Феномен российских государственных корпораций заключается в поиске средств реализации идеи государственно-частного партнерства. Одним из целевых направлений создания госкорпораций является решение системных стратегических социально-экономических задач, имеющих общегосударственное и общественное значение, для решения которых необходимы огромные капиталы, исключительные организационные усилия, значительные сроки и административные полномочия. Кроме того, решение данных задач, возложенных на госкорпорации, не имеет быстрой коммерческой отдачи. При этом для существующих в настоящее время госкорпораций характерно то, что они, исходя из целей создания и специфики деятельности, отличаются не только от других коммерческих и некоммерческих организаций, но и друг от друга, имеют разный порядок управления, реорганизации и ликвидации, использования имущества и форм отчетности.

Возникновение новой организационно-правовой формы юридического лица – государственной корпорации – связано не только с необходимостью создания оптимальной модели управления государственным имуществом, но и с развитием экономики страны в целом как высокотехнологичной, инновационной, прогрессивной, наукоемкой системы.

В настоящее время особенности правового положения госкорпораций, цели ее деятельности, порядок управления, назначения должностных лиц, использования имущества, полномочия, функции и другие вопросы, касающиеся создания и организации деятельности и ответственности госкорпораций регулируются отдельно принятыми специально для этих целей федеральными законами.

Законы о государственных корпорациях:

  • Федеральный закон от 1.12.2007 г. N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
  • Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии»
  • Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» (государственная корпорация «Олимпстрой»);
  • Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
  • Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»;
  • Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития» (Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк));
  • Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (Агентство по страхованию вкладов);
  • Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
  • Деятельность государственных корпораций регулируется также принятыми в соответствии с вышеназванными законами нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Общие вопросы, касающиеся имущества, обязательств, ответственности госкорпораций, регламентируются Главой II Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (статья 7.1). В данном законе дается понятие государственной корпорации, под которым понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

В законе также предусмотрено, что имущество, переданное госкорпорации Российской Федерацией, является собственностью госкорпорации. Госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпорации, если законом, предусматривающим создание госкорпорации, не предусмотрено иное.

Законом о некоммерческих организациях установлено ограничение по использованию имущества госкорпорации: госкорпорация вправе использовать свое имущество исключительно для целей, определенных законом, предусматривающим ее создание.

Госкорпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Госкорпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Годовой отчет публикуется и размещается на официальном сайте госкорпорации с учетом требований законодательства о государственной тайне. На официальном сайте госкорпораций также должна быть размещена стратегия деятельности госкорпорации. Опубликованный и размещенный в Интернете годовой отчет должен содержать информацию о выполнении данной стратегии деятельности госкорпорации.

Законом предусмотрена возможность инвестирования свободных средств госкорпораций на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов (объектов инвестирования). При этом порядок и условия инвестирования временно свободных средств госкорпораций, а также формы отчетов об инвестировании и порядок раскрытия данных отчетов устанавливает Правительство РФ. Предельный объем инвестируемых свободных средств и порядок принятия решения об инвестировании определяется высшим органом управления госкорпораций, который предусмотрен особым законом о конкретной госкорпорации. Так, Законом о «Росатоме» предусмотрено, что высшим органом управления данной госкорпорации является наблюдательный совет, в состав которого входят представители Президента РФ и Правительства РФ. Генеральный директор госкорпорации назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью госкопорпораций. Специальными законами о государственных корпорациях предусматривается, что на госкорпорации не распространяется действие федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Из анализа действующего законодательства усматривается, что под госкорпорацией понимается особый вид юридических лиц, который аккумулирует определенное имущество, переданное ему государством для использования в поставленных целях. Государственная корпорация выступает органом управления денежными средствами, имеющими строго целевую направленность. Кроме того, государственная корпорация при осуществлении экономической деятельности уполномочена увеличивать объем переданных ей государством средств путем эффективного размещения активов фондов. Регулирование деятельностью госкорпораций осуществляется через высший ее орган управления – наблюдательный совет, который принимает все ключевые решения и включает в себя представителей Президента РФ и Правительства РФ.

Таким образом, госкорпорация наделена особым статусом, находящимся на стыке публичного и частного права, поскольку она создается государством в распорядительном порядке, оформленным специальным законом, является носителем прав и обязанностей публичного характера, наделяется властными полномочиями, в результате чего выступает носителем государственной воли, государственных прав и обязанностей. Госкорпорация имеет обособленное имущество для решения публичных задач и реализации общественных интересов, несет публично-правовую ответственность, обладает специальной целевой правоспособностью и предполагает преимущественную направленность на реализацию общественных, общегосударственных интересов, задачи госкорпораций закреплены на законодательном уровне.

Однако на сегодняшний день закрепление особого статуса госкорпорации, обладающего признаками публичного юридического лица, отсутствует в законодательстве Российской Федерации.

Таким образом, на данный момент возникла необходимость реформирования законодательства о госкорпорациях. Принятие одного лишь закона о госкорпорациях не позволит всецело законодательно закрепить их самостоятельный статус. В случае законодательного оформления такого вида юридического лица, госкорпорации должны быть выведены из состава некоммерческих организаций, так как их основные функции не совпадают с их основными критериями.

Вместе с тем, в настоящее время в правотворческой деятельности наблюдаются тенденции к развитию гражданского законодательства в Российской Федерации, предложены некоторые законодательные инициативы. Так, Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства на основании и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18.07.2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» подготовил и опубликовал проект изменений в Гражданский Кодекс РФ (проект был рассмотрен Государственной Думой в первом чтении). В этом проекте предлагается установить закрытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, сохраняется деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, а также вводится их новое разграничение на корпоративные и унитарные организации. Юридические лица, учредители которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью, являются корпоративными организациями (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, а также религиозные организации. Таким образом, участники корпораций, в отличие от участников унитарных организаций, обладают правом на участие в управлении деятельностью организации (правом членства). Причем деление на коммерческие и некоммерческие для корпораций сохранится, а унитарные организации будут существовать только в форме некоммерческих юридических лиц. Некоммерческим организациям предлагается дать наименование «Некоммерческие корпоративные организации» и «Некоммерческие унитарные организации», к первым из которых предполагается отнести потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы (с подробной регламентацией их статуса), а ко вторым – фонды, учреждения и религиозные организации.

Проектом изменений в ГК РФ упраздняется общество с дополнительной ответственностью (ОДО). Вместо открытого акционерного общества (ОАО) и закрытого акционерного общества (ЗАО) предлагаются: акционерное общество и публичное акционерное общество. Согласно предложенным изменениям в статью 97 ГК РФ, публичным будет признаваться акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) и публично обращаются на условиях, предусмотренных законом о ценных бумагах. К созданию и деятельности таких обществ предъявляются особые требования (к размеру уставного капитала, ведению реестра акционеров и т. д.).

Законы «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» предлагается заменить законом «О хозяйственных обществах».

При этом, как видим, закрепление института госкорпораций в новом проекте ГК РФ не предусматривается. В закрытом перечне некоммерческих организаций, предусмотренном Проектом изменений в ГК РФ, государственная корпорация как одна из форм некоммерческих юридических лиц отсутствует.

Таким образом, на сегодняшний день наблюдаются две прямо противоположные тенденции: с одной стороны Совет при Президенте РФ разработал «Концепцию развития гражданского законодательства», в которой констатируется необходимость анализа и коррекции таких организационно-правовых форм юридических лиц, как «госкорпорация» и «госкомпания». Однако в Проекте изменений в ГК РФ, направленном Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в Государственную Думу на обсуждение, данный вид юридических лиц не закреплен. За пределами регулирования гражданского законодательства по-прежнему остаются такие юридические лица, наделенные особым статусом, как «Росатом», «Ростехнологии», «Олимпстрой», фонд «Сколково» и т. д., поскольку разработчики проекта изменений в Гражданский Кодекс РФ обошли вниманием этот вид юридических лиц, наделенных особым статусом. При этом госкорпорации регулируются отдельными законами, принятыми исключительно в целях закрепления особого статуса данных юридических лиц.

Следовательно, сохраняется прежний порядок законодательного закрепления уникального статуса государственных корпораций в законах, специально принятых для этих целей. Так как в окончательной редакции проекта изменений законодательства в РФ не нашлось места для объяснения особого правового статуса госкорпораций. В настоящее время в РФ назрела необходимость официального закрепления статуса госкорпораций в законодательстве на уровне Гражданского Кодекса РФ и принятия федерального закона «О государственных корпорациях»: на сегодняшний день госкорпорации существуют в РФ «де факто» в виде особых форм юридических лиц, функционируют на основании отдельных федеральных законов в форме фондов, инновационных центров, корпораций и т. д. При этом вряд ли они в ближайшее время будут упразднены или преобразованы в более традиционные для гражданского законодательства организационно-правовые формы. Эти формы юридических лиц не вмещаются ни в одну из существующих форм коммерческих или некоммерческих организаций, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ.

Важную роль в экономике России играют государственные корпорации. Они являются крупнейшими работодателями, обеспечивают развитие целых отраслей, в некоторых случаях и вовсе имеют положение, близкое к монопольному. И потому их можно рассматривать как фактически незаменимые с точки зрения функционирования экономики государства. В чем заключаются наиболее примечательные характеристики госпредприятий РФ? В чем их схожесть и различия с зарубежными организациями, имеющими аналогичный или похожий статус?

Что такое государственная корпорация?

Под термином «государственная корпорация» понимается некоммерческое учреждение, активы которого принадлежат РФ, созданное в целях осуществления общественно значимых функций, таких как, например, справедливое распределение финансовых ресурсов. На практике данная функция может выражаться в том, что государственные корпорации предоставляют рабочие места с хорошей зарплатой, стимулируя тем самым рост покупательной способности населения, или, например, в том, что соответствующего типа учреждения выступают крупными заказчиками для частных бизнесов, способствуя, в свою очередь, развитию предпринимательства. Госкорпорации стимулируют рост и модернизацию экономики в целом, способствуют выстраиванию активных международных связей РФ.

Госкорпорации, госкомпании и госпредприятия: соотношение понятий

Согласно его положениям, госкомпания - это НКО, которая не имеет членства, создана РФ на базе имущественных инвестиций в целях предоставления госуслуг и выполнения других функций при задействовании государственного имущества в форме доверительного управления. В свою очередь, госкорпорация - это также не имеющая членства НКО, созданная РФ на базе имущественного взноса, но уже для достижения социальных целей и для реализации, как мы отметили выше, общественно значимых функций. Оба типа государственных структур создаются на основе издания федеральных законов.

В свою очередь, госкорпорации и госпредприятия характеризуются еще более выраженными различиями. Первые имеют статус субъектов, учрежденных системой власти РФ. В свою очередь, госпредприятие - не то, что обязательно учреждено государством, но то, в котором ему принадлежит наибольшая доля акций. Совладельцами госпредприятия вполне могут быть и частные лица.

В свою очередь, различия между государственными корпорациями и предприятиями с трудом можно проследить на уровне организационно-правовых форм. Дело в том, что госкорпорации, в принципе, могут быть теми же хозяйственными обществами - открытыми или закрытыми, что и госпредприятия.

Некоторые юристы вместе с тем относят к категории государственных корпораций такого рода организации, как ФГУП. Госпредприятия в общем случае могут быть только хозяйственными обществами - такая форма, как унитарное предприятие, для них, как правило, не свойственна.

Однако есть эксперты, которые предпочитают разграничивать понятие «государственная корпорация» и ФГУП. Это связано с тем, что первые практически полностью неподконтрольны и неподотчетны государственным органам - исключением может быть необходимость периодического предоставления некоторых данных об осуществляемой деятельности Правительству РФ. В свою очередь, госструктуры могут иметь значительно больше полномочий в части управления ФГУПами.

Но, в целом, распространена точка зрения, согласно которой госкорпорация может быть представлена в любой организационно-правовой форме. Примеры госпредприятий - "Роснефть", РЖД, "Ростелеком". Примеры, в свою очередь, унитарных предприятий - "Почта России", Мосгортранс, агентство «ТАСС».

Так или иначе, но госпредприятия, государственные корпорации и государственные компании имеет смысл различать исходя из их фактического механизма учреждения. Который предопределяется прежде всего спецификой правового регулирования деятельности соответствующих организаций.

Особенности правового регулирования деятельности госкорпораций

Рассмотрим, таким образом, правовой аспект деятельности госкорпораций. Прежде всего стоит отметить, что государственные корпорации находятся в юрисдикции, прежде всего, гражданского права. То есть в сделках и иных правоотношениях выступают как юридически равноправный партнерам субъект. Однако правовой статус соответствующих организаций имеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить, что государственные корпорации в России учреждаются на основании изданного федерального закона. Аспект деятельности соответствующих фирм в том, что они не наделены обязанностью отвечать по возникающим обязательствам РФ. И наоборот, государство не несет ответственности за работу госкорпораций. Исключением могут быть сценарии, при которых те или иные виды взаимной ответственности РФ и принадлежащих ей компаний прописаны в законе.

Привилегии госкорпораций

Еще один примечательный аспект деятельности госкорпораций - в отношении них не применимы положения законодательства, регулирующие банкротство. Кроме того, определенные привилегии соответствующего типа организации имеют в части отчетности:

  • они не должны раскрывать информацию о работе подобно тому, как это обязаны делать хозяйственные общества;
  • они в общем случае не имеют предписаний направлять отчет в государственные структуры, за исключением некоторых правительственных инстанций;
  • госкорпорации имеют право проводить конкурсы в рамках механизма госзакупок исходя из самостоятельно устанавливаемых правил, которые не обязательно могут совпадать с нормами, утвержденными в законодательстве о государственных закупках.

Можно также обратить внимание на то, как формируются осуществляющие управление госкорпорациями органы. Государственные корпорации возглавляются руководителями в соответствии с нормами, которые, как и в случае с учреждением организаций соответствующего типа, определяются отдельным законом. Так, согласно положениям ряда НПА, во многих случаях глава госкорпорации может назначаться напрямую президентом РФ.

Когда в России появились госкорпорации?

Государственные корпорации как субъекты гражданского права в РФ начали появляться по факту внесения 8.07.1999 года корректировок в Закон, регулирующий деятельность некоммерческих организаций. Появилась, таким образом, база для легализации деятельности соответствующего типа учреждений.

Как считается, первой госкорпорацией России стало агентство "АРКО", занимающееся реструктуризацией банковских организаций - оно было зарегистрировано в 1999 году. Однако после того как было учреждено данное агентство, государственные корпорации достаточно долгое время были не самой популярной организационно-правовой формой бизнеса с участием государства. Только в 2007 году их популярность приобрела устойчивый рост.

Крупнейшие госкорпорации России

Какие сегодня существуют государственные корпорации в России? Список таковых относительно небольшой, но он, безусловно, не может рассматриваться как закрытый. В зависимости от задач, которые ставит перед собой государства, могут создаваться новые организации соответствующего типа, упраздняться действующие.

В числе крупнейших госкорпораций РФ сегодня:

  • «Внешэкономбанк»;
  • «Ростехнологии»;
  • «Роснано»;
  • «Росатом».

Можно отметить, что за строительство олимпийских объектов в Сочи отвечала госкорпорация «Олимпстрой». Значимой по масштабам деятельности корпорацией считается Фонд ЖКХ.

Перспективы госкорпораций в России

Насколько перспективно дальнейшее развитие таких форм предприятий, как государственные корпорации? На этот счет есть разные точки зрения.

Так, в последние несколько лет в СМИ появляются сообщения о том, что соответствующую организационно-правовую форму деятельности предприятий планируется отменить. В частности, в одну из концепций совершенствования законодательства, регулирующего деятельность юрлиц, были включены тезисы о необходимости рассмотрения преобразования госкорпораций в иные типы организационно-правовых форм предприятий. При этом те привилегии, что имеют госкорпорации в соответствии с текущим законодательством, предполагалось аннулировать.

Но пока что госкорпорации успешно функционируют. Правда, их деятельность находится под пристальным мониторингом правительства, стремящегося повышать эффективность деятельности соответствующих организаций. В частности, довольно активно корректируются текущие системы оплаты труда сотрудников госпредприятий.

Есть, к примеру, предложения о привязке компенсаций работников соответствующих организаций к фактическим результатам труда. Есть инициативы, в соответствии с которыми полномочия сотрудников госкорпораций предполагается приблизить к тем, что характеризуют деятельность госслужащих. Аналогично планировалось возложить на специалистов государственных компаний дополнительные ограничения, в частности те, что связаны с возможностью ведения коммерческой деятельности.

Отраслевая специфика развития госкорпораций

Есть тезисы о том, что деятельность госкорпораций должна регулироваться исходя из специфики конкретного сегмента их деятельности. Так, финансовые государственные корпорации, возможно, будут в большей степени совместимы с правовыми актами, строго регламентирующими их активности. Инновационные госкорпорации, в свою очередь, возможно, будет не столь приемлемо регулировать жестко.

Аналогично отраслевой подход можно адаптировать к деятельности иных структур, таких как, например, отвечающий за развитие ЖКХ фонд. Государственные корпорации, таким образом, как формы деятельности сохраняют актуальность и имеют хорошие, как считают многие аналитики, перспективы развития.

Специфика зарубежных госкорпораций

Изучив специфику деятельности госкорпораций РФ, рассмотрим то, как работают соответствующие типы предприятий за рубежом. Учреждение подобных организаций предусматривает, конечно же, не только российская политическая система. Государственные корпорации есть во многих странах мира. Например, в США.

В числе самых известных американских госкорпораций - Amtrak. Данная фирма занимается оказанием услуг в сфере пассажирских перевозок на железных дорогах США. Учреждена она в 1971 году. Примечательно, что российские и американские госкорпорации в некоторой степени схожи в таком аспекте, как создание, - государственные корпорации в обеих странах формируются на основе принятых нормативно-правовых актов. Так, фирма Amtrak была учреждена постановлением Конгресса США.

Еще одна крупная американская госкорпорация - OPIC, осуществляющая инвестирование в зарубежные проекты. Как и Amtrak, была основана в 1971 году. Некоторые эксперты рассматривают ее как агентство, подотчетное правительству США, - в данном аспекте мы можем проследить различие между российскими и американскими организациями соответствующего типа. Несмотря на то что их в некотором смысле сближает такой аспект, как создание, государственные корпорации США могут быть в большей степени подотчетны органам государственной власти. В свою очередь, по закону госкорпорации РФ, как мы знаем, менее зависимы от системы государственного управления.

К слову, можно отметить, что классификация организаций соответствующего типа в США осуществляется по более сложной схеме, чем в РФ. Например, в Америке есть госкорпорации, спонсируемые правительством, - в России их прямой аналог на уровне федерального законодательства не определен.

Резюме

Итак, мы рассмотрели сущность понятия «государственные корпорации». Примеры и характеристика соответствующих учреждений нами также были исследованы. Какие выводы мы можем сделать?

Прежде всего следует понимать, что госкорпорация и госпредприятие - не одно и то же. В достаточной мере близким первому термину по смыслу является понятие госкомпании. В частности, регулируются оба типа организаций положениями одного и того же закона. Однако стоит отметить, что исследованные нами термины, такие как «госкорпорация», «госпредприятие», а также «госкомпания», часто рассматриваются как синонимы. С юридической точки зрения это не вполне корректно, но в целом допустимо в силу того, что соответствующие понятия действительно очень близки.

Государственные корпорации в России, список которых достаточно регулярно корректируется, согласно приоритетам и динамике законотворческой деятельности органов власти являются, несмотря на тезисы о возможности упразднения соответствующего типа юрлиц, в достаточной мере перспективной формой работы предприятия.

Однако успешное развитие госкорпораций РФ во многом зависит от качества регулирующего законодательства, особенно в части определения критериев эффективности работы данных организаций. Популярен подход, в соответствии с которым оценка работы госкорпораций должна осуществляться по отраслевому принципу, исходя из конкретного сегмента деятельности учреждения. Также распространены тезисы о необходимости приблизить схемы регулирования деятельности государственных корпораций к тем, что характеризуют работу собственно органов власти.

Госкорпорации успешно развиваются не только в России, но и за рубежом. В частности, большое количество соответствующего типа учреждений функционирует в США. При этом их статус может иметь как признаки схожести с тем, что характеризует российские госкорпорации, так и существенные различия относительно модели работы государственных предприятий РФ.

УТВЕРЖДЕН
решением Правительственной комиссии
по высоким технологиям и инновациям
от 3 августа 2010 г., протокол № 4

П Е Р Е Ч Е Н Ь
акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных
государственных унитарных предприятий, разрабатывающих программы инновационного развития

Группа 1 - компании, в отношении которых мониторинг разработки и реализации программ инновационного развития осуществляется Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям

Наименование компании

ГК «Росатом»

ГК "Ростехнологии"

Мипромторг России

Открытое акционерное общество "РусГидро"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Холдинг МРСК"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Газпром"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту

нефти "Транснефть"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "РАО Энергетические системы Востока"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Современный коммерческий флот" ("Совкомфлот")

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Объединенная судостроительная корпорация"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Автоваз"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество «Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения"

Роскосмос

Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени СП. Королева"

Роскосмос

ФГУП "ГКНПЦ имени М.В. Хруничева"

Роскосмос

Открытое акционерное общество "Инвестиционная компания связи"

Минкомсвязь России

Закрытое акционерное общество "Акционерная компания "Алроса"

Минфин России

Группа 2 - компании, в отношении которых мониторинг разработки и реализации программ инновационного развития реализуется федеральными органами исполнительной власти

Наименование компании

Федеральный орган исполнительной власти (отраслевое ведомство)

Открытое акционерное общество "Концерн радиостроения "Вега"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Созвездие"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Центр технологии судостроения и судоремонта"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Научно-производственное объединение "Аврора"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Корпорация "Росхимзащита"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Океанприбор"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Моринформсистема - Агат"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э.Дзержинского"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф.Решетнева"

Роскосмос

Открытое акционерное общество "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко"

Роскосмос

Открытое акционерное общество "Новороссийский морской торговый порт"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Мурманский морской торговый порт"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Аэропорт Кольцово"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "СГ-Транс"

Минтранс России

ФГУП "Росморпорт"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Шереметьево"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Системный оператор Единой энергетической системы"

Минэнерго России

Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации

Минэнерго России

ФГУП "Космическая связь"

Минкомсвязь России

ФГУП "Почта России"

Минкомсвязь России

ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"

Минкомсвязь России

ФГУП "Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам "Микроген"

Минздравсоцразвития России

Открытое акционерное общество "Оборонсервис"

Минобороны России

Открытое акционерное общество "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром"

Минпромторг России

1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом , предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

2. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации, если иное не предусмотрено указанным Законом.

Годовой отчет государственной корпорации, публикуемый с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, должен содержать информацию о выполнении стратегии деятельности государственной корпорации, иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и быть утвержден не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию годового отчета государственной корпорации, в том числе в части инвестиционной деятельности.

Годовой отчет государственной корпорации размещается на официальном сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне в срок не позднее двух недель с даты принятия высшим органом управления государственной корпорации решения об утверждении этого отчета, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не установлен иной срок.

(см. текст в предыдущей редакции)

На официальном сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должны быть размещены стратегия деятельности государственной корпорации, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственной корпорации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

3.1. Федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации (далее - высший орган управления государственной корпорации).

В состав высшего органа управления государственной корпорации могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций.

К компетенции высшего органа управления государственной корпорации относятся:

утверждение долгосрочной программы деятельности и развития государственной корпорации, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, и (или) иного документа о долгосрочном планировании, определенного федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации (стратегии деятельности государственной корпорации);

утверждение системы оплаты труда работников государственной корпорации, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;

определение порядка использования прибыли государственной корпорации;

принятие решения о передаче части имущества государственной корпорации в государственную казну Российской Федерации.

Федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, к компетенции высшего органа управления государственной корпорации могут быть отнесены также иные вопросы.

Высший орган управления государственной корпорации вправе создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительных рассмотрения и подготовки. Порядок деятельности таких комитетов, комиссий и их персональный состав устанавливаются решениями о создании комитетов, комиссий.