Общие сведения об обосновании безопасности

В последнее время нас все чаще спрашивают, что такое «обоснование безопасности», зачем оно нужно, и как разработать этот документ. Давайте исходить из того, что обоснование безопасности ДОЛЖНО БЫТЬ при подтверждении соответствия! Причем раз Вы решили его создать, то давайте постараемся сделать это не просто красиво, а так, чтобы этот документ соответствовал своему определению, да и чтобы потом не было стыдно…

Итак, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ обоснование безопасности» с точки зрения подтверждения соответствия ?

Термин «обоснование безопасности» (далее ОБ) в практике подтверждения соответствия был введен еще Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 года № 753 «Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования», однако в Техническом регламенте Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 , а затем и в , он получил несколько иной статус.

Определение осталось таким же и изложено в статье 2 ТР ТС 010/2011 (или в статье 4 ТР ТС 032/2013):

«ОБ» - документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование (далее - просто машины) на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения капитального ремонта .

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ТР ТС 010/2011 при разработке (проектировании) машины и (или) оборудования должно разрабатываться обоснование безопасности. Оригинал обоснования безопасности машин и (или) оборудования хранится у разработчика (проектировщика), а копия - у изготовителя машин и (или) оборудования и организации, эксплуатирующей машины и (или) оборудование .

Аналогичные требования присутствуют и в ТР ТС 032/2013 (см. статью 25) с небольшими поправками: согласно статьи 16 обоснование безопасности относится к технической документации, прилагаемой к оборудованию.

В соответствии с пунктом 17 статьи 5 ТР ТС 010/2011 для отремонтированных машин и (или) оборудования, не отвечающих требованиям проектной (конструкторской) документации, должны разрабатываться меры по обеспечению установленных в обосновании безопасности значений риска с учетом принятых в организации технологических процессов и системы контроля .

В отличие от уже недействующего российского регламента при проведении подтверждения соответствия машин и (или) оборудования (в виде или ) заявитель формирует комплект документов на машины и (или) оборудование, подтверждающий соответствие требованиям безопасности технического регламента, который включает обоснование безопасности. Т.е. если заявитель хочет получить документ, подтверждающий соответствие продукции требованиям ТР ТС 010/2011 или ТР ТС 032/2013, ему придется представить в Орган по сертификации обоснование безопасности. Вот Вам и ответ на вопрос ЗАЧЕМ, опять же с точки зрения подтверждения соответствия .

Хотя можно предположить, что этот документ может послужить хорошим аргументом в спорах между проектировщиком, изготовителем и владельцем машин.

И вот тут мы вплотную подошли к вопросу КАК . Пока в РФ не было документа, который бы предъявлял к ОБ какие-либо требования, мы рекомендовали нашим заказчикам брать за основу определение ОБ из регламента и перечень документов, указанный в приложении VII директивы 2006/42/ЕС «О машинах».

Мы не ставим задачей сравнение ОБ с техническим файлом (the technical file), приведенным в приложении VII Директивы 2006/42/ЕС. Лишь оговоримся, что технический файл является аналогом ОБ, и, исходя из нашего опыта, чаще всего он напоминает «сборную солянку» документов разного формата. Пожалуй, только немцы преподносят этот документ в красивом и удобочитаемом виде.

Но с 01.06.2012 ситуация в корне изменилась. В России был введен в действие ГОСТ Р 54122-2010 «Безопасность машин и оборудования. Требования к обоснованию безопасности», устанавливающий правила построения, изложения, оформления ОБ. Этот стандарт Приказом Росстандарта от 20 августа 2010 года № 3108 заочно вошел в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О безопасности машин и оборудования". В настоящее время Приказ Росстандарта № 3108 отменен, однако стандарт действует на территории РФ, и мы надеемся, что он будет внесен в Перечень стандартов к ТР ТС 010/2011.

Согласно ГОСТ Р 54122-2010 ОБ является документом, который разрабатывается проектировщиком (изготовителем) на машины и (или) оборудование. Допускается разрабатывать одно ОБ на несколько моделей/модификаций машин и (или) оборудование. ГОСТ Р 54122-2010 различает краткое ОБ и полное ОБ, которые отличается степенью детализации. Краткое ОБ носит декларативный характер и используется для подтверждения соответствия продукции. Полное ОБ в отличии от краткого включает результаты всех расчетов и испытаний, полный комплект конструкторской и эксплуатационной документации и используется при проведении процедур контроля и надзора.

Очевидно, что правила оформления ОБ относят его к конструкторской документации, поэтому этот документ взаимосвязан с другими документами, такими как расчеты, чертежи, паспорт, руководство по эксплуатации. Поэтому ОБ должно разрабатываться проектировщиком параллельно вместе с остальной документацией. И работая над ОБ, следует все время сверяться с руководством по эксплуатации и вносить туда при необходимости изменения.

В ОБ допускаются ссылки на различные документы (ОБ других машин, ТУ, стандарты и т.д.), при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в использовании ОБ. В этом случае их следует перечислить в разделе «Ссылочные нормативные документы».

  • основные параметры и характеристики машины и (или) оборудования;

  • общий подход к обеспечению безопасности при проектировании машины и (или) оборудования;

  • требования к надежности машины и (или) оборудования;

  • требования к персоналу/пользователю машины и (или) оборудования;


  • требования к безопасности при вводе в эксплуатацию машины и (или) оборудования;

  • требования к управлению безопасностью при эксплуатации машины и (или) оборудования;

  • требования к управлению качеством при эксплуатации машин и (или) оборудования;

  • требования к управлению охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования;

  • требования к сбору и анализу информации по безопасности при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования;

  • требования безопасности при утилизации машины и (или) оборудования.

Состав разделов ОБ их содержание определяет разработчик в соответствии с особенностями продукции.

При необходимости ОБ, в зависимости от вида и назначения МО, могут быть дополнены другими разделами (подразделами) или в них могут не включаться отдельные разделы (подразделы), или отдельные разделы (подразделы) могут быть объединены в один.

Мы не станем переписывать здесь весь стандарт. Лишь попробуем обратить внимание на некоторые моменты.

Введение

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.1 ГОСТ Р 54122-2010.

Основные параметры и характеристики машины и (или) оборудования

При заполнении этого раздела следует использовать сведения из технических условий, паспорта машины и т. д. . Для разработчиков так называемой «поднадзорной» продукции немного легче, т.к. в формах паспортов по Правилам Ростехнадзора имеются все указанные в пункте 6.2 ГОСТ Р 54122-2010 сведения.

Общие принципы обеспечения безопасности машины и (или) оборудования

В этом разделе (см. пункт 6.3 ГОСТ Р 54122-2010) следует описать общие мероприятия, произведенные проектировщиком для реализации принципов безопасности. Заранее скажем, что раздел трудный, поэтому приведем несколько примеров.

Например, для реализации принципов пассивной безопасности:

  • указать документы, в которых четко определена область применения машины;
  • указать о произведенных расчетах;
  • указать конструктивные мероприятия по реализации принципов пассивной безопасности (например, что ограничена зона работ и грузоподъемность, предусмотрены блокировки, применены конкретные устройства безопасности и т.п.);
  • перечислить мероприятия о предупреждении потребителя об оставшемся риске.
  • Например, для реализации принципов экологической безопасности изготовителем:

  • указать о принципах выбора отдельных элементов и узлов (например, учитывая содержание вредных веществ в воздухе, уровень шума, излучаемого в пространство, уровень электромагнитных излучений и т.п.).
  • определить максимально допустимый уровень внешнего шума от работы машины и сослаться на соответствующий протокол измерений.
  • дать указания по замене и утилизации горюче-смазочных веществ, кислот и других вредных веществ.

Для учета недопустимого риска при эксплуатации нужно привести сведения об оборудовании машины ограничителем грузоподъемности (предельного груза и момента. Необходимо дать предупреждения о недопустимости использования не по назначению, например: кран нельзя использовать для подъема людей, подъемник – в качестве крана или транспортного средства и т.п.

Для реализации принципов эргономичности нужно указать особенности выбора и расположения системы управления машиной, о размерах и уровне освещенности рабочего места.

Необходимо указать, что при работе на высоте персонал должен использовать предохранительные пояса (ремни безопасности), указать места их крепления. При выполнении некоторых работ следует использовать защитные очки, каски и т.п.

При использовании жидкостей, применяемых в машине, нужно учесть риски при заполнении, использовании, восстановлении, утилизации и т.п.

Здесь важно разграничить ответственность между проектировщиком, изготовителем и потребителем. Очевидно, что на потребителя будет возлагаться ответственность за использование мер по уменьшению оставшихся рисков. Для надежной продолжительной работы машины важно, чтобы меры безопасности были простыми и не препятствовали рабочему процессу. В противном случае какое-либо недопонимание может привести к риску неправильной эксплуатации машины.

В случае применения комплектующих, на которые распространяется действие ТР ТС 010/2011, мы рекомендуем использовать ОБ их изготовителей (согласно той же статьи 4 ТР ТС), расчеты (при наличии). Это очень сильно облегчит составления ОБ производителям, которые занимаются просто сборкой машин из покупных комплектующих. Например, в случае сборки подъемника из рабочего оборудования одного производителя и автомобиля другого производителя. В этом случае приводятся ОБ на оборудование и автомобиль, а затем составляется ОБ на готовую машину, которое будет гораздо меньше по объему, если бы разрабатывалось с нуля.

Требования к надежности машины и (или) оборудования

Наряду со сведениями, которые необходимо указывать согласно пункта 6.4 ГОСТ Р 54122-2010 мы рекомендуем приводить некоторые данные из расчетов, группы классификации грузоподъемных машин и механизмов и т.п.

Необходимо выделить момент, при котором машина направляется в капитальный ремонт. Нужно уточнить состояние, при котором дальнейшая эксплуатация машины без капитального ремонта невозможна. Мы рекомендуем описать признаки предельного состояния машины и ее составных частей, при которых они должны направляться на капитальный ремонт.

Следует указать меры для обеспечения надежности, например: отдельные цепи управления могут быть дублированы, владелец должен регулярно проводить работы по техническому обслуживанию и техническое освидетельствование. Указать, что персонал, проводящий обслуживание, должен быть обучен и аттестован.

Можно уточнить, что должны быть установлены только оригинальные запасные части и только в специализированных сервисных центрах, привести список рекомендуемых масел и смазочных веществ, обеспечивающих эксплуатацию машины при разных температурах.

Необходимо обратить внимание на применение только поверенных средств измерений и аттестованного испытательного оборудования.

Часть этих требований должны быть приведены в руководстве по эксплуатации.

Требования к персоналу/пользователю машины и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.5 ГОСТ Р 54122-2010.

Например, можно определить, что оператор, крановщик, машинист опасных машин должны быть не моложе 18 лет, быть обучены и аттестованы в порядке, установленном законодательством. В определенных случаях у них должно быть удостоверение установленной формы с фотографией, в котором указан тип работ или машины, к управлению которым он допущен.

Эти требования, включая ответственность, права и обязанности, должны быть также изложены в руководстве по эксплуатации.

Анализ риска применения (использования) машин и (или) оборудования

В пункте 6.6 ГОСТ Р 54122-2010 приведены основные требования к содержанию этого раздела. Проведение этого анализа может занять большую часть времени составления не только ОБ но и разработки всей документации, так как анализ риска на первоначальном этапе проектирования может внести существенные изменения в окончательный облик машины (оборудования).

Что такое ? Это изучение на предварительном этапе проектирования технических требований к машине, когда проектировщик фактически должен описать все «плохое», что может произойти с машиной на всех стадиях жизненного цикла (от начала проектирования машины до ее утилизации), определить, как часто это все может произойти, и какие последствия это вызовет, другими словами – идентифицировать опасности.

Затем проектировщик должен определиться, какими методами добиться устранения или хотя бы минимизации этого «плохого», и с учетом этого внести корректирующие и защитные меры в проект. После принятия защитных мер может случиться, что часть риска возникновения опасной ситуации останется. Это решается путем уведомления об этом пользователя (владельца), например: использованием предупреждающих наклеек, табличек, указанием, в том числе и в эксплуатационной документации, об обязательном техническом облуживании или осмотре и т.д..

Здесь хочется отметить, что анализ рисков проводится на основании обобщенного опыта и достигнутого уровня знаний, т.е. не возбраняется пользоваться не только стандартами или руководящими документами, но и научными трудами и расчетами. Не стоит пугаться терминов – количественный и качественный анализ рисков . Поверьте, если начнете оценивать риски машин и оборудования, к какому либо одному или комбинированному методу придете сами. Самое сложное, как оказалось правильно оформить документацию.

В стандартах ГОСТ Р ИСО 13849-1 и ГОСТ ISO 12100-2013 хорошо изложена теория, есть определения, приводятся несколько примеров.

Рекомендуем обратить внимание сначала на такой стандарт, как ГОСТ Р 53387-2009 «Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска». Как видно из названия в нем приведены примеры главным образом относящиеся к анализу рисков для людей, находящихся в лифтах, на эскалаторах и пассажирских конвейерах. Однако предлагаемые в этом стандарте процедуры анализа риска могут быть использованы также для анализа других видов рисков, таких как риски причинения ущерба имуществу или окружающей среде.

Затем уже можно вернуться к вышеупомянутым стандартам. В них приведены виды опасностей, события, приводящие к этим опасностям. При анализе рисков следует выделить те опасности, которые могут возникнуть с этой машиной на всех стадиях ее эксплуатации, а затем предусмотреть различные меры, позволяющие свести эти опасности к нулю, или, в крайнем случае, к минимуму.

В стандартах, аутентичных европейским нормам нового типа (например: ГОСТ Р 53037-2008 «Мобильные подъемники с рабочими платформами - Расчеты конструкции, требования безопасности, испытания», СТБ EN 12158-1-2008 «Подъемники строительные грузовые. Часть 1. Подъемники с доступной платформой» и др.), опасные факторы определены при помощи процедуры оценки риска и представлены в виде таблиц. Эти стандарты также содержат конкретные технические решения для реализации требований безопасности, что гораздо удобнее при проектировании машин.

Подход, используемый в стандартах серии ССБТ, а также в специальных стандартах, выпущенных еще в 80-х годах, был совершенно иной, поэтому на выявление опасностей может уйти больше времени. Рекомендуем использовать в качестве «шпаргалки» европейские нормы (например: EN 14439-2009 для башенных кранов, EN 12999-2009 для кранов-манипуляторов, EN 13000-2010 для стреловых кранов), не забывая про особенности отечественных норм.

В отдельной мы постарались привести несколько примеров различных решений по составлению анализа рисков.

Требования к безопасности при вводе в эксплуатацию машины

В соответствии с ГОСТ 25866-83 «Эксплуатация техники. Термины и определения» «ввод в эксплуатацию» − событие, фиксирующее готовность изделия к использованию по назначению, документально оформленное в установленном порядке. Причем, для специальных видов техники к вводу в эксплуатацию дополнительно относят подготовительные работы, контроль, приемку и закрепление изделия за эксплуатирующим подразделением».

В этом разделе согласно пункта 6.7 ГОСТ Р 54122 представляется информация об организации, объеме, последовательности и сроках наладочных работ и испытаний, осуществляемых при вводе в эксплуатацию машины или оборудования для всех элементов, важных для безопасности.

Например, следует ОБЯЗАТЕЛЬНО указать, чтобы перед вводом в эксплуатацию рабочий персонал тщательно изучил Руководство по эксплуатации. Можно добавить какие-либо другие указания, например: запрещенные операции, эксплуатационные ограничения.

Основные мероприятия при вводе в эксплуатацию зависят от особенностей машины, и могут содержать:

  • установку машины в месте, удобном для работы, проверку несущей способности грунта или основания;
  • включение блокировок или стопоров;
  • особенности установки и выравнивания в различных плоскостях;
  • обеспечение достаточного освещения рабочей зоны;
  • особенности управления машиной;
  • особенности окончания работ (например, опускание стрелы крана и складывание ее в транспортное положение).

Как правило, необходимо указывать, что перед первым вводом в эксплуатацию, а затем периодически машина должна быть испытана в определенном объеме. Программа или объем испытаний должен быть приведен также и в Руководстве по эксплуатации и быть понят потребителю. Следует указать места приведения записей о проверках и испытаниях, обращая внимание потребителя о возможных санкциях в случае их отсутствия. Например, изготовитель может лишить потребителя гарантии в случае отсутствия записей о пусконаладочных работах.

Требования к управлению безопасностью при эксплуатации машины и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.8 ГОСТ Р 54122-2010.

Основные требования к управлению безопасностью при эксплуатации должны быть также приведены в Руководстве по эксплуатации. Это могут быть:

  • указания по организации безопасной работы для владельца машины;
  • перечень указаний по технике безопасности, которые должны быть изучены рабочим персоналом наряду с указаниями руководства по эксплуатации;
  • специальные требования к персоналу;
  • предупреждение владельца о том, что перед началом работы следует получить данные о взрывоопасности или пожароопасности окружающей среды;
  • параметры окружающей среды, которые могут привести к аварийной ситуации, а также действия в случае возникновения аварийной ситуации;
  • мероприятия, снижающие риски при установке машины на разных основаниях, при работе вблизи линий электропередач, для предотвращения загрязнения окружающей среды при эксплуатации машины;
  • указания по периодическому осмотру, техническому обслуживанию и ремонту и т.п.

Требования к управлению качеством для обеспечения безопасности при эксплуатации машин и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.9 ГОСТ Р 54122-2010.

Основные требования к управлению качеством для обеспечения безопасности при эксплуатации должны быть также приведены в Руководстве по эксплуатации. Это могут быть:

  • указания по организации работ владельцем подъемника, направленные на обеспечение качества работ при эксплуатации подъемника;
  • минимально необходимые требования к квалификации работников;
  • указания о необходимости заполнения конкретных форм в Паспорте во время эксплуатации машины;
  • перечень регулярных проверок во время технического обслуживания и проверок машины;
  • указания о необходимости применения только поверенных средств измерений и аттестованных испытательных грузов при проведении технического обслуживания;
  • указания о необходимости выявления неисправных устройств безопасности и их своевременной замене и т.п.

Требования к управлению охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.10 ГОСТ Р 54122-2010.

Меры по охране окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации должны быть также приведены в Руководстве по эксплуатации. Это могут быть конкретные:

  • указания о необходимости предотвращения попадания загрязняющих веществ в почву;
  • сведения о необходимости утилизации масел, краски, ламп, кислоты, аккумуляторов в установленном законодательстве порядке;
  • меры ответственности эксплуатирующего персонала по обеспечению экологической безопасности.

Требования к сбору и анализу информации по безопасности при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.11 ГОСТ Р 54122-2010.

В дополнение мы рекомендуем разместить в эксплуатационной документации форму обратной связи с потребителем, а также указания о запрете на модернизацию, доработку, специальный ремонт (например, с применением сварочных работ) без согласования с изготовителем или проектировщиком.

Требования безопасности при утилизации машины и оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.12 ГОСТ Р 54122-2010.

Дополнительно разработчик должен при необходимости дать указание о том, что перед отправкой на утилизацию машину нужно разобрать и детали рассортировать.

Разработчик должен привести перечень используемых в машине материалов, которые в процессе утилизации могут привести к возникновению рисков:

  • металлы: конструкции и механизмы.
  • пластмассы: прокладки, пояса, изоляция.
  • электротехнические изделия: обмотки, электромагнитные клапаны и т.д.
  • масла и смазки.

Разработчик может напомнить потребителю, что при разборке и утилизации компонентов машины следует соблюдать общие правила безопасности, а персонал, проводящий работы по утилизации, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты персонала.

Мы надеемся, что информация, приведенная в этой статье, поможет Вам ориентироваться в тех вопросах, которые ставит стандарт ГОСТ Р 54122-2010. Приведенные нами примеры не являются абсолютными ответами, а служат лишь для удобства понимания содержания того или иного раздела.

Также обращаем внимание на отсутствие в нормативной документации требований о необходимости перевода обоснования безопасности на русский язык. Очевидно, что оно является документом, созданным на языке проектировщика (возможно изготовителя). Однако мы рекомендуем в таком случае добавлять к техническому файлу или обоснованию пояснительную записку на русском языке или на языке государства Таможенного Союза, если это требуется согласно законодательства. В такой записке можно привести перечень ссылок на вышеуказанные технические решения и указания.

О нас

Мы также предлагаем следующие виды услуг

Вы можете задать вопрос удобным для Вас способом, например, позвонив по телефону или отправив запрос по электронной почте, и в ближайшее время наши специалисты дадут Вам ответ

Проблема эта уходит своими корнями исключительно в специфику вашей деятельности. Люди сталкиваются с данной проблемой ежедневно, поэтому никогда не будет лишним перестраховаться и заняться экономическим обоснованием собственноручно.

Как написать экономическое обоснование - образец

Обязательным фактором в таком деле будет – прогноз. Прогнозирование при подобном ведении дел даст вам примерную оценку расходов, с которыми вы столкнетесь, ну, и выгоды тоже. В таком случае следует поработать над оптимизацией тех факторов, которые нежелательны и не несут под собой выгоды.

Следует заняться перераспределением ваших расходов, чтобы направить течение дел в нужное русло. Для осуществления подобных целей, люди идут на разные шаги, например, влияют на техническое регулирование, причем конкретно его изменяя. Воздействие на отраслевые нормы тоже не будет лишним, поэтому не списывайте данный метод со счетов.

Акценты следует расставлять и на план технического регулирования. В данном случае идет речь о том, чтобы наладить взаимодействие между требованиями на разных этапах структуры этого регулирования.

Перераспределение расходов – это важный шаг, который требует дополнительной подготовки. Для этого необходимо сделать оценку всех возможных перемен в финансовом плане с упором на взаимодействующие стороны. Следующим шагом будет анализ всех доходов и расходом, которые могут произойти при таком ведении дел.

Обязательно нужно проводить оценку всей компании. Речь идет именно о финансовой стороне данной оценки. Если все будет сделано грамотно, тогда вы сможете выявить возможные последствия в экономическом и политическом плане, а так же вычислить примерные результаты.

Произведите подробный анализ расчетов по документации, связанной с налогообложением, дополнительными затратами, бюджетной эффективностью и прочими расходами.

Когда решите написать экономическое обоснование, обязательно поднимайте все данные, которые были связаны с ранними расчетами – это поможет вам оценить эффективность тех или иных действий, поэтому именно этот пункт у вас всегда должен быть в голове.

Обоснование - факты и материалы, служащие основанием для принятия решения о подаче иска в суд или направления претензионного письма. Правовое обоснование — это ссылки на нормативно-правовые акты, регулирующие конкретные правоотношения.Обоснование - факты и доказательства, на основании которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

Определите факты, требующие доказывания. Состав фактов будет зависеть от правового положения участника процесса, презумпций, установленных законом. На обязанность по доказыванию суд может указать в определении.

Разъясните позицию по делу, то есть изложите фактические обстоятельства, логическое обоснование. Приведите доказательства, которые обосновывают конкретные факты.

Правовое обоснование следует излагать с учетом юридической силы документов, на которые имеются ссылки. Как правило, сначала делают ссылки на Конституцию РФ, далее — на федеральные законы, подзаконные нормативные акты. Общие правила, регулирующие конкретные правоотношения, определены законами. Детально процедуры прописаны в подзаконных актах. Например, в разделе VII Жилищного кодекса РФ закреплены обязанности собственника и нанимателя по внесению платы коммунальных услуг. Непосредственно порядок расчета и оплаты коммунальных услуг прописан в «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам», утв. Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006г. Таким образом, сначала делаем ссылку на нормы жилищного кодекса, далее на Правила.

Особое значение имеют примеры из судебной практики. Информация о разъяснениях законодательства высшими судами содержится в справочных правовых системах. Такие разъяснения и акты толкования имеют важное значение для единообразия применения законов.

При обосновании позиции необходимо учитывать принцип допустимости доказательств. Некоторые факты могут быть подтверждены определенными доказательствами. Например, выполнение работ подтверждается двусторонним актом.

При создании производственной компании предпринимателю во многих случаях приходится составлять не только бизнес-план, но и технико-экономическое обоснование проекта. Особенно часто этот документ требуется, когда фирма стремится внедрить новые технологии и получить финансирование на осуществление своих целей.

Вам понадобится:

  • — концепция бизнес-проекта;
  • — расчетные данные по проекту.

Уясните разницу между технико-экономическим обоснованием проекта (ТЭО) и традиционным бизнес-планом. Первый документ не требует высокой детализации, его содержание должно отражать лишь отдельные части всего бизнеса. Иными словами, включать в ТЭО имеет смысл только те расчетные данные, которые прямо связаны с предлагаемым проектом и описывают предполагаемые изменения в работе компании.

В самом простом случае возьмите за основу технико-экономического обоснования детально составленный бизнес-план, исключив из него некоторые подробности, например стратегию маркетинга, описание услуги или товара, подробный анализ факторов риска. Оставьте в ТЭО те сведения, которые могут помочь в оценке результатов новшеств и выявить возможные проблемные точки.

Изучите факторы, которые прямым образом будут влиять на деятельность предприятия, включив в анализ финансовые показатели. Цифры должны показать, эффективны ли инвестиции в предлагаемую разработку, требуют ли нововведения слияния и поглощения компаний, насколько актуальна потребность в кредитовании. Одна из целей написания ТЭО – выбор для проекта необходимого оборудования и соответствующих технологий.

Включите в технико-экономическое обоснование краткое резюме предлагаемого проекта, указав в нем основную суть нововведения. Обоснуйте выбор того или иного организационного решения, вида деятельности, оборудования и связанной с ним технологии. Дополните документ расчетом финансовых, трудовых, сырьевых и прочих потребностей производства. ТЭО должно содержать указание на размер средств, необходимых для осуществления проекта, а также вероятные источники финансирования.

Завершите технико-экономическое обоснование подведением итогов и формулировкой выводов. Потенциальный инвестор должен понять, что предложенный проект является экономически целесообразным, а также составить максимально полное представление о структуре предполагаемых затрат и связи расчетных финансовых показателей с планируемыми доходами. Для кредитора имеет существенное значение также расчет сроков окупаемости бизнес-проекта. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, действует сегодня в редакции от 25 июля 2003 года. Это главный закон страны, устанавливающий нормы права, на основании которых производится конституционно-правовое регулирование и разрабатываются все остальные нормативные акты, носящие как глобальный, так и локальный характер.

Поскольку Конституция РФ является основным законом, в иерархии нормативных актов, по которым осуществляется гражданско-правовое регулирование, она занимает главенствующее место. Для всех остальных юридических документов главным требованием является соответствие тем основным положениям, которые изложены в Конституции. Изменение этих положений происходит в очень редких случаях, поскольку правовые нормы, устанавливаемые ею, обладают повышенной юридической устойчивостью и, по сути, являются догмами. Юридическая наука определяет нормативный документ, как акт, обладающий определенными юридическими свойствами. Свойствами, необходимыми для признаниям ее юридическим документом, обладает и Конституция.

Часть 2 статьи 4 Конституции РФ закрепляет ее верховенство по отношению ко всем остальным нормативным актам. Это верховенство, действующее на всей ее территории, делает Россию правовым и суверенным государством. Благодаря тому, что Конституция является нормообразующим документом, на всей российской территории обеспечивается единство, согласованность и стабильность правовой системы, единообразие действующих правовых норм. Все нормотворческие органы при разработке остальных нормативных актов руководствуются ее положениями.

Часть 1 статьи 15 определяет Конституцию как нормативный акт прямого действия. Это свойство означает, что положения Конституции носят не политический, не пропагандистский и не декларативный характер, а правовой. Они являются руководством для судебных и государственных органов. Ее легитимность обеспечена тем, что принят этот документ законным путем, в ходе всенародного конституционного референдума.

Правовые нормы, изложенные в Конституции реальны. Возможность их реализации в правовой практике гарантирует режим законности и правопорядка. Они предусматривают и гарантируют власть народа, граждан России, обеспечивают права и свободы каждого ее гражданина. Стабильность этому юридическому документу придает незыблемость устанавливаемых им правовых норм и высокая степень устойчивости к воздействию любых политических сил, находящихся у власти в стране в данный момент.

Неизменность и юридическую устойчивость положений Конституции гарантирует особая охрана этого документа. Сам Президент РФ является ее гарантом, а вся система органов государственной власти так или иначе необходима, чтобы обеспечить реализацию и охрану ее положений.

Видео по теме

Технико-экономическое обоснование - это очень важная и неотъемлемая часть подготовки большинства бизнес-процессов. Неважно, продукт это, услуга, выполнение каких-либо работ, данный документ поможет реализовать задуманное. Сфера применения этого метода очень широка. Он применяется в бизнес-планировании, в заявках на кредит для бизнеса, а также в управлении проектами. Любой проект потребует разработки технико-экономического обоснования, а его отсутствие превратит работу в пустую трату времени.

Итак, что же это такое?

Технико-экономическое обоснование - это отражение на бумаге того, насколько потенциально эффективной и целесообразной будет реализация проекта. Очень часто для технико-экономического обоснования используют сокращение - ТЭО. Итак, оно включает в себя расчеты, анализ, различные оценки окупаемости инвестиций, собственных средств, могут применяться различные экспертные методы оценок и прогнозирования, в зависимости от проекта. Технико-экономическое обоснование может применяться как при разработке новых продуктов, так и при улучшении или модернизации старых. То же самое относится и к строительству или организации производства, ТЭО может помочь совершить выбор при приобретении или создании определенных производственных мощностей, если таковой выбор имеется.

ТЭО и бизнес-план: так в чём же отличия?


Так как существует очень много вариаций и структур для технико-экономического обоснования и несколько популярных структур и примеров для бизнес-планов, в зависимости от цели и конкретного продукта, следует выделить главное отличие.

Технико-экономическое обоснование - это всё-таки именно расчеты и прогнозы, в нем нет детального описания продукта, присутствуют оптимальные и точные сметы, используются формулы и пояснения к ним. К примеру: на предприятии была высказана идея докупить оборудование - в этом случае разрабатывается ТЭО. В случае если было принято решение открыть предприятие, разрабатывают бизнес-план.

Пример технико-экономического обоснования


Как правило, ТЭО проекта состоит из множества составляющих. Элементы могут быть схожи с бизнес-планом, но всё же отличаются. Вот структурный пример технико-экономического обоснования:

  • Резюме проекта (цель, суть, организаторы, исполнители, источники средств).
  • Описание организации и сферы деятельности (общая информация, финансовая отчетность, данные о персонале, управленческая структура, партнеры, перспективы).
  • Ключевая идея проекта (актуальность, сущность, дальнейший потенциал).
  • Описание результата проекта (продуктов; работ; услуг, включая их назначение, характеристики, данные о конкурентоспособности).
  • Технология и инженерное проектирование (административные, производственные, кадровые ресурсы, включая схемы их взаимодействия, а также различные сметы, включающие разовые постоянные и переменные затраты, указание технологии производства, график реализации проекта, описание необходимых работ).
  • Программа производства (объем производства, цены, рынки сбыта).
  • Схема финансирования (полное описание всех источников получения средств).
  • Коммерческая целесообразность (затраты на подготовку и различные периоды реализации проекта, предполагаемая выручка, доход, показатели прибыли).
  • Показатели эффективности (различные показатели, связанные с окупаемостью и затратами, предполагаемой прибылью, устойчивостью проекта).

Помните, данный пример - это всего лишь рекомендация и приблизительное наполнение ТЭО. Большинство приведенных методов являются экспертными и требуют исполнения квалифицированными специалистами в той или иной области, также некоторые проекты могут включать в себя другие показатели или не включать некоторые из приведенных составляющих.

В каких случаях нужно технико-экономическое обоснование проекта

Ситуации бывают различными, как и степень важности у той или иной задачи. По сути, технико-экономическое обоснование - расчёт потенциальных либо желаемых изменений, связанных с затратами на выполнение того или иного проекта. Это отличный инструмент для ответа на вопросы, связанные с принятием решения касаемо того, имеет ли смысл осуществлять проект или нет. Технико-экономическое обоснование отвечает на следующие вопросы:

  • Будет ли проект прибыльным?
  • Насколько рискован проект?
  • Какие у проекта сроки окупаемости?
  • Какие требуются решения для реализации проекта?

Оформление


Что касается оформления, то тут нет единого ответа на данный вопрос. Оформление будет зависеть от двух конкретных факторов, а именно - случая и требований, согласованных с той структурой, для которой подготавливается ТЭО. Под случаем понимается конкретный проект, например для небольшой услуги или продукта будут одни условия оформления, а для реализации мегапроекта потребуются совсем другие, более серьезные и масштабные расчеты и анализы. Что касается требований, то тут всё будет зависеть от того, с кем согласовывается проект. Например, если вы делаете технико-экономическое обоснование для потенциальных инвесторов или кредиторов, то потребуется больше внимания уделить экономической эффективности проекта и расчета, а если разработка связана с выпуском новой продукции, который осуществляется на собственные средства, то упор сделается на маркетинговые исследования и качество продукта.

ТЭО в проектном менеджменте

Разработка технико-экономического обоснования проекта - это ключ к старту любого проекта. Без него проект не зайдет дальше стадии концепции и, соответственно, не будет реализован. Более того, грамотно выполненное технико-экономическое обоснование проекта поможет в реализации, станет опорным документом на всех стадиях, поможет защитить организацию, осуществляющую исполнение проекта, от различных форс-мажорных обстоятельств, связанных с неправильными расчетами или внезапной нехваткой средств.

Экономическое обоснование в его простейшей форме указывает причину, по которой соответствующая организация намерена выполнить данный проект. Экономическое обоснование обычно включает обсуждение выгод, которые организация может получить в результате успешного выполнения данного проекта, возможных альтернатив, а также финансовый анализ с целью определения инвестиционной привлекательности данного проекта.

На практике - особенно в случае крупных проектов или проектов, заключающих в себе значительный риск для организации, - экономическое обоснование нередко оформляется в виде самостоятельного документа и прилагается к форме инициализации проекта. В случае небольших и средних проектов (которые встречаются чаще всего) выгоды - в том числе экономия, сокращение издержек, возможность получения дополнительного дохода и т.п. можно перечислить непосредственно в форме инициализации проекта.

Экономическое обоснование во многом похоже на анализ, который мы выполняем при совершении крупной покупки. Например, вы собрались купить новый автомобиль с откидным верхом и готовы выложить за него сумму, не превышающую 35 000 долл. Сначала вы должны выяснить, какие из автомобилестроительных компаний выпускают автомобили с откидным верхом и в которых можно , укладывающиеся в заданный вами ценовой диапазон (с точки зрения управления проектами, вы рассматриваете альтернативные варианты).

Затем вы определяете желательные для себя технические характеристики автомобиля и договариваетесь с дистрибьютором относительно окончательной цены (с точки зрения управления проектами, вы определяете выгоды от этих технических характеристик). Вы можете также рассмотреть финансовые альтернативы и решить, какая процентная ставка и вид оплаты отвечают реальным возможностям вашего бюджета.

Если вас прежде всего интересует общая сумма, которую придется выложить за этот автомобиль (с учетом выплаты процентов), тогда вам следует выбрать вариант оплаты с наименьшей процентной ставкой, которую удастся найти. Но если для вас имеет значение сумма ежемесячных выплат, тогда при поиске все тех же вариантов с наименьшей процентной ставкой вы должны отдать предпочтение таким, условия которых позволяют растянуть выплаты на как можно более продолжительный период. В экономическом обосновании рассматриваются аналогичные факторы.

Элементы экономического обоснования

Для документирования экономического обоснования не существует твердых правил. Обычно вы пытаетесь определить материальные результаты выполнения (или невыполнения) соответствующего проекта. Под словом материальные мы подразумеваем «поддающиеся измерению» - экономию затрат, повышение производительности или мощности, повышение доходов, увеличение доли рынка, принадлежащей компании, и т.п. В процессе общения с лицами, заинтересованными в выполнении вашего проекта, вы можете выяснить, что является для них самым важным.

Приведенный ниже список позволит вам составить некоторое представление о типах материальных элементов, которые необходимо иметь в виду, определяя экономическое обоснование проекта. Не все эти элементы должны быть документированы для каждого проекта; однако чем сложнее проект и чем больший риск заключается в нем для вашей организации, тем больше таких элементов необходимо включить в экономическое обоснование:

  • экономия;
  • сокращение издержек;
  • возможности, связанные с получением дополнительного дохода;
  • увеличение доли рынка, принадлежащей компании;
  • удовлетворение клиента;
  • анализ денежных потоков.

Анализ денежных потоков документируется как часть экономического обоснования соответствующего проекта. Цель такого анализа заключается в том, чтобы помочь лицам (или комитетам), рассматривающим запросы, выбрать проекты, подходящие для реализации. Мы рассмотрим несколько методов анализа денежных потоков в статье про «Критерии отбора проектов». Помимо элементов, поддающихся измерению, в экономическое обоснование следует включить также нематериальные элементы, в том числе возможные, хотя и непланируемые затраты организации. В приведенном ниже списке содержится ряд примеров подобного рода:

  • издержки переходного периода;
  • эксплуатационные расходы;
  • изменения в бизнес-процессах;
  • изменения, касающиеся персонала;
  • повторяющиеся выгоды.

Другие соображения, связанные с экономическим обоснованием

Наряду с затратами, выгодами и анализом денежных потоков в экономическом обосновании необходимо учесть альтернативные решения или методы практической реализации соответствующего проекта. Например, существуют тысячи поставщиков, предлагающих миллионы продуктов, которые умеют делать х, у и z, однако у каждого из них есть своя цена. Является ли, например, готовое решение, предлагаемое за 2 млн долл., более выгодным вариантом, чем альтернативный вариант решения, который частично покупается на стороне, а частично реализуется собственными силами данной организации?

Вопросы именно такого рода очень часто приходится рассматривать в экономическом обосновании. Каждый из альтернативных вариантов должен включать и материальные, и нематериальные элементы, перечисленные в предыдущем разделе. Экономическое обоснование должно завершаться теми или иными выводами и рекомендациями. Если экономическое обоснование надлежащим образом подготовлено и документировано, оно говорит само за себя. Однако в любом случае будет нелишним указать, какая альтернатива является наилучшей для вашей организации.

Экономическое обоснование может быть подготовлено опекуном или руководителем проекта — это зависит от культуры соответствующей организации. Однако независимо оттого, кто готовит экономическое обоснование проекта, именно опекун несет ответственность за его финансовую эффективность, в то время как руководитель отвечает за успешное планирование, исполнение и практическую реализацию. Образно говоря, руководитель следит за правильным выполнением формы проекта, но наполняет содержанием (инвестициями) эту форму опекун, от чего в итоге и зависит величина прибыли, обеспечиваемая конечным продуктом (или результатом) данного проекта.