При всех различиях в подходах и формах конкретных управленческих воздействий на экономику и социальную сферу в целом все они основываются на представлениях общей теории управления. В соответствии с ней любая управленческая деятельность реализуется как циклический процесс, в основе которого - единый, универсальный инвариантный алгоритм, который в зависимости от степени детализации может насчитывать от четырех до шестнадцати этапов.

Опыт управления крупными социально-экономическими системами опирается на два подхода:

Первый подход - программно-целевой, предполагающий довольно жёсткое, директивное взаимодействие между субъектом и объектом управления. Он предполагает постановку задачи, поиск решений, оценку альтернативных вариантов, выбор оптимальной стратегии, формирование программы и обеспечение её инфраструктуры руководящих органов и подчинённых структур, системы директивных связей, сбора и анализа информации обратной связи, контроля и так далее. Этот подход построен на подчинении тех подсистем объекта управления, которые по каким-то характеристикам выбиваются из общего движения к цели.

Второй подход - «органический», рассчитанный на учёт внутренних возможностей и особенностей объекта управления. В своём макроварианте он известен как «концепция модернизации». Он основан на предпосылке, что имеются «пределы управления», то есть пределы силового воздействия на поведение подсистем управляемого объекта. В рамках этого подхода предполагается, что изменение нежелательного, «неправильного» поведения элементов управляемой подсистемы или объекта управления в целом должно происходить «мягко», не по внешнему принуждению, а по внутренней логике собственного развития.

Управление социально-экономическими процессами означает систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. Результативность данной управленческой деятельности находит, в частности, отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции и темпы ее обновления, уровень прибыли и платежеспособности, использования производственных мощностей и других ресурсов, валовой внутренний продукт с выделением в нем доли трудовых доходов населения, ВВП на душу населения и на одного работающего, фонд заработной платы, индекс потребительских цен, прожиточный минимум, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и другое. На основе анализа и оценки показателей фактического состояния экономики и социально-трудовой сферы прогнозируются их возможные изменения с учетом всех сопряжённых с ними научно-технологических и социальных факторов. Такой прогноз разрабатывается как с точки зрения реализации стратегических целей управления, так и в тактическом плане. В зависимости от складывающихся тенденций, обусловленных реально происходящими социально-экономическими процессами, принимается то или иное управленческое решение.

6. Классификация социально – экономических и политических процессов

Под типами подразумевается не только реальное существование, но и степень осознанности их действующими субъектами. Типы социально-экономических процессов: сознательные и стихийные, управляемые и неуправляемые.

Сознательным является процесс, если его субъекты правильно осознают его содержание и социальную направленность, объективные условия его существования, понимают насколько эффективно можно воздействовать на условия существования; предвидеть результаты последствий процесса для субъектов и общества. Если субъекты социально-экономических и политических процессов не осознают их содержание и социальную направленность, эти процессы носят по отношению к ним стихийный характер.

Неуправляемыми называются социально-экономические и политические процессы, в целом не осознанные, совершающиеся спонтанно. Управляемыми можно назвать такие процессы, сущность и содержание которых понятны субъектам, направляющими его в соответствии со своими интересами.

Социальные процессы складываются из действий людей, поэтому управлять социальными процессами значит управлять действиями социальных групп и личностей, направлять их активность в определенное русло, организовывать их деятельность в заданном направлении.

Важными этапами проведения социально-экономических и политических процессов являются обработка полученных данных, их систематизация и научное толкование, которое включает в себя анализ и синтез, поиски эмпирических доказательств и формулировку понятий, другие логические операции. В любом случае надо показать обоснованность обнаруженных в сравнительном анализе явлений и процессов их сходств и различий, вскрыть их социальную природу, непосредственные причины их появления, а также их социальное значение. В этом случае на основе сравнительного анализа могут быть сформулированы полезные практические выводы. Сравнительный анализ может играть существенную роль в про­гнозировании общественных процессов. Наиболее простой способ прогнозирования - прямое сопоставление данных о развитии изучаемых процессов в разных странах. Другой способ прогнозирования на основе сравнительного анализа - экстраполяция (распространение) полученных данных на будущее на основе ряда гипотез.

В широком смысле понятие «социальный» означает «общественный», т.е. принадлежащий обществу, а не природе. В таком значении понятия «социальный», «социальная» употребляются в социологии и других общественных науках, а также в публицистике и в художественной литературе.

В узком смысле понятие «социальный» употребляется для характеристики только тех общественных процессов, которые происходят в социальной сфере жизни общества, а не в других ее сферах - экономической, политической, правовой и духовной.

Управляемые процессы – имеют целенаправленное управление.

Управление соц-эконом-ми процессами – это систематическое воздействие на естественные общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии эконом-й и соц.сферы.

Эконом.-е регулирование предполагает не силовое воздействие, а эконом.рычаги: налоги, инвестирование…

Алгоритм управленческого процесса:

А)Сбор информации, о системе управления в целом, об имеющихся механизмах управ-х воздействий..

Б)Всесторонний анализ инф-ции

В)обоснование и принятие целей развития на отдалённую перспективу и ряд промежуточных этапов. Разработка критериев оценки развития, оптимальности, эфф-ти принимаемых решений.

Г)Орг-я текущего и выборочного контроля выполнения управл-х решений.

Подходы к управлению соу-эконом-ми процессами:

1програмно-целевой (жёсткая иерархия)

2органический (гибкий)

Показатели результативности управления соц-эконом-ми процессами:

Объём реализованной продукции

Ур-нь платежеспособности населения

Ур-нь использования произв-х мощностей, ресурсов

Ур-нь инфляции, безработицы…

Основные направления в рамках которых гос-во воздействует на соц-эконом-е процессы:

А процессы, связанные с фазами эконом-го цикла или необходимостью крупномасштабных экомон-х преобразований

Б управление общеэконом-ми процессами в целом: кредитование, налогообложение..

В обеспечивающий хар-р, охватывает процессы наиболее эфф-го использования ресурсов.

45 Методы исследования социально-экономических и политических процессов.

Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах общества.

Государственное управлении будет эффективным, если принимаемое вправленческте решение будет опираться на достоверную оперативную информацию, на ту часть социальной информации об объекте управления, которая позволит принимать эффективное управленческое решение. Информация приобрела значимость и свойства стратегического ресурса, решающим фактором современного политического и экономического развития.

Важно подчеркнуть ряд требований, предъявляемых к управленческой информации: надежность, достоверность, своевременность, адресность и возможность многократного использования. Действительно ценной информация является только та информация, которая уменьшает неопределенность в конкретной управленческой ситуации. Именно, исследование позволяют получить объективную и достоверную информацию об объекте.

Мыслительно-логические методы исследования: дедукции, индукции, анализ, методы классификации, доказательства, полемики и др. Специфические методы исследования. Деловая и инновационная игра. Методы экспертных оценок, тестирования. Анализ документов.


Процесс исследования - это последовательность этапов его осуществления, комбинация и последовательность различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов.

Всю совокупность методов исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические методы исследований. В эмпирических методах существуют две группы - методы наблюдений и методы эксперимента. Первая группа характеризует исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации, вторая предполагает создание ситуаций, для изучения особенностей поведения системы - особенности в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных условиях, а иногда и экстремальных, они проявляются в полной мере.

Мыслительно-логические методы представляют собой использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разрешения исследуемой проблемы или ситуации.

Дедукция – выведение производных знаний из основных законов и гипотез. Дедуктивный метод – позволяет путем логических и математических преобразований получать множество следствий из небольшого числа основных законов данной теории.

Индуктивный метод представляет собой совокупность правил, позволяющих переходить от чувственных наблюдений к теоретическим знаниям о законах, лежащих в основе фактов и образующих их сущность.

Метод анализа и синтеза : процесс последовательного разложения системы на подсистемы и элементы и поэтапного изучения этих подсистем называется анализом. В ходе анализа накапливаются сведения об отдельных свойствах и характеристиках, элементах изучаемого объекта. При этом возникает опасность потерять первоначальное представление об объекте как о целом. Необходимо осуществлять синтез. Все знания накопленные в ходе анализа объединяются по определенным правилам так, чтобы они отражали свойства, характеристики, связи между подсистемами.

Метод классификации и типологии : классификация – разделение явлений, понятий на определенные классы, позволяющие увидеть специфику явления, их разнообразие, свойства, связи, общее и специфическое, и вникнуть посредством этого в их сущность. Классификация осуществляется двумя способами:

  • деление общего (деление некоторой совокупности явлений, имеющих некоторые общие черты и в тоже время различия);
  • разделение целого (критерием классификации является часть целого, т.е. как бы детально не проводилась классификация, она всегда отражает содержание некоторых явлений, представляющих целое).

Принципы классификации:

  1. Единство критерия для выделения одного порядка;
  2. Соразмерность деления явлений и понятий;
  3. Взаимосключение выделяемых групп;
  4. Многоступенчатость классификации;
  5. Полнота классификации для каждой части объекта;

Полемика – это аргументированное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их решений. Полемика позволяет находить дополнительные аргументы, оттачивать формулировки, усиливать доказательства. Основой полемики должны служить результаты или методологические подходы формируемые на профессиональной основе.

Специфические методы исследования : отражают специфику объекта исследования, его предмет и залачи.

Методы экспертного оценивания.

Для получения необходимой информации при проведении экспертного оценивания применяют различные виды опроса экспертов - интервьюирование, дискуссии, анкетирование.

Интервьюирование - это устный опрос эксперта. Тема обсуждения сообщается заранее, но вопросы ставятся непосредственно в процессе беседы. Интервьюирование применяют для выявления спектра мнений экспертов по сложным проблемам неструктурированного характера.

Дискуссии , чаще всего, используются в качестве способов (или методов) согласования оценок экспертов (в процессе проведения экспертизы).

"мозговая атака". Первый этап - "принудительный" опрос группы экспертов, второй этап - свободное высказывание мнений или идей (по методу генерации идей). Проводится одно или ряд заседаний. Организатор должен исключить критику предложений экспертов. Разрешаются высказывания новых идей и выступления только в развитие предыдущего предложения,

Метод "ситуационного анализа". Для метода характерна поэтапная организация процесса активного сбора, оценки и переработки имеющейся первичной информации и производство новой -вторичной информации аналитического и прогнозного характера. Объектом исследования является новая ситуация. Наиболее успешное применение метода тогда, когда проблема носит ярко выраженный ситуационный характер.

Анкетирование предполагает опрос в письменной форме с помощью анкет ("вопросников").

Наиболее известны: анкетные методы экспертного оценивания и методы групповой экспертизы.

К анкетным методам относятся: метод ранжирования, метод нормирования, метод парных сравнений. Достоинства анкетных методов:

Простота проведения,

Относительно малая стоимость,

Возможность одновременного охвата больших групп конечных пользователей,

Возможность” получения количественных результатов на основе статистического анализа экспертных данных. Недостатки:

Незнание отношения опрашиваемого к вопросам в анкете: серьезное или нет, есть ли заинтересованность в результатах и т.д.,

Неуверенность в том, правильно ли были поняты вопросы, поставленные в анкете,

Субъективность интерпретации вопросов экспертом,

Неполнота и невозможность частичных ответов на вопросы.

Метод ранжирования. Состоит в том, что эксперт предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных анкете факторов. Например, ранг, равный единице, присваиваете наиболее важному, по мнению эксперта, фактору, а ранг, равный двум присваивается следующему по важности фактору и т.д.

Особенности управляемых социально-экономических процессов. Политические процессы и государственное управление ими. Основные особенности и классификация политических процессов в практике управления. Внутриполитический и внешнеполитический процессы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Роль исследования социально-экономических процессов в практике управления

1.1. Особенности управляемых социально-экономических процессов

1.2. Функции управления социально-экономическими процессами

2. Политический процесс и государственное управление

2.2. Особенности политического процесса в практике управления

2.2. Классификация политических процессов в практике управления

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Общество представляет собой чрезвычайно сложную систему управления, состоящую из относительно самостоятельных систем: экономической, политической, духовной, культурной, этнонациональной и других, каждая из которых выполняет специфические функции.

Государство является той структурой, которая интегрирует современное общество, придает ему целостность. Именно в его рамках концентрируются высшие властные полномочия, сосредоточиваются управленческие механизмы и осуществляется деятельность, направленная на регулирование социальных отношений.

Совершенно очевидно, что управление только тогда может быть успешным, если управленческие структуры, да и сама система в целом (как на уровне государства, так и нижестоящих уровнях) гибко реагируют, трансформируются и развиваются в соответствии с теми динамическими процессами, которые непрерывно происходят в социуме. Это оказывается практически возможным только при условии проведения достаточно регулярных научных исследований, результатом которых является представление органам власти вариантов эффективных решений, обеспечивающих наиболее оптимальные пути достижения поставленных целей.

Объект работы - исследования социально-экономических и политических процессов.

Предмет работы - роль исследования социально-экономических и политических процессов в практике управления.

Цель работы - анализ роли исследования социально-экономических и политических процессов в практике управления.

Задачи:

- рассмотреть особенности управляемых социально-экономических процессов

- проанализировать функции управления социально-экономическими процессами

- выявить особенности политического процесса в практике управления

- провести классификацию политических процессов в практике управления.

В настоящей работе использованы общенаучные методы познания, прежде всего, анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, а также специальные - историко-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа, которые позволили рассмотреть явления в их взаимосвязи, сделать выводы и обобщения.

1. Роль исследования социально-экономических процессов в практике управления

1.1 Особенности управляемых социально-экономических процессов

Человеческое общество возникло и развивается главным образом по пути совершенствования механизмов и форм социального управления, поэтому идея необходимости и обоснованности пределов управленческих воздействий на экономику имеет особое и принципиальное значение. Часто употребляемое понятие «управление экономикой» в силу глобальности и неопределенности управляемого объекта не раскрывает его реального содержания. Оно, скорее, отражает привычную, сформировавшуюся еще в советское время практику централизованного государственного планирования и управления народным хозяйством страны и совершенно неприемлемо для адекватного отражения радикально изменившейся роли российского государства и его институциональных воздействий на экономику. С другой стороны, в современной практике промышленно развитых стран господствующее положение занимает идея экономического регулирования, т. е. делается акцент на том, что решение хозяйственных задач основывается на приоритете экономических критериев и методов, хотя не отрицается роль политических, социальных, организационных и других аспектов, связанных с его реализацией Качура С.Г. Социальное прогнозирование, М., 2009. С. 46..

При всех различиях в подходах и формах конкретных управленческих воздействий на экономическую и социальную сферы в целом все они базируются на общей теории управления. В соответствии с ней любая управленческая деятельность реализуется как циклический процесс, в основе которого - единый, универсальный инвариантный алгоритм, насчитывающий от 4 до 16 этапов в зависимости от степени детализации. Поэтому есть смысл кратко напомнить его содержание.

В самом общем (минимальном) виде управленческий цикл состоит из следующих этапов.

1. Сбор информации, отражающей состояние системы управления в целом, а также об имеющихся и возможных механизмах управленческих воздействий, недопустимых состояниях системы и наиболее важных ее элементов.

2. Всесторонний анализ информации для получения общей картины состояния системы в настоящем (диагностика), а также на определенный момент (моменты) в будущем как при сохранении существующих механизмов ее функционирования, так и реализации некоторых нестандартных управленческих решений (прогнозирование).

3. Обоснование и принятие целей развития на отдаленную перспективу (проектирование) и ряд промежуточных этапов (программирование и планирование). Разработка критериев оценки развития, оптимальности и эффективности принимаемых решений.

4. Организация постоянного текущего и выборочного (ситуационного) контроля выполнения управленческих решений Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. М., 2003. С. 73..

Следует отметить, что по своему содержанию первый и четвертый этапы практически совпадают. Благодаря этому управление приобретает циклический характер.

Достаточно очевидно, что в рамках общей универсальной схемы в зависимости от конкретной ситуации механизмы управленческой деятельности могут радикально отличаться друг от друга. При этом основным критерием оптимальности является соответствие принятого механизма управления реальным условиям.

Как известно, опыт управления крупными социально-экономическими процессами опирается главным образом на два подхода, на две традиции, идущие еще от Тэйлора и Мэйо в классическом менеджменте. Первый подход программно-целевой, предполагающий довольно жесткое, директивное взаимодействие между субъектом (в нашем случае - государственными структурами) и объектом управления (в нашем случае - экономика и социальная сфера в целом). Второй - «органический», рассчитанный на учет внутренних возможностей и особенностей объекта управления. В своем самом широком смысле он известен как «концепция модернизации».

Управление социально-экономическими процессами означает систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. Результативность подобной деятельности находит, в частности, отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции (в том числе на экспорт) и темпы ее обновления, уровень прибыли и платежеспособности, использования производственных мощностей и других ресурсов, валовой внутренний продукт (ВВП) с выделением в нем доли трудовых и инвестиционных доходов населения, ВВП на душу населения и на одного работающего, фонд заработной платы, индекс потребительских цен (инфляция), прожиточный минимум (в среднем на душу населения), численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и др. На основе анализа и оценки показателей фактического состояния экономики и социально-трудовой сферы прогнозируются их возможные изменения с учетом всех сопряженных с ними научно-технологических и социальных факторов. Такой прогноз разрабатывается как с точки зрения реализации стратегических целей управления, так и в тактическом плане. В зависимости от складывающихся тенденций, обусловленных реально происходящими социально-экономическими процессами, принимается то или иное управленческое решение Суворов Н.В. Макроэкономический анализ технологических и структурных изменений в отечественной экономике // Проблемы прогнозирования. 2009. №5. С. 45-56.

По критерию функционального и целевого назначения можно выделить три основных направления управлением социально-экономическими процессами. Первое нацелено на процессы, обусловленные фазами экономического цикла или необходимостью проведения достаточно масштабных экономических преобразований с учетом социальных последствий. В рамках этого направления государство, будучи главным субъектом управления в обществе, должно воздействовать на социально-экономические процессы посредством мер антикризисного регулирования - предотвращения и ликвидации неплатежеспособности и банкротства, преодоления спада производства и достижения стабилизации с последующим наращиванием объема конкурентоспособной продукции и услуг, снижения безработицы и роста доходов трудящихся и т. п.Второе - на управление общеэкономическими процессами в целом. Оно обусловлено необходимостью оптимального использования таких эффективных регуляторов экономики, как ценообразование, налогообложение, кредитование и инвестирование в развитие предпринимательства и технологической базы товаропроизводителей. Третье - носит обеспечивающий характер и охватывает процессы, связанные с улучшением использования имеющихся природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Экономические процессы формирования и складывающихся спроса и предложения на рынке товаров и услуг регулируются со стороны государства на основе некоторой идеологической доктрины. В соответствии с ней проводится та или иная экономическая политика, предопределяющая стратегию решения этой задачи. Ясно, например, что в странах с автократическими или демократическими режимами степень, формы, механизмы и другие характеристики использования рыночных механизмов осуществляются совершенно по-разному. В странах с развитой рыночной экономикой различают двапринципиально разных подхода. Первый основан на теории неоконсерватизма, развившейся на базе классической школы, которая ориентирует на регулирование совокупного предложения на микроуровне, отдавая предпочтение мерам кредитно-денежной политики Качура С.Г. Социальное прогнозирование, М., 2009. С. 49.. Второй подход следует неокейнсианской теории приоритетной роли совокупного спроса намакроуровне с преимущественным использованием поощрительных мер государства в налогово-бюджетной политике.

Особенности управляемых социально-экономических процессов определяются тем, что как экономические, так и социальные процессы, отражая динамику состояния экономики и будучи объектами управленческих воздействий, одновременно являются и средствами их реализации. Кроме того, специфика такого управления в отличие от управления производственными процессами заключается в более широком аналитическом, исследовательском характере поиска управленческих решений в сочетании с оперативностью их реализации. Это предопределяет необходимость подготовки экономистов-аналитиков широкого профиля, ориентированных на управление экономическими и социальными процессами во всех сферах экономики с учетом отраслевой специализации. Следует также учесть возрастающее значение этой деятельности с точки зрения экономических и социальных последствий принимаемых решений. Ведь в силу того, что любое управленческое решение должно предваряться анализом конкретной ситуации (диагностика), ее перспективной динамики (прогнозирование), разработкой и обоснованием возможных стратегий поведения, навыками анализа соответствующей информации должен обладать каждый управленец. Поэтому потребность в повышении качества аналитических навыков и умений среди руководящего состава растет по мере их продвижения вверх по иерархической лестнице.

1.2 Функции управления социально-экономическими процессами

Первая функция управления социально-экономическими процессами - анализ и оценка этих процессов для определения фактического состояния экономической системы (группы предприятий, фирм, отрасли, региона) по установленным позитивным и негативным критериям в соответствии с целевыми ориентирами. Эта функция реализуется не только благодаря мониторингу статистической отчетности, но и на основе непосредственного, часто ситуативного исследования наиболее важных экономических и социальных процессов на предприятиях и фирмах. При этом в процедуру анализа включаются первичные и производные (расчетные) показатели, допускающие количественную оценку:

* ВВП в текущих и сопоставимых ценах;

* его структура по направлениям использования;

* соотношение спроса и предложения на потребительские и инвестиционные товары;

* рентабельность;

* капитальные вложения и их структура;

* объем продукции и уровень ее реализации;

* индексы цен;

* удельный вес убыточных предприятий;

* сумма убытков;

* балансовая прибыль;

* задолженность покупателей поставщикам по кредитам банков, в том числе просроченная;

* прожиточный минимум;

* объем денежных доходов;

* среднемесячная заработная плата в расчете на одного работающего;

* численность трудовых ресурсов, занятых в экономике;

* численность работников, находящихся в отпусках по инициативе администрации;

* численность безработных;

* удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности, и др Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. С. 184..

Вторая функция - прогнозирование тенденций развития управляемых экономических и социальных процессов, основанное на результатах анализа и оценки эмпирической информации, отражающей ретроспективу их динамики. Разработка прогноза возможных изменений в тенденциях развития названных процессов ведется в два этапа. На первом из них рассчитываются ожидаемые показатели при сохранении существующих внешних условий (конъюнктуры рынка и политики институционального регулирования), а также внутренних факторов (структурных и технологических изменений), т. е. путем простой экстраполяции показателей в прогнозируемое будущее, а на втором - с учетом всех указанных факторов. При наличии ряда вариантов прогноза каждый из них должен сопровождаться оценкой возможных экономических и социальных последствий в зависимости от срока, на который рассчитан прогноз, и от его назначения: долгосрочный, необходимый для выработки стратегических решений, или краткосрочный - для решений текущего, тактического характера.

Третья функция - стратегическое программирование развития экономических и социальных процессов для определения, обоснования и обеспечения оптимальных решений по выбору приоритетных направлений положительной динамики управляемых процессов. Реализация этой функции дает возможность лицам, принимающим решения, разрабатывать обоснованные проекты, планы и меры антикризисного характера для обеспечения экономического роста в прогнозируемом периоде. Первостепенное значение при этом имеют такие приоритетные направления, как приватизация и национализация (т. е. изменение форм собственности); конверсия (т. е. переориентация на выпуск другой, пользующейся спросом продукции с максимальным использованием имеющейся технологической базы и квалифицированных работников); реорганизация предприятий, их разукрупнение или слияние; создание субконтрактных систем, обеспечивающих взаимодействие больших и малых предприятий и фирм - поставщиков конечной и промежуточной продукции; развитие информационных, инновационных, производственных и социальных инфраструктур. Эффективность каждой из выбираемых мер оценивается масштабом и характером их влияния на динамику улучшения социально-экономических результатов деятельности предприятий и фирм, отраслей и регионов.

Четвертая функция - организация процессов экономического регулирования. Она заключается в разработке и совершенствовании экономических механизмов для целенаправленного изменения действующей практики в соответствии с принятыми направлениями стратегического планирования и реального состояния экономики страны. Такие механизмы представляют собой своего рода экономическую технологию, т. е. последовательность корректирующих воздействий на естественные и общественные процессы в экономике в целях увеличения объема производства товаров и услуг, улучшения их качества, обеспечения платежеспособности экономических субъектов и получения прибыли за счет минимизации затрат всех видов ресурсов на единицу реализованной продукции и создания гибких систем стимулирования экономического роста путем дифференцированного регулирования уровня цен, налогов, кредитов, инвестиций, раздела продукции. В соответствии с принципами системного подхода, проектное решение по каждому экономическому механизму определяет цель его создания и функционирования, состав действующих в нем юридических и физических лиц, разграничение их прав и полномочий, применяемые формы и методы их согласованных действий по достижению поставленной цели с учетом взаимосвязи с другими экономическими механизмами. На этой основе создается и совершенствуется система нормативов, регламентирующих экономические, социальные и организационно-правовые отношения субъектов экономического регулирования.

Пятая функция - реализация проектных и нормативных решений. Основная форма реализации - разработка и утверждение программ введения новых экономических механизмов (и корректировки действующих), а также связанных с ними процессов экономического регулирования с использованием нормативных методов (или аналитических - при отсутствии нормативов) Суворов Н.В. Макроэкономический анализ технологических и структурных изменений в отечественной экономике // Проблемы прогнозирования. 2009. №5. С. 45-56. Программы управления экономическими процессами и создания необходимых для этого экономических механизмов целесообразно рассматривать в органичном единстве с государственными программами социально-экономического развития или программами оптимизации труда на всех уровнях хозяйствования при решении стратегических и тактических задач. Процесс реализации проектных и нормативных решений с необходимым программным, методическим и информационным обеспечением после соответствующего утверждения организуется на практике. При этом рассматриваемая функция в порядке обратной связи служит логической основой для контроля за ходом реализации решений, соответствующей корректировки и осуществления первой функции - анализа и оценки экономических и социальных процессов.

2. Политический процесс и государственное управление

2.1 Особенности политического процесса в практике управления

Политические процессы происходят в рамках всего пространства социума, поэтому они содержат не толькоконвенциональные (договорные, нормативные, легальные) изменения, но и те, которые обусловлены результатами деятельности субъектов, не разделяющих идеологические установки и политические цели государственной власти. К ним относятся политические партии, находящиеся на нелегальном положении, террористические организации, криминальная деятельность легальных политиков в сфере влияния на государственную власть и т. п. Отражая, таким образом, реальные изменения политической жизни, а не только происходящие в рамках планируемой деятельности легальных органов власти, политические процессы обладают ненормативным характером. Их параметры, как и масштабы, не могут быть однозначно определены и спрогнозированы. Это первая важнейшая особенность политических процессов Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. М., 2003. С. 171..

Другой особенностью политического процесса является то, что он происходит непрерывно, т. е., развиваясь во времени и в пространстве, он не может быть остановлен чьим-либо волевым решением. Даже если в стране вводится военное положение, запрещаются политические партии и политическая деятельность, под жесткий контроль берутся средства массовой информации, то уже сама необходимость обеспечения этих мер является политическим процессом, протекающим в своеобразной форме. Любое принятое «окончательное» решение становится причиной развития новой ситуации, которая приводит к необходимости принятия очередного «окончательного» решения и т. д. Например, политическая партия добивается представительства в парламенте. Этому посвящена вся ее деятельность - организационная, идеологическая, собственно политическая. Но, добившись представительства в парламенте, т. е. решив эту чрезвычайно важную задачу, эта партия сталкивается с необходимостью решать уже задачи организации своей деятельности в парламенте, законотворческих действий и т. д.

Будучи непрерывным, политический процесс одновременно обладает определенной цикличностью, повторяемостью - ритмикой. В нем можно рассмотреть ряд последовательных, периодически повторяющихся стадий. При этом ритмика может быть стабильной, вычислимой и управляемой (например, избирательные кампании, отчетно-выборные процедуры в политических или общественных организациях и т. д.) или носить неритмичный, неровный (рваный) характер. Последний случай характерен для периодов качественной реформации общественных отношений, радикально меняющих расстановку и соотношение политических сил, революционных переворотов, международных кризисов, крупномасштабных стихийных бедствий и т. п. В зависимости от того, в какие периоды исторической жизни социума формируются политические процессы, заметно меняются как численность участвующих в них политических субъектов, так и их состав. Это предопределяет и «ритм» происходящих политических изменений. Например, в период бурных перемен в политический процесс вовлечено практически все население страны. В «спокойный» период в политическом процессе участвует так называемая «элита». Точно так же, в «спокойные» периоды влияние крайних партий весьма ограничено. Однако в период резкого ослабления власти, обострения противоречий в обществе именно крайние партии, предлагающие «быстрые и простые» решения, приобретают огромное влияние и выходят на первый план, в то время как центристские партии (особенно парламентские) утрачивают влияние и отходят на вторые роли Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. С. 184..

2.2 Классификация политических процессов в практике управления

Как и любое сложное явление, политические процессы могут быть сгруппированы по различным основаниям. Отношение к социуму делит их на внутри- и внешнеполитические (международные).

Внутриполитический процесс протекает в рамках социума (как правило, государства) между субъектами политики данного общества (партиями, общественными организациями, нациями и другими социальными общностями, лидерами и т. д.), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает практически все сферы жизни общества: политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными (легитимными, в рамках действующего нормативного пространства), так и насильственными (нелегитимными) методами Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 18..

Внешнеполитический процесс направлен на организацию отношений с другими государствами. Его цели и содержание, формы и методы обусловлены общественным и государственным строем, господствующим экономическим укладом данного общества. Его смысл заключается в достижении и отстаивании стратегических целей государства на мировой арене. На результативность внешнеполитического процесса существенное влияние оказывают ряд ограничений, обусловленных необходимостью сосуществования в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

В зависимости от того, насколько важны для социума предметные сферы, управление которыми составляет содержание политических процессов, они делятся набазовые и периферийные. Первые из них происходят соответственно в базовых сферах и направлены на изменения и модификацию важнейших, системных основ общества: формы и уровень участия населения в политической жизни общества, механизмы и формы учета интересов и требований граждан в решениях органов власти, процессы формирования, механизмы и границы участия «элит» в принятии государственных решений и т. д. Предметная сфера периферийных политических процессов не столь масштабна. Это процедуры формирования политических партий, общественных движений и организаций, развитие местного самоуправления, других механизмов и отношений, не вносящих принципиальных изменений в установленные формы и процедуры реализации государственной власти.

Степень проявленности в информационном и правовом пространствах социума форм политических процессов делит их на явные и неявные. Характерным для первых из них является то, что содержание, формы и механизмы их реализации и, в частности, взаимодействие органов власти и населения оказываются доступными для информирования и контроля со стороны общественности. Неявные (скрытые, теневые) политические процессы основываются на деятельности открыто не оформленных политических институтов, центров власти, а также на нелегитимных властных притязаниях отдельных граждан.

С точки зрения устойчивости взаимосвязей властных и социальных структур различают стабильные и нестабильные политические процессы. Первые характеризуются достаточно устойчивой направленностью осуществляемых органами власти изменений, стабильным преобладанием определенных форм отношений между властью и обществом, устойчивым воспроизведением форм политических отношений, политической мобилизации и поведения граждан, отработанных механизмов принятия политических решений. Во вторых очень трудно или невозможно выявить преобладающие формы организации власти. Они обычно возникают в период кризисов как проявление необходимости изменения политической обстановки. Радикальной и непредсказуемой по своим результатам формой нестабильных политических процессов являются революционные потрясения. Они характеризуются тем, что изменение внутренних параметров политического процесса происходит путем резкого, как правило, деструктивного разрешения накапливаемых противоречий. В свою очередь эволюционный политический процесс характеризуется постепенными, преемственными, как правило, конструктивными изменениями политических отношений, институтов, других структур общества.

Заключение

Управление социально-экономическими процессами означает систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. Результативность подобной деятельности находит, в частности, отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции (в том числе на экспорт) и темпы ее обновления, уровень прибыли и платежеспособности, использования производственных мощностей и других ресурсов, валовой внутренний продукт (ВВП) с выделением в нем доли трудовых и инвестиционных доходов населения, ВВП на душу населения и на одного работающего, фонд заработной платы, индекс потребительских цен (инфляция), прожиточный минимум (в среднем на душу населения), численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и др.

Особенности управляемых социально-экономических процессов определяются тем, что как экономические, так и социальные процессы, отражая динамику состояния экономики и будучи объектами управленческих воздействий, одновременно являются и средствами их реализации. Кроме того, специфика такого управления в отличие от управления производственными процессами заключается в более широком аналитическом, исследовательском характере поиска управленческих решений в сочетании с оперативностью их реализации.

Политические процессы происходят в рамках всего пространства социума, поэтому они содержат не только конвенциональные (договорные, нормативные, легальные) изменения, но и те, которые обусловлены результатами деятельности субъектов, не разделяющих идеологические установки и политические цели государственной власти. К ним относятся политические партии, находящиеся на нелегальном положении, террористические организации, криминальная деятельность легальных политиков в сфере влияния на государственную власть и т. п. Отражая, таким образом, реальные изменения политической жизни, а не только происходящие в рамках планируемой деятельности легальных органов власти, политические процессы обладают ненормативным характером. Их параметры, как и масштабы, не могут быть однозначно определены и спрогнозированы. Это первая важнейшая особенность политических

Для политических процессов характерны чрезвычайные гибкость и динамизм. В ходе их развития ведется постоянная политическая борьба между различными участниками, отражающими социальную природу и политическое поведение различных сил. В этой борьбе могут заключаться временные и постоянные союзы, происходить объединения и размежевания в зависимости от того, чьи интересы выражают в данный момент участвующие в этой борьбе политические силы. Политическая борьба ведется самыми различными методами и напоминает «бои без правил». Нередко проводятся шумные идеологические кампании по возвеличиванию одних или дискредитации других участников политического процесса. Однако вектор отношения к фигурантам может круто поменяться (иногда - на противоположный) в случае изменения «расклада» политических сил.

Список использованных источников и литературы

социальный экономический политический процесс управление

1. Качура С.Г. Социальное прогнозирование, М., 2009. 463с.

2. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. М., 2003. 743с.

3. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. 843с.

4. Суворов Н.В. Макроэкономический анализ технологических и структурных изменений в отечественной экономике // Проблемы прогнозирования. 2009. №5. С. 45-56.

5. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. 189 с.

6. Узяков М.Н. Характер экономического роста РФ в среднесрочной перспективе // Проблемы прогнозирования. - 1999. - №1.

7. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. М., 2011. 464с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Либерализм, консерватизм, социал-демократизм и марксизм как основные теории исследования социально-экономических и политических процессов. Составление структурно-логической схемы взаимообусловленности теоретического и прикладного уровней познания.

    контрольная работа , добавлен 06.03.2012

    Моделирование в политике как описание политических процессов с помощью ограниченного числа значимых факторов, его алгоритмы. Виды моделей в политологических и социально-экономических исследованиях, их конструирование с использованием компьютерной техники.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Понятие социальных, экономических и политических процессов, их содержание, типы и типология. Методики сбора первичных данных. Гипотеза как основная форма развития. Основы методов социально-экономического прогнозирования, их классификация и виды.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2014

    Методологии системного анализа в изучении социально-экономических и политических процессов. Социологическое исследование на тему: "Социальное самочувствие населения" Вашего региона, либо города, поселка", опросник к исследованию. Понятие ранговой шкалы.

    контрольная работа , добавлен 16.05.2010

    реферат , добавлен 11.03.2013

    Понятие, структура, особенности и режимы протекания политического процесса. Основные этапы разработки методологии исследования политических процессов: методы структурно-функционального анализа и рационального выбора, институциональный и бихевиористский.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2011

    Социально-политическая и экономическая характеристика Малайзии - бывшей колонии Великобритании. Своеобразие внутренних политических процессов в современном государстве. Причины дестабилизации ситуации в стране. Направления внешней политики Малайзии.

    реферат , добавлен 17.09.2013

    Обзор методологических подходов к исследованию политических процессов: теологический, натуралистический, социоцентрический, культурологический. Проблемы анализа методологических подходов к исследованию политических процессов в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2013

    Сущность и атрибутивные признаки субъектности элит в современных политических процессах, факторы функционирования. Основные причины конфликтов и технологии стабилизации политических процессов на Северном Кавказе в деятельности политических элит России.

    диссертация , добавлен 18.07.2014

    Общественно-политические процессы - основная черта демократического государства. Понятие и структура политической системы общества. Специфические черты революции, реформы, иных гражданских процессов, их роль в социально-экономических преобразованиях.

Человеческое общество возникло и развивается главным образом по пути совершенствования механизмов и форм социального управления, поэтому идея необходимости и обоснованности пределов управленческих воздействий на экономику имеет особое и принципиальное значение. Часто употребляемое понятие «управление экономикой» в силу глобальности и неопределенности управляемого объекта не раскрывает его реального содержания. Оно, скорее, отражает привычную, сформировавшуюся еще в советское время практику централизованного государственного планирования и управления народным хозяйством страны и совершенно неприемлемо для адекватного отражения радикально изменившейся роли российского государства и его институциональных воздействий на экономику. С другой стороны, в современной практике промышленно развитых стран господствующее положение занимает идея экономического регулирования, т. е. делается акцент на том, что решение хозяйственных задач основывается на приоритете экономических критериев и методов, хотя не отрицается роль политических, социальных, организационных и других аспектов, связанных с его реализацией.

При всех различиях в подходах и формах конкретных управленческих воздействий на экономическую и социальную сферы в целом все они базируются на общей теории управления. В соответствии с ней любая управленческая деятельность реализуется как циклический процесс, в основе которого - единый, универсальный инвариантный алгоритм, насчитывающий от 4 до 16 этапов в зависимости от степени детализации. Поэтому есть смысл кратко напомнить его содержание.

В самом общем (минимальном) виде управленческий цикл состоит из следующих этапов.

  • 1. Сбор информации, отражающей состояние системы управления в целом, а также об имеющихся и возможных механизмах управленческих воздействий, недопустимых состояниях системы и наиболее важных ее элементов.
  • 2. Всесторонний анализ информации для получения общей картины состояния системы в настоящем (диагностика), а также на определенный момент (моменты) в будущем как при сохранении существующих механизмов ее функционирования, так и реализации некоторых нестандартных управленческих решений (прогнозирование).
  • 3. Обоснование и принятие целей развития на отдаленную перспективу (проектирование) и ряд промежуточных этапов (программирование и планирование). Разработка критериев оценки развития, оптимальности и эффективности принимаемых решений.
  • 4. Организация постоянного текущего и выборочного (ситуационного) контроля выполнения управленческих решений.

Следует отметить, что по своему содержанию первый и четвертый этапы практически совпадают. Благодаря этому управление приобретает циклический характер.

Достаточно очевидно, что в рамках общей универсальной схемы в зависимости от конкретной ситуации механизмы управленческой деятельности могут радикально отличаться друг от друга. При этом основным критерием оптимальности является соответствие принятого механизма управления реальным условиям.

Как известно, опыт управления крупными социально-экономическими процессами опирается главным образом на два подхода, на две традиции, идущие еще от Тэйлора и Мэйо в классическом менеджменте. Первый подход программно-целевой, предполагающий довольно жесткое, директивное взаимодействие между субъектом (в нашем случае - государственными структурами) и объектом управления (в нашем случае - экономика и социальная сфера в целом). Второй - «органический», рассчитанный на учет внутренних возможностей и особенностей объекта управления. В своем самом широком смысле он известен как «концепция модернизации».

Первый подход предполагает постановку задачи, поиск решений, оценку альтернативных вариантов, выбор оптимальной стратегии, формирование программы и обеспечение ее инфраструктуры (руководящих органов и подчиненных структур, системы директивных связей, сбора и анализа информации обратной связи, контроля и т. д.). Этот подход построен на строгом подчинении тех подсистем объекта управления, которые по каким-то характеристикам выбиваются из общего движения к цели.

Второй подход основан на предпосылке, что имеются «пределы управления», т. е. пределы силового воздействия на поведение подсистем управляемого объекта. В рамках этого подхода предполагается, что изменение нежелательного, «неправильного» поведения элементов управляемой подсистемы или объекта управления в целом должно происходить «мягко», не по внешнему принуждению, а по внутренней логике собственного развития.

Оба подхода имеют в своих арсеналах достаточно средств для эффективной реализации, но в определенных границах. Сильными сторонами программно-целевого подхода являются хорошо разработанные и постоянно совершенствующиеся методы и средства, в том числе экономико-математические методы, моделирование, искусственный интеллект и др. Формируемые программы обладают свойством концентрации усилий и средств, контролируемости и конкретности, что очень выгодно не только с технологической, но и социальной точки зрения. Этот подход наиболее эффективен в стабильных или хорошо предсказуемых условиях, а также в достаточно жестко централизованных системах. Слабость этого подхода, как часто это бывает, заложена в его достоинствах. Он создает у управленцев иллюзию, что власть всесильна, а это и ограничивает его возможности, особенно в периоды нестабильности, при смене стратегии и т. п.

Сильная сторона «органического» подхода - опора на механизмы саморазвития, гомеостаза, самоуправления. Решающим фактором становится способность объекта управления к собственному развитию, а управление сводится к воздействию на этот процесс саморазвития в желательном направлении (форма, скорость, масштабы и т. п.). Несмотря на «мягкость», органичность, и этот подход сталкивается с ограничениями. Их природа та же, что и у первого подхода, а именно: конечное, будущее состояние управляемого объекта привносится извне, т. е. как модель принятого за образец прецедента. Какими бы благими пожеланиями ни было вызвано нормирование положительного образца, остаются без ответа два кардинальных вопроса:

  • 1) насколько оправданы критерии выбора именно этого образца;
  • 2) годятся ли собственные формы и средства утверждения этого образца для использования в другой ситуации.

Конечно же, оба подхода в чистом виде - крайности, и реальные управленческие практики в большей или меньшей степени опираются на их совместное использование. Тем более что общим в обоих подходах является обязательное наличие цели управления.

Совершенно ясно, что отмеченная выше цикличность процесса управления обусловливается содержательной идентичностью первого и четвертого этапов, в основе которых - сбор и анализ информации. Поэтому управление по любой из принятых схем немыслимо без тех сведений, которые характеризуют состояние системы и ее элементов в каждый определенный момент времени и позволяют оценить степень достижения цели или отклонения от нее, а также их причины. Непрерывная циркуляция информации между компонентами системы, системой в целом и окружающей средой является непременным атрибутом управления. Именно благодаря информационным процессам система способна к целесообразному взаимодействию с внешней средой, координированию и субординированию взаимоотношений между собственными компонентами, приданию им определенной направленности, а также обеспечению собственного продвижения к цели.

Достаточно очевидна взаимообусловленность экономической и социальной сфер общества, что предполагает воздействие государства на экономику и социальную сферу не как отдельными, самодостаточными стратами, а на основе комплексного их видения, когда они рассматриваются совместно, как единое целое, т. е. речь должна идти об управлении социально-экономическими процессами. Концепция такого управления призвана служить теоретической основой создания эффективных средств институционального регулирования экономики. Для этого необходимо четко понимать, что представляют собой социально-экономические процессы, какова их природа и как можно ими управлять.

Управление социально-экономическими процессами означает систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. Результативность подобной деятельности находит, в частности, отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции (в том числе на экспорт) и темпы ее обновления, уровень прибыли и платежеспособности, использования производственных мощностей и других ресурсов, валовой внутренний продукт (ВВП) с выделением в нем доли трудовых и инвестиционных доходов населения, ВВП на душу населения и на одного работающего, фонд заработной платы, индекс потребительских цен (инфляция), прожиточный минимум (в среднем на душу населения), численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и др. На основе анализа и оценки показателей фактического состояния экономики и социально-трудовой сферы прогнозируются их возможные изменения с учетом всех сопряженных с ними научно-технологических и социальных факторов. Такой прогноз разрабатывается как с точки зрения реализации стратегических целей управления, так и в тактическом плане. В зависимости от складывающихся тенденций, обусловленных реально происходящими социально-экономическими процессами, принимается то или иное управленческое решение.

По критерию функционального и целевого назначения можно выделить три основных направления управлением социально-экономическими процессами. Первое нацелено на процессы, обусловленные фазами экономического цикла или необходимостью проведения достаточно масштабных экономических преобразований с учетом социальных последствий. В рамках этого направления государство, будучи главным субъектом управления в обществе, должно воздействовать на социально-экономические процессы посредством мер антикризисного регулирования - предотвращения и ликвидации неплатежеспособности и банкротства, преодоления спада производства и достижения стабилизации с последующим наращиванием объема конкурентоспособной продукции и услуг, снижения безработицы и роста доходов трудящихся и т. п. Второе - на управление общеэкономическими процессами в целом. Оно обусловлено необходимостью оптимального использования таких эффективных регуляторов экономики, как ценообразование, налогообложение, кредитование и инвестирование в развитие предпринимательства и технологической базы товаропроизводителей. Третье - носит обеспечивающий характер и охватывает процессы, связанные с улучшением использования имеющихся природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Экономические процессы формирования и складывающихся спроса и предложения на рынке товаров и услуг регулируются со стороны государства на основе некоторой идеологической доктрины. В соответствии с ней проводится та или иная экономическая политика, предопределяющая стратегию решения этой задачи. Ясно, например, что в странах с автократическими или демократическими режимами степень, формы, механизмы и другие характеристики использования рыночных механизмов осуществляются совершенно по-разному. В странах с развитой рыночной экономикой различают два принципиально разных подхода. Первый основан на теории неоконсерватизма, резвившейся на базе классической школы, которая ориентирует на регулирование совокупного предложения на микроуровне, отдавая предпочтение мерам кредитно-денежной политики. Второй подход следует неокейнсианской теории приоритетной роли совокупного спроса на макроуровне с преимущественным использованием поощрительных мер государства в налогово-бюджетной политике.

В отличие от классической концепции, отражающей точку зрения сторонников приоритета предложения, где естественным образом реализуемая производственная функция, качественно-количественные показатели продукции и национальный доход зависят от факторов труда, модель Дж. Кейнса исходит из того, что объем продукции или национальный доход определяются совокупным спросом на товары и частными инвестициями, т. е. формально экономика находится в состоянии равновесия, если совокупное предложение исчерпывается совокупным спросом.

Имеющийся опыт показал, что и тот и другой подходы в практических формах своей реализации имеют существенные ограничения, определяющиеся альтернативным выбором между двумя стратегиями: «предложение рождает спрос» и «спрос рождает предложение». Эти ограничения определяются характером товара, его принадлежностью к тому или иному сегменту рынка, динамикой соотношения спроса и предложения, а также уровнем обеспечения и качеством производственной базы. Этот же опыт дает основания считать, что при создании новых предприятий (или производств) необходима приоритетная поддержка спроса, а при наличии свободных производственных мощностей - поддержка предложения. Это значит, что обращение к той или иной стратегии определяется конкретной ситуацией и может быть ограничено временем ее применения. Во всех случаях необходима оценка социально-экономических последствий, обусловленных выбором стратегии регулирующих воздействий по критериям роста прибыли и улучшения занятости. Следовательно, в одной и той же экономической системе могут одновременно применяться различные подходы в рамках общей концепции регулирования спроса и предложения.

Было бы большой ошибкой впадать в одностороннюю крайность и оценивать экономический рост в условиях рынка исключительно в показателях увеличения объема предложения, т. е. количества и ассортимента производимых товаров и услуг (хотя именно такая односторонняя оценка нередко встречается на практике). На самом деле между совокупным предложением и совокупным спросом существует амбивалентная зависимость. Это и обусловливает необходимость институциональной поддержки роста и предложения и спроса в их системной взаимосвязи. Основные меры управления на практике заключаются в создании политических и экономических условий, обеспечивающих:

  • * рост платежеспособного спроса населения на потребительские товары и услуги путем поэтапного повышения уровня реальных доходов (трудовых и социальных) и соответствующего расширения потребительской корзины, что будет стимулировать развитие отечественного производства этих товаров и услуг; повышение их качества, стабилизацию и последующее снижение цен на них;
  • * рост платежеспособного спроса товаропроизводителей на необходимые средства производства, промежуточные товары и услуги на основе стимулирования развития межотраслевых производств путем создания специализированных фирм со смешанным капиталом, интеграции крупного и малого предпринимательства в сфере производства, применения эффективных форм субконтрактных отношений;
  • * оптимальное использование имеющихся производственных мощностей предприятий и фирм при их приватизации, конверсии, банкротстве и других формах реорганизации для сохранения и роста предложения товаров и услуг и связанных с этим изменением числа рабочих мест;
  • * сбалансированность спроса и предложения на муниципальном и региональном уровнях с учетом ориентации на экспорт и импорт товаров, самообеспечения производства и потребления путем соответствующей оптимизации.

Реализация указанных мер требует законодательного обеспечения экономических процессов в сочетании с политическими решениями на основе учета диалектического характера взаимообусловленности изменений спроса и предложения. Эти изменения, естественно, отражают интересы производителей и потребителей, что необходимо учитывать при определении приоритетных направлений политического курса в государственном регулировании экономической сферы общественной жизни.

Весьма важен также вопрос о правоотношении государства с владельцами и руководителями предприятий (фирм). Такое положение, когда директор, работающий по найму, злоупотребляет своим служебным статусом и действует в своих личных интересах, т. е. отождествляет себя с предприятием, отражает отсутствие четкости в законодательном определении статуса собственников предприятий. Наиболее предпочтительным представляется такое государственное регулирование экономики, при котором государство, не вмешиваясь в оперативную деятельность предприятия, тем более в сферу внутрикорпоративных отношений, устанавливает необходимые правовые, экономические и социальные нормативы и вводит их в практику законодательным путем.

Особенности управляемых социально-экономических процессов определяются тем, что как экономические, так и социальные процессы, отражая динамику состояния экономики и будучи объектами управленческих воздействий, одновременно являются и средствами их реализации. Кроме того, специфика такого управления в отличие от управления производственными процессами заключается в более широком аналитическом, исследовательском характере поиска управленческих решений в сочетании с оперативностью их реализации. Это предопределяет необходимость подготовки экономистов-аналитиков широкого профиля, ориентированных на управление экономическими и социальными процессами во всех сферах экономики с учетом отраслевой специализации. Следует также учесть возрастающее значение этой деятельности с точки зрения экономических и социальных последствий принимаемых решений. Ведь в силу того, что любое управленческое решение должно предваряться анализом конкретной ситуации (диагностика), ее перспективной динамики (прогнозирование), разработкой и обоснованием возможных стратегий поведения, навыками анализа соответствующей информации должен обладать каждый управленец. Поэтому потребность в повышении качества аналитических навыков и умений среди руководящего состава растет по мере их продвижения вверх по иерархической лестнице.

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

В социальноэкономических и политических процессах особый интерес представляют управляемые процессы т. Социальные управляемые процессы включают в себя: деятельность направленную на сохранение жизни и здоровья человека его физическое развитие организацию дошкольного и специального трудового воспитания на создание жилищных коммунальных торговых и бытовых условий обеспечение коммуникациями и поддержание других важных составляющих в которых выражаются эти процессы воспроизводства и общения человека. Экономические управляемые процессы...

УПРАВЛЯЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ИХ СВЯЗИ И ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ.

В социально-экономических и политических процессах особый интерес представляют управляемые процессы, т.е. те, которые поддаются управляющему воздействию со стороны государства, государственных и муниципальных органов власти.

  1. Социальные управляемые процессы включают в себя: деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья человека, его физическое развитие, организацию дошкольного и специального трудового воспитания, на создание жилищных, коммунальных, торговых и бытовых условий, обеспечение коммуникациями и поддержание других важных составляющих, в которых выражаются эти процессы воспроизводства и общения человека.
  2. Экономические управляемые процессы осуществляются через непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств производства. Эти процессы включают в себя: природные ресурсы, средства производства, рабочую силу; одновременно создаются новые продукты производственного и непроизводственного назначения. На эти процессы влияют: природная среда, состав и качество природных ресурсов, уровень развития производительных сил, научно-технический прогресс, тип общественных отношений и их уровень, степень трудовой, социальной и интеллектуальной развитости человека и многое другое. Состояние и продуктивность экономических управляемых процессов характеризуют уровень развития общества и возможности государственного управления в нем.

3) Политические управляемые процессы характеризуются следующими особенностями. Во-первых, сфера политики и сфера государственного управления не совпадают друг с другом (политические интересы реализуются не только через государственное управление, так же как и государственное управление занято решением не только политических проблем). Во-вторых, политическая деятельность имеет более широкий смысл (кроме управления государственными и общественными делами), включает в себя теоретическую деятельность в сфере политики, деятельность по формированию политического сознания людей, политическую пропаганду и агитацию, политическую организацию.

Все представленные управляемые процессы тесно взаимосвязаны друг с другом и обладают рядом свойств:

  1. Самоактивность управляемых процессов, т.е. их способность к самодвижению на основе внутренних побудительных причин. Это естественное состояние жизнедеятельности человека, общества в целом, процессов в которых участвует человек и т.д.
  2. целеполагание управляемых процессов – самоактивность людей в управляемых объектах всегда отличается целенаправленным характером, ориентацией на конкретные явления, предметы, отношения, результаты;
  3. адаптивность управляемых процессов – приспособляемость к условиям и факторам природного и социального бытия;
  4. Способность к самоуправлению своей жизнедеятельностью и своим развитием как реакция на потребности, вытекающие из общественной ситуации.
  5. Зависимость от объективных условий и факторов общественной жизнедеятельности.
  6. Многомерность – сложность процессов, многослойный характер общественной жизни.
  7. Динамизм – процесс находится в постоянном развитии, на него оказывают действие множество факторов.
  8. Неравномерность – процессы развиваются неравномерно .
  9. Многовекторность – изменения, происходящие в основе процесса, могут иметь разные направления .

Комплекс свойств управляемых процессов определяет меру управляющего воздействия со стороны государства. Чем развитее управляемые процессы, тем сильнее проявляются их свойства и тем меньше они нуждаются в государственном управлении, которое может сводиться к координирующим действиям. Необходимо не вмешиваться в процесс, а создавать условия для его развития. Если управление социально-экономическими процессами осуществляется с помощью административных и экономических методов, то управление политическими процессами реализуется с помощью психологических методов (моральная мотивация, убеждение), т.е. создание оптимального социально-психологического климата как проявление группового сознания.

В центре социально-экономических и политических процессов находится человек.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16605. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ, ПОСТРОЕННЫХ НА ОСНОВЕ ОПЕРАЦИОННОГО УСИЛИТЕЛЯ К140УД1408 336.61 KB
Отчет по лабораторной работе № 1 макет № 18 по дисциплине Электротехника электроника и схемотехника на тему: ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ ПОСТРОЕННЫХ НА ОСНОВЕ ОПЕРАЦИОННОГО УСИЛИТЕЛЯ К140УД1408 Цель работы Изучение возможностей практическог...
16606. Исследование усилителя, построенного на основе микросхемы К118УН1 235.75 KB
Отчет по лабораторной работе №3 по дисциплине Электротехника электроника и схемотехника на тему: Исследование усилителя построенного на основе микросхемы К118УН1 Цель работы Изучение принципов построения транзисторных усилителей устройств с резис...
16607. ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЕНСАЦИОННОГО СТАБИЛИЗАТОРА НАПРЯЖЕНИЯ 112.73 KB
ОТЧЕТ о лабораторной работе №6 по курсу Электроника ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЕНСАЦИОННОГО СТАБИЛИЗАТОРА НАПРЯЖЕНИЯ Цель работы Исследование принципа построения и основных характеристик компенсационного стабилизатора напряжения Схемы Принципи...
16608. Изучение Программы Libedit пакета Orcad 11.99 KB
Лабораторная работа 1. Изучение Программы Libedit пакета Orcad. Цель работы: изучить назначение возможности и основные команды программы Libedit. Порядок выполнения работы: 1. Открыть подкаталог exe каталога Orcad и запустить на выполнение программу libedit.exe. 2. Внимател
16609. Создание библиотеки элементов пакета Orcad 13.93 KB
Лабораторная работа 2. Создание библиотеки элементов. Цель работы: научиться создавать библиотеку собственных схемных элементов с помощью программы LIBEDIT на примере создания резистора конденсатора диода транзистора. Порядок выполнения работы: 1. Запустить на
16610. Редактирование стандартных библиотечных элементов пакета Orcad 12.39 KB
Лабораторная работа 3. Редактирование стандартных библиотечных элементов. Цель работы: получение навыков редактирования готовых элементов библиотек импортирование элемента из библиотеки изменение элементов библиотеки экспортирование элементов в собственн
16611. Работа с макрокомандами пакета Orcad 12.96 KB
Лабораторная работа 4. Работа с макрокомандами. Цель работы: получение навыков работы с макросами макрокомандами. Использование встроенных макросов создание вызов сохранение собственных макрокоманд. Порядок выполнения работы: 1. Запустить на выполнение прогр
16612. Изучение команды LIBRARY программы PCB пакета Orcad 14.36 KB
Лабораторная работа 5. Изучение команды LIBRARY программы PCB. Цель работы: изучить назначение возможности и основные команды пункта меню Library программы PCB пакета ORCAD. Порядок выполнения работы: 1. Запустить на выполнение программу pcb.exe находящуюся в подкаталоге EXE катал...
16613. Разработка корпусов схемных элементов пакета Orcad 12.88 KB
Лабораторная работа 6. Разработка корпусов схемных элементов. Цель работы: получение навыков создания корпусов элементов принципиальных схем средствами программы PCB разработанных ранее с помощью программы LIBEDIT. Порядок выполнения работы: 1. Запустить на выполнени