Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Под финансовыми ресурсами понимается совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении субъектов финансовых отношений. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов.

Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества. Субъектами, которые ими располагают, являются государство, органы местного самоуправления, предприятия, домохозяйства.
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

Различают следующие виды финансовых ресурсов:
1) собственные средства;
2) мобилизационные средства;
3) средства, поступающие в порядке перераспределения.
Отдельные виды субъектов, располагающие финансовыми ресурсами, имеют свой особый состав финансовых ресурсов.

Собственными средствами являются: на уровне государства и органов местного самоуправления – доходы государственных и муниципальных предприятий и доходы от внешнеэкономической деятельности. На уровне хозяйствующих субъектов – прибыль. На уровне населения – заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, пенсии, пособия, стипендии.
Мобилизационными средствами являются: на уровне государства – государственный кредит, эмиссия денежных средств, доходы от эмиссии ценных бумаг. На муниципальном уровне – муниципальный кредит и др. На уровне хозяйствующих субъектов – банковский кредит и др.
Средства, поступающие в порядке перераспределения , представлены: на уровне государства и муниципальных образований – обязательными платежами. На уровне хозяйствующих субъектов и домохозяйств – процентами, дивидендами по ценным бумагам. На уровне населения – поступлениями средств от кредитно-финансовых операций.
Как самостоятельное понятие существует категория «финансовые ресурсы страны», к ним относят часть ВВП, представленную: валовой прибылью экономики; отчислениями в государственные внебюджетные социальные фонды; налогами на производство и импорт; налогами с физических лиц; сбережениями домашних хозяйств и кредитами, полученными из зарубежных стран.

Механизм управления финансами предприятиями.

Финансовый механизм – это сист. управления финан-ми пред-тия ч/з фин-ые инструменты с помощью использ-я совокупности фин-ых. методов и приемов, с целью эффективного воздействия на конечные результаты деятельности в соответствии с требованием экономич. законов.

Сист. управления финансами включ.ЭЛЕМЕНТЫ:

1)Организационная структура, сист управления финансами. 2)фин. методы, приемы, модели. 3)фин. рычаги и инструменты. 4)нормативно-правовое обеспечение.5)информационное обеспечен. 6)технические средства и программное обеспечение управление финансами.

Фин. методы, приемы и модели - это способы воздействия на хоз-но-фин-ый процесс инструментарий формирования, распред. и использ. денежных фондов.

Их делят:1)общеэкономические - система кассовых и расчетных операций, налогообложения, кредитования. 2)прогнозно-аналитические :- финансовое и налоговое планирование, - прогнозирование, - факторный анализ и т.д. 3)специальные –факторанговые операции, франчайзинг, дивидендная политика.

К фин. методам традиционно относят:-фин.планир-е и прогнозир.,- фин. учет, - фин. анализ,- фин. контроль,- фин. регулирование.

Правовое обеспечение функционир-го финн-го механизма предприятия включает в законодательные акты, постановления, приказы и др. правовые документы органов управления. Нормативное обеспечен. функционир. образует инструкции, методич. Указания. Оно предусматривает использование норм и нормативов об.ср-тв, амортизационных норм, тарифных и налог. ставок.

Организация финансовой работы на предприятии.

Под фин. службой на предприятии, понимается самостоятельное структурное подразд., выполняющее опред. функции в сист. управления предприятием. От деят-ти фин-ой службы зависит фин-ая устойчивость всего предприятия.

Цель деятельности финансовых служб предприятий - обеспечить фин-вую стаб-ть, создать устойчивые предпосылки для экономич-го роста и получение прибыли. Содержание фин-ой работы сост. в следующем: -в обеспечении и эффективном управлении финансовыми ресурсами предприятий; - в организации взаимоотношений с финансово-кредитной сист. и др. Осн-е направления фин-ой работы:

1)- фин-е планирование; 2)-оперативное планир-е; 3)-контрольно-аналитическая работа.

Финансовое планир . предназначено: 1) обьективно оценить фин.е положение предпр-я,; 2)определить возможности увеличения фин. ресурсрв.;3)обосновать направление эффективного использования фин.ресурсов.

В области оперативной работы фин. служба решает след. задачи:

Обеспечение в установленные сроки платежей в бюджет, выплат %-ов по ссудам банков, выдачи зар. платы раб., оплаты счетов поставщиков;

Обеспечение финансирования плановых затрат;(закупка п/ф, расчет за эл.энергию ит.д)

Оформлен. кредитов в соответ. с договорами;

Ведение ежедневного оператив. учета: реализации продукции, прибыли от реализации, других показателей финансового плана;

От эффективности контрольно-аналитической работы на предприят. зависит результат фин. деят-ти. Фин. служ-ба осуществляет постоянный контроль за выполнением показателей фин., кредитного, кассового планов и планов по прибыли и рентаб-ти, а также контроль за использован. собственного и заемного капитала и целевым использованием банковских кредитов.

Понятие финансовых ресурсов, их классификация.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы -- это фонды денежных средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.

Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой, поскольку рабочий производит не финансовые, а продукты труда в товарной форме. Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования.

Cтраница 1


Рост финансовых ресурсов, направляемых на удовлетворение социальных и других потребностей, предусматривается прежде всего за счет резкого сокращения расходов на оборону, управление, содержание убыточных предприятий, капитальных вложений; экономии государственных средств. Однако, сокращение государственных расходов может дать только кратковременный эффект. Под воздействием разнообразных причин политического, экономического и социального характера расходы государства постоянно возрастают. В связи с этим современная финансовая политика предусматривает мероприятия, направленные на обеспечение постоянного роста финансовых ресурсов государства.  

Реализация финансовой политики также должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.  

В условиях самофинансирования государственный бюджет все более ориентируется на ускоренное повышение эффективности народного хозяйства и обеспечение на этой основе роста финансовых ресурсов, достижение устойчивого финансового состояния отраслей народного хозяйства страны. Это находит свое выражение в сокращении масштабов дотационного регулирования результатов производственно-финансовой деятельности предприятий, объединений и организаций. Размер покрываемых из бюджета плановых убытков снижается. Одновременно существенно возрастают расходы на развитие социальной сферы, делается упор на преодоление остаточного метода выделения ресурсов на эти цели. Все это является прямым следствием расширения сферы практического применения принципов полного хозяйственного расчета и самофинансирования в хозяйстве.  

Особенностью внутрихозяйственного и аудиторского контроля коммерческой организации является его направленность на оценку эффективности принимаемых управленческих решений, а также выявление резервов роста финансовых ресурсов.  

На данном этапе финансового планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих и текущем годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.  

В современных условиях значительно возрастает значение контроля за эффективным использованием бюджетных ассигнований, открытием кредитов в меру действительной потребности финансируемых предприятий, объединений, учреждений и организаций с учетом имеющихся у них внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов.  

Общая экономия от снижения издержек производства в-промышленности на транспорте, в совхозах и машинно-тракторных станциях по сравнению с уровнем 1945 г. должна была составить за пятилетие 160 млрд. руб. Это был один из важнейших источников роста финансовых ресурсов. О его Значении свидетельствует сравнение приведенной суммы экономии с принятым на пятилетие объемом капитальных вложении; одна лишь Экономикса производственных затратах покрывала почти У3 всех запланированных централизованных капитальных вложений.  

Финансовое регулирование - воздействие на экономические и со - циальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста финансовых ресурсов в других.  

Рост финансовых ресурсов государства дает возможность теперь же поставить вопрос о дальнейшем облегчении налоговой тяжести некоторых категорий плательщиков государственных налогов. Подходя к этому вопросу с величайшей осторожностью, обусловливаемой общими интересами страны, неизбежным ростом государственных расходов на оборону страны, на удовлетворение культурных потребностей и хозяйственных нужд ее, партия считает, однако, по состоянию государственных финансов возможным и в интересах крестьянства необходимым остановить свое внимание в первую очередь на едином сельскохозяйственном налоге.  

Главным условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода. Финансовые ресурсы страны отражаются в сводном финансовом балансе, составляемом Министерством экономики РФ.  

Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.  

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая представлена чистым доходом. Именно рост чистого дохода и основной его финансовой формы - прибыли обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов. Кроме стоимости валового внутреннего продукта важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, при условии достаточно эффективной ее организации.  

Однако здесь следует иметь в виду, что начиная с 1988 г. отсчет в выполнении плана по финансовым результатам пошел не от бюджетного, а от возвратного плана. Поэтому видимость улучшения положения свидетельствует не столько о самом явлении, сколько о выявившейся неспособности многих предприятий, значительной части министерств и ведомств вести финансовое планирование с государственных позиций, предусматривающих более полную мобилизацию внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов в ходе финансового планирования.  

В общем, чем меньше Ток (или т), тем быстрее растет объем финансовых ресурс9в, и стремление максимизировать кажется оправданным. Однако показатель Эп как целевая функция все же слишком условен. Во-первых, и Гок, и т - это минимальный период удвоения финансовых ресурсов, фактический же период удвоения зависит от стратегии распределения прибыли; во-вторых, Гок и т выводятся в предположении, что Эп не зависит от К и не меняется с течением времени; в-третьих, сравнивать варианты капиталовложений по скорости роста финансовых ресурсов имеет смысл только при равенстве начальных условий.  

В увеличении финансовых ресурсов повысится доля, связанная со снижением затрат, с улучшением качества продукции, обновлением ее ассортимента и с ростом объема производства. В настоящее время финансовые ресурсы часто возрастают за счет повышения цен. Признавая необходимость этого процесса в определенных условиях, нужно правильно его оценивать как источник дополнительных доходов. Связь между ростом финансовых ресурсов и повышением эффективности производства здесь весьма косвенная. Нужно усилить влияние роста эффективности производства на динамику финансовых ресурсов в народном хозяйстве.  

Страницы:      1

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Псковский государственный политехнический институт

Финансово-экономический факультет

Кафедра: Финансы и кредит

Курсовая работа

По дисциплине «Финансы»

Тема: Факторы и резервы роста финансовых ресурсов в современной России.

Студентки Рондалевой Ю.Н.

группа 672-1202

шифр 0767099

Преподаватель: Павлова Н.И.

Ведение........................................................................................................... 3

1.1. Определение, исчисление, темпы финансового роста............... 5

1.2. Факторы роста............................................................................. 7

Глава 2. Финансовый рост в России: тенденции и перспективы

2.1. Основные итоги рыночных преобразований и их влияние на социально-экономическое развитие России...................................................... 11

2.2. Адекватное измерение результатов и выявление резервов экономического развития ............................................................................................ 14

2.3. Последствия и направления укрепления рубля как фактора экономического роста...................................................................... 17

Глава 3. Решение проблемы удвоения ВВП

3.1. Удвоение ВВП в России, предпосылки темпов экономического роста в России............................................................................................... 21

Заключение................................................................................................... 25

Список литературы...................................................................................... 26

Введение

Во все времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества.

С началом финансового кризиса 1998г. российская экономика оказалась на грани краха. Спас ее резкий скачок мировых цен на нефть, которые достигли уровня 42 долл. за баррель. Благодаря этому российское правительство получило возможность производить выплаты по международному долгу, демонстрировать впечатляющие темпы экономического роста и провозгласить амбициозную цель - удвоение ВВП. Практически единственный результат этой полемики на сегодняшний день состоит в признании того, что для решения стоящих перед Россией задач в средне- и долгосрочной перспективе необходимо обеспечить темпы экономического роста не ниже 8% в год. Именно это требование, сформулированное как задача удвоения ВВП до 2010 г., продекларировано В.В. Путиным в последнем президентском послании. Что касается возможностей и способов достижения этой цели, то нет единого и внятного объяснения, что в принципе необходимо для обеспечения такой динамики и как этого добиться наиболее эффективным способом.

Оценка темпов экономического роста, требуемая для удвоения ВВП и восстановления позиций России в мировой экономике, достаточно очевидна (учитывая многолетний спад в российской экономике и мировую экономическую динамику) и легко исчисляема. Она опирается на предположение о равенстве прочих условий экономического развития, включая условия, определяющие рост качества и конкурентоспособности продукции. В то же время именно эти параметры (качество и конкурентоспособность продукции) являются ключевыми для определения относительного уровня экономического развития. Понимание этого приводит к выводу о том, что высокие темпы экономического роста (в их традиционном измерении) еще не гарантируют уменьшения разрыва в уровне экономического развития. В этой связи в научный и публицистический оборот были введены понятия качества роста и качества темпов экономического роста. Однако единого понятия качества роста нет: каждый автор вкладывает в него свое, отличное от других, содержание. При этом приходится констатировать, что практически нет публикаций, из которых можно было бы понять, как измерить это качество роста, как оно влияет на общие требования к перспективнойэкономической динамике и как можно им управлять.

Каждая страна вырабатывает свой экономический курс, «индивидуальность» которого обусловлена рядом факторов: различиями в процессах, определяющих промышленное развитие страны, влиянием глобализации, мировой экологической политикой, национальными особенностями и т.п.

Глава 1. Теория финансового роста

1.1. Определение, исчисление, темпы финансового роста

Под финансами понимается система образования, распределения и использования денежных ресурсов в процессе общественного производства.

Финансовые отношения пронизывают всю хозяйственную деятельность.

Финансовые ресурсы - денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления, являются материальными носителями финансовых отношений.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемые субъектами хозяйствования и государством. Формируются финансовые ресурсы во всех подразделениях общественного производства, затем происходит их распределение и целенаправленное использование через денежные фонды целевого назначения.

Бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их рациональное использование имеют огромное значение, поскольку финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства, роста материального и культурного уровня жизни народа. Снижение объема финансовых ресурсов может ограничить возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, решение актуальных экономических и социальных задач. Оно ведет к сокращению масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы, уменьшению фонда потребления в составе используемого национального дохода. Нехватка финансовых ресурсов приводит к несбалансированности натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорциям.

Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства, его эффективностью.

Постоянный рост и совершенствование производства служат основой увеличения финансовых ресурсов. Однако в последние годы динамика финансовых ресурсов характеризовалась негативной тенденцией - замедлением, а затем и падением темпов роста. Причина этого заключалась в кризисных явлениях в экономике нашей страны, отрицательно сказавшихся на динамике валового национального продукта и произведенного национального дохода, объеме промышленной продукции, других важнейших показателях социально-экономического развития.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая представлена чистым доходом. Именно рост чистого дохода и основной его финансовой формы - прибыли обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов. Кроме стоимости валового внутреннего продукта важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, при условии достаточно эффективной ее организации. Финансовые ресурсы формируются также за счет части национального богатства. Для формирования финансовых ресурсов можно использовать заемные и привлеченные средства.

Разнообразие финансовых отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения, обусловливает наличие разных видов финансовых ресурсов. Основными среди них являются:

Различные виды налогов

Страховые платежи

Амортизационные отчисления.

Финансовые ресурсы необходимы, прежде всего, субъектам хозяйствования. У них формируются децентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих. Образуемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технических достижений, проведение природоохранных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера. Осуществление названных затрат за счет использования финансовых ресурсов позволяет обеспечивать денежными средствами, воспроизводственный процесс на микро уровне.

Потребности общественного производства обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов, формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления. Использование централизованных финансовых ресурсов имеет отраслевую и целевую направленность, что позволяет точно учитывать объекты государственного финансирования и своевременно обеспечивать их необходимыми денежными средствами. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, предопределяет необходимость централизации в его распоряжении значительной частью финансовых ресурсов. При этом степень централизации ресурсов на разных исторических этапах развития страны неодинакова и зависит от множества факторов, причем не только социально-экономических.

Основными направлениями использования финансовых ресурсов являются: 1. Обеспечение воспроизводственного процесса (расходы на финансирование капиталовложений, затраты на ремонт, на приобретение нематериальных активов (НМА), выплата премий в качестве стимулирования труда, финансирование НИОКР, формирование резервного фонда); 2. Использование на нужды обороны правоохранительных органов и органов государственной власти; 3. Расходы на выполнение финансовых обязательств перед учредителями, инвесторами, и выплата дивидендов акционерам и т.д.

Роль финансовых ресурсов

Целью финансовой политики предприятия является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития. Финансовые ресурсы - доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширенного воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы, выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они относительно обособлены в своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспечении увязки финансовых ресурсов с другими ресурсами. Финансовые ресурсы, их рациональное использование в воспроизводственной деятельности переходного к рынку общества определяют материальную основу практического реформирования переходной экономики, успешного преодоления кризисных неудач, повышение уровня социальной защиты населения, в особенности его малообеспеченных слоев. Иначе говоря, среди самых важных факторов экономического возрастания, целенаправленного и последовательного реформирования народного хозяйства на здоровых рыночных основах роль финансовой системы государства тяжело преувеличить, переоценить. Система финансовых ресурсов предприятия может быть охарактеризована как экономическая, действующая в сфере финансово-кредитных отношений, динамическая (т.е. изменяется с течением времени), открытая (т.е. взаимосвязанная с окружающей средой), управляемая. Стоимость применяемых в народном хозяйстве или его отдельном звене (предприятии, отрасли) средств производства представляет собой их производственные фонды, или инвестиционный капитал. Необходимым условием производственно-хозяйственной деятельности предприятия является кругооборот фондов - постоянное движение стоимости инвестиционных ресурсов в результате чего она последовательно принимает производительную, денежную и товарные формы. В зависимости от производственного потребления и участия в создании стоимости продукции производственные фонды подразделяют на основные и оборотные фонды. Соотношение между ними зависит от техники и технологии производства, потребляемого сырья, материалов и энергии, особенностей выпускаемой продукции. Собственные финансовые ресурсы принадлежат самому предприятию, и их использование не влечет за собой возможности утери контроля над деятельностью предприятия. Заемные ресурсы не являются собственностью данного предприятия и их использование чревато для него потерей независимости. Заемные средства предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности, что в конечном итоге обуславливает их более быструю, по сравнению с собственными ресурсами, оборачиваемость. К заемным средствам относятся разнообразные виды кредитов, привлекаемых от других звеньев кредитной системы (банков, инвестиционных институтов, государства, предприятий, домохозяйств). Привлеченные ресурсы – средства, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его обороте. Данные средства до возникновения санкций (штрафов или других обязательств перед владельцами) могут быть использованы по усмотрению хозяйствующего субъекта. Это, прежде всего, устойчивые пассивы - задолженность по оплате труда работникам, задолженность в бюджет и внебюджетные фонды, средства кредиторов поступающие в виде предоплаты и др. Следующим признаком выделения элементов финансовых ресурсов является срочность использования. Как правило, ресурсы классифицируются на: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Временной горизонт каждой группы может быть установлен индивидуально. Ресурсы краткосрочного назначения – срок их действия – до года. Предназначены для финансирования текущей деятельности предприятия: формирование оборотных средств, краткосрочных финансовых вложений, расчетов с дебиторами. Ресурсы среднесрочного назначения – от года до 3 лет – используются для замены отдельных элементов основных фондов, их реконструкции и перевооружения. В этом случае, как правило, не преследуется цель смены технологии или полной замены оборудования. Ресурсы долгосрочного назначения – привлекаются, как правило, на срок от 3 до 5 лет и используются для финансирования основных фондов, долгосрочных финансовых вложений, венчурного (рискового) финансирования. Формирование фондов предприятия начинается с момента организации хозяйствующего субъекта. Предприятие в соответствии с законодательством формирует уставный капитал - основной первоначальный источник собственных средств предприятия, который в виде основного и оборотного капитала направляется на приобретение фондов предприятия. К числу фондов относится добавочный капитал - создается за счет: прироста стоимости имущества в результате переоценки основных фондов, эмиссионного дохода (за счет превышения продажной цены акций над номинальной), безвозмездно полученных ценностей на производственные цели. Он может быть использован на погашение сумм снижения стоимости имущества, выявившихся по результатам его переоценки, на погашение убытков, возникших в результате безвозмездной передачи имущества другим предприятиям и лицам, на увеличение уставного капитала, на погашение убытка по результатам работы предприятия за отчетный год. В процессе производственной деятельности доходы от реализации произведенной продукции в форме выручки от реализации поступают на расчетный или валютный (если предприятие экспортирует продукцию) счет. Выручка же является источником возмещения затрат на производство, продвижение на продукции на рынок, на реализацию товаров (работ, услуг). Амортизация, таким образом, поступает в составе выручки от реализации в амортизационный фонд, предназначенный для обеспечения воспроизводства основных фондов. Результатом деятельности предприятия является прибыль. После налоговых выплат образуется чистая прибыль, которая расходуется в соответствии с уставными документами и по усмотрению хозяйствующего субъекта. Из нее формируются: резервный капитал и другие аналогичные резервы, фонд накопления, фонд потребления. Резервные капитал - фонд, который образуется в соответствии с законодательством и учредительными документами. Предназначен для покрытия убытков отчетного периода, выплаты дивидендов при недостаточности или отсутствии прибыли. Наличие фонда является важнейшим условием обеспечения устойчивого финансового состояния предприятия. К числу резервных фондов относятся также резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, выкупной фонд, отложенный фонд и др., создаваемые для погашения облигаций и выкупа акций. Фонд накопления - средства, предназначенные для развития производства. Их использование связано с увеличением имущества предприятия и финансовыми вложениями для извлечения прибыли. Фонд потребления - средства, направляемые на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение работников, выплаты компенсационного характера и т.д. Остаток прибыли - нераспределенная прибыль также характеризует финансовую устойчивость и может использоваться для последующего развития предприятия.