На судостроительных предприятиях используются системы управления качеством (системы менеджмента качества) на основе серии стандартов Международной организации по стандартизации ИСО – 9000. В управлении качеством участвуют все подразделения и сотрудники предприятия.

Материалы, комплектующие изделия, технология и оборудование, принятая система управления качеством и само готовое судно подлежат сертификации. В отечественном судостроении принят порядок сертификации, в котором предусматривается проведение сертификации двумя независимыми органами: один орган по сертификации осуществляет сертификацию производства и технических возможностей верфи (либо сертификацию СМК – системы менеджмента качества), второй орган по сертификации – сертификацию продукции.

Сертификацию систем качества судостроительных предприятий на соответствие требованиям международных стандартов ИСО-9000 в зависимости от класса судна осуществляет Морской Регистр или Речной Регистр судоходства РФ. Освидетельствование продукции для судостроения, выполненное Регистром на основании своих правил и других технических норм, одновременно является сертификацией на соответствие требованиям безопасности, международных стандартов или международных конвенций. Сертификация системы качества включает предварительную оценку, проверку и окончательную оценку системы качества предприятия. По результатам проведенной проверки принимается решение по сертификации, выдается (либо не выдается) сертификат соответствия. Инспекционный контроль устанавливается на весь период действия сертификата и проводится не реже 1 раза в год. Если существуют претензии к качеству продукции, проводят внеплановый инспекционный контроль.

В первую очередь проводят сертификацию системы менеджмента качества (СМК). В ходе сертификации СМК необходимым условием является сертификация отдельных видов производств, так как стабильность основных показателей качества судов обеспечивается технологией и организацией производства.



Сертификацию продукции в судостроении инспектора Регистра проводят непосредственно на предприятии-изготовителе. При сертификации продукции судостроения Регистром обязательным условием является

наличие на предприятии документа, подтверждающего сертификацию производства или сертификацию системы качества. Требования к качеству судов и отдельных судовых конструкций устанавливает нормативная документация. Эти требования всегда содержат разброс каждого из задаваемых параметров - требования точности.

Важной задачей судостроительного производства является повышение точности изготовления корпусных деталей и конструкций. При этом следует учитывать, что высокая точность требует значительных затрат на обработку. С другой стороны, чем выше точность изготовления элементов, тем менее трудоемки сборочные работы, поскольку уменьшается объем пригонки и, как следствие, затраты.

Допуск Т – разность между наибольшим и наименьшим допускаемыми значениями параметра. При назначении допусков используют как метод максимума-минимума, так и вероятностный метод. Вероятностный метод является наиболее распространенным (см. раздел «Размерные цепи»). При использовании вероятностного метода предельные значения допускаемых отклонений размеров от номинальных назначают так, чтобы вероятность выхода за предельные значения была невелика. Для закона нормального (гауссова) распределения часто устанавливают границы случайных погрешностей + 3ϭ (поле допуска Т = 6ϭ). При этом вероятность попадания случайной погрешности в поле допуска составляет 99,73%, а вероятность выхода за его пределы в большую или в меньшую сторону – 0,27%. Вероятность того, что фактическое значение параметра выйдет за пределы поля допуска, в судостроении называют процентом риска (Р) , а отношение величины поля допуска Т к удвоенному среднеквадратическому отклонению 2 ϭ (Т/2 ϭ ) – коэффициентом риска t :

Коэффициент риска t= Т/2 ϭ 1,00 1,65 2,00 2,57 3,00 3,29 3,89
Процент риска Р,% 4,5 1,0 0,27 0,10 0,01

Суммарная погрешность результата измерения находится как сумма составляющих погрешностей (метод максимума-минимума) либо как корень квадратный из суммы квадратов погрешностей (вероятностный метод).

Пример. В судостроении широко используется измерение рулетками.

На точность измерения влияют:

Погрешность шкалы δ ш к;

Погрешность натяжения ленты δ н =

Температурная погрешность δ Т = l(α 1 Δt 1 - α 2 Δt 2);

Погрешность отсчета размера и совмещения рисок шкалы δ о (зависит от квалификации разметчика); где

l - измеряемый размер (длина);

ΔP - разность между фактическим и нормальным натяжением рулетки;

E- модуль упругости материала ленты;

F - площадь поперечного сечения ленты;

α 1 иα 2 - коэффициенты линейного расширения измеряемого объекта и ленты рулетки;

Δt 1 - и - Δt 2 - отклонения от нормальной температуры измеряемого объекта и ленты рулетки.

Реальная погрешность Δ Σ рассчитывается по формуле:

Если размеры составляющих звеньев размерной цепи близки между собой, то по методу максимума – минимума допуск составляющего звена размерной цепи Т х находят по формуле: Т х = Т Δ /m-1, где Т Δ – допуск замыкающего звена; m – число звеньев в размерной цепи.

Затем значение Т х корректируют для каждого звена размерной цепи, исходя из экономической достижимости.

Поскольку использование метода максимума-минимума дает завышенные требования к точности звеньев размерной цепи, чаще используют вероятностный метод расчета. Если известны характеристики рассеяния погрешностей (наиболее распространенным является нормальное, или гауссово распределение, известны среднеквадратические отклонения,(СКО), составляющих звеньев σ i), среднеквадратическое отклонение (СКО) замыкающего звена:

Если принять ϭ i = ϭ x , то ϭ x = ϭ Δ / . Можно считать, допуск составляющего звена размерной цепи Т х = Т Δ / ,то есть величина этого допуска в раз больше, чем при расчете по методу максимума-минимума.

Как правило, величина допуска на зазор между ребром жесткости и листом, найденного как методом максимума-минимума, так и вероятностным методом, не гарантирует качественной сварки. Требуемая для качественной сварки точность звеньев размерной цепи выше, чем реально достижимая при сборке корпусных конструкций. На практике широко используется увеличение процента риска, т.е. расширение допусков на звенья размерной цепи. Если невозможно обеспечить точность звеньев размерной цепи, при изготовлении деталей в определенных местах оставляют излишки материала (припуски), которые удаляют при сборочных работах. В судокорпусостроении точность изделия достигается регулированием и пригонкой . При регулировании размер замыкающего звена выдерживают установкой компенсационных звеньев (прокладок, вставок) либо поджатием деталей при сборке. Пригонкой достигают точности, оставив припуски в местах сопряжения собираемых элементов, а при сборке лишний металл удаляют. Пригонка является одним из основных способов обеспечения требуемых зазоров под сварку. В судостроительной практике широко используется увеличение коэффициента риска t. В судокорпусостроении все допуски на детали и конструкции назначаются обычно с процентом риска, отличающимся от нуля. Излишки металла (припуски) оставляют, когда нет возможности обеспечить точность звеньев размерной цепи. Затем при сборочных работах припуски удаляют. В особо ответственных случаях при рассчитанных малых допусках составляющих звеньев размерной цепи производится сборка в так называемый «чистовой размер» с заданной величиной допуска замыкающего звена. Повышение точности замыкающего звена размерной цепи может быть достигнуто как увеличением точности каждого из составляющих звеньев, так и сокращением количества звеньев в размерной цепи: например, при переходе от подетального монтажа к узловому и/или при переходе от секционного монтажа к модульному. В судокорпусостроении допуски на размеры деталей и конструкций в чертежах обычно не указывают. Исходя из накопленного опыта, эти допуски задаются в нормативно-технической документации, например, в отраслевых стандартах.

Судоремонтная отрасль, наряду с судостроением, характеризуют научно-технический уровнень страны, аккумулируя в своей продукции все достижения металлургии, машиностроения, электроники и новейших технологий.

В то же время, статистика показывает, что судоремонт, в отличие от судостроения, является низкорентабельной отраслью, весьма чувствительной к изменению экономической конъюнктуры. В настоящее время эксперты отмечают появление двух важных тенденций, способных стать локомотивами возрождения и развития судоремонтных предприятий России:

  • возвращение государства в число заказчиков, рост госзаказа на судоремонт,
  • рост перевалки грузов в портах, по некоторым направлениям на десятки процентов в год.

Второе обстоятельство означает, что в российских портах увеличивается число разгрузившихся и стающих под погрузку судов, которые необходимо ремонтировать. И в этой связи важнейшую роль начинает играть способность менеджмента судоремонтного предприятия привлечь заказы и, главное, эффективно управлять их выполнением, поскольку это создает долгосрочную репутацию, обеспечивает доверие судовладельцев. Со своей стороны, судовладелец, как заказчик, предъявляет требования по трем ключевым позициям: качество, сроки и стоимость выполнения работ. Естественно, при этом учитываются технические возможности судоремонтного завода (СРЗ) - его специализация, реализованная технологическая цепочка, т.е. принципиальная возможность выполнить ремонт судна данного типа.

Управление процессами судоремонта имеет ряд особенностей и осуществляется в условиях действия неблагоприятных факторов. В числе этих особенностей и факторов:

  1. Требования к техническим характеристикам судов определены международными конвенциями, актами органов технического надзора, их выполнение влияет на безопасность судоходства и жестко контролируется. В условиях огромного количества работ при судоремонте (десятки тысяч операций) контроль и обеспечение требуемого качества является сложнейшей задачей.
  2. Судовладельцы территориально не ограничены в выборе подрядчика на выполнение заказа, чему способствует глобальный характер судоходного бизнеса, и стремятся минимизировать свои издержки. Поэтому отрасль испытывает мощное ценовое давление иностранных конкурентов, в особенности фирм Азиатско-Тихоокеанского региона. В этой связи для СРЗ весьма актуальна задача сокращения издержек.
  3. Возможности минимизации издержек имеют ограничения. Фонд оплаты труда в отрасли определяется необходимостью содержать большой штат специалистов под разнообразные работы. Портовые сборы с судов, заходящих на ремонт, устанавливаются в административном порядке. Цена судовой стали определяется мировой конъюнктурой.
  4. Сроки ремонта на российских предприятиях выше, чем в Турции, Китае и некоторых других странах. Судовладельцы несут бремя упущенной выгоды и прямых убытков за время простоя (зарплата экипажа, портовые сборы). В этой связи для СРЗ актуальна задача выявления источников временных издержек и сокращения сроков выполнения работ.
  5. Оборотные средства предприятий отрасли формируются в условиях задержек платежей судовладельцев за выполненные работы. Необходимо рациональное расходование оборотных средств.
  6. Доля возрастных судов в ремонте увеличивается, соответственно возрастает объем и сложность работ. Специализация флота, отличие судов по параметрам и степени износа увеличивают разнообразие работ. Все это усложняет планирование.
  7. Число поставщиков товарно-материальных ценностей (ТМЦ) достигает тысяч, а поставляемая номенклатура товаров - десятков тысяч, что усложняет снабжение.
  8. Большие объемы инвестиций в выполнение заказа требуют детального просчета расходов, минимизации рисков. Высокая сложность процессов судоремонта требует обработки очень большого объема информации, тщательного планирования по срокам и используемым ресурсам.

Для эффективного менеджмента в указанных условиях руководству и специалистам СРЗ необходима информационная система управления техническим обслуживанием и ремонтом судов (ИСУ ТОиР), а с учетом смежных с ТОиР процессов - единая система управления физическими активами. То есть нужен инструмент, который на всех этапах жизненного цикла активов делал бы реально выполнимыми сбор и анализ информации, обеспечивал оперативность и достоверность данных, предоставлял поддержку менеджмента при принятии решений, позволял оценивать эффективность этих решений и на основе их оценки вырабатывать корректирующие (предупреждающие) воздействия на бизнес-процессы.

НПП «СпецТек» предлагает судоремонтным предприятиям свое решение в качестве программной платформы единой системы управления активами. В настоящее время НПП «СпецТек» располагает не только этим базовым решением, но и отраслевым решением, доведенным до уровня типового решения для СРЗ. Решение отработано на практике, отвечает потребностям технического менеджмента судоремонтных предприятий, имеет .

Отраслевое решение: возможности и выгоды

Отраслевое решение для судоремонтного предприятия имеет все базовые возможности TRIM для управления ТОиР, а также учитывает отраслевую специфику СРЗ. Багодаря этому, СРЗ получает эффект в следующих важных областях своей деятельности:

формирование и оценка ремонтных ведомостей судов

  • судовая ремонтная ведомость (РВ) является весьма трудоемким документом; в TRIM ведется список типовых работ с комплектующими, запчастями, материалами, трудозатратами, инструментом, оснасткой, технологическим оборудованием, уровнем квалификации исполнителей, маршрутными технологическими картами, документацией; на основе типовых работ создаются и ведутся типовые РВ по проектам судов, плановые нормативы на работы;
  • типовые РВ позволяют формализовать процесс создания рабочих РВ, который на практике является нетривиальной задачей; рабочие РВ судов, подлежащих ремонту, составляются путем копирования и редактирования типовых РВ, с добавлением нетиповых работ, что значительно сокращает подготовительный этап работ, сокращает сроки выполнения заказа;
  • автоматизируется процедура обмена ремонтной ведомостью между заказчиком и подрядчиком работ на этапе осмечивания и согласования РВ; ремонтная ведомость, осмеченная подрядчиком, возвращается заказчику и автоматически закачиваются в TRIM, где ее можно сравнивать по стоимости с такой же РВ, полученной от другого подрядчика; при необходимости можно корректировать объем работ, отсылать повторно подрядчикам; в TRIM можно разбивать одну РВ на несколько частей, чтобы те или иные работы из РВ отдать разным подрядчикам, где это выгоднее;
  • калькуляция РВ в TRIM осуществляется на основе прозрачного и единого ценообразования типовых РВ; создаваемые дополнительные РВ имеют информационную связь с соответствующими актами дефектации; выделяемые нетиповые работы и дополнительные РВ калькулируются отдельно; итоговый бюджет работ прозрачен и понятен заказчику и исполнителю, благодаря чему снижается длительность периода согласований, сокращается время простоя судна в ожидании ремонта.

формирование и исполнение плановых параметров работ

  • автоматическое формирование плана работ, трудоемкости, стоимости потребных ТМЦ, стоимости работ по тарифам позволяет исходить при всех расчетах из срока сдачи судна, генерировать и анализировать альтернативы, перепланировать и перерасчитывать, выбирать предпочтительные варианты по срокам ремонта и стоимости;
  • TRIM автоматизирует контроль планирования и выполнения работ, просмотр и анализ отчетов, графика сдачи судов, графика снабжения, справок о ходе работ, оперативное управление работами; благодаря этому снижается риск срыва сроков ремонта;
  • автоматизация учета трудоемкости в разрезе специальностей цехов, подготовки и контроля отчетов о плановой и фактической трудоемкости в разрезе цехов, сводных отчетов по предприятию, позволяет менеджменту держать под контролем стоимость ремонта, снижает риск непрогнозируемого превышения фактических затрат над плановыми;
  • единая система формирования и обработки заказ-нарядов на работы для участков цеха, заданий на работы по исполнителям повышает прозрачность ответственности исполнителей и поставщиков ТМЦ, позволяет распределить полномочия по контролю качества и безопасности работ.

обеспечение судоремонта ресурсами

  • информационная связь между работами судоремонта, заявками на ТМЦ, заказами на производство запчастей и остатками складов позволяет формировать обоснованный план снабжения, рационально расходовать оборотные средства предприятия;
  • планирование использования мощностей, планирование обеспечения оснасткой, инструментами способствует повышению качества работ;
  • автоматическое формирование потребности в запчастях и материалах из плана работ облегчает работу по составлению заявок на закупку ТМЦ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Описание деятельности ООО "Боливар". Исследование маркетинговой среды предприятия. Составление общей SWOT-матрицы и матрицы возможностей и угроз. Анализ макросреды и внутрифирменной среды. Выявление сильных, слабых сторон, возможностей и угроз компании.

    практическая работа , добавлен 06.04.2010

    Понятие и основные цели стратегического анализа внешней среды, ресурсов и конкурентных возможностей компании. Методология проведения SWOT-анализа - определения сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из внешней среды.

    презентация , добавлен 24.01.2012

    Влияние факторов макросреды и непосредственного окружения фирмы на положение компании в условиях жесткой конкуренции. Применение SWOT-анализа в процессе стратегического планирования. Определение сильных и слабых сторон внутренней структуры организации.

    контрольная работа , добавлен 24.09.2014

    Анализ стратегической ситуации транспортной компании "Вокруг света". Оценка слабых и сильных сторон организации, конкурентных преимуществ, угроз и возможностей для развития. Разработка целевой установки, SWOT-анализ для стратегии концентрированного роста.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2012

    Характерные черты стратегии. Сущность СВОТ–анализа. Определение сильных сторон и ресурсного потенциала компании. Выявление слабых сторон компании, недостаточности ресурсов, компетенций, возможностей, рыночных возможностей и угроз прибыльности компании.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2011

    Сущность и принципы системного анализа. SWOT-анализа внешних возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятия. Выявление проблем в работе организации с помощью диаграммы Исикавы. Определение значимых качеств менеджера с методом анализа иерархии.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2013

    Характеристика метода SWOT-анализа, структуры и графического вида матрицы. Использование оптимистического и пессимистического анализа, соединенного с экспертным опросом для определения сильных и слабых сторон организации (на примере Банка "Возрождение").

    курсовая работа , добавлен 20.11.2010

Таблица 1


Специализация ведущих цехов:

Цех корпусный

Цех слесарный осуществляет ремонт:

Цех механический осуществляет:

Цех трубопроводный проводит:

Цех электромонтажный осуществляет:

Доковое хозяйство


Управление ЗАО «КСЗ»

ункциональное руководство подразделениями завода осуществляется путем разработки и функционирования нормативно-технических (технологических) документов (инструкций, план-графиков, профильных стандартов предприятия, норм выработки, технологических инструкций, инструкций по технике безопасности и пожаробезопасности, санитарии и т.д.), определяющих их взаимоотношения, функции отделов и бюро в цехах.

Руководство производством осуществляется на основе коммерческой проработкипоступающего на завод заказа,

На уровне ПДО, анализ предлагаемого ремонтными ведомостями заказчика объема ремонта судна в сопоставлении с предлагаемой его оплатой на уровне среднестатистических мировых расценок на виды судоремонта:

· ремонтных ведомостей, представляемых заказчиком, докового акта-осмотра судна в доке;

· квартального и годового графика ремонта судов на ЗАО «КСЗ».

Начальники цехов (мастера цехов):

· плана производства продукции, разработанного ПДО, ПЭО;

· графика межцеховой кооперации;

· графиков работы на ремонтирующихся судах, разработанных ПДО, ПЭО;

· графиков планово-предупредительного ремонта оборудования;

· плана по труду (лимита фонда оплаты труда);

· конструкторско-технологической документации;

· ведомостей норм расхода материалов;

· сопроводительной контрольно-технологической документации.

Рабочие:

· плана производства (графика ремонта судов), сменно-суточных заданий с нормами выработки;

· конструкторской документации;

· технологических процессов;

· сопроводительных контрольно-технологических документов.

Цели предприятия в области качества:

· завоевание доверия потребителя, как отечественного, так и зарубежного, путем предоставления ему продукции и услуг, удовлетворяющих его потребности и обеспечивающих устойчивую прибыль завода;

· признание на международном рынке, получение валютных средств от ремонта иностранных судов, которые будут использованы на техническое переоснащение предприятия, улучшение условий и оплаты труда, обучение персонала;

· удовлетворение ожиданий и потребностей заинтересованных лиц.

ЗАО «КСЗ» имеет в своем составе котельную, компрессорную, кислородную, ацетиленовую, насосные станции, в том числе и мощные краны, причальную линию. Внутризаводские перевозки осуществляются собственным автомобильным транспортом.

Электроснабжение предприятия :

Источник тока-посторонний (Ленэнерго),

Род тока - переменный 50 Гц, напряжение 6000 В.

Теплоснабжение предприятия:

Имеются 6 котельных установок,

Общая площадь нагрева-1303 м² ,

Паропроизводительность установок-63000 кг/ч.

Водоснабжение предприятия:

Источник водоснабжения-городской водопровод,

Потребление воды-188,3 т.м³.

Воздухоснабжение предприятия:

Воздухокомпрессорные установки в количестве 5-ти штук,

Мощность-240 м³/ч,

Давление-8 кгс/см².

Буксиры:

Один паровой с мощностью 500 л.с. и один дизельный с мощностью 1200 л.с.

Производственную мощность Канонерского судоремонтного завода представим в виде таблицы 3 в сметных часах (3 сметных часа=1 норм-ч.).

Таблица 2

Судоподъемные сооружения Канонерского завода Таблица 3

Таблица 4

Принятые сокращенные обозначения наименований подразделений ЗАО «КСЗ»

ПЭО- планово-экономический отдел

ПДО- производственно-диспетчерский отдел

ОТК- отдел технического контроля

ОГМ- отдел главного механика

ОГЭ- отдел главного энергетика

ОМТС- отдел материально-технического снабжения

ОГТ- отдел главного технолога

ОКС- отдел капитального строительства

БООС-бюро по охране окружающей среды

УПОТ и ЗП- отдел управления персоналом, оплатой труда и заработной платой

ЦЗЛ- центральная заводская лаборатория

ОСиИОЛВС - отдел системного и информационного обеспечения локальных

вычислительных сетей

ТБ-техника безопасности

ОТ- охрана труда

АХУ - административно-хозяйственный участок

БТК- бюро технической калькуляции

Задачи основных подразделений и служб ЗАО «Канонерский судоремонтный завод»:

Производственно – диспетчерский отдел (ПДО).

1. Организация и координация работы подразделений и предприятия в целом.

2. Обеспечение совместно с коммерческим отделом загрузки производственных мощностей завода заказами на ремонт судов, и заказами на другие виды продукции и услуг, контроль выполнения заводом, заказчиками и контрагентами своих обязательств в соответствии с заключенными хозяйственными договорами.

3. Мобилизация производственных резервов для интенсивного использования основных и оборотных средств.

4. Разработка планов и графиков выпуска продукции подразделениями предприятия.

5. Организация контроля своевременности выполнения запланированных работ и качества продукции, выпускаемой подразделениями завода. Оперативный ежедневный учет хода производства.

6. Организация работы складов комплектации и незавершенного производства.

7. Обеспечение внедрения в деятельность отдела прогрессивных методов планирования и организации производства.

Отдел главного технолога (ОГТ).

1. Проведение единой технической политики на предприятии в области технологии производства и обеспечение технологической дисциплины.

2. Выполнение функций технологической подготовки производства, возложенных на отдел в соответствии с принятым их распределением среди подразделений предприятия.

3. Совершенствование действующих и разработка новых технологических процессов, средств технологического оснащения, направленных на повышение технико-экономического уровня производства и качества работ, обеспечение безопасных условий труда.

Отдел главного энергетика (ОГЭ).

1. Обеспечение бесперебойного приема, преобразования и распределения всех видов энергии на заводе при соблюдении заданных параметров.

2. Повышение эффективности обеспечения и контроля за рациональным и экономным использованием всех видов энергии с использованием вторичных энергоресурсов.

3. Обеспечение технического обслуживания, организация ремонта и контроля над эксплуатацией энергооборудования, распределительных сетей, оборудования связи, сигнализации, пожарной автоматики, инженерных сетей всех назначений, сосудов, работающих под давлением, компрессорных станций, водопровода, канализации.

Отдел главного механика (ОГМ).

1. Поддержание действующего парка оборудования предприятия в исправном рабочем состоянии путем своевременного качественного ремонта и технического обслуживания.

2. Повышение экономичности ремонтного обслуживания оборудования.

3. Совершенствование работы главного механика.

Коммерческий отдел.

1. Анализ конкурентной ситуации, сбор информации и прогнозирование состояния рынка, динамики его изменений.

2. Определяет наиболее выгодные и перспективные сегменты рынка.

4. Совместно с производственным отделом обеспечивает оптимальную загрузку производственных мощностей завода заказами на ремонт судов, другие виды продукции и услуг.

5. Совместно с производственным отделом организовывает выполнение заводом и заказчиками своих обязательств в соответствии с заключенными хозяйственными договорами.

Планово-экономический отдел.

1. Руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей результативности в деятельности предприятия.

2. Организация экономического анализа деятельности предприятия и участие в разработке мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства.

3. Разработка и утверждение нормативов ценообразования на выпускаемую продукцию и стоимости услуг вспомогательных цехов и участков.

Ремонтно–строительный участок (РСУ)

1. Организация и руководство эксплуатацией и ремонтом зданий.

2. Ведение учета карточек, паспортов, формуляров и другой строительно–технической документации.

3. Технический надзор за содержанием и эксплуатацией зданий и сооружений предприятия.

4. Составление планов ремонтов.

Отдел технического контроля.

Основной задачей отдела является контроль качества выпускаемой заводом продукции на всех стадиях производства, начиная от получения на завод материалов и заканчивая выпуском готовой продукции. Требования к качеству продукции устанавливаются национальными стандартами, техническими условиями на ремонт, межотраслевыми и отраслевыми стандартами. Операции технического контроля являются обязательной составной частью технологического процесса и должны вноситься в технологические карты или предусматриваться технологией на ремонт или изготовление в единой последовательности с производственными операциями.

Качество продукции завода по линии ОТК обеспечивается:

· контролем внешних поставок оборудования, материалов;

· операционными приемками продукции в цехе и на судне

· стендовым испытанием в цехе;

· приемкой на монтаж механизмов и устройств на судне;

· приемкой механизмов, систем и оборудования на швартовных и ходовых испытаниях;

· испытанием готовой продукции.

Задание по практике

Технологический раздел

Технологический раздел.

Межремонтное обслуживание.

Межремонтное обслуживание носит лишь профилактический характер и заключается в выполнении следующих видов работ:

Устранение мелких неисправностей

Смазка трущихся деталей

Своевременное текущее регулирование, наблюдение за состоянием воздуха в помещении и подаваемого воздуха, параметров теплоносителя для калориферных устройств.

Порядок проведения межремонтного обслуживания:

1) Дежурный слесарь в начале и в конце смены осматривает закрепленные за ним устройства вентиляции

2) После осмотра приступает к устранению мелких неисправностей, которые не требуют отключения вентиляции или производственного оборудования.

3) Проводит ремонт мелких неисправностей в обеденный перерыв, если для их устранения требуется отключение вентиляции или производственного оборудования.

4) Устранение более сложных неисправностей передается ремонтной бригаде.

1.2.1.1. Работы по техническому уходу включают в себя следующие операции:

a) Периодическая чистка.

Чистка - профилактическая операция. Ее обычно производят ремонтные слесари цехов или вентиляционной мастерской по специальному плану-графику. Периодичность чистки зависит от условий, в которых работает вентиляционное оборудование, и его потребностей. При данной операции разбираются отдельные узлы установки, а если необходимо, элементы оборудования (вентиляторы, фильтры и др.).
Разбираемые узлы подчиняются перечню и инструкции, разработанными вентиляционным бюро. Инструкция предусматривает:

Порядок сборки и разборки

Методы отчистки от различных загрязнений

Место проведения чисток

Применяемые инструменты, приспособления

Срок и время чистки.

Инструкция должна быть согласована с пожарным надзором предприятия и утверждена в установленном порядке.

b) Плановые технические испытания.

Так же являются профилактической операцией и проводятся по плану-графику, разработанному вентиляционным бюро.

Испытания производят вентиляционное бюро, лаборатория службы главного энергетика, а так же по договору со специальной организацией. Могут выполнятся как в рабочее время, так и в нерабочее. Объем испытаний устанавливается вентиляционным бюро, согласовывается с инженером по технике безопасности и утверждается главным механиком (энергетиком) предприятия. Периодичность может быть принята из таблицы 5.


Ориентировочная периодичность испытаний и технической проверки.

Таблица 5

Периодический плановый осмотр выполняется по графику ремонтной бригадой для установления технического состояния агрегата, выявления дефектов, подлежащих устранению при очередном ремонте. Во время осмотра может производиться частичная чистка, устранение мелких дефектов, смазка трущихся частей.

Плановый ремонт состоит из малого, среднего и капитального.

ü Малый ремонт – наименьший по объему вид ремонта, при котором устраняются небольшие дефекты и повреждения, заменяются или восстанавливаются изношенные детали(без снятия устройств с места их установки) и регулируются отдельные механизмы устройств вентиляции для обеспечения нормальной их работы до очередного планового осмотра.

ü Средний ремонт – плановый периодический ремонт, при котором может быть частичная разборка вентиляционной установки и отдельных ее узлов. В отличие от малого ремонта заменяется и восстанавливается большее количество изношенных деталей. Так же производится проверка производительности вентилятора. Этот вид ремонта производится на месте установки вентиляционных устройств.

ü Капитальный ремонт – наибольший по объему вид планового ремонта, при котором производится полная разборка всех основных узлов вентиляционной установки, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов. Как правило, производится с транспортировкой вентилятора и других элементов установки в вентиляционную мастерскую или ремонтный цех. При данном виде ремонта элементы вентиляционной установки окрашивают или наносят другие антикоррозионные покрытия.

Все виды работ по техническому уходу с периодичностью до одного года производятся за счет эксплуатационных расходов предприятия.

Капитальные, а так же средние ремонты с периодичностью свыше одного года производятся за счет амортизационных отчислений в размерах, предусматриваемых постановлением правительства.

В систему ППР не входит восстановительный ремонт. То есть, ремонт, необходимость которого возникла в результате стихийного бедствия (пожара, наводнения и т.п.). Данный вид ремонта финансируется за счет специальных ассигнований.

1.2.2. Основные нормативы для планирования ремонта вентиляционных установок.

Все периодические ремонты выполняются через равные промежутки времени (периоды). В течение этих периодов выполняются профилактические и ремонтные операции, включая межремонтное обслуживание.

В зависимости от вида оборудования и условий его эксплуатации система ППР предусматривает разную продолжительность межремонтных циклов, межремонтных и межосмотровых периодов.

w Межремонтный цикл - период работы оборудования, находящегося в эксплуатации, между двумя капитальными ремонтами. Для вновь установленного оборудования – период работы от начала ввода в эксплуатацию до первого капитального ремонта.

w Межосмотровой период – период между двумя очередными осмотрами или между очередным плановым осмотром и ремонтом.

w Межремонтный период – период между двумя очередными плановыми ремонтами.

Продолжительность межремонтного цикла, межосмотрового и межремонтного периодов зависит от сменности и условий работы вентиляционной установки.


Существует структура межремонтного цикла . Это порядок расположения и чередования в определенной последовательности и через определенные промежутки времени осмотров и ремонтов. Структура межремонтного цикла зависит от вида оборудования, его назначения, конструктивных особенностей, условий и режима работы.

Условные обозначения межремонтного цикла:

О – основной осмотр

М – малый плановый ремонт

С – средний плановый ремонт

К – капитальный плановый ремонт

Планированию подлежат все виды ремонтов, входящих в систему планово-предупредительного ремонта. Планирование ремонта должно основываться на проведении такого объема работ, при котором вентиляционное оборудование будет поддерживаться в работоспособном состоянии при нормальной эксплуатации.

В основе системы планово-предупредительного ремонта вентиляционного оборудования лежит система, принятая для ремонта технологического оборудования машиностроительных предприятий.

Для планирования и учета ремонтных работ, а так же для различных расчетов вводится понятие ремонтная единица .

Нормативы, которые в значительной степени облегчают внедрение на предприятии системы ППР вентиляционного оборудования.

Простой оборудования в ремонте исчисляется с момента его остановки для ремонта до момента приемки его отделом технического контроля, лицом ответственным за вентиляцию, и представителем цеха. Продолжительность простоя из-за ремонта зависит от вида и категории сложности ремонта, состава рабочей бригады и квалификации ее членов, технологии ремонта и организационно-технических условий его выполнения.

В ремонт следует выводить вентиляционную установку в целом, включая ее электротехническую часть. Ремонт, как правило, производится в две смены, но ремонт вентиляционных установок, без которых работы в цехе по условиям технологического процесса не могут продолжаться - в три смены. Если в процессе испытания вентиляционная установка работала нормально, то технические испытания после ремонта в простой не записываются. В случаях, когда периодичность ремонта электротехнического и основного оборудования вентиляционной установки не совпадает, ремонт электротехнического оборудования производят в выходные дни, межсменные перерывы или в часы остановки производственного агрегата.

Нормы простоя вентиляционного простоя, установленные в часах на одну ремонтную единицу по каждому виду ремонта, представлены в таблице 6.


Нормы простоя вентиляционного простоя.

Таблица 6

При установлении норм на чистку вентиляционного оборудования предполагается, что возможны полная и частичная разборка и сборка звеньев воздуходувов, укрытий местных отсосов, элементов пылеочистных устройств, а в отдельных случаях и разборка вентиляторов.

Для очистки используют щетки, текстильные концы, веники. Отдельные детали и элементы промывают в содовом растворе, горячей воде, керосине. При использовании особых средств и методов отчистки – растворителей, нейтрализующих вредности растворов, выжигания и скалывания сильнозатвердевших корок и наростов – нормы времени определяются по иным нормам. Как правило, они на 10-15 % больше, чем нормы времени чистки установки при центробежных вентиляторах. Данный вид читски производится в выходные, праздничные и нерабочие смены.

Чистку выполняют рабочие, обслуживающие вентиляционные установки в цехах или рабочие вентиляционной мастерской.

Контроль за качеством чистки осуществляют механики (энергетики) цехов и работники вентиляционного бюро.

1) При ремонте запрещается использование некомплектных деталей и узлов, не соответствующих размеру оборудования, а так же нарушение допусков, установленных для ремонтного агрегата.

2) В качестве средств механизации работ при ремонте следует применять станки и специальные приспособления для производства жестяницких работ, станки и механизированный слесарный инструмент при слесарных работах, а так же передвижные разборные подмостки для ремонта воздуховодов. Использование передовых технологических приемов и механизация ремонтных работ позволяют снизить время, необходимое на ремонт каждой единицы оборудования.

3) Внедрение скоростных методов ремонта, может сократить время простоя агрегата в ремонте.

Для сокращения трудоемкости ремонта, который связан с разборкой и сборкой отдельных частей вентиляционной установки, применяется узловой метод ремонта , при котором до начала ремонта собирают из запасных деталей целые узлы.

Разборка и сборка вентиляционного оборудования, осмотр разобранных частей, а так же замеры, фиксация дефектов и износа должны производиться при непосредственном участии мастера вентиляционной мастерской, руководителя группы эксплуатации вентиляционного бюро. Результаты осмотров и ремонтов должны фиксироваться в журнале, соответствующие записи так же должны заноситься в паспорт вентиляционной установки.

Главный механик (главный энергетик) ведет общее наблюдение за проводимыми работами.

1.2.3.2. Схема осмотра:

Запись времени начала работ в журнале осмотров и ремонтов.

Начало осмотра с места забора воздуха (заборные шахты или жалюзийные решетки воздухоприемных устройств).

Осмотр воздуховода, подводящего воздух в вентиляционную камеру. Осмотр самой камеры и всего находящегося в ней оборудования (устройств по отчистке воздуха, калориферов, вентилятора и других).

Осмотр сети воздуховодов, приточных и вытяжных насадок, кожухов местных отсосов и укрытий, деталей (шиберов, задвижек и др.)

Определение степени засорения и неисправности воздуходувов через смотровые отверстия или методом обстукивания или непосредственного проникновения в воздуховоды большого сечения.

Очистка. Производится во всех местах значительного скопления пыли. Одновременно с этим производится устранение небольших дефектов.

Характеристика судоремонтного предприятия

ЗАО «Канонерский судоремонтный завод» расположен на Канонерском острове в г. Санкт-Петербурге. Завод выполняет весь комплекс судоремонтных работ, обеспечивая высокое качество и сжатые сроки. Для этого на заводе есть все необходимое оборудование:

· 4 плавучих дока с максимальной грузоподъемностью 36 тыс.тонн;

· современное оборудование и технологии для очистки и окраски судов, ремонта корпусов, дейдвудных и рулевых устройств, главных и вспомогательных двигателей, насосов и паровых котлов;

· производит замену и ремонт трубопроводов, арматуры всех судовых систем, кабельных трасс, электрооборудования и средств навигации;

· реставрирует судовую мебель, интерьеры салонов и кают.

Завод оказывает ремонтные услуги судам без выхода их из эксплуатации в период погрузочно-разгрузочных работ в портах.

ЗАО «Канонерский судоремонтный завод» является предприятием специализирующимся на ремонте судов всех типов различного назначения, доковании судов, их разделке, ремонте судового энергетического оборудования, производстве изделий машиностроения. ЗАО «КСЗ» предоставляет услуги в обеспечении заказчиков буксирами, портальными кранами, в том числе и для погрузочно-разгрузочных работ на причалах.

Некоторые цеха с участками завода с их площадями и количеством основного станочного оборудования для выполнения требующихся работ представлены ниже.

Таблица 1


Специализация ведущих цехов:

Цех корпусный

· изготовление и ремонт корпусных конструкций плавсредств, шлюпок;

· ремонт (правка, наплавка, балансировка) гребных винтов, крыльчатых движителей, подруливающих устройств;

· ремонт рулевых устройств судов, судовых трапов, систем вентиляции;

· замена изношенной, установка протекторной защиты на подводной части судов и в балластных танках.

Цех слесарный осуществляет ремонт:

· главных и вспомогательных судовых дизелей, газовых турбин, компрессоров, навешанного и обеспечивающего работу судовых двигателей оборудования;

· ремонт, ревизия судового валопровода, смена и ревизия набора дейдвуда судов, ревизия рулевого комплекса, подруливающих устройств;

· ремонт шлюпбалок, шпилей и брашпилей, судовых кранов и грузовых стрел;

· ремонт по результатам ревизии донно-забортной арматуры.

Цех механический осуществляет:

· ремонт (наплавку и расточку) и изготовление судовых гребных валов диаметром от 10 мм до 700 мм неограниченной длины;

· изготовление и ремонт деталей крепления винто-рулевого комплекса, подруливающих устройств;

· расточка ступиц судовых гребных винтов;

· расточка, изготовление деталей судового машиностроения

Цех трубопроводный проводит:

· замену изношенных труб на судах различного назначения;

· ремонт и изготовление судовых парогенераторов, огне(водо)трубных котлов, конденсаторов и испарителей.

Цех электромонтажный осуществляет:

· ремонт судового силового и слаботочного электрооборудования, перемотку статоров и роторов э/двигателей;

Доковое хозяйство (4 плавучих дока грузоподъемностью от 4000 до 35600 тонн) обеспечивает очистку и окраску подводной части судов, ремонт гребных винтов, судовых гребных валов, подруливающих устройств, рулей, донно-забортной аппаратуры.


Управление ЗАО «КСЗ»

Деятельность предприятия определяется Уставом акционерного общества открытого типа. Выбор направлений и управление предприятием осуществляет Совет директоров, непосредственно реализуя свои решения через Правление и Генерального директора.

Генеральный директор, курируя вопросы менеджмента, финансирования и ценообразования, планирования, кадрового обеспечения производства, руководит предприятием через своих заместителей-директоров, специализирующихся на различных видах деятельности.

Технический директор курирует качество продукции предприятия, технической подготовки и технологической оснащенности завода, квалификационной подготовки персонала, техники пожаро- и рабочей безопасности, ремонта и поддержания в рабочем состоянии станочного парка и электроэнергетического оборудования ЗАО «КСЗ».

Директор по производству управляет производственной деятельностью завода.

Коммерческий директор отвечает за материально-техническое снабжение, транспорт и безопасность завода.

Зам.директора по капитальному строительству ведет профилактический и капитальный ремонт заводских помещений и сооружений.

ункциональное руководство подразделениями завода осуществляется путем разработки и функционирования нормативно-технических (технологических) документов (инструкций, план-графиков, профильных стандартов предприятия, норм выработки, технологических инструкций, инструкций по технике безопасности и пожаробезопасности, сани

Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства

Формула специальности

Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства.

Области исследований:

1. Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства является наукой, изучающей теоретические основы методов выполнения инженерной подготовки строительства судов, технологических процессов, используемых при строительстве, и способов организации выполнения работ на стадиях проектирования, постройки и ремонта судов и кораблей различных классов и назначений. В качестве предмета исследований данная наука рассматривает:

1.1. Методы решения вопросов, связанных с разработкой принципиальной технологии и организацией постройки судов и кораблей на стадии проектирования, в том числе в условиях применения новых информационных технологий.

1.2. Современные методы геометрического моделирования формы судовых поверхностей и способы их использования для формирования математических моделей судов в составе интегрированных автоматизированных систем САПР/АСТПП.

1.3. Методы выполнения технической подготовки судостроительного производства с использованием компьютерных технологий;

1.4. Теоретические основы создания отдельного технологического оборудования, включая автоматизированное, и поточных линий специализированных участков изготовления деталей корпуса судна и судовых систем, узлов и секций корпуса судна и т.п.

1.5. Теплофизические процессы при сварке судовых конструкций и влияние этих процессов на физико-механические свойства сварного соединения.

1.6. Сварочные деформации корпусных конструкций. Механизм возникновения, расчетные методы определения, конструктивно-технологические способы их уменьшения, компенсации и устранения.

1.7. Направления совершенствования методов постройки судов и способов формирования корпуса на построечном месте, в том числе на основе модульного принципа. Проблема точности в судовом корпусостроении. Методы испытаний судов на непроницаемость и герметичность.

1.8. Системы задания баз при монтаже машин, механизмов и трубопроводов. Способы оценки собираемости механического оборудования, в том числе главных энергетических установок при монтаже центрируемых и не центрируемых механизмов на жестких и амортизируемых креплениях.

1.9. Принципы агрегатирования оборудования судов и кораблей.

1.10. Методы монтажа валопроводов.

1.11. Теоретические основы обеспечения технологичности судовых систем. Способы трассировки трубопроводов, включая основанные на использовании СВТ. Методы изготовления и монтажа труб.

1.12. Новые методы оборудования и отделки судовых помещений.

1.13. Способы испытания судов и кораблей. Научные принципы испытаний машин и механизмов. Методы испытаний с применением имитирующих устройств.

1.14. Технология и организация ремонта, модернизация, реновация судов и кораблей.