Методы подбора специалистов и правила ведения документации. Стратегия управления персоналом и тонкости трудового законодательства. Как кадровый работник вы не понаслышке знаете, как много навыков и знаний требует эта профессия.

Мы тоже знаем, насколько сложны и многогранны задачи специалиста по кадрам. Понимаем, как важно вовремя и в полном объеме получать специализированную информацию. Осознаем, как сложно порой бывает трактовать законы и применять их на практике.

В помощь вам мы создали официальный сайт журнала «Справочник кадровика» - портал, где собрана вся важнейшая профессиональная информация.

Регистрация на Prо-personal.ru - это:

    О работе с персоналом и кадровом делопроизводстве - каждый день.

    Оперативная информация об изменениях в трудовом законодательстве.

    Разъяснения Роструда, комментарии экспертов, анализ судебной практики.

    Практические советы, пошаговые инструкции для всех ключевых процессов.

В команде проекта работают опытные эксперты в области кадрового дела и трудового законодательства. Результат их труда - материалы, которые облегчают труд кадровых специалистов на всех этапах: от формирования штата до оформления отчетов и взаимодействия с ГИТ.

Мы стремимся создать информационное пространство, где профессиональные кадровики найдут все необходимое для эффективной работы. В электронной версии журнала вы найдете не только полезные статьи, но также множество сервисов, которые существенно облегчат вашу работу. В их числе:

    Калькуляторы пенсионных выплат, других пособий.

    Производственные календари с функцией расчета норм рабочего времени.

    Графики диспансеризаций.

Используйте бесплатный демо-доступ, чтобы на практике оценить информативность и практическую ценность материалов.

Регистрируйтесь, чтобы использовать возможности кадрового портала максимально эффективно.

Действующее российское законодательство обеспечивает соблюдение трудовых гарантий гражданам РФ и иностранцам, работающим в России. Уровень жизни людей напрямую зависит от экономики государства. А экономическая обстановка в стране определяется рядом показателей, одним из которых является МРОТ. Рассмотрим, что представляет собой этот параметр и зачем он нужен.

Понятие и характерные черты

Минимальным размером оплаты труда (МРОТ) называется величина заработка, наименьшее значение которой определяется на законодательном уровне. Наниматели не имеют права платить своим подчиненным месячную зарплату меньше «минималки». Исключением может быть только работа при совмещении или неполной занятости.

Право гражданина на оплату трудовой деятельности не ниже «минималки» гарантируется ТК РФ. Размер МРОТ ежегодно индексируется и регулируется положениями № 82-ФЗ от 19.06.2000 г. Основная ценность этого документа заключается в определении области действия МРОТ. Но нормативное регулирование данного аспекта не ограничивается одним законом.

Размер минимальной зарплатной величины также регулируется следующими правовыми актами.

  1. Ст. 129 ТК РФ – гарантирует доплату до суммы МРОТ, даже если подчиненному не положена премия за месяц;
  2. Ст. 133 ТК РФ – в ней прописано, что МРОТ не может быть ниже значения прожиточного минимума;
  3. Ст. 133.1 ТК РФ, которая устанавливает наименьшую сумму заработка для регионов;
  4. Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года, согласно которому начальство обязаны платить подчиненным «минималку» плюс РК – районные коэффициенты, а не МРОТ с РК в одном составе;
  5. ФЗ № 421 от 28.12.2017 и ФЗ № 41 от 07.03.2018 – эти законы устанавливают сумму МРОТ на текущий год и правила изменения показателя в дальнейшем.

На основании перечисленных документов в состав МРОТ входят оклад, компенсирующие и премиальные выплаты. Размер фиксированной части заработка или другого вознаграждения за работу зависит от профессионализма сотрудника. Также при установлении зарплаты во внимание берутся условия труда и количество выполняемых задач.

За тяжелые трудовые условия и ненормированный график работы руководство компаний обязано доплачивать работникам.

Чем отличается от прожиточного минимума?

Главное отличие МРОТ состоит в том, что этот показатель определяет минимальную сумму заработной платы. Тогда как размер наименьшего порога проживания – это стоимость минимума товаров и продуктов, необходимых человеку для функционирования организма. То есть это сумма, на которую можно прожить месяц – с учетом оплаты различных взносов. Существует минимальная точка порога проживания на работоспособного гражданина, ребенка и пенсионера.

Теоретически размеры МРОТ и прожиточного минимума всегда должны совпадать. Но на практике их удалось уравнять только с мая 2018 года. Прежде наименьшее значение заработка было ниже минимальной суммы, которая требуется человеку в месяц на приобретение продуктов и товаров. С 1 мая текущего года общегосударственный МРОТ в России соответствует уровню прожиточного минимума работоспособных жителей РФ за 2-ю четверть прошедшего года.

Кем и для чего устанавливается?

МРОТ нужен для контроля и регулировки зарплатного уровня, для определения суммы социальных выплат, налоговых ставок, величины штрафных санкций и иных платежей. Этот показатель влияет на оплату больничных листков, выплаты по беременности и родам и прочие цели обязательного соцстрахования. По данным Министерства финансов РФ рост размера «минималки» сказывается на выплатах примерно 4 млн трудящихся жителей страны. И еще у 12 млн человек МРОТ напрямую влияет на порядок начисления зарплат с пособиями.

Значение минимального заработка устанавливается на уровне государства и по каждому отдельно взятому региону.

Общая цифра первоначально предлагается правительством РФ, после чего Госдума издает закон. Затем он утверждается Советом Федерации и подписывается Главой государства. Для регионов же составляется специальное соглашение, которое заключается сроком на 3 года.

Специфика на федеральном и региональном уровнях

Вопрос установления размера «минималки» на всей территории страны решается в верхах. В соответствии с ФЗ № 41 минимальный заработок с 1 мая 2018 года привязан к наименьшему порогу проживания и составляет 11 163 руб. По сравнению с началом текущего года МРОТ повысился на 1 674 рубля.

Из-за экономических особенностей субъекты РФ вправе устанавливать свой минимальный размер заработка. Но он не должен быть ниже общегосударственного. Например, в Москве и Санкт-Петербурге МРОТ выше, нежели среднее значение показателя по стране. А в северных краях к общему уровню «минималки» начисляются надбавки с коэффициентами. До мая текущего года примерно в трёх десятках субъектов МРОТ отличался от федерального параметра. Но после майского повышения их число значительно уменьшилось.

Как в 2018 году региональный МРОТ отличается от единого параметра

Региональный МРОТ неактуален для граждан, трудящихся в бюджетных учреждениях. Связано это с тем, что они получают зарплату из федерального бюджета. Чтобы избежать резкого увеличения затрат из региональной казны, многие субъекты РФ устанавливают общероссийский уровень для всех бюджетных предприятий.

Порядок заключения регионального соглашения о МРОТ

Поскольку экономическая ситуация в регионах РФ различна, местные власти вправе устанавливать МРОТ, отличный от федеральной «минималки». Для этой цели подписывается трехсторонняя договоренность, сторонами которой выступают:

  • местное правительство;
  • объединение профсоюзов;
  • союз работодателей.

Соответственно региональное соглашение о МРОТ – это документ, разработанный трехсторонней комиссией на основании трудового и социального уровня в регионе. Вступить в него могут любые наниматели: официальная публикация делается для всех работодателей. Соглашение становится обязательным для тех, кто в него вступил.

Чтобы заключить договор с областной властью, нужно дождаться момента принятия решения о минимальной сумме заработка. Заключение делается администрацией региона совместно с профсоюзным объединением. Оно публикуется на информационном портале местных органов власти, в региональных СМИ.

После этого у работодателей есть 30 дней, чтобы отказаться от присоединения к региональному соглашению. Если же не подать в этот срок заявление об отказе в районную администрацию, условия программы будут приняты автоматически. Важно, чтобы несогласие было мотивированным, а каждая причина подтверждалась выписками из бухгалтерского баланса и прочей документацией.

Что касается структуры регионального договора о МРОТ, то она состоит из 4 блоков: предмета договоренности, действия соглашения, обязательств и ответственности сторон. В тексте документа содержатся следующие сведения:

  • категория трудящихся, для которой установлен минимум;
  • МРОТ для региона;
  • дата, с которой начнет действовать новый показатель;
  • условия присоединения к соглашению;
  • порядок контроля исполнения приказа;
  • обязательства правительства, нанимателей и профсоюзов;
  • дата заключения договоренности;
  • ФИО и подписи сторон.

Трехсторонняя договоренность устанавливает МРОТ выше общегосударственного. Поэтому даже в случае написания отказа от присоединения к соглашению сложно добиться применения единого параметра в субъекте с более высокой «минималкой». На основании данного договора происходит регулирование заработной платы.

Если человек полностью отрабатывает положенное время, его заработок не может быть ниже учрежденной в области суммы.

02.11.2016 11:08:00

С введением в действие Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и публикацией его редакции 01.05 2016 г. многие работодатели задаются вопросами: как рассчитывается повышенная оплата труда по результатам специальной оценки? ... Как учитывать результаты ранее проведенных аттестаций? ... Как правильно оформить компенсационный пакет для новых сотрудников и сотрудников, уже работающих на предприятии. На эти и другие актуальные вопросы мы ответим в нашей статье.


Из этой статьи вы узнаете:

Как результаты специальной оценки связаны с размером оплаты труда;
- как правильно рассчитать компенсацию за вредные условия труда;
- в каких случаях может быть установлена повышенная оплата труда после СОУТ;
- как оформляется повышенная оплата труда по результатам специальной оценки;
- как оформить сокращенный рабочий день и отпуск с учетом вредных условий труда.

Надбавка за вредные условия труда
Как результаты специальной оценки связаны с размером оплаты труда

Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) позволяет определить класс условий труда на рабочих местах. Если результаты СОУТ покажут, что работники выполняют свои трудовые обязанности во вредных и (или) опасных условиях, то обязанность работодателя в этом случае - предоставить им соответствующий объем компенсаций. Не соблюдение этого требования может рассматриваться как административное нарушение и влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Следуя ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016; далее — Федеральный закон № 426-ФЗ) условия труда на предприятии по результатам СОУТ можно отнести к одному из четырех основных классов вредности:

Опасные (4 класс);
- вредные (3 класс);
- допустимые (2 класс)
- оптимальные (1 класс).

Принадлежность условий труда к классам 3 и 4 вредности, согласно ст. 92, 94, 117 и 147 ТК РФ обязывает работодателя предоставить работнику, занятому в таких условиях определенные компенсации в виде: дополнительной оплаты к окладу; дополнительного отпуска; сокращенного рабочего дня. Попробуем разобраться, как правильно предоставить и оформить компенсацию в случае, если...

Компенсации предоставляются впервые


Для того, чтобы определить необходимость предоставления компенсации работодателю, согласно норме ФЗ № 426-ФЗ и Трудового кодекса РФ потребуется провести СОУТ на рабочих местах. Согласно определению Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 № 135-0 компенсация предоставляется всем работникам, которым приходится выполнять работу во вредных и (или) опасных условиях в случае, если такие условия подтверждаются результатами СОУТ. Поэтому если ранее по разным соображениям (аттестация рабочих мест проведена не была, была проведена с нарушениями и т. д.) компенсация работодателем не предоставлялась, то сейчас, в случае если по результатам СОУТ условия труда признаны вредными или опасными, предоставить компенсацию работодателя обязывает действующее законодательство.

Компенсации предоставлялись и ранее, но по результатам СОУТ были изменены


Вполне вероятно, что вредность условий труда работников - не новость для работодателя, который согласно результатам ранее проведенных аттестаций уже предоставляет своим сотрудникам компенсации. Вместе с тем, результаты проведенной СОУТ могут либо подтвердить, либо изменить уже сложившуюся ситуацию, поскольку возможны два варианта:

Класс вредности условий труда подтвержден, что оставляет работодателю право предоставления гарантий и компенсаций в прежнем объеме (зафиксированном до проведения СОУТ);
- результаты СОУТ продемонстрировали, что размеры компенсации были завышены.

В том случае, если результаты СОУТ продемонстрировали, что условия труда работников в связи с реконструкцией, модернизацией, изменением производственного цикла и т.д. улучшились, то размеры компенсации и объем дополнительных гарантий работодатель вправе уменьшить. С другой стороны, в случае, если работники, чей труд связан с вредными и опасными условиями уже пользуются преимуществами компенсационного пакета, то объем компенсаций не может быть сокращен по сравнению с тем объемом, который предоставлялся на 01.01.2014 года если при этом сами условия труда на рабочем месте не улучшились (см. ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).

Другими словами, размер компенсаций, предоставляемый работникам на основании результатов ранее проведенных аттестаций или на основании нормативно-правовых актов бывшего СССР сохраняются вплоть до улучшения условий труда, зафиксированных по результатам СОУТ. Нужно отметить, что, согласно судебной практике, уклонение работодателя от предоставления работникам компенсационного пакета в прошлом не может лишать последних права на получение полагающихся компенсаций в настоящее время.

Обращаем ваше внимание: при рассмотрении вопроса об изменении объема пакета компенсаций работодатель обязан быть особенно внимателен, поскольку немотивированное снижение объема гарантий с большой долей вероятности может быть расценено гострудинспекцией как нарушение действующего законодательства, влекущее за собой вполне конкретную административную ответственность.

Как правильно рассчитать и установить компенсацию за вредные условия труда


Для оценки размера компенсации следует учесть следующие основополагающие моменты, которые мы рассмотрим ниже.

1. Действующие на законодательном уровне минимумы объема компенсаций (согласно ТК РФ):

Надбавка за вредность не должна оказаться меньше 4 % от размера тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ в случае нормальных условий труда (см. ст. 147 ТК РФ);
- минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска для работников, чей труд связан с опасными либо вредными условиями (2, 3 и 4 степень) не может быть меньше 7 календарных дней (см. ст. 117 ТК РФ);
- продолжительность сокращенного рабочего времени не может превышать 36 часов в неделю и 8 часов в день (см. ст. 92, 94 ТК РФ).

2. Регламент, устанавливаемый отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями

Определяя размер компенсации работодателю или уполномоченному им лицу будет полезно проверить, не распространяются ли на деятельность организации отраслевые (межотраслевые) нормы и соглашения. Так, к примеру, Отраслевое соглашение по угольной промышленности РФ на период с 01.04.2013 по 31.03.2016 определило, что работники, занятые на местах с особо опасными, тяжелыми и вредными условиями труда имеют право на увеличение тарифной ставки на 10 % и 20 % согласно специальному перечню.

В том случае, если такие решения на деятельность организации распространяются, то размеры предоставляемой компенсации не могут оказаться меньше тех, которые регламентируются этими Отраслевыми соглашениями.

3. Мнение профсоюзного органа

Если в организации предусмотрена деятельность профсоюзного органа, то конкретные размеры компенсации работодатель устанавливает с учетом мнения такого органа в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ.

Как оформляется повышенная оплата труда и прочие компенсационные привилегии
по результатам специальной оценки


Следуя регламенту ст. 189 ТК РФ режим работы и отдыха работников, включая сведения о предоставляемых дополнительных отпусках и сокращении рабочего дня отражаются в Правилах внутреннего трудового распорядка. Факт повышения размеры оплаты труда работникам, исполняющим трудовые обязанности во вредных условиях труда фиксируется в Положении об оплате труда, изданном на предприятии. Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия труда на рабочем месте, компенсации и гарантии, предоставляемые работнику в обязательном порядке прописываются в трудовом договоре.

В полной мере это требование относится как к новым работникам, только устраивающимся на предприятие, так и к уже работающим сотрудникам, включая случаи, когда условия труда на предприятии относятся к вредным и (или) опасным. В первом случае повышение зарплаты, сокращение рабочего дня и предоставление дополнительного отпуска в связи с вредностью условий труда прописывается в трудовом договоре при поступлении сотрудника на работу, во втором случае (если сотрудник уже работает) эти моменты отражаются в дополнительных соглашениях к трудовому договору.

Доплата за работу на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда должна начисляться ежемесячно в процентах от тарифной ставки (оклада), является частью заработной платы (см. ч. 1 ст. 129 ТК РФ) и отражается в расчетном листке работника.



Источник публикации:

28.08.2019

В процессе установления уровня заработной платы сотрудников работодатель руководствуется определенными показателями.

Одним из таковых является МРОТ — минимальный размер оплаты труда.

Логичен вопрос: как повлияет изменение минимальной оплаты на величину заработка работников, нужно ли повышать заработную плату при увеличении МРОТ?

Как минимальный размер оплаты труда влияет на заработную плату?

Сама расшифровка аббревиатуры МРОТ говорит за себя. С помощью этого показателя происходит регулирование величины оклада. Об этом свидетельствует ФЗ №82 .

Помимо этого Конституцией РФ определяется:

  • порядок определения размера минимальной гарантированной к выплате сумме оплаты труда;
  • обязанность работодатель выплачивать работникам ежемесячное вознаграждение, размер которого не должен быть ниже МРОТ.

Из этого можно сделать вывод — МРОТ представляет собой показатель, который прямым образом влияет на уровень заработной платы трудящихся граждан.

Особому вниманию при этом подлежат сферы деятельности, финансирование которых осуществляется из государственного бюджета.

Если официально трудоустроенный сотрудник получает за выполнение своих должностных обязанностей зарплату, размер который менее МРОТ, он вправе обратиться за защитой своих прав в вышестоящие органы с целью повышения заработка.

В качестве таковых может выступать суд, Трудовая инспекция, прокуратура и т.д.

За нарушение установленных правил и отказ в увеличении зарплаты до уровня МРОТ руководство фирмы может привлекаться к ответственности. Величина штрафа в каждом случае определяется индивидуальным образом.

Повысится ли оклад в связи с увеличением МРОТ в 2019 году?


Повышение размера МРОТ должно отражаться на уровне заработной платы.

С 1 января 2019 года установлена новая величина минимального размера оплаты труда. Минимальный уровень повышается до 11280 руб.

Как такое увеличение повлияет на уровень заработных плат, у кого повысится зарплата после повышения МРОТ?

После введения изменений все трудоустроенные граждане, работающие на официальной основе, должны получать ежемесячную зарплату, которая не может быть менее указанного показателя.

Важно учесть — фиксированный оклад или установленная тарифная ставка может быть ниже МРОТ. В учет берется итоговая сумма дохода работника. В нее включены различные премиальные выплаты и надбавки.

Причем сравнению подлежит общая начисленная сумма до налогообложения с учетом того, что сотрудник отработал полный рабочий день и рабочую неделю.

То есть при повышении МРОТ увеличение зарплаты проводится, если ее размер при начислении за полный месяц ниже действующего минимального значения.

Заработная плата за месяц может быть ниже минимальной в следующих случаях:

  • Не отработан полный месяц – например, были больничные, отпуска, командировки, прогулы и отсутствие по иным причинам.
  • После налогообложения – после удержания 13% зарплата может оказаться ниже МРОТ, это нормально, так сравнивать нужно заработок до удержания налогов.

С некоторыми нюансами определяется размер зарплаты сотрудников, одновременно работающих сразу в нескольких компаниях, а также граждан, рабочий день которых можно считать неполным.

При таких обстоятельствах сумма, которую они получают по итогам расчетного периода, может быть меньше МРОТ. Минимальный размер заработной платы в этом случае определяется процентным соотношением отработанных в течение месяца часов с установленной нормой рабочего времени.

При работе на половину ставки, сотрудник с 1 января 2019 года должен получать зарплату не менее 5640 р. Если после изменения МРОТ этот показатель не был достигнут, работодатель обязан повысить оклад, размер тарифной ставки, или увеличить размер дополнительных выплат.

Таким образом, при увеличении минимального размера оплаты труда необходимо повысить зарплату тем работникам, у которых сумма начисления за полный месяц ниже МРОТ.

У кого изменится доход?

При изменении величины МРОТ повышается размер заработной платы только некоторых сотрудников.

Особое внимание уделяется гражданам, доход которых после нововведений не достигает минимального уровня.


В обязательном порядке работодатель должен повысить до нормы величину дохода сотрудника, осуществляющего свою профессиональную деятельность на протяжении полного рабочего дня.

При нарушении этого требования руководство компании может привлекаться к административному типу ответственности.

МРОТ может повышаться несколько раз в год. Работодатели должны четко следить за изменением этого показателя и своевременно увеличивать уровень дохода работников. Только таким образом можно избежать проблем с законом.

На законных основаниях могут получать зарплату ниже МРОТ граждане, работающие на неполной ставке и сотрудники-совместители.

Их минимальный доход определяется путем долевого соотношения, которое в каждом случае рассчитывается индивидуально.

Как оформить изменения оплаты труда, если вырос МРОТ?

Порядок оформления увеличения зарплаты сотрудника в связи с повышением МРОТ регламентируется действующими нормами ТК РФ.

Ранее уже было указано, что изменить зарплату можно несколькими способами:

  • изменением оклада;
  • изменением величины или количества надбавок.

В каждом случае работодатель должен издать соответствующий .

Образец приказа

В бланке приказа отражается информация следующего характера:

  • наименование предприятия;
  • название бумаги – о повышении заработной платы;
  • место и дата издания;
  • обоснование создания — “в связи с увеличением МРОТ”, дата, с которой действуют изменения;
  • основная часть — в ней указываются данные о сотрудниках, чья зарплата будет повышена.

Отмечается должность и инициалы гражданина:

  • ФИО специалиста, ответственного за исполнение приказа;
  • дата вступления документа в силу;
  • ФИО и подпись генерального директора;
  • ФИО, должности и подписи ответственных лиц — главбуха и сотрудника отдела кадров;
  • ФИО и должность работника, повышение оклада которого регламентируется настоящим приказом;
  • дата вступления приказа в силу.

Скачать образец приказа о повышении заработка в связи с ростом МРОТ –


Пример дополнительного соглашения

На основании оформленного документа вносятся корректировки в штатное расписание. Помимо этого, между работодателем и сотрудником заключается , выступающее в роли приложения к основному договору, заключенному при принятии гражданина на должность.

В доп соглашении указываются следующие сведения:

Своей подписью сотрудник также подтверждает тот факт, что он получил документ, ознакомился и согласен с информацией, отраженной в соглашении.

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2011, N 7

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В ПОВЫШЕННОМ РАЗМЕРЕ

Почему существует разница в оплате?

В ст. 146 Трудового кодекса РФ предусмотрены положения об оплате труда в повышенном размере работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Данная статья ТК РФ носит в большей мере информационный характер, и в перспективе ее целесообразно было бы даже исключить из ТК РФ, т. к. в ст. ст. 147 и 148 ТК РФ предусматривается более точная и конкретная регламентация этих отношений.

В основе дифференциации оплаты труда в особых условиях положены следующие факторы:

а) задача обеспечения относительно равных условий для воспроизводства рабочей силы (способностей к труду);

б) необходимость обеспечить преимущества в оплате труда работникам, занятым на работах с более тяжелыми или вредными (опасными) условиями, в целях их привлечения и использования на таких работах.

Учет этих условий осуществляется посредством установления доплат или установления повышенных тарифных ставок и окладов. В частности, повышенные тарифные ставки установлены в традиционных отраслях экономики. В результате наблюдается тенденция роста количества работников, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам. Так, в угольной промышленности 4/5 всех рабочих мест оплачивается по указанным ставкам; в черной металлургии и химической промышленности - около 2/3.

Доплаты за указанные условия труда и их размер определяются организациями самостоятельно, но они не могут быть ниже размеров доплат, установленных соответствующими Постановлениями Правительства РФ и других государственных органов по поручению Правительства РФ.

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, регулируется ст. 147 ТК РФ. Работа в иных особых условиях - это работа в условиях, отклоняющихся от нормальных (выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий (должностей), сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни - ст. ст. 149, 150 - 154 ТК РФ).

Оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями регламентируется ст. ст. 148, 302, 316 - 317 ТК РФ.

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), определенными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, утвержденных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Правила установления доплат

Для установления конкретного размера доплат за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормативных, необходимо руководствоваться соответствующим перечнем работ. Типовые перечни работ с тяжелыми, вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда утверждены Госкомтруда СССР и ВЦСПС во исполнение п. 7 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства" (ред. от 01.07.1991, далее - Постановление N 1115). В некоторых отраслях экономики применяются отраслевые перечни. Этим Постановлением предусмотрено для организаций включение в коллективные договоры перечней конкретных работ, рабочих мест и размеров доплат за неблагоприятные условия труда одновременно с мероприятиями по улучшению условий труда.

Конкретные размеры доплат определяются по данным аттестации рабочих мест и оценки условий труда. Согласно Положению о государственной экспертизе условий труда РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 03.12.1990 N 557, и Рекомендациям по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Минтруда России от 30.11.2000 N 86, могут разрабатываться отраслевые положения об оценке условий труда на рабочих местах.

В п. 7 Постановления N 1115 установлены максимальные размеры доплат к тарифным ставкам и окладам:

На работах с тяжелыми и вредными условиями - до 12%;

С особо тяжелыми и особо вредными условиями - до 24%.

Минимальные размеры доплат закреплены в п. 2 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда". Доплаты (в процентах) к тарифным ставкам (окладам) рабочих с тяжелыми и вредными условиями труда составляют 4%, 8% и 12%; с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - 16%, 20% и 24%.

Градация размеров доплат производится по балльной оценке вредности условий труда на рабочем месте.

Конкретные размеры повышения оплаты труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов либо коллективным договором, трудовым договором, и не могут быть ниже размеров, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами.

Трудовой кодекс РФ не предусматривает способов повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Практика свидетельствует, что это повышение осуществляется установлением:

Повышенных тарифных ставок, окладов (должностных окладов);

Доплат к тарифным ставкам (окладам, должностным окладам). При этом второй способ является наиболее распространенным.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" закреплено повышение оплаты труда тем, кто занят на таких работах, по результатам аттестации рабочих мест - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Министерству здравоохранения и социального развития РФ было поручено в 6-месячный срок установить минимальные размеры повышения оплаты труда в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На момент написания статьи это еще не было сделано. Письмо Минздравсоцразвития России от 09.04.2009 N 22-2-15/4 "Минимальные размеры повышения заработной платы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" рекомендует до принятия соответствующего нормативного правового акта применять законодательство бывшего СССР, регламентирующее эти вопросы, - Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 и принятое в соответствии с ним Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78.

В отличие от существующих верхних пределов доплат, установленных на подзаконном нормативно-правовом уровне, ст. 147 ТК РФ максимальных размеров доплат не предусматривает.

Специальные нормативные акты

С учетом специфики условий труда отдельных отраслей экономики и непроизводственной сферы оплата труда работников может регулироваться специальными нормативными правовыми актами.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" размер минимальных тарифных ставок (должностных окладов) для работников, занятых на тяжелых работах и работах с опасными и (или) вредными условиями труда на добыче (переработке) угля, устанавливается трехсторонним соглашением уполномоченных представителей организаций по добыче (переработке) угля, профессиональных союзов работников угольной промышленности и Правительства РФ. Размеры минимальных тарифных ставок (должностных окладов) по каждой профессии (должности) указанным работникам должны превышать установленные тарифные ставки (должностные оклады) по соответствующим профессиям (должностям) для обычных условий труда не менее чем на 10%.

Федеральным законом от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" (ред. от 24.07.2009) предусмотрена оплата таких работников в повышенном размере. Им устанавливаются надбавка к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Размеры тарифных ставок и должностных окладов, надбавки и ежегодное вознаграждение за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 4).

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса" (ред. от 25.03.2010) гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил РФ, непосредственно участвующим в видах деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса России, участие в которых дает право на получение социальной поддержки, должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки), предусмотренного штатным расписанием, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

В соответствии с Положением об условиях оплаты труда водолазов и других работников организаций, финансируемых из бюджетных источников за подводные работы на малых глубинах, утв. Постановлением Минтруда России от 17.04.1995 N 21 (ред. от 11.01.1996), за время пребывания под водой в зависимости от глубины погружения водолазам и другим работникам, помимо их месячной тарифной ставки (оклада), устанавливается почасовая оплата за 1 час пребывания под водой. Размер оплаты за час в зависимости от глубины погружения составляет от 10 до 15% от размера тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС.

Этот размер заработной платы дополнительно увеличивается на 20 - 40% с учетом факторов, усложняющих водолазные работы (скорость течения, волнение воды, работа подо льдом, в захламленном и вязком грунте, при плохой видимости или полном ее отсутствии, выполнении взрывных работ или работ при сварке и резке металла под водой и др.). При наличии нескольких факторов, усложняющих водолазные работы, проценты увеличения почасовой оплаты суммируются, но размер увеличения не должен превышать 100% почасовой оплаты.

Ранее согласно Постановлению Правительства РФ от 08.10.1993 N 1002 для работников здравоохранения, медицинских научных учреждений и учреждений социальной защиты населения, занятых непосредственно на работах с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, предусмотрено повышение окладов (ставок) в размере от 20 до 75%. Но оно утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 216 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (ред. от 21.06.2010).

Перечень учреждений, подразделений и должностей, работа в которых предоставляет право на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, утвержден Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, но, как многие другие акты, этот Перечень утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 N 391 работникам организаций здравоохранения, финансируемых из федерального бюджета, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, предусмотрена надбавка за работу в опасных для здоровья условиях труда.

Постановлением Правительства РФ от 01.10.1998 N 1141 (ред. от 01.02.2005) указанная надбавка установлена также соответствующим категориям гражданского персонала военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных и занятых на работе, связанной с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Повышенный риск для здоровья работников представляет работа в районах, пострадавших от радиации вследствие Чернобыльской катастрофы.

Согласно Закону РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ред. от 10.11.2009) установлены следующие доплаты к заработку:

Для работающих в зоне безусловного (обязательного) отселения - 3 минимальные заработные платы в месяц;

Для работающих в зоне гарантированного добровольного отселения - 2 минимальные заработные платы;

Для работающих в зоне радиоэкологического контроля - 1 минимальная заработная плата.

Кроме того, предусмотрены удвоенные тарифные ставки (оклады) работникам. При начислении доплат и надбавок в этом случае базовым показателем их размера является удвоенная тарифная ставка (оклад, должностной оклад).

Особые условия

Остановимся на оплате труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями. К числу местностей с тяжелыми климатическими условиями относятся:

Крайний Север (северо-восточные районы, северные районы Сибири, северные районы европейской части);

Местности, приравненные к районам Крайнего Севера (дальневосточные районы и другие местности);

Южные районы Дальнего Востока и Восточной Сибири;

Европейский Север (кроме районов Крайнего Севера);

Южные районы Западной Сибири, Урал.

Перечень местностей с тяжелыми условиями труда, где вводится районный коэффициент, установлен законодательством Союза ССР и с некоторыми изменениями и дополнениями действует и в настоящее время. В последнее время к числу районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, отнесена территория Республики Тыва.

Работа в таких районах и местностях является основанием для установления повышенной оплаты труда в виде районных коэффициентов и надбавок к заработной плате.

Назначение районных коэффициентов - компенсировать повышенные расходы, связанные с проживанием в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (ред. от 24.07.2009) лицам, работающим в этих районах и местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент.

Размеры районных коэффициентов, действующие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены в пределах от 1,1 до 2,0. Районный коэффициент начисляется на фактический заработок за месяц работы.

Нельзя не подчеркнуть, что ст. 148 ТК РФ имеет отсылочный характер. В ст. ст. 315 - 317 Трудового кодекса РФ установлены районные коэффициенты и северные надбавки, применяемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые являются основными способами повышения оплаты труда работников в неблагоприятных природных климатических условиях.

Другие неблагоприятные условия

В других местностях с неблагоприятными условиями проживания (высокогорные, пустынные и безводные) установлена доплата в виде коэффициентов, которые предусматриваются в нормативных правовых актах Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.1996 N 1489 с 1997 г. введен коэффициент к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности в размере 1,15 на территории Александро-Гайского района Саратовской области.

Статья 148 ТК РФ распространяется на работников, проживающих и работающих в неблагоприятных природных климатических условиях, т. е. на отдельные категории работников. В связи с этим представляется целесообразным предложить законодателю исключить данную статью из гл. 21 "Заработная плата" ТК РФ. В данном контексте предусмотреть эту норму в разд. XII ТК РФ, в гл. 50 "Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Одновременно целесообразно было бы уточнить название гл. 50 ТК РФ, а именно: "Особенности правового регулирования труда лиц, работающих в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями".

Кардинальное решение проблемы, конечно же, видится не в повышенной оплате труда, не в материальном стимулировании работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда. В ст. 2 ч. 2 Европейской социальной хартии предусмотрено: в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливые условия труда ликвидировать риск, сопряженный с выполнением опасных и вредных работ, а там, где пока невозможно ликвидировать или в достаточной мере смягчить этот риск, обеспечить либо сокращение продолжительности рабочего времени, либо дополнительные оплачиваемые отпуска для тех, кто занят на таких работах (п. 4).

Библиографический список

1 -1