Существующий ныне производственный и торговый процесс не смог бы обходиться без такого важного объекта, как склад. В логистике организация его работы является одним из условий правильной организации движения материально-технических запасов, продукции от производителя к потребителю.

Виды складов, которые функционируют в современных условиях, позволяют подобным помещениям соответствовать самым разным требованиям участников производственно-торговых отношений. В зависимости от типа, к которому относится склад, он выполняет те или иные функции.

Чтобы иметь возможность правильно планировать движение товара от предприятия к покупателю, логисты должны учитывать особенности представленных помещений. Они создают различные условия для хранения товаров и материальных запасов. Поэтому особенности каждого вида склада следует понимать и учитывать в своей работе каждому логисту.

Основное назначение

Перед тем как рассмотреть основные виды складов, следует вникнуть в суть этой структурной единицы. Помещения для хранения выполняют ряд функций. Складом называется строение, площадка или комплекс сооружений, которые эксплуатируются для хранения различных товарных ценностей. В таких помещениях аккумулируется определенное количество материальных запасов, готовой продукции. Это позволяет гибко реагировать на колебания спроса и предложения на рынке товаров. При этом становится возможным синхронизировать скорости движения материальных ценностей в технологических циклах производителей и процессах доставки и реализации готовой продукции.

Все основные виды складов ограничены определенной территорией, которая охраняется соответствующими организациями. Внутри помещений создаются соответствующие условия для хранения.

Помимо складирования товарных ценностей, представленные структурные единицы позволяют перерабатывать поступившую сюда продукцию, чтобы сохранить ее качество. склад, выравнивает поступившие грузы по объему, времени и ассортименту.

Структура

характеризуются определенной структурой. Она может включать в себя несколько основных элементов. В первую очередь сюда относятся здания для хранения, а также прилегающая территория.

Каждый склад обладает системами отгрузки и погрузки. К ним относят специальное оборудование, участки для приема или отправки товара, рампы. Большинство подобных объектов имеет внутренний транспорт. К этой категории относится различное оборудование склада, виды которого зависят от его особенностей. Это могут быть вагонетки, погрузчики, эскалаторы, лифты и т. д.

К структурным элементам склада также относятся участки переработки товаров. Например, это линии упаковки, пакетирования, система нанесения штрих-кода, а также сортировка и составление заказов. Чтобы иметь возможность хранить грузы, требует применения стеллажей, емкостей, холодильного оборудования и прочих специальных систем для поддержания необходимого качества материальных запасов. Любой склад также имеет систему учета. Она может быть компьютеризированной и ручной. Первый вариант в современных условиях встречается гораздо чаще.

Принципы классификации

Современные помещения для хранения грузов являются одним из важнейших узлов в логистике. Существуют их разные типы. Виды складов различают в соответствии с разными характеристиками.

По размеру помещения для хранения могут быть от небольших объектов до зданий, занимающих огромные площади. По высоте укладки товаров выделяют одноэтажные и многоэтажные строения, в которых оборудование может поднять груз на стеллаж высотой до 24 м.

По конструкции склад может быть открытым, полузакрытым (имеет только крышу) и закрытым. По параметрам хранения существуют обычные и специальные объекты, в которых созданы определенные условия (влажность, температура, освещение).

Механизация подобных узлов может быть разной. Бывают склады, где применяется исключительно ручной труд рабочих. Чаще всего помещения для хранения частично или полностью механизированы.

Если к складу примыкают различные пути сообщения, этот объект называется припортовым, прирельсовым, глубинным. По признаку ассортимента различают специализированные, смешанные и универсальные объекты.

Виды работ

Каждый объект представленного типа выполняет три основные операции. на складе призваны обслуживать входной, внутренний и выходной ценностей. На первом этапе персонал и оборудование разгружают транспорт, а также производят оценку качества и количества товара.

Внутренние потоки обслуживаются с целью адекватного перемещения грузов на складе. Материальные запасы сортируют, пакуют, хранят в соответствующих условиях и т. д.

Работа склада с выходными потоками сводится к погрузке товаров на транспорт. В связи с этим выделяются зоны погрузки, приемки, хранения, сортировки, экспедирования, а также офисы обслуживающего персонала, администрации.

Классификация складов в РФ

В нашей стране применяется особая классификация, позволяющая разделить представленные объекты на основные виды. Назначения складов, их характеристики позволяют выделить несколько основных групп.

В настоящее время чаще всего применяется система РМС, которую разработало объединение отечественных компаний. Этот подход очень похож на мировой принцип классификации складов. Однако система «РМС» учитывает в большей степени требования покупателей и арендаторов к недвижимости этого типа. Учитываются при этом основные вопросы, на которые в первую очередь обращают внимание организации центральных районов нашей страны.

Все объекты, предназначенные для хранения грузов, разделяют на 4 группы. Их обозначают латинскими буквами. При отнесении склада к той или иной категории учитывается его конструкция, месторасположение, основные функции и особенности работы объекта. Также оценивается его транспортное сообщение с другими важными для организации объектами, логистическими областями.

Масштабы помещения, виды хранения на складах продукции, ассортимент обязательно берут во внимание. При выборе подобных объектов необоротных активов необходимо точно рассчитать потребности компании для рационального применения помещений для хранения товарных ценностей.

Склад класса А

К классу А относятся такие виды складов на предприятии или торговой организации, которые были построены в соответствии с высокими современными строительными нормами и требованиями. Это одноэтажные строения, высота которых составляет более 8 м. Это позволяет устанавливать внутри стандартные многоэтажные стеллажи.

Пол в помещении не должен иметь дефектов. Он идеально ровный и обладает антифрикционным покрытием. Внутри склада класса А поддерживается четкий температурный режим. На воротах установлено оборудование для создания тепловых завес.

В обязательном порядке применяется современная система пожарной безопасности с функциями тушения очагов возгорания порошкового или спринклерного типа. Также на подобных объектах установлены новые системы безопасности, видеонаблюдения. Есть компьютерные коммуникации оптико-волоконного типа. Это позволяет максимально просматривать внутреннее и внешнее пространство с отсутствием «слепых зон», где видеооборудование отсутствует.

Ворота, участки приема и на складе класса А обладают автоматизированными системами открытия дверей, поднятия пандуса.

Подъезд к подобным объектам должен быть удобным. Чаще всего они располагаются рядом с главными транспортными магистралями. Эту разновидность складских помещений чаще предпочитают торговые предприятия, которые реализуют продукцию как оптом, так и в розницу.

Класс В

Существуют помещения с несколько упрощенными характеристиками, однако, не уступающие в удобстве предыдущей категории. Класс В включает в себя такие виды. Размеры склада этой категории могут быть внушительными. Однако это многоэтажное здание, что позволяет занимать меньший участок, по сравнению со зданиями класса А.

Высота потолков подобных объектов находится в пределах 4,5-8 м. Полы ровные, залитые асфальтом или бетоном. Они не имеют антифрикционного покрытия. Температура в помещении в зимнее время не опускается ниже +10 °С.

Зона отгрузки имеет пандус, есть система охраны и пожарной безопасности. Офисы совмещены со складскими помещениями. В них применяются современные системы связи, телекоммуникации.

Подъезд к таким складам может быть не таким удобным, но здание находится недалеко от производства или города.

Склад класса С и D

Рассматривая виды складов, необходимо отметить такие классы, как С и D. Для многих предприятий это наиболее приемлемый вариант. Склад класса С является отапливаемым помещением с высотой потолков от 3,5 до 18 м. Температура удерживается на уровне от +8 до +14 ºС в зимний период.

Транспорт заходит внутрь для осуществления разгрузки и загрузки, для чего ворота всегда удерживают в нулевой позиции. Покрытие пола может быть бетонным, асфальтированным или из плитки.

Класс D характеризуется наименьшими требованиями. Это может быть неотапливаемое подвальное помещение, бункер или ангар. В эту категорию также попадают объекты гражданской обороны.

В зависимости от определяется стоимость покупки или аренды. Поэтому компания обязательно учитывает свои потребности. Если дополнительные удобства не требуется, можно отдать предпочтение складу низкого класса. Но в большинстве случаев без эксплуатации объекта класса А или В просто не обойтись. Затраты на его обслуживание и аренду окупаются в результате деятельности организации.

Склад общего пользования

Рассматривая виды складов, следует отметить, что существуют объекты общего пользования и собственные помещения предприятия. В первом случае организация арендует помещение или его часть для нужд своего производства.

Это необходимо в случае небольшого товарооборота или реализации сезонных товаров. Компании выгоднее оплачивать услуги владельцу склада общего пользования, чем содержать свой собственный объект. Потребности в складских помещениях у таких предприятий меньше.

Небольшие размеры и приближенность представленной недвижимости к потребителю делают ее выгодной в некоторых случаях. Например, когда компания выходит на новый рынок, где прогнозирование усложняется рядом факторов, склад общего пользования позволяет снизить финансовые риски компании. При этом не требуется привлекать дополнительные инвестиции.

Компании не нужно будет нанимать квалифицированный персонал, обслуживающий объект, а также осуществлять управление запасами. Многие крупные предприятия пользуются услугами склада общего пользования. Это позволяет хранить продукцию максимально близко к потребителю, снизить транспортные расходы.

Собственный склад

Однако не во всех случаях организации целесообразно арендовать помещение. Иногда правильнее приобрести собственную недвижимость. Это необходимо, если товарооборот характеризуется большими объемами. Чаще всего такие объекты находятся в непосредственной близости от производства.

Также многие виды торговых складов применяют эту систему. Если реализация характеризуется высокими объемами и сконцентрирована в непосредственной близости от покупателя, выгоднее содержать собственный склад. Организация обустраивает его должным образом.

Чаще всего это недвижимость класса «А» или «В». Здесь осуществляется учет и управление силами торговой компании. Она нанимает квалифицированных специалистов, организует процесс торговли (оптом, в розницу), а также устанавливает стоимость материальных ценностей, которые предлагаются потребителю.

Большие промышленные предприятия также обладают собственными складами. На них хранятся запасы, полуфабрикаты и готовая продукция. Если оборот такой компании характеризуется большими объемами, содержать собственный склад целесообразнее, чем арендовать подобное помещение.

Рассмотрев существующие виды складов, можно сделать вывод, что при выборе подобного объекта следует учитывать их особенности. Это позволит предприятию максимально эффективно организовать систему хранения и перемещения товарно-материальных ценностей. Минимальные затраты на содержание и обслуживание складских площадок позволит оптимизировать оборотные средства, увеличить финансовый результат. К процессу организации подобных объектов относятся очень серьезно, производя целый ряд математических вычислений и исследований.

Склад - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших , где выполняются работы по приемке, подсортировке, хранению, фасовке, отпуску товаров.

Виды складов

К числу организаторов оптового оборота относятся также склады, которые по характеру выполняемых функций подразделяются на:

  • подсортировочно-распределительные склады предназначены для накопления текущих запасов товаров. Сюда относят склады оптовых торговых баз и розничных организаций. Основная функция таких складов заключается в приемке товаров по количеству и качеству, подсортировке и подготовке товаров к отпуску и отправке в розничную торговую сеть. Товар хранится на таких складах непродолжительное время;
  • транзитно-перевалочные склады служат для хранения грузов в связи с перегрузкой товара с одного вида транспорта на другой. Обычно размещаются на железнодорожных станциях или водных пристанях. Здесь происходит приемка грузов, краткосрочное хранение и отправка грузов тарными местами;
  • склады гарантированного хранения обеспечивают срочное, ответственное хранение товаров различных товаровладельцев;
  • транспортно-экспедиционные склады — это структуры, создаваемые в основном на узловых станциях крупных магистралей;
  • склады-отели обеспечивают срочное ответственное хранение товаров в местах с ограниченным числом товаровладельцев;
  • склады сезонного хранения осуществляют обработку и хранение товаров сезонного хранения (картофель, овощи);
  • накопительные склады принимают от промышленных предприятии мелкие партии товаров, а затем направляют их в районы потребления в виде более крупных партии.

Оптовые склады и базы используют в основном средние и крупные предприятия. Такая форма может встречаться в нескольких вариантах.

1. Складские помещения, офис и демонстрационный зал располагаются в одном помещении. Этим вариантом пользуются обычно средние по размеру предприятия. Для их работы и объема товарооборота не требуется больших площадей, поэтому такие площади могут быть и в самом городе. Этот вариант является более экономичным, так как:

  • покупатель не несет дополнительных транспортных расходов для переезда;
  • упрощается документооборот, поскольку нет необходимости выписывать дополнительные накладные;
  • легче управлять товарными запасами и их пополнением на
  • складах;
  • сокращается время ожидания на выполнение заказа;
  • сам продавец несет меньше расходов на обслуживание, так как у него одно помещение (а не несколько).

2. Складские помещения территориально удалены от демонстрационного зала и офиса (для крупных предприятий).

3. Складские помещения находятся, как правило, за пределами города, так как они требуют специальных помещений, большей площади, подъездных путей, потока транспорта и т.п. Кроме того, въезд грузовому транспорту в центр города запрещен, и это может сказаться на возможности доставки и отгрузки больших партий товара. Поэтому офис и демонстрационный зал обычно находятся в центре города, а склады — на окраине, хотя это не всегда удобно.

Возможно сочетание первого и второго вариантов, т.е. оперативный склад находится в одном здании с демонстрационным залом и офисом в черте города, а основной склад с большими товарными запасами — за пределами.

Обычно такой вариант используют крупные фирмы, и у них при таком варианте появляется возможность обслуживать разные категории покупателей (при покупке небольших партий товар отпускают с оперативного склада, при крупных партиях — с основного склада).

Все рассмотренные формы оптовой торговли могут использоваться в сочетании, особенно крупными предприятиями (и склады, и торговые центры, и оптовые рынки).

Склады, их определение, виды и функции.

Определение

Склады - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях потока материалов, начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем. Этим объясняется большое количество разнообразных видов складов.

Виды складов

Размеры складов варьируются в широком диапазоне: от небольших помещении, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.

Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.

Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.

В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например температура, влажность.

Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или склад-отель).

Различаются склады и по степени механизации складских операций:

  • немеханизированные;
  • комплексно-механизированные;
  • автоматизированные;
  • автоматические.

Существенным признаком классификации складов является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным транспортом.

В зависимости от широты ассортимента хранимой продукции выделяют:

  • специализированные склады;
  • склады со смешанным или универсальным ассортиментом.

Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:

  • временное размещение и хранение материальных запасов;
  • преобразования материальных потоков;
  • обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.

Основные зоны складов и их характеристики

Принципиальная схема склада приведена на рис. 1.

Рис.1. Принципиальная схема торгового предприятия

Перечислим основные операции, которые выполняются на выделенных участках склада.

Участок разгрузки (на рис. 1. - железнодорожная рампа):

  • механизированная разгрузке транспортных средств;
  • ручная разгрузка транспортных средств.

Приемочная экспедиция (размещается в отдельном помещении склада):

  • приемка прибывшего в нерабочее время продукции по количеству мест и ее кратковременное хранение до передачи в основной склад. Грузы в приемочную экспедицию поступают из участка разгрузки.

Участок приемки

  • приемка товаров по количеству и по качеству. Грузы на участок приемки могут поступать из участка разгрузки и из приемочной экспедиции.

Участок хранения (главная часть основного помещения склада):

  • размещение груза на хранение;
  • отборка груза из мест хранения.

Участок комплектования (размещается в основном помещении склада):

  • формирование грузовых единиц, содержащих подобранный в соответствии с заказами покупателей ассортимент товаров.

Отправочная экспедиция (связывает транспорт и покупателя логистическим процессом:

  • кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю.

Участок погрузки (на нашей схеме - автомобильная рампа):

  • погрузка транспортных средств (ручная и механизированная).

Основы технологии складских операций на предприятиях оптовой торговли.

Основу технологии складского процесса составляет рациональное построение, четкое и последовательное выполнение складских операции, постоянное совершенствование организации труда и технологических решений, эффективное использование подъемно-транспортного и технологического оборудования.

Что обеспечивает технологический процесс

Правильно организованный технологический процесс работы предприятия должен обеспечить:

  • четкое и своевременное проведение количественной и качественной приемки продукции;
  • эффективное использование средств механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ;
  • рациональное складирование товаров, обеспечивающее максимальное использование складских объемов и площадей, а также сохранность товаров и других материальных ценностей;
  • выполнение требований по рациональной организации работы зала товарных образцов, складских операций по отборке товаров с мест хранения, комплектованию и подготовке их к отпуску;
  • четкую работу экспедиции и организацию централизованной доставки товаров покупателям;
  • последовательное и ритмичное выполнение складских операций, способствующее планомерной загрузке работников склада, и создание благоприятных условий труда.

Принципиальная схема технологической переработки товаров

Принципиальная схема технологического процесса складской переработки товаров на предприятии оптовой торговли показана на рис. 2.

Назначение и использование технологических карт и суточных графиков работы на складе

В соответствии с принципиальной схемой технологического процесса и в целях четкой организации работ рекомендуется составлять технологические карты, разрабатываемые применительно к конкретным условиям склада. Примерная форма технологической карты для склада предприятия оптовой торговли приведена в табл. 1.

Технологические карты могут составляться для каждого товарного склада. Помимо технологической карты рекомендуется ежедневно составлять суточный график работы склада. Примерная форма и содержание графика приведены в табл. 2.

Таблица 1.

Технологическая карта работы склада предприятия оптовой торговли

п /п

Исходные условия

Участок произ

водства работ

Исполни-

тели

Содержание работ

Формы документов

Меха-

низмы

При-

мечание

Например, операция размещения товаров на хранение

Окончание приемки товаров по количеству и качеству

Участок приемки - зона хранения

Член бригады товарного склада

Определение мест хранения. Транспортировка. Размещение.

План - схема здания с указанием кодов мест хранения

Электро -

погрузчик

1-я и 2-я цифры - номер стеллажа, 3-я и 4-я - номер секции,5-я и 6-я - номер полки

Таблица 2.


Поступление грузов на склад.

Существенным резервом повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем является переход от традиционно разрозненного решения задач складирования и транспортировки к проектированию единых транспортно-складских процессов.

Сопряженность складского процесса с внешней средой достигается решением различных задач, значительная часть которых связана с обработкой материальных потоков на постах разгрузки и приемки товаров.

Задача определения количества погрузочно-разгрузочных постов на склад

Надежность и экономичность работы склада зависит от того, насколько правильно определено количество постов для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Увеличение этого количества влечет за собой рост строительных затрат и эксплуатационных расходов, сокращение - увеличивает очередь ожидающего обслуживания транспорта, т.е. увеличивает потребность в площади для парковки и маневрирования. Кроме того, ожидание разгрузки - это расходы, связанные с простоем транспортных средств.

Таким образом, при определении количества постов обслуживания транспорта необходимо находить компромисс между:

  • размером расходов на строительство и эксплуатацию постов обслуживания транспорта;
  • размером суммарных расходов на строительство площадок для ожидания и маневрирования транспорта и расходов на возможный простой транспортных средств в ожидании обслуживания.

В общем виде сказанное можно выразить формулой:

где:

  • C общ - суммарные экономические затраты и потери;
  • C 1 - расходы, связанные со строительством и эксплуатацией одного поста обслуживания транспорта;
  • N - количество постов обслуживания;
  • C 1 - затраты и потери, связанные с организацией ожидания и возможным простоем транспорта, приходящиеся на единицу транспортного средства;
  • K - среднее число единиц транспорта, ожидающих разгрузки.

Очевидно, что при увеличении числа постов очередь, т.е. значение сокращается. Оптимальным будет такое количество постов Пропускная способность погрузочно-разгрузочной зоны зависит не только от числа постов, но и от грузоподъемности поступающего транспорта. Проведенные методом теории массового обслуживания расчеты показывают, что при заданном числе постов, например 4, и при заданном значении очереди на разгрузку, например не более одной машины, количество обрабатываемых на участке грузов прямо пропорционально грузоподъемности обслуживаемого транспорта. Характер зависимости имеет форму кривой, представленной на рис.3.

Достоинства и недостатки совмещения постов погрузки и разгрузки


Прием и отправка продукции со склада могут выполняться на одном совмещенном участке, а могут быть пространственно разъединены (рис. 4).


И тот и другой вариант имеют свои преимущества и недостатки.

Совмещение участков поступления и отпуска продукции позволяет:

  • сократить размер площади, необходимой для выполнения соответствующих операции;
  • сокращаются хищения;
  • облегчить контроль операции разгрузки и погрузки - операции с высокой интенсивностью материальных, транспортных и людских потоков;
  • повысить степень использования оборудования за счет сосредоточения в одном месте всего объема погрузочно-разгрузочных работ, более гибко использовать персонал склада.

Основным недостатком совмещения участков приемки и отпуска грузов является появление так называемых встречных грузовых потоков, со всеми вытекающими сложностями, в том числе и с возможной путаницей между отправляемыми и получаемыми товарами.

Организация в одном месте приемки и отправки будет существенно затруднена, если тип и размеры прибывающего и отправляемого со склада транспорта различны.

Облегчить организацию совмещенного участка может разъединение по времени операций поступления и отправки.

Определение размерных параметров погрузочных и разгрузочных рамп.

Остановимся на параметрах погрузочных и разгрузочных рамп, а также участка приемки, т.е. тех технологических зон склада, на которых выполняются операции поступления и отправки грузов. Выгрузка товаров может осуществляться с уровня дороги либо со специальной рампы, поднятой на уровень кузова транспортного средства. Большинство отечественных грузовых автомобилей имеет двери, и борта в задней части кузова. Разгружать такие автомобили лучше с рамп, так как это позволяет вводить в кузов погрузочно-разгрузочную технику. Автомобили, оснащенные боковыми по отношению к продольной оси дверьми, можно разгружать с уровня дороги.

Минимальная ширина рампы, используемой для погрузки и разгрузки транспорта, должна быть не меньше радиуса поворота работающего на ней погрузчика плюс еще приблизительно 1 м. Следует иметь в виду, что скорость обслуживания транспорта, т.е. скорость выезда погрузчика из кузова транспортного средства и последующего разворота, возрастет, если оператору предоставить некоторый запас пространства. Большинство новых складов имеют ширину разгрузочных рамп 6 м.

Расстояние между осями дверных проемов и постов погрузки автомобилей должно быть не менее 3,6 м. В этом случае автомобили могут въезжать задним ходом на места погрузки без особых трудностей.

Высота рамп должна быть согласована с высотой кузова обслуживаемого транспорта. У грузового автомобильного транспорта высота кузова от уровня дороги колеблется в зависимости от типа: от 550 до 1450 мм. Кроме того, высота кузова зависит от загрузки автомобиля. Кузов полностью груженого автомобиля может быть на 30 см ниже незагруженного. Платформы автомобилей-рефрижераторов обычно выше, чем у автомобилей для дальних перевозок, не оборудованных холодильной камерой. В связи с этим рампы необходимо оснащать устройствами для приема автомобилей с разной погрузочной высотой. Такими устройствами могут быть стационарные или передвижные грузоподъемные площадки или грузовые мостики.

При проектировании автомобильных рамп следует учитывать общую тенденцию снижения погрузочной высоты автомобилей. Например, если в конце 60-х годов в Европе высота автомобильных рамп доходила до 1,4 м (56 дюймов), то к середине 80-х оптимальное значение снизилось до 1,2 м.

В России в настоящее время более 80% эксплуатируемого грузового транспорта имеет погрузочную высоту от 1100 до 1300 мм. Здесь также имеет место тенденция снижения погрузочной высоты.

На железнодорожном транспорте, так же как в автотранспорте, существует тенденция к увеличению габаритов вагонов как рефрижераторных, так и обычных: дверные проемы становятся шире, длина вагонов увеличивается. Появилось множество специализированных вагонов.

Независимо от того, будут поступать на склад специализированные вагоны или нет, необходимо проектировать участок разгрузки таким образом, чтобы принимать не только небольшие вагоны длиной 12 м с дверями шириной 1,8 м, но и вагоны длиной свыше 25 м, ширина дверей, у которых значительно больше.

Размещение товаров на складе.

Использование метода Парето (20/80) для принятия решения о размещении товаров на складе

Склад является наиболее общим элементом логистических цепей. Рационализация материальных потоков на нем - резерв повышения эффективности функционирования любого предприятия.

Задача определения приемлемого варианта размещения товаров на складе не является новой для торговли и системы материально-технического снабжения. Разработаны различные алгоритмы, предлагающие решать эту задачу с помощью ЭВМ. Решение заключается в определении оптимальных мест хранения для каждой товарной группы.

Несмотря на очевидное достоинство, применение этих методов сдерживается необходимостью наличия на складах соответствующего программного обеспечения и вычислительной техники, а также специально подготовленного персонала.

Названные ограничения могут быть преодолены в результате применения метода Парето (20/80), согласно которому 20% объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дают, как правило, 80%-ный результат.

На складе применение метода Парето позволяет минимизировать количество передвижений посредством разделения всего ассортимента на группы, требующие большого количества перемещений, и группы, к которым обращаются достаточно редко.

Как правило, часто отпускаемые товары составляют лишь небольшую часть ассортимента, и располагать их необходимо в удобных, максимально приближенных к зонам отпуска местах, вдоль так называемых «горячих» линий (рис. 4). Товары, требующиеся реже, отодвигают на «второй план» и размещают вдоль «холодных» линий. Вдоль «горячих» линий могут рас располагаться также крупногабаритные товары и товары, хранящиеся без тары, так как их перемещение связано со значительными трудностями.

Рассмотрим в качестве примера склад, ассортимент которого включает 27 позиций (табл. 3, позиции а, б, в,…, я). Предположим, что груз хранится в стеллажном оборудовании на поддонах в пакетированном виде, отпускается целыми грузовыми пакетами, и все операции с ним полностью механизированы. Всего за предшествующий период (например, за прошлый месяц) было отпущено 945 грузовых пакетов.

Таблица 3.

Реализация за предшествующий период

Товарная группа

Товарная группа

Количество отпущенных грузовых пакетов

Товарная группа

Количество отпущенных грузовых пакетов

145

210

160

В этом примере более 80% заказанных грузовых пакетов пришлось на 6 позиций ассортимента (позиции н, д, г, к, у, ю). Очевидно, что запасы по этим позициям следует разместить на «горячих» линиях. Моделирование, выполненное для условий данного примера, показало, что при размещении запаса на складе без учета скорости оборота разных позиций* суммарный пробег техники при укладке на хранение и отборке возрастает в 2-3 раза.

Отбор ассортимента по заказу оптовых покупателей

Операции ручной отборки и подготовки товаров к отпуску являются на складах предприятий оптовой торговли наиболее трудоемкими. Стоимость рабочей силы на участке подборки может составлять до 50% стоимости всей рабочей силы, используемой на складе. Хронометраж работы отборщика показывает, что его рабочее время в процентах распределяется приблизительно следующим образом:

  • отборка товара по заказу покупателей - 10%;
  • вынужденный простой во время пополнения запаса в зоне отборки либо во время работы в этой зоне другого отборщика - 20%;
  • работа с отборочными листами - 30%;
  • перемещение между местами отборки - 40%.

Актуальность задачи сокращения времени на перемещение очевидна. Ее решение заключается в выделении на складе зоны для хранения резервного запаса и зоны для хранения отбираемого запаса.

Отбираемые запасы располагают на нижних ярусах стеллажей, т.е. в доступных для осуществления операции отборки местах.


Разделение резервного и отбираемого запаса может осуществляться двумя способами:

  • вертикальное разделение - резервный запас находится над отбираемым (рис. 5);
  • горизонтальное разделение - резервный и отбираемый запасы находятся в разных местах склада (рис. 6).


Зону для хранения отбираемого запаса следует разделить на «горячую», максимально приближенную к отправочной экспедиции, и «холодную» - остальную часть склада, доступную для совершения операции отборки. В «горячей» зоне размещают отбираемый запас товаров с высокой частотой заказов, в «холодной» - с низкой.

Для того чтобы определить, какие товары разместить в «горячей» части зоны хранения отбираемого запаса, необходимо выявить позиции, встречающиеся в заказах покупателей наиболее часто. Здесь также необходим анализ Парето, для выполнения которого для каждой товарной позиции указывают информацию о количестве заказов, требующих ручной отборки. Следует иметь в виду, что высокая оборачиваемость товара совсем не означает, что с ним приходится много работать отборщику, так как товар может отпускаться большими партиями.

Сокращение вынужденного простоя обеспечивается за счет организации хранения товаров, пользующихся высоким спросом, в нескольких местах зоны отборки (рис. 7). Таким образом у разных отборщиков появляется возможность одновременно отбирать один и тот же товар.


Персонал, осуществляющий отборку товаров, и персонал, занимающийся пополнением запасов, работают в одной зоне - зоне хранения. Маршруты их движения не будут пересекаться, если:

  • o пополнение резервного запаса и запаса участка комплектования осуществлять с разных сторон стеллажа (рис. 8). Следует однако учитывать, что, снижая этим методом простой персонала, мы с другой стороны ухудшаем показатели использования емкости склада;
  • работу персонала, пополняющего запасы и занимающегося отборкой, развести по времени. Например, одна смена пополняет запасы, другая - занимается отборкой. Смещение по времени может составлять не целую смену, а лишь часть ее.


Применяются два метода отборки товаров: индивидуальная и комплексная.

1. Индивидуальная отборка - это последовательное укомплектовывание отдельного заказа. При этом товар должен сразу укладываться в соответствующую тару и по окончании операции быть готовым к проверке и отправке.

2. Комплексная отборка применяется, как правило, при выполнении небольших заказов. Отборщик, обходя зону отборки, изымает из мест хранения товары для нескольких заказов согласно сводному отборочному листу. При этом цепь операций по подборке отдельного заказа увеличивается, так как появляется дополнительная операция по превращению комплексной отборки в индивидуальную, однако общее число цепей сокращается. Здесь необходимо находить компромиссное решение в каждом конкретном случае.

Интересным решением является загрузка товара в автомобиль для доставки в виде комплексной отборки и превращение ее в индивидуальную в процессе выдачи товара из транспорта поставщика.

При высокой оборачиваемости и широком ассортименте один заказ может одновременно подбираться несколькими отборщиками на разных участках зоны хранения отбираемого запаса. Впоследствии отобранные части соединяются в единый заказ.

Информация, которой должен располагать отборщик в процессе выполнения заказа:

  • где размещены товары;
  • сколько товара необходимо;
  • кому предназначен товар;
  • что делать, если отбираемый запас закончился;
  • что делать после отборки заказанного товара.

Передача информации отборщику может осуществляться различными средствами. Своевременность передачи является необходимым условием высокой интенсивности проходящего через участок отборки материального потока.

Эффективности операций по подготовке товаров к отпуску можно характеризовать следующими показателями:

  • частота отборки, т.е. количество отобранных заказов в единицу времени;
  • пропускная способность участка отборки - количество сформированных грузовых единиц (контейнеров, ящиков, поддонов и т.п.) в единицу времени;
  • уровень обслуживания заказчиков;
  • случаи отсутствия запаса товара, включенного в отборочный лист.

Формирование грузовой единицы

Одним из ключевых параметров для оптимизации процесса, связанного с транспортировкой и последующим складированием является формирование грузовой единицы.

Грузовая единица - элемент сквозного логистического процесса

Грузовая единица - это некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.

Можно выделить два основных вида грузовых единиц:

  • первичная грузовая единица - груз в транспортной таре, например в ящиках, бочках, мешках и т.п.;
  • укрупненная грузовая единица - грузовой пакет, сформированный на поддоне из первичных грузовых единиц, т.е. грузов в транспортной таре.

Первичная грузовая единица проходит каналы товародвижения, как правило, без переформирования, т.е. ящик из гофрированного картона с конфетами, упакованный на кондитерской фабрике, скорее всего, пройдет всех оптовиков и дойдет до магазина нераспечатанным. Укрупненная грузовая единица, сформированная из ящиков с конфетами на этой же фабрике, на какой-либо стадии товародвижения, скорее всего, будет расформирована, возможно, при подборе ассортимента у первого же оптовика.

Расформирование грузовой единицы ведет к дополнительным издержкам. Поскольку вероятность расформирования прямо пропорциональна ее размерам, то очевидно, что сокращение размеров снижает издержки данного вида (функция F1 рис. 9).


С другой стороны, известно, что расходы, связанные с погрузкой, разгрузкой и транспортировкой грузовой единицы, обратно пропорциональны ее массе и, соответственно, размеру (функция F2 рис. 9). Таким образом, при выборе размеров грузовой единицы необходим поиск компромисса.

Задача выбора размера грузовой единицы может решаться как на уровне склада отдельного предприятия так и при формировании сквозной логистической цепи. При этом следует принимать во внимание тенденцию укрупнения грузовых единиц в перевозках.

Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволит эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока. Соизмеримость грузонесущих поверхностей и грузовых единиц достигается использованием так называемого базового модуля, который представляет собой прямоугольник со сторонами 600 х 400 мм.

На основе базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона* разделяют на сетку кратных размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары.

Площадь грузовых платформ транспортных средств, а также площадь грузонесущих поверхностей оборудования, участвующего в логистических процессах, также должна быть кратной размерам базового модуля.

Примечание: поддон 1200х800 мм содержит 4 базовых модуля, поддон 1200х1000 мм - 5 базовых модулей.

Расчет площадей основных складских зон. Определение общей площади склада

где:

  • S гр - грузовая (полезная) площадь, т.е. площадь, занятая непосредственно под хранимыми товарами (стеллажами, штабелями и другими приспособлениями для хранения товаров);
  • S всп - вспомогательная площадь, т.е. площадь, занятая проездами и проходами;
  • S пр - площадь участка приемки;
  • S км - площадь участка комплектования;
  • S рм - площадь рабочих мест, т.е. площадь в помещениях складов, отведенная для оборудования рабочих мест складских работников;
  • S пэ - площадь приемочной экспедиции;
  • S оэ - площадь отправочной экспедиции.

Рассмотрим порядок расчета входящих в формулу величин (размеров площадей технологических зон склада).

Определение грузовой площади

Формула для расчета грузовой площади склада имеет вид:

где:

  • Q - прогноз годового товарооборота, руб./год;
  • З - прогноз величины товарных запасов (средний запас), дней оборота;
  • К н - коэффициент неравномерности загрузки склада;
  • К иго - коэффициент использования грузового объема склада;
  • C v - средняя стоимость одного кубического метра хранимого на складе товара, руб./м 3 ;
  • H -высота укладки грузов на хранение, м;
  • 254 - количество рабочих дней в году.

Величины Q и З определяются на основе прогнозных расчетов.

Коэффициент неравномерности загрузки склада определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту склада. В проектных расчетах К принимают равным 1,1- 1,3 (приемка - 1,3; отпуск - 1,2).

где:

  • Г мах - грузооборот максимальный;
  • Г ср - грузооборот средний.

Характеризует плотность и высоту укладки товара и рассчитывается по формуле:

где:

  • V пол - объем товара в упаковке, который может быть уложен на данном оборудовании по всей его высоте, м 3 ;
  • S об - площадь, которую занимает проекция внешних контуров несущего оборудования на горизонтальную плоскость, м 2 ;
  • H- высота укладки груза, м.

Технологический смысл коэффициента заключается в том, что оборудование, особенно стеллажное, невозможно полностью заполнить хранимым грузом. Для того чтобы осуществлять укладку и выемку груза из мест хранения, необходимо оставлять технологические зазоры между хранимым грузом и внутренними поверхностями стеллажей. Кроме того, груз чаще всего хранится на поддонах, которые, имея стандартную высоту 144 мм, также занимают часть грузового объема.

Расчет Киго для стеллажей марки CT-2M-II* показал, что в случае хранения товаров на поддонах Киго = 0,64, при хранении без поддонов Киго = 0,67**.

Примерная стоимость одного кубического метра упакованного товара может быть определена на основе следующих данных:

  • стоимость грузовой единицы;
  • вес брутто грузовой единицы;
  • примерное значение веса одного кубического метра товара в упаковке (табл. 4).

Таблица 4.

Укрупненные показатели расчетных нагрузок на 1 м 2 на участках приемки и комплектации

п/п

Наименование товарной группы

Средняя нагрузка в т/м 2 при высоте укладки 1 м

(а также вес одного кубического метра товара в упаковке, т)

Консервы мясные

0,85

Консервы рыбные

0,71

Консервы овощные

0,6

Консервы фруктово-ягодные

0,55

Сахар

0,75

Кондитерские изделия

0,50

Варенье, джем, повидло, мед

0,68

Чай натуральный

0,32

Мука

0,70

Крупа и бобовые

0,55

Макаронные изделия

0,20

Водка

0,50

Ликеро-водочные изделия

0,50

Виноградные и плодово-ягодные вина

0,50

Коньяк

0,50

Шампанское

0,30

Пиво в стеклянных бутылках по 0,5 л

0,50

Безалкагольные напитки в стеклянных бутылках по 0,5 л

0,50

Прочие продовольственные товары

0,50

Более точно вес одного кубического метра хранимого на складе товара может быть определен посредством выборочных замеров, проводимых службой логистики склада.

Площадь проходов и проездов (Sвсп)

Величина площади проходов и проездов определяется после принятия варианта механизации и зависит от типа использованных в технологическом процессе подъемно-транспортных машин. Если ширина рабочего коридора работающих между стеллажами машин равна ширине стеллажного оборудования, то площадь проходов и проездов будет равна грузовой площади.

Площади участков приемки и комплектования(Sпр и Sкм)

Площади участков приемки и комплектования рассчитываются на основании укрупненных показателей расчетных нагрузок на 1 м 2 площади на участках приемки и комплектования. В общем случае в проектных расчетах исходят из необходимости размещения на каждом квадратном метре участков приемки и комплектования одного кубического метра товара. Данные табл. 4 показывают количество тонн того или иного товара, размещаемого на 1 м 2 названных участков.

Площади участков приемки и комплектования рассчитываются по следующим формулам:

где:

  • A 2 - доля товаров, проходящих через участок приемки склада, % (среднегодовой, или в зависимости от шкалы измерения);
  • A 3 - доля товаров, подлежащих комплектованию на складе, % (в зависимости от шкалы измерения);
  • q - вес 1 м 2 укрупненные показатели расчетных нагрузок на 1 м 2 на участках приемки и комплектования, т/м 3 (средняя);
  • t пр - число дней нахождения товара на участке приемки;
  • t км - число дней нахождения товара на участке комплектования;
  • С р - примерная стоимость 1 т хранимого на складе товара, руб./т.

Следует отметить, что некоторый дефицит площади на участке приемки будет полезнее избытка, так как появляется жесткая необходимость интенсивнее обрабатывать поступающие сюда грузы.

Площадь рабочих мест (Sрм)

Рабочее место заведующего складом, размером в 12 м 2 , оборудуют вблизи участка комплектования с возможностью максимального обзора складского помещения.

Если на складе будет проверяться качество товара, то рабочие места соответствующего персонала оборудуют вблизи участка приемки, но в стороне от основных грузопотоков.

Площадь приемочной экспедиции (Sпэ)

Как отмечалось ранее, приемочная экспедиция организуется для размещения товара, поступившего в нерабочее время. Следовательно, ее площадь должна позволять разместить такое количество товара, которое может прибыть за выходные дни. Размер площади приемочной экспедиции определяют по формуле:

где:

  • t пэ - число дней, в течение которых товар будет находиться в приемочной экспедиции;
  • q э - вес 1 м 3 , т/м 2 .

Площадь отправочной экспедиции (Sоэ)

Площадь отправочной экспедиции используется для комплектования отгрузочных партий. Размер площади определяется по формуле:

где:

  • t оэ - число дней, в течение которых товар будет находиться в отправочной экспедиции.

Расчет площади склада выполняется с помощью вышеприведенных формул на основе исходных данных, перечисленных в табл. 5. Результаты расчета могут быть оформлены в виде табл.6.

Таблица 5.

Исходные данные для расчета площади склада

№ п/п

Наименование величины

Обозначение

Единица измерения

Значения величины

Прогноз годового товарооборота

руб./год

Прогноз товарных запасов

дней оборота

Коэффициент неравномерности загрузки склада

К и

Коэффициент использования грузового объема склада

К иго

Примерная стоимость одного кубического метра хранимого на складе товара

руб./м 3

Высота укладки грузов на хранение
Доля товаров, проходящих через участок приемки склада

A 2

8

Доля товаров, подлежащих комплектованию на складе

A 3

%

9

Доля товаров, проходящих через промежуточную отправочную экспедицию

A 4

%

10

Укрупненный показатель расчетных нагрузок на 1м 2 на участках приемки и комплектования

q

т/м 2

11

Укрупненный показатель расчетных нагрузок на 1м 2 на участке приемочной экспедиции

Q

т/м 2

12

Время нахождения товара на участке приемки

t пр

дней

13

Время нахождения товара на участке комплектования

t км

дней

14

Время нахождения товара в приемочной экспедиции

t пэ

дней

15

Время нахождения товара в отправочной экспедиции

t оэ

дней

16

Примерная стоимость 1 т. хранимого на складе товара (брутто)

С р

руб./т.

Таблица 6.

Экспликация технологических зон склада

№ п/п Наименование технологической зоны Условные обозначения Размер площади зоны, м 2
1 Зона хранения (грузовая площадь) S груз
2 Зона хранения (площадь проходов и проездов) S вспом
3 Участок приемки товаров S прием
4 Участок комплектования товаров S км
5 Приемочная экспедиция S пэ
6 Отправочная экспедиция S оэ
7 Рабочее место заведующего складом S ру
8 ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ СКЛАДА S общ

Принятие решения о пользовании услугами наемного склада

Менеджеру по логистике сегодня зачастую приходится выбирать между организацией собственного склада и использованием для размещения запаса склада общего пользования. Методика принятия решения представлена на рис. 10.


Основой для принятия решения является полученное значение так называемого «грузооборота безразличия», при котором затраты при хранении запаса на собственном складе равны расходам за пользование услугами наемного склада (абсцисса точки пересечения графиков функций F3 и Z).

Функция F1 принимается линейной и определяется на базе расценок за выполнение логистических операций.

График функции F параллелен оси абсцисс, так как постоянные затраты C пост не зависят от грузооборота. Сюда относятся расходы на аренду складского помещения C аренд, амортизация техники C аморт, оплата электроэнергии C эл, заработная плата управленческого персонала и специалистов C зарпл:

График функции Z строится на основании тарифной ставки за хранение товаров на наемном складе.

Зависимость затрат по хранению товаров на наемном складе от объема грузооборота Z определяется по следующей формуле:

где:

  • a - (тариф на услуги наемного склада) суточная стоимость использования 1 м 2 грузовой площади наемного склада;
  • 365 - число дней хранения на наемном складе за год;
  • S н - потребная площадь наемного склада, м 2 , расчет которой выполняется по формуле (оплачиваемая площадь):

где:

  • З - размер запаса в днях оборота, дней;
  • T - годовой грузооборот, т/год;
  • Д - число рабочих дней в году;
  • q - нагрузка на 1 м 2 площади при хранении на наемном складе, т/м 2 .

График функции строится из предположения, что она носит линейный характер.

Входной контроль поставок товаров на складе

На пути от первичного источника сырья до конечного потребителя собственность на грузы, образующие материальный поток, последовательно переходит от одного участника логистического процесса к другому. В этих так называемых «местах стыка» происходит сверка фактических параметров материального потока с данными сопроводительных документов. По существу, в этих местах информационный поток, движущийся в значительной степени обособленно, «пристегивается» к материальному. Фактический состав материального потока может отличаться от информации о нем. Управление же осуществляется на основе именно информации. Последовательная приемка на всем пути движения грузов позволяет постоянно актуализировать данные, составляющие информационный поток.

Материальный поток - это движение материальных ценностей, сохранность которых обеспечивается системой материальной ответственности.

Вопрос передачи ответственности

В местах стыка происходит передача материальной ответственности. Нельзя проектировать логистический процесс без понимания учета специфики порядка передачи материальной ответственности. Следовательно, задача постоянного обновления и корректировки информации о материальных потоках - одна из наиболее актуальных задач логистической деятельности.

Сложность задачи обусловлена тем, что передача материальной ответственности происходит не непосредственно от одного владельца товара другому, а с участием логистических посредников - экспедиторских организаций.

Без возложения материальной ответственности на конкретных лиц сложно обеспечить сохранность груза на всем пути движения материального потока. Однако следует иметь в виду, что для участников логистического процесса, имеющих статус материально-ответственных лиц, безусловно, приоритетной задачей является не скорость, не надежность, не цена, а точное соответствие количественного и качественного состава потока данным сопроводительных документов. Весь логистический процесс может остановиться, если материально-ответственное лицо не уверено в точном соответствии количества и качества товара данным сопроводительных документов.

Система материальной ответственности не должна тормозить логистический процесс. Следовательно, при проектировании логистических систем необходимо находить компромисс между различными системами, обеспечивающими сохранность материальных ценностей. Возможно, система без личной материальной ответственности принесет ущерб, но риск остановки процесса в связи с необходимостью актирования несоответствий может принести больший ущерб. Выход может быть найден в высоких гарантиях соблюдения качества и комплектности поставок, т.е. в том, чтобы функцию контроля взяли на себя поставщик (например, практика функционирования ряда предприятий Японии) и экспедитор (это войдет в их систему сервиса). В России в условиях исторически сложившейся практики наиболее перспективным является четкая организация входного контроля. Порядок приемки товаров регламентируется нормативными актами государства, а также условиями договора. Соответственно, все процедуры приемки должны быть четко спланированы, что позволит, не снимая материальной ответственности с конкретных лиц, снизить риск остановки логистического процесса.

Нормативные документы, регламентирующие порядок приемки товаров

В настоящее время в качестве нормативных документов, регламентирующих порядок приемки товаров, продолжают действовать:

  • Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утверждена постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965 г., № П-6);
  • Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утверждена постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7).

Для краткости ограничимся перечислением наиболее существенных вопросов, возникающих в процессе организации и осуществления приемки товаров народного потребления по количеству и качеству. Ниже в скобках указаны номера пунктов соответствующих инструкций, содержащих ответы на поставленные вопросы. Вначале указывается номер пункта в инструкции № П-6 (приемка товаров по количеству), затем номер пункта в инструкции № П-7 (приемка товаров по качеству).

1. Порядок приемки товаров от органов транспорта (№ П-6 - пункт 4; № П-7 - пункт 3).

2. Случаи актирования претензии к транспорту (№ П-6 - пункт 5; № П-7 - пункт 4).

3. Сроки приемки товаров (№ П-6 - пункт 9; № П-7 - пункт 6).

4. Документы, на основании которых производится приемка (№ П-6 - пункт 12; № П-7 - пункт 14).

5. Как поступить, если обнаружено несоответствие количества и качества товара данным товарно-сопроводительных документов? (№ П-6 - пункт 16; № П-7 - пункт 16).

6. Содержание уведомления поставщику (№ П-6 - пункт 17а; № П-7 - пункт 17).

7. Сроки направления уведомления поставщику (№ П-6 - пункт 17а; № П-7 - пункт 18).

8. В какие сроки должен явиться представитель поставщика? (№ П-6 - пункт 17; № П-7 - пункт 19).

9. Как поступить, если представитель поставщика не явился? (№ П-б - пункт 18; № П-7 - пункт20).

10. Кто может быть включен в состав комиссии по приемке товаров в случае неявки поставщика или когда явка необязательна? (№ П-6 - пункт 18; № П-7 - пункт 20).

11. Сроки составления акта об установленном расхождении в количестве (№ П-6 - пункт 25; № П-7 - пункт 29).

12. Содержание акта (№ П-6 - пункт 25; № П-7 - пункт 29).

13. Порядок и сроки утверждения акта (№ П-6 - пункт 26; № П-7 - пункт 32).

14. Обязательные приложения к акту (№ П-6 -пункт 27; № П-7 - пункт 31).

В завершении следует отметить, что порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 N П-6, и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 N П-7, может применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.

Схема документооборота склада предприятия оптовой торговли

В зависимости от функционального назначения в логистических процессах на складах участвуют следующие группы документов:

    документы, используемые для оформления приемки товаров

    документы, используемые для оформления размещения товаров на хранение

    документы, используемые для оформления отпуска, продажи товаров

Документы, используемые для оформления приемки товаров

1. Журнал учета поступающих грузов

Применяется для регистрации сопроводительных документов поставщиков и транспортных организаций на поступающие грузы и контроля их оприходования на складе предприятия

2. Книга регистрации выдачи счетов-фактур

3. Акт об установленном расхождении в количестве при приемке товара

Применяется для оформления приемки товароматериальных ценностей, имеющих количественные расхождения против данных сопроводительных документов поставщика

4. Акт о приемке товара по качеству

Применяется при оформлении приемки товароматериальных ценностей, имеющих расхождения против данных сопроводительных документов поставщика

5. Карточка учета исполнения договоров

Ведется товароведом предприятия оптовой торговли дляp> контроля поступления товаров от поставщиков по договорам и разовым сделкам

6. Отчет о движении товаров и тары по складу

Составляется заведующим складом в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета с приложенными первичными документами представляется в бухгалтерию, а второй - с распиской бухгалтерии о принятии отчета и приложенных к нему документов остается у заведующего складом.

7. Книга учета разбраковки товаров

Ведется товароведом-бракером на основании счетов-фактур и актов приемки по качеству с целью контроля результатов разбраковки

8. Отчет о получении груза экспедитором

Составляется ежедневно и служит для контроля получения груза со станции железной дороги и доставкой этого груза на склад

9. Журнал учета грузов, поступающих в экспедицию

Ведется зав. экспедицией для учета грузов, поступающих от поставщиков и транспортных организаций через экспедиционный склад

10. Приходная накладная

Составляется материально-ответственным лицом при поступлении в предприятие ценностей в случаях, предусмотренных инструкциями по учету отдельных операций

11. Акт на оприходование товаров, поступивших без счета поставщика

Применяется для оформления приемки товаров, поступивших до получения счета-фактуры поставщика

Документы, участвующие в операциях по размещению товаров на хранение

12. Ярлык складской

Выписывается заведующим складом оптового предприятия на каждое наименование и сорт поступивших товаров в данной партии

13. Книга регистрации номенклатурных номеров на товары

Применяется для регистрации номенклатурных номеров на товары, поступающие на склады.

14. Карточка количественно-суммового учета

Применяется для ведения аналитического учета в складах оптовой торговли с широким ассортиментом товаров

15. Товарная книга

Ведется материально ответственными лицами для учета товарно-материальных ценностей. На каждое наименование товара (каждый номенклатурный номер) в книге открывается отдельный счет. Счета располагаются в порядке возрастания номенклатурных номеров.

Документы, участвующие в операциях по прордаже и отпуску товаров со складов предприятия оптовой торговли

16. Заказ-заявка.

Составляется покупателем и корректируется товароведом-реализатором с учетом наличия товаров на складе. Товаровед уточняет и заполняет в заказе-заявке данные, необходимые для выписки счета-фактуры, а также для упрощения поиска товаров на складе.

17. Договор поставки.

Заключается между оптовым предприятием и покупателем и служит для определения размеров, сроков и условий продажи, отпуска и доставки товаров.

18. Журнал регистрации заказов покупателей.

Ведется товароведом-реализатором на основании заказов покупателей, поступивших как при личной отборке в зале товарных образцов, так и полученных по средствам связи. Служит для контроля своевременности исполнения заказа покупателей.

19. Карточка неудовлетворенного спроса.

Ведется товароведом-реализатором по покупателям на основании их заказов и служит для учета неудовлетворенного спроса, а также для контроля выполнения неудовлетворенных заказов.

20. Сводный отборочный лист на комплексную отборку.

Составляется товароведом-реализатором на основании заказов покупателей для комплексной отборки товаров на складе для группы покупателей.

21. Счет-фактура.

Выписывается на товары, фактически отобранные для покупателей на складе оптового предприятия.

22. Упаковочный ярлык.

Выписывается в тех случаях, когда отборка и упаковка товаров производится на складе без участия представителя покупателя.

23. Журнал передачи товаров со склада в экспедицию.

Ведется заведующим складом на основании счетов-фактур для контроля передачи товаров в экспедицию.

24. Журнал учета товаров и счетов-фактур, принимаемых в экспедицию со складов и отправляемых покупателям.

Ведется в экспедиции оптового предприятия; служит для контроля отправки товаров покупателям и возврата подписанных покупателями счетов-фактур.

25. Товарно-транспортная накладная.

Выписывается в четырех экземплярах (если плательщиком является грузополучатель):

    первый служит основанием для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку материальных ценностей;

    второй служит основанием для учета работы автотранспорта и остается при путевом листе;

    третий при товарном отчете грузоотправителя сдается в бухгалтерию;

    четвертый направляется грузополучателю. Если плательщиком является грузоотправитель, то товарно-транспортная накладная выписывается в трех экземплярах.

26. Пропуск на выезд с территории предприятия.

27. Заявка на автотранспортные перевозки.

Является документом для обеспечения своевременной доставки товаров покупателям. Составляется заведующим экспедиционным складом, подписывается заместителем директора оптового предприятия.

28. Журнал учета использования автотранспорта.

Ведется в экспедиции оптового предприятия. Служит для учета прибывающего по заявке автотранспорта и контроля за его нахождением на маршруте.

29. Карточка учета инвентарной тары.

Ведется экспедицией базы для учета движения инвентарной тары.

30. Книга регистрации документов, сданных лицом, осуществляющим централизованную доставку и кольцевой завоз товаров.

Выдается лицу, осуществляющему централизованную доставку и кольцевой завоз товаров.

31. Карточка учета исполнения договоров отгрузки.

32. Книга оперативного учета поставки товаров покупателям.

Ведется товароведом оптового предприятия для учета поставки товаров в разрезе покупателей и товарных групп на основании карточки учета исполнения договоров отгрузки.

Retail.Ru

Большое разнообразие складов, связанное с особенностями технологического, технического и организационного характера торговых предприятий, вызывает необходимость их классификации.

В зависимости от характера выполняемых функций склады подразделяются на подсортировочно-распределительные, транзитно-перевалочные, сезонного долгосрочного хранения, накопительные.

Подсортировочно-распределителъные склады принимают из мест производства или оптовых баз крупными партиями товары сложного ассортимента. Поскольку товары хранятся на этих складах непродолжительное время, то к их основным функциям следует отнести приемку товаров по количеству и качеству, подсортировку и подготовку их к отпуску и отправку в розничную торговую сеть. Сюда относят склады оптовых баз, которые расположены в районах потребления, а также склады розничных торговых организаций. Здесь формируют товарные потоки в удобном для розничных предприятий ассортименте и направляют их в торговую сеть.

Транзитно-перевалочные склады размещаются на железнодорожных станциях, водных пристанях. Они служат для принятия грузов на партионное хранение в связи с необходимостью перегрузки их с одного вида транспорта на другой. Эти склады осуществляют приемку грузов, краткосрочное хранение и отправку их целыми тарными местами.

К складам сезонного долгосрочного хранения относят хранилища для картофеля и овощей, а также другие склады, на которых осуществляются обработка и хранение товаров сезонного хранения.

Накопительные склады осуществляют приемку мелких партий товаров от промышленных предприятий и в виде крупно-партионных отправок направляют их в районы потребления.

Одним из важных классификационных признаков является ассортимент товаров, который оказывает влияние на характер выполняемых складами функций, на построение технологического складского процесса.

По ассортиментному признаку склады делят на универсальные и специализированные.

Универсальные склады предназначены для концентрации широкого ассортимента непродовольственных и продовольственных товаров с выделением для этих целей специальных кладовых и секций. Такие склады составляют основную часть складской сети потребительской кооперации.

Специализированные склады служат для хранения товаров одной или нескольких родственных товарных групп.

Широкое разнообразие физико-химических свойств товаров требует дифференцированного подхода к условиям их хранения и вызывает необходимость наличия соответствующей складской сети.

По техническому устройству склады подразделяются на общетоварные и специальные.

Общетоварные склады являются основным видом складов в торговле и предназначены для хранения непродовольственных и продовольственных товаров, не нуждающихся в создании особого режима.

К специальным складам относятся овощехранилища, холодильники и т. д.

В зависимости от этажности и высоты складских помещений различают одноэтажные (высотой 6, 12, 16, 32 м) и многоэтажные склады. С точки зрения наиболее рациональной организации технологического процесса предпочтение отдается одноэтажным складам.

В зависимости от устройства склады подразделяют на открытые, полузакрытые и закрытые.

Открытые склады устраиваются в виде грунтовых площадок или площадок с твердым покрытием. Эти склады предназначены для хранения строительных материалов, топлива, товаров в контейнерах и др.

Полузакрытые представляют собой навесы для хранения строительных материалов и других изделий, требующих защиты от атмосферных осадков.

Закрытые склады - это одно — или многоэтажные здания, которые могут быть отапливаемые и не отапливаемые (утепленные и не утепленные). Отапливаемые склады имеют отопительное оборудование и устройство для вентиляции воздуха. Они предназначены для хранения товаров, требующих поддержания температуры и относительной влажности воздуха в определенных пределах. В не отапливаемых складах хранятся товары, которые не теряют своих свойств при температуре ниже 0°С.

По мере развития рынка наибольшую известность получила классификация складов, основанная на технических параметрах площадей, развитости инфраструктуры, включая инженерные коммуникации. Сейчас принято различать складские помещения по классам «А», «В», «С», «D».

Складские помещения класса «А»

Современные помещения, строившиеся с учетом будущей складской деятельности. Расположение, отделка и оборудование таких складов призваны отвечать следующим принципам современной складской логистики: близость основных транспортных артерий, возможность адаптации под любые виды грузов, высокая скорость грузооборота и гарантии сохранности грузов.

1. Современные одноэтажные здания из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 12 м и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров. Редкая сетка колонн позволяет варьировать размещение рядов стеллажей и оптимизировать движение механизмов и складских работников.

2. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 т/м 2 , на уровне 1,20 м от земли. Высокая проектная нагрузка на поверхность пола позволяет использовать тяжелую погрузочную технику (высотные штабеллеры) и, как следствие, максимально использовать высоту стеллажей.

3. Высокие потолки не менее 13 м, позволяющие установку многоуровнего стеллажного оборудования (6-7 ярусов).

4. Регулируемый температурный режим.

5. Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей.

6. Наличие офисных помещений при складе.

7. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).

8. Оптико-волоконные телекоммуникации.

9. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.

10. Расположение вблизи центральных магистралей

11. Профессиональная система управления.

12. Автономная электроподстанция и тепловой узел.

13. Железнодорожная ветка.

Складские помещения класса «В»

Складские помещения доперестроечного периода (год постройки 1970-1980). Построены в соответствии с канонами логистики, свойственными плановой экономике, такие помещения часто требуют небольших вложений и изменений для оптимизации складской деятельности.

1. Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.

2. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 т/м 2 , на уровне 1,20 м от земли.

3. Высота потолков от 8 м.

4. Наличие системы пожарной безопасности и автоматической системы пожаротушения.

5. Регулируемый температурный режим.

6. В случае двухэтажного строения наличие достаточного количества грузовых лифтов (подъемников) грузоподъемностью не менее 3 т.

7. Охрана по периметру территории.

10. Наличие вспомогательных помещений на складе.

11. Пандус для разгрузки автотранспорта.

12. Железнодорожная ветка.

13. Система вентиляции.

Складские помещения класса «С»

Большие производственные помещения, таксомоторные парки и автобазы, изначально не приспособленные пол складскую обработку (год постройки 1930-1980). Требуются значительные строительные и технические изменения: врезание дополнительных ворот, создание рамп/пандусов, замена остекления/витражей капитальными стенами, модернизация напольного покрытия и систем отопления и пожаротушения. В большинстве случаев необходим демонтаж установленного оборудования.

1. Капитальное производственное помещение или утепленный ангар.

2. Высота потолков от 4 м.

3. Пол - асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.

4. В случае многоэтажного строения наличие грузовых лифтов.

5. Офисные помещения на складе.

7. Телекоммуникации.

8. Ворота на нулевой отметке.

9. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

10. Железнодорожная ветка.

11. Пожарная сигнализация или система пожаротушения.

12. Система вентиляции.

13. Система отопления.

14. Наличие вспомогательных помещений на складе.

Складские помещения класса «D»

Неприспособленные под склады гаражи, подвалы, бомбоубежища, холодные ангары, сельскохозяйственные постройки. Такие помещения нецелесообразно модернизировать и реконструировать. С финансовой точки зрения для повышения класса склада часто выгоднее снести такой объект и построить новое здание. Пригодны лишь для хранения низкооборачиваемых товаров, нетребовательных к условиям хранения: сырья для промышленного производства, горюче-смазочных материалов, резиновых, пластиковых, металлических изделий и т. д.

1. Подвальные помещения или объекты ГО, не отапливаемые производственные помещения или ангары.

2. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

3. Пожарная сигнализация или система пожаротушения.

4. Система вентиляции.

5. Система отопления.

6. Охрана по периметру территории.

7. Телекоммуникации.

8. Офисные помещения на складе.

Многие промышленные предприятия недооценивают важность складского хозяйства, рассматривая его, как второстепенное по отношению к производству. В результате такого подхода нарушается качественное движение материальных потоков, и компания терпит убытки.

Склады – это накопители материальных ресурсов, которые нужны для того, чтобы смягчать колебания поставок и спроса, а также синхронизировать скорость потоков сырья и готовой продукции. Материальный поток на всех стадиях своего движения – от источника сырья до конечного потребителя товара – нуждается в специально обустроенных местах для хранения и перераспределения запасов. Это могут быть собственные склады компаний, арендованные склады или склады логистического оператора, которые являются складами ответственного хранения . Таким образом, склад представляет собой один из самых важных элементов логистической цепочки. В связи с этим, в настоящее время существует большое количество видов складов, предназначенных для решения тех или иных логистических задач.

Основной параметр, по которому классифицируются склады, – это их назначение. В зависимости от него, можно выделить следующие виды складов.

  • Производственные – они размещаются на предприятиях для хранения сырья, материалов, комплектующих и готовых изделий.
  • Транзитно-перевалочные. Располагаются возле железнодорожных станций, портов, аэропортов, автомобильных терминалов для краткосрочного хранения грузов при их перевалке между различными видами транспорта.
  • Таможенные. Предназначены для хранения импортных или транзитных грузов, ожидающих таможенной очистки.
  • Оптовые распределительные. Склады, которые осуществляют снабжение товарных сетей.
  • Розничные. Являются складами торговых предприятий.
  • Резервные. Склады, осуществляющие хранение запасов на случай чрезвычайных ситуаций.

Для решения этих и других задач, строятся склады, отличающиеся друг от друга размерами, конструктивными схемами и прочими характеристиками. Так, площадь складов может измеряться от нескольких сотен до нескольких сотен тысяч квадратных метров. Высота укладки грузов также может быть различной – если в некоторых складах все располагается максимум на высоте человеческого роста, то в других груз может подниматься на 25 и более метров.

В зависимости от конструкции, склады бывают:

  • закрытые – они расположены в отдельных помещениях;
  • полузакрытые, конструкция которых предусматривает наличие одной, двух или трех стен;
  • открытые, которые размещаются на специально оборудованных площадках.

Также на складе могут быть созданы специфические условия для хранения определенных грузов – например, температура, влажность и так далее. Различаются склады и в зависимости от степени механизации операций. Данный показатель определяет следующие типы складов:

  • немеханизированные;
  • склады с комплексной механизацией;
  • автоматизированные;
  • автоматические.

Одним из важных признаков склада является возможность ввоза или вывоза грузов посредством железнодорожного или водного видов транспорта. Классификация по данному признаку различает такие склады, как:

  • пристанционные – расположены на территории железнодорожной станции;
  • припортовые – расположены на территории морского или речного порта;
  • прирельсовые – имеют подъездной путь для подачи ж/д вагонов;
  • глубинные – склады, доставка на которые из порта или станций производится автомобильным транспортом.

Широта ассортимента хранимых грузов также является важным показателем, характеризующим склад. Могут быть:

  • специализированные склады, предусмотренные для хранения только одного типа грузов;
  • склады со смешанным ассортиментом, где могут храниться несколько типов грузов;
  • универсальные склады, предназначенные для большинства типов грузов.

Огромное количество различных типов складов говорит об их необходимости для решения широкого спектра задач во многих сферах деятельности человека. Для промышленных предприятий склад является важной составляющей технического процесса. Что касается торговых организаций, то для них склад – это фундамент успешной деятельности. Поэтому современные склады должны соответствовать самым серьезным требованиям по организации складского процесса, располагать новейшими технологическими решениями и квалифицированным персоналом.