День толерантности в детском саду проводится в форме досуга для детей старшего дошкольного возраста. Сценарий подготовлен Сологубовой М.Ф.,
музыкальным руководителем детского сада № 70 г. Нижнекамска.

Работа, предшествующая Дню толерантности в детском саду:

  • Написание сценария, отбор музыкального материала, спортивного оборудования, литературного материала.
  • Обсуждение сценария с воспитателями групп, узкими специалистами, старшим воспитателем; распределение обязанностей в подготовке досуга.
  • Работа воспитателей с родителями (информирование о предстоящем событии), воспитателя с детьми (беседы о многонациональности России и знакомство с народными играми) .
  • Работа инструктора по физическому воспитанию с детьми подготовительных к школе групп (выявление детей, обладающих определенным набором физических качеств – умеющих быстро бегать, прыгать).
  • Работа музыкального руководителя (выявление детей с музыкальными способностями – ритмично двигаться в соответствии с музыкой, чисто интонировать мелодию).
  • Работа педагога-психолога по развитию эмоционально-личностного восприятия и чувства эмпатии, как одного из основных психологических механизмов формирования толерантности у дошкольников; гостиная психолога для родителей «Россия – большая семья».

Осуществлялся подбор литературы по проблематике межнациональной толерантности. На основе психолого-педагогических и морально-эстетических критериев, педагогами-специалистами были отобраны следующие художественные произведения :

  • Н. Носова «Незнайка»;
  • А.Л. Барто «Не одна», «Всё на всех»;
  • Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»;
  • сказки народов мира «Айога», «Гора смешливая, справедливая», «Белый слон»;
  • стихи, посвященные теме толерантности, сострадания, сочувствия: «Толерантность» А. Калининой, «Встреча» Б. Заходера, «Ах, сколько на свете детей» С. Черного.

Проводится совместная работа воспитателя по обучению татарскому языку, музыкального руководителя, педагога-психолога, воспитателей групп, родителей по оформлению музыкального зала, изготовлению национальных костюмов (или элементов костюма, подготовке атрибутов и спортивного оборудования, музыкального оформления к проведению досуга).

Материал:

  • Музыка для проведения досуга: «Васильковая страна» (неизвестного автора) студии «Волшебники двора», «Светит солнышко».
  • Считалки и приговорки разных народов России.
  • Игры народов России.
  • Рисунки детей на тему «Моя семья», «Страна, где я живу».

Цель:

Задачи:

  • Воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других, развитие эмпатии, сострадания.
  • Создать положительный эмоциональный настрой у детей и родителей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения.
  • Развивать двигательные навыки: силу, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, координацию, коммуникативные навыки общения детей между собой и с взрослыми людьми.
  • Расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире.
  • Формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
  • Знакомство детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой; воспитание уважения к обычаям, взглядам и традициям других людей.

Сценарий Дня толерантности в детском саду

Дети входят в спортивный зал под музыку «Васильковая страна» группы «Волшебники двора», повторяют движения за ведущим.

Ведущий:

— Толерантность. Что это такое? –
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу – это все земное,
То, на чем стоит планета вся.

Толерантность – это люди света,
Разных наций, веры и судьбы.
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды,

Опасаться что тебя обидят
Люди цвета крови не твоей,
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной земле твоей.

Ведь планета наша дорогая
Любит всех нас, белых и цветных.
Будем жить, друг друга уважая,
Толерантность – слово для живых.

Ведущий: — Нет в мире детей, которые не любили бы играть. Некоторые игры общеизвестны и знакомы вам. Но есть у каждого народа и свои народные игры. Сегодня мы будем играть и знакомиться с любимыми играми детей народов.

Ребенок:

— И пусть мальчишки и девчонки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко-звонко:
«Добро пожаловать, игра!».

Ребенок:

— Нас солнце луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра,
У нас сегодня с вами праздник,
И главный гость на нём – игра.

Ребенок:

— Она, наш друг большой и умный,
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.

Ребенок:

— Расскажет про героев книжных,
На юг, на север поведёт.
С ней даже космос как-то ближе,
Она на всё ответ найдёт.

Ведущий:

— Ребята подрастают на севере, на юге,
Поют они, играют и помнят друг о друге.
Татары и русские, давайте играть!
В Эстонии и Грузии, давайте играть!
Ребята на Кубани, на Днепре голубом.
Играйте вместе с нами, а мы вам споем.

Дети исполняют песню «Светит солнышко для всех» А. Ермолова.

Звучит татарская мелодия. Заходит женщина — татарка в национальной одежде, примеряет украшения, смотрится в зеркало. Танцует, приветствует гостей на татарском языке.

— Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края,
Где так бы почитали их.
(А. Анисимов)

— Татарская земля располагается на бескрайних равнинах, по берегу реки Волги, согреваемая солнцем и обдуваемая ветрами. Татары – очень древний народ, имеющий свою историю. Очень красивая архитектура в Татарстане. Мечети, башни. И каждая имеет свою легенду.

Презентация, слайды.

— Вот башня Сююмбике. Сююмбике – имя единственной женщины, которая правила Казанским Ханством. Настоящее имя – Сююк, а Сююмбике, то есть «любимой госпожой» её за доброту и отзывчивость называл народ. По легенде, Иван Грозный, прослышав о красоте правительницы, прислал в Казань сватов, предложил Сююмбике стать московской царицей. Но красавица отказалась. Тогда разгневанный Иван Грозный пришёл к стенам города с огромной армией и сказал, что если Сююмбике не согласится выйти за него замуж, то он сотрёт Казань с лица земли. Чтобы спасти жителей Казани, Сююмбике была вынуждена согласиться, но попросила необычный свадебный подарок – башню. Самую высокую башню в Казани должны были построить за 7 дней. Началось спешное строительство. В первый день положили первый ярус, во второй день – второй, в третий – третий, на седьмой день башня была готова. И начался свадебный пир. Гости пировали, а казанцы грустили. Они понимали, что больше не увидят Сююмбике – добрую госпожу. Во время пира Сююмбике поднялась на самый верх башни, чтобы в последний раз посмотреть на Казань. Но, глядя на родной город, поняла, что не сможет покинуть его навсегда. Расплакалась и бросилась вниз. В память о доброй казанской царице, башню назвали Башня Сююмбике.

— Самым главным для татар являлось уважение к природе, так как они занимались земледелием. Поэтому обувь у татар с загнутыми носами, чтобы не царапать мать-землю, потому что она кормит. В национальной одежде у татар очень много украшений из бирюзы. Считается, что бирюза лечит и приносит счастье в семейной жизни. Украшения передавались по наследству.

— У татар много народных праздников, один из них – Сабантуй. Веселый праздник, когда проводится много игр на скорость, ловкость.

Ведущий: — Нам пора уже начать игру, но сначала мне ребята понадобится ваша помощь. Кто из вас знает считалки и может нас посчитать для участия в играх?

Ребенок проводит считалку.

Играют в татарские игры.

Звучит башкирская мелодия. Ведущий рассказывает о башкирском народе.

Ведущий: — Ребята, а знаете ли вы, что в Башкирии дети с большим удовольствием играют в игру, которая называется «_______». Давайте познакомимся с традициями и играми Башкирии.

Дети играют в Башкирскую игру.

Ведущий: — Ребята, посмотрите какой красивый национальный костюм, носят башкирские девушки и юноши.

Дети рассматривают кукол в башкирских костюмах.

Звучит русская народная мелодия. Входит воспитатель в русском народном костюме.

— Мир вашему дому. Бог вам в помощь. Русский язык полон поговорками и пословицами. И всегда русский народ прославлял труд: Всякая работа мастера славит. Мала пчелка, да и то работает.

— Восхвалял смелость: Смелость города берет. Тот герой, кто за родину горой.

— Воспевал любовь к родине России- матушке: Родина- краше солнца, дороже золота.

— Нет края на свете красивей,
Нет родины в мире светлей,
Россия, Россия, Россия —
Что может быть сердцу милей!

Ведущий: — Посмотрите, какой красивый национальный костюм носят русские девушки и юноши.

Показывает куклы мальчика и девочки в русских костюмах.

Ведущий: — Пришел черед поиграть в русские народные игры.

Ребенок проводит считалку.

Дети играют в русскую народную игру «Кот и мышь».

Правила игры:

Играющие встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход-нору. В одном ряду стоят коты, в другом — мыши.

Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара.

Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

Ведущий: — Вот и закончилось наше веселое путешествие по традициям и играм народов России. Все народы дружны, все терпимы друг другу.

Дети читают стихи:

— Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас.
И добротой бескорыстной своей
Помогает нам каждый сейчас.

— Пусть будет небо голубое,
А солнце ясным.
Пусть человек не будет злым,
А мир будет прекрасным.

— Выйдите, люди, из своих квартир!
Слова вам наши хорошо слышны?
Люди! Доброта и толерантность спасут мир!
И вы нам поверить должны!

Показ мультимедиа-клипов на песни «Большой хоровод», «Дружба».

Ведущий:

— Мы сегодня поиграли,
Много новых игр узнали.
А теперь скорей бегите
И другим всем расскажите.

Под музыку «Подари улыбку миру» А. Варламова дети за взрослым выходят из музыкального зала.

АКТУАЛЬНОСТЬ
Под толерантностью понимают:
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.»(ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанно с социальными процессами и культурой общества. Скачать презентацию
Таким образом, в ходе анализа данной проблемы, были выявлены противоречия:

Актуальность проблемы социокультурной толерантности связана с тем, что:
Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития человечества.
Каким будет наше общество, и как будут решаться экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается еще в детском возрасте.
Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.
- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания.
активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека…
кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.

Таким образом, толерантность во взаимоотношениях детей и взрослых предполагает способность взрослых видеть перспективу воздействия складывающихся взаимоотношений на ребенка, его развитие и поведение в целом.

Каждый человек хочет видеть своего ребенка благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в социальной реальности, и, конечно, каждый хочет, чтобы его ребенка не коснулись проблемы асоциального поведения, наркомании, алкоголизма и так далее; но часто родители забывают основную аксиому педагогики, которую сформулировал еще К.Д. Ушинский и которая заключается в том, что личность формируется личностью, а характер – характером.
Рассматривая толерантность во взаимоотношениях между членами семьи и социальным окружением в качестве одной из характеристик толерантных отношений можно выделить активное отношение между ее членами на основе взаимного уважения и поддержки.

Ожидаемые результаты
После реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:
1. Сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
В группе будет создана картотека «Ребенок в многонациональном мегаполисе», который будет пополнен художественной литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями, виртуальная экскурсия по городу.
Составление картотеки подвижных игр, сценариев спортивного праздника, досугов с родителями.
Повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности).
Развитие творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.

Ряд правил воспитания путём толерантности

1.Учитесь слушать и слышать своего ребенка. 2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение. 3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции в каких –либо ситуациях. 4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть. 5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

Уголок геральдики.
Мини-проекты о своей семье
Совместные игры
Ситуации во время сюжетно-ролевой игры
Толерантность – это слово,
Словно книжка, как Букварь!
Толерантность всех научит,
Как вести себя и с кем.
Толерантны мамы, папы,
Толерантны ты и я!
Толерантность – это чудо!
Пусть же будет так всегда.

Шавалеева Карина

Встреча с интересными людьми
День Победы
Работа с родителями

День толерантности. девиз: «Пусть мы разные, ну что ж, только ты меня поймешь…» Акция «Твори добро». Акция "Возьмемся за руки". Акция"Ты да я, да мы с тобой". Акция «Самый «бантичный» и «галстучный» класс».

Слайд 26 из презентации «Неделя психологии в детском саду»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Неделя психологии в детском саду.ppt» можно в zip-архиве размером 234 КБ.

Скачать презентацию

«Викторина по психологии» - Американский психолог и психиатр. Родился в Полтавской губернии. Психология. Интеллектуальные функции. Лев Семёнович Выготский. Субъективные состояния человека. Даниил Борисович Эльконин. Зигмунд Фрейд. Молчание ягнят. Особенности отношений. Психодиагностический тест. Иван Петрович Павлов. Наука о психической деятельности.

«Пособие по психологии» - Материал для книги дала богатая психоаналитическая практика автора. История психологии. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. Психология деятельности в экстремальных условиях. Практикум по общей психологии. Психология и педагогика. Психология затрудненного общения. Психология. Для студентов высших учебных заведений.

«Уроки психологии» - Преподавание предмета психологии. Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной идентичности в образовательном пространстве. ИСУ школьников. Занятия в системе дополнительного образования. Московский городской психолого-педагогический университет. Мнение учащихся школы № 868 о практической пользе уроков психологии (в будущем).

«Вопросы по психологии» - Какой тип ВНД соответствует флегматическому темпераменту. Назовите структуру деятельности. Тип темперамента. Представителем какой научной школы является А. Маслоу. Человек, который стремится быть в центре внимания. Отрасль психологии. Контрольная работа по психологии. Эмоции человека. Процесс воссоздания конкретных образов.

«Неделя психологии» - Показатель настроения по школе. Сказка «Спорщики». Создание благоприятных условий для психологического развития учащихся. Презентация «Кирпичной стены». День эмоций и чувств. Большие гонки. Неделя психологии в школе. День откровений. Конкурс «Лучшая улыбка 2011г». Радостные события нашей жизни. Рисунки радости.

Презентация

  • Презентация
  • Празднование Дня толерантности в подготовительной группе«Мы разные, но мы вместе»
  • Авторы: Амирова Гатиба Шафиюллаевна – воспитатель
  • Прожерина Ольга Николаевна - муз.руководитель
  • Морозова Надежда Ивановна - физ.руководитель
  • МБДОУ №455 Ленинского района
  • Екатеринбург 2014 год.
16 ноября – День толерантности
          • Наша истинная национальность – это человечество. Герберт Уэллс
  • Формирование межнациональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование.
  • В нашем детском саду воспитываются дети разных национальностей.
  • Организация образовательной деятельности по воспитанию у детей основ толерантности основана на
  • приобщении детей к различным культурам;
  • взаимодействие с родителями
  • воспитании культуры общения;
  • воспитании культуры юного екатеринбуржсца.
Царица Екатерина и Татище В.Н встречают гостей в Екаринбурге
  • Живут в России разные
  • Народы с давних пор.
  • Одним - тайга по нраву,
  • Другим – степной простор.
  • У каждого народа язык свой и наряд.
  • Один черкеску носит, Другой надел халат
  • Один – рыбак с рожденья,
  • Другой – оленевод.
  • Один – кумыс готовит,
  • Другой – готовит мёд.
  • Одним – милее осень,
  • Другим – милей весна,
На праздник пожаловала вся Российская семья! Первые гости из Украины!
  • На флаге Украины:
  • Две горизонтальные полосы одинаковой
  • ширины: синяя сверху, желтая снизу. Желтый
  • цвет символизирует пшеничные поля в степях
  • под голубым небом Украины. Флаг
  • олицетворяет извечное стремление народа к
  • миру, труду, красоте и богатству родной
  • земли.
Следующие гости из Киргизстана
  • Красный цвет флага символизирует доблесть и смелость. Солнце олицетворяет покой и богатство, а изображение юрты – символ Родины и мира. Кыргызстан - расположен в заснеженных горах Тянь-Шань, которые всегда залиты солнцем. Есть в Кыргызстане
  • озеро Иссык-Куль, которое не замерзает круглый год.
Встречайте, гости из Дагестана!
  • Дагестан- это красивая горная страна, которая находится около Каспийского моря. В Дагестане живёт много людей разных национальностей: аварцы, лезгины, кумыки, даргинцы, живут там и русские люди. В Дагестане у всех людей свои традиции и обычаи. У них свои национальные танцы, песни и конечно игры.
  • Танец Лезгинка
Дагестанская народная игра «Папаха» Россия, милая, родная, цвети и крепни с каждым днём!
  • Россия – большая, огромная страна. Основное население в России – русские люди, они проживают в городах, деревнях, сёлах... Во все времена они живут со всеми народами в мире и дружбе, любят задорные песни, пляски, хороводы, игры.
Во все времена русские люди живут со всеми народами в мире и дружбе, любят задорные песни, пляски, хороводы, игры. Самая любимая пляска у русских – «Валенки» Как наденут русские люди в мороз валенки, ноги сами в пляс идут. Танец «Валенки Под тёплым солнцем вырастая, мы дружно, весело живём. Хоровод «Шире круг» Русская народная игра «Ручеёк»
  • Давайте беречь от невзгоды любой
  • Большой и доверчивый шар голубой!
Список используемых источников
  • Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет.сада – М.: «Просвещение», 1988 – 239 стр.
  • Г.Р. Гамзатов. Сборник стихов и поэм, 1950.
  • Песня:«Я, ты, он, она», стихи: Р. Рождественский, музыка: Давид Тухманов.
  • Песня:«Шире круг», слова: В.Викторов, музыка: Д. Львов.
  • https://ru.wikipedia.org
  • http://deti-online.com/stihi/
  • Стихи про планету взяты с сайта: http://www.solnet.ee/sol/001/s_000.html (автор не указан).
  • Источники изображения: фотографии из личного архива воспитателя Амировой Г.Ш., зам.зав. по ВМР Синегуб О.П.





Образовательные: учить проявлять уважение к обычаям, традициям и культуре разных народов; формировать у детей представление о толерантном поведении. Развивающие: развивать у детей терпимость к различиям между людьми; развивать у воспитанников самосознание, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Воспитательные: воспитывать у детей любовь и заботу друг к другу. Задачи:


Если знакомство с национальными традициями будет носить комплексный характер,пронизывающий все виды деятельности старшего дошкольника, осуществляться в повседневной жизни,на специальных занятиях, то мы воспитаем любовь к своей родине, к своей нации,толерантное отношение к представителям других наций,сверстникам,их родителям. Гипотеза.



Толерантность-это уважение,принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира,форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Проявлять толерантность – это значит признавать то,что люди различаются по внешнему виду,положению,интересам,поведению, ценностям и обладают правом жить в мире,сохраняя при этом свою индивидуальность. Определение толерантности.




Ислам: «Никто из вас не станет верующим,пока не полюбит своего брата,как самого себя». Христианство: «Во всём,как хотите,чтобы с вами поступали люди,так поступайте и вы с ними». Буддизм: «Человек может выразить своё отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову».





Толерантность. Испанский язык: способность признавать отличных от своих идеи или мнения. Французский язык: отношение, при котором допускается, что могут думать или поступать иначе,нежели ты. Английский язык: готовность быть терпимым, снисходительным. Китайский язык: позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. Арабский язык: прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, благосклонность, терпение, расположенность к другим. Русский язык: способность терпеть что-то или кого-то.




Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дружба». Дидактические игры: «Чьи детки?», «Что такое хорошо и что такое плохо?». Подвижные игры народов мира: «Расходитесь»(чувашская), «Займи место»(татарская), «Перепёлочка»(украинская), «В платочек»(мордовская). Игровая деятельность:








Характеристика. ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ. Уважение мнения других; доброжелательность; желание что-либо делать вместе; понимание и принятие; чуткость; любознательность; снисходительность; доверие; гуманизм. ИНТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ. Непонимание; игнорирование; эгоизм; нетерпимость; выражение пренебрежения; раздражительность; равнодушие; цинизм; немотивированная агрессивность.


23