Это обязательный платеж, установленный законом, обязательный на всей территории государства и для всех субъектов, на которых законом возложена уплата государственной пошлины. Она взимается за совершение юридически значимых действий. Отправление правосудия путем рассмотрения и разрешения дел, как и другая государственная деятельность (нотариат, загс, лицензирование и т.д.), требует значительных бюджетных затрат. Таким образом, государственная пошлина не только присуща судебной системе, но и необходима как вид денежного сбора. Дмитрий Самигуллин, специально для ИА "Клерк.Ру"

Государственная пошлина служит своего рода платой за услуги, оказываемые, в частности, судебными органами физическим и юридическим лицам от имени государства.

В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с вышеуказанных лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Согласно ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица при обращении их за совершением юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, при выступлении ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Различают государственную пошлину простую и пропорциональную. Простая взимается в твердой сумме, пропорциональная в процентном соотношении к соответствующей сумме.

Государственная пошлина взимается:

  • с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;
  • за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
  • за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;
  • за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, установленных законодательством.

Общие условия уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд

По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд.

В соответствии со сложившейся практикой государственная пошлина оплачивается заявителем до подачи заявления и является необходимым приложением к перечню подаваемых в суд заявлений. Согласно ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если государственная пошлина не уплачена, заявление остается без движения. Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, в наличной форме - либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата. Срок действия платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины, законодательно не установлен, в связи с чем, судебная практика связывает его со сроком исковой давности по оплаченному требованию, что представляется правильным, поскольку такой документ лишь подтверждает факт уплаты государственной пошлины за рассмотрение судом конкретного дела в установленном порядке и размере.

Нововведения при уплате госпошлины

1. Уплата госпошлины представителем .

Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Данное правило было зафиксировано и судом. Так, согласно п. 18 разъяснений, данных Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме N 91 от 25.05.2005 "О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Таким образом, до недавнего времени оплата госпошлины представителем за представляемого была невозможна. В таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения. Примером являются следующие судебные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.10.2006 по делу N А06-3150/2-9/05; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2006 по делу N А06-1483/1-6/05.

Однако в настоящее время ситуация поменялась. 29 мая 2007 года Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было издано Информационное письмо № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей». В данном письме было разъяснено, что в силу статьи 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей; при этом согласно части 1 статьи 254 Кодекса иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российским организациями и гражданами.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата государственной пошлины с банковского счёта представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платёжном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счёта представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Уплата государственной пошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.

2. Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иные органами, обратившимися в арбитражный суд .

В соответствии с подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.

До недавнего времени, в том случае, если государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования выступали в судебном процессе в качестве Ответчика, они также не оплачивали госпошлину, например, если подавали апелляционную и кассационную жалобы.

Между тем, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с

неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовыум образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.

В определенной степени на принятие данного положения повлияла сложившаяся «нездоровая» ситуация, при которой налоговые органы (руководствуясь внутренней инструкцией) в обязательном порядке обжаловали все судебные акты вплоть до кассационной инстанции. При этом независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличии правовых оснований. «Бесплатность» процессов сыграла злую шутку.

После принятия Информационного письма № 117 налоговые органы заняли однозначную позицию непринятия данных положений. Со стороны официальных лиц налоговых органов были попытки говорить о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедетного права в Российской Федерации.

Между тем, данное доводы несостоятельны по следующим причинам:

В соответствии со ст.16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде информационных писем.

Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм можно сделать вывод, что акты судебных органов - постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в которых на основании обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят общеобязательный и нормативный характер для судов. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами (общей юрисдикции и арбитражными) федерального законодательства.

Поскольку разъяснение по вопросам судебной практики дает высший судебный орган, который осуществляет и надзор за рассмотрением судами конкретных дел, то этот орган, следуя собственному толкованию, должен будет отменять судебные решения, которые противоречат ему.

3. Возврат госпошлины при принятии решения не в пользу государственных органов.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

4. Взыскание госпошлины при отказе Истца от иска.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса при отказе истца от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований уплаченная истцом государственная пошлина возврату из бюджета не подлежит. Данная норма не может рассматриваться как исключающая применение положений АПК РФ о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возлагающая на истца бремя уплаты пошлины.

В соответствии со статьей 112, частью 1 статьи 151 АПК РФ при вынесении определения о прекращении производства по делу суд, руководствуясь общим принципом отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть 1 статьи 110 АПК РФ), разрешает вопрос о распределении расходов исходя из того, что в рассматриваемом случае требования истца фактически удовлетворены.

Следовательно, если истец отказался от иска из-за того, что ответчик после вынесения определения о принятии искового заявления к производству удовлетворил исковое требование добровольно, арбитражный суд взыскивает с ответчика в пользу истца понесенные последним расходы по уплате государственной пошлины.

5. Оплата госпошлины при обжаловании инкассового поручения.

При подаче заявления о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового органа государственная пошлина уплачивается в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса и пунктом 2 части 1 статьи 103 АПК РФ исходя из оспариваемой суммы, подлежащей взысканию на основании указанного документа.

Эти и другие нововведения значительно изменили сложившуюся практику уплаты госпошлины при рассмотрении дел арбитражными судами.

В своем большинстве изменения носят не только уточняющий, конкретизирующий характер, но и направлены на защиту прав граждан и юридических лиц при обжаловании актов государственных органов и органов местного самоуправления.

Бабушкинский суд г. Москвы:
Отделение № 1 МГТУ Банка России
БИК 044583001
р/с 40101810800000010041
УФК МФ РФ по г. Москве ИФНС № 16 по СВАО
ОКАТО 45280556000
ИНН 7716103458
КПП 771601001
КБК 18210803010011000110

Бутырский суд г. Москвы:
ИФНС России № 15 по г. Москвы
ИНН/КПП 7715045002/771501001
л/с 40100770015
р/с 40101810800000010041
ОКАТО 45280561000

БИК 044583001
КБК 43610802010011000110

Гагаринский суд г. Москвы:
ИФНС № 36 по г. Москве
л/с 40100770036
УФК МФ РФ по г. Москвы
ИНН 7736119488
БИК 044583001
КПП 773601001
КБК 18210803010011000110
ОКАТО 45293558000
р/с 40101810800000010041

Дорогомиловский суд г. Москвы:
УФК МФ РФ по г. Москве ИФНС № 30 по г. Москве
л/с 40100770030
КПП 773001001
ИНН 7730057570
ОКАТО 45268554000
В отделении № 1 Московского ГТУ Банка России
БИК 044583001
к/с 40101810800000010041
КБК 43710803010011000110

Лефортовский суд г. Москвы:
ИНН 7722093737 КПП 772201001
УФК МФ РФ по г. Москве (для ИФНС № 22 г. Москвы)
КБК 18210803000010000110
ОКАТО 45283582000
Отделение № 1 Московского ГТУ Банка России г. Москвы 705
р/с 40101810800000010041
БИК 044583001

Нагатинский суд г. Москвы:
УФК по г. Москве для ИФНС № 24 по г. Москве
ИНН 7724111558
КПП 772401001
Отделение № 1 Московского ГТУ Банка России
р/с 40101810800000010041
БИК 044583001
КБК 18210803010011000110

Никулинский суд г. Москвы:
ИНН/КПП 7729150007/772901001
УФК МФ РФ по г. Москве ИФНС РФ № 29 ЗАО г. Москвы
л/с 40100770029
р/с 40101810800000010041
ОКАТО 45268592000
Отделение № 1 Московского ГТУ Банка России Москва 705
БИК 044583001
КБК 18210803016011000110

Останкинский суд г. Москвы:
ИНН/КПП 7717018935/771701001
УФК МФ РФ г. Москвы для ИФНС № 17 по г. Москве
л/с 40100770017
Банк получателя платежа: отделение № 1 Московского ГТУ Банка России
БИК 044583001
р/с 401018108 00000100 41
КБК 437108030100110001 10
ОКАТО:
МО «Алексеевский» 45280552000
МО «Марьина роща» 45280569000
МО «Останкинский 45280572000
МО «Ростокино» 45280577000
МО «Ярославский» 45280597000

Солнцевский суд г. Москвы:
УФК г. Москвы (ИФНС № 32 по ЗАО г. Москвы)
л/с 40100770032
ИНН 7732025239
р/с 40101810800000010041
КПП 773201001
Отделение № 1 Московского ГТУ Банка России г. Москвы
БИК 044583001
КБК 18210803000011000110
ОКАТО 45268588000
ОКАТО:
«Внуково» 45268552000
«Новопеределкино» 45268577000
«Солнцево» 45268588000

Таганский суд г. Москвы:
УФК МФ РФ по г. Москве для Таганского суда
КПП 770901001
ИНН 7709000010 ИФНС № 9 ЦАО г. Москвы
ОКАТО 45286580000
Счет 40101810800000010041
Отделение № 1 МГТУ Банка РФ
БИК 044583001
КБК 18210803010011000110

Тушинский суд г. Москвы:
УФК по г. Москве ИФНС № 33
ИНН 7733053334
ОКАТО 45283555000
р/с 40101810800000010041
отделение № 1 Московского ГТУ Банка РФ
БИК 044583001
к/с 18210803010011000110
КПП773301001

Хорошевский суд г. Москвы:
ИНН 7734110842
КПП 773401001 УФК МФ по г. Москве
ИФНС № 34 по г. Москве
л/с 40100770034
отделение № 1 МГТУ Банка РФ 705
БИК 044583001
ОКАТО 45283582000
р/с 40101810800000010041
КБК 18210803000010000110

Чертановский суд г. Москвы:
УФК МФ по г. Москве для ИФНС № 26 по ЮАО г. Москвы
КПП 772601001
ИНН 7726062105
л/с 40100770026
отделение № 1 МГТУ Банка России
БИК 044583001
р/с 40101810800000010041
КБК 18210803010011000110
ОКАТО 45296575000

Исковое заявление принимается и рассматривается судом, как правило, после уплаты государственной пошлины. Госпошлина представляет собой разновидность федерального сбора, а не оплату услуг суда.

Уплата госпошлины отнюдь не является основанием для вынесения решения суда в вашу пользу. Эти средства перечисляются в бюджет Российской Федерации, а не в пользу суда. Поэтому бессмысленно оплачивать госпошлину в большем размере, чем это предусматривает законодательство, в надежде на то, что ваше дело будет рассмотрено в суде быстрее или «более справедливо», по вашему мнению. У суда отношение ко всем участникам судебного процесса совершенно одинаковое.

Уплата госпошлины — это просто условие принятия конкретного дела к производству суда, определенное законом, и не более того.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) определяет, в каком размере и за что полагается платить госпошлину. Ее размеры различаются в зависимости от того, рассматривается ли дело в суде общей юрисдикции (включая мировой суд) или в арбитражном суде.

Отдельные категории лиц, которые имеют льготы, могут быть освобождены от уплаты госпошлины. Это отдельно оговорено в НК РФ. Однако даже если вы относитесь к одной из этих категорий, вам необходимо доказать свое право на освобождение от уплаты госпошлины.

Для этого в исковом заявлении вы должны конкретно указать категорию льготников, к которой вы относитесь и которая дает вам право на освобождение от госпошлины. Вы должны также приложить к исковому заявлению надлежащим образом заверенные копии документов, которые это подтверждают (напр., копии удостоверений, свидетельств и т.п.).

Если вы не относитесь ни к одной из льготных категорий, то вы можете обратиться в суд с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты госпошлины. Это должно быть отдельное заявление, которое прикладывается к исковому заявлению. В само исковое заявление также можно включить просьбу об отсрочке или рассрочке уплаты госпошлины.

Основанием для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты госпошлины может являться тяжёлое материальное положение лица, которое обращается в суд, из-за наличия большого количества иждивенцев, отсутствия работы, тяжёлой болезни и т. п. Учтите, что суд не обязан предоставлять такую отсрочку или рассрочку, а потому в заявлении должно содержаться аргументированное обоснование вашей просьбы и должны быть приложены подтверждающие документы.

Госпошлина может оплачиваться только через банк и по особым банковским реквизитам. У разных судов различные реквизиты, которые можно узнать в самом банке или в суде на информационном стенде, можно их найти и в Интернете. Реквизиты госпошлин для судов Москвы приводятся на соответствующих Интернет-сайтах.

Физические лица должны заполнять квитанцию на уплату госпошлины, а организации и индивидуальные предприниматели составляют платёжное поручение.

Законодательство предусматривает в отдельных случаях возможность возврата госпошлины.

Волгоградский областной суд

Получатель: УФК по Волгоградской области (ИФНС России по Центральному району г. Волгограда)

СЧЕТ: 40101810300000010003

ИНН 3444118585 КПП 344401001

ОКТМО 18701000

БИК 041806001

КБК 18210803010011000110

Назначение платежа : госпошлина

Ворошиловский районный суд, г. Волгограда

Реквизиты для уплаты госпошлины :

Получатель: УФК МФ РФ по Волгоградской области МИ ФНС РФ № 10 по Волгоградской области

СЧЕТ: 40101810300000010003
Банк: ГРКЦ ГУ банка России по Волгоградской области
ИНН: 3446858585 КПП: 344601001
ОКТМО 18701000
БИК: 041806001
КОР. СЧЕТ ОГРН: 1043400495500
КБК: 18210803010011000110

Назначение платежа : Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

Дзержинский районный суд, г. Волгограда

Реквизиты для уплаты госпошлины:

Получатель: УФК по Волгоградской области (ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда)

Счет: 40101810300000010003
ИНН: 3443077223
КПП: 344301001
БИК: 041806001
ОКТМО 18701000
КБК: 18210803010011000110

Кировский районный суд, г. Волгограда

Реквизиты для уплаты госпошлины:

Получатель: УФК по Волгоградской области (МИ ФНС России №11 по Волгоградской области)

Счет: 40101810300000010003
Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области г. Волгоград
ИНН: 3448202020
КПП: 344801001
ОКТМО 18701000
БИК: 041806001
КБК: 18210803010011000110

Назначение платежа: Госпошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции

Красноармейский районный суд, г. Волгограда

Реквизиты для уплаты госпошлины:

Получатель: УФК по Волгоградской области (МИ ФНС России №11 по Волгоградской области)

Счет: 40101810300000010003
Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области
БИК: 041806001
ИНН: 3448202020
КПП: 344801001
ОКТМО 18701000
КБК: 18210803010011000110

Назначение платежа: Госпошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

Краснооктябрьский районный суд, г. Волгограда

Реквизиты для уплаты госпошлины:

Получатель: УФК по Волгоградской области (Межрайонная ИФНС России №9 по Волгоградской области)

Счет: 40101810300000010003
Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области г. Волгограда
ИНН: 3442075777
КПП: 344201001
ОКТМО 18701000
БИК: 041806001
КБК: 18210803010011000110

Назначение платежа: Государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции

Советский районный суд, г. Волгограда

Реквизиты для уплаты госпошлины:

Получатель: УФК по Волгоградской области МИФНС России № 10 по Волгоградской области

Счет: 401 018 103 000 000 100 03
Банк: ГРКЦ ГУ ЦБ по Волгоградской области
БИК: 041 806 001
КПП: 344 601 001 ИНН: 344 685 85 85
ОГРН: 1043400495500
КБК: 182 108 030 100 11 000 110
ОКТМО 18701000

Назначение платежа: государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

Тракторозаводской районный суд, г. Волгограда

Реквизиты для уплаты госпошлины:

Получатель: УФК по Волгоградской области (МИФНС России № 9 по Волгоградской области)

Счет: 40101810300000010003
Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области г.Волгоград
КПП: 344201001
ИНН: 3442075777
ОКТМО 18701000
БИК: 041806001
КБК: 18210803010011000110

Назначение платежа: Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции

Центральный районный суд, г. Волгограда

Реквизиты для уплаты госпошлины:

Получатель: УФК по Волгоградской области (ИФНС России по Центральному району г.Волгограда)

Счет: 40101810300000010003
Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области г. Волгоград
ИНН: 3444118585
КПП: 344401001
БИК: 041806001
ОКТМО 18701000
Код бюджетной классификации: 182 1 08 03010 01 1000 110

Назначение платежа: государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

Волжский городской суд Волгоградской области

Реквизиты для уплаты госпошлины:

Получатель: УФК по Волгоградской области (ИНН 3435111400 ИФНС России по г. Влжскому Волгоградской области)
ОКТМО 18710000
КПП: 343 501 001
Счет:401 018 103 000 000 100 03
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской обл., г. Волгоград
БИК: 041806001
КБК: 182 1 08 03010 01 1000 110

Все банковские реквизиты для уплаты госпошлины сверены с данными официальных сайтов районных и городский судов региона!

Читайте на этой странице:

2.Основные требования к жалобе в Конституционный суд РФ

3.Адрес и сайт КС РФ и реквизиты для оплаты госпошлины

4.Образцы жалоб и вынесенные решения КС РФ

1.Жалоба в Конституционный Суд РФ

В некоторых случаях, когда не удается защитить свои права в административных органах или обычных судах, помогает обращение в Конституционный Суд Российской Федерации. Такое обращение является допустимым, если в деле применена норма закона, противоречащая Конституции РФ.

Например, Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.05.1998 г. №14-П по заявлению предпринимателей была признана неконституционной норма Закона РФ «О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», устанавливающая за отсутствие ККМ штраф в размере 350 МРОТ. Суд признал такой штраф чрезмерно высоким, несоразмерным характеру совершенного деяния. По тому же основанию Постановлением от 17.01.2013 г. № 1-П Конституционный Суд РФ признал не соответствующей Конституции РФ норму Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающую штраф в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей за непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган запрошенной информации.

Следует заметить, что, не имея профессиональных навыков, правильно написать жалобу в Конституционный Суд практически невозможно. То есть написать, конечно, можно, но желаемого результата от этой жалобы , наверняка, не будет.

Более того, не каждый практикующий юрист сможет добиться того, чтобы Конституционный Суд вынес по этой жалобе какое-то решение, так как в большинстве случаев заявитель получает только ответ из Секретариата Конституционного Суда .

Учитывая эти обстоятельства, для подготовки жалобы предпочтительнее обратиться к профессионалам.

2.Основные требования к жалобе
в Конституционный Суд РФ

В соответствии с Федеральным конституционным законом РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» к жалобе на нарушение законом конституционных прав и свобод предъявляются определенные требования.

Жалоба является допустимой, если обжалуемая норма закона применена в конкретном деле и ею действительно нарушены конституционные права и свободы.

В жалобе , в частности, должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, адрес и иные данные о заявителе; точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, содержащем обжалуемую норму закона; позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование; требование, обращенное к Конституционному Суду Российской Федерации.

Жалоба от организации направляется в суд с копиями в количестве 30 экземпляров, от физического лица - в количестве 3 экземпляров.

Размер государственной пошлина за подачу жалобы организацией составляет 4500 рублей, физическим лицом - 300 рублей.

3.Адрес и сайт Конституционного Суда РФ и
реквизиты для оплаты госпошлины

Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1

Официальный сайт: www.ksrf.ru

4.Образцы жалоб и вынесенные решения
Конституционного Суда РФ

1.Жалоба о признании не соответствующей Конституции РФ нормы ч.1 ст.198 УК РФ.

В августе 2008 года следователем СО ОВД по факту налоговой проверки индивидуального предпринимателя Л. из Вязниковского района Владимирской области возбуждено уголовное дело по ст.198 Уголовного кодекса РФ (уклонение от уплаты налогов). В октябре 2008 года этот индивидуальный предприниматель привлечен в качестве обвиняемого и дело передано в городской суд, который в декабре 2008 года принял его в свое производство и, судя по поведению судьи, был намерен вынести обвинительный приговор.

Явная незаконность возбуждения уголовного дела и предъявленного обвинения состояла в том, что за несколько месяцев до этих событий индивидуальный предприниматель Л. за то же самое уклонение от уплаты налогов был привлечен к налоговой ответственности местным налоговым органом и все неоплаченные налоги и штрафы оплатил.

Но нынешняя власть, как известно, живет не по законам, а по понятиям. Не могут наши правоохранители спокойно, без зависти, наблюдать за быстрым ростом доходов инициативных и предприимчивых людей. Держать таких людей на коротком поводке, следить за каждым их шагом, выискивать "под микроскопом" в их действиях какие-то нарушения, фабриковать уголовные дела, шантажировать или вообще отнимать заработанное - является, пожалуй, нормой, а не исключением в действиях наших прокуроров, следователей и прочих представителей российской правоприменительной системы.

Уже через месяц в стройных рядах местных правоохранителей началось неприкрытое беспокойство и смятение. Еще через месяц от чиновников в погонах прозвучала доверительная просьба о том, чтобы заявитель отозвал жалобу из Конституционного Суда РФ. В целом история закончилась для предпринимателя благополучно. Городской суд прекратил дело за сроком давности, а Конституционный Суд вынес свое очередное Определение. Его текст читайте