Социология. Фролов С.С.

3-е изд., доп. - М.: 2000. - 344 с.

В книге рассматриваются основные понятия и концепции социологии, которые дают представление о социальных структурах и процессах, происходящих в обществе, о целях и задачах социологии, способствуют формированию целостного образа окружающего социального мира. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, специалистов, применяющих социологические знания в области управления.

Формат: doc (2000 , 344 с.)

Размер: 2 ,5 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

Формат: doc / zip (1994 , 256с.)

Размер: 496 Кб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРА 5
ГЛАВА 1 7
СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО 7
1.1. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ 7
1.2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ 12
ГЛАВА 2 16
ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 16
2.1 СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ 16
2.2 ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ 20
2.3 ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 22
ГЛАВА 3 26
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО 26
3.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРА 26
3.2. КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ 28
3.3. КУЛЬТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И КОМПЛЕКСЫ 32
3.4. ВОСПРИЯТИЕ КУЛЬТУРЫ ЧЛЕНАМИ ОБЩЕСТВА 34
3.5. РАЗВИТИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ 36
ГЛАВА 4 45
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ 45
4.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 45
4.2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 47
ГЛАВА 5 52
СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ 52
5.1. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ РОЛЯМ 52
5.2. ПРЕДПИСАННЫЕ И ДОСТИГАЕМЫЕ СТАТУСЫ 53
5.3. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ 57
ГЛАВА 6 61
КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ 61
6.1. ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ 61
6.2. ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ 63
ГЛАВА 7 72
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕРВИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ 72
7.1. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ 72
7.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 74
ГЛАВА 8 78
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 78
8.1. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБМЕН ЦЕННОСТЯМИ 78
8.2. ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И ВЛАСТИ 81
ГЛАВА 9 90
СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ 90
9.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ» 90
9.2 ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ 91
9.3. ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА 94
9.4. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ 96
9.5. ИНСТИТУТ СЕМЬИ 101
ГЛАВА 10 107
ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 107
10.1. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА» 107
10. 2. ВИДЫ КВАЗИГРУПП 109
ГЛАВА 11 114
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП ПО ПРИЗНАКУ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К НИМ ИНДИВИДА 114
11.1. РАЗДЕЛЕНИЕ ГРУПП ПО ПРИЗНАКУ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К НИМ ИНДИВИДА 114
11. 2. ГРУППЫ, РАЗДЕЛЯЕМЫЕ ПО ХАРАКТЕРУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИХ ЧЛЕНАМИ 117
11. 3. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА 119
ГЛАВА 12 123
СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 123
12.1. ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ 123
12. 2. ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ 129
ГЛАВА 13 134
КЛАССЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ 134
13.1. БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА 134
13.2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 140
13.3. СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ 143
ГЛАВА 14 149
КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МАССОВОМ ОБЩЕСТВЕ 149
14.1. СУЩНОСТЬ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 149
14.2. МАССОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ 152
14.3. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ 155
ГЛАВА 15 160
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 160
15.1. СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 160
15.2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 163
ГЛАВА 16 170
СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 170
16.1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ 170
16.2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ 175
16. 3. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 178
ГЛАВА 17 183
ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 183
17.1. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ И МЕХАНИЗМ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 183
17.2. ПОСЛЕДСТВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 187
17.3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 189
17.4. ПРОЦЕСС МИГРАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ 191
ГЛАВА 18 193
СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ 193
18.1. СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА 193
18.2. ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТА 201
КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 206
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 212

Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит ею в условия неопределенности, когда Сложно про вести оценку ситуации и сделать правильный выбор.
Такое положение современного человека - это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения. Важным шагом в этом направлении можно считать введение социологии в качестве обязательного предмета в системе высшего образования.
Среди поведенческих наук социология выделяется сложностью предмета изучения, огромным объемом изучаемого материала, что связано в первую очередь со сложностью исследуемого объекта - современного общества. По этой причине для изучающих социологию важно, прежде всего, знать основные положения, концепции и определения, которые составляют каркас этой науки. Эти знания в дальнейшем помогут будущим специалистам в различных областях деятельности, ориентированных на взаимодействие с социальными группами, организациями и отдельными личностями, так как обеспечивают -
– более глубокое проникновение в мир социальных отношений, что практически дает возможность управлять человеческим поведением, уметь применять власть, гасить конфликты, проводить реформы и инновации в организациях и т.д.;
– возможность взглянуть на окружающие нас явления с других позиций, увидеть многообразие окружающего социального мира. При этом открываются новые альтернативы, Новые возможности для принятия жизненно важных решений;
– понимание взаимосвязи социологии с другими науками, их значения в жизни общества.
Изложение материала соответствует классической схеме: структуру содержание и принципы социологии; культура общества как необходимое условие существования и развития социальных структур; личность и общество; социальные связи, вовлекающие отдельных личностей в социальные общности; социальные общности - от простейших социальных образований до сложных и разнородных социальных классов и слоев; социальные процессы, представляющие социальные структуры в динамике, развитии.
Указанная последовательность изложения позволяет рассмотреть практически все основные области, составляющие предмет социологии. Не претендуя на полный охват всех проблем социологии мы тем не менее надеемся что изучение данного материала позволит составить целостное представление о главных направлениях социологического знания. Однако в процессе преподавания полного курса социологии данную книгу следует применять вместе с учебниками по методике и технике социологических исследований, что позволит соединить знание общих проблем социологии с умением получать и обрабатывать конкретную социологическую информацию.
Учебный материал, легший в основу данной книги, составлен на базе значительного количества зарубежных и отечественных учебников и -монографий, статей и материалов социологических исследований; кроме того, здесь отражены разработки, выполненные лично автором.

Аверин А.Н. Социальное управление: Опыт философского анализа. М., 1984.

Агашин Ю.А. Стоит сказать - политика. Право. Мораль. М., 1982.

Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

Андреев Ю.П., Коршевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, контроль. Свердловск, 1989.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

Антипина Г.С. Отметим, что теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982.

Арон Р. Кстати, этапы развития социологической мысли. М., 1983.

Баталов Э.Я. Философия бунта. М., 1973.

Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.

Берн Э. Игры, в кᴏᴛᴏᴩые играют люди. М., 1988.

Библер B.C. Культура. Диалог культур //Вопр. философии. 1989. № 6.

Блауберг И.Г., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М„ 1973.

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М„ 1978.

Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе: Отметим, что теоретическое направление. М., 1978.

Бородкин Ф.М. Ценностный фундамент организационных конфликтов в социалистическом обществе // Экономическая социология и перестройка. М„ 1989.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Буржуазная социология на исходе XX века (Критика новейших тенденций) М„ 1986.

Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Веблен Т. Отметим, что теория праздного класса. М., 1984.

Витаньи И. Общество, культура, социология. М., 1984.

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 3 т. М., 1983.

Вятр Е. Социология политических отношений, М., 1979.

Гайденко П.П„ Давыдов Ю.Н. История и рациональность (Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс) М., 1991.

Гайденко П.П„ Давыдов Ю.Н. Проблема бюрократии у Макса Вебера // Вопр. философии. 1991. № 3.

Гвишиани Д.М. Организация и управление. М„ 1972.

Генисаретский О.И., Щедровицкий Г.П. Деятельность проектирования и социальная система. Отметим, что техническая эстетика // Труды ВНИИПЭ. М., 1990. Вып. 61.

Графский В.Г. Государство и технократия: Историко-критическое иссле-дование. М., 1981.

Грушин В.А. Мнение о мире и мир мнений. М„ 1967.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.

Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М., 1976.

Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977.

Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М., 1980.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому. СПб., 1889.

Диллигентский Г.Г. В поисках смысла и цели. М., 1986.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Важно заметить, что одесса, 1900.

Дюркгейм Э. Социология и теория познания; Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.

Заславская Т.Н., Корель Л.В. Миграция населения между городом и селом // Социология в СССР. М„ 1966. Т. 2.

Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.

Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР, М., 1966. Т. 2.

Зейгарник Б.В. Отметим, что теория личности Курта Левина. М., 1981.

Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.

Кайтуков В.М. Эволюция диктата (опыты психофизического исследования) М., 1991.

Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.

Келле В.Ж. Наука как компонент социальной культуры. М., 1988.

Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.

Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

Кондратьев Н.Д.
Стоит отметить, что основные проблемы экономической статики и динамики (предварительный эскиз) // Социологос. М., 1991.

Коробейников B.C. Пирамида мнений. М., 1981.

Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М„ 1989.

Кривцун О.А. Актуализация художественного наследия и проблема культурной преемственности // Отметим, что теории, школы, концепции. М., 1990.

Культура, человек и картина мира. М., 1987.

Лапин Н.И. Проблемы социологического анализа организованных систем // Вопр. философии. 1974. № 7.

Лапин Н.И. Тяжкие годы России (Перелом истории, кризис, ценности, перспективы)// Мир России. 1992. № 1.

Левада Ю.А. Лекции по социологии. М., 1969.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.

Лефевр В. Конфликтующие структуры. М., 1967.

Макаров С.Ф. Разрешение конфликта // ЭКО. 1989. № 7.

Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

Манаев О.Г. Включенность личности в сферу влияния средств массовой информации // Социол. исслед. 1984. № 4.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 5, 6, 23.

Межуев В.М. Культура и история. М., 1977.

Мелибруда Е. Я - Ты - Мы. М., 1986.

Мескон М, Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1984.

Московиси С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология: Отметим, что тексты. М., 1984.

Мур Э.М. Наше преступное общество. М., 1977.

Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.

Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР.М.. 1965. Т. 1.

Осипов Г.В. Социология и социализм. М., 1990.

Осипов Г.В. Отметим, что теория и практика социологических исследований в СССР. М.,1979.

Основы научного управления социально-экономическими процессами. М., 1989.

Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сборник. М., 1989.

Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973.

Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992.

Пригожин А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия. М., 1989.

Пригожин А.И. Организации: Системы и люди. 1983.

Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980.

Психологическая теория коллектива. М., 1979.

50/50: Опыт словаря нового мышления. М., 1989.

Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992.

Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988.

Руткевич М.Н., Филиппов Ф.Р. Социальные перемещения. М., 1970.

Рывкина Р.В. Советская социология и теория социальной страти-фикации // Постижение: Социология. Социальная политика. Экономи-ческая реформа. М., 1989.

Сиренко В.Ф. Интересы-власть-управление. Киев, 1991.

Смелезер Н. Социология// Социол. исслед. 1990-1991.

Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Социология. М., 1990.

Социология и современность: В 2 т. М., 1977.

Социология как предмет специального научного исследования: Сб. ст. М.. 1992.

Социология общественных движений: концептуальные модели 1989-1990. СПб., 1990.

Социология: Словарь-справочник. М., 1990. Т. 1-3.

Стариков Е.Н. Маргиналы //В человеческом измерении. М., 1989.

Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы в социальном контексте // Общение и оптимизация общественной деятельности.
М., 1987.

Отметим, что тернвр Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

Тичи Н.,Деванна М. Лидеры реорганизации. М., 1990.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М., 1991.

Тэрнер В. Символ и ритуал. М„ 1983.

Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990.

Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. М., 1989.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 1992.

Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989.

Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.

Фрейд 3. "Я" и "Важно понимать - оно": Труды разных лет. Тбилиси, 1991.

Фромм Э. Бегство от ϲʙᴏбоды. М., 1986.

Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопр. философии. 1989. № 2.

Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

Хейзинга Я. Человек играющий: В тени завтрашнего дня. М., 1992.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. М., 1986.

Шибутани Т. Социальная психология. М., 1967.

Шкаратан О.И. Промышленное предприятие. М., 1978.

Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного исследования. М„ 1978.

Щепачьский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К. Бабурина. Л., 1985.

Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Материал опубликован на http://сайт
М., 1978.

Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности. Социальная психология. Л., 1979.

Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. М., 1987.

Ahercrobie N., Hill S. Dictionary of sociology. Harmondsworth, 1984.

Allport G. The nature of prejudice. Cambridge, 1954.

Bales R. Interaction process analysis: A method for the study of small groups. Cambridge, 1950.

Barnard С. The functions of the executive. Cambridge, 1938.

Becker H. Systematic sociology. N.Y., 1950.

Becker H. Outsiders: Studies in the sociology of deviance. Glencoe (111.), 1963.

Berstein В. Class, codes and control. L„ 1977.

Blau P. Exchange and power in social life. N.Y., 1964.

Blau P. Inequality and heterogeneity. N.Y., 1977.

Blau P., Scott W. Formal organizations: A comparative approach. San Francisco, 1963.

Blumer H. Symbolic interactionism - perspective or method. N.Y., 1969.

Bogardus E. A social distance scale // Sociology and social research. L., 1958.

Bourdon R., BourrcandF. A critical dictionary of sociology. Routledge. 1989.

Burkly W. Sociology and modem systems theory. Oxford, 1967.

Calvin A., Holtcman W. Adjustment to the discrepancy between self-concept and the inferred self// J. Consulting Psychiatry. 1953.

Child J. Organization: A guide to problems and practice. N.Y., 1985.

Coser L. The functions of social conflict. N.Y„ 1956.

Cooly С . Human nature and social order. N.Y., 1962.

Crazier M. The bureaucratic phenomenon. L., 1964.

Cuber J. Marginal church participant. Chicago, 1962.

Dahl R. Polyarchy. New Haven (Conn.), 1985.

Dahrendorf R. Class and class conflict m industrial society. L., 1959.

Davis K. Human society. N.Y., 1948.

Dowse R:, HughesJ. Political sociology. L., 1972.

Dubois C. The peoples of alor. Minneapolis, 1944.

Edwards L., Brinton C. The anatomy of revolution. N.Y., 1959.

Elias N. What is sociology? L., 1970.

Etzioni A. The comrarative analysis of complex organizations. N.Y., 1961.

Feyerabend P. Farewall to reason. L., 1987.

French J., Raven B. The bases of social power // Group dynamics: Research and theory. L., 1960.

Fried M. The evolution of political society. N.Y., 1967.

Fromm E. Individual and social origins of neurosis // Amer. Sociol. Rev. 1944, N9.

Gerth H., Mills C. Character and social structure. L., 1953.

Giddens A. Sociology. Cambridge, 1989.

Gillin J. The way of men. N.Y., 1948.

Closer B., Strauss A. The discovery of grounded theory. L., 1953.

Goffman E. Strategic interaction. Philadelphia, 1969.

GouldnerA. For sociology. L., 1973.

HabermasJ. Towards a rational society. L., 1971.

Hatter A. Significant others // Amer. Sociol. Rev., 1953. N 2.

Heberle R. Social movements. N.Y., 1970.

Herckovitz M. Man and his work. N.Y., 1964.

Hoebel E. Man in the primitive world. N.Y., 1949.

Hoffer E. The true believer. N.Y., 1963.

Homans G. Contemporary theory in sociology // Handbook of modem sociology. Chicago, 1964.

Horton P., Hunt C. Sociology. Sydney. 1976.

International encyclopedia of the social sciences. N.Y., 1968.

Johnson H. Sociology: A systematic introduction. N.Y., 1960.

Katz F. Autonomy and organization: The limits of social control. N.Y., 1968.

Kornhauser W. The politics of mass society. N.Y., 1959.

Kuo Z. Genesis of cat"s responses in rats // J. Comparative Psychol. 1951.

Kuper A. The social science encyclopedia. L., 1989.

Lasswell H., Kaplan A. Power and society: A framework for political inquiry. N.Y., 1963.

LeavittH. Handbook of organizations. Chicago, 1965.

Le Ban G. The crowd. N.Y., 1960.

Lemert E. Social pathology. N.Y., 1961.

Lenski G., LenskiJ. Human societies. N.Y., 1970.

Lewin K. Field theory m social science. N.Y., 1951.

Upset S. Political sociology. N.Y., 1959.

Mann M. The sources of social power. Cambridge, 1986.

March J., Simon H. Organizations. N.Y., 1958.

Mead G. Mind, self and society. Chicago, 1934.

Merlon R. Social theory and social structure. Glencoe, 1968.

Mills C. The sociological imagination. N.Y., 1964.

Moreno J. Psychodrama. N.Y., 1969.

Morgan D. Social theory and the family. L., 1975.

Nadel S. The theory of social structure. L., 1957.

Ogburn W. On culture and social change: Selected papers. Chicago, 1964.

Park R., Burgess E. Introduction to the science of sociology. Chicago, 1924.

Parsons T. The structure of social action. Glencoe, 1949.

Parsons T. The social system. L., 1951.

Perrow C. Complex organizations: A critical essay. Illinois, 1979.

Rabhie J.. Horwitz M. The arousal of ingroup-outgroup bias by chance win or loss ; // J. Social Psychol. 1969. Vol. 13.

RexJ. Key problems of sociological theory. L., 1973.

RexJ. Discovering sociology. L., 1961.

Ritzer G. Sociological theory. N.Y., 1988.

Robertson V. Sociology. Glencoe, 1986.

Roebuck J; Spray L. The cocktail lounge: A study in heterosexual relations in public organization// Amer. J. Sociol. 1967. Jan.

Sheldon W. Varieties of delinquent younth. N.Y., 1949.

SherifM., SherifC. Groups in harmony and tension. N.Y., 1954.

Simmel G. Conflict. Chicago, 1955.

Skinner B. Walden II. N.Y., 1948.

Smelser N. Theory of collective behaviour. N.Y., 1966.

Stephan W. Stereotyping: Role ofoutgroup differences. N.Y., 1977.

Stockdale J. The society for the study of social problems. Wash. (D.C.), 1970.

Staffer S. Communism, conformity and civil problems. Wash. (D.C.), 1970.

Summer W. Folkways. Boston, 1949,

Thompson P., McHugh D. Work organizations. L., 1990.

Trevor-Roper H. Stereotypes and the civil wars // New York Mag. 1961. Sept. 17.

Tumin M. Same unapplanded consequences of social mobility // Social forces. Chicago, 1957.

Turner R. Collective behavior. N.Y., 1957.

Turton R. Behavior in business context. Oxford, 1991.

Tyiar E. Primitive culture. N.Y., 1958.

Warner L., Lunt P. The social life of a modern community. New Haven (Conn.), 1986.

Главная > Учебник

Фролов С.С

Социология.

Учебник для вузов

Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с. Рассматриваются основные понятия и концепции социологии, которые дают представление о социальных структурах и процессах, происходящих в обществе, целях и задачах социологии, способствуют формированию целостного образа окружающего социального мира. Предлагаемый материал является результатом обобщения идей и концепций многих отечественных и зарубежных учебников, монографий, а также идей и разработок, выполненных автором. Материал представлен в доступной для изучения форме. Для студентов высших учебных заведений.

Предисловие Раздел I. СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА Глава 1. Открытие социологии как научной дисциплины

    § 1. Возникновение социологии как науки § 2. Объект и предмет социологии
Глава 2. Структура социологического звания
    § 1. Получение научного знания об обществе § 2. Социальные законы § 3. Уровни социологического знания
Раздел II. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ Глава 1. Содержание культуры
    § 1. Определение понятия "культура" § 2. Культура и система норм § 3. Структура культуры § 4. Формы проявления культуры в жизни человека § 5. Происхождение, развитие и распространение культуры
Глава 2. Личность и общество
    § 1. Основные факторы развития личности § 2. Социализация личности
Глава 3. Социальные роли и личность
    § 1. Процесс обучения ролям § 2. Предписанные и достигаемые статусы § 3. Ролевое напряженние и ролевой конфликт
Глава 4. Социальный контроль и социальные отклонения
    § 1. Социальный контроль § 2. Отклоняющееся (девиантное) поведение
Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ Глава 1. Формирование социальных взаимосвязей Глава 2. Социальные отношения
    § 1. Формирование социальных отношений § 2. Социальные отношения зависимости и власти
Глава 3. Социальные институты
    § 1. Определение понятия "институт" § 2. Процесс институционализации и развитие институтов § 3. Институциональные признаки § 4. Институциональные функции и особенности социальных институтов § 5. Институт семьи
Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ Глава 1. Возникновение социальных групп
    § 1. Что такое социальная группа § 2. Квазигруппы
Глава 2. Виды социальных групп
    § 1. Группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов § 2. Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами § 3. Групповая динамика
Глава 3. Социальные организации Раздел V. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Глава 1. Социальные и культурные изменения и социальные процессы Глава 2. Социальные движения
    § 1. Природа социальных движений § 2. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений § 3. Личностная восприимчивость к социальным движениям
Глава 3. Социальная мобильность
    § 1. Природа социальной мобильности § 2. Проблемы социальной мобильности § 3. Индивид и социальная мобильность § 4. Миграция
Глава 4. Социальные конфликты
    § 1. Этапы протекания конфликта § 2. Характеристики конфликта
Словарь ключевых социологических терминов Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

Представляя вниманию читателей этот экспериментальный учебник, автор прежде всего хотел бы, чтобы студенты, впервые изучающие комплекс общественных наук, открыли для себя одну из самых молодых и содержательных наук об обществе - социологию. При этом они должны освободиться от тех представлений об этой науке, которые, хотя и общеприняты, но не соответствуют действительности. Обычно слово "социология" ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению во многом способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах высказавших свое мнение относительно того или иного события, признания или непризнания политического деятеля или об удовлетворенности либо неудовлетворенности условиями существования. При сведении социологии к проведению опросов сознательно упрощается ее глубокое содержание и не оставляется ей права быть наукой. Судить о социологии только как об опросах общественного мнения- значит уподобляться тем, кто сводит всю радиоэлектронику к работе осциллографа. Конечно, опросы - важный инструмент исследования в социологии, однако основной задачей ученых-социологов следует считать анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальных групп и институтов. Какие же основные цели преследует данный учебник? Первая и наиболее важная цель - сделать так, чтобы читатели смогли под новым углом зрения, в новом свете увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом должно сложиться социологическое видение окружающей действительности, возникнуть интерес к изучению социальных проблем. Вторая цель - культивирование у студентов навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам без налета этноцентризма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления. Объективность изложения, отсутствие политической подоплеки, искажающей реальные события, - вот к чему стремился автор. Третьей целью можно считать попытку в простой и доступной форме изложить основные понятия и концепции об окружающем нас мире людей и их взаимоотношениях. В этой книге можно найти ответы на такие, например, вопросы: что такое власть, почему люди объединяются в группы, что представляют собой социальные институты, как происходят изменения в обществе. Ответы на подобные вопросы позволят легче ориентироваться в сложном, полном проблем социальном мире, принимать ответственные решения, планировать свои действия. Насколько успешно достигнуты все эти цели, судить читателю. В учебнике нет обильного цитирования различных литературных источников, которое, по нашему мнению, создает неразбериху и не способствует четкой логике изложения материала. Однако все изложение явилось результатом проработки многочисленных монографий, статей учебников по социологии как отечественных, так и зарубежных авторов. Кроме того, в учебник включены многочисленные разработки, сделанные лично его автором в процессе преподавания курса социологии в Государственной академии управления. Особенно это касается тех глав, в которых говорится о социальных институтах, социальных отношениях, социальных процессах, конфликтах и т.д. Можно надеяться, что читатели получат представление о социологии как о сложившейся науке, в которой существует логически обоснованная система четких определений, концепций и постулатов. Автор далек от убеждения, что представленный материал полностью охватывает все области социологии и все существующие в я проблемы. Однако несомненно, что основные понятия и категории социологии нашли здесь свое отражение. Это дает возможное надеяться, что данное издание окажется удобным для усвоения студентами учебного курса и полезным преподавателям для paзpaбoтки учебных программ и лекций по социологии.

Раздел I СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Глава 1 ОТКРЫТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

§ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует: Подобно тому как математика - наука, во многом построенная на абстракциях, начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов, так и истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов - в мудрых, с философским подтекстом советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мао-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой и т.д. Индийские тексты "Махабхараты" определяют, в частности, порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.

Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Такие работы Платона, как "Государство" или "Законы", а также "Политика" Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логико-понятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира.

Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которых безусловно можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Николо Макиавелли, Мишель Монтень - вот далеко полный перечень великих средневековых ученых, поднимавших проб. мы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек такой системе мироздания играл весьма незначительную роль.

Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеций, Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создав механическую, рациональную модель общества, они выдел: отдельного человека как независимого субъекта, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.

В этот период итальянский философ Джамбаттиста Вико (16 1744) попытался создать основу новой науки об обществе, разработал схему "движения наций". Эта попытка осталась тогда единствен! В основном все исследования в этой области характеризовались от вечностью, несистематичностью, в связи с чем нельзя сказать возникновении в то время социологии как науки. Анализ общее поведения человека в группе, вопросов неоднородности и неравен* не привлекал достаточного внимания исследователей, и достижения в области изучения общественных явлений были незначительным сравнению с успехами в других областях научной деятельно Почему же наблюдалось такое отставание в изучении обществе явлений?

Можно назвать несколько причин этого, заключавшихся в подходах к изучению социальных проблем.

Во-первых, долгое время считалось, что каждый человек, наделенный сознанием, обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь Божественным провидением. Согласно этому мнению, человек в любой момент по собственной прихоти может изменять поведение, общество, в котором он живет, законы и обычаи, существующие в государстве устанавливать справедливый порядок, если это не расходится с Божественной волей. Человек свободен как птица, а разве есть возможность научного изучения траектории и направления ее полета?

Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободно лей, но и разумом и способностью к обучению. Из этого бесспорного обстоятельства делался вывод о том, что самое главное - научить людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а также дать им наилучшую модель устройства общества. Люди, освоившие высшие ценности культуры и поведения, осознают всю необходимость наилучшей модели, устроят свою жизнь в соответствии с ней и установят наилучший социальный порядок и благоденствие С точки зрения науки в этом случае интересны только два момента: определение оптимальных путей просвещения, распространения высокой культуры, а также разработка наилучшего кодекса человеческого поведения и разумного государственного устройства.

Такие или подобные им достаточно наивные взгляды на общество и человека господствовали в научном мире довольно долго, до тех пор пока усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций, развитие различных сфер человеческой жизни не выдвинуло вопросов практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями, создания действующих организаций, гашения возникающих социальных конфликтов и др. Жизнь потребовала научной разработки этих насущных проблем. При этом выяснилось, что человек в обществе, несмотря на обладание сознанием и волей, имеет ограниченный выбор типа поведения. Действия других людей или просто их присутствие, рамки приличия, морали и законов, сложившиеся структуры власти, религиозные верования - все это ограничивает возможности проявления "свободной воли" человека и делает его поведение в значительной степени схожим с поведением членов социальной группы или общества, к которому он принадлежит. Люди сами ограничивают свое поведение в ходе совместной жизни, подавляя природные инстинкты. Обычаи, мораль и законы, необходимые для повседневной жизни и соблюдения порядка, возникают и закрепляются в обществе исходя из их полезности для всеобщего блага.

Эти ограничения создаются бессознательно в ходе повседневной практики, и люди, как правило, не замечают возникновения новых ограничений или отмирания старых до тех пор, пока это не становится свершившимся фактом. Ограничение выбора поведения отдельного человека со стороны группы или общества исключает спонтанность человеческого поведения, поступки и действия людей с усложнением социальных связей становятся все более упорядоченными, в них появляется повторяемость, закономерность. Это означает, что социальное поведение становится в известной степени предсказуемым. Появляется возможность для научного анализа вопросов взаимодействия индивидов, групп, различного рода социальных отношений.

Конечно, люди не могут быть полностью ограничены рамками мора ли, они способны сознательно приспосабливаться к моральным нормам, видоизменять или избегать их. Другими словами, следует учитывать активность людей и некоторую возможность выбора ими новых форм отношений и взаимодействий. Существование такого выбора и активность людей приводят к постоянному изменению и развитию социальных отношений и культурных форм, которые выражаются в социальных процессах, также поддающихся изучению.

Что касается точки зрения о "волевом и сознательном" переустройстве мира, то сейчас очевидна ее несостоятельность. Иисус Христос предложил человечеству наилучший моральный кодекс, основанный на их любви к ближним, справедливости, бескорыстии и равенстве. Однако с оказалось, что люди не могут справиться с такой вечной проблемой, как социальное неравенство, и даже если они действительно стремятся ко всеобщей любви и справедливости, то прежде всего осуществляют эти принципы в отношении индивидов своей группы, будь то семья, замкнутый социальный слой или класс. Все благородные порывы разбиваются о естественную эгоистичность людей, видящих в своей группе центр вселенной и игнорирующих нужды и потребности других людей, других групп. Таким же образом люди игнорируют и утопические "разумные" типы государственного устройства со всеобщим равенством, придерживаясь традиционных культурных норм и ценностей. Любые привнесенные извне схемы, отвергающиеся традицией, расцениваются как угроза культуре, культурному генофонду общества и отбрасываются либо сразу, либо через какое-то время. Следовательно, необходимо прежде всего подвергнуть научному анализу существующие социальные структуры, культурные образцы, взаимосвязи между членами общества, а затем уже на основе научного предвидения их развития осуществлять социальную реорганизацию, не отвергая, а, наоборот, используя сложившиеся формы существования людей и устанавливая необходимый социальный порядок.

Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Человечество пришло к укрощению и использованию силы пара, открытию электричества, осуществило фундаментальные открытия буквально во всех областях естественных наук, в то время как в изучении человека и его места в обществе, человеческих взаимоотношений наблюдалось бездействие и весьма значительное отставание.

Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе "Курс позитивной философии" (1842). Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Поэтому он, рассматривая проблемы общества и социального поведения, во-первых, поднял на щит девиз "Порядок и прогресс", где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс - как использование знаний об обществе прежде всего для решения конкретных проблем, направленных на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалось отставание от других наук.

Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.

Кроме того, говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал прежде всего необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведения их в нечто целое французский мыслитель предполагал лишь первичное обобщение и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

Классический период развития социологии . Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического "открытия" социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.

Творчество Карла Маркса . Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал массовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).

К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формаций. Все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, на постоянной борьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей.

Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем противоречия накапливаются, что приводит к новым столкновениям, ведущим к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это в конечном счете вызывает глобальный классовый конфликт и появление новой качественной определенности - бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация.

Таким образом, К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

Социология Макса Вебера . Для творчества Макса Вебера (1864-1920), немецкого экономиста, историка и социолога, характерно прежде всего глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пони-манию закономерностей общественного развития. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

Одним из центральных пунктов теории Макса Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых, действуя, стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действий. Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и оставляются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском. Таким образом, осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими, достигая таким путем значительного прогресса во взаимодействии с окружающей средой.

Весьма важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях. Это прежде всего отношения власти. Так как организованное поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления, необходимым условием для осуществления подобных действий являются отношения власти, пронизывающие все социальные структуры. Вебер детально анализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

В теоретических работах Макса Вебера не только достаточно четко был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы для ее развития как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Идеи Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки, он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий.

Идеи Эмиля Дюркгейма . Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций.

В отличие от М. Вебера Э. Дюркгейм считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица долж- ния общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части явятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации. Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин "аномия" служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Э. Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа. Многочисленные последователи создали дюркгеймовскую социологическую школу, и современные социологи справедливо признают Дюркгейма классиком в области социологии.

Подводя итог, можно сказать, что название науки "социология" (буквально - наука об обществе), столь удачно примененное Огюстом Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

Рассматриваются основные понятия и концепции социологии, которые дают представление о социальных структурах и процессах, происходящих в обществе, целях и задачах социологии, способствуют формированию целостного образа окружающего социального мира. Предлагаемый материал является результатом обобщения идей и концепций многих отечественных и зарубежных учебников, монографий, а также идей и разработок, выполненных автором. Материал представлен в доступной для изучения форме.
Для студентов высших учебных заведений.

Формат: doc / zip
Размер: 496 Кб
Скачать

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Раздел I. СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Глава 1. Открытие социологии как научной дисциплины
§ 1. Возникновение социологии как науки
§ 2. Объект и предмет социологии
Глава 2. Структура социологического звания
§ 1. Получение научного знания об обществе
§ 2. Социальные законы
§ 3. Уровни социологического знания
Раздел II. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ
Глава 1. Содержание культуры
§ 1. Определение понятия "культура"
§ 2. Культура и система норм
§ 3. Структура культуры
§ 4. Формы проявления культуры в жизни человека
§ 5. Происхождение, развитие и распространение культуры
Глава 2. Личность и общество
§ 1. Основные факторы развития личности
§ 2. Социализация личности
Глава 3. Социальные роли и личность
§ 1. Процесс обучения ролям
§ 2. Предписанные и достигаемые статусы
§ 3. Ролевое напряженние и ролевой конфликт
Глава 4. Социальный контроль и социальные отклонения
§ 1. Социальный контроль
§ 2. Отклоняющееся (девиантное) поведение
Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
Глава 1. Формирование социальных взаимосвязей
§ 1. Социальные контакты
§ 2. Социальные действия
Глава 2. Социальные отношения
§ 1. Формирование социальных отношений
§ 2. Социальные отношения зависимости и власти
Глава 3. Социальные институты
§ 1. Определение понятия "институт"
§ 2. Процесс институционализации и развитие институтов
§ 3. Институциональные признаки
§ 4. Институциональные функции и особенности социальных институтов
§ 5. Институт семьи
Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Глава 1. Возникновение социальных групп
§ 1. Что такое социальная группа
§ 2. Квазигруппы
Глава 2. Виды социальных групп
§ 1. Группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов
§ 2. Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами
§ 3. Групповая динамика
Глава 3. Социальные организации
§ 1. Определение организации и ее внутренняя структура
§ 2. Управление организациями
Раздел V. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Глава 1. Социальные и культурные изменения и социальные процессы
§ 1. Виды социальных изменений
§ 2. Социальные процессы
Глава 2. Социальные движения
§ 1. Природа социальных движений
§ 2. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений
§ 3. Личностная восприимчивость к социальным движениям
Глава 3. Социальная мобильность
§ 1. Природа социальной мобильности
§ 2. Проблемы социальной мобильности
§ 3. Индивид и социальная мобильность
§ 4. Миграция
Глава 4. Социальные конфликты
§ 1. Этапы протекания конфликта
§ 2. Характеристики конфликта
Словарь ключевых социологических терминов
Литература

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует. Подобно тому, как математика - наука, во многом построенная на абстракциях, начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов, так и истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов - в мудрых, с философским подтекстом советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой и т.д. А индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.

Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логико-понятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира.

Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые безусловно можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень - вот далеко не полный перечень великих средневековых ученых, поднимавших проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл весьма незначительную роль.

Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеций, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создавая механическую, рациональную модель общества, они рассматривают отдельного человека как независимый субъект, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.

В этот период итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668-1744) попытался создать основу новой науки об обществе, разработать схему «движения наций». Эта попытка осталась тогда единственной. В основном все исследования в данной области характеризовались отрывочностью, несистематичностью, поэтому нельзя сказать, что социология как наука возникла в то время. Анализ общества, поведения человека в группе, вопросов неоднородности и неравенства не привлекал достаточного внимания исследователей, и достижения в области изучения общественных явлений были незначительными по сравнению с успехами в других областях научной деятельности. Почему же наблюдалось такое отставание в изучении общественных явлений? Можно назвать несколько причин этого, заключавшихся в подходах к изучению социальных проблем.

Во-первых, долгое время считалось, что каждый человек, наделенный сознанием, обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь Божественным провидением. Согласно этому мнению, человек в любой момент по собственной прихоти может изменять поведение, общество, в котором он живет, законы и обычаи, существующие в государстве, устанавливать справедливый порядок, если это не расходится с Божественной волей. Человек свободен как птица, а разве есть возможность научного изучения траектории и направления ее полета?

Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом, и способностью к обучению. Из этого бесспорно верного обстоятельства делался вывод о том, что самое главное - научить людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а также дать им наилучшую модель устройства общества. Люди, освоившие высшие ценности культуры и поведения, осознают выгоды и необходимость наилучшей модели, а потому могут устроить свою жизнь в соответствии с ней и установить наилучший социальный порядок и благоденствие. С точки зрения науки здесь интересны только два момента: определение оптимальных путей просвещения, распространения высокой культуры, а также разработка наилучшего кодекса человеческого поведения и разумного государственного устройства.

Такие или подобные им, достаточно наивные взгляды на общество и человека господствовали в научном мире довольно долго, до тех пор, пока усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций, развитие различных сфер человеческой жизни не привели к необходимости практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями, создания действующих организаций, гашения возникающих социальных конфликтов и др. Жизнь потребовала научной разработки этих насущных проблем. Однако выяснилось, что человек в обществе, хотя он и обладает сознанием и волей, имеет ограниченный выбор типа поведения. Действия других людей или просто их присутствие, рамки приличия, морали и законов, сложившиеся структуры власти, религиозные верования - все это ограничивает возможности проявления «свободной воли» человека и делает его поведение в значительной степени схожим с поведением членов социальной группы или общества, которому он принадлежит. Люди сами ограничивают свое поведение в ходе совместной жизни, подавляя природные инстинкты. Обычаи, мораль и законы, необходимые для повседневной жизни и соблюдения порядка, возникают и закрепляются в обществе исходя из их полезности для всеобщего блага.

Эти ограничения создаются бессознательно в ходе повседневной практики, и люди, как правило, не замечают возникновения новых ограничений или отмирания старых до тех пор, пока это не становится свершившимся фактом. Ограничение выбора поведения отдельного человека со стороны группы или общества исключает спонтанность человеческого поведения, поступки и действия людей с усложнением социальных связей становятся все более упорядоченными, в них появляется повторяемость, закономерность. Это означает, что социальное поведение становится в известной степени предсказуемым. Появляется возможность для научного анализа вопросов взаимодействия индивидов, групп, различного рода социальных отношений.

Конечно, люди не могут быть полностью ограничены рамками морали, они способны сознательно приспосабливаться к моральным нормам, видоизменять или избегать их. Другими словами, следует учитывать активность людей и некоторую возможность выбора ими новых форм отношений и взаимодействий. Существование такого выбора и активность людей приводят к постоянному изменению и развитию социальных отношений и культурных форм, которые выражаются в социальных процессах, также поддающихся изучению.

Что касается точки зрения о «волевом и сознательном» переустройстве мира, то сейчас очевидна ее несостоятельность. Иисус Христос предложил человечеству наилучший моральный кодекс, основанный на любви к ближним, справедливости, бескорыстии и равенстве. Однако оказалось, что люди не могут справиться с такой вечной проблемой, как социальное неравенство, и даже если они действительно стремятся к всеобщей любви и справедливости, то прежде всего осуществляют эти принципы в отношении индивидов своей группы, будь то семья, замкнутый социальный слой или класс. Все благородные порывы разбиваются о естественную эгоистичность людей, видящих в своей группе центр Вселенной и игнорирующих нужды и потребности других людей, других групп. Таким же образом люди игнорируют и утопические «разумные» типы государственного устройства со всеобщим равенством, придерживаясь традиционных культурных норм и ценностей. Любые привнесенные извне схемы, отвергающиеся традицией, расцениваются как угроза культуре, культурному генофонду общества и отбрасываются либо сразу, либо через какое-то время. Следовательно, необходимо, прежде всего, подвергнуть научному анализу существующие социальные структуры, культурные образцы, взаимосвязи между членами общества, а затем уже на основе научного предвидения их развития осуществлять социальную реорганизацию, не отвергая, а, наоборот, используя сложившиеся формы существования людей и устанавливая необходимый социальный порядок.

Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Человечество пришло к укрощению и использованию силы пара, открытию электричества, осуществило фундаментальные открытия буквально во всех областях естественных наук, в то время как в изучении человека и его места в обществе, человеческих взаимоотношений наблюдались бездействие и весьма значительное отставание.

Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

Слово социология , обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе «Курс позитивной философии» (1842). Как и многие другие философы того времени, О. Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Поэтому он, рассматривая проблемы общества и социального поведения, во-первых, поднял на щит девиз «Порядок и прогресс», где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс - как использование знаний об обществе прежде всего для решения конкретных проблем, направленных на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалось отставание от других наук.

Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Как полагал О. Конт этот организм действует в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию он разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.

Кроме того, говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал, что прежде всего необходимо изучение отдельных социальных фактов, их сопоставление и проверка, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведения их в нечто целое французский мыслитель проводил лишь первичное обобщение и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии .

Историческая и научная роль О. Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что закономерности социальной жизни в значительной степени отличаются от тех, с которыми имеют дело естественные науки.

Классический период развития социологии. Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического «открытия» социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.

Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес К. Маркс (1818-1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого (рабочего) класса.

К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формаций. Все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, на постоянной борьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей.

Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, обусловленного неравенством, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем эти противоречия накапливаются, что вызывает новые столкновения, ведущие к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это, в конечном счете, становится причиной глобального классового конфликта и появления новой качественной определенности - бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация.

Таким образом, К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

Социология Макса Вебера. Для творчества Макса Вебера (1864-1920), немецкого экономиста, историка и социолога, характерны прежде всего глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

Одним из центральных пунктов теории Макса Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действий. Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и остаются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском. Таким образом, осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими, обеспечивая таким путем значительный прогресс во взаимодействии с окружающей средой.

Весьма важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях. Это прежде всего отношения власти. Так как организованное поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления, необходимым условием для осуществления подобных действий являются отношения власти, пронизывающие все социальные структуры. Вебер детально проанализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявлялись наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

В теоретических работах Макса Вебера не только достаточно четко был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы для ее развития как в теоретическом, так и практическом отношении. Идеи Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки. Он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий.

Идеи Эмиля Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций.

Э. Дюркгейм в отличие от Вебера считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части становятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации. Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин «аномия» позволяет дать объяснение причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Э. Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа. Многочисленные последователи создали дюркгеймовскую социологическую школу, и современные ученые справедливо называют Дюркгейма классиком в области социологии.

Подводя итог, можно сказать, что название науки «социология» (буквально - наука об обществе), столь удачно примененное О. Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки, целесообразно предварительно уточнить общие понятия объекта и предмета.

Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него. Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора - с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента - с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании,- с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет.

Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. По словам Г. Щедровицкого, предмет исследования «может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом». Выделение предмета исследования путем абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающего нас мира. Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон.

Выделение предмета исследования у такого крупного и сложного объекта изучения, как человеческое общество, стало основой для выделения и самостоятельного развития ряда наук. Общество и человек изучаются несколькими группами наук, имеющими сходный предмет исследования. Так, предметом изучения экономических наук служат процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления; политических наук - крупные общественные процессы, связанные с управлением и функционированием института государства, образованием правительств, распределением власти между различными общественными группами; предметом изучения исторических наук являются процессы изменений, происходящих в различных временных промежутках, и проблемы, связанные с происхождением отдельных социальных групп или обществ; поведенческие науки (прежде всего психология и социальная психология) выделяют в объекте и изучают различные виды и формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека его социального окружения. Какое же место среди таких наук занимает социология? Каков ее предмет? Как он выделяется из объекта исследования? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Прежде всего следует сказать, что объектом социологии, как и многих перечисленных выше наук, является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Наиболее близкими к социологии науками обычно считают социальную антропологию и социальную психологию, что соответствует действительности. Иногда даже специалистам трудно разделить предметы, изучаемые этими науками. Однако попытаемся сделать это. Прежде всего определим предмет социальной антропологии. Она занимается, в частности, изучением локальных, простых, доиндустриальных культур и обществ (примитивные народы, племена, сообщества древних людей) для определения происхождения и процессов развития человеческого рода и человеческой культуры. Социальная антропология не изучает сложные общества с развитыми индустриальными культурами и институционализированными взаимоотношениями. Что касается социальной психологии, то она изучает мысли, чувства и поведение индивида, обусловленные существованием и поведением других людей, социальными взаимодействиями, влиянием социальных групп. Безусловно, предмет социологии часто совпадает с предметами этих наук, но вместе с тем он обладает рядом существенных отличий.

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах . Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Опыт изучения структурно упорядоченных систем в естественных и общественных науках показывает, что главное в таком изучении - определить систему связей между отдельными частями структуры.

Наглядно иллюстрирует сущность системы связей между отдельными частями социальной структуры Г. Щедровицкий. Чтобы понять этот вопрос, можно представить себе две дощечки, на которых в лунках расположены шарики, символизирующие части изучаемого нами целого (рис. 1
). Очевидно, что в случае а наша система является упорядоченной, организованной, однако ее части не взаимодействуют, т.е. если мы изменим положение одного из шариков, это никак не скажется на изменении положения остальных частей системы. Но если, как в случае б , положение шариков фиксируется пружинами, то каждое изменение в положении одной части системы неизбежно приведет к изменениям позиций всех остальных ее частей. Конечно, эти изменения в значительной степени отличаются по своей амплитуде и направлению: для одних частей системы они могут быть практически незаметными, другие же части испытают значительное воздействие.

Используя указанную механическую модель для анализа человеческого общества, можно прийти к выводу, что каждый индивид в нем занимает строго определенную позицию или имеет определенный социальный статус. Например, он может иметь статус директора, рабочего, президента, спортсмена и др. В соответствии с этим каждый индивид состоит в социальных отношениях с другими индивидами (т.е. находится в сложных системах взаимодействий и взаимозависимостей). Изменение этих отношений, а также положения индивида в обществе неизбежно влечет за собой изменение связей и положения других индивидов. Люди со сходными социальными статусами занимают в обществе близкие друг к другу места и образуют социальные общности (категории, группы, слои и т.д.), в которых существуют наиболее прочные и устойчивые связи. Кроме того, в ходе совместной деятельности они бывают связаны с индивидами из других групп. Следует сказать, что совокупность связей и взаиморасположение отдельных частей структуры в социальном пространстве определяют поведение людей, любой социальной единицы, входящей в социальную структуру. Позиции людей в социальном пространстве различаются в зависимости от обладания такими ресурсами, как власть, материальные средства, престиж, объем знаний и др. Поэтому говорить о социальной структуре - значит говорить о социальных различиях и неравенстве между людьми. Степень социальных различий и место каждого индивида в структуре определяются двумя основными параметрами: социальной дистанцией между статусами и числом индивидов, имеющих тот или иной статус.

Конечно, личность всегда занимает в обществе не одну, а несколько социальных позиций, в связи с чем исследователи социальных структур утверждают, что, видимо, невозможно говорить о социальной структуре в единственном числе. Например, каждый член общества должен иметь профессию, образовательный уровень, экономический статус, место проживания и т.д. Даже примитивные племена имеют, по крайней мере, возрастную структуру, структуру родства, структуру власти. При этом место каждого индивида в любой из социальных структур выглядит как точка на двухмерной плоскости. Что касается структуры сложного индустриального общества, то ей присуще множество измерений.

Еще одним моментом, играющим важную роль в определении предмета социологии, является следующее: при изучении социальных структур нужно помнить, что их составляют люди, активно действующие индивиды, способные в результате совместных действий изменять положение отдельных частей структуры относительно друг друга, уровень ограничений поведения и степень свободы каждой части, а также характер взаимоотношений отдельных структурных элементов. Для того чтобы социальные структуры сохранялись в том же виде и не распадались, людям приходится совершать множество совместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующим социальным законам. Эта динамическая сторона предмета социологии также должна учитываться при проведении социологических исследований и построении социологических теорий.

Итак, выделив предмет социологии, мы можем заключить, что социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах .

В понятие социальной структуры входит не только взаимное расположение индивидов и групп в обществе, но и их взаимосвязи, т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации.

Под условиями существования социальных структур понимаются прежде всего физическая окружающая среда, культура, включающая в себя нормы, ценности и средства их передачи (например, язык). Если говорить о социальных процессах, то они представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.

Развитие социологии показывает, что такой подход к изучению сложного общества (называемый структурным анализом) обеспечивает возможность для всестороннего изучения структурных единиц общества (классов, слоев, групп, ассоциаций, личностей), социальных связей между такими единицами (контактов, действий, взаимодействий, социальных отношений, социальных институтов), а также динамики социальных структур (социальных изменений, процессов).