Все многообразие методов государственного регулирования ВЭД в РФ можно сгруппировать в три основных блока (или направления). Первый из них - это меры общего характера, направленные на укрепление национальной экономики и ее позиций в системе мирового хозяйства), ведущие в конечном счете к повышению конкурентоспособности промышленности страны и ее продукции. Регулирование ВЭД - это регулирование всей национальной экономики, ее конъюнктурных состояний и качественно-структурного развития. Это меры антимонопольной политики, пресечение недобросовестной конкуренции, разработка и реализация государственных экономических программ, стимулирование научно-технического развития, создание необходимой нормативной базы и институциональной структуры. Меры такого рода создают общеэкономический базис ВЭД.

Второй блок - это специальные инструменты и механизмы, стимулирующие или сдерживающие соответствующие виды ВЭД. Рассмотрим более подробно механизм внешнеторгового регулирования, который включает несколько основных элементов: таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование (квоты и лицензирование), механизм конвертируемости валюты и политику обменного курса.

Таможенно-тарифное регулирование (установление экспортных и импортных пошлин) является главным инструментом внешнеторговой политики, призванным защитить отдельные отрасли от иностранный конкуренции и нейтрализовать преимущества иностранных фирм.

Основным инструментом таможенно-тарифного в РФ регулирования являются таможенные пошлины. Пошлина - это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе/вывозе товара.

Таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу. Для того, чтобы различия в национальных системах регулирования не затрудняли международную торговлю, страны мира постепенно унифицируют свои системы на общих принципах. С этой целью создан Совет таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), членом которого с 1992 г. является и Россия.

В зависимости от способа исчисления ставок пошлин выделяют адвалорные пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости товаров; специфические, начисляемые в установленном денежном размере за физическую единицу облагаемого товара (за 1 кг, за 1 л или 1 шт.); и комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Ставки ввозных пошлин определяются Правительством РФ в пределах, установленных Законом РФ «О таможенном тарифе». На один и тот же товар действует несколько различных тарифов: с высокой, средней и низкой ставкой пошлин.

Возможен и беспошлинный ввоз. Так, от пошлины освобождаются транспортные средства, выполняющие международные гуманитарные перевозки, и имущество, необходимое для их эксплуатации; товары, ввозимые или вывозимые с таможенной территории РФ для служебного пользования иностранцами; валюта РФ, иностранная валюта, ценные бумаги в соответствии с законами России; товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенные для производственной или коммерческой деятельности и т.п. Освобождается от обложения таможенной пошлиной экспорт товаров для государственных нужд (включая поставки нефти, газового конденсата и продуктов их переработки, осуществляемые предприятиями, контрольный пакет акций которых принадлежит государству).

В отдельных случаях устанавливаются так называемые специальные пошлины, призванные защитить отечественные товары от конкуренции с дешевыми импортными товарами. Например, антидемпинговая пошлина применяется в случае ввоза в Россию иностранных товаров по ценам более низким, чем их стоимость в стране вывоза. Компенсационные пошлины вводятся в случае ввоза товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

Помимо таможенных пошлин в мире существует более 50 способов нетарифного ограничения внешней торговли. К нетарифным барьерам относятся различные налоги и сборы; регламентирование внешней торговли путем ее количественного ограничения (квотирования) или полного запрещения; лицензирование; санитарные требования; национальные стандарты с точки зрения безопасности, соблюдения экологических норм, специальных предписаний в отношении качества, технических и потребительских свойств ввозимых товаров; административно-бюрократические проволочки и т.п. Одной из таких мер является установление акцизных сборов.

Акциз - вид косвенных налогов, включаемых в тариф или цену товаров преимущественно массового потребления и оплачиваемых покупателем. Суммы акцизов вносят в бюджет находящиеся на территории Российской Федерации организации, включая предприятия с иностранными инвестициями и филиалы предприятий, которые реализуют произведенные ими подакцизные товары.

Ставки акцизов на товары бывают трех видов:

  • 1) единые - для товаров, сорта которых внутри группы мало отличаются по качеству и ценам (соль, спички, сахар);
  • 2) дифференцированные - для товаров, классифицируемых по качественным признакам: цвету, крепости и т.п. (вина, ткани и т.д.);
  • 3) средние - для однородных товаров, сорта которых имеют разный уровень цен (табачные изделия)

Внешнеторговое квотирование - это количественное или стоимостное ограничение экспорта/импорта, вводимое на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран. Квотирование позволяет бороться с дефицитом платежного баланса более эффективно, чем тарифный протекционизм. В отличие от таможенного тарифа использование квоты позволяет четко ограничить объем импорта/экспорта. Повышение, например, импортных пошлин может увеличить общую сумму платежей и почти не затронуть объема импорта, введение же импортной квоты гарантирует его сокращение.

К нетарифным ограничениям импорта относятся и технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов (по санитарным, радиационным и другим показателям), отраслевых норм и технических предписаний. Подобные процедуры могут серьезно осложнить сбыт ряда товаров.

Конвертируемость национальной валюты и политика обменного курса являются важными составляющими регулирования внешней торговли. Так, значительное понижение обменного курса стимулирует расширение экспортного сектора, ограничивает импорт и может позволить избежать трудностей с платежным балансом.

Третий блок - прямое содействие компаниям-изготовителям в осуществлении ими ВЭД. Например, поддержка экспортных производств являлась составной частью общеэкономической стратегии государств, добившихся социально-экономического успеха во второй половине XX в. Активно стимулируя экспорт, государство решает несколько задач. Во-первых, содействие экспорту способствует расширению спроса на продукцию национального производства. Во-вторых, экспорт обеспечивает поступление валюты, чтобы импортировать необходимые товары, новые технологии и информацию, которые не производятся в данной стране. В-третьих, увеличение валютных поступлений обеспечивает погашение национального долга, стабилизацию национальной валюты.

Итак, система государственного регулирования внешней торговли в России, заключается в том, что она охватывает прежде всего экспортные поставки и характеризуется высоким уровнем дифференциации. Существующее, с одной стороны, значительное расхождение между внутренними и внешними ценами делает невозможным беспрепятственный Допуск экспортеров на внешние рынки; с другой стороны, различные отрасли обладают далеко не одинаковым экспортным потенциалом.

Российские производители защищены высокими импортными пошлинами, а дешевизной сырья и действенным экспортным контролем за его вывозом. Эта поддержка производителей требует дотаций на импорт машин и оборудования, ведет к значительным государственным расходам. Внешнеторговая политика и регулирование внешней торговли в России непоследовательны и противоречивы; они отражают, в свою очередь, общую ситуацию, характеризующуюся значительными колебаниями общеэкономического и общеполитического курса.

В соответствии с законом о регулировании внешней торговли в РФ таможенного кодекса и других нормативных актов, методы государственного регулирования внешней торговли делятся на экономические и административные.

При регулировании государство может руководствоваться финансовыми сображениями, защита национального производства, регулирование интенсивности и наполняем ости внешнеторговых оборотов.

Экономические методы делятся на пошлины, таможенные тарифы, пограничные сборы, импортные депозиты. Таможенные пошлины наиболее традиционный и наиболее эффективный инструмент регулирования экспорта и импорта. Таможенные пошлины делятся на импортные, экспортные и транзитные, а так же антидемпинговые и компенсационные. Таможенные пошлины устанавливаются в специфических, адвалорных и комбинированных ставках.

Административные методы делятся на количественные ограничения, прямые запреты, специальные требования, таможенные методы и процедуры.

Прямые запреты делятся на эмбарго и блокаду. Эмбарго может устанавливать как на всю торговлю со страной, так и на отдельный вид товара. Причины возникновения прямых запретов: политические (бойкот), экономические(защита рынка, охрана здоровья), религиозные, экологические, морально-этические.

Количественные запреты делятся на: квотирование, лицензирование и добровольное самоограничение. Количественные ограничения используются для предотвращения чрезмерной конкуренции или поддержания стабильности цен, экономических ресурсов, а так же для создания условий необходимых для получения адекватных торгово-политических уступок. Квотирование – установление лимитов ввоза и вывозы. Квоты могут быть индивидуальные, глобальные, тарифные, сезонные. При лицензировании осуществляется не только количественные ограничения, но и контроль за деятельностью организаций, получивших лицензии. Лицензии делятся на разовые и генеральные. Максимальный срок, на который выдается лицензия – один год. Добровольное ограничение это способ, при котором отказ от действий компенсируется со стороны государства каким-либо способом. Специальные требования могут распространяться на упаковку, экологические требования, требования фитосанитарного контроля, стандартизация и сертификация и т.д.

Таможенные методы и процедуры – порядок таможенного оформления грузов, проведение досмотра оформление документов. Цель - усложнение и препятствование проникновению товаров или еще чего-нибудь в страну или из страны.

19. Система органов, регулирующих внешнюю торговлю в рф.

В Росси существуют следующие эшелоны регулирования: мировые порядки, региональные торговые группировки, регулирование в рамках содружества государств, федеральные уровень, региональный, субфедеральный. С другой стороны регулированием занимается президент, законодательные органы, которые включают думу, совет федерации, правительство.

На ряду со всем этим регулированием занимаются министерства и ведомства, правительственные агентства.

Прямым регулированием занимается министерство торговли, которое сейчас включает министерство внешнеэкономических связей, ГТК, министерство по налогам и сбором, ЦБ, Минфин, МИД – эти организации подготавливают и представляют на рассмотрение законодательной власти нормативные документы, приводят в соответствие с мировым законодательство национальное законодательство, контролируют деятельность организаций занимающихся внешней торговле.

Но нельзя ограничить список организаций занимающихся регулированием международной торговли только вышеперечисленным списком. На самом деле список намного шире и организации представленные там относятся только косвенно к регулированию международной торговли, но играют не последнюю роль в ее регулировании. Эти организации в основном занимаются построением нетарифных барьеров. К ним можно отнести Минкультуры минздпавоохранения, МЧС России, ФАПСИ, ФСБ, Гохран, различные другие организации и комиссии и т.д.

Вопрос: нормативно-правовая база регулирования внешней торговли

Нормативно-правовая база – нормативные документы федеральные законы, постановления приказы распоряжения письма и др. документы изданные уполномоченными официальными органами, зарегистрированные в Минюсте и имеющие юридическую силу.

В РФ сложилась следующая нормативная база – ФЗ О государственном регулировании внешней торговли в РФ, таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе, постановления правительства, приказы и письма ГТК, распоряжения и постановления Центрального Банка..

Основными законами являются закон о государственном регулировании, таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе, закон о валютном регулировании.

ФЗ О государственном регулировании Внешней торговли основной целью провозглашает защиту экономического суверенитета и экономической безопасности страны. Он определяет внешнеторговую политику как составную часть внешней политики, приоритет экономических мер по регулированию внешней торговли над государственными, равенство участников внешнеторговой деятельности и их не дискриминацию. Закон исключает неоправданное вмешательство государственных органов и самого государства во внешнюю торговлю, нанесение ущерба ее участникам. Основывается на соблюдении норм и принципов международного права и участия России в межгосударственных союзах и зонах свободной торговли.

Закон разграничивает компетенции российской федерации и субъектов федерации в области внешней торговли. Он устанавливает исключительные компетенции РФ и совместного ведения

Таможенный кодекс, – систематизированный единый законодательный акт, определяющий правовые, экономические и организационные основы таможенной деятельности РФ и направленный на защиту экономического суверенитета и безопасности, интеграцию России в хозяйственные международные связи.

Закон о таможенном тарифе – устанавливает порядок определения ставок таможенных пошлин, виды этих ставок, меры оперативного регулирования внешней торговли с помощью сезонных и особых пошлин, устанавливает порядок определения таможенной стоимости товаров и страны их происхождения, а так же предоставление тарифных льгот.

Изучив главу 13, вы будете знать законодательную и нормативно-правовую базу внешнеторговой деятельности в России, таможенно-тарифное регулирование российской внешней торговли, а также методы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности и мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.

Современная внешнеторговая политика России. Законодательная, нормативно-правовая база внешнеторговой деятельности в России

Реформирование внешней торговли обычно осуществляется в общем контексте системных экономических преобразований. Однако в России, осуществлявшей с начала 1990-х гг. переход от централизованно планируемой к рыночной экономике, хронологически реформирование внешней торговли даже предшествовало радикальным рыночным реформам начала 1990-х гг. и проводилось более решительно и последовательно. Рыночные отношения стали складываться у российских хозяйствующих субъектов с иностранными партнерами раньше, чем с отечественными. Эти отношения послужили как бы образцом для внутреннего рынка, поскольку в централизованной экономике только внешнеэкономический комплекс имел прямое соприкосновение с мировым рынком.

Поскольку российский экспорт имел имущественно топливносырьевую направленность и был слабо диверсифицирован в товарном и страновом (географическом) отношениях, поэтому существенное значение приобрел вопрос о том, какую внешнеторговую (более широко - внешнеэкономическую) политику в ее конкретных направлениях и формах должна проводить Россия для решения указанных проблем. Внешнеторговая политика при этом должна тесным образом увязываться с внутренней экономической политикой страны, с одной стороны, и с ее общей внешней политикой - с другой. В настоящее время достаточно очевидна иллюзорность точки зрения о том, что экономика России может долго успешно развиваться на основе наращивания экспорта главным образом сырьевых и энергетических ресурсов, не решая при этом проблем перехода к инновационной модели развития, структурной перестройки экономики страны в направлении развития современных наукоемких производств.

При реформировании своей внешнеторговой (в более широком контексте - внешнеэкономической) политики необходимо учитывать целый ряд объективно существующих реальных обстоятельств.

  • 1. Хотя Россия обладает высокой степенью самообеспеченности важнейшими видами ресурсов (прежде всего минерально-сырьевых), степень ее зависимости от мирохозяйственных связей в целом высока.
  • 2. Перед Россией стоят общие фундаментальные задачи более эффективного включения в современные мирохозяйственные связи или, точнее, задачи качественного изменения своего положения в системе современных мирохозяйственных связей (с тем чтобы не оказаться «периферией» или «сырьевым придатком» по отношению к группе ведущих стран современного мира).
  • 3. Решение проблем реализации эффективной внешнеторговой политики России тесно связано с решением задач позитивных изменений в ее общем экономическом положении (обслуживание и сокращение внешнего долга страны, повышение динамики экономического развития и инвестиционной активности, решение социально-экономических проблем (в том числе и проблемы бедности значительной части населения страны и др.).
  • 4. Наконец, внешнеторговая (как и внешнеэкономическая) политика страны объективно является составной частью общей внешней политики страны вообще. Поэтому одной из фундаментальных целей внешнеторговой политики России становится восстановление и укрепление ею своих позиций как одной из ведущих стран мира.

Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом связано в первую очередь с переходом к открытой экономике и отменой государственной монополии в этой сфере, которая господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Ее эрозия происходила уже в СССР во второй половине 1980-х гг. Начало было положено расширением прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 1980-х гг. производители экспортной продукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок. Несколько позже внешнеэкономические операции были разрешены всем предприятиям при условии их регистрации в Министерстве внешнеэкономических связей СССР в качестве участников внешнеэкономической деятельности.

Существенное изменение во внешнеторговой политике и регулировании внешнеэкономической деятельности было связано с Указом Президента России от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Фактически этот указ ликвидировал монополию государства на все виды внешнеэкономических связей, включая внешнюю торговлю и валютные операции. С этого момента право на внешнеэкономическую деятельность формально получили все хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности.

Однако увеличение степени открытости экономики страны не может быть непродуманным и спонтанным. При либерализации внешней торговли страны необходимо учитывать тот факт, что современная международная торговля представляет собой систему отношений, в которой «правила игры» определяют крупнейшие государства и транснациональные корпорации с глобальными стратегиями и масштабами деятельности. Поэтому нельзя примитивно и односторонне трактовать опыт либерализации торговли других развитых стран с рыночной экономикой и отказываться от целенаправленного регулирования и государственной поддержки системы внешнеэкономических связей России. Это тем более актуально, поскольку многими ведущими странами мира в условиях экономической глобализации (прежде всего США, а также странами ЕС) фактически проводится политика так называемого нового протекционизма. В этой ситуации для России было бы ошибкой просто «раскрыть» свою экономику, полностью либерализовав свою систему внешнеэкономических связей.

Формирование внешнеэкономической политики, законодательной и нормативной базы с 1992 г., когда Россия стала самостоятельным субъектом мирового хозяйства, осуществляется как составная часть рыночной трансформации экономики. Непосредственное влияние на этот процесс оказали: переход к свободному рыночному ценообразованию; приватизация; налоговая и кредитно-денежная политика; курс на конвертируемость рубля; формирование валютного рынка. Особое значение имело введение с 1 июля 1992 г. единого рыночного курса рубля и перевод расчетов с большинством зарубежных партнеров на цены, основанные на мировых ценах, и свободно конвертируемую валюту.

Главные задачи РФ в осуществлении внешнеэкономической (в более узком плане - внешнеторговой) политики связаны:

  • с обеспечением экономической безопасности, защитой экономических интересов государства в целом, субъектов Федерации, российских участников внешнеэкономической деятельности;
  • с защитой внутреннего рынка и отечественного производителя в процессе осуществления внешнеторговых связей;
  • с заключением международных договоров в области внешних экономических связей и участием в деятельности международных экономических организаций с целью создания наиболее благоприятных условий для экономического развития страны.

С начала 1990-х гг. создается правовая основа внешней торговли России и предпринимаются попытки формирования стратегии развития внешнеторговых связей. Были разработаны основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая таможенно-тарифное регулирование, нетарифные ограничения, валютный и экспортный контроль, координацию внешнеторговой деятельности субъектов Федерации. Был установлен приоритет экономических методов регулирования внешней торговли при равенстве ее участников независимо от форм собственности.

К 2010 г. основу российского законодательства во внешней торговле составляли следующие федеральные законы:

  • «О таможенном тарифе» (1993 г., с дополнениями 2005 г.);
  • «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (1998 г.);
  • «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (1998 г.);
  • «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (1999 г.);
  • «Об экспортном контроле» (1999 г.);
  • Таможенный кодекс (в редакции 2003 г., вступил в действие 1 января 2004 г.);
  • «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.);
  • «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (2003 г.).

Уже по одному перечню принятых с начала 1990-х гг. законов можно судить о развитии, модификации и детализации государственной внешнеторговой политики после отмены монополии внешней торговли. Рассмотрим кратко наиболее важные положения основных из указанных законодательных актов.

Таможенный кодекс Российской Федерации определяет основы таможенного регулирования и таможенного дела в РФ. В 1992-1993 гг. были приняты первый Таможенный кодекс РФ и Закон «О таможенном тарифе», которые в тот период создали минимальную правовую основу для работы таможенных органов. Однако последующие изменения, связанные с развитием внешней торговли страны, более активным включением ее экономики в мирохозяйственные связи, переговорным процессом по вступлению России в ВТО, объективно потребовали большего приближения Таможенного кодекса РФ к общепринятой мировой практике, в основе которой лежат многосторонние соглашения, заключенные в рамках ВТО и Международной таможенной организации.

Эти новые требования получили свое отражение в Таможенном кодексе Российской Федерации, который начал действовать с 1 января 2004 г. В целом Таможенный кодекс - это обширный и детализированный законодательный акт, который содержит правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. Он регулирует перемещение товаров через таможенную границу, устанавливает таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля. Нарушения таможенных правил и ответственность за это также предусмотрены в специальных разделах кодекса. Таможенный кодекс устанавливает правила ведения таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Основными разделами Таможенного кодекса РФ («Общие положения», «Таможенные процедуры», «Таможенные платежи», «Таможенный контроль», «Таможенные органы») охватывалась вся таможенная система России.

В Таможенном кодексе даются определения основных понятий, используемых в таможенной системе страны. Специально рассматриваются такие вопросы, как страна происхождения товара, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, таможенные процедуры, режимы, платежи и др.

Данный Таможенный кодекс Российской Федерации действовал до принятия Федерального закона о таможенном регулировании от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ. В Законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» имеются восемь разделов (47 глав и 325 статей): общие положения; таможенные платежи; таможенный контроль; ввоз товаров в Российскую Федерацию и их вывоз из Российской Федерации; таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру; особенности совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров и заключительные и переходные положения.

В связи с образованием Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, созданного в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза (Минск, 27 ноября 2009 г.), был принят Таможенной кодекс Таможенного союза. Образование Евразийского экономического союза вызвало необходимость разработки нового таможенного кодекса, введение которого предусмотрено на 2016 г.

В Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (декабрь 2003 г.) сформулированы основные направления, принципы и организационные основы внешней торговли России. Внешнеторговая деятельность России рассматривается в этом законе как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Под товаром понимаются являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. (Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара.)

В соответствии с указанным Законом правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают любые российские лица и иностранные лица. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, данным Законом («Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности») и другими федеральными законами. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в рамках, установленных федеральными законами.

Реально состав участников внешнеторговой деятельности со стороны России выглядит следующим образом.

  • 1. Внешнеторговые фирмы разных форм собственности, которые выступают главными субъектами внешнеторговых связей и обеспечивают основной объем экспортно-импортных операций.
  • 2. Государственные внешнеторговые организации - правопреемники общесоюзных внешнеторговых объединений и вновь созданные, имеющие статус федеральных государственных унитарных предприятий. Они действуют в сфере торговли оружием и военнотехнического сотрудничества в целом, а также в области поставок российского оборудования и других инвестиционных товаров по межгосударственным соглашениям.
  • 3. Участники неорганизованной мелкооптовой торговли (индивидуальные предприниматели).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеторговую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, подлежат учету в таможенных органах, причем этот учет официально носит добровольный характер.

К методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» относятся:

  • 1) методы таможенно-тарифного регулирования;
  • 2) методы нетарифного регулирования (количественные ограничения; лицензирование; предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры);
  • 3) запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
  • 4) меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренные данным законом.

Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» не допускаются.

В данном законе зафиксировано положение о национальном режиме в отношении товаров, происходящих из иностранных государств: товарам, происходящим из иностранного государства или групп иностранных государств, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения или непосредственно конкурирующим товарам российского происхождения в отношении продажи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке Российской Федерации.

В законе также сформулировано положение о национальном режиме в отношении внешней торговли услугами. Специально сформулированы положения о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью , особых видах запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (в том числе и ограничений, связанных с мерами валютного регулирования).

Специальная статья закона посвящена ответным мерам, которые может вводить Правительство РФ в случаях, если иностранное государство:

  • не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации;
  • предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы РФ (в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц);
  • не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве (например, защиту от антиконкурентной деятельности других лиц);
  • не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого государства на территории РФ.

В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» зафиксированы также ПОЛОжения об особых режимах осуществления внешнеторговой деятельности: приграничной торговле и особых экономических зонах, о государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок. Специальные главы закона посвящены вопросам содействия развитию внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением.

Законы и другие нормативные акты обеспечивают государственное регулирование внешнеторговой деятельности также по направлениям экспортного и валютного контроля, защиты внутреннего рынка и национального производителя. Более гибко используя общепринятые в мировой практике принципы и направления внешнеторговой политики, все больше адаптируя свою законодательную, нормативно-правовую базу к системе соглашений Всемирной торговой организации, Россия развивает свою внешнеторговую политику, последовательно отстаивая свои национальные интересы.

В современное время любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей.

Внешнеэкономическая политика государства, включает: внешнеторговую и валютную политику, регулирование международной миграции капитала, самодеятельного населения, услуг, результатов НИОКР, меры по повышению национальной конкурентоспособности и развития долгосрочного международного экономического сотрудничества.

Цели внешнеэкономического регулирования в сочетании с инструментами и механизмами их осуществления, направленные на внешнеэкономические связи во всем их многообразии, являются внешнеэкономической политикой (ВЭП) .

Основными целями ВЭП любого государства является поддержка отечественной экономики и ее конкурентоспособности на международном уровне, поддержка национальной валюты, внешнеэкономическая безопасность, обеспечение страны необходимыми ресурсами, а также товарами для нормального развития общества и государства, капиталом, рабочей силой, новейшими технологиями в сфере науки, охраны окружающей среды. Конечной целью ВЭП всегда являлось обеспечение экономического роста страны за счет расширения и оптимизации внешнеэкономических связей.

Внешнеторговая политика (ВТП) -- это регулирование государством экспортных и импортных операций, сальдо торгового баланса.

В соответствии с ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (статья 4) . Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности и другие.

Все многообразие средств государственного регулирования ВЭД можно сгруппировать в три основных блока (или направления).

Первый из них -- это меры общего характер. Это регулирование всей национальной экономики, ее конъюнктурных состояний и качественно-структурного развития. Это меры антимонопольной политики, пресечение недобросовестной конкуренции, разработка и реализация государственных экономических программ, стимулирование научно-технического развития, создание необходимой нормативной базы и институциональной структуры. Меры такого рода создают общеэкономический базис ВЭД .

Второй блок -- это специальные инструменты и механизмы, стимулирующие или сдерживающие соответствующие виды ВЭД. Рассмотрим более подробно механизм внешнеторгового регулирования, который включает несколько основных элементов: таможенно-тарифное регулирование нетарифное регулирование (квоты и лицензирование), конвертируемость валюты и политику обменного курса.

Таможенно-тарифное регулирование. Таможенно-тарифное регулирование (установление экспортных и импортных пошлин) - главный инструмент внешнеторговой политики, призванный защитить отдельные отрасли от иностранной конкуренции и нейтрализовать преимущества иностранных фирм. Основной инструмент таможенно-тарифного регулирования -- таможенные пошлины. Пошлина -- это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе (вывозе) товара. Протекционизм -- защита отечественных производителей -- традиционно является главной функцией пошлин.

Пошлины также могут вводиться с целью получения дохода. Фискальные пошлины, призванные пополнять доход государственного бюджета, как правило, невелики и устанавливаются в отношении изделий, которые не производятся в стране.

В зависимости от направления движения товаров пошлина может быть ввозной (импортной), вывозной (экспортной) и транзитной и взимается за перемещение товара через таможенную территорию. Развитые страны в основном используют импортные пошлины. Экспортные пошлины в настоящее время встречаются в отдельных развивающихся странах и рассматриваются как временная мера для предотвращения нехватки товара внутри страны и истощения ресурсов, а также пополнения казны. В России экспортные пошлины -- временная мера и взимаются при вывозе некоторых ведущих товаров российского экспорта (нефть, руды ряда металлов, углеводороды, пшеница, рыба, целлюлоза, удобрения).

В зависимости от способа исчисления ставок пошлин выделяют - адвалорные пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости товаров, специфические, начисляемые в установленном денежном размере за физическую единицу облагаемого товара (за 1 кг, 1л или 1 шт.), и комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Ставки ввозных пошлин определяются Правительством РФ в пределах, установленных Таможенным кодексом РФ (2005 г.) На один и тот же товар действует несколько различных тарифов: с высокой средней и низкой ставкой пошлин. Предельные ставки таможенных пошлин (50% базовой ставки) применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия использует (на условиях взаимности) режим наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), установленный законодательными органами. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся стран пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера. На товары из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режима наибольшего благоприятствования, а также на товары, страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое .

Наиболее высокие пошлины устанавливаются на готовые изделия. Например, в странах ЕС кожаное сырье и хлопок ввозятся беспошлинно, а обувь и ткани облагаются пошлиной в 20-22%.

Таможенный тариф -- это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу. Для того чтобы различия в национальных системах регулирования не затрудняли международную торговлю, страны мира постепенно унифицируют свои системы на общих принципах. Для этого создан Совет таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), членом которого с 1992г. является и Россия. Товары в таможенном тарифе РФ классифицируются в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД, разработанной на основе так называемой Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), рекомендованной Международной торговой палатой для использования в мировой торговле, и Комбинированной тарифно-статистической номенклатурой Европейского сообщества (КН ЕС).

Для стимулирования развития внешней торговли с отдельными странами к ним применяются различные тарифные льготы, так называемые тарифные преференции (возврат ранее уплаченных пошлин, освобождение от их оплаты, снижение ставки и др.).

Возможен и беспошлинный ввоз. Так, от пошлины освобождаются валюта РФ, иностранная валюта, ценные бумаги в соответствии с законами РФ; товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенные для производственной или коммерческой деятельности, и т. п. Освобождается от обложения таможенной пошлиной экспорт товаров для государственных нужд (включая поставки нефти, газового конденсата и продуктов их переработки, осуществляемые предприятиями, контрольный пакет акций которых принадлежит государству).

В отдельных случаях устанавливаются так называемые специальные пошлины, призванные защитить отечественные товары от конкуренции с дешевыми импортными товарами. Например, антидемпинговая пошлина применяется в случае ввоза в Россию иностранных товаров по ценам более низким, чем их стоимость в стране вывоза. Компенсационные пошлины вводятся в случае ввоза товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии .

Нетарифные меры регулирования. Помимо таможенных пошлин в мире существует более 50 различных способов нетарифного ограничения внешней торговли. К нетарифным барьерам относятся различные налоги и сборы, регламентирование внешней торговли путем ее количественного ограничения (квотирование) или полного запрещения, лицензирование, санитарные требования, национальные стандарты безопасности, экологические нормы, специальные предписания в отношении качества, технических и потребительских свойств ввозимых товаров, административно-бюрократические проволочки и т. п.

Внешнеторговая квота -- это количественное или стоимостное ограничение экспорта (импорта), вводимое на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран. Квотирование позволяет бороться с дефицитом платежного баланса более эффективно, чем тарифный протекционизм. В отличие от таможенного тарифа использование квоты позволяет четко ограничить объем импорта (экспорта).

Квотирование экспорта используется в тех случаях, когда цены какого-либо товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. При неограниченных масштабах экспорта может возникнуть нехватка данного товара на внутреннем рынке. В России квотирование экспорта обусловлено международными обязательствами страны. Для выполнения международных обязательств России осуществляется квотирование экспорта карбида кремния, нитрата аммония, нитей и пряжи, тканей, одежды, одеял, пледов, кухонного и постельного белья, прочих готовых текстильных изделий, необработанного алюминия. Внешнеторговые операции с отдельными видами товаров (например, вывоз квотируемых товаров, товаров мирного и военного назначения, ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, наркотических и психотропных средств, ядов) осуществляется на основе лицензии -- письменного разрешения на вывоз (ввоз) указанного товара в установленный срок. Поскольку торговые операции с этими товарами затрагивают не только экономические, но и другие национальные интересы (безопасность, защита окружающей среды, сохранение культурного достояния и т. д.), торговая сделка нуждается в одобрении соответствующих государственных органов. Лицензия выдается на определенное время и оформляется только на один вид товаров.

К нетарифным ограничениям импорта относятся и технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов (по санитарным, радиационным и другим показателям), отраслевых норм и технических предписаний. Подобные процедуры могут серьезно осложнить сбыт ряда товаров .

Барьером на пути импорта товаров могут стать различные обязательные требования к маркировке и этикетированию товара. В последнее время одним из новых требований, предъявляемым к импортируемым товарам, становится возможность облегченной утилизации последних, в частности путем вторичной переработки. В связи с этим возникла и получает распространение специальная экомаркировка на упаковке так называемых «экологически дружественных» товаров в виде определенных символов (зеленый дельфин, голубой ангел, белый лебедь и др.), играющая к тому же роль рекламы. В последнее время экомаркировка в большинстве стран стала влиять на определение импортных пошлин, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности аналогичных немаркированных товаров.

Конвертируемость национальной валюты и политика обменного курса. Это важные составляющие регулирования внешней торговли. Так, значительное понижение обменного курса стимулирует расширение экспортного сектора, ограничивает импорт и может позволить избежать трудностей с платежным балансом.

Третий блок -- прямое содействие компаниям-изготовителям в осуществлении ими ВЭД. Активно стимулируя экспорт, государство решает несколько задач. Во-первых, содействие экспорту способствует расширению спроса на продукцию национального производства. Во-вторых, экспорт обеспечивает поступление валюты, чтобы импортировать необходимые товары, новые технологии и информацию, которые не производятся в данной стране. В-третьих, увеличение валютных поступлений обеспечивает погашение национального долга, стабилизацию национальной валюты.

Меры, принимаемые государственными органами по стимулированию экспорта и его национальных производителей, носят самый разнообразный характер.

Основную роль играют экономические инструменты -- кредитные и финансовые.

Кредитные средства в целях форсирования экспорта используются в основном в двух формах: путем предоставления экспортных кредитов на более благоприятных условиях по сравнению с действующими на внутреннем или международном рынке, и страхования экспортных операций, преимущественно экспортных кредитов, что позволяет частным банкам предоставлять их на более благоприятных условиях.

Активная роль государства в предоставлении долгосрочных и среднесрочных кредитов объясняется тем, что коммерческие банки неохотно идут на финансирование, связанное с длительным вложением средств и большим риском.

В основе расширения государственной системы страхования экспорта лежит политическая и экономическая неустойчивость. Эта система в какой-то мере гарантирует компании от рисков, связанных с неплатежеспособностью покупателей, инфляционным ростом цен .

Назначение государственного страхования экспорта заключается в том, чтобы максимально обезопасить и удешевить вывоз товаров, а, следовательно, стимулировать внешнеэкономическую деятельность компаний.

Важными финансовыми инструментами форсирования экспорта являются налоговые льготы и субсидии. Получаемая экспортерами помощь в такой форме существенно повышает конкурентоспособность товаров и стимулирует коммерческую, а иногда и производственную деятельность.

Продажа товаров на рынках других стран по более низким ценам, чем на внутреннем рынке, называется демпингом, при этом товары часто реализуются по цене ниже издержек производства. Прибегая к демпингу, экспортеры пытаются внедриться на рынок, увеличить объем продаж, вытеснить конкурентов. Для борьбы с этим явлением во многих странах разработано антидемпинговое законодательство. Нормы этого законодательства применяются в тех случаях, когда демпинг угрожает причинить ущерб торговле на внутреннем рынке. В этом случае страна-импортер имеет право облагать конкретный товар помимо обычной пошлины и антидемпинговой, минимизируя тем самым разницу цен по отношению к отечественным аналогам.

Основными формами налоговых льгот для предприятий-экспортеров являются установление различного рода компенсаций, расширение круга товаров, на которые распространяется льготный режим налогообложения, отсрочка уплаты налогов. Компаниям, экспортирующим продукцию, государство разрешает создавать не облагаемые налогом денежные фонды.

Субсидирование экспорта осуществляется в основном в определенных секторах международной торговли. Оно используется, в первую очередь, для форсирования сбыта сельскохозяйственных товаров и промышленных товаров, требующих при изготовлении крупных финансовых ресурсов (суда, авиационная техника и др.).

Государство вносит существенный вклад в повышение конкурентоспособности компаний, способствуя мероприятиям по совершенствованию технологии производства, созданию рациональной структуры производственных мощностей. Для снижения неблагоприятного влияния высоких издержек производства на уровень цен правительство использует субсидирование. В конечном счете эта форма государственной поддержки иногда оборачивается против пользующихся ею компаний. Фирмы-экспортеры заранее рассчитывают свои издержки с учетом предоставляемых им правительственных льгот. Уменьшение масштабов субсидирования приводит к снижению конкурентоспособности компаний. Компании становятся зависимыми от поддержки правительства и неспособными к ведению конкурентной борьбы без этой опоры, а невозможность получить в нужный момент субсидию становится равносильно банкротству.

Желая способствовать экспорту, государственные органы оказывают экспортерам помощь в выявлении перспективных рынков, предоставлении различной информации, организации торговых выставок и ярмарок в других странах.

Регулирование внешней торговли – деятельность одного государства, направленная на развитие торговых отношений с другими государствами. Выделяют два основных направления такой деятельности – это протекционизм и либерализм: протекционизм – совокупность мер по защите отечественного рынка и захвату новых внешних, а либерализм – политика, предполагающая снижение численности барьеров для иностранных продавцов и создание условий свободой конкуренции (с принципами свободной конкуренции можно познакомиться здесь ). В чистом виде либерализм и протекционизм не применяются – методы обоих направлений комбинируются в разных пропорциях.

Все методы регулирования условно классифицируются на две большие группы: таможенные и нетарифные . Методы первой группы предполагают взимание некоторой денежной суммы с продавцов, которые намереваются ввозить продукцию для реализации. Методы второй группы (всего их насчитывают более 50) заключаются в установлении запретов и квот.

Регулирование международной торговли: таможенные методы

Традиционным таможенным методом регулирования считается – сбор, взимаемый с лица, провозящего продукцию через границу (в любом направлении). Величина таможенной пошлины зависит от двух факторов: существующей системы налогообложения и стоимости услуг таможни. Нужно отметить две характерные черты таможенной пошлины:

  • Пошлина может взиматься только государством, поэтому поступает в федеральный, а не в муниципальный бюджет.
  • Импортная пошлина применяется лишь к ввозимым товарам, а экспортная – к вывозимым. Применение второй является очень редким.

Существуют разные взгляды на пошлину. Сторонники этого сбора аргументируют свою точку зрения тем, что пошлина всегда была значимым источником бюджетного дохода. Противники выдвигают несколько аргументов:

  • Пошлины приводят к межгосударственным разногласиям, в результате чего страны могут разорвать взаимовыгодные партнерские отношения.
  • Из-за пошлин конечные потребители вынуждены покупать импортные товары по завышенным ценам.
  • Импортные пошлины снижают занятость населения.

Пошлина – не единственный тарифный инструмент регулирования; применяются и экспортные субсидии – экономические льготы, предоставляемые экспортерам продукции (например, кредиты с пониженной ставкой).

Регулирование внешней торговли: нетарифные методы

Роль нетарифных методов регулирования стала стремительно возрастать после Второй Мировой войны, когда в результате многосторонних переговоров удалось добиться общего снижения таможенных пошлин в мире.

Самым распространенным нетарифным методом считается – количественный предел иностранного товара, который может быть ввезен в страну. Пример реализации такого метода – на японские авто в США: нельзя ввозить более 2.3 млн. штук за год. Соединенные Штаты активно пользуются этим инструментом – в стране введены квоты на табак, мясо и другую продукцию. Плюс квот заключается в том, что они позволяют фиксировать уровень затрат на , что особенно важно при пассивном торговом балансе, традиционно свойственном США.

В рамках нетарифного регулирования применяются и специальные барьеры – например, соблюдение экологических стандартов и особые требования к упаковке, а также дискриминация внешних партнеров . Пример последнего метода: в Колумбии импортеров стальных изделий долгое время обязывали за каждую ввозимую тонну приобретать некоторое количество местной стали.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш