Для отражения размера уставного капитала используйте счет 80 «Уставный капитал», для учета расчетов с учредителями – специальный субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал».

На дату госрегистрации изменений в уставе организации сделайте запись:

Дебет 75-1 Кредит 80

– отражено увеличение уставного капитала за счет дополнительных вкладов участников (вкладов третьих лиц).

Поступление от участников (третьих лиц) денежных вкладов отразите проводкой:

Дебет 50 (51, 52) Кредит 75-1

– получены денежные средства от участников (третьих лиц) в оплату вкладов;

Дебет 76 (60) Кредит 75-1

– дополнительные вклады оплачены зачетом денежных требований к обществу.

Если увеличение уставного капитала признано несостоявшимся, возврат оплаченных дополнительных вкладов участникам (вкладов третьим лицам) отразите проводкой:

Дебет 75-1 Кредит 50 (51,52)

– возвращены участникам (третьим лицам) денежные средства, внесенные в оплату вкладов.

Госпошлину за регистрацию изменений в уставе включите в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). На сумму уплаченной госпошлины сделайте записи:

– перечислена госпошлина в бюджет;

– отнесена на прочие расходы госпошлина за регистрацию изменений в уставе.

Пример как отразить в бухучете увеличение уставного капитала ООО за счет дополнительных денежных вкладов участников (учредителей)

Участниками ООО «Торговая фирма "Гермес"» являются АО «Альфа» и А.С. Глебова. Размер уставного капитала «Гермеса» составляет 800 000 руб. и оплачен полностью.

10 сентября протоколом общего собрания участников было принято решение увеличить уставный капитал на 300 000 руб.

На дату принятия решения об увеличении уставного капитала доля «Альфы» составляет 60 процентов номинальной стоимостью 480 000 руб. (800 000 руб. × 60%), доля Глебовой – 40 процентов номинальной стоимостью 320 000 руб. (800 000 руб. × 40%).

В оплату дополнительных вкладов оба участника вносят денежные средства.

Размеры дополнительных вкладов составляют:

  • 180 000 руб. (300 000 руб. × 60%) – вклад «Альфы»;
  • 120 000 руб. (300 000 руб. × 40%) – вклад Глебовой.

Размер уставного капитала после увеличения равен 1 100 000 руб. (800 000 руб. + 180 000 руб. + 120 000 руб.).

Номинальная стоимость доли каждого участника увеличивается на сумму его дополнительного вклада.

Соотношение между стоимостью дополнительного вклада каждого участника и суммой, на которую увеличивается номинальная стоимость его доли, равно 1/1 и закреплено протоколом общего собрания участников.

Номинальная стоимость долей участников после увеличения уставного капитала составляет:

  • «Альфы» – 660 000 руб. (480 000 руб. + 180 000 руб.);
  • Глебовой – 440 000 руб. (320 000 руб. + 120 000 руб.).

Величина долей участников после увеличения уставного капитала осталась неизменной:

  • «Альфы» – 60 процентов (660 000 руб. : 1 100 000 руб. × 100%);
  • Глебовой – 40 процентов (440 000 руб. : 1 100 000 руб. × 100%).

Дополнительные вклады были оплачены участниками в полном размере 10 сентября.

30 сентября протоколом общего собрания участников были утверждены итоги внесения дополнительных вкладов, а 7 октября «Гермес» подал документы на госрегистрацию изменений в уставе в связи с увеличением уставного капитала общества. За подачу заявления о госрегистрации организация уплатила госпошлину в размере 800 руб.

Бухгалтер организации сделал в учете следующие проводки.

Дебет 51 Кредит 75-1
– 180 000 руб. – погашена задолженность «Альфы» по дополнительному вкладу в уставный капитал;

Дебет 50 Кредит 75-1
– 120 000 руб. – погашена задолженность Глебовой по дополнительному вкладу в уставный капитал.

Дебет 68 субсчет «Государственная пошлина» Кредит 51

Дебет 75-1 Кредит 80
– 300 000 руб. (180 000 руб. + 120 000 руб.) – отражено увеличение уставного капитала за счет дополнительных вкладов участников;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»

Поступившие от участников (третьих лиц) неденежные вклады отражаются в бухучете в зависимости от вида полученного имущества:

  • материалы ;

Пример, как отразить в бухучете увеличение уставного капитала организации за счет дополнительного неденежного вклада участника, внесенного по его заявлению

2 сентября общим собранием участников ООО «Торговая фирма "Гермес"» было принято решение об увеличении уставного капитала. Решение принято на основании заявления участника общества А.С. Глебовой о внесении дополнительного вклада в уставный капитал общества.

В счет дополнительного вклада Глебова передает обществу ноутбук Apple MacBook Pro, который организация предполагает использовать в коммерческой деятельности.

Глебовой принадлежит 20 процентов в уставном капитале «Гермеса», что составляет 60 000 руб. Оценка ноутбука, согласованная участниками, составила 101 000 руб. Именно по этой стоимости имущество отражается в бухучете.

2 сентября ноутбук был передан в бухгалтерию, где его начали эксплуатировать. «Гермес» установил срок полезного использования ноутбука длительностью 25 месяцев. Амортизация начисляется линейным способом.

5 сентября «Гермес» подал документы на госрегистрацию изменений в уставе в связи с увеличением уставного капитала общества. За подачу заявления о госрегистрации организация уплатила госпошлину в размере 800 руб.

Бухгалтер организации сделал в учете такие проводки.

Дебет 08 Кредит 75-1
– 101 000 руб. – поступил ноутбук в качестве дополнительного вклада в уставный капитал;

Дебет 01 Кредит 08
– 101 000 руб. – введен в эксплуатацию ноутбук.

Дебет 68 субсчет «Государственная пошлина» Кредит 51
– 800 руб. – перечислена госпошлина за регистрацию изменений в уставе.

Дебет 75-1 Кредит 80
– 101 000 руб. – отражено увеличение уставного капитала за счет дополнительного вклада участника;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»
– 800 руб. – отнесена на прочие расходы госпошлина за регистрацию изменений в уставе.

Ежемесячно начиная с октября до окончания срока полезного использования имущества (25 месяцев) бухгалтер должен делать проводку:

Дебет 26 Кредит 02
– 4040 руб. (101 000 руб. : 25 мес.) – начислена амортизация по ноутбуку за текущий месяц.

Вклады участников (собственников имущества) не являются доходами организации согласно ПБУ 9/99.

Возникает вопрос – как отражать в Бухгалтерском балансе ООО стоимость полученных от участников денег и иного имущества в связи с увеличением размера уставного капитала до регистрации изменений в ЕГРЮЛ? То есть учредители вклады уже внесли, но регистрация соответствующих изменений учредительных документов еще не произошла.

В данном случае инвестиции следует показывать по отдельной статье в разделе III «Капитал и резервы» Бухгалтерского баланса. Соответственно, нужно предусмотреть в типовой форме баланса отдельную строку. Ведь стоимость полученного имущества нельзя учитывать в составе показателя по строке 1310.

Налог на прибыль

Внесенные участниками (третьими лицами) дополнительные вклады в уставный капитал в денежной или натуральной форме не признаются доходами организации (подп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такой порядок распространяется и на ситуации, когда в счет оплаты уставного капитала зачитывают денежные требования участников (третьих лиц) к обществу (письмо Минфина России от 1 августа 2011 г. № 03-03-06/1/439).

Соответственно, и при возврате вкладов участникам (третьим лицам) в случае признания увеличения уставного капитала несостоявшимся организация не признает расходов.

В то же время стоимость имущества (основного средства или нематериального актива, материалов), внесенного в уставный капитал организации, можно списать на расходы. Для этого имущественный вклад нужно оценить, а само имущество организация должна использовать в коммерческой деятельности.

Порядок определения стоимости имущественного вклада зависит от того, кто внес вклад: гражданин (иностранная организация) или российская организация.

Если имущественный вклад в уставный капитал (основное средство или нематериальный актив, материалы) внес гражданин или иностранная организация, для определения стоимости вклада нужно руководствоваться следующими правилами.

Стоимость имущественного вклада равна сумме документально подтвержденных расходов на приобретение имущества, передаваемого в уставный капитал. Документами, которые подтверждают затраты учредителя (третьего лица), могут быть квитанции к приходно-кассовым ордерам, товарные, кассовые чеки и т. д. Помимо этого, свою оценку имущественному вкладу должен дать независимый специалист.

При расчете налога на прибыль организация сможет включить в расходы наименьшую из этих сумм.

Если стоимость имущественного вклада документально не подтверждена, то в налоговом учете придется признать ее равной нулю.

Это следует из правил, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 277 Налогового кодекса РФ.

Имущественный вклад (основное средство или нематериальный актив, материалы) российской организации в уставный капитал оценивается по следующим правилам. Его стоимость в налоговом учете будет равна остаточной стоимости объекта в налоговом учете передающей стороны. Остаточную стоимость имущества можно подтвердить выписками (копиями) из регистров налогового учета. Если передающая сторона не может подтвердить остаточную стоимость передаваемого имущества, то в налоговом учете принимайте такое имущество с нулевой первоначальной стоимостью.

Расходы передающей стороны, связанные с передачей имущества, увеличивают первоначальную стоимость основного средства только в том случае, если они указаны в качестве вклада в уставный капитал в учредительных документах.

Это следует из правил, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 277 Налогового кодекса РФ.

Порядок учета основных средств и нематериальных активов, поступивших от учредителей (третьих лиц), зависит от того, признаются ли они амортизируемым имуществом или нет.

Поступившие от учредителей (третьих лиц) основные средства или нематериальные активы, стоимость которых больше указанной в пункте 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ, нужно амортизировать (п. 1 ст. 256 НК РФ, письма Минфина России от 1 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/241, от 27 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/131).

В данном случае амортизировать основные средства вправе только организации, применяющие метод начисления. Организации, которые рассчитывают налог на прибыль кассовым методом, амортизировать внесенные в качестве вклада в уставный капитал основные средства не могут .

Если стоимость основных средств не превышает стоимостный критерий, установленный пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ, включите ее в материальные расходы по мере их ввода в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Так могут поступить организации, применяющие метод начисления .

Подробнее об учете основных средств, внесенных в уставный капитал организации, см. Как оформить в учете получение основных средств в качестве вклада в уставный капитал .

Об учете нематериальных активов стоимостью менее предела, установленного пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ, см. Какое имущество в налоговом учете признается амортизируемым .

Стоимость материалов, внесенных в уставный капитал, спишите в расходы по мере отпуска их в производство или эксплуатацию (п. 2 ст. 272, подп. 1 п. 3 ст. 273, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). При поступлении товаров, предназначенных для перепродажи, их стоимость отнесите на расходы после реализации (п. 1 ст. 268 НК РФ). Исключение предусмотрено для организаций, применяющих кассовый метод расчета налога на прибыль. Списать стоимость полученных материалов они не смогут. Поскольку при кассовом методе расходы можно учесть только после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Сумму госпошлины, уплаченной за внесение изменений в устав, отнесите на прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 26 июня 2006 г. № 20-12/56686). При методе начисления сумму госпошлины учтите в момент ее начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). При кассовом методе – по мере ее уплаты в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Пример, как отразить в бухучете и при налогообложении увеличение уставного капитала организации за счет неденежного вклада участника, внесенного по его заявлению. Организация применяет общую систему налогообложения и рассчитывает налог на прибыль методом начисления

В сентябре общим собранием участников ООО «Торговая фирма "Гермес"» было принято решение об увеличении уставного капитала. Решение принято на основании заявления участника общества А.В. Львова о внесении дополнительного вклада в уставный капитал.

В счет дополнительного вклада Львов передает обществу 5 тонн профильных труб.

Покупная стоимость материалов составляет 50 000 руб., что подтверждено товарным и кассовым чеками. Эта же стоимость оговорена учредителями. А по оценке независимого эксперта рыночная стоимость переданных материалов равна 60 000 руб.

В сентябре увеличение уставного капитала было зарегистрировано. За подачу заявления о госрегистрации организация уплатила госпошлину в размере 800 руб.

В этом же месяце все 5 тонн труб были отпущены в производство и израсходованы.

Бухгалтер организации сделал в учете такие проводки:

Дебет 10 Кредит 75-1
– 50 000 руб. – поступили трубы в качестве вклада в уставный капитал;

Дебет 68 субсчет «Государственная пошлина» Кредит 51
– 800 руб. – перечислена госпошлина за регистрацию изменений в уставе;

Дебет 75-1 Кредит 80
– 50 000 руб. – отражено увеличение уставного капитала за счет дополнительного вклада участника;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»
– 800 руб. – отнесена на прочие расходы госпошлина за регистрацию изменений в уставе;

Дебет 20 Кредит 10
– 50 000 руб. – отпущены в производство трубы.

Документально подтвержденные расходы на покупку труб меньше их стоимости, установленной оценщиком. Поэтому для целей налогообложения внесенные материалы принимаются по покупной стоимости 50 000 руб.

При расчете налога на прибыль бухгалтер «Мастера» учел:

НДС

При внесении дополнительного вклада в уставный капитал передающая сторона должна восстановить НДС по передаваемому имуществу, а принимающая сторона может принять сумму восстановленного налога к вычету. При этом сумму принятого к вычету НДС при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе доходов не учитывайте. Об этом сказано в подпункте 3.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

УСН

Организации, применяющие упрощенку, не включают дополнительные вклады, внесенные в уставный капитал, в состав налогооблагаемых доходов (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Организации, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, включить в состав расходов стоимость внесенного в уставный капитал имущества не могут. Подробнее об этом см. Как на УСН учесть поступление основных средств и нематериальных активов , Как на УСН списать материальные расходы .

Тем не менее, они вправе учесть в расходах сумму уплаченной госпошлины за регистрацию изменений в уставе (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Сумму госпошлины включите в расходы в момент ее уплаты в бюджет (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы дополнительные вклады, внесенные участниками (вклады, внесенные третьими лицами) в уставный капитал, и уплаченная госпошлина, не влияют.

ОСНО и ЕНВД

Организация может использовать имущество, полученное от участников общества или третьих лиц в качестве дополнительного вклада в уставный капитал, одновременно в деятельности, облагаемой ЕНВД, и в деятельности, с которой организация платит налоги по общей системе налогообложения. В этом случае при списании в расходы стоимость имущества (сумму амортизации по основным средствам и нематериальным активам) и сумму госпошлины за регистрацию изменений в уставе нужно распределить (п. 9 ст. 274, п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

Подробнее о том, как распределить расходы, относящиеся к обоим режимам налогообложения, см. Как по налогу на прибыль учесть расходы при совмещении ОСНО с ЕНВД .

Стоимость имущества и госпошлину, которые относятся только к одному виду деятельности организации, распределять не нужно.

В расходы по налогу на прибыль включите только стоимость имущества и сумму госпошлины, относящиеся к деятельности организации на общей системе налогообложения.

Счет 80 "Уставный капитал" предназначен для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда) организации.


Сальдо по счету 80 "Уставный капитал" должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах организации. Записи по счету 80 "Уставный капитал" производятся при формировании уставного капитала, а также в случаях увеличения и уменьшения капитала лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.


После государственной регистрации организации ее уставный капитал в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами, отражается по кредиту счета 80 "Уставный капитал" в корреспонденции со счетом 75 "Расчеты с учредителями". Фактическое поступление вкладов учредителей проводится по кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетами по учету денежных средств и других ценностей.


Аналитический учет по счету 80 "Уставный капитал" организуется таким образом, чтобы обеспечивать формирование информации по учредителям организации, стадиям формирования капитала и видам акций.


Счет 80 также применяется для обобщения информации о состоянии и движении вкладов в общее имущество по договору простого товарищества. В этом случае счет 80 именуется "Вклады товарищей".


Имущество, внесенное товарищами в простое товарищество в счет их вкладов, приходуется по дебету счетов учета имущества "Расчетные счета", "Основные средства", "Товары" и др.) и кредиту счета 80 "Вклады товарищей". При возврате имущества товарищам при прекращении договора простого товарищества в бухгалтерском учете производятся обратные записи.


Аналитический учет по счету 80 "Вклады товарищей" ведется по каждому договору простого товарищества и каждому участнику договора.

Счет 80 "Уставный капитал"
корреспондирует со счетами

по дебету по кредиту

01 Основные средства
04 Нематериальные активы
07 Оборудование к установке
10 Материалы

20 Основное производство

41 Товары
43 Готовая продукция
50 Касса
51 Расчетные счета
52 Валютные счета
55 Специальные счета в банках
58 Финансовые вложения
75 Расчеты с учредителями
81 Собственные акции (доли)

01 Основные средства
03 Доходные вложения в материальные ценности
04 Нематериальные активы
07 Оборудование к установке
08 Вложения во внеоборотные активы
10 Материалы
11 Животные на выращивании и откорме
15 Заготовление и приобретение материальных ценностей
16 Отклонение в стоимости материальных ценностей
20 Основное производство
21 Полуфабрикаты собственного производства
23 Вспомогательные производства
29 Обслуживающие производства и хозяйства
41 Товары
43 Готовая продукция
50 Касса
51 Расчетные счета
52 Валютные счета
55 Специальные счета в банках
58 Финансовые вложения
75 Расчеты с учредителями
83 Добавочный капитал
84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Применение плана счетов: счет 80

  • Увеличение уставного капитала путем взноса имуществом: отражение в учете

    Движении уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда) организации предназначен счет 80 "Уставный капитал". Сальдо по счету 80 должно... соответствовать размеру уставного капитала... , зафиксированному в учредительных документах организации. Записи по счету 80 производятся при формировании уставного капитала...

  • Что делать с долей, принадлежащей Обществу? Варианты и налоговые последствия

    Числе третьим лицам; погашение за счет уменьшения уставного капитала. Выбор между ними - ... и У-3 стало принадлежать 80% и 20%. При этом... Общество должно уменьшить свой уставный капитал на номинальную стоимость такой... не выполняется (после погашения долей уставный капитал станет ниже минимального размера), ... участники могут предварительно произвести увеличение уставного капитала за счёт дополнительных вкладов.] Применительно... по себе процедура уменьшения уставного капитала сильно растянута во времени...

  • Бюджетные инвестиции = взнос в уставный капитал: о вычете НДС

    Прежде всего обратимся к делу № А76-30696/2016 (под этим номером, заметим, объединены в одно производство дела № А76-30698/16, А76-30699/16, А76-1094/17, А76-30696/16, А76-28385/16). История одного спора. Прежде всего обратимся к делу № А76-30696/2016 (под этим номером, заметим, объединены в одно производство дела № А76-30698/16, А76-30699/16, А76-1094/17, А76-30696/16, А76-28385/16). Началось оно так. ОАО (заказчик-застройщик) в составе концерна (головное предприятие) принимает участие в...

  • Программа аудиторской проверки

    Оценки имущества, внесенного в счет вклада в уставный капитал; -журналы-ордера и ведомости... по счетам 75 «Расчеты с учредителями», 80 «Уставный капитал... », 81 «Собственные акции (доли)», 83 «Добавочный капитал... », 82 «Резервный капитал», главная...

  • Кто должен отчитаться о валютных счетах за рубежом?

    Правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада); наличные денежные средства, ... конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады... векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги). Важно... паспорта физического лица – владельца счета; наименование иностранного банка, в... соответствовать числу открытых физическим лицом счетов (вкладов) в зарубежных банках... в себя 80 стран, получить информацию сегодня о счете конкретного физического...

  • ГИД по налоговым поправкам для среднего бизнеса. Зима 2019

    Своего вклада), полученное: при уменьшении уставного капитала; выходе из «дочерней» компании; распределении... имущества в связи с уменьшением уставного капитала дочернего юридического лица не... в имущество организации, не увеличивающий уставный капитал, долгое время являлся безналоговым... 90 млн - за 2019 год 80 млн - за 2020 год... , по словам самих сельхозпроизводителей, до 80 % отчислений. С другой стороны, ... иностранные компании, активы и банковские счета. Подача декларации гарантирует освобождение...

  • Порядок заполнения бухгалтерского баланса по общей форме. Пример

    Баланса. Раздел III. Капитал и резервы Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей... сумму уставного капитала фирмы. Она должна совпадать с суммой уставного капитала, которая... автоматически приводит к уменьшению уставного капитала, поэтому показатель этой строки... "Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)" = Кт 80. Строка... Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)" равен кредитовому сальдо счета 80, ...

  • Налог на прибыль в 2018 году: разъяснения Минфина России

    По долговому обязательству в счет взноса в уставный капитал российская организация - заемщик признается... Федерации. При увеличении уставного капитала дочерней российской организации за счет дополнительного взноса, внесенного... по долговому обязательству в счет взноса в уставный капитал российская организация - заемщик... созданному коммерческой организацией за счет взноса в уставный капитал и признанному согласно статье... российской реорганизованной компании составляет менее 80 000 евро, ставка налога в...

  • Ликвидационный баланс. Окончательные расчеты с учредителями

    Балансе эта задолженность отражается по счету 75 "Расчеты с учредителями... Сумма (руб.) Основные средства - Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) 100 000 ... % (юрлицо) и 70% (физлицо). Размер уставного капитала - 100 000 руб. Согласно ликвидационному... . Активы - денежные средства на расчетном счете в сумме 1 100 000 ... проводки: Дебет 80 Кредит 75 - 100 000 руб. - списан уставный капитал; Дебет 84 ...

  • О расчетах с бюджетом по НДС при получении бюджетных инвестиций на приобретение работ по строительству и реконструкции объектов ОС

    Бюджетные инвестиции являются взносом в уставный капитал АО при его увеличении (платой... при наличии первичных документов и счетов-фактур, выставленных подрядными организациями (п... со статьей « Бюджетные инвестиции = уставный капитал: о вычете НДС ». Но налогоплательщика... такие средства внесены им в уставный капитал «дочек». Например, в Письме... общества юридического лица, в уставный (складочный) капитал которых внесены средства, ранее... акций дополнительного выпуска 75-1 80 30 000 000 Отражен...

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за октябрь 2018

    Из положений статей 32, 70, 80, 82, 87, 88, 89 ... не увеличение уставного капитала, как утверждает налогоплательщик. Увеличение уставного капитала взаимозависимого лица... в связи с увеличением уставного капитала не представлялись и регистрация... фактически перечисляются покупателями на счет Федерального казначейства с возможностью... организаций и ведение ими уставной деятельности. Следовательно, целевой... перечислялись непосредственно потребителями услуг на счет администратора доходов федерального бюджета - ...

  • Переток денег внутри группы компаний

    И ФНС... И вообще в 80% клиентских компаний мы обнаруживаем, что... . 251 НК РФ Дополнительные нюансы Уставный капитал - это гарантированный размер ответственности юридического... имущество без увеличения уставного капитала Что требуется: участие в уставном капитале получающей/передающей... особо волнует. не происходит увеличения уставного капитала общества. Собственники компании должны оформить... договору поставки перед ООО Закуп, счета которого по каким-то причинам...

  • Порядок заполнения бухгалтерского баланса по упрощенной форме. Пример

    Строк. В первой строке "Капитал и резервы" указывают совокупные... отражаемые в разд. III "Капитал и резервы" обычной формы... и выплаты дивидендов, вклады в уставный капитал и т.п. Обратите внимание... Дт 43 90 000 Кт 80 50 000 Дт 50 15 ... И теперь пассив баланса. Уставный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль... отражаются по одной строке "Капитал и резервы". Сумма строки... кредитовое сальдо счета 60 + кредитовое сальдо счета 62 + кредитовое сальдо счета 69 + кредитовое...

  • Концепция фактического права на доход в практике международного налогового планирования

    Рентабельности в низконалоговые юрисдикции за счет использования, например, торгового... долгосрочные инвестиции (вклады в уставный капитал), по котором начисление процентов... в Россию; с банковских счетов компаний - посредников осуществлялись расходы... вычета процентов на новый акционерный капитал, введенный в кипрскую компанию. ... за счет собственных денежных средств, внесенных ранее в ее уставный капитал, доход... подлежащих вычету, не может превышать 80 % налогооблагаемого дохода кипрской компании...

  • Порядок перевода организации из АО в ООО на упрощенке: нюансы учета и налогообложения

    Отчетности АО и формирует свой уставный капитал. Со дня государственной регистрации... возникшей организации, производится закрытие счета учета прибылей и убытков и... бухгалтерской отчетности ООО отражается сформированный уставный капитал. При этом во всех... формирования числовых показателей раздела "Капитал и резервы" вступительного... п. 1 ст. 23, ст. 80 НК РФ). В соответствии с... преобразования; - Энциклопедия решений. Формирование уставного капитала юридического лица, создаваемого в результате...

Формы поддержки малого бизнеса, помимо финансирования, выдачи денежных субсидий или грантов, существуют разные. Это, например, предоставление начинающим предпринимателям программ обучения и стажировок, бухгалтерское и юридическое обслуживание малого и среднего бизнеса на бесплатных условиях, льготное предоставление аренды помещений и многие другие. Поддержку малого бизнеса в нашей стране по определенным программам осуществляют как государственные, так и негосударственные организации. Но каждый предприниматель имеет право воспользоваться именно бесплатной помощью. Так, например, открытие бизнеса в 2015 году в регионах помогают осуществлять Фонды поддержки малого и среднего предпринимательства (государственные или муниципальные), службы занятости, инвестиционные и гарантийные фонды, бизнес-школы, технопарки и другие учреждения. Вкратце рассмотрим некоторые формы поддержки, которые оказываются данными организациями.

Гранты на развитие малого бизнеса 2015-2016 года. Эта мера государственной поддержки оказывается, как правило, региональными властями. Приоритет отдается начинающим бизнесменам из числа инвалидов, безработных, молодым людям, многодетным семьям и другим социальным категориям. Условия получения грантов в каждом регионе могут быть разные, рассматривают заявки специально созданные комиссии, но существуют условия для получения денег. Это достаточное количество рабочих мест, размер выручки, обязательная регистрация предприятия, определенная сфера деятельности бизнеса малого или среднего и другие аспекты.

Гарантийные фонды поддержки малого бизнеса. В рамках программ поддержки малого бизнеса помогают предпринимателям в получении банковских кредитов Гарантийные фонды. Они предоставляют поручительство по различным видам договоров. Средства гарантийного фонда, как правило, формируются за счет федерального и регионального бюджетов. В каждом субъекте страны поручительства гарантийных фондов выдаются при определенных условиях и при соответствии заемщика ряду требований.

Региональные Венчурные фонды поддержка наиболее перспективных проектов. Цель работы региональных Венчурных фондов - это отбор и финансирование инновационных или наиболее перспективных бизнес-проектов в научно-технической сфере (стартапов). Средства на развитие венчурных фондов выделяются из федерального и регионального бюджетов, остальные деньги - вложения частных инвесторов. Зачастую финансирование в венчурных фондах осуществляется при передаче доли уставного капитала вашей компании, но могут быть и другие условия предоставления данного вида государственной поддержки.

Помощь предпринимателям от многофункциональных центров. Данный вид бесплатной государственной поддержки бизнеса стартует в России со следующего года. В МФЦ можно будет получить консультацию о субсидиях для предпринимательства, подготовить всю необходимую документацию, решить с компетентными специалистами юридические, финансовые другие вопросы.

Возможности бизнес-инкубаторов для бизнеса. Также поддержкой бизнеса, в особенности инновационных проектов, занимаются и так называемые «Бизнес-инкубаторы». Предприниматели, в особенности «стартаперы», могут получить здесь материальную помощь, найти помещения для работы (на льготных условиях), консультации по различным сферам деятельности и многие другие виды услуг.

Бизнес-школы в помощь малому бизнесу. Не менее мощную поддержку новым малым предприятиям оказывают «Бизнес-школы», большинство среди которых именно государственные и бесплатные (например, на базах Центров занятости населения). Здесь желающих открыть собственное дело учат основам ведения бизнеса, секретам маркетинга и продвижения. Обучение проходит в виде лекций, семинаров, по итогам слушатели защищают свои безнес-планы перед экспертами. Как правило, лучшим проектам в дальнейшем оказывается государственная финансовая поддержка или в них вкладываются инвестиции.

Субсидии -- популярный вид господдержки. Самым популярным среди начинающих предпринимателей видом господдержки малого и среднего бизнеса в нашей стране является получение субсидий. Департамент инвестиций и предпринимательства области, в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 11.03.2012 № 182 «О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части лизинговых платежей, в том числе первоначального взноса» (в редакции постановления Правительства Ростовской области от 22.05.2015 № 350) осуществляет прием документов на приобретение основных средств для предпринимательской деятельности, за исключением легковых автомобилей, воздушных судов, зданий, сооружений и строений, а также за исключением оборудования, предназначенного для осуществления оптовой и розничной торговой деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, и относящегося ко второй и выше амортизационным группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее - постановление).

Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП), заключившим договоры финансовой аренды (лизинга) и выступающим по ним в качестве лизингополучателей (далее - лизингополучатель).

Субсидии предоставляются на возмещение части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) на приобретение основных средств (далее - субсидия по лизинговым платежам) и (или) на возмещение части затрат на оплату первоначального взноса по договору финансовой аренды (лизинга) на приобретение основных средств (далее - субсидия по первоначальному взносу), в т.ч.:

  • - универсальные мобильные платформы: мобильная служба быта; мобильный шиномонтаж; мобильный пункт быстрого питания; мобильный пункт производства готовых к употреблению продуктов питания (хлебобулочные и кондитерские изделия, блины, гриль, пончики и пр.); мобильный ремонт обуви; мобильный центр первичной обработки и фасовки сельскохозяйственной продукции; мобильный пункт заготовки молочной продукции; мобильный центр реализации продукции сельхозтоваропроизводителей; мобильный пункт реализации сувенирной продукции; мобильное предприятие мелкорозничной торговли;
  • - нестационарные объекты для ведения предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства (временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения).

Предметом лизинга по договорам финансовой аренды (лизинга) не может быть физически изношенное или морально устаревшее основное средство, то есть срок эксплуатации которого на дату заключения договора финансовой аренды (лизинга) превышает срок, установленный для соответствующей амортизационной группы Классификации основных средств, утвержденной постановлением.».

Субсидии по лизинговым платежам предоставляются: на возмещение затрат СМСП по лизинговым платежам без учета части лизинговых платежей на покрытие дохода лизингодателя и НДС в период с момента подписания акта приема-передачи имущества, полученного по договору финансовой аренды (лизинга), и уплаты первоначального взноса, но не ранее 1 января года, в котором подана заявка на субсидирование, до даты его фактического погашения включительно, но не более 36 месяцев. При этом заявка на субсидирование подается на один финансовый год;

  • - ежемесячно в размере 3/4ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты лизингового платежа, умноженной на остаточный платеж по договору финансовой аренды (лизинга) без учета части на покрытие дохода лизингодателя, и количество дней между двумя последними лизинговыми платежами, деленной на количество дней в году;
  • - на возмещение затрат СМСП по договорам финансовой аренды (лизинга) или их части, не превышающей 20 миллионов рублей на 1 лизингополучателя, без учета НДС, в месяце, в котором перечисляется субсидия.

Субсидии по первоначальному взносу предоставляются лизингополучателям единовременно в размере 2/3 от произведенных ими затрат на оплату первоначального взноса по договору финансовой аренды (лизинга) без учета НДС, но не более 1 000000 рублей на 1 СМСП;

По затратам лизингополучателей, произведенным не ранее 1 января года, в котором подана заявка на субсидирование.

Если договор финансовой аренды (лизинга) заключен в иностранной валюте, то сумма затрат, подлежащих субсидированию, рассчитывается в рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату подписания акта приема-передачи имущества, полученного лизингополучателем по договору финансовой аренды (лизинга), без учета НДС.

Субсидии не предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства:

  • - являющимся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами,
  • - негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
  • - являющимся участниками соглашений о разделе продукции;
  • - осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • - являющимся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  • - осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  • - не соответствующим критериям отбора получателей субсидий, определенным настоящим Положением;
  • - не представившим документы, определенные настоящим Положением;
  • - в отношении которых ранее было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
  • - если с момента признания их допустившими нарушение порядка и условий оказания поддержки прошло менее чем три года.

Критериями отбора получателей субсидий являются:

  • - рост средней заработной платы по сравнению с годом, предшествующим получению субсидии (при наличии);
  • - расчетная сумма налоговых и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Ростовской области за соответствующий год выше суммы субсидии.

Реализация полномочий муниципальных образований по развитию малого и среднего предпринимательства в Ростовской области осуществляется в рамках реализации муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Данные программы разработаны и приняты во всех городских округах и муниципальных районах Ростовской области.

Начиная с 2014 года осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса посредством со финансирования мероприятий муниципальных программ из областного и федерального бюджета.

Главное условие со финансирования - расходование муниципальным образованием собственных средств на мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства.

В 2010 году в местных бюджетах на мероприятия муниципальных программ было предусмотрено 78,5 млн. руб., фактическое освоение составило 97,1%. Из средств Фонда со финансирования предоставлено 209,1 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета 174,5 млн. руб. Фактическое освоение составило 93,4%.

В 2011 году в местных бюджетах на мероприятия муниципальных программ предусмотрено 96,6 млн. руб., фактическое освоение составило 99,2 %. Из средств Фонда со финансирования предоставлено 210,6 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета 140,0 млн. руб. Фактическое освоение составило 98 %.

В 2012 году в местных бюджетах на мероприятия муниципальных программ предусмотрено 101,0 млн. руб., фактическое освоение составило 99,01%. Из средств Фонда со финансирования предоставлено 158,9 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета 120,0 млн. руб. Фактическое освоение составило 99,6%.

В 2013 году в местных бюджетах на мероприятия муниципальных программ предусмотрено 38,4 млн. руб., фактическое освоение составило 98,7 %. Объем предоставленной субсидии составил 249, 9 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета 190,9 млн. руб. Фактическое освоение составило 98,5%.

В 2014 году в местных бюджетах на мероприятия муниципальных программ предусмотрено 84,4 млн. руб., фактическое освоение составило 99,3 %. Объем предоставленной субсидии составил 234,6 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета 186,7 млн. руб. Фактическое освоение составило 88,5%.

Не освоение в полном объеме средств субсидии обусловлено ухудшением экономической ситуации, повлиявшим на рост процентных ставок по кредитам и удорожание лизинговых продуктов.

На мероприятие «Субсидии на реализацию муниципальных программ, в сферу реализации которых входит развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» на 2015 год в бюджете Ростовской области предусмотрено 22,4 млн. рублей, в том числе подлежащих со финансированию - 6 млн. рублей. Учитывая приоритеты в оказании государственной поддержки, определенные Минэкономразвития России, средства областного (подлежащие со финансированию) и федерального бюджетов будут распределены на 2 мероприятия:

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг).

21.09.2015 заключены соглашения о предоставлении субсидии муниципальным образованиям Ростовской области на реализацию муниципальных программ, в сферу реализации которых входит развитие субъектов малого и среднего предпринимательства с 52 муниципальными образованиями Ростовской области на общую сумму 136,4 млн рублей, в том числе 114,0 млн рублей за счет средств федерального бюджета. Распределение субсидий муниципальным образованиям осуществляется на конкурсной основе.

Еще одним из важнейших аспектов является защита предпринимательства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. На примере анализировалась работа администрации Железнодорожного района города. На сегодняшний день здесь насчитывается более 7.5 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства что составляет 10 процентов от общегородского показателя.

Как рассказывал депутатам исполняющий обязанности главы администрации Железнодорожного района города Д.В. Симков, отраслевая структура предприятий малого предпринимательства сложилась следующим образом: в сфере торговли занято 45 процентов малых предприятий, в сфере операций с недвижимым имуществом 16 процентов, в строительстве и в обрабатывающих производствах 12 процентов, на транспорте и связи 9 процентов, Подавляющее большинство индивидуальных предприятий малого бизнеса, заняты на потребительском рынке.

В рамках городской подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростове» реализуется ряд мероприятий, направленных на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Одним из механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства являются государственные закупки. При осуществлении закупок для муниципальных нужд заказчики осуществляют закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок. В прошлом году 17 процентов общего объема закупок было приобретено именно у малого бизнеса. субсидия венчурный предприниматель

Важным элементом поддержки является оказание субъектам малого бизнеса на ранней стадии их деятельности консультационных и организационных услуг по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты. Для решение этих задач по инициативе администрации на базе действующего совета директоров в районе создан совет по малому предпринимательству, в который входят руководители предприятий малого бизнеса, руководители крупных предприятий, представители налоговых, правоохранительных органов, банковских учреждений, депутатского корпуса, администрации района.

В целях стимулирования экономической активности и оказания поддержки предпринимателям для информирования граждан, предприятий и предпринимателей о формах государственной и муниципальной поддержки малого бизнеса в районе создано несколько информационных площадок.

В Московской области набирает обороты социально ориентированное предпринимательство. Владельцы малого и среднего бизнеса в данной сфере ориентированы в первую очередь на достижение общественно полезных целей. К социально значимым проектам можно отнести детские центры, предприятия, занимающиеся вопросами культурного наследия, и реабилитационные кабинеты. Одной из ключевых задач социального предпринимательства является создание возможностей для трудоустройства, повышения материального благосостояния и морального благополучия инвалидов. По оценкам экспертов, развитие социального предпринимательства сейчас является приоритетным направлением в работе властей Московской области. О том, как формируется эта сфера бизнеса в Подмосковье, читайте в материале портала mosreg.ru.

Направления и задачи социального предпринимательства

В рамках социальных проектов люди с ограниченными возможностями здоровья оказываются вовлечены в активную деятельность и получают возможность работать. Существуют также проекты, направленные на социальное сопровождение нуждающихся в этом людей. Кроме того, в форме государственно-частного партнерства в регионе создают предприятия по разработке и производству медицинских услуг и технических средств реабилитации для инвалидов. Новые социальные проекты − социальный детский центр, предоставление услуг по уходу за пожилыми людьми, реабилитационный кабинет − позволяют повысить конкуренцию соцуслуг в Подмосковье.

Одна из основных задач социальных проектов − создавать рабочие места для людей с ограниченными возможностями здоровья. Так, жительница Истры Оксана Борисова открыла семейную свечную мастерскую Candlebar. Предприниматель приняла на работу 21 инвалида, среди которых есть люди с ментальными расстройствами, проблемами зрения и слуха, а также нарушениями опорно-двигательного аппарата. Работникам мастерской доставляют все необходимые материалы, и они трудятся дома. Ежемесячный заработок сотрудника мастерской с частичной занятостью составляет 20−25 тысяч рублей.

Меры господдержки

Владельцы малого и среднего бизнеса в социальной сфере могут получить займы от Московского областного фонда микрофинансирования. С 2016 года фонд предоставляет займы до трех миллионов рублей на срок до трех лет. Для социальных предпринимателей годовая процентная ставка составляет от 8% до 10,4% в то время как для представителей других сфер бизнеса она колеблется от 10% до 13% годовых.

При аренде бизнесменами недвижимого имущества, принадлежащего области или муниципальным образованиям, с 2015 года действует понижающий коэффициент в размере 0,5. Он установлен для социально значимых видов деятельности, к которым относятся частные детские сады и образовательные центры, магазины шаговой доступности, пекарни и народно-художественные промыслы. По данным на 1 января 2017 года, в области насчитывается 431 малое и среднее предприятие, которое пользуется льготными условиями аренды. Наибольшее количество таких предприятий находится в Королеве, Дубне, Протвине, Люберцах, Подольске и Домодедове.

В прошлом году Минэкономразвития России на Всероссийском конкурсе программ социального развития регионов наградило правительство Московской области дипломом за лучшую региональную практику развития социального предпринимательства. Федеральное ведомство отметило поддержку региональных предприятий малого и среднего бизнеса: налоговые льготы, финансовую и имущественную помощь. Так, для индивидуальных предпринимателей в социальной сфере в 2015 году ввели «налоговые каникулы» сроком на два года по упрощенной и патентной системам налогообложения. По итогам Всероссийского конкурса, в 2016 году Подмосковье признано регионом, где меры господдержки в сфере соцпредпринимательства действуют наиболее эффективно.

Организация социального производства − один из способов применения субсидий по программе самозанятости для открытия собственного дела. В 2017 году министерство соцразвития Московской области выделило на организацию самозанятости субсидии общей суммой 26 миллионов рублей.

Поощрение соцпроектов

С 2013 года в Подмосковье при поддержке Минэкономразвития России проводится конкурс «Лучший социальный проект года Московской области». Мероприятие организовали с целью развития социального предпринимательства в регионе. Кроме того, экспертная группа конкурса выявляет наиболее действенные практики поощрения и поддержки соцпроектов.

В конкурсе участвуют социальные проекты в сфере культурно-просветительской деятельности, дошкольного и дополнительного образования детей , в области физкультуры и спорта для людей, нуждающихся в социальном сопровождении.

При рассмотрении представленных проектов конкурсное жюри учитывает их значимость для общества, инновации при осуществлении предпринимательской деятельности, потенциал развития, экономическую устойчивость проекта и достигнутые результаты.

Полина Зотова


В заявлениях Правительства России создание условий для развития промышленности выдвигается в качестве важнейшей народнохозяйственной проблемы. В условиях промышленного спада для ее решения необходима разработка и принятие соответствующей законодательной системы мер. В этой системе следует выделить общие и целевые меры. Первые предназначены всем промышленным предприятиям при выполнении ими определенных условий (финансовое состояние, рыночная и инвестиционная активность и т. д.). Целевые же меры применяются индивидуально к производителям отдельных товаров внутреннего потребления или крупным хозяйствующим субъектам, способным восстановить активную финансово-хозяйственную деятельность при поддержке государства.
Общие меры поддержки промышленных предприятий имеют приоритетное значение. Им и должно быть уделено главное внимание. Можно выделить несколько групп таких мероприятий. Разработка механизма экономического стимулирования развития промышленности через налоговую систему. Он предусматривает полное освобождение от налогообложения добавленной стоимости и прибыли в ряде конкретных случаев.
Во-первых, не должны облагаться приросты объемов реализованной товарной продукции в натуральном выражении, полученные в результате оживления промышленности или увеличения экспорта в конкретном текущем году. Эта мера призвана оказать финансовую поддержку предприятиям, выходящим из кризиса и активно действующим на рынках сбыта. На следующий год от налогов освобождаются новые приросты объемов реализации.
Во-вторых, налогообложению не должна подлежать дополнительная прибыль, полученная предприятиями за счет повышения качества продукции и снижения издержек ее производства с учетом индекса цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и т.д. Эта мера призвана стимулировать обновление ассортимента выпускаемой продукции, развитие материальной базы производства, внедрения новой техники и технологии. Она действует также только в текущем отчетном периоде.
В-третьих, в случае роста объемов реализации в отчетном периоде, следует освободить от налога на имущество ту часть имущества предприятий, которая используется для производства конкурентоспособной продукции. Контроль целевого использования амортизационного фонда. Представляется необходимым установить контроль налоговой инспекции за использованием амортизационного фонда предприятий. В случае его использования не по назначению исключить соответствующую часть из издержек производства и ввести необходимое ее налогообложение как прибыли. Стимулирование собственных инвестиций предприятий. Представляется целесообразным применять указанные в первом и втором пунктах льготы только при условии направления всего прироста прибыли, получившего льготу, на пополнение оборотных средств, инвестиции и инновации. Предприятиям, пользующимся этой льготой необходимо разработать инвестиционные программы, контролируемые действующим механизмом предоставления налогового кредита. В этом отношении большое значение имеет освобождение от налогов в местный и федеральный бюджеты той части прибыли, которая направляется на развитие производства, приобретение техники и финансирование НИОКР. Эта мера может применяться при наличии инвестиционной программы и под контролем ее выполнения со стороны налоговых органов. Указанные льготы распространяются на все предприятия, выполняющие исходные условия и получающие на них право по результатам хозяйственной деятельности. Изменение условий предоставления долгосрочного (среднесрочного) инвестиционного кредита для промышленных предприятий. Коммерциализация банковской системы привела к ее переориентации. Она, по существу, отказалась от производственных инвестиций (что является ее прямой функцией), сосредоточившись на спекулятивных операциях с ценными бумагами, на краткосрочных займах под высокую процентную ставку. Эта ставка превосходит ставку межбанковского кредита, которая в период относительной финансовой стабилизации не опускалась ниже 20%. Производственные инвестиции коммерческих банков составляют сейчас по разным источникам от I до 3% в общем их объеме.
Необходимо создать систему предоставления коммерческих инвестиционных промышленных кредитов на приемлемых для предприятий условиях. Следует рассмотреть возможность применения стимулирующих производственные инвестиции финансовых мер. В частности, Центробанку следует установить пониженную ставку межбанковского кредита для произвол- ственных инвестиций коммерческих банков на уровне, делающем производственные инвестиции хотя бы низкорентабельными. Необходимо далее освободить от налогов прибыль коммерческих банков, полученную в результате производственных инвестиций. Нужна также система инвестирования промышленности за счет части резервов Центробанка, в настоящее время размещаемых в зарубежных банках под довольно низкий процент.
Данные меры поддержки производства призваны создать благоприятный инвестиционно-инновационный климат. Они в определенной степени увеличивают нагрузку на финансовую систему России, но в то же время создают базу для развития промышленности и получения мультипликативного эффекта. Следует развить прямые государственные инвестиции в перспективные наукоемкие, социально-значимые и экспортные производства, формирующие будущую структуру промышленности. Важно предусмотреть безусловное финансирование Государственной инвестиционной программы из бюджета в полном объеме. Необходимо шире использовать на эти цели бюджетные кредиты.
Среди мер поддержки, применяемых дифференцированно к конкретным товаропроизводителям, наибольшее значение имеют меры по реструктуризации долгов и пополнение оборотных средств промышленных предприятий. Дело в том, что в среднем по России оборотные средства в промышленности с начала 90-х гг. уменьшились в 8-9 раз, а в результате осеннего кризиса 1998 г. - еще не менее, чем в 2 раза. Пополнять оборотные средства можно, в частности, за счет расширения и улучшения условий получения налогового кредита и использования других источников. Необходимо далее стимулировать разработку и выполнение инвестиционных программ предприятий, предоставлять льготные инвестиционные и другие кредиты для проведения работ, включенных в Государственную инвестиционную программу. Государство должно также гарантировать российским и иностранным коммерческим инвесторам сохранность вкладов в конкретные производства.
Эти меры нужно применять к предприятиям, имеющим реальные возможности оживления производства и выхода на соответствующие рынки. Для этого они обязаны защитить в Министерстве промышленности и науки свои бизнес-планы и инвестиционные программы. Для таких предприятий могут быть разработаны схемы налогового стимулирования производственной и инновационно-инвестиционной деятельности, включающие предоставление отсрочки или рассрочки задолженности по налоговым платежам, плате за энергоресурсы и воду и т. д. Отсрочки платежей в бюджет могут оформляться в виде налогового кредита или налоговых каникул.
В принципе, могут быть достаточно эффективны меры по взаимозачетам долгов по прямым технологическим цепочкам движения товаров. В результате пострадают предприятия, имеющие значительную кредиторскую задолженность. Это приведет к усилению их неплатежеспособности и ускорит принятие к ним экономических санкций. Такая мера безналичных расчетов не противоречит рынку. Предприятия с большой дебиторской задолженностью смогут улучшить свое финансовое положение.
Индивидуальные налоговые льготы, отсрочки платежей и другие меры поддержки конкретных предприятий следует предоставлять избирательно после маркетингового анализа ожидаемых результатов реализации инвестиционных программ, бизнес-планов, финансового состояния предприятий, их собственного участия в инвестиционных программах (не менее чем на 40% объемов финансирования) и других мероприятий с оценкой возвратности предоставляемых кредитов.
Вопросы и задания Является ли товарная специализация региона обязательным условием формирования промышленной политики России? На какой период целесообразно разрабатывать промышленную политику?
З.Что является экономической основой промышленной политики государства в рыночных условиях: а) эффективность предприятия; б) эффективность региона; в) эффективность государства? В чем выражаются основные экономические результаты промышленной политики: а) в доходах предприятия; б) в отчислениях в бюджет; в) в увеличении объемов реализации; г) в увеличении экспорта? Может ли промышленная политика быть самостоятельной системой действий? Имеет ли возможность субъект Федерации проводить самостоятельную промышленную политику? Из перечисленных источников инвестиций назовите тот, который является наиболее существенным для промышленных предприятий: а) собственные средства предприятий; б) коммерческие кредиты; в) государственные инвестиции; г) зарубежные инвестиции. Какая из экономических мер стимулирования увеличения производства потребительских товаров имеет наибольшее значение: а) снижение ставки налога на прибыль; б) повышение уровня жизни населения; в) освобождение от налога на прибыль производственных инвестиций; г) налоговое стимулирование приростов объемов реализации? Окажет ли влияние на развитие промышленности снижение на 5% налога на прибыль? Укажите основной источник финансирования технологического развития производства: а) собственные инвестиции;
б) коммерческие кредиты; в) амортизационный фонд; г) такого источника в настоящее время нет.
©Архангельский В.H., 2002