способ приватизации государственных и муниципальных предприятий (далее - государственные предприятия) путем преобразования их в ОАО. Широкое развитие в РФ получило с 1992 г.

Создание АО в процессе приватизации существенно отличается от обычного порядка учреждения хозяйственных обществ (см. Акционерные общества) тем, что не предусматривает объединение капиталов различных лиц для формирования уставного капитала общества, как это имеет место при традиционном способе создания общества. Экономическую основу АО, возникающего при

приватизации, составляет имущество, закрепленное за соответствующим предприятием на праве хозяйственного ведения и являющееся государственной или муниципальной собственностью. Стоимостью этого имущества определяется размер уставного капитала общества, и на соответствующую сумму выпускаются акции, размещаемые между физическими и юридическими лицами. Все это определяет особенности порядка создания АО в процессе приватизации, начиная от принятия решений об их создании и включая условия выпуска, размещения акций и многое другое, что нашло отражение в законодательстве о приватизации. В период с 1992 г. до середины 1997г. А. проводилось в соответствии с Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», Указами Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества»; от 24 декабря 1993 г. №2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»; от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года», а также в соответствии с другими правовыми актами, изданными в развитие Закона. Со 2 августа 1997 г. действует ФЗ РФ от 21 июня 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».

Государственной программой приватизации, принимаемой в виде федерального закона, определяются приоритеты в осуществлении приватизации государственного имущества, ограничения при ее проведении, орядок отчуждения государственного имущества в. собственность физических и юридических лиц, в том числе размещения (продажи) акций создаваемых АО, определения льгот, предоставляемых работникам предприятий, преобразуемых в ОАО, и ряд других принципиальных положений. Детальная регламентация процесса А. осуществляется также постановлениями Правительства РФ и нормативными актами других федеральных органов (главным образом Госкомимущества РФ), издаваемыми в. пределах их компетенции.

Основные особенности создания АО на базе приватизируемых предприятий сводятся к следующему.

а) Инициатива в проведении приватизации государственного предприятия, а соответственно в создании на его основе АО, может исходить от Правительства РФ, федерального органа по управлению государственным имуществом и других федеральных органов, имеющих соответствующие полномочия (в отношении объектов федеральной собственности), от органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по объектам, находящимся в их ведении), а также от физических и юридических лиц.

б) В качестве учредителей создаваемых АО выступают соответственно от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования органы по управлению государственным или муниципальным имуществом.

в) Непосредственная подготовка предприятия к А. и проведение его осуществляются комиссией по приватизации, создаваемой соответствующим органом по управлению имуществом. В ее состав входят представители указанного органа, финансовой и других государственных структур, указанных в Законе. Своих представителей в состав комиссии могут направлять органы самоуправления по месту нахождения предприятия, его работники, а также территориальный антимонопольный орган.

г) Преобразование государственного предприятия в АО осуществляется в соответствии с планом приватизации, подготавливаемым комиссией по согласованию с общим собранием работников предприятия и утверждаемым органом по управлению имуществом. В плане определяются способ и сроки преобразования предприятия в АО, величина его уставного капитала, льготы, предоставляемые работникам, категории (типы) и номинальная стоимость акций общества, способы и сроки их продажи. План приватизации должен соответствовать типовому плану, утверждаемому Правительством РФ. Устав такого общества разрабатывается также на основе типового и утверждается органом по управлению имуществом.

д) При А. предприятий их работники и приравненные к ним лица (пенсионеры, имеющие определенный стаж работы на данном предприятии, и др.) пользуются льготами в приобретении и оплате акций. Ранее действовавшее законодательство предусматривало 3 варианта льгот (см. Приватизация). Закон о приватизации предусматривает возмездное

размещение акций; льготы, предоставляемые работникам акционируемого предприятия, должны предусматриваться Государственной программой приватизации, разработанной на его основе.

Помимо указанных льгот действуют предусмотренные законодательством меры социальной защиты работников акционируемых предприятий. Так, при преобразовании государственного унитарного предприятия в ОАО запрещается увольнять более чем 10% работников предприятия в течение 6 месяцев, предшествующих принятию соответствующего решения: созданное в результате такого преобразования общество отвечает по обязательствам, содержащимся в коллективном договоре, действовавшем до акционирования, и т.д.

е) Продажа акций общества, созданного на базе приватизируемого предприятия, осуществляется на специализированных конкурсах или аукционах Мингосимуществом РФ и аналогичными учреждениями, создаваемыми субъектами РФ. Пакеты акций, составляющие более 50% уставного капитала общества, продаются исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями. В числе социальных условий могут предусматриваться. например, сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных; переподготовка или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников. В случае невыполнения победителем конкурса инвестиционных или социальных условий объект приватизации подлежит безвозмездному отчуждению в государственную или муниципальную собственность соответственно, а заключенные с ним сделки - расторжению с возложением на данное лицо обязанности возместить убытки.

До продажи акций на конкурсе или аукционе специализированное учреждение, выступающее продавцом, осуществляет полномочия акционера - от имени РФ либо субъекта РФ.

ж) Орган, принимающий решение о создании АО на базе приватизируемого предприятия, может одновременно закрепить в государственной или муниципальной собственности пакет акций либо выпустить «золотую акцию» (см. Акция).

з) Общество считается созданным с даты его государственной регистрации, проведение которой в предусмотренном законом порядке возложено на учредителя. С этого момента государственное предприятие исключается из реестра юридических лиц. АО является его правопреемником АО, возникающие в процессе приватизации, руководствуются в своей деятельности общими положениями ФЗ РФ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», применяемого к ним с учетом особенностей законодательства о приватизации (п. 3 ст. 96, п. 5 ст. 98 ГК РФ). Срок действия специальных норм, определяющих особенности правового положения этих обществ, ограничен во времени:их действие прекращается с момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций, но не позднее окончания срока приватизации, установленного планом приватизации данного предприятия. С этого момента АО переходит в общий режим правового регулирования.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Одним из наиболее важных положений этого закона является установление минимального размера уставного фонда для УП. Для муниципальных УП (МУП) он равен 100 тыс. руб., для государственных УП (ГУП)- 500 тыс. руб.

Этот же закон обязал все УП привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством.

В связи с этим перед множеством ГУП встала проблема увеличения уставного фонда. Не секрет, что большое количество ГУП работает менее эффективно, чем аналогичные организации частного сектора экономики. Имеющиеся у таких ГУП активы по большей части обременены значительной задолженностью, основные средства крайне изношены, зачастую в собственности не имеется и недвижимости, так как ГУП получали площади либо в аренду, либо в хозяйственное ведение.

Таким образом, привести устав ГУПа «в соответствие» требует закон, а экономическое положение предприятия этого чаще всего не позволяет: нет средств для увеличения уставного фонда. Причем, совсем не факт, что в этом есть вина руководителя. Дело, как известно, в общей неэффективности государственного сектора экономики. Рассчитывать на то, что государство выделит средства, не приходится, так как руководством страны сейчас проводится политика сокращения количества ГУПов до минимального числа с целью оставить только такие ГУПы, которые выполняют действительно необходимые государственные функции.

Конечно, часть ГУПов могут задействовать ресурсы присоединяемых к ним дочерних предприятий, созданных ранее в соответствии со ст. 114 ГК РФ. Закон установил, что эти дочерние предприятия должны быть присоединены к создавшим их УП не позднее 1 июля 2003 г. Понятно, что присоединение «дочек» вместе с их имуществом позволит некоторым ГУПам набрать установленный законом минимум имущества, необходимый для увеличения уставного фонда ОАО.

Для остальных ГУПов, у которых нет таких резервов, одним из способов выхода из создавшейся ситуации является приватизация.

Приватизацией, согласно федеральному закону РФ № 18-ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - ФЗ), является возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, а также муниципальных образований - в собственность физических или юридических лиц.

Следует особо отметить, что законодательство императивно установило принцип: возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества (за некоторыми исключениями) возможно только в порядке и способами, установленными ФЗ. Действия, выходящие за пределы ФЗ, чреваты неприятными последствиями для совершивших таковые действия лиц, вплоть до признания приватизации недействительной. Гражданский кодекс РФ устанавливает срок давности для предъявления исков о признании таких сделок недействительными равным десяти годам.

Какие же способы приватизации приемлемы для УП?

Статья 13 ФЗ, определяющая способы приватизации, установила правило: приватизация имущественного комплекса УП в случае, если стоимость его имущества превышает установленный законодательством размер минимального уставного капитала открытого акционерного общества (ОАО), может быть осуществлена только путем преобразования в ОАО, 100% акций которого находится в собственности государственных или муниципальных органов (иначе это именуется акционированием). Федеральный закон «Об акционерных обществах» установил минимальный уставный капитал ОАО в размере 100 тыс. руб. Способ преобразования УП в закрытое акционерное общество (для которого минимальный уставный капитал равен всего 10 тыс. руб.), законодательством не предусмотрен.

Из вышеизложенного следует вывод: все ГУПы или МУПы, имеющие имущество на сумму свыше 100 тыс., но менее 500 тыс. руб., сегодня должны в первую очередь рассмотреть возможность приватизироваться, и приватизироваться только путем акционирования.

Акционерное общество (АО), согласно законодательству, представляет собой юридическое лицо - коммерческую организацию, уставный капитал которого распределен на акции. Акция позволяет ее обладателю управлять АО путем участия в голосовании на общем собрании акционеров, и получать причитающиеся акции дивиденды. Создание и деятельность АО в целом осуществляется в соответствии с ГК РФ и регулируется федеральным законом РФ «Об акционерных обществах».

Однако ФЗ установил особенности создания и правового положения ОАО, созданных путем преобразования УП. В том числе и для ОАО, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»).

Процедура акционирования УП начинается с появления организатора акционирования. Приватизация государственного или муниципального имущества может быть плановой или инициативной. Имеется в виду, что ФЗ в этом вопросе проявил гибкость, и неограниченно расширил круг лиц, могущих предоставить в уполномоченные государственные или муниципальные органы предложения (заявки) на приватизацию. Более того, статья 10 ФЗ прямо предоставила право органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям определять порядок планирования приватизации имущества, находящегося в их собственности. Статья 14 ФЗ предоставляет им право самостоятельно определять порядок принятия решений об условиях приватизации республиканского или муниципального имущества.

Так, в настоящее время Республика Башкортостан и город Уфа самостоятельно определяют часть процедур приватизации (естественно, в рамках норм ФЗ). Речь идет о законах Республики Башкортостан о программах приватизации государственного имущества на год, а также решениях Уфимского городского совета по аналогичной тематике.

Таким образом, отчетливо просматривается стратегическая линия государства на создание гибкой, учитывающей местные особенности, системы планирования приватизации. Такая стратегия еще раз подтверждает вывод: государство намеренно решительно расстаться с грузом унитарных предприятий. И если кто-либо из руководителей УП, обреченных на акционирование, еще надеется на помощь в высоких кабинетах, то, видимо, это надежда слабая, и с ней следует расстаться, чем раньше, тем лучше.

Наличие прогнозного плана приватизации, или же обоснованной заявки на приватизацию, запускает механизм приватизации. На первом этапе органами по управлению государственным или муниципальным имуществом исследуется вопрос возможности приватизации. Преимуществом в этом плане обладают предприятия торговли, бытового обслуживания, некоторые другие. Законами и иными нормативными правовыми актами установлены категории или перечни объектов государственной или муниципальной собственности, не подлежащие приватизации, или приватизация которых осуществляется с определенными ограничениями. Также существуют нормативные акты, регулирующие порядок рассмотрения заявок на приватизацию.

Если при рассмотрении возможности приватизации УП не выявлены какие-либо ограничения, то орган по управлению соответствующим имуществом (например, Минимущество РБ или КУМС г. Уфы) выносит решение о приватизации данного УП.

При подготовке решения об условиях приватизации УП осуществляются следующие мероприятия:

Осуществляется инвентаризация имущества (включая результаты научно-технической деятельности);

Составляется промежуточный баланс;

Оформляется план земельного участка и иные документы на недвижимость (при ее наличии). План земельного участка оформляется с приложением правоустанавливающих документов на этот участок. Если в отношении подлежащих приватизации земельных участков проведен кадастровый учет, то предоставляется выписка из государственного земельного кадастра в форме кадастрового плана;

Все вышеперечисленные документы подписываются руководителем и главным бухгалтером УП.

Аудиторская проверка промежуточного баланса. (Аудиторская проверка может быть проведена по инициативе органа по управлению государственной или муниципальной собственностью. С этой целью ими заключается соответствующий договор с аудиторской организацией. В случае выявления аудитором нарушений при составлении документации, может быть назначена дополнительная проверка наличия и состояния имущества и обязательств УП);

решается вопрос о дочерних предприятиях (они должны быть присоединены к основному УП);

Определяется состав подлежащего приватизации имущественного комплекса УП (сюда включается все имущество, принадлежащее УП на праве хозяйственного ведения, а также подлежащие приватизации земельные участки, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и пр.);

Определяются объекты (в т. ч. исключительные права), не подлежащие приватизации в составе данного УП, и порядок их дальнейшего использования (например, права на объекты интеллектуальной собственности, которые непосредственно связаны с обороноспособностью и безопасностью страны);

Составляется перечень обременений (ограничений) объектов недвижимости, и определяется необходимость установления при приватизации дополнительных ограничений и публичных сервитутов.;

Определяется балансовая стоимость активов;

Определяется размер уставного капитала создаваемого ОАО (он принимается равным балансовой стоимости подлежащих приватизации активов УП);

Определяются количество и номинальная стоимость акций, состав совета директоров и ревизионной комиссии ОАО, разрабатывается устав ОАО.

Подробнее об инвентаризации.

Инвентаризация имущества УП, а также результатов научно-технической деятельности, в зависимости от принадлежности УП к федеральной, республиканской или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с нормативными актами органов управления имуществом соответствующего уровня. Эти нормативные акты в целом едины в своей методике выявления и оценки активов и пассивов предприятия.

К акту инвентаризации прилагается перечень обязательств УП, существующих на дату завершения инвентаризации. Перечень должен содержать основания возникновения обязательства, предмет обязательства, срок исполнения и контрагент обязательства. Это, в частности, обязательства по векселям, поручительству, и т.д.

При выявлении неучтенных объектов их оценка производится по рыночной стоимости, в большинстве случаев с привлечением независимых оценщиков.

Имущество, не включенное в состав приватизируемого, изымается собственником.

Ответственность за проведение инвентаризации несет руководитель УП.

В случае выявления недостаточности балансовой стоимости активов для формирования минимального уставного капитала ОАО, предусмотренного законодательством, решение будет предусматривать не акционирование УП, а его продажу с аукциона или конкурса.

Вышеизложенные мероприятия завершаются решением об условиях приватизации УП, которое утверждает:

состав подлежащего приватизации имущественного комплекса УП;

перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса УП;

перечень обременений (ограничений) приватизируемого имущества;

расчет балансовой стоимости приватизируемых активов УП.

На основании и в соответствии с решением об условиях приватизации УП составляется передаточный акт, который по форме и содержанию соответствует составу подлежащего приватизации имущества УП. В качестве приложений к передаточному акту прилагаются расчет балансовой стоимости активов, и перечень обременений (ограничений) приватизируемого имущества.

Далее осуществляется государственная регистрация созданного ОАО в порядке, предусмотренном федеральным законом Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц». В соответствии с ФЗ созданное таким образом ОАО становится правопреемником бывшего УП.

После государственной регистрации созданного ОАО представитель органа по управлению государственным или муниципальным имуществом и единоличный исполнительный орган созданного ОАО подписывают передаточный акт.

При этом руководитель бывшего УП назначается директором ОАО до первого собрания акционеров. В соответствии с ФЗ, полномочия высшеего органа управления ОАО (общего собрания акционеров) в данном случае будут осуществляться от имени соответствующего собственника акций – соответствующими органами по управлению государственной или муниципальной собственностью.

Дальнейшие действия исполнительного органа ОАО направлены на переоформление прав, имевшихся у УП (на имущественный комплекс, на недвижимость, на земельные участки), а также организацию деятельности ОАО (ведение реестра акционеров, регистрация акций в ФКЦБ и т.д.).

В будущем продажа государственного пакета акций созданного ОАО будет осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими такие сделки. При этом, после отчуждения части государственного или муниципального пакета акций (то есть, когда среди акционеров появятся частные лица), «Золотая акция» позволит представителю органа по управлению государственной или муниципальной собственностью налагать вето на следующие решения общего собрания акционеров:

о внесении изменений и дополнений в устав ОАО;

о реорганизации ОАО;

о ликвидации ОАО, назначении ликвидационной комиссии, об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационного балансов;

об изменении уставного капитала ОАО;

о совершении крупных сделок, и сделок, в которых имеется заинтересованность (в определениях, данных Федеральным законом «Об акционерных обществах»).

Председатель Башкирской

республиканской ассоциации

юридических компаний В.А.Вишневский

Главный специалист ООО "Фонд "АЯКС"

по содействию развитию

предпринимательства" И.М.Ильясов

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России осуществляется, в основном, путем преобразования их в открытые акционерные общества (ОАО). При этом процесс создания такого акционерного общества имеет существенные отличия от стандартного порядка учреждения хозяйственных обществ. Акционирование предприятий регулируется законодательством о приватизации, которое с 1992г. неоднократно менялось. В первые годы приватизации первоначальная стоимость выставленного на продажу государственного предприятия определялась весьма просто, без учета специфики производства, региональных условий, условий рынка и т.п. В большинстве случаев за продажную цену принимали балансовую стоимость предприятия за вычетом износа.

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" значительно усовершенствовал подход к определению справедливой цены предприятия, подлежащего акционированию. При этом Закон оперирует двумя основными определениями цены - нормативной и начальной. Под нормативной ценой понимается минимальная стоимость, по которой может быть реализовано предприятие. Методика расчета нормативной цены определяется Правительством РФ и заключается в расчете стоимости предприятия на основании данных промежуточного бухгалтерского баланса, составленного с учетом метода расчета чистых активов.

Под начальной ценой подразумевается цена, выставляемая в качестве первоначальной при проведении аукциона. При этом основанием для определения начальной цены является , составленный в соответствии с Законодательством РФ об оценочной деятельности. Ключевым моментом при определении рыночной стоимости предприятия для акционирования является адекватная оценка как текущего финансового положения предприятия, так и перспектив его дальнейшего развития.

На основании этой оценки определяется размер уставного капитала акционерного общества. Распределение долей предприятия осуществляется путем выпуска акций на соответствующую сумму. Способ оплаты долей (акций) определяется уставными документами предприятия. При этом возможен вариант оплаты доли акционера не денежными средствами, а имуществом. В этом случае стоимость имущества, вносимого в качестве оплаты доли, определяется соглашением учредителей с привлечением независимого оценщика, поскольку в соответствии с законодательством принятая стоимость не может превышать оценки, проведенной независимым оценщиком.

Необходимо также учитывать, что после распределения долей предприятия оценка каждой доли (пакета акций), как самостоятельного объекта купли-продажи, должна проводиться с учетом поправочных коэффициентов - скидок на низкую ликвидность, и миноритарный пакет, надбавок за контрольный характер пакета акций и прочих факторов.

Оценочная компания Swiss Appraisal имеет значительный опыт проведения оценки для акционирования и распределения долей крупных промышленных предприятий для государственного сектора и частного бизнеса. Случаи, когда необходима оценка Swiss Appraisal:

  • Акционирование предприятия
  • Распределение долей при акционировании
  • Распределение долей при разделе предприятия
Какие объекты оценивает Swiss Appraisal:

4.2.3. Акционирование муниципального жилищного предприятия

Перспективный уровень

1. Описание стандарта

Переход к этой практике был осуществлен с целью повышения эффективности управления жилищным фондом путем акционирования муниципального жилищного предприятия, формирования новой системы имущественных, договорных и финансовых отношений между органом местного самоуправления и вновь созданной жилищной управляющей организацией.

· продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

· продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

· продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

· продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

· продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг ;

· продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

· продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

· внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

· продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления .

При этом, в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии Законом о приватизации, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации , приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

При осуществлении приватизации муниципального имущества путем преобразования муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100% акций которого находится в муниципальной собственности, происходит изменение организационно-правовой формы действующего предприятия жилищно-коммунального хозяйства. До первого собрания акционеров руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия, преобразованного в открытое акционерное общество, назначается директором (генеральным директором) указанного общества.

В соответствии со Ст. 30 (п. 4) Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации.

Поскольку, в соответствии с законом, органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества, в принимаемом ими плане приватизации может быть определено условие сохранения доли муниципалитета в управлении акционерным обществом в случае последующей продажи акций (т. е., условие сохранения в собственности муниципалитета необходимого количества акций, обеспечивающих более 25% голосов на общем собрании акционеров). Статьей 40 вышеупомянутого закона предусмотрены особые условия дальнейшего сохранения доли государства или муниципального образования в уставном капитале таких открытых акционерных обществ: «при наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих более 25 процентов голосов на общем собрании акционеров , увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска
акций осуществляется с сохранением доли государства или муниципального образования и обеспечивается внесением в уставный капитал этого общества государственного или муниципального имущества либо средств соответствующего бюджета для оплаты дополнительно выпускаемых акций».

Таким образом, по завершении процесса приватизации муниципальные образования сохраняют необходимый контроль за использованием и сохранностью приватизированного имущества, а также контроль за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих. Созданные на базе муниципальных унитарных предприятий открытые акционерные общества будут способны нести реальную ответственность перед городом, подрядчиками и потребителями за результаты своей деятельности. Муниципальные образования будут управлять принадлежащими им акциями, а также осуществлять права акционера в создаваемых обществах через своих представителей в их органах управления или будут привлекать для этого профессиональных доверительных управляющих
.

2. Муниципальное образование

3. Исходная ситуация

В городе Электросталь управление жилищным фондом осуществляли три жилищных треста МУП ЖКХ «Восток», МУП «Центральное» и МУП ЖКХ «Северное». Администрация города в 2001 году приняла решение в качестве эксперимента провести приватизацию жилищного треста МУП ЖКХ «Восток».

Имущество муниципального унитарного предприятия по обслуживанию и ремонту жилищного фонда «Восток» являлось муниципальной собственностью и было закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения. На основании договора «О закреплении муниципального имущества», в хозяйственное ведение предприятия МУП «Восток» были переданы средства производства , складские и иные помещения, необходимые для выполнения возложенных на предприятие функций, а также муниципальный жилищный фонд.

Право хозяйственного ведения составляет особую разновидность вещных прав. Это – вещные права юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника. Предприятие, получившее имущество в хозяйственное ведение, может владеть и пользоваться предоставленным ему имуществом по своему усмотрению. Право владения, пользования и распоряжения имуществом, переданным в хозяйственное ведение, не может быть ограничено условиями договора и регламентируется только Гражданским кодексом.

Имущество, переданное унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества правомочия владения и пользования (а в значительной мере - и правомочие распоряжения). Следует учитывать и то, что имуществом, находящимся у предприятий на праве хозяйственного ведения, они отвечают по своим собственным долгам и не отвечают по обязательствам создавшего их собственника, поскольку оно становится «распределенным» муниципальным имуществом.

Следует отметить еще одну особенность муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, - это бессрочный характер права хозяйственного ведения. Изъять имущество, находящееся в хозяйственном ведении предприятия, возможно только с согласия предприятия или в случае реорганизации предприятия .

В настоящее время в городе Электросталь все имущественные вопросы в жилищно-коммунальном хозяйстве города решает Комитет по управлению имуществом . Комитет по управлению имуществом передает муниципальное имущество в хозяйственное ведение, оперативное управление и сдает в аренду. Функции собственника по владению и пользованию муниципальным имуществом в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляет муниципальное учреждение «Управление муниципального заказа» (далее по тексту МУ «УМЗ»). К функция собственника жилищного фонда, реализуемых МУ «УМЗ», относятся:

· Тарифная политика в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. Вопросы тарифного регулирования находятся в ведении МУ «УМЗ».

· Политика ставок оплаты населением жилищно-коммунальных услуг.

· Политика управления муниципальным жилищным фондом и коммунальной инфраструктурой.

· Распоряжение и контроль расходования бюджетных и внебюджетных ресурсов, направляемых на жилищно-коммунальное хозяйство.

· Формирование системы договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Заключение договоров на:

§ управление муниципальным жилищным фондом (договор между управляющей организацией и органом, представляющим интересы муниципального образования в жилищно-коммунальном хозяйстве на указанной территории);

§ управление муниципальными коммунальными объектами и инженерной инфраструктурой (договор между управляющей организацией и органом, представляющим интересы муниципального образования в жилищно-коммунальном хозяйстве);

§ наем (между нанимателем и жилищной управляющей организацией);

§ управление долей в общем имуществе и предоставление коммунальных услуг (договор между собственниками жилья и управляющей жилищной организацией);

§ поставку ресурсов (договор между управляющей жилищной организацией и поставщиками коммунальных услуг).

· Формирование конкурентной среды в сфере управления и предоставления жилищно-коммунальных услуг.

· Формирование политики ресурсосбережения.

· Формирование нормативной базы и административная поддержка товариществ собственников жилья.

· Учет и контроль недвижимости в жилищной сфере, содействие формированию цивилизованного рынка жилья.

Главной целью органов местного самоуправления при принятии решения о проведении эксперимента по приватизации предприятия МУП ЖКХ «Восток» являлось улучшение качества жизни населения в жилищном фонде, создания комфортных условий пребывания в городе. Для достижения этой цели было запланировано решение следующих задач:

· создание нормальных развитых рыночных отношений в сфере управления жилищным фондом, внедрение в отрасли экономических методов регулирования тарифов;

· повышение эффективности управления муниципальной собственностью;

· снижение издержек производства и потребления жилищно-коммунальных услуг;

· повышение эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, улучшение финансово - экономических показателей их деятельности;

· увеличение доходов муниципального бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью, создания новых возобновляемых источников платежей и получения части прибыли от приватизированных предприятий;

· расширение сферы обслуживания населения за счет предоставления дополнительных услуг;

· создание условий добросовестной конкуренции на рынке управления жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры для предприятий любых форм собственности;

· повышение эффективности контроля за деятельностью управляющих, ресурсоснабжающих и подрядных организаций;

· создание условий для привлечения частного капитала в жилищную сферу.

4. Поэтапные мероприятия в рамках реализации стандарта

Приватизация жилищного треста МУП ЖКХ «Восток» в городе Электросталь Московской области производилась поэтапно. Условно основные этапы могут быть обозначены следующим образом:

1. Принятие решения о приватизации МУП ЖКХ «Восток».

2. Подготовка предприятия к приватизации.

3. Процедура создания общества.

4.1. Принятие решения о приватизации

В соответствии с нормами муниципального права, порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно путем принятия собственных программ приватизации принадлежащего им имущества, самостоятельной классификации объектов приватизации, определения сроков их приватизации и осуществления иных действий. В городе Электросталь Московской области, согласно статьям 15 и 44 Устава города Московской области, прерогатива установления порядка приватизации собственности правомерно отнесена к исключительным полномочиям Совета депутатов.

Инициатива в проведении приватизации муниципального имущества исходила от МУП ЖКХ «Восток». Инициативу предприятия поддержала администрация города. МУП ЖКХ «Восток» подало заявку на приватизацию имущества предприятия в Комитет по управлению имуществом города Электросталь. Совет депутатов города утвердил порядок подачи заявки на приватизацию (приема, регистрации и рассмотрения заявки на приватизацию, перечень документов, необходимых для рассмотрения заявки на приватизацию) и принятия решения по приватизации, необходимые сроки и другие условия.

Комитет по управлению муниципальным имуществом рассмотрел заявку и документы на приватизацию и принял решение о целесообразности приватизации объекта (без ограничений) и необходимости создания комиссии по приватизации унитарного предприятия. Глава города Электросталь подписал постановление о преобразовании МУП «Восток в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого будет находиться в муниципальной собственности.

Комитету по управлению муниципальным имуществом было поручено создать комиссию по приватизации муниципального унитарного предприятия и установить срок подготовки плана его приватизации.

Были определены сроки проведения анализа и оценки финансово-экономического состояния унитарного предприятия, инвентаризации имущества, дебиторской и кредиторской задолженности муниципального унитарного предприятия «Восток» в отношении всех его кредиторов и должников (включая обязательства, оспариваемые сторонами, накладывающие обременения на объект приватизации), определены сроки разработки предложения по реструктуризации финансовых обязательств.

МУП ЖКХ «Восток» было запрещено:

· совершать сделки с движимым имуществом, стоимость которого превышает 10 процентов балансовой стоимости активов муниципального унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета , со дня принятия решения о преобразовании муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество и до момента его государственной регистрации без согласования с органами по управлению муниципальным имуществом;

· совершать сделки с недвижимым имуществом;

· увольнять более 10% численности работников указанного предприятия до момента государственной регистрации такого общества;

Одновременно предприятию было поручено подготовить пакет учредительных и необходимых локальных документов юридического лица
, создаваемого при приватизации муниципального унитарного предприятия.

4.2. Подготовка к приватизации предприятия

На этапе подготовки к приватизации МУП «Восток» была осуществлена проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия. Для выполнения проверки была приглашена аудиторская организация. Результаты аудита были представлены в администрацию города.

Комитет по управлению имуществом провел инвентаризацию имущества МУП «Восток». В результате инвентаризации был сформирован перечень имущества предприятия и разработаны предложения по формированию перечня имущества муниципального унитарного предприятия, входящего в состав приватизируемого имущественного комплекса, передаваемого в уставный капитал создаваемого акционерного общества, а также сформирован перечень имущества, оставляемого в собственности муниципального образования, в том числе, имущества, не используемого в управленческой и производственной деятельности. К объектам, не вошедшим в перечень приватизируемого имущества, относится жилищный фонд, объекты благоустройства, внешние сети.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом по результатам инвентаризации составлен имущественный паспорт. Имущественный паспорт содержит:

· выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

· свидетельства на право пользования земельными участками ;

· схемы земельных участков.

Комитет по управлению имуществом опубликовал в средствах массовой информации сообщения о приватизации муниципального имущества, а также сформировал комиссию по приватизации МУП ЖКХ «Восток». В состав комиссии вошли сотрудники администрации города, представители Совета депутатов города Электросталь, представители работников МУП «Восток», представители профсоюзов, действующих на предприятии.

Комитет по управлению имуществом установил срок подготовки плана приватизации МУП ЖКХ «Восток». Кроме этого, комитет подготовил рекомендации для внесения в проект устава создаваемого открытого акционерного общества, касающиеся размера уставного капитала, касающиеся вопросов:

· номинальной стоимости одной размещенной обыкновенной акции и их общего количества;

· величины уставного капитала, складывающегося из номинальной стоимости размещенных акций общества всех категорий (типов);

· иные положения, необходимые для разработки устава создаваемого общества.

Для определения величины уставного капитала при преобразовании муниципального предприятия в открытое акционерное общество использовались данные баланса предприятия с учетом результатов переоценки основных фондов.

4.3. Процедура создания общества

Руководством МУП ЖКХ «Восток», после принятия решения главы города о приватизации МУП «Восток», было проведено общее собрание трудового коллектива . На собрании трудового коллектива были выбраны представители предприятия, которые участвовали в подготовке проекта плана приватизации предприятия.

Была создана рабочая группа по разработке плана приватизации предприятия. План приватизации предприятия включает:

· способ и сроки преобразования муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находится в государственной или муниципальной собственности;

· величину уставного капитала открытого акционерного общества;

· перечень льгот, предоставляемых его работникам;

· номинальную стоимость указанных акций;

· способы и сроки их продажи.

Комиссия по приватизации рассмотрела план приватизации предприятия, подготовленный представителями работников муниципального унитарного предприятия. После рассмотрения плана приватизации предприятия, внесения в него дополнений и изменений, комиссия по приватизации согласовала его с общим собранием работников муниципального унитарного предприятия. План приватизации предприятия был утвержден комитетом по управлению имуществом.

На основании утвержденного плана приватизации МУП «Восток» подготовило устав и пакет необходимых локальных документов юридического лица, создаваемого в процессе приватизации. Подготовка устава осуществлялась с учетом требований Федерального закона «Об акционерных обществах» и особенностей, определенных Законом о приватизации. Одновременно был подготовлен договор, содержащий условия о передаче в пользование акционерному обществу имущества, не внесенного в уставный капитал и необходимого для осуществления уставной деятельности, а также проект договора на управление муниципальным жилищным фондом.

К моменту регистрации общества все акции создаваемого акционерного общества были приобретены его единственным учредителем (органом по управлению муниципальным имуществом) в соответствии с решением об учреждении акционерного общества. Вновь созданное акционерное общество прошло государственную регистрацию в соответствии с действующим законодательством.

Комитет по управлению муниципальным имуществом сформировал органы управления созданного общества, определил персональный состав руководства. Полномочия высшего органа управления созданного общества, 100% акций которого закреплены в муниципальной собственности, - общего собрания акционеров - осуществляет от имени муниципального образования Комитет по управлению муниципальным имуществом.

Открытое акционерное общество, образуемое в процессе приватизации, заключило договор с администрацией города на управление муниципальным жилищным фондом.

5. Административное и организационное обеспечение внедрения и функционирования стандарта

Во внедрении и функционировании стандарта лучшей практики участвуют МУП ЖКХ «Восток», Комитет по управлению муниципальным имуществом, финансовое управление, Совет депутатов города, другие структуры администрации города. Координация их деятельности осуществляется лично главой администрации города.

Основную нагрузку по подготовке нормативно-правовой документации взял на себя МУП ЖКХ «Восток». Предприятием на договорной основе были привлечены консалтинговая и аудиторская компания, которые сформировали методические аспекты приватизации предприятия. В качестве консалтинговой компании для работы привлекался Институт экономики города. Разработанные рекомендации были представлены Главе администрации города, его заместителям и в Комитет по управлению имуществом.

Муниципальным предприятием были подготовлены проекты постановлений Главы администрации города, проекты Решений Комитета по управлению имуществом, подготовлен план приватизации предприятия, а также проекты договоров между администрацией города и жилищной организацией по управлению муниципальным жилищным фондом.

Большую работу провел комитет по управлению имуществом. Комитет провел инвентаризацию имущества МУП ЖКХ «Восток». На основании инвентаризации был сформирован имущественный паспорт организации. Комитет подготовил список имущества, подлежащего приватизации, а также список имущества, не подлежащего приватизации, но передаваемого вновь созданному предприятию для осуществления возложенных на него функций.

Информационное сопровождение внедрения стандарта было организовано через местные средства информации газеты, телевидение.

6. Факторы успешного внедрения стандарта

В процессе реализации стандарта стабильному решению текущих задач способствовали:

1. заинтересованность и активность главы администрации города, его заместителей, депутатов городского Совета и комитета по управлению муниципальным имуществом, которые проявились при выработке подходов к реализации стандарта, обсуждении содержания проектов нормативных правовых актов по вопросам приватизации муниципального жилищного предприятия;

2. профессионализм специалистов МУП ЖКХ «Восток». Основная нагрузка по подготовке нормативно-правовой базы, проведению разъяснительной работы, в том числе, и через средства массовой информации, легла на штатных сотрудников МУП ЖКХ «Восток».

3. согласованность действий всех подразделений администрации. Несмотря на негативные высказывания отдельных депутатов городского Совета, негативные статьи в прессе, сотрудники органов местного самоуправления реализовали решение, принятое Главой администрации города. Все мероприятия осуществлялись в планируемые сроки;

4. активная позиция финансового управления, благодаря которой удалось решить проблемы дебиторской и кредиторской задолженности , сформировавшейся в МУП ЖКХ «Восток», а также вопросы дальнейших финансовых отношений акционерного общества и муниципалитета в части бюджетных дотаций, льгот и субсидий, предоставляемых населению;

5. хорошо спланированное информационное сопровождение, участие консалтинговых и аудиторских фирм в подготовке материалов, благодаря чему большинство депутатов городского Собрания и сотрудников администрации поддержало идею приватизации муниципального предприятия.

7. Проблемы внедрения стандарта и пути их решения

Администрация муниципалитета на начальных этапах внедрения данного стандарта столкнулась с отдельными трудностями. Самой большой трудностью было убедить депутатов и главу администрации города в целесообразности приватизации МУП ЖКХ «Восток». Основным доводом против приватизации выступило то, что существовала потенциальная возможность отказа предприятия от управления жилищным фондом, а также опасение того, что акционерное общество будет требовать полной оплаты выполненных работ. Привлечение сторонних консультантов, поддержка, высказанная на уровне администрации Московской области, а также проработанная схема финансовых и договорных отношений убедили оппонентов в отсутствии рисков снижения качества предоставления услуг населению, что стало решающим фактором при принятии решения..

8. Затраты на внедрение стандарта (финансовые, временные, трудовые)

На внедрение данного стандарта в городе Электросталь с момента начала подготовки проектов нормативных правовых актов до регистрации акционерного общества затрачено около 10 месяцев. В связи с реализацией данного стандарта, были привлечены на платной основе консалтинговая фирма и аудиторская фирма. Оплатил услуги фирм МУП ЖКХ «Восток». Кроме того, привлекались специалисты по оценке основных средств.

Мероприятия по организационному сопровождению приватизации предприятия, заключению договора управления жилищным фондом, проведение контроля над управлением жилищным фондом осуществляются работниками администрации в рамках их должностных обязанностей.

9. Полученные результаты

В результате реализации стандарта город получил первую частную жилищную организацию, были сформированы мотивации эффективной работы частной компании в рамках договорных отношений. Город получил механизм приватизации жилищных и коммунальных предприятий, который может быть использован при приватизации иных жилищных и коммунальных предприятий, в том числе, и в других муниципальных образованиях.

К позитивным результатам работы следует отнести формирование договорных отношений между администрацией города и жилищной организацией по управлению муниципальным жилищным фондом. Полученный опыт может быть распространен на взаимоотношения с муниципальными трестами или иными частными организациями. Сформирована система планирования и контроля работ, основанная на принципе «сколько денег – столько и работ», что является основой эффективной работы предприятий.

10. Принятые нормативно-правовые документы

В процессе реализации стандарта были подготовлены и приняты следующие документы:

1. Заявка на приватизацию МУП ЖКХ «Восток», подготовлена трудовым коллективом;

2. Решение Совета депутатов «Об утверждении дополнений в программу приватизации муниципального имущества г. Электросталь на 2002 год.

3. Постановления главы администрации города «Об утверждении порядка и условий приватизации МУП «ВОСТОК»;

4. Заключение аудиторской организации о финансово-хозяйственном состоянии МУП ЖКХ «Восток»;

5. Акт инвентаризации имущества МУП ЖКХ «Восток»;

6. Имущественный паспорт;

7. План приватизации МУП ЖКХ «Восток»;

8. Список имущества, подлежащего приватизации;

9. Устав и иные документы, необходимые для регистрации юридического лица, создаваемого в процессе приватизации;

10. Свидетельство о регистрации сервис».

11. Контактная информация

г. Электросталь, Московская область, ул. Октябрьская 28А, сервис»

E-mail: *****@***ru

Статья 217 Гражданского кодекса Российской федерации.

Статья 22 Концепции социально-экономического развития Московской области на годы (Решение Московской областной Думы от 01.01.01 г. N 8/139).

Акционирование - это преобразование государственного предприятия в акционерное общество, которое не всегда и не обязательно ведет к переходу предприятия из государственной собственности в руки частных владельцев.

Приватизация же есть процесс передачи предприятия целиком или его акций в собственность физических лиц и негосударственных организаций, то есть этот процесс изменяет отношения собс

твенности. При этом единого, общего для всех определения приватизации в экономической литературе не существует. Под приватизацией может пониматься:

· переход прав собственности от государства к частным лицам или смену государственной собственности на частную;

· делегирование прав по распоряжению государственным имуществом частным лицам;

· полная продажа государственных предприятий частным лицам;

· продажа частным лицам части активов государственных предприятий.

И так: приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу.

При этом приватизация является не только экономическим, но и политическим процессом.

В Российской приватизации выделяют два этапа. Первый (преимущественно ваучерный) пришелся на 1992 г. - первую половину 1994 г. Следует сказать, что ваучеризация не смогла способствовать росту инвестиций.

С 1 июля 1994 г. осуществляется переход ко второму этапу приватизации, который имел качественно новый характер (с использованием приватизационных чеков). В новом приватизационном этапе заложены два ключевых принципа:

· инвестиционная ориентация продаж;

· обеспечение инвестору возможности приобретения пакета акций приватизируемого предприятия.

Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер.

4. Дальнейшие перспективы развития собственности

На первом этапе приватизация была проведена весьма поспешно. Это обусловило многие ее недостатки, нарушения приватизационного законодательства, злоупотребления и другие негативные явления.

В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный характер» в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который, безусловно, обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.

В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.

Отношения собственности буквально пронизывает все фазы хозяйственной деятельности. Собственность экономически реализуется, если она приносит доход владельцу, который позволяет не только окупать затраты, но и получать прибыль.

Говоря о собственности как об экономических отношениях, надо подчеркнуть то, что это отношения не субъекта к объекту, а отношения между субъектами по поводу того, кто владеет, кто пользуется, распоряжается и управляет объектом собственности. История развития отношений собственности показывает, что тот класс и та социальная группа, которая владеет средствами производства, по существу определяет всю остальную систему, поэтому всякое изменение экономических отношений всегда предполагает, прежде всего, изменение отношений собственности.

Кардинальные перемены в макроэкономике выразились в том, что к концу XX века полностью утрачено свойство классического капитализма быть «чистым капитализмом» (участие государства в национальной экономике).

В нашей стране идет переход к рыночной экономике, вырабатываются специфические для нас черты, а также проявляется общая тенденция синтеза форм собственности.

При огромном значении смены владельцев и распорядителей государственной собственности переход от государственной формы к коллективной и частной, сам по себе еще не решает проблемы создания эффективной рыночной экономики. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность.

Заключение

Общественная мысль всегда уделяла большое внимание проблеме собственности. Специальные обращения к ней можно найти в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.

Собственность как экономическое отношение начало формироваться еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду.

Освобождение от личной зависимости привело, с одной стороны, к юридическому равноправию всех граждан, а с другой стороны, к новому типу отношений: экономической власти одних и экономической зависимости других.

Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно осуществляемое в России сегодня, безусловно, лимитируется крайне недостаточными финансовыми возможностями государства. По мере преодоления финансового кризиса стимулирование создания частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные искусственно созданные препятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит будущее России.

Итак, дальнейшее экономическое развитие России в совершенствовании форм собственности. После долгих лет господства государства и отчуждения человека от собственности, в стране стало формироваться общество, ориентированное на то, что каждый его член имеет право быть собственником.

Незавершённость в настоящее время процессов формирования различных форм собственности создаёт широкое поле деятельности для различных научных исследований, рекомендации которых необходимо апробировать на практике с тем, чтобы определить оптимальные для экономически развитого общества формы собственности и отношения по поводу распоряжения данной собственностью.

Проведение рыночных преобразований, введение многообразия форм собственности и их равной правовой защиты создают материальные предпосылки для формирования в Российской Федерации нового класса собственника, ограничивают государство в «беспределе» по отношению к индивидууму экономической деятельности, освобождают личность от постоянного страха перед «аппаратом насилия» и устанавливают пределы государственного вмешательства в отношения собственности.