Творческое воображение - это способность человека к построению новых образов посредством переработки психических компонентов, которые были приобретены в прошлом опыте. По мнению Н.Р. Ветрука, воображение - это психический процесс создания образа предмета либо ситуации посредством перестройки имеющихся представлений. Воображение является частью сознания личности, это один из познавательных процессов, который можно охарактеризовать высокой степенью наглядности и конкретности .

Рассмотрим виды творческого воображения, которые выделяются в психологии.

В психологии выделяют несколько видов творческого воображения, среди которых основными являются пассивное и активное воображение.

Пассивное воображение подчиняется желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные личностью потребности. Воображение выступает при этом в качестве замены деятельности, ее суррогатом, из-за чего человек отказывается от необходимости осуществлять какие-то действия .

В данном виде воображения происходит нереальное, то есть мнимое личностью удовлетворение какой-либо потребности либо желания.

Активное воображение практически во всех случаях направлено на решение творческой либо личностной задачи. В активном воображении мечтательность и «беспочвенные» фантазии практически не присутствуют, так как активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение, пробуждается задачей и ею направляется, то есть оно определяется волевыми усилиями человека и поддается волевому контролю. Активное воображение заключает в себе следующие виды :

1. Воссоздающее воображение, которое является одним из видов активного воображения.

В случаях использования воссоздающего типа воображения происходит конструирование новых образов, представлений у человека в соответствии с воспринятой из вне стимуляцией в виде словесных сообщений (к примеру, таких, как описание, рассказ), схем, чертежей, различного рода условных изображений (символов), знаков; имеет в основе создание тех либо других образов, которые полностью соответствуют описанию. Таким образом, человек наполняет исходный материал образами, которые у него уже есть.

2. Творческое воображение - это такой вид воображения, в процессе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, которые представляют определенную ценность для других людей либо общества в целом и которые воплощаются в достаточно конкретные оригинальные продукты деятельности.

Творческое воображение предусматривает самостоятельное создание образа, вещи, признака, которые не имеют аналогов.

Рассмотрим приемы творческого воображения.

Образы творческого воображения, как правило, создаются путем различных приемов в процессе осуществления интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения выделяют два типа такого рода интеллектуальных операций. Первый - операции, с помощью которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на базе которых перерабатывается уже готовая продукция .

Один из первых психологов, который занимался изучением процессы творческого воображения, был Т. Рибо, выделивший две основные операции: диссоциацию и ассоциацию .

Диссоциация является отрицательной и подготовительной операцией, в процессе которой раздробляется чувственно данный опыт. В итоге такой предварительной обработки опыта элементы его способны создавать новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация является первым этапом творческого воображения, этапом подготовки будущего материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для развития творческого воображения.

Ассоциация - это создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация - это начало новых сочетаний, новых образов. Помимо этого, выделяют и другие интеллектуальные операции, к примеру, способность мыслить по аналогии с частными чисто случайным сходством.

Творческое воображение - это творческий процесс. Г.Уоллесом выделено четыре стадии процесса творчества: подготовка, созревание, озарение и проверка. Данная модель претерпела со временем только несущественные изменения. На современном этапе ведущими исследованиями творческого воображения являются исследования, проведенные Дж. Гилфордом и Э.П. Торренсоном .

Дж. Гилфорд понимает под творческим воображением систему качественно различных факторов, располагающихся внутри общей схемы интеллекта. Дж. Гилфорд выделяет четыре основных фактора творческого воображения :

  • 1. Оригинальность, под которой понимается способность продуцировать отдаленные ассоциации, отдаленные ответы.
  • 2. Семантическая гибкость, под которой понимается способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование.
  • 3. Образная адаптивная гибкость, под которой понимается способность изменить форму стимула таким образом, чтобы появилась возможность увидеть в нем новые возможности;
  • 4. Семантическая спонтанная гибкость, под которой понимается способность продуцировать новые идеи в достаточно ограниченной ситуации.

Проблемы творческого воображения широко разрабатывались и в отечественной психологии. На современном этапе исследователями ведется поиск интегративного показателя, который характеризует творческую личность. Данный показатель (критерий) определяется в качестве определенного сочетания интеллектуальных и мотивационных факторов либо же рассматривается в качестве непрерывного единства процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого воображения, в частности .

Данное обстоятельство дает возможность говорить о наиболее важном законе, которому подчиняется творческое воображение - это творческая деятельность воображения, находящаяся в непосредственной зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. По этой причине прошлый опыт представляет материал, из которого впоследствии создаются построения фантазии.

Главными составными элементами творческого воображения - это, как уже говорилось выше, являются диссоциация и ассоциация воспринятых человеком образов, впечатлений.

Таким образом, воображение творчески преобразует действительность, и посредством этого дает возможность получать новые, порой неожиданные, результаты.

Процесс получения новых знаний связан с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. К примеру, дети дошкольного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Данный вид творческой деятельности дает возможность ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыться как личность. Потому что художественная деятельность выстраивается на активном воображении, творческом мышлении. Реализации данной функции творческого воображения позволяют ребенку взглянуть на мир по-новому.

Творческое воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка :

  • - построение образа конечного результата его деятельности;
  • - создание программы поведения в ситуации неопределенности;
  • - создание образов, которые способны заменить деятельность;
  • - создание образов описываемых объектов.

По мнению В.Н. Брушлинского, что творческое воображение яляется одной из форм мышления. Развитие творческого воображения, по мнению ученого, проходит две фазы и очень тесно связано с развитием рассудочной деятельности. Эту связь отражает так называемая «кривая Рибо» .

Творческое воображение и фантазия свойственны каждому человеку, но в силу индивидуальных особенностей, все имеют отличия по направленности этой фантазии, ее силе и яркости. Творческому воображению свойственно активность, действенность. Творческое воображение имеет непосредственную связь с интересами личности. Интерес определяется в качестве эмоционального проявления познавательной потребности, выражающийся в направленности человека на определенную деятельность, которая имеет определенное значение для личности. Началом формирования интереса выступает эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности.

Интересы играют большую роль в жизни человека, так как они способны проявляться в положительных эмоциях человека, чем вызывают чувство удовлетворения от практической деятельности.

По мнению Л.С. Выготского, интерес способен активизировать состояние коры головного мозга. С целью развития творческого воображения у ребенка необходимо, прежде всего, формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру .

Дошкольника, как правило, интересует буквально все. Проявление данного интереса имеет объективную целесообразность, так как именно интерес способствует расширению жизненного опыта ребенка, знакомит его с разными деятельностями, способен активизировать его различные способности. Несмотря на это, в действительности узнать, увидеть, «попробовать все» не всегда посильно ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Процесс, в котором протекает фантазия, способен обогатить опыт ребенка, ввести его в воображаемой форме в ситуации и сферы, которые он не встречает в реальной жизни. Посредством фантазий, ребенок способен попасть в такие ситуации и пробует такие виды деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны.

В более яркой форме фантазия сливается с интересом в игровой деятельности. По этой причине многие методики, которые направлены на развитие творческого воображения и интересов, основываются на принципе фантазирования в процессе осуществления игровой деятельности.

Таким образом, используя методические приемы, которые построены на воображении, можно в большей степени улучшить успехи ребенка в интересующих его видах деятельности.

Этапы творческого воображения:

возникновение творческой идеи;

“вынашивание” замысла;

реализация замысла.

Синтез, реализуемый в процессе воображения, осуществляется в различных формах:

агглютинация - “склеивание” различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;

схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Как же можно способствовать развитию мышления. Отметим, прежде всего, особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен осознать основные приемы умственного труда, уметь управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата - все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным. Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация - один из важнейших факторов продуктивности мышления. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение нарушает использование полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, появляется тенденция к стереотипизации. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач.

Перечислим основные факторы, препятствующие успешному мыслительному процессу:

косность, стереотипность мышления;

излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу “по-новому”;

страх ошибки, боязнь критики, страх “оказаться глупым”, излишняя критичность к своим решениям;

психическая и мышечная напряженность и т.д.

Для активизации мышления можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например “мозговой штурм” или брейнсторминг - метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе. Основные правила проведения “мозгового штурма”:

1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно различной профессиональной направленности, в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

2. “Запрет критики” - чужую идею нельзя прерывать, можно лишь похвалить, развить чужую или предложить свою идею.

3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т.е. в состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.

4. Все высказываемые идеи фиксируются без указания авторства.

5. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов - специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10%. Участников в состав “жюри-экспертов” не включают.

Эффективность “мозговых штурмов” высока. “Мозговой штурм”, который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики, предложенной американским ученым У. Гордоном. При “синектическом штурме” предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решается задача, похожая на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска - метод фокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят “тигр”, а фокальным “карандаш”, то получается сочетания типа “полосатый карандаш”, “клыкастый карандаш” и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Для усиления творческих мыслительных возможностей используют и “экзотические” приемы: введение человека в особое суггестивное состояние психики (активация бессознательного), внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность, в известного ученого, например, Леонардо да Винчи, что резко повышает творчество у обычного человека.

Для повышение эффективности умственной деятельности применяется и методика “гимнастика ума”, направленную на активизацию и гармоничную синхронизацию активности левого и правого полушарий мозга с помощью специальных упражнений (см. Приложение №3).

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение – это психический процесс создания новых образов предмета, ситуации на основе ранее воспринятых.

Воображение присуще только человеку, связано с такими процессами как восприятие, память, мышление.

Удерживаемые памятью образы представления являются строительным материалом, из которого формируются новые образы – образы воображения.

Воображение как процесс подключается, когда:

Ø проблемная ситуация носит неопределенный характер, т.е. когда данные с трудом поддаются точному анализу;

Ø когда необходимо представить то, что существует в действительности, но чего раньше не видел человек;

Ø когда необходимо представить образы исторического прошлого;

Ø когда необходимо представить то, что будет в будущем;

Ø когда необходимо представить то, чего не было в действительности.

Наиболее тесно воображение связано с мышлением. Они имеют сходства и различия.

Общее:

И воображение, и мышление возникают в проблемной ситуации;

Имеют опережающий характер;

Способствуют предвосхищению будущего.

Различия:

Воображение оперирует представлениями, мышление - понятиями;

Мышление имеет операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация,

а воображение имеет приемы: агглютинация, акцентирование или заострение, гиперболизация, схематизация, типизация;

Продукт мышления – понятие, суждение, умозаключение, а продукт воображения – новые образы.

Виды воображения.

По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное.

Активное воображение – вызываемые по собственному желанию, усилием воли разнообразные образы.

Активное воображение может быть творческим (продуктивным) и воссоздающим (репродуктивным).

Творческое активное воображение – самостоятельное создание новых, общественно значимых образов, является неотъемлемой стороной технического, художественного, музыкального творчества. Критерием оценки является новизна, яркость, законченность образа.

  1. Возникновение творческих идей.
  2. Вынашивание замысла.

3. Реализация замысла.

Воссоздающее активное воображение – создание образов на основе описания. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт, чертежей.

Пассивное воображение – неосуществлённые образы, программы поведения, возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Например, сон.

Пассивное может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Например, грезы.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, при временном бездействии человека. Например, в полудремотном состоянии, во сне.

Опыт №16 (стр. 123 Петровский)

Цель: изучить репродуктивное воображение.

Оборудование: 5 задач.

Исходя из невозможности для ассоциативной психологии объяснить творческий характер воображения, интуитивистическая психология сделала в этой области то же, что и в области мышления: и там и здесь она, по выражению Гёте, проблему сделала постулатом. Когда требовалось объяснить, как в сознании возникает творческая деятельность, идеалисты отвечали, что сознание присуще творческое воображение, что сознание творит, что ему присущи априорные формы, в которых оно создает все впечатления внешней действительности. Ошибка к ассоциативной психологии, с точки зрения интуитивистов, заключается в том, что они исходят из опыта человека, из его ощущений, из его восприятий, как из первичных моментов психики и, исходя из этого, не могут объяснить, как возникает творческая деятельность в виде воображения. На самом деле, говорят интуитивисты, вся деятельность человеческого сознания проникнута творческим началом. Само наше восприятие возможно только потому, что человек привносит нечто и от себя в то, что воспринимает во внешней действительности.

Таким образом, в современных идеалистических учениях две психологические функции поменялись местами. Если ассоциативная психология сводила воображение к памяти, то интуитивисты пытались показать, что сама память есть не что иное, как частный случай воображения. На этом пути идеалисты часто доходят до того, что и восприятие рассматривают как частный случай воображения. Восприятие, говорят они, есть воображаемый, строящийся умом образ действительности, который опирается на внешнее впечатление как на точку опоры и который обязан своим происхождением и возникновением творческой деятельности самого познания.

Таким образом, контроверза между идеализмом и материализмом в проблеме воображения, как и в проблеме мышления, свелась к вопросу о том, является ли воображение первоначальным свойством познания, из которого развиваются постепенно все остальные формы психической деятельности, или само воображение должно быть понято как сложная форма развитого сознания, как высшая форма его деятельности, которая в процессе развития возникает на основе прежней.

Творческое воображение рассматривается как особая деятельность, представляющая особый вид деятельности памяти, а, следовательно, и мышления. Потому сначала весь процесс творческого воображения проходит в сознании и лишь потом воплощается в реальности.

Этапы творческого воображения.

  • · Возникновение творческого идеала.
  • · «Вынашивание» замысла
  • · Реализация замысла.

Есть общие психологические механизмы всякой творческой деятельности, актуализирующиеся, однако, по-разному в неодинаковых проявлениях творчества.

Такие, например, значимые психологические механизмы, как воображение, эмоциональное напряжение, память, которую еще Сеченов характеризовал как краеугольный камень всякого психического развития, имеют существенное значение в художественном творчестве. Разумеется, здесь речь идет именно о механизмах творчества, а не о специфическом направлении их действия. Нередко самое существенное в особенностях художественного творчества связывается с ролью и значением личностного начала в процессе творчества.

Своеобразие художественного творчества усматривается именно в том, что оно носит ярко выраженный личностный характер.

В художественных произведениях представлены результаты, в определенной мере непосредственно или опосредованно объективирован сам процесс творческой деятельности, материализованы (или могут быть материализованы) некоторые особенности творческого акта. (Так, например, Пушкин в тексте «Евгения Онегина» отметил, как и когда он стал различать «даль свободного романа».) Художественное произведение дает основания для возможного интроспективного анализа: от результатов к истокам. Оно позволяет осуществить мысленный эксперимент -- по характеру материализации художественной мысли строить гипотезу: как создавалось само произведение, каковы были некоторые особенности самого творческого акта.

Анализу психологических аспектов художественной деятельности может способствовать учет самых разнообразных данных. Среди них - собственные свидетельства самого художника, воспоминания людей, окружавших автора произведения, показания современников, соответствующая переписка, подготовительные материалы, этюды, наброски, ранние редакции, правка текста и (что особенно интересно) характеристики личности художника, его интересов (не только художественных), привычек, направления мысли, его культуры и т. д.

Значительный интерес представляют подготовительные материалы, варианты, этюды, наброски, литературная правка и корректировка и т. д. Как документ самого; искусства, а не суждений о нем они -- более достоверное свидетельство. Эти материалы позволяют выявить некоторые этапы становления произведений, но они являются результатом материализации (пусть неокончательной, становящейся) творческой мысли художника и не всегда дают достаточное представление о подлинных мотивах, побуждающих художника двигаться в том или ином направлении.

Я.А. Пономарев выделяет четыре фазы творческого процесса:

  • · Первая фаза (сознательная работа)- подготовка (особое деятельностное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи).
  • · Вторая фаза (бессознательная работа) - созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи).
  • · Третья фаза (переход бессознательного в сознание)- вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).
  • · Четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

Этапы художественного творчества:

  • 1. Обдумывание идеи (здесь огромную роль играет вдохновение).
  • 2. Создание модели (моделирование творения в сознании;

активное участие воображения).

  • 3. Выполнение набросков для решения, намеченного в модели (моделирование на бумаге).
  • 4. Завершение композиционного построения (детальное моделирование).
  • 5. Корректировка композиции (обдумывание правильности построения).
  • 6. Окончательная обработка (необходимые исправления; завершение работы).

Важнейшим этапом творчества является обдумывание идеи. Момент, когда появляется образ предвосхищаемого творения, по сути, появляется сама цель работы. Этот этап напрямую зависит от вдохновения, одного из самых необъяснимых психических процессов.

Виды воображения

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, здесь фантазия может создать образы, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называется пассивным воображением.

Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно: такого рода образы, фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит в основном при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека, в полудремном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации).

Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное , то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Этапы творческого воображения:

· возникновение творческой идеи;

  • “вынашивание” замысла;
  • реализация замысла.

Синтез, реализуемый в процессе воображения, осуществляется в различных формах:

· агглютинация - “склеивание” различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
  • схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
  • типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
  • заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Как же можно способствовать развитию мышления. Отметим, прежде всего, особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен осознать основные приемы умственного труда, уметь управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата - все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным. Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация - один из важнейших факторов продуктивности мышления. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение нарушает использование полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, появляется тенденция к стереотипизации. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач.



Перечислим основные факторы, препятствующие успешному мыслительному процессу:

1. косность, стереотипность мышления;

2. излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу “по-новому”;

3. страх ошибки, боязнь критики, страх “оказаться глупым”, излишняя критичность к своим решениям;

4. психическая и мышечная напряженность и т.д.

Для активизации мышления можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например “мозговой штурм ” или брейнсторминг - метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе. Основные правила проведения “мозгового штурма”:

1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно различной профессиональной направленности, в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

2. “Запрет критики” - чужую идею нельзя прерывать, можно лишь похвалить, развить чужую или предложить свою идею.

3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т.е. в состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.

4. Все высказываемые идеи фиксируются без указания авторства.

5. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов - специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10%. Участников в состав “жюри-экспертов” не включают.

Эффективность “мозговых штурмов” высока. “Мозговой штурм”, который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики , предложенной американским ученым У. Гордоном. При “синектическом штурме” предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решается задача, похожая на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска - методфокальных объектов . Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят “тигр”, а фокальным “карандаш”, то получается сочетания типа “полосатый карандаш”, “клыкастый карандаш” и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Для усиления творческих мыслительных возможностей используют и “экзотические” приемы: введение человека в особое суггестивное состояние психики (активация бессознательного), внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность, в известного ученого, например, Леонардо да Винчи, что резко повышает творчество у обычного человека.

Для повышение эффективности умственной деятельности применяется и методика “гимнастика ума”, направленную на активизацию и гармоничную синхронизацию активности левого и правого полушарий мозга с помощью специальных упражнений (см. Приложение №3).