Для многих начинающих управленцев наиболее актуальной становится проблема того, как стать хорошим и эффективным руководителем, повысив, тем самым рейтинг своего отдела или предприятия. Психологи, коучеры и опытные лидеры дают самые различные рекомендации, но чаще всего некоторые проблемы настолько индивидуальны, что управленец просто теряется и не знает, каким советом или методом воспользоваться.

На самом деле, для того чтобы действительно эффективно руководить командой, необходимо обладать значительными знаниями в области психологии и уметь воспринимать коллектив не как однородную массу подчиненных, а как группу людей, в которой каждый имеет свои личностные особенности и индивидуальные взгляды.

Бывают ситуации, когда руководитель находится на своей должности уже довольно длительный период. Но при этом все равно не может правильно стимулировать команду, эффективность работы снижается и он утрачивает веру в себя, как в лидера. В такой ситуации довольно сложно будет продолжать руководить подчиненными, ведь, в первую очередь, управленец должен подавать пример, поддерживать желание работать и быть уверенным в успехе своего дела.

Как уже было сказано, методик предлагается огромное количество и все они совершенно различны, основываются на принципах научных исследований, на опыте и ошибках других руководителей и на психологических приемах и инструментах. Далее рассмотрим девять основных принципов, которым советуют следовать эксперты, для того чтобы .

Принцип №1.

Следует взглянуть на себя, как на руководителя коллектива, глазами подчиненных, и проанализировать, в чем ваша политика управления правильная, а где есть проблемные моменты.

Для того, чтобы добиться успехов на управляющей должности, необходимо на подсознательном уровне ощущать себя на лидирующей позиции в коллективе, ведь то, как мы относимся к себе, зачастую формирует и отношение окружающих к нам. Прежде, чем начинать руководить группой людей, оцените ваше отношение к должности управленца. Допустим, многим людям проще эффективно и продуктивно работать, когда им указывают направление деятельности, а не когда это направление необходимо самостоятельно найти не только для себя, но и для подчиненных. Некоторые особенности характера могут дать человеку возможность быть лучшим среди исполнителей, но худшим, как руководитель.

То нельзя считать отрицательным качеством, скорее, просто особенностью психологического склада индивида. Например, есть люди, которые отлично справляются с творческой деятельностью, но вот расчеты и проектирование им никак не удается. Такая же ситуация и здесь: человек отлично выполнит поставленную задачу, но сам сформулировать необходимый план действий не может.

Исполнительные сотрудники также востребованы в работе компаний, как и профессиональные управленцы. Скорее возникает перебор желающих занять управляющую должность, чем просто выполнят поставленные задачи. Поэтому, если лидерские навыки руководителя у вас отсутствуют, это не признак того, что возникнуть проблемы с достижением успехов в карьере.

Единственной проблемой является то, что насколько бы хорошо вы не выполняли свои обязанности подчиненного, уровень оплаты труда все равно будет ниже, чем у руководителя, пусть и не профессионального. В принципе, стремление к лидерству присутствует практически у каждого человека, но проявляется оно у всех в разных формах и количестве. Одним достаточно быть лидером в дружбе с коллегой, а другим хочется возглавить компанию.

Предлагаем вашему вниманию небольшой психологический тест, который позволит выявить уровень вашего стремления к занятию лидерской позиции. Когда будете отвечать на вопросы, делайте это, не обдумывая результат, и основываясь на своих первичных импульсах. Не старайтесь оценить, как ваш ответ повлияет на окончательный результат, и если вы будете действовать честно, то узнаете, какие у вас шансы стать хорошим руководителем.

Психологический тест на оценку лидерского потенциала.

Как часто окружающие соглашаются с вашими идеями и воплощают их в жизнь:

1. Довольно часто;
2. Бывает, но иногда;
3. В редких случаях;

Итак, вы получили очень важное задание, и все коллеги ждут, когда вы его выполните. Ваши ощущения:

1. Это не вызывает у меня напряжения;
2. Иногда я чувствую себя неуютно и ощущаю дискомфорт;
3. Такая ситуация заставляет меня сильно напрягаться;

Представим, что вы выполняете какое-либо командное задание, в котором каждый коллега взаимодействует с другими. Для вас имеет значение, насколько сплочен коллектив:

1. Считаю, что для достижения поставленной цели коллектив должен быт сплоченным;
2. Хорошо, если в коллективе присутствует сплоченность, но от нее не сильно зависит конечный результат;
3. Для эффективного решения задачи необходимо, чтобы каждый сотрудник работал со всей самоотдачей, фактор сплоченности не имеет никакого значения;

В ситуации, когда вам следует доказывать свою точку зрения и отстаивать свое мнение, для вас это:

1. Настоящее удовольствие – вы владеете даром убеждения ивам приятно наблюдать, как люди принимают вашу сторону в диалоге;
2. Часто встречающая часть дискуссии, которой вы по возможности стараетесь избегать, только если это не является действительно важным – убедить человека в том, что вы правы;
3. Бессмысленно. Вы не любите убеждать кого-либо – пусть каждый имеет свое собственное мнение, для вас это не имеет никакого значения.

Итак, отвечая на вопросы, вы заметили баллы, которыми пронумерованы варианты ответов. Сложите сумму номеров выбранных вами вариантов и оцените свои лидерские качества.

Количество баллов 4, 5, или 6. У вас есть все шансы стать эффективным руководителем, ведь управление – это одна из ваших основных целей. У вас очень развиты организационные способности, вы умеете мотивировать окружающих к достижению поставленных задач, а также легко находите контакт с людьми и умеете найти индивидуальный подход к каждому человеку. Если ваш результат теста – 4, 5 или 6 баллов - лидерские способности очень развиты и у вас есть все шансы достигнуть высших ступеней карьерной лестницы.

Количество баллов 7, 8 или 9. На подсознательном уровне вы не представляете себя на управляющей должности, хотя это вполне можно изменить, проанализировав причины скрытого желания избежать руководства. Необходимо заняться формированием лидерских качеств, ведь способности руководить есть у каждого, просто у некоторых они совершенно не развиты. Переоцените свое восприятие трудового процесса: вполне вероятно, что вы предпочитаете самостоятельно выполнять работу, так как уверены в себе, а вот другим людям не доверяете и опасаетесь, что они могут совершить серьезную ошибку.

Для того, чтобы стимулировать себя к развитию способностей лидера, представьте сколько новых возможностей у вас появится на должности управленца. Эффективность работы подчиненных во многом зависит от того, как их направляет руководитель, поэтому если вы правильно построите политику управления, то и сомневаться в подчиненных не придется.

Количество баллов 10, 11 или 12. Данный результат теста указывает на то, что вы в принципе не хотите занимать руководящую должность. Вас напрягают рабочие моменты, когда следует брать ответственность за деятельность других людей на себя, ведь проще выполнить все самостоятельно. Формировать задачи, решать, что должны делать другие – все это кажется вам сложным и неинтересным. Что ж, если вам действительно не хочется продвигаться дальше по карьерной лестнице и вас устраивает роль подчиненного – значит, вы относитесь к категории хороших исполнителей.

Однако если все же иногда вы представляете себя управленцем и надеетесь, что когда-нибудь вас заметят и повысят до руководителя, то следует направить все силы на развитие лидерских способностей. Возможно, вы просто очень боитесь, что не справитесь, поэтому и убедили себя, что ваша роль – исполнитель. Тренируйте свои лидерские навыки, и, вполне вероятно, через некоторое время вы станете отличным управленцем.

Принцип №2.

Необходимо ознакомиться с теми качествами характера и умениями, которые понадобятся вам для того, чтобы добиться успехов в управлении.

На самом деле человек способен научится любым способностям, главное поставить себе цель, прилагать усилия и выделять достаточно времени на развитие своих умений. Даже, если у вас и не ярко выражены черты управленца, их также можно в себе сформировать. Просто, если одни начинают командовать и управлять людьми со школьных лет, то другим придется научиться многим нюансам управления и способам влияния на группы индивидов.

Конечно же, стать хорошим руководителем с нуля невозможно. Необходимо подготовить себя к мысли о том, что теперь вы ответственны не только за свою работу, но и за работу других сотрудников. А для того, чтобы не попасть в неприятности по вине их недочетов и ошибок, следует четко разработать стратегию управления, поставить свой авторитет, изучить личностные качества подчиненных и найти рычаги влияния на каждого из них.

Настоящий управленец осваивает множество различных навыков и умений, прежде чем заступить на ответственную должность. Какие же основные умения вам понадобятся, рассмотрим ниже.

1. Научитесь быстро находить первопричину проблем, а саму задачу, с которой вы столкнулись, разделать на небольшие элементы.

Если вы являетесь управляющим, то наверняка будете сталкиваться с регулярными проблемными ситуациями, как масштабными, так и с мелкими недочетами. Именно от скорости ваших действий и принятия решений зависит то, насколько качественно и слаженно будут работать подчиненные.

Зачастую, когда возникает сложная проблемная ситуация, практически все сотрудники компании обсуждают ее на совещании, предлагая различные способы решения задачи. В силу того, что подразделения по-разному смотрят на проблему, каждое со стороны своего отдела, очень трудно достигнуть компромисса, так как варианты выхода из ситуации предлагаются противоположенные. Сотрудники начинают конфликтовать, спорить, тем самым не стараясь разобраться в мнениях друг друга, что затягивает процесс поиска решения.

Именно в такой момент, человек, который является руководителем и признанным лидером, должен взять ситуацию в свои руки и остановить разгорающийся конфликт. Отличным предложением будет расформировать одну сложную задачу на несколько частей, что может повлиять на направление дискуссии, направив ее в другую область.
На самом деле любая проблема поддается расформировке, насколько бы сложной она не казалась, а поэтапное решение всегда облегчает процесс поиска выхода из основной ситуации.

Допустим, организация не успевает выполнить заказ. Разделяем проблему на части: почему так происходит? – в компании недостаток оборудования. Почему возник недостаток? – рост объема заказов и отсутствие средств на новую технику. Если поток заказчиков растет, следовательно, прибыль тоже скоро вырастет, значит можно взять необходимое оборудование в кредит.

Таким образом, большая проблема: угроза невыполнения заказа в срок, была разделена на части: отсутствие оборудования, отсутствие средств, не взяли оборудование в кредит. Значит для того, чтобы решить основную задачу, необходимо обратиться к дилеру, занимающегося оборудованием и узнать условия кредитования. Параллельно поинтересоваться банковскими правилами выдачи кредита в денежной форме. Выбрать наиболее выгодный вариант, приобрести необходимое оборудование и выполнить заказ. Если сроки минимальны, можно нанять временных сотрудников для того, чтобы организовать работу в несколько смен.

2. Научитесь принимать четкие и быстрые решения.

Для того, чтобы добиться успехов в карьере, научиться быстро ориентироваться в ситуации и принимать важные решения просто необходимо. Причем, это умение понадобится вам не только на руководящей должности, но и в самом начале пути, ведь с принятием решений сталкивается и менеджер, и охранник, и начальник отдела. Однако учитывая, что руководитель – это человек, который задает направление работы всего коллектива, ему необходимо относиться к принятию решений с максимальной ответственностью.

Если командой руководит человек, который в сложной ситуации умеет быстро взвесить все за и против и принять четко сформулированное, конкретное решение, то эта команда всегда будет работать эффективно и достигать успехов в своей области деятельности. Не затягивайте с решением вопроса, но и не решайте проблемы не задумываясь, набегу – это может принести серьезные неприятности для всего вашего отдела.

Из этого следует, что принимая решения, руководитель должен ориентироваться на два основных действия: взвесить все за и против, и не затягивать со сроками. Для того, чтобы успешно принять решение, необходимо найти баланс между этими двумя элементами. Здесь стоит обратить внимание на особенности своего характера. Если по природе вы – теоретик, то наверняка изучите проблему со всех сторон, найдете массу информации, проанализируете все плюсы и минусы, но вот окончательного решения от вас придется ждать очень долго.

Такая особенность личности вряд ли даст вам возможность эффективно руководить коллективом. Ведь на всех совещаниях, собраниях и обсуждениях именно вам необходимо направлять и корректировать диалог. Если вы начнет вместе с подчиненными вести долгие дискуссии, обсуждая случаи из практики, советы экспертов и знакомых, на протяжении длительного времени, конечного решения вы так и не примете. Когда руководитель видит, что возникает конфликт мнений, или разговор идет по кругу, именно он должен выдать своё решение в сложившейся ситуации. В крайнем случае, совещание можно отложить на некоторое время, но ни в коем случае не мяться, сомневаться и выказывать неуверенность в своем мнении.

Таким образом, вы только вызовете непонимание среди сотрудников, а ваша неуверенность передастся им, снижая эффективность работы и целеустремленность.

3. Научитесь управлять проектами и процессом работ.

В зависимости от того, руководителем какого звена вы являетесь, регулируется и сложность поставленных задач. Чем больше человек в подчинении, тем больше мелких задач, проектов и нюансов, которым следует уделить внимание. Часто управленец, особенно начинающий, теряется в проблемах, путается и не знает к чему приступить в первую очередь. Это нарушает структуру работы всего отдела или организации в целом.

Для того, чтобы стать эффективным руководителем, необходимо научиться формировать иерархическую структуру задач, которые следует выполнить, от дел первой необходимости, до второстепенных моментов. Можно разделять задачи на комплексы, каждый из которых воспринимать как отдельный проект. На каждый проект, состоящий из нескольких заданий, необходимо выделить определенные временные рамки, ресурсную поддержку и способы контроля этапов его выполнения. Важно также правильно распределять свое время, выделяя на выполнение каждого комплекса задач определенный срок.

Принцип №3.

Для того чтобы подняться по карьерной лестнице, не следует ждать толчка со стороны, стремитесь самостоятельно строить и формировать свое будущее в компании.

На самом деле, никто не заинтересован в успехе человека так, как он сам. Поэтому не стоит тратить время на ожидание предложений со стороны начальника отдела или руководителя попробовать себя не новой должности, пройти тренинги или обучится дополнительным навыкам. У руководителей есть много других вопросов, которые ему необходимо решать, кроме карьерного роста подчиненных. В некоторых компаниях ведется специализированная мотивационная политика, которая включает в себя регулярное обучение персонала, курсы повышения квалификации или посещение семинаров и конференций, но все же лучше рассчитывать на себя.

Руководитель выполнил свою задачу – он указал вам, что вам необходимо делать на должности и за что нести ответственность, помог освоить непонятные нюансы, после этого он рассчитывает получать результаты от вашей работы и контролировать качество ее выполнения.

Многие руководители в принципе не стремятся повысить подчиненных, так как это чревато для них новыми проблемными моментами, например, поиском сотрудников на освободившуюся должность, а это в свою очередь собеседования, неуверенность в уровне профессионализма, обучение и прочее.

Главный враг продвижения по службе – пассивность сотрудника. Проявляйте активность, старайтесь выделиться и показать, что вы сможете стать эффективным руководителем для компании.

Принцип №4.

При формировании своей репутации в компании, опирайтесь на свои таланты и сильные стороны.

Конечно же, любому человеку намного проще культивировать в себе те способности, которые в них заложены. Допустим при поиске работы, человеку, который был отличником по математике и любил точные науки, намного лучше искать вакансию бухгалтера или сметчика. Если же с детства у человека предрасположенность к гуманитарным наукам, языкам и литературе, то вероятнее всего, он будет комфортно чувствовать себя на должности преподавателя или переводчика. В противоположенном случае, когда, например, ребенка после школы, направляют на факультет физики при том, что он склонен к рисованию и дизайну, вряд ли он достигнет успехов в обучении.

Конечно же, человека можно научить практически всему, но вот вряд ли сотруднику, который увлечен модой и продажей одежды, будет легко стать руководителем предприятия по производству строительных материалов. Это займет много времени на обучение, привыкание и адаптацию в новой среде бизнеса, да и вряд ли будет вызывать такую же заинтересованность, как и у профессионального строителя или архитектора.

Для того, чтобы выбрать свою нишу, в которой вы сможете достигнуть максимальных успехов, контролируйте свою деятельность. Возможно, вам прекрасно удавалось продавать товары или вы легко находите контакт с детьми – тогда вам можно претендовать на должность начальника продаж или директора учебного заведения.

Принцип №5.

Вы должны сами для себя выделить то, к чему стремитесь, не ориентируясь на кого-либо другого.

Лидер – это человек, которого всегда уважают в коллективе, к нему прислушиваются, а его мнение часто становится мнением всей команды. Причем для этого ему не надо становиться руководителем – просто он обладает даром убеждения, уверенностью в себе, и прочими качествами, которые стимулируют людей следовать за ним.

Для того, чтобы получить , необходимо иметь четкую жизненную позицию, собственные цели и стремления, а также постоянно приближаться к ним, выполняя задачи и преодолевая преграды.

Определите для себя, какую должность вы хотели бы получить и за какой срок, а также для чего вам это нужно: у вас материальный стимул, вы стремитесь признания от окружающих или просто хотите руководить людьми.

Лидер никогда не позволяет себе поддаваться влиянию и действовать так, как ему того советуют, указывают. Помните, что вы живете свою жизнь, которую никто планировать и расписывать не имеет права, только вы сами. Поэтому выстройте свои цели в последовательность, задайте временные рамки, которые отводите себе на достижение каждой из них, и уверенно идите вперед.

Принцип №6.

Изучайте успешных людей и их путь к успеху.
Итак, у вас есть определенные цели, вы выбрали наиболее близкую для вас сферу деятельности и примерно сориентировали свои дальнейшие действия. После этого, следует сравнить ваш план действий и стратегию достижения успеха тех людей, которые в интересуемой вас области достигли больших высот.

Если вы задались вопросом, как стать хорошим и эффективным руководителем, то проанализируйте круг вашего общения, ваших знакомых, возможно. у кого-то есть опыт достижения идентичной цели. Наилучший способ – это встреча с таким человеком. Наверняка, он не откажется рассказать о своих успехах и о том, какие трудности вставали на пути и как он их преодолевал, ведь большинство людей гордятся своими успехами. Не следует использовать встречу, как способ решить возникшие у вас проблемы в работе с помощью знакомого, вряд ли человек захочет встретиться с вами еще раз, если поймет, что вы просто хотите воспользоваться им для выполнения своей работы.

Если у вас нет контактов с теми, кто мог бы посодействовать вам в развитии навыков, то выберите человека, с которым вы не знакомы, но который имеет хороший опыт работы на нужной вам должности. Здесь можно использовать простое наблюдение. Постарайтесь анализировать его деятельность, запоминать особенности его поведения в рабочей среде, выделите личностные качества, которые помогли ему достигнуть успеха, и развивайте их в себе.

Для того чтобы корректировать свою работу и получать необходимую помощь в сложной ситуации, можно воспользоваться и литературными источниками, только нужно подобрать наиболее подходящий и хорошо изложенный материал.

О том, как стать хорошим руководителем, на интернет сайтах написано очень много статей, интервью и советов, на самых различных языках, так что здесь тоже всегда можно найти подсказку, не отходя от рабочего места.

Принцип №7.

Если вы хотите добиться успеха в карьере, то не старайтесь не оставаться в тени и не держаться незамеченным, будьте инициативны.

Составьте для себя примерную последовательность действий, которые будете совершать для того, чтобы достигать поставленных задач. Если вы считаете, что недостаточно владеете информацией в той или иной отрасли, не стоит ожидать, когда ваш отдел отправят на повышение квалификации. Самостоятельно найдите нужные курсы, пройдите обучение и получите сертификат – это прибавит вам уверенности в себе. Главное, никогда не останавливайтесь на достигнутом, ставьте себе все новые цели и стремитесь к ним.

Не имеет значения, претендуете ли вы на звание руководителя на своей работе сейчас, или планируете перейти на такую должность в другую компанию – инициативность должна проявляться в любом случае.

Также следует учитывать факт, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Многие люди, будучи инициативны, сталкиваются с ошибками, которые совершают непроизвольно, что приводит к спаду активности, они закрываются в себе и больше стараются не принимать важных решений. В таком случае, для всех коллег и для руководства сотрудник ассоциируется с его ошибкой и отношение к нему формируется соответствующее. А вот если вы признаете, что были не правы, возьметесь за другую задачу или начнете заново решать ту, в которой ошиблись, то покажете себя как сотрудника, желающего научиться, исправить свою ошибку и принести пользу.

Риск – неотъемлемый элемент в жизни. Возможно, вы не уверены, что всегда сможете сделать все идеально, но к этому нужно стремиться, формируя свой профессиональный уровень и ценность, как сотрудника.

Принцип №8.

Для того, чтобы стать эффективным руководителем, вам необходимо убедить людей в том, что за вами действительно стоит следовать, а больше всего люди тянутся к позитивным, оптимистически настроенным людям.

Даже сталкиваясь с проблемами, необходимо поддерживать дух команды, а самому оптимистично смотреть на любые обстоятельства. Все сложные ситуации даются нам для того, чтобы мы стали опытнее, устойчивее и напористей, поэтому не стоит впадать в депрессию при малейшей проблеме. Помните, что вы являетесь примером для своих подчиненных, если вы настроены пессимистично, то и коллектив вскоре будет смотреть на ситуацию аналогично.

Принцип №9.

Занимайтесь тем, что получается у вас лучше всего.
Выберите вид деятельности и станьте в нем профессионалом, изучите максимально полно. Таким образом, вы повысите вашу ценность, как сотрудника и шансы на повышение. Лучше быть профессионалом в одной деятельности, чем заниматься всем понемногу, заменяя то одного, то другого работника.

Помните о том, что лидер – это общительный человек , за которым готов пойти коллектив, поэтому учитесь контактировать с окружающими, вести диалог, и создавать о себе приятное впечатление.

В первую очередь, вы должны планировать продвижение по службе, а уже потом думать о рабочих моментах. Если вы хороший исполнитель, который хочет стать руководителем, делайте правильные шаги в сторону своей цели и не стойте на месте.

Ключ к решениям стратегических, организационных и управленческих проблем всегда находится в руках руководителя. Необходимо лишь понять, когда и как им пользоваться.

Эффективный руководитель:

1) умеет грамотно координировать деятельность сотрудников, повышать эффективность взаимодействия между ними;

2) является лидером и умеет находить подход к каждому сотруднику;

3) умеет анализировать и разумно использовать собственное время и время своих сотрудников;
4) умеет распределять роли в команде, с учетом возможностей каждого участника.

Главная задача, стоящая перед руководителем, – это грамотная концентрация усилий всего коллектива на общей цели, которую предстоит достигнуть .

Если сотрудники не имеют представление о главной цели, стоящей перед компанией, то это неизбежно выразится снижением эффективности рабочего процесса. Поэтому для руководителя очень важно донести до каждого сотрудника чётко сформулированную миссию организации. Можно даже написать её на плакате и вывесить на видном месте, чтобы она всегда находилась в поле зрения и настраивала сотрудников на рабочий лад.

Чтобы подчинённым легче было увидеть долгосрочную цель (программу-максимум), руководителю лучше всего путь к этой цели поделить на промежуточные этапы (программы-минимум).

Руководитель должен понимать, что суть управления компанией заключается, главным образом, в организации рабочего процесса .

Сюда входит и продумывание стратегии компании, и улучшении структуры организации, и повышении компетенции персонала и т. д. Только потом стоит по значимости занятие текущими делами и обязанностями. Российские же руководители тратят на организацию рабочего процесса лишь 5% рабочего времени, в то время как должны бы были – все 75%.

Эффективный руководитель умеет организовать рабочий процесс так, чтобы каждый из его участников мог самостоятельно справиться со своими задачами, и лишь в крайнем случае отвлекать начальника.

Ошибка многих руководителей в том, что они, боясь недобросовестного или некачественного выполнения обязанностей, стремятся сделать все сами. А это приводит к тому, что весь рабочий процесс замыкается на самом руководителе. Стоит ему немного отвлечься, как все рушится.

Эффективный руководитель правильно осуществляет контроль над выполнением заданий .

Еще одна ошибка руководителей в том, что они не умеют контролировать рабочий процесс. На практике это выглядит так: сначала руководитель дает задание, потом отменяет и дает новое, и так раз за разом. Человек, не видя результатов своей работы, начинает испытывать дискомфорт, и его эффективность резко снижается. Поэтому руководители должны позволять своим подчинённым выполнять и заканчивать свою работу.

Эффективный руководитель с уважением относится к своим подчиненным .

Людям очень приятно осознавать, что их ценят не только как технических исполнителей. Они любят, когда начальник с ними советуется, спрашивает мнение о сотрудниках, предлагает принять участие в обсуждении других важных дел. То есть, стимулируя работника на самом начальном этапе , эффективный руководитель не только обеспечивает эффективную и качественную работу отдела, но и воодушевляет своих подчиненных на дальнейшие карьерные подвиги.

Эффективный руководитель умеет разумно использовать свое рабочее время и время своих подчиненных.

Очень часто завершение какого-либо действия откладывается в силу тех или иных причин на неопределённое время. Когда таких незавершенных дел накапливается достаточное количество, человек начинает испытывать постоянный стресс, ощущает беспокойство и нервозность, чувствует усталость и теряет всякое желание работать. Его постоянно преследует ощущение, что он ничего не успевает. Единственное его желание — всё бросить и уехать в отпуск.

Если вы столкнулись с избытком незавершенных дел, то настало самое время поработать с этим списком дел: определите, какие из дел необходимо выполнить в первую очередь, какие — желательно, а какие на сегодняшний день являются устаревшими. Далее напротив каждого пункта проставьте желаемую дату завершения — у вас получится своеобразный план, который, наверняка, внесет определённую ясность в вашу работу и жизнь.

Проанализируйте на этот предмет состояние своих подчинённых. Вполне возможно кто-то из них изнемогает под бременем навалившейся на него разнообразной работы, в то время как другие не знают, чем себя занять? Если вы сумеете грамотно организовать своё рабочее время и рабочее время тех сотрудников, которые трудятся под вашим началом, то вы, наверняка, очень скоро заметите положительную динамику в работе вашей компании.

Вот характерные черты эффективного руководителя:

Относится к персоналу справедливо и готов оказать помощь;
трудолюбив и хорошо планирует;
требует высоких стандартов выполнения работы;
искренен в своих намерениях;
советуется с сотрудниками относительно их работы;
следит за тем, чтобы сотрудники не были перегружены работой;
отчитывает подчинённых наедине, а не перед коллегами;
несёт ответственность за боевой дух своей организации;
уважительно относится к сотрудникам и внимательно выслушивает их;
у него нет любимчиков;
в его отделе не образуется групп каких-то «особенных» людей;
его действия относительно сотрудников носят исключительно законный характер.

Конечно, некоторые качества закладываются самой природой, но главное – работать над собой. Мастерство эффективного руководителя требует усилий и тренировок – для этого создаются специальные бизнес-тренинги. И все-таки эффективным руководителем можно стать!

Текущая страница: 1 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]

Питер Друкер

Эффективный руководитель

...

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»


© Peter Drucker, 1967, 1985, 1996, 2002, 2006

© О. Чернявская, перевод на русский язык, 2012

© Издание на русском языке. ООО «Издательство «Эксмо», 2012

© Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2012

Эту книгу хорошо дополняют:


Друкер на каждый день

Питер Друкер, Джозеф Макьярелло


Менеджмент. Вызовы XXI века

Питер Друкер


Стив Джобс. Уроки лидерства

Джей Эллиот, Уильям Саймон


Уоррен Баффет

Я счастлив от того, что моя книга вновь выходит в свет. Со времени первой публикации в 1966 году она стала очень популярной у широкого круга читателей во всем мире и была переведена более чем на два десятка языков. Эту книгу настоятельно рекомендуется прочитать сотрудникам многих международных компаний, больших и малых, – как тем, кто только что занял свой первый в жизни руководящий пост, так и тем, кто получил повышение в должности. Потребность учиться эффективному руководству актуальна всегда. Эффективность руководителя обусловлена не «талантом» и уж точно не «гениальными способностями» человека. Эффективный руководитель использует практические методики , которым можно и нужно обучиться. В нашем все более разностороннем обществе эффективно работать в должности руководителя становится все сложнее, и это касается не только бизнеса, но буквально всех организаций. Эффективный труд в равной мере необходим для самореализации индивида и эффективной работы организации.

Эта книга представляет собой одновременно и краткий план повышения эффективности работы руководителя организации, и практическое руководство по управлению самим собой во имя достижения высоких результатов – как в рамках организации, так и вне их. Это самый лучший вводный курс в теорию менеджмента и теорию организаций для тех, кто не имеет отношения к менеджменту, – студентов непрофильных вузов и факультетов и специалистов из других областей деятельности.

Книга стала результатом двадцатилетнего опыта автора в управленческом консалтинге, а начиналось все с разработки программы для руководителей высшего звена администрации президента Эйзенхауэра. Книга уже давно вошла в список обязательных для прочтения сотрудникам многих бизнес-организаций и всем руководителям, получившим новое назначение, независимо от их уровня и опыта. Ее также настоятельно рекомендуют прочитать всем административным работникам ряда крупнейших университетов мира, например заведующим кафедрами и деканам. То же самое можно сказать о главах больниц. Книга доказала свою огромную пользу более чем миллиону человек, которые за последние тридцать лет основали в Соединенных Штатах Америки благотворительные или другие неприбыльные фонды и организации. Всем известно, что каждое развитое общество сегодня стало обществом организаций, а успех (и даже само выживание) любой организации, независимо от ее функций, зависит от эффективности работы ее руководителей.

...
Питер Друкер

Предисловие

Книги по менеджменту обычно рассказывают об управлении людьми. Тема этой книги – управление самим собой в целях повышения эффективности своей деятельности. Способен ли один человек управлять другими людьми, пока еще никем не доказано. Но управлять самим собой всегда можно. Руководители, не умеющие управлять собой для повышения эффективности своей деятельности, не смогут эффективно управлять коллегами и подчиненными. Управление в значительной мере осуществляется на личном примере. А руководители, которые не знают, как эффективно организовать свою работу и рабочую среду, подают плохой пример.

Чтобы работать эффективно, недостаточно ума, трудолюбия и эрудиции. Эффективность – это отдельная категория. Однако, чтобы быть эффективным, не требуется специальных навыков, талантов, склонностей или подготовки. Для получения результата руководителю нужно выполнять определенные – причем довольно простые – правила. Этот небольшой набор правил описан и прокомментирован в моей книге. Это отнюдь не «врожденные» качества, впитываемые с молоком матери. Проработав сорок пять лет консультантом у огромного количества руководителей в разнообразных организациях – крупных и малых предприятиях, государственных учреждениях, профсоюзах, больницах, университетах, общественных службах в Америке, Европе, Латинской Америке и Японии, – я не встретил ни одного «прирожденного» руководителя, который родился бы с умением эффективно работать. Все, кто получает высокие результаты сегодня, упорно учились, а потом долго практиковались в необходимых навыках, пока те не вошли в привычку. Но все, кто работали над собой, чтобы стать сильными, успешными руководителями, преуспели в этом. Эффективности не только можно – ей нужно научиться.

Руководители получают деньги именно за свою эффективность, независимо от того, работают они менеджерами, отвечающими как за выполнение своих рабочих обязанностей, так и за работу других сотрудников организации, или они независимые специалисты и несут ответственность исключительно за свой вклад в успех компании. Без эффективности нельзя достичь высоких показателей деятельности, сколько ни вкладывайте в свою работу знаний, сколько времени на нее ни потратьте, сколько усилий ни приложите. Однако до сих пор эффективности работы руководителей уделялось очень мало внимания, и это, в общем, неудивительно. Организации – будь-то коммерческие предприятия, крупные правительственные учреждения, профсоюзы, крупные больницы или университеты – появились относительно недавно. Еще сто лет назад мало кто имел дело с крупными организациями – разве что заходил в местное почтовое отделение, чтобы отправить письмо. А эффективность работы руководителя – это эффективность человека в организации. До недавнего времени не было причин заострять внимание на результатах работы руководителей и переживать из-за ее низкой эффективности у многих из них. Однако сейчас большинство людей, особенно с хорошим образованием, бо́льшую часть жизни работают в организациях того или иного типа. Во всех развитых странах общество стало обществом организаций. Теперь эффективность работы индивида все больше зависит от его умения эффективно работать в организации, на руководящем посту. А эффективное функционирование современного общества – и даже его шансы на выживание – все больше зависят от эффективности людей, которые им управляют и занимают руководящие должности. Эффективные руководители быстро превращаются в важнейший ресурс общества, а эффективность на руководящем посту становится насущной потребностью любого человека, нацеленного на успех, самореализацию и достижения – как молодого, только начинающего работать, так и того, кто уже прошел определенный путь наверх по карьерной лестнице.

Эффективности можно научиться

Эффективно работать – вот главная задача руководителя. В какой бы сфере деятельности ни работал руководитель – в бизнесе или в больнице, в государственном учреждении или в профсоюзном комитете, в университете или в армейском подразделении, от него прежде всего требуется правильное выполнение задач , или проявление эффективности. Проще сказать, от него ожидают эффективной работы.

Тем не менее подчас руководящие должности занимают работники, не обладающие высокой эффективностью. Развитый интеллект у руководителей – весьма распространенное качество. Нередко встречается и богатое воображение. Уровень эрудированности обычно тоже очень высок. Однако прямой связи между этими качествами и эффективностью руководителя как работника не наблюдается. Люди с блестящими умственными способностями часто на удивление неэффективные работники; они порой не понимают, что при помощи одного только интеллекта нельзя добиться значительных успехов в работе. И не осознают, что развитый ум будет способствовать эффективности только при условии целенаправленного и упорного труда. И наоборот, в каждой организации найдутся очень эффективные сотрудники, истинные работяги. Пока другие лихорадочно мечутся, имитируя бурную деятельность, которую даже очень умные люди порой принимают за «творческий подход», такой трудяга, казалось бы, не спеша переставляя ноги, доходит до цели первым, подобно черепахе из старой басни.

Ум, воображение и знания – важные ресурсы, но только в сочетании с эффективностью они дадут результат. Сами по себе они всего лишь устанавливают планку возможных достижений.

Зачем нужны эффективные руководители

Казалось бы, это очевидно. Но почему в таком случае сейчас, когда практически все стороны деятельности руководителя всесторонне освещаются во множестве книг и статей, эффективности его работы уделяется так мало внимания?

Одна из причин такого невнимания к проблеме заключается в том, что эффективность – это особая технология, применяемая в организации работниками умственного труда. До недавнего времени таких людей в организациях было очень мало.

От работника физического труда требуется только результативность, продуктивность, или, скорее, умение правильно выполнять работу, чем обеспечивать правильное ее выполнение. Деятельность такого работника всегда можно оценить по количеству и качеству продукции, легко поддающейся определению и учету, такой, например, как обувь. За последние сто лет мы научились измерять продуктивность и оценивать качество физического труда, благодаря чему сумели многократно увеличить производительность отдельного рабочего.

Раньше во всех организациях основную массу составляли работники физического труда – например, производственные рабочие в цехах или солдаты на фронте. Потребность в эффективных работниках была невелика: весь процесс управления сосредоточивался в руках немногих «начальников», раздающих приказы подчиненным. Эти руководители составляли такую ничтожную долю трудоспособного населения, что их эффективность даже не ставилась под сомнение. Мы могли зависеть от «прирожденных руководителей» – немногочисленных в любой области человеческой деятельности, – которые словно родились со знанием того, чему другим нужно было напряженно и долго учиться.

...

Сказанное справедливо не только по отношению к бизнесу и армии. Сегодня нам кажется невероятным, что более ста лет назад, во времена Гражданской войны, американское «правительство» состояло всего лишь из горстки функционеров. При президенте Линкольне под началом военного министра было меньше пятидесяти человек, большинство из них были не «управляющими» и не политиками, а служащими телеграфа. Весь правительственный аппарат США времен Теодора Рузвельта, насчитывающий около 1900 работников, можно было со всеми удобствами разместить в одном из зданий на центральной улице Вашингтона.

В медицинских учреждениях начала века не было «профессионалов здравоохранения»: рентгенологов и лаборантов, диетологов и терапевтов, работников социальной сферы и других специалистов, которых сегодня приходится по двести пятьдесят человек на каждую сотню пациентов. За исключением медсестер там работали только уборщицы, повара и горничные. Врач был единственным работником умственного труда, и помогала ему обычно одна медсестра.

Иными словами, до недавнего времени основной проблемой организаций была продуктивность деятельности работников физического труда, которые выполняли то, что им говорили. Работников умственного труда в организациях было мало.

Работники умственного труда вообще составляли лишь небольшую часть всех занятых в той или иной организации. Большинство из них были профессионалами (то есть их труд требовал специальных навыков), работали изолированно и в лучшем случае имели в помощниках клерка для канцелярской работы. Эффективность их работы или недостаток эффективности касался только их и влиял только на них.

Сегодня главенствующее положение занимают крупные организации, в основе деятельности которых лежит интеллектуальный труд. Современное общество – это общество крупных организованных учреждений. Во всех таких институтах, включая армию, центр тяжести сместился в сторону работника умственного труда, а этот человек вкладывает в работу то, что у него в голове, а не силу мускулов или ловкость рук. Растет удельный вес работников, которые специально учились использовать свои теоретические знания и концепции, а не физическую силу. Эффективность их работы оценивается вкладом в успех организации.

Сегодня эффективность уже нельзя воспринимать как нечто само собой разумеющееся. В наши дни просто недопустимо ею пренебрегать.


Система измерений и тестов, разработанная нами для оценки физического труда – от организации производства до контроля качества, – неприменима к оценке труда умственного. Нет ничего более непривлекательного и менее продуктивного, чем конструкторско-инженерный отдел, знаменитый быстрым и качественным изготовлением отличных чертежей никому не нужных продуктов. Работа над нужными продуктами – вот что делает умственный труд эффективным. Его нельзя оценить с помощью критериев, выведенных для физического труда.

Работнику умственного труда не нужна мелочная опека. Ему нужно только помогать. Но он должен сам направлять себя, причем направлять в сторону результативности и вклада в успех, то есть в сторону эффективности.

...

Некоторое время назад в журнале New Yorker была помещена такая карикатура: кабинет с табличкой на двери «Компания Ajax. Чес Смит, коммерческий директор. Продажа мыла». Стены кабинета голые, за исключением большого плаката с надписью: «Думаю». В кресле сидит мужчина и, закинув ноги на стол, пускает в потолок кольца дыма. Мимо проходят два человека постарше, и один из них говорит другому: «А откуда нам знать, что Смит думает сейчас о мыле?»

И действительно, никогда нельзя быть уверенным в том, о чем размышляет в тот или иной момент работник умственного труда. Но думать – это его специфическая работа; этим он и занимается.

Мотивация работника умственного труда зависит от эффективности его работы, от способности достигать поставленных целей . Если его труд лишен эффективности, то желание трудиться и, соответственно, вклад в успех организации скоро уменьшатся и он превратится в обычного чиновника, отбывающего на работе положенные восемь часов.


Работник умственного труда не производит ничего такого, что могло бы быть эффективным само по себе. Он не производит материальный продукт: обувь, детали машин и т. п. Он производит знания, идеи, информацию. Сами по себе такие «продукты» бесполезны. Другому человеку с другим набором знаний необходимо взять его работу в качестве исходных данных и превратить их в конечный продукт, облечь в реальную форму. Самая блестящая идея, если ее не применить на практике, останется бессмысленной и бесполезной. Таким образом, работник, занимающийся интеллектуальной, творческой деятельностью, должен делать нечто такое, чего работнику физического труда делать не нужно. И ему нужно сделать так, чтобы его работа была эффективной. Он не может полагаться на потребительскую полезность своего продукта, как, например, человек, изготовивший пару ботинок.

Хорошо подготовленный, образованный, думающий работник – один из основных «факторов производства», благодаря которым высокоразвитые общества и экономики современного мира – Соединенные Штаты Америки, Западная Европа, Япония, а также все чаще страны бывшего Советского Союза – остаются либо становятся конкурентоспособными.

...

Это особенно справедливо по отношению к США. Единственный ресурс, дающий Америке преимущество перед конкурентами, – это образование. Американской системе образования далеко до идеала, но ее уровень значительно выше, чем в обществах бедных стран. Образование можно считать самым дорогим капиталовложением из всех нам известных. Общественные затраты, связанные с подготовкой доктора естественных наук, составляют от 100 до 200 тысяч долларов. Даже «свежий» выпускник колледжа, без профессионального опыта, – это инвестиции в размере не менее 50 тысяч долларов. Только очень богатое общество может себе такое позволить.

Именно поэтому образование и есть та самая область, в которой богатейшая страна мира, Соединенные Штаты Америки, имеет неоспоримое преимущество – при условии высокой продуктивности умственного труда. Продуктивность представителя этого вида труда выражается в его способности делать то, что надо, и делать это правильно. Вот что называется эффективностью.

Кто такой руководитель

Любой работник умственного труда в современной организации является руководителем, если в силу должностного положения или знаний он отвечает за вклад в работу, которая непосредственно влияет на способность данной организации функционировать и добиваться результатов – например, на способность предприятия вывести на рынок новый продукт и завоевать бо́льшую часть того или иного рынка или на способность больницы обеспечивать достойный уход за своими пациентами и т. п. Руководитель – мужчина или женщина – обязан принимать решения; он не может просто исполнять приказы других людей. Ему необходимо брать на себя ответственность за свой вклад в деятельность организации. Считается, что в силу его знаний у него больше шансов принять правильное решение, чем у любого другого работника. Его место могут занять; его могут понизить в должности или уволить. Но до тех пор, пока работает, он отвечает за цели, стандарты и вклад в работу организации.

Большинство менеджеров – руководители, хотя и не все. В современном обществе руководителями становятся и те, кто не имеет отношения к управлению. В течение нескольких последних лет стало очевидно, что на ответственных должностях, связанных с принятием решений и осуществлением властных полномочий, современные учреждения не могут обойтись как без менеджеров, так и без «независимых профессионалов». Этот факт можно проиллюстрировать интервью из газеты с одним молодым американским капитаном-пехотинцем, участником боевых действий во вьетнамских джунглях.

...

На вопрос журналиста: «Как вам удается сохранять контроль над своими людьми в экстремальных ситуациях?», молодой капитан ответил: «Здесь всю ответственность несу я один. Если мои ребята, столкнувшись с врагом в джунглях, не будут знать, что делать, я не смогу помочь им, потому что буду слишком далеко. Моя работа – сделать так, чтобы они знали, как действовать. А их выбор будет зависеть от ситуации, которую в тот момент смогут оценить только они. Ответственность несу я, но решение принимают люди на местах».

Таким образом, получается, в партизанской войне каждый человек – руководитель.

Однако многие менеджеры не являются руководителями. Иными словами, влияние на эффективность работы в организации большого количества должностных лиц с огромным штатом подчиненных невелико. К этой категории относится, например, большинство начальников цехов на заводе. В буквальном смысле они просто надсмотрщики. Менеджерами их считают только потому, что они управляют работой других. Но они не несут ответственности и не имеют полномочий определять направление, содержание и качество работы или методы ее выполнения. Их работу в значительной степени можно измерять и оценивать по критериям производительности и качества, то есть по категориям, которые разработаны для измерения и оценки эффективности работника физического труда.

Исполнение работником умственного труда функций руководителя не зависит от того, руководит он кем-то или нет. Так, ответственный за проведение исследования рынка может иметь в подчинении человек двести, тогда как весь штат его коллеги из конкурирующей фирмы будет состоять из двух человек: его самого и секретаря. Конкретный вклад руководителей в успех организации практически не зависит от количества подчиненных. Это всего лишь административная деталь. Конечно, двести человек сделают гораздо больше работы, чем один или два, но это вовсе не означает, что их работа будет эффективнее и продуктивнее.

Умственный труд не поддается количественному измерению. Нельзя его измерить и по произведенным затратам. Эффективность деятельности определяется ее результатами, а на результаты не влияет ни количество занятых, ни объем управленческой работы.

Можно предположить, что чем больше людей занято исследованием рынка, тем скорее результаты их работы будут характеризоваться такими качествами, как глубина проникновения в изучаемые проблемы, творческий подход к работе и т. п., что в конечном итоге приведет к развитию и дальнейшему процветанию компании. В таком случае следовало бы нанять даже больше двухсот человек. Но, возможно, руководитель большой группы исследователей будет буквально завален проблемами, связанными с деятельностью двухсот или больше человек. «Управление» ими будет отнимать так много времени, что у него не останется сил на собственно изучение рынка и принятие ответственных решений. Он занят проверкой цифр, и ему не придет в голову спросить: «А что вообще подразумевается под нашим рынком ?» В результате он может не заметить важных изменений на рынке, что со временем приведет к краху его компанию.

Независимый исследователь рынка тоже может быть продуктивным и непродуктивным. Так, например, он может служить источником знаний и генератором идей, способствующих успеху компании, а может размениваться на решение второстепенных вопросов, которые многие теоретики принимают за исследовательскую работу. Поэтому он будет не в состоянии следить за происходящими вокруг событиями, а тем более их анализировать.

Во всех организациях, основанных на умственном труде, есть люди, которые никем не руководят, но при этом считаются руководителями. Следует признать, что ситуации, как в упомянутых выше вьетнамских джунглях, когда любой член группы в любой момент должен уметь принять жизненно важное решение, влияющее на судьбу всей группы, возникают нечасто. Тем не менее химик в исследовательской лаборатории, принимающий решение провести исследование так, а не иначе, в итоге определяет будущее своей компании. Он может быть директором исследовательской лаборатории. А может быть – и часто именно так и бывает – рядовым ученым без каких-либо управленческих полномочий, иногда даже совершенно неопытным работником. Точно так же решение о том, что считать «одним» продуктом в гроссбухе, может принять вице-президент компании . Но его может принять и младший бухгалтер. И это справедливо для всех областей деятельности современной крупной организации.


Я называю руководителями тех работников умственного труда, менеджеров или независимых профессионалов, которые в силу своего положения или имеющихся знаний обязаны в ходе своей деятельности принимать решения, оказывающие значительное влияние на результат работы всей организации. Но ни в коем случае не следует считать, что большинство из них – работники умственного труда. Как и во всех других областях, в интеллектуальной деятельности имеют место и рутина, и неквалифицированный труд. Но в общем числе работников умственного труда руководителей больше, чем это отражено в организационных схемах многих организаций.

В наши дни ни для кого не секрет, что для процветания организации независимые профессионалы не менее важны, чем знающие свое дело менеджеры . Но мало кто осознает, как много людей сегодня даже в самой обычной организации – частной фирме или государственном учреждении, исследовательской лаборатории или больнице – вынуждены принимать решения, имеющие серьезнейшие, а порой и необратимые последствия. Ведь авторитет знаний так же законен, как и авторитет должностного положения. Более того, эти решения имеют такой же вес , как и решения, принимаемые высшим руководством. (На этот основной момент указывает господин Кэппел в своем докладе.)


Как известно, менеджер даже самого низшего ранга способен выполнять такую же работу, какой занимается президент компании или администратор правительственного учреждения, то есть планировать, организовывать, обобщать, мотивировать и оценивать. Круг его действия может быть довольно узким, но в нем он – руководитель.

Таким образом, каждый, кто принимает решения, выполняет ту же работу, что и президент компании или администратор. И хотя масштаб его деятельности ограничен, он будет руководителем, даже если его должность или имя не указаны ни в организационной схеме, ни в списке внутренних телефонов.

И есть нечто, что объединяет руководящих работников любого уровня: все они должны быть эффективными.

Многие примеры, использованные в этой книге, взяты из жизни и деятельности директоров, то есть лиц, отвечающих за эффективность управления организациями, включая промышленные предприятия, государственные учреждения, больницы и др. Основная причина этого – доступность информации о руководителях высшего звена. Кроме того, крупное всегда проще заметить и проанализировать, чем мелкое.

Но эта книга не о том, чем занимаются или должны заниматься «наверху». Она адресована всем, кто, будучи работником умственного труда, отвечает за действия и решения, способные внести вклад в успех его организации. Она предназначена всем, кого я называю руководителями.

Существует ли простой и быстрый тест, который помогает определить способность руководителя быть лидером? Короткий ответ – да, но но имейте в виду, что «просто и быстро» - не всегда эффективно. Есть масса диагностических инструментов для оценки лидерских качеств, но проблема в том, что они слишком заумные, теоретические и к тому же предвзятые. Есть способ получше: дайте испытуемому немного ответственности и посмотрите, как он с ней справится. Лидер приведёт к результату. Может, не всегда ожидаемому, особенно если это неопытный лидер, но главный момент здесь – настоящий лидер всегда найдёт способ выполнить задачу.

Проблема многих компаний в том, что они не способны отличить хорошего руководителя от – именно потому, что все академические тесты далеки от реальности. Вот вам несколько, казалось бы, очевидных признаков, которые не всегда принимаются во внимание.

1. Скверный характер

Руководитель, которому не хватает в характере целостности и великодушия, не выдержит испытания временем. Неважно, насколько он интеллигентен, приветлив, убедителен, умён. Но если он склонен к неэтичному поведению, в конечном итоге он сам станет его жертвой.

2. Отсутствие производительности

Никто не идеален, все имеют право на ошибку… Но руководитель, который постоянно заваливает проекты – не вариант. Пусть прошлые провалы не всегда являются индикатором будущих неудач, так же, как и потрясающий послужной список не гарантирует грядущих побед. Но всё же кандидат с успешным опытом - менее рискованный выбор для роли управленца.

3. Низкий уровень коммуникативных навыков

Лидер без навыков общения – первый кандидат на вылет с руководящего поста. Великие лидеры способны эффективно общаться с любой аудиторией, любым типом личности, в любой обстановке. Они активные слушатели и гибкие мыслители, они точно знают, когда контакт необходим, а когда можно без него обойтись.

4. Эгоцентризм

Если руководитель не признаёт аксиому «служение обществу превыше служению себе», он никогда не вызовет доверия к себе и своим действиям, никогда не дождётся лояльности от своих подчинённых. Лидер хорошо только тогда, когда его команда счастлива под его руководством. Эгоизм, гордыня, высокомерие – черты, чуждые великому лидеру.

5. Единый стиль руководства

Подлинный лидер гибок в своих подходах к решениям разных задач. «Или по-моему, или никак» - такой стиль управления сегодня уже не работает. Он спровоцирует трещину в корпоративном единстве, а в конечном итоге приведёт к снижению производительности. Только тот, кто способен на ходу адаптироваться к ситуации, станет успешным руководителем всерьёз и надолго.

6. Ненацеленность на результат

Лидерство значит результат. Намерения ничего не стоят, если они не приводят к результатам. Лидер, который не способен выполнить свои обязательства и проложить путь от идеи до воплощения – не лидер, избавьтесь от него.

7. Неспособность к прогнозированию

Лидер, который не заглядывает в будущее – не лидер. Руководитель, который доволен существующим порядком вещей и заботится не о развитии, а всего лишь о выживании – долго не протянет. Лучший лидер стремится к изменениям и инновациям, чтобы держать свою команду в тонусе – всегда свежей, яркой и динамично развивающейся. Статика же ведёт к застою и гибели.

8. Отстранённость от рынка

Если вы не позаботитесь о своих клиентах, о них позаботится кто-то другой. Успешный лидер следит за тем, чтобы клиенты были активны, счастливы и, следовательно, лояльны. Если он их игнорирует или дурно обращается и не ценит клиентскую базу как главный актив компании, то дни его в качестве лидера сочтены.

9. Нежелание инвестировать

Лидер полон решимости инвестировать и время, и деньги в своё дело и в свою команду. Поддержка, взаимодействие, наставничество, обучение и истинная забота о каждом члене команды – вот что отличает настоящего лидера. У того, кто не заботится о команде, команды нет, есть только группа людей, ждущих, когда закончится рабочий день.

10. Безответственность

Настоящий лидер отвечает за всё. Он не перекладывает вину на других и не приписывает себе чужие успехи, но всегда несёт ответственность за провалы, случившиеся под его руководством. И прежде всего он отвечает перед своей командой.

11. Рассеянность

Лидеры, не способные дисциплинировать сами себя, моделируют неправильное поведение для своих подчинённых и неизбежно теряют авторитет, и это уже огромный риск для организации.

12. Отсутствие цели

Руководитель называется так именно потому, что его работа вести компанию вперёд, к понятной и достижимой цели. Этого не случится, если ведущий окажется слепым.

Итак, честным, гибким, коммуникабельным, преданным своей команде, проактивным, проницательным и сертифицированно успешным. Если во главе вашей команды нет такого, то у вас впереди тернистый путь.

На данный момент не существует точного описания идеального руководителя, да и универсального способа как им стать то же нет. Успешность любого предприятия зависит от человека, который стоит во главе, поэтому придется много времени уделять работе над собой.

Как стать эффективным руководителем?

Несмотря на многочисленность направлений, в общем, можно выделить несколько качеств, которыми должен обладать хороший руководитель:

  1. Нужно учиться ставить перед собой и реально оценивать собственные способности. Чтобы управлять деятельностью других людей, стоит уметь планировать, принимать решения и верно устанавливать приоритеты.
  2. Важная характеристика личности эффективного руководителя – самодисциплина. Человек должен сдерживать данные слова, идеально выполнять собственные обязанности, быть пунктуальным и ответственным.
  3. Руководитель должен понимать работу и принцип производства. Если начальник разбирается в документации, самостоятельно планирует работу, строит планы и организовывает работу, можно не сомневаться, что производство будет результативным.
  4. Эффективный руководитель умеет с совершенно разными людьми. На работе должна отсутствовать личная неприязнь и оценивать сотрудника нужно исключительно по его работе. Руководителю предприятия стоит учиться искусству убеждения, уверено выступать на публике и координировать совместную деятельность.

Хороший начальник никогда не стоит на месте, он постоянно развивается, изучает новую информацию и растет. Все дело в том, что он должен быть примером для всех.

Навыки эффективного руководителя, как управлять подчиненными

Чтобы деятельность давала результаты, отношения между начальством и работниками должны быть доверительными и правдивыми. Подчиненные не должны бояться руководства, в противном случае, хороших результатов можно не ждать. Важное качество эффективного руководителя – уметь правильно указать на ошибки и ни в коем случае не оскорблять, и не унижать людей. Никто не застрахован от ошибок и чтобы они больше не повторялись начальник должен в спокойной обстановке и доступно объяснить в чем причина проблемы. Важно не бояться избавляться от неэффективных и тормозящих развитие работников. Если человек изначально не хочет трудиться и проявлять себя, никакие вторые шансы не исправят ситуацию. Чтобы сотрудники выполняли свои обязанности без ошибок, нужно учиться правильно раздавать указания, ведь они должны быть четкими и недвусмысленными.