Действующее трудовое законодательство Российской Федерации ограничивает максимальную продолжительность рабочего времени, которое устанавливает работодатель. Для работников обычно устанавливается 40-часовая рабочая неделя. Однако могут возникнуть чрезвычайные обстоятельства, в связи с которыми работник должен будет работать во внеурочное или ночное время.

РАБОТА В СВЕРХУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ 30.12.2001 г. № 197-ФЗ, продолжительность ежедневной работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности и не может превышать 40 ч в неделю.

Если работник превышает установленную для него продолжительность рабочего времени, то это превышение является сверхурочными работами.

К сверхурочным работам не допускаются:

беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;

работники моложе 18 лет;

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 ч в год.

Оплата сверхурочных работ производится за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы - не менее чем в двойном размере.

В сентябре работник предприятия, имеющий 5-дневную рабочую неделю с продолжительностью рабочего дня 8 ч, отработал в один из рабочих дней сверхурочно 4 ч. Зарплата работника определяется исходя из установленной часовой тарифной ставки в размере 10 руб. 38 коп. Продолжительность нормального рабочего времени в сентябре 2003 г. составила 168 ч, которые работник полностью отработал.

Первые два часа сверхурочной работы оплачиваются работнику не менее чем в полуторном размере:

10 руб. 38 коп. 2 ч 1,5 = 31 руб. 14 коп.

Остальные два часа сверхурочной работы оплачиваются работнику в двукратном размере:

10 руб. 38 коп. 2 ч 2 = 41 руб. 52 коп. Заработная плата работника за сентябрь 2003 г. составила: 10 руб. 38 коп. 168 ч = 1 743 руб. 84 коп., с учетом сверхурочной работы: 1 816 руб. 50 коп. (1743,84 + 31,44 + 41,52).

РАБОТА В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ

Согласно ст. 113 Трудового кодекса РФ в праздничные дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (например, непрерывно действующее предприятие). Также в праздничные дни разрешаются работы по обслуживанию населения и неотложные ремонтные и погрузоч-но-разгрузочные работы.

Работы в праздничный день оплачиваются в следующих размерах: 1)

сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; 2)

работникам, труд которых оплачивается по часовым или дневным ставкам, - в размере не менее двойной часовой или дневной ставки; 3)

работникам, получающим месячный оклад, - в размере не менее одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа в праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.

Работодатель может заменить повышенную оплату сотруднику за работу в праздничный день другим днем отдыха, но только по желанию сотрудника.

В связи с производственной необходимостью работник отработал 12 июня 5 ч сверх нормы рабочего времени.

Норма рабочего времени в июне составила 168 ч (21 дн.

Х 8 ч), которые работник полностью отработал. Месячный оклад установлен работнику в размере 7000 руб.

Часовая тарифная ставка работника составила 42 руб.

Оплата 5 ч работы в праздничный день производится работнику в двойном размере:

42 руб. 5 ч 2 = 420 руб. Заработная плата работника в июне 2003 г. составила: 7 000 руб. + 420 руб. = 7420 руб.

РАБОТА В ВЫХОДНЫЕ ДНИ

Согласно ст. 113 Трудового кодекса РФ, работа в выходные дни запрещается. Работникам положено два в неделю при 5-дневной рабочей неделе, а при 6-дневной рабочей неделе - один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье.

По согласованию сторон трудового договора за работу в выходной день сотруднику предоставляется либо другой день отдыха, либо денежная компенсация, которая выплачивается в том же порядке, что и компенсация за работу в праздничные дни.

РАБОТА В НОЧНОЕ ВРЕМЯ

В соответствии со ст. 96 Трудового кодекса РФ ночным считается время с 10 ч вечера до 6 ч утра. При работе в это время продолжительность работы (смены) сокращается на один час. Данное положение не распространяется на работников, для которых уже предусмотрено сокращение рабочего времени.

К работе в ночное время не допускаются: 1)

беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет; 2)

работники моложе 18 лет; 3)

Инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время только с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям.

Каждый час работы в ночной период должен оплачиваться в повышенном размере и устанавливается предприятием самостоятельно. Однако эти доплаты не могут быть ниже предусмотренных законодательством. Доплата за каждый час работы в ночное время для предприятии с многосменным режимом определена в размере от ставки или оклада работника. При этом трудовым договором может быть предусмотрена более высокая надбавка за работу в ночное время, чем установлено законодательством. Однако сумма превышения не включается в себестоимость продукции (работ, услуг), а относится за счет собственных средств предприятия. Пример 3

В августе работник отработал в ночное время 10 ч. Работнику установлен оклад в размере 11 000 руб. Доплата за работы в ночные часы, предусмотренная в трудовом договоре, составляет 47% от часовой тарифной ставки (условно полагаем, что размер этой доплаты соответствует доплате, установленной законодательством).

Норма рабочего времени в августе 2004 г. составила 184 ч (23 дн. х х 8 ч), которые работник полностью отработал.

Часовая тарифная ставка 60 руб.

Доплата за ночное время работы составила: 60 руб. х 47% х 10 ч. = 282 руб.

Метод проектов в урочное и внеурочное время.

Выступление подготовила учитель начальных классов

первой квалификационной категории.

В процессе развития ребёнка можно условно выделить две генеральные линии – социализацию и индивидуализацию. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Вторая линия, названная индивидуализацией, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизнедеятельности. Это позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой.

В нашей стране постепенно растёт количество педагогических коллективов учебных заведений, избирающих личностно-ориентированную направленность в качестве главного приоритета в своей работе по обучению и воспитанию учащихся.

Что такое личностно-ориентированный подход?

Личностно-ориентированный подход – методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.

Принципы личностно-ориентированного подхода.

1. Принцип самоактуализации.

2. Принцип индивидуальности.

3. Принцип выбора.

4. Принцип творчества и успеха.

5. Принцип доверия и поддержки.

Одним из методов работы педагога, сочетающего в себе принципы личностно-ориентированного подхода, является метод проекта.

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой проблемы.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации .

Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России . Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи , театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

Внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Как подчеркивает, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

УЧИТЕЛЬ ученик

2-й и 3-й этапы

учитель УЧЕНИК

Последний этап

УЧИТЕЛЬ ученик

Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, замечает, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т. к. это младшие школьники.

Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т. е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к нам областей. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в зоне их ближайшего развития.

Первый раз, когда я использовала этот метод, мы с ребятами проходили тему «Животные и растения, занесённые в Красную книгу». Детям было дано задание: определить среди данных животных, какие из них живут на территории Татарстана и занесены ли они в Красную книгу. Дети не смогли сразу выполнить это задание, но они заинтересовались этим вопросом и мы решили поработать с дополнительным материалом, узнать больше о тех животных, которые обитают на территории Республики. Так была создана Наша Красная книга Татарстана. В проект включились все ребята. Каждый выполнял ту работу, за которую брался сам. Все получили удовлетворение от проделанной работы.

Интересный проект получился при изучении истории. На уроках окружающего мира мы говорили об истории славянского народа, но возникало много вопросов, на которые хотелось найти ответ. Родилась идея создания проектов: «Одежда древних славян», «Макет жилья древних славян», «Славянский календарь», «Карта расселения древних славян». Дети выбирали те проекты, в которых они смогли бы самореализоваться.

В ходе выполнения работы учащиеся консультировались со мной на разных этапах осуществления проектов. Совместно мы корректировали недостатки, дополняли содержание. Здесь важно соблюдать такт, деликатность, чтобы «не навязывать» информацию, а направить детей на самостоятельный поиск необходимых сведений.

Так как выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Поэтому на одном из родительских собраний были разъяснены суть метода проектов и его значимость для развития личности детей: рассказано о последовательности основных этапов проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важные факторы поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Презентация проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.

План выступления школьника, например, может быть таким:

· Почему ты начал именно этот проект?

· Кому он предназначен?

· Какова основная идея твоего проекта?

· Какие использовались материалы?

· Чему пришлось тебе научиться.

· Сколько времени тебе потребовалось?

· Кто тебе помогал?

Так защита проектов по истории древних славян была проведена в форме праздника «Святая Русь под мантией старинной». На праздник били приглашены дети из других классов. Каждая группа представила свой проект, рассказала о проделанной работе. Защита проектов плавно перешла в праздник, где дети встречали Авдотью плющиху. Были исполнены небылицы, заклички, народные песни. Дети были в народных костюмах, играли в народные игры. Праздник детям понравился, а главное, они получили удовлетворение от своей работы.

Чем больше проектов осуществляют ребята, тем стремительнее повышается их самостоятельность, развивается творчество. Они сами готовят необходимые реквизиты к проводимым играм, выбирают помощников из одноклассников.

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Должен быть поощрён каждый ученик, принявший участие в работе над проектом.

В прошлом году я работала с шестилетками. Хотя они ещё только рисуют и мастерят, но у них загораются глаза, когда работа превращается в «Дружную семейку» или, когда альбом «Динозавры» представляется родителям и каждый хочет, чтобы в альбоме был и его динозавр, пусть кривой, рябой, но свой.

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, и технологических ситуаций.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

В этом же словаре Евгеньевой А. П. даётся ещё одно определение данному понятию: внеурочное время (процесс) – производящееся помимо положенного, установленного. (Внеурочное время) –

Проанализируем понятие «внеурочное время». Оно определяется как процесс направленности, но в «Словаре русского языка» А. П. Евгеньевой – это процесс, происходящий, производящийся сверх или помимо уроков; в т

ом же словаре это понятие определяется и как процесс, производящийся помимо положенного, установленного.

В рамках нашей работы мы будем пользоваться следующим определением: «внеурочное время - это процесс, происходящий, производящийся сверх или помимо уроков».

Ниже рассмотрим, какое определение понятию «экскурсия» дают разные авторы.

Автор учебного пособия «Педагогика» Сластёнин В. А. характеризует экскурсию как специфическое учебно - воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, и т.д.

Тюмасёва З. И., автор книги «Экологическое строительство детской души» даёт следующее понятие экскурсии: экскурсия – один из видов занятий и особая форма организации работы по экологическому просвещению младших школьников.

Понятие «экскурсия» определяется как учебно-воспитательное занятие, но в «Толковом словаре» Даля – это научная прогулка, выход на поиск чего-либо; в «Педагогике» Сластенина В. А. – это специфическое учебно - воспитательное занятие; а в книге «Экологическое строительство детской души» Тюмасевой З. И. – это один из основных видов занятий и особая формаорганизации работы по экологическому просвещению младших школьников. В рамках нашей работы мы будем пользоваться определением из «Толкового словаря» Даля: экскурсия – научная проходка, прогулка, выход на поиск чего-либо, собирание трав и т.д.

В рамках нашей работы нам необходимо выделить важнейшие особенности проведения экскурсий во внеурочное время, охарактеризовать их, выявить их значение для первоклассников.

Но сначала мы рассмотрим особенности внеурочных форм обучения в целом, дадим им характеристику.

Р. А. Петросова, отмечает, что к внеурочным относят те формы организации учебной деятельности школьников, которые вынесены за рамки школьного расписания, но непосредственно связаны с целями урока и содержанием учебного материала. Связь с уроком обеспечивается и тем, что задания, выполняемые вне урока, определяются учителем. Эти задания можно выполнять под руководством учителя, но чаще – самостоятельно, а результаты следует обязательно, в той или иной форме, проверять на уроках.

Петросова выделяет главную задачу начального обучения: организация познавательной деятельности во внеурочное и внеучебное время. В этой работе можно выделить несколько направлений:

Проведение факультативных курсов, содержанием которых является ознакомление с окружающим миром;

Экскурсионная работа по краеведению;

Организация кружков, углубляющих интерес детей к объектам окружающего мира;

Проведение вечеров досуга, встреч, конкурсов и т.п.

Целесообразно, чтобы тематика внеурочных занятий касалась разных сторон окружающего мира: природы, истории общества, истории края, взаимоотношений людей, искусства и др.

Р. А. Петросова определяет основную и самую главную цель внеурочных занятий с младшими школьниками. Итак, внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над каким-либо объектом окружающего мира.

Цель и задачи внеурочной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса -обучающей, воспитывающей и развивающей.

Обучающая функция внеурочной работы, по мнению Петросовой, заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни.

Петросова отмечает: огромное значение во внеурочной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника, в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность.

Развивающая функция внеурочной работы заключается в выявлении скрытых способностей, интересов ребенка.

Теперь определим место внеурочной воспитательной работы в педагогическом процессе школы.

Петросова считает, что внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Итак, рассмотрим эти возможности:

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Во-вторых, включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка.

В-третьих, разнообразная внеурочная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.

В-четвертых, в различных формах внеурочной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом.

Петросова добавляет следующее: различные формы внеурочной воспитательной работы будут более эффективны в воспитательном воздействии на детей, если в их организации и проведении примут непосредственное участие родители.

Известно, что семья играет существенную роль в ознакомлении ребенка с природой и социальной средой, ее участие в этом, безусловно, приносит положительный эффект. Учитель может руководить этим процессом как опосредованно, так и непосредственно.

Опосредованное руководство проявляется в обсуждении на родительских собраниях, консультациях, в индивидуальных беседах различных вопросов, связанных с расширением кругозора и культуры младшего школьника.

Обязательным элементом таких собраний является обсуждение опыта семейного воспитания. Родители рассказывают о своих успехах и неудачах в воспитании детей, о семейных традициях, о совместном труде и отдыхе.

Она выделяет, что непосредственное участие семьи в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром может проявляться в следующем:

Учитель предлагает школьникам домашние задания, которые они могут выполнить только при участии родителей. Например, составить семейное «древо» и рассказать о своих прародителях; посетить краеведческий музей и составить описание флоры (фауны) родного края; посетить дом-музей писателя (ученого, композитора) и рассказать о каком-либо эпизоде из его жизни; собрать на прогулке в лесу природный материал для поделок.

Родители присутствуют на уроках и внеклассных мероприятиях. Например, они рассказывают о своей профессии; принимают участие в викторинах, конкурсах, соревнованиях; участвуют в проведении вечеров досуга и праздников.

Теперь перейдем к рассмотрению одной из основных форм внеурочной работы учителя с младшими школьниками – экскурсиям. Определим: что это такое? Какие они бывают? С какой целью проводятся? Какое значение имеют для младших школьников, и вообще, каким образом они проводятся?

Роксана Нестерова | 2.06.2015 | 263

Роксана Нестерова 2.06.2015 263


Трудоголизм − это болезнь, от которой можно и нужно лечиться. Соблюдая определенные правила, можно навсегда забыть о том, что такое работа во внеурочное время и стресс на рабочем месте.

По результатам опроса, проведенного на одном из российских сайтов по поиску работы, лишь треть опрошенных сразу после окончания восьмичасового рабочего дня отправляются по домам. Примерно 21% проводят на своих рабочих местах от 9 до 12 часов в сутки, 6% − более 12 часов. Есть и те, кто работает буквально до упаду семь дней в неделю (3%).

Если вы – вынужденный трудоголик, которому переработки не приносят ни морального, ни материального удовлетворения, пришло время правильно расставить приоритеты в своей жизни, научиться делегировать полномочия и наконец-то забыть о том, что такое внеурочная работа .

Предлагаем алгоритм действий , реализовав который, вы навсегда забудете о том, что такое переработка.

Шаг 1. Узнайте свои штатные обязанности

Переработкой особенно часто грешат молодые специалисты, которые, не зная своих должностных обязанностей, но желая зарекомендовать себя в новом коллективе, готовы горы свернуть и работать сверхурочно.

Знать свои должностные обязанности полезно

Впрочем, люди зрелого возраста, которые уже многого достигли в профессии, также нередко жертвуют своим личным временем из-за работы.

Чтобы не работать вхолостую и не взваливать на себя обязанности ленивых коллег, в первую очередь нужно в деталях изучить штатные обязанности.

Шаг 2. Поддерживайте свою самооценку на должном уровне

Многие готовы работать без перерывов и выходных лишь для того, чтобы повысить собственную ценность в глазах начальства.

Однако подобное поведение может привести к тому, что руководство в скором времени начнет принимать все старания как должное, а безотказного сотрудника − как рабочую лошадку, на которую можно взвалить все и еще немного.

В Швеции существует негласно принятое правило: если рабочий за смену не выполнил норму, значит, он плохо работал, перевыполнил план – тоже плохо, ведь чтобы добиться такого результата, ему пришлось нарушить определенные технические нормы.

Чтобы этого не произошло, просто выполняйте свои обязанности и не спешите помогать более медлительным коллегам.

Шаг 3. Научитесь говорить «нет»

Когда сроки сдачи проекта «поджимают», конечно, можно вместе с остальными коллегами пару вечеров потрудиться сверхурочно и впоследствии получить за это достойную премию или хотя бы слова благодарности. Однако систематически брать работу на дом не стоит .

Умение говорить «нет» позволит избежать нервных срывов. Если же в вашем коллективе все работают сверхурочно, хорошо подумайте, стоит ли держаться за такое место работы в ущерб своему здоровью.

Шаг 4. Научитесь делегировать обязанности

От переработок страдают не только рядовые сотрудники, но и менеджеры высшего и среднего звена, которые боятся перепоручить часть работы другим.

Однако не стоит недооценивать коллег и считать, что они не в состоянии справиться с возложенными на них задачами. Если все же квалификации им не хватает, имеет смысл потратить пару часов на их обучение, чтобы потом со спокойной душой приступить к выполнению более важных дел, а менее ответственные задачи перепоручить сотрудникам.

Перепоручайте менее важные задания своим подчиненным

Кроме того, начальнику не стоит выполнять работу подчиненных, чтобы не потерять свой статус.

Важно заинтересовывать своих подчиненных, чтобы выполнение порученной им задачи если не радовало, то хотя бы не вызывало протеста.

Шаг 5. Помните о японцах

Японцы – одна из самых трудолюбивых наций. Ежегодно десятки жителей Японии внезапно умирают на рабочем месте от усталости и переутомления. Это явление получило название «кароси».

comments powered by HyperComments

Сегодня читают

1941

Здоровье + Диеты
Как усыпить ночного обжору?

Все мы немного обжоры. Покажите хотя бы одного человека, который не любит вкусно поесть или просто полакомиться...

1181

Начнем со словарей: внеурочный - происходящий, производящийся помимо или сверх положенного, установленного времени; сверхурочный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
off-hour - прил. 1) общ. внеурочный, нерабочий (о времени за переделами обычных рабочих часов, напр., о ночных часах).Англо-русский экономический словарь.
Вот интересные строки из резюме соискательницы на место секретаря, которые могут быть истолкованы довольно двусмысленно: « готова к любой работе во внеурочное время за дополнительную оплату, …вынослива, готова хранить тайны, молчалива..». Место девушка, возможно, и получит, но вот на счет «дополнительной платы», которая, по всей видимости не будет отражена в официальном документе, а следовательно, и не может быть, в случае конфликтной ситуации, оспоренной, можно засомневаться.

Ведь, как свидетельствуют данные статистики, чаще всего работать сверхурочно, причем без компенсации, готовы одинокие женщины. По данным профсоюзов более 40 дней в году остаются неоплаченными женщинам от 30 до 39 лет. Это означает что не много ни мало, десятки тысяч женщин встречают трудовой день до его официального начала, работают без перерыва на обед и заканчивают позже. А также зачастую выходят в выходные или берут работу на дом, отвечая на звонки или работая с электронной почтой. Кто-то соглашается на подобное, чтобы доказать свою способность работать на руководящих должностях вместо мужчин, традиционно занимающих эти места, кто-то попросту не успевает выполнить свои обязанности за отведенное время на рабочем месте.
Миллионы служащих из разных сфер деятельности постоянно работают без дополнительной оплаты отработанного сверх нормы времени. Ими чаще всего являются учителя, бизнесмены, журналисты и юристы.
Однако, по трудовому законодательству, внеурочная работа должна оплачиваться или компенсироваться иным, предусмотренным по закону, способом.

Для начала разберемся, какая работа будет считаться сверхурочной.

Некоторые полагают, что если работник начал работу раньше или задержался после времени, отведенного ему по графику, то автоматически такая работа будет сверхурочной, и, следовательно, работодатель обязан ее оплатить. Это не так.

Внимательно прочитав ст. 99 ТК РФ мы увидим, что «сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период»
Итак, ключевым моментом является фраза - « по инициативе работодателя». Ваше личное усердие в решении задержаться подольше (прийти пораньше) не берется в расчет никак. Стоит заметить, что вторым моментом, имеющим значение в определении понятия сверхурочной работы, является факт выполнения сотрудником своих трудовых обязанностей в это время. Привлечение работника возможно лишь, согласно все той же ст. 99 ТК РФ, только на основании его письменного согласия.

Таким образом, внеурочное время (сверхурочное)- это время до или после установленного работодателем по условиям трудового договора. Сюда попадает работа в выходные и праздничные дни.
По Закону РФ нерабочими праздничными днями являются:
1- 5 января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
12 июня - День России;
4 ноября - День народного единства
Существуют определенные отличия при расчете выплат, положенных за выполняемую работу в такие дни, в зависимости от некоторых условий (командировка, повременная и сдельная работа, ненормированный рабочий день и т. п.)
Если вывести некое общее правило, то организация должна платить за работу в выходные и нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере. Но, однако, работник может вместо повышенной оплаты просить о предоставлении ему другого дня отдыха. На это положение также указывает статья 153 ТК РФ. При этом работодатель должен оплатить сотруднику в обычном порядке выход на работу в выходной или нерабочий праздничный день.


Интересно почитать: