Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ

«Управление проектами в здравоохранении»

Федорова Н. Н. – к.э.н., доц. кафедры государственного управления

и менеджмента Тверского филиала РАНХиГС

Тверь

1. Программно-целевой метод в управлении

Актуальность идеи программно-целевого управления в здравоохранении заключается в том,что он позволяет:

Решать первоочередные проблемы системы здравоохранения;

Выстраивать приоритеты в организационно управленческой деятельности;

Алгоритмизировать управленческую деятельность в соответствии с разработанной программой;

Осуществлять мониторинг продвижения к реализации поставленной цели по этапам программы.

Программно-целевой метод управления дает возможность быстрой мобилизации усилий исполнителей в относительно небольших временных коллективах для решения возникающих проблем.

Эффективность решения проблем достигается за счет особой организации процесса подготовки, принятия и реализации решений, при которой четко формулируется проблема, формируется необходимый для ее ускоренного решения коллектив, целью которого становится решение проблемы с минимальными затратами.

Программно-целевой подход является наиболее эффективным способом реализации стратегии развития государства, региона, отрасли

Программно-целевое

планирование

Программно-целевой подход

Программы

Реализующие

программу проекты

Программно-целевой метод планирования – является методом бюджетного планирования. Метод обеспечивает распределение бюджетных ресурсов в соответствии установленными приоритетами государственной политики.

При этом бюджет формируется как финансовое обеспечение программных целей, именно целей, а не процесса и его издержек.

Такой способ организации деятельности принципиально меняет структуру управления медицинской организации: она формируется по проектному принципу. Смена проектов, в процессе стратегического планирования в системе здравоохранения, влечет смену проектных структур. Такая организация наиболее адекватна управлению по результату (критериальному управлению).

С 2013 года Правительство РФ перешло к программному бюджету – распределению расходов федерального бюджета преимущественно по государственным программам РФ.

Различия в терминах проект – программа:

Программа – это комплекс взаимоувязанных по целям, ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий, направленных на достижение долгосрочных целей.

Реализация мероприятий по каждому из этих направлений осуществляется в форме проектного управления

Планирование здравоохранения - это обоснование и разработка определенного соотношения потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с возможностями их удовлетворения.

Основные принципы планирования здравоохранения:

Научно-техническая обоснованность планов.

Выделение приоритетных проблем.

Сочетание текущего и перспективного планирования.

Сочетание отраслевого и территориального планирования.

Экономическая эффективность планов.

План здравоохранения - это порядок развития здравоохранения, являющийся составной частью единого государственного плана развития народного хозяйства (экономического и социального развития страны), отвечающий требованиям экономических законов.

Все народнохозяйственные планы разделяются на территориальные и отраслевые.

План здравоохранения является отраслевым планом, поскольку планируется развитие определённой народнохозяйственной отрасли - здравоохранения. Планирование здравоохранения - это, прежде всего, планирование рационального и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов отрасли с целью наиболее полного удовлетворения населения в медицинской помощи в соответствии с экономическими возможностями государства.

План здравоохранения предусматривает основные направления в развитии лечебно-профилактического и санитарно-гигиенического обслуживания отдельных контингентов населения (детей, подростков, женщин, рабочих промышленных предприятий и пр.), отдельных служб здравоохранения (педиатрическая, акушерско-гинекологическая и пр.), специализированных видов помощи, развитие сети медицинских учреждений в отдельных регионах, например, в сельской местности и т.п.

Планирование развития здравоохранения как отрасти и планирование в здравоохранении, то есть, внутриотраслевое, в современных условиях опирается на определённую выработанную стратегию (концепцию развития). Стратегия определяет дальнейшее направление развития отрасли и её целевых и функциональных областей.

Основным стратегическим планом развития здравоохранения Республики Беларусь является Концепция развития здравоохранения Республики Беларусь.

Во исполнение данного стратегического документа создаются остальные планы в белорусском здравоохранении.

Различают два основных типа планирования в здравоохранении: программно-целевое и функционально-отраслевое.

Программно-целевое планирование обеспечивает системный подход к составлению плана, позволяет направить каждое планируемое мероприятие на выполнение определённой цели. Например, программноцелевым планом является Национальная программа демографической безопасности и пр.

Функционально-отраслевое планирование включает планирование отдельных функциональных областей здравоохранения и отрасли в целом, осуществляемое главными субъектами управления здравоохранением страны. Функционально-отраслевыми, например, являются следующие планы: планы развития здравоохранения как отрасли народного хозяйства страны, планы развития научных исследований, планы развития медицинского и фармацевтического образования, производство и распределение продукции медицинской промышленности, утверждение нормативов обеспечения населения медицинской помощью, утверждение единой номенклатуры ЛПО и типовых положений о них, утверждение штатных нормативов ЛПО и др.

Виды планов в здравоохранении Республики Беларусь:

1. По срокам исполнения: перспективные (как правило, перспективный план рассчитан на пять и более лет) и текущие (часть перспективного, рассчитан на год).

2. По охватываемой планированием территории: республиканский, областной, городской, районный, отдельной ЛПО.

Основными разделами территориальных планов развития здравоохранения являются:

1) планирование сети ЛПО (амбулаторно-поликлинической помощи и стационаров);

2) планирование кадрового состава ЛПО;

3) планирование финансовой деятельности ЛПО.

3. По решаемым проблемам (программно-целевое планирование): например, Президентская программа «Дети Беларуси».

4. По особенностям финансирования планируемых мероприятий: различают государственные программы, получающие целевое финансирование (например, Г осударственная программа развития специализированной медицинской помощи), и национальные программы, также представляющие собой комплекс разработанных мер, но не получающие дополнительного финансирования.

Основными принципами планирования здравоохранения являются:

1. Соответствие планируемых мероприятий реальной потребности населения.

2. Сочетание планирования количественных показателей (экстенсивных коэффициентов: сеть ЛПО, их мощность и пр.) и качественных характеристик, отражающих медицинскую, социальную и экономическую эффективность здравоохранения.

3. Научно-техническая обоснованность.

4. Экономическая эффективность.

5. Главенство перспективных стратегических планов.

6. Выделение приоритетных звеньев плана.

7. Сочетание перспективного и текущего планирования.

8. Сочетание отраслевого и территориального планирования и соответствие государственному народнохозяйственному плану страны.

Главной целью планирования здравоохранения является выработка стратегии управления отраслью на основе глубокого и всестороннего анализа и проведения мер по обеспечению оптимального использования всех ресурсов для достижения более полного удовлетворения потребности населения а медицинской помощи.

Основные задачи планирования в здравоохранении:

1. Улучшение санитарного состояния населения.

2. Удовлетворение потребностей населения в лечебнопрофилактической помощи (учитывая Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и минимальные государственные социальные стандарты).

3. Пропорциональное потребностям населения и народнохозяйственному плану страны развитие служб здравоохранения, оптимальная структура и размещение сети ЛПО.

4. Совершенствование форм и методов управления

здравоохранением.

5. Способствование выработке рационального хозяйственного механизма в отрасли.

6. Способствование распространению прогрессивных форм

оказания медицинской помощи, внедрению достижений научнотехнического прогресса в практику здравоохранения.

7. Обеспечение снижения удельной затратности оказания

медицинской помощи.

Планирование в здравоохранении включает использование следующих методов планирования:

Аналитического (анализ комплекса факторов, влияющих на развитие здравоохранения: показателей здоровья населения, результатов работы медицинских учреждений);

Балансового (пропорциональность в развитии здравоохранения);

Нормативного (соответствия нормам и нормативам), экспериментального (апробация результатов научных исследований перед внедрением их в практику).

При составлении плана развития здравоохранения учитываются:

1. Санитарно-демографические показатели (рождаемость, смертность, естественный прирост, численность населения, возрастнополовой состав).

2. Заболеваемость населения.

3. Характеристики выполнения плана за предшествующие годы, ожидаемое выполнение в этом году.

4. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность системы здравоохранения.

Общая схема планирования в здравоохранении может быть представлена в виде:

1) определение основных целей и функций ЛПО (стационарная, амбулаторно-поликлиническая, консультативная или лечебная, специализация и пр.);

2) определение видов и объёмов медицинской помощи, оказание которой ведёт к достижению цели;

3) формирование сети ЛПО;

4) определение потребности в ресурсах;

5) расчёт предположительных поступающих средств;

6) корректировка плановых показателей;

7) определение показателей, наиболее точно характеризующих степень достижения целей.

При формировании перспективной сети ЛПО в Беларуси учитывается:

Территориально-административное разделение республики;

Фактор доступности (обеспечение полной и равной доступности медицинской помощи жителям в минимальное время, по принципу, что в нужный момент времени в нужном месте должен быть доступен нужный специалист);

Фактор единства нормативного обеспечения потребности жителей города и села в медико-санитарном обслуживании;

Системность (функционально-организационное единство всех ЛПО территории);

Ступенчатость (иерархическая соподчинённость организаций здравоохранения) и этапность (по принципу усложнения) оказания медицинской помощи.

Согласно территориальному размещению населения страны, при

планировании здравоохранения территории выделяют следующие зональные типы ЛПО:

Первичные: ФАПы, аптечные пункты четвёртой категории (в пределах пешеходной доступности - радиус до 5 км, центр - укрупнённые сельские поселения), амбулатории врача общей практики, сельские аптеки (при численности населения более 1500 чел.).

Местные: объединяющие несколько первичных систем расселения радиусом 15 - 20 км (30-минутная транспортная доступность, центр - города, городские посёлки, численность населения 6000 - 15000 чел.), амбулатории, участковые и городские больницы.

Районные: включают несколько местных систем расселения с радиусом 20-50 км (часовая транспортная доступность, центр - города - районные центры), расположены ЦРБ, районные диспансеры, ЦГЭ, центральные районные аптеки и пр.

Межрайонные, или зональные: радиус 35-80 км (полуторадвухчасовая транспортная доступность, во главе с городами), городские и межрайонные больницы, отделения, диспансеры и пр.

Областные: группируют ряд зональных систем расселения, во главе с областными центрами.

Республиканская: центр - г. Минск, зона влияния более 300 км,

республиканские ЛПО.

При планировании сети ЛПО мощность и структура отдельных учреждений увязывается с численностью обслуживаемого населения, при этом используются нормативные показатели мощности амбулаторнополиклинических (число посещений в смену) и стационарных (коечный фонд) ЛПО, рассчитываемые на определённое количество населения, а также понятие «функциональная лечебная единица» (ФЛЕ). ФЛЕ представляет собой минимальную экономически и территориально целесообразную мощность различных типов ЛЕЮ (стационаров или амбулаторно-поликлинических учреждений).

Для стационаров ФЛЕ - это отделение определённой мощности (для республиканских, областных и городских больниц - не менее 60 коек, до 120 коек; для 1ДРБ - 40-60 коек; в сельской местности и малых городах - больничная секция 25-30 коек). Если численность населения недостаточна для развёртывания отделения, соответствующего ФЛЕ, этот вид помощи планируется на вышестоящем этапе.

Для ряда узкоспециализированных видов помощи в качестве ФЛЕ принимается не отделение, а специализированная ЛПО (психиатрическая больница на 500 коек, корпус детской психиатрии на 120 коек, корпус радиологической онкологии на 100 коек).

Для амбулаторно-поликлинических ЛПО ФЛЕ определяется по числу посещений, обеспечивающих полную нагрузку на врачебную должность.

Основными направлениями совершенствования планирования в системе здравоохранения и повышения эффективности ее деятельности являются:

Планирование финансовых средств по нормативам бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, а также нормативам объема и себестоимости медицинской помощи;

Разработка и реализация территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

Реструктуризация медицинской помощи, внедрение ресурсосберегающих технологий;

Концентрация ресурсов на приоритетных (наиболее эффективных по соотношению затрат и результатов) направлениях деятельности;

Стандартизация медицинских технологий и создание эффективной унифицированной системы управления качеством медицинской помощи;

Развитие внебюджетной деятельности;

Создание унифицированной системы стратегического и оперативного планирования, нормирования, лицензирования, сертификации;

Использование методов программно-целевого управления, экономического управления, экономического анализа, принципов экономической самостоятельности и ответственности организаций здравоохранения; введение унифицированной структуры органов управления здравоохранением;

Совершенствование управления по отклонениям от моделей КРД;

Совершенствование форм и систем оплаты труда;

Приоритетное развитие ПМСП, службы охраны материнства и детства, медико-генетической помощи, а также специализированных медицинских служб и медицинских технологий, которые оказывают наибольшее влияние на трудовой потенциал страны и обеспечивают снижение преждевременной смертности и инвалидности;

Развитие профилактических и реабилитационных технологий, включая формирование ЗОЖ, иммунопрофилактику инфекционных болезней, организацию демонстрационных проектов профилактической направленности;

Борьба с туберкулезом, алкоголизмом, наркоманией, болезнями, передаваемыми половым путем;

Информатизация системы здравоохранения с созданием единой информационно-аналитической сети;

Разработка комплекта нормативных правовых актов, определяющих новую медико-экономическую модель здравоохранения; изучение основ этой модели в ЛПО.

Достижение высокой эффективности функциональной деятельности объектов здравоохранения требует:

❖ разработки целевых программ;

♦♦♦ осуществления постоянного контроля за качеством услуг, эффективностью лекарственных средств, изделий медицинского назначения и т.д.;

♦♦♦ применения всех доступных экономических методов управления.

медицинской организации с использованием методов, инструментов и принципов проектного подхода.

СМК является уникальным продук­том, работы по ее разработке и внедрению имеют начало и конец. Про­цессы управления проектами детально описаны в ГОСТ Р ИСО 10006- 2005. Руководители проектов также используют стандарт РМВОК - Project Management Body Of Knowledge (Свод знаний по управлению проектами). Управление Проектом (Project Management) - применение знаний, опыта, средств и технологий в процессе проведения проекта с целью удовлетворить (или превысить) требования или ожидания заказ­чика от данного проекта. Обычно это требует сбалансированности между:

Объемом работ, временем, стоимостью и качеством;

Заказчиками с разными потребностями и ожиданиями;

Определенными требованиями (требования) и неопределенными тре­бованиями (ожидания).

Как правило, для удобства управления проекты разбиваются на несколько фаз. Все фазы вместе называются Цикл жизни проекта (Project Life Cicle). Внутри каждой фазы и в целом по проекту процессы организо­ваны в пять групп:

Процессы инициирования - принятие решения о начале проекта или фазы;

Процессы планирования - создание и поддержка рабочей схемы для достижения бизнес-целей проекта;

Процессы выполнения - координация людских и других ресурсов в соответствии с планом;

Процессы управления - мониторинг хода выполнения и принятие необходимых действий по корректировке;

Процессы окончания - формальное принятие решения о завершении фазы или проекта.

Цели проекта внедрения системы менеджмента качества в медицинской организации могут быть сформулированы следующим образом:

1. Внедрение системы менеджмента качества в соответствии с требова­ниями ГОСТ ISO 9001-2011, обеспечивающей повышение эффективности управления, качества медицинских услуг и конкурентоспособности орга­низации.

2. Сертификация созданной СМК на соответствие требованиям стандарта ГОСТ ISO 9001-2011.

3. Повышение эффективности деятельности медицинской орган по всем ее составляющим: медицинская, социальная, экономичеекг

В чем состоит преимущество применения стандартов ИСО в ме ской организации? Разработанная в соответствии со стандартом ИСО 9000:2000 система менеджмента качества - это управленчесн система, в основе которой лежит структурированный набор доку регламентирующих основные аспекты деятельности любой органи- том числе и медицинской. Одна из главных особенностей модел заключается в универсальности требований. Требования стандарт! можно применять для любой организации вне зависимости от ее деятельности, рынка, количества работающих и т.д., они предна: для применения во всех областях деятельности и для всех стран. Д тация системы менеджмента качества должна описывать деяте организации, особенно те процессы, которые существенно влияют на качество выполняемых медицинских услуг. Документальное о ключевых процессов деятельности обеспечивает их прослежив; четкое понимание, управление и постоянное улучшение.

Важным инструментом для этого является проектный мене который тесно связан с понятием менеджмента инноваций. Мы бу сматривать проектный менеджмент прежде всего как удобный инс для быстрого и эффективного внедрения инноваций в деятельное цинской организации. Именно проектное управление является t оптимальным вариантом сопровождения процесса разработки и Bt системы менеджмента качества.

Проект - это мероприятие, направленное на достижение унк результата в заданные сроки и в рамках запланированного (как правиле ченного) бюджета. Под это общее определение попадает большинст выполняющихся в организации. Например, выполнение работы пс договору, в котором закреплен результат работы, сроки выполнения \ - это проект.

Выполнение работы в рамках поручения руководяще организации (например, органа управления здравоохранением), где крепляется цель работы, сроки и бюджет (или ограничивается число - ков, которых можно привлечь к работе) - это тоже проект. Выполне пой сотрудников поручения руководителя своего отдела - это тоже г

Основными признаками проекта являются:

Уникальность и неповторимость целей и работ проекта;

Координированное выполнение взаимосвязанных работ;

Направленность на достижение конечных целей;

Ограниченность во времени (наличие начала и окончания);

Ограниченность по ресурсам.

Для достижения стратегических целей выбирается определенная страте­гия и в рамках выбранной стратегии предпринимаются те или иные проекты.

Многие организации в различных отраслях изначально являются про- ектно-ориентированными по своей сути: их деятельность заключается в выполнении проектов в интересах заказчиков. Но в медицинских органи­зациях, которые не является проектно-ориентированными, существует множество других видов деятельности, которыми можно управлять, как проектами. В качестве примера реализованных проектов можно привести приобретение и инсталляцию нового высокотехнологичного оборудова­ния, разработку и внедрение медицинской информационной системы, лабораторной информационной системы, внедрение в клиническую прак­тику новых методов диагностики и лечения, внедрение принципов процес­сного подхода, разработку и внедрение системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000, проекты организации филиалов, пунктов дистанционного забора крови, деятельность по обнов­лению основных средств и многие другие.

Обобщенная схема цикла управления проектом в медицинской органи­зации представлена на рис. 8.

Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. У каждого проекта можно выделить начальную стадию, стадию разработки, реализа­ции проекта и стадию завершения работ по проекту (рис. 9).

Это может показаться очевидным, но понятие жизненного цикла проек­та является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно теку­щая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используе­мые методики и инструментальные средства. Руководители проектов раз­бивают цикл жизни проекта на этапы различными способами. Например, в проекте по разработке программного обеспечения отдельного направления деятельности медицинской организации могут быть выделены такие этапы, как осознание потребности в информационной системе, формули­рование требований, разработка технического задания и проектирование системы, создание программы группой разработчиков, тестирование, эксплуатационная поддержка. Однако наиболее традиционным является разбивка проекта на четыре крупных этапа: формулирование проекта, пла­нирование, осуществление и завершение.

Планированию проекта внедрения системы менеджмента качества необходимо уделять особое внимание, так как описания подобного опыта медицинских организаций в доступной литературе не найдено.

Рис. 8. Обобщенная схема цикла управления проектом в медицинской организации

Рис. 9. Жизненный цикл проекта

Именно на этапе планирования должны использоваться системы для управления проектами, предоставляющие руководителю набор средств для разработки формального плана: средства построения иерархической структуры работ, сетевые графики и диаграммы Ганта, гистограммы

распределения ресурсов. План проекта не должен оставаться неизменным и по мере осуществления может подвергаться постоянной корректировке с учетом текущей ситуации. После утверждения формального плана на руко­водителя проектом ложится задача по его реализации.

Успешному осуществлению реформ в здравоохранении может способствовать внедрение принципов менеджмента и маркетинга, экономических и социально-психологических методов в управлении учреждениями здравоохранения. Важным является замена роли организатора, которая была типичной в условиях централизованного управления, на роль менеджера, управленца.

Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для совместного выполнения какой-либо деятельности. Управляющая сторона (субъект управления), управляемые - объекты управления (коллективы, отдельные работники). Основу управленческой деятельности составляет способы воздействия управляющих на объекты управления. Анализ управления определяется принципами, методами, функциями и целями управления.

Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психология управления).

С 1993 г. в соответствии с действующим законодательством происходит поэтапное реформирование систем организации, финансирования и управления здравоохранением на основе программно-целевых методов планирования с постепенным внедрением механизма медицинского страхования.

В настоящее время модель финансового обеспечения здравоохранения включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций и другие источники.

Реформа предполагает разработку и реализацию на региональном, городском уровнях целевых программ обеспечения населения медицинской помощью.

Ведущими направлениями таких программ определены:

обеспечение гарантированных объемов и повышение качества медицинской помощи;

развитие высокоспециализированных видов медицинской помощи;

оптимизация существующих и внедрение новых организационно-хозяйственных форм деятельности медицинских организаций в условиях бюджетно-страхового финансирования отрасли и формирование рынка медицинских услуг с участием негосударственных медицинских учреждений.

Например, Программа обеспечения медицинской помощью населения Москвы на 1996-1997 гг. содержала несколько важнейших блоков (целевых программ).

Государственное гарантирование населению медицинского обеспечения на основе ежегодно определенных целевых медицинских программ для отдельных категорий населения по медицинским показаниям, финансируемых из городского бюджета. Источниками финансирования таких программ являются средства городского бюджета, финансовые ресурсы административных округов, внебюджетные средства городской администрации и др.

Гарантированная медицинская помощь, осуществляемая по системе обязательного медицинского страхования для обеспечения детского и взрослого населения амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощью. При этом расходы для разных категорий населения составили в 1998 г. для работающих граждан 339,8 тыс. руб., неработающих - 458,9 тыс. руб.

Финансирование медицинской помощи определяется по подушевым нормативам, размер которых зависит от финансовых возможностей территориальных бюджетов. Так, в Москве поступление подушевых нормативов на работающих и неработающих граждан имело следующее соотношение: в 2004 г. 1:0,76 против 1:1,04 в 2005 г. и 1:1,31 в 1994 г.

Источники финансирования этого блока - средства обязательного медицинского страхования, состоящие из страховых взносов предприятий и других юридических лиц, бюджетные платежи за неработающее население и другие поступления.


Миссия
магистерской программы «Организация и управление в здравоохранении» по направлению «Государственное и муниципальное управление» (ГМУ) состоит в подготовке менеджеров, способных эффективно обеспечивать на разных уровнях управления разработку, нормативно-правовое и организационно-экономическое сопровождение и реализацию политики государства в области здравоохранения, инновационных государственных, муниципальных и корпоративных программ и проектов в здравоохранении с учетом международного и отечественного опыта.

Вступительные испытания: экзамен в форме тестирования по профильной дисциплине по стобалльной системе.

  • Пример письменного тестирования

Цель программы:

Формирование целостного представления о государственном и муниципальном управлении и его особенностях в сфере здравоохранения, в том числе в области медицинской помощи и обслуживания на основе сервисных и социальных услуг, а также в обучении практическим навыкам организационно-управленческой, административно-технологической и проектной деятельности в здравоохранении.

Задачи программы:

  • обеспечение профессиональной подготовки магистрантов для системы государственного и муниципального управления в сфере здравоохранения;
  • обеспечение правового образования менеджеров, ориентирующихся на профессиональную деятельность в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также в организациях разных форм собственности, связанных со сферой здравоохранения;
  • систематизация и интеграция знаний по проблемам управления, нормативного правового регулирования, экономики и финансов в сфере здравоохранения, в том числе на федеральном, региональном, муниципальном, корпоративном уровнях;
  • осуществление теоретической и практической подготовки по проблематике кадровой политики и управления персоналом в сфере здравоохранения;
  • формирование практических навыков программно-целевого управления, экспертной и проектной деятельности в сфере здравоохранения; осуществление теоретической и практической подготовки к управленческой деятельности, ориентированной на повышение качества и культуры обслуживания потребителей в сфере здравоохранения.

Компетенции и преимущества

  • Программа базируется на Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (ГМУ) (уровень магистратуры) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2014 г. № 1518) и многолетнем опыте подготовки кадров для социальных отраслей Кафедры труда и социальной политики Академии.
  • Обучение магистрантов основано на комплексном подходе к организации и управлению здравоохранением; применению современных методов и инструментов управления, с учетом специфики государственного, муниципального и корпоративного управления, с ориентацией на стратегические установки на долгосрочное планирование деятельности организаций здравоохранения, включая первичное звено; предполагает освоение лучших практик.
  • По окончании программы возможно продолжение образования в аспирантуре и докторантуре.

Выпускники программы обладают следующими компетенциями:

  • Умение управлять организацией и ее персоналом с учетом особенностей здравоохранения и соответствующего типа структуры и вида деятельности.
  • Обладание навыками проведения репрезентативных социологических исследований и мониторинга социальной среды и общественного мнения, интересов, предпочтений и ожиданий целевой аудитории при оценке состояния системы здравоохранения и предоставления услуг ее отдельными отраслями и комплексами, а также учреждениями.
  • Умение генерировать идеи, разрабатывать концепции целевых программ и проектов, стратегий и программ долгосрочного развития.
  • Владение навыками взаимодействия с различными структурами власти и управления, ведения диалога с представителями бизнеса и гражданского общества в целях создания и реализации проектов и программ в сфере здравоохранения.
  • Умение осуществлять экспертизу нормативно-правовых документов, проектов и программ в отдельных областях сферы здравоохранения.
  • Умение оценивать результативность и эффективность деятельности организаций системы здравоохранения, коммерческих и некоммерческих отечественных и зарубежных предприятий, вовлеченных в деятельность в здравоохранении.

ОРГАНИЗАЦИИ, ПАРТНЕРЫ И МЕСТА СТАЖИРОВОК

Организации, партнеры и места стажировок участников программы