Темы контрольных работ: 1. Организационная структура прогнозирования РФ. 2. Организационная структура планирования РФ. 3. Пессимистические и оптимистические прогнозы. Примеры и их роль в планировании экономики государства. 4. Содержание стратегии социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу. 5. Современный прогнозный фон Росси. 6. Глобальные прогнозные модели развития человечества. 7. Организационная структура системы планирования государства. 8. Перспективы развития мировой экономики (прогнозные варианты). 9. Прогнозы развития и прогнозы будущего. 10. Роль планирования в экономике государства. Примеры планов. Требования к контрольной работе: компьютерный вариант написания текста, наличие содержания, введения, основной части с параграфами, заключения и списка литературы. Объем работы не менее 10 стр., 14 кегль, 1-ый интервал, форматированный по ширине текс, отступ 1,5 см. Реферат должен состоять из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения, библиографии и приложений (таблицы, рисунки и т.д.). В содержании последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт. Во введении формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы. Основная часть делится на главы и параграфы (пункты и подпункты), в которых раскрываются основные вопросы темы работы. В заключении подводятся итоги или даётся обобщённый вывод по теме реферата. Краткие методические указания по написанию контрольной работы Контрольная работа должна быть структурирована и состоять из: - содержания; - введения; - основной части с названием (разделением на параграфы с названиями); - заключения; - библиографического списка по ГОСТ, включающего только те источники, которые так или иначе задействованы при написании контрольной работы, что подтверждается соответствующими ссылками. На источники, которые указаны в списке литературы, обязательно должны быть ссылки в тексте работы. Материал должен излагаться логично и последовательно, не допускается дословного механического переписывания текста из использованной литературы, за исключением цитат, которые должны сопровождаться ссылкой на источник. Каждый параграф должен заканчиваться выводом (логическим итогом рассуждений, умозаключением). По этим ключевым выводам возможна беседа с преподавателем, где студент должен дать устно объяснения, комментарии, продемонстрировать умение защищать свою позицию.

Организационная структура (механизм) государственного управления - органически единая и постоянно действующая на профессиональной основе система государственных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и властных структур местного самоуправления, с помощью которых государство реализует свои полномочия по управлению делами общества. Это структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы, который включает в себя великое множество различных элементов - государственные органы, государственную службу и ее персонал, государственные фонды, учреждения и корпорации, связи и отношения между ними. Главное, чтобы этот механизм, как говорит В.В.Путин, был «эффективным, компактным, работающим», обеспечивающим целенаправленное государственное воздействие на все основные сферы жизнедеятельности общества.

Механизм демократического государственного управления функционирует на основе принципов законности; приоритета прав и свобод человека и гражданина; разделения власти; федерализма; гласности; профессионализма; гуманизма и нравственности. В Российской Федерации перечисленные принципы закреплены конституционно и это во многом определяют признаки этого механизма:

1. Целостность и организационная упорядоченность. Механизм государственного управления - это целостная, функционально и во многом иерархически упорядоченная система государственных органов организаций, предприятий и учреждений, которая обеспечивается единством государственной власти, единым правовым полем и едиными принципами организации и деятельности всех входящих в нее структур, едиными задачами и стратегическими целями;

2. Наличие властных полномочий. Каждый структурный элемент механизма государственного управления наделен соответствующими властно-управленческими и/или исполнительскими полномочиями по решению отнесенных к его компетенции вопросов;

3. Базовая структурная составляющая механизма государственного управления - государственный орган. Создаются они и функционируют в установленном законом порядке, наделены соответствующими полномочиями осуществлять функции государства, обладают правом издавать правовые акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы. Государственные органы тесно связаны между собой на началах субординации, координации и разделения власти в рамках механизма «сдержек и противовесов»;

4. Наличие ресурсов, средств и орудий обеспечения, необходимых для эффективной управленческой деятельности, прежде всего, материально-финансовой базы из средств государственного бюджета.

Конкретные очертания механизма государственного управления зависят от многих факторов, прежде всего от а) стратегических интересов общества, целей и задач государства, ценностной направленности его внутренней и внешней политики; б) уровня экономического развития и финансовой мощи страны; в) формы государства, характера политического режима и сложившегося стиля управления; г) интеллектуально-кадрового, этнокультурного и духовного потенциала народа; д) внешней среды. Если государство ставит своей целью проведение агрессивных захватнических войн, расширение своей территории, то организация государственного механизма управления приобретает авторитарный, подчас тоталитарный характер. И наоборот, демократический политико-правовой механизм необходим лишь тому государству, которое ориентируется на мирное существование с другими государствами, социальное процветание и правовую защиту граждан, на эффективную экономику и политическую самостоятельность.


Многое определяется и чисто субъективными факторами: кадровым потенциалом государственного аппарата и его мотивацией; научно-информационными и другими возможностями, способными адекватно удовлетворять управленческие потребности; стилем управления.

Между сущностными характеристиками государства и внешним организационным их проявлением, между управленческими функциями государства и механизмом их реализации существует прямая и неразрывная связь. Это объективная закономерность. Учет этой закономерности - залог построения эффективного механизма государственного управления. Недопустимо сначала создавать организационные структуры, а затем под них придумывать функции. Еще опаснее создавать структуры под нужных людей.

Механизм государственного управления - это системно упорядоченное органическое единство властных органов и обеспечивающих их организаций. Наиболее важными элементами его организационной структуры являются: структуры президентской вертикали; подсистема органов законодательной и представительной власти; подсистема органов исполнительной ветви власти; судебная система и прокурорский надзор; государственная и муниципальная службы, другие подсистемы - нормативно-правовая, коммуникационная, материально-финансового обеспечения и др. Каждая подсистема внутренне организована, имеет свою собственную конфигурацию, по-своему взаимодействует с другими структурными элементами механизма управления.

Остановимся более конкретно на каждой из этих подсистем.

Подсистема органов, организаций и учреждений президентской вертикали государственного управления - Президент Российской Федерации, Государственный совет Российской Федерации, Совет безопасности Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство), Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство); полномочные представители Президента Российской Федерации в семи федеральных округах, Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, ее подведомственные учреждения, другие структуры. Опираясь на разветвленную и достаточно мощную систему подведомственных структур, Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, координирует и обеспечивает согласованное взаимодействие различных ветвей и уровней власти внутри страны и на международной арене. Он же формирует и направляет деятельность Правительства РФ, издает указы и постановления, выступает с ежегодными посланиями о положении в стране, контролирует ход реализации президентских решений и программ, реализует свое право законодательной инициативы.

Подсистема органов законодательной (представительной) власти - Федеральное Собрание Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации; представительные органы местного самоуправления; счетные палаты. Указанные органы принимают законы, утверждают и контролируют исполнение соответствующих бюджетов, в рамках своих полномочий решают задачи формирования политического пространства государственного управления, осуществляют контроль деятельности исполнительной власти.

Подсистема федеральных структур исполнительной власти - «несущий стержень» организационной структуры государственного управления. По состоянию на 1 октября 2007 года это:

а) Правительство Российской Федерации, в состав которого входят Председатель Правительства, пять его заместителей и федеральные министры. В ранге заместителей Председателя выступают Руководитель Аппарата Правительства и Министр финансов. Правительству непосредственно подчинено одиннадцать федеральных министерств, два государственных комитета, десять федеральных служб и пять федеральных агентств. Среди них:

Федеральные министерства - здравоохранения и социального развития; культуры и массовых коммуникаций; образования и науки; природных ресурсов; промышленности и энергетики; регионального развития; сельского хозяйства; транспорта; информационных технологий и связи; финансов; экономического развития и торговли;

Государственные комитеты - по делам молодежи; по рыболовству;

Федеральные службы - антимонопольная; аэронавигационная; государственной статистики; таможенная; по тарифам; по финансовому мониторингу; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; по финансовым рынкам; по экологическому, технологическому и атомному надзору; по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия;

Федеральные агентства - космическое; по атомной энергии; по туризму; по физической культуре и спорту; по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств.

Осуществляя государственно-управленческие функции, правительство тесно взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации и контролирует его деятельность, Сбербанком-РФ, Банком ВТБ, Федеральным агентством по страхованию вкладов, такими негосударственными организациями, как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости; Институтом сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Финансовой Академией при Правительстве Российской Федерации и другими учреждениями;

б) федеральные министерства, а также находящиеся в их ведении федеральные службы и федеральные агентства:

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; Федеральная служба по труду и занятости; Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию; Фе

деральное медико-биологическое агентство; Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи;

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации: Федеральное архивное агентство; Федеральное агентство по культуре и кинематографии; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;

Министерство образования и науки Российской Федерации: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по науке и инновациям; Федеральное агентство по образованию;

Министерство природных ресурсов Российской Федерации: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство лесного хозяйства; Федеральное агентство по недропользованию;

Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное агентство по энергетике;

Министерство регионального развития Российской Федерации: Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

Министерство транспорта Российской Федерации: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта; Федеральное агентство воздушного транспорта; Федеральное дорожное агентство; Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Федеральное агентство морского и речного транспорта; Федеральное агентство геодезии и картографии;

Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации: Федеральное агентство по информационным технологиям; Федеральное агентство связи;

Министерство финансов Российской Федерации: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное казначейство (федеральная служба);

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации: Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

В ведении и под контролем федеральных министерств находится, таким образом, 12 федеральных служб и 25 агентств. Указанные государственные органы курируют целый ряд НИИ, вузов, унитарных предприятий, фондов;

в) система органов исполнительной власти так называемого «силового блока» в лице федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет непосредственно Президент Российской Федерации:

Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная миграционная служба;

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Министерство иностранных дел Российской Федерации;

Министерство обороны Российской Федерации: Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации, Федеральное агентство специального строительства;

Министерство юстиции Российской Федерации: Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба; Федеральная служба судебных приставов; Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;

К этому блоку в статусе федеральных служб относятся также Государственная фельдъегерская служба, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Федеральная служба охраны Российской Федерации. Есть еще и два федеральных агентства - Главное управление специальных программ Президента и Управление делами Президента Российской Федерации.

Таким образом, президентское руководство распространяется на пять министерств, 12 федеральных служб и четыре агентства. Указанные структуры учреждаются, их полномочия, основные направления деятельности определяются и регулируются указами Президента. Главное состоит в том, что они обеспечивают реализацию конституционно-установленных функций и полномочий главы государства как гаранта государственного суверенитета, безопасности и стабильности общества, прав и свобод граждан.

Естественно, что к механизму государственного управления относится множество различных бюджетных и внебюджетных учреждений и предприятий, которые органически вмонтированы в механизм осуществления государственных функций, являются его важнейшими обеспечивающими звеньями. Примером могут служить военные и специальные НИИ и ВУЗы, компании «Рособоронэкспорт» и «Военностраховая компания», Аэротранспортное предприятие «Россия» и др.;

г) система государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - президенты республик, администрации краев, областей, автономных областей, которые обеспечивают осуществление общих для данной территории задач социально-экономического развития, исполнение законов Российской Федерации, актов Президента и Правительства РФ, связь между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Для осуществления своей компетенции администрации утверждают схемы управления своими территориями. В Республике Алтай, например, создана следующая система государственного управления. В ведении Главы Республики (одновременно он возглавляет и правительство Республики) находятся Министерство внутренних дел, Министерство по делам ГО и ЧС, Агентство информационной и национальной политики, единый аппарат главы Республики и ее правительства.

Министерство социальной политики, Агентство по здравоохранению, Агентство но образованию, науке и молодежной политике. Агентство по труду и социальной защите населения, Агентство по физической культуре, спорту, Агентство но делам архивов;

Министерство сельского хозяйства, Агентство по сельскому хозяйству, Служба ветеринарии, Служба по контролю за использованием сельскохозяйственных земель и охотничьему хозяйству, Агентстве по природопользованию и охране окружающей среды;

Министерство строительства и транспорта, Служба по государственному строительному надзору, Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Агентство по транспорту и управлению автомобильными дорогами;

Министерство финансов и налоговой политики, Служба по финансовому надзору;

Министерство экономики и промышленности, Агентство по управлению государственным имуществом, Служба по лицензированию, Агентство по туризму.

Республиканские агентства, находящиеся в ведении правительства Республики - Служба по тарифам, Агентство государственных закупок, Постоянное представительство Республики Алтай в Москве.

По состоянию на 1 января 2005 года в республике, таким образом, функционировало правительство, семь министерств, семь служб и 14 агентств. В них было занято более 400 ответственных работников, в том числе 350, занимающих должности государственной гражданской службы. При формировании этой структуры были ликвидированы многие избыточные и дублирующие функции, более четко разграничены нормотворческие, правоприменительные, контрольно-надзорные и сервисные полномочия органов управления, выстроены более действенные иерархические зависимости между ними;

д) исполнительные структуры системы местного самоуправления - глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наименования указанных органов устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. В состав государственных органов они не входят.

Подсистема органов исполнительной власти представляет собой наиболее объемную и сложную часть государственного аппарата. Здесь сосредоточена практически вся управленческая информация государственной важности, занят огромный отряд специалистов-управленцев, сконцентрирована большая часть бюджетных финансовых ресурсов и важнейшие средства государственного принуждения. Ее силами во взаимодействии с соответствующими институтами гражданского общества реализуются принятые законы, проводится в жизнь политический курс президента страны, осуществляются исполнительно-распорядительные и правоохранительные функции.

Система органов судебной власти, призванных осуществлять толкование действующего законодательства, судебный надзор и, главное, правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие государственные органы и должностные лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Для государственного управления определяющее значение имеют также принципы правосудия: осуществление правосудия только судами; самостоятельность судов и независимость судей, народных и арбитражных заседателей, их подчинение только закону; лица, виновные в оказании незаконного воздействия на суд, несут юридическую ответственность; все дела в судах рассматриваются в режиме гласности, открытости, состязательности и равноправия сторон. Действуют также принципы равенства всех перед законом и судом независимо от социального, имущественного и должностного положения, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, места жительства, места рождения, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям; обязательности судебных решений для всех без исключения органов власти и должностных лиц.

Не менее значимое место в системе государственного управления занимает и прокурорский надзор.

Система государственной и муниципальной службы - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, их государственных и муниципальных органов, должностных лиц, замещающих государственные и муниципальные должности федерального, регионального и местного уровней. В этой системе занято более 1 млн 400 тыс. государственных и муниципальных служащих - специально подготовленных и на конкурсной основе отобранных специалистов, которые обеспечивают реализацию полномочий государства, проведение внутренней и внешней политики Президента РФ.

Государственные организации - учреждения, обладающие юридической самостоятельностью и исполняющие определенные государственно значимые функции. Это государственные банки, венчурные фонды, подведомственные госорганам научно-исследовательские институты, государственные библиотеки, государственные высшие учебные заведения, государственные унитарные предприятия, государственные внебюджетные фонды и т.д. Указанные организации не обладают властными полномочиями, но в системе государственного управления играют огромную роль, прежде всего исполнительского и обеспечивающего характера.

Базовым элементом механизма государственного управления, как уже указывалось, является государственный орган - относительно самостоятельное структурно обособленное звено государства, наделенное властными полномочиями, необходимыми для реализации целей, задач и функций государственного управления.

В научных работах можно обнаружить различные характеристики государственного органа: статусные, функциональные; социологические, юридические, организационные. Комплексно и наиболее точно государственный орган как элемент механизма государственного управления характеризуется следующими признаками:

Создается по воле государства в соответствии с конституцией и законодательством страны. Причем создается на основе соответствующего нормативного акта, что придает ему официальный легитимный характер;

Обладает государственно-властными полномочиями, включая регулятивные, координационные, охранительные и иные функции управленческого характера в определенной отрасли или регионе. Обладает правом издавать общеобязательные правовые и организационные акты. Действует строго в рамках установленного законом порядка;

Статус и полномочия определяются специальными нормативно-правовыми актами (указ, положение, устав, регламент) об органе, в котором определены его место и роль (функции и задачи) в государственном аппарате управления, пределы полномочий и возможностей;

Наличие собственной организационной структуры, кадрового состава, материально-финансовых ресурсов из средств государственного бюджета.

Указанные признаки отличают госорганы от государственных учреждений и предприятий.

А теперь проведем классификацию государственных органов, причем сразу оговоримся, что единой системы государственных органов, действующих в сфере государственного управления, нет и быть не может. В каждой стране, каждой правовой системе, в каждый исторический момент она своя. Все зависит от целей, задач и интересов, которые реализует государство, чьи интересы выражает и какими средствами их защищает:

По уровню полномочий и территориальному масштабу компетенции государственные органы Российской Федерации делятся на федеральные (центральные), органы субъектов федерации и органы местного самоуправления;

По соподчиненности - вышестоящие и нижестоящие;

По способу образования - назначаемые (вышестоящим органом в рамках его компетенции) и избираемые (либо населением, либо представительным органом);

По составу и порядку решения вопросов компетенции - органы коллегиального управления и органы единоличного управления;

По срокам полномочий - постоянные и временные;

По ветвям власти делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Правила внутренней жизни, формы и методы функционирования государственных органов нормативно закрепляются в соответствующих положениях и регламентах, регулирующих их внутреннюю организацию, пошаговый порядок исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. Разрабатываются такого рода документы на основе «Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» и «Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», Методических рекомендаций Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 23 декабря 2005 года по разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг.

В регламентах внутренней организации подробно прописаны структура, принципы и порядок формирования штатного расписания государственного органа, его функции и стандарты предоставляемых государственных услуг; система планирования работы и перечень показателей деятельности в разрезе каждого подразделения; технологии подготовки финансовых планов для рассмотрения в Правительстве РФ; порядок создания координационных, совещательных и межведомственных комиссий; порядок заключения контрактов и договоров; формы подготовки, согласования, принятия и контроля исполнения управленческих решений; порядок рассмотрения парламентских запросов и депутатских обращений, писем и заявлений граждан; основы взаимоотношений с парламентом России, подведомственными организациями, судебными и другими государственными органами; правила организации деятельности территориальных органов.

В регламентах исполнения государственных функций представлены сроки и последовательность действий и/или принятия решений федеральным органом, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение (передачу) документированной информации (документа), не связанных с непосредственными обращениями граждан и организаций.

В регламентах предоставления государственных услуг определяются сроки и последовательность действий и/или принятия решений государственным органом управления, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение (передачу) документированной информации (документа) в связи с непосредственным обращением (заявлением) гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них обязанностей.

  • 10. Организация процесса внутрихозяйственного планирования
  • 11. Использование программного обеспечения в практике внутрихозяйственного планирования
  • 12. Плановые расчеты и показатели как инструмент и количественное выражение результатов планирования
  • 13. Понятие о плановых нормативах и нормах
  • 14. Классификация и характеристика нормативов и норм
  • 15. Трудовые нормативы, их виды и применение
  • 16. Реализация стратегии предприятия
  • 17. Материальные нормативы, их виды и применение
  • 18. Методы разработки плановых нормативов и норм
  • 19. Сущность и функции стратегического планирования
  • 20.Основные этапы процесса страт. Планирования
  • 21. Обоснование целей деятельности предприятия
  • 22. Типовые стратегии развития предприятия
  • 23. Выбор и разработка стратегии развития предприятия
  • 24. Сущность и содержание стратегического плана
  • 25. Сущность и содержание потенциала предприятия
  • 26. Планирование обеспечения конкурентоспособности продукции
  • 27. Планирование научно-технического потенциала предприятия
  • 28. Планирование развития трудового потенциала
  • 30. Разработка портфеля инвестиционных проектов развития предприятия
  • 31. Сущность, особенности и задачи бизнес-планирования
  • 32. Структура и содержание бизнес-плана
  • 33. Планирование охраны природы и рац. Использования природных ресурсов
  • 34.Разработка бизнес-плана производства
  • 35. Реализация бизнес-плана на предприятии
  • 36. Программные продукты, используемые для разработки и анализа бизнес-плана
  • 37. Задачи и содержание плана производства предприятия
  • 38. Основные показатели плана производства
  • 39. Прогнозирование и планирование продаж
  • 40. Разработка произв. Программы и ее оптимизация
  • 41. Планирование производственной мощности предприятия
  • 42. Разработка плана по сбыту продукции
  • 43. Задачи и содержание материально-технического обеспечения производства
  • 44. Методы определения потребности в материально-технических ресурсах
  • 45. Обоснование потребности в материалах на образование производственных запасов
  • 46. Изучение рынка сырья и материалов
  • 47. Планирование закупок материальных ресурсов
  • 48. Оценка эффективности использования материальных ресурсов
  • 49.Задачи и содержание планирования труда и потребности в персонале
  • 50. Планирование производительности труда
  • 51. Расчет плановой трудоемкости производственной программы
  • 52. Расчет баланса рабочего времени
  • 53. Планирование потребности персонала предприятия
  • 54. Формирование средств на оплату труда
  • Смешанная система оплаты труда - имеет признаки одновременно и тарифной, и бестарифной систем. Система плавающих окладов Комиссионная форма оплаты труда Дилерский механизм
  • 55. Планирование фонда заработной платы
  • 56. Учет факторов риска в планировании
  • 57. Планирование соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы
  • 58. Задачи и содержание планирования издержек производства
  • 59. Состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции
  • 60. Исследование конъюнктуры рынка
  • 61. Планирование снижения себестоимости продукции
  • 62. Расчет плановых калькуляций себестоимости продукции.
  • 63. Составление сметы затрат на производство
  • 64. Планирование себестоимости товарной и реализованной продукции
  • 65. Планирование и регулирование рыночных цен
  • 66. Планирование ассортимента продукции
  • Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы бкг
  • Метод линейного программирования
  • 67. Цели, задачи и содержание финансового планирования
  • 68. Планирование прибыли предприятия
  • 69. Оценка конкурентоспособности товара
  • 70. Распределение плановой прибыли
  • 71. Планирование рентабельности производства
  • 72. Составление баланса доходов и расходов
  • 73. Внутрихозяйственное бюджетирование
  • 74. Виды и системы оперативно-производственного планирования
  • 75. Разработка оперативных планов производства
  • 76. Оперативный учет и контроль производства
  • 8. Организационные структуры планирования на предприятии

    Планирование и управление экономической деятельностью тесно связаны между собой такими функциями производственного менеджмента, как выбор цели, определение ресурсов, организация процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала и т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала – руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др.

    Основой для выбора организационных структур на предприятии служат обычно перспективные планы на развитие, объемы производства продукции, нормативы численности и соотношений различных категорий персонала и многие другие факторы. Примером линейного подчинения экономических служб на крупных предприятиях могут быть названы последовательные структурные звенья: генеральный директор → главный экономист → планово-экономическое управление → планово-финансовый отдел → планово-расчетное бюро. При функциональной подчиненности право принимать решения и давать руководящие указания предоставляется применительно к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет. При линейно-функциональной структуре управления по каждому уровню формируется состав служб, пронизывающий все предприятие «сверху донизу.

    В условиях рыночной экономики существует множество типов организационных структур, в которые органично должны вливаться плановые службы. Это дивизиональная, продуктовая, матричная, проектная и т.д., выбор которых определяется стратегическими задачами предприятия.

    9. Анализ внутренней и внешней среды предприятия

    Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.

    1.1. Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций.

    1.2. Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то. как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п

    1.3. Анализ правового регулирования , предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов.

    1.4. Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.

    1.5. Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то. чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, как существующие в обществе обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, как демографические структуры общества, рост населения. уровень образования, мобильность людей, т.е. готовность к перемене места жительства и т.п.

    1.6. Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. . Наиболее распространенными способами наблюдения являются: анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях; участие в профессиональных конференциях; анализ опыта деятельности организации; изучение мнения сотрудников организации; проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.

    1.7. Анализ покупателей , как компоненты непосредственного окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составления профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем, и многое другое.

    1.8.Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта. При изучении поставщиков материалов, необходимо учитывать следующие характеристики их деятельности: стоимость поставляемого товара; гарантию качества поставляемого товара; временной график поставки товара; пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.

    1.9. Изучение конкурентов , то есть тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

    Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те фирмы, которые производят замещающий продукт.

    Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

    2.1. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

    2.2. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

    2.3. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

    2.4. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

    2.5. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п. Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.

    2.6. Применяемый для анализа среды метод SWOT /аббревиатура составлена из первых букв английский слов сила, слабость, возможности и угрозы/ является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связи между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей.

    Примеры типовых домашних контрольных заданий Контрольные работы и задания на межсессионный период для бакалавров. Оцениваются работы исключительно, написанные по современным материалам идущего или предыдущего годов. Темы контрольных работ: 1. Организационная структура прогнозирования РФ. 2. Организационная структура планирования РФ. 3. Пессимистические и оптимистические прогнозы. Примеры и их роль в планировании экономики государства. 4. Содержание стратегии социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу. 5. Современный прогнозный фон Росси. 6. Глобальные прогнозные модели развития человечества. 7. Организационная структура системы планирования государства. 8. Перспективы развития мировой экономики (прогнозные варианты). 9. Прогнозы развития и прогнозы будущего. 10. Роль планирования в экономике государства. Примеры планов. Требования к контрольной работе: компьютерный вариант написания текста, наличие содержания, введения, основной части с параграфами, заключения и списка литературы. Объем работы не менее 10 стр., 14 кегль, 1-ый интервал, форматированный по ширине текс, отступ 1,5 см.

    Написание экспертной системы на языке Turbo-Prolo

    Работа для: для Создания экспретную система видов древесины

    Теория :

    Структура экспертных систем

    для того, Чтобы проводить эспертизу, компьютерная программа должна быть способна решать проблемы посредством логического вывода и получать достаточно надежные результаты. Программа должна иметь доступ к системе фактов, называемой базой знаний.

    Программа также должна во время консультации выводить заключения из информации, имеющейся в базе знаний. Некоторые экспертные системы могут также использовать новую информацию, добавляемую во время консультации. Экспертную систему, таким образом, можно представлять состоящей из трех частей:

    1. Базы знаний (БЗ).

    2. Механизм вывода (МВ).

    3. Система интерфейса (SPI).

    База знаний - центральная часть экспертной системы. Она содержит правила, описывающие отношения или явления, методы и знания для решения задач из области применения системы. Можно представлять базу знаний состоящей из фактических знаний и полна стран, которые используются для отображения других знаний. Утверждение &";Джон Кеннеди был 35-м президентом Соединенных Штатов&"; - реальный пример знаний. &";Если у вас болит голова,то примите две таблетки цитрамона&"; - пример знания для вывода. Сама база знаний, как правило, расположена на диске или другом носителе.

    Механизм вывода содержит принципы и правила работы. Механизм вывода &";знает&";, как использовать базу знаний, так что вы можете получить разумно подходящие заключения (выводы) из информации, находящейся в нем.

    Когда система эксперт спрашивает, механизм вывода выбирает способ применения правил базы знаний для решения проблемы, задачи в вопросе. Фактически, механизм вывода запускает экспертную систему в работу, определяя какие правила должны определить, и получать к ним доступ в базу знаний. Механизм вывода выполняет, как правило, определяет, когда, чтобы найти приемлемое решение

    и передает результаты программы пользовательского интерфейса.

    Когда вопрос должен быть предварительно обработан, то доступ к базе знаний осуществляется через интерфейс с пользователем. Интерфейс-это часть экспертной системы, которая взаимодействует с пользователем.

    Система пользовательского интерфейса получает информацию от пользователя и передает ему информацию. Проще говоря, интерфейс системы должен убедиться в том, что после того, как пользователь описал задачу, все необходимые сведения получены. Интерфейс на форму и характер информации, введенный пользователем, передавать информацию, необходимую механизма вывода. Когда

    Аппарат плановых работников на предприятии функционирует в форме соответствующей организационной структуры , которая устанавливает необходимое количество планового персонала и распределение его по подразделениям аппарата управления, определяет состав плановых органов, регламентирует линейные, функциональные и информационные связи между плановыми работниками и подразделениями, устанавливает права, обязанности и ответственность плановиков, определяет требования к их профессиональному уровню и т.п.

    Внутрифирменное планирование как составная часть процесса управления предприятием может иметь следующие организационные формы :

    • - централизованная форма планирования;
    • - децентрализованная форма планирования.

    Соответственно этим формам строится система плановых органов конкретного субъекта хозяйствования.

    В фирме с централизованными функциями планирования при высшем руководстве создается специальная служба планирования, например отдел планирования и контроля. Она подчиняется непосредственно директору или заместителю директора, занимается разработкой перспективных и текущих планов и следит за ходом их выполнения.

    Рис. 1.2

    При централизованной системе планирования легче координировать работу взаимосвязанных подразделений фирмы. Однако с расширением масштабов ее деятельности, усилением процесса диверсификации планировать работу из одного центра становится невозможным.

    При децентрализованной форме внутрифирменного планирования, характерной для крупных организаций, плановая работа осуществляется на трех уровнях. На уровне высшего руководства компанией имеется центральная служба планирования, занимающаяся разработкой только перспективных планов. В каждом производственном отделении имеется свой плановый отдел, составляющий текущий план комплекса своих предприятий. На каждом предприятии есть отдел производственного планирования и контроля, занимающийся текущим технико-экономическим и оперативно-календарным планированием.

    Отделение - это крупное производственное объединение, в которое входят предприятия двух уровней. Первый уровень - предприятия с высокой степенью специализации, изготавливающие полуфабрикаты. Они поставляют продукцию на сборочные предприятия второго уровня, где изготавливается конечный продукт.

    Каждое предприятие подходит к выбору организационной структуры планирования строго индивидуально. Тем не менее, можно выделить ряд признаков, определяющих схему организационной структуры планирования.

    1. Организация плановой работы во многом зависит от размера и типа предприятия.

    Малая фирма располагает простейшей структурой управления, а, следовательно, каждый работник должен выполнять несколько функций.

    Директор (как правило, главный собственник) выполняет функции постановки задач стратегического, текущего и оперативного планирования, а также организации групповой деятельности, контроля, мотивации труда. Кроме этого, часто приходится выполнять и функции менеджера по маркетингу, продвигая свой товар на рынок и рекламируя его, а также менеджера по персоналу и др.

    Главный бухгалтер, кроме прямых своих обязанностей по учету хозяйственной деятельности и ведению баланса, должен выполнять и функции по анализу и планированию финансово-экономической деятельности, связанные с экономией затрат, движением финансовых потоков, эффективностью использования ресурсов.

    Менеджер по производству, как правило, совмещает свои прямые производственные функции со снабжением ресурсами, сбытом продукции, обеспечением производства оснасткой, инструментом, набором кадров.

    В среднем бизнесе главный предприниматель (или генеральный директор) уже делегирует выполнение определенных функций планирования соответствующим менеджерам: по маркетингу, по финансовому и экономическому управлению, по производству, по управлению кадрами и т. п. Для работы привлекаются профессионалы, владеющие современной технологией управления, принятия решений и ведения бизнеса. Однако сами функциональные группы управления по численности невелики.

    В больших фирмах размеры служб планирования варьируются от одного-двух до 100 человек. Крупные службы планирования включают в себя как профессиональных плановиков, так и технический персонал. Для организации работ крупных служб планирования необходима должность администратора, который координирует процесс планирования: устанавливает порядок и ведет контроль за составлением документации по планированию, организует проведение профессиональных совещаний, оформляет и распространяет итоговые документы этих совещаний и т.д. В последнее время в связи с созданием СХЦ в крупных подразделениях организаций и общей тенденцией к децентрализации внутрифирменного планирования характерным становится сокращение чрезмерно расширившихся центральных служб планирования до 20-25 человек.

    Аппарат, осуществляющий внутрифирменное планирование , характерный для отечественной практики, включает функциональные подразделения на различных уровнях управления предприятием. Высшим звеном системы планирования можно считать совет директоров , который принимает решения по наиболее важным проблемам стратегии и тактики предприятия.

    Функциональные службы по планированию на многих средних и крупных предприятиях выделяются в самостоятельные подразделения, подчиненные заместителю директора по экономике и финансам, - плановый и финансовый отделы (а также коммерческому директору - отдел маркетинга; техническому директору - производственный отдел) (рис. 1.3 и рис. 1.4).


    Рис. 1.3

    Рис. 1.4 Функции основных субъектов планирования на предприятии

    В отечественной практике руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства, осуществляет планово-экономический отдел (ПЭО). Он же организует проведение комплексного экономического анализа деятельности предприятия, принимает участие в разработке мероприятий по ускорению темпов роста производительности труда, эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства. Важнейшими задачами ПЭО также являются организация и совершенствование внутрипроизводственного хозяйственного расчета, разработка цен на продукцию и услуги предприятия.

    Планово-экономический отдел взаимодействует практически со всеми подразделениями предприятия, а также всеми основными, вспомогательными и обслуживающими цехами.