В 2 т. Т. 2; Пер. с нем./Подред.Б. М. Величковского;

Предисловие Л. И. Анциферовой, Б. М. Величковского. -

М.: Педагогика, 1986, С. 53-54.

В соответствии с известным правилом Йеркса-Додсона (R. H. Jerkes, J. D. Dodson, 1908), Аткинсон полагает (J. W. Atkinson, 1974), что между силой мотивации выполнения задачи и эффективностью этого выполнения существует связь, отображаемая графиком в виде перевернутой U. Это отмечалось и другими авторами (см. P. I. Broudhurst, 1959; Н. F. Eysenk, 1966; V. Н. Vroom, 1964).

Максимальной эффективности соответствует не максимальная, а оптимальная сила мотивации, которая, строго говоря, не достигает максимума и тем больше, чем сложнее и труднее задачи. Таким образом, для каждой деятельности существуют свои недо- и перемотивация, отрицательно сказывающиеся на ее эффективности.

На рис. 3-П (J. W. Atkinson, 1974, р. 200) изображены графики эффективности, т. е. функциональная зависимость между силой мотивации и качеством достижения для простой (А), средней (В) и очень сложной (С) задач.

Оптимальная сила мотивации задачи В ниже оптимума для задач А и С. При оптимальных уровнях мотивации задач А и С эффективность решения задачи В практически минимальна.

СИЛА МОТИВАЦИОННОЙ ТЕНДЕНЦИИ

Рис. 3-П. Зависимость эффективности решения задачи (качества достижения) от силы мотивационной тенденции для трех задач.

По мере понижения этой силы от Т 3 к Т, увеличивается

эффективность решения задач более высокой степени сложности

Таким образом, особую значимость имеет вопрос: получает ли индивид оптимальную для задачи данной сложности мотивацию, не происходит ли при этом недо- или перемотивация?

Конкретная результирующая мотивации имеет три детерминанты: 1) силу мотива; 2) субъективную вероятность успеха в решении данной задачи и 3) привлекательность ситуации (независимые от вероятности успеха факторы, например, личностная значимость задачи, ее значимость для достижения более высокой цели).

Сила мотивации и тем самым эффективность решения задачи - результат взаимодействия трех независимых величин, а именно: личности (мотив), задачи (субъективная вероятность успеха) и ситуации (привлекательность экстринсивных и других последствий успеха и неудачи, например: достижение более высокой цели, высокая оценка другими людьми и т. п.).

Если ситуация включает привлекательность экстринсивных последствий, то определенную роль играет и сила соответствующего внешнего мотива (например, аффилиация в ситуации достижения).

К разделу 3.7: Классификации мотивов Хенри А. Мюррей. Исследование личности "

Глава 3. Личностные переменные/Henry A. Murray.

Explorations in Personality. N. Y.: Oxford University Press, 1938.

Chapter 3: Variables of Personality./

Потребность (need) - это конструкция (абстракция или гипотетическая концепция), представляющая силу мозга (неизвестной химико-физической природы), которая организует перцепцию, апперцепцию, мышление, волеизъявление и действие таким образом, чтобы изменить существующую неудовлетворительную ситуацию.

Перевод мой - Е. С.

Внешне потребности проявляются:

1) в типичных поведенческих тенденциях или реакциях;

2) в типичных способах действия;

3) в поиске, избегании или отборе, в избирательности внимания и реагирования;

4) в характерных эмоциях и чувствах;

5) в удовлетворении при достижении определенного результата;

6) в неудовлетворении при неудаче в достижении определенного результата.

Потребности могут быть разделены на две группы:

1) первичные (висцерогенные) и

2) вторичные (психогенные).

Первые возникли и закрепились под влиянием определенных периодически возникающих событий, связанных с телом, тогда как вторые не обладают телесными источниками и поэтому и называются «психогенными». С субъективной точки зрения можно сказать, что висцерогенные потребности имеют дело с физическим удовлетворением, а психогенные - с психическим, или эмоциональным, удовлетворением.

Первичные или висцерогенные потребности:

1. Потребность в кислороде

2. Потребность в воде

3. Потребность в пище

4. Сексуальная потребность"

5. Потребность в лактации

6. Потребность в мочеиспускании

7. Потребность в дефекации

8. Потребность в избегании повреждений

1 Под понятием «секс» понимаются: 1) сексуальный инстинкт, как его понимают биологи, то есть как сила, приводящая к формированию половых характеристик и половому поведению, и это по классификации Мюр-рея - СЕКСУАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ; 2) все тенденции, направленные на поиск и получение чувственного удовлетворения, в частности - получение наслаждения через осязательные ощущения в различных чувствительных участках тела (эрогенных зонах), и это по классификации Мюррея - ПОТРЕБНОСТЬ В ОЩУЩЕНИЯХ.

Действия, отражающие то, что принято называть честолюбием, стремлением к власти, желанием добиться успеха и престижа, можно классифицировать следующим образом:

Дополнительными к потребностям достижения и признания являются желания и действия, относящиеся к защите статуса и стремлению избежать унижения:



1 Противодействие, по X. Мюррею, на самом деле не есть отдельная потребность. Это либо потребность достижения,либо потребность агрессии, обслуживающие потребность неприкосновенности (Murray, 1938, р. 81).

Джон Е. Барбуто, Ричард В. Сколл Опросник для исследования источников мотивации:

создание и валидизация новой шкалы для измерения интегрирующей классификации мотивов 1

Motivation Sources Inventory: Development and Validation

of New Scales to Measure an Integrative Taxonomy of Motivation John E.

Barbuto, Richard W. Scholl - Psychological Reports,

1998,82, 1011-1022)

Мотивация рассматривалась в самых различных аспектах, включая такие, как психосоциальный аспект (Jung, 1971), аспект ожидания (Vroom, 1964), обусловленность потребностями (Maslow, 1954; McClelland, 1961), изнутри идущая /intrinsic/ мотивация (Deci, 1975; Katz and Kahn, 1978), социальная идентичность (Ashford and Mael, 1989), ценностная обусловленность (Etzioni, 1961; Kelman, 1958), целеполагание (Loske and Latham, 1984), обусловленность самоконцепцией (Briff and Aldag, 1981; Gecas, 1982; Snyder and Williams, 1982; Sullivan, 1989), и, до некоторой степени, аспект развития (Kegan, 1982; Kohlberg, 1976; Loevinger,

1976; Piaget, 1972).

Перечень аргументов в пользу каждого из этих аспектов рассмотрения мотивации длинен и утомителен. Результаты обычно не обеспечивают никакой целостности видения проблемы. Необходима интегрирующая классификация.

Леонард, Бивайс и Сколл предложили модель, интегрирующую взгляды различных ученых на мотивацию. В этой модели выделяются пять источников мотивации:

1) идущая изнутри;

2) инструментальная;

3) внешняя самоконцепция;

4) внутренняя самоконцепция;

5) интернализация цели (Leonard, Beauvais, Scholl, в печати).

Приведем описание каждого из пяти источников мотивации, всякий раз указывая на его концептуальную связь с традиционными и современными классификациями мотивов, встречающимися в литературе (см. также табл. П-1).

Перевод мой - Е. С.

Мотивация, имеющая своим источником сам процесс

Если человек мотивируется к выполнению той или иной работы или тому или иному поведению только ради удовольствия, которое он получает от этой работы или от этого поведения, тогда речь идет о мотивации, проистекающей из процесса. Сама работа действует как источник мотивации: работающие наслаждаются тем, что они делают. В литературе могут быть найдены понятия, близкие к понятию мотивации, имеющей своим источником сам процесс.

Специалисты по теории развития описывали этот тип мотивации аналогичным образом, используя термины «гетерономная мораль» (Kohlberg, 1976), «импульсивный» (Kegan, 1982; Loevinger, 1976) и «пре-операциональный» (Piaget, 1972).

В других описаниях это - ранние потребности существования (Alderfer, 1969), потребности внутреннего удовольствия (Murray, 1964) и физиологические потребности (Maslow, 1954).

Бандура (1986) описал сенсорную внутреннюю мотивацию и физиологическую внутреннюю мотивацию в терминах, аналогичных тем, которые используются для описания идущей изнутри процессуальной мотивации. Этот мотив называли также внутренней мотивацией получения удовольствия от задания (Deci, 1975) и внутренней мотивацией выполнять задание, не зависящей от внешнего контроля или наград (Staw, 1976).

Инструментальная мотивация/Instrumental Motivation

Инструментальные награды мотивируют индивидуумов, когда они чувствуют, что их поведение будет вести к определенным внешним осязаемым результатам, таким как оплата, продвижение по службе, премии и т. д. Этот источник мотивации объединяет отчужденную и расчетливую включенность (Etzioni, 1961), теорию обмена (Barnard, 1938), легальное послушание и внешние вознаграждения (Katz and Kahn, 1978).

Теоретики развития описали эту мотивацию как стадию конкретных операций (Piaget, 1972), инструментальную (Kohlberg, 1976), имперскую (Kegan, 1982) и оппортунистическую (Loevinger, 1976).

Аналогичный мотив или «потребность» описывались как потребность силы (McClelland, 1961; Murray, 1964), потребность безопасности (Maslow, 1954) или как поздние стадии потребности существования (Alderfer, 1969).

Другими в аналогичных терминах описывалась внешняя мотивация (Bandura, 1986; Deci, 1975; Staw, 1976) и материальное побуждение (Barnard, 1938).

Мотивация, проистекающая из внешней концепции Я

Мотивация этого рода проистекает из внешних источников: индивидуум ориентирован прежде всего на других, ища у них подтверждения своих черт, компетентности и ценностей. Идеальное Я усваивается из ролевых ожиданий референтных групп. Индивидуум ведет себя так, чтобы удовлетворить членов референтной группы, сначала для того, чтобы быть принятым ими, а после достижения этого - для того, чтобы получить

Этот источник мотивации аналогичен социально-моральной вовлеченности (Etzioni, 1961), внешней межличностной мотивации (Deci, 1975; Staw, 1976) и социальному побуждению, следованию групповым аттитюдам (Barnard, 1938).

Этот источник также родственен теории социальной идентичности (Ashford and Mael, 1989).

Теоретики развития обсуждали аналогичную мотивацион-ную стадию как межличностную (Kegan, 1982; Kohlberg, 1976), ранних формальных операций (Piaget, 1972) и конформистскую

(Loevinger, 1976).

Другими обозначениями являются потребность в аффилиа-ции (McClelland, 1961; Murray, 1964), потребность в любви, привязанности и принадлежности (Maslow, 1954), потребность отношений (Alderfer, 1969).

Катц и Кан (1978) описали работников, ищущих членства и старшинства в организациях, одобрения со стороны лидеров и одобрения групп в терминах, аналогичных мотивации, проистекающей из внешней концепции Я.

Мотивация, проистекающая из внутренней концепции Я

Такая мотивация имеет внутренние основания. Индивидуум внутренне ориентирован. Он сам устанавливает внутренние стандарты черт, компетентности и ценностей, которые становятся основанием для идеала Я. Впоследствии личность мотивируется к такому поведению, которое подкрепляет эти стандарты и позволяет достичь более высоких уровней компетентности.

Этот источник аналогичен высокой потребности достижения (McClelland, 1961), внутренней мотивации преодоления вызова (Deci, 1975), идеалу интернализованной мотивации, формируемой в результате исполнения роли (Katz and Kahn, 1978).

Теоретики развития описали аналогичную стадию как стадию полных формальных операций (Piaget, 1972), социальных систем (Kohlberg, 1982), институциональную (Kegan, 1982) и дол-женствовательную (Loevinger, 1976).

Аналогичные мотивы были описаны как потребность достижения (McClelland, 1961; Murray, 1964), потребность уважения (Maslow, 1954), мотивирующие факторы (Herzberg, 1968) и потребности роста, связанные с развитием индивидуального потенциала (Alderfer, 1969).

Бандура (1986) описывает самооценочные механизмы, саморегуляцию и личностные стандарты в терминах, аналогичных мотивации, проистекающей из внутренней концепции Я.

Катц и Кан (1978) описывают аналогичный мотив как ин-тернализованную мотивацию, или мотивацию самовыражения в исполняемой роли. Этот мотив описывался также как внутренняя мотивация преодоления вызова (Deci, 1975) и внутренняя мотивация личных достижений (Staw, 1976).

Мотивация интернализации цели

Поведение мотивируется интернализацией цели. Индивидуумы усваивают аттитюды и виды поведения, конгруэнтные их личной системе ценностей. Каждый работающий верит в цель и поэтому мотивирован целью своего коллектива. Этот источник аналогичен системе ценностей (Kelman, 1958), интерна-лизованным ценностям (Katz and Kahn, 1978), интернальной

ценности результата (Deci, 1975) и чистой моральной вовлеченности (Etzioni, 1961).

Специалисты теории развития описывают аналогичную мо-тивационную стадию как постформальную операциональную (Piaget, 1972), ориентированную на принцип (Kohlberg, 1976), межиндивидуальную (Kegan, 1982), и автономную стадию (Loevinger,

Исследователи потребностей описывают аналогичный мотив как самоактуализацию (Maslow, 1954).

Предложенная классификация дает нам систему координат, столь необходимую для понимания индивидуального поведения и принятия решений (Barbuto, 1996).

Целью авторов настоящего исследования было создание и ва-лидизация опросника для измерения пяти источников мотивации. Использовалась процедура, предложенная Hinkin & Schriesheim (1989), Devellis (1991) и Spector (1992). На первой стадии это предполагало создание и внедрение новых, концептуально непротиворечивых, теоретических определений каждого из конструктов (Hinkin and Schriesheim, 1989).

В опоре на приведенные выше описания были даны операциональные определения каждого из пяти источников мотивации:

j-Ja основании этих определений авторы создали список из 78 цо" ген и иальных пунктов шкалы. Эти списки были проанализированы экспертами, знакомыми с данными конструктами, с точки зрения их соответствия теоретическим определениям и не- повтс?ряемости. Для следующей стадии работы были отобраны

74 пункта.

Затем эти 74 пункта были представлены для формальной пров£Р ки содержательной или внешней валидности двум независимым выборкам компетентных судей (численностью в 32 и з7 «человек), в соответствии с процедурой, предлагаемой Hin-1UH&; Schriesheim (1989). Судьями были слушатели курсов по организационному поведению. Судьям предъявлялись определения конструктов и 74 пункта в случайном порядке. Необходимо было классифицировать эти пункты по одному или нескольким исто аникам мотивации. После этой процедуры в шкале были сохранены только те 60 пунктов, которые были отнесены судьями не м^нее чем в 60% случаев к априорно установленной для них

Затем эти 60 пунктов были предъявлены выборке из 156 студентов во время занятий в их обычных аудиториях. Испытуемые дш)|О ны были указать степень своего согласия с каждым из пунк-товп ° 7-балльной шкале: от «совершенно не согласен» (1) до «совершенно согласен» (7).

компонентный анализ позволил выявить пять факторов, со- ответ;ствующих пяти источникам мотивации. На каждый фактор nD 1) x»°fl MJT 0 Cb He менее пяти априорно относящихся к данному фактору пунктов опросника. Таким образом был сформирован окончательный опросник мотивационных источников из 30 пунктов.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

Aldei/ er С- Р- (1969) An empirical test of a new theory of human needs. Organisational Behavior and Human Performance, 4,142-175.

A s go"rd В., & Mael, E. (1989) Social identity theory and the organization. ^Academy of Management Review, 14, 20-39.

Badi ura A- (1986) Social foundations of thought and action: a social cognitive Itheory. Englewood Cliffs, Nj: Prentice Hall.

Barbuto J. (1996) A self-concept-based model of work motivation: a class exercise. Proceedings of the Eastern Academy of Management Annual Meet-ing, Washington, DC.

Barnard С (1938) The functions of the executive. Cambridge, MA: Harvard Univer. Press.

BriffA., & Aldag, R. (1981) The self in organizations: a conceptual review. Academy of Management Review, 6, 75-88.

Davis-Blake A., & Pfeffer, J. (1989) Just a mirage: the search for dis-positional effects in organizational research. Academy of Management Review, 14, 385-400.

Deci E. L (1975) Intrinsic motivation. New York: Plenum.

Devellis R. (1991) Scale development: theory and applications. London: Sage.

Etzioni A. (1961) A comparative analysis of complex organizations. Glencoe, IL: Free Press.

Gecas К (1982) The self-concept. Annual Review of Sociology, 8, 1-33.

Herzberg F. W. (1968) One more time, how do you motivate employees? Harvard Business Review, Jan.-Feb., 53-62.

Hinkin T. R., & Schriesheim, С. А. (1989) Development and application of new scales to measure the French and Raven (1959) bases of social power. Journal of Applied Psychology, 74, 561-567.

Horn J. L. (1965) A rationale and test for the number of factors in factor analysis. Psychometrika, 30, 179-185.

House R. J., Shane, S. A., & Herro/d, D. M. (1996) Rumors of the death of dispositional research are vastly exaggerated. Academy of Management Review, 21,203-224.

JoreskogK. G., & Sorbom, Я (1985). LISREL VI. Mooresville, IN: Scientific Software.

Jung C. G. (1971). Psychological types. Princeton, NJ: -Princeton Univer. Press.

Katz D., & Kahn R. L. (1978). The social psychology of organizations. New York: Wiley.

Kegan R. (1982). The evolving self. Cambridge, MA: Harvard Univer. Press.

Kelman H. С (1958). Compliance, identification, and internalization: processes of attitude. Journal of Conflict Resolutions, 2, 51-56.

Kohlberg L. (1976). Collected papers on moral education. Cambridge, MA: Center for Moral Education.

Lautenschlager G. J. (1989). A comparison of alternatives to conducting Monte Carlo analyses for determining parallel analysis criteria. Multivariate Behavioral Research, 24, 365-395.

Leonard N. H., Beauvais, L. L, & Scholl, R. W. (In press). Work motivation: the incorporation of self-concept-based processes. Human Relations.

Loske E., & Latham, G. (1984). Goal setting: a motivational technique tbat works. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.

LoevingerJ. (1976). Ego development. San Francisco, CA: Josscy-Bass. MaslowA. (1954). Motivation and personality. New York: Harper & Row. McClelland D. С (1961). The achieving society. Princeton, NJ: Van Nostrand.

Murray E. J. (1964). Motivation and emotion. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall

NunnallyJ. C. (1978). Psychometric theory. New York: McGraw-Hill.

PiagetJ. (1972). Intellectual evolution from adolescence to adulthood. Human Development, 15, 1-12.

Revelle W., & Rocklin, T. (1979). Very simple structure: an alternative procedure for estimating the optimal number of interpretable factor. Multivariate Behavioral Research, 14, 403-414.

Snyder R., & Williams, R. (1982). Self theory: an integrative theory of work motivation. Journal of Occupational Psychology, 55, 257-267.

SpectorP, (1992). Summated rating scale construction: an introduction. London: Sage.

Staw В. М. (1976). Intrinsic and extrinsic motivation. Morristown, NJ: Silver Burdett.

Sullivan J. (1989). Self theories and employee motivation. Journal of Management, 15, 345-363.

Velicer W. F. (1976). Determining the number of components from the matrix of partial correlations. Psychometyika, 41, 321-327.

Velicer W. F., & Jackson, D. N. (1990). Component analysis versus common factor analysis: some issues in selecting an appropriate procedure. Multivariate Behavioral Research, 25, 1-28.

Vroom V. H. (1964). Work and motivation. New York: Wiley.

(1982). Factors influencing four rules fof determining the number of components to retain. Multivariate Behavioral Research, 17, 253-269.

Zwick W. R., & Velicer, W. F. (1986). Comparison of five rules for determining the number of components to retain. Psychological Bulletin, 99,

Опросник мотивационных источников Motivation Sources Inventory (MSI)

1. Внутренние процессы

Психология мотивации, как она существует сегодня, представляет собой одну из наиболее сложных и противоречивых областей современной психологии, для которой характерны обилие эмпирических исследований и нехватка общетеоретических идей.

Книга «Мотивация и деятельность» является в этом смысле уникальной для российского читателя, поскольку предлагает обобщающее изложение психологии мотивации, выводящее эту область на принципиально новый уровень. Со времени первого выхода в свет в России, ставшего событием в научном мире, прошло около двадцати лет, но за это время книга не потеряла своей актуальности.

Предисловие

Психология мотивации в ее нынешнем виде является одной из наиболее сложных и противоречивых областей современной психологии, нередко вызывающей растерян-ность и замешательство у впервые приближающегося к ней исследователя. Если в середине XX века предмет, границы и специфика психологии мотивации были впол-не понятны, то теперь эта область оказалась фактически распределенной между пси-хологией личности, психологией регуляции деятельности и саморегуляции и бурно развивающейся когнитивной психологией. Налицо обилие частных эмпирических исследований при дефиците общетеоретических идей. В особенно сложном положе-нии оказываются русскоязычные читатели. После публикации первого русского из-дания книги Хайнца Хекхаузена других обобщающих книг на русском языке по этой теме просто не выходило, если не считать отдельных переводов классических текстов (3. Фрейда, К. Юнга, К. Левина, А. Маслоу, Э. Фромма и Л. Фестингера) и пары ско-рее удручающих учебников «по теме», отражающих эту область примерно в том виде, который она имела в середине прошлого века — как свет далекой звезды, принося-щий нам ее образ многолетней давности.

Судьба психологии мотивации повторяет судьбу других областей психологии и других областей знания, превращающихся из авторских учений в науку: по мере накопления эмпирического знания общая часть предметной области, не вызываю-щая разногласий у разных школ, становится все обширнее, а полигон, на котором стал-киваются альтернативные теоретические воззрения, все меньше. Можно утверждать, что уже в 1960-1970-е гг. в основном завершилась классическая, или «авторская», эпоха в психологии мотивации и тесно переплетающейся с ней психологии лично-сти, когда границы между предметными областями и между разными научными подходами («школами») еще были четко обозначены.

Поэтому трудно переоценить — как с точки зрения объема, сделавшего бы честь целому институту, так и с точки зрения уровня и тщательности анализа, позволив-шего связать между собой в единую целостную картину десятки теорий, сотни ме-тодик и тысячи эмпирических исследований, — этапную работу, выполненную в этой области Хайнцем Хекхаузеном. Это не просто учебник по психологии моти-вации и не просто обобщающая монография — это книга, которая выводит обшир-ную предметную область на принципиально новый уровень. Не будет преувеличе-нием назвать ее энциклопедией психологии мотивации. Такие книги в истории нашей науки чрезвычайно редки, а их авторы заслуженно приобретают известность как ведущие психологи своего времени.

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

Книга X. Хекхаузена "Мотивация и деятельность" представляет собой фундаментальное исследование по мотивационным процессам. Автор книги — профессор Хайнц Хекхаузен - известен как руководитель «бохумской группы» психологов, работы которых 60-70-е гг. получили международное признание. Эти работы позволяют говорить о преодолении бихевиористского влияния в исследованиях мотивации и возрождении традиций, для которых характерен анализ роли когнитивных структур и процессов в детерминации поведения, учет не только биологических, но и социальных факторов, постоянный интерес к онтогенетическим аспектам мотивационной сферыКнига состоит из 2 томов. Первый том посвящен истории проблемы, теоретическим подходам и экспериментальным исследованиям. Второй том посвящен обсуждению перспектив теоретических и прикладных исследований по мотивационным процессам. Рассмотрены закономерности развития мотивации, выделены причины индивидуальных различий, указаны приемы психологической коррекции.

В главе 1 формулируются принятые в книге линии изложения рассматриваемых в дальнейшем проблем.

В главе 2 излагается история психологии мотивации за последнее столетие. В ней предпринимается попытка упорядочить линии развития теорий, разработанных теми или иными выдающимися исследователями.

В З и 4 главах разбираются некоторые традиционные линии исследований, которые с точки зрения психологии мотивации являются односторонними, поскольку в них обращается внимание либо исключительно на личностные (гл. 3), либо на ситуационные (в том числе изменчивые состояния организма и когнитивный диссонанс, гл. 4) факторы.

В главе 5 прослеживается развитие модели ожидаемой ценности, начиная от ранних экспериментальных исследований научения и до модификаций этой модели применительно к привлекательности или валентности цели и инструментальное изучение последствий действий.В главах 6,7 и 8 описаны исследования таких видов мотивации, как страх, достижение,аффилиация, власть, оказание помощи и агрессия.

Глава 9 посвящена изучению мотивации достижения в русле модели выбора риска.

Глава 10 вводит в социально-психологическую теорию атрибуции, в начале 70-х гг. оказавшую сильное влияние на исследования мотивации.

В главе 11 обсуждается эффективность объяснения различных видов и феноменов мотивации теорией атрибуции на современном уровне ее развития.

В главе 12 представлена перспектива тех исследований, которые кажутся плодотворными, ибо в них суммарный конструкт «мотив» распадается на подсистемы и структурируется.

В главе 13 собраны многочисленные материалы по возрастной психологии мотивации. На примере деятельности достижения проанализировано состояние проблем общего развития мотивации, индивидуальных различий мотивов и изменения мотивов с помощью процедур психологического вмешательства.

Суть побуждения состоит в предвосхищении возможных действий, которые приведут к влекущим за собой определенные последствия результатам. Качество и степень привлекательности последствий с точки зрения пользы, затрат времени и усилий, оценки другими и самооценки самым решающим образом зависят от мотивов. = можно выделить несколько тематически различных классов мотивационных явлений, связанных с достижением, аффилиацией, властью, помощью и агрессией. Особенно подробно и практически исчерпывающе проанализированы детерминанты деятельности достижения.По отношению к этому виду мотивации детально рассмотрено взаимодействие десяти детерминант, среди которых есть как ситуационно-специфические, так и индивидуально-специфические. Важное место среди них, занимают процессы каузальной атрибуции - объяснения причин успехов и неудач собственного поведения, решающим образом влияющие на протекание и продолжение деятельности. = выделяет понятие о мотиве как сложной самоподкрепляющейся (точнее, самооценивающейся) системе. В книге есть два центральных понятия.

Первое: термин «Handeln» (деятельность), означающий конкретную повседневную активность, например купля - продажа чего-либо, поступок. Второе центральное понятие - «мотив». Под ним понимаются только относительно устойчивые личностные диспозиции, т. е. индивидуально-специфические моменты мотивационного процесса.

Развитие мотивации. Деятельность достижений и ее предпосылки развиваются в соответствии с показателями развития в онтогенезе. Ребенок своей деятельностью хочет добиться определенного эффекта и реагирует на него в такой форме, которая свидетельствует не только о приписывании им этого эффекта своей деятельности, но и о об объяснении эффекта своими возможностями. Ребенок очень рано начинает воспринимать себя в качестве причины собственной активности. Критический период приходится на 2 - 3,5 лет, до этого возраста наблюдается зачаточная форма удовольствия от самостоятельно достигнутого результата, а в более старшем - рефлексия по самооценке своих возможностей.

В рамках курса «Психология младшего школьного возраста» представляет интерес глава 13 о развитии мотивации достижения и в ней - данные о развитии рефлексии своих возможностей.

Показатели развития мотивации

Показатель развития

Характеристика

Центрирование на самостоятельно достигнутом результате К деятельности К 2 годам возникает "хочу сам", т.е. желание добиться эффекта самостоятельно, но еще нет оценивания результата, как успех или неудачи.
Связь результата деятельности с собственными возможностями и самооценка 3,5-4 г наблюдают аффективные реакции на успех и неудачу, центрированные на самооценке
Различие степеней трудности, задачи и собственные возможности Начало 3,5-4 г., к Юг "социальный" +"автономный" мотив, трудности задач и собственные возможности определяются друг через друга, чем труднее решенная задача тем выше возможности
Выделение детерминантов, способности и усилия понятия способностей и усилий Понятия способностей и усилий начинают вычленятся из общего представления о возможностях постепенно к 5-6 г. К Югспособность начинают понимать как независимый от усилий конструкт, хар-щий индивид, стабильностью и межиндивидуальной способностью
Субъективная вероятность успеха Начало 4,5 г, сформировано к 12 г. полностью сформированное представление о вероятности успеха предполагает установление связи между собственными способностями и объективной трудности задачи
Связь между ожиданием и привлекательность Это отношение между ожиданием и привлекательностью, хар-ется прямо пропорциональной зависимостью м/у субъективной трудность задачи и привлекательностью успеха и обратно пропорционально между трудностью задачи и привлекательностью избегания неудачи с 4 до 10 лет
Мультипликативная связь ожидания и привлекательности Связь ожидания и ценности в модели выбора риска основопологающая,благодаря ей происходит оптимизация баланса будующей самооценки. Начало 5,5-6 лет окончательное формирование после 10 лет

Каузальные схемы способностей и усилий

Это гипотетические представления о реализации достижений при решении задач различных по степени тудности, если информация о способностях недостаточно простая ковариация между эффектом и причиной 4-5 лет комбинированная ковариация при прогнозе результатов, если известны оба каузальных фактора-5-6 лет сцепление 6-11 лет
Различное эмоциональное воздействие атрибуций относительно способностей и относительно усилий с 10 лет атрибуция относительно способностей начинает определять самооценку, ситуации успеха.но не неудачи, начиная с 12 лет дети в состоянии успеха и неудачи сделать из оценки усилий вывод об оценке способностей
Индивидуальные различия в привлекательности успеха и избегания неудачи Существуют индивид различия в привлекательности успеха и неудачи. Этот показатель развивается опираясь на индивидуальные мотивационные параметры. С 4-5 лет

Преобладающие личностные стандарты

Нереалистично высокие и низкие стандарты оказывают на самооценку противоположное действие. признаки индивидуального Предпочтения стандартов обусловлены не ходом развития, а социальным факторами можно наблюдать у 4-5 лток

Индивидуальные предпочтения типа атрибуции

Различие в типах атрибуции приводит даже при одинаковом кол-ве субъективной вероятности успеха к асимметрии баланса самооценки.С 9 лет выявляются индивидуальные различия в типах атрибуции успеха и неудачи. Они связаны с 3-мя когнетивными предпосылками -вычленении представления о способностях из глобального представления о возможностях -с каузальными компенсаторными схемами -с реалистичной переработкой социальной информации о достижениях других для оценка собственных возможностей 9-13 лет.

Выполнила студентка Зауха Любовь

и ее модификации

Модель выбора риска

Субъективная вероятность успеха

Выбор задачи и целеполагание

Ориентация на будущее: расширение модели

Результаты деятельности достижения

Эффективность решения задач

Кумулятивные достижения

Глава 10. Приписывание причин: теория каузальной атрибуции

Объяснение причин в процессе мотивации

История проблемы и родственные направления исследования

Основные позиции и модели

Пять вопросов, ведущих к углубленному пониманию

феноменов атрибуции

Атрибуция как процесс

Мотивационная предубежденность атрибуции

Расхождение в перспективе суждений о себе и о других

Атрубуция ответственности

Глава 11. Атрибуция и мотивация

Выученная беспомощность

Экспериментальная парадигма, ориентированная на

деятельность достижения

Улучшение, а не ухудшение достижений

Обобщение: скепсис и переживаемая «несопряженность»

результата и последствий

Способствующий обобщению тип атрибуции: стабильный,

глобальный и внутренний

Индивидуальные различия

Заключение

Атрибуция деятельности достижения

Классификация параметров причин

Сочетание условий, приводящее к использованию тех или

иных каузальных элементов

Обусловленные мотивами различия в атрибуции

Последствия атрибуции успеха и неудачи

Параметр стабильности и ожидание успеха

Параметр локализации: процесс мотивирования и

самооценочные эмоции

Параметр контроля: внешняя оценка и переживание себя

Каузальные параметры и эмоции

Поведенческие проявления

Вклад теоретико-атрибутивного подхода в изучение

мотивации достижения

Атрибуция деятельности общения

Глава 12. Дальнейшие перспективы: расщепление глобального конструкта «мотив»

Самооценка как принцип мотивации

Относительные нормы самооценки и оценки других

Представление о себе и релевантные «Я» когнитивные образования

Переменные представления о себе в исследованиях

мотивации достижения

Релевантные «Я» когнитивные образования

Проверка с помощью моделирования на компьютерах

отдельных случаев

Поиск информации или эмоциональное удовлетворение?

Экстринсивная и интринсивная мотивации

Различные концепции интринсивной и экстринсивной мотивации

Ослабление интринсивной мотивации под воздействием внешнего

подкрепления

Расширенная модель мотивации

Эффекты и конфликты привлекательности, связанные с

межполовыми различиями

Смена мотивации: динамическая модель действия Аткинсона и Берча

Глава 13. Развитие мотивации и изменение мотивов

Развитие мотивации

Когнитивные предпосылки соотнесения с высоким стандартом качества

Когнитивные предпосылки модели выбора риска и ее

теоретико-атрибутивной модификации

Когнитивные предпосылки формирования типа атрибуции и

ее аффективное воздействие

Когнитивные предпосылки индивидуальных различий мотивов

Обобщающий взгляд

Развитие индивидуальных различий мотивов

Воспитание самостоятельности

Стили воспитания

Средовые (экологические) влияния

Изменение мотивов

Курсы мотивационного тренинга

Программы изменения мотивов, основанные на атрибуции

Обучение типу атрибуции, ведущему к преодолению

выученной беспомощности

Педагогический эффект относительных норм

Литература

Предметный указатель

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Хайнц Хекхаузен (Heinz Heckhausen, 1926 - 1988) - немецкий ученый, его жизнь представляет собой редкий пример верности одной и той же научной проблеме - проблеме движущих сил поведения человека.

Как ученый Хекхаузен сформировался в интеллектуальном поле гештальт-психологии, представителем третьего поколения которой он является - после «отцов-основателей» (Вертхаймера, Кёлера, Коффки и в определенном смысле Левина) и их прямых учеников, таких как Вольфганг Метцгер - единственный крупный гештальт-психолог, остававшийся в Германии во время войны. С Метцгера начинается трудный процесс возрождения немецкой научной психологии в послевоенный период, и Хекхаузену предстояло сыграть в этом процессе выдающуюся роль. Именно у Метцгера Хекхаузен сначала учился в Мюнстерском университете, а затем работал в качестве ассистента, защитив первую диссертацию, посвященную помехоустойчивости действия и мотивации достижения.

По собственному признанию Хекхаузена, в самом начале карьеры на него произвели сильное впечатление две книги; «Исследования личности» Генри Мюррея и «Намерение, воля и потребность» Курта Левина. С первой работой была связана идея неосознаваемых мотивов, которые могут исследоваться лишь в деятельности, а не реактивно, т. е. не с помощью традиционных опросников. С этим связаны его методические работы 1960-х гг., направленные на стандартизацию Тематического апперцепционного теста (ТАТ) Мюррея для точной диагностики отдельных видов мотивов, прежде всего мотива достижения. Со второй книгой - понятие воли, одно из основных понятий житейских представлений о личности. В 1970-е гг., став профессором Рурского университета в Бохуме, Хекхаузен попытался разработать общую феноменологическую теорию волевого действия, известную сегодня как «модель Рубикона», осуществив научную реабилитацию понятия «воля» (эта модель приняла завершенный вид к середине 1980-х гг. в публикациях Хекхаузена и его сотрудников, в первую очередь Ю. Куля). Работы возглавлявшейся им «бохумской группы» психологов быстро получили международное признание. К этому времени он уже выдвинулся в ряд ведущих европейских психологов, став президентом Немецкого психологического общества, объединяющего в своих рядах ученых ФРГ, Австрии, Швейцарии и Западного Берлина.

Прекрасный экспериментатор, Хекхаузен одновременно работает над обобщением теорий и фактов, накопленных за полстолетия исследований мотивации. Главная книга Хекхаузена «Мотивация и деятельность» вышла в издательстве «Шпрингер» в 1980 г. Эта работа довольно быстро была переведена на русский язык и выпущена в 1986 г. издательством «Педагогика», сразу же став событием и для отечественных психологов. Надо сказать, что одной из причин теплого приема книги Хекхаузена в Советском Союзе были, можно сказать, особые отношения между ведущей отечественной школой психологии деятельности и школой Курта Левина, с которой был связан Хекхаузен. Эти отношения проявлялись как в концептуальной близости и перекличках между ними, так и в личных взаимоотношениях - вплоть до уникальной биографии Б. В. Зейгарник, ставшей одной из ключевых фигур сначала Берлинской, а впоследствии Московской психологической школы.