Что такое работа? Для чего она нужна человеку? Почему она требует разных усилий и оплачивается совершенно по-разному? Какую деятельность можно отнести к работе и регламентируется ли она какими-нибудь нормами? На все эти вопросы можно получить вполне объективный ответ, если отбросить кучу стереотипов, к которым мы привыкли.

«Человек работает, чтобы получить деньги и обменять их на собственные нужды». Очень сильный стереотип, порушивший личный успех миллионов. Это звучит удивительно, даже нелепо, но деньги – не главный стимул для работы. Можно ли ради денег заниматься делом, которое не нравится? Нет! Если человек говорит, что он терпит свою нелюбимую работу только ради зарплаты – он лукавит. Невозможно заставить делать то, что не нравится! Если человек не меняет свою работу, прикрываясь зарплатой, значит он просто еще не понял себя, либо имеет другие интересы.

Естественно, однозначно утверждать на подобные вопросы нельзя. Есть преступники, грабители, люди, работающие на опасных и вредных производствах, выполняющие тяжелую, грязную физическую работу… Такая работа не нравится никому, но и они ее делают не ради денег. Они просто на данный момент не могут заработать иначе в силу определенных причин.

«Человек работает, потому что нуждается в творческой и эмоциональной самореализации». Это пример еще одного стереотипа. Реализация себя может быть, например, в любимом деле, а любимое дело редко приносит доход. Вот и получается, что работа выполняется механически, либо спустя рукава, исключительно ради зарплаты или просто по инерции. Когда человек делает работу с любовью, то он выкладывается полностью, он живет работой 24/7, даже несчастен в личной жизни.

Если человек стремится вырасти по служебной лестнице, то это тоже можно отнести к самореализации, только ради этого ему приходится терпеть массу лишений. Более того, упор на карьерный рост нередко связан с неудовлетворительной оплатой за свой труд. Выходит, что работа и самореализация – две разные грани человеческого бытия.

«Человек работает, чтобы не деградировать». Распространенный стереотип относительно людей, которые не нуждаются в деньгах, но работают «ради тонуса». Тем не менее, никакого тонуса у таких работников не наблюдается. Они точно так же, как и другие сотрудники, устают; поддаются соблазну схалтурить, бывают в плохом настроении… Кроме того, ежедневное выполнение однотипной работы ведет к такой деградации и апатии, что человек может полностью выпасть из социума.

Да, безработные люди, в особенности те, которые сидят дома, деградируют из-за ежедневной однообразной бытовой рутины. Но на рабочем месте можно деградировать еще быстрее. Более того – превратиться в замотанного и неудовлетворенного человека. Но не работа способствует деградации, и не домашние стены. Сам человек, не имеющий никаких интересов, превращается в растение с инстинктами.

Теперь попробуем сделать выводы из всего вышесказанного. Почему работа является показателем сущности человека? Да очень просто: одной конкретной формулы успеха не существует. Например, если человек интересуется спортом, то его никакими коврижками не заманишь в камнетесы. Если кто-то не привык трудиться, не дано ему работать и зарабатывать, то ему проще будет украсть, отнять, убить, чем сидеть в офисе пусть с огромной зарплатой и головокружительной карьерой. Если девушка выбирает проституцию вместо учебы или раздачи листовок, если уж очень нужны средства, то это тоже ее сущность.

Самое интересное, что люди всегда находят оправдание себе. Они утверждают, что не хотят менять свою работу, потому что удобно добираться и они уже приспособились к расписанию. Ну и что, что зарплата маленькая? Зато коллеги добрые. Они утверждают, что вынуждены были что-то украсть или подделать документы. Они были вынуждены сделать выбор в свою пользу, а не отстоять честь компании. Выбор есть всегда, только каждый его делает в меру своих способностей. А прикрытие найдется для любого случая. Дескать, человек вынужден как-то поступать.

Что делать, чтобы не попадать впросак и работать там, где будет приятно в коллективе, возможен творческий успех, личностный рост и прочие земные радости, которые делают нас счастливыми? Для начала честно для себя определить свое место. Взвесить тщательно плюсы и минусы, а не мнимые преимущества. Признаться себе, что именно вы ждете от работы, собираетесь ли вы выкладываться, что и сколько хотите взамен. Стоит также трезво оценить свои физические и умственные способности. У каждого человека есть свой предел. Если все получится сделать объективно, поразмыслить и справедливо отнестись к работе, тогда можно будет не только получить удовольствие, но и материальный стимул, творческий рост, бесценный опыт.

Лет пять назад анекдот про милиционера, который не шел за зарплатой, потому как думал: «Пистолет дали – и крутись как хочешь», вызывал смех. Теперь от него мороз по коже. «Синдром майора Евсюкова» страшнее свиного гриппа, потому что инкубационный период – длиною в поколение. Уже вылупилось поголовье «мобильных, коммуникабельных и конкурентоспособных» особей без чести, страха и совести.

Других не то чтобы нет, но очень мало. И в милицию они вряд ли пойдут. А пойдут – не задержатся: посадят или убьют. Потому как чужие. И никакими сериалами про ментов с человеческими лицами имидж профессии не спасти, как не заставить честно служить тех, кто не за этим шел в профессию.

А зачем люди идут в профессию? Оставим в покое великих и просто достойных людей, которые совершают открытия, одерживают победы и создают произведения искусства не ради славы или денег – их число не превысит статистической погрешности. Вопрос «Для чего вы работаете?» обычно застает людей врасплох.

Самый частый ответ – чтобы зарабатывать . Цели, ради которых трудится большинство людей, очевидны и естественны – выучить детей, обеспечить себя и свою семью, вылечить близкого человека. Миллионы людей выполняют обычную и совершенно необходимую работу. Исчезнет необходимость зарабатывать деньги – люди в своей массе перестанут работать, встанет транспорт, остановится производство, закроются школы и больницы, замолчат телефоны, потухнут экраны телевизоров и компьютеров. Катастрофа, сопоставимая с Третьей мировой!

Если цель большинства – деньги, логично предположить, что каждый должен хвататься за любую работу и вкалывать в три смены. Так нет же этого! Простая как мычание цель – деньги – накладывается на другие цели – меньше работать, меньше уставать, меньше отвечать за свои поступки. Цели недостижимы, потому что противоречат друг другу .

Добавим к этому «амбициозность» – любимое слово наших политиков, которое их стараниями приобрело положительную окраску. Амбиция – это болезненное самолюбие, завышенные, нереалистичные притязания. Пока самым «амбициозным проектом» в истории человечества было строительство Вавилонской башни . Все закончилось плохо, но быстро.

В нашем случае результаты отсрочены, но падение неизбежно. Собственно, оно уже началось, его тормозит только инерционность системы. Все будет кончено, когда каждый на своем месте – в операционной, за пультом управления, на кафедре, в школе, у станка, в кабинете – будет думать не о том, как лучше сделать свою работу, а как получить больше меньшей ценой. Желательно – даром. И чтобы за это ничего не было.

Предпосылки к этому закладывались десятилетиями – в начале 90-х прошлого века зависимость заработка от личных усилий отмечали только 7 % взрослого населения – остальные считали главными путями к успеху деньги, связи и мошенничество. Вина поколения, которое идет на смену, только в том, что оно слишком прилежно усваивает нормы и ценности, которые транслируют им взрослые.

Весь прошлый год поминали семейные ценности. Этот год обозвали «годом молодежи». Сейчас модно говорить о здоровом образе жизни. Все впопыхах, для отчета об освоенных средствах. Внятной государственной идеологии, направленной на воспитание Гражданина, у нас никогда не было – были лицемерные декларации. В приступе ностальгии вздыхают: вот раньше были идеалы… И куда они делись? На каком этапе потеряли эстафетную палочку? Что же это за идеалы, которые испарились при жизни одного поколения?

Великий русский философ Н. Бердяев писал: «Цели человеческой жизни померкли. Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека наполнена средствами к жизни, которые стали самоцелью» . Здоровье и ум – именно средства, а не цель, смысл всей жизни.

В основе кризиса современного обществакризис нравственности, вытесненной «новыми ценностями» , сведенными к культурно-биологическому существованию. М. Хайдеггер охарактеризовал атмосферу жизни в Европе как «мышеловку, в которой произошла полная утрата смысла бытия» .

Сегодня насаждается система ценностей, формирующая особый тип личности, который Э. Фромм назвал «рыночным». «Рыночная личность» воспринимает себя и других как товар, который можно выгодно продать . Главное в жизни людей этого типа – карьера и деньги. Их отличительные особенности – честолюбие, пробивные способности, умение ладить с нужными людьми. Вроде бы ничего страшного. Но все эти качества не имеют ничего общего с самым употребляемым в последние годы понятием «эффективная личность».

Рассмотрим признаки эффективной личности.

Во-первых, эффективна нравственная личность . Она работает, опираясь на множество идеальных мотивов, среди которых любовь к труду, интерес к его процессу и результатам, потребность в профессиональном и личностном росте.

Человек, работающий исключительно за деньги, неэффективен. Можно ли побеждать в спорте и войне, создавать великие произведения искусства или делать научные открытия, если цель – призы, трофеи, гонорары, премии? Это вряд ли...

Во-вторых, эффективна развивающаяся личность . Основа развития человека – его саморазвитие и самообразование. Формы не существенны, главное – вектор, направленный вперёд и вверх против «общественного ветра», вопреки собственной инерции.

В-третьих, эффективна самостоятельно мыслящая личность , то есть социально автономная, критически настроенная по отношению к противоречивым целям и ценностям социума.

От Сократа и Платона идет традиция воспитания четырех кардинальных добродетелей: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Воспитаем в наших детях хотя бы эти качества – не только поможем им правильно выбрать профессию, но и заложим основу решения множества экономических и социальных проблем нашего общества.

Тактика – это средства, формы, методы, подходы, которые направлены на воспитание у детей и подростков качеств, кардинально отличных от тех, которые вольно или невольно передаются молодым людям сегодня.

Есть ли хоть какая-то надежда на успех в этом благородном и практически безнадежном деле, или точка бифуркации, когда процесс становится необратимым, уже пройдена? Не знаю. Но если ничего не делать сегодня, через двадцать лет «детей майора Евсюкова» арестовывать будет некому.

Принято считать, что работа – это источник финансового благополучия, а значит, и счастья человека. Это действительно так. Но почему тогда некоторые люди, не работающие, которых содержит их супруг, покупает все необходимое, часто начинают испытывать пустоту в жизни и стремятся выйти на работу? Не обязательно это связано с угнетенным состоянием из-за финансовой зависимости. Многие переносят её спокойно. Дело в том, что работа дает человеку и другие преимущества, которые не все видят и осознают.

Общение на работе позволяет ликвидировать пустоту в жизни. Даже если случаются конфликты, это нормально. Они позволяют нам проявлять свой характер, занимают наши мысли. Без них человек ощущает сенсорный голод и начинает доставать окружающих всякой ерундой. Вспомните старушек-пенсионерок, сидящих возле дома на лавочке и пристающих с замечаниями к молодежи. Это как раз объясняется недостатком общения после выхода на пенсию, особенно если нет внуков, а дети живут далеко. И многие пенсионеры стараются работать, даже если в деньгах не нуждаются, чтобы продолжать ощущать себя полноценными гражданами социума.

Если человек занимается тем, что ему нравится, он испытывает ничем не заменимую радость труда. Ради этого многие идут на низкооплачиваемую работу, только потому, что им нравится именно данная работа, хотя за нее и мало платят. Это не мешает людям надеяться, что в дальнейшем их труд будет оценен лучше в финансовом отношении или они приобретут необходимые навыки для продвижения в своей профессии, для карьерного роста.

Потребность в самореализации, в проявлении своих способностей – очень важная потребность человека. Многие писатели пишут «в стол», а художники складывают неоцененные современниками картины на полку. Они не могут не творить, хотя, возможно, их произведения оценят лишь потомки после их смерти.

Необходимы людям и движение, изменение обстановки вокруг них и самосовершенствование. Хотя не все любят учиться в учебных заведениях, но время от времени узнавать что-то новое о жизни для большинства людей важно. Поэтому многие часто меняют работу в погоне за новыми впечатлениями. Не стоит этого бояться. Хотя не все работодатели это понимают и приветствуют.

Работа дает самоудовлетворение, если вы видите результаты своего труда, приносящие пользу людям. Многие стараются с этой целью заниматься общественной работой, которая не оплачивается. Существуют организации волонтеров, которые выполняют работу непрестижную, неоплачиваемую, но очень нужную для общества: уход за больными, инвалидами, детьми-сиротами и прочее.

Некоторым людям мало чувствовать себя нужными людьми, им для счастья необходимо еще иметь возможность покомандовать другими, проявить свою власть. Не обязательно для этого быть большим начальником, иногда командовать людьми удается даже уборщице в учреждении. Обычно руководить на работе пытаются люди, которые в семье находятся в подчиненном, зависимом положении. Они реализуют здесь свою потребность во власти. Но не всегда. Есть люди, которые просто лидеры по натуре, и они везде оказываются впереди.

Таким образом, мы видим, что помимо общепринятого понимания сущности работы как способа зарабатывания денег, она имеет еще очень много важных функций в жизни человека, о которых не стоит забывать. Это поможет вам относиться к работе философски-спокойно, что приводит в итоге и к финансовой стабильности.

Для чего нужно работать?

Рассматриваемые вопросы:

q Зачем люди стремятся работать?

q Что дает трудовая деятельность кроме денег?

q Что для меня (вопрос ученика к самому себе) самое важное в будущей

1). Один из первых предполагаемых ответов: чтобы были деньги. Остановившись на нем, ведущий обращается к группе с вопросом-«вызовом»: а если бы деньги появлялись сами? Если бы продукты, джинсы, мобильные телефоны росли на деревьях? Что бы делали люди? Представьте себе рай, где у людей есть все. Чем бы они занимались - отдыхом и развлечениями? Всю жизнь напролет? И им не было бы скучно?.. Во многих западных странах безработные получают пособия и другую социальную помощь, которой вполне хватает на жизнь. И все же большинство людей стремится работать. Почему?

Окончательная формулировка вопроса: что можно получить от работы

кроме денег?

Если подростки затрудняются с ответом, можно использовать следующие подсказки.

2). Иногда мы получаем от работы удовольствие. Причем удовольствие бывает как от самого процесса (приятно строить дом, ухаживать за животными и т. п.), так и от результата.

3). Представьте себе, что все вокруг работают, а вы абсолютно ничего не делаете. Весело это? День-два - да, а потом становится ужасно скучно. Иногда бездельников так и наказывают: запрещают им работать. Дело в том, что человек - социальное существо. Мы знаем, что социальный - значит общественный. Так что же означает «человек - социальное существо»? (Возможно, подростки частично смогут ответить на этот вопрос.) Ведущий добавляет или объясняет сам: человеку важно вести себя так же, как и другие члены общества, или как принято в обществе. Если все работают, а я нет, мне становится скучно, неприятно, неуютно. А в обществе принято работать. Правда, может быть, когда наступит полное изобилие, люди придумают какие-то другие интересные занятия. (Если есть время, можно пофантазировать на эту тему.)

Сегодняшний мир устроен так, что можно какое-то время обходиться и без работы. В самом деле, у вас ведь могут быть самые разные источники дохода: зарплата родителей, счет в банке, фиксированный доход предприятия, перевод от родственников из-за границы и так далее. Наконец, можно и вовсе жить в какой-нибудь общине за городом, питаться овсяной кашей и горя не знать. Значит ли это, что вам вообще можно больше не работать?

Итак, может быть, вам и не нужно искать работу? Для того чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно осмыслить причины, которые побуждают людей трудиться. Вы наверняка найдете среди них ту, что близка и вам.

Утверждения по теме заранее готовятся и записываются каждое на отдельной карточке.

q Участники дискуссии изучают эти высказывания и выбирают то, которое кажется им самым верным.

q Единомышленники собираются в группы.

q Каждая группа старается отстоять справедливость своего варианта.

q Необходимо разделить понятие работы как физического процесса - и

работы как средства воплощения своей цели.

Итак, люди работают потому, что:

þ хотят разбогатеть;

þ им необходимо содержать семью, не погрязнуть в нищете и не умереть

с голоду;

þ хотят применить свои способности для общей пользы;

þ им приятно отдохнуть и повеселиться после работы;

þ им нравится работать;

þ видят в этом смысл жизни;

þ должны чувствовать свое отличие от животных;

þ работа удовлетворяет потребность в саморазвитии;

þ их с детства учили, что для того, чтобы хорошо жить, надо много и усердно работать

Итак, у каждого человека – свои резоны, аргументы для поиска работы. И ничего в этом плохого нет. Нельзя всех людей стричь под одну гребенку. Не надо беспокоиться, что у вас другие мотивы, нежели у вашего приятеля или приятельницы. Есть, например, люди, которые ходят на работу только для того, чтобы не оставаться дома. По большому счету, работодателю вообще может быть все равно, зачем вы ходите на работу: ему важно, чтобы ваша деятельность приносила желаемый результат. Поэтому понимать свою мотивацию больше всего нужно вам. Тогда будет ясно, например, почему на некоторых собеседованиях многие люди чувствуют себя явно не в своей тарелке: да просто они почувствовали, что здесь вас не будут ценить, любить, уважать, не дадут возможности карьерного роста, не позволят творить. Пусть это послужит вам уроком: и в будущем вы будете искать что-то более конкретное, сможете определиться с целью, которую ставите перед собой.

Как относятся к работе люди, которые чего-то добились в жизни, которые зарабатывают много и могут, если захотят, зарабатывать еще больше?

Итак, чем же отличаются такие успешные люди?

Прежде всего, им нравится их работа . Не деньги, которые они зарабатывают, а само содержание их труда. Успешный продавец любит продавать, автомеханику интересно возиться с автомобилями, фермеру любопытно какой урожай у него вырастет. И так в любой профессии. Вот пример специально для молодежи. Вспомните два предмета в школе. Один вам нравится, а другой нет. По какому предмету вы учитесь лучше? Конечно, по тому, который нравится. Так же и с работой.

Во вторых, успешные люди считают свою работу важнейшей частью своей жизни . Для многих жизнь и есть работа. Иному человеку не всегда легко это понять, но это так. Ведь на работе можно встретиться с интересными людьми, которых иначе ты бы никогда не узнал. На работе всегда можно узнать что-то новое, любопытное. На работе можно даже отдыхать в кругу приятных тебе людей (многие фирмы теперь организуют различные праздники, выезды на природу, спортивные соревнования, экскурсии).

В третьих, для успешных людей работа это источник самоуважения. Именно на работе, в кругу людей занимающихся тем же трудом можно показать какой ты успешный, знающий, умелый. Согласитесь, сварщику трудно доказать что он самый лучший профессионал, если он находится среди педагогов. Его оценят по достоинству только в его профессиональном кругу. А разве можно чувствовать себя хорошо, если не испытывать уважение к себе?

И только на четвертое место успешные люди ставят добывание средств к существованию , т. е. деньги. Конечно, деньги важны, и работать бесплатно глупо. Но не менее глупо рассчитывать, что тебе будут платить деньги за то, что ты просто приходишь на работу, а все твои мысли находятся где-то в клубе или дискотеке.

Таким образом, те, кто успешны и хорошо зарабатывают, считают свою работу не досадной необходимостью, а важнейшим источником удовольствия, интереса и удовлетворения, т. е. важнейшей частью своей жизни.

Для чего нужно учиться?

Рассматриваемые вопросы:

q Как я отношусь к учебе?

q Что такое обязательное образование?

q Какими путями можно получить полное среднее образование ?

q Какие бывают уровни образования?

q Что главное в правах учащихся?

Оборудование: карточки с утверждениями для индивидуальной работы, таблица уровней образования для игры - «Профессии», справочник по учебным заведениям г. Вологды и Вологодской области .

1) подросткам можно раздать карточки с утверждениями и предложить отметить галочками те, с которыми они согласны:

учиться слишком трудно ;

Учиться интересно;

На уроках можно узнать много нового и полезного;

педагоги - скучные, строгие люди ;

на уроке мне всегда хочется спать ;

Интересных уроков больше, чем скучных;

скучных уроков больше, чем интересных ;

учиться трудно, но без этого нельзя ;

учиться надо, потому что заставляют ;

учиться надо, чтобы получить специальность ;

Учиться надо, чтобы поступить в вуз;

Я бы хотел учиться всю жизнь;

я бы согласился учиться всю жизнь, если бы мне за это платили деньги ;

я бы хотел перестать учиться уже сейчас ;

в жизни есть более интересные вещи, чем учеба .

Теперь каждый может оценить свое отношение к учебе. Если преобладают подчеркнутые ответы, значит, человек не любит учиться. Если их мало - он ориентирован на получение знаний. Тот, кто выбрал все три выделенных ответа, ориентирован на практический результат образования. (Но в карточках для подростков подчеркиваний и выделений быть не должно.)

Согласны ли подростки с тем выводом, который сделан из их ответов?

3) Образование и профессия.

Нужно объяснить подросткам, что им следует запомнить и понять названия разных видов образования (начальное профессиональное образование , среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование). Отдельно остановитесь на таких понятиях, как «вступительные испытания», «конкурс».

После этого можно поиграть в игру «Профессии» (как в «Города»). Каждый по очереди называет известную ему профессию, а ведущий вписывает ее на доске в таблицу, в соответствующую колонку необходимого образования. Тот подросток, который не может назвать очередную профессию, выбывает из игры.

4) Когда игра закончена, можно попробовать - там, где это возможно, -

выстроить звенья образовательной цепочки. Например, названа профессия «инженер», которая вписана в колонку «Высшее образование». Возможно, инженер сразу окончил институт. А может, он был сначала техником (среднее профессиональное образование), а до этого - слесарем на заводе (начальное профессиональное образование), а еще раньше - просто грузчиком (специальное образование не нужно).

И наоборот: можно посмотреть, какие перспективы для образовательного роста есть у тех, кто занимает левые колонки. См. таблицу

(выделены те профессии, которые названы учениками).

директор фирмы

Специальное образование не нужно

Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование

инженер

водитель

воспитатель детского сада

Кертис Питерсон недавно посетил собеседование на должность руководителя отдела цифрового маркетинга в компании SmartFile, расположенной в Индианаполисе. Когда рекрутер задал ему решающий вопрос: "Почему вам нужна эта работа?", Питерсон ответил: "Я хочу получить эту работу, потому что мне всегда нравилось создавать и продавать сайты, даже когда я был ребенком. Я занимался этим, когда AltaVista считалась неплохой поисковой системой. В тот момент мне было 10 или 11 лет. Меня всегда интересовал цифровой маркетинг, но я не знал, что можно зарабатывать деньги, привлекая на сайт посетителей".

Питерсон достиг своей цели и получил работу.

Таким образом, идеальный ответ содержит целых три компонента. Наверняка вы понимаете, о чем идет речь. Прежде всего, не стоит говорить, что вам просто нужна работа. Такой ответ демонстрирует полное отсутствие заинтересованности. Кроме того, собеседник может подумать, что вы покинете компанию, как только подвернется что-то более стоящее.

Докажите, что ваши навыки соответствуют требованиям

Помните, что ваши навыки и способности должны удовлетворять нуждам компании.

Обратитесь к описанию вакансии, чтобы определить требования работодателя и подготовить ответ, которого от вас ждут.

Скажите: "Вы ищете специалиста, способного управлять крупными проектами. Я выполнял подобные обязанности, когда работал в Х. Бюджет одного из проектов составляет $2 млн. Я управлял командой из 10 разработчиков и инженеров, и нам удалось вывести на рынок 15 программных продуктов".

Продемонстрируйте энтузиазм

Дон С. Рид, владелец компании Reid Ready Life Coaching, расположенной в Климентоне, штат Нью-Джерси, советует сообщить собеседнику о том, что вы готовы использовать ключевые навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей, а в случае необходимости способны приобрести новые навыки в кратчайшие сроки.

Помните, что на самом деле работодатель не просит вас рассказывать о своих потребностях и желаниях. Он хочет знать, какую пользу вы можете принести. Даже если вас необычайно увлекают новые перспективы, не забудьте правильно расставить акценты, доказав, что вы нужны компании.

Найдите способ рассказать о своих долгосрочных планах, чтобы развеять все сомнения. Убедите работодателя в том, что ему не придется заботиться о том, чтобы вас удержать.

Скажите: "Я рад, что в новой должности я получу возможность использовать специализированные навыки работы с компьютером. Я стремлюсь расти и развиваться вместе с компанией и вижу для себя долгосрочные перспективы".

Продемонстрируйте свое соответствие корпоративной культуре

Собеседование - это возможность продемонстрировать не только навыки, но и выдающиеся личные качества. А. П. Гроу, доцент кафедры управления персоналом Городского университета Сиэтла, рекомендует соотнести свои цели и ценности с целями и ценностями потенциального работодателя.

При подготовке к собеседованию опросите знакомых, которые уже работают в целевой компании, и прочтите последние новости о ней, чтобы сформировать свое представление. Установите связи и упомяните о них в своем ответе.

Скажите: "Основные приоритеты компании - порядочность и эффективная командная работа - полностью соответствуют моим ценностям. Для меня очень важно найти место в коллективе, члены которого стремятся работать сообща. Я могу предложить именно то, что вам нужно. Кроме того, мои интересы полностью совпадают с интересами компании, а потому это место подходит мне больше всего".

monster.com, перевод: Айрапетова Ольга