Ежегодно 8 июня в стране отмечается День социального работника. Это профессиональный праздник тружеников системы социальной защиты населения. Тех, кто ежедневно решает проблемы людей, нуждающихся в помощи и поддержке.

В текущем году социальной службе современной России исполняется 25 лет. Во Владимирской области немало сделано для создания оптимальной социальной системы, способной оперативно и гибко решать поставленные задачи при достижении высоких результатов своей деятельности.

Предоставление точно в срок всех выплат и пособий, высокие стандарты социального обслуживания в стационарных учреждениях и на дому, поиски новых форм оказания социальных услуг — стали привычными в работе с населением Владимирского региона.

Успешно оказывается помощь пожилым людям, семьям с детьми, гражданам с ограниченными возможностями в 77 учреждениях социальной защиты, в которых трудятся более 6 тысяч специалистов.

Уровень профессионализма социальных работников постоянно растёт. Многие представители нашей области становились победителями и призерами всероссийских конкурсов.

Уважаемые социальные работники! Ваша служба объединяет сотни образованных, творческих и инициативных специалистов. Сегодня социальный работник — не просто профессия, это, прежде всего, нравственный выбор и состояние души человека. В этой службе не может быть места черствости и равнодушию. В вашей профессии по-прежнему важно уметь понять каждого человека и терпеливо выслушать, поддержать, помочь.

Дорогие друзья! Поздравляю вас с профессиональным праздником! Пусть работа приносит вам не только удовлетворение, но и заслуженное уважение тех, кому вы отдаете свое душевное тепло.

Желаю вам и вашим близким всего самого хорошего.

С. Ю. ОРЛОВА,

губернатор Владимирской области.

Примите искренние поздравления с профессиональным праздником — Днем социального работника!

Ваша профессия является одной из самых гуманных и востребованных в обществе. На вас возложена высокая ответственность — заботиться о тех, кто не имеет возможности самостоятельно справиться с жизненными неурядицами, кому нужна моральная и материальная поддержка. В первую очередь, это относится к пожилым людям, инвалидам, детям, многодетным и малообеспеченным семьям.

В социальной службе трудятся люди с высоким чувством ответственности, отдающие милосердию свою энергию, терпение и душевные силы. И надо отдать должное — вы успешно справляетесь с поставленными задачами, разделяя чужую боль, опекая слабых и нуждающихся в поддержке жителей района.

В этот праздничный день мы выражаем вам искреннюю благодарность за внимание и заботу, за чуткость и участие к судьбам людей, нуждающихся в поддержке государства. Крепкого здоровья, мудрости и терпения, счастья и благополучия вам и вашим семьям!

Глава Глава администрации

Киржачского района Киржачского района

С. Н. КОЛЕСНИКОВ. М. В. ГОРИН.

Уважаемые работники социальной сферы!

От всей души поздравляем вас с профессиональным праздником!

Социальный работник - одна из самых сложных и востребованных профессий. Она требует высокой квалификации, глубоких знаний, особого склада характера, преданности избранному пути.

В системе соцзащиты трудятся специалисты, которые помогают всем, кто нуждается в поддержке и внимании. Ваша забота необходима многодетным семьям, подросткам и детям, ветеранам и пенсионерам, людям с ограниченными возможностями. Одни ждут от вас реальных дел, другие - простого человеческого участия, доброго слова, сопереживания в трудную минуту.

Благодарим вас за непростой труд, бескорыстие и милосердие. Пусть ваши усилия будут по достоинству оценены согражданами. Желаем вам крепкого здоровья, счастья, благополучия и успехов в вашей нелёгкой, но такой нужной работе!

Председатель СНД Глава

городского поселения городского поселения

г. Киржач г. Киржач

В. Г. ТЮЛЕНЕВ. Н. В. СКОРОСПЕЛОВА.

Несомненно, одной из наиболее благородных профессий на земле является профессия социального работника. В ней нашли свое место люди, которые по велению сердца и служебному долгу, готовые прийти на помощь всем нуждающимся и малозащищенным жителям страны. В знак уважения и благодарности всем работающим в социальных службах, посвящен праздник – День социального работника, который с 2000 года отмечается согласно Указу Президента Российской Федерации ежегодно 8 июня. День социального работника призван акцентировать внимание всех граждан страны не только на почетную работу социальных служб, но также обратить внимание на людей, нуждающихся в нашей помощи. Так, 8 июня 2019 года мы искренне поздравим наших социальных работников за их нелегкий, но такой нужный труд.

Важность профессии – социальный работник

Профессия социального работника в России появилась не так давно, поэтому многие жители страны точно не представляют, чем занимаются эти специалисты. Однако сравнительно небольшая история этой важной профессии имеет немало примеров, когда социальным работникам удавалось спасти жизни многих нуждающихся людей, малообеспеченных и больных пенсионеров и инвалидов, улучшив их условия жизни и оказав психологическую поддержку. Неоценимую помощь соцработники оказывают нуждающимся и неблагополучным семьям, помогают адаптироваться к жизни людям, освободившимся из мест заключения, поэтому их работу трудно переоценить. В социальные службы приходят работать люди, искренне желающие помогать слабым и обездоленным. Труд социального работника включает в себя материальную, бытовую и правовую поддержку людей, нуждающихся в опеке государства. За этим сухим перечнем их обязанностей скрыты любовь и сопереживание к жизни и судьбам своих подопечных, их болям и одиночеству. Выполняя свою работу, им приходится постоянно находиться в напряжении, а также попадать в непредвиденные опасные ситуации, связанные с нездоровой психикой больных людей. Чтобы хорошо выполнять свою работу специалист социальных служб кроме доброго сердца, терпения, честности и силы воли, должен обладать необходимыми знаниями законов, касающихся социальной защиты населения, психолого-педагогическими знаниями и навыками оказания первой медицинской помощи. Это благородная и универсальная профессия, которая требует высокой самоотдачи и высокого интеллектуального уровня человека.

История праздника и социальной защиты населения

Дата праздника Социального работника – 8 июня выбрана не случайно. Она уходит глубоко в историю – во времена петровской эпохи, когда 8 июня 1701 года царем Петром І был издан Указ по оказанию помощи всем больным при богадельнях, положивший начало организации государственной защиты малоимущих жителей. В Указе сказывалось, что при каждой богадельне на десять больных должен находиться один здоровый человек для ухода за ними. Медицинскую помощь должны были оказывать доктора, которым выдавали деньги на лекарства. Все больные, престарелые и нищие люди могли найти приют и защиту в домовых Святейшего патриарха. С годами в царской России количество учреждений, занимающихся социальной помощью населению увеличивалось благодаря усилиям членов царской семьи. Кроме богаделен, стали создаваться приюты, многочисленные попечительские комитеты, дома призрения и воспитательные дома. Такая система защиты обездоленных существовала вплоть до 1917 года.

После октябрьской революции сначала создали Народный комиссариат государственного презрения, который через год был переименован в Народный комиссариат социального обеспечения. Спустя год после окончания Великой Отечественной войны, когда количество больных, инвалидов и нищих значительно увеличилось, в РСФСР учредили Министерство соцобеспечения, которое после распада Союза в 1991 году было реорганизовано в Министерство социальной защиты населения. В целях поиска более эффективной структуры для реализации государственной программы по социальной защите населения страны вплоть до 2012 года социальные службы входили в состав различных министерств и ведомств.

Сейчас государственной опекой малозащищенных граждан призвано заниматься Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. В приоритете министерства развитие и совершенствование работы территориальных социальных служб, и расширение видов обслуживания пожилых людей, инвалидов и малоимущих граждан.

Развитие социальной службы в наше время

В социальных службах России работает более 630 тысяч сотрудников, обслуживающих более 26 миллионов людей, в числе которых более 15 миллионов человек пожилого возраста и инвалидов. Профессия социального работника становится более популярной с каждым годом. Она востребована и поэтому 120 ВУЗов России ввели в свою структуру факультеты и отделения по подготовке специалистов для социальных служб по специальностям «социальный психолог» и «социальный педагог». С учетом того, что социальная работа – это целый комплекс самых разнообразных видов деятельности, специалистов различных направлений по социальной защите населения готовит Российский государственный социальный университет. С приходом в социальные службы дипломированных специалистов совершенствуются формы и методики работы с населением, а также способы определения граждан, нуждающихся в поддержке государства. В последние годы в России разработаны многочисленные федеральные и региональные программы, предусматривающие разные виды социальной защиты и ухода за одинокими стариками, инвалидами и малоимущими. В рамках этих программ специалисты социальных служб работают с неблагополучными семьями и трудными подростками, а также в социальных гостиницах, где помогают людям, не имеющих жилья. Не каждый человек может быть морально готов посвятить свое рабочее, а зачастую и личное врем для решения проблем чужих людей. Учитывая всю сложность и важность работы в социальной сфере, особо отличившиеся при выполнении своего профессионального долга сотрудники социальных служб награждаются почетным званием «Заслуженный работник социальной защиты Российской Федерации».

Как празднуется День социального работника в России

День социального работника в 2019 году, который отмечается 8 июня – это праздник всех людей, принимающих на себя тяжкий груз чужих проблем и помогающих решать их не считаясь с личным временем и личными деньгами. Это благородные люди, служащие в государственных учреждениях, различных общественных организациях и простые волонтеры, которые не могут быть равнодушными к чужим бедам. На федеральном уровне президентом и правительством России в этот день проходят встречи с лучшими работниками социальных служб регионов, на которых наряду с присвоением почетного звания их награждают нагрудными знаками «Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации». На правительственном уровне организуются круглые столы с ведущими специалистами соцзащиты, на которых поднимаются вопросы совершенствования помощи нуждающимся. В средствах массовой информации публикуются поздравительные телеграммы и статьи о работе социальных служб, на телевидении готовятся программы, о людях посвятивших свою жизнь помощи больным и одиноким людям. В регионах страны в этот знаменательный день проводятся торжественные собрания работников социальных служб, где их поздравляют местные власти, подводятся итоги работы за год, лучшие сотрудники награждаются Почетными грамотами профильного министерства и региональных администраций. Торжественная часть заканчивается праздничным концертом деятелей искусств и художественных коллективов.

Мерилом нравственности и гуманности служит профессия социального работника. Весь цивилизованный мир отдает дань уважения людям, обладающим огромной ответственностью, любовью к немощным и обездоленным, состраданием и необыкновенным терпением. Всемирный день социального работника отмечается 20 марта, но во многих странах Дни социального работника празднуются в разное время, что служит как бы символической передачей эстафеты огня доброты и сострадания, пылающего в их сердцах.

Есть много полезных профессий на свете.
Но трудно добрее найти,
Чем помощь оказывать старым и детям,
Заботу, тепло им нести.
Почетен твой труд, социальный работник!
За доброе сердце, прими
От нас поздравленья! Желаем здоровья,
Терпенья, добра и любви!

Ежегодно 8 июня в России отмечается профессиональный праздник работников социальной сферы.
«День социального работника» появился в календаре официальных праздников России сравнительно недавно. 27 октября 2000 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ №1796 «О дне социального работника». Глава государства остановился на 8 июня для празднования Дня социального работника РФ не случайно, выбор этой даты напрямую связан с историей социальной работы в России. Именно в этот день, почти за триста лет до Владимира Путина, 8 июня 1701 года Петр Первый издал царский указ «Об определении в домовых Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых». Согласно указу царя: «Для десяти человек в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил».
На сегодняшнее время социальное обслуживание населения представлено наличием различных социальных служб, которые в силу своей компетенции применяют различные формы и методы обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих. Ведь социальная работа – это совокупность видов деятельности (профессиональной, служебной, добровольной) по удовлетворению основных социальных потребностей граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В Автономной некоммерческой организации центр социального обслуживания населения «Доброе дело» состоят на обслуживании более 1000 человек и трудятся более 90 социальных работников. Основной костяк коллектива составляют работники, имеющие за плечами многолетний стаж и опыт работы.
В канун профессионального праздника День Социального работника в АНО ЦСОН «Доброе дело» состоялось праздничное совещание. Начальник информационно-аналитического отдела администрации Муниципального района Бирский район Трапезников Анатолий Павлович в своем выступлении поздравил социальных работников с профессиональным праздником, вручил почетные грамоты: Салмияровой Тамаре Константиновне, Давледбаевой Татьяне Алексеевне, Мухамедьяровой Гафие Ангамовне, Ленточкиной Светлане Викторовне, благодарственное письмо Гайнетдиновой Елизавете Исанбаевне. Анатолий Павлович отметил, что социальная работа одна из наиболее сложных, но особенно необходимых профессий.

В своем выступлении директор АНО ЦСОН «Доброе дело» Елена Борисовна Габдрахманова затронула историю появления социальной службы в России и рассказала о становлении и развитии социальной службы в городе Бирск, затем сердечно поблагодарила социальных работников за добросовестный труд.

Самые сердечные и добрые слова в адрес социальных работников прозвучали в обращениях граждан, которые благодарили за теплоту и заботу, добросовестность и ответственность в их нелегком труде.

Социальный работник выполняет особую, благородную миссию: в своей деятельности он имеет дело с беспомощными, страдающими людьми, за здоровье и жизнь которых он берет на себя моральную ответственность.

Дорогие социальные работники!

С праздником!

Спасибо за любовь к людям, спасибо за благородный, самоотверженный труд!

Счастья, здоровья, семейного благополучия вашим семьям!

День социального работника отмечается 8 июня на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 2000 года.

День выбран не случайно. Именно 8 июня в 1701 году Петром I принимается Указ, положивший начало созданию государственной системы социальной защиты, «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых».

По указу Петра «для десяти человек больных - в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил».

День социального работника - это праздник людей, которые первыми принимают на себя волны людских проблем, и в меру своих возможностей помогают решать эти проблемы.

Гимн социальной защиты

Негромкая у нас работа.
Зато у нас душа открыта
Для тех, кому нужна забота,
Для тех, кому нужна защита.

Вопросов и проблем – без счета,
А мы свою работу любим.
Негромкая у нас работа,
Но мы необходимы людям.

Сердечно поздравляем Вас с Днем социального работника!

У нас задачи с вами очень сложные.
Пусть на дворе и 21-й век,
Но в век больших технических возможностей
На первом месте все же человек.

В любых делах, проблемах, начинаниях
Роль первая ему отведена.
А, между тем, и помощь, и внимание,
И добрая поддержка всем нужна.

На том стоит вся сфера социальная,
Чтоб вовремя помочь и подсказать,
Кого-то поддержать материально,
Кому-то слово доброе сказать.

Желаем впредь задачи благородные
Решать всегда легко и без проблем,
Успехов вам, признания народного,
Удач, любви, здоровья, счастья всем!

Социальный работник

Туда, где плохо и где горе,
Спешит работник соцзащиты
Спасти корабль судьбы разбитой
В штормующем житейском море.
По лабиринтам отношений
Детей, родителей и внуков,
Коварных, жестких почему-то,
Среди немыслимых решений.
Найдет одно. Душой прекрасной
И сердцем добрым, терпеливым
От скал по рифмам и заливам
Спасет корабль с надеждой ясной.

Поможет, сделает, накормит,
Обует, вымоет, согреет,
Всех одиноких пожалеет,
Теплом, заботой дом наполнит.
Спешит работник соцзащиты
По первому звонку тревоги.
Как нелегки его дороги,
Как горько видеть дом забытый.
Порою сердце плачет, стонет,
Но не покажет даже виду
За боль клиентов и обиду,
Спасет судьбу, что в горе тонет.

Артамонова Татьяна Павловна, г. Брянск

Служба неравнодушных сердец
Социальный работник: профессия для добрых людей

Почет и уваженье людям, чья работа -
Одаривать теплом, надеждой и заботой…

В этот день, проходящий под знаком доброты, чествуем представителей благороднейшей профессии, которые не на словах, а на деле демонстрируют лучшие качества души русского человека - бескорыстие, милосердие, самоотдачу.
Здесь не может быть случайных людей, это - труд по призванию. Он по плечу только избранным, тем, кто целиком отдает себя заботе о других. Несомненно, социальный работник - не просто профессия, это, скорее, образ жизни, состояние души.

Птицына, Н. И. Служить людям / Н. И. Птицына // Человек. – 2012. - № 2. – С. 77-78. - Библиогр. постранич.


В 1915 году Абрахам Флекснер - сотрудник Управления по образованию - выступил на общенациональной конференции, посвященной благотворительности (Балтимор, США, 12-19 мая 1915 года) с докладом «Является ли социальная работа профессией?».

Свидетельством тому, что вопрос, вынесенный в заглавие его доклада, оказался отнюдь не праздным и не утратил своей актуальности, является тот факт, что в 2001 году он был перепечатан одним из профессиональных английский журналов по социальной работе.

Рассуждая о соотношении понятий «профессионал» и «профессия», Флекснер придавал особое значение содержанию последнего. Справедливо полагая, что трактовка понятия со временем может измениться, автор акцентировал внимание на выявлении критериев, определяющих его содержание. К ним Флекснер отнес интеллектуальный характер деятельности, высокий уровень личной ответственности специалиста, наличие научной базы и системы обучения данной профессии, применение знаний на практике, высокую степень организации деятельности и ее альтруистическую направленность. Очевидно, что социальная работа как профессиональная деятельность не укладывалась в рамки предложенной Флекснером схемы, о чем он и говорил в своем докладе.

Флекснер, А. Является ли социальная работа профессией? / А. Флекснер; пер. с англ. Н. А. Птицыной // Человек. – 2012. - № 2. – С. 79-90.


Ромм, М. Социальная работа: нищета идеологии и политика борьбы с нищетой / М. Ромм // Вопросы социального обеспечения. - 2008. - № 3 (февр.). - С. 30-32. - Продолжение. Начало № 4.


Назначение социальной работы, ее история.

Ромм, М. Социальная работа: нищета идеологии и политика борьбы с нищетой / М. Ромм // Вопросы социального обеспечения. - 2008. - № 4 (февр.). - С. 30-33. - Начало. Продолжение № 3.

Ромм, М. Социальная работа: нищета идеологии и политика борьбы с нищетой / М. Ромм // Вопросы социального обеспечения. - 2008. - № 5 (март). - С. 33-35. - Окончание. Начало № 3, 4.


Профессиональная социальная работа и стереотипы массового сознания / подготовили к печати А. Егоров, М. Соколовская // Вопросы социального обеспечения. - 2008. - № 17 (сент.). - С. 25-28.

В чем видят свое основное назначение социальные работники. Что составляет ядро социальной работы как профессии.

Шанин, Т. Социальная работа как культурный феномен современности: новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики нашего дня / Теодор Шанин // Вопросы философии. - 1997. - № 11. - C. 55-72. – Режим доступа: http://old.russ.ru/journal/inie/97-09-26/shanin.htm ; http://www.yabloko.ru/Themes/History/Shanin/social_work.html . - 24.05.2011.


8 июня в России отмечается День социального работника. – Режим доступа: http://www.inmoment.ru/holidays/day-social-worker.html . - 24.05.2011.


Базарова, Т. С. Социальный работник – новая профессия в нашей стране:
(в помощь поступающим по специальности «Социальная работа») / Татьяна Содномовна Базарова. – Режим доступа: http://www.spf.bsu.ru/main.php?go=prof.htm . - 24.05.2011.

I. Социальная работа - новая профессия в нашей стране
II. Социальная работа - новая специальность в системе высшего образования
III. Методика ориентировочного определения готовности абитуриентов к выбору социально-педагогических профессий
IV. Примерные опросники по диагностике профессионально важных качеств социальных работников
Список литературы

Богословская, О.Н. Социальный работник: [о профессии] / О.Н.Богословская; Факультет психологии Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова. – Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/science/public/psy_prof/1_socrab.html . - 24.05.2011.


Кто такой Социальный работник?. – Режим доступа: http://ssfera.ru/profi/836-kto-takoj-socialnyj-rabotnik.html . - 24.05.2011.

Кодекс этики социального педагога и социального работника.- М., 2003. –
Режим доступа: http://www.c-psy.ru/index.php/specialists/socialnomu-pedagogu/dokumentysocpedagog/8886-2011-03-14-14-33-55 . - 24.05.2011;
http://socpedagogika.narod.ru/Kodeks.html . - 24.05.2011.


Этика в социальной работе, свод принципов: документ «Этика в социальной работе, свод принципов» принят на Генеральной ассамблее Международной федерации социальных работников и Международной ассоциации школ социальной работы в Аделаиде (Австралия, октябрь 2004 года). – Режим доступа:http://socfaqtor.wordpress.com/2009/05/04/этика-в-социальной-работе-свод-принци/ . - 24.05.2011.


Жерлыгин, С. Профессиональные требования к имиджу социального работника / Сергей Жерлыгин. – Режим доступа: http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/image_wse/imidzhelogija_sdacha_rabot/356.html . - 24.05.2011.

Мальцев, В. А. Профессиональная система ценностей социального работника: ст. опубл. в сб. «Сибирская психология сегодня»: сб. науч. трудов (Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002) / В.А. Мальцев. –
Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x2492.htm . - 24.05.2011.


Доброта души – главное сокровище человека. Надо стараться следовать мудрому изречению Ф.П.Газа: «Спешите делать добро!». И жизнь Ваша станет богаче, а душа светлее. Долг социального работника – протянуть руку помощи каждому человеку, который в ней нуждается. Сфере социального обслуживания не нужны летуны, которым все равно где работать. Она ждет настоящих профессионалов, мастеров своего дела: инициативных, внимательных, заботливых работников, которые на просьбу своего клиента: «Будьте добры!» - всегда ответят: « Пожалуйста!».

Есть такая профессия - социальный работник.
Это значит – о ком-то в постоянной заботе.
Это значит, что сердце равнодушья не знает,
Для него нет ненужных и чужих не бывает,

Социальный работник – есть такое призванье,
Это значит, что горе здесь найдет состраданье.
Социальный работник – доброты безграничье,
Милосердной души красота и величье!

Только сердце болит, ноют руки под вечер –
У работника хрупкие женские плечи.
Достается рукам этим много работы,
Это сердце тревожат чужие заботы,
На себя чью – то боль эти плечи взвалили –
Только женщинам русским такое по силе.

(Рожкова Валентина Николаевна, социальный работник Муниципального Учреждения
«Комплексный центр социального обслуживания населения» Белинского района Пензенской области)
http://ssopir.ru/archive/Konkurs/rojkova.htm

Портал Виртуальной информационной социальной службы не имеет аналогов в Северо-Западном Федеральном округе, главное преимущество - единовременный доступ к социально значимой информации.

Создан на базе Псковской областной универсальной научной библиотеки.
Цель ВИСС – обеспечение высокого качества информационно-консультационных социально-правовых услуг на основе использования единой информационной системы.

Новые книги

Книги из фонда Центральной городской библиотеки (ул.Конная, д.6)

Из новых поступлений 2013 года

Есть лишь одна честь – честь оказать помощь,
есть лишь одна сила – сила прийти на помощь.
Р. У. Эмерсон

Ранимы жалостью высокие сердца,
Участье к слабому - не слабость храбреца.
Пьер Корнель

Ильин, Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия : / Е. П. Ильин. - СПб. [и др.] : Питер, 2013. - 304 с. : ил., табл. - (Мастера психологии).

В новой книге профессора Е. П. Ильина затронута проблема помогающего поведения, проблема актуальная и междисциплинарная, решать которую призваны психология, социология, философия, педагогика и медицина.

Первая часть книги посвящена психологии помогающего поведения и личностным особенностям, способствующим или препятствующим такому поведению (альтруизм, эгоизм и пр.), вторая - описанию помогающих профессий. Книга содержит методики, которые могут быть использованы как в практической деятельности специалистов, так и при изучении указанной проблемы исследователями.

Издание адресовано широкому кругу специалистов из числа психологов, врачей, педагогов, социальных работников, а также преподавателям и студентам вузовских факультетов соответствующих профилей.

Чужая боль – дворняга грязная,
Не трогай детка, а вдруг заразная!
Не гладь! Испачкаешь ладошки.
Зачем? Иди другой дорожкой.
А детка подрастает, зная:
Так проще жить, не замечая.
Зачем тащить чужую ношу,
Делить беду? Придумал тоже!
Сам разбирай, не мне же больно,
С меня своих проблем довольно!
И так и дальше, жить в покое.
Делить все на свое и на чужое.
Чужую боль в упор не замечают,
Забыв одно…
Бездушье не прощают!

Илья Черт

Шарипова, Ю. Четверо псковичей помогают старикам / Юлия Шарипова // Комсомольская правда. – 2013. – 27 февр.-7 марта. – С. 20. – Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/26036.5/2952793/ . – 04.06.2014.

В Пскове несколько молодых людей скооперировались для помощи старикам.
Открыли сообщество «Чужих стариков не бывает» в соцсети. У активистов организации планов вагон и тележка…

Ничто не может сердце изменить –
Ни слава, ни почет, ни положение.
Ни за какие деньги не купить
Нам доброты сердечной, без сомнения.

А что для счастья нужно иногда?
Лишь чуточку сердечного внимания.
Казалось бы, такая ерунда –
Обычное людское понимание.

Благословлен будь тот, кто щедр душой!
И кто людей не судит по одежке,
Всегда готов делиться добротой.
И не откажет никогда в поддержке.

Протянет руку в самый трудный час,
Свои проблемы в этот миг забудет.
И, слава Богу, что живут средь нас
Такие замечательные люди!

Ольга Смирнова

Из новых поступлений 2012 года

Гуслова, М. Н. Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования / М.Н. Гуслова. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 160 с.

В учебнике рассматриваются основы теории социальной работы, разработанные отечественными и зарубежными учеными, анализируются опыт социальной работы в развитых странах, специфика социальной работы со многими категориями людей в различных сферах жизнедеятельности, а также социокультурные реабилитационные технологии.

Для учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования. Может быть полезен студентам средних профессиональных учебных заведений, социальным работникам, а также преподавателям, ведущим подготовку по профессии «Социальный работник».

Еремушкин, М. А. Основы реабилитации: учеб. пособие для студ. учреждений сред. мед. проф. образования / М. А. Еремушкин. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 208 с.

Рассмотрен теоретический материал по медицинским проблемам реабилитации. Дано описание основных ее видов, форм и средств. Приведены частные методики, знание и реализация которых в процессе проведения реабилитационных мероприятий необходимы для специалистов со средним медицинским образованием.

Учебное пособие может быть использовано при освоении профессиональных модулей ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» (МДК.02.02) по специальности «Сестринское дело», ПМ.05 «Медико - социальная деятельность» (МДК.05.01) по специальности «Лечебное дело».

Для студентов учреждений среднего медицинского профессионального образования.

Медведева, Г. П. Деонтология социальной работы: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. П. Медведева. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 224 с. - (Бакалавриат).

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образова­тельным стандартом по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация «бакалавр»).

В нем раскрыты основные вопросы учебного курса «Деонтология социальной работы». Особое внимание уделено механизму формирования должного и ответственного отношения к деятельности, обоснованию места, роли долга и ответственности в развитии человеческой деятельности и общественных отношений. Рассматриваются вопросы сущности и содержания, специфика долга социального работника и ответственности, их взаимосвязь с профессиональными обязанностями. Раскрыты содержание и подходы к разрешению деонтологических конфликтов.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезен преподавателям, аспирантам и практическим работникам.

Платонова, Н. М. Социальная работа с бездомными: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /

Н. М. Платонова. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 160 с.

В учебном пособии рассматриваются теория и практика социальной работы с бездомными, анализируются причины бездомности и бродяжничества, обобщен отечественный и зарубежный опыт социальной реабилитации лиц данной группы риска. Особое внимание уделено программам социально- психологической помощи беспризорным и бездомным детям, а также технологиям их психологического сопровождения.

Для студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная работа».

Платонова, Н. М. Инновации в социальной работе: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М.Платонова, М. Ю. Платонов. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 256 с. - (Бакалавриат).

В учебном пособии рассматриваются особенности инновационных процессов в социальной работе, представлен процесс внедрения социальных инноваций, дается анализ инновационного развития организаций. Особое внимание уделяется креативности в профессиональной деятельности, выделены креативные качества социальных работников, представлены технологии развития персонала организаций. Отражен региональный инновационный опыт технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Показаны механизмы инициирования нововведений, возможности их внедрения в практику деятельности социальных учреждений, дана оценка их эффективности. Делается акцент на то, что инновации в социальной работе - это результат активной творческой деятельности ученых и практиков.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования.

Целых, М. П. Социальная работа за рубежом: Великобритания: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М. П. Целых. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. -144 с.

В учебном пособии рассматриваются историко-педагогические проблемы возникновения, становления и развития социальной работы и профессионального образования социальных работников в Великобритании. Раскрывается сущность основных исторических и социокультурных предпосылок, обусловивших генезис и становление социальной работы как профессии и системы профессионального образования социальных работников в этой стране. Освещаются закономерности развития британской социальной политики и практики социальной работы в контексте комплексного анализа социально-экономической и культурно-образовательной ситуации от XVI до начала XXI в., а также дается характеристика особенностей социальной работы в этой стране.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по специальностям «Социальная работа» и «Социальная педагогика». Может быть полезно социальным педагогам и социальным работникам.

Шипунова, Т. В.Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Т. В. Шипунова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 240 с. - (Бакалавриат).

Учебное пособие создано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 040400 - Социальная работа (квалификация «бакалавр»).

Учебное пособие посвящено технологиям социальной работы с лицами девиантного поведения, которые сложились в настоящее время. При этом особое внимание уделяется теоретико-методологическим и практическим проблемам использования и совершенствования данных технологий.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезно аспирантам, преподавателям, исследователям, практическим социальным работникам и всем, кто интересуется данной проблематикой.

Социальная работа с молодежью

Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью: основные направления и современные формы: учебное пособие / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.Н. Павлов. - М.: КНОРУС. 2011. - 216 с.

Выделяются теоретические и организационно-технологические основы социальной работы с молодежью. Авторы делают упор на рассмотрение научно- исследовательского, нормативно-правового обеспечения организации социальной работы с молодежью, а также технологий социальной работы с молодежью, моделей социальной работы с детьми, подростками и молодежью; социальной зашиты молодежи. При этом авторы учебного пособия используют идеи социологического витализма, культуроцентричности характеристик жизненных сил человека, среды его обитания.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности и направлению подготовки «Социальная работа

Казанская, В. Подросток: социальная адаптация: книга для психологов, педагогов и родителей / В. Казанская. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.: ил.

Книга посвящена очень важному аспекту воспитания подростка - его социальной адаптации. Особую роль социальная адаптация приобретает в наше непростое время - в эпоху перемен, когда даже взрослым сложно найти свою дорогу в обществе. Как помочь родителям понять возможности подростка в социальном приспособлении? Автор книги, опираясь на исследования и свой личный практический опыт работы и консультирования, освещает процесс социализации подростка и его результаты.

В книге рассматриваются такие вопросы, как социальная адаптация подростков в школе, роль среды, родителей и сверстников в период взросления подростка, экономическая и юридическая социализация. Подробно рассмотрены и формы дезадаптации: воровство, ювенальное родительство, деструктивное поведение, вандализм, ксенофобия и экстремизм, хакинг и телефономания. Описываются способы психологической поддержки, коррекция нарушений. Книга предназначена для психологов, педагогов и родителей подростков.

Документальная проза

Книга воспоминаний

Мортенсон, Г. Три чашки чая / Грег Мортенсон, Дэвид Оливер Релин; [пер. с англ. Т. Новиковой]. - М. : Эксмо, 2011. - 624 с.: ил. - (Психология. Зарубежный бестселлер).

«Три чашки чая» - это поразительная история о том, как самый обычный человек, не обладая ничем, кроме решительности, способен в одиночку изменить мир.

Грег Мортенсон подрабатывал медбратом, ночевал в машине, а свое немногочисленное имущество держал в камере хранения. В память о погибшей сестре он решил покорить самую сложную гору К 2. Эта попытка чуть ли не стоила ему жизни, если бы не помощь местных жителей. Несколько дней, проведенных в отрезанной от цивилизации пакистанской деревушке, потрясли Грега настолько, что он решил собрать необходимую сумму и вернуться в Пакистан, чтобы построить школу для деревенских детей.

Сегодня Мортенсон руководит одной из самых успешных благотворительных организаций в мире, он построил 145 школ и несколько десятков женских и медицинских центров в самых бедных деревнях Пакистана и Афганистана.

«Когда ты впервые пьешь чай с горцами балти, ты - чужак.

Во второй раз - почетный гость.

Третья чашка чая означает, что ты - часть семьи, а ради семьи они готовы на что угодно.

Даже умереть».

Книга была издана в 48 странах и в каждой из них стала бестселлером. Самого Грега Мортенсона дважды номинировали на Нобелевскую премию мира.

Новые книги

Из новых поступлений 2011 года

Василькова, Ю.В.

Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. В. Василькова. - 3-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 208 с.

В пособии представлены лекции о методах работы социального педагога в современных условиях. На конкретных примерах из опыта работы с семьей, в школе и микрорайоне, с трудными и талантливыми детьми, несовершеннолетними и взрослыми правонарушителями показаны пути повышения педагогического профессионализма социального педагога, условия его успеха в работе. Предыдущие издания выходили под названием «Методика и опыт работы социального педагога».

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно также социальным работникам и работникам народного образования.

Дементьева, Н.Ф.

Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф.Дементьева, Л.И.Старовойтова. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 272 с.

В учебном пособии раскрываются проблемные вопросы инвалидности и социальной защиты инвалидов, освещаются проблемы реабилитации инва­лидов в современных социально-экономических условиях, показываются особенности учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, рассматриваются технологии деятельности специалистов по со­циальной работе в этих учреждениях.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специально­сти «Социальная работа». Может быть полезно аспирантам, преподавателям, практическим социальным работникам.

Нестерова, Г.Ф.

Социальная работа с пожилыми и инвалидами: учебник для студ. сред. проф. образования / Г.Ф.Нестерова, С.С.Лебедева, С.В.Васильев. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 288 с.

В учебнике представлены теория и практика подготовки специалистов по социальной работе в сфере социальной защиты лиц пожилого возраста и инвалидов. Наряду с освещением общих теоретических проблем социальной работы с данными группами населения, авторы на современном научном уровне рассматривают социальные проблемы пожилых, раскрывают основ­ные направления, содержательные и технологические стороны социальной работы с пожилыми и престарелыми, специфику социальной работы с раз­личными социальными категориями инвалидов в контексте современных международных требований и особенностей инновационного отечественно­го опыта.

Для студентов средних учебных заведений социального профиля. Мо­жет быть полезен работникам системы социальной защиты населения, преподавателям, руководителям общественных организаций лиц пожилого возраста и инвалидов.

Осухова, Н.Г.

Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Г.Осухова. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 288 с.

Пособие посвящено одной из наиболее актуальных проблем нашего времени - восстановлению и поддержке психического здоровья людей, перенесших глубокую душевную травму. Его особенность - психотера­певтическая направленность. Рассмотрены закономерности переживания кризиса, «спровоцированного» трудными и экстремальными ситуация­ми, и основные подходы к оказанию психологической помощи человеку в этот период. Представлена авторская модель психологического сопро­вождения в кризисной ситуации, а также конкретные психотехники для различных этапов оказания помощи.

Для студентов высших учебных зведений. Будет полезно практическим работникам помогающих профессий: психологам, социальным работни­кам, педагогам, сотрудникам служб социально-психологической помо­щи населению.

Савинов, А. Н.

Организация работы органов социальной защиты: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. Н. Сави­нов. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 224 с.

В пособии социальная зашита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных правовых и экономических гарантий, обес­печивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан. Особое внимание уделено организации работы Пенсионного фонда Российской Федерации и его структурных подразделений, органов и учреждений со­циальной защиты населения.

Для студентов средних профессиональных учебных заведений. Может быть полезно работникам учреждений социальной защиты населения, управлений и отделений Пенсионного фонда России.

Сафронова, В.М.

Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве­дений / В.М.Сафронова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 240 с.

В пособии рассматриваются базовые вопросы методологии, теории, истории организации научного прогнозирования, проектирования и мо­делирования социальных процессов, отечественный и зарубежный опыт в этой сфере, различные виды и типы прогнозов, проектов и моделей. Особое внимание уделено формированию умений реализовывать теоре­тико-методологические принципы прогнозирования, проектирования и моделирования в социальной практике. В качестве иллюстраций к теоре­тическим положениям приводится обширный опытно-экспериментальный материал.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно аспи­рантам, научным и практическим работникам и всем, интересующимся проблемами прогнозирования и проектирования социальных процессов.

Юзефавичус, Т. А.

Проблемы социальной работы с молодежью: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / Т. А. Юзефа­вичус. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.

В данном учебнике раскрыты следующие темы: молодежь как половоз­растная группа, ее медико-биологическая, психологическая, демографиче­ская, этнографическая и социокультурная характеристики; проблемы социа­лизации молодежи в наши дни; законодательные основы решения проблем молодежи; сравнительная характеристика политики государства и общества по отношению к молодежи в России и за рубежом.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по специальности «Социальная работа». Учебник будет полезен практическим работникам сферы государственной молодежной политики и всем, для кого указанные выше проблемы актуальны.

Человек попал в больницу / [сост. Л. Улицкая]. - М. : Эксмо, 2009. - 256 с. : ил.

В 1989 году отец Александр Мень с несколькими добровольцами - костяком будущей Группы милосердия - впервые появились в Республикан­ской детской клинической больнице. Они пришли просто потому, что хотели помочь. И за минувшие два десятилетия Группа превратила добровольче­скую работу в эффективную систему, которая помогает спасать жизни, да­рит надежду и многому учит нас всех.

«Человек попал в больницу» - очень неуютное чтение. Воспоминания очевидцев о детях и добровольцах РДКБ - это история нескончаемого тру­да, невыносимой боли и неописуемой радости. «В больнице врачи - офице­ры, медперсонал - сержанты, а больные - солдаты». Неслышимая вой­на - изматывающие бои за жизнь ребенка и, в конечном итоге, за его счастье - происходит рядом с нами. Каждый день.

Составитель этой книги Людмила Улицкая посвятила ее памяти отца Георгия Чистякова - священника, ученого и интеллектуала, много лет быв­шего сердцем и душой Группы милосердия, ее вдохновением и утешением.

Виртуальная выставка

С представленной литературой можно познакомиться в читальном зале Центральной городской библиотеки (ул.Конная, д.6)

Кравченко А.И.

Социальная работа / А.И. Кравченко: учебник. – М..: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 416 с.

В учебнике системно и полно излагается курс «Социальная работа»: теория, технология, правовые основы и менеджмент социальной работы. Раскрыты вопросы семьи, беспризорности, педагогики, социальной медицины, геронтологии и др.

Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, научных работни­ков, а также всех интересующихся вопросами социальной работы.

Григорьев А.Д.

История социальной работы. В 2 ч. Ч. 1 (до начала XX в.): учеб. пособие для студентов высш. учеб. заве­дений /А. Д. Григорьев. - Мн.: ТетраСистемс, 2006. - 464 с.

В учебном пособии проанализирован процесс оказания социальной помощи различным категориям нуждающихся на главных этапах исторического развития за рубежом, в России и Беларуси в период до начала XX в. Особое внимание уделено развитию социальной помощи и поддержки на Востоке (Япония, Китай, Индия, Палестина, Иран, Ирак, Египет и др.), а также в США, что ранее не было предметом пристального анализа отечественных и зарубежных историков социальной работы. Показано развитие социальной работы по преодолению проявлений социальной патологии (алкоголизма, наркомании, суицида, проституции и т.п.).

Пособие предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов гуманитарных специальностей вузов и, прежде всего, для специальностей «Социальная работа» и «Социальная педагогика».

Медведева Г.П.

Этика социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.П. Медведева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-208 с.

Данная книга является первым отечественным пособием, посвящен­ным исследованию проблемы этических основ социальной работы как специфического вида профессиональной деятельности. В нем рассматриваются основные вопросы происхождения, становления, сущности и содержания этики социальной работы, ее институциализации в виде профессионального этического кодекса; раскрыты как теоретические, так и практические аспекты деятельности социального работника с точки зрения профессиональной этики и морали, сущность и содержание его профессионального долга.

Учебное пособие адресовано студентам, обучающимся по специаль­ностям «Социальная работа» и «Социальная педагогика», практическим социальным работникам, а также преподавателям.

Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

Учебное пособие раскрывает теоретико-методологические основы технологии социальной работы, инструментарий работы с различны­ми категориями граждан по обеспечению их социальной защиты. Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, изучающих курс «технология социальной работы». Оно будет полезно для всех, кто интересуется проблемами технологии в социальной сфере.

Киселева М. В.

Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. - Речь, 2007. - 336 с.: ил.

В учебном пособии раскрываются понятия теории и практики арт-терапии и дается комплексное представление об арт-терапии как оригинальном методе прогрессивной психологической помощи в лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работе, способствующей формированию здоровой и творческой личности.

Пособие предназначается студентам психологических, психолого-социальных и медицинских факультетов вузов, практическим психологам, социальным работникам, врачам, и другим специалистам сфер охраны психического здоровья, а также всем тем, кто стремится познать себя и помогать другим.

Золотарева Т.Ф.

Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в вузе: учебно-мето­дическое пособие / Т.Ф. Золотарева. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. - 128 с.

В работе обсуждаются основные проблемы подготовки специалистов социальной работы. Приводится авторская программа практики для вузов, рекомендации по ее проведению в процессе обучения студентов в высших учебных заведениях.

Для преподавателей социальной работы и социальной педагоги­ки, студентов и аспирантов.

Холостова Е.И.

Социальная работа с пожилыми людьми / Е.И. Холостова: учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. - 296 с.

В учебном пособии раскрываются проблемы старости и положение пожилого человека в обществе, анализируются основные направления социальной деятельности с лицами "старшего поколения", технологии социальной работы с пожилыми людьми, приводится нормативно-законодательная база по исследуемой проблеме, описывается опыт учреждений социального обслуживания населения в различных регионах России и за рубежом.

Для специалистов учреждений социального обслуживания населения, преподавателей и студентов вузов социальной направленности.

Ярская-Смирнова Е.Р.

Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова Е.Р., Э.К. Наберушкина. - СПб.: Питер, 2004. - 316 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

В книге рассматриваются наиболее важные теоретико-методологические вопросы социальной работы с инвалидами, обсуждаются основные аспекты организации и планирования мер социальной политики в отношении данной категории граждан.

Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов и специалистов в области социальной политики и социальной работы, специализирующихся в области социальной защиты инвалидов.

Пособие подготовлено при поддержке Совместного Европейского проекта ТЕМПУС (Тасис) T_JEP 10808-1999 «Развитие профессионального образования по социальной работе в России».

Акмалова А.А.

Социальная работа с мигрантами и беженцами / А.А. Акмалова, В.М. Капицын: учеб. пособие / отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 220 с. - (Высшее образование).

В учебном пособии анализируются теоретико-методологические основы социальной работы с мигрантами, раскрывается содержание жизнесферной базы работы с ними, освещается помощь мигрантам как направление социальной работы.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Социальная работа», «Социология», «Юриспруденция», «Политология», для преподавателей, практических работников, а также всех, кто интересуется данной проблемой.

Технологии социальной работы с детьми и подростками: сб. статей / под ред. В.Н. Келасьева.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. , 2001. - 264 с. - (Проблемы социальной работы; Вып.1).

В книге описывается ряд новых технологий социальной работы с детьми и подростками. Рассматриваются методы подготовки социальной среды к появлению человека, профилактики насилия в семье, детской тревожности, организации социальной работы с детьми и подростками «групп риска» по месту жительства, технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, а также проблематика формирования семейных воспитательных групп, организационные аспекты совершенствования систем социальной и правовой защиты детей. Значительное внимание уделяется вопросам профилактики различных форм девиации (наркомании, СПИДа, разнообразных правонарушений в подростковой среде). Предлагается система объективных социальных индикаторов для измерения положения детей. Дается критический анализ накопленного опыта работы с детьми в XX в.

Книга предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей вузов социального профиля, практических социальных работников и педагогов.

Павленок П.Д.

Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я Руднева. – Инфра-М, 2007. – 183 с. - (Высшее образование).

В учебном пособии рассматриваются теоретико-методологические проблемы социальной работы с лицами и группами девиантного поведения. Рекомендуется студентам, аспирантам, преподавателям, научным сотрудникам, практическим социальным работникам, а также всем, кто интересуется данной проблематикой.

Холостова Е.И.

Социальная работа на селе: история и современность / Е.И. Холостова. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 137 с.

В монографии рассматриваются проблемы организации социальной помощи - от крестьянской общины второй половины XIX в. до социальной работы на селе в современных условиях.

В работе собран и систематизирован материал по вопросам аграрной политики в годы советской власти, по изменениям социальной сферы села в ходе экономических реформ, раскрывается опыт по социальной поддержке сельского населения в конце XX - начале XXI вв., приводятся инновационные технологии социальной работы на селе, зарубежный опыт по возрождению села.

Издание рассчитано на студентов, аспирантов, преподавателей вузов, ведущих подготовку специалистов по социальной работе, а также практических работников.

Из новых книг!

С представленной литературой можно познакомиться в читальном зале Центральной городской библиотеки (ул.Конная, д.6; тел. 57-11-73)

Поддубная, Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Н. Поддубная. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.

В учебном пособии рассмотрены история и современные тенденции развития социальной защиты детства в России и других странах мира, содержатся международные стандарты, нормативные правовые акты, проанализированы зарубежные и отечественные модели социальной защиты детей, деятельность общественных и неправительственных организаций в данной сфере.

Для студентов высших учебных заведений, может быть полезно социальным педагогам, социальным работникам, преподавателям, аспирантам, практическим работникам органов социальной защиты, родителям.

Предисловие

Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной защиты детства

Феномен детства в современной науке

Теоретико-методологические подходы к проблеме социальной защиты детства

Социальная защита детства как многоаспектное явление

Объекты и субъекты социальной защиты детства

Глава 2. Отечественный опыт социальной защиты детства

2.1. История социальной защиты детства в России

Родоплеменные и общинные формы помощи детям у древнейших славян (с древнейших времен до X в.)

Социальная помощь детям с X до конца XVIII в

Государственная политика защиты детства в XIX - начале XX в

Государственная политика социальной защиты детей в годы советской власти

Государственная политика социальной защиты детей на современном этапе

2.2. Отечественные модели социальной защиты детства: исторический аспект

Глава 3. Социальная защита детства в современных условиях модернизации российского общества

3.1. Сущность государственной политики социальной защиты детства в Российской Федерации

Предпосылки формирования и основные характеристики новой государственной политики в области социальной защиты детства

Организационные основы государственной политики по социальной защите детства

Формы и методы социальной защиты детства

3.2. Основы защиты детства в законодательстве Российской Федерации

Гарантии прав ребенка и государственные социальные стандарты социальной защиты детства

Психология старости и старения: хрестоматия: учеб. по собие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидере. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с.

В хрестоматии собраны статьи, посвященные проблемам старения и старости. В том числе социальной геронтологии, социальной психологии, возрастной психологии старости, истории изучения старости, философии и социологии старости. Специально включены материалы, имеющие отношение к семье пожилого человека и оказанию психологической помощи как пожилым людям, так и специалистам, работающим с ними.

Будет полезна практикам, работающим с людьми пожилого возраста, социальным работникам и психологам.

От составителей

Методология изучения старости и старения

А.А.Козлов. Теории и традиции западной социальной геронтологии

Е.В.Якимова. Геронтология в динамическом обществе: Реферативный обзор

К. А. Феофанов. Старость в современном обществе: руководство по социальной геронтологии: Реферативный обзор

О. В. Краснова. Виды и методы исследований в психологии старения

История изучения старости и науки о старении

A. И. Тащева. Проблема старости: социокультурный феномен
Е. В. Якимова. Последний этап: исторические аспекты зрелости и старости: Реферативный обзор

С. Ольман. Призрение старости в дореволюционной России

М.Д.Александрова. Отечественные исследования социальных аспектов старения

И.И.Лихницкая, Р.Ш.Бахпгияров. Академик З.Г.Френкель и становление геронтологии в России

Философия старости и старения

Т. В. Карсаевская. [Старость: Социально-философский аспект]

Н. Ф. Шахматов. Старение - время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей

B. П. Козырьков. Пожилой человек как социокультурный тип

В.Л.Калькова. Старость: Реферативный обзор

Социология старости и старения

В.Анурин. Некоторые проблемы социологии старости

3. М. Саралиева, С. С. Балобанов. Пожилой человек в Центральной России

Л. С. Шилова. Факторы социальной адаптации пожилых в условиях реформ

Психология старости и старения

Общие вопросы психологии позднего возраста

Б. Г. Ананьев. К проблеме возраста в современной психологии

Л.И.Анцыферова. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы?

Т.Д. Марцинковская. Особенности психического развития в позднем возрасте

Л. Г. Лидере. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании

Возрастные особенности психического развития при старении

Л.В.Бороздина, О.Н.Молчанова. Особенности самооценки в позднем возрасте

Н.К.Корсакова. Нейропсихология позднего возраста: обоснование концепции и прикладные аспекты

Н.К.Корсакова, Е.Ю.Балашова. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте

О. Н. Молчанова. Психологический витаукт как механизм стабилизации Я-концепции в позднем возрасте

М.В. Ермолаева. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости

М. А. Холодная, Н. Б. Маньковский и др. Своеобразие уровневых, структурных и стилевых характеристик интеллектав пожилом возрасте

Социально-психологические особенности психического развития при старении

М.Д.Александрова. [Старение: социально-психологический аспект]

О.В.Краснова., Т.Д.Марцинковская. Особенности социально- психологической адаптации в позднем возрасте

О. В. Краснова. Исследование идентификации пожилых людей с помощью методики М.Куна «Кто Я?»

Семья в старости

А. Б. Синельников, Д. Ф.Децнер. Отношения между поколениями в американских и российских семьях

Д. Филд. Социальные связи в старости: Результаты Боннского и Берклинского лонгитюдных исследований

И. И. Елисеева, Л. М. Прокофьева, П. Фести. Влияние развода на межпоколенные контакты

О.В.Краснова. Роль бабушки: Сравнительный анализ

Ю. М.Данилов. Семейные отношения психически больных позднего возраста и проблема психической компенсации

Старение и работа

М. Греллер. Старение и работа: человеческий и экономический потенциал

И. Б. Назарова. Пенсионеры и работающие: труд, здоровье и лечение.

Пожилые и старики в стационарах

Л.А.Котова. О психической адаптации пожилых больных при поступлении в психиатрический стационар

О. В. Гусева. Особенности реакции на госпитализацию психически больных пожилого возраста

Н. Ф.Дементьева. Методологические аспекты социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания

О. А. Воронина. Внутриличностный конфликт и социально-психологическая работа с ним в условиях дома-интерната для престарелых

Старость и болезнь

И. Н. Веселкова, Е. В. Землянова. Проблемы здоровья и медико-социального обслуживания пожилых людей

Н. Ф.Дементьева. Изучение потребностей пожилых в медико- социальной помощи

В. Ф.Друзь, В. Т. Будза и др. Клинические и социальные аспекты одиночества психически больных позднего возраста

Т. В. Зозуля. К проблеме профилактики психических расстройств пожилого возраста

Р. Ш. Бахтияров, А. В. Гнездилов, О. Т.Дятченко и др. Психологические и социальные аспекты реабилитации
онкологических больных пожилого возраста

Танатология и горе в старости: психологическое сопровождение

Р. Калиш. Пожилые люди и горе: Реферативный обзор

Л. В. Сатина. Депрессия позднего периода жизни: горе и осложнения, связанные с ним в пожилом возрасте: Расширенный реферат

Б. Геневей. Потеря матери: личные впечатления: Реферативный обзор

И. Кемпер. Страх психотерапевта перед темой смерти: Случай из практики

О. В. Краснова. Пожилые люди, умирание и механизмы переноса: Реферативный обзор

А.Керкхоф, Р.Диекстра, П.Хиршхорн, А.Виссер. Возможности предотвращения суицида среди людей пожилого возраста

Психологическая помощь в старости

Работа с персоналом

A. И. Тащева. Концепция организации психологической помощи одиноким людям пожилого возраста

О.В.Краснова. Эйджизм в работе с пожилыми людьми

Г. П. Медведева. Роль психологической компетентности социального работника

B. А. Иванов. Работа штатного психолога в ЦСО: проблема самоидентификации

И. В. Садикова. Опыт психологической работы в центре социального обслуживания

Работа с клиентами - пожилыми и старыми людьми

Н.В.Зоткин. Физиологические изменения, связанные с нормальным старением, и работа с пожилыми людьми

Т. Н. Розова. «Значимые события» как метод психологического консультирования пожилых людей

О. Ю. Федотова. Телефон доверия в системе психологической помощи пожилым людям

К. А. Страшникова, М.М. Тульчинский. Социально- психологическая помощь и поддержка [пожилых] в культурной среде

Л. В. Сатина. Психотерапевтическая работа, с пожилыми в состоянии горя: группы «Тяжелой утраты»: Расширенный реферат

Ю. И. Фролов, Э. Н. Тищенко. Решение конкретных проблем с помощью «социального протезирования»

Сафронова, В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М.Сафронова. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.

В пособии рассматриваются базовые вопросы методологии, теории, истории организации научного прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов, отечественный и зарубежный опыт в этой сфере, различные виды и типы прогнозов, проектов и моделей. Особое внимание уделено формированию умений реализовывать теоретико-методологические принципы прогнозирования, проектирования и моделирования в социальной практике. В качестве иллюстраций к теоретическим положениям приводится обширный опытно-экспериментальный материал.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно аспирантам, научным и практическим работникам и всем, интересующимся проблемами прогнозирования и проектирования социальных процессов.

Предисловие

Введение

Глава I. Методологические основы прогнозирования социальных процессов

Концептуальные подходы в прогнозировании

Основные методологические принципы социального прогнозирования

Специфика законов развития общества

Новые тенденции в социальных процессах

Формальные и реальные возможности общественного развития

Системные взаимосвязи в общественных процессах

Глава II. Теория и история прогнозирования и моделирования (отечественный и зарубежный опыт)

Генезис концептуального видения будущего

Теоретические концепции социоэкологических процессов

Зарубежные теории, гипотезы, прогнозы

Возможна ли гуманная модель будущего?

Важнейшие черты цивилизации будущего

Новая парадигма социального развития

Вероятность многомодельной картины мира

Глава III. Прогностика. Социальное прогнозирование

Виды и технологии прогнозов

Методы прогнозирования

Системный анализ

Классификация объекта прогнозирования

Стадии разработки прогноза. Надежность прогноза

Результаты прогнозов и требования к ним

Принципы и условия надежности социального прогнозирования

Основные недостатки процесса прогнозирования и факторы, их предопределяющие

Эффективность прогнозов

Технологии разработки экологического прогноза

Глава IV. Демография в системе социального прогнозирования

Демографическая ситуация как одна из основ социального прогнозирования

Необходимость демографического прогноза для социального прогнозирования

Глава V. Социальное проектирование

Сущность и содержание основных понятий

Классификация проектов

Виды проектирования

Прогнозное социальное проектирование

Методики и технологии разработки и реализации социальных проектов

Основные тенденции и социальные проблемы в проектировании на уровне местного самоуправления

Глава VI. Социальное моделирование

Модель как метод научного познания

Виды и функции моделей и моделирования

Модели экологической безопасности

Модели социальной защиты пострадавших от радиационного воздействия

Модели социоэкологической реабилитации населения

Адаптационные модели

Глава VII. Инновационные технологии моделирования

Системно-функциональный подход к моделированию

Моделирование управленческого решения в социальной сфере

Алгоритм и технологии моделирования управления

Глава VIII. Глобальное моделирование

Проблемы и методология глобального моделирования

Возникающие вопросы и возможные ответы

Моделирование социально-экологических проблем

Варианты моделей мира

Модели предпочитаемого будущего

Краткий словарь терминов

Литература

Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Г.Сорокина. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 208 с.

В пособии раскрываются социальная природа конфликта и его особенности, рассматриваются структура и этапы развития конфликта. Особое внимание уделяется управлению конфликтами в социальной работе, методикам разрешения конфликтов в процессе социальной работы.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно также специалистам по социальной работе.

Введение

Раздел I. понятие конфликта и его развитие в социальной работе

Глава 1. Возникновение конфликтологических идей, становление конфликтологии

Глава 2. Социальная природа конфликта, его особенности

Значение социальной напряженности и конфликта в социальной работе

Социальные коммуникация и конфликты

Личностные причины конфликтов

Культурные и возрастные факторы конфликта

Раздел II. структура и этапы развития конфликта

Глава 3. Структура конфликта

Источники конфликта

Субъекты конфликта (конфликтующие стороны)

Объект и предмет конфликта

Процесс конфликта

Глава 4. Развитие конфликта

Динамика конфликта и модели его развития

Объективное противоречие и его обострение

Инцидент и конфликтная ситуация

Реакция субъектов на конфликт: деструктивный и конструктивный пути развития конфликтов

Раздел III управление конфликтами в социальной работе
Глава 5. Межличностные и межгрупповые процессы

Сотрудничество, компромисс и конкуренция

Конструктивная дискуссия

Проблема коммуникации в конфликтных ситуациях

Проблема принятия решения во время конфликта

Саморегуляция социального работника в процессе разрешения конфликта

Моббинг-конфликт

Глава 6. Модели управления развитием конфликтов в социальной работе

Управление конфликтом

Конструктивные и диструктивные последствия конфликта

Урегулирование и разрешение конфликта

Подходы к управлению развитием конфликтов

Медиация (посредничество): процесс и стадии

Разновидности ролей посредника

Особенности деятельности посредника и основы эффективного посредничества

Первоначальный контакт с конфликтующими сторонами и выбор стратегии медиации

Отношения между посредником и субъектами конфликта и влияние их на принятие решения

Методы сбора данных о конфликте: интервью, анализ конфликта и создание плана медиации

Глава 7. Методики разрешения конфликтов в процессе социальной работы

Разрешение конфликтов в социальной работе: актуальные проблемы, дискуссии и тенденции

Ведение переговоров

Сферы разрешения конфликтов социальными работниками

Практикум по конфликтологии

Словарь терминов

Литература

Фирсов, М. В. Психология социальной работы : содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В.Фирсов, Б.Ю.Шапиро. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.

В учебном пособии впервые в отечественной учебной литературе пока­заны основные тенденции развития психосоциальной практики, прослежено влияние психологических теорий на оформление моделей практической социальной работы, отражены особенности консультативной работы со случаем. Особое внимание уделено становлению и развитию социальной работы с группой, предлагаются практические методы такой работы.

Для студентов факультетов социальной работы. Может быть полезно аспирантам, преподавателям вузов, практическим работникам социальной сферы.

Предисловие

Глава I. Основные психологические теории и их влияние на психосоциальную практику

Психодинамический подход в психосоциальной теории и практике

Поведенческий подход в психосоциальной практике

Экзистенциально-гуманистические подходы в психосоциальной теории и практике

Глава II. Основные этапы развития психосоциальной практики в социальной работе

Диагностическая школа социальной работы

Функциональная школа социальной работы

Метод решения проблем в практике социальной работы

Теория и практика психосоциальной работы

Поведенческий подход в практике социальной работы

Глава III. Социальная индивидуальная работа со случаем

Общая модель индивидуальной работы со случаем

Ценности и принципы в индивидуальной социальной работе

Глава IV. Консультирование в психосоциальной практике

Теория и практика консультирования в помогающих профессиях

Взаимосвязь консультирования и практической социальной работы

Глава V. История становления социальной работы с группой

Оформление социальной работы с группой как общественной формы психосоциальной практики

Развитие социальной работы с группой в конце XX века

Глава VI. Социальная работа с группой как метод психосоциальной помощи

Общая модель психосоциальной работы с группой

Организация практической психосоциальной работы

Глава VII. Практические методы социальной работы с группой

Основные модели социальной работы с группой

Психосоциальная групповая практика с людьми, употребляющими психоактивные вещества

Словарь основных терминов

Целых, М.П. Социальная работа за рубежом : Соединенные Штаты Америки: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. П. Целых. - М. : Издательский центр «Академия». 2007. - 128 с.

В учебном пособии рассматриваются историко-педагогические про­блемы становления социальной работы и системы профессионального образования социальных работников в США. Раскрывается сущность исторических и социокультурных предпосылок, обусловивших генезис и становление социальной работы как профессии и системы профессионального образования социальных работников в США в конце XIX - первой трети XX в. Особое внимание уделено эволюции теоретико-методологических основ социальной работы и соответствующего организационно-методического оформления профессионального образования. Обосновываются актуальность и педагогическая ценность исторического опыта США для современной отечественной социально-педагогической теории и практики.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Социальная работа» и «Социальная педагогика». Может быть полезно также социальным работникам и социальным педагогам.

Предисловие

Глава 1. Социальная работа и профессиональное образование социальных работников в США: исторический аспект

Ценностные основания социальной помощи в США

Организованная благотворительная деятельность как предпосылка профессионализации социальной работы в США

«Общества организованной благотворительности»

Движение «Сеттльмент»

Благотворительная деятельность в США на рубеже XIX-XX вв.: поиски теоретического обоснования

Социальный дарвинизм как идеологическая основа «Обществ организованной благотворительности»

Социальные науки как теоретическая основа социальной работы в США на рубеже XIX-XX вв

Возникновение системы профессионального образования социальных работников в США

Ученичество как форма подготовки к благотворительной деятельности

Необходимость организации профессионального обучения работников благотворительности

Первые образовательные программы подготовки социальных работников в США

Глава 2. Научно-методическое обоснование социальной работы и профессионального образования социальных работников в США

Развитие социальной работы в США в начале XX в

Вклад М. Ричмонд в развитие социальной работы как профессии

Интеграция профессиональной подготовки социальных работников в систему университетского образования

Специализации в социальной работе и подготовка к ним в школах социальной работы

Социальная работа в области медицины

Социальная работа в школе

Социальная работа в области психиатрии

Методы обучения социальных работников

Кейс-метод в профессиональной подготовке социальных работников

Организация учебной практики в школах социальной работы

Метод супервизорства в обучении социальных работников

Глава 3. Методика организации социальной работы и профессионального образования в США в условиях распространения психоанализа

Развитие психоаналитического подхода в социальной работе в США: факторы и предпосылки

Влияние психоанализа на развитие социальной работы в США

Развитие системы образования социальных работников в США в условиях распространения психоанализа

Уроки становления социальной работы в США

Заключение

Литература

Приложения

Приложение 1. Краткий словарь основных терминов в области социальной работы в США

Приложение 2. Адреса основных американских сайтов в Интернете по социальной работе

Одна из задач функционирования государства - оказание поддержки его жителям, реализация различных программ защиты малоимущих и нетрудоспособных слоёв населения, обеспечение его прав и свобод. Страна содержит штат работников, на которых возложены подобные обязанности. Специалистам этой области посвящён профессиональный праздник.

Когда отмечают

День социального работника в России отмечается ежегодно 8 июня. Дата не является выходным. В 2019 году празднуется на официальном уровне 19-й раз. Событие учреждено Указом Президента Российской Федерации от 27.10.2000 г. № 1796 «О Дне социального работника». Документ подписан В. Путиным.

Кто празднует

К торжествам имеют отношения все сотрудники, оказывающие социальную помощь, вне зависимости от занимаемой должности и выслуги лет. Среди них работники реабилитационных центров, приютов, домов престарелых, собесов, а также медики, психологи, правоведы. В мероприятиях принимают участие также их знакомые, друзья, родственники, близкие люди. Праздник считают своим преподаватели, студенты учебных заведений, научные сотрудники, профилем которых является социальная сфера.

История и традиции праздника

История чествований социальных работников началась с издания президентом соответствующего указа в 2000-м году. Документ предписал 8 июня проводить мероприятия, посвящённые специалистам по оказанию социальной помощи.

Дата имеет символическое значение. Она посвящена созданию прообраза современных учреждений, оказывающих помощь нуждающимся. В 1701 году Петром Великим было предписано сформировать богадельни (благотворительные учреждения для больных и неспособных к труду людей). В этих заведениях ухаживали за больными, престарелыми и давали приют и пищу нищим.

День социального работника 2019 знаменуется торжествами в профессиональном кругу. Коллеги собираются за праздничными столами. Они обмениваются новостями, делятся планами, обсуждают перспективы. Звучат поздравления, пожелания здоровья и успеха, тосты завершаются звоном бокалов. Первые лица РФ выступают с речами и заявлениями. В них упоминается о достижениях и трудностях отрасли и её важности для развития общества.

В эфире телевидения и радиостанций транслируются передачи, посвящённые работникам социальной сферы, рассказываются истории об их жизни и трудовых буднях. Лучших сотрудников награждают медалями, почётными грамотами, вручают им ценные подарки, дипломы за выдающиеся успехи.

Россия не является единственной страной, где учреждены подобные праздники. Международный день социального работника является событием всемирного масштаба. Он стал интернациональным и омечается 20 марта.

О профессии

Специалисты занимаются оказанием помощи различным слоям населения. Их силами и стараниями преодолеваются трудности в жизни многих людей, которые имеют ограничения в физических возможностях, тяжёлые болезни, живут за чертой бедности.

Путь в профессию начинается с получения образования в профильном высшем или средне-специальном учебном заведении. В нём осваиваются базовые и профильные предметы. Студенты проходят курсы теоретических и практических занятий. Выпускники получают специальность и могут приступать к работе в соответствующем общественном учреждении или вести научно-исследовательскую деятельность.

Круг задач социальных работников разнообразен. Это может быть оказание правовой, психологической, медицинской помощи, уход и просветительская миссия.