Действующее российское законодательство обеспечивает соблюдение трудовых гарантий гражданам РФ и иностранцам, работающим в России. Уровень жизни людей напрямую зависит от экономики государства. А экономическая обстановка в стране определяется рядом показателей, одним из которых является МРОТ. Рассмотрим, что представляет собой этот параметр и зачем он нужен.

Понятие и характерные черты

Минимальным размером оплаты труда (МРОТ) называется величина заработка, наименьшее значение которой определяется на законодательном уровне. Наниматели не имеют права платить своим подчиненным месячную зарплату меньше «минималки». Исключением может быть только работа при совмещении или неполной занятости.

Право гражданина на оплату трудовой деятельности не ниже «минималки» гарантируется ТК РФ. Размер МРОТ ежегодно индексируется и регулируется положениями № 82-ФЗ от 19.06.2000 г. Основная ценность этого документа заключается в определении области действия МРОТ. Но нормативное регулирование данного аспекта не ограничивается одним законом.

Размер минимальной зарплатной величины также регулируется следующими правовыми актами.

  1. Ст. 129 ТК РФ – гарантирует доплату до суммы МРОТ, даже если подчиненному не положена премия за месяц;
  2. Ст. 133 ТК РФ – в ней прописано, что МРОТ не может быть ниже значения прожиточного минимума;
  3. Ст. 133.1 ТК РФ, которая устанавливает наименьшую сумму заработка для регионов;
  4. Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года, согласно которому начальство обязаны платить подчиненным «минималку» плюс РК – районные коэффициенты, а не МРОТ с РК в одном составе;
  5. ФЗ № 421 от 28.12.2017 и ФЗ № 41 от 07.03.2018 – эти законы устанавливают сумму МРОТ на текущий год и правила изменения показателя в дальнейшем.

На основании перечисленных документов в состав МРОТ входят оклад, компенсирующие и премиальные выплаты. Размер фиксированной части заработка или другого вознаграждения за работу зависит от профессионализма сотрудника. Также при установлении зарплаты во внимание берутся условия труда и количество выполняемых задач.

За тяжелые трудовые условия и ненормированный график работы руководство компаний обязано доплачивать работникам.

Чем отличается от прожиточного минимума?

Главное отличие МРОТ состоит в том, что этот показатель определяет минимальную сумму заработной платы. Тогда как размер наименьшего порога проживания – это стоимость минимума товаров и продуктов, необходимых человеку для функционирования организма. То есть это сумма, на которую можно прожить месяц – с учетом оплаты различных взносов. Существует минимальная точка порога проживания на работоспособного гражданина, ребенка и пенсионера.

Теоретически размеры МРОТ и прожиточного минимума всегда должны совпадать. Но на практике их удалось уравнять только с мая 2018 года. Прежде наименьшее значение заработка было ниже минимальной суммы, которая требуется человеку в месяц на приобретение продуктов и товаров. С 1 мая текущего года общегосударственный МРОТ в России соответствует уровню прожиточного минимума работоспособных жителей РФ за 2-ю четверть прошедшего года.

Кем и для чего устанавливается?

МРОТ нужен для контроля и регулировки зарплатного уровня, для определения суммы социальных выплат, налоговых ставок, величины штрафных санкций и иных платежей. Этот показатель влияет на оплату больничных листков, выплаты по беременности и родам и прочие цели обязательного соцстрахования. По данным Министерства финансов РФ рост размера «минималки» сказывается на выплатах примерно 4 млн трудящихся жителей страны. И еще у 12 млн человек МРОТ напрямую влияет на порядок начисления зарплат с пособиями.

Значение минимального заработка устанавливается на уровне государства и по каждому отдельно взятому региону.

Общая цифра первоначально предлагается правительством РФ, после чего Госдума издает закон. Затем он утверждается Советом Федерации и подписывается Главой государства. Для регионов же составляется специальное соглашение, которое заключается сроком на 3 года.

Специфика на федеральном и региональном уровнях

Вопрос установления размера «минималки» на всей территории страны решается в верхах. В соответствии с ФЗ № 41 минимальный заработок с 1 мая 2018 года привязан к наименьшему порогу проживания и составляет 11 163 руб. По сравнению с началом текущего года МРОТ повысился на 1 674 рубля.

Из-за экономических особенностей субъекты РФ вправе устанавливать свой минимальный размер заработка. Но он не должен быть ниже общегосударственного. Например, в Москве и Санкт-Петербурге МРОТ выше, нежели среднее значение показателя по стране. А в северных краях к общему уровню «минималки» начисляются надбавки с коэффициентами. До мая текущего года примерно в трёх десятках субъектов МРОТ отличался от федерального параметра. Но после майского повышения их число значительно уменьшилось.

Как в 2018 году региональный МРОТ отличается от единого параметра

Региональный МРОТ неактуален для граждан, трудящихся в бюджетных учреждениях. Связано это с тем, что они получают зарплату из федерального бюджета. Чтобы избежать резкого увеличения затрат из региональной казны, многие субъекты РФ устанавливают общероссийский уровень для всех бюджетных предприятий.

Порядок заключения регионального соглашения о МРОТ

Поскольку экономическая ситуация в регионах РФ различна, местные власти вправе устанавливать МРОТ, отличный от федеральной «минималки». Для этой цели подписывается трехсторонняя договоренность, сторонами которой выступают:

  • местное правительство;
  • объединение профсоюзов;
  • союз работодателей.

Соответственно региональное соглашение о МРОТ – это документ, разработанный трехсторонней комиссией на основании трудового и социального уровня в регионе. Вступить в него могут любые наниматели: официальная публикация делается для всех работодателей. Соглашение становится обязательным для тех, кто в него вступил.

Чтобы заключить договор с областной властью, нужно дождаться момента принятия решения о минимальной сумме заработка. Заключение делается администрацией региона совместно с профсоюзным объединением. Оно публикуется на информационном портале местных органов власти, в региональных СМИ.

После этого у работодателей есть 30 дней, чтобы отказаться от присоединения к региональному соглашению. Если же не подать в этот срок заявление об отказе в районную администрацию, условия программы будут приняты автоматически. Важно, чтобы несогласие было мотивированным, а каждая причина подтверждалась выписками из бухгалтерского баланса и прочей документацией.

Что касается структуры регионального договора о МРОТ, то она состоит из 4 блоков: предмета договоренности, действия соглашения, обязательств и ответственности сторон. В тексте документа содержатся следующие сведения:

  • категория трудящихся, для которой установлен минимум;
  • МРОТ для региона;
  • дата, с которой начнет действовать новый показатель;
  • условия присоединения к соглашению;
  • порядок контроля исполнения приказа;
  • обязательства правительства, нанимателей и профсоюзов;
  • дата заключения договоренности;
  • ФИО и подписи сторон.

Трехсторонняя договоренность устанавливает МРОТ выше общегосударственного. Поэтому даже в случае написания отказа от присоединения к соглашению сложно добиться применения единого параметра в субъекте с более высокой «минималкой». На основании данного договора происходит регулирование заработной платы.

Если человек полностью отрабатывает положенное время, его заработок не может быть ниже учрежденной в области суммы.

На сегодняшний день федеральный минимальный размер оплаты труда (в дальнейшем МРОТ) изменился в 85 регионах нашей страны. С 1 января 2020 года каждый регион установил свой минимальный размер оплата труда.

Что же такое МРОТ?

В соответствии со статьей 133 Трудового Кодекса РФ МРОТ действует на территории всей страны и не может быть меньше прожиточного минимума, таким образом получается, что заработная плата работника не может быть меньше МРОТ.

МРОТ не только не только регулирует оплату труда и размер заработной платы, но и, к примеру, влияет на уплату страховых взносов.

Работнику не может быть назначена заработная плата меньше минимального размера оплаты труда, если он отработал месячную норму и полностью выполнил свои трудовые обязанности, согласно статье 133 Трудового Кодекса РФ.

Минимальный размер оплаты труда регулируется и устанавливается Федеральным Законом РФ от 28.12.2017 421-ФЗ. Согласно которому на сегодняшний день МРОТ в Российской Федерации увеличился на 20% и теперь составляет 9 489 рублей.

Каждый субъект имеет право устанавливать свой региональный МРОТ. Например, минимальная в 2020 году в Москве составляет 18 742 рубля, во Владимире 9489 рублей, в г. Орёл 10 500 рублей.

Подробные данные по другим субъектам нашей страны можно посмотреть в предоставленной таблице(во вложенном файле)

Теперь постараемся ответить на вопросы, возникающие у граждан, узнавших о изменение размера МРОТ на 1 января 2020 года.

Повлияет ли повышение МРОТ на оклад?

Зарплата помимо оклада включает компенсационные и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ). Поэтому оклад не всегда должен быть больше МРОТ, но в случае если минимальная зарплата устанавливается регионами, то оклад обязаны платить не ниже регионального МРОТ.

Повлияет ли повышение МРОТ на размер пенсии?

Чтобы разобраться в этом необходимо выяснить какие пенсии бывают. В Российской Федерации на сегодняшний день существует несколько видов пенсий:

  1. Страховая пенсия (ФЗ 28.12.2013 № 400- ФЗ) , которая включает в себя пенсию по старости, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, по выслуге лет, социальная пенсия.
  2. Государственная пенсия (ФЗ от 15.12.2001 № 166- ФЗ).

Размер любой пенсии зависит от определенных факторов, например таких как индивидуальный пенсионный коэффициент, стоимость этого коэффициента на момент назначения пенсии и другие.

МРОТ не влияет существенным образом на размер пенсии, но влияние обнаруживается при назначении пенсии, когда учитывают показатель среднемесячного заработка.

Минимальный уровень пенсии ограничен минимальным размером прожиточного минимума и не может быть ниже его.

Повлияет ли повышение МРОТ на размер пособий?

В России на сегодняшний день выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, по безработице и детские пособия. При расчете определенных пособий, используются данные о среднемесячном заработке. В том случае, когда среднемесячный заработок оказывается меньше МРОТ, выплата выплачивается исходя из МРОТ. Расчет из МРОТ также происходит в том случае, если в расчетном периоде у работника вообще не было доходов.

Повлияет ли повышение МРОТ на размер штрафов?

Правонарушения разного характера в России часто наказываются штрафом. Величина его зависит от разных факторов, в том числе и от минимального размера оплаты труда.

В настоящее время все штрафы можно поделить на уголовные (назначаются согласно Уголовному Кодексу РФ, причем штраф в качестве меры наказания используется в 40% статей данного официального документа) и административные штрафы (накладываются согласно Кодексу об административных правонарушениях). Но при всем при этом штраф, как мера наказания, используется относительно редко, примерно в 10% случаев в год по всей стране. Уголовные штрафы применяются только при преступлениях небольшой и средней тяжести.

В большинстве случаев судьи при назначение наказания в виде штрафа ориентируются, исходя из минимального размера оплаты труда и тогда штраф накладывается в каком- либо количестве МРОТ

Повлияет ли повышение МРОТ на налоги?

Увеличение МРОТ на территории любого субъекта влечет за собой повышение налогового сбора. Чем выше МРОТ тем больше отчислений идет в бюджетный и внебюджетные фонды. Правительство в кризис понижает прожиточный минимум и повышает размер МРОТ. Первое необходимо для снижения выплат гражданам, второе для увеличения налогов. Таким образом, обе эти меры необходимы чтобы стабилизировать бюджет.

Не стоит забывать, повышение МРОТ может негативно повлиять на работу малого бизнеса, поскольку индивидуальные предприниматели рассчитывают и выплачивают фиксированные платежи, исходя из размера МРОТ.

Повлияет ли МРОТ на уровень занятости населения?


Сказать, что увеличение МРОТ провоцирует рост безработицы нельзя, но в тоже время суждение, что повышение МРОТ приводит к снижению количества безработных граждан во всех регионах страны также будет считаться неправильным.

Исходя из перечисленной выше информацию, можно сделать вывод, что повышение МРОТ влияет на жизнь населения как положительно, так и отрицательно. Но хочется верить, что данные изменения необходимы для улучшения политики и бюджета нашей страны. И в скором времени это поспособствует изменению жизни населения нашей страны только к лучшему.

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.

(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный "статьей 1" настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями - за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный "закон" от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный "закон" от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 "N 54-ФЗ", от 24.07.2009 "N 213-ФЗ")

Статья 4. Установить, что до "внесения изменений" в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 "статьи 12" Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

"абзац второй" исключить;

"абзац третий" изложить в следующей редакции:

"Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.".

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный "закон" от 9 января 1997 года № 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин