Тема: Восприятие.

1. Понятия о восприятии.

2. Теории восприятия.

3. Основные свойства восприятия.

4. Классификация восприятия.

Фазы восприятия.

Понятия о восприятии.

Восприятие является непосредственным, чувственно-предмет­ным отражением внешнего мира. На основе восприятия возможна деятельность других психических процессов: памяти, мышления,

воображения.

Восприятие - форма целостного психического отражения пред­метов или явлении при их непосредственном воздействии на органы

чувств.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение от­дельных ощущений в целостные образы пещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражи­теля, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощу­щений, а представляет собой качественно новую ступень чувствен­ного познания.

Уже в акте восприятия предмет приобретает определенное обоб­щенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. Восприятие - результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

Физиологической основой восприятия является условно-реф­лекторная деятельность внутрианализаторного и межанализатор­ного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений.

Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета. Восприятие различаются по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Традицион­но выделяют пять видов восприятия: зрительное, слуховое, осяза­тельное (тактильное), вкусовое, обонятельное.



Восприятие предполагает выделение из комплекса воздейст­вующих признаков наиболее существенных с одновременным от­влечением от несущественных. Оно требует объединения основ­ных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.

Например, воспринимая стол, мы отличаем его от дивана пли шкафа, выделяя в нем существенные для стола признаки, отвлека­ясь от признаков, не играющих существенной роли. Мы выделяем ножки, на которых держится крышка стола, воспринимаем эту часть как имеющую наиболее существенное значение. Мы отвлека­емся от его формы, размера, количества ножек и выделяем как наи­более существенную часть образа те его части, которые имеют функциональное значение, сразу же относя его к категории пись­менного, обеденного или кухонного стола. Узнать стол означает восстановить в нашем сознании все то, для чего он служит, и какое место он занимает в нашем практическом опыте.

Легко видеть, что восприятие является сложным процессом по­лучения информации, стоящим на границе наглядного мышления. В случае, когда человек воспринимает знакомый предмет, процесс анализа существенных признаков и отнесения предмета к опреде­ленной категории протекает в свернутом виде и носит характер почти мгновенного узнавания. Однако при восприятии мало зна­комых предметов этот процесс протекает развернуто, и эти случаи позволяют обнаружить всю сложность этого процесса.

Восприятие - своеобразное действие, направленное на обследо­вание воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подо­бия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся движения руки, ощупывающей пред­мет; движения глаз, прослеживающих видимый контур предмета; движение гортани, воспроизводящей слышимый звук и т. д. Необходимость движений глаза для формирования зрительного вос­приятия доказывается опытами, в которых искусственно останав­ливали движения глаза (например, впрыскивая вещества, которые парализуют мышцы). Эти опыты показали, что неподвижный глаз слеп. Стоит остановить движение (точнее, изменение) изображе­ния на сетчатке, как человек через 1-3 секунды теряет констант­ность восприятия, затем вообще перестает видеть объекты.

Неподвижное касание также не дает никакой информации о форме объекта и даже о характере его поверхности. Аналогично, в отношении слуха было установлено, что слушая, например речь, человек неощутимо воспроизводит ее про себя, соответственно на­прягая мускулатуру речевого аппарата, как только напряжение в голосовых связках пропадает, то оказывается, что человек пере­стал слушать и понимать, что ему говорят.

Анализ функций движений руки в процессе осязания и глаза в процессе зрения показал, что они делятся на два больших класса. В первый входят движения поисковые, установочные и коррек­тирующие. С их помощью осуществляется поиск заданного объек­та восприятия, установка (глаза или руки) в «исходную позицию», корректировка этой позиции. Во второй класс входят движения, участвующие в построении образа, в измерении пространственных характеристик объекта, в опознании знакомых объектов и т. п.

В раннем детстве восприятие непосредственно связано с мото­рикой, оно составляет только один из моментов в целостном сенсомоторном процессе и лишь постепенно, с годами, начинает приоб­ретать значительную самостоятельность.

Восприятие - это система перцептивных действий, и овладение ими требует специального обучения и практики.

Наблюдения за человеком, ослепшим в десятимесячном возрас­те, которому зрение было возвращено через 51 год, показали, что после операции он видел только расплывчатые очертания. Он не видел мир предметов, как видим его мы, открывая глаза. В течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Постепенно его зрение вос­станавливалось, однако он воспринимал мир тусклым и расплыв­чатым. Он так и не научился читать глазами, не мог нарисовать сложный предмет, если не исследовал его руками.

Признаки восприятия.

1. Прежде всего, процесс информации ни в какой мере не является результа­том простого раздражения органон чувств и доведения до коры головного мозга тех возбуждений, которые возникают в периферических воспринима­ющих приборах (кожа, глаза, ухо). В процесс восприятия всегда включеныдвигательные компоненты в виде ощупывания предмета, движения глаз, выделяющих наиболее информативные точки, пропевания или проговаривания соответствующих звуков, играющих существенную роль в том, чтобы
установить наиболее существенные особенности звукового потока. Мы еще встретимся с этим исходным положением при анализе различных частных видов восприятия. Поэтому процесс восприятия правильнее всего обозна­чать как воспринимающую деятельность субъекта.

а) оживлением следов прежнего опыта;

б) сличением доходящей до субъекта информации с ранее сложившимися
представлениями;

в) сравнением актуальных воздействий со сложившимися в прошлом представлениями;

г) выделением существенных признаков;

д) созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него инфор­мации;

е) синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы и «принятием решения» о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет.

3. Человек не просто смотрит на предметы и пассивно регистрирует их признаки, а, выделяя и объединяя существенные признаки, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, называет их тем самым глубже, познаёт их свойства, и относит к определённым категориям.

Характерные особенности восприятия:

1. Активный опосредованный характер, т.е. опосредованно его прежними знаниями, сложившимися из прежнего опыта и представляет собой аналитико-синтетическую деятельность, включающую создание гипотезы о характере принимаемого предмета и принятие решения о том, соответствует ли реально воспринимаемый предмет гипотезе.

2. Имеет предметный и обобщённый характер,- соотносим предмет к категории. Стол, стул – мебель.

3. постоянство и правильность. Из нашего опыта с предметом мы получаем точную информацию о его свойства Например, знаем, что тарелка круглая, коробка спичек прямоугольная, лошадь большая, мышь маленькая.

4. Особенность состоит в подвижности и управляемости.

Рассматривая картину, с целью определить способ работы художника, человек игнорирует её содержание и выделяет то, как положены мазки на картине.

Ставя задачу определить время, к которому относится описание картины, он выделяет манеру письма, одежду изображённых лиц на картине, архитектуру зданий.

Пытаясь рассмотреть общий сюжет, он рассматривает всю картину в целом.

Т.о. мы можем говорит о следующих свойствах восприятия.

Теории восприятия

Существует множество теорий восприятия, но ни одна из них не является полной, хотя каждая делает свой вклад в формирование синтезированного взгляда на проблему восприятия. Поэтому мы с вами рассмотрим ряд наиболее важных и распространенных концепций.

Ассоциативная теория восприятия достигла наибольшего влияния во второй половине 19-го века. Представители: И. Моллер, Э. Мол, Г. Гельмгольц, Э. Геринг, В. Бундт, Г.Э. Мюллер и американский психолог Э.Б. Титченер . Главный постулат: воспринимаемый нами образ является на самом деле сложным объединением первичных элементов сознания – ощущений. При этом само ощущение понималось как осознанное состояние органа чувств,подвергнувшегося воздействию внешнего раздражителя.

Механизм восприятия : Объединение ощущений в восприятие осуществляется посредством ассоциаций по смежности или по сходству. Этот ассоциативный механизм определяет ведущую роль прошлого опыта для возникновения восприятия.

привлекли для объяснения процессов синтеза ощущений в восприятие также и внутреннюю активность субъекта в виде волевой апперцепции (апперцепция в понимании В. Вундта, обозначает некоторую внутреннюю силу, направляющую мысли и ход психических процессов ) или интеллектуальных бессознательных умозаключений. Минусы: Основная ошибка ассоциативной теории заключалась в том, что она привлекала для объяснения одних субъективных данных другие, пытаясь тем самым вывести сознание из самого себя.

Раз восприятие является комплексом ощущений, то задача состоит в том, чтобы путем самонаблюдения найти в своем субъективном опыте элементарные ощущения, а затем изолировать и описать их. Этот метод был назван методом аналитической интроспекции .

Гештальтпсихология .Представители: М. Вертхаймер, В. Келлер, К. Коффка и другие. Главный постулат: Все процессы в природе изначально целостны. Поэтому процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем «полем» действующих на организм раздражителей, структурной воспринимаемой ситуации в целом. Механизм восприятия: Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений как близость, сходство, замкнутость, симметричность и так далее. Были открыты закономерности разделения зрительного поля на фигуру и фон .

Методу аналитической интроспекции гештальтпсихологи противопоставили феноменологический метод , сущность которого в непосредственном описании наблюдателем содержания своего восприятия.

Психология восприятия, по их мнению, должна отвечать на вопрос –

почему мы видим мир таким, каким мы его видим? Минусы: Гештальтисты, подобно структуралистам, отказались от изучения восприятия в связи с выполняемой им функцией. Еще один недостаток – отрицание историчности восприятия. Прошлый опыт не способен, по их мнению, изменить восприятия объектов, раз они образуют «хорошую» структуру.

Гештальтпсихологи собрали большое количество экспериментальных данных, позволивших установить основные закономерности возникновения структур при восприятии.

Новые пути теоретического анализа восприятия были намечены в работах ряда зарубежных психологов, согласно которым восприятие является результатом активной деятельности субъекта, обеспечивающей получение информации о внешнем мире.

Дж. Гибсон , восприятие трактуется им как процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается.

Информацию о внешнем мире содержат только организованные системы раздражителей. Например, несколько точек, расположенных в порядке уменьшения их размеров и расстояния между ними, образуют так называемый градиент величины и плотности, несущий информацию о протяженности рассматриваемой поверхности в глубину. Поэтому мы воспринимаем уходящую вдаль, поверхность.

Восприятие по Дж. Гибсону – активный процесс . Основное ударение в теории Дж. Гибсона сделано на то, что должно быть выделено в потоке стимуляции для того, чтобы наилучшим образом ориентироваться в окружающей среде. Минус: При этом, однако, слабо разработан вопрос, каким образом восприятие осуществляется.

Близкие положения сформулированы в теории восприятия канадского психофизиолога Д.О. Хэбба , которая основана на многочисленных клинических, физиологических и генетических фактах. Согласно этой теории восприятие объекта как единого целого не дано изначально. На ранних этапах развития восприятие не так целостно и организованно, как предполагали сторонники гештальтпсихологии. По мнению Д.О. Хэбба, восприятие в своих основных чертах представляет собой прижизненно формулируемый навык, которому надо обучаться.

Механизм восприятия: Формирование восприятия объекта начинается с избирательного внимания к частям фигуры, а затем уже всей фигуры. Таким образом, в работах Д.О. Хэбба восприятие объекта трактуется как процесс синтеза отдельных его деталей. Отсюда, однако, не следует, что теория Д.О. Хэбба является возвратом к ассоциатизму, т.к. если ассоцианиоты говорили, что восприятие начинается с осознания отдельных раздражителей, то у Д.О. Хэбба речь идет об активном выделении частей объекта. В то же время эту теорию нельзя считать общей теорий восприятия. Минусы: В ней остаются нераскрытыми такие важнейшие проблемы, как восприятие пространства, специфика человеческого восприятия и так далее.

Среди зарубежных концепций развитие восприятия наиболее полно представлено в теории швейцарского психолога Ж. Пиаже . Экспериментальные данные, полученные Ж. Пиаже и его сотрудниками, показывают, что у ребенка первых месяцев жизни еще нет подлинного восприятия предметов и пространства, он даже не дифференцирует объекты и себя, не различая, например, изменения вида предметов, вызванные собственными движениями, от изменений, возникших в результате движения предметов. Большое место в теории Ж. Пиаже отводится анализу различий между восприятием и интеллектом.

При восприятии, по мнению Ж. Пиаже, причина ошибок заключается в законе относительных центраций: обращение внимания на какую-либо деталь объекта приводит к ее переоценке. Восприятие представляет собой вероятностный процесс, всегда выделяющий одни стороны объекта в ущерб другим. Следовательно, для адекватного отражения объекта должны учитываться все его стороны. Механизм: Это возможно в результате моторной активности субъекта. В результате восприятие становится целостным и стабильным.

Свойства восприятия

Психологическая сущность восприятия в полной мере может быть представлена через описание его основных свойств. В качест­ве ведущих свойств восприятия в психологии выделяют предмет­ность, целостность, осмысленность, структурность, константность, избирательность.

Предметность восприятия проявляется в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира. Психические образы предметов человек осознаёт не как образы, а как реальные предметы., вынося образы во вне, объективируя их.

И. М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе внешне двигательных процессов, обеспечи­вающих контакт с самим предметом. Возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента.

Под предметностью восприятия понимают отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам. Это способность субъекта воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Так как перцептивные действия направлены на предметное отражение ситуации, значение предметного окружения оказывается решающим для нормальной работы восприятия. Например: Человека погружали в ванну с физиологическим раствором при температуре комфорта. При этом испытуемый слышал лишь монотонные ритмичные звуки и видел диффузный белый свет, а покрытия на его руках препятствовали получению осязательных ощущений. Через несколько часов испытуемые приходили в тревожное состояние и просили прекратить эксперимент. Они отмечалипоявление галлюцинаций, а также нарушение восприятия времени. После опыта у испытуемых наблюдались дезориентация в пространстве, нарушение восприятия движения, формы, цвета и тому подобное. Предметность восприятия выступает в форме целостности, константности и осмысленности перцептивного образа.

Целостность восприятия - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства пред­мета при воздействии на органы чувств, восприятие есть целост­ный образ предмета.Т.о. Восприятие даёт целостный образ предмета.

При любом зрительном восприятии, прежде всего, бросается в глаза изображение в целом, а уже потом вырисо­вываются детали. Благодаря целостности восприятия отдельные линии и точки объединяются в фигуру (см. рис. 27).

Восприятие формы. Фигура и контур.

Классическим примером целостности восприятия служит запо­минание в восприятии того участка окружающего мира, который проецируется на слепое пятно. Эта область сетчатки нечувстви­тельна к свету и не посылает поэтому никакой информации в мозг. Однако никакой пустой «дыры» в окружающем мире мы не замеча­ем. Мозг заполняет ее на основе информации, получаемой от окру­жающих участков. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

На целостность восприятия впервые обратили внимание представители гештальтпсихологии, им же принадлежит заслуга установления большинства фактов, доказывающих важность этого свойства восприятия. Благодаря целостности мы воспринимаем определенным образом организованное окружение, а не хаотическое скопление цветовых пятен, отдельных звуков и прикосновений. Например, вычленяя сложные отношения между звуками, наш слух позволяет с легкостью узнать мелодию, сыгранную в различных тональностях, хотя отдельные звуки при этом могут оказаться совершенно различными. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе наибольшего набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

С целостностью восприятия связана его структурность - свой­ство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их ус­тойчивых связей и отношений.

Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы вос­принимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные зву­ки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет сим­фонический или струнный оркестр, или один рояль. Целостная структура мелодии в нашем сознании выступает при этом ярче, чем отдельные звуковые ощущения, различные в данных случаях.

Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма. В ка­ждый момент можно услышать всего один удар. Однако ритм - это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов. Взаимосвязь ударов между собой определяет восприятие ритма.

Константность - относительное постоянство образов предме­тов, в частности, их формы, величины, цвета при изменении усло­вий восприятия.

Мир, в котором мы живем, воспринимается не только как цело­стный и организованный, но и как постоянный и неизменный. За уже структурированными предметами наше восприятие сохра­няет их размеры, форму и цвет независимо от того, с какого рас­стояния мы на них смотрим и под каким углом их видим. Например, посмот­рите на ваши пальцы: одни - на расстоянии вытянутой руки, другие - вдвое ближе; пальцы будут казаться точно одного разме­ра, в то время как изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет в два раза меньше изображения пальцев ближней руки. Точно так же дверь сохраняет для наших глаз свою форму незави­симо от того, открыта она или закрыта. Белая рубашка остается бе­лой как на ярком свету, так и в тени. Реально мы осознаем, какие коррекции постоянно осуществляет наше зрительное восприятие лишь тогда, когда рассматриваем фотографии объектов, снятых в определенных ракурсах. В этом случае изображения объективно воспроизводятся фотоаппаратом.

Легко понять, как велико значение постоянства величины, фор­мы и цвета. Если бы наше восприятие не было константно, то при каждом нашем движении, при повороте головы, изменении осве­щения, т. е. практически непрерывно изменялись бы все основные свойства, по которым мы узнаем предметы.

Константность восприятия не является врожденной. В основном она развивается только к двум годам и прогрессирует до 14 лет. Ис­точником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность пер­цептивного образа относительно этих изменчивых условий, т. е. константность восприятия.

Константность восприятия опирается не на устойчивость самих ощущений, а на устойчивость закона их изменения. Например, форма и размеры предметов воспринимаются как неизменные, если перемещение их изображения на сетчатке происходит по зако­нам перспективной проекции. Способность перцептивной системы исправлять неизбежные ошибки, вызванные бесконечным много­образием условий существования окружающего мира, и адекватно воспринимать окружающее хорошо иллюстрируется опытами с оч­ками, искажающими зрительное восприятие путем переворачива­ния изображений на сетчатке. Когда человек надевает эти очки, то некоторое время видит предметы вверх ногами. Однако затем соз­нание корректирует оптическое искажение, и человек начинает воспринимать все без переворотов. Когда же он снимает очки, то первое время опять все видит перевернутым. Интересно, что когда человек надевал и снимал очки, нарушенное взаимодействие зри­тельного, вестибулярного и кинестезического анализаторов вызы­вало у него головокружение и тошноту. Способность «переучи­ваться» сильно зависела от возможности испытуемого активно перемещаться в пространстве и ощупывать предметы. Те люди, ко­торые свободно ходили по помещению, быстро приспосабливались к искажающим очкам, тогда как люди, сидящие на стульях и перемещаемые по тому же помещению, адаптировались значительно медленнее либо вообще не адаптировались.

Иными словами, там, где это возможно, мозг предпочитает истол­ковывать изменения ощущений как результат изменения условий восприятия, как движение организма или объекта, как изменение освещения и т. п., а не как изменения самого объекта. Генетическая причина этого в том, что наш мир устойчив. За короткое время изме­нение ощущений чаще всего происходит из-за движения. Поэтому такое истолкование сенсорных данных является наиболее вероят­ным.

Итак, пользуясь стандартной интерпретацией ощущений, вос­приятие обычно оказывается право. Однако возможны случаи, ко­гда восприятие ошибается.

Осмысленность восприятия фиксирует связь восприятия с мышлением; это свойство восприятия, сопряженное с осмыслени­ем, с осознанием предмета или явления. Воспринимая предметы и явления, человек осознаёт, понимает то, что воспринимается.

Сознательно воспринять предмет - значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе предметов, обобщить его в слоне. Вспоминая стол, карандаш, велосипед и обозначая их соот­ветствующим словом, мы отвлекаемся от частных признаков этого предмета и относим его к определенной категории. Стол восприни­мается нами как часть мебели, карандаш как предмет, относящийся к письменным принадлежностям, велосипед - как средство пере­движения. Этот обобщенный характер осмысленного восприятия связан с абстрагированием от несущественных индивидуальных признаков предмета и отнесением этого предмета к определенной категории.

Достаточно по нескольким признакам угадать, что за вещь перед нами, как большинство ее свойств можно с высокой вероятностью предсказать, т. е. угадать. Поэтому знакомые вещи воспринимают­ся намного быстрее, чем незнакомые, «бессмысленные». Часто мы просто не замечаем того, чего не понимаем, а также остаемся бук­вально слепы ко многим несущественным деталям и особенностям того, что видим. Показательны с этой точки зрения двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимается то фигура, то фон. В этих рисунках выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием (см. рис.).

Рис. 28. фон и фигура (ваза и лица)

Избирательность восприятия - одно из свойств восприятия, со­стоящее в выделении из сенсорного поля каких-либо объектов и признаков. В любой момент времени, мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия., т.е. не отражаются в нашем сознании. Избирательность восприятия осуществляется посред­ством механизмов внимания. Выделяемый и поэтому более отчет­ливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», остальные объекты - как «фон». Например, на лекции.

В избирательности восприятия проявляется активность созна­ния. Избирательность восприятия зависит как от объективных свойств предметов, которые воспринимаются, так и от восприни­мающего субъекта.

Механизм перцептивной фильтрации отбирает, прежде всего, сигналы, несущие новые сведения о реальности. Неизменные дли­тельно действующие стимулы благодаря адаптации постепенно пе­рестают замечаться. Так мы смотрим на постоянно окружающие нас обычные неизменные предметы и образы: лица родных; дома на нашей улице; вещи, к которым привыкли, но не видим их. Поэтому мы хуже всего знаем то, что ближе всего к нам. Преимущественно выделяются также наиболее сильные, интенсивные, контрастные раздражители.

Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а кон­кретная личность. Одним из проявлений избирательности воспри­ятия является апперцепция.

Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта, за­паса знаний и общей направленности личности. Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не яв­ляется просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опы­та. Опыт у каждого человека своеобразен, он определяется его лич­ной историей. Поэтому, глядя на один и тот же объект, каждый ви­дит в нем свое. Так, например, где обычный горожанин видит просто траву, червяков, жуков, мух, там ботаник видит множество разных видов растений, энтомолог - определенные виды насекомых, члени­стоногих и т. д. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.

Содержание восприятия определяется также потребностями человека, его влечениями, интересами, мотивами, общей направ­ленностью личности. В одном опыте испытуемым показывали на экране смутные пятна и давали общее указание, что надо отыскать «людей, которые что-то, делают». Одной группе испытуемых изо­бражения показывали через час после еды, другой через 4 часа, а третьей - через 16. Чем голоднее были испытуемые, тем боль­ший процент их «видел» что-то, относящееся к еде (хотя на экране вообще не было никаких изображений). Аналогично, напуганный человек видит в полной темноте какие-то устрашающие фигуры. Мы видим различные картины в нагромождениях облаков, в чер­нильных кляксах (тест Роршаха). Анализ ответов показывает, что «увиденное» человеком в этих случаях обычно связано с его жела­ниями, интересами, тревогами и надеждами.

Следующий фактор, который определяет избирательность вос­приятия, :л о задача, которая стоит перед человеком в данный мо­мент. Так, например, шофер, ведущий машину, отчетливо восприни­мает огни светофоров, дорожные знаки, движение других машин. Тот же шофер, едущий в качестве пассажира-туриста в новом горо­де, видит главным образом архитектурные особенности.

Существенным фактором, влияющим на содержание воспри­ятия, являются установки субъекта, т. е. внутренние ожидания, ко­торые связаны у человека с данной ситуацией. Механизм избира­тельности восприятия отбирает сигналы, которые соответствуют ожиданиям человека. Иногда этот механизм оказывается настоль­ко силен, что человек замечает в окружающем мире только то, что подтверждает его ожидания, и просто не видит всего, что им проти­воречит. Так, Дон Кихот ожидал встречи с великанами, заколдо­ванными принцессами, злыми волшебниками. И самые обычные вещи «превращались» в образы этих романтичных ожиданий.

При всей разнице личного опыта, потребностей и установок у лю­дей, живущих в одну эпоху и в рамках одной культуры, имеется мно­го общего в мировосприятии. Они сталкиваются, в общем, с одним и тем же кругом вещей, понятий, ценностей, деятельностей. Общество внедряет в человека свою картину мира, свою систематизацию, оценку вещей и явлений через обучение, язык и искусство, через книги и средства массовой информации, идеологию и т. п. Таким об­разом, в восприятии мира каждым отдельным человеком невидимо присутствует опыт общества, его практика, знания, ценности.

Человеческий слух развился благодаря развитию речи и музыки. Геометрия и изобразительное искусство в значительной мере опре­деляют человеческое зрение, в частности, понимание и восприятие перспективы.

Подводя итог, можно заключить, что восприятие - активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцеп­тивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета.

Классификация восприятия.

Восприятие разделяется:

1. По ведущему анализатору:

Зрительное

Слуховое

Осязательное

Обонятельное

Вкусовое

Кинестетическое.

2. По форме существования материи:

Восприятие пространства

Восприятие времени

Восприятие движения.

3. По форме психической активности:

- преднамеренное

Непреднамеренное.

Осязательное восприятие. К определённому участку кожи прикоснитесь острым и потом тупым концом булавки или карандаша. Ощутите прикосновение, какой характер оно носит? В каком месте укол ощущается больно?

Ощущение прикосновения и давления

Ощущение расстояния между двумя прикосновениями к близким участкам кожи

Ощущение направления натяжения кожи

Ощущение формы, которым наносится прикосновением острия, делающего на фигуру круга, треугольника и ли цифры, буквы.

Основные виды восприятия

Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущения, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии.

В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различает зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

«Зрительное восприятие - форма восприятия, включающая в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира», на основе информации, получаемой с помощью зрительной системы.

Более простые из этих процессов обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равного с ним светлоты. Основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно-мышечной сенсорных систем и движении объектов. Позднее эта информация дополняется сведениями о форме и структуре объектов.

Есть веские основания называть зрение основной сенсорной системой. Во-первых, это, возможно, наиболее хорошо изученная система, что отчасти обусловлено методологическими и техническими факторами. Анатомия и связанные с ней особенности зрительной системы достаточно хорошо известны, а визуальное стимулирование, как правило, четко определяется и может быть точно проконтролировано.

Вторая и, возможно, даже более существенная причина заключается в огромной важности и функциональной значимости зрительной системы. Для выживания многих видов зрение имеет решающее значение; оно является источником критически важных знаний о предметах и событиях среды обитания. Эти знания зависят от получения таких сведений, как форма и текстура, размер и расстояние, яркость и освещенность, цвет и движение, а также информация о взаимодействии этих отличительных признаков среды между собой.

Для человека зрение является доминантной, наиболее важной сенсорной системой. На биологическом уровне это подтверждается тем, что в обработке визуальной информации участвует примерно половина коры головного мозга. На поведенческом уровне доминирующая роль зрения для человека может быть отчасти доказана ситуациями, при которых оно входит в противоречие с другой сенсорной системой.

Не смотря на то, что другие исследования не дают оснований для выводов о столь сильном влиянии зрения в условиях сенсорного конфликта, ясно, что для выживания человека зрение имеет решающее значение.

Именно по этому зрение было изучено столь детально, и сегодня о нем известно больше, чем о любой другой сенсорной системе.

«Слуховое восприятие - форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора».

Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра: громкость, которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя; высоту, соответствующую частоте; тембр, который соответствует структуре звукового спектра.

Возможности слухового восприятия ограничены теми формами отражения объективного звукового материала, которые жизненно необходимы субъекту, как биологической и социальной единице. Поэтому некоторые звуковые явления (инфра- и ультразвуки во всех их формах) остаются за рамками человеческого слуха.

По степени изученности слуховая система уступает лишь визуальной, и между взаимодействиями индивидуума с внешней средой, возможными благодаря этим двум сенсорно-перцептивным системам, много общего. «Слух - уникальный источник жизненно важной информации о том, что происходит в непосредственной близости от нас, а аудиальная система - одна из самых «бдительных» сенсорно-перцептивных систем: она всегда начеку и в любой момент готова к восприятию звуковых сигналов».

Осязательное восприятие : «Осязание - один из видов восприятия предметов, основанный на мультимодальной информации, но, прежде всего тактильной».

Осязание - один из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Это филогенетически древний вид восприятия. Человек способен осязать всей кожей, однако пороги осязания у различных участков варьируют в широких пределах.

Осязание является сложной формой чувствительности, включающий в свой состав, как элементарные (протопатические), так и сложные (эпикритические) компоненты.

К первым относятся ощущение холода и тепла, и ощущение боли, ко вторым - собственно осязательные ощущения (прикосновения и давления) и те виды глубокой, или кинестетической, чувствительности, которые входят в состав проприоцептивных ощущений.

Кожа реагирует на физические свойства окружающих нас объектов и поверхностей, и поэтому именно через нее мы получаем информацию о том, с чем она вступает в непосредственный контакт. Мы воспринимаем свойства тех объектов и поверхностей, к которым прикасаемся, и тех, которые прикасаются к нам, мы ощущаем тепло и холод и испытываем боль.

Однако кожная чувствительность не ограничена только этими ощущениями общего характера. Прикасаясь к поверхностям и объектам, мы, испытывая сложные, «смешанные» ощущения, определяем на ощупь такие их свойства, как маслянистость, тягучесть, влажность, шероховатость, гладкость, а также способны чувствовать щекотку, зуд и вибрацию. Более того, ощупывая разные объекты, мы можем распознать те из них, которые представляют собой трехмерные фигуры.

Обонятельное восприятие : «Обоняние - вид химической чувствительности (хеморецепции), способность ощущать и различать пахучие вещества как запахи».

Пахучие вещества в виде газа, пара, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта.

В формировании обонятельного восприятия участвуют и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, температурные, болевые. Вещества, раздражающие только обонятельные рецепторы, называются ольфактивными в отличие от смешанных, раздражающих также и другие рецепторы.

Спектр воспринимаемых человеком запахов очень широк; предпринималось немало попыток систематизировать их. Сейчас используется схема из четырех основных запахов (ароматный, кислый, горелый, гнилостный), интенсивность которых обычно измеряют по условной девятибалльной шкале.

Функциональное предназначение восприятия запахов, или обоняния, - обеспечение животных и человека информацией о химических стимулах, находящихся как на расстоянии, так и в непосредственной близости от них. Для многих низших животных обоняние - жизненно важное условие эффективного взаимодействия с окружающей средой. У многих биологических видов брачное поведение и другие, жизненно важные формы поведенческой активности определяются именно обонянием.

Для человека обонятельная система значительно менее важна, чем для многих других биологических видов, во всяком случае, само выживание человека как биологического вида, от нее не зависит.

Однако в сочетании с восприятием вкуса восприятие запахов играет в жизни человека важную роль. Оно помогает ему в отборе продуктов питания (распознает несвежие продукты) и в поддержании чистоты окружающей среды, а в некоторых случаях является и источником эстетического наслаждения.

Вкусовое восприятие : «Вкус - восприятие свойств раздражителей, воздействующих на рецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комбинаций)».

Существование всего лишь четырех первичных вкусов вовсе не означает, что мы способны испытывать лишь весьма ограниченный набор вкусовых ощущений. Четыре первичных вкуса являются источниками чрезвычайно разнообразных и сложных вкусовых ощущений.

При чередовании ряда химических веществ может возникать вкусовой контраст (После соленого, пресная вода кажется сладкой). Адекватными раздражителями для вкуса являются разнообразные химические вещества. Поэтому вкус представляет собой один из видов хеморецепции.

Ощущение вкуса вызывают вещества, растворимые в воде и способные хорошо стимулировать деятельность вкусовых рецепторов. Целостный вкусовой образ возникает в силу взаимодействия вкусовых, тактильных, температурных, обонятельных рецепторов. Восприятие вкуса основано на стимуляции специализированных рецепторов химическими веществами. В то время как для человека доминирующими ощущениями являются зрение и слух, для большинства животных сенсорные сигналы, посылаемые химическими веществами, - это источники жизненно важной информации.

Чувствительность к химическим веществам, присутствующим в естественной среде обитания, жизненно важна для всех животных, поскольку они вынуждены взаимодействовать с ними и реагировать на них.

Основой другого типа классификации видов восприятия является форма существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяет восприятие пространства восприятие движения и восприятие времени.

Восприятие делятся на виды по нескольким основами

. По ведущим анализатором выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, кинестезическая, обонятельное и вкусовое

Процесс восприятия осуществляется обычно рядом анализаторов, взаимодействующих между собой качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Даже процесс зрительного восприятия, когда зрительный анализатор является ведущим, требует участия двигательного анализатора, без которого невозможны движения глаз. То же можно сказать о слуховое восприятие, в котором, кроме слухов ого анализатора является основным, большое значение приобретает кинестезический анализатор. Различные виды восприятия редко наблюдаются в чистом виде, в основном они комбинируются друг с другом. Так, просмотра яд кинофильма имеет зрительный и слуховой характер, ибо зритель воспринимает кадры, проходят перед его глазами на экране, и разговор, и музыку, из которых состоит звуковая часть картины в данном процессе принадлежит ить и двигательный анализатор, участвует в восприятии речи и музыки. Предпочтение того или иного анализатора в восприятии определяется обычно характером самого объектаоб"єкта.

. По формам существования материи выделяют такие виды восприятия: восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения

Восприятие пространства

Во взаимодействии человека с окружающей средой восприятия пространства является обязательным условием ее ориентировки в этой среде

В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов

Взаимодействие человека с окружающей средой включает и само тело человека с характерной для него системой координат. Человек, который чувствует мир, сама является материальным телом, которое занимает определенное место в пространстве и имеет определенные п пространственные признаки: величину, форму и замеры тела, направление движений в просторі.

Установлено, что в основе различных форм пространственного восприятия лежит функционирования комплекса анализаторов, которые взаимодействуют между собой. Особую роль в пространственном ориентировании выполняет двигательный ан нализатор, с помощью которого устанавливается это взаимодействие. В специальных механизмов пространственной ориентации относятся нервные связи между двумя полушариями в анализаторных деятельности: бинокулярное зрение, би науральний слух, бимануальная ощупь т.д.. Важным фактором в отражении пространственных качеств предметов является функциональная асимметрия, которая характерна для всех парных анализаторов. Функциональная асимметрия п олягае в том, что одна из сторон анализатора является ведущей, доминантнотною.

Восприятие формы и величины предмета осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестезическая анализаторов. Однако основную роль играет зрительный анализатор. По выражению. ИМ. Сеченова, глаз является измеримой иком пространства. Хрусталик меняет свою кривизну в зависимости от удаленности предмета, действующей на него. На близком расстоянии он становится выпуклее, на отдаленной - плоским. Аккомодация глаз с важных двигательных им механизмом зрительного анализатора помогает воспринимать расстояние за нарушения аккомодации снижается точность зрительного восприятия расстояниямивідстані.

Важное значение для восприятия расстояния должны движения глаз, в частности их конвергенция. При переводе глаз с отдаленного объекта на менее удаленный имеется их конвергенция - тем больше, чем ближе объект объект. Конвергенция глаз наблюдается в условиях бинокулярного зрения (видение двумя глазами). Восприятие расстояния одним глазом характеризуется недостаточной точностьюстю.

Взаимодействие зрительного и кинестезическая анализаторов обеспечивает адекватное восприятие размера, формы и их удаленности от нас. ИМ. Сеченов отмечал, что, воспринимая предметы разного размера и формы, мы в обводим их движениями глаз, словно"щупальцами"Между движениями глаз и отражением предмета на их сетчатке устанавливается связь, что позволяет лучше воспринимать размеры и формы предметеорми предметів.

информативным признаком, которую необходимо выделить при ознакомлении с формой, является контур. Зрительная система не только устанавливать границу между объектом и фоном, но и удерживать ее. Это осуществляется работодателем й движений глаз, которые будто повторно выделяют контур, и является непременным условием создания образа формы предметта.

Восприятие величины и формы зависит от предыдущего опыта человека. Что лучше человек знакомый с конкретной формой, тем легче она выделяет ее среди других форм

При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение. При бинокулярном звезды изображение падает на диспарантни, т.е. на несовпадающие точки сетчаток правого и левого глаза. Кол ли изображение падает на идентичные, то есть вполне совпадающие точки сетчатки, оно воспринимается как плоское. Если диспарантнисть изображение предмета очень большая, то изображение начинает восприниматься двояко. Да, я сли смотреть на шнурок, который висит вертикально на расстоянии в несколько метров, и одновременно держать перед глазами карандаш, то увидим два карандаша. Переведя взгляд на карандаш, мы получим двойное восприятие я шнурка. Если же диспарантнисть не превышает определенной величины, возникает восприятие глубинылибини.

При одновременном видении двумя глазами соответствующее раздражение от правого и левого глаза объединяется в мозговых частях зрительного анализатора. Создается впечатление объемности предмета воспринимается

По удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаимно расположение светотеней, которое зависит от расположения предметов. Человек замечает эти особенности и учится, пользуясь с светотени, правильно определять расположение предметов в просторі.

В восприятии пространства, в частности расстоянии, участвуют обонятельные и слуховые ощущения. По запаху можно, например, определить, что где-то около размещается столовая, по звуку шагов - распознать, далеко ли и близко от вас идет человека.

В основе классификации восприятий лежат различия в работе органов чувств, участвующих в процессах восприятия. Обычно восприятие осуществля­ется рядом взаимодействующих органов чувств. Так, осязательное восприятие создается работой двух органов чувств: тактильным и кинестезическим. Раз­личные восприятия комбинируются при осуществлении человеком какой-либо деятельности и возникают сложные виды восприятия. Например: Чтение текста включает работу зрительных, кинестезических, слуховых восприятий

Другой тип классификации восприятий опирается на формы существова­ния материи: пространство, время, движение. Отсюда выделяются восприятие времени, пространства и движения.

Типология классификации восприятия зависит от оснований (выделяе­мый классификационный признак), на которых они строятся.

1. Осязательное восприятие имеет две формы: простое и сложное.

Осязательная чувствительность, возникающая в процессах осязательного восприятия, имеет неоднородное строение. К ней относятся наиболее про­стые формы поверхностной чувствительности (прикосновение, давление) и наиболее сложные формы осязательной чувствительности (локализации прикосновения, направления натяжения кожи, вкусовая чувствительность).

К сложным формам относят также глубокую чувствительность, позво­ляющую опознать, в каком положении находится пассивно согнутая рука. Сложные формы осязательного восприятия позволяют определить форму и целостность предмета. В этом случае используются действия, позволяющие установить сразу предмет или его отдельные свойства.

2. Восприятие зрительное. Человек воспринимает посредством зрения сразу целый образ предмета, симультанно, в отличие от осязательного, который осуществляется сукцессивно, развернуто, последовательно. Зрение распола­гает аппаратом, который обеспечивает симультанное восприятие сложных форм предмета.

Эта особенность зрительного восприятия вызвала к жизни теорию вос­приятия (гештальт-психология и ассоциативная психология), в соответствии с которой зрительное восприятие рассматривалось как относительно пассив­ная рецепторная система, в которой образ внешних форм предметов: 1) от­печатывается на сетчатке глаза, а затем без всяких изменений 2) передается сначала в подкорковые зрительные образования (внешнее, наружное колен­чатое тело), а затем в затылочные отделы коры головного мозга.

Но эта теория не могла объяснить подвижность, изменчивость зрительно­го образа, целостность его.

Строение сетчатки и зрительной коры обеспечивает восприятие целост­ных геометрических форм или структур. Закон восприятия этими структу­рами объектов были исследованы и описаны немецкими психофизиологами И.Мюллером, Г.Гельмгольцем и Вертхаймером.

Эти исследования показали, что зрительное восприятие является целост­ным, структурно организованным процессом. Были определены и описаны ряд законов, которым подчиняется зрительное восприятие формы:

Закон четкости структуры : наше восприятие выделяет четкие геомет­рические фигуры (маскировка военной техники).

Закон дополнения до структурного целого (амплификация): четкие, но
незаконченные фигуры всегда дополняются до четкого геометрического целого.

Закон оптико-геометрических иллюзий.

В соответствии с тем, какой ана­лизатор играет в восприятии преобладающую роль, различают также слуховые, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимо­действующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие.

Основой другого типа классификации восприятий являются свойств материи.

Восприятие пространства представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает в себя восприятия формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности, направления, в котором они находятся, а также положение тела самого человека с характерной для него системой координат.

Определение формы, величины, местоположения и перемещения предме­тов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершается в процессе двигатель­ной деятельности организма и представляет собой особое высшее проявление деятельности обобщения в пространственном поле восприятия.

В основе различных форм пространственного восприятия лежит деятель­ность комплекса органов чувств, определяющих это восприятие.

Восприятие формы предметов осуществляется с помощью зрительного, тактильного, кинестезического органа восприятия. При восприятии формы вы­деляется наиболее информативный признак - контур. Контур служит раздели­тельной гранью двух реальностей - фигуры и фона.

Зрительная система способна не только выделять границу между объектом и фоном, но и следовать по этой границе. Это продвижение осуществляется посредством глаз, которые вторично выделяют контур и выступают необходимым условием создания образа, формы предмета. Зрительное восприятие формы предмета определяется условиями наблюдения: В ряде слу­чаев, наоборот, контур выявляется лишь как элемент данной фигуры. На рис. IX.23 (а и б) в равной мере намечены контуры равностороннего треугольника. Вместе с тем воспри­нимаются эти фигуры по-разному.

Величина предмета определяется его расположением от глаза наблюдателя, освещенностью, контрастом между яркостью объема и фона.

Восприятие величины предмета определяется величиной изображения предмета на сетчатке глаза и удаленностью его от глаза наблюдателя. Приспо­собление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществля­ется с помощью двух механизмов: аккомодации и конвергенции.

Аккомодация - изменение преломляющей способности хрусталика изме­нять свою кривизну. Конвергенция - сведение зрительных осей на фиксируе­мом предмете. Аккомодация и конвергенция действуют на очень небольших расстояниях (аккомодация - 5-6 м, конвергенция - до 450 м).

Восприятие глубины и удаленности предметов человека в пространстве может быть на расстоянии до 2,5 км. Восприятие глубины и удаленности пред­метов осуществляется благодаря бинокулярному зрению. При бинокулярном зрении некоторым точкам сетчатки одного глаза соответствуют определенные точки сетчатки другого глаза. Это симметрично расположенные точки - кор­респондирующие точки. Воздействие на эти точки позволяет воспринимать один объект в поле зрения.

Если точки, различно удаленные от центра сетчатки, не совпадают - они называются диспарантными точками . Они создают один из двух эффектов: 1) появление двойственных изображений или 2) впечатление большей или мень­шей удаленности данного объекта по сравнению с фиксированным. Тогда воз­никает впечатление объемности или стереоскопичности .

Восприятие направления определяется местом изображения объекта на сетчатке глаза и положением нашего тела по отношению к горизонтальной плоскости поверхности Земли т представляет собой исходное положение для определения направления, в котором человек распознает окружающие его предметы. Восприятие направления звука осуществляется в бинокулярном (би­нарном) слушании.

Восприятие предметов

Простые и хорошо известные предметы воспринимаются сразу. При вос­приятии сложных предметов или целых ситуаций необходим процесс выделе­ния опознавательных признаков, а затем и обобщение их.

Чем сложнее предъявляемое изображение или предмет, тем более развер­нутый характер носит процесс предварительной ориентировки, тем более про­цесс восприятия приближается к последовательному процессу опознания.

Г.Гельмгольц заметил, что в процессе восприятия рецепторы должны производить поисковые движения. И.М.Сеченов указывал, что глаз рассматри­вающий предмет, производит ощупывающие движения, как и рука (гаптическое действие). На этом Н.Н.Ланге построил свою моторную теорию внимания.

Глаз при рассматривании объектов совершает микро и макродвижения, всегда ищет и выделяет наиболее информативные точки.

Восприятие объектов определяется целым рядом факторов:

1. Задача, которая ставится перед субъектом и практическая деятельность, которая им выполняется.

2. Сюжетное осмысление ситуации, в которую воспринимаемый объект включен. Иллюзия: две Т-образные линии, одинаковые по размеру создают иллюзию: вертикальная для городских жителей кажется длиннее.

3. Значение отдельных признаков для воспринимающего (например, звук чужого и своего летящего самолета во время войны). Шаги своего

4. Прежний опыт человека при предметном восприятии соответствующих изображений. (Апперцепция - зависимость восприятия от установки).

5. Индивидуальные различия в восприятии (Опыт А.Бине с описанием сига­реты).

6. Осмысленность восприятия:

Восприятие времени - это отра­жение длительности и последова­тельности явлений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека события­ми, течет быстро. Если же событий мало или они малосущественны, вре­мя тянется медленно. При воспо­минании событий прошлого, наобо­рот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминают­ся как длительные, не наполненные событиями - как короткие.

На оценке времени сказывается также установка личности. Ожида-. ние неприятных событий вызыва­ет восприятие быстро текущего вре­мени. При ожидании приятного ка­жется, что желанное долго не на­ступает.

Восприятие движений - это от­ражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей сре­де.

Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллю­зии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наиболь­шей мере известны зрительные ил­люзии. Иллюзии имеют самые раз­личные причины: практический опыт человека, особенности ана­лизаторов, изменение условий вос­приятия, дефекты органов чувств и пр.

В психологии существует несколько видов классификации видов восприятия.

Первый способ классификации - по модальности - по типу анализатора, который в основном участвует в данном виде восприятия.

По модальности (по анализаторам) выделяют:

а) зрительное, б) слуховое, в) осязательное, г) обонятельное, д) вкусовое.

Восприятие зрительное - это восприятие преимущественно в системе зрительного анализатора. Посредством зрения человек сразу воспринимает целый образ предмета. Зрительный аппарат приспособлен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринимать сложные формы предмета. Зрительная система человека и животных позволяет воспринимать не только отдельные признаки предметов, но и целостные геометрические формы или структуры. Для обеспечения длительности сохранения образа нужны движения глаза Неподвижный глаз слеп. Зрительное восприятие участвует в восприятии пространства и движения.

Восприятие слуховое - это восприятие в системе слухового анализатора. В процессе социальной истории человечества сложились две системы слухового восприятия: ритмико-мелодическая (или музыкальная) система кодов и фонематическая система кодов (или система звуковых кодов языка). Обе эти системы и организуют воспринимаемые человеком звуки в сложные системы слухового восприятия. Слуховое восприятие представляет собой активный процесс, включающий в свой состав моторные компоненты. В слуховом восприятии двигательные компоненты отделены от слуховой системы и выделены в особую систему пропевания голосом для музыкального слуха и проговаривания для речевого слуха. Слуховое восприятие участвует при восприятии времени.

Восприятие осязательное - это восприятие на основе кожных и двигательных ощущений. В процессе осязательного восприятия предмета постепенно (сукцессивно) поступающая информация от отдельных признаков предмета превращается в его целостный (симультанный) образ. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилась в движении, то есть пассивное осязательное восприятие заменялось активным ощупыванием предмета.

Восприятие обонятельное - это восприятие запахов на основе обонятельного анализатора (носа). При этом приятные запахи мы воспринимаем как аромат или запах, а неприятные как вонь. Сильное влияние на ощущение запаха оказывает психофизиологическое состояние человека. В определённых условиях наблюдается извращённое восприятие запахов, когда определённые, привычные вещества вдруг становятся резко неприятными.

Восприятие вкусовое - осуществляется при помощи вкусового анализатора (языка). Во многом связано с обонянием - при затрудненном носовом дыхании снижается вкусовая чувствительность. Это связано с потерей информации - мозг воспринимает пищу целостно, всеми анализаторами, а потеря информации от одного из них снижает восприятие целостного образа.

Второй способ - по характеру активности восприятия выделяют

а) непроизвольное (непреднамеренное), б) произвольное (преднамеренное).

Восприятие непроизвольное (непреднамеренное)- это восприятие без намерения, без постановки цели. Оно выступает как компонент какой-то другой деятельности.

Восприятие произвольное (преднамеренное) - связано с постановкой определенной задачи, цели. Оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае восприятие выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Произвольное восприятие в большинстве случаев более эффективно, чем непроизвольное. Произвольное восприятие является высшей психическая функцией и присуще только человеку.

Третий способ - по характеру и продолжительности:

а) симультанное, б) сукцессивное.

Восприятие симультанное - развернутое в пространстве, одномоментное, обобщенное, целостное. Например, целостное восприятие лектором всей аудитории при чтении лекции.

Восприятие сукиессивное - развернутое во времени, поэтапное наблюдение. Например, поиск ошибок при проверке диктанта.

По объекту восприятия: размер, глубина, форма предметов

Восприятие размера предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя.

Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации и конвергенции. При восприятии близко расположенных предметов происходит мышечное сокращение, в результате чего уменьшается степень натяжения хрусталика и его форма становится более выпуклой (аккомодация). Конкретное состояние аккомодации вызывает и определенную степень сведения зрительных осей (конвергенция), и, наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации. Взаимодействие величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глазных мышц в результате аккомодации и конвергенции и является условно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Однако полностью объяснить восприятие расстояния до объекта с помощью этих процессов невозможно.

При восприятии глубины, и объемности главную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами). Восприятие глубины - зрительное восприятие мира в трех измерениях. Это восприятие удаленности объектов от наблюдателя и восприятие трехмерности самих объектов.

Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. К их механизмам относится и врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделение контура, то есть границы, пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре. Одним из факторов, влияющим на восприятие формы предметов, является жизненный опыт человека, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.

Аккомодация (от лат. accomodatio - приспособление) - изменение кривизны хрусталика глаза в зависимости от удаленности объекта от сетчатки. Увеличение кривизны хрусталика соответствует аккомодации на близкое расстояние, а уменьшение - на дальнее. Изменение кривизны хрусталика осуществляется специальной ресничной мышцей.

Конвергенция - сведение зрительных осей глаз на каком-либо объекте или в одну точку зрительного пространства. Между зрительными осями обычно образуется некоторый угол. Он и несет в себе информацию о расстоянии до объекта.