СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА - отрасль социологического знания, предметом изучения которой является труд как общественное явление, а также те общественные отношения, в которые вступают участники трудового процесса.
Основные понятия социологии труда - содержание и характер труда, условия труда, форма труда (коллективная или индивидуальная), организация труда. Наряду с объективными характеристиками социологии труда изучает отношение работника к предмету, процессу и результату труда. Это отношение находит свое отражение в таких показателях, как удовлетворенность трудом, установки и ценностные ориентации в сфере труда, отношения между работниками или групп работников, занятых в производственной деятельности. Труд, трудовая деятельность всегда включены в определенные социально-экономические условия, связаны с той или иной социально-профессиональной группы, наконец, локализованы во времени и пространстве (рабочее место).
Как самостоятельная отрасль социология труда возникла в конце 19 - начале 20 веков. Теоретические и практические основы социологии труда были заложены Ф. Тейлором в процессе изучения причин, которые влияют на эффективность труда. Согласно Тейлору ключевая роль в этой зависимости принадлежит организатору производственного процесса - менеджеру, который должен наилучшим способом разделить работу и подобрать способы подготовки компетентного работника, а также использовать материальные стимулы для повышения продуктивности труда. Э. Мэйо в ходе анализа результатов эксперимента в Хотторне пришел к выводу, что эффективность труда работника в значительной степени зависит от его статуса в группе, статуса группы на предприятии, подчиненности групповым ценностям и нормам.
Приблизительно в то же время, в конце 20-х - начале 30-х годов 20 века, А.К. Гастев обратил внимание на факты сопротивления работников инновациям и наметил пути его уменьшения. В эти же годы был проведен ряд конкретных социологических исследований, связанных с изучением отношения к труду, выбора профессии, положения отдельных социальных групп в сфере труда. После значительного перерыва в середине 1960-х годов в СССР были опубликованы монографии по результатам конкретных социологических исследований. «Рабочий класс и технический процесс», «Человек и его работа». В них обосновывалась взаимосвязь между содержанием работы, уровнем ее оснащения, с одной стороны, и отношением к труду, удовлетворенностью работой, значимостью ценностных ориентации работников - с др. Проведенные впоследствии исследования зафиксировали в связи с переходом к индустриальному обществу, переменами в образе жизни отчуждение работников от процесса производства и его результатов, инструментализацию отношения к труду прежде всего как к средству для удовлетворения других потребностей, а не как реализацию себя в труде, проявление способностей, навыков, знаний и умений личности.
В связи с изменениями, происходящими в современном обществе, перед социологами труда ставятся задачи изучения изменения трудовых функций работников различных профессий, социальных факторов и резервов повышения производительности индивидуального и коллективного труда; структуры мотивов и ценностных ориентации работника в зависимости от конкретных условий и особенностей содержания труда; влияния отношения к овладению и распоряжению средствами производства, характеристик личности на структуру мотивации и производительность труда.
Н.В. Андреенкова
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 484-485.
Литература:
Штольберг Р. Соц-я труда. М., 1982; Соц-я труда / Под ред. Н.И. Дрях- лова и др. М., 1993; Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника: проблемы функционирования и развития. Екатеринбург, 1998; Ромашов О. В. Соц-я труда. М., 2001; Труд и соц. развитие: Словарь. М., 2001; Чангли И.И. Труд. Социол. аспекты теории и методологии иссл-я. М., 2002; Четырева Л.Б. Соц. конструирование труда. Самара, 2002; Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Чел. и его работа в СССР и после. М., 2003; Ракитская Г.Я. Социально-трудовые отношения: Общая теория и проблемы становления их демократического регулирования в совр. России. М., 2003.
Социология труда является одним из основных направлений социологической науки. Предмет изучения социологии труда – социальные отношения и социальные процессы в сфере труда. Социология труда изучает проблемы регулирования социальных процессов, мотивации трудовой деятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда, социального контроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, руководства трудовым коллективом и демократизации трудовых отношений, трудовых перемещений, планирования и регулирования социальных процессов в сфере труда.
На практике проблема социологии труда может заключаться в следующем. Например, чтобы добиться высокого уровня организации труда, следует использовать не только экономические, но и социальные критерии. Нормы труда должны быть обоснованы не только технически и экономически, но и социально. Такие категории, как условия труда, организация труда, материальное стимулирование, имеют как экономический, так и социальный аспекты.
Таким образом, объектом изучения дисциплины социология труда является труд, т.е. целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг. Социология труда описывает, изучает, объясняет и позволяет предсказывать особенности поведения и отношений между людьми на предприятиях, в организациях, в научных лабораториях и различных учреждениях, т.е. везде, где люди связаны единым трудовым процессом.
Предмет этой дисциплины значительно шире: изучение трудового потенциала общества, путей его формирования и рационального использования в интересах повышения эффективности национальной экономики для целей жизнеобеспечения человека и общества в целом.
Таким образом, социология труда - это отрасль социологии, изучающая трудовую деятельность как особую эволюционирующую подсистему общественных отношений в ее различных исторических и культурных формах, а также во взаимосвязях с другими подсистемами (сферами) деятельности и общественных отношений. Социология труда - это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Если же попытаться сузить данное понятие, то можно сказать, что социология труда - это поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Именно такого рода стимулы, с одной стороны, побуждают к индивидуальному выбору, а с другой, ограничивают его. В социологической теории акцент делается на стимулах, регулирующих трудовое поведение, которые имеют не безличностный характер и относятся к работникам, широким группам людей.
Специфика труда как одной из подсистем общественной жизни проявляется в двух аспектах: внешнем и внутреннем. Внешний аспект характеризуется составом и содержанием социальных функций труда, т.е. тех функций, которые он выполняет по отношению к другим подсистемам общества. Внутренний аспект заключается в особенностях состава, связей и изменений элементов, составляющих саму сферу труда как относительно самостоятельную область деятельности и отношений, включая и вещные элементы, и участников трудовой деятельности, и многообразные социальные связи, которые складываются между ними, а также другие компоненты социального свойства.
При анализе внутренних особенностей труда как социальной подсистемы учитываются: иерархическое строение сферы труда, состоящей из личностей работников, трудовых общностей малых, средних и больших организаций, имеющих свои индивидуальные и видовые особенности; специализация трудовых организаций (продуктовая или отраслевая, технологическая или процессуальная, региональная или пространственная); социальные свойства и типы трудовых организаций; социально-психологические особенности участников социально-трудовых отношений.
Вследствие этого особое значение приобретает исследование процесса стоимости рабочей силы, а также формирования трудовых затрат на всех стадиях воспроизводственного цикла.
Расширение и углубление знаний в этой области требует изучения зарубежного, а также отечественного опыта в различных регионах страны и на различных предприятиях, изучения состояния внутренних рынков труда, знакомства с методическими приемами экономического анализа, аудита, социологического исследования.
Понимание труда как одного из базовых условий жизни общества возникло уже в древних государствах. О связи между разделением труда и устройством общества размышляли великие греки - Платон и Аристотель. В Новой истории на роль труда в жизни общества обратили внимание такие выдающиеся мыслители Западной Европы, как Ш. Фурье, А. Сен-Симон, О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель. Это произошло отнюдь не случайно, а в связи с очень острыми социальными конфликтами, сопровождавшими становление индустриального общества. Примечательно, что именно в этот период произошло зарождение самой социологической теории и практики. Не только ученые, но и крупные предприниматели Франции, Англии, Германии скрупулезно изучают и описывают быт промышленных рабочих, стремясь открыть секреты трудового поведения и тем самым погасить социально-трудовые конфликты, чреватые большими экономическими потерями.
Но как самостоятельное научное направление социология труда формируется лишь в 20-е годы ушедшего века под влиянием очередной волны социальных потрясений начала века, на этот раз вызванной нарастающими глобальными процессами индустриализации и урбанизации. Под влиянием этих процессов оказывались и такие страны, которые лишь выходили на дорогу индустриализации, например, Россия, где со второй половины XIX в. начинает складываться самобытная Школа исследования социальных проблем труда, представленная, в частности, именами В. Берви-Флеровского, Е. Дементьева, С. Прокоповича, П. Тимофеева, С. Булгакова.
Трудовая деятельность пронизывает многие пласты жизни общества, отношения и взаимодействия людей. Поэтому закономерен интерес, проявляемый к труду не только социологами; но и представителями других направлений обществознания: экономистами, социопсихологами, правоведами, историками. Соответствующие науки, имея общий объект исследования - труд, изучают разные его стороны, отличаясь предметом исследования и понятийным аппаратом.
Поскольку процесс труда невозможен без природно-материальных элементов и процессов, постольку наряду с общественными науками труд изучается и естественными науками (инженерной психологией, психофизиологией, медициной, эргономикой и др.).
Предметная особенность социологического подхода к изучению труда состоит в том, что он (труд) рассматривается комплексно, с системных позиций. С точки зрения социологии это особая, относительно самостоятельная форма социальной жизни, одна из социальных подсистем. Функционирование и эволюция этой подсистемы происходит в широком и постоянно меняющемся культурно-историческом контексте, взаимосвязано и взаимообусловлено с другими подсистемами (сферами) деятельности и отношений между людьми.
Объект социологии труда как общественное явление и процесс. Предметная область, структура и функции социологии труда. Объект социологии труда как общественное явление и процесс. Социология труда как элемент общей системы знания о труде, ее место в системе наук, анализирующих труд социологического и несоциологического профиля (социология профессий, индустриальная социология, социология организаций, социология трудовых коллективов, экономика, философия, право, история, психология и др.). Связь социологии труда с региональной социологией, социологией города, социологией села, социологией организаций, социологией коллектива, социальной инженерией.
Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей.
Социальные взаимодействия в сфере труда – это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии.
Социальные отношения – это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей.
Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально.
То есть социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.
Социология труда – это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Социология труда – это поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. В социологической теории акцент делается на регулирующих трудовое поведение стимулах, которые имеют не безличностный характер и относятся к работникам, широким группам людей.
Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.
Цель социологии труда – исследование социальных явлений, процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.
Задачи социологии труда заключаются в следующем:
Изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива);
Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов;
Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника;
Оптимальное сочетание моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка;
Усиление социального контроля и борьба с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда;
Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов;
Создание системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе и трудовой организации, и т.д.
Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения, прежде всего, важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускоренной социальной переориентации экономики.
Социология труда тесно связана с большей частью наук социологического профиля. Появление дисциплин внутри социологии труда стало возможным благодаря тому, что эта наука анализирует общественный труд на макро- и микроуровнях. Первый касается институционального аспекта труда, а второй - мотивационного и поведенческого. Связь социологии труда с дисциплинами о труде социологического профиля схематично представлена на рис. 3.
Рис. 3. Связь социологии труда с дисциплинами социологического профиля
Так, социология организаций исследует иерархическую структуру управления производством, формальную и неформальную организацию предприятия, систему власти и подчинения, личные и безличные факторы социальной организации труда. Социология профессий также выделяет свой предмет в системе общественного разделения труда, изучая престижность тех или иных видов деятельности, предпочтения, ценностные ориентации, профессиональную пригодность и т.д. Социология производственного коллектива изучает широкий комплекс вопросов, выражающих закономерности совместной трудовой деятельности людей, функции, цели и структуру трудовых организаций (коллективов) как основных экономических, социальных и политических ячеек общества.
Следует также назвать: социально-психологические исследования сплоченности, лидерства, морально-психологического климата, группового взаимодействия в производственных бригадах как разновидности малой контактной группы; социологию образа жизни, основой которой выступает жизнедеятельность человека в труде; промышленную (индустриальную) социологию, в центре внимания которой находится изучение социальных последствий научно-технического прогресса, механизации и автоматизации производства, социальной организации предприятий и проблем социального управления; наконец, социальное планирование и прогнозирование (социология управления), становление которых в качестве самостоятельных дисциплин немыслимо без изучения трудовых проблем. Социология образования изучает систему подготовки специалистов для различных отраслей народного хозяйства, а социология города прослеживает взаимосвязь процессов индустриализации и урбанизации, их влияние на образ и уровень жизни людей, разрабатывает проекты размещения промышленных объектов.
К молодым отраслям знания необходимо отнести и такую междисциплинарную науку, как экономическая социология. Ее предмет - ценностные ориентации, потребности, интересы и поведение больших социальных групп (демографических, профессионально-квалификационных и др.) на макро- и микроуровнях в условиях рыночной конъюнктуры. Как происходит сокращение и трудоустройство управленческого аппарата, работников неквалифицированного труда, инженеров, врачей и т.д.? Как изменяется оценка вознаграждения (морального и материального) труда в тех или иных общественных группах, в сферах индивидуального и коллективного труда, государственного, частного и кооперативного производства? На эти и другие вопросы призвана и отвечает экономическая социология.
Предмет исследования социологии труда как раз и составляет круг ее научной проблематики в пересечении с другими социологическими дисциплинами. Иначе это можно назвать горизонтальным срезом знания или отраслевой социологией. Отраслевая социология покрывается преимущественно предметной областью социологии труда. В то же время в каждой из них найдутся и такие проблемы, которые не входят в ее компетенцию. Так, в социологии профессий узкоспециальные вопросы, например, возрастные изменения в предпочтениях человеком тех или иных профессий, не обязательно включаются в социологию труда, т. е. не интересуют ее как самостоятельный предмет изучения. Такого рода проблемы больше связаны с социологией личности или психологией.
Социология труда тесно связана со многими дисциплинами несоциологического профиля, но изучающими труд. Такая взаимосвязь представлена на рис. 4.
Психология труда изучает психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. Объект психологии труда - это деятельность индивида в производственных условиях и условиях воспроизводства рабочей силы. У психологии труда и социологии труда много общего, например, такие категории, как трудовые установки, мотивы поведения, готовность высококачественно и производительно трудиться. Однако социологию труда интересуют не индивидуально-личностные проявления трудового поведения, а социально-типичные проявления, характерные для различных представителей социальных и профессиональных групп. В то же время знание положений психологии труда об особенностях психологических свойств работников позволяет социологам научно обеспечить формирование и развитие коллективов, избежать неоправданных конфликтных ситуаций в сфере труда.
Экономика труда изучает механизм действия экономических законов в сфере труда, формы их проявления в общественной организации труда. Экономику труда интересует сам процесс создания стоимости. Для нее важны трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла. В центре внимания социологии труда - трудовые взаимодействия работников и возникающие между ними трудовые отношения. Например, в стимулировании труда экономика сосредоточивает внимание на оплате труда. В этом случае рассматривается тарифная система, заработная плата, взаимосвязь между ними. Социология труда, отдавая в целом должное внимание проблеме материального стимулирования, в первую очередь изучает совокупность побуждений к труду, такие стимулы, как содержание труда, его организация и условия, степень самостоятельности в труде, характер взаимоотношений в коллективе и т.д.
Социология труда тесно связана с физиологией труда, исследующей закономерности функционирования состояния организма работающего человека. Оба эти направления объединяют усилия по выработке путей преодоления отрицательных последствий монотонности труда. Социологи, управляя трудовой адаптацией работников, используют рекомендации физиологов о закономерностях формирования навыков, умений, трудовых знаний, выработке у работников профессионально важных качеств, снижении утомления и поддержания в течение всего рабочего периода высокого устойчивого уровня трудоспособности.
Социология труда тесно связана с трудовым правом. Трудовое право определяет юридическую сторону трудовых отношений, которое реализуется прежде всего через социальный контроль поведения в сфере труда. Административный контроль, меры воздействия (поощрения и наказания) основываются на правовых нормах труда, закрепленных в юридических документах, которые регламентируют основные моменты трудовых взаимоотношений. Есть непосредственная связь социологии труда и с научной организацией труда (НОТ). Эффективность мероприятий по научной организации труда зависит от того, будет или нет учитываться их эффект. Социологами здесь широко используется такой показатель, как удовлетворенность трудом.
К промежуточным дисциплинам, видимо, можно отнести этнографию, антропологию, археологию и некоторые другие. Они оперируют количественными методами наподобие социальных наук и нормативно-ценностным знанием наподобие гуманитарных. Этнографы сравнивают обычаи, традиции и трудовую этику, бытующие о различных народов, на эмпирических фактах показывают региональные черты сходства и различия трудового уклада жизни в зависимости от этнической принадлежности. О прошлом трудовой деятельности человека свидетельствуют находки археологов. Прослеживая изменения типов орудий труда, характер приемов труда, методов обработки материалов, археологи устанавливают социальную историю производственной деятельности людей. Исторические этапы и формы антропосоциогенеза, становления человеческого рода через процесс труда, изучает антропология. Она судит об исторических реликтах трудовой деятельности на основании изучения современных отсталых сообществ, диких племен.
Предметная область социологии труда не сводится к совокупности предметных областей конкретно-социологических дисциплин, изучающих под разными углами социальную природу труда. В то же время понять и изучить конкретные явления и процессы, происходящие в производственной деятельности, невозможно, если не прибегать к данным других наук, в том числе экономики труда, юриспруденции, социальной и инженерной психологии, этнографии, психотехники, эргономики и т.д. Необходимо учитывать, что будут появляться новые науки, отдельные уходить со сцены, поэтому представленные схемы взаимосвязи с науками социологического и несоциологического профиля несколько условны и могут видоизменяться. Однако они дают возможность проследить общую тенденцию в социологии труда.
трудаВозникает вопрос, почему мы начинаем обзор частных социологических теорий с социологических проблем труда , трудового коллектива, ведь можно начать, к примеру, с социологии личности.
Труд
:
Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда ) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда , новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.
Социология труда - это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда . В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда .
Цель социологии труда - это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.
Задачи социологии труда
В целом социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей деятельности, с другой стороны - способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда .
Трудовая деятельность всегда вплетена в конкретные социально-экономические условия, связана с определенными социально-профессиональными группами, локализована во времени и пространстве. Поэтому социология изучает социальные форму и условия труда , его социальнуюорганизацию (коллективный, индивидуальный, семейный, принудительный, добровольный). Предельно важно знать механизмы включения человека в трудовую деятельность, то есть ценностные ориентации, мотивы, удовлетворенность трудом и многое другое.
1. Объект, предмет, функции социологии труда. 4
2. Специфика социолистического подхода к изучению труда. 9
3. Человек в управлении трудовой деятельностью.. 14
4. социальная сущность труда и исторические формы его организации. 19
Заключение. 23
Список литературы.. 24
введение
Социология труда изучает социально-трудовые отношения и социальные процессы в сфере труда. Социальные отношения определяются сходством и различием социального положения, интересов и поведения разнообразных социальных групп и отдельных работников. Социальные процессы – это то, что происходит внутри социальных групп, коллективов и среди отдельных работников, что формирует или изменяет их состояние, социальное положение. Рассматривая труд, как базовый социальный процесс, социология труда раскрывает его социальный характер, формы организации и условия труда, в которых он протекает, изучает отношение человека к труду, ценностные ориентации людей, их мотивацию и стимулирование процесса труда, удовлетворенность людей этим процессом и социальную защиту работников и т.д.
Социология труда это одна из специальных социологических дисциплин, предметом которой служат отдельные общественные явления и специфические связи в процессе трудовой деятельности между конкретными явлениями и процессами, образующими в своей совокупности общество как целое.
Социология труда - это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Если же попытаться сузить данное понятие, то можно сказать, что социология труда это поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.
Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.
Цель социологии труда – это исследование социальных явлений, процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида, в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.
1. Объект, предмет, функции социологии труда
Социология труда представляет собой специальную дисциплину, содержание которой - законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. В качестве специальной социологической дисциплины она раскрывает специфику общественного труда как социального процесса и совокупность факторов, влияющих на этот процесс. Предметом социологии труда являются социально - типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его производственной активности. Поэтому типичной для социологии является постановка вопроса о массовом проявлении такого отношения к труду и таких форм социальной активности, которые соответствуют определенному содержанию и характеру труда. Изучение взаимосвязи содержания и характера труда - основных категорий социологии труда - имеет важное методологическое значение. Оно позволяет понять, что развитие труда невозможно без качественных сдвигов в его содержании в ходе научно-технического прогресса. По своему содержанию труд - целесообразная, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы. Труд как обмен веществ между человеком и природой означает, что человек использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. При этом трудовой деятельности присущи, как отмечал К. Маркс, опосредствующая, регулирующая и контролирующая функции, изменяющиеся по мере развития науки и техники.
Изучение труда в процессе его исторического развития показывает, что наиболее примитивный ручной труд сочетался с личной принадлежностью раба рабовладельцу (рабский труд); ручной ремесленный труд (допускающий самостоятельность и творчество, но на низком уровне развития технологии) характерен для феодального общества; с развитием механизации и повышением качества производительной силы труда началось развитие капиталистического общества с наемным трудом. Обобщая, можно заключить, что экономический закон соответствия уровня развития производительных сил состоянию производственных отношений проявляется в сфере труда в виде закона соответствия содержания и характера труда, его сущности и его социально-экономической формы.
Для феодального общества был характерен ремесленный труд, основанный на применении ручного инструмента и эмпирической технологии. Квалификация ремесленника непосредственно зависела от сложности предмета труда, а, следовательно, и функций по его обработке. Кто желал быть мастером, вынужден был овладеть ремеслом во всей его полноте. Особенности труда ремесленника обусловливали и специфику его подготовки, которая фактически исключала теоретическое обучение и приобретала характер практического ученичества, растянутого на долгие годы.
Универсальность трудовых функций влекла за собой высокую ремесленную квалификацию. Однако эта квалификация сочеталась с низким культурным уровнем работника, обусловленным низким уровнем тогдашних знаний о мире, а также тем, что общее образование для большинства ремесленников было непродолжительным или вовсе отсутствовало. Успех дела в ремесленном производстве зависел прежде всего от таланта ремесленника, его личностных качеств и способностей. Приобретая высокую профессиональную культуру путем многолетней выучки, являясь производителем и предпринимателем, производящим и продающим свой товар, ремесленник выступал субъектом, творцом культуры, но на той низкой культурной и технической основе, которая обусловливала чрезвычайно медленное организационно-техническое развитие.
Переход к машинному производству вызвал развитие капиталистических отношений, связанных с использованием наемного труда. В содержании труда рабочего произошли глубокие качественные изменения, в которых реализуется важнейшая закономерность технического прогресса, а именно - передача опосредствующих функций от человека машине. Машинное производство знаменует собой начало превращения науки в непосредственную производительную силу и приобщение рабочего к научно-техническим достижениям, необходимым для управления машиной. Эмпирический опыт в труде продолжает играть значительную роль, но ограничиться им рабочий уже не может. От него требуется известный уровень общего, среднего специального и высшего образования, определенный объем профессиональных знаний, а наряду с этим, владение достаточно сложными навыками физического труда. В современных условиях, когда значительно больше прибыли "выжимается" из квалификации, нежели из физической силы, объективно необходимо формировать универсальную рабочую силу с высоким уровнем образования.
Технический уклад отечественного производства в нынешних условиях неоднороден. В технике, технологии и организации труда сосуществуют и переплетаются, во-первых, остатки прошлого - значительные объемы ручного неквалифицированного и тяжелого физического труда; во-вторых, основа нынешнего производства комплексно-механизированный труд, в-третьих, генеральная цель научно-технического прогресса - автоматизированный труд. Это обусловливает разнотипность труда совокупного работника с точки зрения его содержания и вместе с тем сохранение в современном производстве тех типов труда, которые исторически сменяли друг друга в ходе научно-технического прогресса.
Если в основе смены типов труда лежит технический прогресс, то главная причина их сосуществования - его неравномерность, переплетение в техническом базисе производства техники прошлого, настоящего и элементов техники будущего. Неравномерность развития техники, технологии и организации производства в разных отраслях, на различных промышленных предприятиях обусловливает сохранение массивов неквалифицированного ручного и тяжелого физического труда, не способствующего социальному и профессиональному развитию трудящихся. Общественная ситуация такова, что на нынешнем этапе отечественное производство пока что нуждается в 70% носителей преимущественно физического и в 30% преимущественно умственного труда. Деление на эти роды труда при современном уровне производительных сил пока что имеет место, и различие по роли в общественной организации труда работников, занятых указанными родами труда, выступает в нынешних условиях как различие социальное и культурное. Социальность различий проявляется, прежде всего, в том, что физический и умственный, квалифицированный и неквалифицированный труд диктуют различные требования к уровню общего и специального образования и профессиональной подготовки работников, их профессиональной культуре, и создают различные возможности для реализации профессиональных и личностных способностей в процессе трудовой деятельности.
Исходя яз понимания предмета социологии труда, одна из основных категорий этой дисциплины - отношение к труду. В социологии принята точка зрения, что отношение к труду не ограничивается связью индивида с непосредственным его занятием. Оно выражает фундаментальную связь индивида с обществом, проявляется через общественную оценку труда - престиж профессии, труд как высшую ценность и способ признания человека в обществе - и получает субъективно-индивидуальное выражение в высказываниях и поступках человека.
Отношение к труду определяется объективными и субъективными факторами. Объективные факторы - это содержание и характер труда, определяющие профессиональное и социокультурное развитие работника, а также условия труда (социально-экономические, социально-гигиенические, социально-психологические), непосредственно влияющие на то или иное к нему отношение. В ходе эмпирических исследований выявлено, что именно под воздействием социально-экономических условий труда (возможность служебного продвижения, возможность повышения квалификации, возможность повышения заработной платы) у работников складываются расположенность, позитивные и негативные ценностные ориентации на труд. Создавая ощущение перспективности работы, социально-экономические условия активно формируют совокупность ценностных ориентации на эту перспективность и способствуют повышению производительности труда.