Первый классификатор начал разрабатываться в 1994 году после выхода правительского постановления. Для введения в действие понадобилось два года. С тех пор в него постоянно вносятся различные изменения и работа с кодировкой будет продолжена в 2019 году.

Кардинальных изменений здесь не будет, несмотря на внесенные поправки и дополнения. Этот статистический фолиант должен отражать реальную ситуацию в экономике и помочь дать точные данные о количестве рабочих мест, квалификации сотрудников. Если дворник сможет обойтись без специального образования, то специалисты в разных областях должны иметь соответствующую квалификацию, чтобы трудиться на занимаемой должности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Глобализация и инновационные технологии привели к появлению новых профессий, которые должны найти свое отражение в этом официальном справочнике.

После подписания договора каждый рабочий, служащий или главный руководитель получает код, исходя из данных классификатора. Этим обычно занимается отдел кадров или бухгалтер небольшой компании, на которого возлагают эту ответственность.

Конечно еще возникают определенные сложности, так как не все профессии были внесены. Тарификация и квалификационные характеристики постепенно разрабатываются федеральными органами для всех отраслей экономики. Изменения происходят не каждый год, но это не помешает найти и записать нужный код ОКПДТР.

Что это такое

Подробный классификатор призван решить сразу несколько важных задач. Он стал частью масштабной государственной программы системы квалификации и кодирования, что дало возможность внедрить современные международные стандарты.

В результате удается выяснить:

  • точное число рабочих мест и количество служащих с учетом их категорий;
  • квалификационный уровень и возможности его повышения;
  • реальную механизацию, как налажена охрана труда и насколько обеспечены нормальные условия для работы;
  • нехватку или переизбыток рабочей силы;
  • ситуацию с начислением пенсий.

Автоматизированная обработка информации значительно облегчает работу кадровиков, сокращает поиск и присуждение кода.

Классификация делится на два больших раздела, чтобы максимально охватить все сегменты экономики:

  • в самом начале можно ближе узнать о профессии; здесь берут во внимание действующие нормативы и справочники;
  • оговорены основные условия, исходя из федеральных и ведомственных предписаний и указов;
  • для служащих разработан отдельный номенклатурный справочник;
  • наименования прописаны в указах и госреестре; в различных документах есть положения, касающиеся оплаты труда.

При приеме на работу уборщик и разнорабочий, учитель начальных классов и более опытный преподаватель, офисный сотрудник и начальник отдела должны получать заработную плату в соответствии со своей квалификацией. Рабочее место или должность определяются, исходя из классификатора.

Общие положения

Без унификации и стандартизации довольно сложно получить конкретные цифры занятости во всех регионах страны.

Использование классификатора позволяет:

  • правильно вносить наименования в пункты договора, трудовую книжку, приказы и распоряжения;
  • выявлять минимальную шкалу образования, присвоенные тарифы, чтобы создавать условия для переподготовки, повышения квалификации с учетом современных требований;
  • обрабатывать информацию, вести учет и статистику, относящуюся к трудовым отношениям и персоналу;
  • использовать международные стандарты статистики, что помогает быстрее найти работу по своему профилю или овладеть новой специальностью.

Некоторые общие положения не мешают проводить четкую градацию по каждому разделу.

К рабочим относят лица, которые занимаются:

  • изготовлением и управлением автоматизированных линий и механизмов, а также их обслуживанием (техник, токарь, наладчик, оператор, инструментальщик, инженер), а оплата производится согласно окладу или установленной ставке тарифов;
  • ручной работой по изготовлению предметов, ценностей и т.д.;
  • строительством, реставрацией и ремонтом объектов, транспорта или механизмов (слесарь, прораб, маляр, механик, крановщик, электрогазосварщик).;
  • проходкой, бурильными работами на поверхности и в недрах земли, геологоразведкой;
  • сохранением, отгрузкой, перемещением грузов и готовой продукции, для чего используются автомобиль, склады, служебные помещения, ангары (кладовщик, курьер, грузчик, сторож).

Список достаточно велик.

Когда встречается код 1, то это говорит о руководящем составе:

  • мастер, управляющий, председатель, директор, в том числе, генеральный;
  • сюда примыкают такие главные специалисты, как диспетчер, бухгалтер, редактор, врач, электрик, металлург, экономист;
  • к руководящим сотрудникам относится заместитель и государственные инспектора;
  • затем следуют рядовые сотрудники и ассистенты (администратор, математик, ревизор, воспитатель, энергетик, юрист);
  • далее идут работники, занимающиеся хозяйственным обслуживанием, оформлением документации (повар, кассир, секретарь, чертежник, машинистка).

Сегодня на производстве, в магазинах и офисах, нередко встречается такая профессия, как менеджер. Но здесь многое зависит от выполняемых им функций.

Задачи и случаи применения

Найти профессию или должность будет не так сложно, коды располагаются в специальной таблице:

  • в первом столбце располагается сам пятизначный код (цифры 1 и 3 обозначают рабочую профессию, 2 и 4 — соответственно служебную должность);
  • во второй графе находится контрольное число от 0 до 9;
  • вписывается наименование специальности, при чем в алфавитном порядке;
  • затем указывается присвоенная цифра разряда, чтобы подтвердить квалификацию работника;
  • обязательно обозначается номер выпуска справочника, так как количество выпусков достигает почти семидесяти;
  • расшифровка ОК и ОКЗ связана с классификатором занятий и обозначается четырехзначным числом (сюда входят как профессии, так должности).

Указанная цифра во второй графе считается контрольной, она должна подтвердить правильность выбранного кода для рабочего или служащего.

Несложный шифр облегчает работу сотрудникам отдела кадров или бухгалтерии, если им приходится заниматься приемом на работу:

  • в предложенной анкете следует сразу четко обозначить название специальности и должности;
  • указанные сведения будут в дальнейшем использоваться при составлении договора, приказа о назначении или увольнении (для некоторых должностей предусмотрены ограничения, компенсации и льготы);
  • для заполнения карточки с подробной информации о работнике применяется стандартная форма (Т-2), которая сохраняется на протяжении 75 лет;
  • код ОКПДТР необходим для разработки штатного расписания (правда вопросы могут возникнуть, если в классификаторе не найдется нужного определения);
  • документация станет востребована при получении достойной пенсии или ее назначении за выслугу лет.

Без использования официальных кодов, получить законные льготы и привилегии вряд ли удастся. При подписании надо обращать на это внимание.

Из чего состоит

Два больших основных раздела можно разделить на три важных блока, которые задействованы для создания удобной таблицы:

  • идентификации позволяет использовать порядковую систему для кодирования, поэтому подразделяется на несколько цифр и число для контроля и подтверждения;
  • названия должны четко соответствовать наименованию, указанному в классификаторе (чтобы не затягивать поиск, их расположили строго по алфавиту);
  • основной информационный раздел группируется из фасетных кодов, указывающих рабочий номер классификатора и позицию в справочнике занятий;
  • уточнение профессиональных качеств сделают семь фасетов, состоящих из двух цифр от 01 до 07;
  • сведения содержат виды производств, тарифные разряды, категории, форму оплаты труда, некоторые другие критерии.

Седьмой код сможет рассказать полученной квалификации и позволит войти в руководящий состав, если это не противоречит нормативным документам.

Для служащих тоже предусмотрены специальные коды, включающие один или два знака:

  • для категории должностей предназначен 10-й фасет;
  • затем следует названия различных должностей (код 11);
  • замыкают тройку классы, подтверждающие квалификацию (код 12);
  • в должностях квалификационные категории отсутствуют и можно выбирать между 11 и 12.

Чтобы информация была исчерпывающей, иногда используют дополнительные названия и коды, взятые из других официальных классификаторов.

Особенности программы кодов по ОКПДТР

Программа кодов старается максимально точно дать представление о потенциальном работнике и его способностях:

  • работа рабочего целиком зависит от полученных профессиональных знаний и практических навыков;
  • есть работники, непосредственно занимающиеся физическим трудом, используя механизмы и оборудование (они производят продукцию, перевозят, хранят и создают нормальные условия для труда);
  • должность служащего подразумевает определенные права и обязанности, возлагает ответственность на исполнителя, особенно руководящего звена;
  • специалисты непосредственно задействованы в производственных и административных процессах: разработка документации, управление оборудованием и персоналом, научная и творческая деятельность;
  • персонал считается отдельной категорией и подразделяется на управленческий, производственный, технический и обслуживающий (в зависимости от этого зависит круг обязанностей и сюда включаются рабочие профессии).

Определенные требования предъявляются к уровню образования, связанному с законодательными требованиями. Тарифные разряды говорят о сложности работы и должной квалификации работника.

Необходимо создавать условия для обретения новых навыков и знаний, чтобы развиваться по профессиональной или должностной деятельности.

Для кодировки профессий и должностей используют международные стандарты, цифры условно разделяются на несколько групп:

При кодировке уровня образования чаще применяют стандартную классификацию из семи цифр:

Для определения тарифных разрядов используют отраслевой и тарифно-квалификационный справочник. Цифра 1 связана с низкой квалификацией.

Как вносить изменения

Надо заметить, что для некоторых сотрудников можно применить несколько кодов. Подобное может зависеть от личности самого рабочего или служащего, если он овладел несколькими специальностями одновременно.

Появление новых видов должностей или профессий, что особенно заметно в последние годы, вносит определенную путаницу. Поиск не дает желаемого результата, так как в классификаторе отсутствует нужная информация.

Изменения и дополнения не могут вноситься каждый год, для этого требуется определенное время и порядок действий.

Можно направить заявку в министерство труда, оформив ее надлежащим образом:

  1. Предложить наименование для должности и профессии.
  2. Представить описание деятельности, квалификационные и тарифные характеристики.
  3. Указать коды, которые должны быть включены в справочник, поскольку многие профессии тождественны.
  4. Написать пояснительную записку с необходимыми аргументами и аннотациями.

УТРАТИЛ СИЛУ с 01 ноября 2017 г. в соответствии с Постановлением КМ РУз от 4.10.2017 г. № 795

С изменениями в соответствии с приказом министра труда РУз №2-Б от 17 января 2017,
зарегистрированным МЮ РУз 27 января 2017 № 2855

Дата актуализации: 05.02.2017

I. Общие положения

1. Настоящий Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих (далее - КОДП-2015) предназначен для систематизации основных должностей служащих и профессий рабочих, определения диапазона тарифных разрядов рабочих и категорий должностей служащих, а также требований к направлению и уровню образования.

КОДП-2015 разработан взамен Классификатора основных должностей служащих и профессий рабочих , утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 августа 2010 года № 181.

2. Настоящий КОДП-2015 используется для:

стандартизации и унификации наименований должностей служащих и профессий рабочих при составлении трудовых договоров и штатных расписаний предприятий, учреждений и организаций (далее - организаций), внесении записей в трудовые книжки работников, оформлении приказов по трудовым отношениям, отнесении должностей и профессий к соответствующим категориям персонала, определении права на пенсионные льготы;

эффективной расстановки кадров с учетом уровня и направления образования и квалификационной категории работников;

целенаправленной подготовки кадров новой формации, отвечающих требованиям современной рыночной экономики, исходя из современного уровня и перспектив развития производства и управления;

составления учебных программ по подготовке и переподготовке кадров в организациях различных организационно-правовых форм;

ведения учета, анализа и статистики труда;

обработки информации в сфере организации работы с персоналом;

распределения занятого населения по видам деятельности (занятиям);

сопоставления статистических данных в социально-трудовой сфере на международном уровне.

Классификатор также служит основой для разработки в установленном порядке отраслевых тарифно-квалификационных справочников.

3. Объектами классификации КОДП-2015 являются профессии рабочих и должности служащих.

4. Настоящий КОДП-2015 в части:

использования наименований должностей служащих и профессий рабочих является обязательным при производстве записей в трудовые книжки работников, заключении трудовых договоров, оформлении приказов, отнесении должностей служащих к категориям персонала;

минимального уровня образования при приеме на работу, установления тарифных разрядов по профессиям рабочих является обязательным для применения в государственных предприятиях, учреждениях и организациях (далее - организации), органах хозяйственного управления, созданных решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также организаций с долей государства в уставном капитале более 50 процентов, а для других организаций - носит рекомендательный характер;

5. В КОДП-2015 используются следующие основные термины с соответствующими определениями:

а) должность служащего - служебное положение служащего, обусловленное кругом его функциональных обязанностей, должностными правами и характером ответственности;

б) профессия рабочего - вид трудовой деятельности рабочего, обусловленный совокупностью знаний и навыков, приобретенных в результате профессионального обучения или практики;

в) служащие - специалисты, замещающие должность в организации, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, распорядительные функции, а также хозяйственное обслуживание;

г) специалисты - работники, осуществляющие: планирование, проектирование и контроль производственных и административных процессов, обслуживание сложной техники, разработку документации, управление персоналом, регулирование процессов деятельности организации, в том числе без наделения их распорядительными полномочиями, обучение и оздоровление, творческую и научную деятельность, а также другие специфические функции. Специалисты могут относиться к управленческому и производственному персоналу, выполнять распорядительные и исполнительные функции;

д) рабочие - работники, занимающиеся преимущественно физическим трудом, которые воздействуют с помощью орудий труда на материалы, подлежащие обработке в процессе труда (предмет труда), создают продукцию, осуществляют наблюдение, наладку и уход за машинами, производят перемещение предметов труда, поддерживают нормальные условия труда, выполняют другие функции, обусловленные технологией производства товаров и услуг;

управленческий персонал - работники, осуществляющие распорядительные функции, руководство персоналом, выработку и принятие необходимых решений, планирование, контроль и регулирование процессов деятельности организации, подготовку информации для принятия надлежащих решений. Управленческий персонал обеспечивает необходимые организационно-технические условия для достижения организацией поставленных целей и задач, выполнения возложенных функций и производственных программ. Управленческий персонал подразделяется на руководителей и специалистов управленческого персонала;

производственный персонал - работники организации, непосредственно участвующие в процессе производства основной продукции (услуг) организации, а также сопутствующей продукции (услуг), установленной производственной программой. В состав производственного персонала входят инженерные работники и техники, не относящиеся к управленческому персоналу, рабочие, младшие специалисты и другие работники, непосредственно участвующие в производственном процессе;

технический персонал - персонал, в функции которого входит выполнение работ по техническому обслуживанию и обеспечению производственных и технологических процессов деятельности управленческого персонала (выполнение печатных, множительных и архивных работ, библиотечное дело, доставка документов, обслуживание компьютерной техники, выполнение канцелярских, секретарских и других работ);

обслуживающий персонал - персонал, в функции которого входит техническое и хозяйственное обслуживание зданий и территорий, их охрана, транспортное обслуживание управленческого персонала, а также иные работы по обслуживанию управленческого и производственного персонала организации, включая социально-бытовое обслуживание. В составе обслуживающего персонала могут быть представлены отдельные профессии рабочих. К обслуживающему персоналу также относятся работники бытового обслуживания населения, не относящиеся к категории специалистов и рабочих;

ж) требования к минимальному уровню образования - минимальный уровень образования в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об образовании», требуемый при приеме на работу на должность служащего или по профессии рабочего, как правило, исходя из специфики выполняемых работ и функциональных обязанностей. При приеме на работу требования к профилю образования могут быть установлены государственными органами, органами хозяйственного управления и организациями с учетом требований законодательства;

з) диапазон тарифных разрядов рабочих - интервал от минимального до максимального разряда работ, присущих конкретному виду деятельности, выполняемому рабочим. Конкретные тарифные разряды в установленном диапазоне тарифных разрядов определяют сложность работы и требуемую для ее выполнения квалификацию рабочего;

и) направление образования - набор базовых и фундаментальных знаний, умений и навыков, приобретенных выпускником образовательного учреждения по образовательной программе соответствующего уровня и обеспечивающих выполнение им определенного вида профессиональной или должностной деятельности.

II. Структура КОДП-2015

6. Настоящий КОДП-2015 состоит из следующих разделов:

раздел 1 - «Основные профессии рабочих» - включает в себя наименования профессий рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а также профессий рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики, указанных в приложении № 1 к настоящему КОДП-2015;

раздел 2 - «Основные должности служащих» - включает наименования должностей, применяемых в экономике и организационно-структурных схемах организаций, указанных в приложении № 2 к настоящему КОДП-2015.

7. Раздел 1 включает порядковые номера профессий рабочих по их возрастанию, наименования профессий рабочих по алфавиту и соответствующие им коды по Национальному стандартному классификатору занятий Республики Узбекистан (далее - НСКЗ), диапазоны тарифных разрядов (далее - ДТР), коды по Классификатору направлений подготовки, профессий и специальностей среднего специального, профессионального образования (далее - КНППСПО).

Таблица раздела 1 имеет следующий вид:

8. Раздел 2 включает порядковые номера должностей служащих по их возрастанию, наименования должностей служащих по алфавиту и соответствующие им коды НСКЗ, коды категорий персонала, минимальный уровень образования, а также коды по КНППСПО и Классификатору направлений и специальностей высшего образования (далее - КНСВО).

Таблица раздела 2 имеет следующий вид:

9. Коды профессий и должностей по НСКЗ соответствуют Международному стандартному классификатору занятий Международной организации труда ISCO-88 и состоят из 4 цифр:

первая цифра представляет собой укрупненную группу;

вторая цифра представляет подгруппу;

третья цифра представляет составную группу;

четвертая цифра представляет базовую группу.

Например:

10. Коды по КНППСПО и КНСВО основаны на Международной стандартной классификации образования и состоят из 7 цифр:

первая цифра определяет код уровня образовательной программы: код «3» - среднее специальное профессиональное образование, коды «5» и «5А» - соответственно для уровней академических степеней «бакалавр» и «магистр»; коды «2» и «1» - соответственно для уровня краткосрочной профессиональной подготовки, в том числе на производстве («2»), и не требующего специальной профессиональной подготовки («1»);

вторая цифра - код области знаний;

третья цифра - код области образования;

четвертая и пятая цифры - код направления образования;

шестая и седьмая цифры - код специальности (коды специальностей, не указанные в КНОССПО, обозначаются цифрами «00»).

Например:

Каждой профессии или должности, указанной в КОДП-2015 может соответствовать один или несколько кодов по КНППСПО и КНСВО.

По отдельным должностям служащих в разделе 2, в графе «Код по КНОССПО и КНСВО» указан код «5Ахххххх», который в соответствии с Классификатором направлений и специальностей высшего образования означает степень «Магистра».

Примечание: символы «хххххх» означают любое число от 0 до 9.

В случаях, если в графе «Код по КНППСПО, КНСВО» указан знак «–» - требования к направлению образования не предъявляются.

11. Диапазон тарифных разрядов (ДПР) профессий рабочих в соответствии с Едиными тарифно-квалификационными справочниками профессий рабочих (ЕТКС) и отраслевыми тарифно-квалификационными справочниками, разработанными органами государственного и хозяйственного управления в установленном порядке, определяет минимальный и максимальный разряды работы по профессиям рабочих в зависимости от их сложности (без учета условий труда) в интервале от «1» до «8», где: «1»разряд - наиболее простые работы, требующие от работника низкой квалификации, а «8»разряд - особо сложные и уникальные виды работ, требующие от рабочего наивысшей профессиональной квалификации и опыта. В большинстве случаев максимальный квалификационный разряд рабочего не превышает шестой.

У - управленческий персонал;

С - специалисты-исполнители;

Т - технический персонал;

О - обслуживающий персонал;

П - производственный персонал.

13. Минимальный уровень образования обозначен следующими сокращениями:

В/О - высшее образование, включающее степени «бакалавр» и «магистр»;

ССПО - среднее специальное профессиональное образование;

НТ - требования к уровню образования не предъявляются.

III. Особенности применения КОДП-2015

14. Отдельные должности служащих в зависимости от предписанных функций могут относиться к управленческому и производственному персоналу.

Если в структуре органа государственного и хозяйственного управления не выделены производственные подразделения, то должности, отнесенные к категории персонала «Специалисты», приравниваются к управленческому персоналу, за исключением отдельных должностей, указанных в форме исключения в соответствующих нормативно-правовых актах.

15. При определении нормативной численности технического и обслуживающего персонала в органах государственного и хозяйственного управления отдельные должности и профессии технического и обслуживающего персонала могут относиться к производственному персоналу, если эти должности и профессии включены в штатную структуру производственных подразделений данного органа государственного и хозяйственного управления.

16. По должностям служащих и профессиям рабочих могут устанавливаться не указанные в КОДП-2015:

а) производные должности и профессии, в том числе:

по профессиям рабочих - «старший» и «помощник»;

по должностям служащих - заместитель, помощник, первый, второй, третий, четвертый, пятый, главный, ведущий, старший, младший, с высшим образованием, со средним специальным, профессиональным образованием, сменный, бригадный, областной, районный, участковый, горный и прочие.

Производные должности по отдельным должностям служащих в пределах одной должности устанавливаются руководителем организации.

При установлении производной должности (профессии) учитывается степень самостоятельности работников при выполнении должностных обязанностей, его ответственности за правильность принимаемых решений, инициативность, эффективность и качество труда, а также опыт практической деятельности.

К производным должностям и профессиям также относятся должности и профессии, образованные путем уточнения особенностей содержания деятельности по указанным в КОДП-2015 должностям и профессиям. В данном случае объектом классификации является должность (профессия), указанная в КОДП-2015, на основе которой образована данная производная должность (профессия);

в) классность и классные чины.

Перечень должностей, по которым устанавливаются классность и классные чины, а также порядок их установления, определяется законодательством.

17. В графе «Наименование должности» раздела 2 по отдельным должностям служащих в скобке указано дублирующее (эквивалентное) наименование.

Например:

В этом случае правильным наименованием должности при составлении трудовых договоров и штатных расписаний организаций, внесении записей в трудовые книжки работников, оформлении приказов по трудовым отношениям, отнесении должностей и профессий к соответствующим категориям персонала, определении права на пенсионные льготы, является как основное, так и дублирующее (эквивалентное) наименование.

18. При установлении минимального уровня образования требуемого при приеме на работу:

лица, окончившие высшие образовательные учреждения со степенью «бакалавр» и «магистр» относятся к работникам с высшим образованием;

лица, окончившие академические лицеи и профессиональные колледжи, техникумы, профессионально-технические, медицинские, педагогические или иные училища относятся к работникам, имеющим среднее специальное профессиональное образование;

лица, окончившие высшие образовательные учреждения до 2001 года включительно, приравниваются к лицам, получившим степень магистра.

19. В отдельных случаях работники, не имеющие установленного Классификатором минимального уровня или направления образования, но обладающие достаточным практическим опытом, выполняющие в полном объеме и качественно возложенные на них должностные обязанности, могут быть приняты на должность, требующую соответствующий уровень образования, либо другое направление образования, если иное не предусмотрено законодательством.

ОКПДТР расшифровывается как Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Он входит в состав Единой системы классификации и кодирования (ЕСКК) информации РФ.

Классификатор был принят к использованию 01.01.1996 года согласно постановлению Госстандарта Российской Федерации.

Предназначение и структура кодов по ОКПДТР

Классификатор служит для решения следующих задач:

  • Структуризация информации о специальностях и профессиях, существующих на территории РФ.
  • Оценка и учет количества рабочих, задействованных на определенных должностях.
  • Контроль над условиями труда, квалификацией сотрудников, их заработной платой и прочими составляющими рабочего процесса.
  • Статистика и анализ данных для составления общей картины трудоустройства в регионе или стране.

Классификатор представляет собой таблицу с наименованиями профессий или специальностей и соответствующих им кодов.

Коды выключают в себя пять видов значений, каждому из которых соответствует один отдельный столбец:

В настоящем разделе представлены выпуски единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее - ЕКС). ЕКС предназначен для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов. На основе ЕКС возможно составление должностных инструкций и программ по подготовке и повышению квалификации специалистов в различных отраслях и сферах деятельности. Раздел обновлен 17 октября 2018 года - добавленые выпуски, исправлены технические ошибки.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что ЕКС состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Разработкой ЕКС занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2002 N 787). Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 утвержден Порядок применения ЕКС.

В данной разделе приведен перечень действующих на территории Российской Федерации выпусков ЕКС, актуальных на 15.06.2014 года. Обращаем ваше внимание также на то, что часто этот справочник ошибочно называют ЕТКС должностей руководителей и специалистов (см. ЕТКС работ и профессий рабочих).

Должности по алфавиту

Если вы знаете название должности по справочнику, но не знаете, в каком разделе ЕКС она описана, тогда для быстрого поиска ее описания можно воспользоваться алфавитным указателем:

Перечь должностей по разделам справочника

Наименование раздела ЕКС Утверждающий документ
Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях Постановление Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37
Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях
Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр Постановление Минтруда РФ от 20.12.2002 N 82
Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N 5
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N 4
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2008 N 188
Квалификационные характеристики должностей работников учреждений системы государственного материального резерва Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 220
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих комплекс работ в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2008 N 347
Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 N 678
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 N 32
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций дорожного хозяйства Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 47
Квалификационные характеристики должностей работников гидрометеорологической службы Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 48
Квалификационные характеристики должностей работников территориальных органов Федеральной миграционной службы Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.03.2009 N 107
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.04.2009 N 205
Квалификационные характеристики отдельных категорий работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2009 N 919
Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.12.2009 N 977
Квалификационная характеристика должности "Конфликтолог" Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.12.2009 N 1007
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н
Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н
Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н
Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.02.2012 N 126н
Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 N 220н
Квалификационные характеристики должностей работников организаций ракетно-космической промышленности Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.04.2012 N 328н
Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2012 N 338н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2012 N 547н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 N 559н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области судебной экспертизы Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2012 N 550н
Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях Приказ Минтруда России от 03.12.2013 N 707н

Скачать все выпуски ЕКС одним архивом с нашего сайта, к сожалению, на данный момент нельзя. Однако можно найти интересующие вас должности с помощью алфавитного указателя должностей или рубрикатора действующих на территории РФ выпусков ЕКС.

В законодательстве РФ принят ряд нормативных актов, устанавливающих порядок классификации рабочих профессий, а также должностей служащих. В чем заключается предназначение данных источников права? Какие из них относятся к самым востребованным на российских предприятиях?

9149 — данная цифра показывает, что речь идет о профессии токаря;

6 — данная цифра представляет собой контрольное число;

02 — соответствующий показатель обозначает, что профессия соотносится с 2-м выпуском Единого квалификационного справочника;

7223 — данная цифра отражает соответствие профессии базовой группе, имеющей отношение к Классификатору занятий;

5 — соответствующий показатель отражает тот факт, что человеку необходимо иметь 5-й тарифный разряд;

12 — данная цифра показывает, что применяется сдельно-премиальная схема начисления зарплаты сотрудникам;

1 — соответствующий показатель отражает, что для рабочей профессии характерны нормальные условия труда;

2 — данная цифра обозначает, что человек осуществляет свою трудовую деятельность посредством машин и механизмов.

Получается, что код профессии токаря, формируемый исходя из критериев, которые отражены в Классификаторе, будет выглядеть как 19149602722351212.

Аналогично фасетные коды перечень профессий РФ также предусматривает и при классификации позиций служащих. Рассмотрим их.

Фасетные коды для служащих по Классификатору

В данном случае речь идет о кодах, отражающих категорию должности — в них присутствует 1 знак, а также указывающих на конкретную позицию по Классификатору занятий, в котором фиксируется 4 знака.

Посредством 3 фасетов отражаются должности по таким признакам, как:

Производные позиции (фасет 11, представлен 2 знаками);

Можно отметить, что фасеты 11 и 12 выбираются исходя из специфики конкретной должности. Так, в производных позициях квалификация не фиксируется. Поэтому по соответствующим должностям выбирается только фасет 11.

Код должности служащего: пример

Например, такая должность, как заместитель начальника финансово-экономического департамента предприятия будет иметь код, складывающийся из таких показателей, как:

2 — обозначающего должность;

4695 — отражающего тот факт, что речь идет о должности начальника департамента;

1 — используемого в качестве контрольного числа;

1 — отражающего тот факт, что речь идет о категории руководителей на предприятии;

1231 — указывающего на связь позиции с соответствующей базовой группой в Классификаторе занятий;

03 — отражающего тот факт, что речь идет о производной позиции.

Взаимосвязь ОК 016-94 и Классификатора занятий

Можно отметить, что между объектами Классификатора, который был введен Постановлением Госстандарта об утверждении перечня профессий и должностей, и теми, что присутствуют в Классификаторе занятий, предполагается наличие связей, которые позволяют относить первые к той или иной группировке в рамках перечня, к которому принадлежат вторые. То есть, каждая позиция — рабочего или же служащего, как правило, может быть отнесена к определенной категории занятий.

Однако следует отметить: с учетом того, что такие понятия, как «занятие», «профессия», а также «должность» существенно различаются между собой, то сотруднику кадровой службы предприятия, который использует Классификатор, о котором идет речь, может потребоваться задействовать пояснения к отдельным группировкам Классификатора занятий — в целях определения однозначной связи с его объектами тех позиций, что предусмотрены рассматриваемым официальным перечнем профессий и должностей.