Организации называют по-разному: всё зависит от особенностей их деятельности, количества персонала, масштабов работы. Есть существенная разница между предприятиями и учреждениями, однако она заметна далеко не сразу. Понимание отличий поможет грамотно использовать наименование организаций в своей повседневной деятельности.

Определение

Предприятие – коммерческая организация, обладающая статусом юридического лица и преследующая коммерческие цели: производство продукции, торговля товарами, оказание услуг и выполнение работ. В состав юр.лица входит широкий перечень активов, в числе которых – движимое и недвижимое имущество, исключительные права, оборотные средства, готовая продукция и сырьё и многое другое.

Учреждение – некоммерческая организация, созданная для выполнения задач, связанных с социально-культурной, просветительской, образовательной и иной деятельностью, не предполагающей напрямую с заработка денег. Собственником может выступать как частное, так и юридическое лицо, государство, финансируя проект частично или полностью.

Сравнение

Таким образом, основное отличие предприятия и учреждения – это цели деятельности. Предприятие занимается исключительно коммерческой активностью, ставя во главу угла извлечение прибыли. Его эффективность оценивают по уровню рентабельности, то есть чистой прибыли. Учреждение преследует иные цели, в числе которых – обучение граждан, благотворительность и просвещение. Оценить его эффективность можно и качественными, и количественными показателями: объём собранных средств, число вылеченных пациентов и т.д. Стоит заметить, что имущество предприятия принимается на праве хозяйственного ведения, учреждения – оперативного управления.

Выводы сайт

  1. Деятельность. Предприятие – это хозяйствующий субъект, который занимается предпринимательством. Учреждение осуществляет некоммерческую деятельность.
  2. Цели существования. Предприятие ориентировано на получение прибыли, учреждение – на обучение, лечение, просвещение граждан, а также иные важные задачи, не связанные с заработком денег.
  3. Функции. Предприятие занимается производственно-торговой деятельностью или оказанием услуг на возмездной основе, учреждение – выполняет социальные, управленческие и иные функции бесплатно.
  4. Вещные права на имущество. Руководитель принимает предприятие на праве хозяйственного ведения, учреждение – оперативного управления.

Унитарное предприятие в России (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие — ГУП, Муниципальное унитарное предприятие — МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП) — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество.
В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Учредительным документом унитарного предприятия является устав.
Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.
В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ФГУП — на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.
Виды государственных унитарных предприятий
1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, ¬федеральное госпредприятие и госпредприятие субъекта РФ (госпредп¬риятие), муниципальное предприятие;
2. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, ¬
федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (казенное предприятие).
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав, неизвестную развитому законодательству. Это - вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц-несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.
Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.
Согласно ст. 295 ГК собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Статья 294. Право хозяйственного ведения

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Статья 296. Право оперативного управления

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия

1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Бюджетное учреждение — по российскому законодательству это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (англ. budget institution) - по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами гос-ной власти РФ, органами гос-ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ*). Б.у. является некоммерческой организацией.
В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы Б.у., получаемые как из бюджета и гос-ных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг, др. доходы, получаемые от использования гос-ной или муниципальной собственности, закрепленной за Б.у. на праве оперативного управления, и иной деятельности.
При уменьшении уполномоченными органами гос-ной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых Б.у., такое учреждение и др. сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, то и др. условия договора. Сторона договора вправе потребовать от Б.у. только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.
Статус бюджетной организации имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками:
1. В качестве учредителей организации должны выступить органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.
2. В качестве цели создания бюджетной организация в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. В то же время, указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы.
Основная масса бюджетных организаций осуществляет те или иные виды платной деятельности и получает, таким образом, средства, необходимые для своего развития. Однако получение прибыли не является и не может являться целью бюджетной организации. А все самостоятельно заработанные ею средства должны направляться исключительно на расширение и развитие системы услуг, для предоставления которых она создана.
3. Бюджетная организация должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.
Данный признак имеет следующую особенность: само по себе получение финансирования из бюджета еще не говорит о том, что данная организация является бюджетной. Бюджетные средства выделяются не только бюджетным организациям, но и коммерческим структурам. Это осуществляется в многочисленных формах, начиная от закупки различных товаров в государственных или муниципальных целях и кончая предоставлением финансовой поддержки в виде дотаций, субвенций, субсидий и т.п.
4. Основой финансового планирования бюджетной организации является смета доходов и расходов. До начала финансового года бюджетная организация обязательно составляет этот документ, по истечении отчетного периода обязательно составляется баланс исполнения сметы.
Следует обратить внимание, что только сочетание всех перечисленных признаков вместе по отношению к одной структуре дает бюджетную организацию, каждый из названных признаков сам по себе не означает, что мы имеем дело с бюджетной организацией.
Виды бюджетных организаций.
Бюджетные организации могут классифицироваться по ряду признаков.
В зависимости от выполняемых ими функций (т.е. по роду деятельности) бюджетные организации могут подразделяться в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета.
По этому признаку можно выделить бюджетные организации, реализующие функции государства и, соответственно, получающие финансирование по разделам бюджетной классификации:
государственное управление и местное самоуправление, к которому, в частности, относится Комитет РФ по финансовому мониторингу, Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству, Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ;
судебная власть, в том числе Конституционный Суд, Верховный Суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд;
международная деятельность, посольства и представительства за рубежом и т.д.
В зависимости от источника финансирования бюджетные организации могут быть разделены на следующие группы:
финансируемые за счет средств федерального бюджета;
финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ;
финансируемые за счет средств местных бюджетов.
По источникам формирования средств бюджетные организации могут быть разделены на две группы:
* бюджетные организации, оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, имеющие собственные источники средств;
* бюджетные организации, не оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, не имеющие собственных источников средств.
Место финансов бюджетных организаций в финансовой системе РФ.


Вместе с тем деятельности предприятий часто сопут­ствует выполнение отдельных функций, характерных для учреж­дений, и, наоборот, учреждения могут выполнять работу, характер­ную для предприятий (например, в научно-исследовательских уч­реждениях часто функционируют экспериментальные и другие за­воды, различные производственные подразделения). В Гражданском кодексе РФ обозначены государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113)

Чем организация отличается от учреждения

В некоторых случаях некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

По решению учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, некоммерческая организация может быть реорганизована.

Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Некоммерческая организация может заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой она создана; сама бизнес-деятельность должна соответствовать этим целям.

Учреждение - некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично -ст.

120 ГК РФ. а Организация — может быть как коммерческой, т.е. с полученим прибыли. как юр.лицо (Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде — ст. 48 ГК РФ, В этом случае «образовательное учреждение» может вести предусмотренную его уставом предпринимательскую деятельность, в том числе заниматься реализацией и сдачей в аренду своего имущества; оказывать платные образовательные услуги и др.

Учреждение функционирует на основе устава.

В нем должны содержаться сведения о наименовании и месте нахождения учреждения, предмете и целях деятельности, порядке управления, источниках формирования имущества и др.

Собственник учреждения обязан финансировать учреждение полностью или частично.

Поскольку органам государственной власти запрещено вести деятельность, приносящую доход, то финансирование таких учреждений должно полностью осуществляться за счет соответствующего бюджета.

Учреждение (организация) это

Учредительным документом данных юридических лиц является устав, утверждаемый собственником. Наименования учреждения должно включать в себя указания на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: «Частный музей А.

А. Корнеева». «Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Чем отличается организация от предприятия: практический аспект

Давайте для расширения кругозора пройдёмся ещё.

Итак, субъекты экономической деятельности могут принимать различные организационные формы (технические предприятия, общество с ограниченной ответственностью) и действуют в строго определённом секторе. Тогда как объединения присутствуют везде, где есть хотя бы два человека.

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели?

По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Разница между учреждением и организацией

Организация – объединение людей и ресурсов, созданное для выполнения тех или иных задач, удовлетворения интересов и нужд людей. Распределение ролей и обязанностей может быть как формальным, так и неформальным.

Организации, действующие в сфере экономической и политической деятельности, нуждаются в обязательной регистрации. В то же время, часть неформальных объединений (союзы художников, группы по интересам), могут действовать совершенно свободно на принципах добровольного участия.

Под предприятием в общем смысле следует понимать имущественный комплекс, который используется для ведения предпринимательской деятельности. В его состав включаются все виды материальных ценностей. К ним в числе прочего относят земельный участок, оборудование, сооружения, продукцию, сырье. Этот комплекс в целом или какая-либо его часть может выступать в качестве объекта аренды, залога, купли-продажи и прочих сделок. Существуют различные организационно-правовые формы предприятий. Рассмотрим одну из них.

Муниципальные предприятия и учреждения и их собственники

В качестве владельца таких организаций выступает местный орган власти. Им же осуществляется управление муниципальными предприятиями. Собственник может направлять его работу по любому пути согласно законодательству. Орган местной власти имеет возможность:

  1. Создавать, реорганизовывать, ликвидировать муниципальные предприятия и учреждения.
  2. Определять предмет и цели работы этих комплексов.
  3. Назначать руководителей.
  4. Контролировать использование и сохранность материальных ценностей, вверенных предприятиям.

Специфика работы

Деятельность муниципальных предприятий, касающаяся социального обслуживания, находится за рамками традиционного предпринимательства, конкурентной борьбы за привлечение капиталов. Их функционирование дополняется необходимостью предоставлять услуги населению без расчета на извлечение прибыли. Муниципальное коммунальное предприятие или иной другой обслуживающий комплекс может использовать рыночные механизмы, внедрять опыт администрирования частными компаниями. Это благотворно влияет на работу комплекса, повышает эффективность использования предоставленных ему ресурсов.

Законодательное регулирование

Учитывая специфику работы рассматриваемых комплексов, нормативные акты регламентируют процедуру их создания. Так, муниципальное казенное предприятие направляет большую часть своей продукции, работ или услуг на удовлетворение нужд МО. Такой комплекс выпускает товар по установленной стоимости для решения общественных задач.

Единая цена назначается и на категории работ и услуг. Муниципальное казенное предприятие получает дотации от государства. В соответствии с этим определяется цель его функционирования. Кроме того, комплексы такого типа в ряде случаев ведут убыточные производства. Такая регламентация устанавливается в ФЗ № 161.

Муниципальное предприятие использует материальные ценности, приватизация которых не допускается. Его функционирование направлено на решение различных социальных задач. К ним в числе прочего относят и реализацию услуг и товаров по минимальной стоимости.

Некоторые нюансы

Новые муниципальные предприятия города или иного населенного пункта создаются достаточно редко. Объектов, приватизация которых законодательством запрещена, в настоящее время не так много. При этом их юридический статус четко регламентируется нормативными актами.

Муниципальное предприятие, которое создается для оказания услуг либо реализации продукции по минимальной стоимости, достаточно сложно существовать без дотаций. Во всех случаях, фактически, имеет место бесприбыльная работа комплексов. Организация муниципальных предприятий, в этой связи, автоматически привязывается к бюджетным поступлениям. Это, в свою очередь, противоречит в определенном смысле положениям ГК. Кодекс, в частности, относит муниципальное предприятие к коммерческой структуре. Работу такого объединения без прибыли сложно представить. С другой же стороны, в Законе "О банкротстве" установлена обязанность учредителя, в данном случае - муниципального образования, не допустить несостоятельности созданного им предприятия.

Расширение сферы

Учитывая сложившуюся в настоящее время экономическую ситуацию, ряд экспертов полагают, что условий для образования хозяйствующих комплексов необходимо больше. Муниципальные предприятия функционируют сегодня во всех отраслях экономики. Они предоставляют услуги, создают рабочие места, получают доходы, которые направляются в бюджет и собственное развитие. Тем не менее многие из них получают государственные и региональные дотации. В этой связи сложно говорить о какой-то прибыльности таких предприятий. Новые условия их создания позволили бы:

  1. Заполнить рыночные ниши. Это актуально в случае отсутствия какого-либо профильного предприятия, недостаточной активности частных инвестиций, наличия повышенного или неудовлетворенного спроса.
  2. Ликвидировать монополии какого-либо производителя или продукции на местном рынке.
  3. Быстро реализовать выгодный проект.
  4. Снять напряженность на рынке труда.

Все эти проблемы присутствуют сегодня в социальной сфере. В этой области производственный процесс обуславливается не только стремлением извлечь прибыль, но и общественной полезностью, интересами социальной справедливости, платежеспособного спроса и проч. Создавая новое муниципальное предприятие, необходимо учитывать наличие на рынке частных компаний, последствия их работы для населения. Некоторые услуги целесообразнее оставить этим объединениям. Перед учреждением муниципального предприятия местные органы должны изучить возможности, существующие в частном секторе.

Классификация

Права муниципальных унитарных предприятий законодательно ограничены. Между тем такие комплексы обладают определенной степенью самостоятельности и в юридическом, и в хозяйственном смысле. В соответствии с этим критерием выделяют следующие группы:

  1. Предприятия, не обладающие ни хозяйственной, ни правовой самостоятельностью. В них присутствуют собственные административные органы. Тем не менее, по своей сути, такие комплексы выступают в качестве подразделений местной администрации. Расходы и доходы таких предприятий интегрируются в местный бюджет. Функционирование комплексов осуществляется в соответствии с поступающими из местных органов власти указаниями. В общем смысле, муниципалитет действует как одно предприятие, при этом координируя работу своих подразделений.
  2. Комплексы, обладающие юридической и хозяйственной самостоятельностью. В данном случае имеют место определенные права муниципальных предприятий, однако ключевые решения, касающиеся работы принимаются в администрации. В местном бюджете показывают только результаты их финансовой деятельности. Прибыль, которую получают такие предприятия, обычно не покрывает их расходов. Это обуславливается тем, что местная и региональная власть устанавливает соответствующие цены для них. В частности это касается транспорта, связи, услуг ЖКХ. В качестве источников финансирования предприятий выступают средства населения (потребителей), а также поступления из местного бюджета. В промышленных центрах, крупных муниципальных образованиях такие комплексы могут зарабатывать деньги самостоятельно и направлять прибыль на улучшение обслуживания граждан.
  3. Предприятия, осуществляющие деятельность на коммерческой основе. Такие комплексы выводятся из структуры администрации. Их передают в доверительное управление специалистам (менеджерам). Предприятия осуществляют реализацию товаров по рыночной стоимости. К ним относят разные строительные, промышленные, сельскохозяйственные, торговые и прочие комплексы. Они вправе осуществлять свою работу в форме акционерного либо другого хозяйствующего общества, которое учреждается органами местной власти. Последним принадлежит контрольный пакет ценных бумаг. Эти предприятия обладают свободой в своих действиях, имеют конкретный юридический статус. Они работают для нужд массового потребителя, за пределами местных рынков в том числе.

Имущество муниципального предприятия

Муниципальное образование (МО) может перевести созданный им комплекс на самоокупаемость, сочетая с этим предоставление дотаций потребителям (форма адресной поддержки). В процессе перехода на коммерческую основу, увеличения объема платных услуг, с одной стороны, ликвидируется граница между муниципальными учреждениями и предприятиями, а с другой - между последними и частными компаниями. Тем не менее, несмотря на определенную степень свободы действий по отношению к созданному комплексу, МО обязано соблюдать законодательные предписания. Ими гарантируются права и самого предприятия, и его руководства.

Функционирование комплексов осуществляется, преимущественно, на базе хозяйственного ведения. Это право предоставляет определенные полномочия предприятию на пользование, владение, распоряжение материальными ценностями, любыми движимыми объектами, финансами в том числе, по собственному усмотрению. Кроме того, оно может сдавать в аренду, продавать, менять, отдавать в залог.

Исключением выступают недвижимые объекты. На них не распространяется право распоряжения по собственному усмотрению. Для осуществления той или иной сделки необходимо согласование с собственником. На практике полномочия передаются руководителю предприятия. Он единолично реализует их. Взаимоотношения руководителя и собственника регламентируются трудовым законодательством.

Обязательства, возможности, запреты

Вмешательство собственника в деятельность муниципального предприятия, согласно ГК, вне установленных для него полномочий, считается незаконным. Владелец может осуществить изъятие только неиспользуемых по назначению материальных ценностей и распорядиться ими по собственному усмотрению.

Муниципальное предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое ему принадлежит. МО несет ответственность только в случае банкротства созданного им комплекса. Иные обязательства к нему не относятся. При банкротстве возникает субсидиарная ответственность. Такое же правило действует при недостаче имущества казенного предприятия.

Проблемы отрасли

В законодательстве не установлена обязательность проведения независимого аудита для муниципальных предприятий, а также создания каких-либо надзорных структур внутри него. Отсутствие контрольных функций у МО часто приводит к нарушению финансовой дисциплины.

Например, денежные средства муниципальных предприятий направляются в другие компании для сокрытия возникшей прибыли, начинают заключаться сделки для удовлетворения индивидуальных интересов руководства. Кроме этого, зачастую предоставляется необъективная или неполная информация о работе, что, соответственно, не позволяет предупреждать и пресекать неправомерные действия.

В некоторых случаях полномочия, которыми обладает собственник, не позволяют не только предъявлять к руководителям предприятий требования, но и определять показатели их экономической эффективности (отчетные или плановые). ТК, обеспечивая эффективную защиту работников, вместе с этим существенно осложняет процесс применения к ним мер ответственности.

Сокращение сектора

Оно давно обсуждается на правительственном уровне. Чиновники предлагают два варианта ликвидации муниципальных предприятий:

  1. Отчуждение непрофильных активов по закону о приватизации. В рамках этого подхода продажа должна осуществляться в обязательном порядке по любой стоимости. Речь, в частности, идет о проведении аукциона. Если первые торги не состоялись, то назначаются повторные. При этом начальная цена не объявляется.
  2. Преобразование в муниципальное учреждение с наделением права зарабатывать деньги сверх установленной суммы в смете.

Возможные последствия

Распродажа муниципальных предприятий может способствовать сокращению неотчуждаемого минимума имущества, который необходим местной власти для реализации своих полномочий. В соответствии с этим МО может лишиться статуса хозяйствующего субъекта. Это, в свою очередь, будет противоречить основополагающим нормативным актам местного самоуправления.

Муниципалитеты обязаны обладать для реализации своих функций и решения социально-экономических проблем. В условиях рыночных отношений для местных органов это означает не только возможность, но и необходимость иметь в своем распоряжении коммерческие структуры, сочетая обязательные и добровольные полномочия.

Между тем немаловажен другой аспект устранения муниципальных предприятий. Эти комплексы несут на себе основную социальную нагрузку и обеспечивают сдерживание повышения тарифов на жизненно важные услуги, получая при необходимости бюджетные дотации. Однако муниципальное предприятие, функционирующее на правах хозяйственного ведения, в любой момент может быть переведено на хозрасчет с исключением остатков финансирования из бюджета.

Если отменить тарифное регулирование, то есть допустить предоставление услуг населению по стоимости, включающей хотя бы средний доход, то это станет доступно любому комплексу. В этом случае оно мало чем будет отличаться от частной компании по силе мотивации. А дотации будут переадресовываться непосредственно потребителям.

Предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия входят все виды имущества для его деятельности, включая земельный участок, здания, сооружения, оборудование, сырье, продукцию, а также права. Предприятие в целом или его часть может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок.
Муниципальное предприятие как организационно-правовая форма является унитарным и принадлежит муниципальному образованию. Функции собственника исполняет орган местного самоуправления. Собственник волен направлять функционирование своих предприятий по любому пути в рамках законодательства.
Как учредитель предприятия муниципальное образование имеет право:
на создание предприятия, его реорганизацию и ликвидацию;
на определение предмета и целей деятельности предприятия;
на назначение руководителя предприятия;
на контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Деятельность предприятий, связанная с социальным обслуживанием, выходит за рамки классического предпринимательства, конкуренции за привлечение капиталов и дополняется, в частности, необходимостью обслуживания населения без расчета на получение максимальной прибыли. Предприятие применяет рыночные механизмы, опыт управления частными предприятиями, что способствует повышению эффективности использования ресурсов муниципального сектора. Но прибыль здесь прежде всего служит средством достижения более высоких целей.
Учитывая такую специфику, законодательство регламентирует учреждения муниципального предприятия. В соответствии с Зако-
ном «О государственных и муниципальных предприятиях» №161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. они представлены в табл. 3.2.
Таблица 3.2. Случаи, обусловливающие учреждение муниципального предприятия Муниципальное предприятие Муниципальное казенное предприятие 1. Использование имущества, привати-зация которого запрещена
Осуществление деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации товаров и услуг по минимальным ценам) 1. Преобладающая или значительная часть продукции, работ, услуг предна-значена для нужд муниципального образования
Производство товаров, выполнение работ, оказание услуг, реализуемых по установленным ценам в целях решения социальных задач
Осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств Случаи учреждения новых муниципальных предприятий весьма ограничены. Имущества, приватизация которого запрещена, осталось немного, и его правовое положение регулируется федеральными актами. Муниципальному предприятию, создаваемому для реализации товаров и услуг по минимальным ценам, трудно функционировать без дотаций. Фактически все случаи затрагивают функционирование предприятия на бесприбыльной основе, что автоматически привязывает его к бюджетным дотациям и противоречит ГК РФ, квалифицирующему муниципальные предприятия как коммерческие, а коммерцию без прибыли представить сложно. С другой стороны, Законом «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливается обязанность учредителя - муниципального образования принимать меры к предупреждению банкротства муниципального предприятия.
Муниципальные предприятия действуют во всех отраслях го-родского хозяйства, оказывая услуги, создавая рабочие места, получая доходы для собственного развития и муниципальной казны. Но многие из них дотируются из местных и региональных бюджетов, и говорить о прибыльности муниципальных предприятий в целом не приходится. При этом казенные предприятия мало чем отличаются от учреждений, их можно условно считать коммерческими.
С учетом реальности социально-экономической ситуации случаев создания муниципальных предприятий должно быть больше. Они необходимы для:
заполнения ниши рынка, т.е. при отсутствии на рынке предприятий какого-либо профиля, слабой активности ча-стного капитала, наличии неудовлетворенного спроса;
ликвидации монополии на местном рынке какого-либо производителя и товара;
снятия напряженности на рынке труда;
быстрой реализации выгодного проекта.
Эти случаи тем более необходимы для решения чисто социальных задач муниципального образования, поскольку здесь необходимость производства диктуется интересами не только получения прибыли, но и общественной полезности, платежеспособного спроса, социальной справедливости, влияния на окружающую природную среду.
При создании новых муниципальных предприятий невозможно не учитывать присутствия на рынке частных предприятий и последствий их деятельности для местного населения. Ряд видов услуг выгоднее оставить для рыночного предпринимательства. И прежде чем принять решение о создании муниципального предприятия, органы местного самоуправления должны изучить возможности частного сектора. Даже в случае появления на рынке частной монополии в жизненно важных сферах (электро-, водоснабжение и др.) необяза-тельно принуждать ее к реорганизации, можно той же цели достигнуть регулированием цен, поставок.
По уровню правовой и хозяйственной самостоятельности муниципальные предприятия и учреждения делятся на три группы:
не наделенные ни правовой, ни хозяйственной самостоятельностью; они имеют собственные органы управления, но по существу являются подразделениями местной администрации, их доходы и расходы интегрированы в местный бюджет, функционируют на основе указаний органов местного самоуправления. Муниципалитет функционирует как одно предприятие, координируя действия подразделений;
имеющие хозяйственную самостоятельность, юридический статус; они выведены из структуры администрации, но наиболее важные решения по вопросам их деятельности принимает администрация; в местном бюджете отражаются лишь результаты финансовой деятельности. Выручка, как правило, не покрывает издержек, так как цены устанавливают региональные и местные власти (предприятия транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства). Источника-ми их финансирования служат средства потребителей услуг, местного бюджета. В крупных городах, промышленных центрах, на густонаселенных территориях эти предприятия могут самостоятельно зарабатывать деньги для улучшения обслуживания населения;
действующие полностью на коммерческой основе; эти предприятия выводятся из организационной структуры администрации, передаются в доверительное управление менеджерами и реализуют продукцию по рыночным ценам (предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительные, торговли, общественного питания). Могут иметь организационно-правовую форму акционерного или другого хозяйственного общества, учрежденного местным самоуправлением, в котором ему принадлежит контрольный пакет акций.
Такие предприятия имеют юридический статус, свободу действий, работают на массового потребителя, в том числе за пределами местного рынка; это переходная форма к частному предприятию.
Муниципальное образование всегда может перевести предприятие на самоокупаемость в сочетании с предоставлением дотации потребителям (адресная поддержка). По мере коммерциализации, повышения доли платных услуг устраняется граница, с одной стороны, между муниципальными предприятиями и учреждениями, а с другой - между муниципальными и частными предприятиями.
Несмотря на свободу действий в отношении своего предприятия муниципальное образование обязано соблюдать законодательство, которым гарантируются определенные права как предприятию, так и его руководителям.
Муниципальные предприятия функционируют, как правило, на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения предоставляет полномочия по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника, любым движимым имуществом, в том числе деньгами, по своему усмотрению, в том числе сдачей в аренду, залогом, меной, продажей, передачей в доверительное управление. Право владения и пользования по своему усмотрению распространяется на недвижимое имущество (без права распоряжения). Распоряжение недвижимым имуществом возможно с согласия собственника. Реально эти полномочия единолично осуществляются руководителем предприятия, взаимоотношения которого с собст-венником регулируются законодательством о труде.
В соответствии с ГК РФ вмешательство собственника вне установленного круга полномочий в деятельность предприятий, которым имущество было передано в хозяйственное ведение, считается неправомерным. Собственник может изъять лишь неиспользуемое по назначению имущество и распорядиться им по усмотрению.
Муниципальное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Муниципальное образование не несет ответственности по обяза-тельствам предприятия за исключением последствий банкротства, вызванного вмешательством местного самоуправления. В этом случае возникает субсидиарная ответственность по его обязательствам. Такую же ответственность муниципальное образование несет при недостаточности имущества своего казенного предприятия.
С согласия собственника муниципальное предприятие может быть участником коммерческих и некоммерческих организаций, распоряжаться принадлежащими ему акциями, долями в хозяйственных обществах или товариществах.
В соответствии с ГК РФ органом управления в муниципальных предприятиях является директор, т.е. коллегиальные органы управ- ления исключаются. Руководитель предприятия управляет финансовыми потоками, в том числе самостоятельно принимает решения об использовании прибыли.
Для муниципального предприятия определяются следующие показатели экономической эффективности деятельности (плановые и отчетные) (табл. 3.3).
Таблица 3.3. Показатели экономической эффективности предприятия
Показатель
Унитарные предприятия
Открытые акционерные общества
+ +
+ +
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) Чистая прибыль
+
+
Прибыль, подлежащая перечислению в местный бюджет Дивиденды, подлежащие перечислению в местный бюджет Чистые активы
Законодательство не устанавливает обязательного независимого аудита для унитарных предприятий, создания на предприятии ка- ких-либо контрольных органов.
Отсутствие у муниципального образования необходимых контрольных функций приводит к нарушениям предприятиями финансовой дисциплины: денежные потоки муниципальных предприятий переводятся в другие фирмы для сокрытия прибыли; заключаются сделки для удовлетворения личных интересов руководителей. Скрывается объективная информация о деятельности предприятий, что не позволяет предотвращать противоправные действия.
В ряде случаев полномочия собственника не дают возможности не только требовать от руководителя предприятия достижения определенных качественных показателей деятельности, но и определять эти показатели. Трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия.
Управление в муниципальных предприятиях уже не отвечает современным требованиям. В частности, наряду с руководителем нужен коллегиальный орган управления, полномочия которого были бы аналогичны полномочиям наблюдательного совета (совета ди-ректоров) акционерного общества (с учетом специфики унитарного предприятия).
По данным Росстата, в 2004 г. в Едином государственном регистре учтено 3,8 млн организаций и предприятий, в том числе 239 тыс. муниципальных и 157 тыс. государственных; строительных предприятий - ИЗ тыс., из них муниципальных - 972, государственных - 2700. За годы реформ их активы, полученные в наследство от СССР, во многих случаях распроданы, износились физически и морально.
Правительство РФ предполагает дальнейшее сокращение числа муниципальных предприятий с использованием двух путей их ликвидации:
отчуждения непрофильных активов в соответствии с законом о приватизации; продажа обязательна за любую цену, т.е. если аукцион не состоится, то объект выставляется на повторные торги без объявления начальной цены;
преобразования в муниципальные учреждения с правом ведения хозяйственной деятельности для зарабатывания денег сверх устанавливаемой сметой суммы.
Все это потребует изменений в законе о государственных (муниципальных) предприятиях или его отмены.
Муниципальный сектор превращается в совокупность самоуправляемых территориальных единиц с функциями регулирования деятельности хозяйствующих субъектов и финансовыми ресурсами для реализации социальной политики государства. Статус предприятий разных форм собственности все больше выравнивается. Их объединяет принадлежность к определенной территории, национальному или местному рынку, а не к министерству (ведомству). Для местного самоуправления все предприятия на территории муниципального образования равноценны и различаются лишь режимом налогообложения: какие налоги, в какой бюджет, кто платит.
Муниципальные предприятия не оказывают сколько-нибудь существенного влияния на местную казну: бюджеты наполняют налоговые доходы и дотации.
При равных рыночных условиях ни одна форма собственности не имеет преимуществ, принадлежность хозяйствующих субъектов какому-либо собственнику не имеет сколько-нибудь существенного значения. Цена и качество услуг становятся исчерпывающими критериями получения социального заказа.
Теоретически возможно представить обслуживание даже без наличия у местного самоуправления имущества или предприятий. Оно и сейчас обеспечивается за счет привлеченных из других бюджетов средств, а не доходами от производственно-финансовой деятельности. Если поступлений средств из других бюджетов становится достаточно для выполнения социальных функций, то муниципальное образование может ограничиваться ролью заказчика на производство социальных товаров и услуг предприятиями и учреждениями любых других форм собственности и хозяйствования, т.е.
посредника между населением и поставщиками товаров и услуг. Для этого требуется внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, в частности о порядке оплаты из бюджета услуг, оказываемых частными предприятиями, создание равных условий для конкуренции при наличии бюджетной поддержки муниципальных предприятий.
Но зачем распродавать муниципальные предприятия, искусственно подгонять унификацию форм хозяйствования, если процесс сближения идет объективно; укрепит ли это экономическую базу муниципальных образований?
Те, кто осуществлял приватизацию, полагают, что всякая частная предпринимательская структура добивается лучшего соотношения цены и качества, чем муниципальное предприятие, а частных фирм, желающих вкладывать деньги в малопривлекательную сферу, будет достаточно; муниципальные образования получат и единовременный доход, и ежегодные налоговые платежи.
Однако после нескольких приватизационных кампаний социальное обслуживание не стало дешевле и лучше. Приватизация меняет форму собственности, замещает общественное частным и не увеличивает численность субъектов рынка, не усиливает конкуренцию. Что касается эффективности производства, то от формы собственности она ни теоретически, ни практически не зависит. Выбор в пользу частных фирм для предложения услуг населению возможен лишь при явном их преимуществе по цене и качеству и при гарантированном поступлении налоговых платежей в местные бюджеты, а не по месту другого юридического адреса.
Распродажа может сократить неотчуждаемый минимум имущества, необходимый местному самоуправлению для выполнения полномочий, привести к утрате муниципальными образованиями статуса хозяйствующих субъектов, что противоречит основополагающим актам о местном самоуправлении. Европейская хартия местного само-управления и Конституция РФ обязывают муниципалитеты для обеспечения автономии иметь собственные источники средств, чтобы выполнять функции социально-экономического развития. А в условиях рыночного хозяйствования для органов местного самоуправления это означает возможность и необходимость иметь в распоряжении коммерческие предприятия, сочетать обязательные полномочия с добровольными. Ведь частное предприятие не может гарантировать сохранение профиля обслуживания при изменении конъюнктуры. Оно всегда ориентируется на максимально высокие цены услуги, тем более в условиях монопольного положения.
Не менее важен и такой аспект последствий ликвидации муниципальных предприятий: они несут социальную нагрузку и сдерживают рост тарифов на жилищно-коммунальные и другие услуги, при необходимости получая дотации из местного бюджета.
Но муниципальное предприятие на праве хозяйственного ведения всегда может быть переведено на полный хозяйственный расчет с отключением от остатков бюджетного финансирования. Если же отменить регулирование платежей за услуги населению, т.е. допустить их предоставление по ценам, включающим хотя бы среднюю прибыль, то это будет доступно любому муниципальному предприятию, и оно ничем не будет отличаться от частного по силе мотивации. При этом дотации переадресуются непосредственно потребителям услуг.
У местной власти тоже есть интерес к доходному бизнесу, в том числе к выходящему за рамки его территории. Муниципальные предприятия могут освоить любой сегмент рынка. Муниципальные образования участвуют в строительстве крупных объектов общественной значимости, торговых портов, спортивных сооружений и т.д.
Сейчас бизнес не проявляет особого интереса к оставшимся муниципальным объектам. Но ситуация изменится по мере усиления конкуренции за прибыльные вложения в других отраслях, укрепле-ния реальной власти на местах, способной гарантировать долго- срочность правил и вложений, перевода муниципального сектора на рыночные условия, прежде всего жилищно-коммунального хозяйства, путем сокращения расходных полномочий местного самоуправления и доведения платы за коммунальные услуги до рыноч- но-конкурентного уровня. Тогда в случае приватизации объектов в крупных городах доходы от оказания услуг переместятся мимо государственной и муниципальной казны в частные руки, обострив проблему защиты социально уязвимых слоев населения.
В России существуют огромные возможности для развития бизнеса, ориентированного на удовлетворение местных потребностей, без ликвидации муниципальных предприятий. В этом весьма заинтересованы органы местного самоуправления; проявляя инициативу в этом направлении, они могут получать дополнительные доходы и меньше зависеть от бюджетов других уровней.
Предприниматели используют государственные ресурсы (землю, леса, водные источники, дороги, электроэнергию и т.д.); плата за них возможна в разных формах, не только в виде налоговых платежей, и никогда не станет окончательной, так как потребности общества постоянно меняются. Если бизнес успешен, то выигрывает и муниципальная казна.
При наличии местного самоуправления муниципальный и частный сектор нуждаются друг в друге. Частный сектор становится
элементом, субъектом муниципального хозяйства, экономическим ресурсом, а не конкурентом, и должен поддерживаться местным самоуправлением, если он действует в интересах населения.
Каждое муниципальное образование предпочитает опираться на собственные ресурсы, службы, чтобы было с кого спрашивать за результаты работы. Государственная власть может не принимать мер по укреплению экономической базы местного самоуправления, но, видимо, не может отказать ему в праве решать эту задачу самостоятельно.
Привлечение частных фирм к обслуживанию населения в мировой практике распространено и считается заурядным явлением. Частные фирмы привлекаются в традиционно контролируемые органами местной власти сферы городского хозяйства на основе передачи муниципального имущества в аренду или доверительное управ-ление, приватизации предприятий. Например, в США в 20 крупнейших городах на частный сектор приходится 50% общего объема услуг населению, 80% культурных и спортивных заведений, в здравоохранении уровень приватизации достиг 50%. Частные фирмы обслуживают исправительные учреждения, занимаются охраной, текущим ремонтом и освещением улиц, организуют зоны отдыха и развлечений. Обычным явлением стало превращение государственных шоссейных дорог в частные платные магистрали. Приватизируют муниципальное имущество, которое еще пригодно для эксплуатации, не требует больших затрат на ремонт.
Одна из организационных форм реализации местным самоуправлением социальных функций - муниципальное учреждение Это некоммерческие организации, на них не распространяется тре-бование рыночной доходности, они финансируются за счет местных и региональных бюджетов, платных услуг населению по смете исходя из предполагаемых затрат на содержание. Их продукция - коллективные блага (здоровье граждан, доступность образования, общественная безопасность и т.д.).
Муниципальные учреждения создаются для достижения социальных, благотворительных культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Создание муниципального учреждения осуществляется по решению органа местного самоуправления в порядке, установленном представительным органом муниципального образования. Учредительными документами муниципального учреждения являются решение уполномоченного органа местного самоуправления и утвержденный им устав.
Муниципальные учреждения проходят государственную регистрацию в качестве юридических лиц. Основанием для регистрации являются устав муниципального образования и решение о создании юридического лица.
Основанием для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.
Создавая муниципальные учреждения, органы местного самоуправления закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления и осуществляют их полное или частичное финансирование.
Источниками формирования имущества муниципального учреждения в денежной и иных формах служат:
регулярные и единовременные поступления из местного бюджета;
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
выручка от реализации товаров, работ, услуг;
дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
доходы, получаемые от собственности муниципального учреждения;
другие не запрещенные законом поступления.
Органы местного самоуправления могут оказывать муниципальным учреждениям экономическую поддержку в разной форме, в том числе путем предоставления:
льгот по уплате налогов, сборов и платежей муниципальным учреждениям, созданным в образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта;
иных льгот, в том числе полного или частичного освобожде-ния от платы за пользование муниципальным имуществом;
льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим муниципальным учреждениям материальную поддержку.
Рыночная среда постепенно принуждает учреждения (школы, больницы и т.д.) совершенствовать формы работы. С одной стороны, недостаток бюджетного финансирования заставляет их повышать
роль платных услуг, с другой - учреждения мало заинтересованы в рациональном использовании средств, ограничены в самостоятельности распоряжения ими. Поэтому сметное финансирование все больше заменяется финансированием муниципального заказа.