Положение о деятельности административно-управленческого персонала

1. Общие положения

1.1. Положение об административно-управленческом персонале Государственного бюджетного учреждения «Областной центр социальной помощи семье и детям «Журавушка» (далее - Учреждение) является локальным нормативным актом Учреждения, который определяет задачи и функции подразделения в структуре Учреждения, его права и обязанности во взаимоотношениях с другими подразделениями.

1.2. Положение об административно-управленческом персонале утверждается директором Учреждения.

1.3. Утвержденное Положение об административно-управленческом персонале храниться у специалиста по кадрам Учреждения.

1.4. Административно – управленческий персонал (далее - АУП) является структурным подразделением Учреждения.

1.5. Непосредственное руководство деятельностью АУП осуществляет директор Учреждения.

1.6. В своей деятельности АУП руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, приказами и распоряжениями Министерства социальной политики Нижегородской области, Уставом Учреждения, приказами директора Учреждения, должностными инструкциями работников и другими нормативно-правовыми актами.

2. Цели и задачи деятельности отделения

Цель деятельности АУП - является организация и координация работы Учреждения путем укрепления ресурсности Учреждения и совершенствования системы социального обслуживания семьи и детей в Нижегородской области.

В своей деятельности АУП должен обеспечивать решение следующих задач:

2.1. общее управление работой структурных подразделений Учреждения и координация их деятельности;

2.2. обеспечение реализации в деятельности Учреждения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в части, относящихся к компетенции деятельности Учреждения;

2.3. организация и осуществление разработки стратегии, основных направлений кадровой политики Учреждения и обеспечение ее проведения;

2.4. формирование высокопрофессионального кадрового состава Учреждения, способного эффективно обеспечивать выполнение возложенных на него задач и функций;

2.5. организация и проведение работы в области социально – трудовых отношений и наградной работы;

2.6. сбор и обобщение информации о деятельности Учреждения, представление информации по вопросам деятельности Учреждения руководителю управления социальной защиты населения Советского района города Нижнего Новгорода;

2.7. осуществление мер по созданию безопасных и благоприятных условий труда работников Учреждения;

2.8. организация правильной технической эксплуатации здания, сооружений, сетей и коммуникаций и поддержание их в постоянной эксплуатационной готовности; систематическое проведение техосмотров;

2.9. организация проведения капитального, текущего ремонта здания, сооружений, контроль за качеством выполненных работ;

2.10. обеспечение Учреждения необходимым оборудованием, мебелью, инвентарем, ГСМ, продуктами питания, строительными материалами;

2.11. обеспечение строгого соблюдения правил по охране труда и технике безопасности и технической эксплуатации оборудования и приборов;

2.12. организация работы по ведению бухгалтерского учета и обеспечению порядка хранению бухгалтерских документов;

2.13. контроль за технической безопасностью и охраной труда всех структурных подразделений;

2.14. ведение учета поступающей и отправляемой корреспонденции, систематизация и обеспечение сохранности документов в установленном порядке;

2.15. контроль за трудовой дисциплиной и соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка.

3. Функции

АУП в целях решения стоящих пред ним задач осуществляет следующие функции:

3.1. организация эффективного функционирования структурных подразделений Учреждения;

3.2. обеспечение эффективной системы контроля за состоянием работы Учреждения;

3.3. разработка плана мероприятий по определению перспектив развития Учреждения;

3.4. организация исполнения приказов и распоряжений директора, контроль над их исполнением работниками;

3.5. подготовка и вынесение на рассмотрение директору предложений по реализации федеральных законов и иных нормативных актов, кадровой и трудовой деятельности;

3.6. Обеспечение деятельности комиссий:

  • котировочной;
  • балансовой;
  • по регулированию конфликта интересов;
  • по установлению трудового стажа.

4. Права

4.1. Запрашивать и получать из всех структурных подразделений информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4.2. При необходимости осуществляет взаимодействие с внешними организациями.

4.3. Вносить предложения о поощрении работников за добросовестный, эффективный труд и применения к ним мер дисциплинарного взыскания.

4.4. Заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, иными Законами, нормативно-правовыми актами.

4.5. Вносить соответствующие корректировки в действующие локальные нормативные акты и в проекты разрабатываемых документов Учреждения.

Работники отделения пользуются правами и исполняют обязанности в соответствии с должностными инструкциями.

5. Ответственность

5.1. Аппарат несёт ответственность за надлежащее и своевременное выполнение функций, предусмотренных Положением об административно-управленческом аппарате, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами, регламентирующие деятельность Учреждения.

6. Взаимодействие

6.1. Внутри Учреждения АУП осуществляет взаимодействие со всеми структурными подразделениями.

6.2. Осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, учреждениями социального обслуживания населения, учреждениями здравоохранения, образования и представителями средств массовой информации.

6.3. Осуществляется взаимодействие с благотворительными организациями, объединениями, гранд образующими фондами.

7. Реорганизация и ликвидация

7.1. АУП реорганизуется или ликвидируется в связи с реорганизацией или ликвидацией Учреждения.

8. Заключительные положения

8.1. В период временного отсутствия одного из заместителей директора Учреждения (нахождение в служебной командировке, отпуске, отсутствие в связи с временной нетрудоспособностью и др.), директор поручает исполнение его обязанностей соответствующим членам административно-управленческого персонала либо руководителю одного из отделов, курируемых отсутствующим заместителем директора Филиала.

8.2. График отпусков АУП составляется по согласованию с директором с таким расчетом, чтобы нахождение сотрудников АУП в отпусках не приводило к существенному снижению эффективности деятельности Учреждения и его отделений, курируемых соответствующими членами АУП.

Положение о деятельности АУП разработано в соответствии с Уставом Учреждения. В Положение о деятельности АУП могут быть внесены изменения и поправки с учетом изменения действующего законодательства РФ или по мере необходимости. Положение должно пересматриваться не реже чем один раз в пять лет.

Человек, его права и свободы в Украине признаны главной социальной ценностью, а главной задачей публичной администрации определено именно предоставление качественных административных услуг гражданам. Соответственно, граждане в отношениях с властью являются потребителями услуг. При этом государство в лице публичных субъектов ориентируется на потребности личности, так же, как в частном секторе поставщики услуг ориентируются на потребности потребителя, его запросы и ожидания.

Современное публичное управление в Украине рассматривается как система, направленная на предоставление административных услуг населению. В развитых демократических странах такую идеологию изложены в специальных актах: "Хартии граждан" в Великобритании, "Хартии государственных служащих" в Италии, "Хартии клиентов" в Бельгии и т.д, у нас же она еще находится на этапе становления. Внедрение стандартов публичных услуг, в том числе и административных услуг как их разновидности, вместе с системой показателей и инструментарий измерения степени реализации установленного стандарта в Европе считают практическим выполнением конституционного права граждан на получение общедоступных административных услуг одинакового уровня и качества.

Институт административных услуг было введено Концепцией административной реформы, утвержденной Указом Президента Украины от 22 июля 1998 г.

Понятие "административная услуга"

Сфера услуг сегодня - это одна из самых перспективных отраслей экономики, которая, к тому же, быстро развивается. Она охватывает торговлю и транспорт, финансы и страхование, коммунальное хозяйство, образовательные и медицинские учреждения, шоу-бизнес и т.д. Практически все организации в той или иной степени оказывают услуги. Однако в течение многих лет института услуг не уделялось достаточного внимания. Независимо от собственного желания каждый гражданин периодически вынужден обращаться к публичной администрации за получением паспорта или оформлением субсидии, за регистрацией себя как субъекта предпринимательской деятельности или для получения водительского удостоверения, разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия и т.д.

В публично-правовом обороте понятие "услуга" используется, прежде всего, в странах англо-американской семьи права (Великобритания, Канада, США) и в североевропейских странах (Финляндия, Швеция). И наоборот, в странах романо-германской семьи права доминирующим остается традиционный подход нормативного определения отношений между удачной и частными лицами через использование таких категорий, как "полномочия", "функции" и "задача" административных органов.

При раскрытии понятия "услуга" прежде всего следует обратиться к этимологии данного термина. Услуга - особая потребительская стоимость процесса труда, выраженная в полезном эффекте, удовлетворяющем потребности человека, коллектива, общества.

В научной литературе можно встретить различные определения понятия "услуга". Так, например, И. В. Жилинкова под услугой понимает "определенное нематериальное благо, которое предоставляется одним лицом (исполнителем) и потребляется другим лицом (заказчиком) в процессе совершения исполнителем определенных действий или осуществление определенной деятельности". Ученый утверждает, что для всех услуг характерным является то, что они: 1) имеют нематериальный характер, а их результат не приобретает урегулированного вида; 2) тесно связанные с личностью исполнителя и процессом совершения им определенных действий (осуществление определенной деятельности); 3) не совпадают с самими действиями (осуществлением деятельности) исполнителя, а существуют как отдельное явление - определенное нематериальное благо.

В. П. Тимощук, услуги определяет как деятельность по удовлетворению определенных потребностей человека, которая осуществляется по инициативе лица, на ее прохання3.

На сегодняшний день на законодательном уровне существует много определений понятия услуги. В частности в законах Украины: "О гражданстве", "Об объединениях граждан", "Об органах регистрации актов гражданского состояния", "Об иммиграции", "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности", "О стандартизации", "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства", "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" и других.

В международной методологии учета и статистики в настоящее время используется определение услуг, зафиксированное в справочнике "Либерализация международных операций с услугами", разработанном Всемирным банком в середине 90-х годов: "Услуги - изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей".

В Законе Украины "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства" услуги определено как любую закупку, кроме товаров и работ, включая подготовку специалистов, обеспечение транспортом и связью, освоение технологий, научные исследования, медицинское и бытовое обслуживание, а также консультационные услуги, к которым относятся услуги, связанные с консультированием, экспертизой, оценкой, подготовкой выводов и рекомендаций.

Надо отметить, что сам термин "услуга" в нормативно-правовых актах применяется для регулирования общественных отношений и используется в словосочетаниях "административная, государственная, публичная или управленческая услуга". Выбор словосочетание, прежде всего, зависит от направлений деятельности субъектов публичной администрации.

Дефиниция "услуга" акцентирует внимание на выполнении именно обязанностей государства перед частными лицами, направленных на юридическое оформление условий, необходимых для обеспечения надлежащей реализации ими своих прав и охраняемых законом интересов. Такое понимание полнее соответствует новой идеологии "служение государства" человеку. В этом смысле именно термин "услуга" дает возможность четко определить место государства и его органов в отношениях с гражданами.

Как видим, в научной литературе и в законодательстве не существует единого обще определенного понятия услуги. Такая ситуация относительно определения понятия услуги, объясняется чрезвычайным разнообразием. Ведь только классификация услуг основана на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признанной большинством стран мира, включает более 600 их разновидностей.

Вместе с тем, услуга - это действие, результат которого неотделим от самой деятельности и потребляются в процессе этой деятельности.

Услуге, как и всякой правовой категории, присущи следующие признаки: 1) под услугой следует понимать деятельность, связанную с удовлетворением потребностей человека;

2) услуга - это материальное благо, поскольку создается полезный эффект материального характера, имеет особую потребительную стоимость - полезный эффект (удовлетворение потребностей человека);

3) услуга не имеет материального выражения, она приобретается и потребляется в процессе ее предоставления, а потому не может в дальнейшем быть передана другому лицу.

Вообще, любые услуги - это деятельность по удовлетворению определенных потребностей человека, которая осуществляется по ее обращению (или вид деятельности, который удовлетворяет определенную человеческую потребность).

Одним из видов услуг является публичные услуги. Публичные услуги - это все сервисные действия, предоставляемые публичным сектором или Другими субъектами под ответственность публичной власти и за счет публичных средств.

Вместе с тем, единства относительно понимания данного понятия среди ученых также нет.

Одни авторы под публичными услугами понимают услуги, которые предоставляются публичным сектором и за предоставление которых несет ответственность публичная власть. Другие считают, что под публичными услугами следует понимать разнообразные услуги, которые предоставляются населению органами государственной власти, местного самоуправления и которые могут предоставляться альтернативными структурами, созданными по инициативе последних в сотрудничестве с общественными организациями. Третьи публичные услуги определяют как услуги, предоставляемые физическим и юридическим лицам государственными органами по реализации прав, свобод и законных интересов в публичной сфері1.

Обобщая все теоретические наработки по данной дефиниции, необходимо отметить, что публичные услуги - это публично-властная деятельность (или ее результат), направленная на реализацию прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, осуществляемая публичной администрацией, а также альтернативными структурами, созданными по инициативе органов власти в сотрудничестве с общественными организациями, и финансируемая, в основном, за счет средств государственного или местного бюджетов и контролируемая органами, которые наделены государственно-властными полномочиями.

В научной литературе существует общепринятая классификация публичных услуг по признакам субъекта, предоставляющего публичные услуги:

1) государственные услуги - это услуги, предоставляемые органами государственной власти и государственными предприятиями, учреждениями и организациями;

2) муниципальные услуги - это услуги, предоставляемые органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, учреждениями и организациями;

Государственные и муниципальные услуги вместе составляют сферу публичных услуг.

Концепцией административной реформы в Украине предложили такую новую функцию исполнительной власти, как предоставление "управленческих услуг", а "управленческие услуги" определены как "услуги со стороны органов исполнительной власти, что является необходимым условием реализации прав и свобод граждан - в частности регистрация, лицензирование, сертификация и др.".

кстати, следует отметить, что первоначально специалистами было предложено употребление именно термина "управленческие услуги", который чаще используется и в действующих нормативно-правовых актах и охватывал все виды управленческих услуг. Но использование данного термина подлежало активной критике со стороны теоретиков права, поскольку под управленческими услугами часто понимают обслуживания собственно управленческого процесса, в том числе и в частном секторе производства.

Сразу же отметим, что термин "административные услуги" направлен не на выделение нового вида административно-правовых отношений между органами, наделенными властными полномочиями и частными физическими и юридическими лицами, а на содержательную переоценку характера их взаимоотношений. Кроме того, подтверждая доктринальную правомерность и терминологическую определенность понятия "услуги" со стороны публичных органов, следует вместе с тем обратить внимание на определенную неуместность характеризування этих услуг как "управленческих". Ведь здесь более приемлемым является акцент не на "властно-організуючому" аспекте соответствующих действий (поскольку "управление" - это властно-организующее воздействие), а на том признаке, что они осуществляются публичной администрацией. Кроме того, существует так называемое "широкий" понимание понятия управленческих услуг, фактически тождественно понятию "государственные услуги", которое охватывает также услуги, за предоставление которых органы государственной власти несут косвенную ответственность, хотя непосредственно их не предоставляют (например, медицинская помощь, коммунально-бытовая, спортивно-оздоровительная и др.).

Итак, административная услуга является видом публичных услуг, то есть является ее неотъемлемой составляющей, на что указывает само определение и признаки административных услуг.

Согласно постановлению Кабинета Министров Украины "О мерах по упорядочению административных услуг" от 17 июля 2009 г. № 737, административная услуга - это услуга, которая является результатом осуществления субъектом полномочий по принятию в соответствии с нормативно-правовыми актами на обращение физического или юридического лица административного акта, направленного на реализацию и защиту его прав и законных интересов и/или на выполнение лицом определенных законом обязанностей (получение разрешения (лицензии), сертификата, удостоверения и других документов, регистрация и т.п.).

По этому поводу надо заметить относительно присутствия в понятии "административная услуга" реализации "определенных законом обязанностей", эта позиция является противоречивой относительно специфики отношений, возникающих при реализации лицом возложенных на нее обязанностей. То есть административная услуга не предусматривает признаки обязательности и возможности применения мер принуждения при не выполнении этих обязанностей.

Г. М. Писаренко отмечает, что определение "административные услуги" прежде всего, указывает на субъекта, который предоставляет такие услуги, - на администрацию, административные органы.

В. П. Тимошук и А. В. Юрмач административную услугу рассматривают в двух аспектах:

а) как публично-властную деятельность административного органа, направленную на обеспечение (юридическое оформление) условий для реализации прав физического или юридического лица, которая осуществляется по заявлению этого лица;

б) как результат публично-властной деятельности административного органа, направленной на обеспечение (юридическое оформление) условий для реализации субъективных прав физического или юридического лица, которая осуществлялась по заявлению лица1.

Значительная часть специалистов административного права считает административными услугами разного рода разрешительные действия публичных органов по соответствующим обращениям физических и юридических лиц. О предоставлении административных услуг можно говорить при наличии одновременно двух обязательных условий:

во-первых, когда уполномоченный орган или должностное лицо, реагируя на обращение того или иного субъекта, имеет право на определенную свободу административного усмотрения и соответствующую альтернативность собственных действий и решений;

во-вторых, когда субъект, обращающийся, может в любое время и без наступления негативных для него юридических последствий отказаться от реализации своего права на обращение или исполнение принятого по обращению рішення2.

Так, например, процедура выдачи ряда разрешений, лицензий, сертификатов и т.д. по обращению заинтересованного лица связана с выполнением им установленных требований, предусматривает альтернативные варианты использования уполномоченным органом его дискреционных полномочий и в любое время может быть приостановлена по желанию субъекта обращения без наступления негативных для него юридических последствий. В равной степени субъект обращение на свое усмотрение может и не воспользоваться полученным документом, что также будет для него вполне правомерным.

Исследователи Центра политико-правовых реформ определяют административные услуги как публичные услуги, которые предоставляются органами исполнительной власти и местного самоуправления, и предоставление которых связано с реализацией властных полномочий. Они отмечают, что прилагательное "административные" указывает на субъекта, который предоставляет услуги (администрацию) и властную (административную) природу деятельности по оказанию этих услуг.

В проекте Административно-процедурного кодекса Украины, предложенного Министерством юстиции Украины, административная услуга определяется как результат определенной нормативно-правовыми актами деятельности уполномоченного субъекта, осуществляемой по заявлению физического или юридического лица относительно юридического оформления условий реализации прав и свобод физического лица, прав и законных интересов юридического лица (выдача разрешений, лицензий, сертификатов, удостоверений, проведение регистрации и других действий).

Таким образом, введение понятия "административные услуги" существенно влияет на переосмысление содержания предмета административного права и дает основания определять эту категорию через соответствующие правоотношения.

Итак, административная услуга - это правоотношения, возникающие при реализации субъективных прав физического или юридического лица по их заявлению в процессе публично-властной деятельности административного органа для получения определенного результата.

Управленческий труд - это вид трудовой деятельности по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации.

Административно-управленческие работники, в отличие от рабочих, сами непосредственно не воздействуют на предмет труда, т. е. своими руками (с использованием средств труда) не производят материальных ценностей. Они создают необходимые организационно-технические и социально- экономические предпосылки для эффективного труда людей, непосредственно занятых выполнением производственных (коммерческих) операций. Следовательно, чем выше качество выполнения управленческих функций, тем надежнее и эффективнее будет функционировать производственный объект. В процессе управленческого труда используются определенные ресурсы - материальные, финансовые, трудовые и иные, эффективность применения которых также влияет на конечные результаты производственной деятельности. Таким образом, управленческий труд - это разновидность общественного производительного труда, так как совокупный продукт есть результат деятельности производственных рабочих и управленческого персонала. Он в такой же мере необходим, как и труд рабочих.

Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем его операции и процедуры трудно поддаются четкой классификации и типизации. К тому же круг управленческих операций непрерывно расширяется, а сами операции видоизменяются, с одной стороны, вследствие трансформации методов управления, с другой - в связи с возрастающим использованием новых технических средств. Революционные изменения в содержание операций, процедур управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принципиально новые информационные технологии. Тем не менее можно выделить наиболее характерные операции управленческого труда, встречающиеся прежде всего в процессе выработки и принятия управленческих решений. Ими являются:

  • - постановка задачи;
  • - поиск информации вручную и с использованием компьютеров;
  • - анализ информации;
  • - группировка информации (вручную или с использованием компьютера);
  • - простейшие расчеты без компьютера;
  • - расчеты с применением компьютера;
  • - подготовка решения;
  • - принятие решений индивидуально;
  • - принятие решений коллегиально;
  • - оформление документов, составление писем и т. д.

Воздействие (опосредованное) административно-управленческих работников на продукт совокупного труда осуществляется путем использования информации и ее преобразования в соответствующие решения для изменения состояния этого объекта в направлении достижения поставленных целей. Поэтому главной особенностью труда административно-управленческих работников является информационный характер предмета и продукта их труда, обусловленный принципиальным отличием трудового процесса (по его содержанию и результатам) от других видов труда.

Другой особенностью управленческого труда является его умственный характер. Это вытекает из информационного характера предмета и продукта труда, в силу которого административно-управленческим работникам, как правило, в значительной мере приходится затрачивать нервноэмоциональные усилия, в особенности при поиске и реализации решений.

В управлении, как и в любом другом виде трудовой деятельности, имеет место разделение труда. Оно проявляется в связи с различием объектов управления. Различие классов, видов объектов управления приводит к необходимости специализации управленцев в зависимости от сферы, вида экономической деятельности, типа управляемого объекта. Существует разделение и по видам управленческой деятельности, по управленческим специальностям, например выделяются аналитики, плановики, бухгалтеры, менеджеры.

С позиций конкретного содержания работ, операций, процедур, выполняемых работниками, занятыми управленческим трудом, их роли в подготовке и принятии управленческих решений также выделяются разные группы работников управления. Такое подразделение отражает разные уровни сложности отдельных операций, требований к профессионализму, полномочий в принятии решений. Работники, участвующие в управлении, в зависимости от характера и содержания выполняемых функций подразделяются на три категории:

  • 1) управляющие в лице руководителей, менеджеров, наделенных полномочиями принимать управленческие решения, непосредственно осуществлять управляющие воздействия;
  • 2) специалисты в лице работников аппарата служб управления, чиновников, которые анализируют информацию об объекте управления, участвуют в подготовке, обсуждении, выборе управленческих решений, подготавливают рекомендации для управляющих;
  • 3) технические исполнители, обслуживающие управляющих и специалистов и выполняющие вспомогательные операции по обеспечению процесса управления и его участников.

Каждой из этих групп присущи свои особенности как с точки зрения содержания их труда и характера умственных нагрузок, так и с точки зрения влияния на результаты деятельности трудового коллектива.

Так, руководители организаций и их подразделений определяют цели и направления деятельности, осуществляют подбор и расстановку кадров, координацию работы исполнителей, производственных (коммерческих) и управленческих подразделений, обеспечивают согласованный, слаженный и эффективный труд соответствующих коллективов. В их труде преобладают творческие операции, хотя и имеются существенные различия между ними (руководителями). Труд управляющих является весьма разнородным и ответственным. В нем сочетается индивидуальная, коллегиальная и коллективная деятельность.

Более определенным образом определен труд специалистов (инженеров, техников, экономистов и др.), которые разрабатывают и внедряют новые или усовершенствованные виды продукции, технологические процессы, а также формы организации труда и управления, обеспечивают предприятие необходимой документацией, материалами, ремонтным и другим обслуживанием, осуществляют коммерческую деятельность, т. е. выполняют определенную функцию или часть функции. В деятельности специалистов сочетаются творческие и повторяющиеся операции, хотя и между ними (специалистами) также имеются существенные различия.

Технические исполнители (секретари, делопроизводители, расчетчики и др.) выполняют разнообразную работу, связанную с обеспечением деятельности руководителей и специалистов. Труд их принято считать наиболее простым, причем в нем преобладают повторяющиеся операции. Хотя по мере увеличения использования информационной техники, значительного роста объемов управленческой информации труд их резко усложняется, требует подготовки, знаний, опыта, все более влияет на качество управленческих процессов.

В современных условиях может быть выделено три вида управленческого труда: эвристический, административный и операторный.

Эвристический труд - это прежде всего труд руководителей и специалистов. Он в наиболее полной мере отражает природу творческой умственной деятельности, ее психофизиологическую сущность. По своему содержанию эвристический труд состоит из двух видов операций: аналитических и конструктивных. Первые заключаются в получении и восприятии необходимой для принятия решений информации. Конструктивные операции связаны с подготовкой и принятием разного рода решений.

Административный труд - это специфический вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление действиями и поведением людей в процессе их трудовой деятельности. Процесс административного труда складывается из выполнения следующих организационно-административных операций: служебнокоммуникационных, контрольно-оценочных, координационных.

Операторный труд - это главным образом труд технических исполнителей по выполнению стереотипных операций, необходимых для информационного обеспечения производственных и управленческих процессов.

Следует заметить, что содержание труда административно-управленческих работников не остается неизменным. Как показывают исследования, учетные, информационные и документационные операции занимают у них пока до 70% рабочего времени. Однако в результате применения технических средств, передачи им малосодержательных функций, создания новых методов и средств труда, совершенствования организации управления существенно меняется содержание труда административно-управленческих работников, повышается удельный вес творческих операций в их работе.

Существенное практическое значение имеет рациональная организация управленческого труда. При этом принято использовать понятие “научная организация управленческого труда”.

Под научной следует понимать такую организацию труда административно-управленческих работников, которая основывается на использовании достижений науки и передового опыта, прогрессивных форм хозяйствования, применении технических средств. Она позволяет наилучшим образом устанавливать и постоянно совершенствовать взаимодействие служащих между собой и с рабочими, а также с используемыми техническими средствами в процессе осуществления функций управления и инженерно-технического и экономического обеспечения производства (коммерции).

Основными целями научной организации труда являются:

  • повышение производительности труда;
  • сохранение здоровья работающих.

Управленческий труд и его рациональная организация - важные факторы повышения общей эффективности реализации бизнес-процессов организации, поэтому особую актуальность приобретают вопросы совершенствования управленческого труда.

В нашей стране первоначально для обозначения деятельности по рационализации и совершенствованию управленческих процессов использовался термин “научная организация труда” (НОТ), причем без принципиальных различий в отношении производственных и управленческих процессов. Примерно в 60-е гг. XX в. появился термин “научная организация управленческого труда” (НОУТ), чему в значительной степени способствовало внедрение на предприятиях мощных средств вычислительной техники, требующих предварительной организации управленческой деятельности.

Научная организация управленческого труда включает следующие направления:

  • - разделение труда работников и их кооперация как в масштабах предприятия, так и в пределах каждого подразделения;
  • - подбор и расстановка работников, обеспечение их квалификационного уровня в соответствии с должностными обязанностями;
  • - организация деятельности управленческих работников в составе производственного коллектива по управлению им и по его инженерно-техническому обеспечению;
  • - организация и оснащение рабочих мест;
  • - использование прогрессивных методов работы;
  • - создание благоприятных условий труда;
  • - нормирование труда;
  • - оценка индивидуального и коллективного труда;
  • - использование технических средств управления, информационной техники, персональных компьютеров;
  • - стимулирование труда.

Следует заметить, что условия труда административноуправленческих работников определяются совокупностью физических, химических и биологических элементов окружающей среды и трудовых процессов, оказывающих влияние на функциональное состояние организма человека. К числу факторов, определяющих условия труда, относятся: санитарно-гигиенические, эстетические, психофизиологические и психологические.

Позднее (начало 7()-х гг. XX в.) в нашей стране появилось понятие “оргпроектирование”, выражающее тенденции развития НОУТ. Оргпроектирование - это процесс разработки и внедрения проектов рационализации управленческого труда на базе требований НОТ и возможностей современной организационной и вычислительной техники с целью повышения эффективности работы аппарата управления. Предлагалось осуществлять оргпроектирование по следующим основным направлениям:

  • рационализация организационной и функциональной структуры аппарата управления;
  • рационализация технологии выполнения основных и наиболее массовых видов работ, условий труда и использования рабочего времени персонала;
  • рационализация документирования и документационного обслуживания деятельности данного аппарата управления;
  • повышение оснащенности аппарата управления организационной и вычислительной техникой и автоматизация труда персонала.

Рациональная организация работы руководителя, специалиста требует учета выполняемых работ, систематического наблюдения за их рабочим временем, изучения структуры затрат времени, выявления “поглотителей” рабочего времени. Это дает возможность анализировать использование рабочего времени, составлять обоснованные планы личной работы и мероприятия по научной организации труда работников.

Для изучения содержания труда и структуры затрат рабочего времени руководителей и специалистов можно использовать следующие методы:

  • -анкетный и устный опросы - проводятся с целью изучения мнения работника о том, насколько рационально организован его труд: четко ли определены его обязанности; приходится ли ему выполнять работы, не входящие в эти обязанности (какие и сколько времени); планируется ли его работа и каков удельный вес внеплановых работ; есть ли потери рабочего времени (их величина, причины); какие применяются в работе средства механизации и оргтехники (их использование); удовлетворяют ли его организация рабочего места и условия труда и, наконец, какие у работника имеются предложения по совершенствованию организации и повышению эффективности труда;
  • -фотография рабочего времени - применяется для установления структуры его затрат на протяжении запланированного периода наблюдений. При этом изучение затрат рабочего времени производится путем их наблюдения и замеров в порядке фактической последовательности. Фотография рабочего времени проводится специально выделенным лицом. Она может быть сплошной (т. е. в течение всего рабочего дня) или выборочной. В последнем случае изучают затраты рабочего времени по отдельным функциям (видам работ), в том числе повторяющимся, а также по отдельным периодам (циклам) работ;
  • - самофотография рабочего времени - учет затрат проводится непосредственно работающими под руководством служб НОТ. Он ведется с помощью специальных листов само- фотографий, в которых регистрируются все выполняемые работы или перерывы;
  • - метод моментных наблюдений - применяется для изучения содержания труда и затрат рабочего времени различных категорий ИТР и служащих. Принципы и методика проведения наблюдений в основном такие же, как и при изучении затрат труда рабочих, имеются лишь некоторые особенности. Фиксажным моментом, применительно к труду ИТР и служащих, следует считать момент попадания наблюдаемого в поле зрения наблюдателя. При отсутствии работника на рабочем месте наблюдатель может получить сведения о причинах его отсутствия по отметке, сделанной работником в журнале.

Каждый метод изучения содержания труда и структуры затрат времени применим для определенных условий и имеет соответствующие преимущества и недостатки (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Характеристика методов изучения содержания труда и структуры затрат рабочего времени АУП

Целесообразность

применения

Достоинства

Трудности при использовании и недостатки

Анкетный и устный опросы

При необходимости выявления мнения непосредственно работающих о проблемах и путях их решения

Опрашиваемые весьма глубоко знают предмет исследования и пути решения проблемы

Требует высокой квалификации составителя анкет. Основывается на субъективном мнении опрашиваемых

Фотография рабочего времени

При условии предварительного изучения содержания труда

Большая, чем при само- фотографии, точность результатов. Может использоваться для контроля данных, полученных другими методами

Неэкономичен. Большая трудоемкость проведения. Оказывает неудовлетворительное воздействие на работников

Самофотография рабочего времени (без перечня элементов труда)

При начальном изучении организации труда.

При одновременном изучении содержания труда и структуры затрат рабочего времени. При небольших масштабах исследования с элементами анкетного опроса

Экономичен

Сложность в группировке и обработке данных. Недостаточная точность результатов. Не выявляет полностью потерь рабочего времени по вине работника

Самофотография рабочего времени (с перечнем элементов труда)

При условии предварительного изучения содержания труда. При значительных масштабах исследования

Нетрудоемок, экономичен, удобен при обработке данных

Недостаточная точность результатов. Не выявляет полностью потерь рабочего времени по вине работника

Метод моментных наблюдений

Применяется как выборочный метод при массовых наблюдениях. Целесообразно предварительное изучение организации труда другими методами. Применяется как метод контроля результатов, полученных другими методами

Достаточная точность результатов. Экономичен

Требует высокой квалификации наблюдателей

Кроме того, в отдельных случаях в этих целях используют:

  • - хронометраж, при котором изучается элемент процесса, циклически повторяющегося. Применяется при изучении передовых методов и приемов труда, для проверки действующих норм или разработки новых;
  • - метод упрощенных наблюдений, состоящий в фиксировании времени, затрачиваемого служащим на обработку определенного вида документов. Документы должны быть средними по сложности, а условия работы - близкими к обычным. Наблюдения производятся в течение 30-40 мин, чтобы время, затрачиваемое на подготовку и окончание операции, не повлияло на время выполнения операций.

Большое значение при проведении исследований методами “фотография рабочего времени” и “самофотография рабочего времени” имеет обоснованная группировка баланса рабочего времени, которой может быть, к примеру, следующая:

  • - изучение проблем и выработка решений;
  • - разработка планов и мероприятий;
  • - подготовка и проведение совещаний;
  • - руководство людьми (распределение заданий, консультирование, разрешение конфликтов и т. д.);
  • - подготовка и издание приказов и распоряжений;
  • - телефонные разговоры;
  • - прием посетителей;
  • - ознакомление с корреспонденцией.

На основе обобщения данных, полученных из анкет, листов фотографий и самофотографий за весь период проведения исследования, следует составлять таблицы затрат рабочего времени по должностям или другим признакам (в зависимости от цели исследования). После анализа этих данных разрабатываются мероприятия по совершенствованию организации труда и устранению выявленных недостатков.

Эффективность предприятия определяется его организацией (структура, полномочия, права и обязанности, организационные положения и регламенты) и его системой управления (целеполагание, планирование, мониторинг, учет, подготовка управленческих решений, корректирующие и предупреждающие действия). Однако эффективность предприятия оценивается не тем, как построена организация и система управления, а тем, какие результаты достигнуты и какие объективные прогнозы имеются на перспективу.

В этом сложность создания эффективной организации и эффективной структуры и системы управления. И это определяет необходимость привлечения консалтинговых организационно-управленческих услуг при построении эффективного предприятия. Невозможно просто взять известные принципы управления и организации и получить эффективное решение. Необходимо идти от поставленной предприятию цели, на каждом шаге обеспечивая максимальную эффективность предприятия:

Поставленная цель >> частные цели деятельности >> принятые политики достижения поставленных целей >> структура, обеспечивающая достижение частных целей >> программы достижения частных целей и их реализация >> достигнутая цель .

При этом, отметим, все указанные шаги - это стратегия предприятия. "Стратегия, - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей" (Альфред Чандлер). "Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики" (Джеймс Куинн).


Таким образом, эффективная структура разрабатывается в процессе разработки стратегии, она в центре стратегии. Стратегия (поставленные частные цели, принятые политики) определяет структуру, но в тоже время, и структура оказывает влияние на стратегию, поскольку частные цели должны ложиться на конкретные структурные подразделения, которые могут строиться только по определенным принципам – принципам организационной структуры. Можно отметить четыре таких принципа, определяющих структуру предприятия:

1. Принятый диапазон управления
2. Принятый принцип группировки структурных подразделений
3. Принятый принцип делегирования полномочий и децентрализации
4. Принятый принцип аутсорсинга

1. Диапазон управления определяет число подчиненных подразделений (на нижнем уровне – число подчиненных сотрудников). На многих наших предприятиях этот диапазон находится в диапазоне 4-9, а иногда и ниже отмеченной нижней границы. Оптимальное же значение находится в диапазоне 7-11. Соответственно и частные цели должны оптимально группироваться в 7-11 групп, по группе на каждое подчиненное структурное структурное подразделение.

2. Принципы группировки. Структурные подразделения могут группироваться по разным принципам: функциональному, продуктовому, территориальному, потребительскому, и т.д. Например, предприятие может принять политику выпуска бюджетной продукции (эконом-класса), продукции с оптимальным соотношением цена-качество (бюджетного-класса) или политику выпуска дорогой, но высококачественной продукции (премиум класса), и эти принципы определяет конкретную применяемую структуру. При этом всегда существуют и административные подразделения: бухгалтерия, секретариат, финансовые и экономические, административно-хозяйственные, не зависящие от данной политики.

2.1. Бюджетная продукция выпускается с максимальным разделением труда, когда каждое подразделение выполняет свою функцию в производственной цепочке: маркетинг, разработка, производство, реализация. Это линейная функциональная организационная структура (Рис. 1). Благодаря разделению труда по функциям (операциям) продукция имеет наименьшую себестоимость, но при этом каждое подразделение отвечает только за свою операцию, и ни одно подразделение не отвечает за конечный результат, трудно понять, какое подразделение ответственно за обнаруженные недостатки продукции, поэтому это продукция не самого высокого качества.

Рисунок 1. Линейная функциональная организационная структура

2.2. Продукция высшего ценового сегмента
Требование высокого качества продукции требует уже не разделения труда по функциональным подразделениям, где каждое подразделение выполняет определенную функцию по всем выпускаемым продуктам, разделения труда по видам продукции, где каждое подразделение выполняет все функции по выпуску своего продукта. Это приводит к большей себестоимости, но, поскольку продукт выпускается в одном подразделении, которое полностью за него отвечает, качество продукции выше.

Это линейная продуктовая организационная структура (Рис. 1).

Рисунок 2. Линейная продуктовая организационная структура

2.3. Продукция с оптимальным соотношением цена-качество.

Для того, чтобы сочетать достоинства функциональной и продуктовых структур, была создана матричная организационная структура, в которой присутствуют и продуктовые, и функциональные подразделения, причем функциональные подразделения находятся под двойным управлением: административным со стороны руководителя, и техническим со стороны продуктового подразделения (Рис.3 а) или производственные подразделения (в данном случае рестораны) находятся под двойным управлением (Рис. 3 б).

Рисунок 3. Матричные организационные структура

3. Делегирование полномочий и децентрализация

3.1. Вертикальная децентрализация осуществляется в дивизиональной организационная структуре, и сетевая организационной структуре. По своему виду эти структуры ничем не отличаются соответственно от линейной продуктовой структуры (Рис. 1), матричной организационной структуры (Рис. 3 б). Различие только в том, что линейные продуктовые подразделения в первом случае, и рестораны – во втором, имеют существенную самостоятельность и подчиняются руководителю только по заданному узкому кругу вопросов. Вне рамок этих вопросов они работают самостоятельно.

3.2. Горизонтальная децентрализация – это дополнительные горизонтальные связи управления в линейных структурах. Например, когда коммерческая служба дает дневные планы технической службе (производству) без утверждения генеральным директором, если, конечно, они не выходят за заданные рамки (горизонтальная линия 6 на рис. 4).

Рисунок 4. Линейная организационная структура с горизонтальными управляющими связями


4. Аутсорсинг

Термин «аутсорсинг» (от англ. «outsourcing») дословно переводится как использование чужих ресурсов. Иными словами, аутсорсинг – это передача на договорной основе непрофильных функций другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами. Таким образом, аутсорсинг – это политика, которая позволяет оптимизировать деятельность предприятия за счет сосредоточения деятельности на главном направлении, где они имеет основные компетенции и опыт, и передачу на аутсорсинг непрофильных направлений, в которых предприятие не может иметь требуемых высоких компетенций и опыта, или их приобретение и поддержка обойдутся предприятию очень дорого, и снизят его эффективность.

Например, во многих предприятиях уже отсутствуют ИТ-подразделения, юридические, охраны, и т.д. Крупные предприятия реализуют продукцию только оптовыми партиями, и не имеют розничных подразделений. Аутсорсинг позволяет сократить число структурных подразделений, сократить усилия руководства на руководство непрофильными направлениями, сосредоточить все компетенции предприятия на его основном направлении – выпуске и реализации продукции. Одно из направлений аутсорсинга – это аутсорсинг в области консультационных услуг.

Наша компания предоставляет услуги по разработке оптимальной организационной структуры предприятия и всей сопутствующей организационной документации (положения о подразделениях, должностные инструкции, регламенты взаимодействия подразделений), обеспечивающей его максимальную эффективность.