Различные направления социально-педагогической работы с молодежью представлены разными по степени сложности и алгоритмизированное™ технологиями. Так, при реализации воспитательно-образовательной функции социальные педагоги чаще всего пользуются технологией организации коллективных творческих дел, т.е. совместной деятельности взрослых и детей, старших и младших, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе, деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям (И.П. Иванов, С.Д. Поляков).

В основе данной технологии лежат несколько важных идей: во-первых, коллективная организация деятельности; во-вторых, коллективное творчество; в-третьих, коллективное целеполагание; в-четвертых, ситуации-образцы; в-пятых, эмоциональная насыщенность жизни коллектива; в-шестых, общественная направленность коллективной деятельности.

Итак, коллективная организация деятельности - такой способ ее организации, при которой все члены коллектива втягиваются в иланирование, подготовку, свершение и обсуждение (анализ) совместных дел.

Коллективное творчество - организация и проведение совместных дел, ситуаций коллективного общения не по шаблону, не по заданному сценарию, а с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией, открытием нового именно для этого коллектива.

Коллективное целеполагание - совместная выработка и осмысление участниками деятельности целей и идеалов своей коллективной жизни, выбор, исходя из них, общих дел. Такое целеполагание имеет два уровня: верхний - разработка общих долговременных целей, определение перспектив, и нижний - выбор конкретных дел.

Ситуации-образцы - ограниченный во времени отрезок жизни коллектива, в течение которого взрослые и дети живут интенсивной, напряженной коллективной жизнью в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, творчества. Они позволяют сформировать у членов сообщества определенные эталоны участия, организации, выработать у них представления (идеалы) коллективной деятельности и общения, обеспечить социальную направленность основных дел, разнообразие ролей и позиций, помогающих проявлять интересы, способности, возможности каждому участнику, накопить опыт доброжелательного отношения друг к другу, окружающим, предложенной деятельности.

Созданию ситуаций-образцов способствует определенная автономность коллективной жизни, поэтому их помогают осуществить поход, поездка, лагерный сбор, коммунарский день, творческая учеба и т.п.

Итак, ситуации-образцы выполняют функции коллективообразо- вания (становления и сплочения отношений, выявления и развития актива), методического обогащения (апробируются новые педагогические средства, идеи, начинания, рождаются гуманитарные проекты).

Эмоциональная насыщенность жизни коллектива - педагогически продуманное использование специальных приемов и средств, направленных на возбуждение чувства единения, душевного подъема. К их числу можно отнести символы (значки, эмблемы, девизы, речевки, форму или ее элементы) и образы, ритуалы, традиции.

Общественная направленность коллективной деятельности подразумевает социальную полезность целей, реальный, ощутимый результат для окружающих, социально значимые мотивы действий и поступков всех членов сообщества.

Технология коллективной творческой деятельности (КТД) имеет несколько этапов: совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, подготовка, проведение и анализ.

Коллективная подготовка дела следует за принятием решения о его проведении. Для этого первичный коллектив делится на группы (команды, звенья, бригады) по разным основаниям в зависимости от степени сложности поставленных целей (один или разный возраст, уровень активности, наличие или отсутствие опыта и т.п.), в них организуется обсуждение вопроса, высказываются предложения, оценивается их целесообразность.

Групповая инициатива стимулируется при помощи различных приемов (подсказки, элементы игры, соревновательности, выдвижение альтернативных идей), что позволяет участникам додумать, придумать, дополнить, уточнить, изменить.

Коллективное проведение дела предусматривает участие в нем каждого в разных позициях, но при этом каждый предлагает, делает, оценивает содержание, позицию, логику, совокупность действий.

Коллективный анализ в форме высказывания по кругу внешне не структурированного обсуждения завершает технологическую цепочку в упрощенном варианте.

По мнению С.Д. Полякова, с которым трудно не согласиться, технология КТД может носить как социально-ориентированный, так и личностно-ориентированный характер. В первом случае акцент делается на социальные основания выбора дела, групповую работу, общий вклад в решение задачи, общее действо как способ реализации общего плана, совместную оценку результата через поиск ответа на вопросы: «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Каков вклад каждого в общее дело?»

Во втором случае в центре внимания находится дело специалиста, использующего эту технологию, которое рассматривается как потенциал личностного развития, ценятся индивидуальные вклады, авторство идей, добровольность принятия ролей, возможность личного участия, самоопределения, акцентированность значимости дела при анализе для понимания и развития себя как индивидуальности.

Следовательно, анализируемая социально-педагогическая технология, включающая общую работу, товарищество старших и младших членов коллектива как творческого содружества, единство уважения и требовательности друг к другу как к товарищам по творческим делам и общей заботе об окружающей жизни способствует формированию и развитию у членов сообщества гражданского, гуманного отношения к жизни, к обществу, к себе и другим людям. У них воспитывается деловитость, ответственность, дисциплинированность, социальность, инициативность, расширяются границы социального опыта.

Поскольку исходной в работе социального педагога с молодежью является охранно-защитная функция, то в этом случае используются иные технологии.

Защита в социально-педагогической литературе рассматривается как система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов несовершеннолетних, которые определяют их правовое положение, регулирование трудовых отношений, сохранность имущества, наследственных и жилищных прав, доступность образования, здравоохранения. В соответствии с этим используются регламентированные технологии, основными элементами которых являются:

  • а) диагностирование - выяснение того, какие права кем нарушены, в чем это находит свое выражение, результатом чего является: незнания, неумения пользоваться ими, умышленного их искажения и т.п.;
  • б) информирование - разъяснение сути нарушенных прав, оснований для обращения в соответствующие структуры (органы опеки и попечительства, социальной защиты, прокуратуры, суд и т.п.);
  • в) консультирование - организация совместной деятельности социального педагога и несовершеннолетнего по обсуждению конкретного факта необеспечения прав (порядка установления пенсий, передачи имущественных прав, разрешения споров о месте и условиях проживания при раздельном жительстве родителей, назначения пособий, взыскания убытков, ущерба, представления интересов, совершения сделок и т.п.);
  • г) посредничество - выдвижение предложений, помощь в установлении нужных контактов со специалистами, содействие в организации совместной деятельности по разрешению проблемы;
  • д) оценка результативности предпринятых действий ;
  • е) последействие - внесение дополнений в уже имеющиеся разъяснительные программы, инициирование разработки новых обучающих программ, создание системы мер, позволяющих вовлекать молодых людей в деятельность по соблюдению и охране прав несовершеннолетних в различных видах деятельности и сферах жизни.

Р.В. Овчарова очень подробно характеризует еще одну технологию работы с молодыми людьми в условиях образовательного учреждения в рамках реализации пропедевтической функции деятельности социального педагога.

Пропедевтика (от греч. ргора1деуо - «предварительное обучение») - система действий, направленных на предварение возможных трудностей в накоплении социального опыта в освоении жизненных навыков, решении возрастных задач социализации.

Такая технология предполагает ряд этапов.

I. Организационная работа.

  • 1. Формулирование целей и задач с точки зрения социального заказа (администрации).
  • 2. Встреча с педагогами (получение информации об обучающихся, воспитанниках).
  • 3. Встреча с родителями (ознакомление с целями предполагаемой работы, получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу).
  • 4. Встреча социального педагога с учащимися (формирование их мотивации на совместную работу).
  • 5. Проработка полученной информации.
  • 6. Планирование деятельности специалистов, подбор конкретных методик для выполнения поставленных задач.

II. Диагностические процедуры.

  • 1. Анализ документации (социально-педагогических паспортов, результатов учебной деятельности, характера занятости во внеучебное время и т.п.).
  • 2. Исследование личности:
    • а) личностных особенностей (опросники Р. Кеттела, Г. Шмишека);
    • б) самооценки (опросник самоотношения В.В. Столина и др.);
    • в) структуры способностей (тест Р. Алетхауэра);
    • г) характера взаимоотношений (социометрия, метод незаконченных предложений, тест Т. Лири);
    • д) профессиональных намерений (дифференцированный диагностический опросник А.Е. Климова, анкетирование и др.).
  • 3. Сбор сведений об условиях жизни, семье.
  • 4. Встреча с педагогами (совместное обсуждение причин трудностей и возможных путей их минимизации).

III. Тренинг.

  • 1. Тренинг жизненных умений.
  • 2. Тренинг личностного роста.

IV. Опережающее социальное обучение, направленное на формирование и развитие социально-психологических навыков, профилактика зависимых состояний, критического отношения к социальным вредностям, помощь в создании жизненной стратегии, в профессиональном самоопределении.

Такое обучение может включать ряд содержательных частей.

Часть 1. Социально-психологический тренинг.

Его задачи: восстановление доверия к миру; снятие тревожности и напряженности; развитие психологической устойчивости к трудным ситуациям; облегчение процесса адаптации; предоставление возможности осознания собственных проблем.

Тема занятий - «Я - уникальный». Во время занятий рассматриваются значение положительного подкрепления в общении; место умения слушать другого человека в налаживании и поддержании отношений с другими людьми, обсуждаются вопросы, как заводить новые знакомства с людьми противоположного пола, строить вербальное и невербальное общение. На занятиях осуществляются проекция своего будущего, осознание своего стиля в преодолении трудностей и поиск внутренних ресурсов. Особое место отводится проблемам: каким меня видят другие, групповое давление, умение сказать «нет», что такое дружба и друзья и некоторые другие.

В каждое занятие включаются упражнения-энергизаторы, которые помогают создать положительный эмоциональный микроклимат в группе, это - составление коллективной сказки, экспромт-театр, ролевые игры и др. В конце каждого занятия проводится рефлексия, а по окончании тренинга заполняется итоговая анкета участников.

Часть 2. Профилактика социальных вредностей.

Основные задачи этой части: 1) предоставление информации о социальных вредностях; 2) анализ возможных альтернатив поведения; 3) показ плюсов и минусов самостоятельного выбора; 4) выработка собственной позиции и отношения к проблеме.

Темами занятий в этом случае могут быть беседы о мужественности и женственности, встречи со специалистами по вопросам: «Здоровье и личная гигиена», «Здоровый образ жизни», «Культура чувств», «Половые аномалии и венерические болезни», «Наркотики и наркомания», «Алкоголь и его последствия» и др.

Часть 3. Ориентирование по вопросам оказания помощи молодым людям в выборе жизненной стратегии.

Основные задачи: 1) исследование профессиональных интересов и возможностей выбора профессии; 2) выявление профессиональных намерений; 3) формирование жизненного сценария в рамках социально-психологического тренинга.

Темы занятий: «Профессия и профессиональная компетентность», «Билет в будущее», «Угадай профессию», «Интервью у трудоголика», «Биржа труда», «Как устроиться на работу» и др.

В основе организации деятельности здесь лежит целесообразное сочетание определенных методов обсуждения, информирования, встреч, дискуссий, профессиональных и социальных проб.

V. Консультационно-методическая работа, предусматривающая индивидуальную помощь (совет, рекомендацию) социального педагога, психолога, выявление индивидуальных проблем, обсуждение совместных действий, поиск возможных подходов к их решению.

VI. Отслеживание результатов.

Таким образом, социально-педагогическая технология может рассматриваться как один из сложившихся путей достижения социально-педагогической цели, представленный в виде описания целесообразной, оптимальной последовательности этапов, методов, средств и условий работы с конкретной личностью, позволяющий достигнуть ожидаемого результата.

Задания для самоконтроля

  • 1. Раскройте сущность социально-педагогической технологии.
  • 2. Охарактеризуйте признаки социально-педагогической технологии.
  • 3. Сравните точки зрения различных авторов по вопросу о структуре социально-педагогических технологий.
  • 4. Перечислите типы социально-педагогических технологий.
  • 5. Назовите типовой алгоритм действий социального педагога.
  • 6. Приведите примеры социально-педагогических технологий.
  • 7. Опишите требования к выбору специалистом технологии.

Липский И А. Технологии реализации целей и ценностных ориентаций в социально-педагогической деятельности. Тамбов, 2000.

Методика и технология работы социального педагога; под ред. М.А. Гала- гузовой, Л.В. Мардахаева. М., 2004.

Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. М., 2005.

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2005.

Поляков С.Д. Технология воспитания. М., 2002.

Рожков М.И., Макеева Т.В. Социально-педагогическая деятельность. Ярославль, 2009.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002.

В технологиях социальной работы с подростками и молодежью используются индивидуальные, групповые и общинные методы(классическая группировка методов, предложенная М. Ричмонд).

Индивидуальная социальная работа представляет собой направление, вид практики, применяемой при работе с индивидами и семьями в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом. Основная форма индивидуального метода социальной работы с подростками и молодежью – оказание помощи и консультирование молодых людей (разовое или на пролонгированной основе), либо индивидуальное консультирование в кризисных ситуациях. В ходе индивидуального взаимодействия с клиентом оказывается и помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами (их представителями) и службами, врачами, юристами, полицией, судами и тюрьмами, координация их деятельности в социальной работе с молодежью.

Групповая социальная работа - метод, используемый с целью оказания клиенту помощи (развитие его физического и духовного потенциала, формирование социально одобряемого поведения и т.д.) через передачу группового опыта. В качестве основной технологии используется контролируемая терапевтическая дискуссия. Метод ориентирован на работу с уличными молодежными группировками девиантной направленности с целью вовлечения их в общественно полезную и социально контролируемую деятельность. Важнейшей предпосылкой успешной групповой работы является установление доверительных отношений с семьями молодых людей и различными структурами, участвующими в процессе воспитания, образования и социализации «трудных» подростков (школа, органы внутренних дел и др.). Групповая социальная работа реализуется преимущественно в формах клубной и кружковой деятельности: она предполагает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства взаимодействия (помещение, спортивный зал и т. п.) и фиксированного времени. В групповые программы вносятся игровые элементы, спортивные и культурные мероприятия. Большое значение уделяется разумному и гуманистическому проведению молодыми людьми их свободного времени.

Общинная социальная работа представляет собой интеграцию всех методов социальной работы при решении задачи осознания молодым человеком тесной зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем. Социальная работа в масштабах общины направлена на кооперацию деятельности соответствующих учреждений по удовлетворению потребностей клиентов, расширению и стимулированию имеющихся притязаний, ожиданий и интересов молодых людей. Общинная социальная работа с молодежью призвана максимально содействовать установлению и поддержанию социальных связей, вовлечению жителей и учреждений конкретной территории (например, микрорайона) в решение острых молодежных проблем. Данный метод реализуется в непосредственном жизненном пространстве молодых людей и подростков, но при этом должны учитываться интересы и жителей данной территории (района).


Наряду с традиционными (вышеперечисленными) методами социальной работы с детьми, подростками и молодежью, формируются и новые, к которым относится, например, «мобильная социальная работа ». Ее принцип состоит в установлении доверительных взаимоотношений и солидарного взаимодействия с целью активного проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям. Появление метода связано с необходимостью влияния и контроля за частью молодежи, не склонной обращаться ни в молодежные центры, ни в органы социальной защиты и вместе с тем предрасположена к проявлению девиантного поведения и агрессивности. Как правило, к данной категории относятся представители различных молодежных субкультур.

Обострение социальных проблем молодого поколения во всех странах мира привело к распространению такой формы мобильной социальной работы, как социальная работа на улице . Здесь деятельность по работе с молодежью перемещается из различных ведомств и учреждений непосредственно на улицы, в группы девиантной молодежи. Уличная социальная работа встречается в самых разнообразных формах: предоставление возможностей альтернативного проведения свободного времени; организация спортивных мероприятий, представляющих собой контролируемые формы агрессии (превентивные меры); работа так называемых «автобусов любви» на вокзалах, где собираются молодые проститутки, наркоманы; а также другие формы уличной социальной работы подростками и молодежью.

Важно отметить: если общая иерархия методов социальной работы с населением в целом представляет собой последовательность индивидуальных, групповых и общинных методов, то особенностью социальной работы с молодежью выступает как бы «перевернутость» пирамиды, в основе которой находится мобильная социальная работа, объединяющая всю совокупность методов. Первоочередное воздействие (первичный контакт) оказывается на жизненное пространство молодежи, осуществляется социальная работа на общинном уровне. Поскольку молодежь склонна формироваться по принципу групповых интересов, установление доверительных и солидарных отношений между социальным работником и молодыми людьми осуществляется на групповом уровне, на котором и включается механизм группового метода социальной работы. И только на последнем этапе возникает возможность индивидуального метода – консультирование и оказание конкретной помощи.

Особенности социальных технологий помощи молодежи связаны со спецификой ее социального положения. С одной стороны, молодежь нуждается в поддержке со стороны государства, так как ресурсов семьи может не хватать. С другой, любая помощь молодежи должна носить возвратный характер или сопровождаться социально-приемлемыми условиями, поскольку молодежь потенциально экономически наиболее активна.

Необходимо обогащение сложившейся социальной практики западным опытом применения гибких инновационных социальных технологий, где накоплен широкий опыт работы с маргинальными группами молодежи, их постепенной ресоциализации, в том числе через работу с трудными подростками или уличными детьми, а также на социальных предприятиях.

Таким образом, в развитых странах сегодня реализуются две основные стратегии социальной защиты молодого поколения: 1) «неоконсервативная» – государственная помощь только наименее защищенным категориям молодежи при жестком регламентировании расходования средств получателями помощи (США, Канада); 2) признание ответственности государства за успешное вхождение в общественные отношения всей молодежи и, соответственно, реализация долгосрочных программ, направленных на социальную защиту и поддержку всех представителей молодежной популяции (некоторые страны Центральной и Северной Европы).

Основные различия между вариантами формирования и реализации социальной политики и социальной работы с молодежью в зарубежных странах определяются:

1. Степенью вмешательства государства, правительственных и муниципальных органов: от минимальной (например, США) до всесторонней «патерналистской опеки» (Швеция).

2. Выбором подходов к социальной защите молодого поколения на том или ином этапе национального социально-экономического развития, а также эволюцией взглядов на роль молодежи в этом развитии.

3. Экономическими возможностями государств и муниципалитетов направлять на социальные программы в отношении подростков и молодежи финансовые средства, выделять бюджетные ассигнования.

Основное внимание деятельности по совершенствованию социальной работы с молодежью должно быть уделено разработке законодательного обеспечения социальной защиты молодежи, как в области организации соответствующих служб, гарантирующих реализацию прав и развитие молодого человека, так и в области предотвращения негативного влияния на молодежь окружающей среды, характеризующейся жесткостью, насилием, распространением алкоголизма, наркомании и т.п.;

В связи с неразвитостью гражданского общества в России приоритет в создании социальных служб для молодежи должен быть отдан государственным структурам с одновременной поддержкой общественных формирований и молодежных инициатив (в настоящее время деятельность детских и молодежных объединений охватывает незначительное число молодежи, а так называемые гражданские инициативы – это все еще усилия, предпринимаемые одиночками-энтузиастами).

Можно говорить о двух моделях социальной работы с молодежью – интегративной и дефицитной. Интегративная модель – это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом деятельности, как социальная педагогика.

Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных ресурсов. Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

Согласно материалам «Сборника нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи» существует следующая структура социальных служб:

Центр социально-психологической помощи молодежи – оказание медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактика и предупреждение девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категории населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов:

1) отдела социально-правовой помощи (приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация);

2) отдел психолого-медико-педагогической помощи (диагностико-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга).

Центр информации для молодежи – оказание информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях самой молодежи.

Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения – консультативная, социально-правовая, профориентационная и психологическая помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии.

Консультационный центр для подростков и молодежи – оказание квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи центра:

– обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и мест жительства;

– помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

– проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;

– информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.);

– выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций.

Приют для подростков – обеспечение временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе.

Молодежные проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма.

Сравнительный анализ организации деятельности социальных служб для молодежи с зарубежными аналогами позволяет сделать вывод, что основное внимание в социальной работе с молодежью должно быть уделено:

– разработке законодательного обеспечения социальной защиты молодежи как в области организации соответствующих служб, гарантирующих реализацию прав и развитие молодого человека, так и в области предотвращения негативного влияния на молодежь окружающей среды, характеризующейся жесткостью, насилием, распространением алкоголизма, наркомании и т. п.;

– в связи с неразвитостью гражданского общества в России приоритет в создании социальных служб для молодежи должен быть отдан государственным структурам с одновременной поддержкой общественных формирований и молодежных инициатив (в настоящее время деятельность детских и молодежных объединений охватывает незначительное число молодежи, а так называемые гражданские инициативы – это все еще усилия, предпринимаемые одиночками-энтузиастами).

В социальной работе с молодежью необходимо учитывать особенности мужской социализации, связанной с проявлением агрессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности по «сублимации» агрессивности в молодежной среде, т. е. ее преобразования в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь возможны самые неожиданные решения – от организации секций для «трудных» подростков до изучения приемов восточных единоборств, организации команд по американскому футболу или регби.

Другое важное направление социальной работы с молодежью – поддержка девушек и молодых женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях. Эта деятельность осуществляется в основном посредством домов-приютов, работники которых призваны своевременно вмешиваться в кризисную ситуацию и создавать новые формы социальной работы. Находиться в таких приютах могут не только женщины-жертвы насилия, но и их дети. Допуск сюда мужчин абсолютно исключен. Деятельность таких женских приютов осуществляется в условиях анонимности и самоуправления.

В настоящее время наиболее распространенными формами социальной работы с молодежью в России являются социально-реабилитационные и консультационные центры для подростков и молодежи, а также телефоны экстренной психологической помощи. Их перечень и подчиненность достаточно подробно прописаны в Федеральном законе Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№ 120 ФЗ от 24 июня 1999 г.) и соответствующих подзаконных актах.

Телефоны экстренной психолого-социальной помощи («телефоны доверия») организуются на базе специализированных государственных или муниципальных учреждений. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены методические рекомендации и типовое положение о таких центрах, где обобщен опыт работы «телефонов доверия» в различных городах нашей страны и за рубежом. Специфика проблем, с которыми обращаются по телефону доверия молодые люди, обусловила создание специализированных служб экстренной психологической помощи для подростков и молодежи («горячие линии» по вопросам ВИЧ/СПИД, наркотиков и др.). Номера телефонов обычно легко запоминающиеся, информация о них – доступна в любом месте, т.к. размещаются эти сведения не только во всех учебных заведениях, клубах, на стадионах, но и в транспорте, на улицах.

Социальная работа с молодежью осуществляется в рамках комплексного подхода.

Молодежь социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в структуре общества, специфических интересов и ценностей.

По поводу возрастных границ молодежного возраста нет общего мнения. В отечественной науке наиболее часто нижняя возрастная граница определяется между 14–16, а верхняя – между 25–29 годами включительно.

Молодежь как социально-демографическая группа неоднородна по составу. В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, но видам деятельности (учащиеся, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др.

Своеобразие молодежи как особой группы порождает ее уязвимость. Молодые люди сталкиваются, особенно в условиях нестабильного развития общества, с серьезными проблемами в образовании (его качество, доступность), труде (низкая конкурентоспособность, отсутствие практического опыта, низкая заработная плата и др.), выборе сферы для самореализации (поселенческий фактор, ошибки при самоопределении и т.п.), с неравенством в досуговой деятельности, в доступе к культурным ценностям. Молодежь уязвима, если не умеет вести здоровый образ жизни, имеет проблемы в отношениях с родителями и педагогами, если создает семью, не имея собственного жилья и постоянной работы, если допускает отклоняющееся поведение.

В современной России наименьшую долю в населении (16%) составляют дети в возрасте до 16 лет, а доля молодежи 15–29 лет почти равна доле пенсионеров по старости (25 и 21% соответственно). По прогнозам демографов, численность населения моложе трудоспособного возраста увеличится с 16% в 2008 г. до 18% в 2017 г. Однако численность людей трудоспособного возраста сократится с 63% в 2008 г. до 57,5% в 2017 г. То есть численность молодежи в ближайшее время расти не будет.

Положение молодого поколения в России характеризуется тревожными явлениями и противоречивыми тенденциями.

По данным ЮНИСЕФ, многих молодых людей ждет неопределенное будущее. Для молодого поколения растут различия в доступе к образованию. Отсутствие возможностей для получения образования и трудоустройства вынуждает некоторых представителей молодого поколения мигрировать, что неизбежно ведет к ослаблению связей с родительской семьей, а также к ряду других проблем (где жить, как найти работу, получить медицинскую помощь и т.п.).

В последние годы перед российской молодежью открылись новые возможности. Однако возросшая свобода требует повышенной ответственности. Социальная работа должна противостоять новым рискам, с которыми сталкивается молодежь.

Исследования ЮНИСЕФ в России показывают, что подростки стали больше курить, употреблять алкоголь и наркотики, что приводит к существенному ухудшению здоровья и росту смертности среди молодежи. Почти 40% юношей и 30% девушек регулярно употребляют алкоголь. Свыше 10% подростков пробовали наркотики. В среднем 32,8 подростка из каждых 100 тыс. кончают жизнь самоубийством. Около 80% ВИЧ-инфицированных в России – это юноши и девушки в возрасте 15–30 лет. Они часто сталкиваются с дискриминацией и негативным отношением даже со стороны работников здравоохранения. Предвзятое отношение со стороны общества представляет для них еще бо́льшую угрозу, чем сам вирус.

По данным социологических исследований, проведенных Российской академией наук, класс богатых людей формируется в первую очередь из относительно молодых предприимчивых людей; их образ жизни предполагает быстрое отделение молодых семей от старшего поколения. Средний класс далеко не монолитен: в нем отчетливо выражены поколенческие различия. Выделился рубеж между старшими поколениями ("старыми русскими") и молодежью, в целом успешно освоившей новые правила игры. В группах среднего класса до 30 лет, работающих в частном секторе и живущих в мегаполисах, число адаптированных и не проигравших от реформ значительно больше, чем в остальных средних слоях населения.

Тем не менее благополучие (прежде всего материальное) того или иного поколения современных россиян весьма относительно; существуют разительные внутрипоколенческие отличия в статусе; в каждой возрастной страте есть имущие и неимущие, успешные и неуспешные слои, маргинальные группы.

Технологии социальной работы в широком смысле необходимы всем группам молодежи. Однако наиболее уязвимые и нуждающиеся в социальной поддержке – молодые инвалиды, безработная молодежь, молодые люди с девиантным поведением, выпускники сиротских учреждений, молодые семьи, молодые матери-одиночки (особенно несовершеннолетние), молодые люди из многодетных, малообеспеченных или неблагополучных семей, разводящиеся молодые супруги, молодые родители (особенно с детьми- инвалидами), малообеспеченные студенты (особенно иногородние) и т.п.

По данным Федеральной службы государственной статистики, доля молодежи в возрасте 16–30 лет с доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения данной возрастной группы) составляла в 2000 г. – 29%, в 2005 г. – 18%, в 2008 г. – 13%. При этом процент низких доходов всегда был больше среди девушек. И в целом молодежные проблемы острее для девушек, чем для юношей.

По результатам исследований Центра социального прогнозирования, молодежь в основном положительно оценивает свой статус, считает, что выиграла от реформ. Противоположные оценки превалируют среди 41–50-летних. Преобладание позитивных оценок своей жизни и быта среди молодежи – следствие социального расслоения, которое было в последние годы в пользу молодежи.

Молодежь разнородна по составу. Самые низкие оценки у представителей беднейших слоев молодежи. Ее гораздо в большей степени, чем средне- и высокодоходную молодежь, волнуют низкий статус в обществе и плохие отношения в семье. Материальный успех тоже не гарантирует психологического комфорта – среди молодых предпринимателей зафиксированы самые низкие, по сравнению с другими группами молодежи, самооценки того, как складываются семейные отношения.

Наиболее значимыми для становления и развития молодежи являются семья, родители, старшее поколение. Именно в семье заложены главные ресурсы самопомощи и взаимопомощи в случае трудной жизненной ситуации.

Социологические опросы, проведенные в 2008 г. среди жителей Москвы , позволили выявить взгляды людей на то, какими должны быть семейные взаимоотношения поколений (табл. 4).

Таблица 4

Установки людей на то, какими должны быть взаимоотношения поколений в семье

Варианты

взаимоотношений

Распределение ответов* в среднем и по возрастным группам, % к числу опрошенных, п = 1200

показатель

Молодежь, 14–30 лет

Среднее поколение, 31–55 лет

Люди старше 55 лет

В семье необходима взаимопомощь поколений, даже если они живут отдельно друг от друга

Младшим необходимо прислушиваться к советам старших, но необязательно во всем им следовать

Старшие должны уважать мнение молодого поколения

Отношения в семье зависят не от возраста, а от личных качеств родственников

Отношения между поколениями в семье должны быть равноправными

Все силы надо вложить в своих детей

Взаимоотношения в семье зависят от конкретной ситуации, обстоятельств

Младшие всегда должны подчиняться старшим

Каждый (родители, дети, внуки) должен жить, как он хочет

* Респонденты могли указать несколько ответов, поэтому их сумма превышает 100%.

Как показал анализ данных табл. 4, есть отличия во взглядах на межпоколенческие отношения в семье между прародителями и поколениями их детей и внуков.

Молодежь и их родители демонстрируют солидарность во взаимодействии. Расхождения касаются лишь повышенных ожиданий родителями взаимопомощи, а также их негативного отношения к тому, что в семье каждый должен жить, как он хочет. Родители наиболее согласны с прародителями в одном – младшим необходимо прислушиваться к советам старших.

Для взаимодействия необходимо совпадение взаимных ожиданий, взаимопонимание. Оно достигается обычно, когда людям знакомы и ясны интересы друг друга. Насколько молодежь понимает и готова поддерживать интересы родителей, показано в табл. 5.

Таблица 5

Отношение молодежи к интересам родителей

Обобщение результатов этого опроса представляет собой следующие суждения студенческой молодежи.

Межпоколенческий конфликт – извечный в отношениях "отцов и детей", так как жизнь не стоит на месте, меняются люди, правила поведения, ценности и др. То, что родителям невозможно было даже представить, вполне приемлемо для их детей. Конфликт основан на различном восприятии мира поколениями, их разном воспитании, разных принципах и ценностях, возрастных различиях и т.д.

В каждой семье межпоколенческий конфликт происходит по разным линиям ("мать-дочь", "бабушка-внучка" и т.д.). До конфликта доводит преувеличение разногласий обеими сторонами, нежелание идти на компромисс, радикализм, непонимание между родителями и детьми. Конфликт возникает, когда старшее поколение настаивает на той точке зрения, которая свойственна их возрастной группе, а младшее – на альтернативном мнении. Они занимают разные позиции, никто не хочет уступать, и в итоге спор превращается в конфликт.

Межпоколенческий конфликт в той или иной форме неизбежен в любой семье. Однако чаще всего он обостряется в семьях, где отсутствуют, утеряны или забыты базовые ценности, традиции, религия и т.п., объединяющие людей, где каждый стремится доминировать любой ценой, не уважает чужого мнения. Наиболее характерны конфликты поколений для эпохи перемен, когда трансформируются основополагающие нормы и ценности.

Конфликт часто проявляется в виде нравоучений, навязывания своих убеждений. У каждого поколения свои взгляды на жизнь, так как каждое из них развивалось в конкретное историческое время со своими специфическими событиями и особенностями культуры. Отсюда возникают противоречия. Они связаны с более быстрым, чем раньше, темпом развития молодежи и ее желанием познать мир со всех сторон, с попытками взрослых контролировать жизнь молодежи, чрезмерно опекать ее, в том числе из-за страха остаться одинокими в старости. Дети убеждают родителей в том, что они живут в новом веке, а значит нужно по-новому (не по-советски) смотреть на мир и воспитывать молодое поколение.

Конфликт возникает из-за доминирования взрослых в силу возраста. Старшее поколение все воспринимает с высоты прожитых лет, накопленного опыта и всячески пытается предостеречь своих детей и внуков от возможных проблем. Дети все видят в ином свете, считая себя достаточно взрослыми людьми, которым не требуются чьи-либо советы. С возрастом такое мнение меняется, ибо становится ясно, что в свое время лучше было бы прислушаться к родителям. Старшее поколение считает себя более подготовленным к принятию решений и не всегда понимает, что младшее поколение лучше ориентируется в современном мире и может принять более верное решение. Молодые легче, чем взрослые, усваивают нормы своего времени. Родители же из-за страха за будущее детей пытаются привязать их к своим ориентирам.

Способствует конфликту низкая педагогическая культура родителей. Обычно они пытаются донести до своих детей правильные идеи (например, о вреде курения, особенно в молодом возрасте), но не всегда знают, как это лучше сделать. Переходный возраст, формирование личности ребенка влияют не так, как хотелось бы родителям. Разногласия бывают обусловлены также неучастием старшего поколения в некоторых важных сферах жизни младшего, в том числе из-за занятости на работе. Конфликт возникает из-за недостаточного общения между близкими людьми, нарастает, как снежный ком, и в итоге поколения в семье отстраняются друг от друга.

В современных условиях у нового поколения ослабли дисциплинированность и уважение к старшим. Это вызвано влиянием на подростков улицы, алкоголя, курения, нежелания учиться. При этом они уверены, что именно родители должны давать им деньги. В российском обществе сейчас многое копируется с Запада, включая негативные примеры. Дети и подростки этого не осознают. Родители пытаются бороться со своими детьми, но те их не понимают, считают себя ненужными, уходят из дома, вступают на путь бродяжничества, пьянства, проституции, преступлений.

Межпоколенческий конфликт в семье – это не только конфликт родителей и детей, прародителей и внуков, но также конфликт между тещей и зятем, свекровью и снохой и т.д. Наиболее остро он проявляется в отношениях между молодой и родительской семьями, проживающими в одной квартире. Конфликт вызван различиями в их образе жизни, привычках, потребностях и т.д. Его выражением могут стать вражда в семье, постоянные ссоры и др. Часто он завуалирован бытовыми проблемами. Последствия конфликта достаточно серьезны, вплоть до физических увечий. В настоящее время это один из наиболее распространенных видов конфликта.

Конфликты могут произойти в любой семье, независимо от пола и возраста участников. Осложнение отношений может вызвать как поведение сына или дочери, так и поведение отца или матери. Межпоколенческий конфликт в семье имеет два значения – это не только конфликт между поколениями, но и конфликт, передающийся из поколения в поколение.

Во все времена новые поколения модернизировали общественные нормы, что никак не могли принять их родители с более консервативными взглядами. Отсюда появляются недовольство и неодобрение старшего поколения по отношению к новому. Детям тоже никогда не понять некоторые взгляды их родителей на жизнь. Нынешние дедушки и бабушки, родители воспитывались в разных поколениях, но не особо отличались друг от друга, так как и те и другие жили в СССР. Старшим тяжело понять молодежь, ее интересы, жизненные цели, стиль общения и самовыражения, потому что в их время этого не было или не считалось важным.

Решить межпоколенческие противоречия можно, начав прежде всего с себя, установив правила общения и поступая так, чтобы все остались довольны. В неизбежном конфликте поколений никто не виноват, просто нужно принимать друг друга такими, какие есть, ведь между поколениями всегда будут разногласия. Люди сами создают конфликты и сами могут их решить. Иногда родители не одобряют поступки своих детей (замужество, смену работы, университета и т.п.), слишком опекают и стараются принять решения вместо них. Они любят своих детей и заботятся о них, но нужно решать проблемы не упреками или ультиматумом, а советами и предложениями.

В некоторых семьях межпоколенческий конфликт возникает довольно редко. Родители придерживаются современных взглядов, понятных их детям, которые, в свою очередь, терпимо относятся к родительским требованиям. Молодые люди пытаются строить свою жизнь так, чтобы не было конфликтов ни в семье, ни с окружающими; ставят себе цели быть гармонично развитыми, здоровыми, счастливыми и прилагают к этому усилия, волю, труд. Родители предоставляют молодым свободу выбора, материальные ресурсы при условии, что те не забывают о своих важнейших обязанностях.

Интересен вопрос и о том, насколько старшие понимают и разделяют интересы молодежи. Как показал опрос 2008 г., родители подростков отличаются самым низким среди взрослого поколения взаимопониманием с детьми – лишь 44% считают, что хорошо понимают и разделяют интересы своих детей, и эти ответы совпадают с точкой зрения самих подростков (44%).

Родители студентов и работающей молодежи 18–24 лет тоже демонстрируют совпадение с ответами детей, но несколько иного рода: среди них наибольшее число тех, кто, понимая интересы детей, не всегда их разделяет (71%); среди их детей встречается аналогичная позиция (77%).

Среди родителей 25–30-летней молодежи наибольшее число тех, кому чужды и неясны интересы их детей (10%). Такое непонимание не отличается взаимностью, скорее, наоборот, молодое поколение этого возраста лояльно по отношению к родителям.

К сожалению, именно неблагополучие и проблемы в семье, как правило, негативно влияют на молодежь, способствуют безнадзорности, правонарушениям, преступлениям.

По данным судебного департамента при Верховном суде РФ, численность осужденных лиц в возрасте 14–17 лет составляла в 2000 г. 148,6 тыс. человек, в 2005 г. – 99,1 тыс. человек, в 2008 г. – 73,3 тыс. человек. Несмотря на убывающую динамику (что свидетельствует и об эффективности профилактической работы), это огромные цифры. В основном подростки были осуждены за кражи, грабеж. Но были также осужденные за убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилования, разбой, вымогательство, преступления, связанные с наркотиками.

На 1 января 2009 г. 8,8 тыс. подростков 14–17 лет находились в учреждениях временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, из них 1,9 тыс. – девушки. Об этих безнадзорных и беспризорных правонарушителях были направлены сообщения в органы власти и общественные организации для устранения причин и условий их правонарушений, в том числе вызванных ущемлением их прав и законных интересов. Были также направлены материалы в органы внутренних дел и прокуратуры, в том числе для защиты нарушенных прав несовершеннолетних, вплоть до привлечения виновных (включая родителей) к административной, уголовной ответственности.

Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, что социальная работа с молодежью имеет непреходящую актуальность.

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми по месту жительства.

Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности решать свои проблемы, адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни.

Технологии социальной работы с молодежью предусматривают как экстренное вмешательство специалистов и служб (телефон доверия, содействие в получении временного жилья, помещение в лечебно-профилактическое учреждение), так и социально-профессиональное сопровождение (медицинское, юридическое, психологическое, педагогическое). Сопровождение рассматривается как интегративная технология содействия переходу от внешней помощи к самопомощи и взаимопомощи.

Процесс работы с молодым клиентом включает следующие этапы:

  • – анализ ситуации, выделение насущных проблем;
  • – диагностика форм проявления этих проблем;
  • – составление развернутого описания проблем и плана действий;
  • – конструирование технологических подходов;
  • – создание пространства для их реализации;
  • – проведение комплексной социальной терапии, состоящей из поддерживающей, оздоровляющей или замещающей терапии, личностно ориентированного информирования, индивидуального консультирования, социально-психологических тренингов, социального патронажа, реабилитации и т.п.;
  • – анализ хода и результатов деятельности;
  • – внесение соответствующих корректив;
  • – мониторинг ситуации.

В отношении молодежи возможны следующие направления работы:

  • рекреационное, предназначенное для вовлечения молодых людей в социально одобряемую деятельность в свободное время, благоприятствующую развитию интересов, моральных норм и духовных ценностей (любовь к семье, ответственность за свое поведение, патриотизм и т.д.);
  • ресоциализирующее, ориентированное на восстановление, усиление, развитие социальных навыков и межличностных отношений через участие в реализации целевых программ, в работе клубов, групп по интересам, занятиях спортом, искусством и т.п.;
  • психокоррекционное , способствующее развитию самосознания, самооценки, коррекции своего поведения.

Специальные службы для молодежи призваны предоставлять подросткам и молодым людям широкий спектр медицинских, правовых, социальных и психологических услуг. Работа этих учреждений строится на принципах конфиденциальности и доступности. Сегодня в десятках российских регионов создано более 60 медико-социальных служб для молодежи и свыше 20 молодежных информационных центров. Здесь подростки и молодые люди могут получить консультации и практическую помощь по вопросам репродуктивного здоровья и планирования семьи, профилактики ВИЧ (СПИДа), включая тестирование и лечение инфекций, передаваемых половым путем. Молодежные СМИ и образовательные программы "Ровесник – ровеснику" содействуют распространению знаний о здоровом образе жизни и необходимых для этого жизненных навыках.

По расчетам ЮНИСЕФ, 1 тыс. долл., вложенная в работу с молодежью, позволит поддержать создание медикосоциальной службы для 2,5 тыс. подростков и молодых людей, или предоставить 1,5 тыс. молодым людям информацию о профилактике ВИЧ, или обучить шесть специалистов или добровольцев методике продвижения идей и моделей здорового образа жизни.

В России функционируют следующие социальные службы для молодежи.

Центр социально-психологической помощи молодежи , предназначенный для оказания социально-псхолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в различных конфликтных ситуациях, а также для профилактики девиантного, делинквентного и суицидального поведения среди молодежи. Технологии работы специалистов центра включают в себя психологическую и социальную диагностику, социальноправовую и медико-психолого-педагогическую помощь, профориентационную работу, культурно-спортивную деятельность, консультирование родителей и их детей, кризисную терапию и т.п.

Центр информации для молодежи , предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Технологии, применяемые в работе центра: юридическое консультирование, коммуникативные, посреднические технологии, решение образовательных, профессиональных, жилищных, досуговых, личностных проблем молодежи, анализ и прогнозирование процессов в молодежной среде и т.д.

Консультационный центр для подростков и молодежи , предназначенный для оказания доступной, квалифицированной экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону независимо от социального статуса и места жительства обратившегося. Технологии работы – социально-психологическая помощь подросткам, их семье и педагогам, профилактика и разрешение конфликтов и иных психотравмирующих ситуаций, кризисная и посткризисная терапия, консультирование (в том числе по особенностям возрастной психологии, духовному, интеллектуальному и физическому развитию), посредничество между клиентами и социальными службами, а также отдельными специалистами (психологами, педагогами, юристами, социальными работниками и др.) и т.д.

Приют для подростков , предназначенный для обеспечения временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития в семье, воспитательном учреждении, обществе. Технологии, используемые для достижения целей приюта, включают социально-психологическую диагностику, комплексное (психологическое, педагогическое, медицинское, юридическое и др.) консультирование в зависимости от конкретных причин социальной дезадаптации подростка, психологическую помощь, педагогическую коррекцию, медико-социальную адаптацию и реабилитацию, социально- правовую помощь несовершеннолетним и их родителям, экспертизу в принятии решения о дальнейшем устройстве подростка в семью, на работу, в учебно-воспитательное учреждение и т.п.

Эти и другие технологии социальной работы с молодежью (адаптацию молодежи к изменяющимся социально- экономическим условиям, реабилитацию молодых инвалидов, социальный патронаж, контроль и надзор за молодыми людьми группы риска, содействие занятости и социальную поддержку безработной молодежи и выпускников учебных, сиротских заведений, прогнозирование, проектирование и моделирование работы с молодежью и др., а также различные инновационные технологии) реализуют учреждения социального обслуживания. К таковым учреждениям, имеющим дело и с молодежным контингентом, можно отнести центр социальной помощи семье и детям, центр психолого-педагогической помощи населению и экстренной психологической помощи по телефону, социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних, комплексный центр социального обслуживания, кризисный центр для женщин и др. Кроме того, с молодыми клиентами работают центр планирования семьи, подростковомолодежный клуб, социально-досуговый центр для детей и молодежи, молодежная биржа труда, центр гражданского и патриотического воспитания молодежи и т.п.

Огромное значение для эффективности технологий социальной работы с молодежью имеет учет региональной специфики, организация работы по месту жительства. Успешно выполняется Закон города Москвы от 30.09.2009 № 19 "О молодежи". Этот закон регулирует отношения, связанные с осуществлением государственной политики города в отношении молодежи. Такая политика осуществляется как система мер, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами своих прав с учетом возрастных особенностей, а также для участия молодежи в системе общественных отношений и полной их самореализации в интересах общества.

Оказание государственной поддержки молодежи включает технологии ее поддержки в сфере образования и профессиональной ориентации, в сфере здоровья, физкультуры и спорта, в сфере труда и трудоустройства, в социальной и жилищной сферах.

Городская целевая программа определяет следующий комплекс мероприятий для молодежи: а) укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни; б) социальная защита; в) укрепление молодой семьи и содействие в решении ее проблем; г) стимулирование действий молодежных организаций, направленных на решение городских проблем, а также воспитание нравственных принципов и гражданской ответственности молодежи; д) правовое воспитание, стимулирование предпринимательской инициативы и повышение экономической культуры молодежи; е) повышение востребованности и конкурентоспособности молодых граждан на рынке труда; ж) поддержка талантливой и одаренной молодежи и иные мероприятия.

Реализация этих и подобных им действий возлагается на государственные учреждения, ведущие досуговую, спортивную и воспитательную работу с молодежью по месту жительства, социально-реабилитационные центры для молодых граждан, центры социально-психологической помощи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, городские и межрайонные центры профилактики негативных проявлений в молодежной среде, молодежные клубы. Предполагается также участие в работе с молодежью негосударственных некоммерческих организаций, в том числе молодежных.

Кадровое обеспечение реализации технологий по работе с молодежью осуществляется посредством системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с молодыми жителями Москвы, а также путем издания учебно-методической литературы для обучения специалистов работе с молодежью.

Безусловно, молодежные проблемы невозможно решить только усилиями социальных служб, в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма, жилищного строительства. Поэтому в современных условиях чрезвычайно важно преодоление разобщенности отдельных программ и ведомств, занимающихся молодежью.

  • При поддержке Программы Президента РФ (проект МК-4433.2007.6) М. В. Вдовиной было опрошено 1200 человек; выборка квотная по полу и возрасту; в ней представлены мужчины (48%) и женщины (52%) трех возрастных групп: молодежь 14–30 лет (31%), среднее поколение 31–55 лет (35%), люди в возрасте 56 лет и старше (34%). Состоят в браке 49%; холостых и незамужних в выборке 28%; разведенных 8%; вдовцов и вдов 9%; в незарегистрированном браке живут 5% респондентов. Большинство имеют высшее (42%) и незаконченное высшее образование (11%). Среднее специальное образование у 22% опрошенных, среднее общее – у 14%, незаконченное среднее – у 12%. В выборке представлены служащие (24%), пенсионеры (24%), студенты и учащиеся (22%), рабочие (13%), руководители государственных и негосударственных организаций (10%), работники коммерции (7%), домохозяйки (3%), безработные (1%). По национальности и вероисповеданию среди опрошенных преобладают русские, христиане (православные).
  • Респонденты могли указать несколько вариантов ответов , поэтому их сумма превышает 100%.
  • Были опрошены 218 студентов Московского гуманитарного университета (61%) и Института бизнеса и политики (39%) в возрасте 17–30 лет. Выборка случайная. В опросе участвовали студенты всех форм обучения, различных специальностей – "Социальная работа", "Журналистика", "Государственное и муниципальное управление", "Управление персоналом", "Политология", "Культурология", "Перевод и переводоведение". 64% студентов 17–23 лет учились на дневном отделении и нигде постоянно не работали. Остальные 36% – студенты вечернего и заочного отделений (в основном 20–30-летние). Они работали в различных отраслях: в здравоохранении, коммерции и торговле, сфере услуг, на телевидении, в образовании, силовых структурах, на государственной службе. Также среди студентов вечернего и заочного отделений были безработные и матери, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком. Половозрастная характеристика респондентов – 33% мужчин, 67% женщин; 88% студентов в возрасте 17–23 лет, 12% – в возрасте 24–30 лет. Опрос был проведен М. В. Вдовиной.

В XXI в. человечество вступило с осознанием того, что при решении любых проблем человеку всегда придется считаться с «внешними пределами» среды обитания, «внутренними пределами» самого человека, полученным им культурным наследием, которое он обязан передать тем, кто придет после него . Новое время диктует новые формы мышления, поведения и сотрудничества людей. Соответственно по-новому должен быть развит и организован субъективный фактор. Время, в которое мы живем, – это время динамичных перемен. Все процессы развиваются быстро и очень противоречиво. Подобную ситуацию американцы называют словом «вызов» (‘challenge’), которое таит в себе как определенные возможности, так и угрозы.

Разрушение связей человека с обществом, оскудение его духовности и культуры – одна из коренных причин разбалансированности мира, таящая в себе возрастание возможностей различного рода взрывов и катастроф. Видимо, от решения этой кардинальной проблемы, стоящей перед миром, во многом зависят темпы социального прогресса, его ценностные ориентиры и духовные принципы.

Усугубление этого противоречия ведет к деградации личности, к усилению апатии и отчаяния человека, к утверждению ложных духовных ценностей, что, в конечном счете, порождает антисоциальное поведение, нарастающую агрессивность, возникновение военных конфликтов, межнациональной розни, терроризма и т.п.

В своем извечном стремлении к господству над природой, над социальностью человечество (его бюрократические структуры) так деформировало социальный и природный мир, что многие люди сегодня не чувствуют удовлетворения от прожитой жизни, не нашли своего места в ней, испытали много несправедливостей, но не в силах ничего изменить, хотели бы реализовать себя в творческой профессии, но постоянно вынуждены только зарабатывать деньги на жизнь. Таковы совокупные данные многих научных исследований, которые свидетельствуют, что создать новую культуру XXI в. и новый тип социального управления на такой основе невозможно.

В этих условиях требуются принципиально иные методы познания и преобразования социальной реальности – социально-технологические , которые «осваивают новые методы, способы достижения социального результата в соответствии с целями общества по более полному использованию человеческих ресурсов, воспроизводству жизненных сил» . Эта область социальных наук отвечает на вопрос, как с наименьшими издержками добиться более высоких результатов совместной жизнедеятельности людей.

Технологический способ освоения социального пространства впервые был проведен К.Марксом в «Капитале» при анализе уровня развития производительных сил и социальной детерминации. При этом он связывает технологию не только с разложением производственного процесса на соответствующие операции и элементы, но и определяет ее как объективный процесс формирования самих социальных явлений .

Большой вклад в разработку данной проблемы внесли болгарские философы Н. Стефанов и М. Марков. Рассматривая социальную технологию многоаспектно, Н.Стефанов приходит к следующему выводу: «В самом общем виде можно принять: социальная технология – это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности … Социальная технология – это предварительно определенный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели или задачи» . Чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности, поэтому автор предлагает выделить в процессах социальной технологии несколько процедур:

1. Определение цели, которая должна быть реализована в результате применения данной технологии.
2. Построение системы критериев для выбора возможных вариантов.
3. Обозначение круга возможных вариантов.
4. Выбор оптимального варианта.
5. Внедрение избранного варианта.

М.Марков предлагает рассматривать технологию социальной деятельности в двух аспектах: как систему знаний об организации действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов, действий и т.п. по формированию общественных явлений, и как технологизацию этих знаний в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных, специфических социальных структур .

Российский академик В.Г. Афанасьев, отмечает, что социальная технология – это своеобразный механизм соединения знаний с условиями их реализации в управлении .

Социально-технологический подход развивается не только в рамках общей методологии, но и специальных социологических теориях, в том числе и социологии молодежи, и социологии социальной работы с молодежью.

Социальной работы с молодежью не менее актуален, чем проблема проектирования и внедрения новых технологий в материальное производство. Значение технологии в социальной работе с молодежью заключается, прежде всего, в том, что она делает эту сферу человеческую деятельность более рациональной, включая в нее только те процессы и операции, которые необходимы для достижения поставленной цели.

Первым признаком технологизации является разграничение, разделение, расчленение данного процесса, деятельности на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции. Смысл указанной процедуры заключается в точном определении требований, предъявленных к субъекту, действующему по данной технологии; в обеспечении нормативной (или близкой к оптимальной) меры развития процесса. Чем точнее степень соответствия описания процесса его объективной логике, тем реальнее возможность достижения высокого эффекта деятельности. В силу этого жизнеспособными становятся те технологии, которые учитывают требования объективных законов и на этой основе ориентируют социальный субъект на целесообразные действия, на оптимальные решения с учетом достижений науки, сочетания традиционного и инновационного опыта.

Второй признак любой технологии - поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Последовательность и порядок исполнения действий должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса. Однако реализация указанного признака технологии отнюдь не означает, что субъект будет «скован» установленной последовательностью. У него всегда остается возможность «вмешаться» в объективный ход процессов, изменить их порядок, установить ту или иную последовательность и темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся обстоятельств.

Некоторые современные технологии (например, в производстве кристаллов) позволяют в течение нескольких дней или часов получить материалы, которые природа создавала годами и столетиями. Аналогичными возможностями в неменьшей степени обладают социальные технологии, которые позволяют «сжать» социальное время. Появление технологии – наглядный пример умения личности диалектически сочетать объективное и субъективное в достижении могущества человека, овладевшего законами природы и общественного развития.

И, наконец, третий, довольно существенный признак. Каждая технология предусматривает однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Это решающее, непременное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Чем значительнее отклонения в действиях субъекта от параметров, предписанных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому. Для технологии социальной деятельности возможен гораздо больший диапазон отклонений, чем для технологий производственных, но и в первом, и во втором случаях отклонения возможны только до определенных границ, за которыми вместо творчества начинается уже субъективизм, приводящий к снижению эффективности управления.

В условиях кризиса духовности и культуры особое значение приобретает механизм и технология аксиологического анализа в системе социальной работы с молодежью (рис. 1.), суть которого заключается в следующем:

  • определение социальных ценностей в общей структуре социального бытия и социальной культуры молодежи;
  • характеристике структуры ценностей и системы ценностного отношения молодежи ко всем объектам реального мира;
  • разработке критериев оценок социальных фактов, явлений, мыслительных и предметных действий молодежи как особой социально-демографической группы;
  • разработке механизма формирования и реализации ценностных ориентации молодежи с учетом их направленности на все социальные объекты и процессы;
  • установлении характера связи между социальными ценностями молодежи разного порядка, различного уровня и масштаба;
  • оценке функционирования социальных систем, структур, различных объектов в аспекте соответствия общечеловеческим и локальным ценностям;
  • определении эффективности той или иной деятельности молодежи, и для молодежи с гуманистических позиций, определении псевдоэффективности или антиэффективности по тому же критерию;
  • характеристике (в том числе оценочной) антиценностей (негативных ценностей), разрушения ценностного мира личности, определении тенденций в этом направлении;
  • определении возможностей регуляции ценностного отношения молодых людей к миру, в котором они живут, формировании системы ценностей в процессе прогрессивного развития общества и других социальных объектов (в том числе на микроуровне).

Рисунок 1 – Механизм и технология аксиологического анализа социальной работы с молодежью

Не трудно заметить, что в данном контексте социальная работа с молодежью может быть рассмотрена как технологический механизм социализации. Социально-экономические и политические трансформации в постсоветском обществе вносят свои коррективы в процесс первичной социализации молодого поколения. Произошла резкая дифференциация доходов семей: обнищание их большинства, не сумевшего приспособиться к рыночным условиям, и обогащение меньшинства, выработавших четкие защитные реакции и механизмы жизненного успеха. В этих условиях, как показывают социологические исследования последних лет, социальную работу с молодежью необходимо строить на принципах подвижности и дифференцированного подхода, управляемости и самоуправления .

Дифференцированный подход в социальной работе с молодежью дает возможность более целенаправленно анализировать особенности отдельных социокультурных и возрастных групп молодого поколения, вникать в специфику их жизненных проблем. На практике это требует осознание социальным работником многообразия позиций и ориентаций молодых людей и групп, и использование (а при необходимости и разработки) специальных технологий социальной работы, учитывающих специфику конкретной категории молодых людей.

Технология социальной работы с конкретными группами молодежи должны учитывать три уровня дифференцированного подхода: категориальный (безработная молодежь, беспризорные подростки, молодые наркоманы и т.д.), групповой (неформальные объединения молодежи, дворовые «команды», группы «фанатов» и т.д.), индивидуальный (личность молодого безработного, наркомана и др., с их биографией, образованием, характером и т.д.), каждый из которых требует от социального работника соответствующих знаний и умений.

Увы, но условиях глобализации и модернизации общественной жизни многие традиционные социальные технологии уже не работают. Время требует социальных инноваций, нетрадиционных подходов к решению нарождающихся проблем «эпохи перемен». Одной из таких технологий может служить технология «мобильной социальной работы» или «социальной работы на улице». Социальная работа на улице (street work ) – современная форма («открытой») социальной помощи молодежи, ориентированная на проблемы улицы; ее цель не только предотвращение различного рода негативных процессов среди «уличной» молодежи, но и стремление всеми средствами способствовать развитию личной ответственности детей и молодежи, их самоопределения через организацию полуоткрытой, но созданной на особых дидактических установках клубной работы. Данная форма работы с молодежью неоценимы для профилактики разнообразных форм девиантного поведения, молодежной агрессивности, асоциальных субкультур. Основной принцип технологии – внедрение социального работника в «тусовку», установление дружеских взаимодействий с ее участниками с целью проникновения в мир их интересов и социальных установок, и на этой основе положительная переориентация деятельности асоциальной группировки, способствующая ее социальной интеграции и адаптации к общественным нормам.

Именно в среде креативной молодежи была наиболее полно осмыслена идея самоорганизации и самоуправления, именно любительство явилось той социальной лабораторией, где зародилось неформальное движение молодежи – многообразные общественные субкультурные и инициативные группы, объединения, целью которых является – построение гражданского общества. Поясним, что развитие субкультур, сам факт их наличия, возможен только в социально-мобильном обществе со сложившимися демократическими традициями в культуре: свободное творческое развитие личности и равноправие интересов и потребностей личности независимо от социальной принадлежности.

Ко всему вышесказанному необходимо добавить и другие принципы организации социальной работы с молодежью :

  • организационный подход характеризуется ориентацией на многообразие форм работы, проектов, которые рассматриваются и примаются центральными и местными административными органами преимущественно на конкурсной основе, с последующим выделением необходимых средств, контролем за их использованием и результативностью;
  • поэтапный подход предусматривает разделение работы условно на два основных этапа. Первый преимущественно связан глубоким изучением ситуации, сложившейся вокруг объекта избранной технологии – определенной группы молодежи или отдельной личности (клиента). На этом этапе определяются наиболее значимые проблемы, требующие срочного решения. Завершающий этап – составление социальным работником или социальной службой совместно с клиентом плана решения проблем. Второй этап связан с работой по выполнению намеченного плана, предусматривающего психокоррекционную и/или другую необходимую социальную помощь, создание у клиента положительной мотивации, выход из создавшейся ситуации;
  • кадровое обеспечение выбранной технологии специалистами, имеющими соответствующую квалификацию – психологами, социальными педагогами, медиками и т.д. Ключевой фигурой при этом является социальный работник как профессионал, имеющий специальную подготовку для работы с молодежью, который обеспечивает установление доверительного контакта с клиентом.

Таким образом, в основу формирования и развития социальной работы с молодежью должна лечь концепция реформирования, обновления всех сторон общественной жизни и ее последовательная реализация. А государственная молодежная политика должна носить интегративный характер, с максимальным привлечением молодежи к участию в реформировании, обновлении общества и своего микроссоциума.

«Технологии социальной работы с молодежью»

Введение

Глава I «Проблемы и потребности молодежи»

1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью

1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью

1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи

Глава II «Роль социальных служб в решении проблем молодежи»

2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем

2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи

2.3 Технологии социальной работы с молодежью

2.4 Опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью

Заключение

Список литературы

Введение

Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.

Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.

В курсовой работе раскрываются основные социальные проблемы различных категорий молодежи, особенное внимание уделяется молодежным группа риска.

Отдельное место занимает тема социальной работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности общества. Эта тема еще не получила достаточного развития в теории социальной работы в России, хотя должности социальных работников вводятся и в образовательных учреждениях и в пенитенциарной системе. Однако этого недостаточно, необходимо осмысление деятельности социального работника в сфере досуга, образования, пенитенциарной системы для эффективной работы с молодыми людьми.

Молодежь - это группа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.

Обостряют проблемы молодежи психологические особенности социализации лиц данного возраста. Указанная проблема тесно связана с началом становления молодого человека, с выходом его из первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться путем примыкания к различным социальным группам, субкультурам, движениям.

Объект - проблемы молодежи.

Предмет - технологии социальной работы с молодежью.

Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.

Задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью предложить наиболее эффективные методы и технологии в данном направлении.

I . «Проблемы и потребности молодежи»

      Историческое развитие социальной работы с молодежью

До 1920г. во многих странах государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. В последствии идеи надзора за молодежью и надзора за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а инициатива в этой области стала регулироваться законодательством.

В 1920-х годах в советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция государственной поддержки молодежи. Решающее значение имел III съезд Российского коммунистического союза молодежи (октябрь 1920; 1926 – ВЛКСМ), провозгласивший, что молодежная организация «комсомол» - приобрела, особые полномочия по представлению интересов молодежи и стала важнейшим элементом общества в решении молодежных проблем.

Комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, представляя актуальные направления государственной поддержки молодежи, всех ее категорий. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественных целей, широкий охват молодежных проблем, соединение государственных и общественных механизмов решения крупномасштабных задач.

В советский период существовало 3 направления поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением:

Труд и занятость;

Образование;

Здравоохранение.

1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью

В современной государственной молодежной политике основные Концептуальные положения прописаны в Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику.

Объекты государственной молодежной политики:

Граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством от 14 до 30 лет во время пребывания их на территории Российской Федерации, если это влечет обязанности федеральных государственных органов;

Молодые семьи - семьи в первые 3 года после заключения брака, в случае рождения детей – без ограничения периода брака), при условии, что один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых отец или мать не достигли 30 лет;

Молодежные объединения.

Субъекты государственной молодежной политики:

Государственные органы и должностные лица (указом Президента РФ от 17 мая 2000г. № 867 Государственный комитет по молодежной политике был упразднен, его функции были переданы Министерству образования РФ);

Молодежные объединения и ассоциации;

Молодые граждане.

Принципы государственной молодежной политики:

Сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в реализации государственной молодежной политики;

Привлечение молодых граждан к участию в формировании политики и программ для молодежи;

Обеспечение правовой и социальной защиты молодых граждан;

Предоставление молодому гражданину гарантирование государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, трудоустройству;

Приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

Направления:

Обеспечение соблюдения прав молодежи;

Обеспечение гарантий в сфере занятости;

Содействие предпринимательской деятельности молодежи;

Государственная поддержка молодой семьи;

Гарантии предоставления социальных услуг;

Поддержка талантливой молодежи;

Формирование условий для физического и духовного развития молодежи;

Поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

Содействие международным молодежным обменам.

Меры реализации:

Принятие специального законодательства и иных правовых актов, решений местных органов власти и управления;

Внесение изменений и дополнений в законодательство и иные акты;

Разработка и выполнение государственной молодежной политики комплексного и целевого характера;

Создание Российского фонда Федеральных молодежных программ для организации и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;

Выделение в федеральном и местном бюджетах отдельных ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики;

Создание государственных органов по делам молодежи и социальных служб различного профиля.

В 1994году была принята Федеральная программа «Молодежь России». Для создания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики.

В 1998году принимается новая Федеральная программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.» Основная ее часть заключалась в формировании и укреплении правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. Программой предусматривалось формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья, домашнего хозяйства. Так же формирование системы органов для временной и вторичной занятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи.

В 2000 году утверждена целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», направленная на создание и развитие правовых, экономических, организационных условий для воспитания у молодежи в условиях демократического общества, рыночной экономики, правового государства, личностную самореализацию молодых людей.

Задачи, поставленные этой программой.

1. создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого физического развития молодежи, реализация творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных объединений;

2. формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны;

3. выполнение программ социальной адаптации и повышения конкурентоспособности на рынке труда;

4. профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма;

5. улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем;

6. развитие и поддержка федеральной и региональной систем информационного обеспечения молодежи.

В 2005году утверждена Министерством образования и науки РФ программа «Молодежь России на 2006-2010 годы».

Анализ трех предыдущих программ позволяет заметить, что первые две программы направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, а третья и последующая четвертая четко выделяют направления поддержки и социальной защиты молодежи.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет утвержденную структуру с обязательным минимумом для города, района:

1. комплексный центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц. помощи);

2. центр социальной помощи семье и детям;

3. социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

4. социальная гостиница;

5. социальный приют для детей и подростков.