону Крузо, многие экономисты видят в нем убедительное доказательство индивидуального, а не общественного характера труда. Ведь сумел же Робинзон Крузо прожить один на необитаемом острове более 20
лет. Поэтому рассмотрение в качестве исходной методологической предпосылки именно отдельного изолированного индивида
как ключевой фигуры в анализе экономических явлений получило название метода «робинзонад».

Между тем пример Робинзона Крузо доказывает как раз обратное. Этот герой потому
и выжил в столь экстремальных условиях, что в процессе своей
трудовой деятельности сумел успешно использовать все те знания, умения и навыки, которые он получил в обществе.
К тому же Робинзон имел в распоряжении значительное количество разнообразных орудий труда, которые он перетащил на остров с затонувшего корабля.

Следовательно, безусловной предпосылкой процессов труда
и производства выступает общество , а не изолированный от него
индивид. Производство всегда есть производство общественное.

Характер и содержание труда.

Двойственная природа труда проявляется в таких его категориях как "содержание" и "характер".

Характер труда определяется всей совокупностью отношений , которые устанавливаются между участниками процесса труда. Он выражает отношение человека к своей трудовой деятельности, которое задается системой производственных отношений.

Различают общие и частные признаки характера труда.

Общие признаки характера труда отражают, в каком отношении находятся работники к средствам производства, продукту своего труда, степень принудительности труда, проявление общественной природы труда. Это означает, что категория «характер труда» выражает тип его общественной организации и отношение работников к труду. Характер труда определяется типом собственности как на средства производства, так и на
рабочую силу, всей системой производственных отношений общества.

К. Маркс подробно
проанализировал систему капиталистических производственных
отношений и обусловленный ею характер труда при капитализме. В этой системе
доминирует наемный труд. Рабочая сила становится товаром. Для этого требуется наличие
двух условий.

Во-первых, владелец рабочей силы должен быть
юридически свободен. Для сохранения отношений купли-продажи рабочей силы ее владелец должен продавать свою способность
к труду только на определенный срок, а не навсегда. В противном
случае он превратился бы из свободного человека в раба, из товаровладельца - в обычный товар.

Во-вторых, рабочая сила становится товаром, если ее владелец лишен средств производства, а значит, и средств существования.

Поэтому процесс труда выступает как
процесс потребления капиталистом рабочей силы наемного рабочего. Процесс труда характеризуется здесь двумя особенностями.

Во-первых, он совершается для капиталиста и под контролем капиталиста. Капиталист монопольно владеет средствами производства и в течение рабочего времени распоряжается
рабочей силой, которую он приобретает как товар.

Во-вторых,
созданный в процессе производства продукт принадлежит не непосредственному его производителю - наемному рабочему, а работодателю.

Процесс потребления рабочей силы и есть процесс
производства товаров и новой стоимости. В отличие от других
товаров рабочая сила в процессе ее потребления создает новую
стоимость , и притом большую, чем она сама имеет. Избыток
стоимости, созданный трудом рабочего сверх стоимости его рабочей силы, составляет прибавочную стоимость.

Отличительная черта капиталистической эксплуатации заключается в замаскированном, завуалированном характере принудительного труда наемного рабочего. Личная свобода рабочего
и продажа им своей рабочей силы затушевывают, маскируют
принудительный характер его труда, зависимость рабочего от
капиталиста, безвозмездное присвоение последним прибавочного
продукта труда рабочего.

Представители современной западной экономики исходят из того, что именно рыночная экономическая система (термин «капитализм» используется все реже и реже) создает наиболее благоприятные условия для свободного и эффективного труда. Рыночная экономика
обладает несомненными преимуществами перед любой другой
экономической системой, функционировавшей на разных этапах истории человечества. Каковы ее преимущества?

1. Рыночная система является саморегулирующейся. Она способна перестраивать себя, приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. В рыночной экономике постоянно поддер¬
живаются целостность системы и ее
внутреннего устройства. Реагируя на изменения внешней среды,
она в то же время остается самой собой, что создает основы для
стабильного общественного развития.

2. Рыночная экономика обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности использования всех факторов производства,
в том числе и труда. Об этом свидетельствует отсутствие в данной
системе как излишков, так и дефицита товаров, следовательно,
все имеющиеся в экономике ресурсы расходуются только на производство необходимых благ и в нужном количестве.

3. Рыночная система предполагает наиболее полное соблюдение как экономических, так и политических прав и свобод граждан. Она исключает любые разновидности принудительного труда. Каждый индивид может реализовать свои способности в качестве либо предпринимателя, либо наемного работника. Это развивает частную инициативу и, следовательно, создает мощные импульсы к экономическому развитию. Если индивид не желает работать, никто не может принуждать его к труду. В то же время
свобода выбора предполагает и ответственность. Каждый индивид
в рыночной экономике в полной мере несет ответственность за
свои нерациональные, непродуманные действия.

4. Рыночная экономическая система предполагает приоритет не производителя, а потребителя. Это означает, что оценку
эффективности и качества труда дает не какой-либо административный орган, не вышестоящая инстанция, а сам потребитель
того или иного блага либо услуги.

Сторонники рыночной системы организации общественного
труда не исключают наличия в ней проявлений эксплуатации
и несправедливости. Однако они обусловлены не природой рыночных отношений как таковых, а существованием серьезных
препятствий и ограничений для их развития (господство монополий в экономике, ограниченная мобильность рабочей силы из-за отсутствия развитых рынков труда, жилья и недвижимости,
дискриминация работников по признакам национальности, пола, возраста, образования и др.). Поэтому государство должно
принимать все необходимые меры для устранения всех препятствий и ограничений, создания максимально благоприятных
предпосылок для функционирования рыночной системы.

Частные признаки характера труда отражают особенности содержания труда, специфику функционирования рабочей силы – труд производительный или непроизводительный, творческий или нетворческий, умственный или физический, сложный или простой и др.

Содержание труда - это характеристика организационно-технической стороны трудового процесса. Она выражает функциональные
особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные применяемыми средствами и предметами труда, а также
формой организации самого производственного процесса. Содержание труда характеризует распределение различных функций на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Именно содержание трудовых операций определяет функциональное содержание той или иной профессии.

Особенности конкретного трудового процесса охватывают степень
ответственности и сложности труда, уровень технической оснащенности производства, соотношение исполнительских и творческих функций, умственного и физического труда, степень
разнообразия трудовых операций и др.

Главным фактором, влияющим на изменение содержания труда, выступает научно-технический прогресс. Это обусловлено тем, что категория «содержание труда» раскрывает ключевые особенности процесса труда
с точки зрения производительных сил. Каждая новая ступень
развития производительных сил общества обусловливает существенные изменения в содержании труда.

Его развитие создает благоприятные условия для самореализации личности в процессе труда и в то же
время предъявляет постоянно повышающиеся требования к образованию и квалификации работника, ко всем другим компонентам его личностного потенциала.

Современная научно-техническая революция, использование
принципиально новых средств производства и технологий принципиально меняют содержание труда. Постоянно растет уровень
технической вооруженности и квалификации труда. Высококвалифицированный труд, требующий органического сочетания физических и умственных усилий, вытесняет неквалифицированный и малоквалифицированный ручной труд.

Происходят существенные изменения в самой структуре трудового процесса, что
обусловливает преобразование производственных функций работников. В их трудовой деятельности увеличивается роль и значение интеллектуальных усилий, связанных с функциями контроля, активного наблюдения, переработкой поступающей информации о ходе технологического процесса. Это приводит к большему
сближению и взаимопереплетению умственного и физического
труда.

Таким образом, следствием технического прогресса является возрастание роли умственных элементов в процессе труда, так как этот процесс "освобождается" более совершенными средствами труда от ограниченных возможностей человеческого организма (особенно в крупном машинном и автоматизированном производстве). Эта тенденция способствовала появлению такого понятия как "содержательность труда".

Труд как целесообразная деятельность человека имеет три формы проявления:

    затрата физиологической энергии работников - биологи­ ческая (физиологическая, психологическая и психофизиологическая) сторона трудовой деятельности;

    взаимодействие со средствами производства - организаци­ онно-технологическая сторона;

    производственное взаимодействие работников друг с дру­ гом - организационно-социальная сторона.

Формы проявления труда отражают структуру труда как орга­ничной совокупности процессов, происходящих во время труда. Эта структура представлена на рис. 2.4, на котором показано, что еди­ный процесс труда проявляется трояко, причем затраты физиоло­гической энергии работников непосредственно связаны как с про­цессом взаимодействия людей со средствами производства, так и с процессом производственного взаимодействия людей друг с дру­гом, т.е. эти процессы неразрывны, находятся в единстве, один без другого не существуют.

Рис. 2.4. Проявление и структура трудового процесса

Рассмотрение форм проявления труда по отдельности имеет некоторый смысл, например, при исследовании таких аспектов тру-44

да, как степень его тяжести, напряженности, содержательности и др. Но труд как расходование человеческой силы в физиологическом смысле в отрыве от других форм его проявления невозможен. Труд триедин: он представлен в единстве указанных трех форм проявле­ния. Представлять труд так, что одна из его форм проявления обра­зует стоимость продукта труда, а другие формы проявления образу­ют полезность вещи - значит искажать сущность труда.

Рассмотрим подробнее формы проявления труда.

Биологическая (физиологическая, психологическая и пси­хофизиологическая) сторона трудовой деятельности заключается в расходовании в процессе труда энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека зависят от величины физической (динамической и статической) и нервно-психической нагрузок на организм человека.

определяется объемом физической работы (в килограммометрах), величиной энергетиче­ских затрат (в калориях), мощностью усилия (в ваттах). Статиче­ характеризуется величиной усилия, кото­рое совершает человек без перемещения тела или отдельных его частей, умноженной на время поддержания этого усилия (в кило­граммах в секунду).

определяется:

    объемом и характером информации, которые воспринимает и перерабатывает работник для принятия определенных решений в течение рабочей смены;

    интенсивностью внимания, которая зависит от числа одно­ временно наблюдаемых объектов, длительности сосредоточенного наблюдения и продолжительности активных действий;

    напряженностью анализаторно-мыслительной деятельности, зависящей от плотности сигналов - количества сообщений в час, объема оперативной памяти - числа удерживаемых в памяти элемен­ тов в течение определенного периода времени, величины эмоцио­ нального и интеллектуального напряжения;

    степенью монотонности труда, зависящей от количества и длительности элементов производственных операций, частоты их повторения, времени пассивного наблюдения за ходом технологи­ ческого процесса, продолжительности времени монотонного труда в течение смены;

    темпом работы, т.е. количеством движений рук, ног, голо­ вы, корпуса в единицу времени.

В процессе труда на человека воздействует большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, ока­зывающих влияние на его работоспособность и здоровье. Совокуп­ность этих факторов называют условиями труда. Обобщающая оценка совокупного воздействия на человека всех факторов внешней среды будет характеризовать тяжесть труда, которая в соответствии с раз­работанными Научно-исследовательским институтом труда (НИИ труда) методическими рекомендациями подразделяется на шесть групп (категорий) тяжести труда: 1) комфортные условия; 2) благо­приятные условия; 3) условия труда, когда в конце рабочего периода возникает пограничное состояние организма с неустойчивостью фи­зиологических реакций, легко меняющихся в сторону улучшения; 4) когда возникают предпатологические сдвиги в организме; 5) когда в конце рабочего периода возникает патологическое состояние орга­низма; 6) когда возникновение патологического состояния организма человека возникает вскоре после начала работы, что нередко перехо­дит в развитие серьезного заболевания 1 .

Организационно-технологическая сторона трудовой деятель-" ности заключается в определенной системе взаимодействия работ­ника со средствами производства - предметами и средствами труда.

Такое взаимодействие зависит: во-первых, от технологии и тех­ники производства (деятельности), которые определяют техническую вооруженность труда, степень его механизации и автоматизации, совершенство технологических процессов; во-вторых, от таких во­просов организации труда, как организация рабочих мест, режимы труда и отдыха, подготовка и повышение квалификации работни­ков, применение рациональных приемов и методов труда.

Зависимость трудовых процессов от технико-технологической оснащенности производства проявляется в том, что, например, тру-дощадящие технологии, используемые на предприятиях (особенно с вредными и опасными условиями труда), ведут к относительному и абсолютному сокращению затрат труда; технологические процес­сы, отличающиеся большой трудоемкостью работ, предъявляют по­вышенные требования к качеству труда, точному соблюдению спо­соба выполнения работ, рациональному использованию рабочего времени; возрастание сложности выполнения работ требует роста квалификации работников; чем сложнее техника, тем выше требо­вания к дисциплине труда, и т.п.

1 Макушин В.Г., Славина С.Э. Медико-физиологическая классификация работ по тяжести: Методические рекомендации / НИИ труда. М-, 1974.

а) хорошо продуманная планировка рабочих мест обеспечива­ ет экономию рабочего времени и физиологических усилий работни­ ков за счет сокращения маршрутов их перемещения на рабочем месте, удобства обслуживания оборудования, рациональной рабочей позы;

б) рациональные приемы и методы труда способствуют дости­ жению лучшего использования инструмента и оборудования, эко­ номному использованию рабочего времени, обеспечению высокого качества работы, выполнению и перевыполнению норм труда;

в) физиологически обоснованный внутрисменный режим тру­ да и отдыха создает условия для выполнения производственных функций (должностных обязанностей) с наименьшими затратами труда при сохранении высокой работоспособности персонала;

г) своевременные и высококачественные подготовка и повы­ шение квалификации работников необходимы для обеспечения со­ ответствия уровня квалификации персонала сложности и качеству выполняемых работ.

Организационно-социальная сторона трудовой деятельности отражает производственное взаимодействие работников друг с другом. Такое взаимодействие осуществляется как по горизонтали (взаимодей­ствие между работниками смежных рабочих мест, а также между ос­новными и вспомогательными работниками), так и по вертикали (про­изводственные отношения между руководителями и подчиненными).

Взаимодействие между работниками зависит от следующих факторов:

    от формы организации труда - индивидуальной или груп­ повой (коллективной), а также принятого на предприятии уровня разделения и кооперации труда;

    социальной структуры и численности персонала;

    организационно-правовой формы предприятия.

Форма организации труда в значительной степени опреде­ляет характер и содержание труда, а также порядок взаимодействия между работниками. Индивидуальная организация труда основана на установлении производственного задания отдельно каждому ра­ботнику, персональном учете выполненной им работы и начислении заработной платы по результатам этого выполнения. Групповая (кол­ лективная) организация труда предполагает, что установление про­изводственного задания, учет выполненной работы и начисление заработка ведутся для отдельных подразделений без индивидуаль­ной разбивки для каждого работника. Поэтому при групповой (кол-47

лективной) организации труда, например бригадной организации труда, система производственного взаимодействия внутри подраз­деления определяется конкретными обстоятельствами, возникающи­ми в нем, что дает возможность более гибкого, чем при индивиду­альной организации труда, реагирования на них.

Формы разделения труда (функциональное, технологическое, профессиональное и квалификационное разделение) и соответству­ющие им формы кооперации труда также характеризуют особенно­сти производственного взаимодействия между работниками, созда­вая для него разные возможности использования труда в зависимости от того, какие формы приняты на предприятии.

При функциональном разделении труда, т.е. обособлении ви­дов трудовой деятельности в зависимости от выполняемых работ­никами на предприятии функций, взаимодействие (кооперация труда) осуществляется между разными функциональными группами работ­ников, такими, например, как основные и вспомогательные рабочие, рабочие и служащие, руководители и специалисты и т.д.

Технологическое раздел&те труда на отдельные производствен­ные операции и виды работ влечет за собой необходимость взаимо­действия работников, выполняющих разные операции и виды работ. То же можно сказать и о профессиональном, и о квалификационном разделении и кооперации труда.

Отмеченные виды производственного взаимодействия работ­ников отражают организационную его сторону. Но взаимодействие работников как форма проявления процесса труда имеет и соци­ альную сторону - взаимодействие на производстве между разными социальными группами персонала, различающимися по полу, возра­сту, образованию, стажу работы, семейному положению и т.д. Соци­альная и демографическая (половозрастная) структура работников предприятия, учреждения накладывает отпечаток на характер про­изводственного взаимодействия между ними. Поэтому при изуче­нии или организации трудового процесса необходимо обращать внимание на социальные параметры персонала. Так, например, наи­более благоприятная производственная обстановка может быть до­стигнута в коллективах, в составе которых работают мужчины и жен­щины, где в возрастной структуре преобладают люди среднего возраста, а в социальной структуре - семейные, имеющие необхо­димое профессиональное образование и значительный производствен­ный стаж работы на данном предприятии.

Социальная структура персонала - это его строение, которое определяется составом и сочетанием в нем различных социальных групп. 48

Социальная группа на предприятии представляет собой сово-Ш купность работников, обладающих каким-либо общим, объединя­ющим их социальным признаком, свойством, например: уровнем об­разования, профессией, стажем работы и т.д.

Социальная структура персонала - важный параметр, влияю­щий на эффективность деятельности предприятия. Благоприятная социальная структура способствует развитию трудовой активности, творческой инициативы, высокой дисциплины труда и росту его эффективности. Неблагоприятная социальная структура затрудня­ет эффективное решение производственных задач.

В зависимости от наличия тех или иных социальных групп образуются различные социальные срезы персонала предприятия, а в связи с этим выделяются следующие разновидности социальной структуры: функционально-производственная, профессионально-квалификационная, демографическая, национальная, социально-психологическая и др.

Функционально-производственная структура складывается из функциональных групп работников: служащих (руководителей, спе­циалистов, технических исполнителей), рабочих (основных и вспо­могательных). Эти функциональные группы объединяются в произ­водственные подразделения, имеющие иерархию и подчиняющиеся определенным должностным лицам.

Профессионально-квалификационная структура образуется работниками разных профессиональных групп, подразделяемых также по уровню квалификации, образованию, производственному стажу. Демографическая структура персонала определяется его со­ставом по полу и возрасту. Социологические исследования подтвер­ждают, что однополый персонал менее эффективен, нежели разнопо­лый. Большое значение имеет также сочетание возрастных групп. Преобладание на предприятии людей старшего возраста характери­зуется высокой трудовой дисциплиной, низкой текучестью персона­ла, высоким качеством выполняемой работы, но при этом возрастают элементы консерватизма при использовании новшеств, увеличива­ется уровень потерь рабочего времени из-за повышенной заболева­емости работников. Преобладание молодежи также отличается спе­цифическими проявлениями - высокой текучестью персонала, более быстрой реакцией на нововведения и др.

Национальная структура персонала еще сравнительно недав­но на многих предприятиях имела второстепенное значение. Одна­ко с распадом СССР, ростом сепаратизма и национального самосоз­нания национальный состав персонала в ряде регионов страны стал

заметным фактором стабильности или, наоборот, повышенной на­пряженности на предприятиях.

Социально-психологическая структура формируется на осно­ве общности интересов, ценностных ориентации, увлечений разных групп персонала. В состав таких групп могут входить и входят ра­ботники независимо от принадлежности к группам, сформировав­шимся по другим признакам, т.е. здесь могут быть люди разных возрастов, национальностей, профессий и т.д.

Совокупность указанных, а также других социальных групп формирует на предприятии и в его подразделениях определенный морально-психологический климат, особенности отношения к тру­ду, состояние сплоченности или разобщенности, большей или мень­шей заинтересованности в достижении общих целей производства.

Особенности производственного взаимодействия работников друг с другом зависят также от численности персонала. На пред­приятиях с малой численностью работников труд каждого, как пра­вило, у всех на виду, что создает условия для организации более четкого производственного взаимодействия. Кроме того, небольшой по численности персонал легче организовать, проще индивидуали­зировать и контролировать его труд. На крупных предприятиях такие условия характерны для отдельных подразделений, а в разных под­разделениях они могут существенно отличаться друг от друга.

На характер взаимодействия работников оказывает влияние и организационно-правовая форма предприятия. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) к числу таких форм относятся хозяйственные товарищества (пол­ные товарищества и товарищества на вере), хозяйственные обще­ства (акционерные общества, общества с ограниченной или допол­нительной ответственностью), производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные пред­приятия. Здесь имеет значение форма собственности предприятия него размер.

Итак: все отмеченные стороны проявления труда находятся в неразрывном единстве и представляют собой единый процесс труда.

Труд - это сознательная, целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей человека и общества в целом.

Для трудовой деятельности характерны следующие черты:

а) сознательный характер;

б) эта деятельность направлена на получение благ;

в) рациональность;

г) общественная полезность;

д) целенаправленность.

Сферой действия трудового права является только та часть наемного труда, которая связана с общественными отношениями, возникающими по поводу процесса труда.

Трудовое право - это самостоятельная отрасль российского права, которая имеет свой особенный предмет, метод, принципы правого регулирования.

Предмет трудового права - группа общественных отношений (определены в ст. 1 ТК РФ):

1. Трудовые отношения. Центральный институт - трудовой договор. В нём сгруппированы нормы о понятии, видах тру­дового договора, порядке его заключения (приема на работу), изменения (перевода) и прекращения (увольнения);

2. Иные общественные отношения тесно связанные с трудовыми:

а) отношения по организации труда и управления трудом;

б) трудоустройство у данного работодателя (например , отношения, когда ещё не устроился на работу у данного работодателя);

в) подготовка и дополнительное профессиональное образование работников (в старых редакциях ТК РФ профессиональная подготовка и переподготовка и повышение квалификации) непосредственно у данного работодателя. Центральный институт - ученический договор.

г) социальное партнерство, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений. Социальное партнерство выражается в заключение двух актов: коллективный договор и соглашение.

Пример: нельзя путать трудовой договор и коллективный договор. Коллективный договор является источником трудового права, т.к. носит нормативный характер: он распространяется на весь коллектив и может применяться несколько раз. Трудовой договор – не источник, т.к. он – персонифицированный акт конкретного работодателя, между конкретным работником и работодателем. Он действует определённый срок и в отношении отдельного работника;

д) участие работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства;

е) материальная ответственность работодателя и работника в сфере труда. Отличие ответственности в ТП от ГП в том, что в ТП нужно возмещать только ущерб, а упущенная выгода работником не возмещается;

ж) по надзору и контролю, профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства;

з) разрешение трудовых споров;

и) обязательное социальное страхование.

Характерные черты трудового правоотношения:

1. Носит сложный характер. У работников и работодателей есть целый комплекс обязанностей по отношению друг к другу;

2. Трудовое отношение носит волевой характер. Основанием возникновения трудовых отношений является заключение трудового договора;

3. Характеризуется личным выполнением работником трудовой функции (работы). Однако есть исключения - относиться к видам договоров, где можно привлекать членов своей семьи - договор с надомниками (швея на дому);

4. Трудовое отношение носит длящийся характер. Работник регулярно должен выполнять обусловленную трудовым договором работу, а работодатель - регулярно выплачивать ежемесячную зарплату (два раза в месяц) и обеспечивать надлежащие условия труда;

5. Базовый характер трудовых отношений. Трудовое отношение является предпосылкой возникновения иных общественных отношений, тесно связанных с трудовыми.

Трудовое отношение (ст. 15 ТК РФ ) - отношение, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка (ВТР ), а работодатель обеспечивает надлежащие условия труда (Например , оплачиваемый отпуск 28 дней).

Метод трудового права и его особенности

Метод трудового права - комплекс юридических средств, используемых при регулировании трудовых и иных общественных отношений, тесно связанных с трудовыми.

Особенности и отличительные черты метода:

а)Сочетание централизованного и локального регулирования. Централизованное регулирование осуществляется органами государственной власти и социальными партнерами. Локальное регулирование - означает принятие актов на уровне работодателя. Например , должностные инструкции, положения об оплате труда и т. д.;

б) Сочетание государственного и договорного регулирования. Государственное регулирование осуществляется органами государственной власти, а договорное - между работником и работодателем посредством заключения трудового договора;

в) Участие представителей работников в установлении норм трудового права (профсоюзы могут участвовать в разработке локальных актов);

г) Единство и дифференциация правого регулирования. Единство проявляется в установление базовых трудовых прав и гарантий. Например , все имеют право на судебную защиту. Дифференциация выражается в установлении особенностей для отдельных категорий работников, эти особенности касаются, например, повышения уровня трудовых прав и гарантий или могут устанавливать изъятия из общих правил.

д) Метод трудового права характеризуется сочетанием императивного и диспозитивного регулирования.

К основаниям дифференциации относятся следующие группы отношений:

1. Условия труда: нормальные, вредные, опасные;

2. Климатические условия (Например , районы крайнего севера);

3. Физиологические особенности работников (женщины, инвалиды, несовершеннолетние, беременные женщины).

4. Социальное положение работников (например , совмещение работы с учебой, наличие несовершеннолетних детей и т.д.). Например , чтобы не было произвола работодателей, устанавливается кол-во часов, которые должен работать по совместительству – не более половины от времени основной работы.

5. Специфика трудовой связи. Сезонный, временный характер работы, совместительство, работа у работодателя - физического лица.

6. Характер трудовой деятельности (Например , государственная служба, творческая деятельность). Государственная служба бывает: правоохранительная, военная и гражданская.

Система трудового права

Предмет и цельсистемы науки, учебного курса - изучение норм трудового права, их развития, правовых связей. Система науки шире системы отрасли российского трудового права, в нее включаются и учение о пра­воотношениях в сфере трудового права, и история развития тру­дового законодательства, и зарубежное, и международное трудо­вое право.

Учебная дисциплина ТП состоит из тем.

Система отрасли трудового права – это совокупность расположенных в определенном порядке правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики об­щественных отношений, составляющих предмет данной отрас­ли.

Предметом и целью системы отрасли является создание структуры расположения норм ТП внутри отрасли.

В общей части науки ТП изучаются проблемы, имеющие сквозной характер для всей отрасли и науки, а в особенной - проблемы по отдель­ным институтам этой отрасли. В специальную часть входит изу­чение норм зарубежного трудового законодательства и междуна­родно-правового регулирования труда.

Система отрасли трудового права делится на две части : об­щую и особенную . (Некоторые учёные выделяют третью часть - спе­циальную . Сюда включают раздел XII ТК РФ).

В Общую часть вводят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения трудового права, нормы, определяющие основные принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников и работодателей, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений и т.д.

Особенная часть строится по ин­ститутам как совокупность однородных групп правовых норм.

Институты, в которых сгруппированы нормы, ре­гулирующие другие вопросы трудовых отношений:

а) институт занятости населения;

б) институт ра­бочего времени и времени отдыха;

в) институт оплаты труда;

г) ин­ститут гарантийных и компенсационных выплат;

д) институт трудо­вой дисциплины;

е) институт охраны труда.

В обыденном языке слово «труд » имеет несколько значений, что отражено в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова:

1. целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей;

2. работа, занятие;

3. усилие, направленное к достижению чего-нибудь.

Существуют также и другие определения труда. Например, труд – это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна, рациональна. Труд является основой жизнедеятельности и развития человека.

Труд по своей природе есть труд общественный благодаря его созидательной роли в жизни общества, причастности человека к общественным результатам. Конкретная трудовая деятельность одновременно является деятельностью, в ходе которой люди вступают в определённые связи и отношения друг с другом.

Обязательными элементами труда являются рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила – это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда.

Средства производства состоят из предметов труда и средств труда.

Предметы труда – это продукты природы, которые подвергаются изменениям и превращаются в потребительные стоимости. К предметам труда относятся земля, её недра, флора и фауна, сырьё и материалы и т.д.

Средства труда – это орудия производства (машины, оборудование, инструменты, приборы).

Процесс труда есть процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей.

Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Изучению и учету подлежат, прежде всего, три аспекта (три стороны) труда:

1. Психофизиологический аспект - проявляется в затратах человеческой энергии, которые выражаются в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем его нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

2. Организационно-технологический аспект - выражается во взаимодействии работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно- технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.


3. Организационно-экономический аспект - проявляется в производственном взаимодействии работников друг с другом как по горизонтали (отношения соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Зависит от уровня разделения и кооперации труда, от форм организации труд а- индивидуальной или коллективной, от численности работающих, организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, охраны труда, трудового права и др.

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, обеспечивает повышение его материального и культурного уровня.