Отличие менеджмента от управления

Управление целенаправленный процесс, характеризующийся воздействием субъекта управления на объект управления. Субъекты управления – физические и юридические лица, которые имеют власть, оказывают воздействие (менеджеры), (организации). Объекты - физические и юридические лица, качество продукции, различные социальные экономические процессы: технологии (продаж), инновации, различные группы людей. Управление имеет три характерные особенности : 1 .Целенапрвленность процесса, требующего глубокого анализа, разработки и постановки глубоких целей. 2 .Неприрывность – нужно управлять постоянно. 3 .После истечения определенного периода обязательно осуществить сопоставление полученного результата с поставленной целью (результат может не соответствовать. Чем точнее результат соответствия поставленной цели, тем выше качество управления). Управление – глобальный процесс, осуществляемый на различных территориях, странах, в различных отраслях, системах. Менеджмент – управление конкретной организацией в рыночных условиях. Научное определение термина Менеджмент – это процесс оптимизации (эффективного использования) человеческих, материальных, финансовых ресурсов для достижения организационных целей. Оксфордский словарь – менеджмент – способ манера общения людьми, власть и искусство управления, особого рода умения, административные навыки, орган управления административной единицей. физические и юридические лица. Менеджмент – область деятельности, сочетающая искусство и науку и демонстрировать растущий профессионализм. Менеджмент (как научная дисциплина) – совокупность принципов метода и средств управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии и развития организации (т.е. согласованного и эффективного функционирования всех элементов внешней и внутренней среды). Перед менеджментом стоят две главные задачи : 1 .Тактическая – поддержание устойчивости функционирования организации и всех ее элементов (на период – 1 год). 2 .Стратегическая – развитие и перевод организации в качественно новое состояние (в состояние адаптации к изменяющейся внешней среде (стратегический период - > 3-х лет; бизнес – проекты – 1,5 года)). Тактическая задача – для реализации главной тактической задачи – необходимо заниматься конкретными видами деятельности, которые тоже являются задачами. 1 .Деятельность – предотвращение и устранение антагонистических, деструктивных конфликтов (Конфликты: конструктивные и деструктивные (серьёзные)). 2 .Снижение уровня загрязнения природной среды. 3 .Обеспечение – высокого качества выпускаемой продукции, услуг (высокое – сопоставимое продукции международной системы качества). 4 .Изучение – потребностей рынка (потребителей), продукции и услуг. 5 .Формирование – процесса сбыта произведенной продукции и услуг. 6 .Рациональное обеспечение организации всеми видами ресурсов (материальные, человеческие, финансовые, информационные) и их эффективное использование. 7 .Создание благоприятного отношения к продукции и коллективу (имидж). 8 .Формирование международных, региональных коммуникативных связей. 9 .Обеспечение безопасности экономики и инфо деятельности организации. 10 .Созданиепроцесса мониторинга (учет, анализ, оценка, прогноз) элементов внутренней и внешней среды организации. 11 .Построение надежных организационныхструктур управления (наличие структур подразделяет менеджеров, работников, связи между ними). 12 .Повышение производительности индивидуального и коллективного труда, управленцев и рабочих, производящих и реализующих продукцию и услуги. Предмет изучения менеджмента – особая разновидность организационных отношений между людьми, существующих в форме обмена инфо и связанных с руководством, деловыми, хозяйственными процессами в рыночных условиях. Содержание менеджмента: 1 .Наука и искусство управления – знать и применять на практике. 2 .Вид профессиональной деятельности и процесс принятия управленческих решений. Менеджмент требует не только высшего образования, но и дополнительного Вузовского образования. 3 .Менеджмент – как коллектив менеджеров, орг. в виде структуры управления. Одна из важнейших проблем деятельности менеджеров – повышение результативности их труда (прежде всего в принятии управленческих решений) – решается эта проблема с помощью разделения труда и специализаций. Существует вертикальное и горизонтальное разделение труда . Вертикальное – в виде пирамиды, иерархии, лестницы:

Вертикальное разделение труда

Менеджеры высшего уровня (6-10%)

Директора, президенты, Ген. директора, советы директоров. ↓

Менеджеры среднего уровня (60%)

Руководители структурных подразделений (отделов, филиалов и т.д.) ↓

Менеджеры низового уровня (30%)

Бригадир, мастер, Зав. секторов, ведущий специалист ↓

Неуправляющие (служащие, исполнители)

Экономисты, бухгалтера, секретари, продавцы, рабочие, специалисты

Три уровня менеджмента: 1.Руководители высшего уровня – различная сфера ответственности, реализуют стратегическую задачу (всей системой). 2. Руководители среднего и низшего уровней – реализуют тактическую задачу и оперативное управление. Вертикальное разделение труда – 3-и уровня управления (менеджмент) или разделение по управлению (пирамида). Руководители, выполняющие общие функции управления – планирование, организация, мотивация, контроль, координация – называются линейными (вертикальные). На ряду с линейными руководителями (как правило на среднем уровне), которые выполняют специальные функции управления: финансовую и т.д. – функциональные (вертикальные). Горизонтальное разделение труда – разделением по функциям. Особенности управляемого труда 1 .УТ – умственный труд: 3-и вида деятельности: а)организационно-административная + воспитательная ; б)аналитическая и конструктивная ; в)информационно-технологическая . 2 .УТ участвует в создании материальных благ и оказании услуг через труд других работников (опосредовано). 3 .Предмет труда – инфо. 4 .Средства труда – организационно и вычислительная техника (телефон, факсы, компы). 5 .Результат труда – управленческое решение.

1.Организация как сист. состоящая из внутренней и внешней среды

Внутренняя среда : 1 .Основные переменные : люди, цели, задачи, организационная структура, технологии; 2 .Анализ (в зависимости от выбранной стратегии, от условий работы, от передачи инфо, от экономичности): 2.1 .Персонал – количество сотрудников, их образование, квалификация, компетентность, способности, возраст, пол (личное дело); 2.2 .Структура – эффективность; 2.3 .Финансы?; 2.4 .Производство – какое оборудование, есть ли, нет ли, % износа, эффективность оборудования, выполнение плана пр-ва; 2.5 .Маркетинг – сбытовая деятельность (спрос), комплекс маркетинга (ассортимент – что, почему, цена, доставка, коммуникационная политика); 2.6 .Культура – проявления культуры, по структуре (элементы), эффективная ли, (кодекс корпоративной этики). Внешняя среда : 1 .Прямого воздействия - участники рынка: 1 .Потребители (население, Гос-во, предприятия, международные), 2 .Поставщики (прямые, косвенные), 3 .Конкуренты (прямые, косвенные), 4 .Система правоохранительных и законодательных органов (налоговая, санпеднадзор), 5 .Фин. институты (банки, инвесторы, кредитные организации), 6 .СМИ; 2.Косвенного воздействия (действует на перспективу) – факторы: 1.Политико – правовые (кодексы, законы), 2.Экономические (уровень платежеспособности, инфляция, стабильность валюты, возможность кредитования, экономические кризисы, уровень занятости населения), 3.Социально – демографические (численность населения, плотность населения, уровень дохода семьи, состав семьи, жизненный цикл семьи (9)), 4.Культурно – географические (отдаленность, традиции, национальные особенности), 5.Научно – технические (конъюнктура спроса, баланс спроса и предложения, емкость рынка (принципиально возможный объем продаж по каждому наименованию товаров и услуг на 1 г. вперед), у нас, у конкурентов, сводный анализ конкурентов «+» и «-»).6.Международные факторы в связи с глобализацией рынка (отсутствие территориальных барьеров, привлекательность внешнего рынка). Характеристики внешней среды : 1 .Сложность (огромное кол-во участников рынка, факторы, изменения, которые трудно учитывать; 2 .Изменчивость; 3 .Динамичность (изменения во времени, непредсказуемость); 4 .Неопределенность.

2. Законы объективного менеджмента

1 .Закон синергии - возможности организации как единого целого превышают сумму возможностей ее отдельных частей это обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. В результате возникает реальный выигрыш от объединения в организацию для ее членов, перекрывающий потери, связанные с ограничением их самостоятельности. 2 .Закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделения - объединением, специализации - универсализацией, дифференциации - интеграцией, и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды того и другого, а также существенно увеличить общие возможности.

3 .Закон организации - требует сохранения пропорциональности между ней и ее частями при любых возможных изменениях. Это позволяет в наибольшей степени реализовывать имеющиеся возможности. Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. Понятно, что в том и другом случае возникают экономические потери, которые при разумном подходе к делу можно избежать. 4 .Закон композиции - суть состоит в том, что функционирование всех без исключения частей организации в той или иной степени подчиняется общей цели. Индивидуальные же задачи каждой из них уточняют и детализируют ее. 5 .Закон самосохранения - предполагает, что любая организация, или ее отдельная часть, стремится сохранить себя как целое. Это требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере устойчивости, например конфликтов, изменения границ, замены ключевых фигур и т.п., а также экономию ресурсов, расширение сферы деятельности. 6 .Закон информированности - утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения. 7 .Закон необходимого разнообразия - устойчивость функционирования организации требует, чтобы она выполняла некий минимальный набор различных видов деятельности и располагала специалистами различного направления и уровня подготовки. 8 .Закон онтогенеза (индивидуальное развитие, охватывающее все изменения от зарождения до окончания жизни). В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно меняющих друг друга: становления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства в свете этого состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.

1.Закон отрицания; 2.Закон количественных изменений в качественные, 3.Закон единства и борьбы противоположностей, Борьба противоположностей – есть источник внутренних противоречий. 4.Законы управления: 4.1.Законы единства и целостности системы; 4.2.Закон обеспечения необходимого числа степеней свободы (гибкость внутр. ресурсов и гибкость организации); 4.3.Необходимости разнообразия систем.

Категории менеджмента – это наиболее общие и фундаментальные понятия. 1 .пара категорий: объекты (6) и субъекты (5); 2 .виды – объекты менеджмента (4); 3 .ф-ции (3); 4 .принципы (2); 5 .методы (1). 1.Объектом менеджмента – является организация – сознательно скоординируемое сообщество людей для достижения определенных целей. 2.Субъектом менеджмента – менеджеры 3- уровней т.е. руководители, занимаемые посты, должности, наделенные правом, полномочиями для принятия управленческих решений в определенных сферах. 3.Виды менеджмента – специальные области человеческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента (чем должен заниматься менеджер, какими областями деятельности). На виды менеджер делится по признаку объекта : 1 .Общий (генеральный)→заключается в управлении деятельностью всей организацией или ее звеньев (ООО и т.д.); 2 .Специальный (функциональный)→заключается в управлении определенными сферами деятельности организации. Основные виды функционального менеджмента

Виды функционального менеджмента

Краткое содержание

1.Управление персоналом (человеческими ресурсами)

Направлен на эффективное использование кадров (поиск, отбор, обучение, повышение квалификации, стимулирование, оценка труда (аттестация), планирование численности)

2.Производственный менеджмент

Направлен на оптимизацию производственного процесса (экономия материальных затрат; максимальная прибыль)

3.Управление качеством

Направлен на обеспечение продукции соответствия требованиям Международной системы качества (конкурентоспособность)

4.Управление маркетингом

Направлен на нахождения наилучших способов взаимодействия организации с потребителями продукции и услуг (чтобы клиенты были довольны)

5.Снабженческо – сбытовой менеджмент

Направлен на торговые операции, заключение договорных отношений (на доставку сырья, продукции)

6.Финансовый М-т

Направлен на регулирование денежных потоков (бюджетов, планов, оценка фин. состояний)

7.Нологовый М-т

Самостоятельный

8.Эккаутинг (АФХД)

Управление процессом сбора, обработки и анализа данных о деятельности организации (производительность, сумма доходов, затрат, прибыль, рентабельность …) их сравнение с плановыми показателями, результатами деятельности др. организаций этой отрасли, а также со средними областными, средними республиканскими. Эта работа проводится с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов и возможностей организации и разработка путей для рассмотрения проблем.

9.Иновационный М-т (новшество)

Направлен на создание, разработку, внедрение новых товаров и услуг, технологий. Оценить эффективность каждой инновации и затраты (срок окупаемости)

10.Риск М-т

Умение определить возможные риски, степень их вероятности – каждого, возможный размер убытков. Профилактика рисков (как избежать и минимизировать)

11.Экологический

Изучение, улучшение природной среды

12.ВЭД (международный)

Изучение разл. М-тов в разных странах

На виды М-т делится по содержанию : 1 .Нормативный – разработка и реализация, философия ор-ции (миссия), ее предпр-ой Х, необходимо знать и соблюдать нормативные и законодательные акты (кодексы, законы). 2 .Стратегический – М-т – разработка набора стратегий, их распределение во времени, формирование, потенциал успеха, обеспечение стратегического контроля за реализацией стратегии. 3 .Оперативный М-т – это разработка тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий. Черты эффективного м-ра – В международной практике приняты черты: ориентация на энергичное, быстрое действие, постоянный контакт с потребителем, предоставление сотрудникам определенной автономии порождающих их предприимчивость, ориентация на человека, как на главного источника высокой эффективности производительности, наличие немногочисленного, но труда высоко квалифицированного штата сотрудников . Эффективность м-та – результативность упр-ой деят-ти, критериями которой являются: 1 .Действенность – степень достижения цели орг-ции (план / факт результатов), 2 .Экономичность – соот. необходимого и фактического расхода ресурсов, 3 .Качество (продукта, услуги) – соот. хар-к товаров (услуг) стандартам и требованиям потребностей, 4 .Прибыльность – соот м/у доходами и суммарными издержками, 5 .Продуктивность – соот объема товаров и услуг за определенный период и затрат ресурсов соот данному объему трудовых, материальных, финансовых затрат, 6 .Качество трудовой жизни – условии труда (психики – физические, санитарные, эргономичность), 7 .Иновационная активность – результативность внедрения новшеств в различных функциональных областях дея-ти орг-ции (маркетинг, пр-во, оснащение). Экономические показатели эффективности управления: 1 .Эф-ть упр – Эу=П (прибыль)/Зу (Затраты на управление); 2 .Коэф. численности упр раб – Кч=Чу (численность управленцев)/ Ч (общую численность); 3 .Коэф. затрат – З упр/З (общие затраты); 4 .Коэф. затрат на упр на ед. выпуска продукции или услуги – Кз=З упр/выпуск продукции (∑). 5 .Коротковым предложена формула эффективности м-та (анализ, диагностика, проектирования): НЗ (Научные знания)+РП (Рецепты поведения)+ОСО (Осознание собственного опыта)+ПН (компетенция – практические навыки и умения)+ИУ (Искусство упр)

Рыночные отношения, внедряемые в экономику России, кардинально изменяют требования к носителям государственной власти, в том числе и к работникам правоохранительных органов. В новой социально-экономической среде просто необходимы знания в области управления и менеджмента.
«Менеджмент» (manage – управлять) слово английского происхождения. Трактовок менеджмента существует великое множество. И это оправдано, так как на любой стадии развития организации мы имеем дело с менеджментом различного типа (технологический, финансовый, корпоративный, функциональный и т.п.)» .
В общем виде менеджмент представляется как наука и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент – это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
Большинство авторов сходятся во мнении, что термины «управление» и «менеджмент» не являются синонимами и имеют свои отличия.
В данной работе автор рассмотрит соотношение понятий «управление» и «менеджмент», выделит их различия.

1. Сущность и функции управления

Общество как целостная, динамически развивающаяся система, а также все подсистемы, функционирующие в его рамках – экономическая, социальная, политическая, духовная – суть самоорганизующиеся, саморегулируемые, иначе говоря, самоуправляемые социальные системы.
Человеческое общество - это организованное, сложно управляемое целое. Тем оно и отличается от хаотической группы или собрания людей, ожидающих, например, прибытия транспорта. Хаотическое образование впору назвать толпой, но не обществом. Итак, важнейший признак человеческого общества - его управляемость. Не случайно XX в. был назван веком управления, ибо без хорошего управления железная дорога, угольная шахта, да и любое предприятие придет к полному разорению. Но что такое управление, и как оно осуществляется?
Под управлением мы будем понимать совокупность универсально-исторических принципов, на которых основываются иерархические взаимоотношения в любом обществе и в любую историческую эпоху. «С социологической точки зрения, управление есть властная форма закрепления социальных отношений людей, различающихся позицией (должностным положением) в системе организации труда и местом в системе распределения труда, определяющим размер основного вознаграждения (оклада, заработной платы) и дополнительных выплат (премий, доли от прибыли)» .
Таким образом, управленческие отношения можно определить как особую сферу социальной реальности, в которой взаимоотношения двух субъектов, различающихся своим иерархическим статусом, очищены от формационных наслоений. Они строятся в терминах статусных предпочтений, ролевого исполнения, ранговой иерархии, власти и полномочий, наконец, взаимодействия социальных групп, представителями которых выступают руководители и подчиненные.
Управление может быть: 1) системой отношений и 2) формой взаимодействия. В первом случае говорят о социальной иерархии, диапазоне контроля, власти, ранге, статусе, ролях и т. п. Во втором - о методах контроля (общем и детальном), делегиугом, что можно было бы назвать динамикой управления. С технической точки зрения, управление- всего лишь рациональный способ достижения максимального эффекта при минимальной затрате ресурсов, усилий и времени. С социологической же - все обстоит гораздо сложнее, ибо в этом случае управление преилий и времени. С социологической же - все обстоит гораздо сложнее, ибо в этом случае управление представляет собой искусство направлять усилия людей к нужной не им, а организации цели таким образом, чтобы они не почувствовали никакого принуждения.
Управление основывается на презумпции власти и полномочий, подчинении нижестоящих вышестоящим, явном или скрытом давлении одних на других, неравенстве доступа к экономическим и социальным благам. Горизонтальная и вертикальная дифференциация ролей, закрепляемая при помощи унаследованных или экономических привилегий, обязательно имеет элитарный характер. Если разделение власти и контроля признано и закреплено обществом, то где бы ни находилась личность, она попадает в жесткую структуру предписанных ролей и ценностей.
Управление может принимать авторитарную или демократическую форму, но оно всегда остается определенным режимом деятельности индивидов или групп, воспринимается как ограничение свободы действий рамками предписанных норм и правил. Управленческая пирамида построена таким образом, что в ее конусе находятся самые привилегированные должности, и их гораздо меньше, чем непривилегированных, исполнительских позиций внизу. Стало быть, и претендентов на продвижение наверх больше, чем расположенных там свободных мест.
«Стремление к достижению - основной мотив управленческой карьеры - не обязательно связано с социально неодобряемыми действиями («подсиживанием», коррупцией, протекцией, клеветой). Вместе с тем всегда имеет место несправедливость, ибо на руководящий пост выдвигается только один, а другие остаются на прежних местах, что неявно подчеркивает: первый не равен вторым. Основной принцип коллективистских отношений нарушается. Недаром большинство утопических коммун погибали именно в тот момент, когда функцию управления, выполнявшуюся до того всеми, узурпировали один или несколько индивидов» .
Помимо всего прочего управление является одним из важнейших социальных институтов, на которые опирается рационально организованное общество. Как социальный институт оно возникло в Египте в период разложения первобытнообщинного строя и зарождения государства (III тысячелетие до нашей эры).
С давних пор человечество размышляет над тем, как соединить несоединимое: интересы подчиненных, всегда направленные на увеличение зарплаты, и интересы руководителей, заинтересованных в ее сокращении (ибо экономически это всегда вычеты из прибыли). В эпоху рабства и крепостного права руководители не мудрствовали, а действовали методом прямого принуждения. Однако времена изменились, появилась необходимость в нечто ином, получившем название методов стимулирования и мотивации.
В известной мере функции управления выполняет каждый из нас. Вот почему большинство интуитивно представляет себе, что значит управлять. Основываясь на жизненном опыте и здравом смысле, мы отличаем права начальника от положения и обязанностей подчиненного. Возможно, именно поэтому каждый из нас «знает», как стать эффективным руководителем, хотя никто и не возьмется обучать математике или психологии, полагаясь исключительно на житейские советы.
Как правило, свои отношения с друзьями или сотрудниками мы строим не по научным рецептам, распространяя принципы здравого смысла и на руководство как сферу межличностных взаимоотношений.
Управление представляет собой наиболее рациональный способ организации производительного труда.
Его можно определить как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при минимальной затрате ресурсов, усилий и времени. Зарубежные специалисты утверждают: не понимать современные тенденции в управлении - то же самое, что отказываться от перспективных технологий. «Сегодня в США действуют порядка 1300 школ менеджмента и бизнеса. Как правило, количество претендентов на обучение в них превышает количество доступных мест в 6 -8 раз. Когда ООН выделила определенную сумму для помощи развивающимся странам, эти деньги были затрачены не на строительство больниц и стадионов, а на помощь в рационализации управления и подготовке руководящих кадров» .
Процессы управления можно наблюдать повсюду - в живых организмах, деятельности человека, организации общества, функционировании сложных кибернетических систем. Если нервная система перестанет выполнять свою координирующую - по отношению к менее развитым, но специализирующимся на исполнительских функциях частям тела - деятельность, жизнь человека прекратится.
Управлять людьми - значит побуждать их к определенному поведению. Для того чтобы делать это, вовсе не обязательно быть королем, безжалостным тираном, высокопоставленным чиновником или находиться наверху общественной пирамиды, в виде которой мы часто представляем себе общество. Управление, и мы уже сказали об этом, доступно каждому. В самом простом смысле «управлять» - значит, «воздействовать на другого», направляя его усилия в необходимое для себя русло. Переключая кнопки телевизионного пульта, мы управляем телевизором, который показывает нужные нам программы. Принимая закон о запрещении прослушивания частных телефонов, парламент управляет службами безопасности, имевшими ранее право подключаться к любому телефонному разговору. Попросив ребенка сходить в магазин, мать направляет его действия в определенное русло, и он выполняет поставленную перед ним задачу.
Мать управляет ребенком. Но если ребенок не подчинился ее распоряжению и не пошел в магазин, сославшись на необходимость учить уроки, это вовсе не означает, что он начал управлять действиями родительницы. Он просто повлиял на ее поведение.
Отсюда можно сделать вывод: управление следует отличать от близких ему явлений. Например, от влияния, представляющего собой стихийный процесс прямого или косвенного воздействия одного человека на другого. Так, мнение Эйнштейна, высказанное им по какому-либо вопросу из области физики, влияет на мнение других ученых даже после его смерти. Другой пример - вы убежали с урока, а родители узнали об этом, и у них испортилось настроение: ваш поступок повлиял на них.
Управление - это процесс целенаправленного прямого воздействия одного индивида на другого.
В этом процессе выделяются субъект, определяющий направление, цели и задачи, а также конечный результат будущего движения, и объект, который все это реализует. Таким образом, объект управления - это отдельный работник, бригада, цех, предприятие, на которые направлено управленческое воздействие.
Субъект управления- это 1) руководитель (менеджер), занимающий определенное место в иерархической организационной структуре, наделенный полномочиями, правами, властью над подчиненным ему персоналом, а также 2) весь управленческий аппарат, формирующий и реализующий управленческое воздействие. Между объектом и субъектом управления существует прямая и обратная связь, имеющая информационный характер. Прямая связь выражается в передаче объекту управления потока директивной информации.
Обратная связь является результатом реагирования объекта управления на директивное воздействие и материализуется в виде отчетной информации.
Функция управления представляет собой особый вид управленческой деятельности, продукт разделения и специализации управленческого труда, часть процесса управления, выделенную по определенному признаку.
Обычно различается от 10 до 25 функций, которые классифицируются по общности предмета управления (качество, труд и зарплата, научно-технический прогресс, охрана труда и т. п.) и производственных ресурсов (трудовые, материальные, технические, финансовые и др.).
Все функции управления реализуются посредством системы решения управленческих задач. Комплекс задач объединяет задачи, относящиеся к конкретной функции (нормированию, планированию, учету, контролю, анализу, регулированию), и, как правило, реализуется небольшим функциональным подразделением (отделом, бюро, группой). На предприятии количество подобных комплексов, как правило, не превышает 200.
Задача управления есть совокупность взаимосвязанных операций по переработке информации, осуществляемых персоналом с помощью технических средств, результатом чего является принятие управленческого решения. Задача - основной элемент управленческого процесса: в ее реализации участвуют, как правило, несколько работников управления. В процессе управления предприятием решается несколько тысяч задач.

2. Различия «управления» и «менеджмента»

По мнению большинства авторов понятия «менеджмент» и «управление» очень близки. Вместе с тем, имеющиеся между данными понятиями различия не позволяют их отождествлять.
Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия «управление». Термин «менеджмент» широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях.
Менеджмент – это управление коммерческими, хозяйственными организациями, хозяйствующими в условиях рынка; это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Управление – это всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда.
Именно отделение управленческой работы от производственной привело к возникновению самостоятельного вида деятельности – менеджмента, а затем и соответствующей специфической науки, обеспечивающей потребности профессионалов.
Рассматривая менеджмент как разновидность управления, необходимо отметить, что главным в характеристике его сущности является то, что это один из видов человеческой деятельности.
Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди совместно работают для достижения общих целей. Именно совместная деятельность людей, требующих координации, согласования, обеспечения, определяет необходимость управления.
Многообразие форм собственности, конкуренция между предприятиями, развитие рыночных отношений требуют четкого, умелого управления. Система управления должна обеспечить условия, при которых каждый руководитель любого уровня считал бы своей задачей организацию активного поиска реальных возможностей повышения результативности производства. Вместе с тем она должна обладать способностью к достаточному саморегулированию и совершенствованию, направленному на широкое применение новых высокоэффективных организационных форм и методов управления, технологий и научно-технических достижений.
Эффективность деятельности предприятий любой формы собственности обусловливается не только возможностями капиталовложений в современное оборудование, но и квалификацией руководителей, уровнем их компетенции, умением предвидеть, вовремя принимать и реализовывать необходимые решения. Для этого следует знать, применять и развивать менеджмент.
Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Он не дает готовых рецептов, а помогает, предлагая общие принципы и функции управления, найти способы и пути решения конкретных проблем, добиться успеха организации.
По мере своего развития общество становится все более организованным, подавляющее большинство проблем решается в организациях и через организации. Поэтому менеджмент охватывает все социальное пространство, включая и социальную сферу.
В силу этих причин ученые склонны рассматривать менеджмент как важнейший момент развития современной общественной системы, как глобальное явление, своеобразный ответ социума на дезорганизующие изменения в развивающейся социальной среде, где ни одна сложная задача не решается вне управленческого воздействия. При этом небезосновательно полагается, что от качества функционирования управления решающим образом зависит настоящее и будущее состояние как конкретной организации, так и общества в целом.
Менеджмент - чрезвычайно емкое понятие, содержание которого можно рассматривать как: 1) науку и практику управления; 2) организацию управления; 3) процесс принятия управленческих решений; 4) определенную категорию людей, получивших образование в сфере управления и практически занимающихся руководством. Наконец, менеджмент можно трактовать как социальный институт и специфическую субкультуру, обладающую собственными ценностями, нормами, духовными и мировоззренческими ориентирами.
Под научными основами управления понимается система научных знаний, составляющих теоретическую базу управленческой практики. В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, внесшие существенный вклад в развитие современной теории и практики управления: концепция научного управления (Ф. Тейлор), административного управления (А. Файоль), управления с позиций психологии и человеческих отношений (впервые определившая менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц», А. Маслоу), управления с позиций науки о поведении. Последняя представляет собой современную теорию, получившую развитие в 1960-е гг., основным кредо которой является повышение эффективности организации посредством повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда - исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление помочь работнику в развитии собственных возможностей на базе использования открытий, сделанных в рамках поведенческих наук.
Кроме вышеперечисленных концепций, существует три научных подхода к управлению, получивших развитие в современных условиях:
— подход к управлению как к процессу (определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных, взаимосвязанных действий- функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций; оптимальный набор включает, однако, следующие: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок);
— системный подход (предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды);
ситуационный подход (предполагает, что пригодность различных методов управления определяется текущей ситуацией (т. е. конкретным набором обстоятельств, оказывающих воздействие на функционирование организации в данное время).
Поскольку как в самой организации, так и в окружающей ее среде действует огромное множество факторов, говорить об универсальном способе управления организацией не приходится. Самым эффективным в конкретной ситуации методом управления является тот, что в наибольшей степени соответствует ее специфике).
Менеджмент как процесс управления организациями:
В данном случае содержание менеджмента рассматривается с точки зрения достижения - в процессе деятельности - организацией определенных результатов.
В рамках данной трактовки можно говорить о менеджменте как об органе управления (т. е. некой структуре, в рамках которой проводятся сознательно координируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей); различных уровнях аппарата управления; организации работы коллектива во имя достижения намеченной цели наиболее рациональным способом; системе управления, в которой фирма или ее подразделение выступают в качестве управляемых объектов.
Менеджмент как процесс принятия управленческих решений:
Любая ситуация, возникающая в процессе управления, требует от руководителя-менеджера принятия соответствующих решений, касающихся, в том числе, изменения целей и программы будущих действий. Управляемый объект имеет внешнюю среду - рыночные отношения - к состоянию которой он должен приспосабливаться, опираясь на обратную связь. Отсюда всякое управленческое решение является результатом реагирования на информацию, полученную посредством обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды. «Принятие решений - прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает принимаемое решение с точки зрения лиц, отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения» .
Это заставляет менеджера не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке.
Менеджмент в государственной службе - это специальный менеджмент, который изучает особые черты, специфику, тенденции, отличающие менеджмент государственной структуры от коммерческого. Реализация каждой функции менеджмента в госслужбе проявляется, прежде всего, в целях, методах оценки результатов, формах отчетности, процедурах контроля, ответственности и системе стимулов:
— цель - развитие региона, защита слабо обеспеченных слоев населения и т.д.;
— в государственной структуре методом оценки результатов является уровень доходов, в коммерческой организации - доход;
— форма отчетности - государство отчитывается перед избирателями, коммерческие организации - перед акционерами:
— степень ответственности - государство несет ответственность перед народом;
— система стимулов в коммерческой организации - материальное стимулирование, в государственной службе - льготы, социальные привилегии (бесплатное лечение, обучение и т.д.).

Заключение

Таким образом, термин «управление» несколько шире термина «менеджмент», так как применяется к различным видам человеческой деятельности, например управление автомобилем и иными белее сложными техническими системами.
Термин «менеджмент» означает управление социально-экономическими процессами на уровне организации – управление хозяйственной деятельностью и личностью, персоналом.
Можно выделить следующие черты, отличающие «менеджмент» от «управления»:
1. Менеджмент применяется, прежде всего, в экономической сфере, а управление – во всех сферах жизнедеятельности.
2. Менеджмент оперирует экономическими методами управления, тогда как, управление использует более широкий спектр методов.
3. Менеджмент предполагает наиболее «мягкие» взаимоотношения между субъектом и объектом.

Список использованных источников

1. Адизес, И. Эффективные и неэффективные стили менеджмента. М.: Изд-во «Альпина», 2009.
2. Андросова, Л.А. Социология управления (Учебно-методические рекомендации). Пенза 2002 – 56с.
3. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие/ Н.И. Кабушкин. – 5-е изд., стереотип. – Мн.: Новое знание, 2009. – 336с.
4. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2005. - 1136 с. - («Gaudeamus»).
5. Конарева Л.А. Кризис качества управления: причины и пути выхода. Часть 1. // Век качества. 2011. № 1. С. 22-27.
6. Менеджмент: Пособие для подготовки к экзаменам / Сост. Руденко В. И. Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 192 с.
7. Пивнев Е.С. Теория управления. Учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. – 246 с.

Сказать спасибо:

Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.

Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.

Согласно положению социальной психологии, руководство – это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.

В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.

Конечно, мол, можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, мол, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если кто-то думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.

Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.

Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии, практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.

Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.

Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону – она сломается.

Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.

В сфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.

Современное производство – это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.

Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением к этому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.

В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:

  1. выдача директив относительно того, что нужно сделать;
  2. налаживание сотрудничества между людьми;
  3. обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей.

Формирование целей и эффективное их достижение – основное назначение руководства.

Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.

Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.

Итак, сходства и различия понятий зависят от конкретной ситуации. Управление – это общий процесс, менеджмент – частный. Профессиональные организаторы и управленцы используют набор инструментов, идеально подходящий для конкретной ситуации. Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию. Отличаются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов. Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы.

TheDifference.ru определил, что разница между менеджментом от управлением заключается в следующем:

Масштаб. Управление – процесс более древний и ёмкий, нежели менеджмент, который является лишь частью управленческих механизмов.
Оценка качества. Главный критерий эффективности для управления – достижение цели. Если речь идёт о менеджменте, то здесь оценка качества проводится иначе. В расчёт принимается как соблюдение правил игры (принципов и методов, определённых системой), так и эффективность распределения ресурсов (достижение целей при минимальных затратах).
Научная дисциплина. Менеджмент – это наука, обладающая своим предметом и методом, управление – это множество наук, характеризующихся различными предметами и методами.
Коммерческая составляющая. На практике понятие «менеджмент» чаще всего используется применительно к прибыльным проектам, а управление – к любым процессам воздействия субъекта на объект.

Понятия «менеджмент» и «управление» очень 172 близки. Иногда они даже отождествляются. С техничес кой точки зрения это не вызывает никаких возражений, ибо в дословном переводе на русский язык менеджмент обозначает управление. Как культурные явления менеджмент и управление, несомненно, различаются. Менеджмент - это прежде всего инструмент коммерческого управления в рыночном обществе. Первые школы менеджмента и бизнеса возникли в США еще в 80-е гг. XX в. Сегодня в американских школах бизнеса преподают социологию, право, экономику, психологию, философию. Таким образом, пять поколений американских менеджеров имеют профессиональную подготовку в области человеке- и обществознания, финансов и менеджмента. Количество теорий и эмпирических исследований, проведенных американцами в сфере управления персоналом, мотивации и стилей руководства, исчисляется если не миллионами, то сотнями тысяч. При этом речь идет не только о прикладных, но и о фундаментальных исследованиях. Понятие управления - в узком и широком смыслах этого слова - применимо к любому человеческому обществу независимо От исторической эпохи, типа культуры и экономического уклада. Управление является предметом изучения многих наук. Социология изображает его в виде пирамиды социальных отношений. С социологической точки зрения управление представляет собой иерархическую систему отношений людей, основанную на различиях в должностном положении, статусе, доходах, диапазоне властных полномочий. Как универсальное явление управление находит свое воплощение в том или ином типе организационной структуры - линейном, линейно-штабном, матричном, на который накладываются социальная и культурная специфики общества. Самый древний тип структуры управления называют линейным. В XX в. линейную структуру сменили сначала линейно-штабная, включающая наряду с соподчиненными по иерархии руководителями штаб специалистов-консультантов, а затем матричная, состоящая из временных рабочих групп, создаваемых для решения конкретной задачи, организационные структуры управления. Менеджмент - чрезвычайно емкое понятие, содержание которого можно рассматривать как: 1) науку и практику управления; 2) организацию управления; 3) процесс принятия управленческих решений; 4) опре деленную категорию людей, получивших образование в сфере управления и практически занимающихся руководством. Наконец, менеджмент можно трактовать как социальный институт и специфическую субкультуру, обладающую собственными ценностями, нормами, духовными и мировоззренческими ориентирами. Менеджмент как наука и практика управления Под научными основами управления понимается система научных знаний, составляющих теоретическую базу управленческой практики. В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, внесшие существенный вклад в развитие современной теории и практики управления: концепция научного управления (Ф. Тейлор), административного управления (А Файоль), управления с позиций психологии и человеческих отношений (впервые определившая менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц», А. Маслоу), управления с позиций науки о поведении. Последняя представляет собой современную теорию, получившую развитие в 1960-е гг., основным кредо которой является повышение эффективности организации посредством повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда - исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

Основной целью этой концепции является стремление помочь работнику в развитии собственных возможностей на базе использования открытий, сделанных в рамках поведенческих наук. Кроме вышеперечисленных концепций, существует три научных подхода к управлению, получивших развитие в современных условиях: подход к управлению как к процессу (определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных, взаимосвязанных действий- функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций; оптимальный набор включает, однако, следующие: планирование, организация, распорядительство (ко- мандование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок); системный подход (предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды); ситуационный подход (предполагает, что пригодность различных методов управления определяется текущей ситуацией (т. е. конкретным набором обстоятельств, оказывающих воздействие на функционирование организации в данное время). Поскольку как в самой организации, так и в окружающей ее среде действует огромное множество факторов, говорить об универсальном способе управления организацией не приходится. Самым эффективным в конкретной ситуации методом управления является тот, что в наибольшей степени соответствует ее специфике). Менеджменткакпроцессуправления организациями. В данном случае содержание менеджмента рассматривается с точки зрения достижения - в процессе деятельности - организацией определенных результатов. В рамках данной трактовки можно говорить о менеджменте как об органе управления (т. е. некой структуре, в рамках которой проводятся сознательно координируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей); различных уровнях аппарата управления; организации работы коллектива во имя достижения намеченной цели наиболее рациональным способом; системе управления, в которой фирма или ее подразделение выступают в качестве управляемых объектов. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений. Любая ситуация, возникающая в процессе управления, требует от руководителя-менеджера принятия соответствующих решений, касающихся, в том числе, изменения целей и программы будущих действий. Управляемый объект имеет внешнюю среду - рыночные отношения - к состоянию которой он должен приспосабливаться, опираясь на обратную связь. Отсюда всякое управленческое решение является результатом реагирования на информацию, полученную посредством обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды. Принятие решений - прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает принимаемое решение с точки зрения лиц, отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения. Это заставляет менеджера не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке.

Представление о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемый в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.

Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления, обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления.

Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально-политической системе они создавались и разрабатывались. Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений- задачи, человек, управленческая деятельность.

Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного менеджмента, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое органичное целое. Понятие менеджмента не отделимо от понятия управления.
Целю настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов менеджмента и управления и определение отличительные особенности этих понятий.

Понятие менеджмента

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Есть и другие определения менеджмента. Менеджмент - руководство людьми в разнообразных организациях. Менеджмент - область человеческих знаний, помогающая осуществить функцию управления людьми. Разнообразие определений менеджмента вызывается многообразием задач, которые он решает.

Менеджмент - это управление: самим собой, коллективом людей и человеко-машинными системами, к которым относятся практически любые организации. Теория управления людьми позволяет понять, что управление это не только принуждение с помощью административно-правовых, организационно-распорядительных и экономических методов, но и менеджмент персонала - обеспечение роста сотрудников в организации и их адаптация в коллективе. Менеджмент организации в соответствии с многообразием управленческих функций включает следующие виды менеджмента: оперативный, стратегический, инновационный, финансовый. Взаимосвязь задач, решаемых менеджментом, показана на рис. 1.

Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей, путем рационального комбинирования и использования материальных и трудовых ресурсов.

Менеджмент невозможен вне рынка и рыночной экономики, он требует:
чтобы фирма ориентировалась на потребности рынка и спрос конкретных потребителей;
чтобы фирма была ориентирована на развитие‚ рост эффективности (а не только на доходы ее владельцев);
чтобы фирма и соответственно менеджер обладал определенной и четко определенной самостоятельностью в принятии решений и нес ответственность за их последствия.

Рисунок 1. Структурная схема взаимосвязи задач, решаемых менеджментом

Бизнес - это вид экономической деятельности, требующий привлечения собственных средств, принятия на себя ответственности и хозяйственного риска. Основными формами организации бизнеса являются индивидуальное предпринимательство, партнерство и корпорация.

Менеджер имеет дело в основном с корпорациями. Корпорация является юридическим лицом, отделенным с позиций хозяйственного права от ее владельцев. Права владения корпорацией отдельными лицами определяются количеством акций-долей капитала. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпораций, определяемую их вкладом в акции. Акционер, купивший акции, с юридической точки зрения не собственник вложенного капитала, а держатель права получать дивиденды и принимать участие в управлении делами компании.

Задача управления коллективами людей существовала всегда, как и были организации, в которых можно было выделить уровни управления. Ставилась цель с помощью организации заработать больше денег или получить политическую власть. Однако законы управления не изучались. Гениальные организаторы решали все вопросы интуитивно.

В 1911 г. Фредерик Тейлор опубликовал книгу: "Принципы научного управления". Он исследовал приемы выполнения отдельных видов труда рабочих и показал, что знание этих приемов и управление рабочими в плане их обучения может внести существенный вклад в успех организации.
Можно выделить несколько различных школ управления: школа научного управления, административного управления, человеческих отношений, поведенческая, а также наука управления, которая включает количественный процессный, системный и ситуационный подход.

Понятие управления

Под парадигмой управления понимается система взглядов, определяющая стержень мышления управленцев и экономистов. В плановой экономике парадигму управления составляли: политизация, концентрация производства, монополизация, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого государственного комплекса страны.

При переходе к рыночным отношениям формируется новая парадигма управления. Суть ее в следующем: гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанного на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов. Вмешательство государства допускается в следующих сферах: государственная поддержка науки, социально-экономическая сфера, структурно-инвестиционная, валютно-финансовая, научно-техническая. Рычагами управления в этом случае являются государственные заказы, лицензирование импорта и экспорта, установление кредитных ставок, стимулирование рационального использования ресурсов. Признание внерыночными следующих сфер хозяйствования: экология, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурно-региональных диспропорций, развитие эффективных международных отношений.

Если рассматривать управление как науку, то управление - это система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Управление подразумевает способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.

Управление это целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Процесс управления представляет собой совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе".
Аппарат управления это совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

В управлении выделяют текущее, оперативное управление. Оперативное управление - управление текущими событиями; совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий производства. Оперативное управление подразделяется на оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль.
Органами управления являются организации и их подразделения, обладающие правом принимать управленческие решения в пределах их компетенции и следить за исполнением принятых решений.

В процессе управления возникают различные отношения управления, которые заключаются в отношениях между людьми в процессе управления, отражающие организационные связи между субъектом и объектом управления.

Система управления – это совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

Выделяют следующие функции управления:
- определение целей и планирование;
- организация исполнения, координация и стимулирование деятельности исполнителей;
- учет и контроль исполнения.

Основной целью управления является обеспечение слаженной работы звеньев системы управления для выполнения договорных обязательств при экономически целесообразном использовании всех видов ресурсов.


Похожая информация.


Отличие управления от менеджмента

Понятия «менеджмент» и «управление» очень близки. Иногда они даже отождествляются. С технической точки зрения это не вызывает никаких возражений, ибо в дословном переводе на русский язык менеджмент обозначает управление.

Как культурные явления менеджмент и управление, несомненно, различаются. Менеджмент - это прежде всего инструмент коммерческого управления в рыночном обществе. Первые школы менеджмента и бизнеса возникли в США еще в 80-е гг. XX в. Сегодня в американских школах бизнеса преподают социологию, право, экономику, психологию, философию. Таким образом, пять поколений американских менеджеров имеют профессиональную подготовку в области человеко- и обществознания, финансов и менеджмента. Количество теорий и эмпирических исследований, проведенных американцами в сфере управления персоналом, мотивации и стилей руководства, исчисляется если не миллионами, то сотнями тысяч. При этом речь идет не только о прикладных, но и о фундаментальных исследованиях.

Понятие управления - в узком и широком смыслах этого слова - применимо к любому человеческому обществу независимо От исторической эпохи, типа культуры и экономического уклада. Управление явля- ется предметом изучения многих наук. Социология изображает его в виде пирамиды социальных отношений. С социологической точки зрения управление представляет собой иерархическую систему отношений людей, основанную на различиях в должностном положении, статусе, доходах, диапазоне властных полномочий.

Как универсальное явление управление находит свое воплощение в том или ином типе организационной структуры - линейном, линейно-штабном, матричном, на который накладываются социальная и культурная специфики общества. Самый древний тип структуры управления называют линейным. В XX в. линейную структуру сменили сначала линейно-штабная, включающая наряду с соподчиненными по иерархии руководителями штаб специалистов-консультантов, а затем матричная, состоящая из временных рабочих групп, создаваемых для решения конкретной задачи, организационные структуры управления. Менеджмент - чрезвычайно емкое понятие, содержание которого можно рассматривать как: 1) науку и практику управления; 2) организацию управления; 3) процесс принятия управленческих решений; 4) определенную категорию получивших образование в сфере управления и практически занимающихся руководством. Наконец, менеджмент можно трактовать как социальный институт и специфическу ю субкультуру, обладающую собственными ценностями, нормами, духовными и мировоззренческими ориентирами.

Менеджмент как наука и практика управления

Под научными основами управления понимается система научных знаний, составляющих теоретическую базу управленческой практики. В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, внесшие существенный вклад в развитие современной теории и практики управления: концепция научного управления (Ф. Тейлор), административного управления (А.Файоль), управления с позиций психологии и человеческих отношений (впервые опреде- лившая менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц», А.Маслоу), управления с позиций науки о поведении. Последняя представляет собой современную теорию, получившую развитие в 1960-е гг., основным кредо которой является повышение эффективности организации посредством повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда - исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление помочь работнику в развитии собственных возможностей на базе использования открытий, сделанных в рамках поведенческих наук.

Кроме вышеперечисленных концепций, существует три научных подхода к управлению, получивших развитие в современных условиях:

Подход к управлению как к процессу (определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных, взаимосвязанных действий - функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций; оптимальный набор включает, однако, следующие: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок);

Системный подход (предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды);

Ситуационный подход (предполагает, что пригодность различных методов управления определяется текущей ситуацией (т. е. конкретным набором обстоятельств, оказывающих воздействие на функционирование организации в данное время). Поскольку как в самой организации, так и в окружающей ее среде действует огромное множество факторов, говорить об универсальном способе управления организацией не приходится. Самым эффективным в конкретной ситуации методом управления является тот, что в наибольшей степени соответствует ее специфике).

Менеджмент как процесс управления организациями.

В данном случае содержание менеджмента рассматривается с точки зрения достижения - в процессе деятельности - организацией определенных результатов. В рамках данной трактовки можно говорить о менеджменте как об органе управления (т. е. некой структуре, в рамках которой проводятся сознательно координируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей); различных уровнях аппарата управления; организации работы коллектива во имя достижения намеченной цели наиболее рациональным способом; системе управления, в которой фирма или ее подразделение выступают в качестве управляемых объектов.

Менеджмент как процесс принятия управленческих решений.

Любая ситуация, возникающая в процессе управления, требует от руководителя-менеджера принятия соответствующих решений, касающихся, в том числе, изменения целей и программы будущих действий. Управляемый объект имеет внешнюю среду - рыночные отношения - к состоянию которой он должен приспосабливаться, опираясь на обратную связь. Отсюда всякое управленческое решение является результатом реагирования на информацию, полученную посредством обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды. Принятие решений - прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает принимаемое решение с точки зрения лиц, отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения. Это заставляет менеджера не только выбирать меры воз- действия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке.