В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс.

Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие.

1. Так называемые «стихийные» регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т. п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т. д. В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. Иногда же их влияние вообще не отражается общественным сознанием или отражается неадекватно.

2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей.

3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга.

Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и.негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам.

Для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина «норма». Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой - естественная норма. Во-вторых, норма - это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества - социальная норма.

Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным.

Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы - сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов.

1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука.

2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами.

3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.

4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т. п.

При обсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества. Социальным нормам присущи следующие признаки. 1. Они являются общими правилами. Сказанное означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т. е.

определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся.актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними.

3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе.

4. Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу.

Кроме того, они стабилизируют социум, а значит, включены в процессы его функционирования, являются как порождением, так и регулятором указанных процессов.

5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. По мнению М. Вебера, именно культура позволяет людям придать смысл миру, создать основу для суждения о взаимодействии людей Культура выражается прежде всего в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащим разным культурным традициям, например европейской и азиатской. Можно сказать, что представленность культурных различий в нормах не менее отчетлива, чем в религиозных и философских учениях, системах ценностей и т. п.

Однако существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа.

Характер же организации общества в большей мере влияет на значимость того или иного вида норм в обществе, на связи норм в социальной нормативной системе. Так, в негосударственно-организованных обществах доминируют обычаи, традиции, а в государствах - мораль и право.

Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Из приведенного определения видно, что в юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.).

Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике- образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).

По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования.

По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения: процесс формирования норм; формы фиксации (существования); характер регулятивного воздействия; способы и методы обеспечения. При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут недостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик.

Социальная норма: сущность понятия

Поведение человека или более широких социальных групп уже в течение достаточно долгого времени регулируется при помощи принятых в обществе социальных норм. Они необходимы, в первую очередь, для того, чтобы интересы и потребности одного индивида соответствовали потребностям и интересам более широких кругов и не нарушали их свободу, а также не посягали на безопасность.

Социальная норма – это один из аспектов, который исследуется социологической наукой. Термин «норма» имеет латинское происхождение (норма – руководящее начало, рациональное правило, образец поведения).

Определение 1

В социологии норма – это социально определяемые и санкционируемые способы действовать, быть или думать. Таким образом, норма – это некоторый образец, который выступает в качестве ключевого при выборе человеком его способа мышления или модели поведения.

Исследованиями социальных норм в социологии занимались такие ученые, как Ж. Пиаже, Г. Зиммель, А. Штутцер, Р. Лалив. Все они рассматривали социальную норму как очень сложное образование, которое обладает многоуровневостью и разнообразием, поскольку наше общество неоднородно, и зачастую каждому сообществу необходимо закрепление индивидуальных социальных норм.

Социальные нормы обладают своими свойствами, о которых неоднократно упоминает в своих трудах Й. Эльстер. Он группирует их следующим образом:

  • Нормы могут поддерживаться не только санкциями, но также и эмоциями, которые возникают у сообщества в случае их нарушения. Причем, эмоции стоит учитывать не только у наблюдателей, но и самого действующего лица (нарушителя).
  • Норма является императивным образованием, которая в свою очередь выступает еще и предписанием к определенным действиям, которые человек совершает ежедневно в своей социальной, экономической, политической и духовной жизни;
  • Норма является социальной ровно в той мере, в которой она разделяется с другими членами общества, а также поддерживается официально предпринятыми санкциями, которые не противоречат законам гуманизма, а также не притесняют права и свободы других граждан, относящихся к другим сообществам (например, по конфессиональному или национальному признаку);

Функции социальных норм

Социальные нормы выступают в качестве эталона действий и поведения человека в обществе. безусловно, обладая разнообразием направлений, а также достаточно разнообразной видовой структурой, социальные нормы обладают и своим уникальным функционалом. Различные исследователи сходятся во мнении о том, что социальные нормы выполняют следующие ключевые функции:

  • Регулятивная функция – направлена на создание ряда ограничений в возможных действиях человека, а также в его поведении в рамках общественной системы;
  • Оценочная функция – формирует возможность адекватно классифицировать и оценивать поступки окружающих с позиции «законны-незаконные» или «хорошие-плохие»;
  • Функция социализации – способствует успешному функционированию личности в обществе. социализация может быть двух уровней – первичная и вторичная, и на каждом уровне выдвигаются свои особенные социальные нормы поведения.

Эти три ключевые функции, которые выполняют социальные нормы любой разновидности. Существует четвертая функция социальной нормы – трансляционная. Она направлена не только на выявление социальной нормы, но и на ее дальнейшую передачу остальным членам общества. Также трансляционная функция заключается в передаче социальных норм (обычаев, норм морали, сакральных норм) по наследству, от старшего поколения младшему.

Таким образом происходит сохранение социальных норм, их ценности и значимости для конкретного общества. Безусловно, по прошествии определенного времени эти нормы будут меняться под влиянием разных внешних факторов, но их смысл и значимость останется прежней, что особо важно для функции трансляции.

Виды социальных норм

Замечание 1

Социальные нормы – это неоднородное образование, в связи с чем многие исследователи данной области обнаружили их несколько основных видов, которые отличаются по тем или иным аспектам.

Но в социологической науке существует традиционное видовое подразделение. Таким образом, социальные нормы принято актуализировать по способам их формирования, а также дальнейшего обеспечения в социуме. Отсюда выделяются следующие социальные нормы: обычаи, нормы морали, нормы отдельных общественных организаций, а также непосредственно нормы права. Ниже мы охарактеризуем каждый вид отдельно и укажем на их ключевые особенности формирования и реализации.

Обычаи, которые формируются в широких общественных слоях благодаря их естественному происхождению, а также в результате многократного повторения наиболее рациональных действий. В каждом сообществе, даже на современном этапе, существуют уже устоявшиеся обычаи, которые считаются нормой (например, празднование какого-либо значимого события).

Нормы морали, формирующиеся благодаря естественным историческим факторам на основе представлений человека о нравственности. Реализация таких норм напрямую зависит от общественного воздействия. На сегодняшний день все еще существуют некоторые сообщества (в основном те, где правят традиционные нормы и ценности), и нормы морали сильно отличаются от тех, к которым привыкли мы.

Нормы отдельных общественных организаций, которые создаются этими же организациями. Ключевая цель таких норм заключается в упорядочении отношений между членами в пределах этой организации. Такие нормы реализуются благодаря уставу, а также своду правил поведения в организации, с коллективом и в условиях работы с внеорганизационными объектами (другими компаниями, клиентами и заказчиками из иных служб).

Нормы права, которые устанавливаются и санкционируются непосредственно высшими органами власти и государством. Их реализация исполняется благодаря выдвигаемым требованиям, а в случае неповиновения применяются средства государственного принуждения.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. То есть социальные нормы упорядочивают и регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества.

Оценочная. Социальные нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное).

Трансляционная (передающая). В социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т. д.).

Классификация социальных норм. Социальные нормы чрезвычайно разнообразны, поскольку разнообразны и регулируемые ими общественные отношения. Социальные нормы можно классифицировать по различным основаниям (критериям).

- политические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом). Довольно интересен свод политических норм, предлагаемый итальянским мыслителем и государственным деятелем XVI в. Н. Макиавелли – «государь должен быть скупым», «в борьбе за власть следует казаться благодетельнее своего противника», «государь должен держать слово только в том случае, если ему это выгодно» и т. д.;

- экономические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения материальных благ);

- культурные нормы (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; здесь прежде всего имеются в виду нормы, регулирующие творческую, спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека);

- эстетические нормы (правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого и безобразного);

- религиозные нормы (правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями, религиозные обряды и т. п.).

По механизму действия социальные нормы подразделяют на социально-автономные и социально-гетерономные, что отражает различные способы воздействия социальных норм на поведение личности:

- социально-автономные нормы – это правила поведения, основанные на внутреннем убеждении личности (например, моральные нормы);

- социально-гетерономные нормы – это правила поведения, внешние по отношению к личности человека, навязанные извне, их выполнение строго регламентировано и обеспечено принуждением извне (например, юридические нормы).

По способу образования различаются нормы, складывающиеся спонтанно, стихийно (обычаи, традиции) и устанавливаемые сознательно (директивно), к ним можно отнести нормы права, корпоративные нормы и др.

По признаку закрепления в каких-либо формах социальные нормы подразделяют на формально определенные (нормы права, религиозные нормы) и формально неопределенные (нормы морали).

По характеру воздействия на социальную среду нормы подразделяются на прогрессивные и регрессивные:

- прогрессивные нормы способствуют внесению в общественные отношения позитивных изменений;

- регрессивные нормы оказывают на общественные отношения деструктивное воздействие.

С точки зрения юридической науки основной классификацией социальных норм является классификация, критерием которой выступает способ обеспечения социальных норм . На этом основании все социальные нормы подразделяются на две группы: правовые нормы и иные (неправовые) социальные нормы.

Правовые нормы и по способу формирования, и по способу обеспечения связаны с государством. Они устанавливаются или санкционируются государственной властью, с одной стороны, и обеспечиваются силой государственного принуждения – с другой.

Иные социальные нормы формируются иными социальными институтами и обеспечиваются иными негосударственными мерами воздействия.

В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (неправовых) социальных норм они подразделяются на четыре основных вида:

1. Обычаи (традиции, обряды, ритуалы)– исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения и являющиеся регулятором общественных отношений. С точки зрения способа формирования обычаи складываются исторически, естественным путем как устоявшиеся и наиболее приемлемые варианты поведения; они формируются обществом независимо от государства. С точки зрения способа обеспечения обычаи поддерживаются прежде всего силой привычки; кроме этого, как и все социальные нормы, они обеспечены силой общественного мнения.

2. Нормы морали (нравственности) – общие правила поведения, основанные на представлениях людей о добре, зле, чести, долге, справедливости и т. п. категориях, поддерживаемые внутренним убеждением личности и силой общественного мнения.

Мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающей действительности. Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включает в себя также психологические моменты – эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Однако главное в морали – это представления о добре и зле .

С точки зрения способа формирования нормы морали складываются в обществе, впитываются личностью в процессе социализации, внедряются в сознание путем воспитания. С точки зрения способов обеспечения специфичной для нравственных норм является поддержка силой внутреннего убеждения личности; помимо этого нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения, причем для них этот способ более значим, чем для других социальных норм.

3. Корпоративные нормы (нормы организаций)– правила поведения, установленные тем или иным объединением людей, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих этих общественных объединений. Примерами таких норм могут быть уставы всевозможных общественных объединений, клубов по интересам, например, клуба любителей кошек, клуба филателистов, домовых комитетов и т. д.

С точки зрения и способов формирования, и способов обеспечения эти нормы связаны с различными негосударственными объединениями граждан, они устанавливаются этими объединениями самостоятельно, с целью упорядочить их взаимоотношения в процессе общения по интересам. При этом граждане самостоятельно вводят меры воздействия на тех членов объединения, которые нарушают установленные им нормы. Самой значительной мерой обеспечения корпоративных норм является исключение из членов данного общества.

4. Религиозные нормы – правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах – Ветхом и Новом завете, Коране, Сунне и др. Этими нормами определяются порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется порядок отправления обрядов, порядок церковной службы.

Истории известны целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран и Сунна являются основой религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульман. К нарушителям религиозных норм применяются меры воздействия, предусмотренные данной религией – от казни, что нередко происходило в прошлом, до порицания.

В рамках любой религии можно условно выделить две части: онтологическую (описание, объяснение, оценка и предсказание судьбы универсума. Например, «Вначале Бог сотворил небо и землю») и этическую. В последней части и сформулированы религиозные нормы – правила поведения, позволяющие при их соблюдении вести последователям соответствующей религии «истинную» (праведную, правильную и т. д.) жизнь.

См. Лазарев В. В., Липень С. В. Указ. соч. С. 179.

См.: Теория государства и права: учебник / под ред. А. С. Мордовца, В. Н. Синюкова. М., 2005. С. 209; Пособие по теории государства и права. СПб., 2001 / под научн. ред. проф. А. Г. Хабибулина. С. 131.

Матузов Н. И., Малько А. В. Указ. соч. С. 219.

Теория государства и права: учебник / под ред. к.ю.н., доцента П. В. Анисимова. М. : ЦОКР МВД России, 2005. С. 110.

Социальная норма: сущность понятия

Поведение человека или более широких социальных групп уже в течение достаточно долгого времени регулируется при помощи принятых в обществе социальных норм. Они необходимы, в первую очередь, для того, чтобы интересы и потребности одного индивида соответствовали потребностям и интересам более широких кругов и не нарушали их свободу, а также не посягали на безопасность.

Социальная норма – это один из аспектов, который исследуется социологической наукой. Термин «норма» имеет латинское происхождение (норма – руководящее начало, рациональное правило, образец поведения).

Определение 1

В социологии норма – это социально определяемые и санкционируемые способы действовать, быть или думать. Таким образом, норма – это некоторый образец, который выступает в качестве ключевого при выборе человеком его способа мышления или модели поведения.

Исследованиями социальных норм в социологии занимались такие ученые, как Ж. Пиаже, Г. Зиммель, А. Штутцер, Р. Лалив. Все они рассматривали социальную норму как очень сложное образование, которое обладает многоуровневостью и разнообразием, поскольку наше общество неоднородно, и зачастую каждому сообществу необходимо закрепление индивидуальных социальных норм.

Социальные нормы обладают своими свойствами, о которых неоднократно упоминает в своих трудах Й. Эльстер. Он группирует их следующим образом:

  • Нормы могут поддерживаться не только санкциями, но также и эмоциями, которые возникают у сообщества в случае их нарушения. Причем, эмоции стоит учитывать не только у наблюдателей, но и самого действующего лица (нарушителя).
  • Норма является императивным образованием, которая в свою очередь выступает еще и предписанием к определенным действиям, которые человек совершает ежедневно в своей социальной, экономической, политической и духовной жизни;
  • Норма является социальной ровно в той мере, в которой она разделяется с другими членами общества, а также поддерживается официально предпринятыми санкциями, которые не противоречат законам гуманизма, а также не притесняют права и свободы других граждан, относящихся к другим сообществам (например, по конфессиональному или национальному признаку);

Функции социальных норм

Социальные нормы выступают в качестве эталона действий и поведения человека в обществе. безусловно, обладая разнообразием направлений, а также достаточно разнообразной видовой структурой, социальные нормы обладают и своим уникальным функционалом. Различные исследователи сходятся во мнении о том, что социальные нормы выполняют следующие ключевые функции:

  • Регулятивная функция – направлена на создание ряда ограничений в возможных действиях человека, а также в его поведении в рамках общественной системы;
  • Оценочная функция – формирует возможность адекватно классифицировать и оценивать поступки окружающих с позиции «законны-незаконные» или «хорошие-плохие»;
  • Функция социализации – способствует успешному функционированию личности в обществе. социализация может быть двух уровней – первичная и вторичная, и на каждом уровне выдвигаются свои особенные социальные нормы поведения.

Эти три ключевые функции, которые выполняют социальные нормы любой разновидности. Существует четвертая функция социальной нормы – трансляционная. Она направлена не только на выявление социальной нормы, но и на ее дальнейшую передачу остальным членам общества. Также трансляционная функция заключается в передаче социальных норм (обычаев, норм морали, сакральных норм) по наследству, от старшего поколения младшему.

Таким образом происходит сохранение социальных норм, их ценности и значимости для конкретного общества. Безусловно, по прошествии определенного времени эти нормы будут меняться под влиянием разных внешних факторов, но их смысл и значимость останется прежней, что особо важно для функции трансляции.

Виды социальных норм

Замечание 1

Социальные нормы – это неоднородное образование, в связи с чем многие исследователи данной области обнаружили их несколько основных видов, которые отличаются по тем или иным аспектам.

Но в социологической науке существует традиционное видовое подразделение. Таким образом, социальные нормы принято актуализировать по способам их формирования, а также дальнейшего обеспечения в социуме. Отсюда выделяются следующие социальные нормы: обычаи, нормы морали, нормы отдельных общественных организаций, а также непосредственно нормы права. Ниже мы охарактеризуем каждый вид отдельно и укажем на их ключевые особенности формирования и реализации.

Обычаи, которые формируются в широких общественных слоях благодаря их естественному происхождению, а также в результате многократного повторения наиболее рациональных действий. В каждом сообществе, даже на современном этапе, существуют уже устоявшиеся обычаи, которые считаются нормой (например, празднование какого-либо значимого события).

Нормы морали, формирующиеся благодаря естественным историческим факторам на основе представлений человека о нравственности. Реализация таких норм напрямую зависит от общественного воздействия. На сегодняшний день все еще существуют некоторые сообщества (в основном те, где правят традиционные нормы и ценности), и нормы морали сильно отличаются от тех, к которым привыкли мы.

Нормы отдельных общественных организаций, которые создаются этими же организациями. Ключевая цель таких норм заключается в упорядочении отношений между членами в пределах этой организации. Такие нормы реализуются благодаря уставу, а также своду правил поведения в организации, с коллективом и в условиях работы с внеорганизационными объектами (другими компаниями, клиентами и заказчиками из иных служб).

Нормы права, которые устанавливаются и санкционируются непосредственно высшими органами власти и государством. Их реализация исполняется благодаря выдвигаемым требованиям, а в случае неповиновения применяются средства государственного принуждения.

Социальные нормы, подобно другим ценностям, выпол­няют функции оценки и ориентации личности, общности. Вместе с тем они не ограничиваются этими функциями. Нор­мы осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный воле­вой характер. Это не только выражение мысли, но и выра­жение воли. При этом, в отличие от индивидуального воле­изъявления, норма выражает типичные социальные связи, дает типовой масштаб поведения. Норма не только оцени­вает и ориентирует, подобно идеям, идеалам, но и предпи­сывает. Ее характерной чертой является императивность. Это единство оценки и предписания.

Социальные нормы – это правила, выражающие тре­бования общества, социальной группы к поведению лично­сти, группы в их взаимоотношениях друг с другом, соци­альными институтами, обществом в целом.

Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, харак­тер отношений, цели и способы их достижения.

Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и конкретные его параметры, они мо­гут давать более полные модели, эталоны должного, неже­ли другие ценности.

Нарушение норм вызывает более конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на пре­одоление отклоняющегося от нормы поведения. Поэтому нормы являются более действенным средством борьбы с девиацией, средством обеспечения порядка, устойчивости общества.

Нормы возникают вследствие потребности в определен­ном поведении. Так, например, одной из самых древних норм была норма честного отношения к своей доле в обществен­ном труде. На заре человечества можно было выжить, толь­ко придерживаясь данной нормы. Она появилась в резуль­тате закрепления повторяющихся необходимых совместных действий. Интересно, что эта норма не потеряла своего зна­чения и в настоящее время, хотя ее питают иные потребно­сти, актуализируют другие факторы.

Многообразие социальной реальности, социальных по­требностей порождает и многообразие норм. Классифици­ровать нормы можно по разным основаниям.

Для социоло­га имеет значение выделение норм по субъектам, носителям норм. По этому основанию выделяют общечеловеческие нор­мы, нормы общества, групповые, коллективные. В современ­ном обществе наблюдается сложная коллизия, взаимопро­никновение этих норм.

По объекту или сфере деятельности разграничиваются нормы, действующие в области определенных видов отно­шений: политические, экономические, эстетические, религи­озные и т.д.

По масштабу: Первый тип – это нормы, которые возникают и сущест­вуют только в малых группах (молодежных тусовках, ком­пании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных коман­дах). Они называются «групповыми привычками».

Второй тип – это нормы, которые возникают и сущест­вуют в больших группах или в обществе в целом. Они назы­ваются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, зако­ны, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский эти­кет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональ­ные традиции и нравы.

По месту в нормативно-ценностной иерархии: основопо­лагающие и второстепенные, общие и конкретные.

По фор­ме образования и фиксации: жестко фиксированные и гиб­кие.

По масштабам применения: общие и локальные.

По способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата.

По функциям: нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие.

По степени устойчивости: нормы, опирающиеся на соци­альною привычку, на обычай, традиции и не имеющие та­кого основания и др.

Все социальные нормы можно классифицировать в зави­симости от того, насколько строго соблюдается их исполне­ние.

За нарушение одних норм следует мягкое наказание – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.

За нарушение других норм жесткие санкции – тюрем­ное заключение, даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочета­ния вызывает неловкость, ставит человека в затруднитель­ное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказа­ние.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а поте­ря библиотечной книги – пятикратным штрафом. В некото­рых обществах малейшие отступления от традиций, не гово­ря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все нахо­дилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V веке до н.э. и советские партийные органы в XX веке.

Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид:

Нормы

Санкции

Привычки

Традиции

++++++++++++++++++

Санкции помечены крестиками, следовательно, чем их больше, тем строже наказание за нарушение нормы. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости.

Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божес­тва, раскрытие государственной тайны), мягче всего – при­вычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, се­мейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).

Таким образом, социальные нормы предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шабло­ны), предписывающие то, что люди должны говорить, ду­мать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

Регулируют общий ход социализации,

Интегрируют индивидов в группы, а группы – в об­щество,

Контролируют отклоняющееся поведение,

Служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удается достичь этого при помощи норм?

Во-первых, нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая но­вичкам общаться с начальством чаще, чем со своими то­варищами, малая группа накладывает на своих членов оп­ределенные обязательства и ставит их в определенные от­ношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, общес­тве.

Во-вторых, нормы это еще и ожидания: от соблюдающе­го данную норму человека окружающие ждут вполне одноз­начного поведения. Когда одни пешеходы движутся по пра­вой стороне улицы, а идущие навстречу – по левой, возни­кает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъек­тов действия, само действие, ожидание, оценку и средст­ва.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

Как стандарты поведения (обязанности, правила) или

Как ожидания поведения (реакция других людей).

Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о нор­ме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соот­ветствует вполне конкретное ожидание членов семьи, над­ежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится очень высоко, а отступление от этой нормы карается очень строго. То же самое можно сказать о южно-европейских народах. Итальян­ская мафия возникла как неформальная норма защиты чес­ти семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступни­ков от принятого стандарта поведения карало все сообщест­во.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим?

Нормы – стражники ценностей. Честь и достоинство се­мьи – одна из важнейших ценностей человеческого сообщес­тва с древнейших времен. А обществом ценится то, что спо­собствует его стабильности и процветанию. Семья – основная ячейка общества и забота о ней – его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстриру­ет свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Пос­кольку защита семьи – основа ее выживания, то выполне­ние этой важнейшей функции в традиционном обществе де­лает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает спо­ров о том, кто первый – муж или жена. В результате укреп­ляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности проде­монстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной.

Как видим, социальные нормы действительно стражни­ки порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.

Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы – правила поведения, ценности – абстрактные понятия о том, что есть добро и зло, правильное и неправильное, должное и недол­жное.