План работы:

Введение

Экономические проблемы

Проблемы власти и государства

Проблемы семьи

Проблемы образования

Проблемы религии

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Социальный институт – устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и средствами для осуществления социальных функций, управления и властвования.

Это одна из основных категорий социологии. В ней отражаются организационные формы социальных действий и процессов, роли социальных общностей и групп. Возникновение социальных институтов – прямое следствие образования коллективов, общностей, групп. Это потребность всего социума, связанная с гарантиями непрерывной социальной жизни, производством продуктов и услуг, защитой граждан, размещением их по социальным позициям, поддержанием порядка и сплоченностью социальных групп. Поскольку институты действуют от имени общества, они являются важной формой социальных связей, и вместе с тем – инструментом их формирования.


Социальные институты: характеристика и общая проблема

Социальный институт – нормативно регулируемая совокупность. Общество поддерживает его деятельность путем капиталовложений и подготовкой кадров, и социальный институт всегда объективирован, структурирован, функционален. Успех его деятельности зависит и от четкого определения целей, и от рационального разделения труда, и от признания престижа.

Отсюда, институционализация представляет процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов, ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некой общественной потребности. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Процесс институционализации, то есть образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2. формирование общих целей;

3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5. институционализация норм и правил, то есть их принятие, практическое применение;

6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.

Функции социальных институтов. Если рассматривать деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей. Ради этого он и существует, однако для её осуществления каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей. Это, прежде всего:

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих поведение своих членов и делающих его предсказуемым.

Регулятивная функция. Социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

Интегративная функция. Включает в себя процессы сплочения и взаимозависимости членов социальных групп, происходящие под воздействием норм, правил, санкций и систем ролей.

Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, обладай оно возможностью передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. Потому, институты предусматривают механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Предназначение социальных институтов - удовлетворение фундаментальных потребностей людей. Их всего пять, но столько же имеется и основных социальных институтов:

Потребности в продолжении рода (удовлетворяются институтом семьи);

Потребности в безопасности и социальном порядке (институт государства);

Потребности в добывании средств к существованию (экономический институт)

Потребность в социализации (образовательный институт);

Потребности в определении смысла жизни и решении проблем человеческого существования (религия).

Внутри фундаментальных институтов скрываются более мелкие. Это определенные системы методов, приемов, образцов поведения. Скажем, экономические институты не обойдутся без таких механизмов как маркетинг, рынок, профессиональный подбор кадров, защита частной собственности. Внутри государства мы можем обнаружить институты президентства, судебной власти, адвокатуры, прокуратуры, армии. В отличие от основного института неглавный выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность. Общая же черта тех и других - выполняемые функции.

Социальный институт имеет вид высоко интегрированной, освящённой признанием общества хорошо отлаженной системы, защищённой отлаженностью функций и непререкаемостью заведённого порядка.

Эта непробиваемость вызывает чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне, но обладает и обратной стороной: социальным институтам присущи большая инерция и консерватизм. В любом социальном институте тяга к устойчивости превалирует над способностью к изменениям, а современная жизнь выдвигает всё новые и новые требования. Это и есть главная их проблема. Как общая, так и затрагивающая каждый по отдельности.

Экономические проблемы

Экологическая проблема стала обостряться с индустриализацией планеты. Вот всего лишь несколько цифр, иллюстрирующих масштабы надвигающей катастрофы. Каждое десятилетие в мире теряется 7% плодородных почв. В настоящее время ежегодно с полей выносится 26 млрд. тонн плодородного слоя. Каждые два года прибавляется 12 млн. га опустыненных земель. Интенсифицируется массовое сведение лесов на планете; каждую секунду их площадь сокращается на полгектара. И если этот процесс будет продолжаться такими же темпами, то для полного выведения из производства земли не понадобиться и 50 лет. Наступление экологического кризиса идет высокими темпами во всех странах мира, на всех континентах.

Продовольственная проблема. Она перестала быть актуальной лишь для десятка индустриальных стран, и хотя потребление продовольствия в целом возрастает, оно неравномерно распределено по континентам и отдельным государствам. К тому же рост производства почти уравновешивается соответствующим ростом населения. Так, за последние 30 лет сбор зерновых возрос в 2 раза, а население Земли – в 1,8 раза.

Война, как способ решения международных проблем, несёт с собой громадный экономический урон и гибель экономически активного населения. Сейчас практически не существует регионов, не охваченных военными конфликтами. Молох войны становился все более и более прожорливым. Множатся материальные потери. XX век вошел в историю, как эпоха мировых войн, в которых участвовали десятки стран и миллионы людей. Так, в орбиту Второй мировой было втянуто более 70 государств, а общие потери составили более 55 млн. человек.

Но война даже в меньшем масштабе несет за собой экономические проблемы, в одних случаях локальные, в других – глобальные. Так военные действия находят свое отражение в проблемах экологии, продовольственной проблеме, проблеме культурных и нравственных ценностей, проблеме преступности, здоровья населения и т.д.

Проблема «Север-Юг» Так нередко обозначается тенденция роста экономического отставания стран «третьего мира» от ведущих держав.

Крушение колониальной системы породило оптимистические прогнозы экономического возрождения стран, завоевавших независимость. Однако в 80-е годы оно резко замедлилось, падение доли освободившихся стран в мировой торговле выдвинуло их обратиться к внешним займам.

Причин усиления указанной тенденции немало. Одна из них связана с демографической ситуацией. В 1987 году на Земле зарегистрирован пятимиллиардный житель. При этом, наиболее быстрыми темпами население увеличивается в менее развитых странах, что резко обостряет там проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и продовольствия.

Проблема миграции. Мировой рынок труда формируется в результате двух связных процессов – миграция рабочей силы между национальными хозяйствами и международная миграция капитала. В первом случае рабочая сила движется к капиталу, во втором – навстречу движется капитал. Как правило, потоки рабочей силы устремляются из стран с низким уровнем жизни к более высокому (из Мексики в США, из Восточной Европы в Западную, из азиатских стран в Японию).

Индустриальные страны испытывают острую потребность в иммигрантах высокой квалификации. Благодаря ей экономятся средства на подготовку специалистов, и этот процесс получил название «утечка мозгов». Например, она наблюдалась в России 90-х, а основными направлениями были США и Израиль.


Проблемы власти и государства

Наиболее важным видом власти является власть политическая. Ее нередко отождествляют с властью принудительной, так как выражается она в реальной способности социальной группы либо индивида проводить свою волю при помощи системы средств государственно-правового воздействия. Независимо, нравится это или нет массе людей; отсюда и главная проблема данного социального института. Проблема взаимоотношений власти и человека.

1. Сущностным признаком политической власти является опора на государство, что позволяет легально использовать силу в пределах его территории. Как к любому индивидууму, так и в отношении целого социального института. Для достижения своих целей она включает практически все известные ресурсы: и материальное принуждение, и идеологическое манипулирование, и прочие методы ущемления интересов человека.

2. Верховенство, обязательность решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние корпораций, СМИ либо других учреждений. А то и вовсе ликвидировать их, мало считаясь с мнением отдельных людей.

3. Публичность, то есть всеобщность и безличность. Это означает, что навязывая волю большинства, политическая власть с помощью права обращается от имени всего общества ко всем гражданам.

Кроме проблем равновесия человек – власть, существуют они и внутри самого социального института.

Политическая власть испытывает сильное воздействие власти экономической. В рыночном обществе, где всё имеет цену, деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных кампаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных собственников создает опасность установления плутократии – прямого политического правления небольшой группы толстосумов.

Также при определенных условиях доминирующее влияние может оказывать власть информационная. Ее монополизация определенной политической группировкой может обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение господства в обществе.

Во взаимодействии различных властей имеет место так называемый кумулятивный эффект – усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ. Высокая политическая должность способствует накоплению богатства, возможности информационного влияния; последнее же повышает вероятность занятий лидирующих политических позиций.

Проблемы семьи

Семья, как социальный институт, выполняет важнейшие функции. Биологическое воспроизводство (репродуктивная), воспитание и социализация молодого поколения, формирование социальной структуры через статус членов семьи, сексуальный контроль, забота о нетрудоспособных членах, эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).

Семья имеет две особенности. Первое: это саморегулирующаяся система. Микрокультура общения вырабатывается самими её членами, что неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий. Разрешаются они путем взаимного соглашения и уступок, обеспечиваемых внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. И второе: семья существует, как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна лишь при взаимодействии с остальными социальными институтами.

В данное время множеством социологов разделяется точка зрения, согласно которой последняя четверть ХХ века отмечена кризисом семьи. Сущность его выражается тем, что семья в значительной степени утратила традиционные функции (репродуктивную, воспитательную и гедонистическую). Еще один существенный показатель кризиса семьи – резко возросшее количество разводов. Изучая их с точки зрения причин и последствий, социология установила: легкость и частота разводов стали основным фактором возникновения нетрадиционных форм и стилей семейной жизни. Становится обычной семья, состоящая из детей и одного родителя (чаще всего матери).

Кризис семьи – это смена ее социальной ориентации на ориентацию гуманную, переход от социо- к человеко-центрированной семье.

Во-вторых, он есть следствие «кризиса современного человека». Стремление к самореализации в профессиональной деятельности, выставление на первый план карьерного роста, свободы от привязанностей, доступность сексуального общения не могут не привести к второстепенной роли семьи.

И наконец, кризис семьи можно рассматривать, как ее освобождение от наиболее институциализированной формы, какой является узаконенный брак. То, что раньше порицалось, называясь сожительством, сейчас приобрело правовую форму «гражданского брака». В глазах законодателя он фактически приравнен к официальному, следовательно необходимость в таковом отпала.

Как правило, причины кризиса семьи усматриваются во внешних (экономических, политических, идеологических и даже биолого-генетических) факторах. Данный подход к определению его причин можно назвать социологическим и адаптивным: семья рассматривается здесь, как неизменная данность, существующая в изменяющихся условиях. А кризис – результат действия неблагоприятных внешних влияний и его преодоление видится в создании оптимальных условий для функционирования семьи. Подобный подход к пониманию природы, функций и назначения семьи долго был доминирующим, и лишь в самое последнее время он начинает критически переосмысляться.

Но, как подтверждают исследования, кризис семьи не сопровождается отрицанием большинством людей ее ценности, равно как и ценности брака. В современном обществе идет формирование новых ориентаций в отношении форм, стилей и образцов семейно-брачного поведения. С этим и связаны тенденции развития данного социального института в начале ХХI века.

Проблемы образования

В современном образовании существует целый ряд нерешенных либо недостаточно решенных проблем.

Низкая активность учащихся в процессе обучения. Иными словами: недостаточная интенсивность и эффективность их встречной деятельности.

Задача её организации много сложнее, чем простая передача знаний. Мало того, что преподаватель работает, не менее продуктивно должны работать и ученики. Добиваться нужно не эпизодической активности учения на некоторых занятиях и по некоторым предметам, а создание системы обучения, при которой учащийся не сможет быть неактивным в принципе.

Объяснительно-иллюстративный характер обучения. При его господстве из работы учащихся фактически выключается их мышление, но преувеличивается роль восприятия и наблюдения. Конечно же, объяснять и иллюстрировать надо, только процесс должен быть подчинен одной цели: пониманию и усвоению учащимися существа изучаемых предметов, а не упрощенному их изложению и красочному описанию.

Отсутствие творчества, поиска в работе учащихся, преимущественная загрузка памяти, а не мышления.

Можно вызубрить материал, а потом сдавать его, повторив заученное слово в слово, но после такого учения ничего не остаётся. Такие знания непрочны, недолговечны, неприменимы на практике. Ученик не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной деятельности – умение находить нужную информацию для определения производственного задачи, самостоятельное творческое решение в сложных ситуациях.

Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между требованиями, предъявляемыми в процессе обучения, и теми, которые нужны в реальности.

Низкая управляемость процесса и результата обучения. При традиционном обучении контролю подвергается лишь некоторый конечный результат, но не сам ход учебной деятельности. Процесс приобретения и наращивания знаний практически неуправляем, оценивается лишь его итог.

В этой связи особые процессы ставит перед педагогом и школьником оценка знаний. Она имеет большое значение для управления, как учебной деятельностью учителя, так и учащихся. Оценка должна служить цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего воспитания учащихся. Ей необходимы объективность, гласность, но и отсутствие формализма, дифференцированный подход к каждой личности и учебной ситуации.

Неизбежность ориентировки на середняка. При этом одинаково нехорошо как высоко успевающим, так и отстающим ученикам. Всеобщая образованность ставит вопрос о необходимости индивидуализации обучения, учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, дифференциации знаний, оценок, а самое главное – программ. В условиях современного массового обучения все эти вопросы еще ждут своего решения.

Современная жизнь являет и множество других проблем. Например:

Физическая акселерация и её связь со зрелостью психологической и социальной, общим отношением к учебе;

Включение учащихся в большое количество социальных общностей, а также необычайно широкие возможности для получения разнообразной информации;

Разобщенность образования и производства, проблемы профориентации;

Необходимость коренного совершенствования и постепенной активизации воспитательной работы, её гибкость и соответствие современным условиям и задачам;

Проблемы преподавательских кадров;

Психологическое обеспечение и особенно мотивационное обеспечение учебной деятельности;

Проблемы религии

На протяжении многих веков религия выступает составной частью системы отношений любого общества, являясь необходимым элементом общественной жизни. Она выполняет ряд важных функций, и одной из них является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии, как форме духовного освоения мира, осуществляется его мысленное преобразование и организация для сознания, при которой вырабатывается целостная картина норм, ценностей, идеалов и других компонентов, выступающих в качестве регуляторов поведения.

Реализуется эта функция через формирование духовной жизни человека, важнейшей составляющей которой является культура. И здесь возникает одна из главных проблем религии – их соотношение.

Религия оказывает на культуру двойственное влияние. С одной стороны: получают развитие те её формы, что связаны с религиозным культом. Строительство храмов стало стимулом прогресса архитектуры; католическое песнопение с органными мелодиями породило расцвет музыки в Европе. Но в то же время, господство религии над культурой сдерживает свободу приложения творческих сил.

Там, где искусство находится под властью религии, церковь сужает тематику для творчества, а иногда ставит под запрет целые его отрасли. В исламе, к примеру, запрещено изображение людей и животных, а православие допускает только плоскостное начертание библейских персонажей и святых. Тенденция к интеграции всей культуры на основе религии была особенно сильной в эпоху средневековья, однако преобладание религии над культурой и духовным развитием людей весомо ограничивало свободу их мысли. Лишь в новое время культура стала приобретать независимый от церкви, светский характер.

Проблема «религии и культуры», их единства и сбалансированности велика также для устранения конфликтов на этно-конфессиональной почве. Особенно, когда развитие межконфессионального диалога становится единственной альтернативой культурной разобщенности и религиозной нетерпимости. В условиях тесных социальных взаимосвязей людей различных национальных традиций, она имеет большое значение. Можно даже сказать – ключевое, поскольку затрагивает на основе взаимодействия различных религий и культурно-исторического уклада быта широчайший круг вопросов. Начиная с пребывания в образовательных учреждениях, и заканчивая условиями совместного труда или отдыха.

Проблема взаимодействия культуры и религии актуализируется, как правило, в наиболее сложные, критические моменты. Когда общество испытывает потребность в пересмотре и обновлении своих духовных основ. Подтверждением данного вывода может служить Русская история на протяжении более чем тысячелетнего существования, в том числе и последних десятилетий XX века.


Заключение

Без социальных институтов общество существовать не может, поэтому необходимые проявления активности и превращаются в институты. Драки – в спортивные поединки, беспорядочная половая жизнь - в семью. Но не все роли могут быть институциональными. «Мамина помощница» - не институциональная роль, дочь - да, так как является постоянной, строго контролируемой обществом. Устойчивость институциональных ролей позволяет нивелировать индивидуальные различия между людьми, тем самым, укрепляя группы, объединения, общества. Так, солдат для офицера является объектом приказания вне зависимости от личных его качеств. И солдат подчиняется офицеру, невзирая на ум или глупость последнего. В итоге возникает организованная дисциплинированная сильная армия.

Да, социальные институты подчас отстают от требований окружающей реальности. Да у них полно проблем, но состоят они из людей, наделённых таким средством коммуникации, как язык. И решить их по силам только нам. В противном случае всё решится за нас, под лозунгом: «Нет человека – нет проблем».

Культа. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая системы. Первая система включает в себя группу...

На их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации. 3) Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную...

Вовсе не является общественным, а всего лишь желания «сильных мира сего». Но эта проблема заслуживает более серьёзного изучения. (См. Гл. II. П 2.5.) Глава II. Социология общественного мнения. 2.1. Общественное мнение как социальный институт. Прежде, чем приступить к изучению общественного мнения, как социального института, необходимо дать определение...

Семинар №8.

Социальные институты и социальные организации.

Основные вопросы:

1. Понятие социального института и основные социологические подходы к нему.

2. Признаки социальных институтов (общая характеристика). Виды социальных институтов.

3. Функции и дисфункции социальных институтов.

4. Понятие социальной организации и её основные признаки.

5. Виды и функции социальных организаций.

Основные понятия : социальная институт, социальные потребности, основной социальный институт, динамика социальных институтов, жизненный цикл социального института, системность социальных институтов, латентные функции социальных институтов, социальные организации, социальная иерархия, бюрократия, гражданское общество.

1) Социальный институт или общественный институт - исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части.

2) Социальные потребности- Потребности, связанные с определенными аспектами социальногоповедения - например, потребность в дружбе, потребность в одобрении окружающих или стремление квласти.

Основные социальные институты

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

Государство - основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).



Образование - социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

Наука - особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки - познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

Право - социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья - это не только институт, но и малая социальная группа.

4) Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса:

  1. Жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;
  2. Функционирование зрелого института, т. е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций;
  3. Эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

5) Жизненный цикл института включает четыре относительно самостоятельных стадии, которые имеют свои качественные характеристики:

1 фаза - зарождение и формирование социального института;

2 фаза - фаза эффективности, в этот период институт достигает пика зрелости, полного расцвета;

3 фаза - период формализации норм, принципов, ознаменованный обюрокрачиванием, когда правила становятся самоцелью;

4 фаза - дезорганизация, дезадаптация, когда институт теряет свой динамизм, прежнюю гибкость и жизнеспособность. Институт ликвидируется или трансформируется в новый.

6) Латентные (скрытые) функции социального института - положительные следствия выполнения явных функций, которые возникают в процессе жизнедеятельности социального института, не обусловлены целью данного института. (Так, латентная функция института семьи - социально-статусная, или передача определенного социального статуса от одного поколения другому в рамках семьи).

7) Социальная организация общества (от позднелат. organizio -формирую, сообщаю стройный вид < лат. organum - орудие, инструмент) - установленный в общественормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание илиприведение к нему.

8) Социальная иерархия - иерархическая структура отношений власти, доходов, престижа и так далее.

Социальная иерархия отражает неравенство социальных статусов.

9) Бюрократия - это социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений, претензией на особый статус в обществе.

Под бюрократией также понимают замкнутый слой высших чиновников, противопоставляющий себя обществу, занимающий в нем привилегированное положение, специализирующийся на управлении, монополизирующий властные функции в обществе с целью реализации своих корпоративных интересов

10) Гражданское общество - это совокупность общественных отношений, формальных и неформальныхструктур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализациюразнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений. Развитоегражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и егоравноправным партнером.

Вопрос №1,2. Понятие социального института и основные социологические подходы к нему.

Признаки социальных институтов (общая характеристика). Виды социальных институтов.

Фундаментом, на котором строится все общество, являются социальные институты. Термин происходит от латинского «institutum» – «устав».

Впервые это понятие ввел в научный оборот американский социолог Т. Веблейн в книге «Теория праздного класса» в 1899 г.

Социальный институт в широком смысле слова – это система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию.

Социальные институты имеют историческое происхождение и находятся в постоянном изменении и развитии. Их становление называется институциализацией.

Институциализация – это процесс определения и закрепления социальных норм, связей, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Этот процесс состоит из нескольких стадий:

1) возникновение потребностей, которые можно удовлетворить только в результате совместной деятельности;

2) появление норм и правил, регулирующих взаимодействие по удовлетворению возникших потребностей;

3) принятие и реализация на практике появившихся норм и правил;

4) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Институты имеют свои отличительные признаки:

1) культурные символы (флаг, герб, гимн);

3) идеологию, философию (миссия).

Социальные институты в обществе выполняют значительный набор функций:

1) воспроизводственная – закрепление и воспроизводство общественных отношений, обеспечение порядка и рамок деятельности;

2) регулятивная – регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов поведения;

3) социализация – передача социального опыта;

4) интегративная – сплочение, взаимосвязь и взаимоответственность членов групп под воздействием институционных норм, правил, санкций и системы ролей;

5) коммуникативная – распространение информации внутри института и во внешнюю среду, поддержание взаимосвязи с другими институтами;

6) автоматизация – стремление к самостоятельности.

Функции, выполняемые институтом, могут быть явными и латентными.

Существование латентных функций института позволяет говорить о его возможности принести обществу большую пользу, чем заявляется изначально. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля.

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград.

Формирование системы санкций является основным условием институциализации. Санкции предусматривают наказание за неточное, небрежное и неправильное выполнение должностных обязанностей.

Позитивные санкции (благодарность, материальное поощрение, создание благоприятных условий) направлены на то, чтобы поощрять и стимулировать правильное и инициативное поведение.

Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач.

Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Социальные институты всегда выполняют общественно значимые функции и обеспечивают достижение относительно устойчивых социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Неудовлетворенные институтом социальные потребности вызывают к жизни новые силы и нормативно нерегулируемые виды деятельности. На практике возможна реализация следующих путей выхода из такой ситуации:

1) переориентация старых социальных институтов;

2) создание новых социальных институтов;

3) переориентирование общественного сознания.

В социологии существует общепризнанная система классификации социальных институтов на пять типов, которая основывается на потребностях, реализуемых с помощью институтов:

1) семья – воспроизводство рода и социализация личности;

2) политические институты – потребность в безопасности и общественном порядке, с их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть;

3) экономические институты – производство и добывание средств к существованию, они обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг;

4) институты образования и науки – потребность в получении и передаче знаний и социализации;

5) институт религии – решение духовных проблем, поиск смысла жизни.

Понятие «институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) было заимствовано социологией из юриспруденции, где его использовали для характеристики отдельного комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере. Такими институтами в юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность и т. п. В социологии понятие «институт» сохранило эту смысловую окраску, однако приобрело более широкое толкование в плане обозначения некоторого особого типа устойчивой регламентации социальных связей и различных организационных форм социального регулирования поведения субъектов.

Институциональный аспект функционирования социума является традиционной областью интересов социологической науки. Он находился в поле зрения мыслителей, с именами которых связывается ее становление (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.).

Институциональный подход О. Конта к изучению социальных явлений вытекал из философии позитивного метода, когда одним из объектов анализа социолога выступал механизм обеспечения в обществе солидарности- и согласия. «Для новой философии порядок всегда составляет условие прогресса и обратно, прогресс является необходимой целью порядка» (Конт О. Курс положительной философии. СПб., 1899. С. 44). О. Конт рассматривал основные социальные институты (семью, государство, религию) с позиций их включения в процессы социальной интеграции и выполняемых при этом функций. Противопоставив по функциональным характеристикам и природе связей семейную ассоциацию и политическую организацию, он выступил теоретическим предшественником концепций дихотомизации социальной структуры Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма («механический» и «органический» типы солидарности). Социальная статика О. Конта опиралась на положение о том, что институты, верования и моральные ценности общества функционально взаимосвязаны, и объяснение любого социального явления в этой целостности подразумевает нахождение и описание закономерностей его взаимодействия с другими явлениями. Метод О. Конта, его обращение к анализу важнейших социальных институтов, их функций, структуры общества оказали значительное влияние на дальнейшее развитие социологической мысли.

Свое продолжение институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Г. Спенсера. Строго говоря, именно он впервые в социологической науке употребил понятие «социальный институт». Определяющими факторами в развитии институтов общества Г. Спенсер считал борьбу за существование с соседними обществами (войну) и с окружающей природной средой. Задача выживания общественного организма в условиях его. эволюции и усложнение структур порождают, по Спенсеру, необходимость формирования особого рода регулятивного института: «В государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система... При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры» (Spencer Н. First principles. N. Y., 1898. P. 46).

Соответственно социальный организм состоит из трех главных систем: регулятивной, производящей средства для жизни и распределительной. Г. Спенсер различал такие виды социальных институтов, как институты родства (брак, семья), экономические (распределительные), регулирующие (религия, политические организации). При этом многое в его рассуждениях об институтах выражено в функциональных терминах: «Чтобы понять, как организация возникла и развивается, следует понять необходимость, проявляющуюся в начале и в дальнейшем» {Spencer Н. The principles of ethic. N. Y., 1904. Vol. 1. P. 3). Итак, всякий социальный институт складывается как выполняющая определенные ^функции устойчивая структура социальных действий.

Рассмотрение социальных институтов в функциональном ключе продолжил Э. Дюркгейм, придерживавшийся идеи о позитивности общественных институтов, которые выступают важнейшим средством самореализации человека (см.: Durkheim Е. Les formes elementaires de la vie religieuse. Le systeme totemique en Australie. P., 1960).

Э. Дюркгейм высказался за создание особых институтов поддержания солидарности в условиях разделения труда - профессиональных корпораций. Он утверждал, что корпорации, неоправданно считающиеся анахронизмом, на самом деле полезны и современны. Корпорациями Э. Дюркгейм называет институты типа профессиональных организаций, включающих работодателей и работников, стоящих достаточно близко друг к другу, чтобы быть для каждого школой дисциплины и началом, обладающим престижем и властью (см.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900).

Заметное внимание рассмотрению ряда социальных институтов уделял К. Маркс, который анализировал институт майората, разделение труда, институты родового строй, частной собственности и т.п. Он понимал институты как исторически сложившиеся, обусловленные социальными, прежде всего производственными, отношениями формы организации и регулирования социальной деятельности.

М. Вебер считал, что социальные институты (государство, религия, право и т. п.) должны «изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентируются на них в своих действиях» (История социологии в Западной Европе и США. М., 1993. С. 180). Так, обсуждая вопрос о рациональности общества промышленного капитализма, он на институциональном уровне рассмотрел ее (рациональность) как продукт отделения индивида от средств производства. Органическим институциональным элементом такой социальной системы выступает капиталистическое предприятие, рассматриваемое М. Вебером как гарант экономических возможностей индивида и превращающееся тем самым в структурный компонент рационально организованного общества. Классическим примером является анализ М. Вебером института бюрократии как типа легального господства, обусловленного прежде всего целерациональными соображениями. Бюрократический механизм управления предстает при этом в качестве современного типа администрации, выступающего социальным эквивалентом индустриальных форм труда и «так относится к предшествующим формам администрации, как машинное производство к дома-шинным» (Weber М. Essays on sociology. N. Y., 1964. p. 214).

Представитель психологического эволюционизма американский социолог начала XX в. Л. Уорд рассматривал социальные институты как продукт скорее психических, чем каких-либо других сил. «Социальные силы, - писал он, - это те же психические силы, действующие в коллективном состоянии человека» (Ward L. F. The physic factors of civilization. Boston, 1893. P. 123).

В школе структурно-функционального анализа понятию «социальный институт» принадлежит одна из ведущих ролей, Т. Парсонс строит концептуальную модель общества, понимая его как систему социальных отношений и социальных институтов. Причем последние трактуются как особым образом организованные «узлы», «связки» социальных отношений. В общей теории действия социальные институты выступают и в качестве особых ценностно-нормативных комплексов, регулирующих поведение индивидов, и в качестве устойчивых конфигураций, образующих статусно-ролевую структуру общества. Институциональной структуре социума придается важнейшая роль, поскольку именно она призвана обеспечить социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию (см.: Parsons Т. Essays on sociological theory. N. Y., 1964. P. 231-232). Следует подчеркнуть, что нормативно-ролевое представление о социальных институтах, существующее в структурно-функциональном анализе, является наиболее распространенным не только в западной, но и в отечественной социологической литературе.

В институционализме (институциональной социологии) социальное поведение людей изучается в тесной связи с существующей системой социальных нормативных актов и институтов, необходимость возникновения которых приравнена к естественноисторической закономерности. К представителям этого направления можно отнести С. Липсета, Дж. Ландберга, П. Блау, Ч. Миллса и др. Социальные институты, с точки зрения институциональной социологии, предполагают «сознательно регулируемую и организованную форму деятельности массы людей, воспроизведение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передаваемых из поколения в поколение. «Каждый социальный институт, входящий в определенную социальную структуру, организуется для выполнения тех или иных общественно значимых целей и функций (см.; Осипов Г. В., Кравченко А. И. Институциональная социология//Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 118).

Структурно-функционалистские и институционалистские трактовки понятия «социальный институт» не исчерпывают представленных в современной социологии подходов к его определению. Имеют место и концепции, опирающиеся на методологические основания феноменологического или бихевиористского плана. Так, например, У. Гамильтон пишет: «Институты - это словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Они означают постоянный способ мышления или действия, который стал привычкой для группы или обычаем для народа. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспособляем нашу жизнь, представляет собой сплетение и непрерывную ткань социальных институтов» (Hamilton W. lnstitution//Encyclopedia of social sciences. Vol. VIII. P. 84).

Психологическую традицию в русле бихевиоризма продолжил Дж. Хоманс. Он дает такое определение социальных институтов: «Социальные институты - это относительно устойчивые модели социального поведения, на поддержание которых направлены действия многих людей» (Homans G. S. The sociological relevance of behaviorism//Behavioral sociology. Ed. R. Burgess, D. Bus-hell. N. Y., 1969. P. 6). По существу, Дж. Хоманс строит свою социологическую интерпретацию понятия «институт» опираясь на психологический фундамент.

Таким образом, в социологической теории имеет место значительный массив трактовок и дефиниций понятия «социальный институт». Они различны в понимании как природы, так и функций институтов. С точки зрения автора, поиск ответа на вопрос, какое из определений верно, а какое ошибочно, методологически бесперспективен. Социология - мультипарадигмальная наука. В рамках каждой из парадигм возможно построение своего непротиворечивого, подчиняющегося внутренней логике понятийного аппарата. И дело исследователя, работающего в рамках теории среднего уровня, определиться с выбором парадигмы, в рамках которой он намерен искать ответы на поставленные вопросы. Автор придерживается подходов и логики, лежащих в русле системно-структурных построений, это определяет и принимаемую им за основу концепцию социального института,

Анализ зарубежной и отечественной научной литературы показывает, что и в рамках выбранной парадигмы в понимании социального института существует широкий набор версий и подходов. Так, большое число авторов считают возможным дать понятию «социальный институт» однозначную дефиницию, опирающуюся на одно ключевое слово (выражение). Л. Седов, например, определяет социальный институт как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему» (цит. по: Современная западная социология. С. 117). Н. Коржевская пишет: «Социальный институт представляет собой общность людей, выполняющих определенные роли на основе их объективного положения (статуса) и организованных посредством социальных норм и целей (Коржевская Н. Социальный институт как общественное явление (социологический аспект). Свердловск, 1983. С. 11). Я. Щепань-ский дает такое интегральное определение: «Социальные институты являются системами учреждений*, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения общественных и безличных функций ради удовлетворения существенных индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп» (Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. С. 96-97).

Есть и другие попытки дать однозначную дефиницию, исходя, например, из норм и ценностей, ролей и статусов, обычаев и традиций и т. д. С нашей точки зрения, подходы такого рода не являются плодотворными, поскольку сужают понимание такого комплексного явления, каким выступает социальный институт, фиксируя внимание только на одной, представляющейся тому или иному автору важнейшей его стороне.

Под социальным институтом эти ученые понимают комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой - социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности (см.: Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 79-81; Комаров М. С. О понятии социального института// Введение в социологию. М., 1994. С. 194).

Социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений. Их возникновение обусловлено объективными потребностями социума в регулировании общественно значимых сфер деятельности и социальных отношений. В зарождающемся институте по существу опредмечива-ется определенный вид общественных отношений.

К числу общих признаков социального института можно отнести:

Выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

Определенную (более или менее формализованную) организацию:

Наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;

Наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.

Эти признаки не являются нормативно закрепленными. Они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных институтах современного общества. У одних из них (формальных - армия, суд и т. п.) признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других (неформальных либо только возникающих) - менее отчетливо. Но в целом они являются удобным инструментом для анализа процессов институционализа-ции социальных образований.

Социологический подход фиксирует особое внимание на социальных функциях института и его нормативной структуре. М. Комаров пишет, что реализация институтом социально значимых функций «обеспечивается наличием в рамках социального института целостной системы стандартизированных образцов поведения, т. е. ценностнонормативной структуры» (Комаров М. С. О понятии социального института//Введение в социологию. С. 195).

К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:

Регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений;

Создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;

Обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни; - социализация индивидов.

Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института. Я. Щепаньский выделяет следующие структурные элементы социального института: - цель и сферу деятельности института; - функции, предусмотренные для достижения цели; - нормативно-обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института;

Средства и учреждения достижения цели и реализации функций (материальные, символические и идеальные), включая соответствующие санкции (см.: Щепаньский Я. Указ. соч. С. 98).

Возможны различные критерии классификации социальных институтов. Из них мы считаем целесообразным остановиться на двух: предметном (содержательном) и формализованном. На основании предметного критерия, т. е. характера содержательных задач, выполняемых институтами, выделяются: политические институты (государство, партии, армия); экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т. п.): институты родства, брака и семьи; институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и т. п.) и др.

На основании второго критерия, т. е. характера организации, институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность первых основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях. Это государство, армия, суд и т. д. В неформальных институтах такая регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п. От этого неформальный институт не перестает быть институтом и выполнять соответствующие регулятивные функции.

Таким образом, при рассмотрении социального института, его признаков, функций, структуры автор опирался на комплексный подход, использование которого имеет развитую традицию в рамках системно-структурной парадигмы в социологии. Именно комплексная, но при этом социологически операциональная и методологически строгая трактовка понятия «социальный институт» позволяет, с точки зрения автора, анализировать институциональные аспекты бытия социального образования.

Рассмотрим возможную логику обоснования институционального подхода к какому-либо социальному феномену.

Согласно теории Дж. Хоманса, в социологии существует четыре типа объяснения и обоснования социальных институтов. Первый - психологический тип, исходящий из того, что любой социальный институт есть психологическое по генезису образование, устойчивый продукт обмена деятельностью. Второй тип - исторический, рассматривающий институты как конечный продукт исторического развития определенной сферы деятельности. Третий тип - структурный, доказывающий, что «каждый институт существует как следствие своих отношений с другими институтами в социальной системе». Четвертый - функциональный, опирающийся на положение о том, что институты существуют, поскольку выполняют определенные функции в обществе, способствуя его интеграции и достижению гомеостазиса. Два последних типа объяснений существования институтов, которые преимущественно применяются в структурно-функциональном анализе, Хоманс объявляет неубедительными и даже ошибочными (см.:Homans G. S. The sociological relevance of behaviorism//Behavioral sociology. P. 6).

He отвергая психологических объяснений Дж. Хоманса, я не разделяю его пессимизма относительно двух последних типов аргументации. Напротив, считаю эти подходы убедительными, работающими для современных обществ и намерен воспользоваться и функциональным, и структурным, и историческим типами обоснования существования социальных институтов при изучении выбранного социального феномена.

Если будет доказано, что функции какого-либо изучаемого феномена являются общественно значимыми, что их структура и номенклатура близки к структуре и нокенклатуре функций, которые выполняют в обществе социальные институты, это будет важным шагом в обосновании его институциональной природы. Такой вывод ^.юзан на включении функционального признака в число важнейших признаков социального института и на понимании того, что именно социальные институты образуют главный элемент структурного механизма, посредством которого общество регулирует социальный гомеостазис и в случае необходимости осуществляет социальные изменения.

Следующий этап обоснования институциональной трактовки выбранного нами гипотетического объекта - это ь:",ализ способов его включения в различные сферы социальной жизни, взаимодействия с другими социальными институтами, доказательство того, что он является неотъемлемым элементом какой-либо одной сферы общества (экономической, политической, культурной и т. п.), либо их комбинации, и обеспечивает ее (их) функционирование. Данную логическую операцию целесообразно проделать по той причине, что институциональный подход к анализу социальных явлений основывается на представлении о том, что социальный институт является продуктом развития всей социальной системы, но вместе с тем специфика основных механизмов его функционирования зависит от внутренних закономерностей развития соответствующего вида деятельности. Поэтому рассмотрение того или иного института невозможно без соотнесения его деятельности с деятельностью других институтов, а также систем более общего порядка.

Третий этап, следующий за функциональным и структурным обоснованием, наиболее важен. Именно на этом этапе определяется сущность изучаемого института. Здесь формулируется соответствующая дефиниция, на базе анализа основных институциональных признаков. сказывается правомерность его институционального представления. Затем выделяется его специфика, тип и место в системе институтов общества, анализируются условия возникновения институционализации.

На четвертом, заключительном этапе выявляется структура института, даются характеристики основных его элементов, обозначаются закономерности его функционирования.

Понятие, признаки , виды, функции социальных институтов

Английский философ и социолог Герберт Спенсер первым ввел в социологию понятие социального института и определил его как устойчивую структуру социальных действий. Он выделил шесть ти­пов социальных институтов: промышленный, профсоюзный, поли­тический, обрядовый, церковный, домашний. Главным назначением социальных институтов он считал обеспечение потребностей членов общества.

Закрепление и организация отношений, складывающихся в про­цессе удовлетворения потребностей как общества, так и индивида, осуществляются путем создания системы стандартных образцов на основе общеразделяемой системы ценностей - общего языка, общих идеалов, ценностей, верований, моральных норм и др. Они уста­навливают правила поведения индивидов в процессе их взаимодей­ствия, воплощаясь в социальные роли. В соответствии с этим амери­канский социолог Нейл Смелзер называет социальным институтом «совокупность ролей и статусов, предназначенную для удовлетворе­ния определенной социальной потребности»

  • В связи с этим выделяется несколько критериев, или оснований типологизации социальных движений.
  • Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры (45)
  • Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав и предназначение
  • 1) удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность

    2) обеспечивать обществу динамизм, подвижность, изменчивость

    3) обеспечивать всех членов общества

    4) гарантировать человеку права и свободы

    58. Потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни удовлетворяет социальный институт…

    1) образования

    3) религии

    59. Процесс и результат появления в обществе социального института называется…

    1) институционализация

    2) дисфункция

    3) стабилизация

    4) социализация

    60. Дисфункция социального института проявляется в следующем…

    1) институт полноценно удовлетворяет важные общественные потребности

    2) институт неэффективен, его престиж в обществе падает

    4) институт выполняет не свойственные ему функции

    61. Потребность в безопасности и социальном порядке удовлетворяет социальный институт…

    1) экономики

    2) политики

    4) здравоохранения

    62. Армия является одним из социальных институтов, принадлежащих, прежде всего…

    1) к сфере политики

    2) к сфере экономики

    3) к сфере религии

    4) к сфере воспитания

    63. Снижение рождаемости, детская беспризорность, подростковая преступность являются проявлением дисфункции, прежде всего, института…

    1) политики

    2) религии

    4) образования

    64. В примитивном обществе большинство возникающих социальных потребностей удовлетворяет институт…

    1) религии

    3) образования

    4) безопасности

    65. Если под одной крышей живут несколько родственных семей, больше двух поколений, то такая семья является…

    1) нуклеарной

    2) расширенной

    3) супружеской

    4) многопоколенной

    66. Существуют две формы брака…

    1) традиционная (патриархальная) и эгалитарная

    2) нуклеарная (супружеская) и родственная (расширенная)

    3) моногамия и полигамия

    4) узаконенный и гражданский

    67. Семья должна давать чувство защищенности, душевного комфорта, безопасности. Эта функция семьи называется…

    1) эмоциональная

    2) статусная

    3) экономическая

    4) коммуникативная

    68. Завод, ферма, нефтепровод, железная дорога – физические черты (материальные воплощения) института…

    1) экономики

    2) политики

    3) образования



    4) безопасности

    69. Многоженство разрешается исламом и существует в некоторых мусульманских странах. Такая форма брака называется…

    1) групповой брак

    2) полиандрия

    3) полигиния

    4) полигамия

    70. Структуру малой группы изучают методом…

    1) эксперимента

    2) наблюдения

    3) социометрии

    1) поощрение самостоятельности членов группы

    2) мягкие приемы лидера

    3) подавление инициативы

    4) личную ответственность каждого члена группы за результат работы

    72. Во вторичных группах в человеке ценят…

    1) его индивидуальность

    2) его функциональность

    3) его эмоциональность

    4) его образованность

    73. Лидером малой группы становится человек…

    2) самый талантливый

    3) самый красивый

    4) самый умный

    74. Высокий уровень эмоциональности взаимоотношений отличает группы…

    1) вторичные

    2) первичные

    3) квазигруппы

    4) микрогруппы

    75. Демократический стиль лидерства является эффективным…

    1) при решении творческих задач

    2) на простых и срочных работах

    3) при низкой квалификации работников

    4) при опытных сотрудниках



    76. Если лидер не вмешивается в действия подчиненных и отстраняется от реального руководства группой, значить осуществляется стиль лидерства…

    3) попустительский

    4) консервативный

    77. Племена, народности, нации являются общностями…

    1) территориальными

    2) этническими

    3) профессиональными

    4) государственными

    78. Квазигруппами в социологии называют…

    1) группы первичные

    2) малые группы

    3) случайные, неустойчивые группы

    4) этнические группы

    79. Совокупность нескольких родов называется…

    2) народность

    80. В этой этнической общности объединяются кровные родственники…

    2) народность

    81. Государство является признаком формирования…

    2) племени

    4) народности

    82. Этническое самосознание означает…

    1) чувство принадлежности, духовного единства с этносом

    2) кровное родство

    3) одинаковое гражданство

    4) одинаковое мышление

    83. Аутсайдерами в социологии называются…

    1. Главное предназначение социальных институтов
    гарантия человеку соблюдение его прав
    создание стабильности в обществе, удовлетворении общественных потребностей
    обеспечение социальные реформы
    обеспечение материальной поддержки всем членам общества

    2. Малая социальная группа – это группа людей, …
    состоящая из 2-7 человек
    которые имеют возможность непосредственного личного контакта
    которая занимается социально-значимой деятельностью и где все члены группы имеют возможность непосредственного личного контакта которая занимается социально-значимой деятельностью

    3. Групповая динамика – это …
    увеличение производительности труда группы
    изменение групповой структуры в зависимости от характера деятельности группы
    увеличение численности группы за определенный период времени
    совокупность внутригрупповых процессов и явлений, которые характеризуют весь цикл жизнедеятельности группы и его этапы (образование группы, формирование норм и ценностей, лидерство, коммуникации в группе и т.д.)

    4. Субъективным, дополнительным критерием стратификации является …
    престиж
    власть
    доход
    образование

    5. Социальная структура общества – это …
    устойчивая связь элементов социальной системы
    иерархическая связь элементов социальной системы
    набор элементов социальной системы
    социальный состав общества

    6. Тип поведения, не являющийся аномичным согласно теории аномии Р.Мертона
    инновация
    ритуализм
    мятеж
    конформизм

    7. Социализация – это …
    усвоение норм и правил, принятых в обществе, включение человека в социальную структуру и активное влияние человека на социальные группы и процессы
    активное влияние человека на социальные группы и процессы
    усвоение норм и правил, принятых в обществе, включение человека в социальную структуру
    процесс создания социальных структур

    8. Первичная социализация — это социализация, которая происходит …

    еще до рождения человека
    в детстве и ранней юности, основным агентом социализации являются семья и школа
    когда человек начинает свою трудовую деятельность, основными агентами являются трудовые коллективы

    9. Школа является агентом … социализации.
    неформальной
    первичной
    формальной
    вторичной

    10. Социализация человека начинается …
    с началом трудовой деятельности
    с рождения
    в школе
    после окончания трудовой деятельности

    11. Референтная группа – это группа, …
    в которой человек не хочет оказаться
    нормы и ценности которой человек разделяет и принимает, группа значима для человека и может оказывать влияние на его поступки
    к которой человек имеет отношение в определенный отрезок времени
    людей со схожими интересами

    ВАРИАНТ 1

    1. К макросоциологическим понятиям относится:

    a) малая группа;

    b) социальный институт ;

    c) личность;

    2. К микросоциологическим понятиям не относится:

    a) малая группа;

    b) государство ;

    d) личность.

    3. Термин «социология» впервые ввел:

    a) О. Конт

    b) Э. Дюркгейм

    c) К. Маркс

    d) Г. Спенсер

    4. «Человекоцентрированными» теориями (теориями социологического номинализма) в социологии являются:

    a) макросоциологии

    b) микросоциологии

    c) максисоциологии

    d) минисоциологии

    5. Социология как наука возникает:

    a) в античном мире;

    c) в середине 19 столетия;

    d) в середине 20 столетия.

    6.Центральным понятием «понимающей социологии» М. Вебера является понятие:

    a) социальный факт;

    b) солидарность;

    c) способ производства;

    d) социальное действие ;

    e) коммуникативное действие.

    7. Базис в марксистской теории -это:

    a) производительные силы общества;

    b) ее фундаментальные положения и понятия;

    c) производственные отношения;

    d) совокупность производственных отношений и производительных сил .

    8. Э. Дюркгейму принадлежит:

    a) теория общественного договора;

    b) закон иерархии наук;

    d) теория общественно-экономической формации .

    9. Неотъемлемое свойство социальной организации (суть которого – в приращении усилий в ходе совместной деятельности) называется:

    a) кооперация;

    b) синергия ;

    c) ускорение;

    d) активизация;

    e) сотрудничество.

    10. О. Конту принадлежит:

    a) теория обмена;

    b) закон иерархии наук;

    c) концепция механической и органической солидарности;

    11.Исключить лишнее: «Отклонения бывают:

    c) ;

    d) первичные и вторичные.

    12. Понятие санкции означает:

    a) исправительную меру наказания;

    b) способ устрашения;

    c) поощрение или наказание;

    d) кару небесную.

    13. Механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий:

    a) санкция

    b) социальный контроль

    c) система прав и обязанностей

    d) социализация

    14. Понятие «аномия» было введено:

    a) Э. Дюркгеймом

    b) М. Ковалевский

    c) П. Сорокин

    d) Дж. Хоманс

    15.Процесс сужения сферы общественного влияния религии и церкви, утрата их доминирующего положения в обществе:

    a) секуляризация ;

    b) сакрализация;

    c) просвещение;

    d) социализация;

    e) эмансипация.

    16. Формационный подход К. Маркса к периодизации истории не предполагал существования общественно-экономической формации:

    a) первобытнообщинной;

    b) рабовладельческой;

    c) феодальной;

    d) капиталистической;

    e) социалистической;

    f) коммунистической.

    17.Какие из названных ценностей являются витальными:

    a) добро и зло

    b)

    c) счастье, смысл жизни

    d) свобода совести и слова

    e) честность и доброжелательность

    f) свобода слова и национальный суверенитет

    g) личный успех и предприимчивость

    18. Культурный релятивизм основан на убеждении, что:

    a) не все культуры равноценны, ценность той или иной культуры определяется ее вкладом в общечеловеческий прогресс;

    b) каждую культуру нужно оценивать исходя из общечеловеческих критериев нравственности;

    c) каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее собственных ценностей и норм .

    19. Не был представителем циклических концепций культуры (теорий локальных культурно-исторических типов):

    a) Н.Я.Данилевский

    b) О.Шпенглер

    c) Л. Морган

    d) А.Тойнби

    e) П.А.Сорокин.

    20.Маргинал – это:

    b) человек, утративший один социальный статус, покинувший пространство определенной культуры и не обретший другого статуса, другой культуры ;

    ВАРИАНТ 2

    a) О. Конт

    b) Э. Дюркгейм

    c) К. Маркс

    d) Г. Спенсер

    2. «Человекоцентрированными» теориями (теориями социологического номинализма) в социологии являются:

    a) макросоциологии

    b) микросоциологии

    c) максисоциологии

    d) минисоциологии

    a) в античном мире;

    b) в эпоху Просвещения 18 века;

    c) в середине 19 столетия;

    d) в середине 20 столетия.

    4.Центральным понятием «понимающей социологии» М. Вебера является понятие:

    a) социальный факт;

    b) солидарность;

    c) способ производства;

    d) социальное действие;

    e) коммуникативное действие.

    5. О. Конту принадлежит:

    a) теория обмена;

    b) закон иерархии наук;

    c) концепция механической и органической солидарности;

    d) формулировка основных положений исторического материализма.

    6.Исключить лишнее: «Отклонения бывают:

    a) конструктивные и деструктивные;

    b) индивидуальные и групповые;

    c) вертикальные и горизонтальные ;

    d) первичные и вторичные.

    7. Понятие санкции означает:

    a) исправительную меру наказания ;

    b) способ устрашения;

    c) поощрение или наказание;

    d) кару небесную.

    8. Понятие «аномия» было введено:

    a) Э. Дюркгеймом

    b) М. Ковалевский

    c) П. Сорокин

    d) Дж. Хоманс

    9. Процесс сужения сферы общественного влияния религии и церкви, утрата их доминирующего положения в обществе:

    a) секуляризация;

    b) сакрализация;

    c) просвещение;

    d) социализация;

    e) эмансипация.

    10. Какие из названных ценностей являются витальными:

    a) добро и зло

    b) жизнь и здоровье, личная безопасность

    c) счастье, смысл жизни

    d) честность и доброжелательность

    e) свобода слова и национальный суверенитет

    f) личный успех и предприимчивость

    11.Маргинал – это:

    a) человек, уровень образования которого не соответствует современным квалификационным требованиям;

    b) человек, утративший один социальный статус, покинувший пространство определенной культуры и не обретший другого статуса, другой культуры;

    c) человек, эмигрировавший в другое государство, но не получивший еще нового гражданства;

    d) человек с отклоняющимся поведением, но не преступник.

    Главное предназначение социальных институтов

    a) удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность ;

    b) обеспечивать обществу динамизм, подвижность, изменчивость;

    c) давать дипломы выпускникам.

    13. Дисфункция социального института проявляется в следующем:

    a) институт полноценно удовлетворяет важные общественные потребности;

    b) институт неэффективен, его престиж в обществе падает ;

    14. Потребность в безопасности и социальном порядке удовлетворяет социальный институт:

    a) экономики

    b) политики

    15. Армия является одним из неосновных социальных институтов:

    a) политических

    b) экономических

    c) религиозных

    16. Термины «первичная группа» и «вторичная группа» ввел:

    a) Ч. Кули

    c) Дж. Хоманс

    d) Т. Парсонс

    17. Квазигруппами в социологии называют:

    a) группы первичные;

    b) малые группы;

    c) случайные, неустойчивые группы .

    18. «Андерклассом» в социологии принято называть:

    a) высший класс

    b) средний класс

    c) низший класс

    19. Десоциализация – это:

    a) процесс усвоения индивидом культурных норм и ценностей общества;

    b) процесс утраты старых социальных норм ;

    c) обучение человека правилам жизни, поведения и культурным нормам;

    d) процесс воспитания детей.

    20. В социологии выделяются два уровня социализации личности:

    a) первичная и вторичная социализация

    b) официальная и неофициальная социализация

    c) основная и неосновная

    d) формальная и не формальная

    ВАРИАНТ 3

    1. Термин «социология» впервые ввел:

    a) О. Конт

    b) Э. Дюркгейм

    c) К. Маркс

    d) Г. Спенсер

    2. Семья, в составе которой два поколения (муж, жена, дети), называется:

    a) традиционной;

    b) нуклеарной;

    c) патриархальной;

    d) эгалитарной;

    e) партнерской.

    3. Социология как наука возникает:

    a) в античном мире;

    b) в эпоху Просвещения 18 века;

    c) в середине 19 столетия ;

    d) в середине 20 столетия.

    4. Человек-конформист – это человек, который (исключить лишнее):

    a) пассивно соглашается с общепринятыми нормами;

    b) является социальным типом приспособленца;

    c) склонен к протесту, а не к подчинению ;

    d) следует привычным стандартам и стереотипам, не способен выработать и занять собственную позицию.