Логист - это специалист, который занимается решением вопросов снабжения, перевозки товаров и грузов, разработкой наиболее рациональных маршрутов между поставщиком и клиентом.

Логист: что это за профессия

Буквально десять лет назад о профессии логист знал лишь узкий круг людей. Сегодня в каждой крупной компании есть отдел логистики, который занимается инфраструктурой товародвижения. При чем в подразделении работает целая команда, ведь одному специалисту справиться со всеми задачами просто не реально.

Специалисты считают, что совсем скоро профессия логист станет одной из самых востребованных в отрасли. Это и не удивительно, ведь двигателем мировой экономики является торговля, а логистика – ее неотъемлемая составляющая.

Сегодня существует два основных сегмента: складская и транспортная логистика. В задачи специалиста входит организация доставки товара и его дальнейшее размещение на складе, разработка оптимальных маршрутов передвижения транспортных средств. Профессия логист обязывает исследовать рынок транспортных услуг, искать компаньонов, организовывать взаимодействие между складами и отделами закупок с минимальными затратами.

Чем занимается логист

Логист ежедневно сталкивается с форс-мажорными ситуациями: неожиданной поломкой автомобилей, ремонтом дороги на маршруте, задержкой груза на таможне. Специалист должен быстро решать возникающие проблемы, ведь главный принцип логистики – своевременная доставка товара. Большинство крупных компаний создают собственные отделы логистики, небольшие пользуются услугами у специализированных транспортных фирм.

Неопытному взгляду может показаться, что логистика – это простая сфера деятельности. Отнюдь, небольшая ошибка может повлечь значительные потери компании. Кроме этого, проблемы с поставкой товара вызывает недовольство партнеров, что может негативно сказаться на репутации. Современные компании стараются найти партнеров по всему миру, знание иностранных языков, в частности английского, станет преимуществом для соискателя. Так же не помешают знания 1С и образование в сфере учета и финансов.

Специалистов, которые контролируют всю цепочку поставок, называют Supply Chain Manager (SCM). В логистике это самая высокооплачиваемая должность.

Эксперты отмечают, что Supply Chain Manager востребованы только на предприятиях, которые занимаются пищевой промышленностью. Только в этой отрасли вся цепочка может контролироваться одним человеком и не предполагает длинных циклов.

Логистическое образование в основном предлагают негосударственные учебные заведения. В последнее время государственные ВУЗы так же переняли эстафету, в частности Государственный университет управления. В сферу логистики приходят выпускники экономических специальностей, освоивших или бухгалтер.

В тоже время работодатели в первую очередь смотрят на практический опыт, а лишь потом на образование. В данной сфере практические навыки ценятся намного больше, чем теория.

Зарплата в первую очередь зависит от квалификации специалиста. Доход начинающего сотрудника колеблется в районе 700-900 долларов. Ситуация на рынке труда заставляет работодателей либо нанимать «дешевую» рабочую силу, либо опытных «дорогих» профессионалов. Часто выбор падает на первый вариант, что может привести к негативным экономическим последствиям.

Плюсы и минусы профессии логист

Преимущества:

  • оптимальное решение для специалистов, которые хотят совмещать офисную работу с выездами на склады, общением с партнерами;
  • опытные специалисты могут рассчитывать на высокую зарплату;
  • приобретенные навыки помогут управлять временем и быстро находить решение сложных задач;

Недостатки:

  • ошибки в работе могут привести к задержкам с поставкой грузов. Как результат – потеря клиента;
  • работа на складе не считается имиджевой;
  • частые стрессы.

Одна из популярных профессий современного рынка труда – логист. Но еще два десятилетия назад о такой специальности не знали. Откуда же она взялась? Чем занимается логист? Каковы перспективы этой профессии? Обо всем – далее по порядку.

Немного истории

Под еще не совсем привычным названием «скрываются» несколько профессий прошлого: специалист по организации грузоперевозок, специалист по организации складского хранения товарно-материальных ценностей.

Эта профессия возникла еще во времена Древней Греции. В переводе на русский язык термин «логист» обозначает искусство вычисления и рассуждения. В древнегреческом государстве логистами именовали государственных контролеров, которые отвечали за процесс ведения определенных расчетов.

В Древнем Риме существовал особый титул – «логист». Его присваивали государственным деятелям, ответственным за распределение продуктов питания.

В Византии логисты занимались полным обеспечением материальных потребностей армии: они поставляли все – от вооружения до продуктов питания – в действующую армию, следили за сохранностью товаров на складах и в местах дислокации военных подразделений.

Портрет современного специалиста

Сегодня квалифицированный логист разрабатывает оптимальные схемы поставок в требуемое место к определенному времени с минимальными затратами. Его успех базируется на глубоком изучении рынка транспортных услуг, выявлении лучших компаний-перевозчиков и заключении договоров с ними на выгодных для своего предприятия условиях. Он координирует весь процесс поставки, для этого взаимодействует со структурами отдела продаж, складов, с производителями и конечным получателем товара.

Классный логист всегда имеет несколько вариантов транспортировки товара и запасные варианты на случай сбоя на каждом этапе этого процесса.

Девиз профессионала: «Срок доставки неизменен! Все действия подчинены выполнению поставленного задания с обязательным соблюдением сроков поставки».

Состояться в этой профессии непросто. Успех будет сопутствовать тем, кто обладает такими качествами:

  • внимательность, сосредоточенность на выполнении поставленного задания;
  • аналитические способности, хорошая память;
  • способность принимать нестандартные решения и нести за них ответственность;
  • умение жестко отстаивать свою позицию, диктовать условия и быть тонким переговорщиком;
  • готовность легко вступать в контакт и иметь силу убеждения водителей, экспедиторов, грузчиков, работников таможни;
  • умение работать с большим информационным массивом данных;
  • организованность.

Кроме этого, необходимо иметь знания:

  • современных технологий в закупочной, транспортной и складской логистике;
  • одного или нескольких иностранных языков;
  • норм действующего законодательства в области перемещения грузов и их складирования;
  • документального оформления логистических процессов;
  • учетных программ типа 1С.

Как стать логистом?

Профессию логиста можно освоить практически в любом регионе России. Эта специальность включена в московские вузы и учебные заведения областных центров России.

Для тех, кто имеет высшее образование, но решил переквалифицироваться, можно получить дополнительное ускоренное обучение в институтах повышения квалификации.

В частных бизнес-школах, где обучение построено с уклоном на получение студентами практических навыков, получить профессию логиста проще и эффективнее. Работодатели всегда отдают предпочтение кандидатам с таким образованием.

Перспективы профессии

Логистическая деятельность объединяет три производственных процесса:

  • закупка товара/сырья/комплектующих;
  • транспортировка товара/продукции;
  • складирование товара/продукции.

Поэтому логистическая профессия в больших компаниях имеет специализацию, основанную на обслуживании одного из процессов.

Быстрее всего подняться по карьерной лестнице можно в сфере складской логистики. От кладовщика «дорасти» до директора крупного складского комплекса можно за несколько лет.

Перефразировав великого полководца, можно сказать, что плох тот логист, который не мечтает стать директором по логистике. На это может уйти немного больше времени. Чтобы стать директором по логистике, необходимо досконально разобраться в каждом логистическом процессе. Для этого желательно иметь опыт работы в этих сферах хотя бы от 2-3 лет в каждой. К тому же необходимо иметь управленческие компетенции и овладеть основами менеджмента организации. На это уходит 10–12 лет.

Как найти работу по профессии и сколько можно заработать?

Востребованность профессии логиста растет с каждым годом. Эти специалисты нужны как крупным производственным предприятиям, торговым компаниям-импортерам и экспортерам, ретейловым организациям, так и небольшим фирмам, оказывающим транспортные услуги по грузоперевозкам.

Работа в предприятиях с внешнеэкономической деятельностью позволяет специалисту наладить деловые отношения с зарубежными компаниями, что впоследствии может помочь найти работу за рубежом.

Сайт по трудоустройству Jobsora всегда предоставляет информацию об актуальных вакансиях не только по территории всей Российской Федерации, но и за ее пределами.

Доход  зависит от уровня квалификации и опыта специалиста, от сложности выполняемых задач и уровня ответственности, от специализации компании, ее размеров.

Начинающий специалист может найти место с доходом от 15 тысяч рублей. Профессионал с опытом работы с зарубежными поставками и знанием иностранного языка может претендовать на заработную плату от 100 до 200 тысяч рублей.

Если просто ответить на вопрос, кто такой логист и чем он занимается, можно сказать, что это специалист, в обязанности которого входит доставка товара, его складирование и разработка оптимальной схемы поставок. Однако с виду такие простые обязанности включают в себя множество составляющих.

Что должен делать логист?

Он должен:

  • проводить расчеты;
  • искать надежных партнеров;
  • заниматься анализом рынка транспортных услуг;
  • подготавливать соответствующую документацию.

Чем занимается логист в транспортной компании?

Его главная задача – доставка товара с соблюдением качества, количества, объемов и сроков. Важно при этом организовать процесс таким образом, чтобы затратить минимум сил и средств. логистики – повышение эффективности работы компании.

Должность логиста востребована в первую очередь в компаниях, занимающихся грузоперевозками. Помимо этого, логисты работают на производственных предприятиях, так как изготовленную продукцию всегда необходимо доставлять покупателям.

У хорошего логиста в запасе всегда есть несколько путей доставки товара, чтобы избежать форс-мажоров и ненужных дополнительных расходов компании. Независимо от возникнувших обстоятельств (поломка транспорта, задержка самолета, проблемы с таможней, ремонт автодороги), товар должен быть доставлен в срок. Кроме того, логист должен постоянно следить за коррективами законодательной базы, которые непосредственно касаются его деятельности.

Какими качествами должен обладать логист?

Специальность логист больше всего подойдет людям, которые привыкли работать самостоятельно, являются людьми ответственными и мыслят творчески.

Логисты – это люди коммуникабельные и мобильные, способные находить общий язык с представителями самых разных профессий. Кроме того, эти люди должны обладать аналитическими способностями и составлять отдельные цепочки поставок.

Что должен знать и уметь логист?

Грамотный логист способен в разы повысить эффективность работы компании. Что должен знать логист, чтобы стать хорошим специалистом и принести пользу - он должен обладать отличными знаниями в экономике, юриспруденции, математике и других точных науках, а также уметь применять в своей работе инновационные технологии и владеть соответствующим программным обеспечением.

Логистика – это сложный процесс, включающий множество разных составляющих. Поэтому часто при найме логиста работодатель предъявляет еще одно немаловажное требование – чтобы логист умел видеть процесс целиком. Самыми востребованными специалистами являются те, которые не только разбираются в перевозках, но также владеют иностранными языками и в совершенстве знают складскую и закупочную логистику.

Что еще должен знать логист по транспорту?

В идеале это должен быть многопрофильный специалист, который:

В любой компании должность логиста является очень важной и почетной, однако, как видите, на этом специалисте лежит и немалая ответственность. Ведь при условии невыполнения договора и срыва поставок под угрозой оказывается репутация компании. А ведь от нее напрямую зависит предприятия.

Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.

Логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

Логистика — это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.

Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.

Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.

В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.

Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.

Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Цель логистики : достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

Основные задачи : совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.

Объекты исследования

Основными объектами исследования в логистике являются:

  • цепь;
  • система;
  • функция;
  • информационный поток;
Логистическая операция

Это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока. Такая операция задается множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.

Логистическая цепь

Это линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складских менеджеров и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика до потребителя.

Логистическая система

Это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и имеющая развитые связи с внешней средой. В ее качестве рассматриваются физические объекты — промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия, инфраструктура экономики отдельной страны. При этом различают логистическую систему с прямыми связями (материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе поямых длительных хозяйственных связей) и эшелонированную (многокаскодная, многоуровневая система, в которой материальный поток на пути от изготовителя до потребителя проходит, по крайней мере, через одного посредника).

Логистическая функция

Это укрупненная группа операций, но-правленная на реализацию целей логистической системы, с значениями показателей, являющимися ее выходными переменными. К логистической функции относятся: закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение, объем запасов.

Материальный поток

Это продукция, подвергаемая различным логистическим операциям — транспортировке, складированию, хранению, погрузке-разгрузке. Материальный поток имеет размерность в виде объема, количества, массы и характеризуется ритмичностью, детерминированностью и интенсивностью.

Информационный поток

Это совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля. Информационный поток может существовать в виде документооборота или электронного документа и характеризуется направлением, периодичностью, объемом и скоростью передачи. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.

Логистические издержки

Это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках). По своему экономическому содержанию такие издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными, по завозу продукции, хранения, затратами по отправке товаров, на тару и др.

Логистика цепи снабжения и сервиса

Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.

Логистика цепи снабжения. Это традиционный процесс, отражающий организацию накопления (складирования, хранения, образования запасов) и распределения (транспортировка, каналы распределения, сети продаж) товаров производственного и потребительского назначения.

Она является главным организационным элементом в производственном процессе и в организации распределения продукции. Классическую цепь снабжения можно представить в следующем виде: источник первичных материальных ресурсов (сырья) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — производство продуктов (промышленные предприятия) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — складирование (хранение) — продавцы (центры распределения) — конечные потребители (организации и индивидуальные).

Логистика сервиса. Это процесс координации нематериальной деятельности, необходимой для осуществления сервиса. Его эффективность определяется уровнем удовлетворения требований покупателя, затратами на него.

Логистика сервиса является решающим фактором в деятельности организаций, оказывающих различного рода услуги. Должна быть организована сервисная инфраструктура в целях координации и удовлетворения требований покупателя. В производящих отраслях логистика сервиса — сравнительно незначительный фактор, ограниченно влияющий на прибыль и конкурентоспособность.

Сравнительная характеристика логистики цепи снабжения и логистики сервиса

Логистика цепи снабжения Логистика сервиса
Прогнозирование продаж Прогнозирование услуг
Определение источников сырья и материалов Установление потенциальных клиентов и партнеров
Планирование и организация производство Организация работы персонала и оборудования
Доставка материалов Сбор информации
Управление запасами Обработка информации
Хранение сырья и материалов Обучение персонала
Обработка заказов различных потребителей Определение требований потенциальных клиентов
Выбор рациональной системы распределения Формирование сети каналов услуг
Складирование товароэ Хранение информации
Контроль распределения Контроль коммуникаций
Осуществление транспортных перевозок Планирование и регламентация времени
Формирование приемлемой цены продукции Формирование приемлемой стоимости услуг

Главным, что отличает услуги от материальных товаров, является то, что услуга сама по себе не существует. Материальные ресурсы в виде сырья, материалов, полуфабрикатов могут потоебляться или находиться в бездействии. Услуге же необходим объект как источник выполнения работы. Это может быть человек или техническое устройство. Услуги не имеют технических характеристик, они неосязаемы, а оценка их качества проводится по результатам осуществленной работы.

При этом сервисные услуги классифицируются по нескольким признакам: источнику работы — с использованием технических средств (различного рода ремонт) и отсутствием орудий труда (например, консультации); взаимоотношению с потребителем — обязательное присутствие (например, медицинское обслуживание) или отсутствие (тот же ремонт); виду потребителя — организации или индивидуальные потребители.

Уровни распределения

Прежде чем рассматривать глобальные системы, остановимся на уровнях (позициях) распределения в логистике (на примере товаров потребительского назначения). Это поставщики первичных материальных ресурсов (сырья), производители полуфабрикатов, конечного готового продукта, информационный центр, логистические платформы (склады), оптовые или розничные торговцы, конечные индивидуальные потребители. Более подробно рассмотрим каждый уровень (позицию).

Поставщики осуществляют поставку различного рода сырья (минерального, искусственного, сельскохозяйственного), топливо-энергетических ресурсов, некоторой номенклатуры основных и вспомогательных материалов, т.е. переработанное или частично обработанное сырье.

Производители полуфабрикатов изготавливают основные и вспомогательные материалы, поковки, штамповки, литье, комплектующие изделия. Производители конечного готового продукта осуществляют изготовление, включая сборку, товаров производственного или потребительского назначения.

Информационный центр является единственным уровнем в распределении, где отсутствует физическое движение ресурсов и продукции. Здесь обрабатываются заказы клиентов на товары и ведется делопроизводство, сбор справочной информации, отслеживаются нормативные данные, регламентирующие логистические процессы, анализируется оперативная информация по движению продуктов в системе распределения и на основе этого корректируются процессы товародвижения.

Логистические платформы подразделяются на промежуточные (сортировочные), транспортные и склады в пунктах продажи товаров. Оптовые или розничные торговцы продоют продукцию через сеть магазинов. Конечный индивидуальный потребитель приобретает готовую продукцию для домашнего, семейного или личного потребления.

Глобальные системы

Американская система

Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

Европейская система

Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.

Для удовлетворения различного рода потребностей промежуточных и конечных потребителей продукции в американской системе предусмотрено производство товаров на основе прогнозируемого спроса. Европейская система основана на предоставлении потребителю определенного выбора продукции при наличии значительных складируемых объемов.

Японская система

Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.

Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.

Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

Основные задачи

Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.

В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.

Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).

Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.

Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.

Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.

Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.

Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.

Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.

Что представляет собой логистика? Что это такое? Ответов на эти вопросы в равной степени столько же, сколько и экспертов в данной сфере. В настоящее время насчитывается неизмеримое количество специалистов, которые относят собственную деятельность к сфере логистики или только желают записать себя в логисты. Сегодня сфера логистики - это не просто высокооплачиваемая деятельность, но прежде всего высокий социальный статус, выгодное положение в обществе.

Логистика - что это такое? Этапы формирования научного знания

Для понимания значения термина «логистика» достаточно рассмотреть хронологию его формирования. Начальный этап развития логистики отличается зарождением базовых научных принципов. Возможно, именно по этой причине само понятие в современном значении возникло гораздо позже. Купцы древности разумели под логистикой знания о выгодном перемещении товаров как в пределах населенных пунктов, так между городами и соседними государствами.

Второй этап формирования логистики затрагивает применение ее научных достижений в военной сфере. Исходя из этого, основная масса древних логистических понятий принадлежит авторству военных теоретиков. В качестве первоочередных задач здесь выступал поиск возможностей для снабжения армии продовольственными запасами, амуницией, создания материально-технической базы военизированных формирований.

Современный этап формирования понятия рассматривает логистику как нахождение оптимальных вариантов для координации перемещения и переработки сырья, поиск решений по упаковке, складированию и доставке изделий конечному потребителю. В нынешнем понимании логистика охватывает широчайший диапазон видов деятельности, начиная с обработки сырьевой базы, контроля запасов, прогнозирования спроса и заканчивая разработкой эффективных маркетинговых механизмов.

Основные взгляды на понятие

Распространенным подходом является рассмотрение логистики как мировоззрения на бизнес-деятельность через издержки, которые нуждаются в надежном контроле и оптимизации.

Естественно, существует немало более узких взглядов на логистику, например, управление финансами, информацией, материально-техническими ресурсами. Однако такие формулировки не затрагивают другие многочисленные аспекты логистики. Поэтому более разумно рассматривать научное знание как учение о планировании, управлении, контроле и организации перемещения материальных ценностей, а также информации в среде бизнес-процессов организации.

Задачи логистики

Основная задача логистики заключается в организации действенной, интегрированной системы по контролю над функционированием информационных и материальных потоков, результатом движения которых становится обеспечение налаженной поставки определенных видов продукции.

Применение логистики позволяет максимально приспособить деятельность предприятия к существующей рыночной обстановке, повысить долю прибыли и получить очевидные преимущества перед прямыми конкурентами.

Задачи логистики направлены также на удовлетворение специфических нужд определенных групп потребителей. Показателями эффективности логистики в данном случае выступает скорость и своевременность поставок, доступность продукции для целевой аудитории. Основываясь на данных о потребительском интересе, логистика позволяет сформировать цепочки поставок.

Функции логистики

Насколько универсальна логистика? Что это такое в современном понимании? Если говорить о поддержании стандартов потребителя, то здесь на первое место выходят функции обеспечения заданного качества продукции, обслуживания и дистрибьюции.

Функции логистики в сфере управления транспортировками касаются обеспечения процессов погрузки и разгрузки перемещаемой продукции, ее доставки, сопутствующих операциях.

Отдельной функцией логистики является так называемый операционный менеджмент, который предполагает управление материальными, информационными и производственными ресурсами. Опирается операционный менеджмент на сокращение длительности производственных циклов и увеличение прибыли.

Сферы логистики

Сегодня основное место в деятельности предприятий занимает транспортная, производственная, закупочная, информационная, таможенная, распределительная, складская логистика.


Отличия логистики от экспедиторской деятельности

Несомненно, профессия логиста неразрывно связана с экспедиторской деятельностью. Однако, в отличие от логистики, экспедиторство ограничено управлением перемещения грузов, их сопровождением и доставкой на объекты.

В свою очередь, цех логистики значительно шире. Как правило, логисты выполняют заказы коммерческих организаций, компаний и предприятий, примеряя на себя функции экспедиторов, параллельно осуществляя управление информационными и материальными ресурсами.

Кто такой логист?

Главная задача специалиста в области логистики заключается в анализе ситуации на рынке, определении интересов потребителя и координации деятельности производственно-потребительских звеньев. По сути, на таких специалистах лежит весь отдел логистики, где на первое место выходит организация маршрутов движения материальных потоков с минимизацией затрат в каждом секторе логистической цепи.

Определяющим профессиональным требованием для логиста выступает наличие навыков финансиста, ведь основную массу времени такой специалист осуществляет работу с расчетами. Немаловажным для логиста является знание юриспруденции, так как расхождение деятельности с буквой закона чревато штрафными санкциями, издержками, потерями средств и как результат - нанесением убытков коммерческой организации.

Профессия логиста подвластна мобильным, коммуникабельным личностям с развитым аналитическим мышлением, которые не просто умеют работать самостоятельно, но и проявляют творческое мышление.

Значимые проблемы логистики

С какими проблемами сталкивается логистика? Что это такое в понимании современной предпринимательской деятельности? Сегодня логистика направлена на разрешение следующего ряда проблем:

  • поиск возможностей для обеспечения максимального соответствия информационных и материальных потоков;
  • обеспечение контроля над материальными потоками и своевременная передача данных об их движении в информационные логистические центры;
  • разработка оптимальных стратегий для перемещения продукции и материальных средств;
  • определение эффективных способов для урегулирования операций движения продукции;
  • стандартизация упаковки;
  • нахождение разногласий между возможностями и требованиями производства и закупки.

Достижения при разрешении вышеуказанных проблем измеряются конкретными результатами, которые демонстрирует логистика. Отзывы о применении логистических методов предприятиями показывают, что залогом высоких результатов выступает присутствие необходимых изделий с заданным качеством и объемами в нужном месте при наличии минимальных затрат.

В заключение

Отдельные предприятия имеют собственный взгляд на организацию производства. Одни имеют собственный отдел логистики, другие - пользуются услугами сторонних транспортных организаций.

Впрочем, наиболее перспективным подходом к организации производственной и коммерческой деятельности является применение знаний специализированных логистических компаний. Опытные специалисты в области логистики способны не просто организовать налаженную структуру логистической деятельности, но также повысить эффективность бизнеса в целом в основном за счет постановки правильных задач.