Общество представляет собой саморазвивающуюся сложную систему. В связи с этим, уже на самом раннем этапе развития возникает потребность в формировании механизма саморегуляции, как в обществе в целом, так и в отдельных группах. В современной социологии этот механизм называется социальным контролем. Его деятельность осуществляется через посредство нормативного регулирования поведения людей. Причем, дробясь на подсистемы, например, по сферам жизнедеятельности, общество в каждой из них не обходится без функционирования механизмов социального контроля. Можно говорить о социальном контроле на самых различных уровнях общества - на уровне межличностных отношений в семье, социальной группе, в сфере экономики, политики, культуры, науки.

Это связано, прежде всего, с теми функциями, которые выполняют механизмы и институты социального контроля. В целом функции социального контроля могут быть разделены на две основные группы: регулятивные и конструктивные. Суть первой сводится к обеспечению стабильности функционирования общества через механизмы саморегуляции. К таким механизмам следует отнести регламентацию и консолидацию деятельности индивидов. Действенность этих механизмов выражается в выработке как институциональных, так и неинституциональных стандартов деятельности индивидов в социальной системе, а также регламентацию и оценку реальной деятельности людей, и стандартизацию этой деятельности при помощи системы социальных санкций. Здесь особым предметом, на который направлен механизм социального контроля, является девиантное поведение. Иными словами, именно через посредство институтов и механизмов социального контроля общество узнает и оценивает вредоносность или, наоборот, полезность, конструктивность того или иного проявления деятельности его членов. Институты социального контроля призваны, с одной стороны, оберегать общество от отрицательных, деструктивных форм девиации, с другой, обеспечивать прогресс общества в сфере формирования новых социальных норм, отражающих действительные реальные социальные отношения, особенно это касается институциональных правовых норм. Отсюда вырисовывается вторая основная группа функций социального контроля – функции конструктивные.

Обе эти группы функций теснейшим образом связаны и взаимообусловлены. Суть второй группы функций сводится к обеспечению развития общества. Социальный контроль призван разрешать в каждой конкретной ситуации противоречие между функционированием и развитием общества.

Исходя из своих функций, социальный контроль подразумевает наличие санкционного механизма. Санкционный механизм относится к внешней форме социального контроля. Он состоит из системы правовых и неправовых мер, запретов и воздействий. По характеру социальные санкции разделяются на санкции, основанные на принуждении, то есть такие меры физического или психологического воздействия, которые вопреки воле человека или даже под страхом наказания заставляют придерживаться определенных стереотипов и правил поведения, а также санкции, которые основой своей имеют убеждение, осуществляющееся на доверии. Возможность и действенность второго рода санкций связана с личностными качествами человека, его моральной мотивацией, сознанием и чувствам индивида как члена общества посредством рационального разъяснения или эмоционального влияния.

Самоконтроль личности или внутренний контроль является другой, называемой социологами формой социального контроля. Самоконтроль понимается как способ саморегуляции поведения индивида. Основу этого способа составляет процесс социализации личности – то насколько, и в какой мере личностью усвоены социально одобряемые ценности, нормы, образцы поведения в обществе и в своей социальной группе.

Основными институтами социального контроля следует назвать государство, институты права и правоохранительные органы, на уровне межличностных отношений институт семьи и брака. Обратимся особо к институтам социального контроля, связанными с правовым поведением людей.

Прежде всего, к такого рода институтам следует отнести правоохранительные органы государства: милицию, внутренние войска, суды, прокуратуру. Каждый из названных органов имеет свою функцию в системе правоохранительной деятельности, однако, все они связаны с реализацией одной главной функции – обеспечением безопасности граждан и государства в целом. Деятельность этих органов строго регламентирована соответствующими правовыми документами, такими как «Закон о милиции», закон «О прокуратуре РФ» и другими документами. Так, одними из основных функций милиции является предотвращение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, и проведение в этой сфере профилактической работы, оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений. К функциям милиции относится также обеспечение правопорядка в публичных местах, охрана собственности граждан, регламентация разного рода отношений граждан и государства (выдача и регистрация паспортов, пропусков, вопросы прописки) и прочие. Во многом схожие функции выполняют внутренние войска, участвуя в охране общественного порядка, а также охране важных государственных объектов, специальных грузов, обеспечивая конвоирование осужденных, обеспечивая режим чрезвычайного положения. Имея в своем составе соответствующие подразделения, внутренние войска участвуют в территориальной обороне государства, тесно контактируя с пограничниками.

Основной функцией института прокуратуры как института социального контроля является осуществление прокурорского надзора. Основная цель прокурорского надзора состоит в том, чтобы в государстве реально обеспечивалось верховенство закона, провозглашенное Конституцией. В этом смысле прокурорский надзор имеет отношение, прежде всего, к механизмам внешнего контроля. Причем объектом прокурорского надзора выступают в основном не действия частных лиц, а деятельность тех или иных государственных органов и организаций или лиц, представляющих эти организации.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что фундаментальное противоречие для любой социальной системы, связанное с ее функционированием и развитием, наиболее успешно будет разрешаться в том случае, когда в обществе надежно и динамично будет действовать естественным образом сложившаяся (а не навязанная кем-то) система социальных норм, когда будут легитимные институты и механизмы социального контроля. В этом случае действия отдельных людей и их объединения станут предсказуемыми, и, так сказать, вписанными в общий сценарий путей и способов развития общества. В особенности это касается такого важного для любого общества вида социальных норм, как правовых. Безусловно, не может быть речи о создании общества абсолютно законопослушных граждан – девиация столь же естественно присуща обществу, как и норма. Однако, как мы выяснили, виды и типы девиации могут быть различными, и доминирующие из них в обществе непосредственно обусловлены сложившейся системой социальных норм. Пример современного состояния российского общества представляет собой яркую тому иллюстрацию – разрушив отжившую систему социальных норм, мы до сих пор находимся на этапе формирования новой. Как представляется, этот процесс займет значительное время и потребует от всех граждан значительной выдержки и самоотдачи, но за этим видится будущее.


Вопросы для самопроверки

1. Что называют социальной нормой?

2. Какова природа социальных норм?

3. Какие факторы влияют на происхождение социальных норм?

4. Какие виды социальных норм существуют в обществе?

5. В чем заключаются особенности институциональных социальных норм, какова их связь и взаимодействие с неинституциональными социальными нормами?

6. Всякая ли институциональная норма является правовой?

7. Какие из числа социальных норм относят к группе правовых, каковы их функции в обществе?

8. В чем отличие моральных норм от норм нравственности?

9. Могут ли этические нормы быть правовыми?

10. Какие факторы влияют на формирование эстетических норм, и что они собой представляют?

11. Что собой представляет процесс институализации социальных норм?

12. Почему для успешного и стабильного функционирования и развития общества необходимо наличие в нем механизмов деинституализации социальных норм?

13. Что называют социальным отклонением и какова природа этого феномена?

14. Какие причины и факторы влияют на девиацию?

15. Какие существуют виды девиантного поведения?

16. Что такое социальный контроль? Каковы его основные функции?

17. Какие существуют институты социального контроля? Каковы их основные цели и функции?

Литература

Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля: краткий очерк // Рубеж. Альманах социальных исследований. 1992, №2.

Горяинов В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации // Социс, №3, 1997.

Дюркгейм Э. Норма и патология // Рубеж. Альманах социальных исследований. 1991, №2.

Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М. 1994.

Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. М. 1997.

Кудрявцев В.Н. Социальные деформации. М. 1992.

Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социс, №3, 1997.

Лебон Г. Психология народов и масс. СПб. 1995.

Мертон Р. Социальная структура и аномия: социология преступности. М. 1966.

Ольков С.Г. Социальные отклонения. Тюмень, 1994.

Социология преступности. М. 1996.

Общество являет собой сложную систему, которая саморазвивается. В связи с этим, уже на самом раннем этапе развития возникает потребность в формировании механизма саморегуляции, как в обществе в целом, так и в отдельных группах. В современной социологии этот механизм называется социальным контролем. Его деятельность осуществляется при посредничестве нормативного регулирования поведения людей. Причем, дроблячи на подсистемы, например, по сферам жизнедеятельности, общество в каждой из них не обходится без функционирования механизмов социального контроля. Можно говорить о социальном контроле на всевозможных уровнях общества - на уровне межличностных отношений в семействе, социальной группе, в сфере экономики, политики, культуры, науки.

Это связано, в первую очередь, с теми функциями, которые выполняют механизмы и институты социального контроля. В целом функции социального контроля могут быть разделены на две основных группы: регулятивные и конструктивные. Суть первой сводится к обеспечению стабильности функционирования общества через механизмы саморегуляции. К таким механизмам стоит отнести регламентацию и консолидацию деятельности индивидов. Действенность этих механизмов выражается в выработке как институциональных, так и неинституциональных стандартов деятельности индивидов в социальной системе, а также регламентацию и оценку реальной деятельности людей и стандартизацию этой деятельности с помощью системы социальных санкций. Здесь особенным предметом, на какой направленный механизм социального контроля, является девиантное поведение. Другими словами, именно при посредничестве институтов и механизмов социального контроля общество узнает и оценивает или вредность, напротив, полезность, конструктивность того или другого проявления деятельности его членов. Институты социального контроля призваны, с одной стороны, оберегать общество от негативных, деструктивных форм девиации, из другой, обеспечивать прогресс общества в сфере формирования новых социальных норм, которые отбивают действительные, реальны социальные отношения, особенно это касается институциональных правовых норм. Отсюда вырисовывается вторая основная группа функций социального контроля - функции конструктивны.

Обе этих группы функций самым тесным образом связанные и взаимообусловленные. Суть второй группы функций сводится к обеспечению развития общества. Как показывает нам исторический опыт, с которым согласятся и разные теории, идеальной системы общества, идеального государственного строя, идеальной социальной группы быть не может. Общество и каждый его элемент, взятый отдельно, постоянно изменяются, потому любые попытки «консервирования» того или другого типа социальных взаимосвязей, ту или другую систему ценностей, норм, государственного строя не приводят ни к чему, кроме как к росту нестабильности, напряженности в обществе. Самим стабильным состоянием общества оказывается состояние его саморазвития в соответствии со свойственными ему общими и частными закономерностями. Социальный контроль именно и призванный позволять в каждой конкретной ситуации противоречие между функционированием и развитием общества.


Исходя из своих функций, социальный контроль имеет в виду наличие санкционного механизма. Санкційований механизм относится к внешней форме социального контроля. Он состоит из системы правовых и неправовых мер, запретов и влияний. По характере социальные санкции разделяются на санкции, основанные на принуждении (то есть такие меры физического или психологического влияния, что вопреки воле или человека даже под страхом наказания вынуждают сдерживать определенных стереотипов и правил поведения), а также санкции, что основой своей имеют убеждение, которое осуществляется на доверии. Возможность и действенность второго рода санкций связана с личностными качествами человека, его моральной мотивацией, сознанием и чувством индивида как члена общества с помощью рационального или разъяснение эмоционального влияния.

Самоконтроль или личности внутренний контроль является другими називаними социологами формой социального контроля. Самоконтроль понимает как способ саморегуляции поведения индивида. Основу этого способа составляет процесс социализации личности - то, насколько и в какой мере личностью усвоены социально одобряемые ценности, нормы, образцы поведения в обществе и в своей социальной группе. Другими словами, эффективность самоконтроля определяется степенью и характером социальной самоидентификации личности.

Основными институтами социального контроля стоит назвать государство, институты права и правоохранительные органы, на уровне межличностных отношений институт семейства и брака. Вообще говоря, любой социальный институт, выполняя свою основную регулятивную функцию, в той или другой степени выступает и в качестве института социального контроля, устанавливая и регламентируя поведение людей в той или другой плоскости в соответствии с социально одобряемыми принципами и нормами. Обратимся особенно к институтам социального контроля, связанными с правовым поведением людей.

В первую очередь, к такому роду институтам стоит отнести правоохранительные органы государства: милицию, внутренние войска, суды, прокуратуру. Каждый из названных органов имеет свою функцию в системе правоохранительной деятельности, однако все они связаны с реализацией одной главной функции - обеспечением безопасности граждан и государства в целом. Деятельность этих органов строго регламентирована соответствующими правовыми документами, такими как «Закон о милиции», закон «О прокуратуре РФ» и другими документами. Да, одними из основных функций милиции есть предотвращение, прекращение, выявление и раскрытие преступлений, и проведение в этой сфере профилактической работы, предоставления помощи гражданам, которые пострадали от преступлений. К функциям милиции относится также обеспечение правопорядка в публичных местах, охрана собственности граждан, регламентация разного рода отношений граждан и государства (выдача и регистрация паспортов, пропусков, вопроса прописки) и другая. Во многом похожие функции выполняют внутренние войска, участвуя в охране общественного порядка, а также охране важных государственных объектов, специальных грузов, обеспечивая конвоирование осужденных и режим чрезвычайного положения. Имея в своем составе соответствующие подразделения, внутренние войска участвуют в территориальной обороне государства, тесно контактируя с пограничниками.

Основной функцией института прокуратуры как института социального контроля есть осуществление прокурорского надзора. Основная цель прокурорского надзора заключается в том, чтобы в государстве реально обеспечивалось верховенство закона, провозглашенная Конституцией. В этом содержании прокурорский надзор имеет отношение в первую очередь к механизмам внешнего контроля. Причем в качестве объекта прокурорского надзора выступают в основном не действия частных лиц, а деятельность тех или других государственных органов и организаций ли лица, которые представляют эти организации.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что фундаментальное противоречие для любой социальной системы, связанное с ее функционированием и развитием, больше всего успешно будет позволяться в том случае, когда в обществе надежно и динамически будет действовать естественным образом сформированная (а не навязана кем-то) система социальных норм, когда будут лэ-гитимные институты и механизмы социального контроля. В этом случае действия отдельных людей и их объединения станут предсказуемыми, и, так сказать, уписаними в общий сценарий путей и способов развития общества.

Особенно это касается такого важного для любого общества вида социальных норм, как правовые. Безусловно, не может быть и речи о создании общества абсолютно законопослушных граждан - девиация настолько же естественно присуща обществу, как и норма. Однако, как мы выяснили, виды и типы девиации могут быть разными, и доминирующие из них в обществе непосредственно обусловлены сформированной системой социальных норм.

Пример современного состояния нашего общества являет собой яркую тому иллюстрацию - разрушив отжившую систему социальных норм, мы доныне находимся на этапе формирования новой. Как представляется, этот процесс заберет значительное время и потребует от всех граждан значительной выдержки и самоотдачи, но за этим видится будущее.

Общество являет собой сложную систему, которая саморазвивается. В связи с этим, уже на самом раннем этапе развития возникает потребность в формировании механизма саморегуляции, как в обществе в целом, так и в отдельных группах. В современной социологии этот механизм называется социальным контролем. Его деятельность осуществляется при посредничестве нормативного регулирования поведения людей.

Исходя из своих функций, социальный контроль имеет в виду наличие санкционного механизма. Санкційований механизм относится к внешней форме социального контроля. Он состоит из системы правовых и неправовых мер, запретов и влияний.

Выводы:

Таки образом, норма определяется как усредненное значение почему-либо, как наиболее распространенный, среднестатистический вариант протекания процесса, деятельности, и как идеальный, желательный вариант. В цікавлячому нас плане норма определяет постоянную в конкретном обществе межу (меру, интервал, границю) допустимого, поведение, действия. Неоднозначность толкования этого понятия свидетельствует о том, что сам феномен социальной нормы имеет безусловную важность для жизни и успешного функционирования как отдельных индивидов, их групп, так и всего общества в целом. И действительно, именно через процесс формирования и функционирования социальных норм передается накопленный поколениями опыт и осуществляется социальный контроль.

Девиация являет собой отклонение от социальной нормы, обусловленное комплексом біо-психо-соціальних причин. Девиация социальна - только наличие общества с системой социальных норм может породить феномен отклонения.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что фундаментальное противоречие для любой социальной системы, связанное с ее функционированием и развитием, больше всего успешно будет позволяться в том случае, когда в обществе надежно и динамически будет действовать естественным образом сформированная (а не навязана кем-то) система социальных норм, когда будут легитимные институты и механизмы социального контроля. В этом случае действия отдельных людей и их объединения станут предсказуемыми, и, так сказать, уписаними в общий сценарий путей и способов развития общества.

Социальный Контроль

Механизм саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.

Формы социального контроля

В социологической науке известно 4 принципиальные формы социального контроля:

· внешний контроль;

· внутренний контроль;

· контроль через отождествление с референтной группой;

· контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое "множество возможностей").

1) Первая форма контроля - внешний социальный контроль - это совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность индивида. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный контроль основан на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах, а неформальный базируется на реакциях окружения.

Эта форма наиболее известна и понятна, но в современных условиях представляется неэффективной, так как предполагает постоянное отслеживание действий отдельного человека или социальной общности, следовательно, требуется целая армия контролеров, за которыми тоже кто-то должен следить.

2) Вторая форма контроля - внутренний социальный контроль - это осуществляемый человеком самоконтроль, направленный на согласование собственного поведения с нормами. Регуляция в данном случае осуществляется не в рамках взаимодействия, а в результате чувства вины или стыда, которые возникают при нарушении усвоенных норм. Для успешного функционирования такой формы контроля в обществе должна быть устоявшаяся система норм и ценностей.

3) Третья форма - контроль через отождествление с референтной группой - позволяет показать деятелю возможные и желательные для общества модели поведения, внешне вроде бы не ограничивая свободу выбора деятеля;

4) Четвертая форма - так называемая "множество возможностей" - предполагает, что, показав деятелю разнообразные возможные варианты достижения цели, общество тем самым оградит себя от выбора деятелем тех форм, которые нежелательны для общества.

Касьянов В.В. рассматривает немного другую классификацию. У него социальный контроль осуществляется в следующих формах:

· Принуждение , так называемая элементарная форма. Многие примитивные или традиционные общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы

· Влияние общественного мнения . Люди в обществе контролируются также с помощью общественного мнения или с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу принятых в данном обществе обычаев, привычек и предпочтений.

· Регламентация в социальных институтах и организациях . Социальный контроль обеспечивается различными институтами и организациями. Среди них - организации, специально созданные для выполнения контролирующей функции, и те, для которых социальный контроль - не основная функция (например, школа, семья, средства массовой информации, администрация учреждений).

· Групповое давление . Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом.


37. Девиантное поведение, его причины.

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права . К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед.

Рассмотрим различные виды социальных отклонений.

1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

2. Индивидуальные и групповые отклонения.

o индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

o групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры) .

3. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям :

o сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов.;

o особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.

o сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;

В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.

1. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом . Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог обидеть и муху.

2. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

3. В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). По Дюркгейму аномия - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения . Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения . Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.


38. Социализация. Основные агенты и этапы социализации.

Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.

Агенты социализации

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Уровни социализации

В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.


39. Общественное мнение: способы изучения, функции, проблемы истинности.

Общественное мнение - усредненная и поддерживаемая большинством точка зрения различных социальных групп на какую-либо проблему с учетом развития массового сознания и ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума.

связей с общественностью В большинстве случаев они могут пользоваться данными опросов общественного мнения, постоянно публикующимися в средствах массовой информации, а в случае необходимости доставать такую информацию в коммерческих организациях, проводящих социологические исследования. В России, например, этим профессионально занимаются Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ), российский интернет-ресурс «Публичная библиотека»,

Основной метод, на котором строится изучение общества - наблюдение. Выделяют три наиболее распространенных типа PR-исследований:

Социологические исследования. Их задача - выяснять установки и мнения людей, то есть их соображения по поводу определенных субъектов.

Коммуникационный аудит, проводимый с целью анализа несогласованностей, возникающих при коммуникации между руководством организаций и целевыми группами общественности.

Неформальные исследования. К ним относятся накопление фактов, анализ различных информационных материалов и др., то есть методы, не требующие непосредственного вмешательства в работу объектов исследования.

Рассмотрим социологические исследования. Различают два общих типа социологических исследований:

1. Описательные исследования. Они дают возможность сделать моментальный снимок определенной конкретной ситуации или существующих условий. Типичным примером их могут служить опросы общественного мнения.

2. Проблемные исследования. Их цель заключается в том, чтобы разъяснить, каким образом сложилась та или иная ситуация, почему преобладают те или иные мнения и установки.

Социологические исследования состоят из четырех элементов: выборки, анкеты (опросника), интервью, анализа результатов.

Выборка - отбор группы единиц опроса, которая должна представить совокупность людей (объект исследования), мнение которых стремится узнать исследователь. В процессе отбора выборки нужно учитывать два фактора:

Определение метода вероятностного отбора выборки;

Соблюдение принципа объективности.

С учетом этих факторов можно использовать два основных метода отбора респондентов: случайный и неслучайный. Первый метод является более научным, второй - менее формальным. Случайный отбор дает каждому представителю населения возможность быть включенным в выборку. Существуют четыре типа случайных выборок.

1. Простая случайная выборка. Составляется общий список населения, а потом из него по принципу случайности отбирается нужное количество единиц для опроса. Объем случайной выборки зависит от численности населения и его однородности.

2. Систематизированная случайная выборка. Она похожа на простую случайную выборку. Но здесь присутствует случайная начальная точка в общем списке населения и определенный шаг отсчета. Надежность этого типа выборки несколько ниже.

3. Стратифицированная случайная выборка. Она используется для изучения разных сегментов групп (страт) населения.

4. Выборка, сформированная путем кластерного отбора. Кластерный отбор выборки предусматривает сначала разделение населения на небольшие однородные подгруппы (кластеры), а потом соответственный репрезентативный отбор от каждой из них потенциальных респондентов.

Неслучайный отбор. Такие выборки делятся на две разновидности - пригодные и квотные.

1. Пригодные выборки формируются по принципу «воспользоваться удобным случаем». Это преимущественно неструктурированные, несистематизированные выборки, рассчитанные на то, чтобы уточнить мнение или точку зрения (как пример - журналистские интервью на улице).

2. Квотные (целевые) выборки предоставляют исследователю общественного мнения возможность подобрать респондентов по определенным характеристикам (женщины, мужчины, представители отдельных рас, национальных меньшинств, имущественного состояния и т.д.). Квота устанавливается пропорционально доле каждой из групп в общем составе населения. Преимущество - однородность исследуемой выборки, надежность исследования.

Анкета. Правила построения анкеты:

1. В анкету необходимо включать только те вопросы, которые помогут в достижении поставленной цели.

2. Приступая к разработке анкеты, прежде всего следует написать вступление, где указано, кто и с какой целью к нему обращается, подчеркнуть конфиденциальность информации.

3. В анкете пользоваться структурированными, закрытыми вопросами. Такие вопросы предусматривают сходство ответов типа «весьма удовлетворен», «удовлетворен», «не удовлетворен», «совершенно не удовлетворен».

4. Вопросы необходимо составлять так, чтобы они были доступными и конкретными.

5. Не следует формулировать предвзятых вопросов.

6. Не следует объединять два разных вопроса в один.

7. Задавать следует вопросы, охватывающие проблему целиком.

8. Анкету всегда необходимо апробировать. Разработанный опросник нужно показать своим коллегам и внимательно прислушиваться к их замечаниям и предложениям.

Интервью. Существует несколько видов интервью: персональные, телефонные, групповые (фокус-группы).

Групповые интервью являются в практике PR наиболее распространенной формой исследовательской работы.

Функции общественного мнения:

Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или отдельных лиц в первую очередь от характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Для общественного мнения характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком смысле контрольная); консультативная; директивная.

Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства.

Вторая функция - консультативная. Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких ответах. Прислушиваясь к этим советам, «руководящие лидеры», группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.

И, наконец, директивная функция общественного мнения -проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место.

В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным. Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений. Аналитическое и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и инструктивное мнения не совпадают. Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т. д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общественное мнение может также выступать в форме позитивных или негативных суждений.

истинность и ложность высказываний общественности зависят прежде всего от самого рассуждающего субъекта, а также источников, из которых он черпает знания .

степень истинности мнения, основанного на личном опыте (пропущенного через призму личного опыта), зависит от способности суждения говорящего . В жизни довольно часто встречаются в высшей степени зрело рассуждающие “юнцы” и совсем “зеленые” старцы, точно так же, как и далекие от непосредственной практики, но тем не менее обладающие истиной “теоретики” и впавшие в самые грубые ошибки деятели “от сохи”. Природа этого явления проста: люди, независимо от непосредственного опыта, бывают более и менее грамотными, образованными, более и менее компетентными, способными к анализу.


40. Сущность и понятие культуры. Общее и различие в культурах.

Культура понимается как…

· совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

· исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. (БСЭ)

· общий объем творчества человечества (Даниил Андреев)

· сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.

1. Понятия (концепты) . Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому) , на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить ребенка”) . В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.

Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.

3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму) , и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

4. Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию.

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество, с точки зрения другого, пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.

В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают.

Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, - культурные универсалии.

Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду.

Однако для разных культур могут быть характерно разные виды спорта, украшений и т.д. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающих эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей определенного общества и формируется в результате уникального развития событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта, запреты на кровные браки и языки, но главное - в той или иной форме они имеются в каждой культуре.

В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной. Эта тенденция называется - энтоцентризмом. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить “варваров” в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.


41. Взаимодействие культуры и экономики.

Традиционно культура являлась предметом исследования философии, социологии, искусствоведения, истории, литературоведения и др. дисциплин, а экономическая сфера культуры практически не изучалась.

На начальных этапах развития человеческого общества термин «культура» идентифицировался с основным видом экономической деятельности того времени - земледелием.

На начальных этапах исследования экономической культуры ее можно определить через наиболее общую экономическую категорию «способ производства»,

В экономическую культуру должны быть включены не только производственные отношения, но и вся совокупность общественных отношений, оказывающих воздействие на технологический способ производства, материальное производство, на человека как его главного агента. Таким образом, в широком смысле экономическая культура - это совокупность материальных и духовных социально выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.

В структуре экономической культуры необходимо выделить главный структурообразующий фактор. Таким фактором является трудовая деятельность человека.

любая трудовая деятельность связана с раскрытием творческих способностей производителя, но степень развития творческих моментов в процессе труда различна. Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда.

Культура труда включает в себя навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники.

Существует общая тенденция повышения экономического культурного уровня. Это находит свое выражение в использовании новейшей техники и технологических процессов, передовых приемов и форм организации труда, внедрении прогрессивных форм управления и планирования, развития, науки, знаний в повышении образованности трудящихся.

Длительное время состояние экономической культуры «описывалось» в строгих рамках восхваления социализма. Однако по мере выявления основной тенденции всех экономических показателей к снижению (темпов роста производства и капиталовложений, производительности труда, дефицит бюджета и т. д.) стала очевидна неработоспособность экономической системы социализма. Это заставило по-новому переосмыслить нашу действительность и начать поиски ответов на многие вопросы. Делаются практические шаги в сторону рынка, демократизации отношений собственности, развития предпринимательства, что, бесспорно, является свидетельством зарождения качественно новых черт экономической культуры современного общества.


42. Формы культуры. Проблемы массовой культуры.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

В большинстве современных обществ культура существует в
следующих основных формах:

1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство,
классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;

2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции,
обычаи;

3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств
массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.

Существует точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы.

Другая точка зрения заключается в том, что массовая культура
продукт интеллигенции, нанятой владельцами средств массовой
информации. Это средство манипулирования массами, навязывания им
своих ценностей и стандартов жизни.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету.
Национальная культура высшая форма развития этнической культуры, которая характеризуется не только наличием своеобразной культурной системы на основе социальной солидарности и опыта совместного проживания на определенной территории, но также наличием высокого профессионального уровня культуры и мирового значения

Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной - она всегда авторская.


43. Виды социологических исследований. Этапы социологического исследования.

социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа: подготовку исследования; сбор первичной социологической информации; подготовку собранной информации к обработке и ее обработку; анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена.

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

В общественно-политическом механизме Российского государства полиция (нем. Polizei от греч. politeia – управление государством, администрация) является государственным органом исполнительной власти; а именно, государственным учреждением, выполняющим специфические задачи в правоохранительной сфере; предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности и охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности . Является структурным подразделением органов внутренних дел и выступает центральным звеном управления МВД Российской Федерации.

Являя собой материальное воплощение социального института, объединяющего формальные и неформальные организационные структуры коллектива, материальные органы, учреждения, подразделения, системы ролей и статусов, образцов поведения, норм и ценностей и др., институту полиции присущи наряду с общими институциональными чертами и свойствами специфические институциональные признаки, раскрывающие особенности его функционирования в российском обществе.

Обращая внимание на роль полиции в обеспечении внутренней безопасности страны, отдельные исследователи считают вполне очевидным, что теоретическое осмысление полиции и ее деятельности становится возможным «через призму современного правового государства»; сущности государства и роли, которая отводится полиции как органу государства законом . С позиции правоведов Б. П. Кондрашова, Ю. П. Соловей, В. В. Черникова, под полицией следует понимать «учреждения и персонал, охраняющие жизнь и здоровье, имущество, общественный порядок и личную безопасность граждан» .

Наряду с узким пониманием полиции как органа, в полномочия которого входит выполнение обязанностей по охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности с правом использования мер государственного принуждения, в литературе выделяется и широкое понимание данного термина. В частности, по мнению И. В. Гончарова, «термин «полиция» является широким и компактным, объединяющим в одну систему все надзорно-принудительные органы, как милитаризованные, так и гражданские, которые применяют административное принуждение и административную юрисдикцию в целях охраны общественного порядка, то есть осуществляют полицейскую деятельность» .

Между тем более глубокое понимание полиции дает рассмотрение ее институциональных признаков. Общими институциональными признаками полиции, по нашему мнению, являются: эволюционное и историческое развитие, легитимность, удовлетворение общественных потребностей. Специфическими институциональными признаками, характерными для сферы деятельности силовых ведомств, являются: устойчивая организационная структура системы управления, наличие иерархических отношений, формальных и неформальных норм; доминирование отношений субординации; соблюдение конфиденциальности; следование Присяге, профессиональным принципам, традициям.

Учитывая то, что общие и специфические признаки института полиции, во-первых, наполняют содержанием, а, во-вторых, обогащают понимание феномена полиции как социального института, рассмотрим некоторые из выделенных нами признаков подробнее.

История развития института полиции связана с историей развития человеческого общества и его основных институтов, включая государство, что можно проследить со времен античного правления. Как отмечается в литературе, первоначально, публичная власть представала по отношению к гражданам только в качестве полиции, которая «также стара, как государство», а простодушные французы XVIII века говорили не о народах цивилизованных, а о народах полицизированных (nations policees) .

Как термин полиция (греческое «politeia» – управление государством, администрация) прослеживается в литературе еще со времен Древней Греции . В дальнейшем, по мере развития цивилизации, наблюдается изменение смыслового значения термина «полиция». Немалую роль в определении смыслового значения термина сыграли и функции полиции, продиктованные теми политическими режимами, которые были присущи странам на определенных этапах их исторического развития. Так, в Средние века термин «полиция» обозначал не только строй государства, но и управление государственными делами и хорошие нравы. В дальнейшем, в XVIII веке, под термином понималось управление внутренними делами государства, предполагающего «репрессию в области безопасности и регламентацию в области благосостояния» .

В отечественной истории полиция возникает как особая отрасль государственного управления в связи с предпринятыми в начале XVIII века преобразованиями государственных органов Петром I. С этой поры и в последующем на всем протяжении истории развития российской полиции главная роль в организации деятельности и определении ее миссии в обществе принадлежит государству. Переименование полиции в милицию в результате политического противостояния и вооруженной борьбы противоборствующих классов за власть в октябре 1917 года объясняется исключительно идеологической подоплекой: ведь термин «полиция» от греческого «politeia» – управление государством, администрация, а термин «милиция» – от лат. «militia» (войско, вооруженный отряд) .

На переломе ХХ–ХХI века в связи с общественно-политическими и экономическими преобразованиями в России в 90-е годы и провозглашением курса государства на построение демократического общества последовали первоначальные шаги по приведению деятельности органов внутренних дел их социальному назначению. В числе первых предпринятых государством в области российского законодательства мер стало исключение из названия Закона РСФСР «О милиции» слова «советский». Законодательно было определено, что «милиция в Российской Федерации – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами» .

Следующим этапом обновления российского законодательства стало учреждение «криминальной милиции» и «милиции общественной безопасности» на пути муниципализации милиции, основными задачами которых стали защита прав и свобод личности, противодействие преступности и охрана общественного порядка. К слову, согласно исторической справке, подобное организационное построение системы милиции (полиции) отчасти уже встречалось в отечественном опыте создания и функционирования органов государственного принуждения. Так, учрежденная еще Петром I в 1718 году полиция подразделялась на общую, наблюдавшую за порядком (расследования по уголовным делам вели сыскные подразделения), и политическую (службы информации и охранные отделения). Наряду с этим функционировали и специальные службы полиции: дворцовая, портовая, ярмарочная. Общее руководство полицией осуществлялось Министерством внутренних дел Российского государства с помощью специального департамента полиции, систему которой представляли: городские полицейские управления во главе с полицмейстером; полицейские части и участки – частные и участковые приставы (надзиратели); околотки и низшее звено – посты городовых. В уездных городах, уездах органы полиции входили в полицейские управления во главе с исправником, подчинявшиеся губернатору .

На пути эволюционного развития полиции в истории государств и политических режимов обращает на себя внимание и опыт функционирования современных национальных систем зарубежной полиции. Сегодня мировая практика представляет широкую «палитру» построения организационных форм зарубежной полиции: централизованную (Австрия, Дания, Испания, КНР, Финляндия, Франция, Швеция), полуцентрализованную (Великобритания, Италия, Нидерланды, ФРГ, Япония), децентрализованную, или смешанную (США) .

Различия в построении современных национальных систем зарубежной полиции определяют их специфические особенности. Так, в практике централизованной национальной системы полиции государственная полиция выступает как единое целое. При этом во Франции полицейские учреждения подчиняются Генеральной дирекции национальной полиции, входящей в состав Министерства внутренних дел (на особом положении находится префектура полиции Парижа) .

В полуцентрализованной национальной системе полиции, как, например, в Великобритании, полиция входит в систему Министерства внутренних дел, а Лондонское управление уголовного расследования (Скотленд Ярд) представляет ее оперативный штаб. Наряду с этим в городах и графствах Великобритании функционирует местная полиция. Формально автономные полицейские системы представлены в Шотландии и Северной Ирландии.

При децентрализованной системе полиции (США) полиция включает в себя ФБР (Федеральное бюро расследования), другие полицейские ведомства, входящие в состав различных министерств, полицию штатов, полицию графств (сельскую полицию), военную полицию, частную полицию. Полиция штата, как правило, подчиняется непосредственно губернатору штата. А местная полиция, как наиболее многочисленная, состоит из полицейских служб графств и городских муниципалитетов, подчиняющихся шерифу . При каждом полицейском ведомстве имеются собственные элитные подразделения под общим названием SWAT (аналог российского СОБРа).

Учитывая историю развития зарубежной полиции и взятый страной курс на демократические преобразования государственных органов власти, включая органы внутренних дел, в перспективе полиция представляется незаменимым государственным учреждением, выполняющим важные правоохранительные и социальные функции, отвечающие требованиям времени.

Еще одним общим институциональным признаком, присущим полиции, является легитимность. Легитимность как институциональный признак полиции проявляется в том, что в современных развитых странах демократической ориентации полиция получает свои полномочия от народа с целью защиты прав и интересов населения посредством принятия нормативно-правовых актов. А значит, полиция осуществляет свою деятельность в соответствии с потребностями общества, обеспечивая безопасность личности и населения, охраняя и поддерживая правопорядок.

Обращаясь к опыту строительства института полиции зарубежных стран, заметим, что в соответствии с Кодексом поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятым Генеральной Ассамблеей ООН от 17 декабря 1979 года, функции полиции в развитых демократических странах заключаются в поддержании правопорядка и выполнении возложенных на нее законом обязанностей; служа обществу и защищая всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой профессией . Осмысливая проблемы организации работы и функционирования полиции на сегодняшний день, зарубежные ученые и практики высказывают общую позицию, согласно которой полиция призвана работать в интересах общества, конкретной общины, защищать права и интересы населения, обеспечивать их безопасность, поддерживать правопорядок .

В Российской Федерации органы внутренних дел (полиция) предстают в механизме осуществления государственной власти и реализации функций российского демократического правового государства согласно Федеральному закону «О полиции» как система государственных органов, учреждений, организаций, подразделений, выполняющих специфические и профессиональные задачи в сфере правоохранительной деятельности. Это определяет особенности построения, развития и функционирования органов внутренних дел в целом и полиции, в частности, как государственного учреждения и социального института. В соответствии с действующим законодательством, полиция в Российской Федерации освобождается от не свойственных ей функций и призвана решать задачи по следующим основным направлениям деятельности: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений и административных правонарушений; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности . Давая интервью Российской газете в связи с годовщиной провозглашения полиции как новой правоохранительной структуры, Министр внутренних дел Российской Федерации подтверждает, что «МВД освобождается от несвойственных ему функций. Отрыв от основной функции – правоохраны – сведен к минимуму» .

Итак, государственная политика освобождения органа правопорядка от несвойственных ему функций нашла отражение в определении основных направлений деятельности полиции. Хотя вопрос о приоритетных направлениях деятельности полиции по-прежнему остается дискуссионным. В частности, и это вполне оправдано, в литературе обсуждается вопрос о выведении из структуры федерального органа исполнительной власти экспертно-криминалистических подразделений, осуществляющих экспертно-криминалистическую деятельность. С нашей точки зрения, следует обратить внимание на усиление социальной направленности деятельности подразделений полиции, так как функциональная роль полиции в общественной жизни заключается в поддержании и оказании в рамках своей компетенции социальной помощи населению, гражданам, обратившимся к сотрудникам полиции с вопросами правового, морального, материального, финансового, социального характера.

Горшенева И. А. Полиция в механизме современного государства: теоретико-правовые аспекты: автореф. дис… канд. юрид. наук: 12.00.01 – М.: Юридический институт МВД России. – М., 2002. – С. 14; Листаров Д. Б. Сравнительный анализ законодательства о полиции СЩА и Великобритании с новым законом о полиции в РФ // Тенденции и перспективы развития уголовного и уголовно-процессуального законодательства в борьбе с преступностью: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной памяти Заслуженного деятеля науки Республики Татарстан проф. Б. С. Волкова. Москва, 15 апреля 2011 г. – М.: РУДН, 2011. – С. 251.

Кондрашов Б. П., Соловей Ю. П., Черников В. В. Концептуальные идеи российского закона «О милиции» // Вестник Московского университета МВД России. – 2006. – № 3. – С. 17.

Большая советская энциклопедия. Т. 20. – М.: Советская энциклопедия. 1975. – С. 673.

Князев В. В., Сазонова Н. И., Жмыхов А. А., Заморина Т. Ю. Полицейские системы зарубежных государств. – М.: ВНИИ МВД России, 2004. – С. 4–5.

Оганян Р. Э., Кисилев А. К. Подготовка полицейских в странах Евросоюза. – М.: ВНИИ МВД России, 2006. – С. 27.

Кисилев А. К. Трансформироваться, а не реформироваться (чему российскую милицию может научить зарубежный опыт) // Полицейское право. – 2006. – № 3. – С. 25.

Резолюция 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН о принятии Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, 17 декабря 1979 г.

Свон Р. Д. Эффективность правоохранительной деятельности и ее кадровое обеспечение в США и России. / под общ. ред. В. П. Сальникова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, издательство «Алетейя», 2000. – С. 79.

СЗ РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.

Полиции – год. Реформа продолжается // Российская газета. – 2012. – № 44. – С. 6.

— механизм поддержания общественного порядка посредством нормативного регулирования, подразумевающий действия общества, направленные на предотвращение отклоняющегося поведения, наказание девиантов или их исправление.

Понятие социального контроля

Важнейшим условием и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость социальных действий и социального поведения людей, в отсутствие которой социальную систему ждут дезорганизация и распад. Общество располагает определенными средствами, с помошью которых обеспечивает воспроизводство существующих социальных отношений и взаимодействий. Одним из таких средств является социальный контроль, основная функция которого заключается в создании условий для устойчивости социальной системы, сохранения социальной стабильности и в то же время для позитивных социальных изменений. Это требует гибкости от социального контроля, в том числе способности распознавать позитивно-конструктивные отклонения от социальных норм, которые следует поощрять, и негативно-дисфункциональные отклонения, к которым надо применять определенные санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) негативного характера, в том числе правовые.

— это, с одной стороны, механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а с другой — социальная практика их использования.

В целом социальное поведение личности протекает под контролем общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида правилам социального поведения в процессе социализации, но и выступают агентами социального контроля, наблюдая за правильностью усвоения образцов социального поведения и их реализации на практике. В этом плане социальный контроль выступает как особая форма и способ социальной регуляции поведения людей в обществе. Социальный контроль проявляется в подчинении индивида социальной группе, в которую он интегрирован, что выражается в осмысленном или спонтанном следовании социальным нормам, предписанным этой группой.

Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций.

Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальные нормы

Социальные нормы — это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы.

Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания.

Нормы морали — неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание или общественное одобрение.

К социальным нормам обычно относят:

  • групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»);
  • социальные обычаи (например, гостеприимства);
  • социальные традиции (например, подчинение детей родителям),
  • общественные нравы (манеры, мораль, этикет);
  • социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.). Обычаи, традиции, нравы, табу называются иногда общими правилами социального поведения.

Социальная санкция

Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения , выраженный в форме поощрения (позитивная санкция) или наказания (негативная санкция). Санкции бывают формальные, налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами, и неформальные, выраженные неофициальными лицами.

Социальные санкции - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм.

Социальные нормы и социальные санкции представляют собой неразрывно целое, и если у какой-то социальной нормы отсутствует сопровождающая ее социальная санкция, то она теряет свою социально-регулирующую функцию. Например, еще в XIX в. в странах Западной Европы социальной нормой считалось рождение детей только в законном браке. Поэтому незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, ими пренебрегали в повседневном общении, они не могли заключать достойные браки. Однако общество по мере своей модернизации и смягчения общественного мнения относительно незаконнорожденных стало постепенно исключать неформальные и формальные санкции за нарушение данной нормы. В результате данная социальная норма вообще перестала существовать.

Выделяют следующие механизмы социального контроля:

  • изоляцию — изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);
  • обособление — ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);
  • реабилитацию — комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Типы социальных санкций

Хотя официальные санкции кажутся более эффективными, на самом деле для человека более важными бывают неформальные санкции. Потребность в дружбе, любви, признании или боязнь насмешек и стыда часто оказываются действеннее, чем ордена или штрафы.

В процессе социализации формы внешнего контроля усваиваются так, что они становятся частью его собственных убеждений. Формируется система внутреннего контроля, именуемая самоконтролем. Типичный пример самоконтроля — муки совести человека, совершившего недостойный поступок. В развитом обществе механизмы самоконтроля превалируют над механизмами внешнего контроля.

Типы социального контроля

В социологии различают два основных процесса социального контроля: применение позитивных или негативных санкций за социальное поведение индивида; интериоризация (от фр. interiorisation — переход извне внутрь) индивидом социальных норм поведения. В связи с этим выделяют внешний социальный контроль и внутренний социальный контроль, или самоконтроль.

Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля — формальный и неформальный.

Формальный социальный контроль , основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

Неформальный социальный контроль , основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания — смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.

Внутренний социальный контроль — самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой — в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

- это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационшшзироватьсвое социальное поведение.

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.

В процессе социального поведения индивиду приходится постоянно бороться со своим подсознанием, придающим его поведению стихийный характер, поэтому самоконтроль является важнейшим условием социального поведения людей. Обычно самоконтроль индивидов за своим социальным поведением усиливается с возрастом. Но это также зависит от социальных обстоятельств и характера внешнего социального контроля: чем жестче внешний контроль, тем слабее самоконтроль. Более того, социальный опыт показывает, что чем слабее самоконтроль у индивида, тем жестче должен быть по отношению к нему внешний контроль. Однако это чревато большими социальными издержками, поскольку жесткий внешний контроль сопровождается социальной деградацией личности.

Кроме внешнего и внутреннего социального контроля социального поведения индивида выделяют также: 1) косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой; 2) социальный контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.