1. Понятие социальной адаптации.

2. Виды социальной адаптации.

3. Типы и формы адаптационного процесса.

4. Этапы процесса социальной адаптации. Его условия.

Вопросы для самоконтроля

Важную роль в содержании социальной работы играет адаптация. Ее можно охарактеризовать с двух сторон:

во-первых, – это процесс взаимодействия клиента социальной работы с социальной средой;

во-вторых, – это отражение определенного результата социальной работы , который может выступать критерием ее эффективности.

Социальная адаптация, как и многие другие категории в социальной работе, представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого человек приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Особое значение приобретает социальная адаптация в переломные периоды как жизни человека, так и в периоды радикальных перемен в обществе (политических, экономических и др.). 90-е годы прошлого века это хорошо показали.

В настоящее время проблема социальной адаптации привлекает особое внимание. Это обусловлено тем, что современная жизнь требует от человека ускоренного процесса адаптации к окружающим условиям в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, политической, правовой и др.

Воздействовать на процесс включения личности в новую социальную среду можно лишь тогда, когда познана его сущность, структура, механизмы, специфика его протекания в различных областях социальной жизни.

А воздействовать надо для того, чтобы оптимизировать этот противоречивый процесс социальной адаптации.

В современной литературе проблемы адаптации рассматриваются по нескольким направлениям:

Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.

Процесс адаптации – это усвоение социальных ценностей через механизмы социализации по самым разным направлениям.

Человек как активный субъект осваивает и использует в жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации. К ним относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. То есть фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации. А адаптация является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития.

Мы знаем, что социальность – сущностная сторона человека, его качественная сторона. Исключение – только психически больные люди и те, кто не прошел с детства этапы социализации (эффект «дети Маугли»).

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой. Но доминирует здесь социальная. И полная социальная адаптация включает

Рассмотрим эти виды адаптации.

Управленческая (организационная) адаптация . Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (в быту, на работе). Невозможно создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Следует отметить, что социальная адаптация – процесс управляемый. Управление им осуществляется в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее допроизводственной, производственной, непроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности. Кроме того, управление осуществляется и в русле самоуправления (это предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам).

Экономическая адаптация – сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок». Он включает в себя адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню заработной платы, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека.

Педагогическая адаптация – приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивидов.

Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека. Поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

Психологическая адаптация – процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки.

Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, так как постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

Здесь можно вспомнить два понятия:

Стресс – состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

Адаптационный синдром – совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры).

Оба понятия ввел в 1936 г. канадский физиолог Г. Селье.

Оба понятия широко распространены. В частности, одна из основных причин распространения теории стресса заключается в том, что она претендует на объяснение многих явлений повседневной жизни, реакций человека на неожиданные события, возникающие трудности (заболевание).

Мы прекрасно понимаем, что стресс – неотъемлемый спутник жизни. Он может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам.

В широком понимании, стрессом являются и любовь, и творчество, приносящие удовлетворение и защищенность от внезапных «ударов» жизни.

Жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени физического и нервно-психического напряжения. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень напряжения, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие он ни избрал. В противном случае может развиться дистресс безделья.

Так, для человека, оказавшегося без работы, особенно опасным является длительное состояние незанятости. Такое состояние действует разрушающе на личность, подрывает ее способность вернуться в систему социальных отношений полноценным работником.

Западная статистика показывает: если человек находится без работы более года, то он, как правило, теряет способность найти работу.

В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия:

– дискуссионная терапия,

– интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ),

– методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и др.),

– групповая (индивидуальная) поведенческая терапия,

– суггестивные методы.

Психологическая поддержка – часть более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.).

Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях (помощь клиенту в поиске работы, в утверждении социального статуса в восстановлении веры в духовные ценности и др.).

Профессиональная адаптация – приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

Как видим, адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации.

Человека – субъекта деятельности необходимо рассматривать как сложную, многомерную социопсихологическую-биофизиологическую систему.

В рамках системного подхода адаптация личности предстает и процессом, и результатом функционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов.

Следовательно, полноценное исследование адаптации человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от биологического до психосоциального и учетом их взаимосвязей и взаимовлияний.

Процесс приспособления индивида к новой среде жизнедеятельности предполагает выделение тех её сторон, свойств и характеристик, к которым необходимо адаптироваться, прежде всего, т.е. объекта социальной адаптации. В зависимости от того, что выступает в таком качестве, можно выделить некоторые виды социальной адаптации.

1. Функциональная , представляющая собой приспособление субъекта к новой социальной среде через освоение и выполнение новых социальных функций. Например, адаптация ребёнка к школе возможна, в том числе, и через освоение им функциональных обязанностей учащегося.

2. Организационная , связанная с освоением и приспособлением субъекта к новым организационным структурам, к новой системе социальной или внутри-групповой стратификации. Примером подобной адаптации может служить освоение человеком иерархических отношений в новом для него коллективе. Например, на работе, воинской службе.

3. Ситуативная , представляющая собой внешнее приспособление субъекта к новым условиям существования и жизнедеятельности. Данный вид социальной адаптации можно наблюдать, когда субъект начинает приспосабливаться к среде через выполнение некоторых её требований, правил и норм.

Возникновение трудной жизненной ситуации отдельных категорий клиентов опосредуется изменениями внешних условий социальной среды.

Поэтому для социальной работы важно исследование благоприятных внешних и содействующих внутренних условий, с помощью которых клиент повышает свой социальный статус и достигает равновесия с социальной средой.

В социально-психологических исследованиях считают, что

социальная адаптация – это:

1 – процесс активного включения в социальную среду;

2 – состояние гармонии между человеком и социальной средой. Это значит, что реализуя свои потребности, человек не нарушает требований социальной среды (социальных норм, нравственных устоев, традиций и т.д.).

Совместная деятельность специалиста по социальной работе и клиента создает возможность для установления отношений с незнакомым человеком. Во время общения она моделирует сложную ситуацию, из которой необходимо найти выход. Такая совместная деятельность предполагает подготовку к творческому делу и обсуждение результатов.

Как видим, эта совместная деятельность специалиста по социальной работе и клиента содержит ряд проблемных ситуаций, разрешая которые человек приобретает опыт и развивает способности, обеспечивающие его социальную адаптацию.

Совершенно справедливо А.А. Налчаджян отмечает, что процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать «процессом социально-психологической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения жизненных задач» [Налчаджян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджян. – Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988. – С. 17].

Социальная деятельность, которую организует специалист по социальной работе, включает в себя специально разработанные практические ситуации. Она позволяет клиенту проявить себя, свои навыки, развить новые способы поведения, способствующие социальной адаптации.

В связи с этим различают активный и пассивный типы адаптационного процесса .

Активный тип адаптационного процесса . Клиент преобразует или устраняет проблемную ситуацию. Адаптивные ресурсы личности мобилизуются для осмысления вариантов решения проблемы. В данном случае развиваются творческие способности, приобретаются новые знания и навыки социальной компетентности.

Пассивный тип адаптационного процесса проявляется в сохранении проблемной ситуации в ее первоначальном виде. Он предполагает избегание и самоустранение клиента от решения проблемы, приспособление к действительности.

А.А. Налчаджян отмечает, что для обозначения данного типа адаптации (с сохранением проблемной ситуации) правомерно использовать термин «приспособление»: личность меняется, а ситуация, в основном, остается без изменения. Механизмами и стратегиями приспособления в данном случае являются все разновидности конформизма.

При пассивном типе адаптационного процесса клиент, как правило, ориентируется на специалиста по социальной работе. У клиента формируется зависимость от других людей. Все это исключает желание использовать собственные ресурсы, приобретать новые знания, умения, навыки.

Для деятельности в области социальной работы характерно еще одно понятие:

социально-психологическая адаптированность – состояние взаимоотношений личности и группы, при котором «личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа» (Налчаджян А. А. Там же. С. 17).

Человек постоянно находится в поиске благоприятной социальной среды, способствующей его самореализации, раскрытию творческих способностей и их свободного выражения. А благоприятную социальную среду создают внешние условия. Подготовка клиента к социальной адаптации достигается через обучение определенному поведению и освоение различных социальных ролей в деятельности, которая организуется специалистами.

Адаптационные процессы проявляются в трех формах. Каждая из них имеет различное соотношение стихийных и сознательных приспособительных механизмов.

1 форма . Преимущественно стихийное протекание адаптационных процессов. Проявляется в неудовлетворенности человека условиями его самореализации. Он полностью не осознает пути выхода из создавшегося положения.

В данном случае завершением адаптационных процессов чаще всего является отказ (полный или частичный) от общественно полезной деятельности. Центр активности человек перемещает в сферу досуга или самореализуется в альтернативных группах, не входящих в социальную структуру общества. В современном обществе эти процессы выражены в переориентации человека на самого себя (всевозможные оздоравливающие системы, нетрадиционные способы психологической и физиологической самореализации, развитие «экстрасенсорных» способностей, стремление к мистическим и оккультным переживаниям и т.д.).

2 форма . Характерно примерно равное соотношение стихийных и сознательных элементов. Проявляется в конструировании идеальных моделей воображаемой деятельности без реального их воплощения. Результат данной формы адаптации личности – создание различных социальных утопий и их пропаганда.

3 форма . Связана с преобладанием сознательных элементов. Выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности. При прочих равных условиях эта форма адаптации в наибольшей степени способствует действительной самореализации личности и ее превращению в субъект общественного развития.

В практике социальной работы технология регулирования адаптивных процессов особую значимость приобретает в стационарных социальных учреждениях для детей и взрослых, в том числе в дома-интернатах для прстарелых.

В связи с тем, что социальная адаптация представляет – процесс, протекающий во времени, возникает вопрос о его этапах. Польский социолог Я. Щепаньский выделяет четыре этапа.

1 этап – подготовительный (начальный). Адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается. Протекает до момента включения клиента в социальную группу. Связан с определением правового статуса человека, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.

2 этап – терпимость. Когда и социальная среда, и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга. Клиент включается в социальную группу. Предполагает помощь новому участнику в адаптации к реальным условиям.

3 этап – приспособление («аккомодация»). Связан со взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности. Происходит усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности. Клиент приобретает новый социальный опыт.

4 этап – полная адаптация («ассимиляция»). Индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые. Наступает устойчивая социально-психологическая адаптированность. Проявляется в способности клиента разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды.

Таким образом, социальная адаптация – процесс включения клиента в социальную среду. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, находится в поиске среды, благоприятной для ее самореализации. Такая среда создается с помощью ряда условий. Специалисту необходимо учитывать то, что:

– подготовка к социальной адаптации достигается в процессе обучения определенному поведению и освоения социальных ролей в деятельности, организуемой специалистами;

– организационная культура специалиста по социальной работе регулирует поведение и развивает самоконтроль клиента, способствует проявлению его индивидуальности в условиях дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждом человеке;

– процесс социальной адаптации активизируется благодаря признанию окружением клиента его человеческих достоинств.

Таким образом, важным внешним условием, характерным для деятельности специалиста по социальной работе, является создание в процессе совместной деятельности практических ситуаций, позволяющих клиенту проявить себя.

Данное состояние предполагает:

– умение контролировать ситуацию,

– способность в ней разобраться и дать оценку,

– компетентность,

– независимость и

– умение быть объективным.

Тем самым клиент дополняет свои способности, приобретает новый социальный опыт поведения, умения и навыки, которые развивают в нем социально-психологическую адаптированность.

В заключение необходимо отметить, что существуют специфические моменты технологии социальной адаптации:

Только человеку свойственно создавать специальные «приспособления», определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;

Только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;

Процесс «принятия» или «неприятия» индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;

Человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации.

Итак, только человек способен с помощью особой технологии целенаправленно контролировать и регулировать процесс социальной адаптации, только для человека характерна относительная способность варьировать свое поведение при изменении условий и обстоятельств.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему процесс социальной адаптации важен для социальной работы?

2. Что такое социальная адаптация?

3. Какие существуют виды социальной адаптации?

4. Что характерно для активного и пассивного типов адаптационного процесса?

5. В каких формах проявляются адаптационные процессы?

6. Какие этапы проходит клиент в процессе социальной адаптации?

7. Какие условия необходимо учитывать специалисту при создании адаптационной среды?

8. Каковы специфические моменты технологии социальной адаптации?

1. Понятие о социальной экспертизе, ее цель, задачи и функции. Объекты социальной экспертизы и субъекты экспертных оценок.

2. Виды социальной экспертизы.

3. Организационные модели социальной экспертизы.

4. Методы социальной экспертизы.

5. Медико-социальная экспертиза и ее особенности.

Вопросы для самоконтроля

Важнейшим компонентом системы социальной технологизации является экспертиза. Она применяется при решении многих социальных задач и оказании помощи некоторым категориям населения.

Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.

Социальная экспертиза – это профессиональное исследование социальной проблемы и ее аспектов (социального объекта). Проведение социальной экспертизы требует специальных знаний и обоснованного заключения, содержащего достоверную информацию об объекте, конкретные предложения (рекомендации) для принятия решений и возможный прогноз.

Общее для множества специальных видов экспертиз:

– они представляют собой исследование, а в некоторых случаях (врачебно-трудовая, судебно-психиатрическая и некоторые другие экспертизы) – освидетельствование;

– предполагают указание на специальный, порой закрепленный в ведомственных актах или даже в законах порядок их назначения и проведения;

– в основном применяются при диагностике, проектировании и составлении прогнозов.

В ряде экспертиз точно фиксируется характер окончательного вывода.

Главная специфическая черта экспертизы заключается в том, что она представляет собой исследование задачи, плохо поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой. Такое исследование осуществляется путем формирования мнения (составления заключения) специалиста, способного восполнить недостаток информации по исследуемому вопросу.

Так как в социальной сфере наблюдается множество задач, которые с трудом поддаются точным расчетам, поэтому экспертные оценки здесь находят широкое применение. В совокупности различные виды оценивания решений или проектов решений в социальной сфере представляют собой социальную экспертизу .

Цель социальной экспертизы : установление соответствия деятельности органов государственной власти и других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений относительно достижения этого соответствии.

Задачи, которые решает социальная экспертиза :

– дать аргументированное заключение о соответствии нормативных правовых актов и деятельности органов государственной власти, решений и деятельности органов местного самоуправления и т.д. положениям социальной политики;

– выявить положения документов или факты деятельности, которые могут иметь негативные социальные последствия, и оценить возможные масштабы таких последствий;

– оценить на предмет соответствия законным интересам граждан проекты нормативных правовых актов, социальные проекты и программы и представить вывод о целесообразности и допустимости их реализации;

– внести предложения по решению возникшей социальной проблемы.

Как видим, социальная экспертиза – исследование, проводимое специалистами (экспертами), включающее:

– диагностику состояния социального объекта,

– установление достоверности информации о нем и окружающей его среде,

– прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты,

Данное определение соответствует четырем функциям социальной экспертизы :

– диагностическая функция – освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;

– информационно-контрольная функция – исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы при ее искажении;

– прогностическая функция – выявление возможных состояний социального объекта в зависимости от времени упреждения (кратко-, средне- и долгосрочной перспективе) и возможных сценариев развития процесса;

Таким образом, социальная экспертиза проводится в том случае, когда нужно оценить позитивные или негативные последствия принятия нормативных правовых актов и других управленческих решений, а также когда предстоит принимать такие акты и решения по подготовленным проектам.

При всех недостатках, вытекающих из сложностей оценки социальной сферы, социальная экспертиза все же может дать важные результаты для принятия управленческих решений. Потребность в проведении социальной экспертизы возникает всегда, когда решение нормативного характера (принятое или подготовленное к принятию) может сказаться положительно или отрицательно на жизнедеятельности людей, при этом у принимающего решения органа

1) нет ясности:

В возможных масштабах влияния принимаемого решения на жизнедеятельность людей;

В том, насколько будут различаться последствия его peaлизации для разных социальных групп, разных территорий, как они проявятся в разных социокультурных условиях;

В том, какое ресурсное обеспечение необходимо;

2) такая ясность не может возникнуть по причинам:

Отсутствия общего мнения в принимающем решения органе;

Недостатка аргументов «за» и «против» подготовленного решения;

Невозможности получить аргументы иным, кроме экспертного, путем;

3) есть намерение:

Прогнозировать последствия своих решений и социально-проектной деятельности;

Аргументированно противостоять внешнему давлению «сверху», «снизу», «сбоку» (решениям или проектам решений органов более высокого уровня, подведомственных органов, иных участников демократического управления обществом), добиваясь признания этих аргументов и внесения соответствующих изменений в названные решения или действия;

4) есть несколько противоречащих друг другу решений (проектов), требующих внешнего арбитра для того, чтобы определиться с выбором наилучшего варианта.

В качестве социальных объектов выступают: люди, социальные общности, социальные институты и процессы, организации, социальные ценности, идеи, концепции, нормативные акты и т.п., прямо или косвенно предусматривающие социальные изменения. Перечень социальных объектов не может быть четко определен. Это обусловлено тем, что социальная реальность многообразна и несводима к небольшому числу характеристик.

В качестве субъектов экспертных оценок выступают те, кто такие оценки формирует. Проще было бы назвать их экспертами . Следует отметить, что в социальной экспертизе участвует большое количество субъектов экспертных оценок. В организационном отношении они находятся как бы на двух ступенях лестницы.

На первой ступени субъектом является орган государственной власти, формирующий заказ на экспертизу, или негосударственная структура. Такая негосударственная структура, как органы местного самоуправления, действует в этом случае в объеме полномочий, установленных законодательством: общественные объединения также могут быть организаторами экспертизы – чаще всего в альтернативном порядке. Всех субъектов первой ступени объединяет то, что они принимают решения нормативного характера, способные влиять на жизнедеятельность людей, на общественные отношения. Поэтому мы называем их общим термином – «принимающие решения органы».

На второй ступени в роли субъекта выступает исполнитель заказа на социальную экспертизу. В зависимости от характера заказа исполнителем могут быть:


Похожая информация.


Термин «адаптация» происходит от позднелатинского «adaptatio»- приспособление, прилаживания. Он был введен немецким физиологом Аубертом в 1865 году, для описания явления приспособления органов зрения и слуха к воздействию раздражителей.

Можно выделить четыре вида адаптации человека : биологическая, физиологическая, психологическая, социальная . Они тесно взаимосвязаны, но иногда на различных условиях реализации адаптационной потенции личности могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.

Термин биологическая адаптация используется для обозначения степени приспособленности строения и функций организмов (особей, популяций, видов) к условиям среды.

Под физиологической адаптацией следует понимать совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды.

Психологическая адаптация определяется активностью личности, и в общем виде представляет собой процесс взаимодействия личности и среды. Его можно представить как единство аккомодации (усвоение правил среды, «уподобления ей») и ассимиляции (преобразование среды, «уподобление ее себе»).

Социальная адаптация – это процесс активного приспособления индивида или группы к определенным нормам, ценностям, условиям, изменениям социальной среды.

В социальной работе адаптация рассматривается как процесс приспособления личности (социальной группы), попавшей в трудную жизненную ситуацию к среде жизнедеятельности. Причиной этого в основном служит изменение социального статуса личности в результате потери работы, выхода на пенсию, инвалидности, вынужденной миграции, резким ухудшением социально-экономической обстановки и т.д.

(При подготовке к семинарскому занятию знать следующие виды социальной адаптации: управленческая, экономическая, педагогическая, психологическую, профессиональную. Источник – Технология социальной адаптации / под ред. И.Г. Зайнышева. Ст. 50-53)

Процесс социальной адаптации это всегда взаимодействие личности со средой. Поэтому на ход этого процесса оказывают влияние, как различные условия среды, так и особенности самой личности. Поэтому следует выделять две характерные стороны процесса социальной адаптации: объективную и субъективную.

Объективная сторона процесса социальной адаптации заключается в том, что человек на протяжении всей жизни приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. То есть происходит непрерывное усвоение и развитие механизмов адаптации, в формировании которых активное участие принимает окружающая среда.

Субъективный процесс социальной адаптации связан со всеми аспектами социально-психологического развития личности, с ее характерными свойствами и особенностями.

Процесс социальной адаптации может быть представлен двумя историческими типами. Первый представляет собой способ развития личности в социальной среде. В таком контексте человеческая жизнь рассматривается как поэтапная адаптация к новым жизненным условиям, к новой социальной среде. Второй тип социальной адаптации связан с состоянием переходности общества. Речь идет о макросоциальных изменениях в обществе, происходящих при переходе от одной стадии развития цивилизации к другой.

Исходя из того, что на процесс социальной адаптации личности влияют различные по масштабности факторы социальной среды, его необходимо рассматривать в трех структурных условиях:

1. Общество (макросреда). Этот уровень позволяет выделить процесс социальной адаптации личности в контексте социально-экономического, политического и духовного развития общества;

2. Социальная группа (микросреда). На этом уровне происходит интеграция индивида с его социальной группой;

3. Сам индивид (внутриличностная среда). Индивидуальная адаптация это стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции личности и встречного влияния общества.

Эффективному развитию механизмов социальной адаптации способствует взаимодействие многих составляющих – это и объективные социальные условия, и условия непосредственной среды обитания и сама личность. В основе понимания механизмов социальной адаптации лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существующей социальной действительности.

Социальная адаптация связана со всеми видами преобразований индивида и происходит в социальной деятельности, общении и самосознании.

Социальная деятельность – ведущий механизм социальной адаптации, позволяющий индивиду активно и полноценно включаться в социальную среду.

Общение - механизм социальной адаптации, который направляет и расширяет круг усвоения социальных ценностей при контакте с другими индивидами.

Самосознание личности – механизм социальной адаптации, при котором осуществляется формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли.

(рассказать об активном характере адаптационного процесса, векторе активности)

Результат процесса социальной адаптации можно охарактеризовать с помощью понятия «адаптированность личности».

Под адаптированностью понимать такие взаимоотношения личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляют к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Выделяют следующие виды адаптированнности:

а) адаптированность в сфере «неличностной» социально – экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства;

б) адаптированность в среде личностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоцианально насыщенные связи с другими людьми.

Именно суммарное проявление этих видов адаптированности можно признаком эффективной социальной адаптации.

Выделение понятия адаптированности личности приводит нас к необходимости проведения анализа механизма взаимодействия личности и среды, приводящего к достижению этого состояния.

Социальная адаптация на личностном уровне включает в себя:

1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;

2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного окружения, путем их рационального осознания;

3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды.

Для выявления возможностей управления процессом адаптации необходимо уточнить – как обеспечить именно ту форму протекания данного процесса, которая приведет к эффективному осуществлению деятельности индивида без значительных психологических затрат с его стороны.

Для этого необходимо детально рассмотреть психологический механизм взаимодействия среды и личности.

При столкновении с изменившимися условиями среды появляется ряд факторов, вносящих дезорганизацию в психическую деятельность, регулирующую поведение человека. Возникает необходимость в ответной реакции на раздражители, вызванные изменившимися условиями. Относительная дезорганизация психических функций является сигналом для активизации адаптационного механизма, конечным результатом действия которого является организация нового уровня психической деятельности в соответствии с изменившимися условиями среды. Схематично этот процесс можно представить так: факторы среды – первичная дезадаптации – активизация адаптивных механизмов – адаптивное поведение.

В таком виде процесс адаптации можно трактовать как систему действий, направленных на ликвидацию временной дезадаптированности и приводящих к созданию состояния адаптированности личности.

Состоянием противоположным адаптированности является состояние дезадаптации. Можно выделить несколько видов дезадаптации личности:

1) временная дезадаптированность, которая устраняется с помощью адекватных, адаптивных, предметных, социальных и внутрипсихических действий;

2) устойчивую дезадаптированность (ситуативную и общую), которая имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в изменяющихся социальных условиях.

В свете приведенной выше классификации можно выделить два вида адаптационного процесса: адаптация с достижением личностью состояния адаптированности и дезадаптация.

Дезадаптивным называется такой ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных переживаний, которые она вызывает.

Существует модель социальной адаптации личности с выделением критериев адаптации личности внутреннего и внешнего плана (рис.1).

Рис. 1 Модель социальной адаптации А.А. Реана

Внутренний критерий ученый связывает с психоэмоциональной стабильностью, личной комфортностью, состоянием удовлетворенности, отсутствием дистресса и т. д. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды.

Im- (Im- Imaginary (англ.) – мнимый) адаптация по внутреннему критерию характеризуется дезадаптацией по внешнему критерию, проявляющейся как конфликтное, ассоциальное, контрнормативное и деликвентное поведение. Одновременно при этом может иметь место «внутренняя гармония» – адаптированность по внутреннему критерию. Im – адаптация по внутреннему или по внешнему критерию, это не полная, односторонняя, но вполне вероятная форма адаптации личности.

Системную социальную адаптацию Re (Re – Real (англ.) - действительный) А.А. Реан определяет как появление нового системного образования – способности личности к самоактуализации в гармонии с реальным социумом.

Благоприятное течение процесса социально-психологической адаптации обеспечивается функционированием внутренних и внешних механизмов адаптации, которые приводят личность к состоянию комплексной адаптированности, выражающейся как в адекватном новым условиям среды поведении, так и достижением личности внутренней гармонии.

Социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными социальными учреждениями социального обслуживания и отдельными социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективной реализации задач социальной защиты населения. Основное отличие технологий социальной работы от других социальных технологий - направленность на человека (т. е., на клиента социальной работы - отдельного индивида или группу).

Одна из самых востребованных технологий социальной работы - социальная адаптация. Особое внимание при характеристике социальной адаптации надо уделить понятию «социализация».

Оба понятия характеризуют усвоение чего-либо нового и приспособление к каким-либо изменениям.

Но социализация - длительный, постепенный процесс, осуществляемый на протяжении всей жизни человека.

А адаптация - кратковременный и интенсивный процесс, скорость которого позволяет быстрее или медленнее нормализовать социальное функционирование.

Процесс социальной адаптации представляет собой единство следующих стадий:

  • 1) Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванное резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой. Эта стадия является наиболее тяжелой, ей сопутствуют фрустрация, парализующий страх ил чрезмерная физическая активность. В ряде случаев, адаптационный шок может стать основой для разрушения человеческой личности или даже ее физической гибели;
  • 2) Мобилизация адаптационных ресурсов. На данном этапе наступает глубокое осмысление ситуации и концентрация усилий на сознательном поиске оптимального выхода из нее. Эта стадия предполагает активизацию адаптационного потенциала субъекта. Под ним понимается совокупность свойств и ресурсов, которые имеются у человека или группы в скрытом виде, и активизируется и актуализируется в процессе социальной адаптации;
  • 3) Ответ на «вызов среды» - завершающая стадия социальной адаптации. Ее содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учетом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.

Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации к новым условиям своей жизнедеятельности.

Технология социальной адаптации осуществляется с помощью разных механизмов. Можно выделить следующие механизмы:

  • 1) Психические механизмы, направленные на формирование и развитие психики субъекта, воздействие на нее различных факторов социальной среды. В эту группу можно отнести, например, психологическую защиту. психологическую травму, психологическое внушение, убеждение;
  • 2) Социально-психологические механизмы. Они предназначены для приспособления индивида к среде через ее освоение различными способами. Сюда включаются, во-первых, когнитивные механизмы - т. е., приспособление к среде через ее исследование, изучение и познание (механизм воображения, мышления, познавательной деятельности). Во-вторых, эмоциональные механизмы - приспособление субъекта к среде через те эмоциональные состояния, которые она вызывает. В-третьих, поведенческие механизмы - выбор и реализация субъектом в новой для него ситуации определенной модели поведения и деятельности;
  • 3) Социальные механизмы - это наиболее значительные элементы такой группы феноменов. К ним относится, прежде всего, механизм социальной деятельности. Его можно рассматривать как универсальный механизм социальной адаптации. Именно в процессе социальной деятельности осуществляется собственно включение субъекта в новую систему социальных отношений, норм и ценностей. В рамках социальной деятельности субъект приобретает новые социальные статусы и роли, позволяющие ему войти в новую социальную среду.

Также механизмом этой группы является механизм социального общения. Он позволяет субъекту совершенствовать имеющиеся у субъекта навыки общения и приобретать новые, расширять социальную среду собственной жизнедеятельности и усваивать новые социальные нормы и ценности. Внешней формой адаптационных процессов, позволяющей делать выводы о том, насколько успешно они протекают в каждом конкретном случае, является адаптационное поведение. Оно представляет собой процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определенные механизмы социальной адаптации.

Также социальная адаптация классифицируется в зависимости от готовности принятия субъекта:

  • 1) Добровольная адаптация - это ситуация, при которой новые условия жизнедеятельности, предлагаемые субъекту средой, не противоречат его системе ценностных ориентаций, убеждений и идеалов и открывает перед субъектом новые возможности и перспективы, поэтому принимается без сопротивления;
  • 2) Вынужденная адаптация - это ситуация, противоположная предыдущей. В данном случае характеристики и свойства новой для субъекта среды жизнедеятельности не соответствуют и противоречат его ценностно-нормативным установкам. Но при этом, субъект не может не принять эти новые характеристики.

Таким образом, социальная адаптация - достаточно обширное понятие. Как технология социальной работы, социальная адаптация представляет собой систему мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности. Рассмотрение социальной адаптации как технологии указывает на определенную последовательность действий, выстраивающую в один ряд цель, средства и результат.

Поэтому социальную адаптацию можно представить в виде определенного алгоритма.

Алгоритм - это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности действий получить результат с определенными исходными данными. Применительно к социальной работе - это последовательность воздействий, направленных на преобразование клиента социальной работы и его перевод в искомое состояние. Таким образом, алгоритм социальной адаптации как технологии социальной работы включает следующие последовательно реализуемые этапы:

  • 1) Диагностический - на нем определяются причины и продолжительность необходимого воздействия на клиента;
  • 2) Формирующий - социальный работник определяет степень готовности клиента к возможным изменениям своей жизнедеятельности;
  • 3) Обучающий - специалист объясняет и обучает клиентам таким формам обучения, которые будут способствовать нормализации его социального функционирования;
  • 4) Реализующий - клиент начинает реализовывать новые формы поведения либо корректирует старые. Этот процесс может проходить либо под контролем специалиста (когда клиенту указывают конкретное направление изменений), либо при сопровождении (т. е., создание наиболее оптимальных условий для самостоятельной реализации клиентом новых форм поведения или коррекции старых);
  • 5) Итоговый - социальный работник производит оценку результатов с учетом целей и задач адаптационного воздействия.

Очевидно, что при применении данной технологии специалист следует определенным принципам. И в первую очередь - принципу опоры на собственные силы. Это особенно актуально на реализующем этапе алгоритма социальной адаптации.

Поэтому социальный работник старается не контролировать, а сопровождать клиента при реализации новых форм поведения или коррекции старых. Важно развивать самостоятельность у клиентов социальной работы и активизировать их адаптационный потенциал.

Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой - является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма - необходимое условие профессионализма социального работника. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующей технологией.

Социальная адаптация

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio - приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса - это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений). Можно выделить четыре вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.
Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.
Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по разному влияет на личность или подталкивает ее к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени.
Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:
общество (макросреда) - адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;
социальная группа (микросреда) - адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);
сам индивид (внутриличностная адаптация) - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.
Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и др.
Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Но, с другой стороны, хорошо организованная профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля направлена на обеспечение помощи отдельным личностям, группам, социальным слоям общества на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации.
Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.
Адаптация как вид взаимодействия личности (либо группы) с общественной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального, самоидентифицированного положения в системе общественной иерархии. Самоидентификация личности, выбор, который сделает индивид, осуществляется в соответствии с самоопределением личности, с сопоставлением себя и изменившейся социальной среды.
Под адаптацией понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда - воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию. Путем анализа и коррекции социальной политики на основе этого понимания, субъекты управления могут переломить неблагоприятные тенденции, нарастающие в российском социуме, приостановить деструктивные социальные процессы.
Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адаптации: как разновидности социального отношения, социального процесса, социальной деятельности и институциональной формы. Адаптация как общественный феномен выступает сложным структурно-функциональным духовно-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Тем самым, адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений.
Адаптация к социальным изменениям в обществе связана, прежде всего, с существованием нормативно регулируемой в исторически определенный период времени социетальной системы. Ее важнейшими компонентами выступают разнообразные экономические, социальные, политические и идеологические структуры. Социокультурные системы составляют «ядро» содержания форм адаптации населения к социальным изменениям. Это происходит в связи с тем, что они непосредственно воздействуют на характер восприятия такого рода изменений, поскольку в их основе можно выделить определенный вид культуры. Адаптация к экономическим изменениям отражает элементы экономической культуры и должна опираться на них. Когда человек адаптируется к политическим изменениям, он неизбежно обращается к нормам политической культуры.
Адаптация к духовно-нравственным изменениям связана с нравственной культурой. Адаптация молодежи к изменениям в образовательной сфере связана с культурой образования, в профессиональной сфере - с профессиональной культурой, в досуговой сфере - с культурой досуга и т. д. Сложнее с адаптацией к социальным изменениям. Она имеет отношение не к какой-либо одной культуре, а к нескольким, поскольку социальные изменения имеют комплексный характер и могут дифференцироваться в зависимости от той или иной социальной сферы человеческой жизнедеятельности.
Социальная адаптация является целенаправленным взаимодействием элементов сознания и поведения социального субъекта и ценностной системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления разногласий взаимоотношений. Адаптация выступает в качестве разновидности общественных отношений, процессов, деятельности и социальных институтов, оптимизирующих и направляющих ее развитие. Главные цели адаптации как общественного феномена - преодоление дисфункций социальной системы, гармонизация взаимосвязей социального субъекта с элементами среды.
Одним из основных условий адаптации россиян к современной социально-экономической обстановке являются адекватные изменения в сознании людей - выбор новых стратегий экономического поведения, готовность нести личную ответственность за свое жизнеобеспечение. Происходят ли подобные изменения? Есть основания утверждать, что у известной части населения не происходят. Более того, изменения в экономике и структуре массового сознания часто носят разнонаправленный характер. Переход на новые образцы экономического поведения, адекватные рыночным отношениям, сильно тормозится инерцией социально-психологических установок населения на патернализм государства, на прежнюю систему социальных гарантий, мало связанных с объективными результатами трудовой деятельности работников. По-прежнему, у большинства трудоспособного населения проявляется ориентация на социально-экономическую зависимость.
На уровне отдельного человека подобные установки ведут к социальной дезадаптации трудоспособного населения. Ориентация на получение помощи извне не стимулирует активную экономическую деятельность. Такие люди не вписываются в систему рыночных отношений: зависимая, социально инфантильная личность имеет мало шансов найти себе нишу в нынешних экономических условиях. Общество же заинтересовано в том, чтобы как можно больше граждан превратились из «социально подопечных» в самостоятельных «людей возможностей». Свободная и независимая личность - это центральная фигура гражданского общества.
Установки трудоспособных людей на социально-экономическую зависимость являются дисфункцией как для личности, так и для общества в целом, препятствуя, в первом случае, полноценной социальной адаптации, в последнем - модернизации и становлению гражданского общества.
Социальной адаптации россиян мешает и анемическое состояние современного общества. Согласно классическому определению, аномия представляет собой результат конфликта или рассогласования между «культурной» и «социальной» структурами, выражающийся, прежде всего, в невозможности достичь «определяемых культурой целей» нормальными, законными, установленными обществом, средствами, и побуждении к поиску иных - девиантных - способов удовлетворения потребностей.
Отход от законных общественных способов удовлетворения потребностей и псевдоадаптация к девиантным формам поведения (которые как ни странно в современных условиях порой лучше обеспечивают жизнедеятельность людей, чем законные и одобряемые нравственностью нормы поведения), имеет пагубное значение для российского общества и потребует решительных контрмер, специализированных социальных технологий для решения этой злободневной проблемы.
В изменяющихся условиях жизнеобеспечения российского общества появляется необходимость модификации содержания одних социальных норм и выработки других. Задача совершенствования системы жизнеобеспечения россиян требует углубленного изучения механизмов поддержания и видоизменения социальной организованности с помощью механизма создания новых социальных норм и регуляции с их помощью человеческой деятельности.
Социальная адаптация личности направлена на восстановление норм, социально-полезных отношений с социальными субъектами (группами и отдельными ее членами), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности. Психологическая адаптация - усвоение социально полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды. Социальная и психологическая стороны адаптации находятся в неразрывном единстве, хотя иногда могут не совпадать.
Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает: 1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность; 2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации; 3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.
Сложность механизма социальной адаптации проистекает от того, что взаимодействуют две структурно сложные системы - личность и социальная среда. Адаптация - это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. А социальная среда на макроуровне - это общество в целом, на микроуровне - микросреда, которую составляет ближайшее окружение человека и его отношения в семье, трудовом коллективе, в различных малых социальных группах. Микросреда - это непосредственная среда, взаимодействующая с личностью в процессе ежедневной практической деятельности. Макро- и микросреда находятся в постоянном взаимодействии с личностью и в неразрывной связи между собой, т. е. формируют как типовые, так и индивидуальные признаки личности.
Социальная адаптация формируется по двум основаниям: личностно-субъективном и внешне-объективном. Можно выделить разновидности социальной среды: (С+) - микросреда с положительной направленностью, (С-) - микросреда с отрицательной направленностью. Характеристики личности можно представить: как (Л+) - личность, характеризующаяся положительной направленностью, устоявшимися взглядами, ценностными ориентациями и (Л-) - личность, характеризующаяся устойчивой антиобщественной индивидуалистической направленностью, отрицательными взглядами, установками.
Успешная социальная адаптация (А+) возможна, если взаимодействуют положительная среда и положительная личность [(С+) х (Л-h)] - это первый тип взаимодействия личности и среды.
Второй тип механизма взаимодействия личности и среды характеризуется несовпадением ожиданий-требований микрогруппы (семьи, трудового коллектива) и уровня притязаний личности адаптируемого. В этой ситуации возможны два варианта: первый - вхождение в новое социальное окружение с положительной нравственной и правовой ориентацией лиц с антиобщественной индивидуалистической направленностью (вариант социальной адаптации с неустойчивой положительной направленностью): (А+) = (С+) х х (Л-). В этом случае личность с антиобщественной направленностью имеет возможность усвоить правовые установления, перевоплотить их в свои личные качества, цели, поступки; второй вариант возникает в случае вхождения в новое социальное окружение с отрицательной нравственной и правовой ориентацией лиц с положительными личностными качествами (вариант адаптации с неустойчивой отрицательной направленностью): (А+) = (С-) х(Л+). Тут микросреда может формировать черты личности, не отвечающие интересам общества, и посредством длительного общения, взаимодействия и даже принуждения может произойти передача отрицательных образцов, шаблонов поведения. При этом возможно появление и развитие антиобщественной направленности личности, которая впоследствии реализуется в противозаконном поведении.
Третий тип механизма взаимодействия осуществляется тогда, когда отсутствие или недостаток положительных социальных связей компенсируется отрицательными, которые закрепляют отрицательную антиобщественную направленность личности, т. е. человек устойчиво остается в асоциальной или преступной среде.
Исходя из анализа возможных типов механизма взаимодействия личности и социальной среды, будет целесообразным понимать под социальной адаптацией лишь такой социальный процесс, который заключается во взаимодействии посредством общения личности и позитивной социальной среды. Приспособление личности к негативным или даже криминальным условиям социальной среды целесообразно называть «псевдоадаптацией» . В современных социальных условиях России позитивная социальная адаптация людей сочетается и с выраженной «псевдоадаптацией» многих социальных групп. Могут все чаще встречаться противоречия, когда личность усвоила и использует образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для своей ближайшей микросреды и в то же время не достигает органического единства с макросредой, обществом в целом, не интегрируется с макросредой, т. е. не является социализированной личностью.
Адаптация - двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семья, система образования, СМИ и пр.),но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями. Обладая сложной и многоуровневой структурой и функциями, адаптация оказывается способной как к глубоким изменениям в сознании и поведении субъекта, так и к внесению существенных корректив в инновационную среду. При этом ее содержание не сводится только к социальной реабилитации. Оно значительно шире, благодаря чему адаптация имеет отношение к эвристическим, эмоционально-чувственным, вербально-коммуникативным, ценностно-ориентационным, институционально-организационным и другим компонентам взаимодействия субъекта и среды.
Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности. Социальное самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при котором происходит формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли. Существуют и такие механизмы социально-психологической адаптации личности, как: 1) когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т. д.; 2) эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния:
беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т. д.; 3) практический, поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике. В целом, все эти социально-психологические механизмы социальной адаптации личности составляют полное единство. В основе социальной адаптации личности лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность человека.
Эффективность, конечный результат адаптации определяются объективными показателями достижений и субъективной удовлетворенностью своими достижениями в той профессиональной и социально-экономической позиции, которую занимает человек, занимающийся эмоциональным самочувствием личности.
Для решения задач социальной адаптации престарелых и инвалидов важное значение имеют повышение качества медицинского, бытового и психологического обслуживания, организация их досуга и посильной трудовой занятости. Важной формой социальной адаптации инвалидов является трудовая терапия, создание возможности трудоустройства, создание среды позитивного общения.
Для достижения социальной адаптации бывших заключенных необходимо осуществление многих аспектов: обеспечение возможности трудоустройства, бытового обустройства (жилье, прописка), производственная адаптация в трудовом коллективе, семейно-бытовая адаптация, восстановление положительных социальных связей, прерывание связей с преступным миром, искоренение или нейтрализация девиантных форм поведения и антисоциальных особенностей личности.
Проблемы социальной адаптации и профессиональной переориентации встают перед многими безработными, мигрантами и другими слоями населения, утратившими привычный социальный статус.
Жизненно важное значение имеет социальная адаптация детей, лишенных родительского попечительства, воспитанников детских домов. Программы социальной адаптации таких детей направлены на формирование чувства долга, готовности к самостоятельному планированию и контролю своего поведения, к решению бытовых проблем самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, умения обращаться с деньгами, к достижению социально-трудовой адаптации через трудовое и профессиональное обучение, психологической готовности к взрослой жизни в современных социальных условиях.
Медикаментозная и психологическая коррекция может играть существенную роль в решении задач социальной адаптации лиц, переживших экстремальные военные или социальные потрясения, ситуации насилия, либо работающих в экстремальных и социально-негативных условиях (работники правохранительных органов, спасательных служб и пр.)
Таким образом, конкретные разнообразные социальные проблемы на всех уровнях требуют от социальных служб оказания необходимой помощи для достижения социальной адаптации отдельных лиц, групп, социальных слоев населения. Отсюда возрастает роль социальных работников, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции.

ЛИТЕРАТУРА
Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. - СПб., 1994.
Гусев ГА. Социальная адаптация и педагогическая реабилитация несовершеннолетних. - М., 1993.
Корель Л.В. Классификация адаптации. Словарь основных понятий. - Новосибирск, 1996.
Проблемы социальной работы. - Ростов н/Д, 1996.
Силласте Г.К. Социальная помощь и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. - М., 1995.
Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. Б.Я. Жукова. - М., 1997.
Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах). Отв. ред. AM. Панов, Е.И. Холостова. - М., 1997.
Теория и методика социальной работы. Ч. П. - М., 1994.

Текущая страница: 8 (всего у книги 24 страниц)

В зависимости от целей группы позиция социального работника может быть различной. Если группа ориентирована на достижение каких-либо общезначимых целей (например, открытие спортивной площадки в микрорайоне), то социальный работник выполняет роль организатора и координатора внешних связей группы. Если цель группы – расширение сферы самосознания и индивидуального опыта за счет общения (например, тренинг коммуникативных навыков), то в этом случае социальный работник – посредник внутригруппового взаимодействия.

Метод групповой работы не имеет «застывшего» вида, в настоящее время появляются новые оригинальные формы, такие как метод семейной терапии в США.

Таким образом, социальная реабилитация представляет собой единый реабилитационный комплекс, в котором социальные, психологические, педагогические, профессиональные компоненты находятся в неразрывной связи друг с другом. Предназначением такого комплекса является формирование, восстановление, коррекция или компенсация социовитального ресурса человека, находящегося в сложной жизненной ситуации, обеспечивающего его активное социальное функционирование и достойное существование.

Темы для семинарских занятий

1. Сущность и содержание социальной реабилитации.

2. Социальная реабилитация как технология социальной работы.

3. Социальная реабилитация граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

4. Технология социальной реабилитации реализуется в основном на трех уровнях.

Темы для написания докладов и рефератов

1. Актуальные проблемы технологии социальной реабилитации.

2. Основные виды социальной реабилитации и их характеристика.

3. Принципы социальной реабилитации и их характеристика.

4. Индивидуальная программа реабилитации как комплекс специальных реабилитационных мер

5. Медицинская реабилитация.

6. Социально-средовая реабилитация.

7. Профессионально-трудовая реабилитация.

8. Необходимость создания безбарьерной среды.

9. Социокультурный контекст геронтологической проблематики.

10. Три уровня реализации технологий социальной реабилитации.

Список литературы

1. Жуков В.И., Тавадов Г.Т. Большой этнологический словарь. – М.: Изд-во РГСУ; Омега-Л, 2010.

2. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: В 3 т. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Изд-во РГСУ, 2007.

3. Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2009.

4. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб, пособие / Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Дашков и К°, 2004.

5. Технологии социальной работы: Учеб. /Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002.

6. Технология социальной работы: Учеб, пособие (материалы для семинарских и практических занятий) / Под ред. П.Я. Циткилова. – Новочеркасск, Ростов н/Д.: Пегас, 2008.

Тема 2.9
Технология социальной адаптации

Аннотация. Тема посвящена изучению технологии социальной адаптации. Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека через приспособление потенций индивида с процессами природной и социальной среды. Выделяют четыре вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная. Среди них социальная адаптация как процесс приспособления личности или социальной группы к среде жизнедеятельности. Результат социальной адаптации – показатель социализации личности, определенный тип взаимоотношений между человеком и окружающей средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон.

Цель: познакомить студентов сущностью и содержанием технологии социальной адаптации, показать основные варианты общения человека с окружающим миром, применение технологий социальной адаптации в социальной работе.


Понятие «адаптация» в научной литературе является многоаспектным и многофункциональным. Именно поэтому оно используется во многих научных областях знаний – биологии, философии, социологии, психологии, педагогике, этике и др.

В общем виде понятие «адаптация» (от лат. adapto) означает приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека через приспособление потенций индивида с процессами природной и социальной среды. Выделяют четыре вида адаптации человека: социальная, биологическая, физиологическая, психологическая. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный характер. Из всех видов адаптации нас интересует первый.

Социальная адаптация – приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе системой норм и ценностей, осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения. В социальной работе популярность технологии адаптации обусловлена наличием проблем дезадаптации в различных социальных стратах (слоях) общества. Дезадаптация – разрушение адаптивных, приспособительных механизмов. Социальная дезадаптация – разрушение жизненных планов, неготовность к функционированию в социальной ситуации.

Выделяют два варианта общения человека с окружающим миром: адаптация к внешним условиям и приспособление, изменение окружающей среды. То есть первоначально человек приспосабливается сам, а затем предпринимает попытки по изменению окружающей среды для достижения большего комфорта. Социальную адаптацию можно одновременно рассматривать как процесс, результат и как социальную технологию.

Социальная адаптация как процесс – это приспособление личности или социальной группы к среде жизнедеятельности. Результатом социальной адаптации является определенный тип взаимоотношений между человеком и окружающей средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон. В результате индивид получает возможность выживания, а макросреда трансформируется и вступает в новую стадию динамики.

Социальная адаптация как социальная технология – это технологический процесс, посредством которого достигаются определенные цели социальной работы в различных общественных сферах и областях деятельности человека. Можно выделить профессиональный, ролевой, организационный, психологический, бытовой, досуговый, политический и экономический уровни социальной адаптации, а также адаптацию к формам общественного сознания (идеология, философия, наука, религия, искусство, мораль, нормы) и адаптацию к природной среде. Последнее является предметом социальной экологии, где рассматриваются различные исторические и социокультурные формы взаимодействия человека с экосистемами, а также прогнозируются последствия нерационального типа отношения общества к природе.

Процесс социальной адаптации целесообразно рассмотреть на четырех уровнях-.

1. Макроуровень – физическое и социальное пространство в целом – рассматривает адаптацию личности, социальных слоев, общества в целом к особенностям природной экосистемы, к элементам искусственной среды, техносферы, к особенностям социально-экономической, политической, социокультурной сфер общества.

2. Мезоуровень – социальная группа, коллектив, окружение человека, семья – происходит адаптация человека или, напротив, нестыковка интересов человека с нормами социальной группы, производственным коллективом, соседской общиной, учебной группой и т. д.

3. Микроуровень – семья, ближайшее окружение – осуществляется адаптация или взаимная адаптация членов семьи друг к другу и к особенностям семейного микроклимата.

4. Мини-уровень – это сам индивид, его внутриличностная адаптация – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции, собственной Я-концепции и ее оценки с позиции других людей.

Процесс социальной адаптации начинается с установления личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей деятельности поведенческие образцы не способствуют достижению успеха и необходимо перестраивать свое поведение в соответствии с требованиями новой социальной среды. Выделяют четыре степени адаптированности личности в новой социальной среде:

1) начальная стадия – когда индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но в своем сознании не признает ценностей новой среды и может их отвергать, придерживаясь прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости – индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация – признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида его новой средой;

4) ассимиляция – полное совпадение систем ценностей индивида и среды.

Результат социальной адаптации определяется объективными показателями достижений и субъективной (групповой) удовлетворенностью, личностной (групповой), профессиональной, социально-экономической позицией, которую занимает человек (социальная группа). По результату социальной адаптации выделяются следующие типы личности (социальной группы): высокоадаптированный, среднеадаптированный, низкоадаптированный, дезадаптированный.

Технология социальной адаптации – система методов, приемов, средств, имеющих цель оказать социальную поддержку людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также помочь неадаптированным личностям. Технология применяется многими специалистами: педагогами, психологами, социальными педагогами, политиками и др.

Социальная адаптация занимает важное место в содержании социальной работы и характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, с другой – является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма – необходимое условие профессионализма социального работника. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующей технологией. Технология социальной адаптации является базовой в практической деятельности социальных работников, призванных смягчить трудную жизненную ситуацию людям, помочь тем, кто не в состоянии самостоятельно справиться со своими проблемами. Эта технология относится к числу общих технологий социальной работы, так как она применяется в отношении разных категорий населения: к пожилым людям и инвалидам, к безработным гражданам и мигрантам, к детям-сиротам и людям без определенного места жительства, к лицам девиантного поведения, к молодежи и др.

В современном обществе инновационные процессы идут непрерывным потоком, что приводит к ускоренному обновлению и изменению не только условий жизни, но и к изменению нравственных ценностей и жизненных ориентиров людей. В свою очередь, это приводит к тому, что и все общество, и социальные группы, и каждая отдельная личность вынуждены постоянно и непрерывно переживать процесс социальной адаптации.

Участвуя в процессе социальной адаптации клиента, социальный работник должен помнить о том, что рассматриваемый процесс представляет собой единство следующих стадий.

1. Адаптационный шок – общее расстройство функций социального субъекта или системы вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой. Это одна из наиболее болезненных стадий социальной адаптации, когда происходит период парализующего страха и бездействия, непонимание сути происходящего. Именно на этой стадии социальной адаптации субъект впервые сталкивается с необходимостью освоения новых элементов социальной среды и узнает их позитивные и негативные стороны. Данная стадия представляет собой достаточно серьезную опасность для субъектов, социальный, психологический и физический потенциал которых недостаточен для преодоления возникающих трудностей. В ряде случаев адаптационный шок может стать основой для разрушения человеческой личности или даже ее физической гибели.

2. Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из нее. Эта стадия связана с активным, сознательным освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. В этом случае субъект, опираясь на результаты первичного освоения новой социальной среды, на предыдущей стадии получает возможность выбрать и реализовать на практике наиболее подходящий для него способ поведения и деятельности, активизируя собственные способности и возможности.

Данная стадия социальной адаптации предполагает активизацию адаптационного потенциала – совокупность свойств и ресурсов, которая имеется у человека или группы в скрытом виде, и активизируется, актуализируется в процессе социальной адаптации. В качестве элементов адаптационного потенциала могут выступать такие характеристики субъекта, как уровень образования и квалификации, демографический и социальный статус, социально-психологические характеристики и пр. Именно наличие у субъекта адаптационного потенциала и его характерные особенности определяют способность субъекта овладеть ситуацией и освоиться в ней.

3. Ответ на «вызов среды» – это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Ее содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учетом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации. При этом необходимо помнить, что сделанный субъектом выбор не должен обязательно соответствовать требованиям среды. Субъект может ошибиться в своем выборе, избрав модель поведения и деятельности, которая соответствует его целям, стремлениям и возможностям, но противоречит объективным закономерностям и тенденциям развития ситуации, в которой протекает процесс социальной адаптации. Это обстоятельство может впоследствии привести человека к серьезным проблемам и трудностям. В подобных случаях профессиональная помощь специалиста, в том числе социального работника, важна и необходима.

Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, которые отличаются своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы.

Стратегия и тактика использования технологии социальной адаптации в практической деятельности социального работника строится на новом характере взаимоотношений между клиентом и профессионалом. Суть их состоит в переходе на субъект-субъектные отношения в форме соучастия. Согласно этому профессиональные ресурсы деятельности соцработника как руководителя, постепенно становятся ресурсами самоадаптации клиента, его самоорганизации и самопомощи. Чем выше профессионализм руководителя, чем более активно клиент включается в адаптационный процесс, тем быстрее осуществляется процесс выхода из трудной жизненной ситуации у клиента. В современной России процесс социальной адаптации во многом определяется происходящими в обществе преобразованиями, радикально меняющими характеристики социальной среды, в которой протекает жизнедеятельность субъектов. Происходит трансформация всей системы общества. Особенностями процесса трансформации в России является его высокая активность, различная скорость протекания и глубина изменений в отдельных сферах общества. Так, изменению подверглись прежде всего ценности и нормы, лежавшие в основе важнейших социальных институтов. Произошла замена системообразующих ценностей: «советских» на «рыночно-демократические»: коллективизм – на индивидуализм; общественное – на частное; относительная пассивность – на сознательную активность.

Социальная адаптация в условиях общественных преобразований представляет собой два одновременно протекающих процесса: адаптация к элементам нового общественного устройства и адаптация к переходной системе. С одной стороны, социальная адаптация может носить имитационный характер. С другой – принятие новых ценностей может привести к псевдоадаптации, которая ведет к негативным тенденциям, разрушающим личностные качества субъекта.

Возможностью для осуществления трансформационной деятельности обладает лишь небольшая доля населения. Трансформационная активность проявляется через целевую реформаторскую и массовую инновационную предпринимательскую деятельность.

Задача адаптации связана с мобилизацией всех имеющихся ресурсов. Однако для успешной адаптации необходимо не просто наличие адаптационных ресурсов, но и их «ликвидность», востребованность в данной конкретной ситуации. Государственные и муниципальные службы, в том числе и социальные, призваны помочь скорректировать и сориентировать социальные действия. Таким образом, социальная адаптация общественных преобразований в современной России выступает одним из важнейших факторов в процессах стабилизации и оптимизации социальных отношений.

Организуя работу по социальной поддержке человека, группы или организации, столкнувшихся с необходимостью социальной адаптации к новым условиям, необходимо учитывать, что этот процесс предполагает преодоление субъектом достаточно серьезных барьеров :

Социально-психологические (убеждения, принципы, привычки, стереотипы поведения и деятельности, присущие субъекту);

Социальные (представляющие собой негативные характеристики социальной среды, в которой протекает процесс адаптации);

Социокультурные (ценностно-нормативные характеристики субъекта).

Социально-психологический барьер особенно проявляется в отношении социально-психологической адаптации россиян к новым социально-экономическим условиям. При этом одним из важных условий адаптации россиян являются адекватные изменения в сознании – выбор новых стратегий экономического поведения, готовность нести личную ответственность за свое жизнеобеспечение. Переход на новые образцы экономического поведения, адекватные рыночным отношениям, сильно тормозится инерцией социально-психологических установок населения на прежнюю систему социальных гарантий, недостаточно связанных с объективными результатами трудовой деятельности работников. По-прежнему у большинства трудоспособного населения проявляется ориентация на получение помощи извне, которая не стимулирует активность в экономической деятельности, препятствует полноценной социальной адаптации. Существующие барьеры социальной адаптации для своего преодоления требуют подчас значительных усилий, которые порой не под силу одному человеку. Поэтому деятельность социальных работников и других специалистов по работе с людьми должна помочь в осуществлении процессов социальной адаптации различных групп населения и каждого отдельного человека. При этом используются различные механизмы, сложность которых зависит от следующих причин: во-первых, процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который влияет на выбор механизмов действия в заданном контексте времени; во-вторых, в процессе социальной адаптации взаимодействуют две структурно сложные системы – личность и социальная среда.

Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытых возможностей, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации.

В деятельности социальных работников используются различные механизмы и средства помощи в социальной адаптации людей: социально-экономические, социально-правовые, социально-психологические, организационно-управленческие, социально-педагогические, социально-медицинские, социокультурные, информационные и др. Для обеспечения эффективных результатов необходим набор наиболее приемлемых механизмов воздействия, учитывающих конкретную личностную, групповую ситуацию в данном историческом аспекте. Так, в современном российском обществе для решения задач социальной адаптации престарелых и инвалидов важное значение имеют повышение качества медицинского, бытового и психологического обслуживания, организация их досуга и посильной трудовой занятости, создание возможности трудоустройства, создание среды позитивного общения. С целью достижения социальной адаптации бывших заключенных необходимо много факторов: обеспечение возможности трудового и бытового обустройства (жилье, прописка), производственная адаптация в трудовом коллективе, семейно-бытовая адаптация, восстановление положительных социальных связей, прерывание связей с преступным миром, искоренение или нейтрализация девиантных форм поведения и антисоциальных особенностей личности.

Проблемы социальной адаптации и профессиональной переориентации встают перед многими безработными, мигрантами и другими слоями населения, утратившими привычный социальный статус.

Важное значение имеет социальная адаптация детей, лишенных родительского попечительства, воспитанников детских домов. Программы социальной адаптации таких детей направлены на формирование чувства долга, готовности к самостоятельному планированию и контролю своего поведения и т. п.

Медикаментозная и психологическая коррекция может играть существенную роль в решении задач социальной адаптации лиц, переживших экстремальные военные или социальные потрясения, ситуации насилия, либо работающих в экстремальных и социально-негативных условиях (работники правоохранительных органов, спасательных служб и пр.).

Таким образом, конкретные разнообразные социальные проблемы на всех уровнях требуют от социальных служб оказания необходимой помощи нуждающимся в социальной адаптации.