ЛЕТНЯЯ ШКОЛА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТОВ

Проект - (от лат. рroject - брошенный вперед ) -

временное предприятие, имеющее своей целью создание

некоего уникального продукта, услуги или достижение

конкретного результата в заданные сроки, в рамках

указанного бюджета, с определенными затратами.

Проект : спланированные действия, предпринимаемые для решения проблемы для определенной целевой группы, ограниченные по времени и ресурсам, с конкретными результатами.

Социальный проект : программа реальных действий, цель которого направлена решение актуальной социальной проблемы в обществе, а задачи - на позитивные результаты и изменения в обществе.

ПРОЕКТ ДОЛЖЕН БЫТЬ:

Проект направлен на решение какой-либо определенной проблемы:

Ответьте на вопросы: Что – в чем заключается проблема? Где – насколько широко распространена? Когда – насколько долго существует? Сколько – какое количество людей затрагивает? На кого влияет?

Проанализировали проблему à определили, что хотите изменить à возникла проектная идея à начинаем прорабатывать детали и писать проект.

Определяем цель проекта.

Цель - общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель - образ действий по достижению желаемого результата.

Цель должна быть связана с выявленной социальной проблемой. Например, если проблема состоит в недостатке информации для старшеклассников о возможностях подработать в летние каникулы, то не стоит цель формулировать так: «Цель проекта – светлое будущее России». Для проекта ближе была бы такая формулировка: «Цель проекта – создать на летний период доступный для всех старшеклассников микрорайона информационный пункт «Работа в каникулы».

Задайте вопросы для цели своего проекта:

ü Есть ли точное выражение того, что именно должно быть в итоге реализации проекта?

ü Сможем ли мы увидеть и измерить результаты проекта в целом и его отдельных частей?

ü Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов?

ü Какая польза или выгода будет получена в результате достижения цели командой проекта, другими заинтересованными сторонами?

ü Какое время отведено на достижение данной цели?

2. Из поставленной цели – прорабатываем задачи

Задачи проекта - это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации к лучшему, это шаги для достижения Вашей цели.

Задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать;

Задачи формулируются в виде утверждений о действиях;

Задачи должны быть связаны между собой и связаны с целью проекта;

Задачи проекта должны быть связаны с методами решения поставленных задач

Цели и задачи должны быть «умными», то есть SMART:

S Конкретность (specific)
M Измеримость (measurable)
A Достижимость (achievable)
R Выгодность (rewarding)
T Временные рамки (time bound)

3. Определили цель и задачи à начинаем думать о реализации, планируем.

План определяет порядок выполнения всех работ: он описывает, что, кто и когда будет делать, в логической последовательности + дает понять, какие ресурсы необходимы. При планировании можно использовать различные формы, графики, планы. Например:

План реализации проекта. Пример №1

План реализации проекта. Пример №2

План реализации проекта. Пример №3

Пример: сетевой план – график.

Определили цель, задачи, план действий àсчитаем сколько это стоит!

Бюджет проекта

Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов:

Сколько денег требуется от грантодателя /спонсирующей организации?

Из каких источников будут получены все остальные требующиеся для выполнения проекта ресурсы и на что они будут потрачены?

Этот раздел проекта должен очень точно соотноситься с другими разделами проекта, особенно с механизмом реализации и календарным планом проекта.

Возможный вариант сметы расходов в рамках проекта:

Наименование статей и расходов Расчет суммы затрат Финансовые затраты по проекту
Имеющиеся средства Запрашиваемые средства Итого

Бюджет (смета) должен быть расписан по статьям:

I. “Оплата труда” - включает непосредственно заработную плату персонала проекта и привлекаемых на время по договору специалистов, а так же “Начисления налогов на доходы” – 35,8% от общего фонда оплаты труда персонала и привлеченных специалистов.

II. “Основные прямые расходы”:

2.1 “аренда помещений и коммунальные платежи”;

2.2 “командировочные и транспортные расходы”;

2.3 “оборудование”;

2.4 “связь и коммуникации”;

2.5 “проведение специальных мероприятий”;

2.6 “издательские расходы”;

2.7 “расходные материалы”.

III. “Непрямые расходы” (или прочие расходы) - это не обязательная статья, которая включается в бюджет, если имеются расходы, не получившие отражения в других статьях. Данная статья должна быть особенно тщательно аргументирована.

Необходимо обратить особое внимание на три последних столбца в бюджетной таблице: «имеющиеся средства», «запрашиваемые средства», «итого».

В столбце «имеющиеся средства» должны указываться те средства, которые вы, ваша организации вкладывает в реализацию проекта. Например: привлечение добровольцев в качестве персонала или привлеченных специалистов - должно быть обязательно отражено в статье бюджета «оплата труда» в столбце «имеется», причем сумма будет соответствовать тем расходам, которые понесла бы организация, если бы в реализации проекта вместо добровольцев участвовали оплачиваемые специалисты.

Если организация, вы или спонсоры предоставляют для реализации проекта какую-либо оргтехнику, то в столбце «имеется» стоит указать ее примерную стоимость с учетом срока эксплуатации.

В столбце «требуется» останется указать размер средств, которых недостает организации для реализации проекта.

План написали, деньги посчитали à пропишем результаты?

Результативность и эффективность проекта

Результативность – соответствие получившегося результата заданной цели. Ответ на вопрос: Это «ТО» или не «ТО»??? В любом проекте важно прописать ожидаемые результаты, эффективность проекта. Результаты должны быть: измеримы, реалистичны, привязаны ко времени, сравнимы с ситуацией до реализации проекта. Они могут быть количественными и качественными.

Количественный результат (что будет сделано?) - фиксирует количество оказанных услуг, участников мероприятий, получателей конкретной помощи, количество выпущенных книг и т.д.

Качественный результат (что измениться?) - должен отражать позитивные изменения, которые произойдут в результате проведения мероприятий, оказания услуги и т.д.

Эффективность - соизмеримы ли полученные результаты с затраченными результатами.

Критериями оценки эффективности проекта являются результаты, которые демонстрируют, насколько хорошо разработчики понимают, к чему они стремятся, и как будут этого достигать.

6. Мониторинг и оценка проекта

Мониторинг ­--- регулярный сбор основных данных по текущим результатам деятельности проекта, затратам и т.д. Мониторинг производится в течение всего периода осуществления проекта (в начале и в конце реализации проекта). Зачем? Для того, чтобы скорректировать ход проекта и скорректировать действия, если происходит что-то не так.

***********************************************************************

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Оформление:

Оформление текста проекта также важно, как и его содержание.

Используйте крупный шрифт (не менее 12) и полуторный интервал.

Выделяйте главное, структурируйте текст, чтобы его было легче читать, используйте заголовки и подзаголовки, жирные шрифты и подчеркивания, маркированные списки и т.д. Текст проекта и приложения подшейте в скоросшиватель.

Соблюдайте все формальные требования.

Цель и задачи изложены слишком коротко, без необходимых уточнений.

Не пытайтесь «спасти весь мир», тогда заявка кажется невыполнимой.

Не используйте информацию, вводящую в заблуждение.

Откажитесь от профессионального жаргона, обилия технических терминов, глубине ваших познаний должна соответствовать легкость изложения.

Не пользуйтесь заезженными словами - штампами, такими как "наиболее уникальный", "приоритетный".

Не перегружайте заявку текстом, таблицами.

Избегайте искушения описать проблемы вашей организации, пишите о проблемах получателей услуг или целевой группы проекта.

Пишите четко, ясно, доходчиво. Дайте прочитать заявку постороннему человеку, он вам скажет, что ему непонятно.

ДЕРЗАЙТЕ! СПРАШИВАЙТЕ http://vk.com/lsmp_mymfcru УДАЧИ!


Похожая информация.



Оценка проводится, как на стадии 5. Возможно, придется сфокусироваться на оценке эффективности проекта как такового. Ключевой проблемой станет использование методов оценки, которые наиболее полно удовлетворяют потребности как членов партнерских отношений, так и всех заинтересованных сторон и сообществ. Как применить все это на практике? Для этого необходимо провести четкое различие между оценкой партнерских отношений в процессе реализации проекта и оценкой хода и результатов самого проекта.
Метод исследования на практике
На основе тщательного исследования множества существующих методов оценки Международный форум лидеров бизнеса может рекомендовать способ исследования на практике (Action Research). Суть этой методики состоит в комплексном анализе партнерских отношений и проектов, основанных на партнерстве, при особом внимании к развитию самого процесса партнерских отношений и к оценке количественного (фактического) и качественного (нематериального) аспектов деятельности. (Например, нужно учесть, сколько человек в местном сообществе получили новые навыки за счет участия в проекте и как это отразилось на улучшении их самооценки или культурного самосознания.) Эта методика сочетает исследовательские методы, принятые в академической среде, с приемами и задачами исследований, проводимых в государственном, частном и некоммерческом секторе.
Какие методы исследования существуют
Существующие методы исследования варьируются от традиционных академических до экспериментальных и позволяют собирать важные и ценные сведения, получать общее представление о предмете исследования. Эти методы, в частности, включают следующие:
  • сбор примеров - кейсов (сбор подробных количественных и качественных данных)
  • ведение дневников и журналов учета (предоставляет большой объем данных, как структурированных, так и неструктурированных)
  • интервьюирование (различных видов, позволяющее адаптировать сбор данных к потребностям и быстро получить ответы на некоторые вопросы)
  • наблюдение (структурированное и включенное)
  • включенная оценка (все заинтересованные стороны участвуют в процессе опроса и многосторонних дискуссиях, в результате которых формируется многоаспектное представление о проблемах и их возможных решениях)
  • анкетирование (структурированное, позволяющее осуществить сравнение по качественным и количественным показателям)
  • экспресс-оценка (мозговая атака с целью быстро получить ответы)
  • вторичные источники (доступная информация, газеты, публикации, видеоматериалы и т. п.)
  • социальный аудит (основа подробного отчета о процессах, системах и стратегиях деятельности)
  • опросы (позволяют получить большой объем стандартизированных данных).
Каковы особенности исследования на практике Этот метод имеет следующие особенности:
  • проводится непосредственным участником партнерства
  • предполагает постоянные консультации со всеми заинтересованными сторонами
  • не предлагает четкой грани между правильными и неправильными ответами
  • носит исследовательский характер
  • исследование представляет собой составную часть проекта с самого начала его планирования и реализации (способствует развитию партнерства и разработке новых партнерских проектов)
  • представляет собой долгосрочный процесс.
Очень важен творческий подход к использованию результатов исследования. Например, имеет смысл оперативно выявить и представить первые успешные результаты партнерства, доказывая на практике его ценность. Распространение ранних итогов (с использованием, например, экспресс- опроса) способствует поддержанию энтузиазма участников и дальнейшему определению долгосрочных задач партнерства. Сочетание ярких примеров с позитивной статистикой может быть использовано для демонстрации заинтересованным сторонам успешного развития проекта, долгосрочной ценности и преимуществ партнерства. Используя комбинацию методов, необходимо также оценивать основные аспекты партнерских отношений - равноправие, открытость и взаимную выгоду.
Пример. Увы, Остап ничего об этом не знал.
Стадия 9. Обеспечение долгосрочной устойчивости
При выполнении любого проекта неизбежно возникает вопрос «что дальше?». Чем раньше вы его поставите, тем лучше. Если в общих чертах развитие проекта будет прописано в операционном плане, вы и ваши партнеры сможете закладывать механизмы устойчивости проекта на самых ранних его стадиях. Устойчивость зависит от заинтересованности и мотивированности третьих сторон, степени вовлеченности участников, востребованности результата конечным потребителем. В социально ориентированных проектах благополучателями, скорее всего, будут не сами участники партнерства (бизнес, некоммерческие организации или органы власти). Проект направлен на местное население.
Участие самого населения очень важно для успеха проекта (после денег, конечно). На повышение долгосрочной устойчивости проекта влияют: правильный выбор темы и достаточная степень понимания людьми целей вашего партнерства, непосредственное участие населения в решении поставленных задач. Если эти задачи близки людям, их участие в работе обеспечить достаточно просто. Но главное - обеспечение финансовой устойчивости проекта после его окончания. Возможно, выпестованное вами дитя достаточно окрепнет, чтобы встать на ноги.
Например, центр переподготовки кадров, созданный вашей компанией для всего города, после первого года финансирования из вашего бюджета может перейти на местное финансирование или частичное самофинансирование за счет продажи своих услуг. Возможно, другие предприятия города (или новые инвесторы), заинтересованные в новых кадрах, материально поддержат работу такого центра.
Вариантов может быть множество. В отличие от коммерческих социально ориентированные партнерства изначально рассчитаны не на получение прибыли, а на достижение долгосрочных позитивных социальных перемен. Что вовсе не исключает получения участниками неденежной выгоды.
Пример. Погоня за сокровищами мадам Петуховой окончилась ничем. Причин неудачи партнерства Кисы и Остапа много. Одна из главных - никто не знал, что с этими сокровищами делать. Партнеры не имели общих стратегических целей, у них были разные миссии и системы ценностей. Ни в одном проекте зарабатывание денег не может быть конечной целью. Деньги нужны для чего-то. Кто-то хочет добиться уважения, кто-то безопасности. Для кого-то бизнес - это спорт. Для кого-то - война. Долгосрочная стабильность проекта может быть достигнута при условии необходимости производимого продукта. Сокровища, спрятанные в стуле, все равно нашли свою дорогу к клиентам, превратившись в клуб для трудящихся.
Партнерство Кисы и Остапа можно назвать межсекторным с большой натяжкой. Остапа можно причислить к носителям предпринимательской корпоративной культуры. Киса - носитель не самых лучших ценностей мелкопоместного дворянства, став регистратором загса, приобщился к ценностям государственного сектора и под конец повествования совсем опустился. Два сектора опять не сработались. Личные амбиции в сочетании с разными корпоративными культурами образовали взрывоопасную смесь. Чтобы ваше межсекторное партнерство было успешным, предлагаю несколько советов.
Советы по межсекторному партнерству
  • Выделяйте денежные и неденежные ресурсы только при наличии устойчивых партнерских взаимоотношений и коллективного участия в проекте.
  • Обеспечьте отсутствие конкуренции между всеми партнерами и задействованными сторонами.
  • Ваше участие в проекте должно быть увязано с вашими коммерческими задачами.
  • При осуществлении проекта максимально используйте ваши основные навыки управления.
  • Направляйте денежные средства и неденежные ресурсы на поддержание тех проектов, рынков и сообществ, которые имеют непосредственное отношение к вашему бизнесу.
Приведенные ниже примеры демонстрируют возможности партнерства и коалиций компаний с организациями других секторов в решении проблем территорий и самого бизнеса.

Конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта, должны быть в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями оценки эффективности проекта.

Основные характеристики:

- соответствие результатов цели, задачам проекта;

- измеряемость (количественные и качественные показатели)

- реалистичность результатов;

- выполнимость результатов;

- возможные риски.

Ожидаемые результаты не должны быть слишком оптимистичны, что свидетельствует о переоценке позитивных факторов в среде.

Приведем пример логической таблицы разработки ожидаемых результатов:

Вопросы для определения ожидаемых результатов Объективные свидетельства (показатели, обоснования) Внешние условия (факторы, предпосылки, допущения, риски)
1. Какой конкретный эффект должен быть достигнут во время выполнения проекта, т.е. если проект будет завершен, то какого конкретно улучшения или изменения следует ожидать в окружающей среде для данной группы населения и т.д.? 2. Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей? 3. Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач? 1. Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что проект выполнил поставленную задачу? 2. Каковы конкретные количественные методы изменения результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту? 3. Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать и координировать ход работ? Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы: - выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели; - достижение запланированных результатов приводило бы к выполнению задач;

Для успешного осуществления проекта все перечисленные факторы должны быть выявлены, определены и оценены. Правильно составленный проект не должен включать нереальных предпосылок.

Мониторинг и оценка проекта

Это очень важный раздел подготовки проекта, так как в зависимости от того, что и каким образом вы будете оценивать, зависит отношение к результатам вашего проекта, как самой команды, так и других людей. Включение в заявку способов оценки вашего проекта необходимо по двум причинам. Во-первых, чтобы оценить степень эффективности работы в целом и понять, насколько удалось достичь поставленных целей. Подобное действие называется оценкой результатов . Во-вторых, может возникнуть необходимость получить сведения о ходе проекта , осуществлении различных его этапов, чтобы можно было откорректировать проект непосредственно в ходе выполнения. Такая оценка называется оценкой хода работы илимониторингом .

Оценка проекта тесным образом связана с выполнением конкретных задач, изложенных в плане проекта, являясь его качественными показателями. Поэтому в описании данного раздела должны быть указаны показатели проекта, максимально соответствующие будущим проверкам.

Каждый критерий должен иметь четкие показатели, в соответствии с которыми можно определить степень достижения максимально возможного результата.

Есть два основных вида показателей:

а) количественные (по количеству сделанного, например, посаженных деревьев, выпущенных листовок, проведенных бесед и т д.);

б) качественные (по изменению состояния, качества того или иного объекта, который стал целью вашего проекта, например чистота школьного двора).

Второй способ более сложный, так как его трудно замерить, например, количеством убранных бумажек или другого мусора. Но его также следует использовать, так как далеко не всегда возможно измерить изменения в социальной сфере с помощью одних цифр. Нужно помнить и о том, что не все можно измерить, например, понимание людьми необходимости экономить воду или электричество. Тем не менее в этом направлении надо работать, хотя это может быть самым общим критерием.

В этом разделе описываются определенные методы оценки:

Как и кем будет проводиться промежуточная и обобщающая оценки?

Какова роль мониторинга в управлении проектом?

Какие данные для проведения оценки планируете собирать, каким образом их использовать?

Каковы критерии и механизмы (если анкетирование – примерные вопросы или образец анкеты) и т.д.

Особое внимание уделяется вопросам финансовой дисциплины и показателям ее выполнения (сроки отчетов, методы контроля и др.)

Использовать выбранные критерии и показатели нужно не только при окончательном анализе итоговых результатов социального проекта. Они важны и для периодической оценки промежуточных итогов. Такая промежуточная оценка помогает внести своевременные коррективы в разработанный план с учетом внешних обстоятельств, изменения состава команды, работающей над реализацией проекта, и т.п.

Так как оценка бывает внешняя и внутренняя, то последняя может осуществляться, прежде всего, самой командой во время общего сбора, когда каждый человек высказывает свою точку зрения, опираясь на сформулированные показатели и критерии, а также целевой группы. Для этого нужно одинаково понимать те понятия и термины, которые были использованы при формулировке показателей и критериев. Многие авторы проектов, зная методику внешнего мониторинга, стремятся сами провести внутренний мониторинг, приурочивая его к окончанию периодов финансирования.

Мониторинг исполнения проекта проводится и грантодателем в любой период выполнения проекта, как правило, чаще всего перед началом следующего этапа финансирования. Показатели для мониторинга формируются из общих требований к деятельности по проектам, так и из разделов плана и ожидаемых результатов, проверяемого проекта. Он может проводиться в различных формах (анкеты, социологический опрос, анализ публикаций в средствах массовой информации, деловые игры, анализ любых документов, включая финансовые).

По окончании вашего проекта в процессе оценки результатов Вы должны будете определить:

Насколько достигнуты цели проекта,

Насколько по окончании проекта изменилась ситуация, описанная в разделе "Постановка проблемы",

Не имел ли Ваш проект какого-либо важного положительного или отрицательного эффекта, не учтенного ранее,

Хорошо ли были подобраны средства (методы),

Какие факторы способствовали успеху проекта и какие мешали достижению цели.

При написании заявки следует указать, кто и каким образом даст ответ на вышеперечисленные вопросы .

Внешняя оценка может быть осуществлена СМИ, привлеченными специалистами - мониторами, специальными органами осуществляющими надзор (налоговая, аудит, КРУ и т.д.), наконец, специалистами в той сфере деятельности, в которой реализуется проект.

Отчетность

Письменные и устные отчеты могут быть предназначены для заказчика, контролирующей или поддерживающей организации, государственных контрольных органов или руководителей вашей организации. Содержание и порядок представления отчетов оговариваются в договоре, заключаемом с донором при получении гранта.

Заключительный отчет, характеризующий степень достижения целей и выполнения задач, представляется в установленный срок по завершении проекта руководству вашей организации и заказчику. Кроме него могут быть представлены промежуточные (квартальные, полугодовые, годовые) отчеты, а также финансовый, иногда научный и некоторые другие отчеты. Финансовая отчетность обычно ведется в соответствии с законодательством государства, в котором находится Ваша организация. Сверх этого, фонды указывают свои требования к финансовому отчету, часто достаточно подробные.

Полученные в ходе проекта материалы, оформленные в виде публикаций, карт, фотоальбомов, кино- и видеофильмов и др., также могут использоваться как отчетные материалы.

Основной смысл этого раздела – показать, как будет осуществляться контроль над продвижением работы по проекту и соответствием деятельности цели и задачам.

Для оценки эффективности проектов применяются две группы методов - формальные и неформальные.

Формальные методы предусматривают использование математического аппарата для расчета показателей эффективности, неформальные - эвристических подходов.

Эффективность проекта характеризуется системой показателей, которые выражают соотношения выгод и расходов проекта с точки зрения его участников.

Выделяют такие показатели эффективности проекта:

1) показатели коммерческой эффективности , которые учитывают финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

2) показатели экономической эффективности , которые учитывают народнохозяйственные выгоды и расходы проекта, включая оценку экологических и социальных последствий, и допускают денежное измерение;

3) показатели бюджетной эффективности , которые отображают финансовые последствия осуществления проекта для государственного и местного бюджетов.

К самым простым показателям эффективности инвестиций относятся:

1) капиталоотдача (годовые продажи, разделенные на капитальные расходы);

2) оборотность товарных запасов (годовые продажи, разделенные на среднегодовой объем товарных запасов);

3) трудоотчача (годовые продажи, разделенные на среднегодовое количество занятых рабочих и служащих).

К неформальным критериям оценки и выбора инвестиционных проектов относятся :

2) уровень способностей управленческого персонала к реализации проекта;

3) уровень развития инфраструктуры, которая обеспечивает реализацию проекта.

4.5. Критерии эффективности проектов

Использование критериев эффективности инвестиционных проектов помогает аналитику принять, одобрить или изменить проект. Выбор конкретного критерия для вывода об эффективности проекта зависит от определенных факторов - имеющейся рыночной перспективы, существование ограничений на ресурсы для финансирования проекта, колебаний денежных потоков и возможности получения прибыли.

Критерии эффективности проектов:

1. Чистая настоящая стоимость Net Present Value (NPV). NPV - дисконтированная стоимость проекта (текущую стоимость доходов или выгод от инвестиций).

NPV равняется разнице между будущей стоимостью потока ожидаемых выгод и текущей стоимостью нынешних и будущих расходов проекта в течение всего его цикла.

Для расчета NPV проекта необходимо определить ставку дисконта, использовать ее для дисконтирования потоков расходов и выгод и просуммировать дисконтированные выгоды и расходы (расходы со знаком минус). При проведении финансового анализа ставка дисконта обычно является ценой капитала для фирмы. В экономическом анализе ставка дисконта это заложенная стоимость капитала, то есть прибыль, которая могла бы быть получена при инвестировании самых прибыльных альтернативных проектов.

Если NPV позитивная , то проект можно рекомендовать для финансирования.

Если NPV равняется нулю , то поступлений от проекта хватит лишь для возобновления вложенного капитала.

Если NPV более маньше нуля - проект не принимается.

или

где Вt - выгоды проекта в год t;

Ct - расходы на проект в год t;

і - ставка дисконта;

n - длительность (срок жизни) проекта.

Основное преимущество NPV заключается в том, что все расчеты осуществляются на основе денежных потоков, а не чистых доходов. Кроме того, эффективность главного проекта можно оценить путем суммирования NPV его отдельных подпроектов.

Основной недостаток NPV заключается в том, что ее расчет требует детального прогноза денежных потоков на срок жизни проекта. Часто делается предположение о постоянстве ставки дисконта.

2. Внутренняя норма рентабельности Internal Rate of Return (IRR). IRR проекта равняется ставке дисконта, при которой суммарные дисконтированные выгоды равняются суммарным дисконтированным расходам, то есть IRR является ставкой дисконта, при какой NPV проекта равняется нулю. IRR равняется максимальному проценту за ссудами, который можно платить за использование необходимых ресурсов, оставаясь при этом на уровне безубыточности.

Расчет IRR проводится методом последовательных приближений величины NPV к нулю при разных ставках дисконта:

На практике определение IRR проводится с помощью такой формулы:

где А - величина ставки дисконта, при какой NPV позитивная;

В - величина ставки дисконта, при какой NPV негативная;

а - величина позитивной NPV, при величине ставки дисконта А;

b - величина негативной NPV, при величине ставки дисконта В.

Если значение IRR проекта для частных инвесторов больше существующей ставки рефинансирования банков, а для государства - нормативной ставки дисконта, и больше IRR альтернативных проектов с учетом степени риска, то проект может быть заказан для финансирования.

3. Коэффициент выгод/затрат Benefit/cost Ratio (BCR). BCR является отношением дисконтированных выгод к дисконтированным расходам.

Критерий отбора проектов заключается в том, чтобы выбрать все независимые проекты с коэффициентами BCR, большими или ровными единице.

Коэффициент BCR имеет такие недостатки:

1) может давать неправильные ранжирования по преимуществу даже независимых проектов;

2) не годится для пользования при выборе взаимоисключающих проектов;

3) не показывает фактическую величину чистых выгод;

4) имеет несколько вариантов расчета:

1. При жестких ограничениях на капитал , в отличие от ограничений как по капиталу, так и по текущим расходам:

где: О - текущие расходы;

К - капитальные расходы.

2. При наличии дефицитных или уникальных ресурсов:

где: R - стоимость дефицитных ресурсов.

Примером дефицитных ресурсов может быть иностранная валюта.

4. Индекс прибыльности Profitability Index (PI) является отношением суммы приведенных эффектов (разница выгод и текущих расходов) к величине инвестиций

РI тесно связан из NPV. Если NPV позитивная, то и РI > 1, и наоборот. Если РI> 1, проект эффективен, если РI < 1 - неэффективный.

5. Модифицирована внутренняя норма рентабельности Modification Internal Rate of Return (MIRR) проекта равняется ставке дисконта, при которой чистая стоимость капитальных расходов равняется будущей стоимости входных денежных потоков, которые реинвестируются по цене капитала. То есть MIRR предусматривает, что позитивные денежные потоки проекта реинвестируются по цене капитала, который дает лучшее представление о реальной доходности проекта.

Расчет MIRR осуществляется за формулой:

Где X - значение МВСР, которое нужно найти.

Здесь к расходам относятся все выходные денежные потоки, а к поступлениям - входные. Левая часть уравнения - текущая стоимость капитальных расходов, дисконтированная на цену капитала, а числитель правой части - будущая стоимость выгод.

6. Срок окупаемости проекта - Payback Period (PBP) указывает количество лет, необходимых для возмещения капитальных расходов проекта из чистых суммарных доходов проекта.

PF – прибыль.

Критерии оценки и показатели эффективности проекта.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
  2. Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью..
Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Принципы организации проектной деятельности:
- Проект должен быть посильным для выполнения;
- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов - Вести подготовку учащихся к выполнению проектов
- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, т.к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Метод проектов целесообразно применять, если
Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).
Есть значимость результата (теоретическая, практическая).
Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
Возможно структурирование (этапность) проекта.
Метод проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектный метод направлен на …
Развитие критического мышления:
Развитие творческого мышления:
Умения работать с информацией;
работать в коллективе;
владеть культурой коммуникации.
Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
Следует остановиться и на общих подходах к этапам проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах
6. Защита проектов.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
ТИПЫ ПРОЕКТОВ
По доминирующему в проекте методу:
1. Исследовательские. 2. Информационные. 3. Творческие. 4. Игровые. 5. Практические.
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
Личностные; парные; групповые.
И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные.
Стадии работы над проектом То есть проект - это «пять П»
Проблема - Проектирование (планирование) --Поиск информации - Продукт - Презентация.
Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.

Требования к учебному проекту - совершенно особые.
Требования, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты.
Для направления деятельности учеников была разработана памятка.
Памятка начинающему исследователю
Выбери тему исследования
Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта.
Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:
- Атрибуты несуществующего государства;
- Бизнес-план;
- Видеофильм;
- Выставка;
- Газета;
- Журнал;
- Законопроект;
- Праздник - Статья;
- Сценарий;
- Учебное пособие;
- Чертеж;
Паспорт проектной работы
Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
1)Название проекта.
2) Руководитель проекта.
3) Учебные ДИСЦИПЛИНЫ, близкие к теме проекта.
4) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
5) Тип проекта 6)Заказчик проекта.
7) Цель проекта(практическая и педагогическая цели).
8) Задачи проекта 9) Необходимое оборудование.
10) Аннотация 11) Предполагаемые продукт(ы) проекта.
12) Этапы работы над проектом
Виды презентаций проектов могут быть различными, например:
- Игра с залом.
- Научный доклад.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
«Подводные камни» проектного метода
1)Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.
2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта - его превращение в реферат.
3) При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.
В результате многолетнего педагогического проектирования учитель на практике доказал, что проектное обучение даёт ему возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».
из сундучка».
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».