Проектирование как особый вид инженерной деятельности формируется в начале ХХ столетия и связано первоначально с деятельностью чертежников, необходимостью особого (точного) графического изображения замысла инженера для его передачи исполнителям на производстве. Однако постепенно эта деятельность связывается с научно-техническимси расчетами на чертеже основных параметров будущей технической системы, ее предварительным исследованием.

В инженерном проектировании следует различать "внутреннее" и "внешнее" проектирование. Первое связано с созданием рабочих чертежей (технического и рабочего проектов), которые служат основными документами для изготовления технической системы на производстве; второе - направлено на проработку общей идеи системы, ее исследование с помощью теоретических средств, разработанных в соответствующей технической науке.

Проектирование необходимо отличать от конструирования. Для проектировочной деятельности исходным является социальный заказ, т.е. потребность в создании определенных объектов, вызванная либо "разрывами" в практике их изготовления, либо конкуренцией, либо потребностями развивающейся социальной практики (например, необходимостью упорядочения движения транспорта в связи с ростом городов) и т.п. Продукт проектировочной деятельности в отличие от конструкторской выражается в особой знаковой форме - в виде текстов, чертежей, графиков, расчетов, моделей в памяти ЭВМ и т.д. Результат конструкторской деятельности должен быть обязательно материализован в виде опытного образца, с помощью которого уточняются расчеты, приводимые в проекте, и конструктивно-технические характеристики проектируемой технической системы.

Возрастание специализации различных видов инженерной деятельности привело в последнее время к необходимости ее теоретического описания: во-первых, в целях обучения и передачи опыта и, во-вторых, для осуществления автоматизации самого процесса проектирования и конструирования технических систем. Выделение же проектирования в сфере инженерной деятельности и его обособление в самостоятельную область деятельности во второй половине ХХ века привело к кризису традиционного инженерного мышления, ориентированного на приложение знаний лишь естественных и технических наук и созданию относительно простых технических систем. Результатом этого кризиса было формирование системотехнической деятельности, направленной на создание сложных технических систем.

Системотехническая деятельность

Во второй половине ХХ века изменяется не только объект инженерной деятельности (вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и т.п. объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-машинная система), но изменяется и сама инженерная деятельность, которая стала весьма сложной, требующей организации и управления. Другими словами, наряду с прогрессирующей дифференциацией инженерной деятельности по различным ее отраслям и видам, нарастает процесс ее интеграции. А для осуществления такой интеграции требуются особые специалисты - инженеры-системотехники.

Анализ системотехнической деятельности показывает, что она неоднородна и включает в себя различные виды инженерных разработок и научных исследований. В нее оказываются вовлеченными многие отраслевые и академические институты; над одними и теми же проектами трудятся специалисты самых различных областей науки и техники. В силу этого координация всех аспектов системотехнической деятельности оказывается нетривиальной научной, инженерной и организационной задачей.

Системотехническая деятельность осуществляется различными группами специалистов, занимающихся разработкой отдельных подсистем. Расчленение сложной технической системы на подсистемы идет по разным признакам: в соответствии со специализацией, существующей в технических науках; по области изготовления относительно проектировочных и инженерных групп; в соответствии со сложившимися организационными подразделениями. Каждой подсистеме соответствует позиция определенного специалиста (имеется в виду необязательно отдельный индивид, но и группа индивидов и даже целый институт). Эти специалисты связаны между собой благодаря существующим формам разделения труда, последовательности этапов работы, общим целям и т.д. Кроме того для реализации системотехнической деятельности требуется группа особых специалистов (скорее, их следует назвать универсалистами) - координаторов (главный конструктор, руководитель темы, главный специалист проекта или службы научной координации, руководитель научно-тематического отдела). Эти специалисты осуществляют координацию, равно как и научно-тематическое руководство и в плане объединения различных подсистем, и в плане объединения отдельных операций системотехнической деятельности в единое целое. Подготовка таких универсалистов требует не только их знакомства со знаниями координируемых ими специалистов, но и развернутого представления о методах описания самой системотехнической деятельности. Среди имеющихся способов такого описания рассмотрим три основных: членение системотехнической деятельности по объекту (этапы разработки системы); описание последовательности фаз и операций системотехнической деятельности; анализ ее с точки зрения кооперации работ и специалистов.

Социотехническое проектирование

Техническое изделие в социальном контексте

"Расслоение" инженерной деятельности приводит к тому, что отдельный инженер, во-первых, концентрирует свое внимание лишь на части сложной технической системы, а не на целом и, во-вторых, все более и более удаляется от непосредственного потребителя его изделия, конструируя артефакт (техническую систему) отделенным от конкретного человека, служить которому прежде всего и призван инженер. Непосредственная связь изготовителя и потребителя, характерная для ремесленной технической деятельности, нарушается. Создается иллюзия, что задача инженера - это лишь конструирование артефакта, а его внедрение в жизненную канву общества и функционирование в социальном контексте должно реализовываться автоматически.

Однако сегодня создание автомобиля - это не просто техническая разработка машины, но и создание эффективной системы обслуживания, развитие сети автомобильных дорог, скажем, скоростных трасс с особым покрытием, производство запасных частей и т.д. и т.п. Строительство электростанций, химических заводов и подобных технических систем требует не просто учета "внешней" экологической обстановки, а формулировки экологических требований как исходных для проектирования. Все это выдвигает новые требования как к инженеру и проектировщику, так и к представителям технической науки. Их влияние на природу и общество столь велико, что социальная ответственность их перед обществом неизмеримо возрастает, особенно в последнее время.

Современный инженер - это не просто технический специалист, решающий узкие профессиональные задачи. Его деятельность связана с природной средой, основой жизни общества, и самим человеком. Поэтому ориентация современного инженера только на естествознание, технические науки и математику, которая изначально формируется еще в вузе, не отвечает его подлинному месту в научно-техническом развитии современного общества. Решая свои, казалось бы, узко профессиональные задачи, инженер активно влияет на общество, человека, природу и не всегда наилучшим образом. Это очень хорошо понимал еще в начале ХХ столетия русский инженер-механик и философ-техники П. К. Энгельмейер: "Прошло то время, когда вся деятельность инженера протекала внутри мастерских и требовала от него одних только чистых технических познаний. Начать с того, что уже сами предприятия, расширяясь, требуют от руководителя и организатора, чтобы он был не только техником, но и юристом, и экономистом, и социологом". Эта социально-экономическая направленность работы инженера становится совершенно очевидной в рамках рыночной экономики - когда инженер вынужден приспосабливать свои изделия к рынку и потребителю.

Задача современного инженерного корпуса - это не просто создание технического устройства, механизма, машины и т.п. В его функции входит и обеспечение их нормального функционирования в обществе (не только в техническом смысле), удобство обслуживания, бережное отношение к окружающей среде, наконец, благоприятное эстетическое воздействие и т.п. Мало создать техническую систему, необходимо организовать социальные условия ее внедрения и функционирования с максимальными удобствами и пользой для человека.

Отрицательный опыт разработки автоматизированных систем управления (АСУ), например, очень хорошо показывает недостаточность узкотехнического подхода к созданию сложных человеко-машинных систем. В эту сферу, по сути дела, социотехнических разработок первоначально пришли специалисты из самых разных областей науки и техники и вполне естественно привнесли с собой соответствующее видение объекта исследования и проектирования. Скажем, специалисты в области теории автоматического регулирования видели в АСУ лишь совокупность передаточных функций и определенных структурных блоков, которые надо связать. Тот факт, что АСУ - это прежде всего социально-экономическая система, в которую внедряются средства вычислительной техники, осознавался очень и очень долго. В сознании инженера витала идея о том, что хотя бы в предельном случае автоматизированная система управления должна стать автоматической. Иными словами, она должна стать полностью автоматизированной, технической системой, исключающей человека. С этим фактом, как нам кажется, связаны многие неудачи в истории разработки и внедрения АСУ. В соответствии с этой программой, все отрасли, объединения, предприятия кинулись срочно закупать вычислительную технику, еще точно не зная, как ее использовать. При этом не учитывалось, что социальный организм, в который встраивается данная техника, должен быть перестроен, иначе АСУ, вместо сокращения управленческого персонала, ради чего они и внедрялись, приводят к его увеличению. Для внедрения АСУ была необходима перестройка всей хозяйственной деятельности цеха, предприятия, отрасли, а не автоматизация рутинных процедур человеческой деятельности путем замены человека машинными компонентами. Машинные компоненты выступают в этом случае уже как подчиненные более общей и глобальной социально-экономической задаче.

Новые виды и новые проблемы проектирования

Таким образом, новое состояние в системном проектировании представляет собой проектирование систем деятельности. Здесь речь идет о социотехническом (в противовес системотехническому) проектировании, где главное внимание должно уделяться не машинным компонентам, а человеческой деятельности, ее социальным и психологическим аспектам. Однако проектировщики пользуются зачастую старыми средствами и неадекватными модельными представлениями. В чем же заключается специфика современного социотехнического проектирования и что все же позволяет называть его проектированием?

Прежде всего, социотехническое проектирование характеризуется гуманитаризацией. Проектирование само становится источником формирования проектной тематики и вступает тем самым в сферу культурно-исторической деятельности. Кроме того, в качестве объекта проектирования выступает и сама сфера проектной деятельности ("проектирование проектирования"). Поэтому в нем формируется особый методический слой, направленный на выработку норм и предписаний для проектных процедур, и теоретический слой, обеспечивающий методистов знаниями об этих процедурах.

Социотехническое проектирование - это проектирование без прототипов, и поэтому оно ориентировано на реализацию идеалов, формирующихся в теоретической или методологической сферах или в культуре в целом. Его можно охарактеризовать как особое проектное движение, в которое вовлечены различные типы деятельности: производственная, социального функционирования, эксплуатационная, традиционного проектирования и т.п. В роли проектировщиков стали выступать и ученые (кибернетики, психологи, социологи). Проектирование тесно переплетается с планированием, управлением, программированием, прогнозированием и организационной деятельностью. Вовлеченные в проектное движение, они не только трансформируются сами, но и существенно модифицируют проектирование вообще. Что же в таком случае позволяет называть все это проектированием? Сфера проектирования, хотя и включает в себя в настоящее время деятельность многих видов, оставляет на первом плане конструктивные задачи, подчиняя им все остальные.

Рассмотрим основные проблемы социотехнического проектирования на примере градостроительного, эргономического проектирования, дизайна систем (художественного конструирования) и оргпроектирования.

В градостроительном проектировании особенно остро стоит задача внедрения, с которой тесно связана разработка идей "перманентного проектирования", когда отдельные стадии реализации проектов уточняются на основе опыта функционирования уже выполненных на предыдущих стадиях блоков проектируемой системы. В связи с этим возникает сложная проблема организации и реорганизации самой проектной деятельности, процесса (точнее, цикла) проектирования. Данную функцию выполняет методология проектирования (поскольку социотехническая деятельность вынуждена ориентироваться на целый комплекс наук, а не на какую-либо одну социальную и тем более техническую дисциплину). Методология проектирования практически обеспечивает связь проектирования с другими сферами (например, производством и потреблением), учитывая динамику каждой из этих сфер. Проникновение конкретно-методологических рекомендаций в канву проектировочной деятельности вообще характерно для всех видов социотехнического проектирования. Продукт социотехнической деятельности - сложную систему - нельзя пощупать как объект исследования классической технической науки или как штучное изделие, бывшее продуктом традиционной инженерной деятельности. В градостроительном проектировании жизненное пространство района или квартала, людские потоки и размещение элементов бытового обслуживания остаются вне поля зрения заказчика в момент сдачи объекта в эксплуатацию. Перед ним предстает лишь совокупность зданий, асфальтированных дорог и зеленых насаждений, и весь этот комплекс должен отвечать более или менее четким техническим и эстетическим требованиям. Однако это не означает, что последние требования существуют в реальности, а первые - нет. Напротив, недочеты авторов проекта самым непосредственным образом ощущаются жителями, влияют на их работоспособность и самочувствие. Но здесь вступают в силу социальные и психологические реалии, не регистрируемые с точки зрения традиционной инженерной позиции, которая была основана лишь на естественнонаучных знаниях и представлениях. Именно поэтому представители современных научно-технических дисциплин ищут опору в общей методологии, прежде всего в системном подходе, из которого они черпают основные понятия и представления. Однако чаще всего инженерно-технические специалисты не находят готовых интеллектуальных средств в достаточно разработанном (для решения стоящих перед ним конкретных научно-технических задач) виде и сами вынуждены становиться методологами определенного (конкретно-научного) уровня, достраивая недостающие теоретические схемы своей дисциплины.

В настоящее время в так называемом художественном конструировании определилось четкое противопоставление "штучного дизайна" (проектирования единичных промышленных изделий) и дизайна систем. Дизайн не должен лишь дополнять инженерное конструирование. Он является более развитой формой проектирования. Особенностью дизайна систем является четкое осознание его связи с предшествующей художественной культурой. Дизайнер часто обращается за поиском образов, нужных образцов, концептуальных схем к культурному наследию человечества. Например, в контексте дизайна систем исследуется генезис типологических форм культурной программы, переосмысление классицизма и романтизма не столько как исторических явлений, сколько как фундаментальных типов и моделей художественного сознания, которые программируют подходы и творческие методы в дизайне систем. Дизайн, сам являясь органической частью современной культуры, особенно рельефно подчеркивает ее проектность, которая проявляется прежде всего в том, что наличие нереализованных проектов не менее важно для социума, чем уже реализованных.

Дизайнер выполняет сразу несколько профессиональных ролей. Он, во-первых, выступает как исследователь и тогда действует в соответствии с нормами научно-теоретической деятельности. Во-вторых, ему приходится выполнять функции инженера-проектировщика и методиста, рассматривать продукт своей деятельности как особого рода проект. В-третьих, он - художник, наследующий и эстетически преобразующий все достижения предшествующей художественной культуры в целях создания нового произведения искусства. Однако он вынужден также, не отождествляя себя полностью со всеми перечисленными ролями, осознать себя как дизайнера в рамках вполне определенного профессионального сообщества. Он должен представлять объект и процесс собственной деятельности как единое целое - единую систему и целостную деятельность, как дизайн систем. Эта многоликость, и в то же время единство, профессиональных ролей приучает его мышление к внутренней диалогичности и рефлексии, к необходимости постоянно мысленно заимствовать у участников кооперации их позиции и восстанавливать их логику, разрушает традиционную для классической естественной и технической науки монологичность и монотеоретичность, стирает грани между исследованием и проектированием, собственно получением знаний и их использованием, между знанием и деятельностью. В одних случаях дизайнер выполняет лишь вспомогательные функции оформителя в группе проектировщиков, в других он играет ведущую роль, контролируя все параметры проектируемой вещи, но нередко он выполняет нечто среднее между этими двумя типами деятельности, координируя специалистов-проектировщиков. Кроме того, в сферу проектирования попадает и организация процесса проектирования. Главное своеобразие дизайна систем по сравнению с дизайном вещей состоит в том, что сама организационная ситуация становится предметом осмысления, моделирования и программирования, неотъемлемой частью объекта проектирования.

На примере эргономического и инженерно-психологического проектирования наиболее отчетливо видно, что здесь осуществляется проектирование именно человеческой деятельности (в человеко-машинных системах). Это - комплексный вид деятельности, методологической основой которой является системный подход. Задачей эргономики является разработка методов учета человеческих факторов при модернизации действующей техники и создании новой технологии, а также соответствующих условий деятельности. Весьма близким к эргономическому проектированию и по генезису, и по объекту, и по структуре, и по методам является инженерно-психологическое проектирование (они различаются лишь в дисциплинарном плане: последнее более жестко ориентировано на психологию как на базовую дисциплину). В инженерно-психологическом проектировании первоначально человеческие факторы рассматривались лишь наряду с машинными компонентами и даже как подчиненные им. В этом плане оно было вначале лишь частью системотехнического проектирования. На современном этапе развития речь идет о проектировании человеческой деятельности, в которую включены машинные средства. В настоящее время в инженерно-психологическом проектировании можно выделить три основные установки: системотехническую, инженерно-психологическую и социотехническую. В первом случае сугубо технический подход превалирует над гуманитарным. Согласно системотехнической точке зрения, машинное функционирование, индивидуальная деятельность человека и деятельность коллектива людей могут быть адекватно описаны с помощью одних и тех же схем и методов, которые создавались для описания функционирования машины. Сторонники этой точки зрения мыслят инженерно-психологическое проектирование как составную часть системотехнического проектирования, а проект деятельности оператора для них, как правило, полностью исчерпывается алгоритмом его работы, лишь с указанием на специфику человеческого компонента. В социотехническом проектировании объектом проектирования становится коллективная человеческая деятельность, поэтому оно неизбежно должно ориентироваться на социальную проблематику как на определяющую. Объектная же область инженерно-психологического проектирования ограничивается индивидуальными аспектами деятельности. Таким образом, инженерно-психологическое проектирование представляет собой промежуточный вариант между системотехническим и социотехническим проектированием.

Эргономическое же проектирование по самой своей сути является социотехническим, поскольку, наряду с психологией, физиологией, анатомией, гигиеной труда, в нем большое внимание уделяется социальным, социально-психологическим, экономическим и другим факторам. Если системотехника ориентирована, в конечном счете, на максимально возможную и разумную автоматизацию человеческой деятельности как в плане объекта системотехники (автоматизация функционирования сложных систем), так и самой системотехнической деятельности (автоматизация проектирования и конструирования), то в эргономике такой подход неприемлем принципиально. Эргономика анализирует специфические черты деятельности сложной человеко-машинной системы, а технические средства рассматриваются как включенные в нее. И если в системотехнике с определенной поправкой можно все же считать алгоритмическое описание деятельности удовлетворительным, то с точки зрения эргономики, такое описание просто не работает (является слишком грубым и приблизительным). Поэтому эргономическое описание фиксируется в виде особых концептуальных схем деятельности, которые формируются, с одной стороны, на основе систематизации методической работы (прецеденты), а с другой - на базе конкретизации представлений деятельности, развитых в системном подходе.

Оргпроектирование связано прежде всего с совершенствованием, развитием, перестройкой организационных систем управления, проектированием организаций, организационных систем управления, построением структур управления организациями, с проектированием новых структурных форм организаций и т.п. Оно неразрывно связано с системным анализом как средством рационализации управленческой деятельности. Даже традиционные работы по научной организации труда осознаются сегодня как оргпроектирование. Одним из современных направлений последнего является также проектирование организационных нововведений. Методы оргпроектирования вторгаются и в сферу системотехнической деятельности. Во-первых, объектом проектирования становятся сами проектные организации: оргпроектирование проектных организаций, выбор структуры проекта и тому подобное; во-вторых, проектирование сложных человеко-машинных систем, прежде всего автоматизированных систем управления экономикой, все чаще осознается как оргпроектирование, т.е. проектирование, точнее, реорганизация всей управленческой деятельности (системы управления в целом), где большое значение имеет не столько проектирование, сколько внедрение, подведение существующей системы управления под проект.

Из приведенных примеров видно, что социотехническое проектирование существенно отличается не только от традиционной инженерной, но и системотехнической деятельности. И хотя последняя также направлена на проектирование человеко-машинных систем, системотехническое проектирование является более формализованным и четко ориентированным главным образом на сферу производства. Социотехническое же проектирование выходит за пределы традиционной схемы "наука-инженерия-производство" и замыкается на самые разнообразные виды социальной практики (например, на обучение, обслуживание и т.д.), где классическая инженерная установка перестает действовать, а иногда имеет и отрицательное значение. Все это ведет к изменению самого содержания проектной деятельности, которое прорывает ставшие для него узкими рамки инженерной деятельности и становится самостоятельной сферой современной культуры.

Социотехническая установка современного проектирования оказывает влияние на все сферы инженерной деятельности и всю техносферу. Это выражается прежде всего в признании необходимости социальной, экологической (и аналогичных) оценки техники, в осознании громадной степени социальной ответственности инженера и проектировщика.

Новая идея инженерии

Судя по всему традиционная идея инженерии исчерпала себя. Во всяком случае сегодня необходимо формулировать идею инженерии заново. Основной вопрос здесь следующий. Как реализовать силы природы (и первой, и второй), как использовать их для человека и общества, согласуя это использование с целями и идеалами человечества. Последнее, например, предполагает снижение деструктивных процессов, безопасное развитие цивилизации, высвобождение человека из-под власти техники, улучшение качества жизни и другие. Возникает, однако, проблема: совместимо ли это с необходимостью обеспечивать приемлемый и достойный уровень существования для миллиардов людей на планете и восстанавливать природу планеты?

Другая проблема – как контролировать изменения, вызванные современной инженерной деятельностью, проектированием и технологией. Дело в том, что большинство таких изменений (изменение природных процессов, трансформация человека, неконтролируемые изменения второй и третьей природы) поддаются расчету только в ближайшей зоне. Например, уже на региональном, а тем более планетарном уровне трудно или невозможно просчитать и контролировать выбросы тепла, вредных веществ и отходов, изменение грунтовых и подземных вод и т.д. Не менее трудно получить адекватную картину региональных и планетарных изменений техники, инфраструктур, деятельности или организаций. Трансформация образа жизни и потребностей человека, происходящая под воздействием техники, также плохо поддается описанию и тем более точному прогнозированию. Как же действовать в этой ситуации неопределенности?

Однозначного ответа здесь нет, можно лишь наметить один из возможных сценариев. Все, что можно рассчитать и прогнозировать, нужно считать и прогнозировать. Нужно стремиться сводить к минимуму отрицательные последствия инженерной деятельности. Необходимо работать над минимизацией потребностей и их разумным развитием. Нужно отказаться от инженерных действий (проектов), эффект и последствия которых невозможно точно определить, но которые, однако, могут вести к экономическим или антропологическим катастрофам. Важно сменить традиционную научно-инженерную картину мира, заменив ее новыми представлениями о природе, технике, способах решения задач, достойном существовании человека, науке.

Безусловно, должно измениться и само понимание техники. Прежде всего необходимо преодолеть натуралистическое представление техники. Ему на смену должно прийти понимание техники, с одной стороны, как проявления сложных интеллектуальных и социокультурных процессов (познания и исследования, инженерной и проектировочной деятельности, развития технологий, сферы экономических и политических решений и т.д.), с другой – как особой среды обитания человека, навязывающей ему средовые архетипы, ритмы функционирования, эстетические образы и т.п.

Новая инженерия и техника предполагает иную научно-инженерную картину мира. Такая картина уже не может строиться на идее свободного использования сил, энергий и материалов природы, идее творения. Плодотворные для своего времени (эпохи Возрождения и XVI–XVII столетия), эти идеи помогли сформулировать замысел и образы инженерии. Но сегодня они уже не отвечают ситуации. Новые инженерия и техника – это умение работать с разными природами (первой и второй природой и культурой), это внимательное выслушивание и себя, и культуры. Выслушать – это значит понять, с какой техникой мы согласны, на какое ограничение своей свободы пойдем ради развития техники и технической цивилизации, какие ценности технического развития нам органичны, а какие несовместимы с нашим пониманием человека и его достоинства, с нашим пониманием культуры, истории и будущего.

Идея новой инженерии и техники чем-то напоминает современную идею психики и телесности человека. Последние десятилетия в этой области принесли понимание того, что наше психическое и телесное развитие происходит не просто на основе идей обучения и питания (эквивалент идей использования), а предполагает работу по самосовершенствованию человека, осмысление им ценностей и жизненного пути, выслушивание себя, своей природы и в то же время конституирование своей природы в диалоге и общении с другими. Не таковы ли должны быть новая инженерия и техника? Не просто обособившиеся виды практики, а органы человеческого развития, не имманентные источники развития (науки, инженерии, техники), а осмысленный выбор и разумные ограничения, не созерцание и объективное изучение научно-технического прогресса, а выслушивание и конституирование основных сил и условий, определяющих характер такого прогресса. Но, конечно, все это лишь образ и замысел новой инженерии и техники. Будут ли они реализованы и в каком виде, вопрос будущего и дальнейших размышлений, исследований и практических действий.

Реабилитация техники

Если вернуться к концепции сущности техники, то станет понятным, что отказаться от техники и технического развития просто невозможно. По сути, техническую основу имеет сама деятельность человека, а следовательно, и культура. Нет в технике и какой-то особой тайны. Наконец, сама по себе техника не теологична и приписывать ей, например, демонизм или зло не имеет смысла. В то же время развитие технико-производящей деятельности, технической среды и технологии в ХХ столетии приняло угрожающий для жизни человека характер. С этим человек уже не может не считаться, несмотря на все блага, которые техника обещает. В общем, понятен и выход из создавшейся ситуации, хотя он, конечно, не прост.

Необходимо осознать как природу техники, так и последствия технического развития и включить оба эти момента в саму идею и концепции техники. В свою очередь это означает, что будет дана оценка этих последствий. При этом человечеству придется решать непростые задачи. Например, понять, с какими особенностями и характеристиками современной техники и последствиями ее развития человек уже не может согласиться; можно ли от них отказаться; можно ли изменить характер развития технико-производящей деятельности, технической среды и технологии; если можно, то что для этого нужно сделать. Кстати, может оказаться, что изменение характера развития техники потребует от человека столь больших изменений (в области его ценностей, образа жизни, в самих практиках), что, по сути, будет означать постепенный уход от существующего типа цивилизации и попытку создать новую цивилизацию. Впрочем, подобные попытки уже предпринимаются, другое дело, как оценивать их результаты. Это новая будущая цивилизация, конечно, тоже будет основана на технике, но иной, может быть, с меньшими возможностями, но что важнее – новая техника будет более безопасной для жизни и развития человечества. Вряд ли у человечества есть другой путь, например ничего не менять или гуманизировать существующую технику. Ситуация слишком серьезна и быстро меняется, чтобы можно было надеяться обойтись малой кровью.

 1

Современные достижения в области теории и практики дизайна в образовательной деятельности выступают как профессиональный инструментарий, который проявляется в раздробленности знаний и методических средств. Творческое проектирование – это способ разумной организации учебной проектной деятельности, помогающий сохранить цельность профессионального сознания, так как предоставляет методические ориентиры и осознанную свободу творческих проявлений. Основная задача творческого проектирования состоит в том, чтобы раскрыть сущность процесса профессиональной деятельности дизайнера и выявить основные его этапы. Предлагаемая схема творческого проектирования представляет собой универсальную структуру, гибкую и динамичную одновременно. Компоненты структуры являются устойчивыми и наиболее повторяемыми комбинациями операций творческого процесса. Содержание, последовательность и время реализации компонент варьируется в зависимости от вида дизайнерской деятельности и специфики ситуации.

профессиональное развитие

визуализация

творческое проектирование

1. Вербицкая Н. О. Компетенции: педагогические проблемы восприятия // Профессиональное образование. Столица. – 2012. – № 5. – С. 19-22.

2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2004. – 288 с.

3. Каган М. С. Эстетика как философская наука. – Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 544 с.

4. Мелодинский Д. А. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования: Учебн. пособие. – М.: Архитектура – С, 2004. – 312 с.

5. Психология художественного творчества: Хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. – Мн.: Хервест, 1999. – 752 с.

6. Степанов А. В. Архитектура и психология: Учебное пособие для ВУЗов / А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев. – М.: Стройиздат, 1993. – 290 с.

7. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А. В. Иконников, М. С. Каган, В. Р. Пилипенко и др.: под общей редакцией А. В. Иконникова, ВНИИТЭ. – М.: Стройиздат, 1990. – 335 с.

Конец ХХ века преподнес нам немало новшеств во многих сферах жизни, в том числе создал условия для рождения нового визуального языка, что в свою очередь усилило проектное, прогностическое начало и предвидение в дизайнерском освоении действительности . Первоочередной задачей современного специалиста по предметным формам является решение не только актуальных проблем, но и прогнозирование будущих материальных и духовных запросов человека. Для осуществления этой задачи каждый дизайнер должен внимательно вслушиваться в окружающий мир, отзываясь на различные проявления образов и чутко воспринимая сообщения. Но получить новую информацию чрезвычайно сложно, так как в потоке внешних раздражителей специалист обычно воспринимает то, что укладывается в рамки имеющихся знаний и представлений. Возникает закономерный вопрос о том, какие знания, умения и навыки необходимо сформировать у будущего профессионала для того, чтобы он смог справиться с проектированием пространственно-предметной среды будущего? Ведь столкновение с каждой последующей задачей потребует от проектировщика определенной перестройки своего профессионального опыта. Ранее используемые методы работы станут неприемлемыми в силу конструирования новых приемов, соответствующих индивидуальному пониманию очередной проектной ситуации.

Сегодня наиболее острым является «вопрос о качественной перестройке проектной деятельности» и совершенствовании дизайнерского образования. Проблема всякого высшего образования, а дизайнерского в особенности, это - прежде всего проблема «преодоления односторонности ее профессионального развития, готовящего будущего специалиста скорее к какой-то определенной, социально заданной функции, а не к живой развивающейся деятельности, задающей жизнь самой психике, меняющей ее в ходе развития, обогащающей новым содержанием и новыми возможностями» .

Если понимать профессиональное развитие как способность менять в себе то, что должно измениться, как ответ на вызов определенной ситуации с сохранением некоторого ядра профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональных компетенций), тогда «на выходе» у нас есть шанс получить компетентного специалиста, способного «мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности» .

Какой же должна быть профессиональная компетенция, чтобы вкупе с личностной была сформирована основная дизайнерская способность - готовность к постоянным изменениям в жизни, к совершенствованию своих знаний и получению удовольствия от решения возникающих интеллектуальных задач.

Проблема компетенций является в системе образования одной из наиболее обсуждаемых. Вместе с тем, рассматривая вопрос о профессиональных компетенциях дизайнеров и процессе их формирования, мы опираемся на точку зрения Вербицкой Н. О. , разделяющей понятия учебно-профессиональная и профессиональная компетенции. Мы полагаем, что именно процесс дизайнерской деятельности является деятельностной основой, «сращивающей» учебные и профессиональные компетенции дизайнеров. Это делает возможным для дизайнеров, обучающихся, делать творческие работы не только не уступающие, но в отдельных случаях и превосходящие по качеству профессиональные.

Рассмотрим сам процесс дизайнерской деятельности - проектирование. Все виды проектирования: техническое, гуманитарное, художественное и т.д., имеют множество различий, соблюдая при этом единые методологические принципы организации, а именно - «двухслойную организацию»: слой видения и понимания; слой организации и действия. Преобразование во всех видах проектирования начинается с момента необходимости решения какой-либо задачи сначала в мышлении проектировщика, а затем в его действиях. Процесс построения плана и технологии выполнения пунктов этого плана вторичен по отношению к процессу построения концепции. В случае осознанной творческой активности дизайнера отправной точкой процесса проектирования является момент нахождения им противоречия в окружающей действительности. «Увидеть» его он сможет только в том случае, если он готов к этому действию, ведь он исходит не столько из того, что видит, сколько из того, что знает. Собственно говоря, он даже видит, что знает .

Визуальная культура современного человека состоит в способности охвата целостности мира, создании представления о нём, оценке различных образов. В них, как и в отвлечённых понятиях-мыслях, содержится огромное духовное содержание, отражающее дух времени. «Картина» мира отдельного человека представляет собой многочисленную информацию, имеющую системный вид, включающую субъективную карту пространства и времени, схемы отношений между объектами, набор правил, управляющих тем миром, в котором живет данный человек. «Только создав себе мир в виде целостной его «картины», человек может в нем функционировать» . Предметный мир существенно дополняет «картину» мира человека. Пространственные структуры, архитектурные объемы и детали - проясняют, усиливают и даже определяют эмоционально-психологический настрой средового пространства. Пластичная форма посуды, бытовых приборов и одежды придают этому состоянию различные оттенки. Все вместе они образуют широкую гамму воздействий на внутренний мир человека, обогащая его «картину» мира, делая ее сложнее и многоцветнее. Находясь в средовой структуре, насыщенной оригинальными предметными формами, человек получает возможность мысленно достраивать и совершенствовать собственный взгляд на мир. Чем сложнее он становится, тем интереснее становятся человеческие отношения с реальностью. А роль и ответственность проектировщиков предметного мира возрастает с каждым днем, так как именно от их профессионализма зависит сохранение «в особых формах художественной культуры тех связей с материальной средой, которые складывались в прошлом» и развитие способности у каждого человека воспринимать усложняющуюся жизнь.

Визуальная культура проявляет значимость целостной «картины» мира, а для будущего дизайнера - это необходимая потребность для осуществления деятельности по творческому проектированию. Именно эстетическая необходимость воспринимать и чувствовать гармонию (дисгармонию) пространственно-предметной среды формирует профессиональную готовность дизайнера к преобразованию действительности. Проектируя образ будущего, материальная база которого закладывается уже сегодня, дизайнеры проявляют себя и как регуляторы отношений между людьми и природой. Ведь именно дизайнер придает форму среде, в которой мы все живем, и орудиям, которыми мы пользуемся. Для того чтобы соотнести окружающую человека среду и его личностную целостность, будущему специалисту необходимо профессиональное умение структурного видения реальной действительности.

Как выглядит структура «картины» мира в осознанном представлении дизайнера?

Во-первых, гармонично выстроенная среда обитания человека, его орудий, и собственно сам человек. Природа - та, что существует независимо от деятельности человека, и «зеленая архитектура» - результат его воображения и преображения реальности. Окружающая застройка, в которой протекает наша повседневная жизнь, образующая архитектурно организованное пространство города, площади, улиц и дорог. «Архитектура средств передвижения, циркулирующих в данном пространстве» и архитектура малых форм. Индустрия потребительских товаров и быстро реагирующие на изменения такие области промышленности, как персональные компьютеры, телевидение, аппаратура с высокой точностью воспроизведения, кинокамеры и другие электронные устройства. Стационарная обстановка производственных, общественных и жилых помещений с необходимой бытовой утварью и производственным инвентарем. Наконец, сам человек и составляющие его образа: одежда, прическа, украшения.

Все вышеперечисленные элементы системы тесно взаимосвязаны друг с другом и «рассматриваются не сами по себе, а как значимое соединительное звено между человеком и средой обитания» . Ведь восприятие базируется на способности человека соотносить те или иные впечатления /зрительные, тактильные, психологические/ от визуальной среды с «восприятивным опытом» всей его жизни, с предпочтениями и практикой личных контактов с действительностью. В трудах Кагана М. С., Щедровицкого Л. П., Дубровского В. Я., раскрывающих методологию и теорию деятельности, мы находим, что проектирование предстаёт как деятельность, в процессе которой конструируются образы новой действительности на основе прежнего опыта и былых впечатлениях.

Сегодня нет во вселенной явления, предмета, сооружения, устройства, которое не может рассматриваться как генератор эмоционально-художественного содержания и само по себе, и как исходная точка формирования оригинальных эстетических переживаний. Поэтому дизайнерское искусство встало перед новой стороной собственной технологии, перенося центр тяжести в работе дизайнера с поиска элементов новых форм на поиск способов их синтеза. Исходя из этого, считаем целесообразным ориентировать процесс теоретического обучения творческому проектированию на следующие методы:

Абстрагирования /отвлечение от всего несущественного/;

Обобщения /фиксацию необходимых связей структуры объекта восприятия/.

Раскрывая сущность вышеперечисленных понятий студентам, мы создаем каркас будущих профессиональных знаний, так как именно «в категориях заключена сама логика профессионального сознания проектировщика, которая определяет динамику проектного процесса, связь понятий с действиями» . Кроме того, что категории с самого начала обучения раскрывают алгоритм и механизм процесса творческого проектирования, «они создают образы для мысли» . А далее, «мысль созидает адекватную себе форму» .

Заметим, что образ как оперативная единица наглядно-образного мышления отличается от других образов, отражающих реальные свойства предметов. «Его создание не есть акт простого созерцания находящегося перед глазами объекта или его изображения, а результат особой интеллектуальной деятельности, требующей специальных навыков и умений, наличия выработанных установок внимания, определённой культуры видения» . Студенты, впервые приступающие к творческому проектированию, не могут справиться с ним, так как запас образов памяти недостаточен для свободного воображения и получения новых образов. Следовательно, на данном этапе основной задачей становится создание личного «парка образов» у каждого студента.

Далее задача специалиста в том, чтобы его индивидуальное видение решения противоречия получило адекватное выражение в ситуации деятельностной, то есть нашло свое практическое воплощение в способе решения проектной проблемы. Благодаря заданной последовательности учебных заданий деятельностью студента становится не только поиск условий и средств, но и собственных способов решения задачи. Творческий процесс не прекращается, так как авторский метод будущий дизайнер совершенствует в профессиональном направлении: от построения частных задач в пределах заданной системы он переходит к программированию всего процесса в целом. Вовлечение в процесс творческого проектирования все большего числа компонентов деятельности переводит его в новый ранг творческой проектной деятельности. В структуре творческой проектной деятельности мы выделяем следующие элементы (компоненты):

КОМПОНЕНТА ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ - ПОИСКОВАЯ КОМПОНЕНТА - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА - КОМПОНЕНТА ПРОЕКТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ - ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ КОМПОНЕНТА - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПОНЕНТА.

Схема творческого проектирования как процесса

Представленные компоненты процесса творческого проектирования мы описываем следующим образом:

Компонента визуальной культуры - отправная точка процесса творческого проектирования:

Поиск идей, выбор основной идеи;

Построение на ее основе концепции будущего дизайн-продукта.

Следующая - поисковая компонента - представляет собой этап выработки алгоритма всего процесса творческого проектирования, начиная с исследования исходной ситуации с намерением:

Описать предполагаемый будущий дизайн-продукт и его свойства;

Составить план процесса творческого проектирования и предполагаемых входящих задач.

Изобразительная компонента - визуализация, сопровождающая весь процесс творческого проектирования (основные этапы):

Визуализация как вспомогательный элемент процесса анализа;

Визуализация как вспомогательный элемент процесса создания образа;

Визуализация как вспомогательный элемент процесса презентации;

Визуально-изобразительные средства как катализатор процесса творческого проектирования.

Компонента проектного моделирования представляет собой процесс формирования:

Инструментальной состоятельности дизайн-продукта;

Социально-культурной осмысленности дизайн-продукта;

Объемно-пространственного решения дизайн-продукта.

Презентационная компонента - это организация процесса демонстрации с помощью аудиовизуальных и коммуникационных средств:

Инструментальных, социально-культурных и объемно-пространственных свойств дизайн-продукта.

Исследовательская компонента - заключительный этап анализа и переосмысления:

Концепции дизайн-продукта;

Характеристик и свойств дизайн-продукта;

Процесса творческого проектирования дизайн-продукта.

Связи функционирования обеспечивают реальную жизнедеятельность компонентов творческого проектирования как системы. Таким образом, у будущего дизайнера в процессе творческого проектирования сохраняется связь всех этапов с исходной ситуацией. Постановка же дополнительных (входящих) задач не только стимулирует творческий поиск, но и конкретизирует стратегию всего проектного процесса. Элементы /компоненты визуальной культуры, поисковые и изобразительные, проектного моделирования, презентационные и исследовательские/, объединяемые связью функционирования, совместно осуществляют функцию профессионализации знаний, умений и навыков.

Рецензенты:

Вербицкая Наталья Олеговна, доктор педагогических наук, профессор кафедры автомобильного транспорта Уральского лесотехнического университета, г. Екатеринбург.

Пономарев Александр Владимирович, доктор педагогических наук, лауреат премии Российской Федерации в области образования, заведующий кафедрой «Организация работы с молодежью» Уральского федерального университета, г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Байрачная Ж.Э. ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8738 (дата обращения: 21.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

10 класс

Дата

Тема: Проектирование в профессиональной деятельности.

Цели урока:

- подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, систематизировать теоретические знания, закрепить навыки использования современных информационных технологий;

Развивать у учащихся познавательный интерес к предмету «Технология»; развивать творческое мышление, способность аргументировать свою точку зрения, отстаивая её;

воспитывать культуру общения и уважение к иной точке зрения; инициативность и интерес к творческой деятельности.

Ход урока

    Организационный момент.

    Изучение нового материала

1.Главный труд ученика - это учеба, и хотелось бы, чтобы интеграция знаний по экономике, технологии и информационным технологиям, были востребованы вами в практической деятельности.

Человек сегодня не может чувствовать себя социально защищенным, владея какой-либо одной профессией, она может оказаться невостребованной. Конкуренция на рынке труда обязывает выпускника быть мобильным и готовым к неожиданным переменам. Уверена, что данный урок научит вас находить аргументированные пути решения возникающих проблем.

В 10 классе мы ориентируемся на выполнение не столько прикладных проектов, сколько связанных с предпринимательством. Однако учащимся бывает очень сложно понять, что в таких проектах необходимо учитывать не столько свой интерес, сколько интерес потребителей, заказчиков услуги и тех, кто, условно говоря, инвестирует проект.

Любую выполняемую работу (стирка белья, ремонт комнаты и т. д.) можно рассматривать как творческий проект. Каждый проект - это реализация вашего замысла. Как правильно выполнить его? Какова последовательность проектирования? Об этом вы узнаете сегодня на уроке.

Что же такое проектирование? Проектирование - это поиск аргументированных решений, необходимых для достижения выбранной цели с учетом заданных условий.

Приведите примеры тем проектов по разным сферам деятельности: технической, художественной и т. д. (Ответы учащихся.)

Проектирование является неотъемлемой частью нашей жизни. Проект может быть выполнен в любой сфере деятельности: технической, социальной, творческой, экономической. Выполнение проекта предусматривает изготовление нового конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом потребителей.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ЭТАПЫ):

1.Поисковый этап:определение проблемы; темы будущего проекта; поиск и изучение всей имеющейся информации по проблеме; поиск путей решения проблемы

ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ – изделие, социальное мероприятие или услуга, которую можно усовершенствовать, предложить на рынок, с помощью которых можно было бы удовлетворить чьи-либо потребности

2. Конструкторский этап: разработка нескольких вариантов эскизов; их сравнение; выбор лучшего варианта; подготовка необходимой конструкторской документации

3. Технологический этап: разработка технологии изготовления объекта; составление технологической карты; изготовление спроектированного объекта.

4. Аналитический этап: анализ результатов работы; подведение итогов; оформление пояснительной записки и подготовка проектной документации для презентации; подготовка и проведение презентации проекта.

Защита проекта - это, прежде всего, демонстрация результатов вашей творческой самостоятельной работы. В ходе защиты вы учитесь аргументировать свой выбор, предлагать пути решения поставленных задач, излагать полученную информацию, доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы.

2.Карьера – Быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой – либо деятельности, материальной выгоды, благополучия.

Французское слово карьера вошло в русский язык в 30-40 гг.19в. как конкурент слова поприще.

Профессиональная карьера?- Это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.

Вертикальная карьера - Это деятельностный рост продвижение по служебной лестнице.

Горизонтальная карьера – Это рост профессионального мастерства.

Привести пример из жизни знаменитых людей, достигших высокого уровня в вертикальной карьере – горизонтальной карьере. (Предлагается просмотр презентации творческого проекта, выполненный заранее учащимся класса, в котором рассматривается профессиональная карьера знаменитых людей на конкретном примере, можно двух и более).

Рассмотреть и обсудить в каких из социальных институтах можно достичь высокого уровня карьерного роста за довольно небольшой период времени (армия, милиция, священнослужители) от чего это зависит. В каких социальных институтах карьерный рост ограничен (образование, искусство, культура), обосновать причины.

Что способствует повышению карьерного роста (заработная палата, льготы, улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, свобода в принятии решений, личная удовлетворённость, призвание).

Согласны ли вы с определением

Призвание – высший уровень профессиональной пригодности, который выражается в полном соответствии человеческих требований профессиональной деятельности.

В.А. Сухомлинский: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое могучее дерево на благородной почве трудолюбия. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья. Человек – господин своего призвания. Призванием становиться интерес, помноженный на труд. Человек – творец своего призвания».

Примерный план профессиональной карьеры:

    Смысл и цель жизни;

    Планируемая профессия (основной и запасной варианты);

    Предлагаемое образование (содержание и уровень);

    Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);

    Предполагаемая должность, пост;

    Желаемый размер оплаты;

    Место проживания, жилищные условия.

3. Итог урока

1.Сделать выводы карьера, что она даёт больше – положительных качеств личности (самоуважение, самоутверждение, удовлетворение работой и т.д.) или отрицательных качеств? Почему? (обосновать свой ответ).

2. Тестирование

Анализ профессиональной деятельности специалиста является первым этапом работы инженера-педагога над проектом обучения.

Как известно, создание всякого проекта, в том числе и дидактического, начинается с анализа исходных данных.

В результате такого анализа создается полное представление о той информации, которая должна лечь в основу проекта, а также вырисовывается образ конечного продукта, создаваемого в ходе проектирования, устанавливаются условия, необходимые для решения задач обучения. Все это определяет важность рассматриваемого этапа, от которого в дальнейшем зависит результат проектирования. Этот этап дидактического проектирования включает анализ профессиональной деятельности, исходя из чего носит название этапа аналитической деятельности.

Рассматриваемая деятельность имеет структуру, присущую любой деятельности и для ее описания используют комплексное применение наук - психологии, педагогики. Комплексная структура деятельности в данном случае будет включать организационные и психологические элементы.

Субъект деятельности - группа, которая целенаправленно действует для удовлетворения своих потребностей.

Цель является системообразующим фактором деятельности и может быть выражена в форме ее результата и продукта.

Результат деятельности - психологическое приращение опыта личности, которое он приобретает при достижении цели.

Продукт деятельности - материальное представление того, что получается при осуществлении деятельности.

Предмет деятельности - это то, что имеет субъект в начале деятельности, и то, что в конечном итоге преобразуется в продукт.

Процесс деятельности - это совокупность целенаправленных действий преподавателя по применению предмета деятельности в соответствии с заданной целью.

Способ деятельности характеризуется подготовленностью субъекта к той или иной работе и может быть раскрыт через средства осуществления деятельности.

Средства - это или опыт субъекта, который может быть выражен через совокупность профессионально-методических задач, или все вспомогательные объекты, при помощи которых осуществляется деятельность.

Условия деятельности - это среда средств, при помощи которых осуществляются действия.

Иными словами, субъект, имея определенную цель, которая определяется мотивом, воздействуя на предмет и осуществляя определенные действия при помощи средств деятельности в определенных условиях, получает продукт и результат.

Для описания любой деятельности, в том числе и аналитической, достаточно раскрыть каждый из приведенных элементов.

Еще по теме 37. Изучение и проектирование профессиональной деятельности:

  1. 6.3. Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологического отряда и его подразделений.
  2. Основные подходы к изучению менеджера образования как субъекта профессиональной деятельности и развития в современной психологии
  3. Психологические особенности профессионального развития менеджера в сфере образования
  4. 10.2. Задачи и виды деятельности специалистов по психологии труда
  5. Билет 40.Психодиагностика профессионально важных качеств педагога.
  6. 37. Изучение и проектирование профессиональной деятельности
  7. Оценка качества менеджмента путем проведения внутренних аудитов интегрированной системы менеджмента
  8. Оценка медицинской организации на соответствие модели делового совершенства (Премия Правительства РФ в области качества)

Большинство из нас выбирают помогающую профессию, потому что мы являемся социально активными или для нас очень важно чувство связи с другими людьми. Чаще всего при выборе этой профессии человеком движут не столько финансовые соображения, сколько идеологические.

То, как люди попадают в профессию, зачастую определяет процесс становления в профессии, его начало, то, как человек будет адаптироваться в профессии, кризисно это будет проходить, либо плавно. Однако в профессиональном становлении каждый человек проходит определенные этапы. Давайте вспомним их.

Этапы профессионального развития

Человек проявляет и формирует себя через деятельность, в том числе через профессиональную деятельность. Возможность кризисов, сбоев в развитии профессиональной деятельности, занимающей важное или ведущее место в жизни человека, является психологической закономерностью. Кризисы, переломы - обязательные спутники всякого живого развития. В зависимости от обстоятельств эти периоды могут проходить по-разному - сглажено или резко, легко или обостренно, краткосрочно или долговременно, наконец, они могут вести к профессиональному развитию или к профессиональной деструкции.

Профессиональное становление - это динамичный многоуровневый процесс, состоящий из четырех основных этапов:

1) Формирование профессиональных намерений. Развитие в период «выбора профессии», проектирования профессионального «старта» и жизненного пути определяется как стадия оптанта. Это этап осознанной подготовки к «жизни», к труду, этап планирования, проектирования профессионального жизненного пути.

Этап оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в самосознании субъекта деятельности. Формируется реалистическое представление о некоторой «референтной» профессиональной общности, в которую оптант включает себя в будущем. Формируются профессиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные, конкретные и достаточно твердые решения.

2) Профессиональное обучение. Этап развития в период профессионального обучения и дальнейшего становления профессионала - в разных случаях приходится на возраст 15 - 18 или 16 - 23 лет. Молодой человек психологически стал более или менее выраженным приверженцем определенной профессиональной общности. Этот период можно назвать стадией или фазой адепта. К адептам можно отнести обучающихся (учащихся) разных уровней и типов профессионального образования.

Конечно, если рассматривать многолетнюю подготовку профессионала, то необходимо различать тех, кто находится на первом, на втором и т.д. годах обучения. В течение периода профессионального образования происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть свои специфические «кризисы развития», и потребность в психологической поддержке становления профессионала.

В целом, в это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность и культивируемых в ней, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными как для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Развиваются профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в профессиональной специфической среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем.

  • 3) Этап профессиональной адаптации представлен следующими стадиями:
    • - стадия адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе. Профессионала на этой стадии можно назвать адаптантом. На этой стадии происходит привыкание, адаптация молодого специалиста в профессиональной среде. Профессионал непосредственно сталкивается с необходимостью вхождения во многие тонкости профессиональной деятельности, о которых молодой специалист, возможно, знал только со слов своих преподавателей. Происходит формирование копинг-стратегий, позволяющих профессионалу справляться с неизбежными сложностями и психотравмирующими обстоятельствами профессиональной деятельности. Как правило, стадия адаптации длится от года до трех лет. Этап вхождения в профессию является чрезвычайно опасным для профессионала с точки зрения формирования профессиональных деструкций. На этом этапе для молодого специалиста важным является наличие наставника. Это может быть научный руководитель или опытный коллега в коллективе.
    • - стадия интернала. Профессионала на этой стадии можно назвать уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути, любит свою работу. Он обладает достаточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профессиональные задачи. Коллеги специалиста оценивают его как профессионала, имеющего собственные наработки и нашедшего свое место в профессии.
  • 4) Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде представлена следующими стадиями:
    • - стадия мастера, мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных стадий как бы суммируются с ее характеристикам. Профессионал уже может решать как простые, так и самые трудные профессиональные задачи. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль профессиональной деятельности, его результаты стабильны. У него уже есть опыт уникального решения ряда задач. На этом этапе профессионал, как правило, имеет формальные показатели высокой квалификации и значительный авторитет у коллег.
    • - стадия авторитета, как и стадия мастерства,суммируется с последующей. Профессионала на этой стадии смело можно назвать мастером своего дела. Это хорошо известный в профессиональном кругу специалист, возможно, его известность выходит за рамки профессиональной деятельности. Он имеет высокие формальные показатели, возможно, является руководителем, имеет награды, знаки отличия, существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультацией, поддержкой или советом. Как правило, эта стадия наступает в возрасте, когда уже проявляется снижение работоспособности, связанное с возрастными изменениями, различными соматическими заболеваниями, однако, профессиональный опыт, выработанные эффективные стратегии решения профессиональных задач, наличие помощников позволяют успешно компенсировать эти неблагоприятные изменения.
    • - стадия наставника, наставничества в широком смысле наступает, когда вокруг авторитетного мастера собирается круг единомышленников, осознанно разделяющих подход к решению профессиональных задач мастером, возможно, что это специалисты других специализаций, представляют другие ведомства, или других, смежных специальностей. Авторитетному мастеру начинают, порой неосознанно, подражать, возникают «легенды», анекдоты о мастере, свидетельствующие о том, что этот профессионал в сознании большинства коллег неотделим от представлений о профессиональной общности, и порой определяет эти представления. Коллеги стремятся ознакомиться с опытом мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики. Может быть, мастер возглавляет научное направление и организацию. Это период, когда профессионал, выходя за рамки своей профессии, приходит к философским обобщениям, что позволяет ему расширять контекст профессиональной деятельности, находить инновационные решения для труднейших профессиональных задач.

Профессиональное развитие - это не только совершенствование, но и разрушение, деструкции, деформации. Это означает, что профессиональное развитие - и приобретения и потери. Развитие специалиста проходит через ряд кризисов развития, возникающих при переходе с одного этапа на другой. Успешное разрешение кризисов сопровождается нахождением новых смыслов профессиональной деятельности. Даже при осознании профессионалом необходимости кризисов в развитии, такие периоды сопровождаются переживанием напряженности, тревожности, неудовлетворенности и другими негативными состояниями. Безусловно, эти периоды описываются профессионалами как тяжелые, трудные, подчас снижается эффективность профессиональной деятельности.