Задумываясь о регистрации юридического лица, предприниматели выбирают организационно-правовые формы и думают, что им выгоднее - ООО, ОАО или ЗАО. Однако, может быть стоит обратить внимание и на некоммерческие организации? Ведь плюсов у них не меньше, а может даже больше, нежели у коммерческих организаций.

В форме некоммерческих организаций могут создаваться религиозные, благотворительные или просветительские фонды, организации и союзы, получающие деньги за счет вкладов и пожертвований других лиц. Некоммерческие организации могут создаваться только для исполнения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей, направленных на достижение общественных благ. В эти цели не входит предпринимательская деятельность.

На самом же деле закон не отрицает возможность ведения коммерческой деятельности и извлечения прибыли, необходимой для реализации некоммерческих целей.

К примеру, общественная туристическая организация создается для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта. Реализуя данные цели, члены данной организации водят детей в походы и организуют различные культурные мероприятия, учат детей основам безопасности жизнедеятельности, воспитывают в них патриотизм.

Однако наравне с этими мероприятиями, общественная организация может устраивать коммерческие туристические походы и платные курсы. Общественная организация может получать взносы от ее членов, а также пожертвования от других лиц. И, что немаловажно, некоммерческая организация может получать гранты от отечественных и зарубежных спонсоров, а также субсидии из государственного и муниципального бюджета.

Таким образом выходит, что в ряде случаев возможностей у участников некоммерческих организаций может быть не меньше, а даже больше, чем у учредителей коммерческих юридических лиц.

Несмотря на то, что по закону прибыль между участниками некоммерческой организации распределять нельзя (за исключением потребительского общества, где определенная доля прибыли может распределяться между пайщиками), на практике есть возможность фактического использования данной прибыли.

Например, участники некоммерческой организации могут состоять с ней в трудовых отношениях и получать заработную плату. Размер заработной платы устанавливается по их усмотрению. Кроме того, участники могут пользоваться производимыми организацией услугами и иными благами.

Вот и получается, что несмотря на провозглашаемые принципы, некоммерческие организации могут служить вполне коммерческим целям и приносить своим учредителям не только моральную, но и материальную выгоду.

Кроме того, нельзя забывать и об определенных финансовых, налоговых и отчетных льготах, установленных для некоммерческих организаций.

  • 1.

    Для некоммерческих организаций не предусмотрен уставный капитал, так как, в отличие от коммерческих юридических лиц, они могут не иметь вообще никакого имущества.

  • 2.

    Участники некоммерческих организаций не несут никакой ответственности по обязательствам организации, в отличие от учредителей коммерческих фирм, отвечающих по обязательствам организации своим вкладом в уставной капитал (стоимостью акций).

  • 3.

    С введением в действие гл. 26.2 Налогового Кодекса РФ некоммерческие организации могут перейти на упрощенную систему налогообложения.

  • 4.

    В отличие от коммерческих организаций, НКО имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности «отчет о движении денежных средств», а при отсутствии соответствующих данных не представлять «отчет об изменениях капитала» и «приложение к бухгалтерскому балансу».

  • 5.

    Общественные объединения могут представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке - один раз в год в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о целевом использовании полученных средств.

  • 6.

    Денежные средства и имущество, полученные на осуществление благотворительной деятельности, не облагаются налогом на прибыль.

  • 7.

    Суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций, не облагаются налогом на прибыль.

  • 8.

    Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не облагается НДС.

  • 9.

    При определении налоговой базы по налогу на прибыль некоммерческой организации не учитывается имущество, полученное в рамках целевого финансирования, в том числе в виде полученных грантов.

  • 10.

    Пожертвования не облагаются налогом на прибыль.

  • 11.

    Членские и вступительные взносы не облагаются налогом на прибыль.

  • 12.

    Паевые вклады не облагаются налогом на прибыль.

  • 13.

    Имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования не облагается налогом на прибыль.

Разумеется, помимо вышеперечисленных преимуществ, у некоммерческих организаций есть и недостатки. Однако, недостатки и достоинства есть и у коммерческих организаций. Каждая организационно-правовая форма имеет свои плюсы и минусы, и только от конкретных людей, от их потребностей, планов и видов деятельности зависит, что им выгоднее - зарегистрировать Общественную организацию, Общество с ограниченной ответственностью или вообще оформиться в качестве индивидуального предпринимателя.

Поэтому, задумываясь о регистрации юридического лица, не стоит обходить своим вниманием некоммерческие организации. Возможно, они могут быть очень полезны и выгодны.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Консультации юриста по ст. 8 Закона Об общественных объединениях

Задать вопрос:


    Тимур Байбородов

    как закрыть общественную организацию

    • Ответ юриста:

      Государственная регистрация общественного объединения в связи с ликвидацией

      Государственная регистрация общественного объединения в связи с ликвидацией в добровольном порядке осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных специальными федеральными законами.

      После принятия конференцией (общим собранием) решений о ликвидации общественного объединения, избрании (назначении) ликвидационной комиссии (ликвидатора) в трехдневный срок в егистрирующий орган направляются:

      Уведомление о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации (форма РН0005),

      Уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) некоммерческой организации (форма РН0006).

      Протокол о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) – 2 экз. .

      После утверждения ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган направляются

      Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса некоммерческой организации (форма РН0007) с приложением промежуточного ликвидационного баланса.

      После завершения процедуры ликвидации в регистрирующий орган необходимо представить:

      1. Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией - форма РН0008 (2 экземпляра; удостоверительная надпись нотариуса проставляется только на 1 экземпляре)

      2. Ликвидационный баланс с отметкой налогового органа о принятии;

      3. Документ об уплате государственной пошлины (1 оригинал, 1 копия) .

      4. Для аннулирования – подлинники устава и свидетельства о государственной регистрации общественного объединения.

      В случае отсутствия в общественном объединении денежных средств и иного имущества, представление уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса возможно одновременно с подачей заявления о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией.

      Формы документов для государственной регистрации некоммерческих организаций утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006г. №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» . (найди в Консультанте)

    Людмила Попова

    Помогите организовать благотворительный фонд для детей!. очень хочется узнать пошаговую процедуру и подводные камни при организации благотворительного фонда для детей сирот

    • Ответ юриста:
  • Кристина Матвеева

    Можно ли зарегистрировать общественную организацию не как юридическое лицо. Если да то как?. Тогда как зарегистрировать ИП или общественную организацию. Порядок какой? И что нужно?

    • Ответ юриста:
  • Илья Удинцев

    необходимо уехать на несколько недель. работодатель не отпускает. Что можно сделать?

    • да просто по морде дай ему или на**й пошли. он тебя уволит и едб на все 4 стороны!

  • Татьяна Петрова

    Нужно ли где-либо, или в Минюсте регистрировать общественные объединения?

    • Ответ юриста:

      Да нет, вообще-то регистрация необязательна. Если вы, например, собрались с товарищами и объявили себя общественным объединением, то, пожалуйста, вы и есть общественное объединение. Ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" Статья 3. Содержание права граждан на объединение Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. ст. 31 Конституции РФ провозглашает в Российской Федерации свободу собраний, то есть никто не мешает вам самопровозгласить себя общественным объединением. Но в этом случае вы ни для кого, кроме себя самих, общественным объединением являться не будете, ваш устав будет считаться обычной бумажкой, ваш лидер будет обычным физ. лицом, ваши права как общественного объединения никто соблюдать не будет, только права отдельных граждан как совокупности физических лиц, никаких льгот и привелегий вы также иметь не будете, так как для государства вы не будете общественным объединением. Поэтому, если вы хотите стать организацией, то зарегистрироваться в МинЮсте нужно. Статья 21 ФЗ «Об общественных объединениях» . Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений.

    Эдуард Бектуганов

    Каковы затраты на открытие некоммерческой общественной организации? Какие затраты в дальнейшем (отчисления в ПФ и т.д.)?. расчитываю на развернутый ответ с конкретными цифрами. Организация планирует заниматься волонтерской деятельностью, т.е. все работники будут трудиться на добровольных началах. Идеи получения прибыли нет. Действительно ли надо регистрировать такую организацию официально? Можно ли не регистрируя волонтерскую организацию взаимодействовать с юр. лицами, готовыми поддержать проект?

    • Ответ юриста:

      Порядок создания и дальнейшей деятельности общественных организаций регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом "О некоммерческих организациях", Законом "Об общественных объединениях", рядом специальных законов (например, Законом "О социальной защите инвалидов"), а также Законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Общественные организации создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения, если иное не оговорено соответствующим специальным законом. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено законодательством об отдельных видах общественных объединений. Учредители общественной организации приобретают членство в ней автоматически. Члены общественной организации не имеют права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации, и не несут ответственности по ее обязательствам, равно как и общественная организация не отвечает по обязательствам своих членов. Общее число членов общественной организации законодательно не ограничено. Учредительным документом общественной организации является Устав.

    Георгий Убегайлов

    хочу создать некоммерческую организацию, как узнать какая орг-правовая форма больше подходит, их так много?

    • Ответ юриста:

      Общественные и религиозные организации (объединения) Общим признаком общественных и религиозных организаций (объединений) является цель их создания - они создаются для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Другой признак - общность интересов объединяющихся граждан. Потребительские кооперативы. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. В отличие от других форм некоммерческих организаций, доходы от предпринимательской деятельности кооператива распределяются между его членами. Фонды Признаками фонда как некоммерческой организации являются - отсутствие членства, имущественная база, созданная за счет добровольных имущественных взносов. Фонд является своеобразным некоммерческим «банком» , где сначала аккумулируются средства за счет пожертвований, а затем распределяются на уставные цели фонда - социальные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Учреждения Учреждением является организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая частично или полностью этим собственником. При этом имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления, а не собственности. При недостаточности денежных средств учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник. Некоммерческие партнерства Некоммерческим партнерством является основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение общественно полезных целей. Отличительным признаком некоммерческого партнерства является право его членов на часть имущества в случае ликвидации партнерства или выхода из него. Некоммерческое партнерство удобно как объединение лиц свободных профессий (юристов, врачей, писателей и т. п.) Автономные некоммерческие организации Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и пр. Имущество, переданное учредителями организации, принадлежит ей на праве собственности. Эта форма некоммерческих организаций наиболее удобна для деятельности в сфере услуг. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) Коммерческие и некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) в целях координации их деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Государственная корпорация Новая форма некоммерческих организаций, введенная Федеральным законом № 140-ФЗ от 08.07.1999 г. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании закона, которым устанавливаются особенности ее правового статуса. Вам какая форма подходит?

    Денис Лесной

    Система экологических прав организаций в Российской Федерации

    • Ответ юриста:

      Экологические права и обязанности граждане РФ могут осуществлять как в индивидуальном порядке, так и через участие в общественных экологических объединениях. Хотелось бы немного остановиться на общественных объединениях. Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, создаваемое по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. К числу целей создания общественных экологических объединений можно отнести охрану здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов, разрешение споров и конфликтов при осуществлении природоохранной деятельности, подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, промышленных аварий и катастроф, оказание помощи пострадавшим в результате таких бедствий и аварий, защиту животных, охрану и должное содержание особо охраняемых природных объектов и территорий и другие] . Общественные экологические объединения могут осуществлять свою деятельность на правах юридического лица с момента государственной регистрации в установленном законом порядке. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется органами юстиции. Как учредителями, так и членами общественных экологических объединений могут быть физические и юридические лица, которые имеют равные права и обязанности. Общественным организациям предоставлен ряд полномочий для осуществления их функций в сфере охраны окружающей природной среды. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды » они вправе: - разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности; - за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству окружающей природной среды, содействовать государственным органам в борьбе с экологическими правонарушениями; - рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу; - требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов и ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности; - требовать предоставления своевременной, достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны; - организовывать собрания, митинги, шествия, демонстрации, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов по охране окружающей природной среды; - ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическим правонарушением. Государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, и гражданам возможность реализации ими прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ. Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности.

    Елена Колесникова

    как зарегистрировать общественную организацию???

    • Как зарегистрировать Общественную организацию ? Регистрация и деятельность Общественной организации урегулирована следующими нормативными актами: - Гражданским кодексом Российской Федерации, - Федеральным законом от 12.01.1996 г. 7-ФЗ О...

    Марина Дмитриева

    Практическая ситуация.. В регистрирующий орган (Министерство юстиции) поступил на регистрацию устав общественного движения. Раздел 3 Устава регулировал порядок приобретения и утраты членства в данном общественном объединении. В частности, пункт 3.12 гласил: «Выход из числа членов объединения возможен только после уплаты выходного взноса, размер которого определяется правлением» . Что такое общественное движение? Каким законодательным актом регулируется правовой статус общественных движений? Может ли быть предусмотрено в общественном движении фиксированное членство? Будет ли зарегистрировано данное общественное движение?

    • Ответ юриста: Источники формирования имущества общественного объединения Имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений. 5).Статья 21. Государственная регистрация общественных объединений ...Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы: 1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель) , с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; 2) устав общественного объединения в трех экземплярах; 3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа; 4) сведения об учредителях; 5) документ об уплате государственной пошлины; 6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением; 7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений; 8) при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование.. . Ну и т. д.
      • Ответ юриста:

        что в вашем понимании общественное движение? пратия? ассоциация? союз? некоммерческая организация? общественное объединение? Если вы говорите о состоящем из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения, то с 18 лет. Статья 19. Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

      • Ответ юриста:

        Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Социальное страхование - это особая система защиты работающих граждан и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода при наступлении нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, болезни, безработицы, материнства, смерти кормильца. Обязательное социальное страхование в России состоит из 4 частей: Обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности (болезни) или материнства; Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; Обязательное медицинское страхование; Обязательное пенсионное страхование. Расчетный период - календарный год. Отчетный период - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. Более подробно http://www.snezhana.ru/payments/

      • Ответ юриста:

        Автономная некоммерческая организация . Ее учредители не имеют преимуществ - они на равных с другими участниками. Высший орган управления - коллегия. Учредители АНО самостоятельно определяют форму и порядок формирования коллегиального высшего органа управления. Коллегиальным высшим органом управления АНО является общее собрание учредителей либо другой коллегиальный орган (Правление, Совет и другие формы, в состав которых могут входить учредители, представители учредителей, директор АНО) . Фонд не основан на членстве - его участники не обязаны принимать участие в деятельности фонда, в управлении не участвуют и ответственность за деятельность фонда не несут. В отличие от ряда других некоммерческих организаций, фонд не имеет права участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Попечительский совет фонда осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда может обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда или внесении в его устав изменений в случаях, предусмотренных законом. Решения, принятые попечительским советом, носят рекомендательный характер в отличие от решений руководящих и исполнительных органов. Внесение изменений в устав фонда, как и его ликвидация, возможно только в судебном порядке. Общественный фонд представляет собой общественное объединение, не имеющее членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов (и иных, разрешенных законом поступлений) и использовании данного имущества в общественно-полезных целях) . Общественное объединение может быть создано по инициативе не менее 3-х физических лиц. Также в состав учредителей, наряду с физическими лицами, могут входить юридические лица - общественные объединения. Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых они были созданы. Доходы от предпринимательской деятельности между участниками объединений не распределяются и должны использоваться только для достижения уставных целей.

    • Эдуард Цыперсон

      • Ответ юриста:

        Задача составлена безграмотно. В жизни ничего подобного быть не может. В жизни все гораздо хуже. Ответ: Прокурор области должен подготовить иск в суд (постановление о направлении материалов дела об административном правонарушении в суд) в иске указать нарушения ст. 8.14. КОАП РФ ч. 2. или ст. 6.5 КоАП РФ на приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток или наложении административного штрафа - решение выносит судья. (ст. 8.14 1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ) 2. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений - (в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) Статья 6.5. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде , а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению - (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.) Не знаю что хотят от Вас Ваши преподаватели, но в условии задачи отсутствует фактическая сторона по каждому из приведенных правонарушений: нарушение ст. 8.14 - это непосредственное воздействие на водные объекты, чего из условий задачи не следует, так как должно было быть указано, что выработка породы производится с глубины водоносного горизонта, а нарушение ст. 6.5 не подтверждено результатами лабораторных исследований, кроме того, Роспотребнадзор в Москве сам может обращаться в суд для решения о приостановлении эксплуатации при нарушении ст. 6.5 - ему прокурор не нужен, и с "требованиями о прекращении работ" к юридическим лицам Роспотребнадзор в Москве не взывает - это государственный контрольно-надзорный орган, а не общественная организация типа "грин пис". Центры санэпиднадзора - это государственные учреждения которые обеспечивают надзорную деятельность Роспотребнадзор в Москве а и к юридическим лицам с "увещиваниями" не обращаются. "Органы санэпиднадзора" прекратили свое существование в 2005 году с образованием Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор в Москве) . Удачи в учебе!

      Василий Кубыш - частное учреждение, если создаётся одним лицом.

Общественная организация: предпосылки существования

Пик развития общественных движений и организаций припал не советский период. Эпоха коллективизма ознаменовалась возложением на общественные организации несвойственных им функций.

Зачастую они брали на поруки правонарушителей, создавали товарищеские суды. В условиях рыночной экономики удельный вес общественных организаций среди юридических лиц всех организационных форм сократился. Масштабы их деятельности уменьшились.

Однако значение некоммерческих структур для развития гражданского общества нельзя приуменьшать.

Непосредственное отношение к правовому статусу общественных организаций имеют ст.13 и 30 Основного закона РФ. Эти конституционные положения закрепляют идеологическое и политическое многообразие, права частных лиц на добровольное объединение для реализации правомерных целей без получения предварительного согласия субъектов властных полномочий.

Правовое регулирование статуса общественных организаций

Понятие «общественная организация» не претерпело значимых изменений с советских времен. Ими признаются добровольные неправительственные объединения физлиц на основании общих интересов для достижения совместных целей.

Согласно определению ст.8 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественная организация - это основанное на обязательном фиксированном членстве общественное объединение.

Согласно ст.123.4 ГК целями ее учреждения могут быть:

  • удовлетворение нематериальных (в том числе - духовных) потребностей;
  • представление и защита интересов членов перед третьими лицами;
  • внесение лепты в развитие образования, медицины, охраны природы и т. п.

Выявлению значимых характеристик общественных организации способствует определение их места в системе юридических лиц.

В рамках гл.4 Гражданского кодекса общественные организации отнесены к некоммерческим.

Но есть оговорка: такая организация вправе осуществлять приносящую доход деятельность при одновременном соблюдении следующих условий:

  • возможность реализации предпринимательской деятельности предусмотрена уставом (если устав положений такого рода не содержит, необходимо внесение изменений);
  • она не противоречит некоммерческим уставным целям организации, а служит их достижению;
  • общественная организация располагает достаточными активами рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала ООО.

Организационная форма общественной организации является базовой для некоммерческих структур других видов.

Так, ст.50 ГК содержит неисключительный перечень видов некоммерческих общественных организаций. Это:

  • политические партии;
  • профсоюзы, учрежденные в форме юрлиц
  • органы общественной самодеятельности;
  • территориальные общественные самоуправления.

Общественные организации вправе объединятся в союзы. Относительно крупных компаний в России существует практика регистрации в качестве самостоятельных юридических лиц не только головной (материнской) организации, но и ее территориальных органов.

Общественные организации могут преобразовываться в автономные некоммерческие организации или фонды. Для этого требуется внесение изменений в устав (ст.123.4 ГК)

Требования к учредителям общественной организации, их статус и количество

Ключевыми особенностями общественных организаций признаются: фиксированное членство; обязательная выдача членских билетов; уплата членских взносов как ключевого источника формирования финансово-материальной базы деятельности. Именно по признаку обязательного членства общественная организация отличается от некоммерческих структур иных организационных форм, например - общественных движений.

Учредители общественных организаций автоматически обретают статус их членов, а также соответствующий ему комплекс прав и обязательств (абз.9 ст.19 82-ФЗ). Лица, заинтересованные во вступлении в ряды членов организации, подают письменное заявление.

Документ в обязательном порядке должен выражать:

  • заинтересованность в деятельности организации;
  • согласие с ее целями и предписаниями устава;
  • готовность принять на себя ответственность на случай невыполнения правил организации.

Права членов общественных организаций:

  • знать о ее деятельности;
  • участвовать в управлении, инициировать внесение изменений в устав;
  • избирать, быть избранным в руководящие, ревизионные, надзорные органы;
  • оспаривать правомерность действий администрации;
  • требовать возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями организации.

Перечень обязательств:

  • уплачивать взносы (члены организации утрачивают право собственность на имущество и средства, переданные общественной организации для реализации уставной деятельности);
  • участвовать в формировании активов организации способом, оговоренным уставом;
  • воздерживаться от действий, могущих навредить организации, усложнить достижение ее целей;
  • участвовать в принятии решений, без которых организация не может продолжить деятельность;
  • нести ответственность за неправомерные действия в виде исключения из членов организации.

Количество учредителей общественной организации императивно определено ст.123 ГК на уровне трех лиц. Хотя рассматриваемые организации номинально являются объединениями граждан, ст.6 и 18 82-ФЗ допускает членство в организации юридических лиц, являющихся общественными объединениями. Все члены общественной организации будь то физические или юридические лица, равны в правах и обязанностях.

Перечень лиц, не могущих быть учредителями, членами, участниками общественного объединения

Действует императивный запрет на членство в общественной организации публичных образований и их органов: государства, госструктур, региональных властей, территориальной общины в лице муниципалитета (ст.19 82-ФЗ).

В отношении физических лиц действуют следующие правила:

  • Возрастной ценз. По общему правилу составляет 18 лет. Учитывая разносторонний характер потенциальных видов деятельности общественных объединений это в целом правильно. Однако есть некоторые сомнения. Так, в порядке эмансипации гражданин может получить полный объем дееспособности до достижения 18-летия (ст.27 ГК). Почему полноценный, несущий полное бремя ответственности за свою жизнь член общества не может быть членом/участником общественного объединения, остается загадкой. Член/участник молодежной организации должен достигнуть хотя бы 14, детской - 8 лет. Стоит обратить внимание, что попущение сделано именно для членов/участников, но не для учредителей, что вполне логично. Госрегистрация молодежных и детских общественных объединений в ЕГРЮЛ производится при условии, что в руководящие органы полностью сформированы из дееспособных граждан (ст.21 82-ФЗ).
    Допустимость понижения планки возрастного ценза должна быть обусловлена специфическим статусом организации (детская или юношеская), отображенным в названии и уставе организации. На законодательном уровне специфика такого статуса не определена, в РФ действует 98-ФЗ «О господдержке молодежных и детских общественных объединений», но не об этих объединениях как таковых.
  • Вопросы гражданства. Ст.19 82-ФЗ определила следующие правила: если иное не оговорено специальными нормативно-правовыми актами, учредителями и членами/участниками общественных объединений могут быть граждане РФ и иностранцы с легальным ПМЖ в РФ. Иностранцы, проживающие за пределами России, могут быть почетными членами общественного объединения без наделения их обычными правами и без возложения на них соответствующих обязательств. Согласно ст.23 95-ФЗ «О политических партиях» их членами могут быть только граждане.
  • Дееспособность. Ст.19 82-ФЗ не оперирует таким понятием как дееспособность. И если в отношении членов/участников это, возможно, оправданно, то учредители и члены руководящих и надзорных органов очевидно должны обладать полной общегражданской дееспособностью. Видимо, такое упущение - следствие «застарелости» предписаний закона. 82-ФЗ был принят в 1995 году, а часть I ГК - только в 2001. Между тем, вопросы дееспособности могут быть регламентированы специальным законодательством. Так, согласно ст.23 95-ФЗ членом политической партии может быть только дееспособное физлицо.

Запрет на учреждение, членство/участие в деятельности общественных объединений действует в отношении:

  • person non grata - иностранцев, пребывание которых в РФ нежелательно (МИД обнародует поименные перечни);
  • лиц, упомянутых в списке, сформированном согласно 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • общественных объединений, функционирование которых приостановлено по правилам 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • лиц, в действиях которых выявлены признаки экстремисткой деятельности (устанавливается приговором суда);
  • лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение преступления.

Устав общественной организации, требования к его содержанию

Устав общественной организации должен содержать сведения о:

  • ее наименовании;
  • юридическом адресе;
  • территории, на которую распространяется деятельность организации (последние могут быть общероссийскими, региональными, местными);
  • целях и предмете деятельности;
  • членстве, участии;
  • процедуре и основаниях обретения и утраты членства;
  • составе, компетенции, сроке полномочий руководящих и ревизионных органов;
  • порядке принятия решений;
  • перечне вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством;
  • о правах и обязательствах членов (отдельно описывается их ответственность);
  • правах общественной организации и ее территориальных органов по управлению активами;
  • процедуре внесения изменений в устав;
  • порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

Переоценить значимость устава общественной организации невозможно. Это ключевой документ для госрегистрации и функционирования юридического лица.

Правосубъектность организаций в России является специальной. Иными словами, общественные организации вправе предпринимать только те действия, возможность совершения которых оговорена их учредительными документами.

Если это актуально, в типовой устав общественной организации изначально нужно внести дополнительные сведения о:

  • потенциально возможных видах деятельности, в том числе - связанных с получением прибыли;
  • праве принимать/совершать пожертвования;
  • возможностях и процедуре распоряжения имуществом;
  • праве организации представлять своих членов в суде и компетентных органах;
  • символике, если планируется ее использование.

Общественная организация без регистрации юридического лица может быть создана в рамках действующего законодательства. Итак, как может быть образована общественная организация без регистрации юридического лица?

В ст. 7 закона об общественных объединениях сказано, что общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых форм: организация; движение; фонд; учреждение и другие.

Таким образом, в нашем случае «организация» – это форма «общественного объединения». Для целей статьи будем считать два этих термина (организация и объединение) синонимами.

Преимущества объединения без регистрации юридического лица

  • Создание общественного объединения будет достигнуто непосредственно путем объединения физических лиц.
  • Не надо проходить процедуру регистрации юридического лица через органы юстиции.
  • Не надо вести налоговую отчетность, содержать бухгалтера и т.п.
  • Есть возможность обращаться в органы государственной власти в письменном виде и получать официальные ответы на имя общественной организации.

Примеры работы общественной организации без образования юридического лица

Для примера могу привести Краснодарское общественное движение «Союз дольщиков». Эта организация была создана на основании протокола и принятого устава. Организацию обращалась в органы власти, получала официальные ответы, вела общественную жизни, участвовала в различных мероприятиях. Таким образом, организация достигала уставных целей, которые в общем виде были обозначены как защита прав дольщиков на территории города Краснодара. Организация была создана в 2016 году в период, когда права дольщиков в городе Краснодаре серьезным образом нарушались. При этом организация не имела отношение к органам власти. Более того, создание данной организации «спровоцировало» власти города Краснодара параллельно создать «Ассоциацию дольщиков проблемных домов». Не знаю насколько успешно Краснодарское общественное движение «Союз дольщиков» действует в настоящее время, но оно является отличным примером деятельности общественной организации без образования юридического лица

Что нужно для создания?

Для создания общественной организации без образования юридического лица вам понадобиться три учредителя, протокол и устав.

Протокол и устав можно взять любой подходящий для формата вашей деятельности.

В протоколе надо отразить принятие решения о создании общественной организации, об органах управления (Правление, Председатель Правления или просто Председатель).

Правовое основание деятельности

Деятельность общественных организаций регламентируется ФЗ «Об общественных организациях», Гражданским кодексом, ФЗ «О некоммерческих организациях».

Приведу основные положения законов, регламентирующих деятельность общественных организаций без образования юридического лица.

Статья 5. Федерального закона «Об общественных объединениях»

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

Еще одна статья:

Статья 18. Федерального закона «Об общественных объединениях»

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.

В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Таким образом, законом предусмотрено, что граждане могут создавать общественные объединения, в том числе, в форме общественных организаций и общественных движений. При этом указанные организации приобретают права юридических лиц только после соответствующей регистрацию. Отсутствие регистрации не мешает организации действовать без образования юридического лица.

Вопрос: Может ли общественная организация заниматься коммерческой и другой деятельностью, имея пункт записи в Уставе: "... и все другие виды деятельности, не противоречащие законодательству"? Основная цель общественной организации - защита прав военнослужащих, работников МВД, ФСК и членов их семей.

Ответ: В соответствии со ст.117 ГК РФ общественные и религиозные организации, являющиеся некоммерческими организациями, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Таким образом, любая общественная организация вправе заниматься коммерческой деятельностью, но необходимо иметь в виду, что прибыль, полученная от предпринимательской и другой деятельности, не распределяется ни между учредителями этой общественной организации, ни между участниками, а должна направляться на цели, указанные в Уставе этой организации, т.к. общественные организации относятся к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (п.3 ст.48 ГК РФ).

Указание на то, что учредители (участники) некоммерческих организаций не распределяют полученную прибыль между собой, содержится в п.1 ст.50 ГК РФ. В соответствии с п.2.12 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетные и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

В составе доходов и расходов организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые) вклады участников этих организаций и расходы, производимые за счет этих средств.

Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно.

03.03.98 А.В.Лопатников

Юридическое агентство "Ирсан"


(C) сайт. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.