Официальный текст :

Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.

Комментарий юриста :

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции РФ в части 1 статьи 133 Трудового кодекса определено, что МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, что соответствует статье 7 Международного пакта "Об экономических, социальных и культурных правах" (1966 года) о праве каждого на вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, удовлетворительное существование для них самих и их семей. Определение прожиточного минимума в целом по Российской Федерации используется для оценки уровня жизни населения, обоснования устанавливаемого на федеральном уровне МРОТ, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, устанавливаемых на федеральном уровне (статья 2 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в ред. от 30.11.2011)).

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины. Стоимостная оценка потребительской корзины определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Указанные Методические рекомендации утверждены постановлением Правительства РФ от 17.02.1999 № 192 (в ред. от 04.06.2007). В 2000-2004 годах действовал Федеральный закон от 20.11.1999 № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", на основе которого и утверждалась величина прожиточного минимума в целом по России.

На 2011-2012 года потребительская корзина в целом по Российской Федерации установлена в составе и объемах (в натуральных показателях), определенных Федеральным законом от 31.03.2006 № 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" (в ред. от 08.12.2010), который действует с 1 января 2005 года. До 1 января 2005 года величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливалась ежеквартально Правительством РФ. Так, за IV квартал 2004 года размер прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации составил 2451 руб. (постановление Правительства РФ от 02.03.2005 № 1054), что было больше действовавшего тогда МРОТ 600 руб. в месяц почти в четыре раза. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации поквартально за период с I квартала 2005 г. по II квартал 2007 года была определена Правительством РФ только в декабре 2007 года (постановление Правительства РФ от 04.12.2007 № 8415).

С III квартала 2007 года величина прожиточного минимума утверждается Правительством РФ ежеквартально. Минимальный размер оплаты труда в целом на территории РФ в настоящее время определяется статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. от 01.06.2011). В соответствии с указанной статьей с 1 июня 2011 года МРОТ составляет 4611 руб. С 1 января 2013 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.12.2012 № 232-Ф3 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", МРОТ составит 5205 руб. в месяц. Правительством РФ величина прожиточного минимума определена в размере 6913 руб. для трудоспособного населения за II квартал 2012 года (постановление Правительства РФ от 13.09.2012 № 9213).

В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008-2010 года впервые за 15 лет (это уже десятое Генеральное соглашение) стороны, подписавшие его, договорились по такому спорному пункту, как повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума. Соглашение предусматривало возможность установления МРОТ на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения уже с 1 декабря 2008 года. Однако при этом повышение МРОТ не должно было оказывать негативного влияния на экономику России и экономическое положение субъектов РФ.

С этой целью должны были быть проведены:

Анализ социально-экономических последствий повышения с 1 сентября 2007 года МРОТ со 1100 до 2300 рублей в месяц и практики установления регионального МРОТ;

Консультации сторон Соглашения в апреле 2008 года, по результатам которых и должно быть принято окончательное решение.

Однако указанная договоренность так и не была реализована из-за финансового кризиса. Статья 133 Трудового кодекса определяет источники финансирования, за счет которых обеспечивается МРОТ. В организациях, финансируемых из федерального бюджета, МРОТ обеспечивается за счет средств федерального бюджета; в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, в небюджетных организациях - за счет собственных средств.

Трудовой кодекс определяет МРОТ как установленный законом уровень месячной оплаты труда, который должен быть выплачен каждому работнику, отработавшему полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда). Это означает, что он представляет собой минимальное вознаграждение за труд, ниже которого никто не может его оплачивать. При этом для работника, который проработал неполный месяц, МРОТ определяется пропорционально времени, проработанному в данном месяце.

1. Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом. В настоящее время действует Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729), который установил МРОТ с 1 января 2009 г. в размере 4330 руб.

Надо подчеркнуть, что минимальная оплата труда обеспечивается работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени. Оплата труда при неполном рабочем времени может быть меньше минимальной.

Экономическая сущность минимальной оплаты труда должна проявляться в обеспечении нормального воспроизводства рабочей силы (работника, выполняющего простые работы в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью). При этом должна учитываться и иждивенческая нагрузка (необходимость содержать как минимум одного ребенка). В экономическое содержание минимальной заработной платы входит также выполнение работником минимального объема работы, обеспечивающего работодателю получение необходимой нормы прибыли от использования неквалифицированного работника. Однако эти аспекты действующим трудовым законодательством не учитываются.

2. Норма об установлении МРОТ на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения была введена в Трудовой кодекс на основании международно-правовых актов. В частности, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. предусматривает право каждого на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи (ст. 23). Аналогичные положения содержатся и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1996 г.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904) для обоснования устанавливаемого на федеральном уровне МРОТ используется прожиточный минимум в целом по Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 860 (СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5482) величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации установлена:

  • на душу населения - 4402 руб. за I квартал 2008 г.; 4646 руб. за II квартал 2008 г.; 4630 руб. за III квартал 2008 г.;
  • для трудоспособного населения - 4755 руб. за I квартал 2008 г.; 5024 руб. за II квартал 2008 г.; 5017 руб. за III квартал 2008 г.;
  • для пенсионеров - 3508 руб. за I квартал 2008 г.; 3694 руб. за II квартал 2008 г.; 3660 руб. за III квартал 2008 г.;
  • для детей - 4218 руб. за I квартал 2008 г.; 4448 руб. за II квартал 2008 г.; 4418 руб. за III квартал 2008 г.

3. Требование об установлении минимальной заработной платы не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека не вступило в силу: в соответствии со ст. 421 ТК порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом.

Соответствующий закон еще не принят.

4. Минимальный размер оплаты труда применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности (ст. 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"). Размер стипендий, социальных выплат, а также порядок осуществления индексации оплаты труда и социальных выплат устанавливаются нормативными правовыми актами и не зависят от величины МРОТ.

5. Вторая часть ст 133 ТК РФ устанавливает полномочия по обеспечению выполнения предписания о МРОТ.

6. Минимальный размер оплаты труда представляет собой одну из основных государственных гарантий по оплате труда (см. коммент. к ст. 130).

Гарантийный характер минимального размера оплаты труда проявляется прежде всего в том, что за отработанную месячную норму рабочего времени (при выполнении норм труда (трудовых обязанностей) работник не может получить меньше установленного федеральным законом минимума. Указанная гарантия не распространяется на случаи, когда работник по каким-либо причинам не отработал норму рабочего времени (например, прогулял несколько дней, использовал очередной отпуск либо отпуск без сохранения заработной платы и т.п.); не выполнил норм труда (например, при сдельной оплате труда не выполнил дневную норму выработки. В связи с тем что сдельные расценки рассчитываются на основе месячной (дневной) тарифной ставки, невыполнение нормы выработки автоматически приводит к уменьшению заработка). Особо надо отметить, что при работе на условиях неполного рабочего времени размер месячной заработной платы также может быть меньше МРОТ, поскольку в этом случае норма рабочего времени не отрабатывается.

Невыполнение же трудовых обязанностей (за исключением такого нарушения трудовой дисциплины, как прогул) само по себе не влечет снижения заработка. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, допущенное работником по его вине, является дисциплинарным проступком и может повлечь применение дисциплинарной ответственности.

Минимальный размер оплаты труда является основой для установления базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников организаций, финансируемых из бюджета. Это также проявление гарантийного характера минимума заработной платы.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями — за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Комментарий к Ст. 133 ТК РФ

1. В соответствии с ФЗ от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 1930) в наименовании ст. 133 ТК слова «минимальной заработной платы» заменены словами «минимального размера оплаты труда».

2. Согласно ст. 3 ФЗ от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729) минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

3. Минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации, не зависит от организационно-правовой формы работодателя и формы собственности на его имущество.

4. Установление минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума должно происходить в порядке и в сроки, определяемые специальным федеральным законом, который, однако, пока не принят (см. комментарий к ст. 421 ТК РФ).

5. Источником обеспечения минимального размера оплаты труда в организациях бюджетного сектора экономики могут быть не только средства соответствующего бюджета (федерального, субъектов РФ, местных бюджетов). В качестве такого источника могут выступать и иные средства — внебюджетные, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

6. Источником обеспечения минимального размера оплаты труда в организациях небюджетного сектора экономики являются собственные средства работодателя.

7. В соответствии с ФЗ от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ гарантии для работника относительно его месячного заработка в размере не ниже минимального размера оплаты труда действуют только в том случае, если работник за этот период отработал полностью норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).

8. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3010) с 1 января 2009 г. установлен минимальный размер оплаты труда в размере 4330 рублей.

Второй комментарий к Статье 133 Трудового кодекса

1. Данная статья вновь претерпела не только редакционные изменения, но и изменения в содержании.

Редакционные изменения касаются названия данной статьи: вместо установления минимальной заработной платы она теперь предусматривает установление минимального размера оплаты труда. Такое название полностью соответствует ст. 7 Конституции Российской Федерации , в соответствии с которой в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

Кроме того, в части первой статьи размер прожиточного минимума заменен на его величину. Новая редакция представляется более удачной.

2. Изменения в содержании комментируемой статьи связаны с тем, что законодатель существенно расширил виды финансовых источников, за счет средств которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда в организациях, финансируемых за счет средств бюджетов — федерального, субъекта Российской Федерации и местного бюджета. Теперь это не только собственно бюджетные, но и внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

3. Минимальный размер оплаты труда устанавливается за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях (см. комментарий к ст. 129).

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 — 2007 годы предусматривает, что стороны обязуются рассмотреть целесообразность перехода на определение заработной платы в соответствии с принципами Европейской социальной хартии. В Соглашении также рекомендуется при заключении отраслевых и региональных соглашений устанавливать минимальные тарифные ставки (оклады) в организациях внебюджетного сектора экономики на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта РФ. Рекомендуется также при определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате не менее 50 процентов. Кроме того, Генеральное соглашение содержит обязательство сторон определить порядок актуализации потребительской корзины.

4. Непрерывный рост стоимости жизни, наблюдающийся в стране, вставшей на путь реформирования экономики, объективно потребовал систематического пересмотра размера минимальной оплаты труда. Каждое очередное повышение минимального размера заработной платы производится на основании вновь принимаемого закона. Динамика роста этого размера показана в следующей таблице.

повышения Сумма

минимальной

заработной

платы, руб. Нормативный акт

С 01.05.1995 43700 Там же

С 01.12.1995 60500 Там же

С 01.01.1996 63250 Там же

С 01.01.2001 200

С 01.07.2001 300

С 01.09.2005 800

С 01.05.2006 1100

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» предусмотрел поэтапное повышение минимального размера оплаты труда. Однако по-прежнему прожиточный минимум значительно выше минимального размера оплаты труда, и путь сближения этих двух важнейших социальных стандартов, определяющих уровень жизни активного населения, очевидно, будет трудным и долгим.

Федеральный закон от 1 октября 2003 г. дополнил также ст. 2 Закона от 19 июня 2000 г., предусмотрев право субъектов Федерации вводить более высокие размеры минимальной заработной платы за счет своих бюджетных средств, но размер и сроки введения определять по согласованию с правительством в части, касающейся компенсации дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. При этом размер минимальной заработной платы в субъектах устанавливается для всех работодателей, действующих в данном субъекте.

5. Установление минимального размера оплаты труда не ниже размера прожиточного минимума впервые закреплено в ТК РФ в качестве одной из гарантий социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Однако в отличие от срока введения в действие всех других статей Кодекса, установленного 1 февраля 2002 г., порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой ст. 133, устанавливаются федеральным законом (ст. 421 в ред. Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ).

Минимальный размер оплаты труда выполняет функцию социального стандарта, обязательность которого обеспечивается силой закона.

Защита от неоправданно низкой заработной платы предусмотрена Конвенцией N 131 «Установление минимальной заработной платы» (1970 г.). В соответствии с этой Конвенцией государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Факторы, которые учитываются при определении уровня минимальной заработной платы, включают потребности трудящихся и их семей, экономические соображения, в том числе требования экономического развития и поддержания высокого уровня занятости. Данная Конвенция нашей страной до сих пор не ратифицирована.

Наиболее оптимальным показателем нижней границы социального стандарта уровня жизни населения считается прожиточный минимум.

В Федеральном законе от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904) предусмотрено, что прожиточный минимум в РФ предназначается, в частности, и для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат (ст. 2).

В данном Законе закреплена также очень важная норма, в силу которой величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата РФ об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

В соответствии с Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 47. Ст. 5619) потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в 5 лет (Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. срок действия Закона был продлен по 31 декабря 2003 г. (СЗ РФ. 2003. N 1. Ст. 9), но так и не был пересмотрен). В настоящее время потребительская корзина установлена Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ в целом по Российской Федерации в следующих составе и объемах (в натуральных показателях).

1. Продукты питания

Наименование

товара Единица

измерения Объем потребления

Трудоспособное

население Пенсионеры Дети

Хлебные продукты

(хлеб и макаронные

изделия в пересчете

на муку, мука,

крупы, бобовые) кг 133,7 103,7 84,0

Картофель кг 107,6 92,0 108,7

Овощи и бахчевые кг 97,0 92,0 108,7

Фрукты свежие кг 23,0 22,0 51,9

Сахар и кондитерские

изделия в пересчете

на сахар кг 22,2 21,2 25,2

Мясопродукты кг 37,2 31,5 33,7

Рыбопродукты кг 16,0 15,0 14,0

молокопродукты в

пересчете на молоко кг 238,2 218,9 325,2

Яйца штук 200 180 193

Масло растительное,

маргарин и другие

жиры кг 13,8 11,0 10,0

Прочие продукты

(соль, чай, специи) кг 4,9 4,2 3,6

2. Непродовольственные товары

Наименование

товара Единица

измерения/срок

износа Объем потребления

(в среднем на одного человека)

Трудоспособное

население Пенсионеры Дети

пальтовая

группа штук/лет 3/7,6 3/8,7 3/2,6

костюмно-

платьевая

группа штук/лет 8/4,2 8/5,0 11/2,0

Белье штук/лет 9/2,4 10/2,9 11/1,8

носочные

изделия пар/лет 7/1,4 4/1,9 6/1,3

Головные

галантерейные

изделия штук/лет 5/5,0 4/5,6 4/2,8

Обувь пар/лет 6/3,2 6/3,5 7/1,8

письменные

товары штук/лет 3/1,0 3/1,0 27/1,0

Постельное

белье штук/лет 14/7,0 14/7,0 14/7,0

культурно-

бытового и

хозяйственного

назначения штук/лет 19/10,5 19/10,5 19/10,5

Предметы

необходимости,

санитарии и

лекарства процент общей

величины

расходов на

непродовольственные

товары в месяц 10 5 2

Наименование

товара Единица

измерения Объем потребления (в

среднем на одного человека)

Трудоспособное

население Пенсионеры Дети

Жилье кв. м

площади 18,0 18,0 18,0

Центральное

отопление гкал в год 6,7 6,7 6,7

Холодное и

водоснабжение

водоотведение литров в

сутки 285,0 285,0 285,0

Газоснабжение куб. м в

месяц 10,0 10,0 10,0

Электроэнергия кВт.ч в

месяц 50,0 50,0 50,0

Транспортные

услуги поездок в

год 619,0 150 396

культуры процент

величины

расходов на

месяц 5 5 5

Другие виды

услуг 10,0 10,0 10,0

Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ утверждена Постановлением Минтруда и Госкомстата РФ от 28 апреля 2000 г. N 36/34 (Бюллетень Минтруда РФ. 2000. N 9, 10). Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ — органами исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» вступил в силу с 1 января 1998 г., однако реальное применение его стало возможным только после установления Правительством РФ прожиточного минимума. Данный минимум должен официально публиковаться ежеквартально. Данные о величине прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ, утвержденные Постановлениями Правительства РФ, приведены в таблице.

истекший

период Прожиточный минимум в расчете

на душу населения, руб. Постановление

Правительства

среднем для

трудоспособного

населения для

пенсионеров для

(СЗ РФ. 2000.

N 23. Ст. 2432)

(СЗ РФ. 2000.

N 33. Ст. 3407)

(СЗ РФ. 2000.

N 47. Ст. 4595)

(СЗ РФ. 2001.

(СЗ РФ. 2001.

N 38. Ст. 3744)

II — 2001 г. 1507 1635 1153 1507 То же

(СЗ РФ. 2001.

(СЗ РФ. 2002.

(СЗ РФ. 2002.

N 22. Ст. 2095)

(СЗ РФ. 2002.

N 35. Ст. 3379)

(СЗ РФ. 2002.

N 45. Ст. 4519)

(СЗ РФ. 2003.

(СЗ РФ. 2003.

N 20. Ст. 1905)

(СЗ РФ. 2003.

N 33. Ст. 3274)

(СЗ РФ. 2003.

N 45. Ст. 4390)

(СЗ РФ. 2004.

(СЗ РФ. 2004.

N 37. Ст. 3736)

II — 2004 г. 2363 2588 1793 2313 То же

(СЗ РФ. 2004.

N 48. Ст. 4808)

6. Свобода партнеров на рынке труда по установлению любых условий договора о найме труда ограничена государством в части нижней границы оплаты труда. Государство не допускает даже по обоюдному соглашению сторон установления оплаты труда ниже минимального размера, предусмотренного законом.

7. Часть третья статьи также претерпела редакционные изменения. Право на получение месячной заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда имеют те работники, которые полностью отработали за этот период не только норму рабочего времени, но и выполнили нормы труда или трудовые обязанности (о нормах труда см.

Современному производству свойственно обособление отдельных процессов и работ, что позволяет специализировать орудия труда и работников, сокращать производственный цикл, повышать производительность труда. С другой стороны, труд всех работающих на предприятиях является трудом коллективным. Его результаты зависят от того, в какой степени обеспечено соблюдение необходимых количественных и качественных пропорций в распределении труда по отдельным звеньям производства и рабочим местам, кооперация труда отдельных исполнителей и первичных производственных коллективов.

Обособление отдельных процессов и работ предполагает, в первую очередь, разделение труда. Под разделением труда на предприятии, понимается разграничение деятельности работающих в процессе совместного труда, их специализация на выполнении определенной части совместной работы.

По мере развития техники и технологии производственные процессы усложняются , что вызывает развитие и углубление разделения труда на предприятиях. Это связано с тем, что формы разделения труда существенно влияют на специализацию, планировку и оснащение рабочих мест, их обслуживание, методы и приемы труда, его нормирование. Путем рационализации форм разделения и кооперации труда, обеспечивается полная и равномерная загрузка исполнителей, координация и синхронность их работы.

Значение разделения труда, как с экономической, так и с социальной стороны, чрезвычайно велико. Благодаря ему, все усложняющиеся трудовые процессы распадаются на менее сложные элементы, выполняемые определенными профессиональными и квалификационными группами работников. Это, с одной стороны, повышает мастерство и трудовые навыки исполнителей и сокращает сроки их профессиональной подготовки, а с другой - за счет обособления и относительного упрощения отдельных операций создает основу для механизации и автоматизации выполнения операций, что многократно повышает производительность труда.

Внутрипроизводственное разделение труда заключается в выделении различных видов работ, представляющих собой частичные производственные процессы, и закрепление их за определенными работниками с целью повышения производительности труда на основе ускорения усвоения рабочими трудовых навыков, специализации орудий труда и рабочих мест, параллельности выполнения операций. Число частичных процессов (видов работ) определяется организационно-техническими особенностями предприятия. Разделения труда на предприятии одновременно производятся в следующих основных формах:

технологическое;

функциональное;

профессиональное;

квалификационное.

Технологическое разделение труда осуществляется на основе расчленения процесса производства на стадии (заготовительную, обрабатывающую, сборочную), переделы, фазы, частичные технологические процессы и операции. В рамках технологического разделения труда применительно к отдельным видам работ, в зависимости от степени дифференциации трудовых процессов различается пооперационное, предметное и подетальное разделение труда.

Пооперационное разделение труда предусматривает распределение и закрепление операций технологического процесса за отдельными работниками, расстановку работающих, обеспечивающую их рациональную занятость и оптимальную загрузку оборудования.

Это достигается углублением специализации работников, что способствует высокому уровню производительности труда, формированию стойкого динамического стереотипа выполнения трудовых приемов, применению специализированной оснастки и инструмента, механизации трудовых процессов.

Предметное разделение труда предусматривает закрепление за конкретным исполнителем комплекса работ, позволяющих полностью изготовить изделие. Например, сборка электровыключателя, электророзетки.

Подетальное разделение предполагает закрепление за исполнителем изготовление законченной части изделия или детали.

Функциональное разделение труда предусматривает обособление различных видов трудовой деятельности и выполнение конкретных работ соответствующими группами работников, специализирующихся на выполнении различных по содержанию и экономическому значению производственных или иных функций. Согласно функциональному разделению труда, существует разделение всех рабочих на основных , занятых непосредственным выпуском продукции или выполнением основных работ; вспомогательных , которые сами непосредственно товарной продукции не производят, но обеспечивают своим трудом работу основных рабочих; обслуживающих , которые своим трудом создают условия для производительной работы как основных, так и вспомогательных рабочих.

В отдельные функциональные группы выделяют руководителей, специалистов и служащих.

Таким образом, функциональное разделение труда предполагает деление работников на группы в зависимости от их специализации по выполняемым функциям. Установление рациональных пропорций между этими группами и лежит в основе рационализации разделения труда.

В рамках функционального разделения труда выделяются профессиональное и квалификационное разделение труда. Первое осуществляется в зависимости от профессиональной специализации работающих и предполагает выполнение на рабочих местах работ в рамках той или иной профессии. Исходя из объемов каждого вида этих работ, можно определить потребность в работниках по профессиям как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям.

Квалификационное разделение труда вызывается различной сложностью работ, требующей определенного уровня знаний и опыта работников. Для каждой профессии рабочих устанавливается состав операций или работ различной степени сложности, которые группируются согласно присвоенным тарифным разрядам или квалификационным категориям. На этой основе определяется численность работников по каждой профессии, квалификационным разрядам и категориям.

Выбор наиболее рациональных форм разделения зависит от типа производства, объема выпускаемой продукции, ее сложности и др. Поэтому их поиск предполагает обязательный анализ этих факторов и обоснование оптимальной границы разделения труда. Каждое разделение труда имеет свои разумные пределы. С социальной точки зрения чрезмерное разделение труда обедняет его содержание, превращает работников в узких специалистов. С физиологической точки зрения чрезмерное разделение труда приводит к его монотонности, вызывает повышенную утомляемость и, как следствие, высокую текучесть работников, занятых на таких работах. В связи с этим возникают большие сложности в организации производственных процессов. Требуются более детальные расчеты и тщательная подготовка для эффективного соединения в едином процессе узкоспециализированных работников.

Из этих особенностей разделения труда вытекают определенные ограничения. Существуют технологическая, экономическая, психофизиологическая и социальная границы разделения труда.

Технологическая граница разделения труда определяется существующей технологией, которая делит производственный процесс на операции. Нижней границей формирования содержания операции является трудовой прием, состоящий не менее чем из трех трудовых действий, непрерывно следующих друг за другом и имеющих конкретное целевое назначение. Верхней границей разделения труда будет изготовление на одном рабочем месте всего изделия целиком.

Экономическая граница разделения труда обуславливается уровнем загрузки рабочих и длительностью производственного цикла. Разделение труда приводит к сокращению производственного цикла за счет параллельного выполнения операции, к повышению производительности труда за счет специализации орудий труда и рабочих мест, ускорения освоения рабочими трудовых приемов и методов труда.

Однако чрезмерное разделение труда на основе дробления отдельных технологических операций, приводит к нарушению пропорций в структуре затрат времени. При этом, с одной стороны, снижается время обработки, а с другой - увеличиваются такие элементы затрат как: время на установку и снятие деталей, межоперационную транспортировку предмета труда, межоперационный контроль и подготовительно-заключительное время. Таким образом, оптимальным может быть вариант, когда общее влияние факторов, снижающих длительность производственного цикла, больше общего влияния противоположных факторов.

Другим экономическим критерием является полнота занятости рабочего. Закрепление за рабочими узкоспециализированных функций не всегда обеспечивает его полную занятость. Поэтому, необходимо находить такие варианты формирования производственных операций, при которых рабочие не будут простаивать в ожидании работы или во время автоматического цикла работы оборудования. Особое значение это замечание приобретает в настоящее время, когда под влиянием научно-технического прогресса идет процесс перераспределения функций между рабочими и исполнительным органам оборудования. В составе рабочего времени растет доля времени наблюдения за работой оборудования. В этих условиях система операционного разделения труда не позволяет обеспечить полную занятость рабочих в течение смены. Необходимо расширение зон обслуживания и производственных функций рабочих.

Психофизиологическая граница разделения труда определяется допустимыми физическими и психологическими нагрузками. Длительность операций должна находиться в допустимых пределах, и содержать разнообразные трудовые приемы, выполнение которых обеспечивает чередование нагрузок на различные органы и части тела работающего. Монотонность трудового процесса, связанная с длительностью и повторяемостью однообразных приемов, действий исполнителей в течение оперативного периода, зависит от числа элементов в операции, продолжительности повторяющихся элементов, повторяемости однообразных приемов и действий.

Социальная граница разделения труда определяется минимально необходимым разнообразием выполняемых функций, обеспечивающим содержательность и привлекательность труда. Работник должен не только видеть результаты своего труда, но и получать от него определенное моральное удовлетворение. Труд, представляющий собой набор простейших движений и действий, снижает интерес к нему. Он лишен творчества, не способствует росту и квалификации работников.

Разделение труда неразрывно связано с кооперацией труда. Чем глубже разделение труда, тем большее значение приобретает кооперация. Коллективный труд - не простая сумма частичных трудовых процессов. Только правильное соотношение между частичными трудовыми процессами вместе с правильной расстановкой работников, обеспечивающей их рациональную занятость, приводит к высокой производительности труда. Поэтому кооперация труда на предприятии существует как объединение работников в ходе совместного выполнения единого процесса либо группы взаимосвязанных процессов труда.

Конкретные формы кооперации труда на предприятии многообразны, так как неразрывно связаны с организационно-техническими особенностями предприятия. Однако, несмотря на многообразие, их принято сводить к трем основным формам - межцеховой, внутрицеховой и внутриучастковой кооперации труда.

Межцеховая кооперация связана с разделением производственного процесса между цехами и заключается в участии коллективов цехов в общем для предприятия процессе труда по изготовлению продукции.

Внутрицеховая кооперация заключается во взаимодействии отдельных структурных подразделений цехов (участков, поточных линий).

Внутриучастковая кооперация заключается во взаимодействии отдельных работников в процессе совместного труда, или организации коллективного труда рабочих, объединенных в бригады.

Кооперация труда лимитируется, главным образом, организационными и экономическими границами. Организационная граница кооперации труда определяется тем, что с одной стороны нельзя объединить для выполнения любой работы менее двух человек, а с другой - существует норма управляемости, превышение которой приводит к несогласованности действий и значительным потерям рабочего времени. Экономическая граница кооперации труда определяется возможностью максимального снижения затрат живого и овеществленного труда на единицу выпускаемой продукции.

Выбор оптимального варианта разделения и кооперации труда в условиях противодействия различных факторов, характерных для каждого производственного процесса, должен основываться на достижении оптимального равновесия их влияния, обеспечивающего наиболее эффективное достижение поставленной цели. В каждом конкретном случае выбор должен осуществляться на основе всестороннего анализа специфики производства, характера выполняемых работ, требований к их качеству, степени загруженности работников и ряда других факторов.

Задача состоит в том, чтобы разумно расчленить всю совокупность операций производственного процесса, определить оптимальный их набор для каждого рабочего места, соответственно расставить исполнителей и установить наилучшую взаимосвязь между ними путем рациональной кооперации их труда. Правильное решение перечисленных задач позволяет более эффективно использовать живой и овеществленный труд, существенно сократить потери рабочего времени и простои оборудования, повысить эффективность производства.

Наиболее тесная кооперация членов трудового коллектива достигается при бригадной форме организации труда. Производственная бригада представляет собой первичный трудовой коллектив рабочих одинаковых или различных профессий, специальностей, квалификации, совместно выполняющих единое производственное задание и объединенных общей экономической оценкой результатов своего труда. Объективной предпосылкой такого объединения служат организационно-технические условия производства, т.е. такие условия, когда вне бригадной формы ведение производственного процесса либо невозможно, либо неэффективно.

Однако технические условия производства не определяют однозначного выбора организационной формы труда. На отдельных видах работ при одних и тех же технических условиях возможно применение как бригадных, так и индивидуальных форм. В этих условиях необходимо иметь в виду, что бригадная форма создает экономические предпосылки для высокопроизводительного труда на основе внутрибригадной кооперации труда, приводящей к уменьшению потерь рабочего времени, увеличению времени использования оборудования.

Целесообразность коллективного труда обусловливаются и психофизиологическими факторами. Бригады создают условия, позволяющие снизить монотонность труда за счет периодического перемещения рабочих с одних рабочих мест на другие, выполнения разнообразных технологических операций, сочетания различных функций.

Социальные предпосылки создания бригад выражаются в увеличении заинтересованности каждого их члена в конечном результате труда, сплочении коллектива на основе производственных интересов, развитии взаимопомощи и взаимного контроля.

Кооперация труда внутри бригад, которая базируется не на формальной расстановке работников по рабочим местам мастером или начальником участка, а на участии самих рабочих в данном процессе, способствует формированию позитивного социального климата в коллективе. Кроме того, в первичных коллективах легче решаются внутренние проблемы и конфликтные ситуации.

При принятии решения об организации бригад, следует иметь в виду, что они наиболее эффективны в следующих случаях:

Если определенная законченная часть технологического процесса не может быть выполнена одним исполнителем и требует параллельной работы группы рабочих;

Если группа рабочих мест связана общим ритмом работы (например, на поточных линиях и сборочных конвейерах);

При обслуживании крупных агрегатов и автоматических линий, гибких производственных систем (ГПС);

При выполнении ремонтных и монтажных работ, требующих одновременного участия нескольких исполнителей;

В настоящее время на предприятиях получили распространение бригады следующих форм: специализированные сменные и сквозные, комплексные сменные и сквозные.

Специализированные бригады организуются из рабочих одной профессии или специальности для выполнения однородных технологических операций, чаще всего для слесарно-сборочных, монтажных, наладочных, погрузо-разгрузочных операций. Их преимущество по сравнению с индивидуальной организацией труда состоит в том, что в этих коллективах сокращаются внутрисменные потери рабочего времени путем более организованного обеспечения инструментом, приспособлениями, заготовками, органического сочетания высококвалифицированных рабочих с рабочими более низкой квалификацией, обмена опытом и усиления дисциплины труда.

Комплексные бригады организуют из рабочих различных профессий и специальностей для выполнения комплекса технологически разнородных, но взаимосвязанных работ. Преимуществом такие бригад является возможность оптимальной кооперации труда основных и вспомогательных рабочих, применения принципа совмещения профессий и специальностей, гибкости в решении вопросов расстановки рабочих. Поэтому они создаются при обслуживании сложных агрегатов, на поточных линиях и предметно-замкнутых участках.

Специализированные и комплексные бригады могут быть сменными, объединяющими рабочих одной смены, и сквозными (суточными ), включающими в себя рабочих, занятых в нескольких сменах. Опыт работы сменных специализированных и комплексных бригад, то есть бригад, которые действуют только в течение смены и затем уступают рабочее место другой бригаде, свидетельствует о возможности неполной загрузки оборудования и неритмичной работы. Это, как правило, связано с необходимостью передачи смены. Например, при обработке деталей значительной трудоемкости и на операциях с большим временем наладки оборудования, когда станочник, не успевший до конца смены обработать деталь, снимает ее со станка, а сменщик устанавливает на станок другую деталь, потери весьма существенны. Организация сквозных бригад с передачей смены «на ходу», способствует сокращению потерь рабочего времени рабочих, простоев оборудования, повышает коллективную ответственность и материальную заинтересованность в конечных результатах труда.

Во всех типах бригад коллективный характер труда сочетается с разделением труда между их членами. Формы такого разделения зависят от многих факторов, в том числе от специализации рабочих мест, степени механизации и автоматизации производственных процессов, технологических особенностей операции. Работа между членами специализированных бригад распределяется в основном в соответствии с квалификацией. Однако полного соответствия между квалификацией рабочих и квалификационным уровнем работ добиться весьма сложно, поэтому отдельные работники выполняют работу, не соответствующую их квалификации. При этом разряд работы может быть и выше и ниже разряда рабочего.

Не всегда удается укомплектовать бригаду в точном соответствии с объемами работ по отдельным специальностям, так как они значительно меняются с течением времени. Поэтому практикуется частичная загрузка отдельных челнов бригады работой по другой специальности, т.е. частичное или полное совмещение профессий. Полная взаимозаменяемость между членами бригады достигается тогда, когда каждый член бригады осваивает все операции, входящие в данный технологический процесс.

Степень разделения труда, объем совмещаемых по другим профессиям, специальностям работ позволяют выделить бригады:

С полным разделением труда, где каждый рабочий выполняет только свою операцию;

С частичным разделением труда, где отдельные работники периодически выполняют работы, не соответствующие их основной специальности;

С полной взаимозаменяемостью, где каждый член бригады осваивает операции, входящие в часть производственного процесса, закрепленного за бригадой.

Внедрение бригадной формы организации труда требует предварительной работы, заключающейся в тщательном изучении производственных условий и характера производственных связей. При этом формирование и функционирование бригад должно основываться на следующих принципах:

Технологическая или предметно-замкнутая специализация бригады с закреплением за ней операций, номенклатуры деталей и узлов;

Закрепление за бригадой определенной производственной площади, оборудования и т.д.;

Доведения до бригады производственного задания, отражающего конечные результаты коллективного труда, на которое ориентированы экономические показатель и система организации оплаты и стимулирования труда.

Указанных принципы могут быть реализованы наилучшим образом, если при организации бригад разрабатывается организационный проект, в котором находят решения вопросы регламентации труда и его оплаты, оптимизации численности, планирования, учета и хозрасчета.

Рациональное внутрипроизводственное разделение труда предполагает выполнение среди прочих и таких условий, как обеспечение полной загрузки работников, устранение монотонности труда, повышение его содержательности, обеспечение роста квалификации и расширения трудового профиля рабочих. Для выполнения перечисленных условий, в ряде случаев, необходимо отступать от строгого разделения работ по функциональному и технологическому признакам. Преодолеть отрицательные последствия узкоспециализированного труда позволяет совмещение профессий и функций, а также многостаночное обслуживание.

Совмещение профессий вызвано механизацией и автоматизацией производственных процессов, приводящих к увеличению доли свободного времени у рабочих. Оно позволяет решить важную для общества социальную задачу - повысить содержательность и привлекательность труда, снизить его монотонность, повысить профессиональный уровень рабочих. В общем виде, совмещение профессий представляет собой выполнение одним рабочим функций и работ, относящихся к различным профессиям. Оно может быть полным, если рабочий выполняет все трудовые функции рабочего другой специальности и частичным, если рабочему передается только часть функций, выполняемых рабочими других специальностей, профессии. В результате сокращается общая численность рабочих, растет производительность их труда.

Совмещение профессий и расширение на этой основе производственного профиля рабочих возможно путем овладения рабочими смежными и вторыми профессиями. Под смежной понимается профессия, для которой характерны технологическая или организационная общность с основной профессией, а также выполнение функции смежных профессий на рабочем месте основной профессии. Освоение вторых профессий - это такой вид совмещения, при котором трудовые функции по второй профессии не имеют общих признаков с функциями по основной профессии.

Основными условиями, при которых возможно и экономически оправдано совмещение профессий, являются:

неполная занятость рабочего по основной профессии, обусловленная технологией производства или применяемым оборудованием;

разновременность выполнения совмещаемых функций;

отсутствие отрицательного влияния совмещения работ на точность, качество и производительность труда;

достаточный для овладения второй профессией (специальностью) квалификационный уровень рабочего.

Совмещение профессий наиболее эффективно, когда совмещаются профессии или специальности, взаимосвязанные ходом технологического процесса, единством обрабатываемых предметов труда, выполнением основного и вспомогательного процесса.

Возможность совмещения профессий выявляется на основе данных фотографии рабочего времени, моментных и других наблюдений. На основе анализа полученных при этом затрат рабочего времени определяются наиболее целесообразные формы совмещения профессий.

На первом этапе, выявляют и устанавливают возможные границы такого совмещения исходя из функционального направления работ. Возможные варианты выбираются в следующей последовательности: определяется возможность совмещения профессий у основных рабочих, затем основными и вспомогательными и лишь после этого - у вспомогательных рабочих.

На втором этапе по выбранной форме совмещения определяется состав и объем совмещаемых работ. Критерием для оценки выбранного варианта совмещения профессий может служить коэффициент занятости рабочего К з , рассчитываемый по формуле

К з = ,

где Тз.о - занятость рабочего выполнением основной работы в течение смены, мин;

Тз.св - занятость рабочего выполнением работы по совмещаемой профессии в течение смены, мин;

Тсм - продолжительность смены, мин.

Общая трудоемкость работ по основной и совмещаемой профессии не должна превышать длительности сменного времени, то есть коэффициент занятости не должен быть больше единицы.

На третьем этапе производится регламентация труда совмещающего профессии. Она может быть реализована в виде схем, графиков, расписаний, определяющих порядок и периодичность выполнения работ, способы и время выполнения.

ЛИТЕРАТУРА

Типовое положение об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест. М.: ВНМЦ, 2006.

Фильев В.И. Организация, нормирование и оплата труда в развитых странах. М.: ИнтелСинтез, 1996.

Фильев В.Н. Нормирование труда на современном предприятии. М.: 2002.