В заявлениях Правительства России создание условий для развития промышленности выдвигается в качестве важнейшей народнохозяйственной проблемы. В условиях промышленного спада для ее решения необходима разработка и принятие соответствующей законодательной системы мер. В этой системе следует выделить общие и целевые меры. Первые предназначены всем промышленным предприятиям при выполнении ими определенных условий (финансовое состояние, рыночная и инвестиционная активность и т. д.). Целевые же меры применяются индивидуально к производителям отдельных товаров внутреннего потребления или крупным хозяйствующим субъектам, способным восстановить активную финансово-хозяйственную деятельность при поддержке государства.
Общие меры поддержки промышленных предприятий имеют приоритетное значение. Им и должно быть уделено главное внимание. Можно выделить несколько групп таких мероприятий. Разработка механизма экономического стимулирования развития промышленности через налоговую систему. Он предусматривает полное освобождение от налогообложения добавленной стоимости и прибыли в ряде конкретных случаев.
Во-первых, не должны облагаться приросты объемов реализованной товарной продукции в натуральном выражении, полученные в результате оживления промышленности или увеличения экспорта в конкретном текущем году. Эта мера призвана оказать финансовую поддержку предприятиям, выходящим из кризиса и активно действующим на рынках сбыта. На следующий год от налогов освобождаются новые приросты объемов реализации.
Во-вторых, налогообложению не должна подлежать дополнительная прибыль, полученная предприятиями за счет повышения качества продукции и снижения издержек ее производства с учетом индекса цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и т.д. Эта мера призвана стимулировать обновление ассортимента выпускаемой продукции, развитие материальной базы производства, внедрения новой техники и технологии. Она действует также только в текущем отчетном периоде.
В-третьих, в случае роста объемов реализации в отчетном периоде, следует освободить от налога на имущество ту часть имущества предприятий, которая используется для производства конкурентоспособной продукции. Контроль целевого использования амортизационного фонда. Представляется необходимым установить контроль налоговой инспекции за использованием амортизационного фонда предприятий. В случае его использования не по назначению исключить соответствующую часть из издержек производства и ввести необходимое ее налогообложение как прибыли. Стимулирование собственных инвестиций предприятий. Представляется целесообразным применять указанные в первом и втором пунктах льготы только при условии направления всего прироста прибыли, получившего льготу, на пополнение оборотных средств, инвестиции и инновации. Предприятиям, пользующимся этой льготой необходимо разработать инвестиционные программы, контролируемые действующим механизмом предоставления налогового кредита. В этом отношении большое значение имеет освобождение от налогов в местный и федеральный бюджеты той части прибыли, которая направляется на развитие производства, приобретение техники и финансирование НИОКР. Эта мера может применяться при наличии инвестиционной программы и под контролем ее выполнения со стороны налоговых органов. Указанные льготы распространяются на все предприятия, выполняющие исходные условия и получающие на них право по результатам хозяйственной деятельности. Изменение условий предоставления долгосрочного (среднесрочного) инвестиционного кредита для промышленных предприятий. Коммерциализация банковской системы привела к ее переориентации. Она, по существу, отказалась от производственных инвестиций (что является ее прямой функцией), сосредоточившись на спекулятивных операциях с ценными бумагами, на краткосрочных займах под высокую процентную ставку. Эта ставка превосходит ставку межбанковского кредита, которая в период относительной финансовой стабилизации не опускалась ниже 20%. Производственные инвестиции коммерческих банков составляют сейчас по разным источникам от I до 3% в общем их объеме.
Необходимо создать систему предоставления коммерческих инвестиционных промышленных кредитов на приемлемых для предприятий условиях. Следует рассмотреть возможность применения стимулирующих производственные инвестиции финансовых мер. В частности, Центробанку следует установить пониженную ставку межбанковского кредита для произвол- ственных инвестиций коммерческих банков на уровне, делающем производственные инвестиции хотя бы низкорентабельными. Необходимо далее освободить от налогов прибыль коммерческих банков, полученную в результате производственных инвестиций. Нужна также система инвестирования промышленности за счет части резервов Центробанка, в настоящее время размещаемых в зарубежных банках под довольно низкий процент.
Данные меры поддержки производства призваны создать благоприятный инвестиционно-инновационный климат. Они в определенной степени увеличивают нагрузку на финансовую систему России, но в то же время создают базу для развития промышленности и получения мультипликативного эффекта. Следует развить прямые государственные инвестиции в перспективные наукоемкие, социально-значимые и экспортные производства, формирующие будущую структуру промышленности. Важно предусмотреть безусловное финансирование Государственной инвестиционной программы из бюджета в полном объеме. Необходимо шире использовать на эти цели бюджетные кредиты.
Среди мер поддержки, применяемых дифференцированно к конкретным товаропроизводителям, наибольшее значение имеют меры по реструктуризации долгов и пополнение оборотных средств промышленных предприятий. Дело в том, что в среднем по России оборотные средства в промышленности с начала 90-х гг. уменьшились в 8-9 раз, а в результате осеннего кризиса 1998 г. - еще не менее, чем в 2 раза. Пополнять оборотные средства можно, в частности, за счет расширения и улучшения условий получения налогового кредита и использования других источников. Необходимо далее стимулировать разработку и выполнение инвестиционных программ предприятий, предоставлять льготные инвестиционные и другие кредиты для проведения работ, включенных в Государственную инвестиционную программу. Государство должно также гарантировать российским и иностранным коммерческим инвесторам сохранность вкладов в конкретные производства.
Эти меры нужно применять к предприятиям, имеющим реальные возможности оживления производства и выхода на соответствующие рынки. Для этого они обязаны защитить в Министерстве промышленности и науки свои бизнес-планы и инвестиционные программы. Для таких предприятий могут быть разработаны схемы налогового стимулирования производственной и инновационно-инвестиционной деятельности, включающие предоставление отсрочки или рассрочки задолженности по налоговым платежам, плате за энергоресурсы и воду и т. д. Отсрочки платежей в бюджет могут оформляться в виде налогового кредита или налоговых каникул.
В принципе, могут быть достаточно эффективны меры по взаимозачетам долгов по прямым технологическим цепочкам движения товаров. В результате пострадают предприятия, имеющие значительную кредиторскую задолженность. Это приведет к усилению их неплатежеспособности и ускорит принятие к ним экономических санкций. Такая мера безналичных расчетов не противоречит рынку. Предприятия с большой дебиторской задолженностью смогут улучшить свое финансовое положение.
Индивидуальные налоговые льготы, отсрочки платежей и другие меры поддержки конкретных предприятий следует предоставлять избирательно после маркетингового анализа ожидаемых результатов реализации инвестиционных программ, бизнес-планов, финансового состояния предприятий, их собственного участия в инвестиционных программах (не менее чем на 40% объемов финансирования) и других мероприятий с оценкой возвратности предоставляемых кредитов.
Вопросы и задания Является ли товарная специализация региона обязательным условием формирования промышленной политики России? На какой период целесообразно разрабатывать промышленную политику?
З.Что является экономической основой промышленной политики государства в рыночных условиях: а) эффективность предприятия; б) эффективность региона; в) эффективность государства? В чем выражаются основные экономические результаты промышленной политики: а) в доходах предприятия; б) в отчислениях в бюджет; в) в увеличении объемов реализации; г) в увеличении экспорта? Может ли промышленная политика быть самостоятельной системой действий? Имеет ли возможность субъект Федерации проводить самостоятельную промышленную политику? Из перечисленных источников инвестиций назовите тот, который является наиболее существенным для промышленных предприятий: а) собственные средства предприятий; б) коммерческие кредиты; в) государственные инвестиции; г) зарубежные инвестиции. Какая из экономических мер стимулирования увеличения производства потребительских товаров имеет наибольшее значение: а) снижение ставки налога на прибыль; б) повышение уровня жизни населения; в) освобождение от налога на прибыль производственных инвестиций; г) налоговое стимулирование приростов объемов реализации? Окажет ли влияние на развитие промышленности снижение на 5% налога на прибыль? Укажите основной источник финансирования технологического развития производства: а) собственные инвестиции;
б) коммерческие кредиты; в) амортизационный фонд; г) такого источника в настоящее время нет.
©Архангельский В.H., 2002

Председатель комитета по финансовым услугам петербургской "Деловой России" Дмитрий Вагин представил корреспондентам "Невских новостей" экспертную позицию по вопросу реализации программы Минэкономразвития, направленной на льготное кредитование субъектов малого и среднего бизнеса.

В комментарии эксперт рассказал о востребованности программы и дал пояснения о механизме ее реализации.

"За последние несколько лет в России стартовало и успешно действует значительное количество мер государственной поддержки бизнеса. К ним можно отнести программу корпорации МСП «6,5», поручительства Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса субъектам МСП, инвестиционные продукты Фонда поддержки промышленности и многое другое. Стоит отметить, что государство на этом не останавливается. С начала февраля 2018 года Минэкономразвития РФ анонсировало программы льготного кредитования малых и средних предпринимателей под 6,5%. Это позволит более, чем на 3% снизить действующие льготные ставки" - отметил делоросс.

"Вместе с этим был определен перечень банков, работающих по данной программе. Это 15 банков в которых представители МСП могут получить льготный кредит. К ним относятся: ВТБ, Сбербанк, Россельхозбанк, банк «Акцепт», Альфа-банк, банк «Ассоциация», банк «Левобережный», банк «Интеза», Запсибкомбанк, МСП Банк, Примсоцбанк, Росевробанк, банк «Санкт-Петербург», РНКБ, ТКБ.

Банки будут кредитовать реальный бизнес сразу под низкую (6,5%) ставку. А уже банкам будут предоставляться субсидии из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке. Минэкономразвития также снижает минимальный размер кредита в рамках программы до 3 млн. рублей с 5 млн. рублей. Соответственно, займы на оборотные цели будут выдаваться в суммах от 3 до 100 миллионов рублей на одного заемщика. А на инвестиционные не должны превышать одного миллиарда рублей. Как правило, инвестиционные цели, это: закупка оборудования, строительство, реконструкция зданий предприятия.

Общий объем кредитов субъектам МСП в рамках программы поддержки в 2018 году составит 40 млрд. рублей. В более ранних программах, особенно касающихся субсидирования процентной ставки сельхозпроизводителей, клиент получал кредит по коммерческой ставке банка, а потом уже подавал документы на ее возмещение в госорганы. Возмещение занимало длительный срок, иногда до полугода" - заявил Дмитрий Вагин.

Также был скорректирован перечень приоритетных направлений деятельности, по которым будет предоставляться льготное финансирование. Льготное финансирование будет в сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, строительстве, транспорте и связи, туристской деятельности, здравоохранении и утилизации отходов, а также в сфере общественного питания и бытовых услуг. Существенным улучшением стали и сроки льготного кредитования: 10 лет на инвестиционные цели и 3 года - на оборотные.

Справка:

Представители МСП - это компании, зарегистрированные на российской территории и по ряду параметров относящиеся к малому или среднему бизнесу. К основным параметрам относятся среднесписочная численность персонала и выручка компании за год.

Ни для кого не секрет, что наличие хорошо развитого малого и среднего бизнеса обеспечивает ряд неоспоримых преимуществ для экономики страны. Это создание новых рабочих мест и самозанятость населения. Кроме того, это прирост налогов и увеличение валового внутреннего продукта. Развитие малого бизнеса - это улучшение качества жизни населения страны, ведь небольшие предприятия могут наиболее быстро приспосабливаться к изменениям требований современного рынка. Именно для этого государством разработаны программы для малого бизнеса. С господдержкой открыть свое дело гораздо проще, тем не менее, далеко не все молодые предприниматели знакомы с тонкостями ее получения.

Программа развития малого бизнеса в России

В стратегии социально-экономического развития России до 2020 года говорится о том, что содействие субъектам среднего и малого бизнеса является одним из основных элементов экономической политики государства. По мнению специалистов, такие меры должны способствовать развитию здоровой конкуренции и давать гражданам возможность улучшить свое материальное положение. Помимо уже существующих форм субсидирования в новой концепции приняты качественно новые виды господдержки малого бизнеса, направленные на стимуляцию роста числа субъектов предпринимательской деятельности, а также на изменение их отраслевой структуры. Среди новых целей госстратегии развития можно увидеть такие:

  • уменьшение бюрократической волокиты при регистрации бизнеса и его развитии;
  • упрощение системы налогообложения для малого бизнеса;
  • уменьшение числа продукции, подлежащей сертификации;
  • улучшение эффективности госрегулирования в сфере лицензирования;
  • возможность применения различных источников финансирования.

Региональная программа поддержки бизнеса

Наряду с государственными действуют и региональные меры господдержки малого и среднего бизнеса. Такое содействие, в частности, может выражаться в создании бизнес-инкубаторов, венчурных и гарантийных фондов, а также в дополнительной стимуляции предприятий, деятельность которых ориентирована на экспорт. Кроме того, в регионах также принимаются комплексные программы стимулирования предпринимательской активности, в рамках которых выделяются средства на:

  • развитие лизинговой покупки оборудования;
  • поддержку предприятий, занимающихся инновационной деятельностью;
  • создание промышленных и технопарков;
  • улучшение энергоэффективности предприятий;
  • разработку и поддержку стартапов;
  • создание различных гарантийных фондов;
  • внедрение программ повышения квалификации для молодых предпринимателей, помощь в открытии бизнеса.

Условия предоставления субсидий

Все формы господдержки малого бизнеса представляют собой разовую государственную помощь, которая должна быть использована на реализацию конкретной задачи в рамках деятельности предприятия. Возвращать такую помощь в дальнейшем не придется, однако государство будет контролировать целевое расходование средств.

Для того чтобы получить финподдержку государства, предприятие должно соответствовать нескольким критериям:

  • быть официально зарегистрированным в качестве ИП или ООО (сведения должны содержаться в госреестре);
  • иметь правильно составленный бизнес-план, в котором обозначены конкретные направления расходования дотационных средств;
  • владельцем предприятия должен быть гражданин России, а при долевом участии резиденту РФ должно принадлежать не менее 51% всего уставного капитала.

Обращаться за государственной субсидией не могут предприятия, работающие в сфере:

  • страхования;
  • оказания банковских или других кредитных услуг;
  • выпуска и реализации подакцизного товара;
  • игорного бизнеса;
  • добычи полезных ископаемых;
  • рынка ценных бумаг.

Кому можно подавать заявки

Кроме условий, перечисленных выше, господдержка малого бизнеса предусматривает соблюдение еще некоторых условий для получения дотаций на развитие:

  • на момент подачи документов фирма должна быть зарегистрирована менее 2 лет назад;
  • общее число работников не может превышать 250 человек;
  • при паевом участии доля государственных и муниципальных партнеров в уставном капитале не может превышать 25%;
  • полное отсутствие налогового долга обязательно;
  • доход за предыдущие 12 месяцев не может превышать 1 млрд. рублей.

Если субъект предпринимательства соответствует всем вышеперечисленным критериям и желает получить дотацию, он должен подать заявку в региональное учреждение по поддержке малого и среднего бизнеса до 1 октября текущего года.

На что дадут деньги

Кроме того, что господдержка малого и среднего бизнеса, как мы уже выяснили, может быть оказана далеко не всем предприятиям, истратить ее как угодно тоже не получится. Для этого существуют определенные параметры. Итак, потратить субсидию можно:

  • на закупку, модернизацию и ремонт основных средств;
  • на найм новых сотрудников или улучшение условий труда уже имеющихся;
  • на покупку, обновление и установку лицензионного программного обеспечения;
  • на арендную плату за пользование производственными и офисными помещениями;
  • на вложение денежных средств в сырье и материалы.

Если вы только подумываете о том, чтобы открыть свое дело, и еще не определились с направлением, то следует знать, что приоритетными для выделения госсубсидий являются:

  • услуги ЖКХ, транспортные услуги и строительство;
  • любое производство (кроме подакцизных товаров);
  • сфера обслуживания населения;
  • программы поддержки и развития молодежи;
  • инновационные разработки;
  • развитие соцсферы - спорт, культура, образование;
  • возрождение ремесел и самобытной культуры народов.

Если вы все же решили заняться торговлей, то господдержка на развитие малого бизнеса, скорее всего, вам «не светит», хотя попытаться, конечно, стоит. Чтобы увеличить свои шансы, постарайтесь ориентировать свои товары на социально незащищенные слои населения - малообеспеченные семьи, инвалидов, пенсионеров и так далее. Выделите отдельной строкой в своем бизнес-плане работу с этими категориями.

Как получить дотацию

Итак, как получить господдержку малого бизнеса? Тут существует два пути - все зависит от того, какую именно помощь вы хотите получить: на открытие нового бизнеса или на развитие уже существующего молодого предприятия. В первом случае вам прямая дорога в центр занятости населения, а во втором нужно обратиться в департамент инвестиций. Перед обращением нужно внимательно изучить порядок подачи документов и запастись всеми необходимыми бумагами.

Центр занятости

Господдержка малого бизнеса для новичка начинается с постановки на учет в службу занятости населения и получения статуса безработного. Лучше всего обратиться в это учреждение предварительно и получить исчерпывающую консультацию по вопросам подготовки необходимых документов, а также суммы и порядка выплаты причитающейся компенсации. Однако этот этап можно пропустить и приготовить документы самостоятельно. Вам понадобятся оригиналы и копии:

  • паспорта;
  • трудовой книжки (при наличии);
  • диплома;
  • справки о доходах, если ранее вы были трудоустроены официально;
  • свидетельства о браке или его расторжении, если при этом происходила смена фамилии.

Подготовив все необходимое, отправляетесь на регистрацию. Сразу поставьте инспектора в известность о намерении получить субсидию на открытие ИП. Это поможет не тратить время на поиски подходящих вакансий, а перейти сразу к разработке бизнес-плана, который впоследствии придется защитить перед комиссией. По результатам защиты БП будет вынесено решение о выделении субсидии в размере 58 800 р., компенсации затрат на регистрацию ИП либо отказе в господдержке. Если случилось последнее и вам отказали, не расстраивайтесь, законом не ограничено количество попыток. Просто составьте другой бизнес-план и пройдите процедуру снова.

Департамент

Если ваше предприятие уже работает, стоит подумать о том, чтобы получить некоторую сумму на его развитие. Господдержка малого бизнеса в этом случае проводится департаментом инвестиций. Чтобы воспользоваться субсидией, в региональное отделение нужно приготовить:

  • свидетельство о регистрации юрлица или ФЛП;
  • копии уставных документов;
  • справку из центра занятости о прохождении обучения предпринимательской деятельности;
  • справки об отсутствии задолженностей по налогам и сборам из ФСС, налоговой службы и других организаций;
  • справку о том, что фирма не находится на стадии ликвидации;
  • документ о том, что после регистрации предприятия прошло более 6 месяцев;
  • документ, подтверждающий, что в отношении данной организации не открыто уголовное или админпроизводство;
  • паспорт (оригинал и копия);
  • оригинал и копия доверенности, если документы подает не хозяин;
  • бизнес-план;
  • заявление на получение субсидии;
  • выписка из банка об открытии расчетного счета.

Порядок предоставления

После того как весь пакет документов будет собран, он передается в исполком. Лучше всего сделать это лично, через канцелярию или воспользоваться помощью куратора службы занятости.

Рассмотрение и принятие документов должно завершиться в семидневный срок, после чего будет вынесено решение. Если вам отказали, проходим всю процедуру сначала. Если комиссия вынесла положительное решение, ваш бизнес-план передается в следующую инстанцию, где тоже происходит его рассмотрение и одобрение.

Законом установлено, что заседание комиссий происходит по мере поступления и накопления бизнес-планов, поэтому получение дотации может довольно сильно затянуться. Обычно дата ближайшего заседания комиссии указывается на официальном сайте департамента инвестиций.

Как видите, господдержка малого бизнеса - дело непростое и довольно хлопотное, но заняться ее оформлением все же стоит - при наличии качественного бизнес-плана шансы получить деньги на развитие достаточно высоки.

Что можно отнести к первоочередным проблемам малого и среднего бизнеса в подверженной кризисным явлениям экономике?

Инвестирование в малый бизнес затруднено: структуры, имеющие средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка. Поэтому основной источник стартового капитала для малого и среднего бизнеса - самофинансирование.

Кредиты малодоступны: у начинающих бизнесменов, как правило, отсутствует имущество, которым можно эти кредиты обеспечить. Банки скорее будут кредитовать крупные предприятия, так как это сопряжено с меньшим риском. К тому же из-за высокой ставки рефинансирования 9,75%, ставки по кредитам очень высокие и порой достигают 25-27% (Российская Федерация).

Затруднены лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит: слишком высокие взносы.

Условия инфляции: поскольку, в отличие от крупных предприятий, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Но наряду с большим количеством проблем у малого бизнеса есть и свои преимущества. Это прежде всего гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре - намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Среднее и особенно малое предприятие не связано производственной программой, разработанной на перспективу; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша». Перед малым бизнесом вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы. Упрощенный менеджмент создает малому бизнесу определенное преимущество, проявляющееся в гибком, быстром приспособлении к меняющимся требованиям и условиям, что особенно важно в неустойчивой, переходной ситуации.

Несмотря на все преимущества, малый бизнес вряд ли сможет развиваться так же эффективно в экономике, которая подвержена кризисным явления, без поддержки государства. А так как малые предприятия обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего невозможна их высокая эффективность, «принимают на себя» решение многих социальных и экономических проблем, то одной из первоочередных задач государства на пути вывода экономики их кризиса является поддержание и субсидирование предприятий малого и среднего бизнеса. Жук А. Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризиса //Мировое и национальное хозяйство. - 2009. - № 10-11.

Комплекс мер по стимулированию и поддержке малого и среднего бизнеса в России

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого и среднего бизнеса в интересах национальных экономик. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому и среднему бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу. Жук А. Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризиса //Мировое и национальное хозяйство. - 2009. - № 10-11.

В развитии малого предпринимательства в России за последние 1-2 года наметились негативные тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста их числа. Отсутствие государственной поддержки и досконально проработанной правовой базы только усугубило положение малых предприятий во время мирового экономического криза.

6 апреля 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин выступил в Государственной Думе с отчетом Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2008 год, а также отметил некоторые приоритетные направления по развитию экономики в условиях мирового экономического кризиса.

Какие же меры были и будут приняты по регулированию функционирования малого и среднего бизнеса?

Будет сокращен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации.

По наиболее распространенным видам деятельности вместо разрешительного устанавливается уведомительный порядок начала нового дела.

Субъекты Федерации получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес с 15 до 5 процентов.

В 2008 году были также снижены налоги на инвестиции предприятий в НИОКР, на технологическое обновление производства.

Установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации

Введение четкой инфраструктуры патентования и защиты изобретений для поддержки наукоемких предприятий малого и среднего бизнеса инновационной направленности.

Внесены в Государственную Думу законопроекты, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования.

Распространение на малые предприятия, образованные в результате разделения предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий.

Предоставление государственных гарантий предприятиям и организациям для участия в международных тендерах, связанных с проектированием, строительством и поставками машин и оборудования для промышленных объектов за рубежом; пополнение оборотных средств предприятий-экспортеров с использованием механизма учета и переучета векселей через систему учетных банков с участием Центрального банка Российской Федерации.

Введение преференций для малого и среднего бизнеса при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

В январе 2009 года вступил в силу Закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

За малыми предприятиями был закреплен более четкий экономический и юридический статус. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу теперь стали зависеть от численности персонала компании (не более 15 человек) и ее годовой выручки (прибыль не должна превышать 400 млн. рублей). Вступление в силу данных положений планировалось в 2010 году.

С 1 июля 2009 года количество проверок в сфере малого предпринимательства существенно сократилось в связи со вступлением в действие закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проверки малых предприятий начали проводиться не чаще одного раза в три года. Однако внеплановые проверки бизнеса полностью не были запрещены. Также остался прежним и перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации Дзись-Войнаровский, Н. Малое скрытное дело. - Slon.ru, 24 августа 2009 года..

В 2009 году был разработан ряд законопроектов с целью уменьшения контроля за малым предпринимательством со стороны налоговых и правоохранительных служб; организованы общественные советы по защите прав малых предпринимателей. Появился закон «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества», согласно которому предприятия получили право выкупать арендуемые помещения.

Обязательную сертификацию предприятий было разрешено заменять декларацией соответствия. Это было сделано для сокращения издержек предпринимателей на процедуры подтверждения безопасности товаров и услуг.

В течение 2009 года велась подготовка к кардинальным и давно ожидаемым переменам в строительной отрасли. С 1 января 2010 года лицензирование строительной деятельности заменялось саморегулированием, и строительные организации, занимающиеся производством изложенных в государственном Перечне работ Приказ Минрегионразвития РФ № 274 от 9 декабря 2008 года «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства,которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», были обязаны вступить в саморегулируемые организации (СРО). Предполагалось, что членские взносы СРО образуют спецфонд, из которого, в случае строительного брака, будут покрыты расходы на реконструкцию. Предполагалось, что размер взносов составит от 300 тыс. до 1 млн рублей плюс ежегодные взносы 100-200 тыс. рублей плюс возмещение расходов спецфонда в случае их появления. Требование и правила перехода отрасли на саморегулирование вызвали у строителей и наблюдателей много вопросов и ожидание монополизации строительного рынка. Однако с помощью ФАС удалось вдвое сократить список подпадающих под необходимость получения допуска СРО работ в Перечне - большинство их выполняли в строительстве именно малые предприятия, для которых требуемые суммы за членство в СРО были неподъемны. Егоршева, Н. Вышел СРОк. «Российская газета» № 5211 (132) (18 июня 2010 года)

Экономическая поддержка

В рамках антикризисных мер в 2009 году был снижен налог на прибыль - до 20 %. Малые предприятия получили ряд дополнительных налоговых льгот по амортизации оборудования. Кроме того, от налогообложения были освобождены ввозимое технологическое оборудование, которое не производится в России, а также средства, предназначенные для обучения персонала.

Финансовая поддержка малого бизнеса со стороны государства включала в себя субсидирование и помощь в получении кредита. Антикризисные меры правительства России на 2009 год по субсидированию малых предприятий включали выделение средств для начинающих предпринимателей (до 300 тыс. руб.), для занятых в приоритетных областях (до 5 млн руб.), для осуществления конкретных инновационных проектов (до 2,5 млн руб.), для молодежных проектов (до 1 млн руб.). По действующей на тот момент программе микрофинансирования стало возможным получение кредита в размере до 350 тыс. руб. по так называемой упрощенной схеме, то есть без залога и поручительства.

Приоритетными сферами деятельности для получения господдержки малого предпринимательства стали жилищно-коммунальное хозяйство, производство и инновации, бытовые услуги и ремесленничество, молодежное предпринимательство и услуги для малообеспеченных слоев населения. Для этих направлений были установлены дополнительные компенсации: 75 % ставки рефинансирования при условии, что срок кредита превышает 3 года; 50 %, если срок составляет 2-3 года; 30 % при сроке 1-2 года.

Кроме субсидирования, государство осуществляло и компенсацию процентных ставок по кредитам, которые предприниматели получали в коммерческих банках. С этой целью были созданы специальные фонды поддержки малого бизнеса, взявшие на себя поручительства по кредитам в размере до 50 % от суммы обязательств заемщика. Для приоритетных направлений малого предпринимательства Фонд содействия кредитованию предоставлял поручительства до 70 % от кредитной суммы. Гарантируемая фондом сумма ссуды для малых предпринимателей - 70 млн. руб. Каньшина, Б. Кредиты для малого бизнеса: где искать поддержки предприятиям сегодня? - РБК.Кредит, 16 июня 2009.

Положение в сфере малого бизнеса, которое сложилось в настоящее время в нашей стране, свидетельствует о том, что дальнейшее его развитие без активного положительного вмешательства государства может привести к свертыванию (преимущественно через большую тенезацию) данного сектора экономики с соответствующим усилением социального напряжения и обострением экономических проблем. Жук А. Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризиса //Мировое и национальное хозяйство. - 2009. - № 10-11.

Несмотря на то, что антикризисная политика по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса немного различается, в зависимости от развития экономики, основной акцент в антикризисной политике делается не на прямой госзаказ, а на восстановление деловой активности через субсидирование процентных ставок, развитие лизинга, поддержку потребительского кредитования. Именно такие механизмы уже используются на рынках сельхозтехники, легковых автомобилей, авиационных перевозок. В результате должна получиться реальная, а не искусственная структура внутреннего спроса, который станет эффективной основой для посткризисного восстановления и последующего развития экономики. Правительство пытается не только поддержать внутренний спрос, но за счет реализации масштабных проектов создать инфраструктурный задел на будущее.

Среди возможных мер поддержки малого бизнеса - льготная аренда, пониженные тарифы на подключение к коммунальным сетям, квоты на государственные закупки для малых и средних предприятий.

Установление преференции при выкупе арендуемого недвижимого имущества, снижение платы за присоединение к электросетям, увеличение бюджетных субсидий малому бизнесу.

К сожалению, российское правительство, несмотря на все те преимущества и ту роль в формировании конкурентной среды и улучшения функционирования всей экономической системы, все еще не уделяет развитию малого бизнеса достаточно внимания, в отличие от правительств стран с развитой экономикой. Жук А. Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризиса //Мировое и национальное хозяйство. - 2009. - № 10-11.

Основными пунктами государственной поддержки в России являются:

Создание системы развития малого бизнеса;

Создание условий для оптимального развития бизнеса на всей территории страны;

Разработка мероприятий по созданию рабочих мест субъектами бизнеса;

Поддержка конкуренции, стимулирование инвестиционной деятельности;

Социализация бизнеса, вовлечение в бизнес различных слоёв населения;

Поощрение и помощь инициативным предпринимателям с помощью государственного кредитования и налоговых компромиссов;

Разработка и совершенствование правового законодательства в сфере бизнеса.

Систему государственной поддержки в России составляют:

Юридические аспекты, административные, нормативные документы, содействующие правомерному развитию бизнеса;

Аппарат государственного правления, представляющие собой институциональные структуры, ответственные за правильное функционирование предпринимательства;

Создание государственных фондов;

Формирование специализированных финансовых организаций.

Второстепенные методы со временем начинаю превосходствовать над прямыми. К ним относят в первую очередь:

Налоговые компромиссы (частичное или полное );

Ускоренные способы расчёта амортизации;

Помощь в научно-исследовательской деятельности и в подготовке молодых специалистов.

Предприятия могут использовать финансирование в таких целях:

Развитие нового дела;

Освоение новых технологий и выпуск новых видов продукции;

Расширение успешного бизнеса;

Программы обучения кадров и совершенствование информационных ресурсов;

Освоение новых рынков сбыта.

Выделим главные задачи государственного финансирования:

Привлечение коммерческих банков к предоставлению кредитов и займов для перспективных субъектов бизнеса;

Контроль над процессом предоставления займов банками;

Содействие увеличению капитала, которые сможет использоваться с помощью развития добросовестной конкуренции на рынке предоставления кредитных услуг субъектам бизнеса;

Способствование привлечению акционерного капитала предприятиям малого бизнеса.

Кредитных источников для развития малого предпринимательства в России слишком мало. Эта ситуация сложилась благодаря инфляции и некоторым проблемам в банковской деятельности. В связи с этим банки выдают только краткосрочные кредиты с большими процентами, а это никак не удовлетворяет нынешних бизнесменов.

Основные пути совершенствования государственной политики поддержки малого бизнеса

Многолетние развития рыночных реформ в России не включали в себя развитие малого предпринимательства. И поэтому не занимает надлежащего места в экономике государства. Доля малых предприятий в общем объеме в России гораздо ниже, чем в высокоразвитых странах. Лидирует в этом аспекте США, Япония, Италия, Франция, Германия. Опыт этих стран говорит о том, что при создании определённых условий играют важную роль в развитии экономики страны. В последние годы Россия постепенно разрабатывает концепции для улучшения ситуации, связанной с развитием бизнеса.

Основными целыми новых концепций являются:

Помощь и поддержка в проведении новаторских мероприятий в освоении новых видов продукции;

Создание более благоприятных условий, которые позволят стремительно развиваться бизнесу;

Создание комплекса мер безопасности.

Первая цель заключается в том, что государство должно поощрять инициативных бизнесменов, которые хотят добиться успехов, сделать полезный вклад в страны. Вторая цель состоит в обеспечении всеми необходимыми ресурсами, кадрами, капиталом, информацией, создании честной конкуренции. Третья цель несёт в себе защитную функцию от факторов внешнего воздействия.

Государственная поддержка бизнеса отражена во всевозможных законах, которые прописывают все важные моменты для развития и усовершенствования процесса создания малых предприятий. В начале 2000-х годов начали создаваться развития бизнеса, маркетинговые центры, исследовательские институты. Все эти структуры, значительно улучшили положение вещей. Эта инфраструктура доводит государственную поддержку до адресата.

Необходимо разработать систему финансирования и страхования бизнеса. Эти аспекты трансформировались по мере своего развития. Бюджетное финансирование проводилось только для тех бизнес-проектов, которые имели федеральное значение. Чтобы оптимизировать доступность банковских услуг, нужно разработать механизмы, которые повысят заинтересованность банков.

Что касается страхования, то их дороговизна не даёт возможности пользоваться этими услугами всем предприятиям. А отсутствие защиты бизнеса отталкивает кредиторов и инвесторов.

Существует два вида страховых услуг, играющих важную роль в финансовом регулировании:

Страхование того имущество, которое участвует в производственном процессе;

Страхование всевозможных хозяйственных рисков.

Также существенное влияние на имеет лизинг. Он имеет перспективы при организации бизнеса и не возникает необходимость в разовых инвестициях. Для начинающих бизнесменом, которые стоят на пороге открытия своего бизнеса и испытывают недостаток основных фондов, лизинг выступает наиболее удобной формой кредитования. Не стоит также забывать о франчайзинге, который предоставляет возможность получить технологии для успешного видения дела.

Можно сказать, что в России лизин и могут стать важнейшим инструментом, который позволит создать благоприятную среду для успешного видения бизнеса.

Немало важным шагом на пути к усовершенствованию государственной поддержки бизнеса стала разработка Концепции поддержки и развития бизнеса в России. Этот документ отражает все возможные способы улучшения климата для открытия новых предприятий и включает в себя меры по урегулированию всех спорных вопросов и защищенности бизнеса.

Мировой опыт государственной поддержки бизнеса

По данным исследования в США на долю малого бизнеса приходится половина крупных изобретений, удельный вес успешных малых предпринимательств очень велик. Это обусловлено тем, что государство проводит правильную политику поддержки бизнеса. Вкладываются средства, стимулируются инновационные процессы. Проводятся государственные заказы на конкурсной основе, которые привлекают перспективных молодых бизнесменов, способных осуществить прорыв в сфере бизнеса. Создаётся инфраструктура, обеспечивающая продвижение инновационных проектов на всех стадиях процесса. Правовое законодательство практически исключило риски для предпринимателей и позволяет уверено себя чувствовать новичкам бизнеса.

В Германии, например, огромный акцент, сделан на систему льготного кредитования. Там кредиты под видение бизнеса выдаются в размере 500 тыс.евро на срок до 20 лет, специфика погашения которых, просто восхищает. Ставки процентов погашения установлены для каждого года отдельно, это повышает возможность своевременного возврата кредита. Также существует очень успешное государственное страхование займов, это позволяет существенно снизить риски для бизнеса. Льготное и прямое бюджетное финансирование занимают не последнюю роль. Оно касается наиболее важных и приоритетных проектов для поддержания конкретной отрасли и государственной экономики в целом.

В Японии, помимо всех вышеперечисленных мер государственного регулирования, особое значение имеют информационно-консультационные отделы, созданные государством в помощь бизнесменам. Это существенно снижает риски провала и помогает выбрать правильный путь развития бизнеса.

Развитие бизнеса является основополагающим фактором развития экономики государства в целом. Поэтому создание благоприятных условий должно быть одним из основных направлений деятельности государства. Термин «государственная поддержка» должен быть не просто словосочетанием, а комплексом действенных мероприятий по повышению престижа видения бизнеса в России. Государству необходимо выделять средства и ресурсы для помощи бизнесменам, укреплять законодательную базу, работать с банковской сферой и усовершенствовать правовое и налоговое законодательство.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш