ВВЕДЕНИЕ


Эффективное осуществление политики и тактики финансового менеджмента невозможно при отсутствии финансовой политики организации. Установив цели, задачи, виды и методы функционирования предприятий, финансовая политика должна определить перспективы и инновационные направления развития в условиях рисков и циклических экономических процессов.

Финансовая политика организации, связанная с финансовой правительственной политикой учитывает приоритетные направления развития экономики, экономические циклы восстановления и реструктуризации экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения финансовой и экономической и социальной стабильности в стране на основе экономического роста.

Теоретические и методологические основы финансовой политики непосредственно соответственно относятся к теории финансов, основоположниками которой являются Диомере Карафа, Жан Боден, Франсуа Кенэ, Адам Смит, Давид Рикардо, Жан Сисмонди и другие ученые.

Развитием рыночной экономики, которое характеризуется относительной свободой выбора деятельности, привлечением, использованием и распределением финансовых ресурсов, финансовая политика организации выступает как относительно самостоятельную область исследований.

Проблемы развития некоторых видов финансовой политики часто рассматриваются без учета внешних и внутренних условий на организации. В то же время, решения относительно инвестиций, дивидендной и долговой политики, и другие финансовые проблемы не могут быть приняты независимо друг от друга. В настоящее время нет единой методики оценки финансовых показателей в политика организации.

В условиях рыночной экономики, женской конкуренции повышению значимость и актуальность долгосрочной и краткосрочной финансовой политики. Очевидно, что от должной организации финансовой политики коренным образом зависит благополучение предприятия. Главная проблема большинства отечественных предприятий состоит в неспособности менеджмента управлять предприятием в соответствии с современными экономическими реалиями. Безусловно, российские предприятия имеют большой опыт в области разработки финансовой политики, прогнозной и плановой работы, оценок экономической эффективности проектов, который не следует игнорировать. Однако использование в современных условиях теорий, утративших экономическую актуальность, неизбежно приводит к кризису менеджмента многих отечественных предприятий. Изменились условия хозяйствования, поэтому необходимо формировать долгосрочную и краткосрочную финансовую политику, учитывая не только российскую практику, но и достижения мировой экономики.

Приведенный выше анализ показывает актуальность проблемы разработки и формирования финансовой политики организации.

Степень разработанности проблемы. Теоретико-методологические и организационно-методические аспекты финансовой политики организации и ее разработки представлены в трудах Н.И. Берзона, И.А. Бланка, А.З. Бобылевой, З. Боди, Р. Брейли, И.В. Ивашковской, В.В. Ковалева, Н.П. Любушина, С. Майерса, Р. Мертона, М. Миллера, Ф. Модильяни, В.И. Петровой, А. Равива, С. Росса, Т.В. Тепловой, М. Харриса, А.Д. Шеремета и др., финансового учета Ю.А. Бабаева, М.Р. Мэтьюса, Б. Нидлза, С.А. Николаевой, М.Х. Переры и др.

В то же время, сохраняется потребность в исследовании проблем разработки финансовой политики организации.

Целью курсовой работы является исследование сущности финансовой политики предприятия.

Задачи курсовой работы:

определить сущность, содержание, принципы организации финансовой политики предприятия;

дать характеристику основных направлений политики управления финансами.

Объектом исследования выступает финансовая политика организации как средство реализации эффективного управления финансами.

Предметом исследования являются вопросы формирования и реализации финансовой политики организации.


1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ


1.1 Понятие финансовой политики организации


Предприятия, являясь хозяйствующими субъектами, располагают финансовыми ресурсами, в том числе и собственными, а, следовательно, имеют право самостоятельно определять свою финансовую политику.

Финансовая политика - это основа процесса управления финансами предприятия. Финансовую политику предприятия, как правило, определяют учредители, собственники, менеджеры высшего звена. Организацией финансовой политики занимается финансовое руководство. Исполнители финансовой политики - это не только финансовые службы, производственные структуры и подразделения, но и отдельные работники организации. Финансовая политика предприятия проявляется в разработке и применении системы мобилизации и грамотного оптимального распределения финансовых ресурсов, а также обосновывает и утверждает финансовые механизмы, критерии оценки эффективности и целесообразности формирования, направления и использования финансовых ресурсов в управлении. Для полного понимания сущности финансовой политики предприятия необходимо остановиться на определении ее объекта, предмета, элементов и инструментов.

Объект финансовой политики - это совокупность хозяйственной системы и направлений ее деятельности, во взаимоувязке с финансовым состоянием и финансовыми результатами через управление финансовыми потоками. В качестве предмета финансовой политики рассматривают внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг.

Управление финансами осуществляется с помощью финансового механизма. Финансовый механизм предприятия - это система управления финансами предприятия в целях достижения максимальной прибыли.

Элементами финансового механизма являются финансовые отношения, финансовые рычаги, финансовые методы, правовое обеспечение и информационно-методическое обеспечение финансового управления.

В настоящее время в отечественной и зарубежной практике в качестве инструментов финансовой политики используются: методы бухгалтерского учёта, экономического анализа, система материального стимулирования работников, финансовый мониторинг, бюджетирование, планирование и прогнозирование, инжиниринг и реинжиниринг бизнеса. Кроме того, понимая сущность и механизм финансовой политики предприятия, следует уметь правильно оценивать ее результативность и эффективность. Результативность финансовой политики можно определить по уровню и степени достижения поставленных целей и задач.

Эффективность финансовой политики, как и любой другой вид экономической эффективности, определяется как отношение результата и затрат. Она может измеряться показателями финансовой эффективности работы подразделений предприятия каждого в отдельности и в целом, показателями эффективности направления и использования финансовых потоков, материальных и трудовых ресурсов.

Финансовую политику предприятия можно еще характеризовать как определенный алгоритм действий для достижения главной цели предприятия, который предполагает реализацию последовательных этапов и включает различные инструменты и механизмы.

Определение стратегических направлений развития.

Планирование

стратегическое;

оперативное;

бюджетное

Разработка оптимальной концепции управления:

капиталом;

активами;

денежными потоками;

издержками.

Контроль:

проверка выполнения планов;

сравнительный анализ;


1.2 Принципы организации финансовой политики


Принципами современной организации финансов предприятий могут являться:

Принцип плановости, который обеспечивает соответствие объема продаж и издержек, инвестиций потребностям рынка, учета конъюнктуры, а в наших условиях и платежеспособного спроса, т. е. возможности осуществления нормальных расчетов. Этот принцип наиболее полно реализуется при внедрении современных методов внутрифирменного финансового планирования (бюджетирования) и контроля.

Финансового соотношения сроков - обеспечивает минимальный разрыв во времени между получением и использованием средств, что особенно важно в условиях инфляции и изменения курсов валют. При этом под использованием средств здесь понимаются и возможности их сохранения от обесценения при размещении в легкореализуемые активы (ценные бумаги, депозиты и т. п.).

Гибкости (маневрирования) - обеспечивает возможность маневра в случае недостижения плановых объемов продаж, превышения плановых затрат по текущей и инвестиционной деятельности.

Минимизация финансовых издержек - финансирование любых инвестиций и других затрат должно обеспечиваться самым «дешевым» способом.

Рациональности - вложение капитала должно иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым ее уровнем и обеспечить минимальные риски.

Финансовой устойчивости - обеспечение финансовой независимости, т. е. соблюдения критической точки удельного веса собственного капитала в общей его величине (0,5) и платежеспособности предприятия, т. е. его способности к погашению своих краткосрочных обязательств. Естественно, что реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретного предприятия. При этом необходимо учитывать:

сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера);

отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговля и т.д.);

виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);

организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Перечисленные выше принципы организации финансов наиболее полно реализуются на предприятиях сферы материального производства. Для них характерно функционирование на основе коммерческого расчета, самофинансирования и самоокупаемости.


1.3 Методы управления финансами


В рамках управления финансами выделяются два основных процесса: управление активами и пассивами; управление рисками. Взаимосвязь процессов и целей финансовой политики реализуется в соответствии с нижеследующей диаграммой (рис. 1.1).

Для реализации поставленных целей используются следующие методы:

Управление активами и пассивами:

1 Управление активами:

централизация корпоративного финансового управления;

обеспечение сохранности активов (классификация, инвентаризация, учет);

управление имуществом на основе объективной оценки стоимости;

использование портфельного подхода к управлению активами, гибкость в условиях финансирования, гибкость в принятии инвестиционных решений;

обязательная экспертиза налоговых условий транзакций;

долгосрочные финансовые планы являются частью стратегических и долгосрочных планов развития компании и отдельных проектов;

делегирование полномочий финансового управления проектами на региональный уровень территориально-производственных предприятий (далее ТПП).

2 Управление пассивами:

привлечение внешнего финансирования, в первую очередь, без регресса на материнскую компанию;

диверсификация источников финансирования;

приоритет привлечения проектного финансирования от ЕБРР, IFC или Всемирного Банка на конкурентных условиях, предпочтение отдается данным кредитным организациям;

максимизация кредитного потенциала и его реализация путем использования потенциала проектного финансирования;


Рис. 1.1 Используемые методы управления финансами

Финансирование инвестиционных потребностей долгосрочными кредитами (matching principle);·

рационализация структуры источников финансирования, исходя из баланса стоимость/гибкость и принципа максимизации гибкости;

наличие мобилизованного финансового резерва. Поддержание финансовой гибкости, необходимой для эффективного финансирования сделок по слияниям и поглощениям и для достижения стратегических ориентиров компании;

приоритет финансирования масштабной инвестиционной программы по международным проектам, закрепленный в дивидендной политике;

увязка краткосрочных финансовых планов с долгосрочными программами;

использование механизмов перераспределения капитала путем консолидации инвестиционных программ отдельных проектов, изыскания возможностей по финансированию через эффективный с точки зрения налогообложения и прозрачный механизм централизации и последующего реинвестирования средств на уровне Головной компании группы или путем заимствований.

3. Управление оборотным капиталом:

централизация управления ликвидностью в корпоративном центре;

при финансировании оборотного капитала используется принцип сопоставления по срокам (maturity matching approach), при котором каждая часть активов должна быть соотнесена с финансовым инструментом, сроки погашения которого соотносятся с временными рамками потребностей в оборотных активах;

установление целевых уровней по доходности управления денежными средствами, доходности задействованного капитала, оборачиваемости неденежных составляющих оборотного капитала исходя из требований акционеров и рыночных условий;

минимизация средств, не размещенных в соответствии со стратегией управления свободными денежными средствами, до уровня минимальных остатков, гарантирующих непрерывность бизнеса.

Управление рисками:

интегрированная система управления корпоративными рисками соответствует стандарту ISO/IEC Guide 73 и стандартам FERMA

соответствие международным стандартам в области промышленной безопасности ISO 14001:1996 и OHSAS 18001:1999;

размещение рисков на локальных и международных рынках перестрахования производится, по возможности, с использованием кэптивной и/или уполномоченной страховой/перестраховочной компании, либо на тендерной основе;

при размещении рисков на международных рынках перестрахования используются перестраховщики с надлежащим уровнем финансовой надежности в соответствии с оценкой признанных международных рейтинговых агентств на базе международных условий, общепринятых в нефтегазовой индустрии, при условии использования адекватного уровня применяемых франшиз;

минимизация риска потери ликвидности в краткосрочной перспективе;

планирование создания целевых фондов на покрытие рисков, развитие бизнеса;

поддержание эффективной с налоговой точки зрения холдинговой структуры группы с распределением функций и задач между компаниями / бизнес единицами группы;

наличие системы контроля за целевым использованием средств на уровне ТПП и определение лимита финансовой ответственности ТПП.

Мониторинг.

Мониторинг охватывает три основные области:

контроль эффективности;

контроль рисков;

контроль исполнения процедур управления финансами.

Контроль эффективности реализуется в виде процедуры сопоставления значений фактически достигнутых параметров с их ранее запланированным уровнем, с конкурентным уровнем, с уровнем прошлых периодов в сопоставимых условиях. При необходимости производится декомпозиция и выявляются факторы, влияющие на достижение установленных ключевых показателей деятельности (далее КПД).

Контроль рисков обеспечивает исполнение предписанных процедур в полном объеме и функционирование всех систем контроля на должном уровне. Качественный мониторинг помогает отслеживать статус текущего риска, определить, достигнут ли желаемый результат от внедрения тех или иных мер в области управления рисками, собрана ли достаточная информация для принятия решений и была ли информация, подготовленная владельцами риска, использована для снижения степени риска на предприятии. Процесс мониторинга должен также давать информацию об и эффективности управления рисками, которая определяется путем сравнения стоимости управляющих мероприятий и изменения величины ожидаемого ущерба. Контроль исполнения процедур управления финансами реализуется в виде регулярных процедур проверок, в том числе выездных проверок в ТПП, через анализ замечаний, выявленных в ходе проведения внутреннего аудита.

Таким образом, под финансовой политикой предприятия можно понимать совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия.

Финансовая политика - это поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.


2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ


2.1 Классификация видов финансовой политики


В финансовой литературе, посвященной финансовой политике, приводят несколько ее классификаций.

Финансовую политику рассматривают как внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя финансовая политика воздействует на финансовые отношения и финансовые процессы, которые происходят внутри предприятия. А внешняя, соответственно, - на финансовую деятельность предприятия за пределами внутренней среды предприятия, т. е. во внешней среде.

Следующим критерием классификации принято рассматривать ориентацию финансовой политики. Конструктивной считается финансовая политика, которая имеет своей целью развитие и совершенствование финансовых отношений, а также их позитивный результат. Деструктивная финансовая политика имеет негативные, разрушительные цели для ее объекта.

Подобное возможно при различии в интересах личных (групповых) и интересах предприятия. Нередко реализация личных интересов целенаправленно ведет к прекращению деятельности предприятия.

Иногда личные интересы, являясь недальновидными, привносят деструктивные компоненты в деятельность предприятия, приводят к его кризису и окончанию существования. То есть в данном случае деструктивная финансовая политика не является умышленной, а становится следствием допущенных ошибок при принятии управленческих решений.

Известна еще одна классификация финансовой политики, а именно по степени законности. Различают законную (проводимую в рамках законодательства) и противозаконную (криминальную) финансовые политики. Однако необходимо отметить, что не всегда деструктивная политика является противозаконной.

В современной теории финансов формулирование финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности рассматривают как один из основных этапов процесса принятия долгосрочных стратегических финансовых решений. По мнению доктора экономических наук, профессора И.А.Бланка, финансовая политика представляет собой «форму реализации финансовой философии и главной финансовой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности». Таким образом, финансовая политика предприятия направлена на реализацию финансовой стратегии. Финансовая политика разрабатывается на конкретный этап или весь период реализации стратегии. Она направлена на решение конкретных стратегических задач.

В учебнике под редакцией Е. И. Шохина выделяется долгосрочная и краткосрочная финансовая политика.

Долгосрочная финансовая политика включает управление структурой капитала, дивидендную политику, финансовое планирование и прогнозирование, бюджетирование.

Формирование политики в отношении структуры капитала включает выбор между риском и доходностью, которые возникают в результате выбора долгосрочных источников финансирования. Традиционно первый этап - обоснование величины заемного капитала (или величины финансовой рычага). На следующем этапе определяются конкретные источники финансирования по собственному и заемному капиталу.

Дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение на рынке капитала, в частности на динамику цены ее акций. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют о том, что фирма, в акции которой они вложили свои деньги, работает успешно. Дивиденды начисляются с определенной периодичностью и в создании инвестора связываются, как правило, с заработанной фирмой прибылью. В этом контексте упрощенную схему распределения прибыли отчетного периода можно представить следующим образом: часть прибыли выплачивается в виде дивидендов, оставшаяся часть реинвестируется в активы компании. Не изъятая собственниками часть прибыли является внутренним источником финансирования компании, поэтому очевидно, что дивидендная политика существенно влияет на размер привлекаемых внешних источников финансирования.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

определение направлений эффективного вложения капитала, оценка его использования;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли;

установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками, другими контрагентами;

соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

В экономической литературе, особенно англоязычной, кроме финансового планирования зачастую применяется термин бюджетирование.

Строгого и общепринятого разграничения этих понятий нет. К примеру, достаточно распространен подход, согласно которому план - это более широкое понятие, нежели бюджет, поскольку включает в себя весь определенным образом упорядоченный спектр действий, направленный на достижение некоторых целей, причем эти действия могут описываться не только с помощью формализованных, количественных оценок, но и путем перечисления ряда неформализуемых процедур. Бюджет - это более узкое понятие, подразумевающее количественное представление плана действий, причем, как правило, в стоимостном выражении. Таким образом, при применении термина бюджетирование акцент делается, во-первых, на доминанту стоимостной составляющей в бюджетировании, а во-вторых, на существенно большую определенность, проработанность и детализированность бюджета.

Необходимость финансового планирования состоит в обеспечении необходимыми финансовыми ресурсами деятельности предприятий с целью выбора вариантов более эффективного вложения капитала и выявления внутрихозяйственных резервов роста прибыли за счет экономного использования денежных средств. Финансовое планирование способствует контролю финансового состояния, платежеспособности и кредитоспособности предприятия.

Краткосрочная финансовая политика включает управление ценами на предприятии, управление текущими издержками, управление оборотными активами, управление запасами, управление дебиторской задолженностью, управление денежными активами, управление финансирование текущей деятельности предприятия, управление денежными оборотом и оптимизация остатка денежных средств.

Политика цен определяет финансовый результат, финансовую устойчивость и стабильность организации в стратегическом и тактическом плане. От размера цены зависит спрос на товар, выручка от продаж, чистая прибыль организации. Политика цен на товары и услуги заключается в определении и регулировании цен для достижения намеченных целей и поставленных задач. В политике регулирования цен используют показатели эластичности спроса и предложения от цены, среднюю норму прибыли, позволяющие управлять конкурентоспособностью товара, а также другие финансовые показатели.

Управление запасами - один из важных аспектов финансового управления фирмой. К запасам относят такие виды активов, как сырье, материалы и комплектующие, незавершенное производство, готовую продукцию. Чем больший масштаб производства имеет компания, чем больше спрос на ее продукцию, тем больший, при прочих равных условиях, тот среднегодовой объем запасов, который ей необходимо иметь. В США запасы составляют в среднем 15% активов промышленных компаний, 25% компаний розничной торговли. Качественное управление запасами позволяет снизить издержки, повысить прибыль, уменьшить операционный цикл и цикл денежного обращения и создать тем самым более мощный денежный поток.

Принятие краткосрочных решений по управлению оборотными активами зависит от выбора политики комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами. Суть выбора политики заключается в определении, с одной стороны, достаточного уровня и рациональной структуры текущих активов и, с другой - в определении величины и структуры источников финансирования текущих активов.

Целевой установкой политики управления оборотными активами является определение объема и структуры текущих активов, источников их покрытия и соотношения между ними, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и финансовой деятельности предприятия. Хроническое неисполнение обязательств перед кредиторами может привести к разрыву экономических связей вместе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не мене важной является поддержание оборотных средств в размере, оптимизирующем управление текущей деятельностью. Потеря ликвидности чревата не только дополнительными издержками, но и периодическими остановками производственного процесса.

Значимой характеристикой финансовой политики является возможность ее корректировки. Это дает приоритет предприятию в том, что оно может не отклоняться от основных стратегических целей при изменении условий внешней среды.

Финансовую политику разрабатывают по отдельным направлениям финансовой деятельности предприятия. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что ключевой фактор эффективной финансовой политики - проработка ее не только по отдельным направлениям долгосрочного финансового развития предприятия, а в разрезе каждого из них - по видам финансовой деятельности. Таким образом, это говорит о сложности и многоступенчатом характере процесса формирования финансовой политики предприятия.

управление финансовый организация

2.2 Типы финансовой политики предприятия


В современной теории финансового менеджмента чаще всего выделяют три типа финансовой политики предприятия, а именно:

). Агрессивный: при данном типе финансовой политики приходится иметь дело с высоким уровнем финансовых рисков, которые сопровождают ориентацию на высокие финансовые результаты;

). Умеренный: ориентирован на средние уровни рисков и достижение среднеотраслевых финансовых результатов деятельности предприятия;

). Консервативный: основан на минимизации финансовых рисков. Ясно, что рассматриваемый тип финансовой политики не обеспечит высоких финансовых результатов для предприятия, но составит основу его финансовой безопасности.

При существующих на предприятиях финансовых проблемах в настоящих кризисных условиях нашего времени необходимо реализовывать активную финансовую политику, однако чаще всего применяют реактивную форму управления финансами, т.е. принятие управленческих решений, являющихся реакцией на текущие проблемы. Но следует отметить, что такая форма управления приводит к целому ряду противоречий между:

интересами деятельности различных подразделений и служб предприятия (производства и финансовой службы и т.д.);

различными видами деятельности предприятия и их рентабельностями (рентабельностью собственного производства и рентабельностью финансовых рынков);

интересами предприятия и интересами государства и т.д.

Рассматриваемый вариант финансовой политики в условиях экономического кризиса нельзя назвать эффективным, так как в нем отсутствует долгосрочная перспектива и способствует лишь решению сиюминутных локальных вопросов и задач.

Несмотря на то, что предприятие самостоятельно определяет свою финансовую политику, ее разработку осуществляют на основе Методических рекомендаций по разработке финансовой политики предприятия, утвержденных приказом Министерства экономики Российской Федерации от 1 октября 1997 г. № 118.

В этом документе определяется круг основных задач, решение которых необходимо для формирования адекватной рыночным условиям системы управления финансами предприятия, а также пути и способы их решения.

Согласно указанному выше документу к основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:

) анализ финансово-экономического состояния;

) разработка учетной политики;

) разработка кредитной политики;

) управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;

) управление издержками (затратами) и выбор амортизационной политики;

) дивидендная политика;

) управление финансами.

Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия подтверждают, что создание надежной и гибкой системы управления финансами, направленной на решение вопросов бюджетной, кредитной, инвестиционной политики расширяет внутренние возможности накоплений для модернизации производства, предприятие становится более привлекательным для сторонних инвесторов.

Таким образом, финансовая политика делится на долгосрочную и краткосрочную. Наиболее существенное различие состоит во временных характеристиках денежных потоков. Долгосрочная финансовая политика призвана принимать решения, влияющие на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как правило, больше года. Краткосрочная политика нацелена на принятие текущих решений на срок от одного года или на период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев.

Финансовая политика учитывает многофакторность, многокомпонентной и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанавливает директивы для изменений и роста фирмы на перспективу, без детального изучения отдельных финансовых компонентов. Краткосрочная финансовая политика связана главным образом с анализом вопросов, влияющих на текущие активы и текущие обязательства.


2.3 Взаимосвязь финансовой политики с другими видами политики организации


Финансовая политика организации - это наиболее важный составной элемент общей политики развития предприятия, который включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую. Если рассматривать термин «политика» более широко, то это «действия, направленные на достижение цели». Так, достижение любой задачи, стоящей перед предприятием в той или иной мере обязательно связано с финансами: затратами, доходами, денежными потоками, - а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспечения. Таким образом, финансовая политика не ограничена решением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования договоров, организация контроля за процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер.

Финансовая политика - сравнительно новая дисциплина. Она не изучает сущность финансовых отношений и не разрабатывает механизмы и методы оптимизации доходов, расходов, денежных потоков и т.п., а использует существующие, рассматриваемые в финансовом менеджменте. Однако ее роль и значение не становится от этого менее значимыми. Существует множество способов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые в конечном итоге позволят предприятию развиваться. Но только разработка и внедрение финансовой политики на предприятии позволят более четко определить основные направления развития.

Краткосрочная финансовая политика напрямую зависит от принятой предприятием учетной политики, которая представляет собой принятую организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Налоговая политика предприятия неразрывно связана с учетной политикой, т.к. выбор методов отнесения затрат на себестоимость может влиять на величину налогооблагаемой базы налога на прибыль. Как правило, снижение налоговой нагрузки субъекта хозяйствования осуществляется посредством специальных методик. Принято выделять два вида реализации налоговой политики предприятия:

) оптимизация налогов посредством налогового планирования с соблюдением требований налогового, административного и уголовного законодательства или, в крайнем случае, с использованием противоречий в законах, трактуемых в пользу налогоплательщика. Условно методы оптимизации налогов можно разделить на четыре группы:

через учетную политику (определение методов амортизации, оценки материально-производственных запасов при их списании в производство или на продажу, резервирование) и налоговые льготы;

посредством специальных приемов оформления договорных отношений:

через договор (установление особых условий договора: от его содержания и юридической грамотности зависит применяемый режим налогообложения, сюда же входит и цена договора);

«замена отношений» и «разделение отношений» (эти методы связаны и заключаются в том, что одна хозяйственная операция, имеющая конкретное экономическое содержание, может быть оформлена разными по юридической форме договорами);

через оффшор;

другие методы (отсрочка налогового платежа, прямое сокращение объекта налогообложения и т. д.).

) уклонение от уплаты налогов - используются незаконные схемы, вплоть до грубого нарушения закона.

Разработка и реализация финансовой политики содержит в себе одновременно финансовые, управленческие, экономические, правовые и даже технические аспекты и в этой связи требует междисциплинарного подхода. Действительно, такие понятия как активы, оборотный капитал, издержки, цены, а также методы - бюджетирование, нормирование оборотных средств и другие не принадлежат предмету «финансовой политики» и вышли из самых разных практических и научных дисциплин. Однако с методологической точки зрения это дисциплина - перекресток, генерирующая в одно целое цель развития предприятия, механизм и этапы достижения данной цели.

Свой вклад в практическую реализацию финансовой политики любого предприятия вносят - бухгалтерский учет, финансовый менеджмент, экономика, право, статистика, математика, информатика и другие функциональные дисциплины.

Финансовая политика и финансы. Финансовая политика, несмотря на то, что опирается на термины, суть которых раскрывается в дисциплине «финансы» не изучает непосредственно содержание и состав финансовых отношений, она использует финансы как базовый инструмент для достижения своих целей и задач. Финансовая политика помогает более четко определиться с тем, как с помощью финансовых ресурсов достигнуть поставленных целей.

Финансовая политика и финансовый менеджмент. Финансовая политика задает общую концепцию развития предприятия. Однако реализуется финансовая политика с помощью методов финансового менеджмента. Финансовый менеджмент больше связан с действиями, анализом и подготовкой решений, а финансовая политика адаптирует существующие методы в соответствии с ее целями, направлениями и задачами.

Финансовая политика и бухгалтерский учет. Все решения в рамках финансовой политики тесно переплетаются с бухгалтерским учетом. Действительно, бухгалтерский учет предоставляет основную первичную информацию, которая необходима для реализации финансовой политики. Кроме того, из предмета «бухгалтерский учет» вышли многочисленные термины, понятия и концепции.

Финансовая политика и право. Влияние права на реализацию финансовой политики сказывается косвенно через элементы гражданского, трудового, административно-процессуального права.

Финансовая политика и налогообложение. На достижение той или иной стратегической цели, поставленной в рамках финансовой политики, оказывают влияние многочисленные финансовые потоки, а на них, в свою очередь, существенно влияет действующая система налогообложения. Кроме того, действующее налоговое законодательство часто выступает как принуждение к тому или иному финансовому действию.

Финансовая политика и математико-статистические дисциплины. Финансовые цели обычно предполагают формализацию, а статистика и математика предоставляют непосредственно инструменты анализа и моделирования. Особенно эти инструменты необходимы при учете риска и неопределенности в управленческих решениях. Нужно отметить, что применение математики значительно расширилось. Математика в управлении финансовой деятельностью применяется уже долгое время. Давно используется финансовая математика для решения о целесообразности выдачи или привлечения займов, или расчета цены капитала.

Финансовая политика и информатика. Информатика почти не влияет на рассматриваемую дисциплину как таковую, но ее применение, как и в других областях управления, значительно увеличивает эффективность практических решений. Существуют многочисленные финансовые программы, реализуемые на ЭВМ, которые делают финансовое моделирование доступным почти каждому предприятию; назовем, в частности, табличные процессоры, системы финансового моделирования и системы-эксперты.

Управление финансовой деятельностью и... многое другое. Много научных и практических дисциплин также оказывают помощь ответственному финансисту предприятия, так, в управлении денежными средствами стали применять системный анализ; в некоторых крупных компаниях используют приемы анкетирования гуманитарных наук, чтобы узнать состав акционеров и лучше управлять политикой дивидендов. Имеются и другие примеры привлечения методологии различных дисциплин.

Таким образом, финансовая политика организационно соединяет всевозможные элементы в единое целое, начиная от определения первичной цели, стратегических направлений вплоть до реализации конкретных решений и отвечает практическим потребностям при управлении предприятием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Взаимосвязь направлений развития предприятия, а также построение механизма достижения этих целей при помощи финансовых ресурсов реализуются посредством финансовой политики.

В результате решения первой поставленной в работе задачи - рассмотрения основ формирования финансовой политики организации можно сделать следующие выводы.

Финансовая политика предприятия - это совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия. Финансовая политика - это поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.

Финансовая политика предприятия не может быть незыблемой, определенной раз и навсегда. Напротив, она должна быть гибкой, и корректироваться в ответ на изменения внешних и внутренних факторов.

Один из основных принципов финансовой политики - она должна строиться не столько из фактических сложившейся ситуации, сколько из прогноза ее изменения. Только на основе предвидения финансовая политика приобретает устойчивость.

Финансовая политика делится на долгосрочную и краткосрочную. Наиболее существенное различие состоит во временных характеристиках денежных потоков. Долгосрочная финансовая политика призвана принимать решения, влияющие на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как правило, больше года. Краткосрочная политика нацелена на принятие текущих решений на срок от одного года или на период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев.

Финансовая политика учитывает многофакторность, многокомпонентной и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанавливает директивы для изменений и роста фирмы на перспективу, без детального изучения отдельных финансовых компонентов. Краткосрочная финансовая политика связана главным образом с анализом вопросов, влияющих на текущие активы и текущие обязательства. Разработку и реализацию финансовой политики нужно постоянно контролировать. Контроль должен соединить долгосрочную и краткосрочную финансовую политику в общую финансовую стратегию фирмы.

Финансовая политика связана с учетной, налоговой, амортизационной, дивидендной, ценовой, маркетинговой, кадровой и другими направления менеджмента организации. Таким образом, финансовая политика организационно соединяет всевозможные элементы в единое целое, начиная от определения первичной цели, стратегических направлений вплоть до реализации конкретных решений и отвечает практическим потребностям при управлении предприятием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Ковалев В.В. Финансы. 2009 - 626 с.

Финансы: учебник для студентов вузов/ под ред. Г.Б. Поляка - .: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 703 с.

Финансы и кредит: учебно-методический комплекс. Т.П. Николаева. - М.: Изд. Центр ЕАОИ. 2009. - 371 с.

Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изл-во РАГС, 2007. - 640 с.

Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: Финансы, 1999. - 479 с.

Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 527 с.

Финансы: учебник /под редакцией Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. - М.: 2010. - 504 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Организация финансовой политики строится на определенных принципах (основные из них показаны на рис. 1.3).

Принцип самоокупаемости и самофинансирования . Самоокупаемость предполагает, что средства, обеспечивающие функционирование организации, должны окупиться, т.е. принести доход, который соответствует минимально возможному уровню рентабельности. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование средств в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости - за счет банковских и коммерческих кредитов. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность организации. В странах с развитой рыночной экономикой уровень самофинансирования считается высоким, если удельный вес собственных средств предпринимательской фирмы достигает 70% и более.


Рис. 1.3. Основные принципы организации финансовой политики

Принцип самоуправления или хозяйственной самостоятельности заключается в самостоятельном определении перспектив развития организации (в первую очередь на основе спроса на производимую продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги); самостоятельном планировании своей деятельности; обеспечении производственного и социального развития фирмы; самостоятельном определении направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли; распоряжении выпущенной продукцией, реализуемой по ценам, самостоятельно устанавливаемым, а также самостоятельном распоряжении полученной чистой прибылью. В условиях рыночной экономики права организаций существенно расширились, однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как отдельные направления хозяйственной деятельности предпринимательских организаций определяет и регулирует государство.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности организации за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных организаций, их руководителей и работников в зависимости от организационно-правовой формы. В соответствии с российским законодательством организации, наруша-


ющие договорные обязательства (как правило, по срокам и качеству), расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат банковских ссуд или погашение векселей, нарушение налогового законодательства, привлекаются к различного вида ответственности в зависимости от характера финансового правонарушения.

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» несвоевременное исполнение предпринимательской фирмой - должником по своим обязательствам или обязанностям в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения является признаком банкротства. По отношению к такой организации арбитражным судом может быть возбуждено дело о банкротстве в том случае, если задолженность ее в совокупности составляет не менее 500 минимальных размеров оплаты труда в месяц.


Заинтересованность в результатах деятельности . Объективная необходимость этого принципа определяется основной целью предпринимательской деятельности - систематическим получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам, руководству организации и государству. Чтобы заинтересовать работников фирмы в результатах деятельности, руководство разрабатывает формы, системы и размеры оплаты труда, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также использует определенные социальные гарантии.

Принцип осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации. Как известно, финансы организации выполняют контрольную функцию, поскольку данная функция объективна, то на ней основывается субъективная деятельность - финансовый контроль.

Различают несколько видов контроля в зависимости от субъектов, осуществляющих его.

Общегосударственный (вневедомственный контроль) осуществляют органы государственной власти и управления. В Российской Федерации - это высшие органы государственной власти и правления - Федеральное Собрание и его две палаты - Государственная Дума и Совет Федерации. Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля.

Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.

Ведомственный контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверку


финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляют финансовые службы предпринимательских организаций, в первую очередь финансовый отдел или финансовый департамент, бухгалтерия, ревизионная комиссия. В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений. Основная задача внутрихозяйственного контроля - это внутренний аудит, проверка по поручению руководства фирмы. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно и охватывать все участки хозяйственной деятельности фирмы, носить предметный характер и быть результативным.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы (службы), а также отдельные аудиторы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов. Основные цели внешнего аудита: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и соответствия их законодательным и нормативным актам, экспертиза финансово-хозяйственного состояния, оценка платежеспособности и в заключение разработка рекомендаций по совершенствованию, упорядочению финансово-хозяйственной деятельности, налогового планирования, финансовой стратегии.

Принцип формирования финансовых резервов связан с необходимостью обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, которая сопряжена с большим риском вследствие колебаний рыночной конъюнктуры. Финансовые резервы могут формироваться предпринимательскими фирмами всех организационно-правовых форм из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей. Следует отметить, что денежные средства, направляемые в резервные фонды, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они при­носили доход и при необходимости легко могли быть превращены в наличный капитал .

(Ковалёва А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2002.)

1.5.Виды финансовой политики организации и их характеристика

По направлению финансовая политика организации подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя финансовая политика направлена на финансовые отношения, процессы и явления, происходящие внутри организации.

Внешняя финансовая политика направлена на деятельность организации во внешней среде: на финансовых рынках, в кредитных отношениях и т.п.


Исходя из длительности периода и характера решаемых задач, финансовую политику подразделяют на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития организации. Финансовые решения и мероприятия, рассчитанные на период более 12 месяцев или на период, превышающий операционный цикл, относятся к долгосрочной финансовой политике . В процессе ее разработки выявляют основные тенденции развития организации:

  • рост объемов производства и продаж;

§ лидерство в конкурентной борьбе (выражается показателями рентабельности капитала и продаж);

§ максимизацию цены (стоимости) организации;

§ определение финансовых отношений с государством (налоговая политика), банками (кредитная политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, подрядчиками и др.).

Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития организации. При этом используют прогнозы, опыт и интуицию специалистов для мобилизации финансовых ресурсов для достижения поставленных целей. С позиции стратегии формируют конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимают оперативные управленческие решения .

(Коммерческое бюджетирование / В.В.Бочаров - СПб.: Питер, 2003.)

К важнейшим элементам финансовой стратегии относят:

§ выработку кредитной стратегии;

§ управление основным капиталом, включая и амортизационную политику;

§ ценовую стратегию;

§ выбор дивидендной и инвестиционной стратегии.

Однако выбор той или иной финансовой стратегии еще не гарантирует получение прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов, в частности, состояния финансового рынка, налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

Составной частью финансовой стратегии является перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение основных параметров текущей деятельности организации: объема и себестоимости продаж, прибыли и рентабельности, финансовой устойчивости и платежеспособности.

Финансовая тактика направлена на решение локальных задач конкретного этапа развития организации путем своевременного изменения способов осуществления финансовых связей, перераспределе- 17


ния денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями (филиалами). Финансовые решения и мероприятия, рассчитанные на период менее чем 12 месяцев или на период продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся к краткосрочной финансовой политике.

При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, которая обусловлена изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары и услуги). Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактическими задачами, достижение которых должно обеспечивать управление финансами, являются:

§ разработка учетной политики;

§ выработка кредитной политики;

§ управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;

§ управление текущими (операционными) издержками, доходами и прибылью;

§ достаточность объемов денежных поступлений в краткосрочном периоде (декада, месяц, квартал, год);

§ рентабельность капитала и продаж (конкурентоспособность на оперативном уровне) и др.

Следовательно, приоритетная задача оперативного управления финансами организации - обеспечение ее ликвидности и рентабельности. Весомым аргументом в пользу поддержания достаточной ликвидности баланса служат такие опасные последствия неплатежеспособности, как объявление о банкротстве и прекращении деятельности хозяйствующего субъекта. Все стратегические и тактические решения проверяют на предмет того, способствуют ли они сохранению финансового равновесия или нарушают его. Для сохранения платежеспособности и ликвидности баланса организации целесообразно эффективно управлять его денежными потоками (притоком и оттоком денежных средств). Денежные средства - наиболее дефицитный ресурс в рыночной хозяйственной системе, и успех предприятия во многом определяется способностью его руководства постоянно генерировать денежные потоки. Поэтому проблема планирования и контроля денежных потоков имеет для предприятия приоритетное значение , , .

4 Бланк И.А. Управление прибылью. – Киев: Ника-Центр, 1998.

11 Ван Х.Дж.К. Основы управления финансами / пер. с англ. И.И.Елисева. –М.: Финансы и статистика, 2003.

37 Финансовый менеджмент / под ред. Е.С.Стояновой. – М.: Перспектива, 2001.

Целью выбора финансовой тактики является определение оптимальной величины оборотных активов и источников их финансирования как собственных, так и привлеченных.


Финансовую политику в корпоративных структурах (холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и др.) должны осуществлять профессионалы - главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике компании. Для принятия управленческих решений они используют информацию, приведенную в бухгалтерской и статистической отчетности и в оперативном финансовом учете, которая и служит главным источником для определения показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном планировании денежных потоков.

Решения, определяющие финансовую политику, подразделяют на долгосрочные и краткосрочные.

Принципы формирования краткосрочной и долгосрочной финансовой политики взаимозависимы. Краткосрочные финансовые решения должны соотноситься с долгосрочными финансовыми целями и способствовать их достижению. А это в свою очередь тесно связано с вопросами стратегии и тактики в финансовой политике.

Если финансовая политика нацелена на развитие, совершенствование финансовых отношений или на позитивный результат для соответствующего объекта финансовых отношений, ее следует считать конструктивной.

В случае если личные, групповые и другие интересы при определенных условиях реализуются в ущерб развитию объекта, то такая финансовая политика считается деструктивной.

В практике рыночных отношений нередки случаи, когда появляются фирмы, которые не собираются развиваться, работать долгое время. Их задача - в кратчайшее время получить максимум денежных средств от партнеров, избегая вложений в производство, и быстро закрыться, исчезнуть. Политика руководства подобных фирм - пример деструктивной финансовой политики.

Финансовая политика может быть противозаконной (криминальной ), если в ней допускаются отклонения от действующего законодательства. Не всякая деструктивная финансовая политика является противозаконной, так как субъекты не только конструктивной, но и деструктивной политики стремятся действовать в рамках закона .

40 Чернов В.А. Финансовая политика организации: учеб. пос. для эконом. вузов / В.А.Чернов; под ред. М.И.Баканова. – М.: ННИТИ-Дана, 2003.

Финансовая политика организации - это целенаправленное использование финансовых ресурсов для реализации ею стратегических и тактических задач, установленных учредительными документами (Уставом).

Для реализации финансовой политики могут решаться такие задачи как: усиление позиций на рынке товаров (работ, услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли, рентабельности активов и собственного капитала, сохранение платежеспособности и ликвидности бухгалтерского баланса, возрастание благосостояния собственников или акционеров.

разработку оптимальной концепции управления денежными (финансовыми) потоками, обеспечивающую сочетание высокой платежеспособности и доходности с защитой от рисков; *

определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (декаду, месяц, квартал, год) и ближайшую перспективу. *

определение практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех важнейших звеньев определяет содержание финансовой политики, стратегическими задачами которой являются: *

максимизация прибыли; *

оптимизация структуры и стоимости капитала; *

обеспечение финансовой устойчивости, деловой и рыночной активности; *

достижение финансовой открытости; *

использование рыночных методов привлечения; *

разработка эффективного механизма управления финансами.

Исходя из продолжительности периода и характера решаемых задач, финансовую политику подразделяют на финансовую стратегию и тактику.

Финансовая стратегия – это совокупность ключевых целей и основных способов их достижения. Стратегией нельзя считать простое определение желаемых целей и возможных способов их реализации. Стратегия должна отражать не желание руководства организации, а реальные возможности его развития. Поэтому стратегия выражает реакцию организации на объективные внутренние и внешние условия его деятельности. Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития.

В процессе ее разработки прогнозируют основные тенденции развития финансовой деятельности, формируют концепцию формирования и использования финансовых ресурсов, намечают принципы финансовых отношений с государством и контрагентами.

С позиции стратегии формируют конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимают текущие управленческие решения.

К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии относят: *

анализ и оценку финансово-экономического состояния; *

разработку учетной и налоговой политики; *

выработку кредитной политики; *

финансовое планирование; *

управление основным капиталом; *

амортизационную политику; *

управление оборотным капиталом и кредиторской задолженностью; *

управление заемными средствами; *

управление текущими (операционными) издержками, сбытом продукции, доходами и прибылью; *

финансовую логистику (управление закупками); *

ценовую политику; *

выбор дивидендной и инвестиционной политики; *

оценку деятельности и рыночной стоимости.

Составной частью финансовой стратегии является перспективное финансовое планирование, объем и издержки продаж, прибыль и рентабельность, финансовая устойчивость, платежеспособность и т.п.

Финансовая тактика направлена на решение более частных задач конкретного этапа развития организации путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями (филиалами). При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что вызывается изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары, услуги и капитал).

Стратегия и тактика являются составными частями финансовой политики. Для принятия управленческих решений в области финансовой политики используют информацию, приведенную в бухгалтерской и статистической отчетности и в оперативном и управленческом учете, которая и служит главным источником данных для определения показателей, применяемых в финансовом анализе, внутрифирменном планировании и контроле.

Контрольные вопросы: 1.

Охарактеризуйте цель и задачи финансовой политики предприятия (корпорации). 2.

Классическое понимание финансовой политики представляет ее как политику, проводимую в области финансов. Это политика по поводу использования такой объективной экономической категории, как «финансы».

Финансовая политика включает понятие финансового строительства, выражающего системный процесс, направленный на построение основ организации финансов и включающий совокупность мероприятий в области использования финансовых ресурсов организации.

Исходя из классического толкования финансовой политики формируется ее содержание, включающее:

разработку оптимальной концепции управления финансовыми ресурсами, обеспечивающей сочетание высокой доходности и защиты от коммерческих рисков;

выявление основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал и т.д.) и ближайший период с учетом налогообложения, рыночной конъюнктуры и т.д.;

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных финансовых целей.

Основной задачей финансовой политики является разработка эффективного механизма управления финансами. Однако, если следовать современному направлению толкования финансовой политики как совокупности конкретных форм и методов реализации финансового менеджмента, то мы выходим за рамки, ог-раниченные классическим пониманием финансовой политики. В этом случае финансовая политика должна выступать как политика экономическая, то есть политика использования не только финансовых ресурсов, но всех ресурсов предприятия (организации). Таким образом, речь идет о единой экономической политике, которая определяет конкретные формы и методы реализации финансового менеджмента. В данном случае экономическую политику будем называть финансовой только по причине, что она связана с финансовым менеджментом. В дальнейшем финансовую политику мы будем трактовать более широко, чем просто политику в области финансов. Такая финансовая политика будет включать три звена:

выработку научно обоснованных концепций управления ресурсами предприятия (они формируются с учетом требований объективных экономических законов, глубокого анализа состояния развития отрасли, перспектив развития спроса т.п.);

определение основных направлений использования ресурсов предприятия на перспективу и в текущем периоде с учетом путей достижения поставленных экономической политикой целей, внешних факторов и возможностей увеличения ресурсов;

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

По объектам проведения финансовая политика предприятия подразделяется на управление активами и пассивами.

Важнейшие составные части активов - основные и оборотные, пассивов - собственные и заемные источники.

По стадиям процесса воспроизводства финансовая политика делится на политику в области производства, распределения, обмена и потребления.

Финансовая политика предприятия - это его денежная политика. В своей основе она направлена на стабилизацию и улучшение экономических показателей деятельности. Однако спектр решения задач финансовой политики гораздо шире собственно денежных аспектов работы предприятия. Он затрагивает и организационную стадию многих экономических процессов, вопросы структурных сдвигов и развития экономики предприятия.

Центральным звеном финансовой политики предприятий выступает организация и проведение процесса получения (зарабатывания) денежных средств. Практическим воплощением и результатом этого процесса в хозяйственной практике являются рост денежного оборота, валюты баланса, получение прибыли, прирост собственных оборотных средств, улучшение финансового состояния, увеличение возможностей для развития производственной деятельности, а также для выплаты дивидендов. Большое значение в процессе получения денежных средств имеет обеспечение непрерывности процесса производства и недопущение излишней долговой обремененности.

Основными элементами финансовой политики являются:

учетная политика в целях бухгалтерского и налогового учета;

заемная (кредитная) политика (политика заимствований);

политика управления денежными средствами;

политика управления оборотными средствами;

дивидендная политика;

политика управления резервами;

политика капитализации (увеличения) стоимости организации.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика во многом формируется на основе финансовой стратегии как результата стратегического менеджмента, который разрабатывает правила осуществления финансового менеджмента, формулируемые в рамках стратегического (долгосрочного) плана.

Контрольные вопросы

Дайте определение финансовому менеджменту.

Сформулируйте основные предпосылки создания научного направления «финансовый менеджмент».

Каковы основные области управленческой деятельности в рамках финансового менеджмента?

Перечислите основные стратегические и текущие цели, которых может достигать организация.