Лекция 2. Таможенная политика государства.

План лекции.

    Понятие и значение таможенной политики государства.

    Задачи и функции таможенной политики.

    Понятие и значение таможенной политики государства.

Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

Таможенная политика нашей страны имеет свою историю, свои характерные этапы развития. Если в 20-х - начале 30-х годов Советский Союз проводил активную таможенную политику с целью увязки внутренних цен с мировыми, то в дальнейшем она перестала воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, поскольку таможенные пошлины на импортируемые товары покрывались из госбюджета и не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок. Важными элементами активной таможенной политики СССР в 20-е годы явились таможенные тарифы 1922, 1924 и 1927 гг., которые не только защищали советскую промышленность от конкуренции иностранных товаров, но и стимулировали развитие советского экспорта за счет снижения или отмены вывозной пошлины на значительную часть товаров. Таможенные тарифы 1930, 1961 и 1981 гг., которые действовали в период командно-административного управления внешнеэкономическими связями, оказались по сути рутинными правовыми актами. Так, таможенный тариф 1981 г. не являлся и не мог являться по ряду причин инструментом экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Указанный тариф насчитывал всего триста с небольшим позиций, в то время как в таможенных тарифах большинства промышленно развитых стран число отдельных товарных позиций, подпозиций и т.д. насчитывает от 5 до 7 тысяч, а в тарифах таких стран, как США и Япония - 10 - 12 тысяч. Тарифу образца 1981 г. было присуще несоответствие уровня таможенных пошлин ценам на товары, сложившимся на внутреннем и внешних рынках. Так, на большинство видов машин и оборудования минимальные ставки составляли только 5-10% на топливо - 10-12% , металлы - до 15%, химические продукты -5-10% . И, наконец, действовавший порядок исчисления таможенных пошлин и их внесения в союзный бюджет. Понятие "таможенная пошлина" было подменено термином "таможенные доходы", в результате чего организации, импортирующие товары, перечисляли в бюджет не пошлину, а разницу между стоимостью товара на внешнем и внутреннем рынках. Такое положение считалось вполне нормальным в эпоху жесткой централизации внешней торговли, отрыва процесса ее осуществления от непосредственных производителей или потребителей товаров, господства административно-командных методов управления этой деятельностью. В условиях демократизации внешнеэкономических связей, вовлечения в экспортно-импортные операции практически всех предприятий, организаций, совместных предприятий и производственных кооперативов требуется разработка эффективной таможенной политики и принятие нового таможенного тарифа, которые бы учитывали изменения, происходящие в этой важной сфере хозяйственной деятельности.

Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства. Целями таможенной политики России являются :

а) интеграция хозяйства страны в мировую экономику;

б) защита и стимулирование экономического развития России;

в) создание условий для функционирования российского рынка и рынка стран СНГ;

г) укрепление торгового и платежного баланса страны;

д) рост доходов государственного бюджета;

е) упрочение торгово-политических позиций России;

ж) противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;

з) расширение культурных и информационных обменов между Россией и зарубежными странами, контактов между людьми;

и) охрана жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранение окружающей среды;

к) защита государственной и общественной безопасности;

л) защита прав и законных интересов граждан, предприятий, объединений и организаций, культурного и исторического наследия народов России.

Исторически динамика государственного регулирования степени открытости или закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободной торговли к протекционизму и наоборот. Однако, как известно, протекционистские барьеры эффективны в краткосрочном периоде, они создают временный эффект, приводящий затем к существенным провалам, будь то таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции.

В настоящее время сложилось несколько форм протекционизма :

Селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или товаров;

Отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (например, сельское хозяйство);

Коллективный протекционизм – проводится союзами некоторых государств в отношении стран, в них не входящих;

Скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные (основаны на использовании тарифов) и нетарифные (все остальные методы). Нетарифные методы государственного регулирования выключают количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости ограничить импорт или форсировать экспорт.

Важная роль в защите национальных интересов отечественных товаропроизводителей принадлежит таможенным органам, которым эта задача вменена в обязанность действующим законодательством. Значительную роль в степени эффективности деятельности таможенных органов играет уровень сложности и разветвленности таможенной структуры, а также степень совершенства законодательной базы: чем органичнее структурирован аппарат таможенного регулирования и проще механизмы исполнения правовых норм, тем более эффективна работа таможни. Однако в нестабильных условиях достичь такого уровня деятельности таможенных органов практически невозможно, прежде всего, ввиду несформированности законодательства и недействующих механизмов обеспечения правовых норм.

Таким образом, в роли институционального обеспечения таможенной политики выступает Федеральная таможенная служба: именно им осуществляется протекционистская политика поощрения отечественного производства через льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования. Доводы в пользу свободной торговли основаны на экономическом анализе, демонстрирующем ее выгоды как для каждой из сторон, так и для всего мирового хозяйства.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.

    Задачи и функции таможенной политики.

Целями таможенной политики Российской Федерации, как они определены в Таможенном кодексе РФ (ст. 2), являются:

    участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

    содействие проведению структурной перестройки;

    обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства.

В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:

    участие в разработке и реализации таможенной политики; защита экономических интересов РФ;

    обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

    принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

    взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

    осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализация этих мер;

    осуществление контроли за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов; ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;

    проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Предусмотрен блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

Важнейшим экономическим рычагом реализации многих задач таможенной политики является система таможенных платежей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В процессе развития мировой экономики был разработан достаточно разнообразный перечень инструментов государственного воздействия на экспортно-импортные потоковые процессы, большая часть которых используется во всех цивилизованных странах мира.

Государство устанавливает таможенные процедуры и таможенные режимы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, систему таможенных платежей, порядок их исчисления и взимания, утверждает правила таможенного контроля, осуществляет другие виды управленческой деятельности и регулирования, охватываемые понятиями таможенного дела и таможенной политики.

Инструменты реализации таможенной политики, порядок организации и правила таможенного дела затрагивают интересы большого круга лиц, получивших право непосредственного выхода на внешний рынок. Сообразно этому возрастает роль государства по регулированию предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, информацией.

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти.

Данная норма Конституции объединяет единые для всех правила внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур.

Согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации, одним из составляющих таможенного дела в Российской Федерации являются порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, таможенный контроль.

В соответствии со статьей 14 ТК РФ, -- все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ. Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

С данным принципом связана такая функция таможенных органов, как производство таможенного контроля. Данная контрольная функция проявляет себя постоянно вне зависимости от категорий и количества перемещаемых товаров, а также лиц, их перемещающих, и разновидностей транспортных средств.

Все вышесказанное обуславливает актуальность и практическую значимость выбранной темы курсовой работы.

Целью работы является раскрытие содержания общих положений таможенного контроля, а также порядок его осуществления.

I. Положение о таможенном контроле

1.1 Понятие таможенного контроля

Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). 2-е изд., исправл. и доп. - М.: ИКД Зерцало, 2008. - с. 3

Таможенный контроль представляет собой один из видов государственного контроля, проводится исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Лицами, правомочными на производство таможенного контроля, являются сотрудники таможенных органов РФ.

Порядок и условия осуществления таможенного контроля осуществляются по нормам, содержащимся в Таможенном кодексе РФ и принятых в его исполнении правовых актов РФ.

В соответствии со ст.14 ТК РФ при осуществлении таможенного контроля должностные лица таможенного контроля не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства.

Требования, предъявляемые таможенными органами, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлению деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения таможенного законодательства. (НОЗДРАЧЕВ 290)

Цель таможенного контроля состоит в проверке соблюдения законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также соблюдения условий избранного таможенного режима и осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела.

Институт таможенного контроля понимается как общий статус (правовой режим) перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств либо как совокупность проверочных мероприятий.

В качестве объекта таможенного контроля выделяют государственные интересы, заключающиеся в обеспечении соблюдения физическими лицами и участниками ВЭД положений, регулирующих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также осуществление деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы.

В зависимости от направления проверочной деятельности таможенных органов, выделяют следующие предметы таможенного контроля:

Товары и транспортные средства (перемещаемые либо перемещенные через таможенную границу РФ);

Предпринимательская деятельность, контролируемая таможенными органами;

Документы и сведения, необходимые для таможенных целей.

Документы, необходимые для таможенного контроля, рассматриваются в качестве предметов контроля при оформлении перемещаемых товаров и транспортных средств, оформлении изменения таможенного режима, при проведении таможенного надзора. (ноздрачев)

1.2 Принципы осу

Статья 358 Таможенного кодекса РФ устанавливает принципы проведения таможенного контроля:

1. Выборочность и достаточность избираемых форм таможенного контроля.

Применение мер таможенного контроля ко всем товарам и транспортным средствам означает, что предметом таможенного контроля могут быть любые товары и транспортные средства, перемещаемые через границу.

Таможенные органы осуществляют выбор форм таможенного контроля, оценивая в каждом конкретном случае достаточность тех или иных форм контроля для обеспечения выполнения таможенного законодательства в соответствии правилу 6.2. Киотской конференции.

2. Принцип сотрудничества при осуществлении таможенного контроля.

Российские таможенные органы сотрудничают с органами таможни других государств. От их эффективного взаимодействия зависит во многом и эффективность таможенного контроля. К формам взаимодействия относятся обмен информацией, проведение совместных мероприятий, координация деятельности, создание межгосударственных организаций, таможенных союзов.

Взаимодействие между таможенными органами государств соответствует стандартному правилу 6.8. Киотской конференции, согласно которому, таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками внешней торговли и заключению меморандумов о взаимопонимании в целях совершенствования таможенного контроля.

3. Осуществление таможенного контроля исключительно таможенными органами и в соответствии с требованиями Таможенного кодекса РФ.

Никаким органам государственной власти, кроме таможенных, не предоставлены полномочия по проведению таможенного контроля. Таможенные органы не вправе делегировать их иным органам.

Таможенные органы обязаны действовать исключительно в соответствии с таможенным законодательством, что создает дополнительные гарантии соблюдения прав участников внешнеэкономической деятельности и законность требований таможенных органов.

4. Принцип использования системы управления рисками.

Под риском с позиции организации таможенного контроля понимается несоблюдение таможенного законодательства РФ. Система управления рисками позволяет создать современную систему таможенного администрирования, обеспечивающую осуществление эффективного таможенного контроля исходя из принципа выборочности, оптимально распределить ресурсы таможенной службы РФ на наиболее важных и приоритетных направлениях работы для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ.

Обязательное условие организации системы управления рисками- соблюдение принципа единства управления рисками, что означает определение и применение единых подходов к принятию управленческих решений в отношений в отношении мер по предотвращению или минимизации рисков. Система управления рисками позволяет обеспечить не только интересы государства, но и сокращение времени таможенного оформления, предсказуемость работы таможенных органов, партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

В процессе управления рисками таможенные органы проводят анализ риска путем использования имеющейся у таможенных органов информации.

5. Недопустимость применения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля.

Принцип направлен на защиту прав и законных интересов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу. Таможенный кодекс не уточняет характер вреда, следовательно, вред может быть моральным и материальным. НОЗДРАЧЕВ

Выводы по главе I

Таким образом, таможенный контроль как проверка - это осуществляемая таможенными органами РФ проверка перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, документов и сведений, необходимых для таможенных целей, а также надзор за предпринимательской деятельностью (рынок таможенных услуг) в сфере таможенного дела.

II. Порядок осуществления таможенного контроля

2.1 Нахождения товаров и транспортных средств под там о женным контролем

При определенном разнообразии статусов товаров и транспортных средств, подвергающихся таможенному контролю, в своей совокупности они образуют обобщенный статус товарного объекта таможенного контроля. Положения ТК РФ устанавливают принципиально временный характер указанного статуса с возможностью выделения периодов нахождения товаров в сфере таможенного контроля. Например, основной (или обязательный) период, соответствующий периоду таможенного оформления товаров, и факультативный (или возможный), определяемый таможенным режимом, специальной таможенной процедурой или условным выпуском товара. Свинухов В.Г. Правовое обеспечение таможенного контроля // «Право и экономика», 2005, № 12.

К товарам, находящимся под таможенным контролем, относятся:

Иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения;

Российские товары при вывозе с таможенной территории РФ до фактического пересечения таможенной границы. НОЗДРАЧЕВ

Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при вывозе их с таможенной территории РФ с момента принятия таможенной декларации и до пересечения таможенной границы согласно ст. 360 ТК РФ.

Обычно таможенный контроль товаров и транспортных средств заканчивается после завершения таможенного оформления и проставления должностным лицом таможенного органа на соответствующих документах штампа "выпуск разрешен" и личной номерной печати. Однако, таможенные органы наделены правом проводить проверку достоверности представленных при таможенном оформлении сведений после выпуска, а также вправе запрашивать и получать информацию, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с товарами. Данная проверка может производиться в течение одного года со дня принятия решения о выпуске.

С целями проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств, хранения их и перемещения под таможенным наблюдением создаются зоны таможенного контроля.

Зоны таможенного контроля обычно создаются:

Вдоль таможенной границы РФ;

В местах производства таможенного оформления;

В местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра;

В местах временного хранения;

В местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.

Зоны таможенного контроля бывают постоянные и временные.

Постоянные зоны таможенного контроля создают в случае непосредственно регулярного нахождения в них товаров, которые подлежат таможенному контролю. Халипов С. В. Таможенный контроль. Административно-правовой анализ. М., 2007. С. 38.

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на основании письменного решения начальника таможенного органа (лица, его замещающего):

При производстве таможенного оформления вне установленных для этого мест (на период времени совершения таможенных операций);

Если существует необходимость осуществления осмотра или досмотра товаров или транспортных средств, которые таможенными органами были обнаружены вне постоянной зоны таможенного контроля.

Андриашин X.А., Свинухов В.Г., Балакин В.В. Таможенное право. М., 2008. С. 103.

Таким образом, зона таможенного контроля представляет собой четко ограниченную территорию, предназначенную для нахождения товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю. Следовательно, перемещение товаров и транспортных средств через границы зоны таможенного контроля и в пределах зоны допустимо только по специальному разрешению таможенного органа и непосредственно под его надзором.

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем непосредственно с момента пересечения таможенной границы и только до момента выпуска для свободного обращения, уничтожения, обращения в федеральную собственность, реализации как невостребованных, реализации как незаконно ввезенных на таможенную территорию РФ, фактического вывоза с таможенной территории РФ.

С момента принятия таможенной декларации или вывоза товаров с таможенной территории РФ и непосредственно до пересечения таможенной границы, то есть фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ, российские товары и транспортные средства считают находящимися под таможенным контролем. Косаренко Н.Н. Таможенное право. М., 2006. С 174.

Таким образом, товар или транспортное средство, находящиеся под таможенным контролем, -- это всегда иностранный товар, а в отдельных случаях и российский, заявленный к вывозу за пределы таможенной территории РФ.

При обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через границу, в соответствии с пунктом 1 ст. 391 ТК РФ налагается арест либо товары изымаются и помещаются на временное хранение. При этом указанное выше влечет за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, которые установлены в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности у лиц, которые приобрели товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Для таможенных целей указанные товары рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.

Режим нахождения российских товаров под таможенным контролем во многом отличается от аналогичного статуса иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем.

Это объясняется возможностью фактического невывоза части или всей партии товара за пределы таможенной территории РФ.

Например, в соответствии с пунктом 3 ст. 122 ТК РФ российские товары могут быть вывезены в меньшем количестве, чем количество, которое заявлено при их помещении под конкретный таможенный режим, независимо от причин, по которым и произошло уменьшение количества товаров. Андриашин X.А., Свинухов В.Г., Балакин В.В. Таможенное право. М., 2008. С. 107.

Следует отметить, что таможенные органы продолжают осуществлять контроль за обратным ввозом вывезенных ранее российских товаров и транспортных средств или об обратном ввозе продуктов их переработки при вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории РФ в соответствии с таможенными режимами по пункту 3 ст. 360 ТК РФ.

Существует еще одна важная особенность таможенного контроля, а именно, возможность его проведения после выпуска таких товаров в свободное обращение.

В соответствии с пунктом 2 ст. 361 ТК РФ таможенные органы в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем могут осуществить проверку достоверности сведений. При этом таможенные органы применяют такую форму таможенного контроля, как таможенная ревизия.

Таможенные органы вправе проводить таможенный контроль при обороте товаров, которые были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, с помощью проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров, а также с помощью проверки наличия на товарах маркировки или других идентификационных знаков, которые используются с целями подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации (пункт 3 ст. 361 ТК РФ). Возможность проведения данных проверок какими-либо сроками уже не ограничивается.

При проведении таможенного контроля таможенные органы имеют право временно ограничить права собственности на товары с помощью их ареста или изъятия. Тимошенко И. В. Таможенное право. М., 2008. С. 246.

ТК РФ позволяет таможенным органам применять данные меры и после утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем в таких случаях, как:

Обнаружение товаров, которые были ввезены в РФ с нарушением таможенных правил (отсутствие специальных марок, идентификационных знаков; не уплата таможенных пошлин, налогов, не соблюдение запретов и ограничений, предусмотренных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, -- п. 1 ст. 391 ТК РФ);

Обнаружение отсутствия или недостоверность в коммерческих документах сведений о выпуске товаров, а также отсутствия на товары конкретных коммерческих документов, в которых должны быть указаны данные сведения (пп. 2 п. 1 ст. 377 ТК РФ);

Обнаружение фактов пользования или распоряжения условно выпущенными товарами в других целях, но не в тех, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (пп.3 п. 1 ст. 377 ТК РФ).

2.2 Формы и способы осу ществления таможенного контроля

Таможенный контроль как совокупность проверочных мероприятий в статье 366 ТК РФ закрепляется как формы таможенного контроля. Данная статья содержит перечень форм таможенного контроля:

1) проверка документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение пояснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

7) личный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

10) таможенная ревизия. ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РФ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 28 МАЯ 2003 Г. 61-Ф3(В РЕДАКЦИИ ОТ 30.12.2008)

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Таможенные органы проверяют документы и сведения (ст.367), представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Цели проверки:

Установления подлинности документов;

Достоверности содержащихся в них сведений;

Правильности их оформления.

Проверке подлежит как содержательная, так и внешняя сторона документа, что дает более полную и точную информацию о товарах, транспортных средствах, лицах, их перемещающих, условиях перемещения и использовании документов для таможенного оформления.

Для проверки подлинности ограничиваются визуальным осмотром. Правильность оформления устанавливается также визуально, но внимание обращается на полноту сведений, наличие реквизитов, установление неоговоренных исправлений и т.д.

Проверка достоверности сведений осуществляется путем:

Сопоставления сведений с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля;

Анализа сведений специальной таможенной статистики;

Обработки сведений с использованием программных средств;

Другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.

В обязательном порядке проверяется правильность подсчетов, правильность определения товарной позиции по ТН ВЭД, и исходя из этого правильность ставки таможенной пошлины.

В случае недостаточности сведений, таможенный орган вправе попросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации. При этом следует уделить внимание мотивированности запроса. Таможенный орган составляет запрос в письменной форме с указанием срока представления требуемых документов.

Важным новшеством российского таможенного законодательства является положение о том, что запрос дополнительных сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено Таможенным кодексом РФ.

При достаточности сведений таможенный орган завершает проверку документов не позднее трех рабочих дней со дня приема таможенной декларации.

При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос (ст.368 ТК РФ) физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

Устный опрос сводится к получению дополнительных сведений о товарах и транспортных средствах, оформленных в устной форме.

Получение пояснений (ст.369 ТК РФ) - получение должностным лицом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, от лиц, указанных в статье 16 ТК РФ, декларантов и иных лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагающих такими сведениями. Пояснение оформляется в письменной форме по установленному образцу.

К кругу лиц, от которых может быть получено пояснение, относятся:

Российские лица, заключившие внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которых эта сделка заключена;

Лица, имеющие право владения (пользования) товарами на таможенной территории;

Декларанты;

Иные лица, имеющие отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагающее необходимыми сведениями.

Таможенное наблюдение (ст. 370 ТК РФ) применяется к товарам, находящимся под таможенным контролем, в процессе таможенного оформления. Таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

Отличается следующими чертами.

1. Осуществляется только уполномоченными должностными лицами таможенных органов. Законодательством ограничивается круг лиц, имеющих право на проведение таможенного наблюдения. Так же ограничивается и состав объектов контроля.

2. Является гласным, то есть проводится открыто.

3. Целенаправленное обусловлено пределами и целями таможенного контроля.

4. Может быть разовым и систематическим. Выбор частоты зависит от конкретных обстоятельств и поставленных задач. Систематические наблюдения проводятся в случаях неэффективности разового и существует необходимость в постоянном.

5. Может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственное проводится лично должностным лицом, а опосредованное - с применением технических средств.

Таможенный осмотр (ст.371 ТК РФ) товаров и транспортных средств - внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства, либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров.

В зоне таможенного контроля таможенный осмотр товаров и транспортных средств может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.

Осмотр товаров и транспортных средств является внешним и визуальным. Предполагает внешнее исследование объекта контроля без вскрытия транспортного средства, нарушения упаковки товара, без применения технических средств.

Одно из основных мест проведения таможенного осмотра - зона таможенного контроля, где допускается проведение осмотра без присутствия декларанта или другого лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и транспортных средств.

Таможенный кодекс не содержит требований составления акта таможенного осмотра. Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право. М., 2009. С. 173.

Таможенный досмотр (ст.372 ТК РФ) - проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

Согласно п. 3 ст. 132 ТК РФ, таможенный досмотр должен быть проведен после принятия таможенной декларации на товары, когда они приобретает статус документа, имеющего юридическое значение.

Исключения составляют следующие случаи:

Проведение таможенного досмотра до момента подачи таможенной декларации с такими целями, как идентификация товаров, которые ввозятся на таможенную территорию РФ;

Проведение таможенного досмотра целями проверки информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации;

Проведения таможенного контроля на основании выборочной проверки.

Возможно проведение таможенного досмотра при участии понятых. При этом должен отсутствовать декларант, а также другие лиц, которые обладают полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей. Указанное выше проведение таможенного досмотра возможно непосредственно в следующих случаях:

Неявка указанных лиц по истечении срока на подачу таможенной декларации;

При существовании угрозы государственной безопасности, общественному порядку, а также угрозы жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства. В том числе должны присутствовать признаки, которые бы указывали на то, что указанные товары имеют признаки взрывоопасного предмета, легковоспламеняющегося вещества, взрывчатого, отравляющего, а также опасного химически и биологически вещества, признаки психотропного, сильнодействующего, ядовитого, токсичного, радиоактивного вещества, ядерного материала, наркотического средства, а также других похожих товаров, если такие товары распространяют зловоние;

Пересылка указанных выше товаров в международных почтовых отправлениях;

Оставление товаров и транспортных средств на таможенной территории РФ в нарушение таможенного режима, который предусматривает вывоз товаров или транспортных средств.

По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств должен быть составлен в двух экземплярах акт.

В зависимости от рисков проведения таможенного досмотра он может быть следующих видов:

1.основной - обычный досмотр, который обусловлен технологией проверки таможенной декларации;

2.повторный - проводится с целями проверки результатов основного таможенного досмотра, который был проведен в ходе таможенного декларирования товаров;

3. направленный - проводится с целью проверки таких сведений, как перемещение товаров и транспортных средств в нарушение запретов и ограничений, которые установленных законодательством РФ, а также с целью выявления фактов сокрытия от таможенного контроля;

4. идентификационный.

По степени таможенного досмотра товаров, а также транспортных средств необходимо выделить следующие его виды:

Досмотр с выборочным вскрытием грузовых мест;

Досмотр с пересчетом грузовых мест и их взвешиванием;

Досмотр со вскрытием всех грузовых мест;

Досмотр с пересчетом количества товаров в грузовых местах и другие варианты досмотра.

Если таможенные органы подвергли таможенному досмотру часть товаров, которые были указаны в таможенной декларации как товары одного наименования, то в таком случае результаты указанного досмотра распространяются на все товары, которые указаны в таможенной декларации.

Таможенный досмотр товаров, а также транспортных средств могут применять и как самостоятельную форму таможенного контроля, а также в качестве производной формы контроля. Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право. М., 2009. С. 173.

Личный досмотр (ст.373 ТК РФ) как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ.

Решение о проведении личного досмотра принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме через наложение резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа или оформляется отдельным актом.

Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа объявляет физическому лицу о решении проведения личного досмотра, знакомит физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении досмотра, предлагает добровольно выдать скрываемые товары.

Факт ознакомления физического лица удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении личного досмотра.

Таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок (ст. 374) , идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.

Проверка маркировки товаров специальными марками применяется в отношении товаров, которые не находятся под таможенным контролем. В частности, согласно п. 3 ст. 361 ТК РФ, в случаях и в порядке, которые предусмотрены в ТК РФ и других правовых актах РФ, таможенные органы производят таможенный контроль при обороте товаров, которые были ввезены на таможенную территорию РФ:

С помощью проверки сведений, которые бы подтвердили выпуск таможенными органами указанных товаров согласно требованиям и условиям, которые установлены в ТК РФ;

С помощью проверки наличия на товарах маркировки или же других идентификационных знаков, которые используются для подтверждения законности ввоза товаров на таможенную территорию РФ.

Следовательно, целью проведения проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков или других способов обозначения товаров можно назвать подтверждение легальности ввоза таких товаров на таможенную территорию РФ.

В частности, маркировке акцизными марками с целями контроля за их оборотом подлежат алкогольная продукция, табак, а также табачные изделия, которые ввозятся на таможенную территорию РФ и выпускаются для свободного обращения. Новиков А. Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // «Законодательство и экономика», 2005, №12.

Согласно ч. 2 ст. 29 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» требования обязательного подтверждения соответствия должны применяться к товарам, которые происходят из иностранного государства, так же, каким они применяются к похожим товарам российского происхождения. В соответствии со ст. 27 ФЗ «О техническом регулировании» маркируется знаком обращения на рынке продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, который предусмотрен указанным выше Законом. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 01.12.2007) // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2002, № 52 (ч. 1), ст. 5140.

Правительство РФ устанавливает изображение знака обращения на рынке. Продукцию не могут маркировать знаком обращения на рынке, если не подтверждено соответствие такой продукции определенным требованиям технических регламентов.

Если таможенные органы обнаружили в ходе применения данной формы контроля факты отсутствие требуемых марок, идентификационных знаков, а также других способов обозначения товаров, то на лицо, у которого указанные товары были обнаружены (п. 2 ст. 374 ТК РФ), возлагается бремя опровержения таких выявленных фактов.

В случае обнаружения таможенными органами товаров, которые были незаконно перемещены через таможенную границу, если это повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, то в таком случае на данные товары может быть наложен арест или данные товары должны быть изъяты и помещены на временное хранение.

Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации без производства таможенного оформления и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, не докажет обратное.

Осмотр помещений и территорий (ст. 375 ТК РФ) проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных Таможенным кодексом. Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК РФ, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки. Проведение осмотра жилых помещений не допускается.

Таможенные органы проводят таможенную ревизию (ст. 376 ТК РФ) - проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц.

Основной формой осуществления таможенного контроля после выпуска товаров является проведение таможенной ревизии.

Пунктом 1 ст. 376 ТК РФ установлено, что таможенные органы проводят таможенную ревизию. В ходе таможенной ревизии таможенные органы проверяют факт выпуска товаров, а также достоверность сведений, которые указаны в таможенной декларации и других документах. Таким образом, таможенная ревизия - это не что иное, как старый, известный пост-контроль, то есть таможенный контроль, осуществляемый после выпуска товаров, предусмотренный ранее ст. 193 ТК РФ образца 1993 г.

Установлены две формы проведения таможенной ревизии: общая и специальная. В обоих случаях ревизия производится по письменному решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Специальная ревизия также может назначаться и руководителем (лицом, его заменяющим) вышестоящего таможенного органа. Копия данного решения перед началом проведения таможенной ревизии вручается лицу, у которого данная ревизия должна производиться.

Общая, а также специальная таможенная ревизия имеют различный субъектный состав проверяемых лиц.

Общая таможенная ревизия может производиться таможенными органами в отношении декларантов и в отношении российских лиц, заключивших внешнеэкономическую сделку, либо, если перемещение производилось вне рамок сделки, у лиц, которые обладают правом владения, пользования и распоряжения товарами на момент такого перемещения и после него. Срок проведения общей таможенной ревизии ограничен тремя рабочими днями. Ревизия не должна препятствовать коммерческой деятельности проверяемого лица. Блинов И. Таможенная ревизия по-русски: заметки на полях нового таможенного кодекса // «Бизнес-адвокат», № 24, 2003.

Таможенные органы в ходе проведения общей ревизии имеют право на получение доступа в пределах своей компетенции к базам и банкам данных, информационных систем проверяемого лица, а также ко всем его документам с целью сопоставления данных, которые указаны в таможенных декларациях, а также других документах, которые были представлены при таможенном оформлении, с данными, которые есть в информационных системах и банках данных проверяемого лица, его бухгалтерских и иных коммерческих документах.

Специальная таможенная ревизия может проводиться таможенными органами не только у лиц, в отношении которых возможно проведение общей ревизии, но также у таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков и у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными (импортными) товарами. Она назначается только при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о нарушении учета товаров, либо предоставлении по ним отчетности с искажениями, либо несоблюдении данными лицами иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности, установленных ТК РФ. Халипов С.В. Таможенный контроль. Административно-правовой анализ. М., 2007. С. 91.

Основанием для проведения специальной таможенной ревизии является

1. обнаружение данных, свидетельствующих, что товары, находящиеся у этих лиц, ввезены на таможенную территорию с нарушением требований и условий, которые установлены в ТК РФ;

2. неуплата или недоплата в отношении данных товаров таможенных пошлин и налогов, несоблюдение запретов и ограничений, которые установлены в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Блинов И. Таможенная ревизия по-русски: заметки на полях нового таможенного кодекса // «Бизнес-адвокат», № 24, 2003.

При обнаружении в ходе таможенной ревизии признаков преступления или административного правонарушения ревизия прекращается на основании п. 9 ст. 376 ТК РФ. Одновременно составляется акт по ее результатам, производятся соответствующие процессуальные действия в соответствии с законодательством РФ.

Максимальный срок проведения ревизии 2 месяца. Вышестоящий таможенный орган вправе продлить продолжительность специальной таможенной ревизии на 1 месяц. Таким образом, предельный срок ревизии не может превышать 3-х месяцев, за исключением отдельных случаев по п.5.

В отношение таможенной ревизии установлена оговорка о невозможности проведения повторной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров. Но поскольку любое лицо, которое занимается импортом товаров, перемещает эти товары регулярно, это означает, что таможенная ревизия может быть назначена и проведена таможенным органом по каждой поставке товаров, производимой данным лицом, или по каждой партии товаров, получаемых этим лицом. Теоретически таможенный орган может с помощью такого инструмента, как таможенная ревизия, парализовать коммерческую и производственную деятельность любого лица.

При проведении таможенной ревизии установлена возможность использовать результаты инвентаризации, аудиторского заключения либо проверок других государственных органов лица, в отношении которого проводится таможенная ревизия.

На эти акты можно ссылаться при обжаловании результатов таможенной ревизии в случае несогласия с ними. В случае приобщения этих актов к материалам ревизии таможенный орган в итоговом акте должен будет указать, принимает ли он сведения и выводы, содержащиеся в этих актах, и как он их использует либо отклоняет, с обязательным указанием мотивов отклонения.

Результаты проведенной ревизии оформляются актом по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Сроки составления указанных актов: для общей ревизии - день, следующий за днем окончания ревизии. В отношении специальной ревизии - 10 дней после окончания ревизии.

В процессе ревизии товары могут быть изъяты или на них может быть наложен арест.

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств, таможенный досмотр, осмотр помещений и территорий, а также личный досмотр и таможенная ревизия оформляются актом, который составляется в двух экземплярах.

2.3 Особенности перемещения отдельных видов товаров

При перемещении отдельных видов товаров через таможенную границу следует учитывать специфику, выраженную в необходимости прохождения дополнительны формальностей, позволяющих ввезти или вывезти товары.

Рассмотрим в качестве примере перемещение через таможенную границу валюты, культурных ценностей и гуманитарной помощи.

Перемещение валютных средств юридическими лицами сопровождается осуществлением контроля, как со стороны таможенных органов, так и уполномоченных банков.

Ввоз в РФ иностранной валюты и валюты Российской Федерации, дорожных чеков, ценных бумаг осуществляется без ограничения, если их сумма в эквиваленте превышает 10 тыс. долл. США, они подлежат таможенному декларированию в письменной форме.

Физические лица имеют право вывозить за пределы РФ наличную иностранную валюту в сумме 10 тыс.долл.США или не превышающую эту сумму. При этом не требуется представление документов, подтверждающих, что эта сумма была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию.

Вывоз валюты более 10 тыс. долл. США допускается только в особых случаях.

Представление письменной декларации не требуется, если сумма не превышает 3 тыс.долл.США.

Особенности перемещения культурных ценностей устанавливаются Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Функции органов контроля обращения культурных ценностей наряду с Федеральной таможенной службой выполняет Министерство культуры РФ.

Культурные ценности подлежат обязательной экспертизе в органах по сохранению культурных ценностей.

Экспертное заключение выносится на основе всестороннего анализа культурных ценностей с определением их подлинности, авторства, наименования, места и времени создания и т.д. Оно должно содержать обоснованные выводы относительно возможности и невозможности вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации и предложения по их оценке, основанные на их рыночной стоимости. После этого выдается соответствующее свидетельство, утвержденное органами Минкультуры России. Оно является основанием для разрешения пропуска их через таможенную границу. БАКАЕВА с.43

Запрещается ввоз культурных ценностей, в отношении которых объявлен розыск.

Согласно статье 9 закона « О ввозе и вывозе культурных ценностей» вывозу из России не подлежат:

Движимые предметы, отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации;

Движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ;

Культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных музеях, архивах, библиотеках Российской Федерации;

Культурные ценности, созданные более 100 лет назад.

Гуманитарная помощь - вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи. Она перемещается через границу в упрощенном порядке. Бакаева 44

Решение о подтверждении принадлежности товаров к безвозмездной помощи принимается Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при правительстве РФ.

Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве безвозмездной помощи, освобождаются от обложения ввозной таможенной пошлины, налогом на добавленную стоимость и взимания таможенных сборов за таможенное оформление товаров.

Выводы по главе II .

Таким образом, таможенный контроль как проверка - есть одна из его характеристик, другая же раскрывает его как правовой режим, который приобретается товарами и транспортными средствами по причине и в силу их перемещения через таможенную границу РФ.

Заключение

Таможенные органы Российской Федерации являются эффективным рычагом развития экономики страны, инструментом осуществления внешней политики. В то же время деятельность таможни невозможно представить без осуществления таких функций, как борьба с экономической контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств, оружия, боеприпасов, незаконным перемещением товаров.

Одной из задач таможенных органов любого государства является максимальное содействие развитию международной торговли. При этом необходимо добиться оптимального сочетания достаточного таможенного контроля и проведения минимальных таможенных процедур при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В стратегии развития экономики России одним из приоритетов определено развитие бизнеса, создание благоприятных условий для реализации инициатив предпринимательской среды. В связи с этим, таможенная служба постоянно проводит работу по совершенствованию нормативно- правовой базы таможенного дела, по автоматизации таможенного оформления и контроля, усилению взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности и государственными контролирующими органами, а также упрощению таможенных процедур и таможенного администрирования.

В целях повышения транспортного и транзитного потенциала Российской Федерации и совершенствования таможенного администрирования на государственной границе, принят ряд правовых и нормативных актов и инструкций по обеспечению взаимодействия государственных органов в контрольно-пропускных пунктах на границе Российской Федерации. таможенный ревизия контроль

Таможенное право наделяет правом перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу всех лиц на равных основаниях.

В данной работе были рассмотрены общие положения о таможенном контроле, сущность нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем, формы таможенного контроля товаров и транспортных средств под таможенным контролем.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Таможенный контроль в широком понимании представляет собой разновидность государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоза с этой территории. На Федеральные таможенные органы, осуществляющие таможенный контроль возложена функция координации различных видов государственного контроля при импорте и экспорте товаров.

Таможенный контроль является совокупностью мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Он охватывает всю процессуальную деятельность таможенных органов, в том числе таможенное оформление. В рамках таможенного контроля реализуется система организационно-управленческих, правоохранительных и фискальных мер.

Контроль над их исполнением возложен на таможенные органы путем определения и подтверждения статуса товаров, транспортных средств и лиц, пресечения нарушений таможенных правил и реализации ответственности в сфере таможенного дела.

Список использованной литературы

1. Андриашин X.А. Таможенное право: учебное пособие / Х.А. Андриашин, В.Г. Свинухов, В. В. Балакин. - М., 2008.

2. Бакаева О.Ю.таможенное право: курс лекций/ О.Ю.Бакаева, Г.В. Матвиенко. -М.: РАП, Эксмо, 2009. - 272с.

3. Блинов И. Таможенная ревизия по-русски: заметки на полях нового таможенного кодекса /«Бизнес-адвокат», № 24, 2003.

4. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. 2-е изд., исправл. и доп. - Л.: Закон и право, 2007. - 500 с.

5. Косаренко Н.Н. Таможенное право: учебное пособие/ - М., 2006.

6. Молчанова О.В. Таможенное дело: учебное пособие/ О.В. Молчанова, М.В. Коган.- 2-е изд., доп. и испр. - Ростов н/ Дон: Феникс, 2007.- 317 с.

7. Новиков А.Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // «Законодательство и экономика», 2005, №12.

8. Приказ ФТС России от 16.05.2006 443 "О типовых структурах таможенных органов РФ" (в редакции от 11.09.2008)

9. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 459 "О Федеральной таможенной службе" (в редакции от 10.03.2009)

10.Свинухов В.Г. Правовое обеспечение таможенного контроля // «Право и экономика», 2005, № 12.

12. Тимошенко И.В. Таможенное право. М., 2008. С. 246Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). 2-е изд., исправл. и доп. - М.: ИКД Зерцало, 2008. - 276 с.

13.Таможенное право: учебник; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 688с.

14. Халипов С.В. Таможенный контроль. Административно-правовой анализ. М., 2007.

15. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 01.12.2007) // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2002, № 52 (ч. 1), ст. 5140.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Формы таможенного контроля. Таможенный контроль осуществляется путём проверки документов и сведений. Учёт товаров и транспортных средств. Ответственность за нарушение правил таможенного контроля. Применение специальной техники для таможенного контроля.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2007

    Экономическое содержание таможенной стоимости. Общий порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза. Система проведения контроля таможенной стоимости в России, ее недостатки и пути совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2013

    Понятие и формы таможенного контроля. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств, установленные Таможенным Кодексом. Процесс перемещения товаров через таможенную границу. Ответственность за нарушение правил таможенного контроля.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2014

    Исследование сущности, целей и задач таможенной проверки. Анализ особенностей ее проведения и механизма реализации основных форм. Выявление проблем проведения таможенной проверки в процессе таможенного контроля, права и обязанности должностных лиц.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2014

    Понятие, объект и предмет таможенного контроля. Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Сроки проведения таможенного контроля в системе управления рисками. Ответственность за нарушение правил таможенного контроля.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2011

    Понятие, принципы и формы таможенного контроля. Ответственность за нарушение правил таможенного контроля. Особенности проведения контроля за перемещением товаров физическими лицами для личного пользования. Таможенный контроль железнодорожных перевозок.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2012

    Обобщение теоретических и методических положений по выработке и реализации таможенной политики России. Характеристика таможенной политики РФ в 90-е годы. Обоснование принятия Таможенного Кодекса в 2003 году. Концепция развития таможенной политики РФ.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2009

    Формы проведения таможенного контроля. Структура, элементы и основные принципы системы управления рисками в таможенной деятельности. Исследование особенностей организации таможенного контроля после выпуска товаров. Порядок проведения таможенных проверок.

    дипломная работа , добавлен 08.10.2014

    Порядок осуществления ветеринарного контроля товаров при перемещении в пределах таможенной границы. Особенности проведения совместных проверок. Ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию Таможенного Союза. Выдача разрешения на вывоз товара.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2014

    Составление и регистрация информационно-аналитической справки при проведении таможенной проверки. Составление требования о предоставлении документов и сведений. Оформление акта таможенной проверки. Заполнение журнала регистрации форм таможенного контроля.

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная политика является неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства. Так, протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).

Одной из задач таможенной политики Российской Федерации является рационализация товарной структуры российского импорта. В этих целях, как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.

В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации ставок таможенных пошлин, т. е. их повышения в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится беспошлинно или по крайне низким ставкам; полуфабрикаты – по небольшим ставкам; готовые изделия облагаются по высоким ставкам таможенных пошлин.

Таможенная политика нацелена на поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов. Таможенно-тарифное регулирование оказывает воздействие на состояние расчетного и платежного баланса России. Превышение российского экспорта над импортом обеспечивает приток в страну валютных ресурсов.

Под расчетным балансом понимается соотношение денежных требований и обязательств данной страны применительно к зарубежным странам, возникшее в результате осуществления внешнеэкономической деятельности. Расчетный баланс охватывает требования и обязательства в денежном выражении независимо от того, когда по ним наступают платежи. Этим он отличается от платежного баланса, который включает только произведенные в течение определенного периода платежи.

Использование таможенных инструментов призвано содействовать прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации. Одна из основных задач развития российского экспортного потенциала – повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

Задачей таможенной политики является также защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим и ценовым параметрам значительно превосходят отечественных производителей.

Таможенная политика выполняет также фискальную функцию: уплачиваемые таможенными органами таможенные платежи (таможенные пошлины, НДС, акцизы, таможенные сборы и др.) являются важным источником государственных доходов. О значении этой задачи таможенного регулирования говорят бюджетные задания по таможенной пошлине и иным таможенным платежам.

Наконец, еще одной задачей таможенной политики является обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. При этом у стран – участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран – участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Во всех государствах мира внешнеэкономическая деятельность спо­собствует выравниванию уровня экономического развития (националь­ного и мирового), осуществляет соизмерение национальных и мировых издержек производства, реализует преимущества международного разде­ления труда и, как следствие, способствует повышению эффективности национальной экономики.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 25.11.2004 № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» госу­дарственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется с учетом следующих основных принципов:

Реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;

Обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;

Единства таможенной территории;

Приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

Невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторго­вой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, за­щиты нравственности, прав и свобод других лиц;

Обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Бе­ларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;

Применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;

Выбора мер государственного регулирования внешнеторговой дея­тельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;

Обоснованности и объективности применения мер государственно­го регулирования внешнеторговой деятельности;

Гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

Гласности в применении мер государственного регулирования внеш­неторговой деятельности.

Внешнеторговая политика Республики Беларусь осуществляетсяв це­лях создания благоприятных условий для резидентов Республики Бела­русь - участников внешнеторговой деятельности, производителей и по­требителей товаров, заказчиков и исполнителей услуг.

Отношения Республики Беларусь с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе Конститу­ции Республики Беларусь и иного законодательства Республики Бела­русь, а также общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе принципов суверенного равенства государств, мирного разре­шения международных споров, невмешательства во внутренние дела друг друга, добросовестного выполнения международных обязательств, при­нятых Республикой Беларусь, а также недискриминации и взаимности.

Одним из инструментов внешнеэкономической деятельности являет­ся таможенная политика. В соответствии с Решением Совета глав госу­дарств СНГ от 10.02.1995 «Об основах таможенных законодательств госу­дарств - участников Содружества Независимых Государств» таможенная политика является частью внутренней и внешней политики государств.

Таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного декларирования, таможенный кон­троль и другие средства проведения таможенной политики составляют таможенное дело.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эф­фективного использования инструментов таможенного контроля, уча­стие в реализации торгово-политических задач по защите национального рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики, а также иные цели, определяемые Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь и Правительством Респу­блики Беларусь.

В условиях формирования рыночных отношений таможенная поли­тика не только реализует задачи внешнеэкономической деятельности, но и является продолжением внутренней политики, а также инструмен­том и средством решения внутриэкономических задач. Она призвана сти­мулировать всестороннее развитие отечественной экономики и ограждать ее от проникновения извне деструктивных элементов. По своему харак­теру таможенная политика является правоохранительной и находится на страже государственных интересов, прав юридических лиц и граждан.

Составляющую таможенного дела - таможенную политику - можно определить как систему политико-правовых, организационных, эконо­мических и иных мероприятий в сфере таможенного дела, ориентирован­ных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов государства.

В условиях перехода к рыночным отношениям таможенная политика должна быть динамичной, маневренной, гибкой и в то же вре­мя достаточно устойчивой и стабильной в отношении экономического суверенитета, стимулирования отечественной экономики, соблюдения экономических интересов Республики Беларусь и других государств - участников Таможенного союза при их интеграции в мировое хозяйство.

Составляющей частью таможенной политики в сфере таможенного об­ложения, направленной на его регулирование, является таможенно-та­рифная политика. Основные средства реализации таможенно-тарифной политики: установление тарифных и нетарифных мер таможенного регу­лирования, осуществление таможенного контроля таможенными органа­ми, участие в таможенных союзах и иных формах интеграции экономи­ческих связей с другими государствами. Центральное место в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности занимает таможенно-тарифное регулирование посредством таможен­ных платежей.

Таможенный контроль как часть таможенного дела имеет сквозной характер и в той или иной степени проявляется во всех составляющих та­моженного дела, а именно при формировании таможенной политики, пе­ремещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимании и уплате таможенных платежей и т. д. Перемещаемые товары и транспортные средства подлежат таможенному декларированию и та­моженному контролю в соответствии с порядком и условиями, опреде­ленными таможенными процедурами. На границах между государствами, входящими в Таможенный союз, как правило, отменяется и таможенный контроль, что приводит к сокращению транспортных расходов.

К другим средствам таможенного дела, помимо перечисленных со­ставляющих, относятся: таможенная статистика и ведение Товарной но­менклатуры внешнеэкономической деятельности; борьба с контрабандой и иными преступлениями в таможенном деле, с нарушениями таможен­ных правил; производство по делам о нарушениях таможенных правил; рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил; дознание и опера­тивно-розыскная деятельность таможенных органов и др. Таможенное регулирование предполагает использование целого спектра способов, методов, приемов регулирования, способных в совокупности, в органи­ческом единстве и взаимодействии обеспечить должный эффект в про­цессе осуществления таможенного дела. Исходя из задач конкретного периода, одни его части и элементы не подвержены сиюминутным коле­баниям политической конъюнктуры и в целом имеют довольно стабиль­ный характер, хотя и реагируют на них. К ним относятся, например, ин­ституты таможенного декларирования и таможенной статистики. Другие части таможенного дела, например, таможенные платежи, таможенные процедуры, правила перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, физических лиц, формы и методы таможенного контроля, являются подвижными. Регулирование статуса этих частей та­моженного дела во многом обусловлено наличием разнообразных факто­ров: политических, экономических, социальных, географических, при­родных, криминогенных и др.

Изучение отечественной и зарубежной многовековой истории при­водит к неоспоримому выводу, что таможенная политика во все времена была и остается неотъемлемой частью внешней и внутренней политики государства, а таможенная служба - одним из базовых институтов любой экономики и проводником таможенной политики.

Таможенное дело Республики Беларусь как суверенного государства формируется с 1991 г. Осуществляют таможенное дело непосредственно таможенные органы. Они составляют единую систему, в которую входят Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, 2 регио­нальные таможни (Гродненская и Минская), 7 таможен (Брестская, Ви­тебская, Гомельская, Минск-2, Минская центральная, Могилевская, Ош- мянская), свыше 120 пунктов таможенного оформления.

В условиях единой таможенной территории Таможенного сою - за и ЕЭП согласно Договору о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011 Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК) коор­динирует деятельность таможенных органов Республики Беларусь, Ре­спублики Казахстан и Российской Федерации в соответствии с договор­но-правовой базой Таможенного союза и ЕЭП и решениями Высшего Евразийского экономического совета в сферах таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, таможенного администрирования, тех­нического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, установ­ления торговых режимов в отношении третьих стран, статистики внеш­ней и взаимной торговли и др.

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта ) путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

Основными средствами (инструментами ) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).

С помощью инструментов таможенной политики государство обеспечивает выполнение одной из важнейших своих функций - функции защиты прав и свобод человека и общественных интересов. Так, может быть запрещен ввоз в страну и вывоз отдельных товаров и транспортных средств исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов своей страны и зарубежных стран, защиты права собственности, защиты интересов потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов.

Два вида таможенной политики: протекционизм и свободная торговля.

Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары.

В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной исходя из ее положения в современном мире, внешней и внутренней политики, масштабов и др. факторов

Виды таможенных пошлин и их классификация.

В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на:

· фискальные, выступающие в качестве средства пополнения бюджетных доходов;

· протекционистские и сверхпротекционистские, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров;

· антидемпинговые (разновидность протекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются внутри страны по более низким ценам, чем аналогичные национальные товары;

· преференциальные - льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору и др.

2. По объекту обложения:

· импортные. Накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны.

· экспортные пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

· транзитные пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

3. По способу взимания:

· специфические. Начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1 тонну груза). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

· адвалорные. Начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

· альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора.

На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако, в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

4. По происхождению:

· автономные. Вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

· конвенционные устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений;

· преференциальные пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

5. По типам ставок:

· постоянные. Таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.

· переменные. Таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

6. По способу вычисления:

· номинальные. Таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.

· эффективные. Реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

7.По характеру:

В целях защиты экономических интересов страны к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин:

· антидемпинговые;

· специальные;

· сезонные;

· компенсационные.

Антидемпинговая пошлина применяется в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным товаропроизводителям, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Антидемпинговая пошлина действует в течение такого периода и в таком размере, которые необходимы для ликвидации существенного ущерба отрасли российской экономики, причиненного демпинговым импортом товара.

Срок действия антидемпинговой пошлины не должен превышать пять лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате повторного антидемпингового расследования. Необходимость продолжения взимания антидемпинговой пошлины или пересмотра ее ставки определяется Правительством РФ на основании результатов повторного антидемпингового расследования.

Специальная таможенная пошлина применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные негативные действия других государств или их союзов.

В случае, если срок действия специальных защитных мер превышает три года, не позднее чем через полтора года после их введения должно быть проведено повторное расследование, в результате которого специальные защитные меры могут быть отменены или продлены. Специальная пошлина на сельскохозяйственный товар может вводиться без проведения расследования только на срок до окончания календарного года, в котором введена указанная пошлина, и в размере, не более чем на одну треть превышающем ставку таможенной пошлины на такой товар.

Сезонная пошлина применяется в целях оперативного регулирования ввоза отдельных товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. В Российской Федерации сезонная пошлина устанавливаются Правительством РФ, причем срок ее действия не может превышать шести месяцев в году.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Вывод: На территорию РФ ввозят различные товары, которые облагаются таможенными пошлинами, именно поэтому нужно выделять различные виды таможенных пошлин. Исходя из видов, пошлины можно классифицировать, т.к. нельзя облагать одной и той же пошлиной различный товар. Основной классификацией является классификация по объекту обложения (импорт, экспорт, транзит).