Рынок труда как сложное явление развивался в разных странах различными темпами, которые зависели от исторических условий становления капиталистического производства. По этой причине все отношения и элементы рыночного механизма находятся в различном сочетании, что привело к формированию разных видов и моделей рынка труда.

В зависимости от преобладающего вида мобильности рабочей силы - межфирменной (территориальной) или внутрифирменной (горизонтальной и вертикальной) выделяют два основных вида общенационального рынка труда, которые находятся в различном соотношении не только в разных странах, но и в каждой отдельно взятой стране.

Первый вид - рынок труда, ориентированный на территориальное движение рабочей силы, т.е. на заполнение рабочих мест путем перемещения работников между предприятиями (фирмами). Предприятия на таком рынке труда комплектуются рабочей силой со стороны, выбирая уже подготовленных вне предприятия работников нужной профессии и квалификации. Основная форма подготовки работников на предприятии - это ученичество. Такой рынок условно называют внешним; основные его черты присущи модели рынка труда США и другим англоязычным странам.

Второй вид - рынок труда, ориентированный на внутрифирменное движение работников. Подготовка кадров, формирование профессионально-квалификационной структуры, перемещение работников по горизонтали (по рабочим местам конкретного структурного подразделения) и вертикали (по иерархической карьерной лестнице) происходит внутри предприятия в соответствии со структурой рабочих мест и перспективой его развития. Такой вид рынка труда, условно названный внутренним, наиболее характерен для японской модели рынка труда (к ней близка модель французского рынка труда). Данный вид рынка решает две задачи: 1) обеспечение процесса передачи специфических знаний и внутрифирменного опыта от старых работников к новым; 2) предотвращение утечки накопленных знаний и опыта за пределы фирмы.

Внутренние рынки труда отдельных предприятий на территории образуют обособленные (локальные) подсистемы внешнего рынка труда; являются частью регионального (территориального) и национального рынков труда.

Активное воздействие государства на функционирование рынка труда описывает шведская модель рынка труда.

Рассмотрим названные модели рынка труда.

Американская модель

В США исторически проводится политика поддержания конкурентного состояния экономики, недопущения высокой степени ее централизации; поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работников на индивидуальный успех, на зарабатывание денег. Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями, на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях, на признание профессионально-квалификационного уровня работников при перемене фирмы, стремление свести издержки предприятия на производственное обучение к минимуму. Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы, сложности работ (уровня квалификации работников), производительности труда и финансовых возможностей предприятий. Имеются особенности в организации и содержании деятельности профсоюзов. Они, как правило, строятся по профессиональному признаку. Страхование по безработице осуществляется на федерально-штатной основе (федеральный закон определяет общие принципы страхования по безработице; законодательство штатов детализирует их). Предприятия и работники выплачивают взносы в фонды страхования по безработице (отдельно по штатам и в Федеральный фонд). Основная сумма взносов в фонды образуется за счет налогов с предпринимателей, устанавливаемых в процентном отношении к выплаченной заработной плате.

Результатом такой политики является более высокая территориальная и профессиональная подвижность, относительно высокий уровень безработицы (по сравнению с Японией и Швецией), что характеризует преобладание внешнего рынка труда. Однако в США имеется и внутренний рынок труда, создающий своим работникам пожизненные гарантии занятости, непрерывный рост доходов, социальные льготы и поощрения.

Модель государственного регулирования рынка труда в США2004 г. Похожие работы на тему "Модель государственного регулирования рынка труда в США":
Другие работы:

Год: 2004 г.

Введение

В США сформировалась мобильная и хорошо подготовленная рабочая сила, практически по любому показателю находящаяся на уровне мировых стандартов. В 90-е годы в стране создано более 22 млн рабочих мест. За последние четверть века не было столь низкой безработицы - 4% (5,5 млн) в ноябре 2000 г. Число занятых достигло в начале 2000 г. 135 млн.

В отраслевой структуре рабочей силы усиливаются сдвиги, выражающиеся, во-первых, в ее дальнейшей урбанизации, во-вторых, в наиболее глобальном структурном сдвиге - из отраслей материального производства в сферу производства нематериальных форм богатства и услуг, в-третьих, во внутренних изменениях в структуре занятости обеих сфер экономики в пользу быстро растущих наукоемких отраслей.

Сократится численность рабочих в сельском хозяйстве, к концу 90-х годов составившая примерно 3,5 млн человек (менее 3% совокупной рабочей силы). Занятость в материальном производстве (промышленности, строительстве, сельском хозяйстве) в абсолютном выражении увеличится незначительно, исключительно за счет строительства (с 4,8 до 8,6 млн человек), при том в промышленности она останется стабильной (на протяжении последних 30 лет около 19-20 млн).

В то же время доля занятости в материальном производстве сократилась за последние 30 лет почти вдвое (с 33,2 до 19,4%), что объясняется ростом численности работающих в сфере услуг. С 1970 по 2000 г. занятость в сфере услуг возросла с 47,3 млн (66,7% несельскохозяйственной рабочей силы) до 105 млн человек (около 80%).

Согласно прогнозам, к 2006 г. занятость в сфере услуг возрастет на 7 млн и составит 112 млн человек. Такой огромный перевес, которого нет в других странах мира, отражает общий высокий уровень производительности труда, особенно в обрабатывающей промышленности, и принципиально новое значение сферы услуг.

Весьма заметны сдвиги и в профессиональной квалификационной структуре рабочей силы. К началу 2000 г. доля занятых преимущественно умственным трудом достигла почти 60%. Доля же лиц преимущественно физического труда, к которым относят рабочих всех уровней квалификации и так называемых работников обслуживания (поваров, официантов, медицинский обслуживающий персонал, охранников, прислугу и т.п.), медленно, но неуклонно сокращается.

Впечатляющи изменения в образовательном уровне рабочей силы. К началу 2000 г. около 83% населения в возрасте 25 лет и старше имело среднее, а 24% - высшее образование. Это качественный сдвиг по сравнению с 1970 г., когда среднее образование имело менее 54% населения и лишь 10% закончили университеты и колледжи. В 1996 г. в США присвоено 45 тыс. докторских степеней и 406 тыс. степеней магистра наук. Среднее число лет обучения трудоспособного населения достигло к 2000 г. тринадцати, что на год превосходит уровень средней школы. Таким образом, по агрегированным показателям образовательного уровня американская рабочая сила является одной из наиболее подготовленной в мире.

Картина была бы неполной без рассмотрения других ее срезов. Так, важной тенденцией является рост экономической активности женщин, степень которой к концу 90-х годов достигла 60% по сравнению с 40% в середине 60-х годов и 28% в 1940 г. Сейчас женщины составляют почти половину рабочей силы страны.

Состав рабочей силы, как и всего населения США, становится все более многонациональным и многорасовым. Во второй половине 90-х годов 73,6% населения составляли белые, 12 - афроамериканцы, 10,2 - испаноязычные, 3,3 - азиатского происхождения, 0,7% - индейцы. В 2050 г., согласно прогнозам, эти соотношения существенно изменятся. Доля белых понизится до 52,8%, испаноязычных возрастет до 24,6, афроамериканцев - до 13,6, азиатского происхождения - до 8,2, индейцев - до 0,9%.

Такого рода сдвиги связаны с сокращением рождаемости среди белого населения, а также масштабной иммиграцией из стран Латинской Америки и Азии, на которую приходится основной прирост населения США. Если в настоящее время представители национальных меньшинств составляют примерно 25% рабочей силы страны, то к середине нового века ожидается почти 50%.

Несмотря на низкий уровень безработицы, ее масштабы в отдельных группах рабочей силы по-прежнему весьма заметны. В частности, уровень безработицы среди представителей этнических меньшинств - испаноязычного населения и афроамериканцев - почти вдвое превышал в апреле 2000 г. общенациональный уровень, а молодежи в возрасте 16-19 лет - более чем в 3 раза (12,7%).

Сохраняется и даже увеличивается разрыв в оплате труда работников разного уровня квалификации. Хотя реальные доходы населения после длительного застоя в 70 - 80-е годы и большую половину 90-х годов с 1996 г. вновь обнаружили тенденцию к устойчивому росту, темпы последнего различаются по группам, усиливая неравенство в доходах. Более того, реальные доходы большинства низкоквалифицированных категорий занятых понижаются. Если в конце 70-х годов лица с высшим образованием зарабатывали в среднем на 38% больше тех, кто имел среднее образование, то в конце 90-х годов разрыв увеличился до 71%.

Серьезной проблемой остается неравенство в уровне образования среди этнических групп и разные возможности его получения. К началу нового века наиболее высокий процент закончивших среднюю школу был среди американцев азиатского происхождения - более 90%. Среднюю школу заканчивает примерно одинаковое количество белых и черных американцев - 88% и 86% соответственно, что впервые произошло в конце 90-х годов. Среди испаноязычного населения процент завершивших среднее образование существенно ниже - 62%. В немалой степени это связано с большой долей иммигрантов из Латинской Америки, многие из которых не закончили среднюю школу.

Хуже ситуация среди представителей этнических меньшинств с получением высшего образования. В 1997 г. его имели 42% американцев азиатского происхождения, 25% белых, и только 13% чернокожих и 11% испаноязычных. Все говорит об экономическом неравенстве различных этнических групп, ограничивающем доступ к высшему образованию.

Все еще имеют место случаи дискриминации на рынке труда и рабочем месте. Так, только в 1998 г. в Федеральную комиссию по равным возможностям в сфере занятости поступило 12,5 тыс. жалоб на ущемление прав по признаку расовой или этнической принадлежности, пола, религии, возраста или состояния здоровья, которые были рассмотрены и решены в пользу работников.

Перечисленные во многом традиционные для американского рынка труда проблемы не потеряли остроты. Вместе с тем современное экономическое развитие, связанное прежде всего с информационными технологиями и глобализацией, меняет многие параметры сферы труда.

1. Состояние рынка труда в США

Модель рынка труда в США тяготеет к рынку, ориентирующемуся на географическое и профессиональное движение рабочей силы, т.е. на заполнение рабочих мест путем движения работников между предприятиями (фирмами). Условно он назван внешним рынком.

В рамках такого рынка фирмы комплектуются кадрами со стороны, набирают готовых работников нужной профессии и квалификации, рассчитывая на их подготовку вне предприятия. Основная же норма подготовки на таких предприятиях - ученичество.

В США в 2000 году работало более 134 млн. человек, не работало 5.6 млн. Уровень безработицы в последние годы не превышал 4-6%. Среди молодых людей в возрасте 16 - 19 лет безработных больше всего.

Средняя продолжительность рабочей недели в США 39.6 часов, средний отпуск 2 недели.

Оплата труда бывает почасовая и сдельная. Почасовая оплата (salary) практикуется в большинстве организаций и предприятий. Сдельную оплату применяют на некоторых предприятиях, а также в тех сферах, где работники получают определенный процент от заключенных сделок (commissions), в торговле, продаже недвижимости, туристском бизнесе и т.п. Существуют также смешанные формы оплаты (и почасовая, и комиссионные - salary plus commissions), которые часто используются, например, для оплаты работы продавцов.

Если сотрудник нанимается на работу за почасовую плату, то ему устанавливается определенная продолжительность рабочей недели (обычно 35 или 40 часов). Если количество фактически проработанных вами часов превышает эту норму, то он получает право на сверхурочную оплату. Обычно часы, проработанные сверхурочно, оплачиваются в полуторном размере. Однако такая повышенная оплата не происходит автоматически, а лишь в том случае, если работники получили предложения от работодателя на сверхурочную работу. Переработка часов без наличия предварительного предложения от предпринимателя может означать, что оплата за них производиться не будет.

Если наличие сверхурочной работы было предварительно обговорено и сотрудник получает за нее дополнительную плату, то у него уже нет права отказаться от такой работы. Отказ выполнять ее будет рассматриваться как невыход на работу без уважительной причины и может привести к увольнению.

Почасовые тарифы сильно различаются в зависимости от вида работы, но у всех тарифов есть одно общее свойство - они не могут быть меньше минимального, устанавливаемого государством. С 1 сентября 1997 года минимальный объем заработной платы в США $5.15 в час. В 2001 году такую зарплату получали 3.2% сотрудников американских компаний.

Каждый штат имеет право определять собственный уровень минимальной оплаты труда, но он не может быть меньше установленного федеральным правительством. Исключения из закона о минимальной оплате труда возможны только в тех случаях, когда сам характер трудовой деятельности предполагает получение работником какой-либо дополнительной оплаты (например, получаемые официантом или портье чаевые).

Американское трудовое законодательство запрещает предпринимателю в любой сфере выплачивать зарплату реже чем раз в две недели, а при работе, связанной с ручным трудом, - реже чем раз в неделю.

За последние десять лет сократилось число американцев, состоящих в профсоюзах. По данным Department of Labor в 1983 году членом профессионального союза был каждый пятый житель США. В 2000 году только 13.5% американцев (16 млн. 258 тыс.) состояли в профсоюзе.

34% компаний США создают для своих сотрудников пенсионные планы - кладут деньги на особый инвестиционный счёт, которым человек может воспользоваться по достижению пенсионного возраста. Каждая пятая такая компания вкладывает пенсионные средства своих работников в собственные акции.

Бюро Статистики Рынка Труда США (Bureau of Labor Statistics) спрогнозировала развитие рынка труда в США на ближайшие десять лет. Более всего будут востребованы следующие профессии: учителя, компьютерного специалиста (практически, все специализации), медсестры, водителя грузовика, бухгалтера, менеджера в области маркетинга и продаж, автомеханика, полицейского, социального работника, инженера. Увольнения грозят сельскохозяйственным рабочим, телефонным операторам, банковским кассирам, сотрудникам страховых компаний, машинисткам, портным, мясникам, продавцам и киномеханикам.

Американская экономика глобализируется в наибольшей степени, что позволяет ей извлекать максимальные выгоды из проникновения на другие рынки. Так, только за 1987- 1997 гг. американский экспорт возрос на 140%, что составляет 30% общего прироста макроэкономических показателей.

Для США очевидны преимущества глобализации: дешевый импорт из третьих стран сдерживает инфляцию и способствует увеличению доходов и потребительского спроса; идет приток капиталов и квалифицированной рабочей силы (прежде всего ученых и инженеров) из-за рубежа. Приток капиталов, кроме того, удерживает ставки ссудного процента на низком уровне; рост экспорта американских товаров означает дополнительные рабочие места, часто высокооплачиваемые; вывоз капитала за рубеж, особенно прямых инвестиций, создает благоприятные условия для функционирования американских компаний в мировом хозяйстве за счет более низких издержек производства.

Многие отмеченные процессы имеют негативный эффект. Во-первых, миллионы американцев теряют рабочие места вследствие перевода производств за рубеж и увеличения масштабов импорта (США имеют большой отрицательный торговый баланс - более 350 млрд долл. в 2000 г.). Причем в результате распространения информационных технологий предприятия сферы услуг (финансовые, компьютерные, транспортные, инжиниринговые и пр.) становятся уязвимыми с точки зрения угрозы перенесения их деятельности в страны с более дешевой рабочей силой. Во-вторых, усиление международной конкуренции все чаще приводит к снижению ставок заработной платы как альтернативы вывоза предприятий за рубеж. В-третьих, поскольку предприятия, открываемые за рубежом, оснащаются самым современным оборудованием, собственно американские предприятия могут потерять их конкурентные преимущества - высокое качество и надежность товаров. В-четвертых, иммигранты в США, особенно нелегальные, и иностранная рабочая сила на американских предприятиях за рубежом нередко используются с нарушением основных трудовых стандартов, принятых МОТ в 1998 г. и обязательных для исполнения всеми странами-участницами. Имеются в виду пять фундаментальных принципов - право на свободу ассоциаций, право на заключение коллективных договоров, ликвидация обязательного или принудительного труда, ликвидация детского труда, ликвидация дискриминации при найме на работу. Кроме того, в самих США применительно к нелегальным иммигрантам нередко нарушается и американское законодательство о минимальном уровне оплаты труда, составляющем в 2000 г. 5,15 долл. в час.

Судя по всему, на данном этапе положительные последствия глобализации для американской экономики и рынка труда явно преобладают. В отдельных отраслях эффект глобализации особенно заметен. Так, в моторостроении 47% занятых непосредственно связаны с работой на экспорт, аэрокосмической отрасли и производстве электронных компонентов - 44, добыче железных руд - 42, на водном транспорте - 41%.

Вместе с тем безусловны и потери в плане ликвидации рабочих мест в результате перевода предприятий за рубеж, особенно металлургических и текстильных, производства одежды, отдельных отраслей обрабатывающей промышленности. Например, отрасль по производству автомобильных запасных частей с 1978 по 1999 г. потеряла 1/3 занятых, поскольку новые предприятия, взамен закрывшихся в США, начали работать в Мексике. Еще один результат влияния международной конкуренции на эту отрасль: средние заработки здесь упали на 9% в реальном исчислении.

Попытки работников противостоять негативным последствиям, как правило, наталкиваются на сопротивление предпринимателей. По данным исследования Корнельского университета, 62% предпринимателей в обрабатывающей промышленности, где намечалось открытие новых профсоюзов, угрожали работникам перевести предприятия за рубеж.

Таковы проблемы, создаваемые экономической глобализацией.

2. Модель государственного регулирования рынка труда в США

Для американского рынка труда характерно децентрализация законодательства о занятости и помощи безработным, которая принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объемов производства, продолжительность же рабочего времени одного работника не меняется. В США исторически проводится политика поддержания конкурентного состояния экономики, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работников на индивидуальный успех, на зарабатывание денег.

Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями. На законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях (полученный диплом, сертификат). Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы, классификации работ по сложности, производительности труда, возможности предприятий. Страхование по безработице производится на федерально- штатной основе. Федеральным законодательством определены общие принципы страхования по безработице, уточненные и дополненные законодательством каждого из штатов. Предприятия и работники выплачивают взносы отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в Федеральный фонд. Основная сумма фондов образуется за счет налогов с предпринимателей, устанавливаемых в процентном отношении к выплаченной заработной плате. Результатом такой политики является более высокая территориальная и профессиональная подвижность, относительно высокий уровень безработицы (по сравнению с Японией и Швецией), что характеризует преобладание внешнего рынка. Но в США имеется и внутренний рынок труда. Примером служит крупнейшая компания JBM, создавшая для своих работников пожизненные гарантии занятости, непрерывный рост доходов, социальные льготы и поощрения.

В США в соответствии с законом об иммиграции 1991 г. годовая квота на общее число иммигрантов, прибывающих в США (начиная с 1995 г. - 675 тыс. чел.), Законом предусматривается, что в пределах названной квоты 140 тыс. разрешений на въезд будет предоставлено опытным высококвалифицированным специалистам, рабочим, учёным и представителям профессий, в которых экономика США испытывает потребность. При этом 55 тыс. виз назначается для европейских стран (до 1995 г. - 40 тыс.), специальная годовая квота предусматривается для лиц, желающих въехать в США и готовых инвестировать в экономику страны средства в размере не менее 500 тыс. долл. Под давлением компьютерных компаний было решено выдавать в 2001-2003 гг. дополнительно 36250 виз высококвалифицированным работникам из-за рубежа, желающим работать в компьютерной индустрии США. За каждого приглашенного иностранного специалиста американские компании должны будут отчислять в госбюджет США 2 тыс. долл., а если доля иностранной рабочей силы в компании превысит 15%, то - 3 тыс. долл. На получаемые деньги создаются центры по переквалификации самих американцев. Квотирование является методом государственного регулирования национального рынка труда, о влиянии миграции на занятость и уровень оплаты труда в США говорит таблица.

Таблица 1

Влияние иммиграции на занятость и заработки коренного населения США (в%)

* Влияние 10-процентного увеличения численности иммигрантов на количество

отработанных коренным населением недель.

** Работники мужского пола.

Источник: Immigrants and Immigration Policy: Individual Skills, Family Tics, and Group Identities, p. 251-255.

В США предприниматели, нелегально нанимающие иностранцев, подвергаются штрафу до 10 тыс. долл. США.

Региональные различия характерны для развитых стран и в регулировании процессов, протекающих на рынке труда. В США, например, это обусловлено и различием законодательств штатов. По отдельным штатам продолжительность выплат пособий, максимальный и минимальный размер пособия колеблется весьма значительно. Например, штате Нью-Йорк она составляет 52 недели. Максимальные размеры средненедельного пособия отмечаются в Массачусетсе и Коннектикуте. В тринадцати штатах и округе Колумбия предусмотрены надбавки на иждивенцев безработных. Так, в штате Массачусетс надбавки составляют 19% максимального размера еженедельного пособия по безработице, в штате Мэн - 50%. В штатах Нью-Йорк, Иллинойс, Мичиган, Монтана, Флорида, размеры пособия рассчитываются как процент от средненедельной заработной платы; в Массачусетсе, Коннектикуте, Мэне, Висконсине, Канзасе, Техасе, Луизиане, Калифорнии - от ежеквартальной, а на Аляске - от ежегодной. Наименьшие по величине пособия выплачиваются в Пуэрто-Рико, Луизиане, Алабаме, Южной Дакоте, Миссисипи, Теннесси, наиболее высокие - в Нью-Джерси, Коннектикуте, Массачусетсе, округе Колумбия. В штате Мичиган размер пособия составляет 70% еженедельного дохода претендента после уплаты налогов, но не менее 57,5% средней заработной платы в штате795. В штате Вашингтон, к примеру, безработный может рассчитывать на пособие сразу за шесть месяцев, если убедит чиновника, что сумеет использовать средства на открытие собственного дела. В штате Массачусетс функционирует специальный фонд помощи безработным из частных источников, который предоставляет ссуды безработным для занятия мелким бизнесом.

Заключение

Главным ответом на вызовы новых технологий и растущей глобализации является повышение уровня образования, улучшение профессиональной подготовки рабочей силы, использование новых форм организации труда. Работники просто вынуждены постоянно учиться и переучиваться. По данным министерства труда США, более половины молодых людей в возрасте 17-27 лет, как имеющих, так и не имеющих высшее образование, участвуют в каких-либо программах так называемого образования взрослых, т.е. в программах повышения квалификации. При этом, например, только в 1991 г. около 80% выпускников вузов в возрасте до 27 лет участвовали в программах повышения квалификации. Программы осуществляются в основном по линии частного сектора. По опросам, около 70% американских компаний использовали в конце 90-х годов какие-либо формы профессиональной подготовки, среди крупных компаний таковых 95%.

Столь широкий охват работников связан во многом с тем, что базовое образование (школьное или даже высшее) нередко не успевает за требованиями технологической революции, а часто находится на низком уровне. По результатам обследований Американской ассоциации управления, примерно 20% населения по основным показателям грамотности находятся на уровне 5-го класса средней школы. Эти же обследования показывают, что претенденты на работу не выдерживают профессионального тестирования, особенно по математике. С 1996 по 1997 г., например, удельный вес таких претендентов возрос с 19 до 36%. Как заключают эксперты ассоциации, столь резкое ухудшение результатов тестирования связано не с неожиданным ухудшением интеллектуальных способностей новой рабочей силы, а с возросшими требованиями к общей грамотности и знанию математики.

Нельзя не отметить также роль государства, наращивание его усилий по улучшению системы образования. Особое внимание уделяется высшему образованию: в стране поставлена задача сделать его столь же доступным, как и среднее.

Государственные ассигнования на высшее и среднее образование постоянно увеличиваются: в 1999 г. они составили примерно 500 млрд долл.

Для улучшения качества, повышения производительности и адаптивности труда к новым технологиям предприниматели все шире применяют нетрадиционные формы его организации и стимулирования. Речь идет об активном вовлечении работников в принятие управленческих решений, использовании различных схем ротации работников, расширении их полномочий в целях максимальной реализации возросшего образовательного и квалификационного потенциала, а также для улучшения социального климата на производстве. Этому же способствуют и программы наделения работников производственными активами предприятий, участие их в распределении доходов. По данным Национального центра собственности работников, в начале 2000 г. в США насчитывалось около 10 тыс. компаний, где определенной долей акционерного капитала владели работники. Всего в таких программах (они известны под аббревиатурой ЭСОП - Employee Stock Ownership Plans, хотя есть и другие) участвует, по разным оценкам, от 7 до 10 млн работников.

Новой тенденцией в демократизации собственности в США является предоставление рядовым работникам права на опционы, т.е. на выкуп части акционерной собственности компании по фиксированным ценам в благоприятное время. Ранее такая практика распространялась только на высший управленческий персонал.

В условиях стабильного роста и растущего спроса на рабочую силу, прежде всего высококвалифицированную, в США значительно меняется вся система оплаты труда. Хотя годовой прирост номинальной заработной платы сократился с 5,2% в 1990 г. до 4,2% в 1999 г., значительно возросли другие формы компенсации - бонусы, опционы, участие в прибылях, выплаты по болезни, оплата выходных дней и отпусков и т.д. Как отмечают эксперты консультативной компании “Хьюет асошиэйтс”, уже 70% американских компаний предлагают своим сотрудникам опционы по покупке акций, различные бонусы и социальные льготы, удерживая таким образом наиболее подготовленную и квалифицированную рабочую силу.

Еще одной тенденцией, позволяющей учитывать возможности современных технологий и сокращать издержки на рабочую силу, стало распространение нетрадиционных графиков труда прежде всего двух категорий работников - временных и работающих по так называемым альтернативным режимам труда.

К первой категории относятся работники, не имеющие контракта в какой-либо форме, письменной или устной, и нанятые для выполнения временной, разовой работы. В 1997 г. их насчитывалось 5,6 млн, или 4,3% общей численности. Другая категория - 12,2 млн человек, или 9,3% рабочей силы - включает четыре выделяемые статистикой группы: так называемые индивидуальные контракторы, т.е. лица, работающие по трудовому соглашению (8,2 млн занятых, или 6,3% рабочей силы). К ним относятся работники свободных профессий - журналисты, адвокаты, консультанты, а также некоторые категории рабочих профессий; работники “по вызову” - те, кто привлекается к работе только в случае необходимости (2 млн человек, или 1,5% рабочей силы); сотрудники специальных агентств, оказывающих временную помощь (1,2 млн, или 0,9%). И, наконец, работники, занятые в так называемых контрактных фирмах (0,8 млн, или 0,6%). К этому следует добавить, что в США насчитывается 17% занятых (22 млн), работающих по графику неполной рабочей недели, т. е. менее 35 ч, а также 5,2% работников (7 млн), имеющих более одной работы, т.е. совместителей.

Преимущества графиков труда - в их большей гибкости, позволяющей учесть интересы работодателей и работников. Для работодателей это прежде всего экономия на бонусах и социальных выплатах, ставших обязательными для постоянных работников во многих фирмах, а также часто и на других издержках - использовании помещений, расхода электроэнергии и т. п., так как контрактные и временные работники, используя современные информационные технологии, могут работать дома. Для занятых на нетрадиционных режимах труда это возможность сочетать работу с семейными обязанностями, воспитанием детей, уходом за престарелыми родителями и т.п.

В 1997 г. более половины контрактных работников-женщин совмещали такую работу с воспитанием детей. При этом 25% независимых контракторов, 20% работников агентств по оказанию помощи и 53% работников по вызову были заняты неполный рабочий день, и лишь 18% трудились по традиционному графику. Согласно общенациональному обследованию, 65% предпринимателей полагают, что в обозримом будущем многие фирмы будут расширять такие формы работы.

Можно констатировать две противоречивые тенденции в характере занятости и организации и стимулирования труда. С одной стороны, в условиях жесткого рынка труда растет спрос на специалистов, особенно в наукоемких отраслях, повышается их зарплата и широко используются другие формы мотивации - владение собственностью, право на опционы, покупку акций и т. п. С другой, под влиянием экономической глобализации и усиления международной конкуренции американские предприниматели ищут возможности сокращать издержки, переводя часть работающих на нетрадиционные графики труда, тем более что это позволяют сделать современные технологии.

Государство и на законодательном уровне способствует преодолению негативных последствий глобализации, связанных с высвобождением работников вследствие роста импорта или перевода предприятий за рубеж. На это направлены, в частности, федеральные законы и соответствующие программы по адаптации экономики к международной торговле и специальная программа аналогичной направленности в рамках НАФТА. Эти программы, управляемые министерством труда, предполагают целый набор мер, включая материальную помощь, переподготовку и содействие занятости лицам, потерявшим работу в результате международной конкуренции.

Сформировавшаяся рабочая сила, обладающая высокими качественными характеристиками, в основном успешно адаптируется к новым условиям. Вместе с тем в сфере труда США сохраняется ряд традиционных и возникает набор новых проблем, требующих активного вмешательства со стороны частного сектора, государства и других общественных институтов.

Список литературы

  1. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М. Н. Киров, 1994. С. 233-248.
  2. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996.
  3. Макконнелл Кэмпбэлл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс. Таллин, 1993.
  4. Максимова В. Ф. Микроэкономика. М., 1996.
  5. Микульский К. Формирование новой модели занятости // Экономист. № 3. 1997. С. 47-52.
  6. Павленков В. А. Рынок труда. М., 1992.
  7. Пристанева А. А. Рынок труда: занятость и безработица. К., 1993.
  8. Современная экономика. Под ред. Мамедова О. Ю. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993.
  10. Чернина Н. О новой модели занятости // Российский экономический журнал. 1996. № 11-12. С. 50-59.
  11. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики. 1997. № 2. С. 102-113.

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра экономики и управления бизнесом

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

На тему: МОДЕЛИ РЫНКОВ ТРУДА


Студентка группы 812,

специальности

“Менеджмент”

Ю.С. Солодова



1. Понятие и структура рынка труда Республики Беларусь………………...……3

2. Западноевропейская модель рынка труда………………………………………3

3. Шведская модель рынка труда………………………………………………......4

4. Японская модель рынка труда……………………………………………..…….6

5. Американская модель рынка труда……………………………………...………7

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРИТУРЫ………………………………...8

1. Понятие и структура рынка труда Республики Беларусь

Рынок труда система экономических отношений купли- продажи товара «рабочая сила», в рамках которой формируется спрос, предложение и цена трудовых ресурсов. Рынок труда в широком смысле слова включает спрос на рабочую силу, предложение товара «рабочая сила», их совпадение и несовпадение. Рынок труда в узком смысле слова – незанятая часть трудовых ресурсов, нуждающаяся в трудоустройстве.

Особенности рынка труда в Республике Беларусь:

1. Рыночные преобразования в занятости населения идут медленно.

2. Во всех отраслях экономики наблюдается монополизм государственной собственности.

3. Ситуация на рынке труда осложняется безработицей молодежи.

4. Сокращение Вооруженных Сил, наряду с конверсией оборонной отрасли промышленности и выводом российских войск с территории республики, создает проблему трудоустройства бывших военнослужащих, в том числе возвращающихся с семьями из других республик бывшего СССР.

5. Наши безработные – самые образованные в мире. По уровню образования в числе безработных наибольшую долю составляют выпускники средних школ – 51,5%, лица с высшим образованием – 18,5%. В наиболее трудном положении на рынке труда оказались дипломированные специалисты и ИТР, так как имеющиеся свободные места предназначены для рабочих.

6. Возрастающие трудности с трудоустройством повлекли за собой увеличение средней продолжительности безработицы. Доля безработных, ищущих работу от 6 месяцев до 1 года, увеличилась с 16% в 1993 г. до 28,3% в настоящее время. Кроме того, постепенно формируется слой длительно неработающих. Около 3,8% безработных ищут работу более года.

7. Сложность обстановки на рынке труда вызвана не только тем, что потребность предприятий в работниках в целом меньше нуждающихся в работе, но и отсутствием единого рынка. В настоящее время его формирует главным образом городское население, прежде всего жители больших городов.

2. Западноевропейская модель рынка труда

Современный рынок труда Западной Европы базируется на организационной структуре, которая охватывает государственные, общественные и частные институты, включая систему образования, культуры, здравоохранения, различные социальные организации, институт семьи.

Средства, направляемые на развитие трудового потенциала, поступающие из различных источников (из государственного бюджета, непосредственно от фирм, отдельных предпринимателей), не облагаются налогами. Образование финансируется примерно на 80–90% за счет государства, частного капитала и общественных организаций. Расходы на восстановление и укрепление здоровья работников, их культурное развитие также на 70–80% обеспечиваются государством, частным капиталом и общественными организациями.

Примером западноевропейской модели рынка труда служит Германия. В результате активно проводимой политики в стране сформировался социально ориентированный рынок труда, функционирует хорошо отлаженная система социальной защиты безработных. Отметим, что обеспечивается это в условиях, когда безработица в новых землях Германии достигает 15%. Гармоничная комбинация стимулирования труда и социальных гарантий представляет собой одну из самых оптимальных моделей, способствующих как экономическому благосостоянию, так и социальному согласию.

Федеральное министерство по труду предоставляет молодежи, не имеющей средств, субсидии и ссуды для получения профессии. Расходы на переезд безработного в другой город, где имеется соответствующее рабочее место, полностью компенсируются. Если безработный устроился на работу за пределами места проживания семьи, в течение года обеспечивается возмещение расходов, связанных с раздельным ведением хозяйства.

Федеральное министерство по труду выплачивает безработным, имеющим детей, пособия, частично финансирует расходы по найму и на отопление. Если безработный имеет анкетные данные, являющиеся причиной особенно серьезных ограничений его конкурентоспособности, выплачиваемая работодателем помощь может составлять до 50% заработной платы.

В Германии разработан комплекс мер, направленных на стимулирование создания рабочих мест работодателями через систему доплат за счет средств министерства. Государство финансирует предпринимателей при найме лиц пожилого возраста, работающих неполный рабочий день. Средства на страхование по безработице формируются наполовину за счет отчислений работников и наполовину за счет работодателей. Размер пособия по безработице зависит от заработка на последнем месте работы и доходит до 68% чистой зарплаты. Пособие выплачивается, как правило, не более года, а пожилым людям – до 3 месяцев. По истечении этих сроков может быть назначено пособие по бедности – до 58% зарплаты.

3. Шведская модель рынка труда

Шведская модель рынка труда характеризуется активной политикой занятости на фоне стабильного социально-экономического развития, высокого уровня и качества жизни, правовой и социальной защищенностью населения. Элементы социализации рынка труда имеются и в других странах, но в Швеции они выражены в наибольшей мере. Страна отличается высокой степенью государственного вмешательства и активной ролью профсоюзов в регулировании трудовых отношений.

В послевоенный период здесь проводилась активная политика занятости, концепция которой разработана шведскими учеными. Они исходили из того, что политика на рынке труда не ограничивается содействием в трудоустройстве и выплатой пособий по безработице, а должна носить превентивный характер, предупреждающий появление и рост безработицы. В предложенной модели рынка труда были связаны воедино экономическое развитие, оплата труда и политика занятости. Модель основана на четырех основных элементах: политика солидарности; заработная плата; активная политика на рынке труда; поддержка отраслей предпочтительного развития.

Деятельность службы занятости нацелена на стимулирование активного поиска работы безработного. С этой целью используются переподготовка, создание новых рабочих мест, временная занятость в государственном секторе, выделяются субсидии компаниям за найм безработных и на выплату пособий работникам для переезда в населенные пункты, на предприятиях которых имеются свободные рабочие места.

На профессиональную подготовку и переподготовку работников и создание рабочих мест Швеция тратит больше других стран, хотя доля бюджета, направленная на занятость, не выше, чем в других странах. В Швеции расходы на политику занятости распределяются следующим образом: на активные меры (предупредительные) – 69%; на пассивные меры (компенсационные) – 31%. Для сравнения: в США почти обратное соотношение. Подобные соотношения в других странах не наблюдаются. В этом состоит специфика и главное преимущество модели.

В основе функционирования современного рынка труда в Швеции лежит добровольное сотрудничество между предпринимателями и профсоюзами на базе переговоров, всемерно поощряемых государством. В Швеции, как и в других развитых странах, учитываются интересы всех общественно-политических и экономических сил.

При заключении коллективных договоров на уровне отраслей и фирм главенствует принцип солидарной ответственности за последствия принятых решений. Требования, реализация которых может негативно отразиться на экономике, как правило, не принимаются вовсе. Лица, потерявшие работу, со следующего дня считаются безработными. Для решения проблем занятости безработицу подразделяют на краткосрочную и долгосрочную, определяют степень занятости и уровень безработицы, степень занятости женщин, молодежи и других социальных групп населения.

Особое внимание уделяется предотвращению структурной безработицы. По данным шведских исследователей, уровень безработицы целесообразно удерживать в пределах 1,5–2%, иначе возникает социальная напряженность.

Регулирование на рынке труда в Швеции осуществляет государственная служба занятости, подчиненная Министерству рынка труда. Государственная служба занятости защищена законом о трудоустройстве, запрещающим создание частных агентств по трудоустройству.

Оперативному заполнению свободных рабочих мест содействует хорошо поставленная информация, компьютеризация службы занятости и ее связь с работодателями (60% всех вакансий заполняется через бюро). В бюро занятости обращаются 80% безработных и около 30% всех меняющих место работы.

Социальные задачи в стране реализуются на основе дифференцированной системы налогов и льгот. Уровень налогов составляет в среднем около 60%, в то время как в США – менее 30%. Прогрессивное налогообложение предусматривает изъятие от 10 до 70% дохода. Это привело к сокращению разрыва между доходами различных категорий наемных работников и практически исключает высокий уровень безработицы. Даже в кризисные годы этот показатель не превышал 1,5–2% экономически активного населения.

4. Японская модель рынка труда

Система трудовых отношений в Японии строится с учетом национального характера (постоянство, преемственность, высокая способность приспособления к любым изменениям).

От престижа фирмы, на которую работает японский сотрудник, зависит его положение и признание в обществе. Трудовая жизнь японца важна так же, как и личная; человек отождествляет себя с фирмой и готов разделить ее судьбу. Каждая организация имеет свою корпоративную философию, которая находит отражение в иерархической структуре, системе организации труда, производства и управления.

Средний японский работник проявляет высокую заботу о качестве, трудолюбив, имеет высокий образовательный уровень, инициативен, надежен, склонен к сотрудничеству с коллегами; предан компании.

Система управления трудовыми ресурсами в японских компаниях основывается на следующих философских принципах:

1. Постановка крупной цели, понятной всем, вплоть до рабочих.

2. Патернализм – воспитание у сотрудников чувства, что они члены одной семьи.

3. Пожизненный наем служащих, когда им гарантируется рабочее место до ухода на пенсию.

4. Уважение к старшему по возрасту и по должности, беспрекословное подчинение ему.

5. Отсутствие привилегий для отдельных категорий персонала: одинаковые куртки, общие столовые, отсутствие отдельных кабинетов для управляющих.

6. Создание атмосферы свободы дискуссий, поощрение энтузиастов и талантливых людей, уважение и поощрение способностей каждого.

Основной документ, регулирующий трудовые отношения в компании,– внутрифирменное положение о занятости. Оно действует как трудовой контракт, определяет условия труда, его оплату, требования к постоянным работникам, хранится в отделе кадров компании. В фирмах, где существует профсоюз, еще одним базовым документом является коллективный трудовой договор.

Система предполагает наем работника сразу после окончания им учебного заведения и неформальное, то есть юридически не оформленное, сохранение за ним места в компании вплоть до обязательного ухода на пенсию. Он работает в этой категории до 55– 60 лет, после этого имеет возможность остаться на работе в своей фирме, но уже в качестве временного работника.

Японский рабочий в возрасте 30–34 лет, поменявший место работы, получит лишь 75% заработной платы своего коллеги того же возраста, работающего в одной компании непрерывно с момента окончания учебного заведения. С возрастом разница в оплате растет: сменивший место работы в возрасте 35–39 лет может рассчитывать на 71% от заработной платы своего ровесника, продолжавшего постоянно работать в одной компании, а в возрасте 40–49 лет – на 59%. Подобная система оплаты труда экономически стимулирует преданность работника и эффективна при равновесии в возрастной структуре рабочей силы.

Недостатки системы пожизненного найма: затрудняет своевременное освобождение от ставшей неэффективной рабочей силы и привлечение способных работников «со стороны»; сдерживает межфирменный обмен опытом и передовой информацией; жесткие схемы развития карьеры создают почву для конфликтов лиц старшего возраста и молодежи.

При сохранении системы пожизненного найма японские организации расширяют контрактные формы занятости. Практика привлечения временных работников позволяет компаниям сохранить гибкость при рыночных колебаниях посредством сокращения производства за счет их увольнения.

5. Американская модель рынка труда

Для рынка труда США характерна «пассивная» политика, когда основные затраты идут на выплату пособий по безработице. Расходы на пассивные меры политики занятости занимают в этой стране 64%, на активные – 36%. Подобные «пассивные» соотношения характерны также для Австрии (77,4% и 22,6% соответственно), Великобритании (70% и 30%), Бельгии (72% и 28%).

Рынок труда США отличается высокой степенью свободы и в то же время ответственностью каждого субъекта хозяйствования за соблюдение законов. Предприниматели наделены правом свободно нанимать необходимую рабочую силу в рамках федерального законодательства, которое предписывает соблюдать ряд условий, главное из которых – запрещение дискриминации поступающих на работу по признаку их расовой принадлежности, полу, религиозным убеждениям, возрасту. В некоторых штатах действуют законы, запрещающие дискриминацию при найме в связи с семейным положением, политическими взглядами, увольнением из армии за совершенные проступки и т. д .

На предприятиях при необходимости сокращения штата работников прибегают, как правило, к увольнениям, а не сокращению количества отрабатываемых человеко-часов, как это делают, например, в Японии. Рабочие, занятые в частном секторе, практически не защищены законом в случае их увольнения. Особенно в тяжелом положении оказываются работники, не состоящие в профсоюзе. В США работники не получают уведомления об увольнении заранее.

Одной из особенностей политики на рынке труда является создание новых рабочих мест не в высокотехнологических отраслях, а, как правило, в отраслях социальной инфраструктуры, индустрии отдыха и развлечений. Рабочие места чаще всего создают в мелком бизнесе с более низкой зарплатой, в крупном же (например, в сфере компьютерных и телекоммуникационных систем) рабочие места с высокой заработной платой постоянно сокращаются. В результате на рынке труда США происходит процесс интеллектуального расслоения: концентрация высококлассных специалистов – на одном полюсе и малообразованной рабочей силы – на другом .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ардальон Кибанов, Е. Митрофанова, Управление трудовыми ресурсами. // уч. пособие., Высшее образование, Изд. Интра-М, 2009.

2. Иванова-Швец Л.Н, Управление трудовыми ресурсами, Минск, 2010.

3. Г. Красноженова, Управление трудовыми ресурсами, // Уч. пособие: управление трудовыми ресурсами, изд. Инфра-М. Минск, 2010.

4. И. И. Куропятник, Управление трудовыми ресурсами региона (вопросы и ответы). //Минск, 2007.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Американская модель рынка труда

Американская модель рынка труда характеризуется следующими показателями: децентрализацией законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые при изменении конъюнктуры рынка могут быть уволены, причем работники не информируются об увольнении заблаговременно. Коллективными договорами охвачена только четверть работников. Недостаточно внимания уделяется внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки по специфическим для фирмы работам. Подобная политика фирм ведет к высокой географической и профессиональной мобильности работников.

В США исторически проводится политика поддержания конкурентного состояния экономики, недопущения ее высокой централизации, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работников на индивидуальный успех, на зарабатывание денег.

Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями, на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях. Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы. Имеются особенности в организации и содержании деятельности профсоюзов. Они, как правило, строятся по профессиональному признаку. Страхование по безработице осуществляется на федерально-штатной основе. Федеральным Законом определены общие принципы страхования по безработице, детализированные законодательством каждого их штатов. Предприятия и работники выплачивают взносы отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в Федеральный фонд. Результатом такой политики является более высокая территориальная и профессиональная подвижность, относительно высокий уровень безработицы (по сравнению с Японией и Швецией), что характеризует преобладание внешнего рынка. Но в США имеется и внутренний рынок труда. Примером служит крупнейшая компания IBM, создавшая для своих работников пожизненные гарантии занятости, непрерывный рост доходов, многочисленные социальные льготы и поощрения.

Американская модель (рынок труда США ) характеризуется высокой мобильностью населения, высокими ставками оплаты труда при относительно низких гарантиях занятости населения.

Для американской модели характерны следующие основные черты:

· Преобладание внешнего рынка труда, ориентированного на высокую мобильность

Политика занятости на предприятиях ориентируется на высокую географическую (территориальную) мобильность работников между предприятиями, то есть на внешний рынок труда. На крупных корпорациях существуют элементы внешнего рынка труда. Так, например крупнейшая компания IBM создает для своих работников пожизненные гарантии занятости, непрерывный рост доходов, многочисленные социальные льготы и поощрения.

Характерна ориентация на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях, на признание профессионально-квалификационного уровня работников при перемене фирмы, на стремление свести издержки предприятия на производственное обучение к минимуму.

· Либеральная политика регулирования рынка труда

В США существуют ограничения регулирования трудовых отношений на уровне органов власти, так как исторически главной задачей субъектов экономических отношений считается реализация равных возможностей.

Экономическая политика в целом и на рынке труда в частности ориентирована на поддержание конкурентного состояния экономики, недопущения ее высокой централизации, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работников на индивидуальный успех, на зарабатывание денег.

· Высокая оплата труда на основе оценки заслуг

В США минимальная заработная плата определяется на федеральном уровне. Она относительно низка по сравнению со средней заработной платой, так как заработная плата зависит от спроса и предложения на рынке труда, сложности работ, производительности труда, возможностей предприятия. Учитываются производственные и личностные характеристики работников (выполнение норм, уровень брака, использование рабочего времени; инициативность, трудовая и творческая активность, принятие на себя ответственности за решения на производстве, умение работать в коллективе и т.п.). Методы оценки заслуг работников различны - балльная оценка, анкетирование, экспертная оценка, группировка работников по результатам оценки их работы. Дополнительная заработная плата как правило включает в себя участие в прибылях предприятия через премирование или дивиденды по акциям.

· Жесткая система предоставления пособий по безработице

Система социальных гарантий безработным основана исключительно на страховых принципах и предполагает высокую долю добровольных начал. Государственное страхование по безработице осуществляется на федерально-штатной основе. Страховые взносы по безработице платят предприниматели и наемные работники. Основная сумма фондов образуется за счет налогов с предпринимателей, устанавливаемых в процентном отношении к выплаченной заработной плате.

В США отмечается наиболее короткий период страховых выплат по безработице. В среднем пособие по безработице выплачивается 14 недель и замещает до 40% заработка. В то же время средняя продолжительность безработицы - 19 недель. Таким образом, социальные гарантии существенно ниже, чем потребности наемных работников.

американская модель рынок труд

Результатом такой политики США является более высокий уровень безработицы по сравнению с другими развитыми странами.

Для рынка труда США характерна "пассивная" политика, когда основные затраты идут на выплату пособий по безработице.

Расходы на пассивные меры политики занятости занимают в этой стране 64%, на активные - 36%. Подобные "пассивные" соотношения характерны также для Австрии (77,4% и 22,6% соответственно), Великобритании (70% и 30%), Бельгии (72% и 28%).

Рынок труда США отличается высокой степенью свободы и в то же время ответственностью каждого субъекта хозяйствования за соблюдение законов. Предприниматели наделены правом свободно нанимать необходимую рабочую силу в рамках федерального законодательства, которое предписывает соблюдать ряд условий, главное из которых - запрещение дискриминации поступающих на работу по признаку их расовой принадлежности, полу, религиозным убеждениям, возрасту. В некоторых штатах действуют законы, запрещающие дискриминацию при найме в связи с семейным положением, политическими взглядами, увольнением из армии за совершенные проступки и т.д.

На предприятиях при необходимости сокращения штата работников прибегают, как правило, к увольнениям, а не сокращению количества отрабатываемых человеко-часов, как это делают, например, в Японии. Рабочие, занятые в частном секторе, практически не защищены законом в случае их увольнения. Особенно в тяжелом положении оказываются работники, не состоящие в профсоюзе. В США работники не получают уведомления об увольнении заранее.

Одной из особенностей политики на рынке труда является создание новых рабочих мест не в высокотехнологических отраслях, а, как правило, в отраслях социальной инфраструктуры, индустрии отдыха и развлечений. Рабочие места чаще всего создают в мелком бизнесе с более низкой зарплатой, в крупном же (например, в сфере компьютерных и телекоммуникационных систем) рабочие места с высокой заработной платой постоянно сокращаются. В результате на рынке труда США происходит процесс интеллектуального расслоения: концентрация высококлассных специалистов - на одном полюсе и малообразованной рабочей силы - на другом.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История, сущность, основные компоненты, виды рынка труда, закономерности его функционирования. Основные компоненты и отличительные особенности рынка труда Японии. Система образования и подготовка профессиональных кадров, принципы и задачи оплаты труда.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2015

    Сущность рынка труда: модели и конъюнктура рабочей силы. Занятость и безработица: принципы, виды, типы и показатели. Состояние и анализ динамики процессов на международном рынке труда и в Республике Беларусь, государственное регулирование занятости.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2013

    Анализ состояния рынка труда и занятости в США в период с 2010 по 2011 годы. Массовая безработица во время экономического кризиса 2008-2009 гг. Сокращение штата в отраслях, применение инфраструктурных проектов как основного способа снижения безработицы.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2011

    Уровень безработицы как один из основных показателей эффективности экономической системы страны. Закономерности развития рынка труда США в конце 90-х годов. Социально-экономические последствия. Увеличение поиска работы в условиях системы страхования.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2009

    Мировой рынок труда: понятие и условия его формирование. Характеристика основных центров миграции рабочей силы. Современные тенденции развития разных типов стран на мировом рынке труда. Проблемы и перспективы развития рынка труда в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2013

    Функциональный социализм. Методы экономической политики в Швеции. Разработка программ содействия занятости. Выравнивание доходов. Участие государства и предприятий в организации профподготовки кадров. Социальная политика и регулирование рынка труда.

    презентация , добавлен 21.05.2016

    Миграция населения: понятие и виды. Интеллектуальная миграция. Интеллектуальная миграция и мировой рынок труда. Проблема интеллектуальной миграции является одной из ключевых в области интеллектуальной безопасности России и носит острый характер.

    реферат , добавлен 14.08.2004

    Вынужденная миграция. Миграционная политика зарубежных стран. Политика стран СНГ в области вынужденной миграции. Развитие национального рынка труда и макроструктур занятости. Концентрация квалифицированного потенциала в отдельных странах.

    реферат , добавлен 23.11.2006

    История создания и развития Международной организации труда, ее методы работы и основные сферы деятельности. Международная конференция труда. Оценка рисков на рабочем месте. Уровень безработицы в России в настоящее время. Всемирный день охраны труда.

    презентация , добавлен 09.12.2011

    Структура и сущность мирового рынка торговли услугами. Классификация трудовой миграции по продолжительности и уровню квалификации. Оценка конкурентоспособности российской рабочей силы. Анализ современного состояния рынка труда в странах Европы и США.

В мировой практике функционирования рынка труда сложились различные комбинации таких факторов как – система подготовки и переподготовки кадров, система заполнения вакантных рабочих мест, способы регулирования трудовых отношений с участием профсоюзов. Поэтому можно выделить японскую модель рынка труда, американскую модель, шведскую модель.

Кратко остановимся на их особенностях.

Японская модель. Для нее характерна система трудовых отношений, которая основывается на принципе «пожизненного найма», при котором гарантируется занятость постоянного работника на предприятии до достижения им возраста 55 – 60 лет. Заработки работников и размеры социальных выплат им прямо зависят от числа проработанных лет. Работники последовательно проходят повышение квалификации в соответствующих внутрифирменных службах и перемещаются на новые рабочие места строго по плану. Такая политика способствует воспитанию у работников фирмы творческого отношения к выполнению своих обязанностей, повышению их ответственности за качество работы, формирует заботу о престиже фирмы и внутрифирменный «патриотизм». Предприниматели при необходимости сокращения объемов производства, как правило, решают эти проблемы не путем увольнения персонала, а сокращением продолжительности рабочего времени. Или переводом части работников на другие предприятия по соглашению с ними.

Модель США. Здесь для рынка труда характерно децентрализация законодательства о занятости и помощи безработным, которая принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объемов производства. В США исторически проводится политика поддержания конкурентного состояния экономики, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работников на индивидуальный успех, на зарабатывание денег.

Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями.

На законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях (полученный диплом, сертификат).

Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы, классификации работ по сложности, производительности труда, возможности предприятий.

Страхование по безработице производится на федерально–штатной основе. Федеральным законодательством определены общие принципы страхования по безработице, уточненные и дополненные законодательством каждого из штатов. Предприятия и работники выплачивают взносы отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в Федеральный фонд. Основная сумма фондов образуется за счет налогов с предпринимателей, устанавливаемых в процентном отношении к выплаченной заработной плате. Результатом такой политики является более высокая территориальная и профессиональная подвижность, относительно высокий уровень безработицы (по сравнению с Японией и Швецией), что характеризует преобладание внешнего рынка. Но в США имеется и внутренний рынок труда. Примером служит крупнейшая компания IBM, создавшая для своих работников пожизненные гарантии занятости, непрерывный рост доходов, социальные льготы и поощрения.



Шведская модель характеризуется активной политикой государства в области занятости, в результате чего уровень безработицы в это стране минимальный. Главное направление политики на рынке труда - предупреждение безработицы, а не содействие уже потерявшим работу. Достижение полной занятости осуществляется следующими мерами:

1.проведением ограничительной фискальной политики, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных фирм для снижения инфляционной конкуренции между фирмами в повышении заработной платы;

2.путем проведения «политики солидарности» в заработной плате, которая преследовала цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового состояния тех или иных фирм, что побуждало малоприбыльные предприятия сокращать численность работающих, сворачивать или прекращать свою деятельность, а высокоприбыльные фирмы – ограничивать уровень оплаты труда ниже своих возможностей;

3.проведением активной политики на рынке труда по поддержке слабоконкурентоспособных работников. Для этого предприниматели получали значительные субсидии;

4.поддержкой занятости в секторах экономики, которые имели низкие результаты деятельности, но обеспечивали решение социальных задач.