Обычаи - это правила поведения общего характера, сло­жившиеся исторически в силу их длительного, многократного соблюдения, вошедшие в привычку, ставшие традицией. Со­блюдение их и обеспечивается привычкой людей, традицией. Однако определенное значение имеет и общественное мне­ние, осуждение нарушителей обычаев со стороны общества, соответствующей социальной группы.

Обычаи не имеют единой системы, они многочисленны, во многом различны - в зависимости от той социальной груп­пы, в которой они сложились (разные обычаи той или иной национальности, этноса, территориальной, профессиональ­ной группы и т. д.) или сферы деятельности (торговля, пере­возки и т. д.).

Обычаи - исторически первая группа норм, возникшая вместе с возникновением самого общества. Из обычаев воз­никло и первоначальное право в виде обычного права, скла­дывавшегося из обычаев, санкционированных государством.

Соотношение права с обычаями в современных условиях различно в зависимости от их характера. Одни обычаи могут санкционироваться государством, обретая характер правовых, которые учитываются государственными органами при реше­нии юридических вопросов. Такое санкционирование осу­ществляется путем ссылки законов на обычаи. Так, Кодекс торгового мореплавания СССР отсылает к обычаям морских перевозок, портов, новый Гражданский кодекс РФ - к обы­чаям делового оборота и иным.

Вторую группу составляют обычаи, соблюдение которых противоречит сложившемуся образу жизни в обществе. Со­блюдение таких обычаев правом запрещается под угрозой наказания. П. «л» ч.

2 ст. 105 У К РФ предусматривает ответ­ственность за убийство на почве кровной мести, т. е. за соблю­дение обычая кровной мести. Наибольшую группу обычаев составляют такие, к которым право относится нейтрально. Соблюдаются они или нет, для права безразлично. Их соблю­дение или несоблюдение никаких юридических последствий не влечет.

Корпоративные нормы - это правила поведения, принятые негосударственными организациями: партиями, профсоюза­ми, различного рода другими общественными объединения­ми, акционерными обществами, компаниями, кооперативами и т. д. Эти нормы содержатся прежде всего в уставах соответ­ствующих организаций, которые подлежат обязательной ре­гистрации в государственных органах, за исключением проф­союзов. В уставах партий, общественных и иных объединений содержатся нормы, определяющие права и обязанности их членов, структура органов, порядок их формирования, ком­петенция и т. д. Все эти организации после регистрации устава признаются юридическими лицами. Нормы же устава, осо­бенно различного рода коммерческих, предпринимательских корпораций, фондов и т.д., после регистрации обретают ха­рактер юридических норм.

технико-юридическая норма - это технические условия. Если использование какого-либо закона природы социально значимо, то люди могут регламентировать исполнение этого закона (напрмер: ГОСТ, знак “череп и кости” на ЛЭП, правила безопасности эксплуатации а/м и другого транспорта и т.д.) За нарушение этих правил установлена юридич ответственность: имущественная, административно-правовая и угол - правовая.

Существует некоторая группа технич норм, которая в силу своей значимости находит закрепление в законодательстве (т.е. в системе соц-х норм), получая при этом название технико-юридическая норма - это технические условия. Если использование какого-либо закона природы социально значимо, то люди могут регламентировать исполнение этого закона (напрмер: ГОСТ, знак “череп и кости” на ЛЭП, правила безопасности эксплуатации а/м и другого транспорта и т.д.) За нарушение этих правил установлена юридич ответственность: имущественная, административно-правовая и угол-правовая. Эта норма регулирует отношения между людбми и внешним миром (природой и техникой), их субъектный состав связан не только с людьми.

Виды социальных норм. Общее и особенное в социальных нормах.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:

1. Социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

2. Норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;

3. Норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.

К социальным нормам относится вся совокупность правил поведения, действующих в конкретном Г. К соц нормам прежде всего относ:

1. Нормы морали (нравств-ти). Эти нормы не записаны, но общеизвестны.

2. Религиозные.

3. Нормы обществ. организаций (Устав АО)

4. Юридические нормы (тоже элемент соц. норм, но в своей реализацции опираются на возможность принуждения).


По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на: нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). Однако некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежития, нормы традиций и ритуалов. По содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические и т. п. По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно). По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).

По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). Однако некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежития, нормы традиций и ритуалов. По содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические

Норма права - это общеобязательное, формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений путём определения прав и обязанностей их участников.

Признаки:

1. Общеобязательность.

2. Формально-определённое правило поведения - это выражается в содержании, объёме прав и обязанностей, чётких указаний на последствия её нарушения. Любая норма закреплена в нормативно-правовом акте.

3. Гарантированность государством .

4. Системность .

5. Логичность .

Структура нормы права - это её смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами. Нормы права можно излагать при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживается формула (структура нормы): "Если…, то…, иначе…".

Элементы структуры норм права :

1. Гипотеза - это элемент нормы, который описывает жизненные обстоятельства, при наступлении которых возникают определённые отношения. Гипотеза определяет субъектов правоотношения.

2. Диспозиция - это элемент нормы, в котором устанавливается отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой.

3. Санкция - это элемент нормы, в котором определяются меры ответственности субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы. Определение элементов в структуре нормы права показывает, что структура правовой нормы подчинена законам логики и закономерностям отношений между лицами.

Политические нормы сотавляют важную группу соц норм. Они регулируют отношения соц групп, классов, граждан к гос власти, отношения между классами, нациями, народами, взаимоотношения Г с другими организациями политич системы общества. Они более удалены от экономического базиса, чем нормы права, поэтому они менее стабильны. Политические нормы обладают классовой направленностью. Единый субъект, устанавливающий нормы права - Г, у политических же норм такого единого субъекта нет. Сначала политические нормы доминировали над правовыми, теперь наоборот. Политические нормы фиксируются в праве, и из их числа удаляются те, которые имеют классовую направленность. Они находят выражение в: политич декларациях, манифестах Г-в, политич партий, в конституциях Г-в и т.п.

Назначение религии - выработки "смыслов", определение места человека в мире. Религиозные нормы выступают мерилом хорошего поведения: 1. Религиозные нормы в определённой мере формализованы и содержат определения. 2. Религиозные нормы документально зафиксированы (в религиозных книгах). Также эти нормы могут в некоторых случаях выступать в качестве источников права (мусульманская правовая система, каноническое право в Германии и т.д.).

Корпоративные нормы - это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзов, политических партий).

Корпоративные нормы весьма специфичны, и по ряду формальных признаков довольно схожи с правовыми нормами:

1. Текст нормы закрепляется в соответствующем документе.

2. Корпоративные нормы также как и правовые, принимаются по определённой процедуре.

3. Систематизированы. Пределом регулирования корпоративных норм являются отношения, не урегулированные юридическими нормами.

Особенности корпоративных норм:

1. Направлены на обеспечение внутриорганизационных отношений, возникающих в рамках той или иной организации, они регулируют отношения между субъектами этой организации;

2. Это нормы локального действия;

3. Фиксируются в уставах или иных аналогичных документах;

4. Подлежат проверке в виде регистрации со стороны Г - соответствие законодательству;

5. Обеспечиваются самой организацией, их нарушения могут влечь за собой организационные наказания - исключение из организации, общественное порицание и т.д. Они выражаются в: уставах объединений, учреждений, в положениях и др. актах.

Экономические нормы : им принадлежит важная роль в сфере хозяйственной жизни общества, где функционирует система рыночных отношений и в определенной мере осуществляется гос регулирование с целью обеспечения развития производства. Эти нормы регулируют развитие производства, отношения распределения и потребления, отношения между отраслями сельского хоз-ва, торговли, промышленности. Эти нормы регул-т денежно-финансовую систему, деятельность банков, биржи, налоговую систему.

Обычаи: обычаями регулируются социальные действия, поведение людей в обществе. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения. Это привычная для членов общества форма социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер - нравы (в них находит выражение психология определенной соц-й группы).

Традиции: близки к обычаям в воздействии на жизнь людей. Это сложившиеся способы поведения людей, соц-х групп, передаваемые из поколения в поколение. Они, как и обычаи, обладают признаками устойчивости, но традиция представляет собой более широкое образование. В качестве традиции проявляются определенные идеи, соц-е установления, ценности. Они полезны для общества В соц-й жизни, в области бытовых, семейных отношений, обычаи и традиции проявляются в обрядах - это определенного характера действие или комплекс поступков человека, группы (напр, свадебный обряд). Обрядовые церемонии, совершаемые в торжественной обстановке - это ритуал (разновидность обыч и трад).

Эстетические: образ жизни, достигнутый уровень материального благосостояния, культуры общества, находит отражение в правилах культурного поведения, нормах приличия, этикете. В этих правилах проявляется взаимосвязь моральной оценки, эстетических требований, соображений удобства.

Морали: нормы морали - это правила поведения, сложившиеся в обществе в соответствии с общепринятыми представлениями о добре и зле, выполняются в силу внутреннего убеждения.

Общечеловеческие: это социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людямб соц-м группам, всему международному сообществу.

Нормы-обычаи (традиции, обыкновения) – это правила поведения общего характера, исторически складывающиеся в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения вошедшие в привычку.

Обычаи занимают в системе социальных норм весьма своеобразное положение.

Их регулирующее действие, так же как и норм морали, тесно связано с духовной жизнью людей. Более того, нормы-обычаи входят в сферу общественной психологии1 и через нее непосредственно включаются в индивидуальное сознание. Иными словами, особенности обычаев как внешних регуляторов проявляются еще менее выпукло, чем у норм морали.

И еще одна важная черта норм-обычаев. Многие обычаи представляют собой форму иных социальных норм. Самостоятельное значение обычаи приобретают в той мере, в какой данные нормы находят «отражение» в фактических отношениях. К. Маркс подчеркивал, что «если форма просуществовала в течение известного времени, она упрочивается как обычай...»2. Поэтому предметом обычаев могут быть в сущности любые отношения: когда те или иные правила поведения входят в привычку, они приобретают черты обычаев.

Таким образом, нормы-обычаи выполняют в системе общественного регулирования особую миссию: включаясь в сферу общественной психологии и индивидуальной психики, они закрепляют действие социальных норм, превращают их в привычку, традицию, обыкновение3.

Общая теория советского права. М.: Юрид. лит., 1966. С. 120–121.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 2. С. 357.

В литературе обращено внимание на то, что правило поведения, образующее ядро, внутреннюю структуру обычая, «не существует в «чистом виде», а находится в единстве с его процессуальными средствами – символикой ритуалами, обрядами и т.д.». И даль-

Это предопределяет особенности формирования и существования норм-обычаев. Они еще в меньшей степени, чем нормы морали, могут быть «установлены», «введены». Они должны утвердиться в общественной психологии, в индивидуальной психике. Нормы-обычаи складываются в силу данных фактических отношений в результате многократного их повторения. Конечно, каждый обычай имеет определенное основание (например, требования целесообразности, удобства, моральные взгляды и т.п.). Но это основание ушло в прошлое; норма как бы порвала с ним связь. Норма действует в силу данных фактических отношений, которые в современных условиях и являются ее непосредственным источником – силой, поддерживающей ее существование.

Да и существуют обычаи как бы в самом образе жизни людей, нередко имеют характер традиций, обыкновений – того, что «принято». Поэтому они – устойчивые правила поведения людей. Внедрение обычаев в поведение людей – длительный процесс (ведь правило должно стать постоянной привычкой!). Но после того, как правило вошло в привычку, оно живет сравнительно долго, имеет устойчивый,

«консервативный» характер. Даже смена фактических отношений, непосредственно питающих обычаи, не приводит сразу к их отмене или преобразованию. Привычка как бы «законсервировалась», приобрела относительно самостоятельное существование.

Весьма своеобразны свойства обычаев. Обычаи – это всегда конкретизированные и детализированные правила поведения. Данные конкретные фактические отношения могут непосредственно обусловливать лишь «подобные себе» нормы, т.е. вполне конкретизированные и детализированные по содержанию. Только такие нормы могут войти в результате многократного повторения в привычку.

Обычаи не представляют собой цельной, связанной в прочное единство, системы норм. Они выступают по большей части в виде отдельных, изолированных друг от друга правил поведения, не представляющих единого механизма регулирования общественных отношений.

Обычаи имеют в основной своей массе локальную сферу действия. Они действуют лишь постольку, поскольку данные правила вошли в привычку, рассматриваются людьми в качестве естественно неизбежных. Для того чтобы распространить действие обычаев на более

ше: «Художественные средства также являются компонентами обычая, усиливающими его психологическую основу живучесть и защиту» (Токарев Б.Я. Место обычаев в системе социальных норм // Вопросы Советского государства и права: Материалы СевероКавказской научной конференции. Ростов н/Д, 1968. С. 23).

широкий круг людей, необходимо подкрепить их силой нравственного, общественного или даже государственного воздействия.

Наконец, особыми чертами характеризуется и механизм действия норм-обычаев. Так как нормы входят в привычку, вопрос об их обеспечении какой-либо внешней силой в принципе становится излишним. Конечно, государство, общественные организации, отдельные группы лиц могут поддерживать либо отвергать тот или иной обычай. Но до тех пор, пока норма сохраняет качество обычая, она исполняется в силу привычки, в силу «естественного обыкновения вещей». Лица, придерживающиеся обычаев, поступают так, а не иначе, потому что они привыкли действовать подобным образом, другое поведение представляется им противоестественным. (Конечно, в той мере, в какой обычаи выражают нравственные принципы, они поддерживаются и силой общественного мнения.)

Каково же соотношение права и обычаев в социалистическом обществе?

При ответе на этот вопрос необходимо иметь в виду особое положение обычаев в системе социальных норм.

По сравнению с нормами нравственности обычаи, условно говоря, несколько дальше отстоят от права. Они не обладают тем единым, цельным идеологическим содержанием, как это характерно для морали. Поэтому обычаи в современных условиях не имеют существенного значения при издании и применении правовых норм (необходимо, однако, заметить, что в эксплуататорских обществах, в частности при возникновении права, а также в эпоху феодализма связь между обычаями и правом была более непосредственной и тесной). Значительное число действующих в настоящее время обычаев лишено какой-либо зримой связи с правом, правовым регулированием (правила этикета, обрядовые правила и др.).

Вместе с тем необходимо учитывать, что обычаи, хотя и теряют в ряде случаев связь с породившими их условиями, все же в основной своей массе не нейтральны. Одни обычаи несут на себе печать отношений, уходящих в прошлое; некоторые из них являются даже реакционными, вредными в социалистических условиях. Другие обычаи носят прогрессивный характер (например, обычаи в области социалистического соревнования, движения ударников коммунистического труда, организации здорового отдыха трудящихся и др.).

В соответствии с этим нормы права связаны с обычаями по-разному. В социалистическом обществе юридические нормы в ряде случаев нацелены на борьбу со старыми, в частности феодальными, обычаями,

Глава IV. Право в системе социальных норм социалистического общества

находящимися в противоречии с социалистическими общественными порядками. В качестве примера можно указать на ряд норм советского уголовного права, предусматривающих уголовную ответственность за совершение таких обычаев (ст. 231, 232, 233, 234, 235 УК РСФСР). Что же касается передовых, прогрессивных обычаев, то теоретически они могут быть использованы при издании юридических норм. Содержание обычаев (точность, детализированность, конкретность) принципиально позволяет придавать им значение норм права без особо сложной нормотворческой работы. Не случайно поэтому даже новейшее советское законодательство использует ссылки на обычаи для конкретизации содержания регламентируемых правом действий. Так, в брачно-семейном законодательстве закреплена обязанность органов записи актов гражданского состояния обеспечивать торжественную обстановку регистрации брака при согласии на это лиц, вступающих

Обычаи имеют известное перспективное значение и для развития социалистического права. Перспективное значение принадлежит той части обычаев, которая характеризует особенности механизма их действия. Превращение основных правил человеческого общежития в привычку является одной из закономерностей развития социалистического права в период строительства коммунизма. В.И. Ленин писал, что при переходе к коммунистическому обществу «люди постепенно

п р и в ы к н у т к соблюдению элементарных, веками известных, ты-

сячелетиями повторявшихся во всех прописях, правил общежития...»1.

Особые формы соотношения с правом имеют отдельные разновид-

ности обычаев, в частности традиции2, обыкновения.

Т р а д и ц и я – обычай, выражающий систематический или периодически повторяющийся образ поведения, укоренившийся пример поведения. Традиции в отличие от «просто» обычаев нередко включают в себя определенный организационный элемент. В ряде случаев традиции проникают в самое содержание правового регулирования.

Ленин В.И. Соч. Т. 33. С. 89.

По мнению М.Н. Кулажникова, автора, внесшего существенный вклад в разработку проблемы соотношения обычаев и юридических норм, традиции представляют собой самостоятельную разновидность социальных норм. Он полагает, что «при помощи традиций общество (либо его отдельные объединения) формируют социальные требования, превращая их в своеобразные неписаные законы – обобщенные устойчивые нормы и принципы поведения, адресованные к людям» (Кулажников М.Н. Советское право, традиции и обычаи в их связи и развитии: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Киев, 1972. С. 19). Думается, однако, что признаков, объединяющих обычаи и традиции, значительно больше, чем свойственных им особенностей.

Раздел первый. Право в социалистическом обществе

Такова, например, сложившаяся в социалистическом обществе традиция всенародного обсуждения проектов важных нормативных юридических актов. Определенные традиции складываются в юридической практике. Здесь они закрепляют те линии, которые выражают существенные моменты правосознания, выводы из содержания юридических норм применительно к тем или иным своеобразным фактическим обстоятельствам. В связи с этим традиции, складывающиеся в юридической практике, приобретают значение факторов, влияющих на самую «правовую материю».

О б ы к н о в е н и я – обычаи, выработанные в деятельности государственных органов или деловой, хозяйственной жизни (деловые обыкновения). К их числу принадлежат, например, обыкновения, сложившиеся в практике работы Верховных Советов (собрание старейшин, открытие сессии старейшим депутатом и др.), обыкновения, конкретизирующие некоторые условия договорных отношений (ст. 168, 245 ГК РСФСР, ст. 134, 135, 149 Кодекса торгового морепла-

вания). Обыкновения – это такие обычаи, которые действуют в соче-

тании с юридическими нормами, в ряде случаев конкретизируя содержание тех или иных действий. Иногда в юридической литературе им придают значение источников права.

Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы (нормы общественных организаций)1 – это правила поведения общего характера, установленные негосударственными общественными организациями, распространяющиеся на членов данной организации и поддерживаемые мерами организационного воздействия.

В социалистическом обществе (так же как и в ином классовом обществе) корпоративные нормы2 имеют политическое содержание. В отличие от норм морали и норм обычаев они так же, как и юридические нормы, характеризуются «внешним», четко объективированным характером. Они призваны регламентировать организационные и иные отношения, складывающиеся внутри той или иной общественной организации или в системе общественных организаций, поддающихся внешнему контролю и обеспечению при помощи организационных мер и санкций.

1 Термин «корпоративные нормы» для обозначения норм общественных организаций удачно использован в кн.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права: Основные институты и понятия (М.: Юрид. лит., 1970. С. 361).

Характеристику особенностей корпоративных норм см.: Корельский В.М. Пра-

вовые нормы и нормы общественных организаций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1963.

Глава IV. Право в системе социальных норм социалистического общества

Отсюда их известная близость к юридическим нормам также и по внешним особенностям и свойствам. Корпоративные нормы устанавливаются (вводятся) данной общественной организацией, «живут» не в сознании людей, а в актах общественных организаций – уставах, положениях, решениях. В пределах организации они образуют единую систему, динамичны, подвижны, способны точно и детализированно регламентировать поведение членов общественной организации, взаимоотношения между ее отдельными подразделениями. Весьма существенно и то, что при помощи корпоративных норм может обеспечиваться предоставление лицам гарантированных субъективных прав (в рамках данной организации). Наконец, в какой-то степени сходен с правовым регулированием и механизм действия корпоративных норм: обеспечиваются они организационными мерами и санкциями, обладающими большой воздействующей силой (обсуждение поведения члена организации на общем собрании с вынесением выговора, предупреждения и т.п., исключение из членов организации).

Вместе с тем нормы общественных организаций существенно отличаются от норм права. Главное здесь – это отсутствие непосредственной связи с деятельностью государства. Несмотря на указанные выше

особенности, они остаются корпоративными, общественными (в узком

смысле) нормами. Данные нормы исходят от общественных организаций и поддерживаются специфическими общественными мерами воздействия. Для них, в частности, чужд тот способ принуждения, который гарантирует действие юридических норм. Кроме того, корпоративные нормы всегда локальны: в принципе действуют лишь в пределах данной общественной организации.

Таким образом, корпоративные нормы уступают юридическим по своей силе, «мощи», сфере действия, категоричности. Но они имеют и свои преимущества. Будучи необходимыми для обеспечения функционирования одного из звеньев политической организации общества (общественных организаций), эти нормы выражают самодеятельность, инициативу и активность общественных организаций, еще теснее, нежели право, связаны с моралью и в ряде случаев способны опосредствовать такие отношения (внутрипартийные, внутрисоюзные), которые лежат за пределами предмета правового регулирования.

Нормы права, морали, обычаи, традиции, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы

Единство и классификация социальных норм

Роль и место технико-юридич норм в правовом регулировании

Технико-юридические нормы

технико-юридическая норма - ϶ᴛᴏ технические условия. В случае если использование какого-либо закона природы социально значимо, то люди могут регламентировать исполнение этого закона (напрмер: ГОСТ, знак “череп и кости” на ЛЭП, правила безопасности эксплуатации а/м и другого транспорта и т.д.) За нарушение этих правил установлена юридич ответственность: имущественная, административно-правовая и угол – правовая.

Существует некоторая группа технич норм, которая в силу своей значимости находит закрепление в законодательстве (ᴛ.ᴇ. в системе соц-х норм), получая при этом название технико-юридическая норма - ϶ᴛᴏ технические условия. В случае если использование какого-либо закона природы социально значимо, то люди могут регламентировать исполнение этого закона (напрмер: ГОСТ, знак “череп и кости” на ЛЭП, правила безопасности эксплуатации а/м и другого транспорта и т.д.) За нарушение этих правил установлена юридич ответственность: имущественная, административно-правовая и угол – правовая. Эта норма регулирует отношения между людбми и внешним миром (природой и техникой), их субъектный состав связан не только с людьми.

7 Юридическая природа стандартов?

Виды социальных норм. Общее и особенное в социальных нормах.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами: 1 социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка; 2 норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства; 3 норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределœения.

Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всœем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества. К социальным нормам относится вся совокупность правил поведения, действующих в конкретном Г. К соц нормам прежде всœего относ. 1.нормы морали (нравств-ти). Эти нормы не записаны, но общеизвестны. 2 религиозные. 3.нормы обществ. организаций (Устав АО) 4.Юридические нормы (тоже элемент соц. норм, но в своей реализацции опираются на возможность принуждения). По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на: нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). При этом некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежития, нормы традиций и ритуалов. По содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические и т. п. По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно). По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).

По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). При этом некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежития, нормы традиций и ритуалов. По содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические

Норма права - это общеобязательное, формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений путём определœения прав и обязанностей их участников. Признаки: 1 Общеобязательность. 2 Формально-определённое правило поведения - это выражается в содержании, объёме прав и обязанностей, чётких указаний на последствия её нарушения. Любая норма закреплена в нормативно-правовом акте. 3 Гарантированность государством . 4 Системность . 5 Логичность .

Структура нормы права - это её смысловое построение, подчинœение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами. Нормы права можно излагать при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживается формула (структура нормы): "В случае если…, то…, иначе…". Элементы структуры норм права : 1 Гипотеза - это элемент нормы, который описывает жизненные обстоятельства, при наступлении которых возникают определённые отношения. Гипотеза определяет субъектов правоотношения. 2 Диспозиция - это элемент нормы, в котором устанавливается отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. 3 Санкция - это элемент нормы, в котором определяются меры ответственности субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы. Определœение элементов в структуре нормы права показывает, что структура правовой нормы подчинœена законам логики и закономерностям отношений между лицами.

Политические нормы сотавляют важную группу соц норм. Οʜᴎ регулируют отношения соц групп, классов, граждан к гос власти, отношения между классами, нациями, народами, взаимоотношения Г с другими организациями политич системы общества. Οʜᴎ более удалены от экономического базиса, чем нормы права, в связи с этим они менее стабильны. Политические нормы обладают классовой направленностью. Единый субъект, устанавливающий нормы права - Г, у политических же норм такого единого субъекта нет. Сначала политические нормы доминировали над правовыми, теперь наоборот. Политические нормы фиксируются в праве, и из их числа удаляются те, которые имеют классовую направленность. Οʜᴎ находят выражение в: политич декларациях, манифестах Г-в, политич партий, в конституциях Г-в и т.п.

Назначение религии - выработки "смыслов", определœение места человека в мире. Религиозные нормы выступают мерилом хорошего поведения: 1 Религиозные нормы в определённой мере формализованы и содержат определœения. 2 Религиозные нормы документально зафиксированы (в религиозных книгах). Также эти нормы могут в некоторых случаях выступать в качестве источников права (мусульманская правовая система, каноническое право в Германии и т.д.).

Корпоративные нормы - это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзов, политических партий). Корпоративные нормы весьма специфичны, и по ряду формальных признаков довольно схожи с правовыми нормами: 1 Текст нормы закрепляется в соответствующем документе. 2 Корпоративные нормы также как и правовые, принимаются по определённой процедуре. 3 Систематизированы. Пределом регулирования корпоративных норм являются отношения, не урегулированные юридическими нормами. Особенности корпоративных норм: 1 Направлены на обеспечение внутриорганизационных отношений, возникающих в рамках какой-либо организации, они регулируют отношения между субъектами этой организации; 2 Это нормы локального действия; 3 Фиксируются в уставах или иных аналогичных документах; 4 Подлежат проверке в виде регистрации со стороны Г - соответствие законодательству; 5 Обеспечиваются самой организацией, их нарушения могут влечь за собой организационные наказания - исключение из организации, общественное порицание и т.д. Οʜᴎ выражаются в: уставах объединœений, учреждений, в положениях и др.
Размещено на реф.рф
актах.

Экономические нормы : им принадлежит важная роль в сфере хозяйственной жизни общества, где функционирует система рыночных отношений и в определœенной мере осуществляется гос регулирование с целью обеспечения развития производства. Эти нормы регулируют развитие производства, отношения распределœения и потребления, отношения между отраслями сельского хоз-ва, торговли, промышленности. Эти нормы регул-т денежно-финансовую систему, деятельность банков, биржи, налоговую систему.

Обычаи: обычаями регулируются социальные действия, поведение людей в обществе. Обычай - ϶ᴛᴏ правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения. Это привычная для членов общества форма социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер – нравы (в них находит выражение психология определœенной соц-й группы).

Традиции: близки к обычаям в воздействии на жизнь людей. Это сложившиеся способы поведения людей, соц-х групп, передаваемые из поколения в поколение. Οʜᴎ, как и обычаи, обладают признаками устойчивости, но традиция представляет собой более широкое образование. В качестве традиции проявляются определœенные идеи, соц-е установления, ценности. Οʜᴎ полезны для общества В соц-й жизни, в области бытовых, семейных отношений, обычаи и традиции проявляются в обрядах - ϶ᴛᴏ определœенного характера действие или комплекс поступков человека, группы (напр, свадебный обряд). Обрядовые церемонии, совершаемые в торжественной обстановке - ϶ᴛᴏ ритуал (разновидность обыч и трад).

Эстетические: образ жизни, достигнутый уровень материального благосостояния, культуры общества, находит отражение в правилах культурного поведения, нормах приличия, этикете. В этих правилах проявляется взаимосвязь моральной оценки, эстетических требований, соображений удобства.

Морали: нормы морали - ϶ᴛᴏ правила поведения, сложившиеся в обществе в соответствии с общепринятыми представлениями о добре и зле, выполняются в силу внутреннего убеждения.

Общечеловеческие: это социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всœем людямб соц-м группам, всœему международному сообществу.

Нормы права, морали, обычаи, традиции, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Нормы права, морали, обычаи, традиции, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы" 2017, 2018.

Существуют разные основания классификации социальных норм. Наиболее распространенное основание - по способам установления (создания) и обеспечения. В соответствии с ним социальные нормы разделяются на следующие виды:

  • (правовые нормы);
  • нормы морали (нравственности);
  • религиозные нормы;
  • корпоративные нормы;
  • нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычки людей (обычаи, традиции, ритуалы, обряды, деловые обыкновения).

Рассмотрим их подробнее (нормы права рассмотрим в отдельной главе).

Нормы морали

Следует отметить, что в теоретическом аспекте точек зрения па мораль не меньше, чем разных пониманий права. Известный польский социолог М. Оссовская на основе изучения исторических материалов выделяет три основных течения этической мысли.

Первое течение - фелицитология (от лат. felicia - счастье). В этом случае мораль понимается как искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Одной из разновидностей этого течения является эпикуреизм , связанный с именем древнегреческого философа Эпикура. Главные добродетели этого течения индивидуалистические: счастье, наслаждение, душевный покой. Счастье, по Эпикуру, — это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физические (удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде и т. п.) и духовные, получаемые от знания и дружбы. Последние Эпикур ставит выше первых. Следует отметить, что многие сторонники этого течения отмечали, что в удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность. Все должно быть в меру. Кто держится во веем середины, тот обретет счастье и покой.

Второе течение - перфекциопизм (от лат.peifectus — совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит в том, как жить достойно, в соответствии с природой человека. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать. Это мог быть идеал несгибаемого революционера, борца за справедливость и т. д.

Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития , определяющих, как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы не было стыдно за себя и др. Согласно этой концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и т. п. и складывающихся на их основе правил поведения.

Эта точка зрения является самой распространенной, и именно ее мы и будем в дальнейшем принимать во внимание.

Итак, мораль или моральные нормы — правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных нравственных (этических) требованиях и принципах.

Наряду с термином «мораль» используется термин «нравственность». Данные термины равнозначны. Первое название — латинского происхождения(mores - нравы), второе — русского. Наряду с ними используется термин «этика» (от греч.ethic a , ethos - обычаи, нравы). Последний термин используется также для обозначения науки о нравственности.

Имеет внутренний и внешний аспекты.

Внутренний аспект проявляется через известный кантовский «категорический императив», в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать. По Канту, две веши поражают наше воображение — звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Последнее и есть императив. Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Его суть изложена еще в учениях древнейших мыслителей, а также в одной из христианских заповедей.

«Внутреннее законодательство» составляет понятие совести, т. е способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Совесть ставит границы эгоизму, себялюбию. «Закон, живущий в нас, — писал Кант, — называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».

Внешнии аспект морали проявляется через действия, поступки человека. Они позволяют судить о его сути, о его «внутреннем законодательстве».

Мораль — явление историческое. Стечением времени ее понятие, суть меняются. То,что было моральным на каком-то историческом отрезке времени, может превратиться в дальнейшем в аморальное. Так, в рабовладельческом обществе моральным было жестокое отношение к рабам, которых не считали за людей.

Десять нравственных заповедей, зафиксированных в Ветхом Завете Библии, в значительной мере были правилами только для соплеменников. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, люби ближнего своего, как самого себя» - эти заповеди относились только к израильтянам , т. е с этой точки зрения с представителями других народов можно было поступать иначе.

Современная концепция морали стоит на иных общечеловеческих позициях. Следует отметить, что начало этой позиции положено Новым Заветом. Новозаветная христианская мораль круг людей, к которым следует относиться морально (не делать зла, творить добро), расширяет до всего человечества. Современное право, в том числе международное, утверждает именно эту общечеловеческую мораль. В Декларации прав человека, международных пактах о правах говорится о признании человеческого достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, которое является основой справедливости, свободы и всеобщего мира.

Следует отметить, что в содержательном плане моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали , т. е системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя, которая может не совпадать с общественной моралью. Так, в реальной жизни имеет место антисоциальная мораль криминальных слоев общества, где налицо не просто противоправное поведение конкретных субъектов, а групповая мораль особого типа, вступающая в конфликт с общественной моралью.

Нормы морали охраняются силой и внутренним убеждением. За исполнением норм морали осуществляет контроль общество либо отдельный социальный слой (если речь идет о морали социальной группы). К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуждение, изгнание нарушителя из сообщества и др.

Религиозные нормы

Под ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах — Библии, Коране и др. — либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

В религиозных нормах:

  • определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;
  • определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;
  • регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни;
  • закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.

Право и религиозные нормы

Право и религиозные нормы могут взаимодействовать друг с другом. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер их взаимодействия различны. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. К таковым можно отнести индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии, и мусульманское право , которое, по существу, является одной из сторон религии ислама.

В период Средних веков в Европе были широко распространено каноническое (церковное) право. Однако оно никогда не выступаю всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачпосемейные отношения и др.). В настоящее время в большинстве стран церковь отделена от государства и религиозные нормы не связаны с нормами права.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

Корпоративные нормы:

  • создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;
  • распространяются на членов данного сообщества;
  • обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;
  • закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

В программах имеются нормы, в которых содержатся стратегия и тактика организации, ее цели.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются:

  • условия и порядок приобретения и утраты членства в организованном сообществе, права и обязанности его членов;
  • порядок реорганизации и ликвидации организованного сообщества;
  • компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества.

Таким образом, корпоративные нормы имеют письменную форму выражения. Этим они отличаются от норм морали, обычаев и традиций, существующих по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и не имеющих четкого документального закрепления.

Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпоративные нормы в отличие от норм права:

  • не обладают общеобязательностью права;
  • не обеспечиваются государственным принуждением.

Не следует путать корпоративные нормы и локальные правовые нормы: уставы предприятий, коммерческих и иных организаций и др.

Последние представляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязанности и защищаемых от нарушений органами государства. В случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей

Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения. Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае обычаи могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный человек часто не обходится без рукопожатий со знакомыми. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохранилась и поныне. Примерами обычаев служат передача имущества близким, кровная мссть и т. д.

Традиции — как и обычаи, сложились исторически, но имеют более поверхностный характер (могут сложиться при жизни одного поколения). Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества (традиции проведения демонстраций, застолья, получения офицерского звания, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе. Традиции имеют определенное значение и в политической жизни государства.

Ритуалы. Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. При ритуале акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, ритуал исполнения гимна.

Обряды, как и ритуалы, представляют из себя демонстративные действия, имеющие целью внушить людям определенные чувства. В отличие от ритуалов глубже проникают в психологию человека. Примеры: церемония заключение брака или захоронения.

Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Примеры: проведение планерки утром рабочего дня; студенты встречают преподавателя стоя и т. д.

Виды социальных норм но содержанию:

  • политические — это правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами, социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. К ним относятся нормы права, программы политических партий и т. д.;
  • нормы культуры или этические нормы. Это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (форма обращения, одежда, манеры и т. д.);
  • эстетические нормы — это правила поведения, регулирующие отношения к прекрасному, посредственному, безобразному;
  • организационные нормы — определяют структуру, порядок образования и деятельности государственных органов и общественных организаций. Например, уставы общественных организаций.