Заинтересованными лицами в контексте тестирования считаются следующие участники проекта:

  • Прямо или косвенно задействованные в тестировании.
  • Использующие результаты тестирования.
  • Заинтересованные в качестве конечного продукта.

Точный список таких лиц может различаться в зависимости от специфики проекта, продукта, компании и т. д., и может включать следующих участников:

  • Разработчики, руководители группы разработки, менеджеры проекта. Эти участники внедряют тестируемое ПО, получают результаты тестирования и принимают решения на основании полученных результатов.
  • Архитекторы баз данных и системные архитекторы. Они разрабатывают продукт, получают результаты тестирования и принимают на их основании решения.
  • Тестировщики, непосредственно отвечающие за тестирование продукта.
  • Маркетологи, бизнес-аналитики. Они определяют, что должно обязательно присутствовать в системе, каким стандартам качества она должна удовлетворять.
  • Менеджеры проекта. Они отвечают за успешную реализацию проекта и должны достигнуть определенного баланса между качеством, сроками, функционалом и расходами. Они зачастую отвечают за обеспечение тестирования ресурсами и участвуют в планировании и мониторинге тестирования вместе с тест-менеджером.
  • Высший менеджмент, менеджеры продукта, спонсоры проекта. Они часто участвуют в определении необходимого тестового покрытия, проводят ревью результатов тестирования и принимают решения на основании этих результатов.
  • Служба поддержки. Они занимаются поддержкой пользователей и клиентов.
  • Менеджеры по продажам, инженеры. Они находят клиентов, определяют, как лучше внедрить систему в соответствии с нуждами пользователей, и управляют доходами от продукта.
  • Государственные структуры. Их представители удостоверяются, что организация, ее персонал и производимые ею продукты удовлетворяют действующему законодательству.
  • Пользователи. Они или напрямую используют продукт, или нуждаются в результатах его использования.
  • Продавцы. Они поставляют компоненты для систем и могут быть пользователями.

Все вышеперечисленные лица заинтересованы в результатах тестирования. В большинстве своем они хотят, чтобы проект преуспел, и тестирование завершилось без проблем, однако это не всегда так. Например, представителей государственных структур интересует в первую очередь удовлетворение тестирования законодательным нормам. Некоторые участники процесса могут противостоять успеху тестирования – скажем, люди, ответственные за поддержку старой системы при тестировании и внедрении новой.

Определение заинтересованных лиц – первый шаг при планировании процесса тестирования. У каждой группы участников есть свои цели и ожидания относительно тестирования. Задача тест-менеджера – выявить эти ожидания, которые могут быть нечетко сформулированы или высказаны. Если ожидания невозможно воплотить, этот вопрос нужно разрешить до начала тестирования.

Собранную информацию можно систематизировать, создав реестр заинтересованных лиц – документ, содержащий подробности о каждом заинтересованном лице, его роли, уровне влияния на проект, требованиях и ожиданиях. Этот документ служит основой для управления коммуникациями с каждой группой лиц.

Реестр заинтересованных лиц

Формат реестра

Обычно реестр составляется в табличной форме.

Пример:

Применение реестра

Реестр заинтересованных лиц помогает найти ответы на вопросы:

  • Кого нужно держать в курсе прогресса тестирования?
  • С кем нужно плотно сотрудничать в процессе тестирования?
  • Чьи цели приоритетны?
  • Чью деятельность нужно принимать во внимание, планируя тестирование?
  • Кого, как, как часто нужно информировать о прогрессе и/или проблемах тестирования?

Когда заинтересованные лица определены и проанализированы, тест-менеджер должен разработать метрики для целей заинтересованных лиц, чтобы сделать тестирование прозрачным для всех участников процесса и перевести их ожидания в сравнимую и измеримую форму.

Итого:

  1. Для грамотного управления тестированием необходимо определить группы лиц, заинтересованные в тестировании.
  2. Когда группы определены, нужно выявить их ожидания относительно тестирования.
  3. Для каждой цели формируется метрика, делающая процесс тестирования прозрачным для участников.

В данном разделе будет сформулирована задача, решением которой является разработка программного обеспечения.

И так, в результате вступления России в Болонский процесс была инициирована реформа высшего профессионального образования. В результате этой реформы Министерством образования и науки была разработана программа по переводу традиционной системы оценки успеваемости студентов в систему зачетных единиц (кредитов). Это являлось одним из условий вступления в болонский процесс, что объясняется необходимостью унификации систем высшего образования с целью обеспечения студентов единым образовательным пространством в тех странах, которые уже вступили в болонский процесс.

В рамках этой программы все вузы страны должны к установленной дате перейти на новую систему. Красноярский государственный политехнический университет (КГПУ) начал решать поставленную перед ним задачу поэтапно. Одной из задач перехода на новую систему в КГПУ является автоматизация процесса учета текущей успеваемости студентов и учета промежуточных аттестаций с целью: унификации этого процесса на всех кафедрах и факультетах вуза; реализации возможности автоматизированного формирования отчетов; публикации на сайте вуза рейтингов студентов.

    1. Составление списка заинтересованных лиц

Заинтересованные лица – это все, на кого разработка нового ПО может оказать материальное воздействие. Для выявления заинтересованных лиц необходимо ответить на следующие вопросы.

    Кто является пользователями системы?

    Кто является заказчиком (экономическим покупателем) системы?

    На кого еще окажут влияние результаты работы системы?

    Кто будет оценивать и принимать систему, когда она будет представлена и развернута?

    Существуют ли другие внутренние или внешние пользователи системы, чьи потребности необходимо учесть?

    Кто будет заниматься сопровождением новой системы?

    Не забыли ли мы кого-нибудь?

В нашем примере, отвечая на первый вопрос, определим будущих пользователей нашей системы – это преподаватели, секретари кафедр и деканатов, заведующие кафедрами, системный администратор и сотрудники учебного управления. Заказчиком нашей системы является сам вуз в лице первого проректора. Теперь попытаемся выяснить, на кого еще будут оказывать влияние результаты работы нашей системы. Во-первых, на студентов, ведь рейтинги обо всех студентах будут доступны на сайте вуза. Во-вторых, по этой же причине, на родителей. В-третьих, на заведующих по учебной части и деканов факультетов, поскольку любые изменения в учебном процессе касаются их профессиональной деятельности.

Итак, рассмотрев первые три вопроса, мы практически исчерпали всех заинтересованных лиц. Поскольку сопровождать систему будет разработчик этой системы, то в список заинтересованных лиц мы его не включаем. Таким образом, получаем следующий список заинтересованных лиц для нашей системы:

    преподаватели;

    секретари кафедр;

    секретари деканатов;

    заведующие кафедрами;

    учебное управление (в лице начальника);

    первый проректор;

    системный администратор (тот, кто будет администрировать нашу систему);

    студенты;

    родители студентов;

    заведующие по учебной части факультетов;

    деканы факультетов.

В организационную архитектуру компании вкрапливаются «возвышенности» проектных структур. Эти «островки развития» бизнеса выделяются на «глади» операционной деятельности. Вершины проектов возглавляют их лидеры – проектные менеджеры. От них концентрическими лучами отходят связи с людьми, которые имеют к проекту прямое или опосредованное отношение. Таков виртуальный образ современных предприятий, в которых культура проектного управления развита. Анализ заинтересованных сторон важен для PM в силу значимости для результатов подотчетной задачи.

Понятие заинтересованных лиц в проекте

Полезно вспомнить о понятии стейкхолдеров в системе управления предприятием. Это сотрудники или сторонние лица (физические и юридические), которые имеют определенный интерес к компании как системе, ее элементам или их свойствам. Подобная заинтересованность, связанная с ожиданиями и потребностями людей, сводится к положительному или отрицательному влиянию на результаты деятельности.

Управление проектами принимает во внимание причастные субъекты, имеющие интересы и иногда ответственность, а также реализующие собственные роли в отношении проектов. Стейкхолдеры, они же заинтересованные стороны проекта (ЗС), как объект управления обретают особенное значение в силу высокой динамичности, ограниченности во времени и в ресурсах. Самый краткий перечень держателей интересов в проектах выглядит следующим образом:

  • команда проекта;
  • инвесторы;
  • общественные организации;
  • органы власти;
  • партнеры по бизнесу;
  • потребители;
  • конкуренты;
  • заказчик.

Анализ заинтересованных сторон должен производиться с учетом важного методологического посыла. Он состоит в том, что действия заинтересованных сторон основываются не столько на экономическом интересе группы или фирмы, сколько на субъективной позиции в отношении к PM, проекту, первому лицу компании или бизнесу в целом.

Существует несколько классификаций стейкхолдеров проектов. Наиболее рабочая классификация опирается на фактор вхождения лиц в проект и компанию. Исходя из этого, строится управление и взаимодействие со stakeholders. Следует различать внутренние, внутрикорпоративные и внешние группы интересов и влияния. Предлагаю вашему вниманию модель проектного участия внешних и внутренних стейкхолдеров.

Состав stakeholders проекта и взаимосвязи с внешним и внутренним аспектом

Внутрипроектные заинтересованные стороны (например, куратор и руководитель проекта) действуют индивидуально и в групповом режиме. Напомним, что последовательно создаются рабочая группа, команда управления проектом и команда проекта. Менеджер несет ответственность за анализ проекта как объекта управления, должен понимать его особенности и, самое главное, представлять возможности и угрозы, исходящие от окружения.

Также PM заботят внешние заинтересованные стороны и источники их влияния. Напомним, что это субъекты, которые в проекте непосредственно не участвуют, но оказать влияние на реализацию проекта могут. Их интересы и рычаги воздействия нужно проанализировать. Карта заинтересованных сторон, как и другие инструменты анализа, основывается на концепции ЗС.

Продвижение интересов корпорации (предприятия) в форме социального развития коллектива и активизации участия в жизни гражданского общества нашло свое воплощение в доктрине КСО (корпоративная социальная ответственность). В современном обществе социальная ответственность корпораций постепенно обретает все большую значимость. Она растет в связи с возникновением в глобальной и локальных средах обитания человека многообразных вызовов (экология, геополитика, социально-экономические проблемы и т.п.).

КСО предполагает многофакторный системный поход к вопросам развития персонала, его здоровья и безопасности на рабочих местах, к экологии, социальной ответственности в регионах деятельности. Социальная ответственность предполагает тесное сотрудничество с органами власти, государственными учреждениями и общественными организациями в вопросах социального обеспечения.

Парадигма КСО совершенно по-новому смотрит на развитие бизнеса, его реструктуризацию и организационные преобразования. В их контекст все чаще включаются согласовательные процедуры с партнерами, поставщиками, покупателями и трудовыми коллективами. Иными словами, среди топ-менеджмента мирового и российского бизнеса вырастает поколение, которое всерьез учитывает ответственность бизнеса перед обществом и персоналом. Постепенно это приходит в норму делового стиля.

Как связаны с этим заинтересованные лица проекта? Дело в том, что концепция заинтересованных сторон явилась логическим дополнением и развитием КСО. Заинтересованные лица и есть субъекты, приглашаемые в систему КСО, для учета их интересов на ранжированной основе. Берем ли мы мегапроект или проектную задачу небольшого масштаба, КСО как новая идеологическая модель постепенно проникает в их организационную ткань.

У теории заинтересованных сторон большое число разработчиков, но основателем считается Р. Фриман (R. E. Freeman, Мичиганский университет, 1984 год). Концепция рассматривает взаимоотношения проекта как объекта управления с людьми, группами людей и организациями, интересы которых определяются самим проектным событием, его реалиями как таковыми. Сам проект и управление им превращается в особое абстрактное явление, некой совокупностью взаимодействий его stakeholders.

Стратегическое управление как верховная методология выступает одним из ключевых направлений применения концепции ЗС. А одним из инструментальных средств концепции является модель Митчела. Разработчик методики предлагает устанавливать значимость заинтересованных лиц посредством нескольких атрибутов: законности, срочности и власти. Данные атрибуты принадлежности к стейкхолдерам находятся в динамическом равновесии. Визуальная интерпретация модели представлена вашему вниманию далее.

Модель идентификации значимости заинтересованных сторон

Процедуры первичного анализа ЗС

Разбирая фактическое состояние дел по модели Митчела, аналитики способны определить наиболее значимые заинтересованные лица и группы. Естественно, что к таковым относятся стороны, обладающие наибольшей узаконенной властью, требования которых исполняются в кратчайшие сроки. Управление анализом производится с использованием коллегиальной экспертизы и методов мозгового штурма. Сочетание концентрических кругов с внесенными в них группами стейкхолдеров дают первый посыл для выработки стратегии взаимодействия с ними и достижения лучшего результата для целей проекта. Для того чтобы лучше установить принадлежность заинтересованных сторон к определенной группе, целесообразно использовать следующую классификационную таблицу.

Основные заинтересованные лица проекта и их интересы

Хорошим способом первичного анализа заинтересованных сторон служит метод Г. Саважа. Он предполагает не только углубленную классификацию ЗС, но и стратегические модели работы с заинтересованными лицами на основе матричного подхода. Метод основан на оценке ЗС с точки зрения их способности нести в себе определенные угрозы проектным событиям или вступать во взаимодействие в интересах общего дела. В итоге Г. Саваж предлагает в зависимости от оценки выбирать одну из типовых стратегий: «Вовлечение», «Взаимодействие», «Наблюдение» и «Защита».

Благодаря этой логике строится матрица анализа заинтересованных сторон. Эта матрица представляет собой график-таблицу с четырьмя названными выше секторами. Если диагностика показывает ЗС с невысоким уровнем готовности к кооперации и низкой степенью угрозы, выбирается стратегия наблюдения за стороной и отслеживания ее динамики. Когда сторона стремится к взаимодействию, но при этом несет в себе большие угрозы проекту, целесообразно избирать активное взаимодействие с ним. Вашему вниманию представляется пример матрицы Саважа.

Анализ ЗС по модели Г. Саважа

Матрица анализа ЗС включает в себя также схему связей между сторонами и изображение уровня их влияния на проект. Радиус окружностей, соответствующих каждой ЗС, свидетельствует о величине ее влияния. Влияние формируется в результате многофакторной интеграции по показателям законности требований ЗС, их значимости и срочности.

Анализ проектного окружения на основе карты ЗС

Для того чтобы грамотно идентифицировать стейкхолдеров проекта, используется карта заинтересованных сторон (КЗС). На ней изображаются некие субъективные образы менеджера проекта и заинтересованных лиц, групп как окружения проектной задачи. Обычно работа над картой производится в составе рабочей группы, первой задачей которой является полноценная идентификация лиц, способных оказать влияние на проект. Следует выяснить, к кому должно быть применено управление или уделено внимание. На этом этапе не имеет особого значения, какого рода влияние вероятно: позитивное или негативное.

Затем «держатели интересов» в проекте начинают разделяться по трем уровням градации. К первому уровню относятся ЗС, которые находятся в прямом подчинении у РМ. Естественно, что члены команды находятся в особой связи с руководителем проекта, который несет ответственность и реализует приданные полномочия в их отношении. Данную связь на карте выделяют тройной линией.

Карта заинтересованных лиц и групп. Первый этап

Двойной линией на карте отмечают связи с лицами, доступными менеджеру проекта в области прямого влияния. Данные лица непосредственно не находятся в подчинении у PM, к ним менеджер вынужден применять убеждающее воздействие для достижения содействия либо договариваться по обмену ресурсами. Наконец, одинарной линией отмечаются связи со стейкхолдерами, которые попадают в область опосредованного влияния руководителя задачей проекта. Здесь управление как таковое невозможно, и РМ вынужден обращаться за поддержкой к лицам областей ответственности и прямого влияния.

Подводя промежуточный итог, стоит отметить, что первичная диагностика stakeholders, отмеченная на карте, позволяет установить степень влияния PM на заинтересованные стороны. Уровень влияния выражается числом линий связи. Вместе с тем, помимо влияния лидера проекта на ЗС, имеет место встречное влияние заинтересованных лиц на результаты проекта. И их также следует проанализировать и оценить.

Особого внимания заслуживают еще два вида экспертной оценки, реализуемой на втором этапе работы с картой. Ответственность за результаты также лежит на менеджере проекта. В первом случае оценивается в пределах от -5 до +5 сила поддержки или противодействия stakeholders проекту (параметр X). Во втором – уровень влияния стейкхолдера (параметр Y). Понимая, что и руководитель проекта сам является ключевым заинтересованным лицом, ему также дают аналогичную оценку. Как же изменится на втором этапе карта ЗС?

Карта заинтересованных лиц и групп. Второй этап

Таким образом, карта ЗС позволяет РМ представить в схематической визуальной форме те угрозы, которые исходят от некоторых лиц и групп. Управление ситуацией и снижением рисков таких угроз является одной из ключевых функций лидера. Настоящая карта сама по себе таит некоторую опасность.

Несмотря на то, что экспертная работа проводится в рабочей группе, менеджер проекта должен приложить усилия, чтобы информация, полученная в результате, не получила распространения. Дело в том, что обличенные властью ЗС, получившие более низкую оценку, чем их коллеги по уровню, не замедлят продемонстрировать силу своего влияния, что для проекта может иметь нежелательные последствия.

В данной статье мы заострили внимание на явлении проектного окружения и значимости стейкхолдеров в достижении результатов проектной задачи. Классификация заинтересованных сторон проекта позволила нам очертить ореол присутствия и их основные интересы. Прослежен генезис концепции заинтересованных сторон как логического развития теории КСО. Особое внимание уделено аналитическим моделям Митчела и Саважа. Методы анализа заинтересованных сторон дают возможность РМ, как главному заинтересованному лицу, выстраивать эффективное управление и взаимодействие со стейкхолдерами.

Последние изменения в законодательстве: ограничения на доступ к информации. Учет бенефициаров, ведение реестра заинтересованных лиц, Федресурс: новые виды информации, усиление ответственности.

г. Оренбург, пр-д Больничный, д. 14/3, гостиница «Уютная».

ОЛЕНЬКОВ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ - член Совета Директоров ПАРТАД, директор Центра раскрытия корпоративной информации Интерфакс , г. Москва.

Последние изменения в законодательстве о хозяйственных обществах: ограничения на доступ к информации. Учет конечных бенефициаров, ведение реестра заинтересованных лиц, Федресурс: новые виды информации, усиление ответственности, в т.ч. при банкротстве. Направления развития законодательства о хозяйственных обществах.

Вектор на изменения в российском корпоративном законодательстве, заданный поправками в ГК РФ, вступившими в силу с 1.09.2014 , продолжается: так, 29.07.2017 вступили в силу поправки в ФЗ об АО (Федеральный закон №233-ФЗ от 29.07.2017), ограничивающие права акционеров на получение информации. В связи с этим обществам еще предстоит пересматривать свою информационную политику, и важно разобраться, как это сделать правильно, не нарушаю законы.

Немало вопросов по-прежнему вызывают и изменения в ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вступившие в силу 21 декабря 2016 года: так, статья 6.1 Федерального закона устанавливает обязанность для юридических лиц вести учёт своих бенефициарных владельцев и «раскрывать» информацию о них. Одновременно КоАП РФ был дополнен статьей 14.25.1., которая предусматривает административную ответственность за неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению и хранению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством.

Кроме конечных бенефициаров, немало вопросов вызывает и новый порядок одобрения сделок с заинтересованностью, в том числе в части ведения реестра контрагентов, сделки с которыми имеют признаки заинтересованных. Указание Банка России от 3 апреля 2017 года N 4338-У. устанавливающее требования к уведомлениям эмитента заинтересованными лицами, вступило в силу 2 июля 2017 года.

Федеральным Законом №266-ФЗ от 29.07.2017 внесены существенные изменения, которые требуют особенного внимания всех компаний, имеющих дочерние структуры, и которые связаны с субсидиарной ответственностью за долги «дочек» контролирующих лиц при возможном банкротстве. Также в КоАП РФ внесены изменения, которыми усиливается ответственность за непредставление или несвоевременное представление информации в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ).

Вопрос «Невнесение какой информации в федресурс может повлечь субсидиарную ответственность материнской компании?» становится еще более актуальным.

Также продолжается расширение перечня ситуаций, требующих опубликования в федресурсе, в том числе внесенных Федеральным Законом 360-ФЗ от 3.07.2016.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА:

1. Принципы, по которым дифференцируется доступ к информации и документам общества: информация, доступная всем акционерам; информация, доступная акционерам - владельцам не менее 1% голосующих акций; информация, доступная акционерам - владельцам не менее 25% голосующих акций

2. Различия в объемах информации, к которым имеют доступ акционеры публичного АО и непубличного АО.

3. Различия между АО и ООО.

4. Понятие «деловой цели», с которой запрашиваются документы хозяйственного общества, и обстоятельства, в которых деловая цель не считается разумной.

5. Условия, при наличии которых общество вправе отказать в доступе к информации о деятельности и документам хозяйственного общества.

6. Возможность установления обязанности по предварительной оплате расходов, связанных с изготовлением и направлением копий документов хозяйственного общества.

7. Особенности предоставления доступа к документам, содержащим конфиденциальную информацию о деятельности хозяйственного общества. Договор о нераспространении информации (соглашение о конфиденциальности).

8. Списки лиц, сделки с которыми имеют признаки заинтересованных: как вести? Указание Банка России от 3 апреля 2017 года N 4338-У.

9. Учет бенефициарных владельцев. Порядок, особенности установления, хранения и обновления информации о бенефициарных владельцах. Новации законодательства.

10.Способы получения информации о бенефициарных владельцах.

11. Раскрытие и предоставление информации о бенефициарах.

12. Ответственность хозяйственных обществ за ненадлежащее исполнение (неисполнение) требований законодательства по учету бенефициарных владельцев.

13. Субсидиарная ответственность при банкротстве: как влияет Федеральный Закон №488-ФЗ от 29.12.2016 на наше отношение к внесению информации в федресурс.

14. Единый федеральный реестр. Новые виды сообщений с 01 октября 2016 года. Ответственность за невнесение информации в федресурс: что нового в связи с принятием Федерального Закона №266-ФЗ от 29.07.2017.

15. Как определять течение срока для публикации информации в ЕФРСФДЮЛ. Неопубликование каких сведений в федресурсе может повлечь за собой привлечение к субсидиарной ответственности материнской компании.

16. Оценка контрагента с точки зрения должной осмотрительности: ЕГРЮЛ, ЕФРСФДЮЛ, раскрытие информации. «Индекс должной осмотрительности»

17. Направление совершенствования законодательства об акционерных обществах на ближайшие несколько лет: изменения в части осуществления внутреннего контроля, изменения порядка приобретения крупных пакетов, изменения требований, связанных с эмиссией ценных бумаг.

Стоимость участия:

11 000 рублей.

Назначение платежа:

«За информационно-консультационные услуги (семинар) 30.01.18. НДС не облагается».

Каждому слушателю будет

выдано:

- комплект информационно-справочных материалов, на электронном носителе или по E - mail ;

Канцелярские принадлежности;

Сертификат.

Форма обучения:

- очная.

РЕГИСТРАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Реестр заинтересованных лиц

    Это каждый, кто прямо вовлечен в проект (заказчик, спонсор, команда).

    Заинтересованным лицом всегда являются конечные пользователи продукта.

    О руководителях членов вашей команды.

    Те, кто напрямую не связан с проектом, но, так или иначе, оказывает на него влияние (например, сын заказчика, родственники заказчика).

Состав столбцов реестра заинтересованных лиц.

Состав столбцов матрицы требований.

Создание концепции (scope) проекта

Создание концепции (scope) должен содержать как общую информацию о проекте, так и ссылки на всевозможные требования и описания продукта.

Концепция содержит описание «проектного подхода». Какие правила общения с заказчиком имеются на проекте? Как мы условились с командой проводить совещания? Где посмотреть, кто, за что отвечает на проекте? Как поступать при необходимости внести изменения в первоначальные требования или добавить новое?

Для описания ВСЕХ необходимых работ по проекту нужно:

1. определиться с требованиями и ожиданиями заказчика;

2. разобраться, какие из них реально выполнимы, и что для этого понадобится.

На языке методологии PMIданные шаги звучат следующим образом:

1. Собрать и финализировать требования.

2. Сформировать концепцию.

3. Создать ИСР (иерархическую структуру работ) (WBS).

Источником данных для создания WBS служит концепция проекта .

Наша задача – разбить общий результат поставки проекта (описанный в «концепции») на более мелкие соподчиненные блоки «результатов работ». Для этого мы создадим иерархическую структуру работ (или work breakdown structure) – сокращенно ИСР (WBS).

ИСР – ориентированная на результат поставки иерархическая декомпозиция работ, выполняемых командой проекта. Каждый следующий уровень иерархии отражает более детальное определение элементов проекта. Ориентация на результат поставки включает внутренние и внешние результаты поставки.

ИСР создается совместно с командой !

Занимаясь декомпозицией ИСР нужно уметь вовремя остановиться. Например, при разработке программного обеспечения, важно не увлечься декомпозицией ради декомпозиции (ведь, скажем, создание экранной формы всегда можно разбить на создание «кнопочки такой-то» и «кнопочки-другой» и так далее). Слишком поверхностный WBS нам тоже не подойдет. Разумная глубина отражена в понятии «пакета работ ».

Основные признаки пакета работ:

    относительно короткий (максимум неделя!!!);

    работы по созданию пакета могут быть выполнены без прерывания;

    работы по созданию пакета могут быть выполнены на аутсорсинге.

Обратите внимание на слова «относительно короткий» и «без прерывания». Это вовсе не означает, что пакетом является то, что можно успеть сделать до ближайшего перекура или в течение одного дня. Под прерыванием понимается вынужденная остановка работ (например, для проведения других действий или получения согласования). Так, нельзя назвать пакетом работы по созданию «макета и шаблона сайта», если мы знаем, что нарисованный макет нужно сперва предъявить заказчику и, только получив его согласие, можно приступать к формированию шаблона.