Менеджмент. Виханский О.С., Наумов А.И.

4 -е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. - 670 с.

В учебнике освещается широкий круг вопросов менеджмента в деловой организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. Особенностью книги является подход к рассмотрению менеджмента с позиций наиболее эффективного использования потенциала организации, в первую очередь человеческого потенциала, для успешного выживания в динамично меняющемся окружении.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям п специальностям. Представляет интерес для тех, кто работает в сфере бизнеса.

Формат: pdf / zip ( 4 -е изд . - М.: Экономистъ, 2006 . - 670 с.)

Размер: 2 ,6 Мб

/ Download файл

Формат: doc / zip ( 3 -е изд . - М.: Гардарики, 2003 . - 528 с.)

Размер: 1,7 Мб

/ Download файл

Формат: pdf / zip ( 3 -е изд . - М.: Экономистъ, 2003 . - 528 с.)

Размер: 4 ,0 2Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ (4- е изд., 2006)
Предисловие к четвертому изданию 13
Вводная глава 19
1. Общая характеристика менеджмента 20
1.1. Организация и менеджмент 20
1.2. Позиция управления внутри организации 23
1.3. Менеджмент и внешнее окружение организации 30
1.4. Процесс управления организацией 31
1.5. Менеджер 33
2. Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления 35
2.1. Управление как отношение 35
2.2. Управление как развивающаяся система 40
2.3. Содержание и логика развития управления.46
3. Развитие взглядов на менеджмент 52
3.1. «Одномерные» учения об управлении 53
3.2. «Синтетические» учения об управлении 61
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ОРГАНИЗАЦИЯ
Глава 1. Взаимодействие человека и организации 78
1. Подходы к установлению взаимодействия человека и организации 78
1.1. Модель взаимодействия человека и организационного окружения 78
1.2. Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения 81
2. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации 86
3. Личностный аспект взаимодействия человека и организацион¬ного окружения 91
3.1. Восприятие человеком окружения.91
3.2. Критериальная основа поведения 101
3.3. Характеристика индивидуальности человека 1 0 8
Глава 2. Взаимодействие человека и группы 113
1 . Обшее понятие группы 1 1 3
2. Общая характеристика группы 1 1 6
3. Индивид и группа 122
Глава 3. Адаптация человека к организационному окружению и изменение его поведения 126
1. Вхождение человека в организацию 1 2 6
1 . 1 . Обучение при вхождении в организацию 1 2 7
1 . 2 . Влияние организации на процесс вхождения 1 2 8
2. Изменение поведения посредством научения 1 3 3
2.1. Научение поведению в организации 1 3 3
2.2. Процесс сознательного научения поведению в организации 1 3 7
2.3. Научение поведению и модификация поведения человека в организации 1 3 9
Глава 4. Мотивация деятельности 143
1 . Общая характеристика мотивации 1 4 4
1 . 1 . Что такое мотивация 1 4 4
1 . 2 . Мотивационный процесс 1 5 0
2 . Теории содержания мотивации 1 5 3
2.1. Теория иерархии потребностей Маслоу 1 5 4
2.2. Теория ERG Альдерфера 1 5 8
2.3. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда 1 6 0
2.4. Теория д в у х факторов Герцберга 1 6 4
2.5. Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации. . . . 1 6 6
3. Теории процесса мотивации 1 6 8
3.1. Теория ожидания 1 6 9
3.2. Теория постановки целей 1 7 6
3.3. Теория равенства 1 8 2
3.4. Концепция партисипативного управления 1 8 5
РАЗДЕЛ II. СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Глава 5. Стратегическое управление организацией 206
1. Общая характеристика стратегического управления 206
1.1. Сущность стратегического управления 206
1.2. Система стратегического управления 209
2. Анализ сред 212
2.1. Анализ внешней среды. 213
2.2. Анализ внутренней среды 219
2.3. Метод SWOT 221
Глава 6. Миссия и цели организации 226
1. Миссия организации 227
2. Цели организации 230
3. Установление целей 236
Глава 7. Стратегия фирмы 239
1. Типы стратегий бизнеса 240
1.1. Области выработки стратегии 240
1.2. Эталонные стратегии развития. . . 241
2. Выработка стратегии фирмы 245
2.1. Шаги определения стратегии 245
2.2. Выбор стратегии " 247
3. Выполнение стратегии 251
3.1. Стадии выполнения стратегии. 251
3.2. Области проведения стратегических изменений 253
3.3. Проблемы проведения стратегических изменений 257
3.4. Мобилизация потенциала для выполнения стратегии. . . . 261
РАЗДЕЛ III. ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Глава 8. Проектирование работы в организации 286
1. Функции управления организацией 287
1.1. Общие функции предприятия 287
1.2. Функция администрирования 289
1.3. Анализ функций управления 293
2. Проектирование работы 293
2.1. Концепция проектирования работы 293
2.2. Анализ работы 294
2.3. Параметры работы 297
2.4. Восприятие содержания работы 299
2.5. Технология и проектирование работы 301
3. Модели проектирования работы 303
3.1. Построение работы 303
3.2. Расширение масштаба работы 304
3.3. Ротация работы 305
3.4. Обогащение работы 306
3.5. Модель социотехнической системы 314
3.6. Выбор модели проектирования 316
Глава 9. Проектирование организации 318
1. Факторы проектирования организации 318
1.1. Внешняя среда 319
1.2. Технология работы 322
1.3. Стратегический выбор 325
2. Элементы проектирования организации 327
2.1. Разделение труда и специализация 329
2.2. Департаментизация и кооперация 331
2.3. Связи в организации и координация. 340
2.4. Масштаб управляемости и контроля 346
2.5. Иерархия в организации и ее звенность 352
2.6. Распределение прав и ответственности 353
2.7. Централизация и децентрализация 355
2.8. Дифференциация и интеграция 358
Глава 10. Типы организаций и их структуры 362
1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой. . . . 363
1.1. Механистический тип организации 363
1.2. Органический тип организации 364
2. Типы организаций по взаимодействию подразделений 366
2.1. Традиционная организация 366
2.2. Дивизиональная организация 368
2.3. Матричная организация 371
3. Типы организаций по взаимодействию с человеком 376
3.1. Корпоративная организация 377
3.2. Индивидуалистская организация. 379
4. Новое в типах организаций 381
4.1. Эдхократическая организация 383
4.2. Многомерная организация 384
4.3. Партисипативная организация. 388
4.4. Предпринимательская организация 392
4.5. Организация, ориентированная на рынок 394
РАЗДЕЛ I V . ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Глава 11. Коммуникации, решения и конфликты 420
1. Коммуникации в управлении 420
1.1. Общее понятие 420
1.2. Процесс коммуникации 422
1.3. Коммуникационные сети 425
1.4. Коммуникационные стили 429
1.5. Невербальная коммуникация 431
2. Принятие решений 432
2.1. Общее понятие 432
2.2. Модели принятия решения 434
2.3. Процесс принятия управленческих решений 435
3. Управление конфликтом 443
3.1. Общее понятие 443
3.2. Типы конфликтов 443
3.3. Уровни конфликта в организации 445
3.4. Структурные методы управления конфликтом 449
Глава 12. Власть и лидерство 450
1. Власть и влияние 450
1.1. Общее понятие 450
1.2. Источники власти в организации 452
3. Власть и лидерство 455
2. Основы лидерства 457
2.1. Природа и определение понятия лидерства 457
2.2. Содержание понятия лидерства в управлении организацией 459
2.3. Лидер и менеджер 463
2.4. Подходы к изучению лидерства 466
3. Традиционные концепции лидерства 467
3.1. Теория лидерских качеств 467
3.2. Концепции лидерского поведения 471
4. Концепции ситуационного лидерства. 481
4.1. Континуум лидерского поведения Танненбаума - Шмидта. 481
4.2. Модель ситуационного лидерства Фидлера 482
4.3. Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда. . . . 487
4.4. Модель лидерства «путь - цель» Хауза и Митчела 490
4.5. Модель ситуационного лидерства Стинсона - Джонсона. . 494
4.6. Ситуационная модель принятия решения Врума - Йеттона -Яго 495
4.7. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства. . 499
5. Новое в теориях лидерства 500
5.1. Концепция атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход к изучению лидерства) 501
5.2. Концепция харизматического лидерства. . 505
5.3. Концепция преобразующего лидерства, или лидерство для изменений 507
РАЗДЕЛ V. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ
Глава 13. Организационная культура 530
1. Концепция организационной культуры 530
1.1. Понятие и структура организационной культуры 530
1.2. Содержание организационной культуры 535
2. Развитие организационной культуры 539
2.1. Формирование организационной культуры 539
2.2. Поддержание организационной культуры 543
2.3. Изменение организационной культуры 547
3. Влияние культуры на организационную эффективность 551
3.1. Подходы к измерению влияния культуры 552
3.2. Соответствие культуры принятой стратегии 559
3.3. Управление организационной культурой 5 6 1
4. Национальное в организационной культуре 564
4.1. Системный подход 564
4.2. Модель Хофстида 565
4.3. Модель Лэйна и Дистефано 568
4.4. Модель Оучи 570
Глава 14. Управление изменениями 573
1. Причины и цели планируемых организационных изменений. . . 574
1.1. Улучшение организационной адаптивности 575
1 . 2 . Изменение индивидуального поведения. 576
1.3. Причины для организационных изменений 577
2. Организационный диагноз и проведение изменений 580
2.1. Организационный диагноз 580
2.2. Определение готовности к изменениям 580
2.3. Принципы проведения изменений 581
3. Модели организационных изменений 582
3.1. Трехшаговая модель изменений 582
3.2. Модель «исследования - действия» 583
3.3. Модель планируемых изменений 585
4. Сопротивление организационным изменениям. 587
4.1. Индивидуальное сопротивление изменениям 587
4.2. Организационное сопротивление изменениям 589
4.3. Преодоление сопротивления изменениям 590
5. Методы проведения организационных изменений 592
5.1. Методы, ориентированные на людей и культуру 593
5.2. Методы, ориентированные на задачи и технологии 597
5.3. Методы, ориентированные на структуру и стратегию 600
5.4. Этические проблемы проведения организационных изменений 604
Краткие выводы 604
Основные термины и понятия 607
Вопросы к разделу V 608
Конкретная ситуация 611
Практикующие упражнения 616
Домашние задания 619
Сводная конкретная ситуация по курсу «Менеджмент» 620
Метод конкретной ситуации в обучении управлению 641
1. Что такое «Конкретная ситуация» 641
2. Анализ и обсуждение конкретных ситуаций 649
Список литературы 663
Сведения об авторах 671


Излагаются основы классической и современной теории управления применительно к вопросам исследования и проектирования систем управления. Описание систем дается в терминах пространства состояний, центральной проблемой является оптимизация управления. Для студентов старших курсов вузов, обучающихся по специальности "Системы управления", а также для инженеров, занимающихся разработкой и проектированием систем управления.

В пособии содержатся практические рекомендации по организации методической работы на школьном и муниципальном уровне с позиций современного менеджмента. Основное внимание сосредоточено на создании адаптивной системы управления методической службой. Рассматриваются модели гибких организационных структур, позволяющие осуществлять проектирование педагогической деятельности. Подробно описывается основной структурный элемент методической службы - педагогическая команда. Даются методические рекомендации и примеры, иллюстрирующие новые методы и подходы к управлению методической работой педагогических кадров. Автор не претендует на универсальность пособия, а пытается предложить свой многолетний опыт развития методической деятельности. Пособие будет интересно практикам - руководителям образовательных учреждений и органов образования, преподавателям системы повышения квалификации, методистам и педагогам.

Книга, ставшая бестселлером в США! Впервые в России выходит полноценный учебник по созданию современного ресторана. Книга ведущих американских экспертов в области индустрии гостеприимства "Учебник ресторатора. Проектирование, оборудование, дизайн" охватывает целый комплекс вопросов, связанных с организацией и эффективной работой предприятия общественного питания. Здесь представлена подробная информация обо всем спектре современного оборудования и технологиях, подходах к проектированию и организации рабочего пространства, правильном подборе мебели и создании эффектного интерьера. Эта книга - отличное руководство к действию, которое позволит создать по-настоящему успешный ресторан, избежав множества просчетов и ошибок.

Излагаются основы теории и методологии информационных войн и их практические применения. Разработана система адаптивных механизмов и их упрощенных моделей - архетипов информационных войн. Комбинации этих механизмов и архетипов используются для анализа и проектирования комплексных систем управления информационными войнами в социально-экономических системах разной природы и масштаба - от предприятия и корпорации до государства и мирового сообщества. Анализируются архетипы и механизмы информационных войн в условиях глобализации. Разработана концепция интеллектуальных механизмов ведения информационных войн, основанных на самоорганизации и адаптации. Для государственных и политических деятелей, лидеров делового мира и средств массовой информации, ученых и специалистов в области управления, философии, экономики и социологии, профессорско-преподавательского состава и студентов социально-экономических кафедр вузов.

Предлагаемый курс лекций посвящен основам менеджмента программных проектов. Цель курса - дать учащимся ориентиры в области инженерии программного обеспечения, а не конкретные сведения по тем или иным методологиям. Для этого вводится система понятий менеджмента, достаточная для того, чтобы читатели могли самостоятельно осваивать существующие методы и методологии проектирования для их применения в практической деятельности. Особое внимание уделяется разграничению аспектов руководства и управления в деятельности менеджера. Рекомендовано УМО в области прикладной информатики для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 351400 "Прикладная информатика".

Содержит программное изложение как общепрофессиональных, так и специальных туристских дисциплин. Рассматриваются вопросы рекреационного проектирования на уровне отрасли, регионов, туристских центров. Раскрываются основы взаимодействия туризма с экологией,природопользованием, курортологией. Приводятся правовые нормы туристской деятельности и основные виды страхования в туризме. Для преподавателей, студентов, аспирантов и слушателей образовательной системы туристской направленности.

Изложена технология современного структурного анализа и проектирования бизнес-процессов, основанная на потоковых диаграммах. Приведены примеры моделей основных и вспомогательных бизнес-процессов из различных отраслей и направлений производственно-хозяйственной деятельности современных предприятий и учреждений. Представленная технология и модели могут быть рассмотрены в качестве рабочего инструмента и соответственно рабочих прототипов для практической деятельности специалистов. Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических вузов, специалистов-менеджеров всех уровней, а также для получающих второе высшее образование в области менеджмента.

Эта книга - о передовой технологии принятия решений. Сегодня специалисту доступна практически любая информация. Но еще Аристотель говорил, что многознание не научает истине. Как же докопаться до смысла, как действовать в случаях, если информации слишком много или мало, а правила не определены? В предлагаемой читателю книге раскрываются секреты концептуального проектирования. Вы узнаете, как профессионально встречать сложную реальность, какие методы и инструменты вам потребуются для принятия успешных решений. Значительную часть книги составляет практикум. Скучать вам не придется - задания даются в веселой, игровой форме. Книга предназначена для менеджеров среднего и высшего звена, маркетологов, аналитиков, руководителей всех уровней. Полезна она будет также психологам-консультантам и бизнес-тренерам.

О чем эта книга Автор Тим Браун - СЕО компании IDEO - одной из самых успешных в мире дизайн-компаний, а по версии журнала Fast Company - еще и "самая титулованная в мире компания, занимающаяся дизайном новых продуктов". На ее счету разработка 5000 новых продуктов, среди которых компьютерная мышь для Apple, детская зубная щетка для Oral B, тюбик для зубной пасты Crest. IDEO - один из самых желанных работодателей в мире. Дизайн-мышление - это фундамент по-настоящему инновационной компании и важнейшее деловое качество ее лидера. Кто знает, быть может в следующей книге Брауна вы прочтете историю собственного успеха? Все в ваших руках! Для кого эта книга Для прагматиков в бизнесе и дизайнеров в душе. А еще для руководителей, менеджеров проектов а так же всех тех, что хочет ловить новые идеи на лету и мастерски уворачиваться от творческих кризисов. Почему мы решили издать ее Потому что дизайн становится важнейшей частью нашей жизни. Даже само...

Практикум - дополнение к учебнику "Проектирование программного Обеспечения экономических информационных систем". Содержит задания и упражнения на построение моделей программных систем на стандартном языке моделирования UML с использованием объектно-ориентированного подхода. В отличие от 1-го издания пересмотрено описание учебного проекта, заданий и упражнений. Учебный проект выполняется с помощью инструментальных средств IBM Rational Rose и IBM Rational ReguisitePro. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Прикладная информатика в экономике" и "Прикладная математика и информатика". Может быть полезен разработчикам и пользователям систем программного обеспечения.


РЕКОМЕНДОВАНА ЛІТЕРАТУРА

  1. Абчук В. А. Азбука бизнеса (36 уроков предпринимательства и менеджмента). Л.: ЛФВИПРП, 1991.

  2. Айдинян КВ. Основы управления фирмой. - Можайск, 1992.

  3. Аксенова Е.А., Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Лукъянова Н.Ф., Талан М.В. Управление персоналом в системе государственной службы: Учебное пособие. - М.: ИПК госслужбы, 1997.

  4. Білоус С.Г. Менеджмент: конкурентоздатність та ефективність - К.. 1992.

  5. Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. Киев: Наукова думка, 1990.

  6. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ. / Под ред. Ю.Н.Каптуревского – СПб: Издательство «Питер», 1999.

  7. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пер. с англ. Пособие для руководителя. - М.: АО "Инфра-М", 1995.

  8. Борманн Д., Воронина Л., Федерманн Л. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург: S+W, 1992.

  9. Борсук С.С. Культура управління, - К, КДТЕУ, 1992.

  10. Брасс А.А. основы менеджмента: Учебное пособие. – Мн. ИП «Экоперспектива», 1999.

  11. Вирсма Х. Менеджмент в подразделениях фирмы. - М.: Инфра-М, 1997.

  12. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – Мю: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1997.

  13. Вершигора Е.Е. Мнеджмент: Учебное пособие. – М. 1999.

  14. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1995.

  15. Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент: Учеб. 3-е изд. М., 1998.

  16. Вудвок М.,Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. - М.: Дело, 1991.

  17. Герчикова Р.Н. Менеджмент. М.: "Банки и биржи", 1995.

  18. Гольянов В.Т. Краткий курс менеджмента. - Самара 1992.

  19. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МП "Сувенир", 1993.

  20. Глухов В. В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие. - СПб.: Специальная литература, 1995.

  21. Гроув Э. С. Высокоэффективный менеджмент: Пер. с ан. - М.: Филинь, 1996

  22. Дизель П.М., Раньян У.М.-К. Поведение человека в организации. - М.: Фонд “За экономическую грамотность”, 1993.

  23. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Пер. С англ. - М.: Дело, 1996.

  24. Друкер П. Ф. Эффективный управляющий. - М.: СП "Бук Чембэр Интернэшнл", 1994. Друкер П. Ф. Управление нацеленное на результаты: Пер. с англ. М.: Технологическая шкала бизнеса, 1994.

  25. Жигалов В.Т., Шиманобська Л.М Основи менеджменту, управлінської діяльності. - К.: Вища шк. 1994,

  26. Завадський Й.С Менеджмент - К, УФіМБ. 1997.

  27. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990

  28. Евланов Л. Г, Теория и практика принятия решений. - М. Экономика, 1984.

  29. Кабушкин Н. И. Оновы менеджмента: Учебник. - Минск: БГЭУ, 1998.

  30. КрупновВ. И., КрупноваН.А. Менеджмент в бизнесе. - М.: Новости, 1990.

  31. Кузнецов Ю. В. Проблемы теории и практики менеджмента. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1994.

  32. Курочкин А. С. Организация управления предприятием: Учебник. - К.: МАУП-1996.

  33. Кунц Т., О"Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих
    функций. М.: Прогресс, 1981 Ладанов И. Д. Практический менеджмент. - М.: Изд-во "Элник", 1995.

  34. Лагоша Б.А., Шаркович В.Г., Дегтярева Т.Д. Методы и модели совершенствования организационных структур. М.: Наука, 1988.

  35. Лэнд П. Э. Менеджмент - искусство управлять: Пер. с англ. - М/ ИНФРА - М. 1995.

  36. Мартыненко Н.М. Менеджмент фирмы: Кн. Для предпринимателя: Для студентов экон. спец. вузов. – К: МП “Леся”, 1995.

  37. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: "Дело", 1995.

  38. Менеджмент в организациях: Сокр. пер. с англ. с 15-го изд./Г. Саймон, Д. Смитбург, В. Томпсон. - М.; Экономика, 1995.

  39. Менеджмент организаций. Под ред. З.П.Румянцевой и М.А.Соломатина. - М.: Инфра-М, 1995.

  40. Мошек Г.Є. Організація праці менеджера. - К.. КДТЕУ, 1995.

  41. Наука управляти: з icтopiiї менеджменту. Хрестоматія: Навч. посібник / Упорядник I. О. Сленов. - К.: Либідь, 1993.

  42. Сацков Н. Я. Методы и приёмы деятельности менеджера и бизнесмена. - К.: Ин-тут проксеологии, 1993.

  43. Сорснин А.С., Мельниченко Л.В. конспект лекций. К.: УФИМБ, 1998.

  44. Таунсенд Р. Секреты управления. М.: Интерконтакт, 1991.

  45. Толковый словарь по управлению. - М.: Изд-во "Алане", 1994.

  46. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саламатина. – М.: ИНФРА-М, 1999.

  47. Управление - это наука и исскуство: А, Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. - М.: Республика, 1992.

  48. Уткин Э. А. Профессия - менеджер. - М.: Экономика, 1992.

  49. Хміль Ф.І. Менеджмент – К.: Вища шк. – 1991.

  50. Фельзер Д.Б., Доброчевський О.В. Техніка роботи керівника. - К, Вища шк, 1993.

О.С.Виханский A.И. Наумов

Менеджмент

у ч е б н и к

4-еиздание, переработанноеидополненное

Москва Э К О Н О М И С Т Ъ

УДК 338.24(075.8) ББК 65.050.9(2)2я73 В54

Рецензенты:

зав. кафедройэкономикиименеджментаРЭАим. Г.В. Плеханова, д-р экон, наук, проф. Л.М. Бадалов, проректор Государственногоуниверситетауправления, канд. экон. наук, доц.

A.M. Зобов;

деканфакультетамеждународного бизнесаиделового администрирования МГИМО(У), д-рэкон. наук, проф. В.Н. Шитов

Виханский, О. С, Наумов, А. И.

В54 Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономисть, 2005. - 670 с.: ил.

ISBN 5-98118-13I-1 (впер.).

Агентство CIP РГБ.

В учебнике освещается широкий круг вопросов менеджмента

в деловойорганизации, функционирующейвконкурентнойрыночной среде. Особенностью книги является подход к рассмотрению менеджмента с позиций наиболее эффективного использования потенциала организации, в первую очередь человеческого потенциала, для успешного выживания в динамично меняющем окружении.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям. Представляет интересдлятех, ктоработаетвсферебизнеса.

УДК 338.24(075.8)

ББК б5.050.9(2)2я73

В оформлении переплета использован фрагмент миниатюры из Часослова герцога Беррийского (XV в.)

Предисловиекчетвертомуизданию

Вводная глава..............

Общая характеристика менеджмента.............................................................

1.1. Организация и менеджмент

1.2. Позиция управления внутри организации..............................................

1.3. Менеджмент и внешнее окружение организации..................................

1.4. Процесс управления организацией.........................................................

1.5. Менеджер..............

Теоретический взгляд на природу, сущность иразвитиеуправления...........

2.1. Управление как отношение......

2.2. Управление как развивающаяся система................................................

Развитие взглядов на менеджмент.................................................................

3.1. «Одномерные» учения об управлении....................................................

3.2. «Синтетические» учения об управлении................................................

Раздел 1. Человек и организация................................................................

Глава 1. Взаимодействие человека и организации...................................

Подходы к установлению взаимодействия человека иорганизации............

1.1. Модель взаимодействия человека иорганизационногоокружения.............

2. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации...................

3. Личностный аспект взаимодействия человека иорганизационного

окружения..................

3.1. Восприятие человеком окружения..............................................................

3.2. Критериальная основа поведения................................................................

3.3. Характеристика индивидуальности человека............................................

Глава 2. Взаимодействие человека и группы............................................

Общее понятие группы.....

Общая характеристика группы.....................................................................

Индивид и группа..........................................................................................

Глава 3. Адаптация человека к организационному окружениюиизменение

егоповедения................................................................................................

Вхождение человека в организацию............................................................

1.1. Обучение при вхождении в организацию.............................................

1.2. Влияние организации на процесс вхождения......................................

Изменение поведения посредством научения.............................................

2.1. Научение поведению в организации.....................................................

2.2. Процесс сознательного научения поведению в организации.............

2.3. Научение поведению и модификация поведения человека ворганизации

Глава 4. Мотивация деятельности............................................................

Общая характеристика мотивации...............................................................

1.1. Что такое мотивация...............................................................................

1.2. Мотивационный процесс........................................................................

2.1. Теория иерархии потребностей Маслоу...............................................

2.2. Теория ERG Альдерфера........................................................................

2.3. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда........................

2.4. Теория двух факторов Герцберга..........................................................

2.5. Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации.....................

Теории процесса мотивации.........................................................................

3.1. Теория ожидания.....................................................................................

3.2. Теория постановки целей.......................................................................

3.3. Теория равенства.....................................................................................

3.4. Концепция партисипативного управления...........................................

Краткие выводы .........................................................................................

Основные термины и понятия .................................................................

Вопросы к разделу I ....................................................................................

Конкретныеситуации ..................................................................................

Раздел II. Стратегия организации.............................................................

Глава 5. Стратегическое управление организацией...............................

1. Общая характеристика стратегического управления.................................

1.1. Сущность стратегического управления................................................

1.2. Система стратегического управления...................................................

2. Анализ сред....................................................................................................

2.1. Анализ внешней среды...........................................................................

2.2. Анализ внутренней среды......................................................................

2.3. Метод SWOT ...........................................................................................

Глава 6. Миссия и цели организации.......................................................

1. Миссия организации......................................................................................

2. Цели организации..........................................................................................

3. Установление целей.......................................................................................

Глава 7. Стратегия фирмы.........................................................................

1. Типы стратегий бизнеса................................................................................

1.1. Области выработки стратегии...............................................................

1.2. Эталонные стратегии развития..............................................................

2. Выработка стратегии фирмы........................................................................

2.1. Шаги определения стратегии.................................................................

2.2. Выбор стратегии.....................................................................................

3. Выполнение стратегии..................................................................................

3.1. Стадии выполнения стратегии...............................................................

3.2. Области проведения стратегических изменений.................................

3.3. Проблемы проведения стратегических изменений..............................

3.4. Мобилизация потенциала для выполнения стратегии........................

Краткие выводы .........................................................................................

Основные термины и понятия ................................................................

Вопросы к разделу II ..................................................................................

Конкретные ситуации ...............................................................................

Практикующие упражнения .....................................................................

Домашние задания .....................................................................................

Раздел III. Построение организации.........................................................

Глава 8. Проектирование работы в организации....................................

1. Функции управления организацией.............................................................

1.1. Общие функции предприятия................................................................

1.2. Функция администрирования................................................................

1.3. Анализ функций управления.................................................................

2. Проектирование работы................................................................................

2.1. Концепция проектирования работы......................................................

2.2 Анализ работы..........................................................................................

2.4. Восприятие содержания работы............................................................

2.5. Технология и проектирование работы..................................................

3.2. Расширение масштаба работы...............................................................

3.3. Ротация работы.......................................................................................

3.4. Обогащение работы................................................................................

3.5. Модель социотехнической системы......................................................

3.6. Выбор модели проектирования работы................................................

Глава 9. Проектирование организации....................................................

1. Факторы проектирования организации.......................................................

1.1. Внешняя среда.........................................................................................

1.2. Технология работы.................................................................................

1.3. Стратегический выбор............................................................................

2.1. Разделение труда и специализация.......................................................

2.2. Департаментизация и кооперация.........................................................

2.3. Связи в организации и координация.....................................................

2.4. Масштаб управляемости и контроля.....................................................

2.5. Иерархия организации и ее звенность..................................................

2.6. Распределение прав и ответственности................................................

2.7. Централизация и децентрализация........................................................

2.8. Дифференциация и интеграция.............................................................

Глава 10. Типы организаций и их структуры..........................................

1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой........................

1.1. Механистический тип организации......................................................

1.2. Органический тип организации.............................................................

2. Типы организаций по взаимодействию подразделений.............................

2.1. Традиционная организация....................................................................

2.2. Дивизиональная организация................................................................

2.3. Матричная организация.........................................................................

3. Типы организаций по взаимодействию с человеком..................................

3.1. Корпоративная организация..................................................................

3.2. Индивидуалистская организация..........................................................

4. Новое в типах организации...........................................................................

4.1. Эдхократическая организация...............................................................

4.2. Многомерная организация.....................................................................

4.3. Партисипативная организация...............................................................

4.4. Предпринимательская организация......................................................

Краткие выводы ........................................................................................

Основные термины и понятия ................................................................

Вопросы к разделу III .............................................................................

Конкретныеситуации ....................................................................................

Практикующие упражнения ....................................................................

Домашние задания ......................................................................................

Раздел IV. Организационные процессы...................................................

Глава 11. Коммуникации, решения и конфликты..................................

1. Коммуникации в управлении........................................................................

1.2. Процесс коммуникации..........................................................................

1.3. Коммуникационные сети.......................................................................

1.4. Коммуникационные стили.....................................................................

1.5. Невербальная коммуникация.................................................................

2.Принятие решений..........................................................................................

2.1. Общее понятие........................................................................................

2.2. Модели принятия решения....................................................................

2.3. Процесс принятия управленческих решений.......................................

3. Управление конфликтом...............................................................................

3.1. Общее понятие........................................................................................

3.2. Типы конфликтов....................................................................................

3.3. Уровни конфликта в организации.........................................................

3.4. Структурные методы управления конфликтом....................................

Глава 12. Организационные процессы: властьилидерство.......................

1. Власть и влияние............................................................................................

1.1. Общее понятие........................................................................................

1.2. Источники власти в организации..........................................................

1.3. Власть и лидерство.................................................................................

2. Основы лидерства..........................................................................................

2.1. Природа и определение понятия лидерства.........................................

2.3. Лидер и менеджер...................................................................................

2.4. Подходы к изучению лидерства............................................................

3. Традиционные концепции лидерства...........................................................

3.1. Теория лидерских качеств......................................................................

3.2. Концепции лидерского поведения........................................................

4. Концепции ситуационного лидерства..........................................................

4.1. Континуум лидерского поведения Танненбаума - Шмидта.............

4.2. Модель ситуационного лидерства Фидлера.........................................

4.3. Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда.....................

4.4. Модель лидерства «путь - цель» Хауза и Митчелла.........................

4.5. Модель ситуационного лидерства Стинсона - Джонсона................

4.6. Ситуационная модель принятия решений Врума - Йеттона - Яго468

4.7. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства................

5. Новое в теориях лидерства............................................................................

5.1. Концепция атрибутивного лидерства...................................................

(причинно-следственный подход к изучению лидерства) .........................

5.2. Концепция харизматического лидерства..............................................

5.3. Концепция преобразующего лидерства, или лидерства для изменений

.........................................................................................................................

Краткие выводы .........................................................................................

Основныетерминыипонятия .....................................................................

Вопросы к разделу IV .................................................................................

Конкретные ситуации ...............................................................................

Практикующиеупражнения ..........................................................................

Домашние задания .....................................................................................

Раздел V. Организационная культура и управление изменениями.......

Глава 13. Организационная культура.......................................................

1. Концепция организационной культуры.......................................................

1.1. Понятие я структура организационной культуры...............................

2. Развитие организационной культуры..........................................................

2.1. Формирование организационной культуры.........................................

2.2. Поддержание организационной культуры...........................................

2.3. Изменение организационной культуры................................................

3. Влияние культуры на организационную эффективность...........................

3.1. Подходы к измерению влияния культуры............................................

3.3. Управление организационной культурой.............................................

4. Национальное в организационной культуре...............................................

4.1. Системный подход..................................................................................

4.2. Модель Хофстида...................................................................................

4.3. Модель Лэйна и Дистефано...................................................................

4.4. Модель Оучи...........................................................................................

Глава 14. Управление изменениями.........................................................

1. Причины и цели планируемых организационных изменений...................

1.1. Улучшение организационной адаптивности........................................

1.2. Изменение индивидуального поведения..............................................

1.3. Причины для организационных изменений.........................................

2. Организационный диагноз и определение готовности к изменениям......

2.1. Организационный диагноз.....................................................................

2.2. Определение готовности к изменениям................................................

2.3. Принципы проведения изменений........................................................

3. Модели организационных изменений..........................................................

3.1. Трехшаговая модель изменений............................................................

3.2. Модель «исследования - действия»....................................................

3.3. Модель планируемых изменений..........................................................

4.2. Организационное сопротивление изменениям....................................

4.3. Преодоление сопротивления изменениям............................................

5. Методы проведения организационных изменений.....................................

5.1. Методы, ориентированные на людей и культуру................................

5.2. Методы, ориентированные на задачи и технологии............................

5.3. Методы, ориентированные на структуру и стратегию........................

5.4. Этические проблемы проведения организационных изменений.......

Краткиевыводы ...........................................................................................

Основные термины и понятия .................................................................

Вопросы к разделу V ...................................................................................

Конкретнаяситуация ..................................................................................

Практикующие упражнения .....................................................................

Домашние задания .....................................................................................

Своднаяконкретнаяситуацияпокурсу«Менеджмент»................................

Метод конкретной ситуации в обучении управлению.........................

1. Что такое конкретная ситуация? ..................................................................

2. Анализ и обсуждение конкретных ситуаций..............................................

Список литературы....................................................................................

Предисловиекчетвертомуизданию

Уважаемые читатели! Перед вами новое, четвертое издание учебника «Менеджмент». Учебник издается с 1992 г. и хорошо известен аудитории: его совокупный тираж составляет уже более 200 тысяч экземпляров.

Первые издания появились в годы бурных изменений в нашей стране, становления рыночной экономики, потока новой, в первую очередь зарубежной, информации о реальных механизмах функционированиябизнеса.

Втотпериодостростоялазадачапересмотравзглядовнапреподавание экономических и управленческих дисциплин, подготовки специалистов, обладающих новыми, адекватными изменившейся ситуациизнаниями.

Предыдущее, третье издание вышло в свет в 1998 г. Прошедшие годы принесли много нового в управленческую теорию, в практику бизнеса, выросли требования к уровню и качеству подготовки людей, принимающих управленческие решения. Окружающий мир очень быстро изменяется; набирают темп интеграционные процессы, реальностью стала глобализация хозяйственнойжизни, бурноразвиваютсяпроцессыинформатизации.

Для успешного выполнения управленческих функций уже недостаточно знаний и логики, необходимы гибкость, интуиция, творчество. Необходима способность предвидеть изменения, управлять ими, изменяться самим. Целью подготовки нового издания было создание учебника, максимально соответствующего новым потребностям: не толькодатьзнания, но инаучитьихприменять, помочьвыработатьнеобходимыенавыкииумения.

Учебник ориентирован на развитие теоретической и концептуальной подготовки: способности рассуждать ясно и глубоко; применять теории и концепции к решению проблем в организации; уметь ситуационно отличать проблемы от симптомов, выявлять причины, лежащие в основе возникшей ситуации, применять модели и управленческие технологии для проявления индивидуального, группового и организационного творчества; обладать системным взглядом на управлениеорганизацией.

Профессиональная подготовка включает способность применять специфическиеметоды, процедурыитехнологиивконкретныхситуа-

циях в управлении. В новом издании были существенно усилены моменты, связанные с методами научения и мотивации; выработки миссии, целей и стратегии компании; проектирования работы и построения организации; решения проблем и принятия решений. Умения и навыки в области профессиональной подготовки также включают развитие способностей в области эффективной коммуникации; лидерского поведения; мотивирования; управления конфликтом; групповой работы и т.п.

Цементирующим началом в системе управления организацией является культура. Управление этим многогранным и интегрирующим компонентом - одна из важнейших задач менеджмента, поскольку изменение культуры - это ключевая составляющая в изменении организации. Сама же работа по проведению изменений в организации требует наличия у менеджера определенных знаний, навыков и умений, в том числе умения обучаться в течение всей жизни.

Учебник приобрел совершенно иную структуру, знакомый читателям материал частично переработан, освещен ряд прежде не затрагивавшихся вопросов.

При подготовке издания перед авторами вновь встал вопрос о том, какие качества, какие знания, умения и навыки понадобятся пользователям учебника не только сегодня, но и в будущем. Вполне возможно, что многие из наших читателей никогда не станут менеджерами в полном смысле этого слова. Но большая часть наверняка так илииначе будет иметь дело с различными видами управленческих работ. И в этом смысле данное издание содержит достаточно материала, который поможет им быть эффективными работниками независимо от выполняемой в организации роли.

Учебник состоит из вводной главы и пяти теоретически и методически завершенных разделов. Каждый раздел содержит не только изложение соответствующих теорий и концепций, но иматериалдляпрактических занятий. Теоретическая часть раздела завершается краткими выводами, списком ключевых терминов и понятий, вопросами для самопроверки. Сердцевину методического сопровождения раздела составляют конкретные ситуации. Для комплексного анализа в конце учебника приведена интегрирующая конкретная ситуация. Метод конкретной ситуации разработан в Гарвардской школе бизнеса. Основная его идея применительно к обучению управлению строится на представлении, что менеджмент - это больше поведение, навыки и умения, чем просто знания. Поэтому лучшим способом развития этих качеств является тренировка через моделирование действий. Сам метод предусматривает анализ и разбор по определеннойметодикекон-