Организация платных дополнительных услуг в дошкольном образовательном учреждении - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Европейский Университет «Бизнес Треугольник»

Реферат

Тема: «Организация платных дополнительных услуг в ДОУ»

Исполнитель: Кузнецова

Светлана Владимировна

Артёмовский 2016

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Состояние проблемы платных дополнительных услуг дошкольных образовательных учреждений на современном этапе………………………………………………………………..……… ……5

Глава 2. Теоретические основы организации платных дополнительных услуг в ДОУ.

2.1. Особенности организации платных дополнительных услуг в дошкольных образовательных учреждениях……………………………………………………………….…..12

2.2.Педагогические условия, обеспечивающие реализации платных дополнительных услуг в дошкольных образовательных учреждениях………………………………………………………………. …..18

Заключение ………………………………………………………… … 2

Введение
Организация платных дополнительных услуг в дошкольном образовательном учреждении - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования .

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении и качества образования в целом.
Ценность дополнительного образования состоит и в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
На современном этапе рынок образовательных услуг широк и многообразен, что и порождает конкуренцию среди дошкольных образовательных учреждений. Детские сады выбираются в соответствии с запросами ребенка и самих родителей. А запросы разные: подготовить малыша к школе, приобщить к детскому сообществу, укрепить здоровье, обучить ребенка рисованию, танцам, а самим родителям получить квалифицированную помощь в вопросах воспитания и развития ребенка.
Именно поэтому, чтобы детский сад выжил в современных условиях, а, следовательно, учитывал запросы родителей, необходимо выстраивать стратегию развития дошкольного учреждения так, чтобы быть современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным пространством.
Система дополнительного образования детей в условиях дошкольного образовательного учреждения все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства дошкольного образовательного учреждения своевременно проводить мероприятия, по организации дополнительного образования зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждением. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.
Теоретической основой изучаемой проблемы являются концептуальные положения о развитии личности в дополнительном образовании (В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А. Горский, М.Б. Коваль); идея развития дошкольного воспитания на базе учреждений дошкольного образования (А.Я. В.И. Андреев, А.И. Щетинская); исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (В.Г. Бочарова, М.А. Валеева, И.В. Калиш).
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена требованием разрешения противоречия: рассмотрением необходимости оказания платных дополнительных услуг в ДОУ, и недостаточным использованием для этого ресурсов в практике работы дошкольного образовательного учреждения.

Глава 1. Состояние проблемы дополнительных образовательных услуг дошкольных образовательных

учреждений на современном этапе

Платные дополнительные услуги – это элемент образовательной деятельности, имеющий особые цели и субъективный состав. Целью дополнительных услуг является передача знаний, умений, формирование навыков и освоение их детьми. Субъектами образовательных услуг являются образовательные учреждения в лице педагогического состава, дети и родители, желающие получить образование определенной направленности .
Понятие «образовательные услуги» с 90-х годов до сегодняшнего времени претерпело в нашей стране содержательное изменение. Принятый в 1992 году закон « Об образовании» под такими услугами подразумевал деятельность образовательных учреждений, которая приносила дополнительную прибыль. В то время образование являлось социальным благом, которое люди гарантированно получали бесплатно. Сегодня мы привыкли к тому, что образование стало услугой, предоставляемой в рамках образовательных стандартов. Правила предоставления таких услуг регламентируются постановлениями Правительства России (от 5.06.2001г., от1.04.2003г.).
В законе «Об образовании» в 1992 году к образовательным услугам относилось «обучение по дополнительным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение предметов и другие услуги». При этом указывалось, что «все это не может заменять основную деятельность, финансируемую из бюджета». Изменился и круг субъектов, которые могут предоставлять такие услуги. В 90-е годы это были, как правило, государственные и муниципальные образовательные учреждения. Причём наличие платных услуг и порядок их предоставления на договорной основе должны быть обязательно указаны в Уставе образовательного учреждения.
Сегодня система образования представляет собой рынок услуг. По определению ГОСТ Р 50646-94 и стандарта ИСО 9004-2, услуга – это прежде всего результат взаимодействия исполнителя и потребителя услуги .
Услугой также называют процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия-поставщика услуг . Оказываются ли образовательные услуги на коммерческой или на некоммерческой основе, они в любом случае относятся к категории общественных благ. И потребитель таких услуг, и общество имеют от них выгоды. Общество через систему образования поддерживает свой культурный, научный потенциал, формирует и совершенствует трудовые ресурсы. Индивид, получающий образовательные услуги, имеет возможность включения в систему общественных связей и личностного развития.

В функции образовательного учреждения входит:
-оказание обучающимся платных дополнительных услуг, передача желаемых и необходимых знаний, умений и навыков (как по содержанию и объему, так и по ассортименту и качеству);
-производство и оказание сопутствующих дополнительных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста;
-оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования образовательных услуг и др. .
Особенности платных дополнительных услуг в ДОУ:
1.Услуги нематериальны, не осязаемы до момента их приобретения. Услуги приходится приобретать, веря "на слово". Чтобы убедить клиента сделать это, производители услуг стараются формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях оказания услуг; сертификаты, лицензии, дипломы.
2.Услуги неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих их. Любая замена учителя, преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а, следовательно, изменить и спрос.

3.Общительность, доброжелательность, умение владеть собой, вызывать доверие - обязательные требования к работникам сферы услуг, тем более – образовательных. Особенность последних в том, что их потребление начинается одновременно с началом их оказания. Более того, сама технология оказания образовательных услуг включает активное взаимодействие с их будущим потребителем (например, "педагогика сотрудничества").
4.Услуги непостоянны по качеству. Это связано, прежде всего, с их неотделимостью от субъектов-исполнителей (результат услуги зависит даже от настроения мастера), а также с невозможностью и нецелесообразностью определения жестких стандартов на процессы и результаты оказания услуг. Непостоянство дополнительных образовательных услуг имеет еще одну причину – изменчивость "исходного материала" – обучающегося.
5.Услуги не сохраняемы. Для образовательных услуг не сохраняемость, имеет два аспекта. С одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса. Однако у услуг образования эта черта выглядит смягченной, т. к. по крайней мере, учебная информация может быть зафиксирована на материальных носителях. Но для образовательных услуг действует другая сторона не сохраняемости – естественное для человека забывание полученной информации, знаний. В образовании в том же русле действует научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний. Социальный прогресс также вносит свою лепту в устаревание знаний по целому ряду дисциплин, особенно - в быстро меняющемся обществе, в переходные периоды.
В ходе анализа литературы были также рассмотрены разные виды дополнительного образования детей, одним из которых выделяют дополнительные образовательные услуги.
Платные дополнительные услуги в детском саду могут получать дети, как посещающие, так и не посещающие его. Особенность в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой в дошкольном учреждении основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка .
В статье 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. При этом платные дополнительные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета . Но, тем не менее, нормативная база организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях в виде платных дополнительных образовательных услуг, недостаточно разработана.
Уточнив сущность, виды дополнительных образовательных услуг дошкольного учреждения, рассмотрим особенности их организации в детском саду на современном этапе. Организация данных услуг в дошкольных образовательных учреждениях - неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Дополнительное образование необходимо для дошкольников: во-первых, для включения ребенка в новую деятельность в новых условиях, в новом коллективе; во-вторых, это создание условий для боле интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивают дошкольное образовательное учреждение и семья .
Почему так важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование? Потому что отличительная черта дополнительного образования - компенсаторная (или психотерапевтическая). Именно в этой сфере для детей создаётся ситуация успеха, появляется возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда развиваются в традиционном учебно-воспитательном процессе.
К необходимым составляющим платной дополнительной образовательной услуги относятся: потребитель, исполнитель, устав, лицензия, федеральный государственный образовательный стандарт, качество, нормативно-правовая база (договор на оказание платных образовательных услуг, платные образовательные услуги, оказываемые государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями, права потребителей образовательных услуг.
Таким образом, организация платных дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

Не все дошкольные учреждения равно успешны в организации платных дополнительных образовательных услуг.

Причины разные:
-отсутствие комплексного видения руководителями некоторых образовательных учреждений специфики дополнительных образовательных услуг, вытекающей из действующего законодательства;
-желание многих заведующих решать новые (рыночные) задачи по старому, исходя из имеющегося у них опыта, что может быть губительным в условиях рынка.
Таким образом, государственные (муниципальные) образовательные учреждения в первую очередь предназначены для организации бесплатного общего образования, гарантированного гражданам России Конституцией РФ (ст.43) и Законом РФ «Об образовании» (ст. 50). И только сверх основных образовательных программ, определяющих их статус, они вправе реализовывать дополнительные образовательные программы и услуги в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства (ст. 26 Закона РФ «Об образовании») . Данные услуги они вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям на платной основе, но за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов (ст. 35 Закона РФ «Об образовании») .
Виды платных дополнительных услуг, которые может реализовывать дошкольное образовательное учреждение, устанавливаются различными нормативными актами. Согласно Примерному перечню платных дополнительных образовательных услуг, которые дошкольное учреждение может оказывать за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, относятся:
1.Образовательные и развивающие услуги:
а) изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
б) репетиторство с воспитанниками другого образовательного учреждения;
в) различные курсы: по подготовке к поступлению в учебное заведение; по изучению иностранных языков;
г) различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, вязанию, танцам и т. д.;
д) создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т. д. – всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;
е) создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;
ж) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение).
2. Оздоровительные мероприятия: создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и т. д.) .

Анализ литературы свидетельствует о том, что на современном этапе детские сады чаще всего выбирают направления художественного цикла, обучение иностранным языкам, чтению и письму. Набор платных дополнительных услуг в каждом учреждении индивидуален. В дошкольном учреждении с художественно-эстетическим приоритетом это может быть изобразительная деятельность, роспись по ткани (батик), вышивка, дизайн, бумажная пластика, ритмика, слушание музыки, детский оркестр, детский хор. В учреждении, реализующем приоритетные программы интеллектуального цикла, - шахматы, развивающие игры, занимательная математика, экология и др. А в образовательных учреждениях, занимающихся оздоровлением и физическим развитием, - спортивные секции разных направлений, лечебные процедуры, ЛФК.

Таким образом, организация платных дополнительных услуг образовательными учреждениями на современном этапе имеет большое значение. Платные дополнительные услуги должны работать на статус учреждения. Это не только дополнительное финансирование, но и востребованность образовательных услуг, это социальная защищённость сотрудников, рост квалификации педагогов.


Платные дополнительные образовательные услуги организуются администрацией дошкольного образовательного учреждения совместно с коллективом педагогов и осуществляются посредством организации кружковой работы.
Образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения потребности населения, улучшения качества, развития и совершенствования услуг, расширения материально-технической базы, создания возможности для организации и проведения занятий по месту жительства. Предоставление дошкольными образовательными учреждениями платных услуг является частью их хозяйственной деятельности и регулируется Налоговым и Гражданским кодексами Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных в них Законом № 83-ФЗ), уставом учреждения, нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ и муниципального образования, на территории которых дошкольное учреждение функционирует. Законодательно уточнено, что осуществление приносящей доход деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями допускается, если это не противоречит федеральным законам .
Платные дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан (ребенка). Возможность их оказания должна предусматриваться уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств (спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в т.ч. и родителей) и не могут быть использованы взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет. Оказание платных дополнительных услуг осуществляется на договорной основе и базируется на иных правовых принципах, нежели предоставление бесплатного образования. Гражданско-правовой договор, заключаемый на оказание платных образовательных услуг между гражданином и образовательным учреждением, должен соответствовать положениям Конституции РФ, гражданского кодекса РФ о возмездных договорах на оказание услуг (гл. 39 ГК РФ), федеральному законодательству об образовании и Закону РФ « О защите прав потребителей». При этом Законом РФ «О защите прав потребителей» гражданину гарантирована защита его прав на надлежащую информацию об исполнителе и оказываемых услугах, на надлежащее качество услуг, на соответствие условий договора требованиям законодательства, на восстановление его нарушенных прав.
Для договора об оказании платных образовательных услуг существенными (иначе говоря, обязательными) являются следующие моменты:
-предмет договора, в нашем случае - это конкретный перечень образовательных услуг, которые обязуется предоставить исполнитель;
-сроки оказания услуг;
-все иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Поэтому при заключении договора заказчик вправе требовать внесения в текст договора любых условий, имеющих для него значение .
Необходимость развития платных дополнительных услуг диктует выполнение следующих позиций:
-ассортимент образовательных услуг должен быть достаточно широк и интенсивно обновляться с учетом требований клиентов, общества, научно-технического прогресса, потенциала дошкольного образовательного учреждения;
-процессы и технологии оказания образовательных услуг должны быть гибкими, легко переналаживаемыми;
-ценовая политика учреждения должна выступать в комплексе с величинами прогнозируемого эффекта и дополнительных затрат потребителя на использование, потребление образовательных услуг, включая процессы их освоения;
-продвижение и продажа образовательных услуг должны быть децентрализованы, как включение в предпринимательскую деятельность.
Для организации платных дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждениях необходимо:
1.Изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент.
2.Создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья детей.
3.Указать в уставе образовательного учреждения перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления.
4.Получить лицензию на виды деятельности, которые будут организованы в данном образовательном учреждении в виде услуг с учетом запросов родителей детей, соответствующей учебно-материальной базы и наличия специалистов.
5.Заключить договор с заказчиком на оказание услуг, предусмотрев в нём: характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия. Оплата за предоставляемые услуги должна производиться только через учреждения банков.
6.На основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение услуг, учебные планы и штаты.
7.Заключить трудовые соглашения со специалистами на выполнение платных образовательных услуг .
Размер платы за оказание дополнительных образовательных услуг устанавливается по соглашению сторон. При определении размера этой платы следует исходить из того, что взимание налога на добавленную стоимость и спец налога не производится при наличии лицензии на платную образовательную деятельность.
Расходование привлеченных средств осуществляется в соответствии с утвержденной сметой.
Учет платных услуг ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 3 ноября 1993 года № 122.
Облагаемая прибыль от платной или иной образовательной деятельности при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении образовательного учреждения, уменьшается на суммы. Они направлены государственными и муниципальными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса, (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении .
В соответствии со ст. 41 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых норм вправе привлекать дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных услуг, предусмотренных уставом учреждения .
Введение дополнительных образовательных услуг предполагает системную работу и большую ответственность перед заказчиками, то есть родителями. Перед руководителями образовательных учреждений новый подход к управлению является сложным и непривычным делом и на практике порождает много вопросов и трудностей. Руководитель сам должен инициировать нововведение образовательных услуг, видеть его последствия, достижения и издержки.
Встаёт вопрос подбора кадров соответствующей квалификации, их обучение. Как правило, функции педагога дополнительного образования исполняет воспитатель, увлеченный каким-нибудь разделом работы – театром, пением, танцами, изобразительной деятельностью, природой. Часто на эту должность приглашают художников, преподавателей иностранного языка, профессиональных танцоров, т. е. людей искусства. Это неплохо, но нередко они переоценивают возможности детей и завышают предъявляемые требования.
Не только педагоги дошкольного учреждения могут оказывать дополнительные образовательные услуги, но и педагоги других образовательных учреждений. Кадровую проблему можно решить, подойдя к этому вопросу со стороны потенциальных возможностей педагога, увидеть лучшее в его работе, помочь сконцентрировать свои знания в методических разработках и перспективных планах, а также обеспечить повышение квалификации педагога через курсы, практикумы, стажировки. Только тогда руководитель может быть уверен, что дополнительная платная услуга обеспечена кадрами, а значит, оценена родителями и будет ими востребована .
Встаёт также вопрос о том, кто будет оказывать помощь в организации образовательных услуг, осуществлять контроль за качеством предоставляемой услуги, помогать в организации и подготовке к участию детей в конкурсах, смотрах, выставок. Важно представить работу дополнительного образования не только в дошкольном учреждении, но и в микрорайоне, районе, городе.
Для успешной реализации платных дополнительных образовательных услуг необходимо провести полный комплекс мер по их изучению и организации, который предполагает действия:
-изучение спроса на конкретные виды образовательных услуг;
-анализ платёжеспособности родителей, установление цены;
-анализ возможностей дошкольного образовательного учреждения (кадры, помещение, программы);
-сбор информации о конкурентах, предлагающих подобные услуги;
-формирование перечня намечаемых услуг;
-предварительный расчёт себестоимости;
-организации рекламы;
-анализ изменения спроса на предлагаемые услуги .
Практическая деятельность педагогов дополнительного образования в дошкольном учреждении осложняется еще и тем, что некоторые из них не являются специалистами в области дошкольного образования.
Не менее важным условием является определение время проведения занятий. Это наиболее сложный вопрос организации дополнительного образования: нужно соблюсти нагрузку детей по продолжительности занятий и нагрузку по дням недели. Дополнительные занятия должны сочетаться с основными. Например, нерационально проводить в один день занятие по математике и кружковое занятие по развивающим играм. Нежелательны и вечерние занятия по пятницам, так как к концу недели дети устают.

В начале учебного года медики должны предоставить педагогам дополнительного образования информационный лист по группам здоровья с конкретными рекомендациями (в зависимости от заболевания). Психологи - аналитическую справку «О результатах проведения первичной диагностики по определению уровней развития психических процессов».
На основе полученных данных для каждого ребенка составляется карта индивидуального образовательного маршрута. Такая карта способствует открытию новых перспектив его развития, обогащению личности, социализации; поддержанию в нем жажды открытий и уверенности в своих силах, поощрению и стимулированию интересов и развитию способностей. При этом не должны быть забыты и родители. Они активно вовлекаются в творческий процесс как партнеры педагога. Первый маршрут разрабатывается для детей, нуждающихся в особой психолого-педагогической поддержке и заботе, второй – для детей с нормальным психологическим развитием и хорошими способностями, третий - для одаренных. Главная задача педагога дополнительного образования в работе с детьми первого маршрута - создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях в кружках и студиях, установление с ними доверительных отношений, подбор специальных коррекционных и психотерапевтических игр для нормального психического развития и личностного роста. На занятиях в студии педагог ставит перед ними только посильные задачи (задания репродуктивного типа). Похвала в присутствии других детей приносит им уверенность в своих силах и действиях. Рекомендуется использовать формы индивидуальной работы.
Дети, «идущие» по второму маршруту, в основном работают в подгруппах. Педагог поддерживает их увлечения. Дети третьего маршрута, обладающие высоким интеллектом, креативностью и уникальными способностями, требуют на занятиях дополнительного образования особых условий. Педагог включает в индивидуальную работу с ними задания психотерапевтического характера, специально подобранные игры и упражнения, которые помогают формировать навыки коммуникаций со сверстниками и решать некоторые личностные проблемы, укреплять психологическое здоровье. На занятиях создается атмосфера самостоятельного поиска для саморазвития, свободного выражения и воплощения нестандартных замыслов .
Практика показывает, что родители традиционно хотят, чтобы дети готовились к школе, учили иностранный язык и танцевали. Поэтому необходимо убеждать родителей в необходимости разнообразия кружков. А для этого детский сад должен организовать рекламу своего дополнительного образования. Очень эффективно включать на родительских собраниях пап и мам в спортивные игры, танцы, изготовление поделок.
Таким образом, система дополнительного образования на современном этапе характеризуется поисковой деятельностью учреждений дополнительного образования, в них активно идут инновационные процессы, обновляющие их цели, содержание, формы и методы работы. Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Чтобы детский сад выжил в современных условиях, необходимо учитывать запросы родителей, выстраивать стратегию развития дошкольного образовательного учреждения так, чтобы быть современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным пространством.

2.2. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации платных дополнительных услуг в дошкольном образовательном учреждении

Превращение дошкольного образовательного учреждения в субъект развивающегося образования начинается с разработки рабочей концепции его развития, что предполагает осознание его состояния, целей и перспектив развития по следующим позициям: психологические особенности контингента детей; стратегические и тактические цели образовательного процесса и образовательной среды в целом; содержание дополнительного образования; определение требований к профессиональной и личностной подготовке педагога .
Образовательная услуга – единица содержания образования, представленная в образовательной программе, включающей учебный план и расписание занятий. Объект управления в образовании - реализация образовательной программы.
Решение следующих задач имеет целью максимальное удовлетворение образовательных потребностей ребенка:
1.Формирование образовательных потребностей у детей.
2.Формирование культуры потребительского спроса на образование у родителей и семьи.
3.Планирование ассортимента образовательных и социально-педагогических услуг.
4.Организация сопровождения образовательной услуги.
5.Мониторинг удовлетворенности потребителя .
Решение первой – важнейшей – задачи предполагает осуществление ряда мероприятий, для проведения которых требуется действенное сотрудничество педагогов и администрации образовательного учреждения («команда специалистов») .
Образовательный процесс выстраивается как путь достижения результатов образования. Для этого на этапе ознакомления родителей с возможностями образовательного учреждения (перечнем оказываемых услуг) предъявляются результаты образования в виде фрагмента календарно-тематического планирования.
При определении потребительской ценности конкретной образовательной услуги осуществляют диагностику сформированности желаний в получении образования, определение качества внутренней мотивации к получению выбранного направления образования и на этой основе определение ожиданий от результатов образования .
Решая вторую задачу: формирование культуры потребительского спроса на образование у родителей и семьи, администрация дошкольного образовательного учреждения выполняет следующие шаги:
1.Исполнение функции просвещения родительской общественности (тенденции развития образования, перспективы, возрастные особенности детей и проч.).
2.Планирование работы с родителями и семьей на все время пребывания ребенка в образовательном учреждении и отдельные периоды (год/полугодие/цикл).
3.Вовлечение родителей в процесс образования ребенка через совместные (совместно с ребенком, совместно с педагогом) проекты (исследовательские, экскурсионные и проч.)
Следующая задача- планирование ассортимента образовательных и социально-педагогических услуг.
Администрация дошкольного учреждения продумывает: наименование услуги;
форму проведения – секция, кружок, студия, мастер-класс, мастерская, экскурсия, семинар, семинар-практикум; периодичность – количество занятий в единицу времени (неделю, месяц, год); потребительскую ценность – мотивация потребителя; цель, удовлетворяемая потребителем при приобретении данной услуги; которая может быть представлена как ожидаемый результат. Определение потребительской ценности – основа для продвижения данной услуги, то есть выбора мер воздействия на потребителя (информирование, реклама, определение цены, привлечение посредников, усовершенствование и т.д. .
Задача-организация сопровождения образовательной услуги решается следующим образом:
-разработка эмблемы, символики.
-предварительное планирование и организация рекламной кампании (выбор средств распространения рекламы и рекламных мероприятий).
-реализация сервисных услуг (подвоз детей, сопровождение детей, «услуга в дом», сетевое взаимодействие, привлечение социальных партнеров и специалистов узкого профиля и т.д.).
-создание внутреннего имиджа как демонстрация «приобретаемого блага» от образовательной услуги (пропаганда образовательной ценности услуги через показ ее эффектов – материальных и духовных - в жизни ребенка).
-создание внешнего имиджа образовательной услуги через выставочную, презентационную деятельность, организацию участия детей в конкурсных мероприятиях муниципального и регионального уровней .
Заключительная задача - мониторинг удовлетворенности потребителя реализуется через:
-включение в план работы образовательного учреждения мероприятий по диагностике удовлетворенности потребителей качеством образования.
-разработку единого на весь период работы диагностического инструментария (анкеты, тесты, опросники…).
-включение консультативных часов в циклограмму работы администраторов и педагогов.
-проведение общественно-значимых акций в стенах учреждения, ориентированных на неформальное общение родителей, детей и педагогического коллектива .
В этой связи дошкольному образовательному учреждению важно четко определить задачи, наметить пути развития образовательных услуг: 1.Аналитический. Анализ возможностей и ресурсов ДОУ.
Изучение внешних (культурное, демографическое, политическое и др. пространство) и внутренних (потребители образовательных услуг, конкуренты, сотрудничество с другими организациями и т.д.); факторов, оказывающих влияние на развитие дошкольного образовательного учреждения.
2.Рекламный. О своей деятельности дошкольное образовательное учреждение информирует жителей микрорайна, педагогическую общественность.
3.Деятельностный. Какие имеющиеся у дошкольного образовательного учреждения сильные стороны могут быть усилены еще больше и что для этого нужно сделать, какие слабые стороны можно преодолеть, не допустить в дальнейшем, компенсировать, уменьшить их влияние и как именно, как научиться вовремя распознавать и использовать их в интересах дошкольного учреждения, как противостоять внешним опасностям, угрозам и рискам .
Организацию дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении можно выстроить по следующему алгоритму:
1.Анализ устава, внесение при необходимости дополнений и изменений.
2.Анализ лицензии, внесение при необходимости дополнений и изменений.
3.Проведение исследований по изучению запросов населения в сфере дополнительных образовательных услуг.
4.Подготовка проекта организационного приказа по организации образовательных услуг и документов, утверждаемых данным приказом.
5.Оформление информационного стенда «Уголок потребителя».
6.Сбор заявлений родителей, предварительное комплектование групп и подбор кадров.
7.Подготовка проекта приказа о комплектовании групп и оформление сопутствующих документов.
8.Заключение договоров с родителями и трудовых договоров.
9.Разработка и утверждение положений о структурных подразделениях (Положение о Центре ПДО услуг, Положение о бухгалтерии).
10.Разработка локальных актов по внебюджетной деятельности (о фонде внебюджетных средств и порядке его расходования).
11.Организация делопроизводства в структурном подразделении по ПДО услугам.
12. Разработка смет по ПДО услугам.
13.Разработка сметы по расходованию внебюджетных средств .
Можно сделать вывод, что введение дополнительных образовательных услуг предполагает системную работу и большую ответственность родителями. Перед руководителями образовательных учреждений новый подход к управлению является сложным и непривычным делом и на практике порождает много вопросов и трудностей. Руководитель сам должен инициировать нововведение образовательных услуг, видеть его последствия, достижения и издержки.
Таким образом, организация платных дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Современное дошкольное образование уже сложно представить без дополнительного.
Система дополнительного образования детей в условиях дошкольного образовательного учреждения все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации системы дополнительного образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг.
Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства дошкольного образовательного учреждения своевременно провести мероприятия по организации дополнительного образования зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждением. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.
Чтобы детский сад выжил в современных условиях, а, следовательно, учитывал запросы родителей, необходимо выстраивать стратегию развития дошкольного учреждения так, чтобы быть современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным пространством.
Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов.
Таким образом, планирование системы платных дополнительных услуг в ДОУ, должно осуществляться в соответствии с интересами детей, их индивидуальными возможностями и возрастными особенностями.

Заключение

Потенциал дополнительного образования используется для построения единого образовательного пространства (педагоги, дети, родители, профессиональные сообщества), обеспечивает повышение качества образовательных услуг. Созданная система в детском саду помогает дошкольникам реализовать свои способности под руководством опытных воспитателей. При этом решаются основные задачи по выявлению способных и талантливых детей, созданию максимально благоприятных условий для разностороннего развития детей, разработке и внедрению нового содержания образования, педагогических технологий, созданию условий дошкольникам для реализации их творческих способностей.
Современный детский сад должен стать открытым, мобильным, быстро реагировать на все изменения и выстраивать деятельность в соответствии с интересами и ожиданиями детей, родителей, общества в целом и государства.
Поэтому детский сад должен вводить новые формы работы с детьми, предоставляя разнообразные образовательные услуги. Современному детскому саду необходимы системные изменения, которые должны произойти в содержании образования, управлении, кадровом ресурсе, внешних связях. Системные изменения требуют определенных усилий, времени и должны быть целенаправленными и взаимосвязанными. Для этого необходимо общее видение и стратегия ДОУ, а так же определенная последовательность шагов и этапов, которые приведут к запланированным результатам.
Дополнительное образование в детскому саду необходимо также для включения ребенка в новую деятельность в новых условиях. Во-вторых, это создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивают ДОУ и семья. Набор дополнительных услуг в каждом дошкольном учреждении индивидуален. В дошкольном учреждении с художественно-эстетическим приоритетом это может быть изобразительная деятельность, роспись по ткани (батик), вышивка, дизайн, бумажная пластика, ритмика, слушание музыки, детский оркестр, детский хор. В учреждении, реализующем приоритетные программы интеллектуального цикла, - шахматы, развивающие игры, занимательная математика, экология и др. А в образовательных учреждениях, занимающихся оздоровлением и физическим развитием, - спортивные секции разных направлений, лечебные процедуры, ЛФК.

Чаще всего, в ДОУ педагоги работают за счет единиц бюджетного штатного расписания. Как правило, функции педагога дополнительного образования исполняет воспитатель, увлеченный каким-нибудь разделом работы – театром, пением, танцами, изобразительной деятельностью, природой. Часто на эту должность приглашают художников, преподавателей иностранного языка, профессиональных танцоров, т. е. людей искусства. И это неплохо, но нередко они переоценивают возможности детей и завышают предъявляемые требования.
Руководящий документ для педагога дополнительного образования – программа, которая утверждается Методическим советом, а при отсутствии последнего – заведующей. Целесообразнее взять парциальную программу дополнительно к основной, по которой работает учреждение.

Список использованной литературы:

1. Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно - метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур» , 2012.

2. Интеграция общего и дополнительного образования Практическое пособие / Под. ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. А. Паладьева. – М.: АРКТИ, 2009.

3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012. №273 - ФЗ

4. Шинкарева Л. В., Воробьева А. А. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении : понятие, виды, особенности реализации // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.) .Т. I. - Пермь : Меркурий, 2011.


После того, как образовательные учреждения получили большую финансовую самостоятельность, увеличилось и количество дополнительных платных услуг в детских садах. При этом остаются вопросы по их документальному оформлению, трудовым взаимоотношениям с преподавателями, налоговому учету. Попробуем разобраться с этими вопросами в нашей статье.

Максимова Карина Юрьевна. Финансовый директор ООО Детский сад «Журавлёнок»

Организация платных услуг в ДОУ. Нормативная база

При организации платных услуг в ДОУ необходимо руководствоваться в первую очередь Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг". Согласно данным нормативным актам организуя платные образовательные услуги в детском саду следует соблюсти ряд требований.

Все про платные услуги в образовательных учреждениях T1M17S Платные услуги в образовательных учреждениях

Во-первых, платные услуги в дошкольном учреждении нельзя оказывать вместо образовательных услуг, предусмотренных государственным (муниципальным) заданием. Таким образом реализуя утвержденную образовательную программу, ДОУ может оказывать дополнительные платные услуги, не связанные с данной программой. При этом многие придерживаются той точки зрения, что платные услуги нельзя оказывать во время работы детского сада, то есть при режиме работы с 7.30 до 19.30. Дополнительные образовательные услуги в ДОУ могут быть оказаны только после 19.30.

Во-вторых, нельзя забывать, что условие о возможности оказания дополнительных платных услуг в детском саду должно быть в обязательном порядке прописано в Уставе учреждения. При отсутствии в Уставе возможности оказывать платные услуги, учреждению необходимо внести в данный документ изменения и только после утверждения новой редакции Устава у детского сада появится право оказывать данный вид услуг.

В-третьих, дополнительные платные услуги в детских садах могут оказываться исключительно на основании договора между организацией и Заказчиком. Договор составляется в простой письменной форме и должен содержать всю необходимую информацию об образовательном учреждении, оказываемой услуге, сроках ее оказания, стоимости, порядке оплаты и прочие обязательные данные. Данные о стоимости не могут противоречить другим источникам такой информации детского сада (например, сайту ДОУ, доске «Информация» и т.д.). Стоимость услуги, устанавливаемая в договоре, не может увеличиваться больше уровня инфляции РФ. При утверждении формы договора на оказание платных образовательных услуг в детском саду можно брать за основу типовые формы договоров, утверждённые органом исполнительной власти в сфере образования в каждом конкретном регионе.

В-четвертых, при организации дополнительных образовательных услуг следует соблюдать требования санитарных норм, должны быть созданы условия для качественного оказания услуги.

В-пятых, дополнительные платные образовательные услуги в детсаду должны оказываться, как и любые другие услуги, в соответствии с «Законом о защите прав потребителей» и Гражданским Кодексом РФ. При этом должны соблюдаться сроки исполнения услуг, их объем и качество.

Также при организации платных образовательных услуг в детских садах не нужно забывать про правильное документальное оформление данного вида деятельности.

Решение об оказании дополнительных платных услуг в ДОУ должно быть в обязательном порядке согласовано с Управляющим советом детского сада (или Управляющим советом образовательной образовательного комплекса). Данное решение должно быть оформлено протоколом собрания, на основании которого необходимо издать приказ руководителя образовательной организации.

Локальная документация по организации платных услуг

Помимо приказа, в образовательном учреждении должны быть разработаны локальные нормативные акты, регулирующие порядок и условия организации и оказания платных образовательных услуг в дошкольном учреждении. Это может быть Положение об оказании платных услуг ДОУ, изменения в учетную политику учреждения, Правила оказания платных образовательных услуг и т.д. Не стоит забывать о графике оказания дополнительных образовательных услуг, их перечне, устанавливаемом исходя из запросов заказчиков (родителей воспитанников) и своих возможностей, должностных инструкциях для преподавателей, расчете цены за оказываемые услуги. И как мы уже говорили ранее, необходимо утвердить форму договора, заключаемого с получателями данной услуги. И конечно же необходимо внести данный вид дохода в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

После проведения всех необходимых процедур по документальному оформлению платных образовательных услуг в детском саду, необходимо решить кадровые вопросы. Оказывать дополнительные платные образовательные услуги могут как штатные преподаватели, так и внешние сотрудники. Штатные сотрудники могут быть привлечены к работе в качестве внутренних совместителей или по договору гражданско-правового характера. Внешние специалисты могут быть приняты в учреждение как по трудовому договору с соблюдений всех прав и гарантий согласно ТК РФ, так и по договору взаимного оказания услуг (гражданско-правовой договор). Гражданско-правовой договор следует заключать с физическим лицом в том случае, если в штатном расписании учреждения отсутствуют требуемые должности. В обоих видах договоров необходимо прописать обязательное условие о сумме и порядке вознаграждения за выполненную работу.

Следует обратить внимание на ч.2 ст. 48 «Закона об образовании в РФ», в которой указано, что «педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника». Формулировка данной статьи не запрещает штатному преподавателю оказывать платные дополнительные образовательные услуги воспитанникам детского сада, в котором он трудится в рамках внутреннего совместительствам, но отсылает нас к тому, что дополнительные платные услуги не могут быть оказаны вовремя и вместо образовательной программы, утвержденной в ДОУ.

Налогообложение платных услуг

Теперь обратимся к вопросу налогообложения платных образовательных услуг в детских садах. Вопрос обложения НДС дополнительных платных услуг является достаточно спорным. Согласно НК РФ, данным налогом «…не облагаются услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями, по реализации общеобразовательных и профессиональных образовательных (основных и дополнительных программ), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии…». Следовательно, необходимо иметь четкое представления относятся ли платные дополнительные услуги к тем, что прописаны в лицензии детского сада. Если принятие решения вызывает вопросы, лучше облагать стоимость услуг НДС в целях избежание дальнейших споров с налоговой инспекцией.

Доходы, полученные от оказания учреждением платных образовательных услуг, включаются в базу по налогу на прибыль в полном объеме. Согласно п 1.1. ст.284 НК РФ образовательные организации могут применять 0 ставку по налогу на прибыль при соблюдении ряда условий:

  • вид образовательной деятельности учреждения должен быть включен в Перечень видов образовательной деятельности, установленный Правительством РФ;
  • учреждение должно иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности;
  • доходы учреждения за налоговый период от ведения образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов от доходов, учитываемых учреждением при определении налоговой базы.
  • в штате учреждения непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

Поэтому при учете доходов от приносящей доход деятельности в качестве объекта налогообложения налогом на прибыль учреждению следует проанализировать данные условия.

В заключение хотелось бы сказать, что развитие платных образовательных услуг в детсадах оказывает положительную динамику в деятельности данных учреждений. У ДОУ появляется дополнительный источник дохода, который оно может использовать в соответствии со своими уставными целями, в том числе и на пополнение материально-технической базы. У педагогического состава, занятого в оказании платных услуг, увеличивается заработная плата. У детского сада появляется больше возможностей для реализации каких-либо образовательных проектов для своих воспитанников.

Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ.

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Как отличить дополнительное образование от основного? И может ли дополнительное образование стать главным в жизни человека? Специалисты до сих пор сомневаются, развивает ли дополнительное образование или только создаёт перегрузки. Но сейчас современное дошкольное образование уже сложно представить без дополнительного.

Дополнительные образовательные услуги как платные, так и бесплатные организуются администрацией ДОУ совместно с коллективом педагогов и осуществляются посредством организации кружковой работы.

Впервые вопрос о введении кружковой работы как формы организации дополнительного образования детей в ДОУ встал в 1996 году, когда появилось инструктивное письмо Министерства образования и Госкомитета РФ по высшему образованию о «Дополнительных образовательных услугах». А в 2001 году Правительство приняло постановление «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования. На основании этих и других документов в ДОУ стали организовываться дополнительные платные услуги по воспитанию и обучению детей. В то же время появились группы художественного творчества, обучения иностранному языку, танцам, подготовке детей к школе, группы здоровья для старших дошкольников, спортивные секции. У дошкольников появилась возможность сменить повседневную обстановку группы на новую. Включение ребёнка в необычную атмосферу, интересную деятельность в другом коллективе стало важным моментом для более интенсивного индивидуального развития личности ребёнка, что не всегда могла обеспечить семья, ДОУ. Оказание дополнительных образовательных (платных или бесплатных) услуг на сегодняшний день - неотъемлемая часть работы каждого образовательного учреждения.

Дополнительные образовательные услуги ДОУ должны быть организованы с учетом норм СанПин, а правила организации прописаны в Письме Министерства РФ от 01.01.2001 г. №28-02-484/16.

Сегодня рынок образовательных услуг широк и многообразен, что и порождает конкуренцию среди ДОУ.

Детские сады выбираются в соответствии с запросами и ребенка, и самих родителей.

Запросы в настоящее время заключаются в следующем: подготовка малыша к школе, приобщение к детскому сообществу, укрепление здоровья, обучение ребенка рисованию, танцам, а самим родителям возможность получения квалифицированной помощи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении предоставляются на платной основе с целью всесторонне удовлетворить образовательные потребности граждан, в том числе и ребенка.

Возможность их оказания предусмотрена уставом образовательного учреждения.

Платные дополнительные услуги дают возможность укрепления материально - технической базы образовательных учреждений, сохранения квалифицированных кадров, стимулирование сотрудников в зависимости от личного вклада каждого, поддержания престижа дошкольного воспитания, привлечения к работе с детьми высококвалифицированных специалистов здравоохранения, науки, культуры для максимального удовлетворения запросов семей.

В настоящее время отмечается интенсивное развитие маркетинговой системы дошкольного образования, что обусловлено изменением ее нормативно-правовой базы, демографической ситуацией, запросами родителей и общества и т.д.

Большинство дошкольных образовательных учреждений стремиться к активному использованию маркетинговых мероприятий с целью обеспечения конкурентно способности ДОУ.

Благодаря получению дополнительных денежных средств в бюджет дошкольного образовательного учреждения, в детских садах появляется возможность приобретать дополнительные пособия, тематические альбомы, создать современный методический кабинет, котором было бы все необходимое для эффективного проведения занятий и педагогического совершенствования педагогов.

Особенность в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Дети, которые посещают детский сад, имеют разные семьи, и соответственно, не для кого не секрет, что не все родители имеют возможность дополнительной платы, но, благодаря дополнительным денежным средствам, в детских садах появляется возможность для каждого ребенка расширить предметный мир и получить всестороннее развитие.

В нашем детском саду существует сочетание традиционного дошкольного образования с дополнительным образованием. Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности ребенка. Наши воспитанники имеют возможность заниматься в различных кружках по интересам. Повышение компетентности, профессионализма воспитателей, специалистов – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. Поэтому одним из главных условий достижения эффективных результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения стала потребность у педагогов в непрерывном профессиональном росте. В нашем детском саду созданы все условия, необходимые для успешного совместного труда всего коллектива. Налажена трудовая дисциплина, а также благоприятный морально-психологический климат позволяет решать поставленные задачи. Атмосфера психологического комфорта, помогает выстроить доверительные отношения с семьями воспитанников. Должным образом организованна воспитательно-образовательная работа с дошкольниками.

Таким образом, получается, что дополнительные образовательные услуги способствуют не только формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности ребенка, за которого родители имеют возможность оплатить. Но и, в какой-то мере, для всех детей, посещающих учебное заведение.

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

1.Изучение спроса на платные дополнительные образовательные услуги, определение предполагаемого контингента воспитанников;

2.Формирование нормативно - правовой базы для оказания платных дополнительных образовательных услуг;

3.Создание условий для предоставления платных дополнительных образовательных услуг;

4.Заключение договоров с заказчиком на оказание платных дополнительных образовательных услуг в каждом случае персонально на определённый срок;

5.В течение оговоренного периода возможны дополнительные соглашения к договору по стоимости обучения. Договора являются отчётным документом и хранятся не менее 5 лет;

6.Издание приказа об организации работы Учреждения по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, утверждение графика работы работников, предоставляющих услуги, сметы доходов и расходов, учебных планов и т. д.

7.Заключение трудовых соглашений со специалистами на предоставление услуг на оказание платных услуг

ФУНКЦИОНИРУЮЩИЕ ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

1. Хореографическая студия «Ритм»

2. Изостудия «Весёлые ладошки»

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО УСТАВУ

Сенсорика

Обучение детей чтению

Риторика

Математика

Театрализованная деятельность

Адаптационная группа

Группы кратковременного пребывания детей

Группы вечернего пребывания

Подготовка к школе детей, не посещающих Учреждение


Конструирование

Проведение семейных праздников

Дополнительные часы пребывания детей в Учреждении

Спортивные секции

Вокальные объединения

Оказание коррекционной и консультативной помощи психолога

Студия раннего развития

Музыкальный театр

Экскурсионная деятельность, превышающая образовательный стандарт

Педагогический и психологический лекторий с практическими занятиями

Кружки по интересам

Предоставление ДОУ платных услуг с учетом последних изменений в законодательстве

Правовая основа предоставления ДОУ платных образовательных услуг

Виды платных услуг, реализуемых ДОУ

Платные дополнительные образовательные услуги

Включение перечня платных услуг в учредительные документы ДОУ

Виды образовательных услуг, не относящихся к платным

Информирование родителей об оказываемых платных услугах

Порядок заключения договоров на оказание платных образовательных услуг

Порядок оплаты образовательных услуг

Нормативные документы

Правовая основа предоставления ДОУ платных образовательных услуг

Согласно п. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации -1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании") государственные и муниципальные образовательные учреждения, в том числе образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования , всех форм собственности и ведомственной принадлежности (далее – ДОУ) вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.


Виды ДОУ, которые вправе оказывать платные дополнительные услуги:

дошкольное образовательное учреждение, постоянно действующее в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ;

образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, действующее в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утв. постановлением Правительства РФ;

общеобразовательное учреждение, в состав которого входят группы дошкольного образования и воспитания детей.

В то же время, согласно подп. "б" п. 11 ст. 3 Федерального закона -ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Закон), ДОУ могут оказывать такие платные услуги лишь "постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям".

Также необходимо обратить внимание на то, что внебюджетная деятельность ДОУ, имевшая ранее формулировку "предпринимательская и иная приносящая доход деятельность", согласно Закону, стала называться "приносящая доход деятельность" (внесены изменения в ст. 47 Закона РФ "Об образовании") – т. е. с предпринимательской теперь не соотносится.

Кроме того, Законом (п. 4 ст. 6) установлено три типа государственных и муниципальных учреждений: автономные, бюджетные и казенные, что для ДОУ различных видов определяет разные возможности по оказанию платных услуг. Так, детский сад, детский сад для детей раннего возраста, детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад комбинированного вида, центр развития ребенка – детский сад могут функционировать в форме бюджетного или автономного учреждения, широко используя возможности по реализации платных услуг населению. Но детский сад компенсирующего вида или начальная школа – детский сад компенсирующего вида, скорее всего, будут функционировать в статусе казенного учреждения (хотя перечень учреждений, относимых к типу казенных, будет выбираться на каждом уровне власти свой). А казенные учреждения, как новый тип учреждений, будут иметь статус, фактически аналогичный статусу ныне действующих бюджетных учреждений , и сметное финансирование с дополнительным ограничением в виде зачисления доходов от приносящей доход деятельности в соответствующий бюджет (так как этот вид деятельности как таковой будет не свойственен данным учреждениям).

Иными словами, платные услуги должны предоставляться ДОУ с целью всестороннего удовлетворения потребности населения, улучшения качества, развития и совершенствования услуг, расширения материально-технической базы, создания возможности для организации и проведения занятий по месту жительства.

Согласно приказу "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования" результаты оказания ДОУ платных дополнительных услуг должны быть отражены в формах федерального статистического наблюдения.

Предоставление ДОУ платных услуг является частью их хозяйственной деятельности и регулируется Налоговым и Гражданским кодексами Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных в них Законом), уставом учреждения, нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ и муниципального образования , на территории которых ДОУ функционирует. Законодательно уточнено, что осуществление приносящей доход деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями допускается, если это не противоречит федеральным законам (подп. "б" п. 11 ст. 3 Закона).

Отношения, возникающие между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников в процессе оказания платных услуг, регулируются Правилами оказания платных образовательных услуг, утв. постановлением Правительства РФ (далее – Правила).

Пункт 3 Правил определяет юридических и физических лиц, на которых распространяется действие этого документа, выделяя "государственные и муниципальные образовательные учреждения дошкольного и общего образования, которые оказывают потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, не предусмотренные соответствующими образовательными программами, федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями".


Виды платных услуг, реализуемых ДОУ

Виды платных услуг, которые может реализовывать ДОУ, устанавливаются различными нормативными актами .

Согласно п. 1 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" к платным образовательным услугам относятся:

обучение по дополнительным образовательным программам;

преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

репетиторство;

занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги.

Согласно Примерному перечню платных дополнительных образовательных услуг, которые ДОУ может оказывать за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, к ним относятся:

1. Образовательные и развивающие услуги:

а) изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;

б) репетиторство с воспитанниками другого образовательного учреждения;

в) различные курсы:

по подготовке к поступлению в учебное заведение;

г) различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам и т. д.;

д) создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т. д. – всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;

е) создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;

ж) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение).

2. Оздоровительные мероприятия: создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика , ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и т. д.).

Действует также постановление Правительства РФ "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг". Государственные услуги в сфере образования и науки определены в перечне, утв. зам. министра образования и науки РФ 16.07.2009. К сожалению, виды услуг, представленные в перечне, сформулированы обобщенно, например, реализация общеобразовательных программ дошкольного образования. Данный недостаток присущ и перечням государственных услуг, формируемым на региональном и муниципальном уровнях, что потребует их пересмотра для упорядочения процедур формирования государственного (муниципального) задания и реализации платных услуг населению согласно Закону № 83ФЗ. При этом регламентированы на настоящий момент методические рекомендации по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений (приказ Минэкономразвития России "Об основных положениях по расчету платы за оказание платных услуг, включенных в перечень платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами власти государственных услуг", утв. постановлением Правительства РФ).


Органы власти субъектов РФ и муниципальных образований должны принять собственный нормативноправовой акт, регламентирующий методику расчета стоимости платных услуг в ДОУ. Это связано с необходимостью формирования цены на платную услугу, соотносимой с утверждаемыми региональными и муниципальными нормативами.

В настоящее время при нормировании затрат применяются корректирующие коэффициенты для различных образовательных программ, что нарушает принцип унификации затрат на государственную услугу, определенный п. 5 ст. 6 Закона № 83ФЗ, а также влечет проблемы при конкурсном порядке размещения государственного задания. Необходимо расширить перечень государственных услуг с учетом вида и профиля предоставляемых ДОУ услуг.

Укрупнение государственных услуг в сфере образования и науки сопровождается более детальным подходом к видам реализованных услуг при определении порядка отчетности образовательных учреждений. Так, возможные виды платных образовательных услуг для ДОУ жестко детерминированы приказом Минэкономразвития России и Федеральной службы государственной статистики "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования".

В соответствии с утвержденными отчетными формами дошкольное образовательное учреждение будет заполнять следующую форму:

Включение перечня платных услуг в учредительные документы ДОУ

Поскольку ДОУ не может осуществлять деятельность, противоречащую своему уставу, то в уставы государственных и муниципальных ДОУ и негосударственных образовательных организаций в обязательном порядке должен быть включен перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления. Принятые в последнее время нормативные правовые акты не содержат новых решений по этому вопросу. Согласно п. 5 ст. 5 Закона № 83ФЗ и автономное, и бюджетное учреждения должны указывать информацию о ведении приносящей доход деятельности в учредительных документах.

В то же время следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" "платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности , финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет".

Виды образовательных услуг, не относящихся к платным

Пункт 4 Правил конкретизирует виды услуг, которые не могут быть реализованы как платные. К ним относятся:

снижение установленной наполняемости групп (классов), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;

реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;

факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

Согласно п. 1 письма Минобразования России -М "Об организации платных дополнительных образовательных услуг" (далее – Письмо) к платным услугам не относятся дополнительные занятия с неуспевающими.

Информирование родителей об оказываемых платных услугах

ДОУ оказывает платные услуги на основании договоров. До заключения договора ДОУ обязано предоставить родителям (законным представителям) потребителя услуги достоверную информацию об учреждении и оказываемых им образовательных услугах (п. 7 Правил).


Способ доведения информации до потребителя, согласно письму Минобразования России ю-31нн-40/31-09 <О методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования>, устанавливается исполнителем самостоятельно, за исключением случаев, которые определены законодательством РФ. При этом исполнитель обязан обеспечить доступность информации для населения, используя объявления, буклеты , проспекты, информацию на стендах, предоставление информации по требованию заказчика. Причем информацию необходимо разместить в удобном для обозрения месте.

Образовательное учреждение, оказывающее платные услуги, обязано довести до потребителя следующую информацию:

а) наименование и место нахождения (адрес) образовательного учреждения, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефоны органов, их выдавших;

б) уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

в) перечень образовательных услуг, стоимость которых включена

в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;

г) стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;

д) порядок приема и требования к поступающим;

е) форму документа, выдаваемого по окончании обучения.

Помимо этого, согласно п. 3.3 ст. 32 Федерального закона ФЗ "О некоммерческих организациях " (далее – Закон "О некоммерческих организациях"), внесенного Законом № 83ФЗ, образовательное учреждение должно обеспечить открытость и доступность следующих документов:

1) учредительных документов государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенных в них изменений;

2) свидетельства о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;

3) решения учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;

4) решения учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;

5) положений о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;

6) плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемого и утверждаемого в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Минфином России;

8) сведений о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

9) государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ);

10) отчета о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества, составляемого и утверждаемого в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.


Открытость вышеперечисленной информации должна учитывать требования законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

При этом сведения о ДОУ (определенные п. 3.3 ст. 32 Закона "О некоммерческих организациях"), согласно п. 3.5, размещаются органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на официальном сайте в сети Интернет на основании информации, предоставляемой государственным (муниципальным) учреждением. А значит, в самом ДОУ должна быть визуально доступна для потребителей услуг информация о сайте, где представлена наиболее полная информация об организационных и финансовых аспектах деятельности ДОУ.

Порядок заключения договоров на оказание платных образовательных услуг

При заключении договоров на оказание платных образовательных услуг необходимо учесть требования, изложенные в письме Минобразования России ин/04 "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг". В частности, необходимо знать условия, противоречащие законодательству. К ним относятся:

«включение в договоры в одностороннем порядке права расторгать договор в случаях неоплаты, просрочки оплаты образовательных услуг, а также в случаях, когда обучающийся отчисляется в связи с невыполнением учебного плана (противоречит в части вопросов оплаты услуг за обучение ст. 310 ГК РФ);

ограничение права потребителей на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг в любое время и без обоснования причин, предоставленное ст. 782 ГК РФ;

условие о невозврате сумм, уплаченных за образовательные услуги, либо о возврате их со значительными удержаниями при отказе от исполнения договора по инициативе потребителя на основании ст. 782 ГК РФ, а также установление штрафа за такой отказ;

установление отдельной оплаты за пересдачу экзаменов, контрольных работ , зачетов, итоговую аттестацию (запрещено ст. 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей");

установление в договорах помимо платы за обучение "безвозмездных единовременных сумм на содержание образовательного учреждения" (противоречит п. 8 ст. 41 Закона РФ "Об образовании");

установление исключительной подсудности по месту нахождения образовательного учреждения (противоречит ст. 17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей")».

Примерная форма договора об оказании платных образовательных услуг государственными и муниципальными ДОУ, а также негосударственными образовательными организациями и индивидуальным предпринимателем утверждена приказом Минобразования России.

Руководитель ДОУ несет в установленном порядке ответственность:

за качество оказания населению платных услуг;

соблюдение сметной, финансовой и трудовой дисциплины;

сохранность материальных и других ценностей в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Договоры на оказание платных услуг подписываются должностными лицами ДОУ, имеющими соответствующие полномочия. Перечень лиц, уполномоченных на право подписания данных договоров, утверждается приказом руководителя ДОУ.


По каждому виду платных дополнительных услуг в ДОУ должны быть разработаны и утверждены образовательная программа и учебные планы. При этом количество часов, предлагаемых в качестве дополнительной образовательной услуги, должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям потребителя.

Кроме того, согласно п. 2 Письма, ДОУ обязано:

на основании заключенных договоров издать приказ об организации в учреждении платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных дополнительных услуг, учебные планы и штаты;

заключить трудовые соглашения со специалистами (или договор подряда с временным трудовым коллективом) на выполнение платных дополнительных услуг.

Порядок оплаты образовательных услуг

Оплата образовательных услуг производится либо в ДОУ (при наличии кассового аппарата), либо в отделениях банка. При расчетах с населением ДОУ должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утверждаемый в установленном порядке, а также выдавать копию документа, подтверждающего прием наличных денег. Прием денег за образовательные услуги производится в этом случае в специально выделенном кабинете материально ответственными лицами, назначенными приказом руководителя ДОУ.

Безналичные расчеты производятся через банковские учреждения и (или) отделения почтовой связи на лицевой счет ДОУ, открытый в органах казначейства, а если ДОУ переходит в тип автономного учреждения, то на счет в кредитной организации или на лицевой счет соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (т. е. автономное учреждение, согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона -ФЗ "Об автономных учреждениях" с изменениями, внесенными Законом, может иметь расчетный счет в кредитном учреждении или обслуживаться через органы казначейства).

Если расчет производится в безналичной форме, то ДОУ должно получить от потребителя квитанцию об оплате с отметкой банка либо копию платежного поручения с отметкой банка.

Цены на платные услуги ДОУ обычно устанавливаются и (или) утверждаются управлениями (департаментами, отделами) образования муниципального образования, в чьей собственности находится учреждение, или субъектом РФ для использования на всей территории региона (п. 4 ст. 9.2 Закона "О некоммерческих организациях" в редакции Закона). По своей структуре и содержанию региональные документы, регламентирующие цены на оказание платных образовательных услуг, мало чем отличаются один от другого. В качестве примера такого документа можно привести приказ Минобразования Московской области "Об утверждении методических рекомендаций по формированию цен на дополнительные образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями Московской области на платной основе". Они устанавливают общие принципы формирования и расходования средств, поступающих от оказания платных услуг населению, а также требования к установлению цен за эти услуги, как правило, не чаще одного раза в год. Обычно цены за платные услуги экономически обосновываются ДОУ, согласовываются с управлением образования администрации муниципального образования и утверждаются постановлением администрации муниципального образования.

В соответствии с подп. 4 п. 5 ст. 6 Закона № 83ФЗ порядок определения платы за реализуемые услуги устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя ДОУ, если иное не предусмотрено федеральным законом. Условия оказания одних и тех же услуг, а также плата за них должны быть одинаковы.


Согласно Закону оказание ДОУ платных услуг рассматривается как приносящая доход деятельность, а плата за услуги – как выручка от реализации этих услуг. Поскольку взаимоотношения ДОУ, воспитанника (обучающегося) и его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим сроки предоставления образовательных услуг, размер платы за них и иные условия, то средства, полученные ДОУ в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, подлежат включению в налогооблагаемую базу при наступлении отчетного периода, к которому они имеют отношение по условиям договора. При этом момент реализации платных образовательных услуг совпадает со сроком истечения соответствующего периода обучения, за который вносится оплата согласно условиям заключаемых договоров.

Нормативные документы

Федеральный закон -ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от 01.01.2001)

Федеральный закон -ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 01.01.2001)

Закон Российской Федерации -1 "Об образовании" (ред. от 01.01.2001)

Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" (ред. от 01.01.2001)

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ

Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" (ред. от 01.01.2001)

Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утв. постановлением Правительства РФ

Приказ Росстата "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования" (ред. от 01.01.2001)

Приказ Минобразования России "Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования"

<Письмо> Минобразования России от 01.01.2001 № /31-15 "О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования"

Письмо Минобразования России ю-31нн-40/31-09 <О Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования>

Письмо Минобразования России от 01.01.2001 № ин/04 "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг"

Письмо Минобразования России -М "Об организации платных дополнительных образовательных услуг"